Воспитание ребенка в школе

Воспитание детей в школе, Школы

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги.

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности.

При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги.

Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.

Роль школы в воспитании детей

Воспитание детей в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в становлении личности ребенка.

Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе.

Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.

С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются.

И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение.

В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.

Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена.

Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер.

Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.

Формы связи с родителями учеников

Естественно, изучение внутрисемейных отношений достаточно сложный, но очень нужный этап воспитательной работы в школе.

Без этого педагог не сможет дать конкретные советы родителям, найти подход к каждому ребенку и проводить воспитательную работу с наибольшим успехом.

Для выяснения внутрисемейных отношений используются как индивидуальные формы связи (например, посещение педагогом семьи ребенка), так и общепринятые. Среди общепринятых форм связей классного руководителя с родителями можно выделить:

Родительские собрания. Как правило, родительские собрания проводятся 3-4 раза в течение учебного года.

В ходе собрания педагог, совместно с родителями, разрабатывает план по воспитательной работе, обсуждает успехи и проблемы всего класса или каждого ученика в отдельности.

Если у педагога возникли вопросы по воспитанию какого-либо конкретного ученика, он может пригласить его родителей на индивидуальную встречу, чтобы обсудить новые методы воспитания и дать профессиональные советы.

Классные мероприятия. Поводом для проведения классных мероприятий может стать любой праздник или значимое событие для класса.

Такие мероприятия, в которых принимают участие и ученики, и их родители, способствуют сближению всего классного коллектива, помогают найти общий язык и взаимопонимание, проявить индивидуальные способности и семейные увлечения.

Во время совместных мероприятий педагог имеет возможность понаблюдать за семьями в непринужденной обстановке, что позволяет планировать воспитательную работу с учетом особенностей каждой семьи и проводить ее с большим успехом.

Тандем родители-педагоги: воспитание всесторонне развитой личности

Воспитание ребенка — это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты.

Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях.

Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/361_Vospitanit-detey-v-shkole.html

Воспитание ребенка в семье и в школе

Как вы думаете, что для человека самое главное? Правильно, семья!

В норме человек проводит всю свою жизнь в семье. Сначала, с родителями, затем строит свою семью, не прекращая общения с родными, затем дети. Семья – это наша защита, опора, оплот. В семье человек учится любить, защищать, поддерживать, понимать других, трудиться, учиться в конце концов.

А вы не задумывались над вопросом, почему зачастую самые верные друзья на всю жизнь появляются именно в школе?

А любимого учителя нам хочется поздравлять с новым годом и днем рождения в течение всей жизни? Потому что школа, как и семья, дает нам очень многое: понятия, что такое ответственность, справедливость, отзывчивость, дружба, преданность.

Девять-одиннадцать лет в школе оставляют в жизни любого неизгладимый след.

Воспитание ребенка в семье и школе – это настолько сложный, интегрированный, переплетенный процесс с крепкими причинно-следственными связями, что одно от другого просто неотделимо.

Взаимодействие родителей и школы в воспитании детей, конечно же, является самым тесным.

  • налажен личный дружественный контакт между родителями и классным руководителем (учителями);
  • родители принимают активное участие в жизни школы и класса;
  • организуются совместные поездки класса и родителей (экскурсии, представления, пикники);
  • родители тесно общаются друг с другом, отсутствуют распри между ними;
  • учитель знает условия проживания семьи, интересы ребенка;
  • существует взаимопомощь родителей и учителя.

Духовно-нравственое воспитание в школе как раз и начинается с этого – с взаимоотношений взрослых друг с другом, а вернее продолжается в школе, начавшись дома.

Ребенок копирует действия родителей, их отношение к другим, природе, животным, их способность быть чуткими, отзывчивыми, отношение к старшему поколению, к истории семьи и родины.

Если мама заставляет ребенка уважать и помогать бабушке, но при этом сама бесконечно с ней ругается и не показывает уважения – ребенок впитывает такое же отношение и реакцию.

Обязанность родителей по воспитанию детей – первостепенная и основополагающая. Школа является всего лишь продолжением и дополнением, но основы закладываются, конечно же, в семье. Кроме того, родители обязаны воспитать интерес детей к обучению в школе. Как говорится, не выучит школа, выучит охота.

Давайте обратимся к русским афоризмам о воспитании детей. Можно читать и изучать уйму статей по педагогике, и не найти для себя однозначного ответа. Но стоит прочитать русские пословицы и афоризмы – и все встанет на свои места.

  1. Наказывать легче, воспитывать труднее;
  2. Верная указка – не кулак, а ласка;
  3. Детей наказывай стыдом, а не грозьбой и бичом;
  4. Учение образует ум, воспитание – нравы;
  5. Водили за ручку, получили белоручку.

Что касается последнего, то трудовое воспитание ребенка в семье и школе должно быть постепенным и постоянным. В первую очередь, родители, а затем и школа должны прививать ребенку трудолюбие и привычку трудиться.

Это необходимо для того, чтобы ребенок смог найти свое место в жизни, смог определиться, умел преодолевать трудности, достиг успеха. А, как известно, (еще один афоризм) «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Воспитанный ребенок, как правило, добивается больших успехов, по сравнению с невоспитанными детьми в школе. К нему более благоприятное и дружелюбное отношение со стороны окружающих, он более аккуратен, организован, интересен. Родителям такого ребенка учителя с удовольствием выносят от школы благодарность за воспитание.

  1. Употреблять вежливые слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста;
  2. Пропускать вперед девочек, женщин, учителей;
  3. Оказывать помощь учителям и ребятам, если попросят;
  4. На уроках внимательно слушать учителя, не перебивая.

    Если что-то нужно сказать — поднять руку;

  5. Быть подготовленным к каждому уроку, это проявление уважения к учителю;
  6. Не портить школьное имущество (включая книги, парты, стулья, окна);
  7. На переменах громко не разговаривать, не кричать и не окликать другого, если он находится в десятках метров от тебя;
  8. Быть опрятным, причесанным;
  9. Посещая столовую, не толкаться, не бегать, аккуратно вести себя за столом.

Что касается непосредственно роли школы в воспитании ребенка, какова ответственность школы за воспитание детей? Мы коснемся именно воспитательного аспекта, а не предметного обучения.

  • смелости, развитию силы характера, воли;
  • толерантности к другим, умению жить в коллективе, избегать конфликтов;
  • уважению старших, уважению своей истории и культуры;
  • правдивости, честности, отзывчивости;
  • любить природу, оберегать ее (экологическое воспитание детей в школе);
  • знать свои обязанности и права в современном мире, уметь ими пользоваться (правовое воспитание в школе).

Конечно же, многое зависит от учителя, как говорится, «По ученику и об учителе судят». Равно и то, что и дети бывают разными. Трудные дети сложнее усваивают принципы воспитания, учителю и родителям необходимо в данном случае прилагать больше усилий, т.к. такие дети настроены против всей системы обучения.

Те ребята, которые нарушили закон, по решению суда или Комиссии по делам несовершеннолетних попадают в специализированные интернаты (другими словами, школы для трудновоспитуемых детей, школы перевоспитания детей), для которых характерна железная дисциплина и контроль.

Таким образом, воспитание ребенка в семье не заканчивается, а продолжается в школе. И наоборот, не стоит перекладывать воспитание на плечи только учителей. Это трудная обоюдная работа.

Источник: https://vrach365.ru/vospitanie-rebenka-v-seme-i-v-shkole-rol-shkoly-v-vospitanii-detej-vospitanie-interesa-detej-k-obucheniyu-v-shkole-a8178/

Воспитание ребенка школьного возраста

Взгляды на воспитание детей меняются вместе с изменениями, происходящими в обществе.

В конце 20 века в странах бывшего Советского Союза основная роль по воспитанию ребенка школьного возраста отводилась именно школе.

Это было связано не только с существующей идеологией, но и с материальными трудностями, из-за чего в большинстве семей у родителей практически не оставалось времени на воспитание детей.

Сегодня ситуация достаточно сильно изменилась, и многие родители осознают, что именно семейное воспитание является определяющим в становлении ребенка как личности.

Однако при этом нельзя недооценивать и роль школы в этом процессе, поскольку большую часть своего времени ребенок школьного возраста проводит в кругу педагогов и сверстников.

Помимо получения необходимых знаний, роль школы в воспитании ребенка состоит в развитии умения сотрудничать и воспитании чувства терпимости к другому человеку, независимо от его убеждений, способностей и социального статуса.

Трудности воспитания ребенка школьного возраста

Многим родителям кажется, что процесс воспитания заканчивается тогда, когда ребенок идет в школу, а из всех своих функций они оставляют за собой исключительно проверку дневника. Однако это зачастую приводит к множеству негативных последствий, когда ребенок подросткового возраста замыкается в себе или же, наоборот, начинает проявлять агрессию.

В этом случае роль педагогов и психологов в воспитании ребенка школьного возраста значительно возрастает, поскольку известно довольно много случаев, когда неконтролируемая агрессия перерастает в крайние формы и может привести даже к человеческим жертвам. Поэтому достаточно часто именно педагоги обращают внимание родителей на недостатки в воспитании детей.

Также свои коррективы в воспитание ребенка школьного возраста вносит сегодня интернет и современные технологии. С одной стороны, в интернете можно найти необходимые знания и множество возможностей для самообразования. С другой, дети в большинстве случаев предпочитают проводить время в социальных сетях, подменяя живое человеческое общение виртуальными знакомствами и развлечениями.

Помимо психических расстройств, которые вызывает интернет-зависимость, возникает и масса проблем со здоровьем, связанных с низкой физической активностью.

В связи с этим усилия родителей и педагогов должны быть объединены для пропаганды здорового образа жизни. Детям необходимо предлагать интересную альтернативу в виде различных кружков и спортивных секций.

Со своей стороны, школа также должна усилить свою роль, показывая преимущества дружественного поведения и здорового образа жизни.

Роль школы в воспитании ребенка

Школа – это не просто учреждение, в котором дети получают узкий круг необходимых знаний, а своеобразный социальный институт, где дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, готовясь тем самым к взрослой жизни.

В зависимости от возраста ребенка роль педагога меняется. С особым вниманием родители обычно относятся к выбору именно первого учителя. В начальной школе большое значение имеет не только то, насколько качественно преподаватель излагает материал, но и насколько легко пройдет адаптация малыша к школьному процессу и коллективу.

Очень важно, особенно в этот период, чтобы методы воспитания ребенка младшего школьного возраста, принятые в семье и дошкольном учебном учреждении, не противоречили школьному подходу. Это время самых больших волнений и пристального внимания со стороны родителей к процессу обучения.

В средней школе, как правило, на выбор учителей повлиять практически невозможно. Поэтому родителям остается только надеяться на то, что педагогический коллектив способен полноценно заниматься воспитанием ребенка школьного возраста.

Школа, являясь частью общества, отражает и концентрирует в себе весь позитивный и негативный опыт, накопленный в нем. Поэтому зачастую претензии многих родителей к качеству преподавания и отношениям в школе между педагогами и учениками хоть и являются обоснованными, но не могут быть учтены в полной мере.

Если при воспитании ребенка младшего школьного возраста проблемы взаимоотношений между ровесниками возникают крайне редко, то в подростковом возрасте они могут быть достаточно сильно проявлены.

Одной из важных проблем, которая возникает в обычных государственных школах – одновременное обучение детей из различных социальных групп. Обычно проблемы возникают между детьми, имеющими навык общения и достаточную культуру поведения, и детьми из неблагополучных семей, которым приходится всему этому учиться именно в школе.

В понятие неблагополучной семьи вкладывается много составляющих. Это неполные семьи, семьи, в которых один из родителей алкоголик, а также семьи, в которых существующие отношения далеки от гармоничных. Обострению конфликта зачастую способствует и неухоженный внешний вид детей из подобных семей.

Поэтому довольно часто при воспитании ребенка школьного возраста необходима помощь психолога. При этом он в одинаковой степени необходим как детям из неблагополучных семей, так и детям, которые негативно относятся к тем, кто ниже их по социальному статусу или уровню интеллекта.

Довольно часто роль школы воспитанием ребенка не ограничивается, а возникает необходимость работы с родителями, которые либо не справляются самостоятельно с воспитанием своих детей, либо же просто не уделяют им необходимого внимания, перекладывая всю ответственность на школьных учителей.

Поэтому очень важная роль отводится именно педагогу, который сможет создать комфортные отношения в классе, что послужит не только хорошему обучению, но и психическому здоровью детей.

Необходимо, чтобы в суете школьных будней учитель, независимо от социального статуса и успеваемости, мог разглядеть глубинный потенциал каждой личности.

Процесс воспитания довольно длительный и требует и от учителей, и от родителей терпения и самоотдачи.

Но без этих усилий, как правило, ребенок вырастет неприспособленным к современной жизни, которая, помимо знаний, предъявляет требования к толерантности и умению общаться.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6590-vospitanie-rebenka-shkolnogo-vozrasta.php

Курсовая работа «Воспитание ребенка в школе»

Введение 1. Воспитательная работа в школе.      1.1 Цели воспитательной работы в школе.      1.2 Гуманистический смысл воспитания        1.2.1 Общечеловеческие ценности и деидеологизация  процесса воспитания.       1.2.

2 Воспитание любви к Родине.      1.3 Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе.      1.4 Проблемы воспитания. 2. Народная культура и традиции художественного воспитания в духовном становлении личности.

Заключение

Список литературы

Введение

Когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, если оно осознает свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения. В конкуренции с жизнью школа всегда проигрывает.

Снимать глобальные противоречия социального характера не её задача. Ей предназначено подготовить (по возможности) человека к выживанию в нестабильном нашем обществе, выработать защитные механизмы, научить самостоятельно решать противоречия жизни в своих интересах.

Именно для этого школа призвана выступать альтернативой «плохой жизни», злу, распространенному в обществе. Она несет вечное доброе, идеальное растущему человеку — как материал для личного выбора, но сама за этот выбор не ответственна.

Она ответственна за знание, понимание, переживание детьми гуманного в человеческих отношениях и гражданского в более широком общественном поведении, а также за разъяснение возможных последствий, которые ждут человека при иных выборах.

В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Эти идеалы были сформулированы в так называемом «Моральном кодексе строителя коммунизма».

Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российского общества в последние годы вызвали определенные затруднения в идейной и ценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей утратили свою привлекательность, новые ориентации не сложились.

Изменения социальных условий в конце 80-х начале 90-х годов, привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организации).

В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания. Программа воспитания (Петербургская концепция) предложила иной взгляд на воспитание, воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл данных мероприятий.

Воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии. Воспитательная работа как совокупность усилий педагога, осознанно предпринимаемых для решения конкретных задач созидания Человека.

«Отделять учение или науку от воспитания — пагубный предрассудок, в который ныне впадают многие, особенно люди, мечтающие приготовить посредством школы гражданина и совершить это посредством науки. Само учение — какими бы ни были программы — не достигает своей цели, если в нем умственное образование не сливается с нравственным»

В современной педагогике существует ряд идей, которыми можно руководствоваться в организации воспитательной работы:

— воспитание — это органическая часть целого, т. е. «образования личности», оно осуществляется и под влиянием внешних факторов социализации, и внутренних процессов саморазвития личности (индивидуализации);

— процесс воспитания — это взаимодействие (сотрудничество взрослых и детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса;

— «реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности; базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания;

— идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающей для гуманистической ориентации педагога;

— участие детей во внеурочной воспитательной работе школы должно быть добровольным делом каждого и быть органическим звеном целостного образовательного процесса;

— коллективная творческая деятельность («коммунарская идея») — это совокупность задач, методов, технологий, обеспечивающих создание развивающей гуманистической самоуправляющейся общности детей и взрослых.

Означенные идеи сыграли определенную роль в формировании демократического сознания педагогических коллективов, частично вошли в Закон РФ «Об образовании» в виде таких постулатов: воспитание как часть образования, самоопределение личности как цель образования, добровольность участия детей во внеурочной деятельности и свобода выбора занятий.

Движение школ по пути реформы со всей очевидностью обнаружило реалистичность, возможность осуществления воспитательного идеала, который можно обозначит так: «Свобода и саморазвитие личности!»1

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которое провозглашает то или иное сообщество.

В мировой педагогической теории и практике давно уже сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти.

Воспитание подрастающего поколения — это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях.

Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

Педагогами предложены следующие шаги в освоении гуманистического смысла воспитания:

1) Формирование теоретико-методологической и технологической готовности педагогов к работе в системе гуманистических отношений, постепенный отказ от стереотипов профессиональной деятельности.

2) Развитие и анализ педагогических целей учебно-воспитательных учреждений, их «очеловечивание», гуманизация, переориентация на совершенствование личностных качеств и межличностных отношений.

3) Выработка каждым учреждением своей концепции воспитания с учетом потребностей, интересов, пожеланий, учеников, и их родителей. Экспертная оценка замыслов и хода проводимой опытно — экспериментальной работы с позиции воспитательных целей.

4) Творческое освоение современных направлений, форм, технологий воспитания, обращение к опыту прошлых лет, сохранившему интересные, продуктивные варианты организации воспитательной работы.

Термин «гуманизм» очень многозначен, поскольку на протяжении истории его содержание менялось. Гуманизм (от лат. Humanus — человечный, человеческий — прежде всего означает человечность человека; любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и её достоинству.

В конечном счете понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.

На основе всего вышеизложенного можно дать такую обобщающую характеристику гуманизма: гуманизм — это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

При такой трактовке гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок получает значение общественного идеала.

Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности.

При этом в современной трактовке гуманизма акцент делается на целостное, универсальное становление личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие её интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций.

Таким образом, с позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире.. Следовательно, мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, её способности к свободе, ответственности и творчеству.

1.2.1. Общечеловеческие ценности и деидеологизация процесса воспитания

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. В понятие «общечеловеческие ценности» в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга смысла.

Во-первых, общечеловеческие ценности — это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), а как то, что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом.

Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации.

Поэтому подход к воспитательному процессу с позиций общечеловеческих ценностей означает его деидеологизацию, то есть отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на духовно-нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего культурного богатства, накопленного в истории человечества.

Во-вторых, общечеловеческие ценности — это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности. Выражаясь философским языком, можно сказать, что это трансцендентные (запредельные) ценности, то есть ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности.

Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. В их основе лежит идея Бога как абсолютного воплощения Добра, Истины, Справедливости, Красоты и [ т. д.

Для неверующих людей, секулярного сознания за общечеловеческими ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и устремлений. Они являются плодом «общественного договора», всеобщего согласия и т. д.

При разных подходах к источнику и гаранту общечеловеческих ценностей верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности не являются выдумкой каких-то конкретных людей, отражением и выражением социальных интересов каких-либо социальных общностей. Они носят постоянный, непреходящий характер.

И именно поэтому общечеловеческие ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей. Выражая опыт всего человечества эти ценности сформулированы в различных религиозно-нравственных системах в виде заповедей: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не сотвори себе кумира» и т. д.

Воспитание молодежи в духе этих ценностных ориентации во все века и у всех народов считалось непременным условием ее социализации. На эти нравственные установки ориентировались не только верующие, но и неверующие люди.

Упомянутый выше «Моральный кодекс строителя коммунизма» представлял собой ни что иное, как переложение на язык современного советского, человека тех же самых гуманистических ценностей, к которым, однако, добавлялись еще определенными идеологическими установками типа «любовь к социалистической Родине», «борьба за победу коммунизма» и т. д.

1.2.2. Воспитание любви к Родине.

Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие установки не следует трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти ценности выражены особым образом.

Это выражение зависит от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому общечеловеческое всегда реализуется через конкретно-человеческое. А каждый конкретный человек является гражданином конкретного государства, принадлежит к определенной народности, нации.

И общечеловеческое начало реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества.

Следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны. Но гуманизм отвергает национализм как идеологию, выдвигающую приоритет частных ценностей и противостоящую общечеловеческому началу.

И еще одна важная установка содержания воспитательного процесса, вытекающая из принципов гуманизма. Гуманизм, как следует из вышесказанного, рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности. Но в таком случае закономерно встает вопрос: не означает ли гуманизм поощрение индивидуализма.

По всей видимости, нет. Напротив, гуманизм в силу того, что отдает приоритет общечеловеческому началу, противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним, служение им.

Не случайно под термином «гуманизм» изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку. В общественной психологии нашего народа это нравственное качество получило сильный импульс для своего развития.

Не случайно в русской философии идея соборности является одной из ведущих идей русского национального самосознания.

Таким образом содержание воспитательного процесса должно, ориентируясь на общечеловеческие ценности, не отбрасывать все то лучшее, что имеется в опыте каждой страны, каждого народа, а напротив всемерно актуализировать и развивать этот опыт.

В этих условиях путь к новой модели воспитания, к перестройке позиции педагога лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функций и роли учителя воспитателя. Современная наука предлагает педагогу комплексный взгляд на человека, его роль в масштабе социума и вселенной в целом.

Философские идеи о безграничности личностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие в общественный контекст значительно расширяют и углубляют педагогическое понимание природы ребенка и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в деятельности учителя, смысл которого все яснее видится как Созидание Человека.

Купите полную версию работы.

Источник: http://www.mini-soft.ru/document/vospitanie-rebenka-v-shkole

Должна ли школа заниматься воспитанием ребенка?

Sat Nov 03 2018 14:28:21 GMT+0000 (GMT)

Должна ли школа заниматься воспитанием ребенка или это исключительно прерогатива семьи? Сегодня на этот счет существуют разные точки зрения. Одни родители полагают, что задача школы –  учить, а воспитывать ребенка должны они сами, другие мамы и папы имеют противоположное мнение. Как это ни странно, но даже учителя думают об этом по-разному.

Учить и/или воспитывать?

Так  что же должна делать школа – учить, воспитывать или и то, и другое? На этот вопрос может быть только один ответ: школа должна и учить, и воспитывать. Ведь процессы обучения и воспитания неразрывно связаны между собой.

Педагог должен не просто формировать у ребенка определенные знания, умения и навыки, но и процессе развития таковых заниматься формированием личности своего ученика.

 При подготовке к занятию учитель должен ставить перед собой не только образовательные и развивающие, но и воспитательные цели и задачи.              

На своих занятиях  педагог воспитывает в ребятах целеустремленность, ответственность,  доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учит их помогать друг другу. Кроме того, конкретно на уроках литературы учитель занимается нравственным и патриотическим воспитанием, на уроках МХК – эстетическим, на занятиях по технологии – трудовым и т.д. 

Непосредственно воспитательной работой (т. е. соответствующей внеурочной деятельностью) занимаются завуч по воспитательной работе и классные руководители. В частности, завуч организует работу кружков и секций, устраивает разнообразные общешкольные мероприятия, а классный руководитель проводит классные часы, родительские собрания. 

Правильный подход

К сожалению, учителю не всегда  удается достигнуть поставленных воспитательных целей. В большей степени это касается начинающих педагогов. Именно по причине подобных неудач преподаватели начинают ошибочно полагать, что воспитание должно быть только делом родителей, и используют  чисто формальный подход к своей работе.

Важнейшее значение имеет то, каким именно образом мы стремимся достигнуть своей цели, какие конкретные шаги для этого предпринимаем. 

Прежде всего необходимо  учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. И если преподаватель упускает это из виду, то все его усилия  могут приводить к обратному результату. Важно помнить о том, что если для младших школьников авторитетом является педагог, то для подростка таковым оказываются его сверстники.

Так что если в первом случае объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо можно прямым текстом, то во втором –  так делать не следует.

Например, чем больше мы будем говорить ученикам средних и старших классов о вреде табака, тем меньше будет вероятность того, что те кто уже курит,  бросят, а те, кто еще не начал, не захотят попробовать. 

Предположим, у вас запланирован классный час о вреде курения.

Цель такого занятия – расширение знаний школьников о пагубном влиянии никотина, формирование у них отрицательного отношения к табачным изделиям и воспитание  ответственности за свое здоровье.

Какие действия следует предпринять, чтобы достигнуть этих целей? Как показывает практика, лучше всего организовать и провести классный час  с  участием самих подростков. 

Несколько учеников  предварительно готовят сообщения по теме, а педагог помогает им подобрать  литературу. А кто-то из ребят вместе с учителем готовит иллюстративный материал.

Работая над соответствующими книгами и статьями, школьники невольно начнут задумываться над тем, насколько опасными могут быть последствия потребления табака для молодого организма.

А все остальные ребята с гораздо большим доверием отнесутся к информации, услышанной от одноклассников, нежели к поучениям взрослого на ту же тему.

Воспитание вне урока

 Большое воспитательное значение имеют общешкольные мероприятия, посвященные различным праздникам. Так, например, вечер, посвященный Дню Победы, имеют своей целью воспитание у ребят патриотизма, уважения к старшему поколению.

Необходимо, чтобы дети приняли самое активное участие в таком мероприятии: читали стихи, исполняли песни военных лет, рассказывали о членах своей семьи –  ветеранах Великой Отечественной войны.

Если у кого-то из ребят есть прабабушки и прадедушки – участники войны, то их можно пригласить на такое мероприятие.

Важную роль в развитии личности школьника имеет эстетическое воспитание. Воспитывать в детях чувство прекрасного, заниматься формированием их вкуса можно не только на занятиях по МХК, но и посредством внеурочной деятельности. 

В последние годы все большую популярность приобретают такие внешкольные мероприятия для детей и подростков, как походы на выставки и в музеи. Для ребят из сельской школы подобные мероприятия могут быть связаны с поездками в областные центры и близлежащие города. Дети, которые живут в городе, имеют возможность вместе с учителями посетить местные галереи и выставки. 

Перед походом в музей с ребятами необходимо провести подготовительную работу. Можно рассказать детям о художнике(-ах) и его (-их) творчестве или напомнить им об этом, если они уже изучали соответствующий материал на занятиях.  

Для создания и поддержания интереса школьников можно предложить им занимательные задания. Например, в «Третьяковской галерее» можно попросить младших ребят найти картины, на которых изображены собаки.

В качестве ответа они  могут назвать такие произведения, как «Всадница» К.Брюллова, «Тройка» В.Перова,  «Завтрак аристократа» П.Федотова и др.

Детей постарше можно попросить  найти на картинах более мелкие детали. 

Тем, кто интересуется живописью, можно дать задания, связанные с сюжетами картин, направлениями искусства. 

Семья и школа

Важную роль в воспитании ребенка играет сотрудничество семьи и школы.  Необходимо, чтобы классный руководитель  был в курсе обстановки в семье каждого своего ученика.  И педагог, со своей стороны, должен информировать родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в школе, о проблемах, возникающих у их детей. 

Общение педагога с мамами, папами, бабушками и дедушками происходит прежде всего на родительских собраниях. При возникновении  необходимости учитель может пригласить мать или отца ребенка для индивидуального разговора. Педагог может также контактировать с семьей ученика через интернет или по телефону. 

Необходимо, чтобы при общении с родителями учитель  проявлял такт, терпение, это особенно важно в случае разногласий с семьей относительно обучения и воспитания ребенка. 

Большую помощь школе, конечно же, оказывают представители родительского комитета. Но даже тех родителей, которые в нем не состоят, следует приглашать на внеклассные мероприятия: концерты, спектакли, конкурсы, соревнования. Можно также устраивать мероприятия для детей и родителей, в которых будут состязаться семейные команды. 

Сотрудничество семьи и школы положительно сказывается  и на успеваемости, и на формировании личности ребенка. 

Существует  много методической литературы, посвященной воспитанию школьников. Это книги и журналы, которые можно приобрести как в электронном виде, так и в традиционной печатной форме. В них можно найти не только методические рекомендации, но и сценарии готовых занятий.

Кроме того, можно посетить лекции ведущих педагогов, посвященные воспитанию, записаться на соответствующие вебинары.

Такой материал особенно полезен для начинающих учителей. Хотя и преподавателям с многолетним стажем тоже будет небезынтересно познакомиться с опытом своих коллег.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/edu/-dolzhna-li-shkola-zanimatsya-vospitaniem-rebenka-v-poslednee-vremya-kak-uchitelya-tak-i-roditeli-otvechayut-na-etot-vopros-po-raznomu/

Интересное, полезные статьи

Белинский называл воспитание великим делом, которое решает человеческую участь. Цель дошкольного воспитания — вырастить ребёнка здоровым, умным, социально активным и просто счастливым.

Ведущие роли в воспитательном процессе принадлежат семье, ДОУ и школе, причём личность малыша формируется под влиянием любого из этих институтов.

Его же будущие достижения, успехи зависят от одного – какие были выбраны приоритетные задачи в воспитании ребёнка, какие цели преследуют взрослые, которые принимают участие в детской судьбе.

Задачи и цели воспитания детей в ДОУ

Ранний возраст имеет яркие черты, которые и легли в основу разработки известных методов воспитания детей до школы. Речь о таких врождённых особенностях, как активность, желание всё знать, познание мира и получение опыта через эмоции, органы чувств. Это означает, что потенциал для развития дети уже имеют от природы. Взрослым же предстоит его поощрять, раскрывать, преумножать.

Основные задачи воспитания детей в детском саду:

  • физическое, психоэмоциональное развитие, защита здоровья, охрана жизни ребёнка;
  • исправление отклонений психического развития, физических недостатков (если есть потребность);
  • развитие речевых навыков;
  • художественное или культурное воспитание (привитие вкуса, способности видеть красоту);
  • развитие по возрасту;
  • воспитание патриотизма;
  • привитие общих для людей ценностей (любовь к семье, бережное отношение к природе, животным);
  • помощь в воспитании мамам и папам.

Задачи воспитания детей в ДОУ имеют прямое отношение к таким типам деятельности ребёнка, как:

  • игровая;
  • познавательная (умственная);
  • трудовая;
  • коммуникативная;
  • креативная (творческая).

Все эти сферы являются важными ключами развития целостной личности. Чтобы решить задачи воспитания детей в детском саду, применяют такие меры, как:

  • путь к здоровому режиму, развитие потребности в спорте;
  • раскрытие талантов, развитие природного потенциала;
  • забота о моральном комфорте ребёнка;
  • поддержка идей и увлечений малыша, его участия в учебной деятельности;
  • развитие коммуникабельности, способности играть в команде.

Какие задачи в воспитании ребёнка решает школа?

Ум ребёнка – вот что является первой и самой важной задачей школьных учителей. Для развития цельной личности ум – это не всё. Потому процесс школьного воспитания направлен параллельно на физическое, культурное и нравственное воспитание, приучение к труду.

Какие задачи воспитания интеллекта должна решать школа?

  1. Давать научные знания, раздвигать границы кругозора.
  2. Развивать таланты, задатки, способности, учебные навыки.
  3. Развивать интерес к знаниям, повышать умственную активность.
  4. Развивать желание повышать уровень своих возможностей, готовность идти к цели, побеждать.

Каковы задачи физического воспитания ребёнка в школе? Кроме закалки, правильного развития организма и поддержки здоровья, физкультура направлена на

  • тренировку физических функций (подвижности);
  • развитие новых физических способностей;
  • тренировку силы;
  • развитие волевых качеств: решительности, упорства, умения бороться с трудностями;
  • развитие правильных привычек: занятия спортом, здоровый образ жизни.

Ума и здоровья для успеха мало. Кроме этого, ребёнок должен ещё уметь трудиться. Трудовое воспитание детей формирует у них ответственность и дисциплину, развивает различные трудовые навыки и учит работать на результат. Задача трудового воспитания заключается ещё и в том, чтобы научить малышей трудиться на благо общества, приносить социальную пользу.

Задачи воспитания детей в современной семье

Как бы не был важен институт гос. образования, самым сильным элементом влияния на развитие детской личности остаётся семья. В кругу семьи малыш получает свой первый опыт общения с внешним миром – комфорт, защищённость, доверие. Психологи считают, что характер, а также личные качества – прямой результат семейного воспитания.

Задачи родителей в дошкольном воспитании детей:

  • создать хорошие условия для цельного развития малыша;
  • поделиться своим личным опытом;
  • научить ребёнка делать выбор, принимать решения без помощи взрослых;
  • показать малышу, что он личность, развивать уверенность;
  • научить ценить действительно важные вещи (семью, дружбу, Родину), учить доброте, искренности.

С самого раннего возраста и до средних классов школы игра остаётся лучшим способом научить чему-то ребёнка. Через игровые занятия малыш получает знания, опыт общения, учится мыслить нестандартно, развивает логику. Игра становится проводником в реальный мир, позволяет воплотить каждый аспект воспитания ребёнка с высоким результатом.

Читать также:

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников 5-6 лет
Развитие зрительного и слухового внимания у детей
Возрастные особенности детей 7 лет

Видео

Записаться в Школу Соробан™ в вашем городе

Источник: https://soroban.ua/blog/kakie-zadachi-v-vospitanii-rebjonka/

Особенности воспитания детей в школе

Проблема воспитания детей в школе во все времена являлась предметом изучения многих педагогов и психологов. Несмотря на различие подходов к ее рассмотрению, основной принцип воспитания остается неизменным – стремление вырастить гармоничного, старательного, уравновешенного, справедливого и доброго человека.

Воспитание детей в школе представляет собой продолжение воспитательного процесса в семье. Именно поэтому, подбирая для своего малыша школу, родители большое внимание уделяют выбору учителя, который сумеет продолжить начатый ими процесс, не вызывая при этом у ребенка внутреннего конфликта.

Основные аспекты воспитания школьника

Воспитание детей школьного возраста должно соответствовать основным принципам семейного воспитательного процесса. Хотя это скорее идеальная модель, следовать которой в современных условиях практически невозможно.

Роль школы в воспитании детей сложно переоценить, так как она оказывает значительное влияние на формирование целостной и социально активной личности. В то же время данная работа является эффективной лишь при условии полного взаимодействия между педагогами и родителями.

При воспитании детей в начальной школе роль первого учителя является необычайно важной. Именно от педагога зависит то, насколько ребенку будет комфортно в коллективе сверстников.

И это, несомненно, отразится на его психологическом состоянии, успеваемости, а также на формировании его личности в целом.

Во время обучения ребенок проявляет особенности своего поведения, приобретает и укрепляет черты характера. Для максимального обеспечения преемственности воспитательного процесса, педагог должен знать, какие ценностные приоритеты характерны для семьи каждого из учеников.

По утверждению психологов эффективность воспитания детей школьного возраста всегда зависит от совместных усилий родителей и педагогов. Это дает малышу возможность получить позитивный личностный опыт и сформировать правильную модель поведения в различных жизненных ситуациях.

Если требования педагогов и родителей являются едиными, воспитание детей в школе способствует тому, что малыши гораздо проще и быстрее проходят кризисные периоды и становятся более настойчивыми в достижении своих целей.

Предлагаем поговорить о том, каким правилам нужно следовать учителю, для того, чтобы сделать процесс воспитания ребенка в школе наиболее продуктивным.

Основные принципы воспитания детей младшего школьного возраста

Современными педагогами выработаны фундаментальные принципы, направленные на воспитание думающего и самостоятельного человека.

В данном случае главным правилом взаимодействия со школьником является уважение личности ребенка и приучение его к самостоятельности.

В первую очередь педагогу нужно правильно ставить задачи и не выдвигать жестких требований к способу их реализации. При этом учитель должен стремиться оказать ученику максимальную помощь.

Правильное воспитание младшего школьника основывается на принципах демократичности. Это означает, что к чувствам и эмоциям ребенка педагог должен относиться крайне внимательно и доброжелательно. В свою очередь авторитарный способ общения и взаимодействия с ребенком со временем может привести к его агрессивности, заниженной самооценке и зависимому поведению.

Таким образом, отсутствие детских психологических травм будет способствовать гармоничному развитию личности школьника. Соблюдение педагогами этих принципов в будущем обеспечит ребенку более высокую адаптивность, комфорт в общении с окружающими и чувство защищенности.

Источник: http://www.wjtoday.ru/osobennosti-vospitaniya-detej-v-shkole/

Должна ли школа принимать участие в воспитании детей

Школа не может избежать воспроса воспитания детей просто потому, что дети находятся в школе по полдня на протяжении десяти лет. И те люди, которые проводят с ребёнком каждый день, так или иначе влияют на формирование личности ребёнка. Анна Побережная рассуждает о воспитательной функции школы и подмечает изменения, которые происходят со школой.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Многие обвиняют в том, что я перекладываю воспитательную функцию ребёнка со школы на учителей. Нет, я так не считаю.

Я считаю, что напрямую школа не должна заниматься воспитанием, то есть не нужно никаких нравоучений, нотаций и прямого участия в жизни ребёнка, как это делают родители. Действительно, именно родители несут на себе основную функцию по воспитанию.

И это правильно, но ребёнок начиная с семилетнего возраста проводит пять дней в неделю по 6-7 часов в школе на протяжении 10 лет своей жизни.

Школа для ребёнка становится вторым домом, а учителя — основными наставниками. Учителя — первые после родителей. Именно поэтому я думаю, что участие учителей в жизни ребёнка немаловажно. Оно оказывает огромное влияние на формирование личностных качеств наших детей. Учителя косвенно, как бы некоторые из них этого и не хотели, но принимают участие в жизни и воспитании детей.

И для меня важно, как люди, которые так много времени проводят с моим ребёнком, относятся к нему. Как они себя ведут, общаются с ним. О чём они говорят с детьми помимо учебного материала, каков их тон общения

В идеале, конечно, по моему мнению, учитель должен любить детей. Педагогика как призвание. Призвание не просто дать знания и научить каким-то навыкам и умениям, а призвание формировать личность. Призвание влиять на судьбы людей — формировать в душе подрастающего человека потребность познавать этот мир, делать его лучше, творить и сеять вокруг себя доброе и нужное людям.

Почему важно всегда быть на стороне ребёнка

Воспитательный процесс прежде всего строится на личном примере. Если учитель сам человек интеллигентный, цельный, умеющий справляться с трудностями жизни, умеющий быть добрым, когда очень хочется быть злым, умеющий сочувствовать и сопереживать, то он прямым или косвенным образом оказывает сильное влияние на формирование основных и важных качеств детей, которых он учит.

Учитель своим примером показывает, как ребёнок должен поступать в той или иной ситуации. Он своим поведением формирует и поведенческие реакции у ребёнка

Конечно, сегодня в школе почти не бывает походов, как в былые времена, когда учителя у костра могли вести задушевные беседы с детьми и петь песни. Есть регламентированная внеурочная деятельность, на которой вместо приятного и интересного времяпрепровождения, дети обычно либо знакомятся с новым предметом, который у них будет в новом году, либо готовятся к ОГЭ или ЕГЭ.

Опять же я не хочу кого-то обидеть. Может, не всегда так. Я пишу о массовом явлении.

Для школ сегодня «внеурочка» — это реальная головная боль, потому что полноценных кружков и баз по интересам на территории школ не создано, а часы нужно как-то провести и учеников занять.

А как это возможно сделать в классах, которые предназначены для проведения уроков, а не для проведения активной внеурочной деятельности? Для этого должно быть должное оснащение, которого, увы, в большинстве школ, пока нет.

На днях в школе моей старшей дочери (об этой ситуации в её школе я писала здесь) было проведено родительское собрание. Многие учителя пришли и выступили перед нами. Были подняты вопросы успеваемости, огромных нагрузок в 8 классе и предстоящих экзаменах в 9 классе.

Надо сказать, что со многими учителями я познакомилась впервые. И я была рада этому знакомству.

Было видно, что учителя сильно стараются, действительно, имеют желание помочь нашим детям получить хорошее образование. Им непросто, особенно сейчас, когда наши дети находятся в пубертатном периоде.

Но я увидела искреннее желание учителей вместе с родителями преодолеть эти трудности, чему, действительно, была рада.

Начало диалога положено. Я думаю, что общественное мнение тоже влияет на взгляды современной школы.

Я увидела, что школа становится более открытой, она готова вести диалог, находить совместные с родителями решения

Очень здорово, что, наконец, эта тенденция появилась. И спасибо за это в том числе «Мелу»! Благодаря таким сайтам происходит открытое общение родителей, учеников с представителями школы.

Я вижу, как буквально за один учебный год, произошли существенные изменения. Школа вдруг из закрытой системы превращается в ту, которая встала на путь изменений и совершенствования.

Источник: https://mel.fm/blog/anna-poberezhnaya/41372-dolzhna-li-shkola-prinimat-uchastiye-v-vospitanii-detey

Ссылка на основную публикацию