Тесты: общая характеристика и дидактический аспект

Роль дидактического аспекта в профессиональной подготовке студентов вуза

1Курданова Х.М., Сарбашева З.М.В статье рассматривается вопрос профессиональной подготовки будущего специалиста. В таких условиях дидактический аспект является одним из важных, так как технологические знания и умения начинают закладываться в процессе обучения.

Дидактическая подготовка, по существу охватывает всю совокупность проблем, связанных с учебным процессом.

Учебно-воспитательный процесс вуза предполагает профессиональную подготовку будущего специалиста.

В профессиональной подготовке различают дидактический, психологический и предметный аспекты.

Психологический аспект подразумевает мотивационную сферу личности, направленность личности на будущую профессию, способность и интерес к профессиональной работе.

Под технологической готовностью подразумевают систему знаний и умений, необходимой для успешной профессиональной деятельности.

Под предметной подразумевают хорошее владение содержанием дисциплины.

Дидактический аспект является одним из важных, так как технологические знания и умения начинают закладываться непосредственно в процессе обучения. Во многом от того, как организован процесс дидактической подготовки, зависит уровень дидактической компетентности будущего специалиста.

Дидактический аспект представлен совокупностью или системой взаимосвязанных форм, средств и приёмов обучения с заранее определённой конечной целью — индивидуальной готовностью к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, индивидуализация становится средством дидактической подготовки студентов, а содержательный аспект подготовки слагается из профессионально значимых знаний и умений.

Процесс дидактической подготовки студентов вуза будет эффективным, если он целенаправлен и управляем, т.е. чтобы сам процесс дидактической подготовки носил творческий характер, строился на основе индивидуализации.

Для этого, в ходе обучения следует обращать большое внимание на приобретение теоретических знаний профессионально-предметной области и доводить их до хорошо сформированных умений. Студенты должны четко представлять специфику и взаимосвязь задач, как дидактики, так и методики обучения предмету.

При изучении дисциплин студентам необходимо наблюдать реальный учебно-воспитательный процесс и принимать в нем активное участие. Полученные теоретические знания в вузе в данном случае опираются на живые наблюдения студентов в ходе лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий.

Чтобы лучше управлять процессом обучения, преподаватель должен получать информацию о том, как усваивается учебный материал студентом (внешняя обратная связь). Средством управления в нашем случае являются учебно-дидактические задания, выполняемые студентами самостоятельно или совместно с другими.

Проблема обучения в дидактической подготовке студентов требует системного подхода.

В последние годы вышел ряд работ, посвященных рассмотрению педагогических систем в их общем виде.

Педагогическая система определяется как многоплановое образование, содержащее множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и подчиненное целям воспитания, образования и обучения, подготовки к будущей профессиональной деятельности. В качестве такой системы Н.В. Кузьмина выделяет: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся [6]. В.П. Беспалько, помимо цели, педагога и учащихся, выделяет также содержание воспитания, организационные формы педагогической деятельности, способы осуществления педагогического процесса [1]. Хотя последнее определение является более полным, в нем «теряется» такая составляющая педагогической системы, как учебная информация, с чем можно и не согласиться.

Совершенствование педагогических средств требует верного соотнесения и сочетания системного и комплексного подходов. Рассмотрим соотношение этих подходов на материале дидактики и, в частности, взаимосвязь дидактических систем и обучающих комплексов.

Дидактическая система, по мнению В.И. Загвязинского [4], представляет собой последовательное воплощение в принципах, формах, методах и обучающих средствах определенной дидактической концепции, т.е. определенного понимания целей, сущности, законов и закономерностей, механизмов обучения и развития личности.

Если обучение рассматривается, прежде всего, как формирование типовых способов деятельности на основе усвоенной информации, то возникает концепция программированного обучения. Если обучение трактуется как способ развития творческих способностей, то этому подходу соответствует концепция проблемного обучения.

Проблемным в дидактике называется такое обучение, при котором усвоение знаний и формирование интеллектуальных умений происходит в процессе относительно самостоятельного решения учащимися системы задач-проблем под общим руководством преподавателя.

Суть проблемного изложения в том, что преподаватель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных студентам противоречиях, вскрывает ход мысли при движении по пути решения.

Назначение этого метода в том, что преподаватель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, а затем учащиеся контролируют убедительность этого достижения, мысленно следят за его логикой, усваивают этапы решения целостных проблем.

Проблемное обучение является условием и средством достижения ряда важнейших целей вуза. Оно предполагает, что процесс усвоения студентами знаний не может быть сведен лишь к их восприятию, запоминанию и воспроизведению.

Важнейшее условие сознательного, неформального овладения знаниями — активность личности студента, его индивидуализация. Но было бы неправильно заключить из вышесказанного, что все обучение должно стать проблемным.

Это противоречило бы возможностям вуза, обучение стало бы неэкономно организованным, нарушены были бы и закономерности процесса усвоения, требующего изначального получения в определенной форме готовых знаний, которые могли бы быть применены в ходе решения проблем.

Психолого-педагогическая сущность проблемного обучения широко рассмотрена в работах А.В. Брушлинского [2], В.Т. Кудрявцева [5], М.М. Левиной [7], И.Я. Лернера [8], А.М. Матюшкина [9] и др.

Условием эффективного функционирования проблемного обучения в дидактической подготовке является использование творческих заданий в самостоятельной работе студентов. И.Я. Лернер [8] создал систему и типологию творческих заданий, в основе которых лежит степень самостоятельности при их выполнении. М.М. Махмутов [10] классифицировал учебные проблемы в дидактическом и психологическом аспектах.

Первый из них базируется на различных дидактических условиях представления проблемных заданий, второй — на логической и психологической структуре проблемы и на особенностях процесса решения.

Исследуя процессуальные особенности творческих заданий, М.М. Левина указывает на возможность отбора предметного содержания таким образом, чтобы была возможность построить учебную проблему, которая решилась бы посредством исследования, экспериментальным или творческим путем.

В творческом подходе к обучению, универсализация программированного обучения встретила серьёзные возражения, между тем, в программированном обучении имеются ценные дидактические возможности, использованием которых не следует пренебрегать в вузе.

Программированное обучение позволяет четко определить последовательность учебных задач, которые должен решить студент, чтобы овладеть содержанием темы, параграфа урока. Суть этого обучения состоит в точном выборе информации, подаваемой студентам, небольшими дозами.

Программированное обучение позволяет устанавливать непосредственную обратную связь со всеми студентами, наблюдать за ходом усвоения учебной информации, немедленно вносить коррективы и, тем самым, целенаправленно управлять усвоением знаний. Но, несмотря на многие достоинства программированного обучения, сковываются инициатива и теоретическая активность студентов, снижается руководящая и воспитывающая роль преподавателя.

С другой стороны, использование программированного обучения в вузе дает возможность организовать активную самостоятельную работу студентов путем дополнительных заданий, которые он решает, если ему не удалось решить основную задачу.

Оно позволяет лучше наметить последовательность шагов, которые должен осуществить студент; чтобы овладеть материалом программы, активизировать каждого.

Усиливается контроль, самоконтроль за процессом учебной деятельности; сделав шаг, студент тотчас проверяет его правильность.

Таким образом, разумно организованное программированное обучение может стать в руках преподавателя ценным средством управления познавательной деятельностью студентов в дидактической подготовке.

В дидактической подготовке студентов вуза немаловажную роль играет построение и эффективное проведение урока.

Развивающая направленность урока проявляется в том, что преподаватель в постановке задач планирует развитие у студентов наблюдательности, воображения, мышления, речи, познавательных интересов, активности и самостоятельности творческих способностей, умений и навыков самоорганизации в учебе и т. д.

Содержание учебного материала, безусловно, влияет на выбор технологий обучения, которые зависят от уровня квалификации преподавателя.

Качество подготовки специалиста в вузе определяется, наряду с содержанием обучения, также полнотой реализации основных дидактических принципов: единства преподавания и учения; самостоятельности и активности личности обучаемого; индивидуализации и проблемности обучения; соответствия между целями, условиями и применяемыми методами обучения.

Профессиональная деформация может возникать как следствие давления повторяемости — необходимости многократного воспроизведения одного и того же курса лекций, практических и лабораторных занятий.

Такой отработанный курс читать преподавателю легко, поскольку он весь управляется автоматически и не загружает сознание читающего, но неинтересно и у преподавателя понижается уважение к себе, падает самооценка и, следовательно, это ведет к потере интереса
учащегося.

Для предупреждения симптомов профессиональной деформации полезно не только ежегодно обновлять содержание или формы изложения материала, но и регулярно использовать особую форму обратной связи с аудиторией — рейтинг.

Рейтинг — это оценка качества работы преподавателя со студентами.

По данным рейтинговой оценки наиболее затруднительны следующие виды деятельности: овладение идеями современной дидактики, новейшими педагогическими приемами, передовым опытом обучения предмету, а также теоретическая работа творческого характера — доклады, статьи по вопросам педагогики и методики, обобщение своего опыта. Очень ярко проявляется единство мнений в оценке работы с литературой: резкое повышение интенсивности трудностей в работе с литературой по педагогике и психологии по сравнению с другими видами литературы.

Изучение и анализ ряда работ [1, 2, 3, 4] показывают, что наиболее эффективным методом, вводящим студентов в профессиональную деятельность и позволяющим синтезировать их теоретические знания и практические навыки, является решение учебно-педагогических задач.

В отличие от реальной педагогической задачи в деятельности преподавателя учебная задача, используемая в обучении студентов, предполагает педагогическое осмысление действительности и является дидактическим средством обучения.

В современных психолого-педагогических исследованиях учебная деятельность рассматривается, как процесс решения множества задач, а определение учебной задачи как модели проблемной педагогической ситуации дает основание считать учебную задачу средством формирования умственной самостоятельности будущих специалистов, поскольку обучение проблемного типа является одним из основных дидактических условий развития самостоятельности студентов. Овладение способами решения учебных задач способствует ускоренному совершенствованию учебных знаний студентов, способствует выработке соответствующих умений. Учебный процесс организованный как решение дидактических задач, приобретает черты собственно-поисковой, исследовательской деятельности, где будущий специалист наряду с воспроизведением знаний проявляет интуицию, сообразительность и т.д. Задачная деятельность вводит студентов не только в курс содержания педагогического труда, но и способствует профессиональному использованию общеобразовательных и специально-научных знаний.

Студенты вуза должны уметь выдвигать учебные познавательные задачи, способы их решения, проверять достоверность полученных результатов. Осуществление принципа активности требует внимания к различным видам самостоятельных учебных занятий, стимулирования будущего специалиста к самостоятельным поискам правильных решений.

Читайте также:  Как увлекательно организовать занятие по рисованию на тему "грибы" в старшей группе доу

Самостоятельная работа, как следует ее понимать на современном этапе развития обучения это активная деятельность студентов, мобилизирующих свои знания, умения и навыки. Поэтому умение самостоятельно выполнять познавательные задания становится важнейшим показателем эффективности обучения в профессиональной подготовке студентов вуза.

Как отмечает группа авторов (Проблема повышения успеваемости и снижение отсева студентов: Человек и общество. Вып. 20. Под редакцией В.Т.Лисовского, В.А. Сухина. — Л.: ЛГУ, 1983., 183 стр.), для оказания помощи студентам в организации самостоятельной работы необходимо определить следующее:

  1. Средний объем задания, который может быть выполнен в отведенное время при оптимальной организации работы.
  2. Фактический объем выполнения заданий.
  3. Факторы, вызывающие затруднения при выполнении заданий.
  4. Реальные возможности студентов.

Учет вышеназванных факторов поможет оптимальной организации учебного процесса в вузе при индивидуализации обучения студентов.

Оптимальные условия развития познавательной деятельности студентов тесным образом связаны как с формой предъявления дидактических средств, так и с особенностями их предъявления. Существует два вида выборочных (альтернативных) заданий:

  1. Задания с более или менее одинаковой трудностью.
  2. Задания с различной степенью трудности.

Второй вид способствует индивидуализации обучения, помимо прочих активизирующих факторов ставит студентов перед такой ситуацией, когда они должны оценивать свои возможности: студентов провоцируют оценивать свои силы. Исследования М.М. Левиной и Е.Ю. Кирилловой показали, что с помощью выборочных заданий можно сделать самооценку ученика более адекватной (М.М. Левина, Е.Ю. Кириллова, 1973; Е.Ю. Кириллова, 1974).

Таким образом, для дидактической подготовки студентов в процессе индивидуализации обучения необходимо практиковать использование более оптимальных методов обучения: проблемное обучение, программированное, эвристический и исследовательские методы, чаще всего эти методы применяются в профилирующих дисциплинах, проведении практических занятий, также введение в процесс обучения учебно-дидактических, познавательных заданий, формулирующих педагогические способности к будущей профессиональной деятельности, поскольку в ходе решения задач происходит индивидуализация обучения решения данных задач, происходит индивидуализация обучения студентов.

Дидактическая подготовка, по существу, охватывает всю совокупность проблем, связанных с целями, содержанием и проведением учебного процесса, т.е. определяет процессуальный аппарат дидактической подготовки будущего специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.:Знание, 1983. — 96с.
  3. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  4. Загвязинский В.И. Теория и практика проблемного обучения в высшей школе. Интенсификация учебного процесса. — Челябинск, 1982. — 16 с.
  5. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991. — 80 с.
  6. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л.: ЛТУ, 1980. — 172с.
  7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М., Знание, 1974.- 64 с.
  8. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 186 с.
  9. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань, 1972. — 551 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.

Библиографическая ссылка

Курданова Х.М., Сарбашева З.М. Роль дидактического аспекта в профессиональной подготовке студентов вуза // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 32-36;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3698 (дата обращения: 11.12.2018).

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3698

Тестирование как средство контроля и оценки качества обучения в современной школе. Дидактическая характеристика ЕГЭ

Тест обученности (школьный тест) – это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.

Правильно составленные тесты должны быть:

– относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;

– однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

– правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

– относительно краткими, требующими сжатых ответов;

– информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;

– удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;

– стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования.

Если в основу классификации тестов положить различные аспекты (компоненты) развития и формирования человеческих качеств, то она будет выглядеть следующим образом.

1. Тесты общих умственных способностей, умственного развития.

2. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности.

3. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений.

4. Тесты для определения отдельных качеств (черт) личности (памяти, мышления, характера и др.).

5. Тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

Применение тех или иных тестов будет наиболее эффективным и обеспечит надежные выводы лишь при условии правильного их сочетания со всеми другими группами тестов.

Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (различимость).

Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.

Для технической поддержки тестирования используются специальные средства, которые подразделяются на две большие группы. К первой относятся устройства (приспособления) для индивидуальной проверки – перфокарточки различных видов, матрицы, учетные карточки и т. п.

Вторую группу составляют средства группового контроля – автоматизированные классы (контрольно-обучающие комплексы), реализующие идеи программированного обучения.

Именно сочетанием эффективного управления познавательным процессом и систематизированным тестированием обученности (обеспечением оперативной обратной связи) и достигается существенное повышение качества дидактического процесса. Современные быстродействующие компьютеры позволяют реализовать совершенные в диагностическом отношении тесты.

Преимущество тестовой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически. Индивидуальная и дифференцированная работа с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании.

Тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) методами и формами проверки.

Тест имеет ряд преимуществ:

Тест позволяет провести более широкий и более глубокий контроль над усвоением материала на ту или иную тему или по ряду тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить “потолок” знаний в группе учащихся, определить среди них лидеров и отстающих.

Тест выявляет общую картину усвоения материала и даёт возможность дляиндивидуальной работы, как с успевающими учениками, так и с отстающими.

Выигрыш во времени позволяет проводить контроль знаний постоянно, почти на каждом уроке и, кроме того, дает возможность повторить те разделы, которые усвоены не очень хорошо. После этого можно провести “реабилитирующий” тест для тех, кто не справился с первым.

Более интенсивная работа при тестировании, ее игровой характер достаточно сильно повышают заинтересованность учащихся в хорошем результате. Очевидно, оказывает влияние и более ярко выраженная объективность контроля.

При регулярных тестированиях можно выработать шкалу успехов, имеющую достаточно широкий диапазон, что позволит упорядочить всю группу тестируемых.

Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления. Ведь тестируемый находится перед выбором найти ответ или угадать его. Многие угадывают, действуя методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и затем проверяют оставшиеся.

Тест реализует и функцию обучения.

Тест легко поддается компьютеризации. Ветвящиеся тесты, несомненно, удобнее загнать в машину.

Какие же преимущества имеет тестовый метод контроля знаний перед другими формами? Прежде всего, нужно отметить, что любой педагогический контроль — это измерение результатов.

Как любой вид измерения, он имеет точность и ошибку. А вот в тестовой технологии контроля знаний на основе статистического анализа результатов, насколько качественно выявлены знания.

И в этом преимущества теста перед другими формами проверки знаний.

Таким образом, тестовая форма переводит контроль знаний с интуитивного уровня на строго научный. Хотя тест составляется человеком, его использование опосредовано через анкету или дисплей компьютера, что создает немаловажную в нынешних условиях иллюзию объективности.И в этом состоит второе преимущество тестов.

Третьим преимуществом теста является его теоретически безграничная дифференцирующая сила (способность различать сильных испытуемых отслабых).

Тестовая технология удачно вписывается в рейтинговую систему обучения, где с её помощью можно дифференцировать и сравнивать.

С ведением единого государственного экзаменав школах России в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванные отсутствием опыта работы.

Тестирование требует от школьников не только знания определенного материала, но также умение работать с ним, то есть понимать специфику тестовых заданий. Тесты достижений или тесты школьной успеваемости проверяют исключительно знания и поэтому являются эффективным средством контроля.

Читайте также:  Дисграфия у младших школьников: причины и коррекция заболевания

Структура и содержание заданий ЕГЭ

Задания ЕГЭ именуются контрольно-измерительными материалами (КИМами), которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений.

Задания по большинству предметов делятся на три части (блока): A, B, C.

Блок A содержит тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных.

На каждое задание блока B необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел. Ответы на задания блоков A и B заносятся в специальный бланк и проверяются компьютером.

Блок C состоит из одного или нескольких заданий с развёрнутым ответом (например, необходимо решить задачу, написать сочинение на предложенную тему или обоснованно ответить на определённый вопрос). Ответы на задания блока C оцениваются экспертами региональной экзаменационной комиссии, задания КИМ части С содержат критерии оценивания для экспертов.

КИМы по отдельным предметам могут иметь свои особенности. Например, КИМы по литературе и математике (с 2010 года) не содержат заданий с выбором ответа. В КИМах по иностранным языкам есть раздел, в котором учащемуся необходимо прослушать аудиозапись текста на иностранном языке и ответить на вопросы по содержанию текста.

Содержание КИМов регламентируется тремя документами, утверждаемыми Рособрнадзором осенью: кодификатором элементов содержания КИМов, спецификацией экзамена и демоверсией экзамена. Таким образом, примерная структура, форма и содержание КИМов заранее определены и не могут быть изменены произвольным образом.



Источник: https://infopedia.su/11x1b3f.html

Дидактический и технологический аспекты. Немного теории… — презентация

1 Дидактический и технологический аспекты<\p>

2 Немного теории…<\p>

3 ОБРАЗОВАНИЕ: «… — искусство обманывать насчет происхождения, обманчиво скрывать унаследованное душой и телом плебейство» (Ф.Ницше) «… — отклонение от целого, попытки втиснуть новых учеников в общество людей, уже потерпевших неудачу» (А.Менегетти) «… — знакомство молодого человека с лучшей частью человеческого наследия» (Э.Фромм)<\p>

4 образованиеобучение воспитаниеразвитие<\p>

5<\p>

6 Образование Образование — социально-культурный механизм целенаправленного развития человеческого качества на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношении воспитания и обучения<\p>

7 Цели образования Средства образования Стратегическая цель: развитие личности Средства: классно- урочная система; ЕГЭ, репродуктивные учебники Характеристика ситуации:<\p>

8 Федеральный государственный образовательный стандарт: Развитие личности обучающегося — цель и основной результат образования<\p>

9 Развитие личности Универсальныеучебныедействия Математика Литература Химия География<\p>

10 NI DUNG 1 совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия:<\p>

11 NI DUNG 1 Способ — действие или система действий, применяемые при исполнении какой- нибудь работы при осуществлении чего- нибудь (по С. И. Ожегову). Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, то есть, способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. Умение – это владение способом. Универсальные учебные действия — умения, связанные с самостоятельным осуществлением учебной деятельности во всей ее полноте.<\p>

12 Развивающее образование: Развитие как цель педагогической деятельности Педагогические средства развития<\p>

13 NI DUNG 1 Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его Передать сам способ выполнения метапредметного действия Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона) Сформировать УУД – значит:<\p>

14 Образование как развитие Развитие как задача Понимание механизмов развития Постановка и решение задач развития<\p>

15 Новый тип педагогического профессионализма: Личностное принятие педагогом философии развивающего образования Умение ставить задачи развития учащихся Умение решать в процессе своей профессиональной деятельности задачи развития обучающихся Умение занимать экспертную профессиональную позицию Педагог<\p>

16 «ДЕРЕВО» РАЗВИВАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Педагогическая философия Задачи развития Возможности урока Педагогические приемы<\p>

17 Развивающие возможности урока: Урок содержание тексты задания технологии Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Творческая деятельность Ценностно- эмоциональная Стиль<\p>

18<\p>

19 УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ Аксиоматические Проблематизирующие Личностно — окрашенные Ценностно — окрашенные<\p>

20 Прогноз ПОГОДЫ Личностно-окрашенный… Проблематизирующий … Ценностно-окрашенный…<\p>

21 Аксиоматический текст: содержит информацию общепринятого характера, не требующую доказательства или обсуждения, принимаемую за исходную точку обсуждения, аксиому. «Маркеры» Развивающие возможности Сухой фактический стиль, много информации, нет эмоций, обезличенность, много терминологии, монологичность (нет адресата). Развитие функции запоминания и воспроизведения, расширение понятийного словаря, кругозора<\p>

22 Проблематизирующий текст: содержит проблемные (открытые) вопросы и проблемную информацию; изложение исследований, наблюдений, рассуждений и умозаключений (то есть логики размышлений над вопросом), чаще всего – конкретных, авторских. Маркеры: Развивающие возможности Противопоставление фактов или позиций, изложение проблемы, противоречия, хода мыслей, размышления, изложение авторского или абстрактного опыта, часто есть герой, ситуация; текст выстроен по принципу диалога. Развитие логики (логических операций), способности к пониманию, смысловой обработке текста. Развитие познавательной мотивации, мировоззрения<\p>

23 Ценностно-окрашенный текст: Интерпретирует излагаемую информацию в контексте культурных ценностей, нравственных проблем, неоднозначных жизненных позиции и противоречий. Маркеры: Развивающие возможности Ценностные слова, метафоры, диалоговая форма, обращение к личному опыту и личному мнению, изложение ценностных противоречий, дилемм или проблем Развитие личной позиции, нравственного мировоззрения, критического отношения к информации, логического мышления<\p>

24 Личностно-окрашенный текст: содержит обращение к личному опыту, эмоциям и предыдущим знаниям ученика, его образу жизни. Маркеры: Развивающие возможности Ты знаешь, ты помнишь, сделай сам, как бы ты поступил, было ли у тебя подобное… Обращение к чувствам, ощущениям, чувственному опыту человека. Приемы ораторской речи. Развитие познавательной мотивации, учебной инициативы, личностного отношения к учению и знанию. Расширение эмоционального опыта<\p>

25 Что такое текст? «Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и пр. В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. Основная мысль текста — это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста». (Русская речь, 5-7 кл., Е.И.Никитина, 1997г.)<\p>

26 Что такое текст? «А ты знаешь, что слово ТЕКСТ – греческое? И по- гречески оно обозначало ТКАНЬ. Вот откуда этот перенос: ТКАНЬ – ТЕКСТ (общий признак у них какой? СОЕДИНЕНИЕ в определенном порядке), а потом ещё одна метафора – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТКАНЬ – то есть то, КАК построено, сплетено ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ… Действительно, писатель, как ТКАЧ. ТЕКСТ, как ТКАНЬ. В одежду из ткани одеваются, прячутся люди, а в текст – их мысли и чувства, то есть та самая ИНФОРМАЦИЯ, о которой мы с тобой всё время и ведём речь». (Учебник русского языка для 4 класса, Гитович И.Е., Адельгейм И.Е., 1995)<\p>

27 Современная физическая картина мира: « Несмотря на удивительное разнообразие взаимодействий тел друг с другом, в природе по современным данным имеются лишь четыре типа сил.Это гравитационные силы, электромагнитные, ядерные и слабые взаимодействия.» (Физика, 11 кл., Мякишев Г.Я., 1999)<\p>

28 Из истории математики: «В математике довольно редко бывает так, чтобы введенный термин не имел, образно выражаясь, житейский подоплеки. Возьмем новое понятие – дискриминант. Вспомните слово «дискриминация». Что оно обозначает? Оно обозначает унижение одних и возвышение других, т.е. различное отношение к людям. Оба слова (и дискриминант,и дискриминация) происходят от латинского слова disckriminans – РАЗЛИЧАЮЩИЙ. Дискриминант различает квадратное уравнение по числу корней». (Алгебра, 8 класс, МордковичА.Г., 1998)<\p>

29 Суть развивающего образования…можно определить, по крайней мере, на словах, предельно просто — это возможность сказать себе и другим: в рамках своего профессионализма я сделал все, чтобы сохранить и обеспечить процессы развития, остальное — выше моих сил. В.И.Слободчиков<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/308789/

ВОПРОС-ОТВЕТ

Для быстрого поиска по шпаргалке нажмите на странице браузера Ctrl+F. В открывшемся окне (рис.1) введите нужную вариацию вопроса/слова. Окно поиска может появится либо вверху, либо внизу, все зависит от типа браузера.

Рис.1 Окно поиска браузера Mozilla Firefox

Далее используйте стрелки вверх-вниз, чтобы просмотреть найденные варианты.

Для более эффективного поиска рекомендуется вводить отдельные ключевые слова. Например Вам нужно найти вопрос со словом «Память». Слово память в предложении/вопросе может иметь несколько вариаций: «памяти», «памятью» и т.п. Поэтому, вводите в окно ключевые слова или даже корни слова, например в нашем случае «памят» или др. В результате браузер выделит вопросы с похожими словами (рис.2).

Рис.2 Результат поиска по странице

Внимание! Здесь представлена лишь малая часть вопросов, которые включены в общий тест, предлагаемый Вам ниже.

Принципы воспитания
Общие исходные положения

Правильная половая идентификация это задача системы
полового воспитания

Методы воспитания
рефлексия, самоприказ

Разъяснение-метод
эмоционально-словесного воздействия на воспитанников

Способ согласованной деятельности учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме, называется
принцип обучения

При предъявлении чрезмерно упрощенного учебного материала
снижается интерес к обучению

Сообщение учебной информации при помощи слова (устного и печатного) с использованием логических, технических приемов
словесные методы

Документ, определяющий перечень учебных предметов, их распределения по годам обучения, недельное и годовое количество часов
учебный план

Мысленное проигрывание и разработка своих действий и действий учащихся осуществляется
на этапе прогнозирования

Компонентами управленческой культуры являются
аксиологический, технологический и личностно-творческий

М.В.Кларин выделяет два основных типа инновационных подходов к обучению
технологический, поисковый

Деятельность направленная на поиск и реализацию инноваций в целях совершенствования технологии и организации производства
инновационная деятельность

Важнейшей проблемой юности является выбор
выбор профессии

Развитие нравственного сознания актуально для
юноши

Синдром эмоционального сгорания проявляется сильнее у учителей, у которых выявляется непригодность
профессиональная

Основная характеристика педагогической деятельности
целенаправленность

К ключевым факторам, определяющим эффективность учебного процесса в классе, относится
понимание учениками процесса обучения

Единая общая способность, одинаково развивающаяся у всех
интеллект

Вид памяти, зависящий от способности к воспроизведению символами
семантическая

Необходимый навык ученика в 21 веке для личностного становления
обучение тому, как учиться

Стремление человека не просто знать и думать, но и понимать, как люди мыслят и что они знают
метапознание

Признаком исследовательской беседы является то, что участники группы
задают друг другу вопросы

Вопросы, которые используются для получения однозначного ответа «да» или «нет»
закрытые

Сбор данных для проверки, подтверждения предположений является примером аспекта преподавания с использованием ИКТ
тестирования и подтверждения

Определите ключевые моменты, связанные со среднесрочным планированием
планирование, преподавание, рефлексия

Продвижение и согласование идей и перспектив
аргументация

Характерным признаком любого оценивания является
наблюдение

Очевидным назначением суммативного оценивания является
предоставление отчетности, отбор и мониторинг

Основная цель включения одаренных и талантливых детей в глубокие исследовательские проекты
развитие потенциала

«Исследуемые» ученики при планировании подхода Исследование урока относятся к категориям высокий, средний, низкий уровень
успеваемости

Последним этапом цикла реализации Исследования в действии является
совершенствуем практику

Принцип, обращенный к созданию необходимых отношений между воспитанниками и воспитателем
принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему

Содержание мировоззрения ребенка образует его
картину мира

Поощрение — это метод
стимулирования деятельности и поведения

В основе воспитывающей ситуации лежит
противоречие

Правило принципа доступности обучения
учитель должен проанализировать степень трудности и объема учебного материала

Принцип, требующий, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач
принцип связи обучения с жизнью

Метод обучения, в основе которого лежит сообщение учителем готовой информации разными средствами
Объяснительно-иллюстративный

Требования к стандарту общего среднего образования:
способствовать нормализации учебной нагрузки школьников

В работе начинающего учителя основной опорой является
Развернутый конспект

Рефлексия — это
осознанный самоанализ человека

Творческий поиск, новизна, соответствие современным достижениям педагогики и психологии характерно для
передового педагогического опыта

Что представляет собой учебная программа?
В учебной программе определены содержание и объем знаний по каждому учебному предмету, количество часов, которое отводится на изучение определенных тем. вопросов курса

Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать
организационное, функциональное и информационное единство системы

Критерий педагогической инновации
Оптимальность

Основные особенности критического мышления учеников
рациональность, непринужденность, суждение, дисциплина, самосознание

Примером проявления критерия успешности обучения талантливых и одарённых учеников «концентрация» является
сосредоточенность на задании в течение длительного времени

В полемике относительно эффективности работы учителя в качестве основных критериев рассматривают
достижения учителя, процесс и результативность преподавания

Знания о процессах, практике и методах преподавания и учения, базирующихся на знании общих образовательных основ, целей и задач образования
педагогические знания

Вид памяти, состоящий из трех компонентов: процедурная, эпизодическая и семантическая
долгосрочная

Вопросы, направленные на запоминание
закрытые

По мнению ряда исследователей, в большинстве случаев учителя используют два типа вопросов
низкого и высокого порядка

Пример использования аспекта преподавания «моделирование» при применении ИКТ
предоставление ученикам моделей реальных жизненных событий

Последним этапом в планировании практики преподавания и обучения является
краткосрочное планирование

Имея сформированные навыки критического мышления, ученик и учитель должны быть настроены на
их практическое использование

К цели оценивания «Прогнозирование и отбор» относится
вступительный экзамен в ВУЗ

Для выставления отметок и составления отчётности используется оценивание
суммативное

Надёжные критерии выявления наиболее успешных учеников требуют
тщательного наблюдения за поведением учеников на уроках

Центральное место в Исследовании урока занимает процесс
наблюдения за учениками

Центральное место в Lesson Study имеет процесс
изучения урока

Тип беседы, в которой каждый ученик принимает и соглашается с тем, что говорят другие
кумулятивная

Характеристика «календарного планирования»
планирование, привязанное к конкретной дате

В списке характеристик одаренных и талантливых учеников «креативное мышление» подразумевает
демонстрацию интеллектуального воображения и фантазии

Последний этап в структуре обсуждения исследовательского урока представляет собой
планирование следующего урока или цикла

Педагоги, осуществляющие Исследование урока
моделируют преподавание нового подхода

Последовательное отношение педагога к воспитаннику, как к личности.
Личностный подход в воспитании

Метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки.
наказание

Принцип учебной работы предполагаемый использование самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной работы.
принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы

Определить содержание образования значит решить вопрос:
чему учить

Действие, направленное на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.
прогнозирование

К педагогическим инновациям можно отнести изменения в…
содержании образования

Правило «обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жиз­ни: связь «знания — жизнь» необходима» относится к принципу

связи теории и практики

Признаком репродуктивного метода обучения является

знания учащимся предлагаются в «готовом» виде

Тип общеобразовательной организации с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации

малокомплектная школа

Вспомогательные формы учебной работы

конференции

Диагностирование обученности — это

кон­троль, проверка, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, про­гнозирование результатов

В инновационных процессах образования учитель не может занимать позицию

наблюдателя

Целенаправленное введение в образование новых стабильных элементов, улучшающих его характеристики

инновация

Вид игры, где ребенок проговаривает слова за кого-то

ролевая

Для подростков основной возрастной особенностью становиться

чувство взрослости

Устойчивая система способов, приемов, проявляющихся в разных условиях существования педагогической деятельности

стиль педагогической деятельности

Конфронтация, при которой ни одна из сторон не желает уступать

соперничество

Обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании это принцип

культуросообразности

Методы убеждений

внушение, повествование, инструктаж

На выбор метода воспитания влияет

уровень профессиональной компетентности воспитателя

При организации тестовых испытаний полезен

видео- метод

Система научных знаний, практических умений, позволяющая учащимся усвоить основные положения определенной дисциплины

учебный предмет

Целеполагание урока предполагает обязательное изучение

рабочей программы

Разбивка учебного материала по урокам, их логическая взаимосвязь и сроки проведения отражается в

календарно-тематическом плане

Главной задачей умственного воспитания является

вооружение школьников системой знаний основ наук

Метод, в основе которого лежит подражание
пример

Принцип опоры на положительное в воспитаннике предполагает

доверие, оптимизм

Какому принципу Я.А.Коменский дал такую образную характеристику:
«Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно, как в природе все
сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с
другим…»

природосообразности

Принцип придающий системный характер учебной деятельности, также
требует логического построения как содержания, так и процеса обучения

принцип систематичности и последовательности

Наглядный метод обучения

демонстрация

Впервые слово «дидактика» появилось в сочинениях известного педагога

Я. А. Коменского

Первым этапом в реализации подхода Lesson Study является:

совместное детальное планирование

Основные дидактические положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями

принципы обучения

Профессиональная ориентация в школе нацелена на

помощь в профессиональном самоопределении

Последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному сознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия — это:

Личностный подход в воспитании

Педагогический процесс относится к системе

человек-человек

Одна из основных характеристик коллаборативного обучения

обучение совершенствуется в условиях социальной среды

Вопрос «Вы не могли бы предложить нам пример?» — иллюстрирует технику постановки вопросов

апробирования

Вопрос «Кто-нибудь может помочь?» — иллюстрирует технику постановки вопросов

Переориентация

Исключите лишнее в перечне ключевых факторов эффективности учебного процесса

как решить задания повышенной сложности

Рассмотрение собственных когнитивных процессов и стратегий. Уникальная способность к саморефлексии.

метасознание

Учитель организует структурированный кумулятивный опрос с целью уменьшения альтернатив, минимизации риска и ошибок в процессе

диалога

Учитель представляет ученикам подсказки в вопросах для обдумывания ответов в процессе

механического запоминания

Планирование, разрабатываемое на период 10-20 лет

перспективное

Планирование серии последовательных уроков, осуществляемой группой учителей на основе учебной программы

среднесрочное

Первоначальным шагом процесса критического мышления учеников является

ознакомление с информацией

Очевидным назначением оценивания обучения является

представление отчётности, отбор и мониторинг

Источник: http://bio-lessons.ru/vopros-otvet/

Ссылка на основную публикацию