Рисование комнатных растений в подготовительной группе: с натуры и другие варианты + конспекты и методические рекомендации

Рисование с натуры

Занятия «Рисование с натуры» являются одними из самых сложных в изобразительной деятельности детей. Данный вид рисования развивает зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу.

Рекомендации при рисовании с натуры

При рисовании с натуры небольшие натуры раздаются прямо детям на стол. Например, листья, кубик. Большая натура ставится так, чтобы всем было видно, с соблюдением определенных правил.

Объект для рисования – игрушки, фрукты, овощи, растения, посуда. Объектов может быть несколько. Одинаковые (яблоки) и разные по форме и величине (ваза и апельсин).

Натура должна отвечать требованиям:

  • выразительная,
  • яркая,
  • реалистичная (естественная окраска, пропорции…),
  • эстетичная.

Натуру размещают приблизительно на уровень глаз ребенка (в литературе рекомендовано чуть выше или ниже глаз ребенка), располагают в профиль или фас. Натурные постановки могут объединять от одного до нескольких объектов, причем одни могут загораживать другие.

Рисование с натуры – это чаще всего предметное рисование. Плоскостное изображение в работах встречается больше чем объемное. Например, чашка. Набросок выполняется простым карандашом или краской нейтрального цвета.

Важно правильное восприятие и обследование натуры. Прорисовка в воздухе, проговаривание. Например, «Сначала листья идут вверх, потом слегка наклоняются и спускаются вниз».

От целостного восприятия объекта к детальному. То есть от больших деталей  переходить к маленьким. И затем снова обратиться к целостному созерцанию. Например, сколько листьев, цветов, как расположены…

Задача рисования с натуры:

  • учить детей передавать реальные форму и цвет,
  • соблюдать пропорциональное соотношение частей,
  • регулировать силу нажима на карандаш,
  • соблюдать последовательность наброска.

Некоторые правила рисования с натуры для детей.

1. Рисовать точно так, как видим. Например, как фотоаппарат.

2. Измерять меркой.

3. Делать разметку (набросок, планировку) на листе.

Роль предварительной работы в успешной реализации рисунка огромна. Это детальное рассматривание растений, предметов на наяву и в иллюстрациях, картинках, фотографиях. Наблюдение везде – группа, прогулка. Игры на развитие наблюдательности и внимания.

Например, «Я целое, а ты моя часть», «Что сначала, что потом?», «Грузим на баржу все что, есть на картине, дереве и т.д.» Чтение, беседы о предмете рисования. Лепка, аппликация по данной теме. Индивидуальная работа с детьми.

Беседы с родителями, стендовая информация, выставки детских и семейных работ.

Таким образом, рисование с натуры развивает у детей зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу. А также оно важно в подготовке старшего дошкольника к успешному обучению в школе.

Обучение рисованию с натуры в подготовительной к школе группе

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры — ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

При рисовании с натуры в данной возрастной группе имеются некоторые особенности. Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь — свойства, присущие конкретному предмету.

Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить и изобразить.

Кроме того, несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее, возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.

Рисование с натуры приобретает характер, близкий к требованиям школы.

Дети рассматривают и анализируют строение, форму частей, окраску предметов, которые используются в качестве натуры (весной это — ветки, цветы в вазе, комнатные растения).

От детей требуется передача основных характерных свойств натуры, в частности оттенков цветов. Обращается также внимание на красивое расположение рисунка на листе (даются большие листы бумаги, рисунки делаются крупными).

Но в то же время методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной. В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности.

Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств.

При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска — положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.

Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно.

На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основное правило — наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка. Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей.

У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера.

Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях.

Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке — 3 ответвления, на другой — 2, у одной — все листики смотрят вверх, а у другой — в разные стороны.

На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям.

Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства. Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы.

Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней — река, далее — поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья.

Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает.

В подготовительной к школе группе можно ввести такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Сравнивая один предмет с другим, дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке.

Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре: передается не только форма каждого предмета, но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в середине, близко или подальше).

При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу.

Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. Однако через несколько месяцев после начала этих занятий все дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении.

Новое достижение доставляет детям большое удовольствие. Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.

При обучении детей изображению с натуры основное внимание надо направлять на соотношение предметов по величине, а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений.

Рисунки могут выполняться графитным карандашом с последующим раскрашиванием акварелью. Воспитатель учит детей наносить контур легкой тонкой линией, чтобы можно было исправить неточности.

Когда правильная линия контура найдена, ребенок просит воспитателя стереть все лишнее, ненужные линии (мы не советуем давать резинку детям в руки: во многих случаях они используют ее недостаточно разумно и портят начатый рисунок). В некоторых случаях можно предложить детям рисовать только мягким графитным карандашом.

Для этой цели следует подобрать нецветущие комнатные растения, в окраске которых отчетливо видны разные оттенки зеленого цвета.

Рисование     с     натуры простым графитным   карандашом (узамбарская фиалка)

Рисование    с натуры простым графитным карандашом (сансевьера)

Детей надо научить не только передавать форму всех частей натуры, но и тоновые отношения: темные листы покрыть штриховкой более густо, при закрашивании светлых — легко нажимать на карандаш.

Этот технический прием детям уже знаком. На данном занятии его надо вспомнить. Не следует думать, что перед детьми ставится задача передать светотень.

Достаточно при анализе растения обратить внимание на то, что одни части растения светлее, другие темнее, и это отразить в рисунке.

Рисование с натуры требует особого внимания к цвету. Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя — научить детей видеть и передавать эти оттенки.

Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его.

Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок.

Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью.

Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсем немного. Надо учить детей брать столько краски, сколько нужно: чаще всего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, например к желтой или светло-зеленой — синяя или коричневая для получения темно-зеленой.

Рассмотрим методику проведения занятий  — рисование с натуры.

Читайте также:  Влияние недостатка подвижности на общее состояние здоровья учеников.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры. «Комнатное растение»

Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка.

Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения).

Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Материалы к занятию. Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).

Методика проведения занятия. Обследовать растение, активно включая детей, вызывая их для показа у доски на правления стеблей, формы горшка.

Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке одним простым карандашом. Если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает разный тон (светлее, темнее).

Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы. Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.

Источник: https://students-library.com/library/read/53940-risovanie-s-natury

Экспериментальная деятельность с комнатными растениями. Конспект НОД в подготовительной группе «Зачем растению корень?»

Экспериментальная деятельность  с комнатными растениями.
Конспект НОД в подготовительной группе «Зачем растению корень?»

Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ №8 г. Мичуринск Назначение работы: конспект занятия предназначен для детей подготовительной к школе группы детского сада, педагогов дополнительного образования.

Цель: Систематизировать знания детей о внешнем строении растений.

Задачи: 1.Создать радостную атмосферу встречи с прекрасным. 2.Знакомить детей со строением растения. Познакомить с таким органом растения, как корень. 3. Развивать умение делать выводы из экспериментальной деятельности, рисовать комнатное растение. 4. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любознательность, наблюдательность.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, экспериментальная, изобразительная.

Формы реализации детских видов деятельности: ответы на вопросы, игры с дидактическим материалом, подвижные игры, рисование.

Оборудование и материалы: комнатные растения с разнообразными листьями, стеблями, цветами, несколько стаканчиков, где находится в воде герань с корнями, карточки с нарисованными частями растения, альбомные листы и цветные карандаши для рисования.

Методические приёмы: создание игровой ситуации, экологическая сказка (инсценировка), дидактическая игра, сюрпризный момент, физкультминутка.

https://www.youtube.com/watch?v=BzK7Jmvh0M0

Ход занятия: Воспитатель сообщает, что на занятии будут рассматривать комнатные растения. предлагает нарисовать детям их любимое комнатное растение.

Продуктивно-творческая деятельность:

(нарисовать любимое комнатное растение)

Д/игра: «Назови часть растения»: (Воспитатель показывает картинки с изображением частей растения, дети называют их. Необходимо обратить внимание на их разнообразие ).
Цветок,

лист,

корень

Значение корня в жизни растения: Рассматривание корня растения: • Как выглядит корень? Воспитатель показывает черенок традесканции с корнем.

Дети рассматривают: корень похож на толстую белую нитку. От основного (главного) корня отходят боковые корни, от которых отходят более мелкие корешки.

• Зачем нужны корни растению? Корни всасывают влагу и полезные вещества из почвы и таким образов обеспечивают растение питанием. Чем больше в почве питательных веществ, необходимых растению, тем быстрее растёт растение. • Растут ли корни? Воспитатель предлагает самим сделать этот вывод. Но для этого придётся набраться терпения и понаблюдать несколько недель.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся (дети встали в кружок) Больше спать не захотел (все взялись за руки) Шевельнулся, потянулся, (подняли руки вверх – потянулись) Взвился вверх и полетел. (машут руками, как крыльями, бегут на места)

(Бабочка)

Экспериментальная деятельность.
Цель опыта: определить, растёт ли корень растения?

Ход опыта:

на прозрачном стакане дети отмечают маркером место, где заканчивается корень.

Через 1 неделю дети смотрят на корень и отмечают, что корень вырос ,т.к. место, где он заканчивается, изменилось.

Наблюдения дети зарисовывают в дневниках наблюдений.

Вывод: корни растут, таким образом, увеличивается возможность растения впитывать больше питательных веществ и влаги. За счёт этого растение быстрее развивается и растёт

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/eksperimentalnaya_deyatelnost__s_komnatnimi_raste_230657.html

Методика ознакомления дошкольников разных возрастных групп с комнатными растениями

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Коми государственный педагогический институт

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования

Методика ознакомления дошкольников разных возрастных групп

с комнатными растениями

(пособие для педагогов ДОУ)

Выполнила:

Карманова Евгения Николаевна,

студентка 636 группы

Сыктывкар, 2010

Тематика занятий

II младшая группа

  • «Рассматривание комнатного растения – бальзамина». [2]

Цель: учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать способность переживания чувства радости от рассматривания растения.

  • «Мытье комнатного растения» [2]

Цель: формировать у детей знания о структуре трудового процесса. Воспитывать желание помогать растениям.

  • «Поливка комнатного растения» [2]

Цель: показать детям потребность растения во влаге; обучить процессу поливки.

  • «Составление рассказа о комнатном растении» [2]

Цель: учить детей составлять короткий описательный рассказ о растении; развитие связной речи.

  • «Рассматривание примулы и фикуса» [3]

Цель: закрепить знания детей о растениях: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними; упражнять в умении описывать растения и сравнивать их между собой.

Средняя группа

  • «Сравнение комнатных растений» (герань душистая и бальзамин) [2]

Цель: учить сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству; упражнять детей в обследовательских действиях.

  • «Как поливать растения» [2]

Цель: закрепить знание структуры трудового процесса (поливка); обучить детей практическим навыкам поливки; воспитывать отношение к растениям как к живым существам.

  • «Составление описательных рассказов о комнатных растениях» [2]

Цель: учить последовательному и полному рассказу об объекте; приучать использовать компоненты предметной модели «растения» в качестве плана рассказа; закреплять умение видеть признаки общего и особенного в растении.

Цель: учить узнавать цветущие растения по внешним признакам; закреплять умение называть части растения, форм и цвет листьев и цветов; закрепить знания об условиях содержания и уходу за растениями;

Старшая группа

  • «Рассматривание и сравнение комнатных растений» [2]

Цели: закрепить знания детей о комнатных растениях (герань душистая, зональная, бегония «Рекс», аспидистра); название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода. Учить детей находить общее и различия

  • «Рассматривание и знакомство с новыми способами ухода» [2]

Цели: познакомить детей с новым комнатным растением (аспарагус); рассказать о родине этого растения, о правилах его содержания; с помощью моделей закрепить знания о способах ухода, их размещении (светолюбивые- теневыносливые). Предложить детям самостоятельно придумать модели формы листа аспарагуса (похож на ёлочку).

  • «Черенкование комнатных растений. Осмотр и подкормка растений» [2]

Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними (полив, рыхление, обрезка); сообщить детям, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого их надо пересадить в свежую землю и подкармливать.

  • «Знакомство с новыми комнатными растениями» [1]

Цель: познакомить детей с новыми растением, дать сведения о нем; упражнять в узнавании комнатных растений по внешним признакам; закреплять знания о частях растений, учить связно рассказывать об их назначении.

  • «Магазин комнатных растений» [1]

Цель: закреплять умение составлять связный описательный рассказ о комнатном растении.

  • «Способы ухода за комнатными растениями» [4]

Цель: обобщать представление детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей; воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.

Цель: познакомить детей комнатными растениями – лекарями (каланхоэ, алоэ, герань душистая); учить детей запоминать, какую пользу приносят растения людям.

  • «Дежурство в уголке природы» [3]

Цель: уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы; уточнить знания об инвентаре для работы и месте его хранения. Объяснить устройство доски дежурных; воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

Подготовительная группа

  • «Комнатные растения – спутники нашей жизни» [2]

Цель: систематизировать знания детей о комнатных растениях и способах ухода за ними; закрепить знания детей о разных способах размножения растений.

  • «Посадка черенков фуксии и листьев фиалки в горшочки» [1]

Цель: дать детям знания о разных способах размножения растений: семенами, делением корневища, черенками, листьями; учить правильно готовить место для посадки растения;

  • «Рисование фуксии в горшочке» [1]

Цель: закреплять умение рисовать с натуры, стремление передавать в рисунке характерные особенности комнатного растения (форму, пропорции), красиво располагать на листе бумаги; способствовать передачи эмоционального отклика на красоту цветущего растения, воспитывать бережное отношение к природе.

  • «Приключение комнатного растения в детском саду» [1]

Цель: учить придумывать связный, последовательный рассказ о комнатном растении, придерживаясь плана.

  • «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения» [4]

Цель: сформулировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях (разная потребность во влаге связана с разным строением растений: засухоустойчивые растения запасают влагу в толстых листьях и стеблях, их следует поливать редко; растения с тонкими листьями не запасают влагу, их надо поливать часто — через день); закрепить представления детей о том, что для роста растений необходимы тепло, свет, вода и земля; дать понятие детям о способе потери воды растениями.

Литература:

    1. Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. – М.,2008. – 72 с.
    2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб: 2006. – 496 с.
    3. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., доработанное — М: Просвещение, 1989 – 144 с.
    4. Нищева Н.В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада. – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2009. – 144 с.

Перечень экологических игр

и упражнений

II младшая группа

  • «Научи Мишку мыть растение» (с элементами моделирования) [2]
  • «Угадай растение по описанию» (бальзамин, китайская роза, фикус) [2]

Цель: воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

Описание: на столе стоят 5 комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми).

Воспитатель, поочередно обращаясь к каждому ребенку, дает словесное описание растения, а ребенок находит его среди остальных.

Читайте также:  Занятие по рисованию на тему «одежда, обувь и головные уборы» в старшей группе

(например: это растение цветет, а у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).

  • «Где спряталась матрешка?» [2]

Цель: закрепить у детей названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.

Описание: растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет матрешку под растением. Ребенка освобождают от платка, он находит матрешку и говорит название растения.

  • «У кого какой цветок» [1]

Цели: упражнять детей в различении двух комнатных растений, одинаковых по названию; учить сравнивать растения, начиная с существенных признаков, развивать наблюдательность.

Описание: на мольберте 2-3 пары картинок; на каждой паре картинок изображены комнатные растения, которые одинаково называются, но чем-то отличаются друг от друга.

Мы с вами по очереди будем про них рассказывать, я – про одно растение, а тот, кого я вызову, — про другое. Если я называю форму листьев своего растения, вы рассказываете о листочках своего.

Например, я говорю: «На моей картинке – фиалка с белыми цветами», а вы мне отвечаете: «А на моей картинке – фиалка с голубыми цветами».

Средняя группа

  • «Опиши, а мы отгадаем» [2]

Цель: учить детей классифицировать растения по их признакам.

Описание: давать описание четко и подробно, в принятой последовательности. (например: цвет, форму листьев, цветы).

  • «В магазине растений» [2]
  • «За покупками в магазин» [1]

Цель: упражнять детей в выборе комнатных растений путем исключения названных педагогом признаков.

Описание: воспитатель предлагает представить, что детей попросили пойти в цветочный магазин и купить комнатное растение, но какое именно, им объяснили так: Настя, ты купишь фиалку не с овальными листочками и не с розовыми цветами, ты, Павлик, — бегонию не с пушистыми листьями и без цветов.

Старшая группа

Описание: детям раздаются модели функций корня, стебля, листа, цветка на отдельных карточках. На наборном полотне – карточки с изображением корня, стебля, листа, цветка. Детям предлагается определить, кому что надо, чтобы растение хорошо росло.

  • «Назови растение» [1]
  • «Какого растения не стало» [1]
  • «Что лишнее» [1]

Цель: упражнять детей в умении объединять растения по одному признаку.

Описание: воспитатель поочередно выставляет по 3 комнатных растения или картинки с их изображением и предлагает сказать, которое лишнее. Два растения подбираются по одному из признаков: отношение к свету, поливу, способ полива, наличие или отсутствие стебля, цветов вообще или цветов определенного цвета и т.д., третье – отличающееся.

Подготовительная группа

  • «Собери части растения» [1]
  • «Что и как растет» [1]

Цель: упражнять в знании правил ухода за комнатными растениями.

Описание: воспитатель напоминает, что одному растению для роста и развития необходим обильный полив, другое требует редкого полива, а некоторые растения можно поливать только в поддон.

Есть растения, которые не выносят прямых солнечных лучей, а другие хорошо растут только на солнышке.

Затем предлагает рассмотреть картинки с изображением комнатных растений и подобрать к ним картинки с изображением условий произрастания и ухода за ними.

Литература:

    1. Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. – М.,2008. – 72 с.
    2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб: 2006. – 496 с.
    3. Дрязгунова В. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981.

Труд в уголке природы

II младшая группа

  • Протирать крупные листья комнатных растений;
  • поливка под руководством взрослого;
  • участие детей в мытье поддонов и кашпо для растений;

Средняя группа

  • Уход за растениями в уголке природы: совместно с воспитателем подкормка растений, уборка сухих листьев, опрыскивание растений;
  • + полив, разрыхление почвы, опрыскивание растений;

Старшая группа

  • + удаление пыли, умение при уходе пользоваться картотекой потребностей растения;
  • индивидуальные поручения – уход за растениями в группе;
  • пересадка и подкормка комнатных растений;

Подготовительная группа

  • + определение оптимального расположения растения в помещении;
  • вместе с воспитателем определяют необходимость пересадки комнатных растений, поддерживают растения при пересадке, уплотняют вокруг корней землю;
  • принимают участие при размножении растений (отделяют «деток», делят на части разросшиеся корневища;
  • учатся подкармливать растения;

Опыты, эксперименты, наблюдения

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб: 2006. – 496 с — Средняя группа:

  • Опыты по выявлению потребности растений во влаге.

Цель: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Содержание опытов:

    1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой;
    2. Проследить изменения во внешнем виде комнатного растения до поливки и после неё.
  • Опыты по выявлению потребности растения в свете.

Источник: https://refdb.ru/look/1398198.html

Нетрадиционная техника рисования в подготовительной группе детского сада

Рисование для ребенка – радостная и увлекательная деятельность, к которой не надо принуждать, но очень важно стимулировать, открывать новые возможности изобразительного творчества.

Работая в детском саду, я убедилась, что дети любят рисовать нетрадиционными способами. Они не боятся ошибиться, т.к. легко можно все исправить, подрисовав что-то новое. Дети приобретают уверенность в себе, начинают чувствовать себя художниками, у них развивается воображение и чувство вкуса.Зная все это, я занялась с детьми подготовительной группы нетрадиционными техниками рисования.

Прежде всего, мне хотелось научить детей способам тонирования бумаги.Рисунок получается законченнее и интереснее, если он выполнен на каком-либо цветном фоне.

Прочитав пособие А.А. Фатеевой «Рисуем без кисточки», я начала работу с детьми.Для того чтобы вызвать интерес у детей к данной теме, я сделала образцы тонированной бумаги сама. Это был 1 этап моей работы.

Для этого нужно:

• намочить бумагу водой;

• провести широкой кистью мазки слева направо, отрывая кисть от бумаги после каждого мазка;

• работу выполнять сверху вниз.

2 этап – выставка работ, сделанных мною.

3 этап – творчество детей.

1 способ, который освоили дети – «отмывка» или тонирование одним цветом.

2 способ – вливание цвета в цвет или втекание краски вниз:

• намочить бумагу водой;

• нанести мазок краски любого цвета;

• вымыть кисть и нанести мазок другого цвета;

• приподнять бумагу за верхний край так, чтобы стекая вниз, краски свободно смешивались.

3 способ тонирования, который освоили дети, называется «цветные кляксы».

Для этого нужно:

• намочить бумагу;

• поставить поочередно любой краской пятна-кляксы (белую бумагу не закрашенной не оставлять).

4 способ тонирования, освоенный детьми – «фон текстурной бумаги». Предлагаю 2 варианта, которые делают дети моей группы:

1 способ – акварель по сырой бумаге + соль.

• намочить бумагу;

• нанести краску (полосами или пятнами);

• на сырую краску насыпать поваренную соль;

• дать просохнуть (соль можно смахнуть или оставить).

2 способ – акварель + целлофановый пакет. Получается эффект кристаллов.

• намочить бумагу;

• нанести краску;

• на сырую поверхность положить целлофан;

• дать просохнуть.

Данная техника вызвала у детей неподдельный интерес, они увлеклись процессом, и я предложила придумать, что можно изобразить или дорисовать на такой бумаге. Дети рисовали цветы, космос, деревья и многое другое.

Следующая техника, вызвавшая интерес детей – «выдувание». Изучив главу «Рисуем легкими» А.А. Фатеевой, я предложила детям пейзаж в технике выдувания.

1 этап – сделала образец и показала детям.

2 этап – творчество детей.

Ход работы:

• сделать фон на сырой бумаге;

• на сухой фон внизу рисунка нанести каплю темной краски (черную, коричневую, зеленую);

• подуть из трубочки на каплю, как будто толкая ее вперед;

• чтобы получились мелкие веточки, трубочкой во время выдувания надо покачивать из стороны в сторону.

Детям понравилось осваивать новые техники.

Следующее, что освоили дети – это техника «Печатаем растения». Собрали на прогулке листья деревьев и кустарников. Высушив их, приступили к освоению этой техники:

• нанесли краску на листочек;

• уложили листочек краской вниз;

• придавили чистым листом бумаги;

• аккуратно сняли листочек.

Дети «печатали» картины, дорисовывали отдельные детали, подходящие по смыслу, одним словом фантазировали.

Следующим этапом работы по формированию творческих способностей является способ нетрадиционного рисования – «монотипия». Изучив методические рекомендации О.А. Белобрыниной, опираясь на ее опыт, приступили к освоению этой техники.

Понадобятся материалы:

• бумага, краски, кисточки

Ход работы:

• согнуть лист пополам (книжкой);

• на половине листа нарисовать, например, 2 крыла бабочки или половину дерева;

• сложить лист и прогладить его ладошкой;

• развернуть.

Получается зеркальное отображение 2-х крыльев или вторая половина дерева и т.д.

Монотипия помогает выработать у детей привычку внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Это способствует развитию памяти, глазомера, формирует мышление. При помощи монотипии я объяснила детям, что такое симметрия.

Еще один способ, который удивил, увлек и порадовал детей – это способ диатипия. Эта техника считается разновидностью монотипии. Получила свое название от греческого dia – сквозь, через.

В этой технике делают одноцветные и многоцветные работы.

Для этого понадобятся материалы: краски любые, картон, бумага, карандаш.

Ход работы:

• ватным или поролоновым тампоном нанести легкий слой краски на поверхность картона;

• сверху положить лист бумаги;

• предложить ребенку что-нибудь нарисовать на нем карандашом или просто заостренной палочкой.

На той стороне, которая была прижата к картону, получится оттиск с необычным рисунком и фоном.

Эта работа учит детей аккуратности, развивает внимание и воображение.

Следующий этап моей работы по нетрадиционной технике рисования – «Волшебные нитки». Эта техника вызывает у детей восторг. Используя ее, они становятся маленькими волшебниками!

Для этого понадобится:

• нитки № 10, нарезанные по 20-25 см;

• акварель или цветная гуашь;

• 2 листа бумаги (тонированной или белой).

Ход работы:

• опустить нитку в краску, держа ее за кончик, чтобы она пропиталась;

• уложить нитку на лист бумаги (кому как понравится);

• сверху придавить другим листом бумаги;

• вытянуть за кончик ниточку, убрать верхний листок;

• на каждый новый цвет накладываем чистый лист сверху.

Ниже представлены работы детей с использованием этой техники.

В этой технике масса преимуществ – неограниченное пространство для фантазии. Здесь можно дорисовать фломастерами или красками и кистью тот образ, который ребенок увидел на бумаге.

Еще одна техника, заинтересовавшая детей – «Припечатка». Это рисование тампоном, сделанным из ткани, внутри которого помещена вата. Такой техникой можно как тонировать бумагу, так и выполнять рисунки. Животные, деревья, лесные зверушки получаются «лохматыми», «мягкими». Деревья – с кудрявой кроной. Остается только немного дорисовать некоторые детали.

Работа в этой технике делает каждого ребенка художником, помогает раскрепоститься, стать смелее и рискованнее, помогает самовыразиться, развивает фантазию и интерес к творчеству.

Читайте также:  Лепка петушок с семьёй в подготовительной группе: конспект занятия, образец + фото и видео

Рисунки наших детей

Особенно нравится техника детям, у которых не очень хорошо получается рисовать кистью.

Я радуюсь вместе с детьми, когда получается интересно. Придумали игру: «Кто больше увидит фантастических образов» или «Кто придумает интересную сказку в рисунках».

Мы оформляем работами детей группу, приемную детского сада, делаем подарки мамам, папам, бабушкам, дедушкам.

Мы и дальше будем создавать удивительные работы, которые, надеюсь, помогут детям открывать этот удивительный мир творчества.

Используемая литература

1. Белобрынина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. – Новосибирск, 1993.

2. Казанова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – Москва, 2006.

3. Фатеева А.А. Детский сад: день за днем. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.

Источник: http://io.nios.ru/articles2/55/10/netradicionnaya-tehnika-risovaniya-v-podgotovitelnoy-gruppe-detskogo-sada

открытая библиотека учебной информации

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры — ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всœех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

При рисовании с натуры в данной возрастной группе имеются некоторые особенности. Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь — свойства, присущие конкретному предмету.

Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить и изобразить.

Вместе с тем, несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее, возникает крайне важность сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.

Рисование с натуры приобретает характер, близкий к требованиям школы.

Дети рассматривают и анализируют строение, форму частей, окраску предметов, которые используются в качестве натуры (весной это — ветки, цветы в вазе, комнатные растения).

От детей требуется передача базовых характерных свойств натуры, в частности оттенков цветов. Обращается также внимание на красивое расположение рисунка на листе (даются большие листы бумаги, рисунки делаются крупными).

Но в то же время методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной. В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности.

Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств.

При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска — положения всœего предмета͵ его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций.

По этой причине в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.

Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно.

На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основное правило — наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, крайне важность показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка. Предметы бывают разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всœей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей.

У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе бывают использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера.

Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Вместе с тем, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях.

Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке — 3 ответвления, на другой — 2, у одной — всœе листики смотрят вверх, а у другой — в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать.

В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всœем деталям.

Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства. Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы.

К примеру, они рассматривают с воспитателœем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней — река, далее — поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья.

Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает.

В подготовительной к школе группе можно ввести такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Сравнивая один предмет с другим, дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке.

Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре: передается не только форма каждого предмета͵ но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в серединœе, близко или подальше).

При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу.

Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всœему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. При этом через несколько месяцев после начала этих занятий всœе дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. Новое достижение доставляет детям большое удовольствие.

Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.

При обучении детей изображению с натуры основное внимание нужно направлять на соотношение предметов по величинœе, а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений.

Рисунки могут выполняться графитным карандашом с последующим раскрашиванием акварелью. Воспитатель учит детей наносить контур легкой тонкой линией, чтобы можно было исправить неточности.

Когда правильная линия контура найдена, ребенок просит воспитателя стереть всœе лишнее, ненужные линии (мы не советуем давать резинку детям в руки: во многих случаях они используют ее недостаточно разумно и портят начатый рисунок). В некоторых случаях можно предложить детям рисовать только мягким графитным карандашом.

Для этой цели следует подобрать нецветущие комнатные растения, в окраске которых отчетливо видны разные оттенки зелœеного цвета.

Рисование с натуры простым графитным карандашом (узамбарская фиалка)

Рисование с натуры простым графитным карандашом (сансевьера)

Детей нужно научить не только передавать форму всœех частей натуры, но и тоновые отношения: темные листы покрыть штриховкой более густо, при закрашивании светлых — легко нажимать на карандаш.

Этот технический прием детям уже знаком. На данном занятии его нужно вспомнить. Не следует думать, что перед детьми ставится задача передать светотень.

Достаточно при анализе растения обратить внимание на то, что одни части растения светлее, другие темнее, и это отразить в рисунке.

Рисование с натуры требует особого внимания к цвету. Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зелœеный, а желтый или зелœеный определœенного оттенка. Вместе с тем, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя — научить детей видеть и передавать эти оттенки.

Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его.

Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок.

Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью.

Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсœем немного. Надо учить детей брать столько краски, сколько нужно: чаще всœего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, к примеру к желтой или светло-зелœеной — синяя или коричневая для получения темно-зелœеной.

Рассмотрим методику проведения занятий — рисование с натуры.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в делœе обучения рисунку, но и делœе общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целœенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры. «Комнатное растение»

Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка.

Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения).

Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Материалы к занятию. Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).

Методика проведения занятия. Обследовать растение, активно включая детей, вызывая их для показа у доски на правления стеблей, формы горшка.

Спросить детей, всœе ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке одним простым карандашом. В случае если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает разный тон (светлее, темнее).

Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы. Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.

Источник: http://oplib.ru/random/view/5150

Ссылка на основную публикацию