Влияние различных игровых жанров на воспитание ребенка

» Влияние различных игровых жанров на воспитание ребенка

Компьютерные игры давно вошли в нашу жизнь, сейчас и взрослые и дети поголовно в них играют. Представить себе домашний персональный компьютер без компьютерных игр практически невозможно. Кто-то думает, что компьютеры предназначены именно для игр, а многие считают, что компьютерные игры приносят исключительно вред для ребенка. В особенности это касается всяких там боевиков и гонок.

От пристрастия к таким играм у детей якобы развивается компьютерная зависимость. Хотелось бы расставить все точки там, где надо, и объяснить, в чем именно заключается опасность.

В компьютерных играх существует множество игровых жанров, которые сочетаются в самых различных комбинациях.

Определенная разработчиками концепция разделения игр на жанры выделяет три главных типа игр: игры информации, игры действия и игры контроля. Игры первого типа представляют собой получение информации и познание окружающего мира. Судя по характеристике этот тип игр не только не опасен, а напротив – очень полезен для обучения и воспитания ребенка.

К таким играм относятся учебные программы, тесты, программы общения, геройские игры и игры-путешествия. В различных комбинациях эти игры могут составлять такие жанры как ролевые игры, как пазлы, квесты, путешествия и тому подобные. В комбинации с общением игры этого типа могут включать сетевые варианты, в которых можно в интерактивном режиме играть со своими сверстниками и не только.

Польза этих игр в том, что они развивают логическое мышление, расширяют кругозор и выполняют еще массу полезных функций в зависимости от замысла разработчиков.

Игры действия представляют собой активные перемещения героев, использование техники и оружия. К таким играм относятся аркада, шпионская, стрелялка, спорт и симулятор.

В различных комбинациях эти игры составляют такие жанры, как боевик, поединок, гонка и другие. Подобные игры развивают реакцию и образное мышление.

Играя в такие игры в сети интернет, ребенок кроме всего прочего соревнуется с другими, а значит, стремиться быть лучше, а это уже немаловажный фактор в развитии личности.

Игры контроля предполагают командование, управление и распределение средств. Подразделяются они на симуляторы жизни, градостроительство, полководческие, тактические и логические игры.

Комбинирование этих игр способствует таким жанрам, как управление, экономика, военные и карточные игры.

Помимо логического мышления эти игры способствуют развитию у детей основ экономического мышления, планирования и распределения ресурсов.

Как видим, все жанры компьютерных игр являются вполне безобидными и порой очень полезными для обучения и воспитания ребенка.

В чем же может заключаться вред игр вообще и компьютерных игр в частности? Собственно говоря, все претензии к компьютерным играм заключаются в том, что ребенок якобы часами безвылазно сидит в интернете и играет в эти «дурацкие» игры не замечая ничего вокруг.

Это действительно происходит, главным образом в таких играх, которые включают элемент азарта и не дают возможности вовремя остановиться. Однако среди компьютерных игр жанров, описанных выше, лишь некоторые обладают подобными свойствами.

Это в основном те игры, в которых элемент случайности превышает разумные пределы и эпизоды игры либо не ограничены, либо слишком растянуты по времени. Вообще элемент случайности присущ большинству жанров, это как бы программная основа любой компьютерной игры, однако есть такие линейные игры, в которых случайность вообще отсутствует. Это учебные программы, тесты, квесты, пазлы и им подобные.

На самом деле гораздо опаснее для ребенка игровые автоматы, примитивные «однорукие бандиты», рулетки, карточные игры на деньги типа «очко». Никакой логики они не содержат, все основано исключительно на случайности. Такие игры не требуют каких-либо умственных или физических усилий, нажал на кнопку – получил результат.

Шанс выиграть большие деньги, пусть для начала только виртуальные, заставляет ребенка раз за разом давить на кнопку. Это вырабатывает рефлекс, который впоследствии закрепляется надолго. Отучить ребенка от азартных игр намного сложнее, чем, например, от любой компьютерной игры.

Потому что ребенок в компьютерную игру играет, как правило, вполне осознанно, а в азартную совершенно бездумно, неосознанно. Если ему, например, запретить играть в боевик, он может долго переживать по поводу того, что его герою так и не удалось достичь определенного уровня и победить всех врагов.

В конце концов, он с этим смирится и начнет строить свою империю в стратегии. Переключая внимание ребенка на другой жанр можно добиться того, что он не получит зависимость от компьютерной игры.

А если внушить ему, что есть множество интересных и познавательных игр и очень глупо тратить свое время на однообразное прохождение уже знакомых игр, он и сам не захочет больше возвращаться к своим старым играм.

Источник: https://paidagogos.com/vliyanie-razlichnyih-igrovyih-zhanrov-na-v.html

Методическая разработка на тему: Влияние игр на воспитание и развитие ребенка

I         Влияние игр на воспитание и развитие ребенка

II        Дидактические игры на занятиях по математике

  1. Игры с цифрами
  2. Путешествия во времени
  3. Игры на ориентацию в пространстве
  4. Игры с использованием геометрических фигур
  5. Игры на развитие логического мышления

III        Значение игры

Дидактические математические игры  для дошкольников

Лагойко Елена Михайловна,

воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с «Радуга», г. Абакан

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”

        В.А. Сухомлинский.

    «Палка, палка, огуречик – получился человечек» — именно так начинается знакомство малышей с… математикой.

    Эта строчка песенки — переведенный на детский язык пример, иллюстрирующий: «Схема предмета состоит из следующих составляющих». Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку.

Чтобы достигнуть успеха на этом поприще, используя математические игры для дошкольников, важно учитывать следующее. Язык математики – это язык абстракции, логики и символа.

Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии быть успешным в школе, научиться решать задачи, малышу прежде всего необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

   1. Важнейшее условие любого, не только математического занятия: оно должно оставаться игрой. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

     Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу заполнить пробелы знаний у детей. “Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ”.

 Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествие во времени
  3. Игры на ориентировки в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление

        В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных.

Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки.

Это я делала для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на — нижней.

       Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как Какой цифры не стало? Сколько? Путаница? Исправь ошибку, убираем цифры, назови соседей, дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

      Дидактические игры, такие как  задумай число, составь цифру, кто первый назовет, которой игрушки не стало? И многие другие я использую на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра считай не ошибись! помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число.

Тот, кто  поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на  занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини — Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.

    2.В старшей группе познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день.

Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый.

После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру живая неделя. Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели.Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.

Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

Затем, усложняла игру тем, что строились дети начиная с любого другого дня недели. Использовала разнообразные дидактические игры назови скорее, дни недели, назови пропущенное слово, круглый год, двенадцать, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

3.Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными  представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади,  далеко, близко.

Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади — Дима.

При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д.

В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие.

Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.

Например, игра найди игрушку, — “Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, – “к нам прилетал Карлсон и принес в подарок  игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти.”  Распечатываю конверт  читаю: “Надо встать перед столом воспитателя,  и пройти 3 шага и т.д. ”.

Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятаный предмет.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: найди похожую, расскажи про свой узор, мастерская ковров, художник, путешествие по комнате  и многие другие игры. Играя с детьми я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

4.Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

Например  спрашиваю:   Какую геометрическую        фигуру напоминает   дно  тарелки? (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводила игру типа ЛОТО. Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую я демонстрировала. Затем, предлагала детям назвать и рассказать, что они нашли.

Занимаясь с детьми, я поняла, что дети, вновь пришедшие в детский сад плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними я занималась в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные. Опираясь на полученные ранее знания познакомила детей с новым понятием четырехугольник.

При этом использовала имеющиеся у дошкольников представления о квадрате.

В дальнейшем, для закрепления знаний, в свободное от занятий время, детям давала  задания нарисовать на бумаге разные четырехугольники, нарисовать четырехугольники, у которых все стороны равны, и сказать как они называются, сложить четырехугольник из двух равных треугольников и многое другое.

     В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как найди такой же узор,  каждую фигуру на свое место, подбери по форме. Чудесный мешочек, кто больше назовет.

Читайте также:  Учим ребёнка играть самостоятельно

Дидактическую игру геометрическая мозайка использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задания разной сложности. Например:

а) Составление изображения предмета из геометрических фигур

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

в) Работа по собственному замыслу (просто человека)

     Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы.

Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур.

В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

К каждому занятию стараюсь изготовить новую интересную таблицу. А некоторые таблицы использовала несколько раз, но давала уже более сложные задания, различные по цвету, форме и величине. Задание такого характера:

Назовите самый большой треугольник.

Какого цвета самая маленькая фигура?

Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п.

Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий время, только геометрические фигуры были разложены на столе или на полу. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.

     В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Существует множество дидактических игр и упражнений , которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

Такие игры как найди нестандартную фигуру, чем отличаются, мельница. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Кроме того давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

В дальнейшем перешла на отвлеченные предметы. Детей очень увлекают игры типа: кого не хватает?  Предлагаю детям представить, какой формы могут быть космические существа.

Затем показываю плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают.

Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Для закрепления знаний, полученных на занятиях я даю детям домашние задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: собери бусы, найди ошибку, какие цифры потерялись? и т.п.

Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком. Родители тоже очень серьезно относятся к выполнению домашнего задания с детьми. В уголке для родителей выставляю папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Поэтому я рекомендую воспитателям старших групп использовать дидактические игры в процессе обучения детей.

Литература

1.Дидактические игры в детском саду        А.И.Сорокина

2.Чего на свете не бывает.  О.М.Дьяченко, Е.А.Агаева

3.Ступени творчества или развивающие игры         Б.П.Никитин

4.Игровые занимательные задачи для дошкольников.         З.А.Михайлова

5.Давайте поиграем.  А.А.Столяр

6.Математика для дошкольников.  Т.И.Еофеев

7.Развитие логического мышления детей.         Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов

8.Математика  от трех до семи.         (Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов).

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/12/11/vliyanie-igr-na-vospitanie-i-razvitie-rebenka

Влияние современного кинематографа на нравственное воспитание подростков



Currently, the movie is the most popular art form among young people. They find themselves in the heroes of movies, using their image of themselves, I copy their behavior and character traits that are not always positive.

Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков.

Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А.

Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [4 с.104].

В кинопроизводстве любой страны создание фильма преследует не только развлекательные, но и воспитательные цели, так как кино является самым массовым видом искусства.

Подростки, пришедшие в кинотеатр или просматривая фильмы в интернете, получают не только удовольствие от просмотра сюжета фильма, но и пример для подражания.

Например, если в театре, спектакль могут просматривать около двух тысяч зрителей, то фильмы могут смотреть миллионы людей одновременно, по всему миру. Именно поэтому кино оказывает очень большое влияние на воспитание людей, в частности и подростков.

В.Крылов в своей статье «Кино и его влияние на человека» пишет: «В узком смысле слова кино это фильмы — всякие ужастики, боевики, приключения, мелодрамы и т. д. Жанры кино можно перечислять очень и очень долго.

Иногда они смешиваются, изменяются, некоторые исчезают навсегда, а на их место «встают» новые. Так что, в «узком» понимании кино — это искусство создавать фильмы разнообразных жанров. В широком же смысле — это нечто большее, чем просто фильмы.

Думаю, никто не будет спорить, что в кино отражаются какие-либо жизненные события, действия или моменты, запечатленные на пленку» [3].

В настоящее время главной проблемой подрастающего поколения является формирования у них нравственного воспитания, так как именно в этот период жизни у человека формируется мировоззрение. Нравственное воспитание подростка формируется под влиянием различных факторов, таких как школа, семья, общение со сверстниками, и конечно же средства массовой информации.

Киноискусство, оказывает большое влияние на подростков. Именно поэтому, в процессе формирования мировоззрения, им необходима определенная ориентация, которая должна решать две задачи: 1 — направлять на подлинные произведения киноискусства, 2 — уберечь от низких, безнравственных фильмов. Так, в своей статье, Кравченко А. А.

пишет: «Кинообразование принципиально отличается от других форм просвещения подростков тем, что ничего им не диктует, не навязывает, а лишь формирует эстетический запрос — потребность в хорошем, серьезном кино.

А, в свою очередь, общение с выдающимися произведениями киноискусства создает предпосылки для противостояния личности социальному, психологическому, моральному кризису общества» [2].

Действие кино на восприятие человека очень разнообразно. Например, при просмотре комедии, мы получаем положительные эмоции, у нас улучшается настроение. Если же мы смотрим фильмы ужасов, у нас возникают такие чувства как страх, негатив, и отвращение. Но стоит отметить, что на детей фильмы влияют гораздо сильнее, чем на взрослых.

Когда ребенок смотрит какой-либо фильм, он выбирает из него положительных и отрицательных героев для себя, девочки представляют себя балеринами, принцессами, и другими положительными героями, мальчики представляют, что они отважные герои, которые спасают людей, и таких примеров достаточно много.

Но в настоящее время проблема стоит в том, что современные фильмы могут влиять как положительно, так и отрицательно на воспитание подростков [1].

Например, в фильме «Хорошие дети не плачут», который был снят Денниисом Ботсом в 2012 году, рассказывается история, главными героями которой являются Экки и Джоэп.

Экки обычная девочка, которая училась в 6 классе, играла в футбол, а Джоэп мальчик задира, которого она считала своим врагом. После окончания 6 класса, Экки и ее друзьям нужно было разойтись по разным школам, и она считала, что это не проблема, и они все равно останутся друзьями.

Но в один момент ее жизнь очень сильно меняется. После драки с Джоэпом у нее начинается сильное кровотечение из носа, и родители везут ее в больницу, где ей ставят диагноз лейкемия. В период долгого лечения ее посещают ее друзья, но Джоэп не согласен идти к ней.

Через какое-то время Джоэп понимает, что должен посетить Экки, и становится для нее лучшим другом, который помогает скрасить последние месяцы ее лечения.

После просмотра данного фильма задумываешься, что иногда нужно отбросить гордость и гнев к человеку, с которым ты не ладил, и если ему нужна моральная поддержка, просто протянуть ему руку помощи. Этот фильм учит ценить жизнь, показывает, что она может измениться в любой момент. Он учит настоящей дружбе, любви, и тому, как, несмотря на разногласия, помогать человеку, который попал в беду.

Еще один фильм, которому хотелось бы уделить внимание, это русский фильм, снятый Андреем Зайцевым в 2015 году, «14+ история первой любви». Главными героями становятся Вика и Леша, 14-летние подростки. Леша неуверенный в себе парень, который влюбляется в Вику, но из-за своей неуверенности не может к ней подойти и постоянно просматривает ее фотографии в интернете.

После он узнает, что Вика учится в соседней школе, в ней же учится главный хулиган района, который тоже положил глаз на Вику. Периодически между их школами происходят драки, и это еще больше влияет на решение Леши заговорить с Викой. На одной из дискотек, он решается подойти к ней, после чего у них возникают взаимные чувства любви.

Однажды после прогулки Леша провожал Вику домой, но около подъезда их ждал тот самый хулиган, и ей пришлось предложить парню пройти к ней домой. Когда Леша уходил, она решила проводить его до лифта, где произошел первый поцелуй.

После этого, когда Леша остался дома один, он приглашает Вику к себе, где все начинается с разговора, после Леша достает из шкафа вишневый ликер, и предлагает Вике выпить. Она соглашается, и, в конце концов, все заканчивается постельной сценой.

После просмотра этого фильма, стало интересно почитать о нем отзывы людей разного возраста.

Как ни странно, одним фильм понравился, и они видят в нем нечто трогательное, милое, и хорошее, не задумываясь над тем, как данный фильм может повлиять на самих подростков.

Другие же пишут, что этот фильм аморален, так как к нем дети употребляют алкоголь, и в 14 лет делают большие глупости, не думая о дальнейших последствиях.

К сожалению, в наше время мы можем видеть очень много случаев ранней беременности в подростковом возрасте и беспорядочных половых связей, что нередко происходит из-за алкогольного опьянения. Из-за отсутствия должного внимания родителей подростки начинают искать ответы на все свои вопросы в интернете, в окружении друзей и подруг.

Нередко подростки совершают необдуманные поступки именно из-за совета своих сверстников. Например, подруги могут посоветовать вступить с половые связи только для того, чтобы сохранить отношения с мальчиком, мальчики могут посоветовать предложить девочке алкоголь, чтобы она вступила с ними в половые отношения.

К сожалению, родители не могут уберечь своих детей от этих необдуманных поступков, но могут предотвратить их, если будут больше уделять время своим детям, а не только работе и своей личной жизни.

В большинстве случаев ранние половые связи происходят в тех семьях, где царит неблагоприятная обстановка для созревания подростковой психики (неблагополучные семьи).

Современным детям очень просто включить телевизор, зайти в интернет, где можно посмотреть любые фильмы, и самое страшное, что они хотят смотреть фильмы, содержащие пошлость и разврат.

Их давно не интересуют добрые, хорошие фильмы, где показывают, как нужно дружить, помогать друг другу, уважать старших. Как же можно уберечь детей от безнравственных фильмов, которые не предназначены для их детской психики? В наше время это сделать будет нелегко.

Когда все покупается и продается, телеканалы, не задумываясь, выпускают фильмы, которые могут неблагоприятно влиять на психику подростка.

Это связанно с тем, что в настоящее время кино является самым распространенным видом искусства среди подрастающего поколения, и именно в фильмах дети ищут себе кумиров, и от них берут различные маски, и формы поведения.

Среди подростков был проведен опрос, включающий в себя следующие вопросы:

1) Сколько тебе лет? 2) Пол? 3) Какие фильмы предпочитаешь смотреть: а) 14+ б) 16+ в) 18+? 4) Какой жанр фильма ты предпочитаешь смотреть: а) Комедия, б) фантастика, в) мелодрама, г) свой вариант? 5) Смотрел ли ты фильмы «хорошие дети не плачут» и «14+ история первой любви»: а) Да б) нет? 6) Если смотрел, что ты о нем думаешь? 7) Какой твой любимый фильм? 8) Кто твой любимый герой? Почему? 9) Разговаривали с тобой родители на тему употребления алкоголя? 10) Разговаривали ли с тобой родители на тему полового созревания?

После обработки результатов, выяснилось: на вопросы отвечали подростки от 14 до 16 лет. В опросе принимало участие 20 респондентов, из которых 70 % были мужского пола, 30 % женского. На вопрос, какие фильмы предпочитаешь смотреть, из всех отпрошенных подростков лишь (53 %) смотрят фильмы 16+, остальные предпочитают фильмы 18+.

Большинство мальчиков (68 %) предпочитают смотреть фильмы ужасов и боевики. Из всех отпрошенных подростков 10 % смотрели фильм «хорошие дети не плачут» и 16 % смотрели фильм «14+ история первой любви».

На вопросы «разговаривали с тобой родители на тему употребления алкоголя» и «на тему полового созревания» подростки ответили так: (57 %) разговаривали на обе темы, (32 %) разговаривали только на тему употребления алкоголя, и (11 %) не разговаривали на эти темы.

Читайте также:  Правильный выбор игрушек для детей

Из этого можно сделать вывод, что в настоящее время, у подростков есть легкий доступ к фильмам, даже к тем, которые предназначены для возраста 18+. К сожалению, дети давно стали вести себя, как взрослые: они начинают употреблять алкоголь, вступают в беспорядочные половые связи, рожают детей.

Где же они этому научились? Ответ простой: не последнюю роль в этом сыграли фильмы (18+), которые показывают по телевидению, это социальные сети, в который дети с легкостью заходят, сидят на различных форумах и просматриваю фильмы не для их возраста. К сожалению, причиной такого поведения детей, выступают и родители.

Немногие разговаривают со своими детьми на тему употребления алкоголя и полового созревания, в ходе чего дети ищут всю информацию в сети. По-видимому, это связано с тем, что в наше время родители слишком много времени проводят на работе, и у них нет возможности поговорить со своими детьми.

Но к сожалению, бывают случаи, когда дети воспитываются в неблагополучной семье, где родителей кроме алкоголя ничего не интересует, и дети предоставлены сами себе.

Как бы нам ни хотелось, фильмы всегда будут показывать подросткам разные модели поведения.

К счастью, или к сожалению, прогресс не стоит на месте, и мы не сможем уберечь детей от безнравственных, низких фильмов, мы можем лишь общаться со своим ребенком, объясняя ему, что хорошо, а что плохо, прививать ему только морально-нравственные манеры поведения, быть в курсе того, что с ним происходит и с кем он общается.

Литература:

  1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2000. — 416 с.
  2. Кравченко А. А. Научная статья: Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания подростков. — 2013. — 298–304 с.
  3. Крылов В. А. Кино и его влияние на человека. // http://xquite.ru/life/rub/lkinview.php?id=1.
  4. Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — 884–887 с.

Основные термины (генерируются автоматически): фильм, ребенок, подросток, употребление алкоголя, родитель, Вика, половое созревание, время, подрастающее поколение, фильм ужасов.

Источник: https://moluch.ru/archive/135/37742/

Как влияет игра на развитие ребенка?

Большую часть своего времени дети дошкольного и младшего школьного возраста проводят за различными играми. Родителям и другим взрослым может казаться, что игра не несет никакой смысловой нагрузки, а только развлекает детей. На самом деле эта часть жизни малышей нужна для правильного развития и оказывает существенное влияние на маленького человека.

Участие взрослых в детских играх

При воспитании детей очень важно оставить время для занятий, которые помогут ребенку в формировании творческих навыков, речи, улучшат его умственные и физические показатели. Чем младше ребенок, тем больше в развлечениях требуется участие мамы и папы. Они не только следят за игровым процессом, но и направляют малыша в нужное русло.

Родители становятся первыми партнерами малыша по играм. По мере взросления ребенка они все меньше принимают участие в его забавах, но могут оставаться сторонними наблюдателями, помогать и подсказывать по мере необходимости. Именно взрослые открывают малышу волшебный мир, благодаря которому он не только играет, но и развивается.

Сферы влияния игр на развитие детей

Во время игры происходит психологическое, физическое и личностное развитие человека. Именно поэтому нельзя недооценивать значение игры в жизни ребенка.

Основные области, на которые оказывается влияние игрового процесса:

  • Сфера познания окружающего мира

Игра помогает малышу лучше ориентироваться в окружающем мире, узнать о назначении предметов и их свойствах. Еще не умея ходить, малыш знакомится с предметами – кидает мячик, трясет погремушкой, дергает за веревочку и прочее. Каждое новое знание об окружающем мире улучшает память, мышление и внимание.

Подвижные занятия помогают малышам освоить разные движения, благодаря которым они улучшают свои двигательные навыки. В результате активных занятий ребенок учится владеть телом, становится гибче и сильнее.

  • Улучшение коммуникации и речи

Играя в одиночку, малышу приходится исполнять несколько ролей одновременно и проговаривать свои действия. И если развитие речи в этом случае неоспоримо, то улучшение коммуникативных навыков возможно только в командной игре.

Во время соревнования с несколькими участниками каждый учится соблюдать определенные правила и вести диалог с другими детьми.

Взрослым порой трудно включиться в игру чада, так как во время развлечения оно наделяет предметы необычными свойствами, расширяет воображаемое пространство и смотрит на мир с детской непосредственностью.

И несмотря на то, что ребенок знает, что игра ведется не по-настоящему, он с увлечением лепит пирожки из мокрого песка, а потом кормит ими куклу.

  • Проявление эмоций и развитие моральных качеств

Благодаря игровым сюжетам малыш учится быть доброжелательным и сочувствующим, проявлять смелость и решительность, становится честнее. В игровой форме родители и ребенок могут дать выход эмоциям, беспокоящим малыша (страх, тревога) и вместе решить сложные проблемы.

Виды игр для развития

Педагоги советуют несколько видов занятий для развития речи, коммуникации, физического состояния ребенка:

  • сюжетно-ролевые;
  • разгадывание загадок и головоломок;
  • соревнования;
  • конструкторы;
  • драматизации.

Все вышеперечисленные виды игр влияют на формирование личностных качеств человека. Благодаря игровой активности родители видят, какие способности преобладают у дошкольника и могут принять решение о том, какой талант следует ему развивать.

Развитие положительных качеств помогут ребенку в дальнейшей жизни и раскроют его потенциал. Также не стоит забывать о том, что посредством игры взрослые остаются в мире ребенка и могут общаться с ним на равных.

Источник: https://mamaipapa.org/psihologiyaj/znachenie-igryi.html

Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношения к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.

Игра является осмысленной и активной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается. Новый опыт, приобретенный в игре, становится личным достоянием ребенка.

Игра – естественная форма детского существования, и самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Но умение ребенка играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре.

Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов. Хорошо владеющий игровыми навыками педагог сможет достичь с их помощью самых разнообразных педагогических целей, направленных на интеллектуально – личностное развитие ребенка.

Задачи всестороннего воспитания успешно реализуются в игре при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждый возрастной период. С развитием игры связанны существенные преобразования в психике ребенка.

К концу третьего, началу четвертого года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности.

Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у ребенка способности к абстрактному мышлению, а, следовательно, и о важных преобразованиях его интеллектуальной сферы.

В более старшем возрасте на смену предметно – опосредованным действиям приходят ролевые способы действия и способы общения, свойственные сюжетно – ролевой игре.

В настоящее время очень актуален вопрос о повышении роли игры в деле всестороннего воспитания детей в дошкольных учреждениях. Неоднократно отмечались однообразие и стереотипность игр, отсутствие сколько – нибудь существенных отличий поведения в игре детей разных возрастных групп, их неумение играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества.

Для возникновения игры необходимо не только обеспечить детей игровым материалом, но и проводить соответствующее игре обучение.

Источником, питающим игру, является реальный опыт, самые разнообразные знания об окружающем. И здесь необходимо выделить те знания, которые связаны с социальным опытом детей, отражающим взаимодействия и отношения людей в процессе их общения, труда, отдыха.

Дети, активно вступающие в контакт с окружающими их взрослыми людьми, на личном опыте убеждаются в необходимости усваивать определенные нормы общения и взаимодействия, учатся быть внимательными друг к другу, пытаются учитывать характер и настроение партнера.

Обогащению игр также способствуют различные художественные произведения, предметы изобразительного искусства.

Овладение детьми разнообразными игровыми действиями в совместной игре с взрослыми приводят к усложнению их самостоятельной деятельности, расширению круга смысловых ситуаций, которые ребята стремятся воссоздать в своей игре.

На каждом возрастном этапе пед. процесс должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре взрослого с ребенком. В таких условиях каждому ребенку легко будет без принуждения подключиться к игровым событиям и испытать чувство интеллектуальной радости от того, что он свободно говорит, высказывает свое мнение, делает для себя открытия в живом мире слов и понятий.

При планировании игр следует учитывать возрастные особенности детей, что их интересует, волнует, что они пытаются отражать в своих играх. Все это поможет определить интересное для детей содержание игровых задач и действий.

Хочется также отметить, что игра способствует формированию у детей положительного отношения к труду. Игра и труд неразрывно связаны между собой.

Первичные трудовые навыки развиваются в игре самого раннего детства, а в старшем возрасте дети проявляют активный интерес к труду взрослых.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Это сюжетно – ролевые игры. Здесь дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя – жизнь и деятельность взрослых. В иге ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки товарищей и свои собственные.

Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, а навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Умственная активность детей в игре связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит.

Воображение развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Так в игре развиваются творческие

способности дошкольника.

Развитию творчества детей способствуют творческие игры. Фокусом, собирающим все стороны личности, в таких играх служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. В играх с правилами главное – решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, которые мобилизуют умственные способности, его воображение, внимание, память. Дети учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями. У детей появляются первые мечты о будущей профессии.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, наблюдательности и сообразительности.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Дидактические игры способствуют совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. Чем содержательнее игровые действия и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок.

Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия: отвести играм достаточное время, как в семье, так и дома, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игровой материал. Игрушки надо расположить так, чтобы было удобно их брать и убирать, они должны иметь определенное место.

Источник: http://xn--56-6kctqanm2bg3f.xn--p1ai/index.php/metodicheskaya-kopilka/145-razvitie-igrovoj-deyatelnosti-doshkolnikov-vliyanie-igry-na-vsestoronnee-razvitie-detej

Образовательный портал

Рекомендации для родителей

Гарбузова Ирина Феликсовна

«Все мы родом из детства». Эта известная фраза говорит о том, что взрослый человек таков, какие основы были заложены в него с самого раннего детства.

Не маловажную роль в этом процессе наряду с колыбельными, песнями играют и сказки.

 Шесть лет до школы – это очень небольшой период жизни человека, но именно в этом возрасте закладываются основные жизненные устои и нравственно-этические и моральные принципы.

Сказки присутствуют в жизни ребенка с самого начала его жизни. Как только ребенок начинает осмысливать окружающий мир в его жизнь входят сказки, с ними он делает первые шаги, они живут с ребенком до школы и даже дольше. Они помогают ему адаптироваться в этом мире, преподают первые уроки нравственности.

Благодаря тому, что сказка преподает уроки не в виде нравоучений, а в доступной, занимательной форме, ее влияние на формирование мировоззрения малыша оказывается достаточно сильным. Именно через сказку ребенок постигает, что такое хорошо, а что такое плохо, что такое добро и зло, что такое дружба и взаимовыручка.

  Как бы мы не внушали ребенку, что надо помогать друг другу, это не всегда может быть понятно ему, но прослушав сказку «Репка» он получает наглядный и пример взаимопомощи.

Читайте также:  Как правильно сфотографировать ребенка

Сколько бы мы не говорили, что надо слушаться старших, но это не всегда срабатывает, а сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывает, что, не послушав старшего, можно навлечь беду не только на себя, но и своих близких.

https://www.youtube.com/watch?v=gXOGKX4x-H4

Сказка – это повествование о заведомо невероятных событиях, где животные и предметы могут разговаривать, какие-то вещи могут оказаться волшебными, она пробуждает фантазию, заставляет сопереживать героям, пережить такие эмоции, которые могут оказать воздействие на всю его жизнь.

Сказка раздвигает перед малышом горизонты окружающего мира, закладывает основы духовного развития, служит связующим звеном между внутренним миром ребенка и настоящей действительностью.

Сказки, как один из элементов воспитания, используются в фольклорах всех народов мира. На разных языках, различными методами они повествуют свои истории и служат для воспитания у детей правильного отношения к жизни. Известный русский языковед В.Я. Пропп отмечал: «Сказка — символ единства народов.

Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому». Основоположник русской педагогической науки Д.К.

Ушинский также очень большое значение придавал сказкам, использовал их в своей системе педагогики и даже сам писал сказки.

Поэтому, следует активно использовать сказку в воспитании и формировании личности ребенка. В этом плане воспитатели должны действовать совместно с родителями, при их активной помощи.

В дошкольных учреждениях есть много форм и методов использования сказки в процессе воспитания:

  • чтение книг и прослушивание аудиокниг, просмотр мультфильмов по мотивам сказок;
  • использование примеров из сказок в повседневной жизни, на прогулках, на занятиях творчеством и любых играх с воспитателями;
  • организация сюжетно-ролевых игр, праздников на основе сказочных сюжетов с привлечением родителей к участию в них;
  • использование сказок при знакомстве дошкольников с художественными произведениям;
  • применение отрывков из сказок как иллюстрации при проведении непосредственной образовательной деятельности  по ознакомлению с окружающей действительностью;
  • использование сказочных персонажей в изобразительной деятельности;
  • коллективное сочинение сказок;
  • введение сказочных героев и отрывков из сказочных сюжетов в занятиях физической культурой.

Такие формы работы с материалом помогают развивать у дошкольников, кроме фантазии, произвольную память, внимание, воображение и коммуникативные навыки.

Нельзя не сказать еще об одной стороне влияния сказки на ребенка – воспитание основ экономических знаний. Во многих народных и авторских сказках присутствуют такие «экономические» составляющие, как труд, прилежание, умение, бережливость, плата за труд, обмен и другие.

Современные сказки в этом вопросе не отстают от народных, ярким примером может служить сказка «Трое из Простоквашино», где в доступной и веселой форме показано все выше перечисленное.

Часто события в сказке разворачиваются так, что героям приходится решать проблемы и принимать необычные решения, такие сказки развивают у дошкольников логику, самостоятельность и нестандартность мышления.

Однако, не надо думать, что процесс воспитания ребенка при помощи сказок, простой. Надо учитывать индивидуальность каждого ребенка. Чтение сказок не только занимательное и приятное времяпровождение, это еще и большая работа по формированию характера дошкольника.

В заключение хочется привести слова В.А. Сухомлинского: «Сказка – это зернышко из которого прорастёт эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

Воспитатель:

Гарбузова И.Ф.

ГБДОУ д/с 44

Центрального района

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/6259-2014-10-24-18-12-22.pdf

Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка

Игра теснейшим образом  связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она  приобретает особое значение.

В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств. 

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще  не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.

Войдя в игру и раз  за разом совершаясь в ней, соответствующие  действия закрепляются; играя, ребенок  все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.

В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается  потому, что играет. Игра – практика развития.

В игре формируются все  стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Различные формы серьезной  деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой  деятельности детей. Игры органически  связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять.

В игре проявляются и удовлетворяются  первые человеческие потребности и  интересы ребенка; проявляясь, они в  ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны  психики ребенка.

В игре у ребенка формируется  воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее.

Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и  вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

Из общения со взрослыми  ребенок черпает и мотивы своих  игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит  подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.

Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.

Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд.

Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое  содержание приобретает игра, отражая  окружающую ребенка жизнь взрослых.

Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него исходит  из потребностей и интересов и  служит развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в  жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы [ 3; 11; 7].

ГЛАВА 3. Игра как ведущий тип деятельности дошкольников

3.1 РАЗВИТИЕ  ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ИГРОВОГО  ЗАМЫСЛА

Первоначальные ростки творчества могут появиться в  различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Н.К. Крупская в речи на третьей конференции по дошкольному  воспитанию (1926 г.) поставила вопрос о том, что уже в дошкольном возрасте надо формировать такие способности, которые требуются для подготовки «умелых работников» во всех областях труда.

«…Если мы понаблюдаем, как развивается та или другая способность, то мы видим, что решающим является сплошь и рядом какое-нибудь переживание раннего детства». Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать детское творчество.

[ 14].

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших  детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С.

Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мыли.

Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, — везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка» [ 7].

.

Воображение старших  дошкольников приобретает все более  активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. «Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т.е.

замыслу своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме.

Идейный замысел 6-7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа»[ 15].

Глубокий и сложный  процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх.

Творческое начало проявляется  и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они  намечают лишь общий план, который  реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать  творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности  его художественных способностей.

Задача педагога, — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков»  [ 5].

 При правильном  обучении творчество  детей достигает  относительно высокого уровня. «Сознание  играет ведущую роль в деятельности  человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания.

Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка» [ 19].

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются  в развитии способности к замыслу  и его реализации , в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Интересные мысли о  способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. К.С. Станиславский советовал актерам  учиться у детей, игру которых  всегда отличает вера и правда. Поэт П.

Антокольский утверждал, что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства.

Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенном развитом инстинкте подражания.

Творческое воображение  ребенка особенно ярко проявляется  и развивается в игре, конкретизируясь  в целенаправленном игровом замысле.

Таким образом, в играх  дошкольников замысел получает значительное развитие – от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.

В игре дети часто проявляются  эмоции, которые в жизни еще  недоступны им.

Испытывает ли ребенок эти чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование его морального облика?

И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют  глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Игровое творчество проявляется  и в поисках средств для  изображения задуманного. Дети реализуют  свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.

Чем  старше и более  развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- все  большая связь ее с трудом. Задача воспитателя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.

Таким образом, игровое  творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его  зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

3.2 ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ  ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Игра – это ведущий  вид деятельности дошкольников.

Несомненно, игра имеет  наиболее существенное значение для формирования основных психических функций и процессов ребенка-дошкольника.

Но является ли игровая деятельность основой его образа жизни и определяет ли она в конечном счете самый стержень личности ребенка как общественного существа? Не отрицая значения игры,  определяющим для формирования личности как общественного существа компонентом всё же является неигровая повседневная бытовая деятельность ребенка, направленная на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива. Как в преддошкольный период основным в развитии ребенка является овладение предметными действиями и речью, так в дошкольном возрасте основным является развитие поступка, регулируемого общественными нормами. Его формирование является основоположным приобретением или новообразованием дошкольного периода в развитии человека, что никак не исключает значения игры для формирования психики ребенка и обогащения его духовной жизни.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.М.Горький, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она  обладает наибольшими возможностями  для формирования детского общества.

Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.

В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия  для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к  элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их [ 2; 7; 11] .

3.3 ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

В истории зарубежной и русской педагогической науки  сложилось два направления использования игры в воспитании детей:

    1. для всестороннего гармоничного развития;

2) в  узко дидактических  целях.

Ярким представителем первого направления  был великий  чешский педагог — Я.А.Коменский.

Он считал игру необходимой  формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.

Дидактическое направление  использования игры получило развитие в  XVIII в. у педагогов — филантропистов (И.С.Базедов, Х.Г.Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры.

К.Д.Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут  определить характер и поведение  человека в обществе

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/vliyanie-igry-na-formirovanie-i/475024-1806642-page4.html

Ссылка на основную публикацию