Школа как центр воспитания в социальной среде: педагогика с. т. шацкого

Школа как центр воспитания в социальной среде: педагогика С. Т. Шацкого

Станислав Теофилович Шацкий – один из ярких представителей российской социальной педагогики. Заслуга Шацкого в том, что предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды.

Шацкий первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников, лидерство в детском коллективе. Главная задача школы, по мнению Шацкого – приобщение детей к культурным ценностям человечества.

В настоящее время теоретические взгляды Шацкого и его практический опыт обращают на себя внимание учителей оригинальным решением ключевых проблем педагогики – проблем социализации личности, методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и окружающей среды, функционирования школы в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания.

Биография Шацкого – молодость, начало карьеры

Шацкий родился в 1878 году в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В течение десяти лет он пытался найти себя в различных профессиях, учился в Московской консерватории, Московском университете, сельскохозяйственной академии, но все эти поиски только разочаровывали молодого человека и не приносили удовлетворения.

Затем Шацкий познакомился с Александром Зеленко, и эта встреча кардинальным образом изменила жизнь героя нашей статьи. Зеленко прекрасно разбирался в опыте американских школ, и предложил Шацкому организовать клуб с целью повышения культурного уровня населения.

Так в Москве появилось сообщество «Сетлемент». Однако его деятельность прервалась в 1907 году по решению столичного градоначальника. Причиной называлось «распространение клубом социалистических идей среди молодежи».

Но в 1908 году Шацкий и его друзья создали новое сообщество «Детский труд и отдых», продолжающее дело «Сетлемента».

А в 1911 году в рамках общества организовали детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». В опытной работе здесь проверялась связь умственной, эстетической и трудовой деятельности, взаимоотношения воспитателей с детьми, изучалась динамика развития детского коллектива.

Результаты работы колонии были представлены в монографическом исследовании, получившем высокую оценку и международное признание. Шацкий пришел к выводу, что созданные им и его соратниками клуб и колония не уступают лучшим учебным заведениям Европы.

Февральская революция вдохновила Шацкого, октябрьскую он не принял. Он был одним из организаторов учительской забастовки от Всероссийского учительского союза, направленной против прихода к власти большевиков.

С возмущением талантливый педагог отверг предложение принимать участие в работе Наркомпроса, и только ответственность за детские судьбы и любовь к педагогической деятельности заставили его два года спустя все же пойти на сотрудничество с Наркомпросом.

«Первая опытная станция по народному образованию»

В 1919 году С.Т.Шацким была создана Первая опытная станция по народному образованию, бессменным руководителем которой он являлся до 1932 году, вплоть до закрытия станции. Это было уникальное учреждение в истории образования.

Станция занимала весь район, включала в себя 14 начальных школ и две средние, читальные залы, детские сады, колонию «Бодрая жизнь».

Ключевой задачей станции было изучение влияния среды на развитие ребенка, использование в воспитании детей всего позитивного и ценного в культуре данной среды, а также активное внедрение родителей в процесс воспитания.

В 1931 году работы станции была прекращена в связи с постановлением Центрального комитета и всеобщим разгромом педагогики.

Шацкого приняли на должность директора Московской консерватории, где он также стремился к реализации своих педагогических идей, создал музыкальный интернат для одаренных воспитанников, деятельность которого определила ключевые достижения советских музыкантов 30-50-х годов.

Однако регулярная травля, неудовлетворенность работой и потеря смысла жизни привели к тому, что 30 октября 1934 года выдающийся педагог скончался. Имя Шацкого было предано забвению после его смерти. И лишь сейчас интерес к его творчеству начал возрождаться в США и Европе.

Его произведения переиздаются, творчество ученого становится предметом внимательного изучения в педагогических университетах, к его теории и практике обращаются учителя.

Методология Шацкого

Шацкий всегда призывал принимать во внимание воздействие улицы и семьи на развитие ребенка, а также использовать в педагогической работе то подлинно ценное, что в них есть. Изучение только специально, искусственно организованного воспитательного процесса Шацкий полагал в корне ошибочным, низкоэффективным и ограниченным.

Ведь существуют такие воздействия, которые в большей мере определяют развитие детей, чем школа. Источник развития ребенка, по убеждению Шацкого – не генетические задатки, а скорее экономическая и социальная среда, в которой ребенок воспитывается и формируется как личность.

Ученый выступал против идей о первичности биологических предпосылок развития детей, широко распространенных в те годы, а также против примитивных попыток относиться к ребенку как к материалу, из которого можно сконструировать определенный тип личности.

Подлинное воспитание, как утверждал Шацкий, требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его знания, опыт, потребности, интересы. Этого подхода не разделяли прожектеры от педагогики тех лет, которые видели перед собой лишь одну цель – сделать из детей коммунистов.

Методология Шацкого характеризовалась целостным исследованием образовательного процесса, позволяющим получить объективное представление о мыслях, чувствах, переживаниях детей, о взаимоотношениях между ними в естественных условиях воспитания.

Метод заключался в наблюдении за деятельностью и жизнью детей, дополнялся материалами анкетирования, а также бесед и сочинений. В составлении анкет воспитанники сами принимали активное участие. В целях создания максимально благоприятной обстановки дети самостоятельно раздавали и собирали анкеты.

Материалы социально-педагогического исследования использовались в планировании и организации воспитательной и учебной работы станции.

Эксперимент коллектива по улучшению бытовой культуры населения

В 1926 году Московским отделением Первой опытной станции было проведено исследование 88 семей, в которых воспитывались 122 ребенка от 8 до 15 летнего возраста.

Результаты показали, что 82% детей не имеют собственной постели, у 20% дома нет книг, 67% подвергаются физическому наказанию со стороны родителей, у 67% отсутствуют элементарные гигиенические навыки, 7% детей часто употребляют алкоголь, 36% — изредка, 21% детей курит.

Родители были ознакомлены с результатами анкетирования. Совместно с ними была разработана программа охраны детского здоровья. Школьный врач дал родителям рекомендации по оптимальному режиму питания и сна.

На уроках естествознания и природоведения изучался полезный и необходимый материал, позволяющий улучшить санитарно-гигиенические условия жизни детей. Во дворах разбивались цветники, строились игровые площадки и уголки.

Семьи под руководством коллектива Шацкого кооперировались для закупки книг, продуктов, тканей, обуви, учебных пособий. Велась культурно-просветительская работа среди родителей. В результате уровень бытовой культуры населения значительно повысился.

В 1922 году был начат этот эксперимент, в 1926 году он был завершен. Условия жизни подопечных ощутимо изменились в лучшую сторону, что свидетельствует об эффективности учебно-воспитательной работы станции.

Цели образования и воспитания по Шацкому

Шацкий говорил о том, что цели воспитания отражают потребности государства и общества, определяются временем и пространством, но в то же время находятся в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей ребенка. На каждом этапе развития воспитатель должен создавать максимально благоприятную атмосферу для возможно полного раскрытия способностей ребенка, его духовных и физических сил.

Шацкий стремился к созданию условий для творческой активности детей. По мнению ученого, школа должна учить воспитанников объединять усилия для достижения совместных целей. Особое внимание уделялось детскому самоуправлению как важному инструменту в саморегулировании детской жизнедеятельности.

Благоприятная психологическая обстановка в коллективе достигалась благодаря сотрудничеству учителей и учеников, их доверительному отношению друг к другу, открытости коллектива к росту, инновациям, умению преодолевать неизбежно возникающие трудности.

А школьная реформа, по мнению Шацкого, должна начинаться с реформы подготовки педагогов, которые должны быть способны к рефлексии, должны уметь анализировать собственные достижения и ошибки, и на основе этого анализа двигаться вперед.

Роль окружения

Условием постановки воспитательных целей должно являться макро-и микросоциальное окружение ребенка. Позитивное и негативное начало детской субкультуры должно глубоко и тщательно исследоваться школой в широком ее понимании.

Так, согласно концепции Шацкого, цель воспитания соотносится с целями социального окружения, в котором осуществляется педагогический процесс. Строительным материалом для обучения и воспитания служит позитивный элемент в детской субкультуре.

Подлинная школа развивает ребенка всесторонне и целостно, на первый план выдвигает трудовую, физическую, умственную, эстетическую и социальную деятельность. Важнейшая цель воспитания, как полагал Шацкий – проектирование процесса развития ребенка.

Средства образования

Эффективно воспитывает только та школа, которая организует деятельность учеников с целью решения жизненно важных для них вопросов. Классические гимназии не уделяли внимания интересам и потребностям детей, условиям их жизни.

В результате из нее выпускалась теоретически подкованная, но не способная решать практические задачи молодежь. Шацкий утверждал, что обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать.

Детей не нужно изолировать от острых современных вопросов, а нужно учить их справляться с ними, опираясь на общечеловеческие идеалы и ценности.

Школа как центр воспитания в социальной среде использовала в качестве дидактического средства краеведческие материалы, представленные в виде удобных карт, схем и таблиц. Все педагоги Первой опытной станции использовали в своей работе карту местности, на которую были нанесены селения, школы, кооперативы, а также справочная информация из разных сторон жизни волости.

К примеру, изучая пособия, составленные по материалам местной экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, каждая из них в год приносит такой-то доход и такой-то убыток, применяется такая-то рациональная технология. Указывались книги, в которых можно прочитать об уходе за курами.

Составлялись арифметические задачи, решая которые, дети лучше узнавали нюансы экономики ведения сельского и городского хозяйства.

Также необходимым условием эффективного образования Шацкий полагал творчество. Его школа пробуждала в детях интерес к самостоятельному поиску решения проблем. «Ты сам дойди до этого», — такова была любимая поговорка ученого.

В гимназиях же ученики не имели возможности свободной реализации своих интересов и потребностей, с чем и было связано непримиримое отношение Шацкого. Главную ценность ученый видел в развитии мышления детей.

Что касается детского производительного труда – саму постановку вопроса о том, что труд этот может окупить затраты на образование, Шацкий называл опасной. Детский труд, по его мнению, имеет воспитательное значение в первую очередь.

Учащиеся овладевают различными формами трудовой деятельности, поскольку это поможет им в дальнейшем решать хозяйственные и производственные вопросы. Воспитанники школы Шацкого умели самостоятельно готовить еду, выращивать урожай, шить и вязать одежду, убирались в школе.

Но весьма популярный в те годы вопрос о детском самообеспечении встречал здесь резко негативный отклик. Даже в самом страшном сне коллектив Шацкого не мог себе представить, что детский труд может массово применяться на уборке картофеля, к примеру. Это не только не способствует развитию детей, но является формой эксплуатации, утверждал Шацкий.

Оценка деятельности педагога

Для России, да и не только для нее, концепция Шацкого о социализирующих факторах учебно-воспитательного процесса прозвучала ново и оригинально. Иностранные педагоги, знакомясь с работами ученого, отмечали принципиально инновационный подход в его задачах и целях. Поражал воображение масштаб работы Первой опытной станции. В то время ничего подобного на Западе не существовало.

Коллектив прекрасно владел педагогическими технологиями, все формы организации жизни воспитанников были тщательно отлажены, и это отмечалось всеми без исключения посетителям станции. Сохранился в книге записей отзыв делегации немецких учителей, в котором говорилось о громадном значении этого педагогического исследовательского института. Здесь трудились выдающиеся педагоги тех лет.

Однако Шацкому мешала обстановка в стране. Станция работала под постоянной угрозой расформирования. Негативным образом влияла на нее ситуация бесправия и насилия. Поэтому сложно говорить о том, насколько закончена, оформлена и целостна проведенная Шацким работа.

Однако его теория и практика получила широкое признание не случайно, и сегодня она вновь привлекает внимание исследователей.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://xvastunishka.us/blog/43721058455

Педагогика среды С. Т. Шацкого

Похожие главы из других книг

Лев Толстой Труайя Анри

Часть III Путешествия, влюбленности, педагогика

Педагогика иностранного языка Кушнир Алексей Михайлович

Глава 3. Природосообразность и народная педагогика

«Человек философствующий». Исследование современных моделей философской пропедевтики Борисов Сергей Валентинович

1. Философия и педагогика

Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека Слуцкий В. И.

Элементарная педагогика ВВЕДЕНИЕ

Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека Слуцкий В. И.

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ

Военная педагогика Автор неизвестен

2.1. Военная педагогика как наука С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика – необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.

Шпаргалка по педагогике (для педагогов) Автор неизвестен

68. Гуманистическая педагогика Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50–60-е гг. в США в трудах таких ученых, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.

Т. 2. Ересиарх и К°. Убиенный поэт Аполлинер Гийом

IX. ПЕДАГОГИКА Голландец, которого звали Янссен, привез Крониаманталя в окрестности Экса, в дом, который соседи называли Замок. Ничего господского, кроме названия, в Замке не было. Это было обычное просторное жилище, к которому примыкали молочная ферма и конюшня.

Ведический коучинг Карев Антон Анатольевич

Глава XI. МЕТАФОРИЧНАЯ ПЕДАГОГИКА «БХАГАВАТАМ»

Дневник матери Нефедова Нина Васильевна

СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!»[6] А. С. Макаренко

Социальная педагогика. Шпаргалка Богачкина Наталия Александровна

Педагогика как наука Развитие педагогики определяется развитием общества. Первоначально она формируется в рамках философии, но в XVI–XVII вв. становится самостоятельной наукой, суть которой заключается в передаче опыта от одного поколения другому в процессе обучения и воспитания как детей, так и взрослых.

Социальная педагогика. Шпаргалка Богачкина Наталия Александровна

Лечебная педагогика А. А. Дубровского А. А. Дубровский разработал методы лечебной педагогики для детей-инвалидов.

В своей книге «Жемчужина России» он рассказывает об опыте лечения детей в санаторном пионерском лагере у моря, однако его методы будут полезны в работе социального педагога в любых условиях.

Читайте также:  Аналоги егэ в сша

Суть метода заключается в использовании лечебного воздействия различных деревьев на психику детей. При этом имеют значение форма кроны и конфигурация дерева.

Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве Азаров Юрий Петрович

Часть III Педагогика Любви и Свободы – педагогика будущего

Вот и вышел человечек… Венгер Александр Леонидович

Сохраним то, что есть в детях Зацепина Мария Борисовна

Педагогические труды С.Т. Шацкого …Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали. С.Т. Шацкий Система русского детского сада

Бомбы в сахарной глазури Медведева Ирина Яковлевна

Глава II ПЕДАГОГИКА ОТ ЛУКАВОГО

Источник: https://librolife.ru/g6093189

Педагог С. Т. Шацкий: труды, идеи, вклад в педагогику

Встречаются иногда люди, которые становятся признанными руководителями не потому, что их кто-то назначил или выбрал, а в силу своих личных качеств и дарований. Таким был, несомненно, и Станислав Теофилович Шацкий. Он был настоящим «властителем дум» учительства.

Его умение пробуждать и развивать творческие начала в людях влекло к нему молодых учителей. Их он вдохновлял своими идеями и примером непосредственной работы с детьми.

Кто знает, может быть многие из современников Шацкого потому и связали навсегда свою будущую судьбу с судьбою школы, что им посчастливилось в молодые годы испытать на себе обаяние этого удивительно талантливого человека и педагога.

Труды шацкого

Шацкий говорил: «Мы живем в изумительную эпоху социального творчества. Жить и работать в эту эпоху — величайшее счастье». Пожалуй, это был лейтмотив всей его жизни и деятельности.

Основные труды Шацкого собраны в двух книгах: «Годы исканий» и «Бодрая жизнь». Эти названия символичны, они как бы определяют содержание всей жизни Станислава Теофиловича.

Люди порой припоминаются лишь по их речам. А С. Т. Шацкий речей но произносил, он всегда беседовал. В беседах же были не красивые фразы, а большие мысли. Ими он и покорял слушателей, поэтому современникам он и вспоминался не по речам, а по мыслям.

Первая опытно-показательная трудовая школа по Вадковскому переулку в Москве, возглавляемая К. В. Полтавской — страстной поборницей идей Шацкого, входила тогда в состав первой опытной станции. Это было ее московское отделение.

Вот это отделение и являлось своеобразным «педагогическим университетом», в котором под руководством С. Т. Шацкого прошли замечательную школу многие учителя.

Надо заметить при этом, что Станислав Теофилович ценил критические замечания, высказываемые учителями, не боялся критики, казалось, сознательно вызывал ее, исходя из принципа, что только педагогический опыт дает действительно ценные реальные результаты.

Очень большое значение придавал он эмоциональному началу в занятиях с детьми. И сам вносил его в свои занятия с учителями. Из воспоминаний современника: Вечером, собравшись в зале школы, педагоги вы докладывали К. В.

Полтавской, в присутствии Станислава Теофиловича о своих наблюдениях и о результатах работы с населением. Тогда это была излюбленная тема не только этой школы, но и всей опытной станции.

Станислав Теофилович внимательно слушал, старался подбодрить волнующихся, иногда задавал вопросы, что-то уточнял, потом высказывал свои задушевные мысли и суждения, рекомендации.

А в заключение — подходил к роялю, просил Валентину Николаевну Шацкую поаккомпанировать ему, и небольшой зал заполнялся удивительного звучания голосом. Обладал Станислав Теофилович редчайшим драматическим тенором, волновавшим и покорявшим любого слушателя.

К слову надо заметить, что многие в то время недоумевали, почему человек с таким исключительным музыкальным дарованием не избрал себе карьеру певца? Как-то на подобное недоумение, вспоминает А. А. Фортунатов.

Станислав Теофилович ответил: «А вы думаете, это легко? Чтобы стать профессиональным певцом, надо немножко поглупеть, начать целыми неделями расстраиваться из-за того, что, скажем, верхнее соль не выходит, а я этого не могу».

Вообще, Станислав Теофилович был многосторонне одаренным человеком. Он мог, пожалуй, стать и художником.

Его рисунки, возможно, и грешили чем-то, с точки зрения профессионального мастерства, но были поэтичны и очень оригинально отражали то, что хотел он передать.

Наверное, именно потому Станислав Теофилович удивительно легко мог читать и детские рисунки. Современником-педагогов покоряла многогранность и щедрость его таланта.

Педагогика Шацкого

Станислав Теофилович был человек неустанного поиска. А. А. Фортунатов находил какое-то внутреннее родство между величайшим деятелем искусства Станиславским и деятелем педагогики Шацким.

Действительно, и тот и другой выступали прежде всего как искатели, и тот и другой не хотели повторять уже готовых форм и знакомых приемов, и тот и другой пускались в самую гущу исканий.

И как Станиславский создал свою, покорившую всех систему в области театрального искусства, так и Шацкий сказал свое собственное слово в области педагогики.

Его взгляд на педагогическую работу не просто как на определенную профессию или службу, а как на постоянное совместное творчество учащих и учащихся не потерял своей значимости — и значительности — и в каши дни.

Тезис: педагогическая наука может твориться только в контакте воспитателя и воспитуемого, приходится еще доказывать и поныне, беря на вооружение парадоксальное, на первый взгляд, суждение Шацкого, что «педагог создается как таковой только в процессе непосредственной творческой работы и в известной степени ученик может быть назван его учителем».

Педагогические идеи

Педагогика, как наука, — часто говорил Станислав Теофилович Шацкий,— строится на основе непосредственного изучения самого педагогического процесса. Тот, кто действительно знает практически этот процесс, может теоретически рассуждать о педагогике. Иначе получается абстрактная игра теми или другими понятиями.

Даже только эти педагогические идеи, высказанные в свое время Шацким, дают основание не соглашаться с утверждением, что Шацкий занимался лишь практической стороной дела, как ошибочно считают иногда. Нет! Занимаясь практической деятельностью, он внес и большой вклад в педагогическую теорию. Говоря точнее, именно практика Шацкого и двигала вперед его педагогическую теорию.

Может быть, он только не успел при жизни достаточно обстоятельно высказать свои идеи.

Станислав Теофилович всегда ценил живую, постоянно идущую вперед педагогическую деятельность. Пусть, говорил он, она ошибается, ищет, пусть будет сложной и трудной, лишь бы жила и двигалась.

Без этого все мертво. Тем и дорог нам Станислав Теофилович, что для него теория и практика были едины. Он подтвердил это всей своей жизнью. То, что он проповедовал, — делал сам.

Именно этому надо прежде всего учиться у Шацкого.

Стремление к педагогической деятельности и начало ее вызваны размышлениями молодого Шацкого об отрицательных сторонах учения в старой дореволюционной школе, которые он испытал на себе, размышлениями о том, что «так не надо ни учиться, ни учить».

Поиски новых путей, личный опыт работы с детьми привели Шацкого «к взгляду на педагогическое дело, как на организацию детской жизни».

Если педагог хочет успешно воспитывать детей, он должен уметь организовывать их жизнь, а это, в свою очередь, означает организацию их деятельности.

Основным же началом организации деятельности детей Шацкий считал физический труд. «Отнимая физический труд от ребенка, мы лишаем его могучего жизненного приспособления». Иначе говоря — нарушаем процесс его нормального развития.

С этой точки зрения становится понятной и логически оправданной вся последующая педагогическая деятельность Станислава Теофиловича, нашедшая свое практическое выражение в организации клубов для детей, летних колоний, школ-колоний, детских садов, где основой была трудовая деятельность детей в разных ее проявлениях.

Большой вклад внос Шацкий и в строительство новой, советской трудовой школы.

Ему были особенно дороги ее принципы, так как к тому времени у Станислава Теофиловича был уже накоплен определенный опыт трудового воспитания детей, что особенно ценила Надежда Константиновна Крупская.

В работе с детьми он ставил своей задачей организовать трудовое воспитание и детское самоуправление, стремился всемерно учитывать детские интересы, которые в старой школе не только не поощрялись, но и подавлялись. Этим, видимо, и объясняется большая любовь детей к Шацкому.

— Почему мы так льнули к нему в детские годы? — вспоминает один из его воспитанников, А. Лушин. — Мы чувствовали, что Шацкий признавал право ребенка на творчество, признавал личное мнение ребенка. Он считал, что до сознания детей надо всегда доводить цель обучения. Дети должны знать, чему и для чего они учатся.

С. Т. Шацкий: вклад в педагогику

Разумеется, были в педагогической деятельности С. Т. Шацкого и ошибки, да и не может быть иначе у человека в постоянном поиске. Но отдельные ошибочные представления его были искренними, честными и продиктованы были горячим стремлением строить действительно новую школу.

В первые годы ее строительства Шацкий сумел широко раскрыть и поднять на принципиальную высоту требование теснейшей связи учительской деятельности с политикой партии, с общественной жизнью народа. Это основа его общепедагогических воззрений. С. Т.

Шацкий считал, что «советская дидактика будет прежде всего отличаться от дидактики старой своей жизненностью и широтой взглядов. Таким образом, советское искусство обучения, неразрывно связанное с задачами социалистического воспитания, будет искусством новым, требующим живого человека и живого мастера своего дела».

Школе необходимо, по мнению Шацкого, тесно связать обучение с жизнью, удовлетворять разносторонние запросы учащихся, воспитывать умение работать.

Оставил Шацкий немало полезных советов и касательно возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Любопытно его пожелание учителям: Выработать в себе способность представлять жизнь и ее отдельные моменты такими, какими они преломляются в сознании ребят определенного возраста, получше помнить себя маленькими.

Суммируя сказанное, можно утверждать, что связь обучения и воспитания с жизнью мыслилась Шацким как основа создания новой педагогической системы.

«Надо работать над такой педагогической системой,— писал он, — которая являлась бы жизненно нужной для широких масс трудящихся, открывающих с колоссальной силой новые пути в жизни человечества.

Это есть одна из самых благородных и благодарных задач, которые только можно себе представить».

Еще в досоветский период Станислав Теофилович пытался развернуть культурно-просветительную работу среди взрослых, стремясь создать единую систему воспитания — школьного, внешкольного и семейного. Но в то время это была лишь попытка оказания педагогической помощи семьям рабочих и крестьян.

Широкие возможности для этого возникли лишь в советских условиях.

Естественно поэтому, что уже в ранний период строительства советской школы Станислав Теофилович через систему учреждений опытной станции развертывает самую широкую работу с населением, стремясь, как он говорил, к «педагогизации среды».

Школа, по мысли Шацкого, не может обойтись без совместной работы не только с отдельными семьями и объединенными вокруг школы родителями, но и со всей массой окружающего школу населения и теми учреждениями, которые ее организуют.

Он рекомендовал школам «нащупать» правильный, деловой подход к совместной работе с общественными организациями деревни, а в городах — с заводскими комитетами, жилищными товариществами и т. д. , вклад в педагогику Шацкого.

Кто-то сказал: «Новое — это хорошо забытое старое». Это, пожалуй, верно, но вряд ли закономерно. Не можем мы не помнить родства и не ценить наследства. Потому и чтим мы память тех, кто сделал в свое время первые посевы на ниве просвещения.

Цитаты из педагогических трудов Шацкого

«Вся наша общая педагогика построена на идее подготовки. А между тем передовыми мыслителями-педагогами всегда, кого из них ни возьмите — Коменский, Руссо, Песталоцци, Толстой, — утверждалось нечто другое — осуществление возможно полной детской жизни сейчас, без мысли о том, что даст будущее. »

«Экспериментальная педагогика толкает нас на изучение и наблюдение над детьми. Она ставит перед нами бесконечное число вопросов, намечает законы детского развития, тщательно стремясь определить границы возрастных ступеней ребенка.

В самом деле, становится несносным работать и знать, что ты не понимаешь тех детей, которых так любишь, что забыл самого себя, что у тебя нет никакой собственной истории, никаких корней, на которые ты мог бы опереться.

А это все нужно, если только желать от своей работы разумного сознания».

«Часто бывает, что случайные посетители детских учреждений (великое общественное зло, сказать откровенно) считают себя в праве помогать детям, давать советы или даже самим делать за них — пилить, клеить,-поднимать тяжелые вещи и т. д. Они проявляют ту воспитательную торопливость, которая свойственна всем нам, соединенную с очень малой сознательностью, своего рода манию воспитания».

«Причина наших ошибок и нашей нетактичности заключается в том, что мы не понимаем смысла детской работы. А для ребенка, чем он меньше, тем более его работа, рисунок, движение есть игра, в которую он должен играть; есть символ, в котором он видит целую цепь своих, сначала туманных, а после все более и более проясняющихся впечатлений».

«Самый элементарный анализ детской жизни может нас привести к признанию существенной разницы между детьми и нами.

Основное отличие состоит в том, что детство, отрочество и юность растут, развиваются — у нас же рост закончен. Неустойчивость является законом у детей и недостатком у взрослых.

Мы имеем две психологии — организма растущего и остановившегося в росте. Поэтому для нас трудно понять детей. Отсюда наши ошибки».

«Можно убедиться, что в области и умственной жизни дети могут заставить нас прийти к любопытным заключениям.

В самом деле, дети с поразительной настойчивостью исследуют, рассматривают, подвергают всяким пробам и испытаниям все попадающие на глаза предметы.

 В чем же корень этой настойчивости, равной неодолимому их стремлению двигаться, играть и выражать себя разнообразными средствами? Очевидно, в духе исследования».

«К исследованию ребенка побуждает жизненная необходимость, могучий инстинкт, доставшийся ему по наследству от предыдущих поколений: если ребенок не будет всего ощупывать, осматривать, лизать, нюхать, то ведь он погибнет среди этих острых, твердых, горячих, высоких, тяжелых предметов, которые грозят ребенку ежеминутной опасностью. Но у него есть реальное оружие самозащиты и приспособления — это его инстинкт исследования».

«Самая важная работа наша должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях. И это, очевидно, невероятно трудно по самой природе своей».

«Мы, взрослые люди, часто не подозреваем, как много страха дети испытывают в своей жизни… Мы сами того не замечаем, как часто наполняем детскую жизнь страхом. Это происходит потому, что мы весьма много детям угрожаем с самых маленьких лет; мы действуем на них при помощи страха».

Читайте также:  Правильное обсуждение темы секса с ребенком

«Дети верят нашим угрозам всерьез, и это наполняет душу ребенка такими настроениями, которые в дальнейшем будут мешать ему жить и работать, которые сделают его нерешительным, робким и неуверенным в своих силах. Казалось, нужно было бы поступать совершенно на-оборот: приучать к темной комнате, внушать ребенку, что никакой чужой дядя не может быть страшен, приучать его к тому, что вообще ничего страшного нет».

«Нет, не надо пугать детей, это слишком дорого им обходится, нужно их воспитывать смелыми, жизнерадостными и бодрыми».

По метериалам журнала «Семья и школа», 1968 год

Источник: http://uchitel76.ru/pedagog-s-t-shackij-trudy-idei-vklad-v-pedagogiku/

Энциклопедия образовательных технологий том 2 Москва

^ Школа – самая точная социологическая модель общества.

И. Кон

Ш фотография

ацкий Станислав Теофилович

(1878 – 1934) – русский советский педагог, организатор детских воспитательных учреждений – трудовой колонии «Бодрая жизнь» (1911 г.), системы опытных учебно-воспитательных учреждений – детских садов и школ, объединенных в «Первую опытную станцию по народному образованию с городским и деревенским отделениями» (1919 – 1932 г.). Впервые организовал учебно-воспита­тель­ные комплексы, ввел термин «педагогика среды», выдвинул и апробировал идею коллективных творческих дел.

^
Уровень и характер применения: отраслевая.

Философская основа: материализм + диалектика.

Методологический подход: социокультурный, деятельностный.

Ведущие факторы развития: 1) социогенные 2) биогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная, деятельностная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) СДП 2) СЭН.

Характер содержания и структуры: светский, общеобразовательный, гуманистический.

Вид социально-педагогической деятельности: воспитательная, обучающая.

Тип управления социально-воспитательным процессом: система малых групп + «консультант» + «репетитор».

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные + проблемные + коллективного воспитания.

Организационные формы: классно-урочная + клубная, индивидуальная + групповая.

Преобладающие средства: вербальные + наглядные + действенно-практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный + трудовое воспитание + сотрудничество.

Направление модернизации и отношение к традиционной воспитательной системе: на основе усиления социально воспитательных функций.

Категория объектов: все категории

^  Формирование будущих граждан республики. Развитие интересов, способностей, отношений личности в условиях организации ближайшей среды жизнедеятельности детей. Создание условий для всестороннего развития сил воспитанников: приобщение их к труду, знаниям, культуре. Образ (идеал) выпускника: человек высокой культуры с мозолями на руках. Развитие трудовых навыков и творческих способностей ребенка. Создание единого общества детей и взрослых. Вернуть детям детство.

^

 Воспитание – это организация жизни детей, создание развивающей среды. Задатки («начатки») творческих способностей существуют у всех – надо лишь создать для их проявления подходящие условия. Развитие ребенка (индивида) происходит в процессе активной и осмысленной деятельности.

 Детей чрезвычайно общительны, они легко знакомятся друг с другом(игры, рассказы, неугомонная болтовня).

 Дети – настойчивые исследователи, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, пробовать. Используя воображение, дети часто созидают нечто из ничего. Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Им свойственно выпячивание своего «я», появление фантазии и воображения. Большую роль в формировании детского характера играет инстинкт (механизм) подражательности. Ребенок и педагог – равноправные партнеры, педагог находится не над ребенком, а рядом с ним; не управляет, а помогает.  Идея «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде. Школа для детей, а не дети для школы. Школа – не подготовка к жизни, а жизнь. Школа должна сохранить то, что есть в детях. Школа органически связана с обществом и окружающей средой. Изучение ребенка как целостной личности. Ребенок и педагог – равноправные партнеры. Дети влияют друг на друга сильнее, чем старшие на них. Все заботы воспитателей должны свестись к созданию дружного детского общества. Авторитет старших только в том случае действителен, полезен и высок, когда отсутствует элемент принуждения. Дети должны чувствовать доверие к себе со стороны старших, т.е. для взрослых нужен авторитет не силы, а знания, опытности и любви к детям. Взаимосвязь всех компонентов воспитания: умственного труда, физического труда, искусства, игры.
Принцип открытого образования. Россия стала стра­ной, открытой миру, демократическим обществом, строящим рыночную эконо­мику и правовое государство, в котором на первое место должен быть постав­лен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Организация воспитательного процесса внутри школы с учетом влияний на коллектив окружающей среды. Педагогизация окружающей среды.

 Активное участие школьного коллектива в совершенствовании окружающей среды. «^ ».

 Изучение и всемерное использование воспитательных возможностей среды. Школа – на основе использования этих возможностей – должна стать главным организатором детской жизни как в стенах учебно-воспитательного учреждения, так и за его пределами.

^

Школа – педагогический центр, объединяющий воспитательные усилия всех общественных, трудовых, семейных коллективов, лиц и организаций. Детей можно воспитывать в такой мере, в какой осуществляется единство педагогических действий и требований.Все занятия в школе строились исключительно на личном интересе ребенка, не желающий работать мог в любой момент уйти. Роль педагога сводилась к организации, к тому, чтобы дать пищу детским интересам, помогать им соразмерять свои силы с целями. В школе не было обычного деления на классы. Создавались группы по интересам в процессе работы, организуемой с той или иной целью, и также в различных кружках (родной язык, драматический, музыкальный и др.). Примерной учебной программой являлась программа Наркомпроса, но школа оставляла за собой право перегруппировки образовательного материала и выбора места и времени его подачи соответственно естественному детскому развитию и потребностям организации школьной жизни. Предметные программы Наркомпроса предполагали индивидуальный подход в процессе роста интеллектуальных способностей в зависимости от интересов и занятий детей. «Не дети для программы, а программа для детей» – таков был лозунг педагогов.Воспитательная работа, органически включая в себя образовательный процесс, была основным видом деятельности педагогов. Содержанием воспитания являлся, в первую очередь, сам ребенок, его потребности, интересы, а также:– физический труд, представляющий материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания;– деловое самоуправление, организующее жизнь детей, делающее ее более легкой;– искусство, формирующее эстетические чувства;– игра, способствующая мажорной детской жизнедеятельности; игра как жизненная лаборатория ребенка;– работа ума, направляющая общую жизнь и удовлетворяющая «дух исследования» детей.Главные источники воспитательных влияний – школа и социальная среда.Детский сад входит в комплекс как подготовительная ступень к школе.

Труд. Наибольшее воспитательное значение Шацкий придавал труду, выполняемому при осознании его необходимости для коллектива. Считал, что соединение обучения с трудом делает процесс учения более осмысленным и что необходимы разнообразие детского труда, сочетание труда индивидуального с коллективным, атмосфера сотрудничества.

Детский труд существенно отличается от труда взрослого тем, что он должен быть обучающим и творческим.В колонии реализовался принцип самообеспечения: было свое хозяйство: огород, яблоневый сад, ферма. Летом ребята работали на покосе.

Самоуправление.

Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.

Главный орган самоуправления – общее собрание.

С.Т. Шацкий стремился создать коллектив детей и взрослых как коллектив растущий. И дети, и педагоги, по его замыслу, должны постоянно совершенствоваться, не удовлетворяясь достигнутым.Детям надо ощутить себя маленькими распорядителями общей жизни. Колония – это детский кружок, который сам для себя создает законы.

Эстетика.

По мнению С.Т. Шацкого, эстетическое воспитание, охватывая весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т.д.), в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности и коллектива. С.Т.

 Шацкий по-новому осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью искусства».

Под системой эстетического воспитания С.Т. Шацкий понимал оптимальное взаимодействие всех политических и гражданских институтов общества, направленное на развитие творческих потенций личности, коллектива.

Он считал, что в структуре системы эстетического воспитания происходит соединение воздействий на личность через активизацию познавательных, практических и эмоционально-эстетических процессов.

Искусство, гармонично формируя личность, способно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности.

Работа в социуме. Значительное место в педагогической системе С.Т. Шацкого занимала культурно-просветительская работа с населением, прежде всего с детьми.

Он сплотил группу педагогов-энтузиастов, реализовал опыт внешкольной работы, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей.

С.Т. Шацкий обосновал программу, по которой школа должна была начинать работу в среде: «1. Ответить на вопрос, что такое район, в котором школа работает, и что в нем надо делать. 2. Как протекает в нем жизнь детей и что нужно для ее улучшения. 3.

 Представить себе список дел, в которых школа могла бы принять посильное участие, – дел, касающихся окружающего общества (город, деревня, фабрика), семьи и детского населения. 4. Распреде­лить эти дела по времени их выполнения в течение года и соответственно возрастным школьным группам. 5.

 Определить, чем дети (ученики школы) должны быть вооружены, чтобы сознательно и организованно могли одолеть эти дела, т.е. какие навыки им для этого нужны. 6. С каждой темой программы соединить практическое выполнение того или другого жизненного и понятного для детей дела».

Деятельность школы-колонии «Бодрая жизнь» была системообразующим элементом воспитательного пространства, которое охватывало большую территорию – в Калужское отделение Первой опытной станции входили также ясли, детские сады, школы первой ступени, клуб, читальня, педтехникум, исследовательские группы, издательский отдел, выставка-музей и структура методической работы с педагогами школ района.

^

С.Т. Шацкий был сторонником идеи свободного воспитания.

Метод комплексов – группировка учебного материала вокруг специально отобранных тем.

Воспитатель являлся не только организатором, но, в то же время, исследователем детской жизни.

Клуб – живая, гибкая, беспрограммная среда, где жизнь основана на требованиях детской природы.

Игра – это жизненная лаборатория ребенка, ядро «разумной школы» детства.

^
Общинные школы возникли в Англии и США в 20-х годах прошлого столетия (для социально незащищенных слоев населения). Их особенности: общие средства и их распределение, взаимная поддержка отношений между общиной и школой, вовлечение членов общины в принятие решений и управление школой.

Откры­тая школа — образовательная система, в основе которой — постоянный обмен информацией с дру­гими подсистемами, в том числе через глобаль­ные сети телекоммуникаций, а также обмен ин­теллектуальными, финансовыми, материальны­ми ресурсами.

Открытая школа как модель гуманистического общественного воспитания представлена в большинстве современных социально-воспитательных технологий: холистической (целостной) школы (Германия), интегрированного развития компетентности (Швеция, США), школа + микрорайон (Россия).Открытая школа многофункциональна, т.е.

ориентирована на работу с учащимися, имеющи­ми различные убеждения, на диалог, развитие межлич­ностного и межгруппового общения; открыта в прямом смысле целый день и для детей, и для взрослых – они могут приходить сюда в любое времяВ открытой школе преобладают тенденции к расшире­нию и укреплению ее взаимодействия с жизнью, всеми социальными институтами – семьей, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, обществен­ными организациями, местными властями и т.д. И глав­ное – в открытой школе в обучении и воспитании основное внимание уделяется творческому направлению чело­веческой деятельности, школа создает все необходимые условия для личностного развития ребенка.

В структуре открытой школы появляются новые воспитатели – социальные педагоги, чья деятельность осно­вывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Социальный педагог обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков и молодежи, выполняет роль «третьего лица», посредника,связующе­го звена между личностью и обществом.

^

  1. Бершадская Д.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого. – М., 1960.
  2. Опыт педагогической деятельности С.Т. Шацкого / Под ред. В.Н. Шацкой, Л.Н. Скаткина. – М., 1976.
  3. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х томах. – М., 1992.
  4. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 1995.
  5. Скаткин М.Н. С.Т. Шацкий о всестороннем развитии детей. – М., 1977.
  6. Фрадкин Ф.А., Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М.: Прометей, 1993.
  7. Шацкий С.Т. Избранные пед. соч.: в 2-х т. – М., 1980.
  8. Шацкий С.Т. Работа для будущего. – М., 1989.

Источник: http://dopoln.ru/pshologiya/218481/index.html?page=37

Педагогика Шацкого

Моё знакомство с педагогикой Станислава Теофиловича Шацкого (1878-1934) произошло совершенно случайно.

Стыдно сказать, что, имея педагогическое образование и приличный педагогический стаж, я ничего не слышала об этом педагоге.

О Макаренко знала, о Сухомлинском, о Корчаке, о Песталоцци, да ещё о многих других великих классиках не только нашей, но и зарубежной педагогики знала. А вот о Шацком ничего. Да и откуда?!

В 1905 году он издал около 80 своих педагогических трудов. Затем только в 1958 году, тиражом всего 5000 экземпляров была издана книга «С.Т. Шацкий.

Избранные педагогические сочинения», именно эта книга случайно попала мне в руки.

Я стала спрашивать у всех своих знакомых педагогов, хотела как можно больше разузнать о Шацком, однако, это оказалось делом очень непростым. Знакомые учителя, директора школ о нём ничего не слышали.

В учебниках педагогики тех лет имя его не упоминалось. В изданном в 1974 году учебнике для педвузов «История педагогики» Шацкому посвящено всего 7 строчек. В Советской энциклопедии издания 1982 года на одну строчку больше. Ну, а уж в современных изданиях и вообще ничего нет.

Но вот уже 12лет Шацкий остаётся моим самым любимым, талантливым, мудрым педагогом. Я прочла всё, что можно было найти о Шацком и его деятельности. Я нашла у Шацкого ответы на многие педагогические вопросы, которые многие годы мучили и мешали работать. Я создала школу, которая очень похожа на ту, что была создана 105 лет назад Станиславом Теофиловичем Шацким.

С.Т. Шацкий и его коллеги педагоги начали свой социально-педагогический эксперимент 1905 году. Идя от ребёнка, его интересов, потребностей и возможностей был создан «Сетлемент» (культурное поселение), который объединил детский сад, начальную школу, мастерские и студии, педагогический кружок. Таким образом осуществилась идея непрерывного образовательно–воспитательного процесса.

В 1911 году С.Т. Шацкий открыл колонию «Бодрая жизнь». В 1919 году была создана Первая Опытная Станция (ПОС), которая представляла из себя комплекс, уникальный по замыслу и масштабу.

Читайте также:  Одаренный ребенок и его воспитание

Он включал в себя: детские ясли, детские сады, площадки, систему школ 1 и 2 ступени, внешкольные учреждения (клубы, избы-читальни, студии), систему подготовки и переподготовки учителей (курсы, педагогический техникум), научно-исследовательский центр).

Достижения Первой Опытной Станции в 30-е годы широко были известны и в стране и за рубежом. Знаменитый американский педагог и социолог Д. Дьюи, приехав на Станцию, не поверил своим глазам.

Заподозрив показуху, обман, он вставал раньше всех и тайком наблюдал жизнь детей и педагогов.

Покидая Станцию, он, растроганный, убеждённый противник советской власти, подарил Шацкому свою фотографию с надписью: «Я уезжаю от Вас с чувством большого уважения к той стране, в которой возможны такие замечательные педагогические дела».

По образу Первой Опытной Станции Наркомпрос создал ещё 10 опытных станций в различных регионах России. Однако в 30-е годы и Первая, и остальные Опытные Станции были ликвидированы. Произведения С.Т. Шацкого не издавались много лет, и, как и имя его, совершенно неизвестны учителям и широкому кругу работников образования, как раньше, так впрочем, и теперь.

Тем самым отечественное образование было лишено прекрасного опыта, так ему необходимого.

Всё, что у Шацкого входило в единое педагогическое пространство, было разделено чёткими границами на множество самостоятельных, независимых друг от друга ведомств, которые тщательно оберегают от какого – либо вмешательства своих родственных по духу и содержанию соседей.Детские сады и школы – от внешкольных учреждений. И те и другие, и третьи – от среднеспециальных и высших педагогических учреждений.

Психолого-педагогические учреждения не несут ответственности за состояние образования и воспитания детей и молодёжи. И все вместе тщательно отгородились, от семьи и ребёнка, оставив их наедине с их воспитательными проблемами и бедами.

Школа у Шацкого выступала центром воспитания детей в окружающей среде, она регулировала и координировала воспитательные воздействия семьи и детского «сообщества». Не в подготовке детей к будущей жизни, а в создании условий, способствующих развитию всех сил детского организма, видел С.Т. Шацкий задачу педагога, которая являлась центральной для педагогического коллектива.

Глубокой любовью к ребёнку и знанием детской жизни пронизаны все выступления Станислава Теофиловича. Он справедливо утверждает, что «школа отстала, она не соответствует запросам, присущим детскому возрасту, она вредна детям, поскольку в результате школьных занятий происходит ослабление памяти, зрения, слуха, возникло новое явление – «школьные болезни». Разве не об этом мы говорим сегодня?

1920 год, в стране разруха и гражданская война, а Шацкий бесконечно говорит о новой школе, о необходимости работать с детьми по-другому, о необходимости беречь их здоровье.

Вот ещё когда появился термин «школьные болезни»! А мы сейчас пытаемся говорить о здоровьесберегающих технологиях, полагая, что именно мы придумали это, часто спорим, какая дефиниция важнее: «здоровьесбережение», «здоровьесохранение», «здоровьесозидание».

Много лет спорим, а здоровых детей за время обучения в школе становится всё меньше.

В этот период талантливый педагогический коллектив станции создаёт интересные образцы работы в области содержания и методики обучения трудового, эстетического и физического воспитания.

Так, на основе практической работы школы и накопленного сотрудниками станции опыта были составлены первые школьные программы.

Основное содержание этих программ вошло составной частью в программы Государственного Учёного Совета 1923 -1925 годов, а затем в 1924 году и в программы ГУСа на основе комплексной системы.

В течение всей своей деятельности С.Т. Шацкий занимался подготовкой и переподготовкой кадров, особо подчёркивая формирование исследовательских способностей учителя. Модель педагога, разрабатываемая С.Т. Шацким, носила в себе обобщенные требования к его личности и профессиональной компетентности как субъекта социально-педагогической деятельности.

Поскольку важным звеном гуманистической концепции С.Т. Шацкого было принятие ребенка и его мира «таким как есть», исходя из самоценности детства, необходимо было, для обеспечения этой позиции в воспитании обязательно изучать детей, их возрастные особенности и адекватные им виды деятельности.

Рассуждая о возрастной периодизации, он говорил: «Ребенок проходит через существенно необходимые метаморфозы.

И огромная задача разумного государства состоит не в том, чтобы отливать в готовые формы нужных ему людей для соответствующих функций, а в том, чтобы создать условия для организации детской жизни в каждый данный момент».

Сегодняшний динамичный, сложный, бурно меняющийся мир предъявляет к выпускнику школы другие требования, чем минувший век. Не сумма полученных утилитарных прагматических знаний определяет успешность человека в обществе, а владение тем инструментом, с помощью которого он может формировать активную жизненную профессиональную позицию.

Стране нужны ценностно-ориентированные, конкурентоспособные специалисты. Именно поэтому в педагогической науке и практике всё большее подтверждение получает мысль о том, что преодолеть сегодня отчуждение ученика и учителя можно лишь на пути гуманизации самой школы.

Гуманизация – это поворот школы к ребёнку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личностных целей запросов и интересов.

Проблему «учитель – ученик» Шацкий рассматривал в неразрывной связи с общим социальным фоном его деятельности – коллективными отношениями.

Выделенные составляющие системы обучения Шацкого выстраиваются в вертикаль подготовки детей от детского сада и школы до подготовки учителей на основе единого подхода, называемого личностно-деятельностным.

Менялось направление курсов (дошкольные, внешкольные, школьные), но ведущие принципы и установки были неизменны. «Без учителя умеющего творить и понимать творимое, реформы школы быть не может».

Он настаивает на непрерывном совершенствовании профессионализма учителя (причём, большей частью, самосовершенствовании), которое должно осуществляться через постоянно действующие курсы, семинары, методические выставки.

Отнюдь, не идеализируя образовательные институты, он полагает, что «истинная педагогика, да и всякое свежее дело, живы лишь свободными усилиями и мыслями людей…, а правильно организованная школа всегда должна идти впереди общества как наиболее благоприятная часть его жизни».

«Школа постоянно и надолго собирает детей вместе. Среда, в которой действует школа – «широкая детская жизнь». В ней выделяется особая часть всего ценного – школа, которая при правильной организации должна выполнить свою главную роль – советчика, организатора, инструктора и контролера».

В статье «Живая работа» Шацкий убедительно показывает, что «серость жизни для подростка и юноши является настоящим ядом, вызывающим острую жажду ярких, острых переживаний, в конечном счёте, безразлично, в чём бы они не выражались».

В этой же статье он вскрывает четыре момента, определяющие асоциальное поведение молодых людей: «бурное время, огромная занятость взрослых, детская безработица (незанятость полезным делом), скука».

Разве это не про нашу жизнь, сегодняшнюю?! Как же это всё мешает ребёнку не только в его учебной жизни, но и в том, чем он занят после школы.

Школа, тесно связанная с окружающей жизнью, должна была «педагогизировать свое окружение», т.е. изменять его духовно, эстетически таким образом, чтобы все благотворно влияло на детей и взрослых.

Сегодня мы также бьёмся над тем, чтобы не пустить ребёнка на улицу, удерживая его подальше от соблазнов.

Но может быть лозунг, провозглашённый Шацким «Школа должна быть воспитательным центром в районе своей деятельности», который сегодня звучит как «Школа – центр социума», когда-нибудь перестанет быть лозунгом и школа станет таковой на самом деле.

Когда я читала педагогические сочинения С.Т.Шацкого, у меня было ощущение, что написаны они не в 1918, а в 2016 году. Проблемы, над которыми работал Станислав Теофилович 100 лет тому назад, необыкновенно актуальны сегодня.

Они мне близки и понятны.

Я разделяю их и меня тревожит, что те педагогические принципы, которые провозгласил Станислав Теофилович Шацкий: «Вернуть детям детство» и «Школа для ребёнка, а не ребёнок для школы» сегодня, к сожалению, часто звучат просто как громкие слова.

Как только рождается ребёнок, многих родителей начинает мучить вопрос, как лучше подготовить ребёнка к школе. Дошкольный период жизни ребёнка вообще воспринимается несерьёзно.

«Вот когда ты будешь большой…» – говорят малышу, а замечательный сенситивный (чувственный) период детства, во время которого так просто воспитывать у детей любовь к близким, сострадание, чувство ответственности, сердечность, волевые качества, – этот период проходит невостребованным, потому что с раннего возраста – английский, немецкий, музыка, компьютер и т.д. и т. п.

Поверьте, я сама за всестороннее развитие ребёнка. Только не вопреки здоровью, не вопреки самому ребёнку.

Как часто мы видим, что родители «рвутся» в престижную школу, безмерно нагружая ребёнка учебными предметами, подрывая здоровье ребёнка знаниями, которые могут ему никогда не пригодиться в жизни. А сколько различных экзаменов приходится сдавать в школьные годы.

Сколько потрачено ребячьих нервов, пролито слёз. Иглавное –увидели ли за этими экзаменами личность ребёнка или только те знания, которые он сумел показать. Мы много спорим сегодня: сколько лет должна учить школа, нужен ли тот Единый экзамен, на который все возлагают большие надежды.

Вот только за всеми проблемами не забыть бы о самом главном, ради кого всё это и делается – не забыть о ребёнке, которого по-прежнему, как и много лет назад, мы всё только готовим к жизни, забывая о том, что он давно уже живёт.

Бесспорно, Шацкий опередил своё время. Прошло 105 лет, но также очевиден сформулированный Станиславом Теофиловичем Шацким просто и точно «ключ» к пониманию успеха: «Педагогических чудес, как чудес вообще, не бывает, а есть серьёзный, подчас очень тяжёлый педагогический труд».

Станислав Шацкий и Антон Макаренко

Теория и практика Станислава Теофиловича Шацкого привлекают внимание учителей ярким и своеобразным решением таких фундаментальных педагогических проблем, как социализация личности, методы педагогического исследования среды и ребенка, функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

А мне хочется, чтобы и родители, которые не знают об этом великом педагоге прошлого, узнали о нём. Будет правильно провести параллель между Станиславом Теофиловичем Шацким и Антоном Семёновичем Макаренко. Макаренко знают все.

Я познакомилась с замечательным человеком — Соколовым Ричардом Валентиновичем.

Именно его исследование и помогло собрать и обобщить краткие факты деятельности двух таких разных, но в тоже время одинаково понимающих и чувствующих педагогов прошлого.

В их педагогическом опыте можно найти ответы или подтверждение правильности решения некоторых педагогических проблем, актуальных для нашего времени.

Итак, два корифея отечественной педагогики первой половины XX века Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) и Антон Семёнович Макаренко (1888-1939).

Сегодня ни в одном источнике, не написано знали ли они друг о друге.

Оба хотели посвятить себя не педагогике, а искусству. С.Т.Шацкий был певцом, А.С.Макаренко – играл на скрипке.

Своих детей никогда не имели, но всю свою сознательную жизнь отдали чужим детям.

Педагогика в их понимании не столько воспитание школьников, сколько «работника будущего» по Шацкому и «нового человека» по Макаренко.

Они оба не считали воспитание главным. Им казалось, что общество может быть устроено разумнее, а жизнь людей счастливее, а вот путь к такой жизни может быть устроен через создание разумно организованных и счастливых детских сообществ.

И С.Т.Шацкий и А.С. Макаренко были экспериментаторами. То, чем они занимались, сегодня называется социальным проектированием.

Оба были сподвижники «соцвоса» (термин А.С.Макаренко). Их опыт изумлял не только коллег соотечественников, но и таких мыслителей как Джон Дьюи и Рабиндранат Тагор.

Оба успели опубликовать не очень много работ.

Оба всю жизнь натыкались на сопротивление разного рода бюрократов и вынуждены были защищать свои взгляды и своё дело.

Оба были на грани крушения и оба начинали всё сначала.

Клуб Шацкого закрыли в 1908 году, Макаренко «ушли» в 1927 году, назвав его систему «несоветской», так он оказался в коммуне им. Дзержинского.

Их жёны взяли на себя пропаганду наследия и несли её долгие годы. Валентина Николаевна Шацкая даже была награждена медалью А.С. Макаренко.

Г.С. Макаренко руководила лабораторией по изучению и пропаганде наследия Антона Семёновича.

Одним из лозунгов их педагогики было «Воспитатели — товарищи детей, а не их начальники» (С.Т.Шацкий).

«Перед коллективом воспитанников воспитатель должен выступать как боевой товарищ, борющийся вместе с ними и впереди них». (А.С.Макаренко)

С.Т. Шацкий через 14 лет пришёл к идее «закрытого учреждения». Макаренко 15 лет отрабатывал идею более интенсивного воспитания детей (колония им. Горького).

Они считали, что труд вносил смысл и порядок в детскую жизнь, труд должен быть не только самообслуживающим, но и производительным.

В работе с детьми Шацкий предлагал идти от того, что рядом с ними: от семьи, дома, школы («Надо идти от кухни, а не от Канта» — С.Т.Шацкий) к более широким и дальним перспективам, к обществу, в конечном счете, участвуя в его преобразовании.

Важным элементом макаренковской воспитательной технологии была система перспективных линий. Педагог считал, что «человек не может жить в мире, если у него нет впереди ничего радостного. Настоящим стимулом человеческой жизни есть завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одной из важнейших объектов работы».

Все знают книгу А.С.Макаренко «Педагогическая поэма». Трудно сказать, кому пришло в голову первому назвать книгу о жизни в детской колонии «педагогической поэмой». Однако, существует предисловие С.Т. Шацкого к книге Л. Сосниной «История одной школьной общины» (Кооперативное издательство «Посредник» М, 1927 год).

В книге описывается жизнь Пушкинской детской колонии с «сельскохозяйственным уклоном». Оценивая книгу С.Т.Шацкий писал: «Скорее это поэтическое произведение — своего рода педагогическая поэма». Шацкий отмечает «искренний интерес к детям, любовь к ним, которыми сквозит каждая строка педагогической поэмы».

«Можно лишь бояться, что за поэтической формой читатель пройдёт мимо того ценного, что имеется в этой незаурядной работе».

Пушкинскую колонию «преобразовали» в 1924 году, а автор книги была репрессирована. Колонию им. Горького «преобразовали» четыре года спустя, а «педагогическую систему и её автора признали «несоветской».

Понятно, что Антон Семёнович Макаренко ничего не знал о предисловии Шацкого к книге о Пушкинской колонии.

Видимо, педагогическая поэма не такое уж уникальное для того времени состояние души людей занимавшихся работой с детьми.

Источник: http://shatsky-school.ru/shatsky/

Ссылка на основную публикацию