Система педагогики

Система педагогическая

взаимосвязанные структурные и функциональные компоненты, подчиненные целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Источник: Словарь по педагогической психологии

множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности, функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед. влияния на формирование личности с заданными качествами.

Источник: Педагогический словарь

это совокупность необходимых и достаточных элементов, характеризующих сущность явления педагогической действительности (воспитатель и воспитанник как субъекты педагогического процесса), его цель, содержание, способы (формы, методы, средства) его осуществления.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

организованная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного и преднамеренного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами.

Ее структуру определяют следующие инвариантные элементы: учащиеся; цели обучения и воспитания; содержание обучения и воспитания; процессы воспитания и обучения (дидактические процессы); преподаватели (или ТСО); организационные формы педагогической деятельности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

1)упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов (целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся), характеризующих в наиболее общем, инвариантном виде все составляющие педагогической деятельности в данных социально-экономических условиях; 2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития воспитанников.

Основные признаки педагогических систем: полнота компонентов (факторов), причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей идей, выполняющих системообразующую функцию; появление целостных качеств у объекта созданной системы. Педагогические системы могут быть самыми различными.

Педагогическими системами являются совокупности учебно-воспитательных учреждений страны, региона (области, республика, района) и условий их функционирования. Здесь различают суперсистемы, большие, средние и малые педагогические системы.

Педагогические системы – это и образовательные технологии в единстве всех своих элементов (например, система развивающего обучения по Давыдову).

К педагогическим системам относятся совокупность целей, принципов, форм и методов, а также условий их реализации, направленная на решение поставленных воспитательных или образовательных задач. Например, так мы говорим о системах интеллектуального развития, духовно-нравственного воспитания, воспитания коллектива и коллективизма и т.д. Такой системой можно считать индивидуальную педагогическую деятельность отдельного учителя, сложившуюся в устойчивую целостность всех составляющих компонентов.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Источник: http://didacts.ru/termin/sistema-pedagogicheskaja.html

Педагогические системы: характеристика и примеры

Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Принципы функционирования системы:

– оптимальность;

– структурность – выделение частей (компонентов) системы, их упорядочение и классификация;

– функциональность – в качестве компонентов системы выступают функции, регулирующие отношения и связи в системе;

– интегративность – особое внимание уделяется системообразующим элементам, которые объединяют ее компоненты и способствуют сохранению и функционированию целого.

Особенностью современной педагогической науки является всестороннее рассмотрение педагогической деятельности, с учетом широкого круга как внутренних отношений, так и внешних сопряженных систем.

В системном рассмотрении объект (явление, процесс, отношения) воспринимается не как сумма частей, а как нечто целое.

Педагогические системы рассматриваются как динамические системы, отношения между компонентами которых постоянно изменяются.

Системообразующим фактором педагогического процесса являются его цели.

Если целью является формирование знаний, то процесс обучения приобретает объяснительно-иллюстративный характер; если главная цель – формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично проблемного обучения; если ставится главная задача – развитие индивидуальности школьника и его личностных качеств, то процесс является развивающим, целостным процессом проблемно-развивающего обучения.

Педагогические системы можно рассматривать на макро-, мезо– и микроуровнях.

На макроуровне – это государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования и т. д.

На мезоуровне – это деятельность учебных заведений, детских организаций и других социальных институтов общества, реализующих педагогические цели.

На микроуровне – это педагогические системы, реализующие специфические задачи; авторские педагогические системы; педагогические системы, сложившиеся в рамках деятельности группы учителей и учащихся.

Компоненты педагогической системы:

– деятельность учителей и учащихся;

– управленческая деятельность, направленная на создание условий для решения образовательных задач;

– педагогические средства (содержание педагогической деятельности, формы и методы педагогической работы).

Закономерностью педагогической системы являются связь между ее компонентами, они представляют собой те существенные связи, от которых зависит оптимальность педагогических задач.

Факторы, оказывающие существенное влияние на управление процессом социального развития личности учащегося, являются окружающей средой педагогической системы.

Функционирование педагогической системыпредполагает взаимодействие ее элементов на основе реализации внутренних и внешних связей, которое позволяет достичь определенных результатов в педагогической деятельности.

Педагогические системы являются относительно самостоятельными и целостными, непосредственно порождающими процесс развития человека.

Педагогическими системами, предполагающими непосредственный контакт с учащимися, являются педагогические системы в семье, в школе, во внешних учреждениях по месту жительства и т. д. Основополагающей системой является педагогический процесс.

9. Проблема цели воспитания в педагогике.

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитания Целью воспитания в педагогике принято считать конечный результат формирования личности.

Поскольку педагогические системы (дошкольное, школьное и внешкольное) имеют определенные хронологические рамки, которые позволяют фиксировать определенные уровни и качества сформированности личности, то можно говорить и о относительно конечные результаты образованности и воспитанности на определенных этапах. Выделяется общая и индивидуальная цель воспитания

Общая цель выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, а индивидуальная, если предполагается воспитания отдельного человека Прогрессивная педагогика предполагает единство общей и индивидуальной цели

Цель выражает общую целеустремленность воспитания На практике она реализуется через систему конкретных задач Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты Поэтому есть и такое определение: цель воспитания — это система воспитательных задач. Среди задач, определённых целью, могут выделяться ведущие воспитательные задачи.

На определение целей воспитания влияют следующие факторы:

идеология, поли тика государства;

культура, сложившаяся в обществе;

опыт воспитания;

психическое, эмоциональное и физическое развитие людей;

позиция государственных деятелей, воспитателей и др.

ВОПРОС №11. «История и этапы становления профессионального образования в России»

В 1860-е гг.

в России началось становление теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли научного знания, что было обусловлено развитием производства и капиталистических отношений, реформами в области школьного образования, расширением сети профессиональных учебных заведений, началом общественно-педагогического движения в России. Этому способствовала деятельность научных и технических обществ– Русского технического общества, Вольного экономического общества, Московского общества распространения технических знаний, которые создавали учебные заведения, выдвигали проекты реформирования системы общего и профессионального образования в России, изучали зарубежный опыт подготовки специалистов, проводили съезды деятелей профессионального и технического образования, издавали научную, учебную и методическую литературу.

Органом научно-методической мысли стал журнал «Техническое образование», который выходил в 1892–1917 гг. Значительна роль Постоянной комиссии по техническому образованию Русского технического общества (1868) и ее руководителей – видных деятелей профессионального образования России Е.Н. Андреева (1868—1889) и А.

Г. Неболсина (1889–1917). Вехой в становлении профессиональной педагогики стал разработанный ученым-механиком и министром финансов И.А. Вышнеградским (1831–1895) проект «Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884), заложивший основы государственной системы профессионального образования.

1860-е гг. – начало развития дидактики профессионального обучения в России.

https://www.youtube.com/watch?v=Hdbw2Ejyuyk

В канун революционных событий в России стала очевидна необходимость реформы профессионального образования, приведения ее в соответствие с экономическими и социокультурными требованиями жизни и, прежде всего, ее демократизации. Под руководством министра народного просвещения графа Н.П. Игнатьева в 1915–1916 гг.

были разработаны проекты реформы профессионального образования, которые предусматривали создание многотипной системы профессионально-технических учебных заведений, установление связи между общим и профессиональным образованием, между школами и производством, более широкое развитие женского профессионального образования.

История профессионального, в том числе и профессионально-технического образования России – целостный социально-исторический и историко-педагогический процесс, в котором можно выделить несколько периодов.

Первый период (VI – первая половина XIX в.) – возникновение различных форм профессионального обучения на ранних этапах российской цивилизации, зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления профессионального образования.

Второй период (вторая половина XIX в. – 1917 г.) – развитие профессионального образования и профессионально-педагогической мысли в эпоху индустриального становления России; формирование системы государственных профессиональных учебных заведений и развитие общественно-педагогического движения в области профессионального образования.

Третий период (1917 – 1940 гг.) – преобразование и развитие системы профессионального образования в постреволюционные десятилетия, связанные с новыми политическими реалиями и в первую очередь с восстановлением и массовой индустриализацией советской экономики; начальный этап институциирования профессиональной педагогики.

Четвертый период (1940–1958 гг.

) – создание и функционирование системы государственных трудовых резервов как системы профессионального образования, отразившей потребности жестко централизованной плановой военной и послевоенной экономики и форсированной индустриализации СССР; активизация разработки методики производственного обучения и становления системы подготовки индустриально-педагогических кадров.

Пятый период (1959–1990 гг.) – развитие профессионального образования в РСФСР в условиях либерализации общества, социально-экономических реформ и технико-технологического перевооружения производства в 1959 – 80-х гг.

; преобразование системы трудовых резервов в систему профессионально-технического образования; осуществление среднего профессионального образования и переход ко всеобщему профессиональному образованию; становление научных центров профессионального образования.

Шестой период (1991–2000 гг.) – развитие профессионального образования в Российской Федерации в условиях демократизации общества и перехода к рыночным отношениям в экономике, кризисных явлений в производстве и обществе, внедрения в производство высоких технологий; период дифференциации и диверсификации системы профессионального образования.

12. Современная многоуровневая система профессионального образования в России.

Одно из основных требований зарубежных партнеров в адрес российской системы высшего образования – необходимость выдачи отечественными вузами дипломов, максимально сопоставимых с общепринятыми в мире документами об окончании соответствующих учебных заведений и прослушанных учебных курсах. Это позволит взаимно признавать с максимальным числом стран полученные в России и за границей вузовские учебно-научные квалификации. Речь идет об узнаваемости записей в российских вузовских дипломах и приложениях к ним за рубежом. Ключевое звено модернизации российской системы образования в соответствии с принципами Болонской декларации в отказе от программ подготовки в российских вузах дипломированных специалистов и введение базового/постдипломного образования (по европейской терминологии) или бакалавра/магистра (по американской терминологии).

При введении бакалавриата и магистратуры получат возможность «отсеивать» тех молодых людей, у которых поменялись планы или которые не проявили должной способности к овладению изучаемой специальностью, и принимать бакалавров из других вузов, вливая таким образом «свежую кровь».

Читайте также:  Как научить ребёнка завязывать шнурки

В соответствии с новым законом выпускники-бакалавры вправе не только менять специализацию в рамках одного вуза (например, некоторые бакалавры экономики решают получить в магистратуре расширенные и углубленные знания по менеджменту), но могут поступить на магистерские программы зарубежных вузов.

Аргументы противников многоуровневой системы высшего образования сводятся к тому, что российский рынок труда не готов к использованию проучившихся четыре года бакалавров и рассматривает их как недоучек, не обладающих необходимыми профессиональными навыками.

Иное дело – на Западе, где предприятия охотно принимают выпускников с дипломами бакалавров, так как там развита система доучивания.

Многие западные работодатели предпочитают растить кадры конкретно для своей фирмы, обучая на рабочих местах новейшим производственным технологиям и профессиональным секретам и получая в итоге нужных по уровню знаний и производственных навыков специалистов.

Владельцы же российских предприятий и фирм, как показывают исследования, не хотят тратить деньги на доучивание, предпочитая брать уже готовых дипломированных специалистов, прежде всего переманивая их из компаний-конкурентов. А выпускники российского вуза с дипломом бакалавра на 90-95% остаются невостребованными.

Кроме того, многоуровневая система высшего образования пригодна не для всех специальностей. Например, программисту учиться 6 или даже 5 лет не надо, а высококлассного инженера или научного работника за 4 года подготовить невозможно.

Поэтому дифференциация вузов по типам реализуемых программ станет одним из серьезнейших образовательных последствий принятия рассматриваемого законопроекта.

Соответственно, в первую очередь возникает проблемы разработки оптимальных стандартов бакалавриата по конкретным специальностям, лицензирования и аттестации магистерских программ в том или ином вузе.

Указанный момент станет крайне важным для развития всей системы высшего образования, аккредитации и категоризации вузов. В силу этого необходима организация независимой системы контроля и оценки качества образования, что обеспечит возможность обмена образовательными программами, повысит академическую и студенческую мобильность.

Цель многоуровневой системы высшего образования — расширить возможности высшей школы в удовлетворении многообразных культурнообразовательных запросов личности и общества. Раньше, как вы помните, на первом месте стояло общество, социальный заказ. Сейчас же, это видно уже из Закона РФ об образовании (см. раздел 2.1), на передний план выдвигается личность, ее интересы.

Суть многоуровневой системы образования в нашей стране состоит в том, что оно представляет совокупность основных образовательных программ различного уровня, длительности и назначения.

Многоуровневая система образования повышает гибкость общекультурной, профессиональной и научной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей рыночной экономики.

Она учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и международную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО, отвечает требованиям нашего времени формирования единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества.

Усилиями группы ученых во главе с Госкомитетом РФ по высшему образованию разработан, а постановлением Правительства РФ № 940 от 12 августа 1994 г. введен Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, основанный на многоуровневой системе.

Первый уровень включает двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме среднего специального учебного заведения со средней продолжительностью обучения 3—3,5 года.

Лицам, успешно окончившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, и они могут быть зачислены в вуз для освоения вузовской программы бакалавриата.

Лицам, освоившим всю программу 1-го уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании и присваивается квалификация согласно перечню специальностей среднего профессионального образования.

Программы 2-го уровня предоставляют личности возможность уже в рамках вуза овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественнонаучную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям. Эти программы дают базовое высшее образование.

Лица, освоившие программы 2-го уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательным и профессиональным программам 3-го уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности.

Срок обучения в вузе по программам 2-го уровня — не менее 2 лет для тех, кто успешно окончил двухлетнее обучение в колледже по программе 1-го уровня, и 4 лет — на основе общего среднего образования. Выпускникам вузов, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения.

Лица, проучившиеся не менее 4 лет в вузе по программам 2-го уровня, получают высшее образование, и им присваивается академическая степень инженера.

Бакалавры могут продолжить учебу по программе 3-го уровня в магистратуре (1—2 года) или стать дипломированным специалистом с полным высшим образованием. Программа подготовки магистра наук носит преимущественно исследовательский характер. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра.

Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается также диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.

Выпускники вуза, завершившие любую образовательную программу 3-го уровня, имеют право поступления в аспирантуру, причем магистерский экзамен по иностранному языку засчитывается как вступительный экзамен в аспирантуру.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/31565.html

Система педагогических наук

Педагогика является системой педагогических знаний. Данная система постоянно совершенствуется и обогащается новыми познаниями.

В особую группу педагогических наук можно отнести частичные или предметные методики, которые концентрируются на изучении правильности обучения и изучении определенных наук в учебных заведениях различных видов.

В конце XX в. обозначается прогресс в социальной педагогике – стали появляться отрасли, которые изучают закономерности, а так же формирование и развитие индивида в процессе приобретения образования и воспитания в отдельных социальных институтах.

Также социально ориентированная работа научных, образовательных, культурных и других организаций, которые способствуют развитию социальной интенсивности личности в процессе решения политических, общественных, экономических и других вопросов общества.

Так как к решению задач воспитания человека относятся разного вида науки, педагогика имеет с ними тесную связь. Межпредметные связи педагогики предоставляют ей возможность глубоко исследовать педагогические факты и явления.

Связь педагогики с гуманитарными науками

Взаимосвязь педагогики с философией длится давно и плодотворно, так как философские понятия создают педагогические концепций и теорий, задают ракурс педагогического искания и служат ее методологическим основанием.

Истолкование соотношений философии и педагогики носили достаточно твердый оппозиционный характер. С одной стороны, педагогика считалась «полигоном» для дополнения и одобрения философских идей. В этом случае ее изучали как практическую философию.

В наши дни общепринятой является методологическое назначение философии по отношению к педагогике, это обоснованно и предопределяется самой сущностью философского познания, мировоззренческого по природе, а также решаемым задачам, пониманием места человека в мире, раскрытием его взаимосвязи с миром. От системы философских убеждений, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направленность педагогического изыскания, установление содержательных, целевых и технологических свойств образовательного процесса.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, стремясь стать настоящей наукой и продуктивно управлять работой преподавателя, обязана принимать во внимание те факты, с которыми имеет дело личность в его индивидуальном и конкретном усовершенствовании.

Это более чем три века тому назад упоминал основатель педагогики Я.А. Коменский. Он писал, что даже столяр, чтобы сделать стол, должен знать и учитывать породу дерева, его особенность, способы обработки.

Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным «формовать» его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов воздействия на нее.

Связи педагогики с другими науками не ограничиваются философией и психологией, общим для которых является постижение личности. Педагогика тесно соединена и с науками, исследующими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Образование как управляемый процесс социализации не обозначает пренебрежение того, что человек, его формирование зависят от влияния природных факторов.

Их воздействие становится менее заметным так как оно опосредовано общественными устройствами регулирования. Проблема соотнесения врождённых и социальных факторов роста человека — одна из основных для педагогики.

Она является и одной из важнейших для биологии, исследующей индивидуальное развитие личности.

Связь педагогики с медициной

Связь педагогики с медициной породило возникновение коррекционной педагогики как особой области педагогического знания, предметом которой является воспитание детей, которые имеют приобретенные или врожденные изменения в развитии.

Она вырабатывает вместе с медициной систему средств, благодаря которым постигается терапевтический эффект и обретаются такие взгляды, роли и ценности, которые помогают облегчить процессы социализации, восполняющие имеющиеся недостатки или понижающие их тяжесть.

Развитие педагогики связано также с науками, которые исследуют человека в обществе, в системе его общественных связей и отношений. Потому нет случайности в том, что стали налаживаться достаточно крепкие связи между педагогикой, психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

Связь педагогики с экономическими науками

Связи между педагогикой и экономическими науками представляются сложными и спорными. Экономическая политика всегда была обязательным условием формирования образованности общества.

Важным фактором усовершенствования педагогики является экономическое воздействие научных исследований в данной сфере познаний.

Соединение этих наук привело к отделению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в области образования.

Родство педагогики с социологией является традиционной, так как и первая и вторая сосредоточенны на планировании образования, выявлении основных направлений усовершенствования различных групп или слоев населения, закономерности социализации и развития личности в разных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией вызвана тем, что образовательная политика всегда была выражением идеологии главенствующих партий и классов, показывая ее в концептуальных схемах и теориях.

Педагогика пытается раскрывать обстоятельства и механизмы формирования человека как субъекта политического сознания, вероятности усвоения политических взглядов, установок, политического мировоззрения.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/sistema_pedagogicheskih_nauk/

Система педагогических наук (структура педагогики)

Педагогика включает ряд отраслей: общую педагогику, частные педагогики, прикладные педагогики, частные методики преподавания.

Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания и обучения, общие для всех возрастов и категорий воспитанников. Общая педагогика составляет основу всех остальных направлений и отраслей педагогических знаний, и потому должна изучаться студентами педагогических специальностей в первую очередь. 

Общая педагогика, в свою очередь, включает следующие основные разделы: история образования и педагогической мысли; сравнительная педагогика; этнопедагогика; дидактика; теория воспитания; школоведение. 

История образования и педагогической мысли изучает развитие педагогических идей, теорий и систем.

Сравнительная педагогика (на Западе в синонимическом значении употребляется термин «компаративистика») изучает различия в системе образования в разных странах и регионах мира, а также общие тенденции развития образования в мире. 

Этнопедагогика изучает взгляды, идеи, принципы, методы, средства народного воспитания и обучения, бытующие у разных народов. Этнопедагогику не следует путать с народной педагогикой.

Читайте также:  Проблема алкоголизма у детей

Народной педагогикой как раз называют систему таких взглядов, идей, принципов, методов, средств, выработавшихся в народе в донаучный период на основе опыта и здравого смысла.

Таким образом, этнопедагогика ― это наука, а народная педагогика ― объект изучения этнопедагогики. Нельзя путать науку с ее объектом исследований.

Дидактика, или теория обучения (греч.didakticos ― «поучительный» отdidaskein ― «учить») ―это раздел общей педагогики, рассматривающий общие закономерности и принципы обучения, содержание образования, методы, формы и средства обучения, контроль и учет результатов обучения.

Теория воспитания ― раздел общей педагогики, рассматривающий закономерности, принципы, методы, средства и формы организации воспитания.

Школоведение (сейчас эту отрасль педагогики чаще называют «педагогический менеджмент») ― раздел общей педагогики, изучающий проблемы организации народного образования, деятельности должностных лиц в учреждениях образования, формы и методы руководства учебно-воспитательным процессом.

Помимо общей педагогики, выделяют частные педагогики. Критериями классификации здесь выступают возрастные и некоторые другие особенности воспитанников.

Так, в зависимости от возраста воспитанников выделяются: ясельная педагогика, или педагогика раннего возраста (изучает вопросы воспитания детей до 3 лет); дошкольная педагогика (от 3 до 6 лет); педагогика школы (от 6 лет до окончания школы); педагогика профессионального образования (внутри ее выделяется особый раздел ― педагогика высшей школы); андрагогика (теория обучения и воспитания взрослых).

Кроме возрастных групп, выделяют некоторые другие особые группы детей. Так, вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями психофизического развития, разрабатывает коррекционная, или специальная педагогика (устаревшее название ― дефектология, от греч. defectus – «недостаток»).

Коррекционная педагогика по критерию характера дефекта воспитанников распадается на такие отрасли, как олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия.

Вопросы перевоспитания преступников и правонарушителей (детей и взрослых) в условиях исправительного учреждения рассматривает пенитенциарная педагогика. 

      Прикладные педагогики ― это семейная, социальная, превентивная, производственная, спортивная, военная педагогика. Семейная педагогика изучает процессы формирования личности ребенка в семье.

Социальная педагогика изучает процессы социального воспитания, то есть формирования личности в социальной среде (общество в целом, различные субкультуры, общественные организации и движения, СМИ, религиозные общины, детские и молодежные объединения по месту жительства, при ЖЭКах, а также неформальные группировки различного толка), Прежде всего социальную педагогику интересуют проблемы воспитания тех детей, которые подвергаются риску и нуждаются в социальной поддержке и защите (сироты; инвалиды; дети, растущие в асоциальном окружении). С социальной педагогикой тесно связана превентивная педагогика, которая  изучает пути и способы предупреждения и преодоления асоциальных отношений среди молодежи. Производственная педагогика изучает процессы профессионального обучения и воспитания работников непосредственно на производстве (на заводе, фабрике, фирме, в организациях и учреждениях). Спортивная педагогика занимается теорией и практикой подготовки спортсменов, военная педагогика ― вопросами подготовки военнослужащих.

      Частные методики (частные, или предметные дидактики) рассматривают теорию и практику обучения конкретному учебному предмету. Например, методика преподавания математики, биологии, истории и т. п.

Источник: https://students-library.com/library/read/57073-sistema-pedagogiceskih-nauk-struktura-pedagogiki

Система педагогических наук

Определив предмет педагогики как целœенаправленный процесс образования и развития личности в условиях ее воспитания и обучения, можно констатировать, что изучаемый предмет является весьма сложным, многоаспектным и обнаруживает большое количество связей и опосредовании. Педагогика, зародившаяся в недрах философии, представляет в настоящее время разветвленную систему научных знаний. Каждая педагогическая отрасль определяется особенностями предмета изучения.

В системе педагогических наук выделяют следующие основные дисциплины.

Общая педагогика— изучает общие закономерности воспитания, обучения и развития человека независимо от его возраста и типа образовательного учреждения. Состоит из следующих разделов: общие основы, теория воспитания, теория обучения (дидактика), теория организации и управления в системе образования.

История педагогики— исследует развитие педагогических идей и представлений в прошлом, изучает педагогическую реальность в различных странах в разные эпохи, жизнь и деятельность выдающихся педагогов, занимается интерпретацией педагогических текстов.

Возрастная педагогика— включает в себя дошкольную педагогику(изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста) и школьную педагогику(исследует закономерности воспитания, обучения и развития учащихся в системе среднего образования).

Педагогика высшей школы— изучает закономерности образовательного процесса в условиях высшего учебного заведения.

Специальная педагогика— разрабатывает проблемы обучения и воспитания людей с различными нарушениями и отклонениями в развитии.

Учитывая зависимость отвида дефектов здесь выделяют следующие направления: сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухих и глухонемых, тифлопедагогика — слепых, олигофренопедагогика — умственно отсталых, логопедагогика — людей с дефектами речи.

Социальная педагогика— исследует проблемы воспитания, социальной реабилитации и педагогической помощи людям в определœенных социальных условиях (безработные, бедные, беспризорные, бездомные, наркоманы, алкоголики, правонарушители и проч.). Социальная педагогика разрабатывает научные основы социальной работы, которая направлена на оказание помощи людям всœех возрастных групп с целью преодоления их социальных и психологических трудностей.

Исправительно-трудовая (коррекционная) педагогика— изучает вопросы перевоспитания правонарушителœей всœех возрастов.

Андрагогика (образование взрослых)— занимается обучением и развитием взрослых людей, включая повышение квалификации и переквалификацию работников, приобретение новой профессии.

Вместе с тем, некоторые исследователи выделяют следующие отрасли педагогической науки, предмет изучения которых понятен из их названия: военная педагогика, профессиональная педагогика, семейная педагогика, сексуальное воспитание, педагогика СМИ, педагогика досуга. Особую группу педагогических наук составляют так называемые предметные методики,исследующие содержание, формы, методы преподавания и изучения конкретных учебных предметов во всœех типах образовательных учреждений.

Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, в первую очередь, с теми, в центре исследования которых находится человек.

Изучение философии, социологии, этики и эстетикиспособствует адекватному пониманию педагогами закономерностей развития человека и общества, правильному определœению педагогического идеала и целœей образования.

Философские знания образуют методологическую основу научно-педагогических исследований и педагогических теорий. Так, в основу долгое время определявшей развитие советской школы концепции политехнического образования и теории трудового обучения в коллективе А. С. Макаренко были поло-

жены соответствующие идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. А получившая широкое распространение в последнее время концепция личностно-ориентированного образования базируется на философских постулатах Ж. П.

Сартра, Э. Фромма, К. Ясперса. Очевидно, что этическое или эстетическое воспитание должна быть эффективным, только опираясь на результаты фундаментальных исследований в соответствующих областях науки.

Особенно тесно педагогика связана с психологиейи физиологией.Развитие способностей человека, его личности в целом невозможно без понимания его биологической сущности: природных задатков, типологических особенностей нервной системы, функционирования органов чувств, других физиологических систем.

По мнению выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского (1824—1871), каждый учитель обязан быть практическим психологом.

Используя выявленные психологией закономерности развития психики человека, педагогика повышает эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении воспитываемого.

На стыке с педагогикой возникают пограничные отрасли. Педагогическая психологияисследует механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Педагогическая этикаизучает специфические особенности профессиональной морали педагогов.

Педагогическая деонтология— наука о должном поведении педагогических работников — исследует всю совокупность формализованных и неформализованных норм профессионального поведения и деятельности педагогов. Школьная гигиенаизучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся.

Этнопедагогиказанимается изучением обычаев и традиций различных народов в обучении и воспитании.

Предмет педагогики составляет вся педагогическая действительность. С тех пор как педагогика сформировалась как самостоятельная наука, не прекращаются дискуссии о соотношении педагогической теории и практики. В вышедшей в 1867 ᴦ.

книге ʼʼЧеловек как предмет воспитанияʼʼ Ушинский утверждал, что педагогика — это самое обширное, сложное, самое высокое и самое крайне важно е искусство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ опирается на науку и, кроме знаний, требует способностей и наклонностей.

Это суждение о педагогике как искусстве становится понятным, в случае если вспомнить, что всœе свои великолепные педагогические сочинœе-

ния Ушинский создал на базе анализа собственного обширного опыта преподавания в Демидовском юридическом лицее ᴦ. Ярославля, Гатчинском сиротском институте и в Смольном институте благородных девиц.

Ушинский не имел специального педагогического образования, он блестяще закончил юридический факультет Московского университета͵ Совет которого присудил ему в 20 лет степень кандидата юриспруденции.

Усиленно занимаясь самообразованием, Ушинский глубоко изучал философию и иностранные языки. Свободно владел английским, немецким, французским. Читал в оригинале труды Ф. Бэкона, Г. В. Ф. Гегеля, П. А. Гольбаха, Р. Декарта͵ Д. Дидро, И. Канта͵ Дж. Милля, Ж. Ж. Руссо.

Был направлен для ознакомления с организацией школьного образования за границу, где в течение пяти лет посœетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию, Италию. До 1917 ᴦ.

вышло более 10 млн экземпляров книг Ушинского; среди них выдержавший 187 переизданий учебник ʼʼРодное словоʼʼ и блестящий труд 24-летнего профессора ʼʼО камеральном образованииʼʼ[1].

Сегодня никто не отрицает научный статус педагогики. Педагогическая теория и практика развиваются в неразрывной взаимосвязи и взаимовлиянии.

Успехи педагогов бывают обусловлены как глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории, так и искусством педагогического воздействия благодаря многолетней практике.

В любом случае педагог в своей деятельности, как каждый человек, руководствуется определœенными представлениями, личным опытом или научными теориями. Вопрос состоит по сути в том, что это за представления и теории, насколько они научно обоснованны и эффективны.

Большинство людей в процессе педагогического взаимодействия с другими ориентируются на личный жизненный опыт, который можно обозначить как ʼʼличную теориюʼʼ.

При этом личный опыт нельзя обобщать и переносить на всœе ситуации, как это часто случается.

Опасность ʼʼличной теорииʼʼ состоит по сути в том, что устанавливаемые взаимосвязи являются часто неправильными или далеко не в полной мере отражают педагогиче-

скую действительность. А это может иметь фатальные последствия и для воспитываемого, и для воспитателя.

ʼʼЛичной теорииʼʼ противостоит научная теория, т. е. знания, полученные научно адекватными методами. Научная теория устанавливает и объясняет важные взаимосвязи и помогает практикам действовать педагогически более эффективно и рационально.

В отличие от ʼʼличной теорииʼʼ для научной теории характерны объективность и проверяемость, общезначимость, непротиворечивость и целостность.

Научные теории позволяют прогнозировать педагогические ситуации и способы поведения, избегать работы вслепую; они являются ориентировочной основой профессионального поведения педагогов и помогают им осмыслять свою деятельность в научных понятиях.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, педагогика как наука имеет четко выделœенный предмет исследования, собственные методы и понятийно-категориальный аппарат, зафиксированные в виде законов и закономерностей объективные связи между факторами, процессами, составляющими предмет изучения. Установленные закономерности и законы позволяют прогнозировать развитие педагогических процессов; педагогическая теория соединяется с практикой с помощью рекомендаций и правил.

  • — Система педагогических наук

    Современная педагогика представляет собой широко развернутую область знаний, включающих ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Для педагогики характерен процесс дифференциации. Этот процесс вызывает значительную разветвленность педагогики на отдельные… [читать подробнее].

    Читайте также:  Зачем нужен autocad?
  • — Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками

    Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины. В систему педагогических наук входят: 1. Общая педагогика,… [читать подробнее].

  • — Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками

    Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины. В систему педагогических наук входят: 1. Общая педагогика,… [читать подробнее].

  • — Педагогика как наука и искусство. Функции и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки. Состав и система педагогических наук

    Гуманистическая и социальная направленность педагогической профессии. Структура, функции и основные виды профессиональной деятельности. Современные требования к личности и профессиональной компетентности педагога Общие основы… [читать подробнее].

  • — СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

    Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук (отраслей педагогики). … [читать подробнее].

  • — Система педагогических наук

    Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают междисциплинарные научные отрасли. В систему педагогических наук входят: 1. Общая педагогика,… [читать подробнее].

  • — Система педагогических наук

    В общепризнанный перечень педагогических наук принято включать следующие: общая педагогика, история педагогики, сравнительная педагогика, возрастная педагогика, лечебная педагогика, социальная педагогика, пенитенциарная педагогика, профессиональная педагогика,… [читать подробнее].

  • — Система педагогических наук. Межнаучная интеграция. Основные категории педагогической науки.

    Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы. Философия — фундамент педагогики, в частности та ее часть, которая… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/239591_sistema_pedagogicheskih_nauk

    Педагогика в системе наук (стр. 1 из 5)

    Содержание

    Введение

    1 Система педагогического знания

    1.1 Предмет и понятие педагогики

    1.2 Система педагогических наук

    1.3 Связь педагогики с другими науками

    1.4 Цели образования и воспитания

    2 Тестовые задания на определение педагогических способностей

    Заключение

    Список используемых источников

    Приложение

    Введение

    Актуальность исследования. На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. Помочь достичь этой цели призвана наука педагогика. Педагогика первоначально появилась в форме практической деятельности.

    С разделением труда в первобытном обществе возникла потребность в передаче трудового опыта, формирования верности интересам рода, племени и т.д. Тогда и появляется деятельность, называемая ныне педагогической. Однако педагогическая деятельность в то время носит несистемный характер и осуществляется в рамках так называемой «народной педагогики».

    В зависимости от ее содержания, в развитии педагогики можно выделить несколько самостоятельных этапов.

    1-й этап (VI в. до н.э. — XV в.) — формирование эмпирической педагогики (предпедагогики). Именно в это время начинают решаться задачи передачи социального опыта подрастающему поколению в форме его обучения и воспитания. Впервые зачатки этого процесса появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.).

    Подлинного расцвета они достигли в Греции и Риме. Именно в Древней Греции люди, сопровождавшие (водившие) ученика в школу и помогавшие ему в учебе, стали называться «пейдагогес» («пейда» — ребенок, «гогес» — вести).

    После некоторой трансформации оно приобрело современное звучание и педагогами стали называть людей, решающих задачи обучения и воспитания.

    2-й этап (XV-XVI вв.) — создание теоретических предпосылок педагогической науки.

    Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) вернула в педагогику идеи гуманизма. Это видно из работ итальянских ученых П.Верджерио (1350-1444), Л.Бруни (1370-1444), С.Пикколомини (1405-1464).

    Целый курс педагогики изложен в шести книгах «О воспитании детей и их хороших нравах» М.Веджио (1406-1458). Идеи гуманизма проповедует немецкий педагог Р.Агрикола (1443-1485).

    Наиболее ярким представителем французской педагогической мысли этого времени был Ф.Рабле (1494-1553 гг.).

    3-й этап (XVII-XIX вв.) — оформление педагогики в самостоятельную науку.

    В начале XVII века в развитых для того времени государствах создаются классические школы, дающие среднее, а затем и высшее образование. Обучение и воспитание приобретает системный характер и получает первые теоретические разработки методики обучения и воспитания.

    Всемирное признание в рассматриваемый период получает педагогическая деятельность и научные труды многих наших соотечественников. К их числу можно отнести С.Полоцкого, М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, Л.

    Н.Толстого и многих других. Итоги многих научных исследований были обобщены К.Д.Ушинским (1824-1870) и изложены в его труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1869).

    4-й этап (XX век) — педагогика выступает теоретической и практической основой обучения и воспитания людей.

    Неоценимый вклад в развитие мировой педагогической мысли внесли наши соотечественники А.С.Макаренко (1888-1939), П.П.Блонский (1884-1941), С.Т.Шацкий (1876-1936), В.А.Сухомлинский (1918-1970).

    Ими не только продолжено исследование педагогических проблем, но и значительно расширены сферы исследований. В результате этого в 70-е годы появляется целая плеяда педагогов-практиков, названных в последствии педагогами-новаторами.

    Рассмотрение ими обучаемого (воспитуемого) не в качестве объекта педагогического воздействия, а как субъекта совместной педагогической деятельности сформировало предпосылки для дальнейшей гуманизации педагогических отношений, своеобразной ориентации обучения и воспитания на конкретную личность.

    В настоящее время это рассматривается как начало отечественных педагогических исследований нового направления, и, следовательно, нового этапа в истории отечественной педагогики.

    Все предшествующее развитие педагогики позволило в XX веке сформировать ее как самостоятельную отрасль человеческих знаний.

    В настоящее время педагогика представляет собой науку о воспитании, обучении, образовании и развитии отдельных людей и коллективов их объединяющих.

    Ее внутренняя структура состоит из двух компонентов: теории и практики воспитания и теории и практики обучения (дидактики).

    Цель исследования определяется необходимостью изучения педагогики как системы педагогических наук, а также определением взаимосвязи педагогики и других наук о человеке.

    Объектом исследования являются процессы обучения, воспитания и развития личности.

    Предметом исследования выступают закономерности обучения, воспитания и развития личности.

    В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

    1)изучить концептуальные основы различных подходов к определению предмета и понятия педагогики;

    2)рассмотреть связь педагогики с другими науками;

    3)выявить и обосновать понятие системы педагогического знания.

    В исследовании мы исходим из гипотезы: если основу педагогического процесса составляют принципы всеобщей связи явле­ний и процессов, целостности и системности, единства формы и содержания, взаимосвязи теории и практики, то педагогическая наука является системой.

    Источниками исследования являются данные и анализа психологической, педагогической, методической литературы и периодической печати.

    В работе использованы следующие методы исследования: теоретиче­ский анализ документов и официальных материалов, научно-педагогической литературы, учебных программ и пособий; сравнительный анализ опыта ра­боты с детьми.

    1 Система педагогического знания

    1.1 Предмет и понятие педагогики

    Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт и, в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

    Что такое педагогика? Наука, изучающая закономерности передачи старшим и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

    В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их.

    Греческое слово «пейдагогос» («пейда» — ребенок, «гогес» — вести) можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с греческого — детовождение.

    Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.[1]

    Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

    Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

    Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

    Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся -учением.

    Поэтому обучение можно определить и так: обучение — это преподавание и учение, взятые в единстве.

    В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании (имеется в виду «воспитание» в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь «воспитание» употребляется в узком смысле).[2]

    Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, это воспитание человека как особая функция общества.

    1.2 Система педагогических наук

    В результате развития науки, техники и культуры происходят дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно.

    Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли.

    Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными и т.д.

    Основные «ветви» древа педагогической науки следующие.

    Общая педагогика — изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений.

    Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания.

    Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.

    Дошкольная педагогика — изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.

    Педагогика общеобразовательной школы — исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.[3]

    Специальная педагогика (дефектология) — наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки.

    В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления: сурдопедагогика — изучает закономерности обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих детей; олиго- и френопедагогика — умственно отсталых детей; логопедагогика — разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков.

    Источник: http://MirZnanii.com/a/175085/pedagogika-v-sisteme-nauk

    Ссылка на основную публикацию