Великий педагог к. д. ушинский

Великий русский педагог К.Д.Ушинский (стр. 1 из 5)

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева

Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.

Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (1854—1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывш. Черниговской губернии, в небольшом имении родителей.

Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.

Однако уже через два года блестяще начатая профессорская деятельность Ушинского была прервана: в связи с «беспорядками» среди студентов лицея он был уволен из числа профессоров в 1849 году за свои прогрессивные убеждения.

Ушинский вынужден был после этого служить мелким чиновником в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла его. В своих дневниках он отзывался о службе с отвращением.

Некоторое удовлетворение давала ему литературная работа в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах.

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

Под влиянием начавшегося общественно-педагогического движения Ушинский в 1857—1858 годах поместил в «Журнале для воспитания» несколько статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.), которые прославили его имя.

В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц.

В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами.

Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом.

Ушинский, невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. В качестве преподавателей Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе — В. И. Водовозов, по географии — Д. Д. Семенов, по истории — М. И. Семевский и другие. Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи класса был введен двухлетний педагогический класс. В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию.

Ушинский редактировал в 1860—1861 годах «Журнал министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальный ведомственный орган в научно-педагогический журнал.

В эти годы Ушинский поместил в «Журнале министерства народного просвещения» несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».

Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института.

Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную ссылку.

К. Д.

Ушинский за границей изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил замечательную книгу для классного чтения — «Родное слово» (1864—1870) и методическое руководство к ней, подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)» (т. 1—2. 1867—1869) и собрал материалы к третьему тому этого большого и важного научного труда.

Тяжело больной, чувствуя, что силы покидают его, Ушинский торопился сделать возможно больше. После возвращения в Россию (1867) он прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет.

Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много.

Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К. Д. Ушинского.

В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму, однако путь этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выработать свое, самостоятельное, оригинальное мировоззрение.

В своих воззрениях на природу Ушинский следовал эволюционному учению Дарвина. В теории познания и в психологии у него много материалистических элементов.

В противоположность метафизическим умозрительным абстрактным системам психологии, как например Гербарта, Ушинский пытался построить психологию на основах физиологии.

Но в вопросах социологических он стоял на идеалистических позициях, как и большинство просветителей, признавая двигательной силой общественного развития разум, идеи.

Еще в самой ранней своей работе, в речи «О камеральном образовании», Ушинский, стоя на позициях материалистического сенсуализма, писал: «Единственным критериумом для вещи есть сама вещь, а не наше понятие о ней».

Во второй половине 60-х годов, когда с наступлением реакции всякое положительное упоминание о материализме, малейшее выражение симпатий к нему встречалось правительственными кругами враждебно и преследовалось, Ушинский мужественно заявлял, что материалистическая философия «много положительного внесла и продолжает вносить в науку и мышление; искусство же воспитания в особенности чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению изысканий, преобладающему в последнее время».

К. Д.

Ушинский по целому ряду вопросов критикует Канта, Гегеля, отмечает абстрактность и надуманность психологической теории Гербарта. Он, однако, не нашел удовлетворявшей его материалистической философии и считал, что материализм «ожидает еще своего Гегеля». К довольно распространенному в то время вульгарному материализму Ушинский относился резко отрицательно.

Он возражал и тем философам (в частности Спенсеру), которые считали, что в результате приспособления человека к окружающей среде и развития человеческого организма у человека в будущем вырастут крылья.

Он писал: «Сила человека — его паровые машины, быстрота его — паровозы и пароходы, а крылья уже растут у человека и развернутся тогда, когда он выучится управлять произвольно движением аэростатов». Это говорилось более чем за полвека до появления первых аэропланов.

В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский поднялся даже до констатации общественных противоречий: «потребность больших и больших капиталов для всякого самостоятельного производства увеличивается; число самостоятельных производств уменьшается; одна громадная фабрика поглощает тысячи маленьких и превращает самостоятельных хозяев в поденщиков; один дуреет от жира; другой дичает от нищеты; одного губит богатство, другого крайняя бедность превращает в машину…» Но, нарисовав в таких сильных выражениях ужасающую картину общественных противоречий, правильно подметив факты концентрации капитала и крушения мелких производств, не выдерживающих конкуренции с крупными, Ушинский вследствие классовой ограниченности своего мировоззрения не сумел вскрыть причину этих противоречий, не поднялся до понимания классового строения общества и классовой борьбы и не мог, следовательно, увидеть действительных путей уничтожения этих общественных противоречий.

В той же статье Ушинский бичует праздность и высоко ценит труд, указывает, что именно труд создает ценности, но в оценке труда в развитии общества и человека он все же придерживается идеалистической точки зрения.

Ушинский горячо приветствовал падение крепостного права, мечтал о свободном развитии России, но считал, что это развитие должно совершаться не революционным, а мирным путем. По политическим взглядам Ушинский был буржуазным демократом. Он признавал право народа управлять государством.

В начале деятельности Ушинского религия в его мировоззрении занимала значительно большее место, нежели в последние годы его жизни. Сначала он считал христианскую (в частности, православную) религию основой морали и воспитания, рекомендовал ставить священников заведующими и учителями народной школы, считал школу «преддверием церкви».

В конце жизни Ушинский, оставаясь по-прежнему верующим человеком, уже четко разграничивал науку и религию. Он писал в это время: «всякая фактическая наука — а другой науки мы не знаем — стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты, а не на верования…»

В своих поздних работах, например в упомянутых материалах к третьему тому сочинения «Человек как предмет воспитания», Ушинский главной чертой человека считает любовь к людям и даже утверждает, что атеист, гуманно относящийся к людям, более христианин, чем верующий, который недостаточно проникнут чувством любви к ближнему.

Источник: http://MirZnanii.com/a/204849/velikiy-russkiy-pedagog-kdushinskiy

Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский

Много прекрасных и, к сожалению, неизвестных подвижников породило русское народничество в деле просвещения народа. Мало кому-нибудь что-либо скажут такие имена, как Гугель Егор Осипович или Ободовский Александр Григорьевич. Но немного даже и в европейской культуре найдется личностей такого масштаба, как Константин Дмитриевич Ушинский.

Как в Польше — Корчак, в Швейцарии — Песталоцци, в Англии — Ланкастер или в Моравии — Коменский, в России были две звезды, и первая из них — Ушинский К.Д., вторая — Макаренко А.С.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский — основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Он создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Его друг и ближайший соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал о нем: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш первый народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор».

Константин Дмитриевич Ушинский родился в семье мелкопоместного дворянина, отставного военного, участника Отечественной войны 1812 года. К моменту рождения будущего педагога семья жила в Туле, но вскоре отца Ушинского назначили судьей в уездный город Новгород-Северский, и вся семья Ушинских перебралась на Черниговщину.

Здесь, на берегу Десны, в небольшом имении, приобретенном отцом, недалеко, версты четыре от уездного города, прошло детство и отрочество Ушинского. Каждый день, отправляясь в гимназию уездного города Новгород-Северского, он проходил или проезжал по этим волшебным красивейшим местам, полным преданиями глубокой старины и древней истории.

Окончив гимназию, Ушинский в 1840 году уезжает в Москву и вливается в ряды славного тогда московского студенчества.

Он поступает на юридический факультет Московского университета именно тогда, когда профессором и кумиром московской молодежи был профессор философии права и государства Петр Григорьевич Редкин.

Этот собеседник Герцена и Белинского, проповедник любви к науке и просвещению народа сильно повлиял на Ушинского и на выбор им стези народного учителя.

Учился Ушинский блестяще. Но с детства его здоровье было очень слабым, а городская жизнь и усиленные занятия действовала на него пагубно. К концу академического года он обычно харкал кровью, и лето старался проводить дома, в Малороссии, в благотворном для него климате.

В двадцать лет Ушинский окончил университет и был оставлен для подготовки магистерского экзамена. Он читает Декарта и Руссо, Дидро и Гольбаха по-французски, Милля и Бэкона по-английски, Канта и Гегеля по-немецки.

Он запоем читает Белинского, слушает лекции Грановского и внимательно прислушивается к тем судьбоносным спорам о путях исторического развития России, в которых оформлялись тогда два великих русла русской культуры и истории — западническое и славянофильское.

Ушинский серьезно интересуется литературой, обожает театр и мечтает о распространении грамотности среди простого народа. Но главный вопрос, который он никак не может разрешить, — что есть сознание, что его формирует, можно ли откорректировать его формирование.

В июне 1844 г. совет университета присудил ему степень кандидата юриспруденции. В 1846 году, 22 лет от роду Ушинский — глубоко и блестяще образованный философ, продолжающий стажировку в московском университете, назначается и. о. профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославский Демидовский юридический лицей.

Основан лицей был 1805 году Павлом Григорьевичем Демидовым под именем Ярославского Демидовского высших наук училища. По уставу 28 января 1805 г.

училище это занимало место непосредственно после университетов, но в 1811 году аттестаты этого училища были приравнены к аттестатам университетов, также, как и аттестаты других открытых в это время лицеев — Царскосельского, лицея Безбородко в Нежине, Ришельевского лицея в Одессе, Катковского лицея в Москве. Молодой профессор быстро завоевал симпатии лицеистов.

Блестящее владение предметом, умение логично и интересно изложить труднейшие вопросы истории философии и теории познания, глубокая эрудиция и простота в обращении, человечное отношение к ученикам, неравнодушие к их проблемам сделали его любимцем лицеистов.

Четыре года провел Ушинский в стенах лицея между двух огней.

Молодой профессор много и творчески работал, мастерски излагая лекционный материал. Студенты любили талантливого лектора, который с юношеским пылом, увлекательно развивал смелые и оригинальные для того времени мысли. С одной стороны, его, призывавшего своих учеников к изучению жизни, изучению потребностей народа и помощи ему, обожали лицеисты.

Читайте также:  Как подготовить ребенка к детскому саду

С другой стороны, все косное и провинциальное, что противилось новым взглядам, ополчилось в мелочной изматывающей травле против столичного гегельянца и вольнодумца и объединилось против Ушинского вокруг начальства, которое сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на юношество и подстрекающим ее к протесту против существующих порядков.

Попечитель лицея пишет на молодого педагога донос за доносом. В результате, Ярославль становится для Ушинского тюрьмой, ибо над ним учинен негласный надзор. В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей, не желая подчиняться требованиям начальства, которые должны были «убить живое дело» образования.

Перед его отъездом группа лицеистов обратилась к К. Д. Ушинскому с выражением признательности и с просьбой остаться в лицее. «Не покидайте нас, — говорили они.— Мы так привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим примириться с мыслью о разлуке с Вами».В Ярославле К. Д.

Ушинский не только вел педагогическую работу, но некоторое время был редактором неофициальной части газеты «Ярославские губернские ведомости», на страницах которой печатались статьи на научные темы.В период работы в Демидовском лицее великий педагог жил в доме (71) на бывшей Стрелецкой улице (ныне ул.

Ушинского, д. 80).

Об этом свидетельствует дневник А. Н. Островского. «Ярославль — город, каких очень не много в России. Набережная на Волге уж куда как хороша. Мы ходили… осматривать город, и особенно понравилась нам набережная…

Хорош также бульвар, по которому с правой стороны от Волги идет Стрелецкая улица; на ней кондитерская Юрезовская. В одном доме с этой кондитерской живет Ушинский.

Заходили к нему, потолковали с ним побольше часу»

Решением Советского правительства в связи с 75-летием со дня смерти великого педагога его именем названа улица, на которой он жил. Имя К. Д. Ушинского присвоено также Ярославскому педагогическому институту.

Оставшись без работы, Ушинский перебивается мелкой литературной поденщиной — переводами, рецензиями и обзорами в журналах.

Попытка устроиться в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою престижную и высокооплачиваемую должность на незавидное нищенское место в уездном захолустье.

Промучившись полтора года в провинции, Ушинский перебирается в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов и работу найти, и единомышленников.

Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий. Ушинский — чиновник, мелкий столоначальник, в этом было что-то абсурдное.

Случайная встреча под новый, 1854 год, с бывшим коллегой по Демидовскому лицею все изменила.

Это был настоящий новогодний подарок, встреча с человеком, ценившим дарования Константина Ушинского по высшему разряду и обещавшего ему помочь найти новую работу.

1 января 1854 года Константин Ушинский увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

Это было ведомство императрицы, куда входили приюты, богадельни, больницы, дома призрения. Гатчинский сиротский институт тоже относился к ним.

В его стенах воспитывались и получали образование одновременно 650 мальчиков-сирот, одетых в одинаковые мундирчики с погончиками и с блестящими пуговицами, на которых было вырезано гнездо пеликана — символ сиротства.

Институт славился суровыми порядками, строгой дисциплиной, регулярной муштрой и маршировками.

Впоследствии Ушинский так охарактеризовал институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания».

Ушинскому удалось кое-что изменить в этой казарме для сирот за пять лет своего пребывания в Гатчине. Некоторые традиции, заложенные им, прочно привились воспитанникам, передавались из поколения в поколение, и вплоть до 1917 года были еще весьма сильны.

Ушинскому удалось начисто искоренить фискальство, столь характерное для учебных заведений закрытого типа. Если кто-то совершал проступок, причинивший вред товарищам, он был обязан найти в себе мужество и самому в нем признаться. Этот неписанный закон строго соблюдался учащимися.

Ушинскому удалось совершенно изжить воровство. Самым суровым наказанием для вора было презрение товарищей. Даже если случались драки, то прийти на помощь, защитить слабого, восстановить справедливость считалось доблестью. Чувство искреннего товарищества, которое К. Д. Ушинский считал основой воспитания, в институте было очень развито до конца его существования.

Чудодейственное влияние нового педагога на поведение и учебу сирот, возымело действие. Через год Ушинского повышают в должности и назначают инспектором классов.

В 1859 году его, уже известного педагога приглашают на должность инспектора классов Смольного института. К сожалению, в Смольном повторилась та же ситуация, что и в Ярославле. Сработал тот же алгоритм неприятия нового, с одной стороны, и тяги ко всему новому, с другой стороны.

Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Министром народного просвещения в это время был назначен адмирал Е. Путянин, которого Ушинский в одном из писем охарактеризовал так: «Все русское образование отдали в руки идиоту и бузуверу».

Нововведения не понравились институтским обскурантам. Разгорелся конфликт с начальницей института М. Леонтьевой, обвинявшей Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, безбожничестве и даже аморальности. Но просто так, как раньше, в бытность его в Демидовском лицее, уволить Ушинского было нельзя. Слишком большую популярность приобрело его имя в России.

Институтские лицемеры подсказали начальству «благовидный» предлог — состояние здоровья Ушинского. Они настоятельно «заботились» о направлении его за границу — для лечения и изучения школьного дела. Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся 5 лет.

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике. Написал и издал в 1864г.

замечательную учебную книгу «Родное слово» и За границей он написал задуманные уже давно «Детский Мир» и «Родное слово». Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

Это не удивительно, скорее — закономерно.

Книги Ушинского были общедоступны не только по цене. Они были доступны детскому сознанию. Оставаясь верным принципам реалистической педагогики Коменского и Песталоцци, Ушинский пишет впервые в России книги для детей на материале, доступном детскому пониманию. Впервые детям в глухих уездах в простых бревенчатых школах предлагали не зубрежку хором непонятных слов.

Впервые им предлагали интересные и понятные рассказы и сказки. И эти рассказы были об известном и понятном им мире. О жизни природы, и мире животных. Это была живая и понятная простому человеку жизнь, все ее проблемы были доступны пониманию и ребенка.

Поскольку в те времена жизнь и города, и деревни не вступала в такое агрессивное противоборство с природой как в наши дни, то природа присутствовала везде. В обширной патриархальной России природа была девственной, а большинство населения, 80%, были крестьянами и жили непосредственно в лоне природы и сами были частью девственной нетронутой природы.

Они знали о ней все, знали ее язык, ее повадки и нрав. Мир природы был родным домом простого народа. Мир животных был им знаком не понаслышке. Народ сливался с этим удивительным живым миром с детства и всю жизнь существовал как часть ее. Вот о ней и писал Ушинский свои недетские «детские» книги.Но Ушинский идет дальше.

Он дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему «Родному Слову», имевшее благотворное и широчайшее влияние на русскую народную школу. Это его знаменитое «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Оно остается лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени, а до 1917 года выдержало 146 изданий.

Вместе с Пироговым он должен быть поставлен в ряд деятелей эпохи реформ. Модернизируемой стране нужны были школы, для школ — учителя и книги. Ушинский горячо ратовал и за обучение самих учителей и ввел новую форму для этого — семинары.

Последние годы жизни Ушинский посвятил своему главному труду, «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Сочинение это выходит уже 11 изданием и пользуется вполне заслуженной известностью.

Ушинский философ подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе и, не примыкая к последователям какой-либо определенной философской системы, вполне самостоятельно дает ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание. Труд этот остался неоконченным.

Умер Константин Ушинский в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Анна Ойцева, Егор Харитонов

Лицей № 86

21 января 2014 | 806 просмотров

Источник: http://old-yar.ru/figure/8/

» Педагогика Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский – знаменитый педагог, основоположник Русской научной педагогики. Он создатель множества научных педагогических трудов, известных и в России и за рубежом. Его научные взгляды о теории обучения и воспитания до сих пор востребованы и нередко цитируются в различных научных и научно-популярных изданиях.

Биография Константина Дмитриевича Ушинского

Родился Константин Дмитриевич в Туле 19 февраля 1824 года. В 1840 году он окончил Новгород-Северскую гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет.

Именно университетские преподаватели повлияли на его выбор заниматься педагогикой.

Окончив в 1844 году основной курс обучения, Константин Дмитриевич остался в университете для подготовки к сдаче экзамена на звание магистра.

Уже летом 1844 года Ушинский получает кандидатскую степень по юриспруденции.

В 1846 году он становится исполняющим обязанности профессора камеральных наук кафедры энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Демидовском лицее в Ярославле.

Но различие в педагогических взглядах с руководством лицея привело к отставке Константина Дмитриевича в 1849 году.

После этого Ушинский был инспектором Гатчинского сиротского института и инспектором классов Смольного института благородных девиц. В обоих учебных заведениях ему удалось коренным образом изменить систему преподавания в лучшую сторону.

Однако Царское правительство оказалось недовольно инициативой педагога.

В 1862 году Константина Дмитриевича уволили из Смольного института и отправили в продолжительную командировку за рубеж, якобы для изучения теории женского образования за границей.

Сам Ушинский расценил эту командировку как ссылку, однако эта поездка принесла ему пользу. В это время он изучил системы женского и начального образования в ряде стран. Результатом его деятельности стали несколько научных статей и книг.

В 1867 году Константин Дмитриевич возвращается в Россию и начинает работать над третьим томом научной работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Закончить его он не успел – в 1870 году он умер.

Однако за свои 47 лет он очень многое сделал для эволюции отечественной педагогики.

База учений Ушинского и их влияние на современную педагогику

Основные идеи Ушинского – демократизация народного образования и народность воспитания. Он считал, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии.

По его мнению, в педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. И теории обязательно должна сопутствовать практика.

Ушинский писал о том, что теория, не имеющая оснований, оказывается столь же бесполезной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя сделать какой-либо вывод. О том, что теория не может отрицать действительности, факт не может отрицать мысли.

Дом Ушинского

Кроме этого Константин Дмитриевич считал, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности.

Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории.

Подобное воспитание, как он говорил, должно развить у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости, которое, однако, чуждо шовинизму и сочетает в себе уважение к другим народам.

Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Важную роль в педагогике, по его мнению, играет воспитание нравственности.

Он утверждал, что влияние нравственное есть основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями.

Читайте также:  Рисование в старшей группе «девочка в нарядном платье»: образец, поэтапный конспект занятия + образцы

Константин Дмитриевич полагал, что воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие. И, кроме того, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью.

Средства нравственного воспитания по Ушинскому это обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.

Недовольство правительства Ушинским вызывал его протест против дисциплины старой школы, основанной на слепом повиновении ученика педагогу и предусматривающей физические наказания.

По его мнению, гуманность к ученику должна быть основой воспитания.

Воззрения Константина Дмитриевича Ушинского отражены во многих его педагогических трудах и статьях.

В 1857-1858 годах он напечатал свои статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и другие в «Журнале для воспитания».

В 1860-1861 годах он разместил в «Журнале министерства народного просвещения» свои педагогические статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» и «Родное слово».

В 1861 году он производит на свет хрестоматию «Детский мир», в 1864 году – «Родное слово», книгу для классного чтения. Также в1868-169 годах он создал фундаментальную научную работу в двух томах «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и собрал материалы для третьего тома.

Источник: https://paidagogos.com/pedagogika-ushinskogo.html

К д ушинский великий русский педагог писатель

К. Д. Ушинский – великий русский педагог, писатель, патриот Подготовил Талалаев Владислав студент 2 курса Физико-математического факультета “Донбасский Государственный Педагогический Университет”

Сделать как можно больше пользы моему Отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности. Из юношеского дневника Ушинского.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский — основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Он создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Трудно назвать другого педагога дореволюционной России, который бы пользовался таким авторитетом, такой любовью детей, родителей и учителей, как Константин Дмитриевич Ушинский.

Детство и юность Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 году в г. Новгород-Северский в семье дворянина, в родной семье получил хорошее воспитание. Учился в новгородсеверской гимназии.

В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на юридический Учился Ушинский факультет блестяще. Но с детства его университета. здоровье было очень слабым, а городская жизнь и усиленные занятия действовала на него пагубно.

Ушинский пристально и внимательно следит за политической жизнью и политической борьбой у себя на родине и в Европе; он пытается разобраться в этой борьбе, чтобы найти свое место и определить свою жизненную роль. Большое влияние на него оказал великий современник — Виссарион Григорьевич Белинский, который оставался для Ушинского до конца жизни его самым любимым писателем.

В последнем году пребывания в университете Ушинский вел дневник. 13 ноября 1844 года он записывает: «Приготовлять умы! рассеивать идеи!. . вот наше назначение. . . Отдать все потомкам, которые забудут и имена наши. .

. знать все это и все -таки отдать им и жизнь свою, — велика любовь к истине, ко благу, к идее! велико назначение!» Юношески восторженные слова, но серьезен и велик смысл их: обречь себя на жертву для блага народа.

Педагогическая деятельность Ушинский окончил Московский университет с золотой медалью в 1845 году, имея от роду 21 год. Его научный руководитель профессор Редкий дал ему блестящую аттестацию. И уже через год Ушинский утвержден исполняющим обязанности профессора в Ярославском Демидовском юридическом лицее

Но через 6 лет Константин Дмитриевич прекратил работу в лицее, так как ему приходилось терпеть мелочные придирки со стороны начальства.

С 1852 года он занимается литературной деятельностью (журнал «Современник» ), изучает иностранные языки.

Ушинский был человеком высокой образованности, он свободно владел английским, французским, немецким языками. И хорошо владел родным языком, его высоким нравственным слогом.

В 1855 году Константина Дмитриевича назначили преподавателем словесности и законоведения Гатчинского сиротского института, а вскоре затем – инспектором этого института. С первых же дней своей работы Ушинский был поражен царившим в институте пренебрежением к живой душе ребенка.

Ушинский стал настаивать, чтобы центром и основой школы стал педагогический персонал. Учитель должен помнить, что с преподаванием нераздельна и воспитательская работа. Основным педагогическим требованием, которое именно с этого момента было выдвинуто Ушинским, явилось требование непосредственного влияния личности педагога на ребенка.

В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала.

В то время образование считалось вредным для женщин. Но Ушинский считал иначе – он понимал важную роль женщины в семье и обществе. Его уроки пользовались огромной популярностью – родители и родственники учениц, чиновники и педагоги приходили в институт, чтобы послушать уроки, о которых говорил весь город.

К. Д. Ушинский как талантливый педагог стал знаменитым по всей России. Ему даже поручили письменно изложить свое мнение о воспитании наследника престола.

Его преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старой закалки, не стеснявшихся обвинять Ушинского в неблагонадежности. Несмотря на то что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и получил командировку за границу.

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

Ушинский едет в Гейдельберг, где общается с известнейшим русским врачом Пироговым. При общении с ним он окреп духом и продолжил научную деятельность Модернизируемой стране нужны были школы, для школ — учителя и книги. Ушинский горячо ратовал и за обучение самих учителей и ввел новую форму для этого – семинары.

Последние годы жизни В последние годы жизни Ушинского произошли тяжёлые события – смерть любимого сына, тяжёлая болезнь, окончательно подточившая его здоровье… Весной 1870 года он почувствовал себя очень плохо, и в этой связи предпринял поездку в Крым, чтобы восстановить пошатнувшееся здоровье. При отъезде оттуда он простудился и скончался в Одессе. г. Одесса, бывшая гостиница «Северная» . В этой гостинице жил и 3 января 1871 года на 47 году жизни скончался от воспаления легких великий российский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Константин Дмитриевич Ушинский похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря

Педагогическая система К. Д. Ушинского Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста.

Педагогические принципы Ушинского 1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным. 2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности. 3.

Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли – естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы. 4.

Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни познания.

Педагогические идеи отражены в основных трудах Ушинского – 2 книгах для первоначального классного чтения: «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), а также фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии» (186869) и других педагогических работах.

В капитальном труде «Человек как предмет воспитания» Ушинский показал, что такое человеческая психика, над воспитанием которой работает педагог, каким законам подчиняется ее развитие.

Благодаря Ушинскому школа изменилась – в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребёнка.

«Детский Мир» и «Родное слово» — это были первые в России учебники для начального обучения детей, первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров

Учебник «Родное слово» выдержал 147 изданий. Он состоял из двух книг: «Азбуки» и «Первой после Азбуки книги» . В нем впервые использовано для школьного употребления множество произведений русской народной литературы.

В книге, кроме тщательно подготовленных художественных материалов (стихотворений, басен, сказок и т. д. ), Ушинский поместил свои статьи о деревьях, животных и т. п. , которые отличались простотой, научным содержанием и образностью содержания.

Книга «Детский мир» сразу стала использоваться в различных учебных заведениях. Она давала большой и систематизированный материал по естествознанию, географии и истории. Потребность в такой книге для младших классов была настолько велика, что уже в первом году потребовалось три издания, и затем издания повторялись каждый год.

Но Ушинский идет дальше. Он дает в руки родителей и учителей руководство к своему «Родному Слову» , имевшее благотворное и широчайшее влияние на русскую народную школу. Это его знаменитое «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей» . Оно долгое время оставалось лучшим пособием по методике родного языка.

В обучении и воспитании К. Д. Ушинский ставил на первое место изучение родного языка, которое, по его убеждению, составляет не только главный предмет образования, но и предмет центральный, вокруг которого группируются все остальные. Так Ушинский развивал гуманистическую сущность педагогики.

К. Д. Ушинский — писатель Большинство детей в нашей стране с детства знакомо со сказками и рассказами, которые или сочинил, или пересказал, обработал Ушинский.

В интересных рассказах К. Д. Ушинский раскрывал перед детьми многообразие окружающего их мира, с малых лет прививал детям правильные понятия о жизни, о взаимоотношениях людей. Ушинский писал о труде простых людей: крестьянина, кузнеца, пекаря, портного. . .

Память Ежегодно проводятся педагогические чтения Утверждена медаль К. Д. Ушинского, которой награждаются за выдающиеся педагогические труды и заслуги в области воспитания и образования лучшие учителя, ученые и общественные деятели.

Памятник К. Д. Ушинскому стоит в самом центре Киева

Имя Ушинского носят Ярославский государственный педагогический институт Государственная Научная Педагогическая библиотека

Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш первый народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор. Друг и ближайший соратник Л. Н. Модзалевский

Источники иллюстраций: ь ь ь ь http: //saveimg. ru/pictures/06 -07 -11/4 cb 172 ea 90293 e 26 a 202 ce 7 fe 15817 b 0. jpg http: //lib. rus. ec/a/28822 http: //citycatalogue. ru/Ukraine/Novhorod-Seversky http: //www. liveinternet.

ru/users/kakula/post 154146256/ http: //www. ruskline. ru/news_rl/2011/06/14/protoierej_andrej_tkachev_deyatelnost_belinskogo_zhivoj_ urok_dlya_vseh_nas/? p=1 http: //andcvet. narod. ru/Jroslavl/01/sam 1. html wap. panevin. ru http: //history-gatchina.

ru/town/gsi/ http: //irene-f. livejournal. com/71249. html http: //vk. com/id 47074408 http: //www. liveinternet. ru/users/insurgentka/post 216190428/ http: //otdahni. ru/gdefon/unikshort/full/217600 -unikfull www. liveinternet. ru http: //ezraton. co. il/viewtopic.

php? f=16&t=53 http: //m-necropol. narod. ru/ushinskiy. html

Источники иллюстраций: ь ь ь http: //www. speakrus. ru/articles/kb/easter/index. htm http: //zenon 74. ru/school/kogda-ischezaet-narodnyi-yazyk-naroda-net-bolee-konstantin-ushinskii http: //www. divximiz. com/forum/files/predmet-vospitaniya. html http: //www. lokkprf.

ru/news/page_122/zpdria 070611/ http: //irene-f. livejournal. com/71249. html http: //read. ru/id/374781/ http: //novikova-olia 2011. ya. ru/posts. xml? tb=120 http: //orthgymn. ru/publish/rodnoeslovo/ushinsk. php http: //www. 100 book.

ru/detskij_mir_hrestomatiya_b 213251. html http: //www. lokkprf. ru/news/page_122/zpdria 070611/ http: //www. interpres. ru/catalog/print. php? kod=000637 http: //www. libex. ru/? cat_page=2&pg=8431 ь ь http: //russo. com. ua/hudojestvennaya_entsiklopediya/page/smolnyiy.

3290/ http: //www. eskrus. ru/geid/

Источники иллюстраций: ь http: //tanush. livejournal. com/220682. html ь ь ь http: //www. mirknig. com/knigi/belletristika/1181272711 -zapretnye-zhelaniya. html http: //www. twirpx. com/file/751733/ http: //www. bookin. org. ru/book/382412 http: //www. mosgu. ru/_subdomains/ilinskiy/awards/ushinsky.

php sightseen. turistua. com http: //ru. jazz. openfun.

org/wiki/%D 0%AF%D 1%80%D 0%BE%D 1%81%D 0%BB%D 0%B 0%D 0%B 2%D 1%81% D 0%BA%D 0%B 8%D 0%B 9_%D 0%B 3%D 0%BE%D 1%81%D 1%83%D 0%B 4%D 0%B 0%D 1%81%D 1%82 %D 0%B 2%D 0%B 5%D 0%BD%D 1%8 B%D 0%B 9_%D 0%BF%D 0%B 5%D 0%B 4%D 0%B 0%D 0%B 3%D 0% BE%D 0%B 3%D 0%B 8%D 1%87%D 0%B 5%D 1%81%D 0%BA%D 0%B 8%D 0%B 9_%D 0%B 8%D 0%BD%D 1%81%D 1%82%D 0%B 8%D 1%82%D 1%83%D 1%82_%D 0%B 8%D 0%BC. _%D 0%9 A. _%D 0%94. _%D 0%A 3%D 1%88%D 0 %B 8%D 0%BD%D 1%81%D 0%BA%D 0%BE%D 0%B 3%D 0%BE http: //www. notetur. ru/photo/index. php? country=13&group=64&offset=10&image=864 http: //www. myarticle. net/get/%D 0%BB%D 0%B 8%D 1%82%D 0%B 5%D 1%80%D 0%B 0%D 1%82%D 1%83%D 1%80%D 0%B 0/ %D 0%B 1%D 0%B 8%D 0%BE%D 0%B 3%D 1%80%D 0%B 0%D 1%84%D 0%B 8%D 0%BF%D 0%B 8%D 1%81%D 0%B 0%D 1%82%D 0%B 5%D 0%BB%D 0%B 5%D 0%B 9/%D 1%83%D 1%88%D 0% B 8%D 0%BD%D 1%81%D 0%BA%D 0%B 8%D 0%B 9 -%D 0%BA%D 0%B 4 ь ь

Источники текстовой информации: • • • http: //www. mtelegin. ru/pedagogika/ushinskij http: //www. kotmurr. spb. ru/library/ushinskij/ http: //biography. yaxy. ru/01200105. htm http: //vp-ch. ru/node/13 http: //tulamen. ru/publ/7 -1 -0 -9

Читайте также:  Основные категории педагогики

Источник: http://present5.com/k-d-ushinskij-velikij-russkij-pedagog-pisatel/

Великий русский педагог: К.Д.Ушинский

                 Министерство образования и  науки РК.

                  Карагандинский Университет «Болашак»

    Реферат

 По дисциплине: Педагогика

На тему: “Великий русский педагог: К.Д.Ушинский.»

                                                                    Студентка группы ИН-14-1:

                                                                    Карсембаева Асем

                                                       Караганда 2015 г.

Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.

Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (1854—1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывш. Черниговской губернии, в небольшом имении родителей.

Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.

Однако уже через два года блестяще начатая профессорская деятельность Ушинского была прервана: в связи с «беспорядками» среди студентов лицея он был уволен из числа профессоров в 1849 году за свои прогрессивные убеждения.

Ушинский вынужден был после этого служить мелким чиновником в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла его. В своих дневниках он отзывался о службе с отвращением.

Некоторое удовлетворение давала ему литературная работа в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах.

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

Под влиянием начавшегося общественно-педагогического движения Ушинский в 1857—1858 годах поместил в «Журнале для воспитания» несколько статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.), которые прославили его имя.

В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц.

В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами.

Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом.

Ушинский, невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. В качестве преподавателей Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе — В. И. Водовозов, по географии — Д. Д. Семенов, по истории — М. И. Семевский и другие. Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи класса был введен двухлетний педагогический класс. В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию.

Ушинский редактировал в 1860—1861 годах «Журнал министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальный ведомственный орган в научно-педагогический журнал.

В эти годы Ушинский поместил в «Журнале министерства народного просвещения» несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».

Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института.

Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную ссылку.

К. Д.

Ушинский за границей изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил замечательную книгу для классного чтения — «Родное слово» (1864—1870) и методическое руководство к ней, подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)» (т. 1—2. 1867—1869) и собрал материалы к третьему тому этого большого и важного научного труда.

Тяжело больной, чувствуя, что силы покидают его, Ушинский торопился сделать возможно больше. После возвращения в Россию (1867) он прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет.

Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много.

Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К. Д. Ушинского.

В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму, однако путь этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выработать свое, самостоятельное, оригинальное мировоззрение.

В своих воззрениях на природу Ушинский следовал эволюционному учению Дарвина. В теории познания и в психологии у него много материалистических элементов.

В противоположность метафизическим умозрительным абстрактным системам психологии, как например Гербарта, Ушинский пытался построить психологию на основах физиологии.

Но в вопросах социологических он стоял на идеалистических позициях, как и большинство просветителей, признавая двигательной силой общественного развития разум, идеи.

Еще в самой ранней своей работе, в речи «О камеральном образовании», Ушинский, стоя на позициях материалистического сенсуализма, писал: «Единственным критериумом для вещи есть сама вещь, а не наше понятие о ней».

Во второй половине 60-х годов, когда с наступлением реакции всякое положительное упоминание о материализме, малейшее выражение симпатий к нему встречалось правительственными кругами враждебно и преследовалось, Ушинский мужественно заявлял, что материалистическая философия «много положительного внесла и продолжает вносить в науку и мышление; искусство же воспитания в особенности чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению изысканий, преобладающему в последнее время».

К. Д.

Ушинский по целому ряду вопросов критикует Канта, Гегеля, отмечает абстрактность и надуманность психологической теории Гербарта. Он, однако, не нашел удовлетворявшей его материалистической философии и считал, что материализм «ожидает еще своего Гегеля». К довольно распространенному в то время вульгарному материализму Ушинский относился резко отрицательно.

Он возражал и тем философам (в частности Спенсеру), которые считали, что в результате приспособления человека к окружающей среде и развития человеческого организма у человека в будущем вырастут крылья.

Он писал: «Сила человека — его паровые машины, быстрота его — паровозы и пароходы, а крылья уже растут у человека и развернутся тогда, когда он выучится управлять произвольно движением аэростатов». Это говорилось более чем за полвека до появления первых аэропланов.

В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский поднялся даже до констатации общественных противоречий: «потребность больших и больших капиталов для всякого самостоятельного производства увеличивается; число самостоятельных производств уменьшается; одна громадная фабрика поглощает тысячи маленьких и превращает самостоятельных хозяев в поденщиков; один дуреет от жира; другой дичает от нищеты; одного губит богатство, другого крайняя бедность превращает в машину…» Но, нарисовав в таких сильных выражениях ужасающую картину общественных противоречий, правильно подметив факты концентрации капитала и крушения мелких производств, не выдерживающих конкуренции с крупными, Ушинский вследствие классовой ограниченности своего мировоззрения не сумел вскрыть причину этих противоречий, не поднялся до понимания классового строения общества и классовой борьбы и не мог, следовательно, увидеть действительных путей уничтожения этих общественных противоречий.

В той же статье Ушинский бичует праздность и высоко ценит труд, указывает, что именно труд создает ценности, но в оценке труда в развитии общества и человека он все же придерживается идеалистической точки зрения.

Ушинский горячо приветствовал падение крепостного права, мечтал о свободном развитии России, но считал, что это развитие должно совершаться не революционным, а мирным путем. По политическим взглядам Ушинский был буржуазным демократом. Он признавал право народа управлять государством.

В начале деятельности Ушинского религия в его мировоззрении занимала значительно большее место, нежели в последние годы его жизни. Сначала он считал христианскую (в частности, православную) религию основой морали и воспитания, рекомендовал ставить священников заведующими и учителями народной школы, считал школу «преддверием церкви».

В конце жизни Ушинский, оставаясь по-прежнему верующим человеком, уже четко разграничивал науку и религию. Он писал в это время: «всякая фактическая наука — а другой науки мы не знаем — стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты, а не на верования…»

В своих поздних работах, например в упомянутых материалах к третьему тому сочинения «Человек как предмет воспитания», Ушинский главной чертой человека считает любовь к людям и даже утверждает, что атеист, гуманно относящийся к людям, более христианин, чем верующий, который недостаточно проникнут чувством любви к ближнему.

В своей предсмертной статье (1870) «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» Ушинский, опровергая свои ранние взгляды о том, что лучшими учителями народных школ являются священники, довольно смело для того времени писал: «Идея церковной школы не пустила у нас корней ни в народе, ни в духовенстве… в стремлении учреждать школы при церквах… было что-то напускное и не дало положительных результатов… сами крестьяне высказываются, и иногда довольно решительно, против назначения лиц приходского духовенства учителями в крестьянские школы».

К. Д.

Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания.

Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания.

Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук.

Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени.

Отвергая умозрительное, кабинетное построение педагогической теории, Ушинский предостерегал также против эмпиризма в педагогике, справедливо указывая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы. Ок требовал единства теории и практики.

«Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли», — писал Ушинский.

Педагогическую практику без теории он уподобил знахарству в медицине.

Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», — заявлял он.

Осуществляя это требование, Ушинский написал капитальный труд «Человек как предмет воспитания» в двух томах и, предполагая дать третий том, собрал и подготовил к нему материалы, но ранняя смерть прервала его плодотворную работу.

В тот период в области психологии боролись два направления: метафизическая психология, представители которой пытались строить психологию умозрительно, априорно, начиная с определения «души», и новое направление — эмпирическая психология, сторонники которой стремились опереться на опыт, изучить факты и отдельные стороны психической жизни, начиная с простейших ее проявлений.

Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии.

Ушинский правильно упрекал Гербарта в метафизичности и односторонности, указывал на ограниченность психологических воззрений другого пользовавшегося в те времена большой известностью немецкого психолога Бенеке. Он стремился рассматривать психику не абстрактного человека, находящегося вне времени и пространства, а живущего, действующего, развивающегося в определенной среде.

Ушинский правильно считал, что воспитание зависит от исторического развития народа.

Сам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, поможет идти по ней и отдельным личностям и новым поколениям.

Поэтому нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем.

Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского.

В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью…

воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших ситемах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…

Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», — писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).

Источник: http://student.zoomru.ru/pedagog/velikij-russkij-pedagog-kdushinskij/290145.3433613.s1.html

Ссылка на основную публикацию