Возможности и трудности реализации компьютерного обучения

Применение компьютерных обучающих программ в процессе преподавания педагогических дисциплин

В настоящее время в процесс обучения активно внедряются программные технологии на базе персональных компьютеров, применяемые для передачи студенту учебного материала и контроля степени его усвоения. Среди средств новых информационных технологий одно из ключевых мест занимают компьютерные обучающие программы.

Разработка и внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих программ является логическим продолжением компьютеризации образования.

Этот процесс стал возможен благодаря проведенным исследованиям по вопросам в области теории и практики профессионального образования таких ученых, как В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Т.И. Гергей.

Вопросы разработки психолого-педагогических и дидактических основ использования компьютерных обучающих программ рассматривались в работах А.А.Андреева, Л.И. Далингера, Ц.Ц. Доржиева, В.М. Монахова, Е. И. Машбиц.

В рамках компьютерной обучающей программы решается ряд задач обучения, которые можно представить тремя группами.

В первую группу можно отнести задачи проверки уровня знаний, умений и навыков студентов, их индивидуальных способностей, склонностей и мотиваций, для которых обычно используют соответствующие программы психологических тестов и экзаменационных вопросов.

К этой же группе относятся задачи проверки показателей работоспособности студентов, что осуществляется путем регистрации таких психофизиологических показателей, как скорость реакции, уровень внимания и т.д.

Вторая группа задач связана с регистрацией и статическим анализом показателей усвоения учебного материала: заведение индивидуальных разделов для каждого студента, определение времени решения задач, определение общего числа ошибок и т.д.

К этой же группе логично отнести решение задач управления учебной деятельностью, например, задач по изменению темпа предъявления учебного материала или порядка предъявления студенту новых блоков учебной информации в зависимости от времени решения, типа и числа ошибок.

В целом, эта группа задач направлена на поддержку и реализацию основных элементов программированного обучения.

Третья группа задач компьютерных обучающих программ связана с решением задач подготовки и предъявления учебного материала, адаптации материала по уровням сложности, подготовки динамических иллюстраций, контрольных заданий, лабораторных работ, самостоятельных работ студентов [1].

Эффективность компьютерных обучающих программ во многом зависит от их содержательней стороны, а конкретно: от логической стройности, непротиворечивости, однозначности, доступности, точности, простоты изложения, валидности исходной информации; от наличия иллюстративно-графического (портреты известных философов, графики, диаграммы, гистограммы, таблицы, схемы и т. п.) и справочного материала (компьютерные энциклопедии, тезаурусы, информационные и библиографические обзоры) [2].

При использовании компьютерной обучающей программы в учебном процессе реализуются следующие возможности:

—   поиск и вывод на экран любой темы (раздела) курса, которые входят в компьютерную обучающую программу как самостоятельный блок учебного материала;

—   просмотр, изучение (при необходимости — конспектирование) и усвоение учебного материала по каждому вопросу выбранной темы; 

—      самопроверка степени усвоения учебного материала за счет предъявления студенту нескольких вопросов с альтернативными ответами по теме, из которых только один ответ верен;

—  контроль степени усвоения учебного материала тем (разделов), входящих в компьютерную обучающую программу с автоматическим выставлением оценки по сумме правильных ответов и занесением данных в память персональных компьютеров;

—  многократное использование компьютерной обучающей программы с накоплением в памяти персональных компьютеров банка данных: кто проходил обучение, по каким темам (разделам) и какие оценки получил при обучении или контроле [1].

Основные трудности на пути широкого внедрения компьютерных обучающих программ в учебный процесс связаны со значительной трудоемкостью и затратами времени на разработку, а также неполным использованием возможностей современных компьютеров. Это можно объяснить следующими причинами:

  1. Отсутствием целевого финансирования разработок со стороны государства;
  2. Отсутствием специалистов, способных разработать компьютерную обучающую программу высокого уровня и системы их подготовки;
  3. Отсутствием заинтересованности во внедрении компьютерных обучающих программ в учебный процесс.

Наиболее эффективной является следующая организация работы обучаемого с компьютерной обучающей программой:

а)   в начале производится изучение и проработка учебно-методического материала (тексты лекций, пояснения к вопросам и т.д.), а также руководства по эксплуатации компьютерной обучающей программы.

Это делается обучаемым самостоятельно под руководством преподавателя, однако не исключается организация чтения лекций по темам (включенным в компьютерную обучающую программу) для всей группы обучаемых, чтение лекций по некоторым наиболее

значимым, сложным темам с проработкой остального материала каждым обучаемым самостоятельно;

б)   затем выполняется непосредственная работа обучаемого с компьютерной обучающей
программой под контролем преподавателя, который выбирает темы для изучения и их порядок [2].

Рассмотрим более подробно основные методические принципы построения компьютерных обучающих программ, в которых, главным образом, реализованы принципы программированного обучения:

—  четкое структурирование учебного материала;

—  разбиение его на небольшие порции, которые становятся содержанием информационных и вопросных кадров на экране;

—  чередование информационных кадров и контрольных вопросов для активизации процесса обучения;

—  возможность возврата к ранее пройденному материалу;

—  возможность выбора последовательности изучения материала либо самим обучаемым, либо системой в зависимости от правильности ответов на контрольные вопросы;

—  возможность формирования количественной (балльной) оценки уровня усвоения материала;

—       возможность получения статистики процесса обучения (количество правильных и неправильных ответов, временные характеристики обучения и т.п.) [3].

В учебном процессе высшей школы компьютерные программы представляют собой эффективное средство сообщения новой информации, формирования различных умений и навыков.

В соответствии с задачами обучения компьютерные программы можно классифицировать следующим образом: информационные — программы, предназначенные для сообщения обучающимся новой информации; обучающие — программы, назначением которых является формирование различного вида навыков и умений, их отработка в различных учебных ситуациях; тренировочные — программы, направленные на дальнейшее совершенствование приобретенных навыков и умений; а также называют программами-тренажерами, неоспоримым достоинством программ-тренажеров является то, что упражнения на отработку того или иного вида навыка можно проделать необходимое каждому обучающемуся количество раз; контролирующие — программы для контроля (самоконтроля) приобретенных знаний и сформированных навыков и умений, в методической литературе их принято называть программами-тестами (по способу проверки правильности ответа могут быть выделены программы-тесты с множественным выбором, с альтернативными или со свободно конструируемыми ответами).

Основным критерием классификации компьютерных программ считается степень самостоятельности студентов в ходе работы с этими программами.

При этом организационные формы занятий, на которых используются компьютерные программы, могут быть различными: аудиторные занятия, самостоятельная работа во внеаудиторное время.

С этой точки зрения многие программы являются универсальными, и характер работы с ними зависит от установки, которую преподаватель дает перед началом работы.

Систематическое использование компьютерных программ способствует приобретению более глубоких и прочных знаний, развитию творческого мышления и способностей обучающихся, формированию у них мотивационной готовности к использованию приобретенных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях.

Использование рационально составленных компьютерных программ с обязательным учетом не только специфики научной информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации студентами, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать их познавательную активность и самостоятельность.

В то же время компьютерное обучение является эффективным способом реализации дидактических принципов организации учебного процесса, наполнения деятельности преподавателя принципиально новым содержанием и формой организации учебной деятельности.

В процессе разработки компьютерных программ необходимо руководствоваться на понятие информационно обучающей технологии, как на дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых.

Учитывая требования к разработке компьютерных программ, мы разработали автоматизированную обучающую программу по курсу «Теория и методика воспитательной работы» для студентов педагогических специальностей [4].

АОП по курсу «Теория и методика воспитательной работы» состоит из 10 тем: «Сущность воспитания и его особенности», «Принципы воспитания», «Закономерности воспитания», «Формы воспитательного процесса», «Методы воспитания», «Средства воспитательного процесса», «Виды и модели воспитания», «Направления воспитательной работы», «Воспитательные системы», «Основы семейного воспитания».

Каждая тема логически подразделяется на блоки: информационный, информационно-корректирующий и заключительный блок.

Информационный блок содержит общие сведения по данной тематике: теоретические знания в виде текстовой информации, схем и таблиц, которые необходимо знать обучаемому.

Информационно-корректирующий блок включает вопросы с вариантами ответов по теоретической части изучаемой темы. В случае неверного ответа, программа корректно возвращает обучаемого в информационный блок.

При повторном неверном ответе, будет выдан правильный ответ. Блок выполнения заданий содержит задания по вышеназванной тематике, что является полезным для проверки знаний обучающихся.

Здесь же производится немедленная проверка и корректировка ответов (осуществляется обратная связь).

Заключительный блок — блок оценки результатов работы обучающего по программе.

Информация, которую мы закладываем для дидактической подготовки студента, тщательно отобрана нами из современной педагогической литературы, переработана, подается в соответствии с психологическими требованиями к восприятию и усвоению визуального материала.

В целом построение образовательных электронных изданий должно осуществляться на базе следующих основных принципов: создание мотивации изучения дисциплины; наглядность представления учебной информации; интерактивность; модульность структуры; ориентация на самостоятельное изучение; содержательная преемственность различных этапов обучения дисциплине; профессиональная направленность; нелинейность структуры учебного материала; комплексное использование информационных технологий.

Литература:

  1. Доржиев Ц.Ц. Разработка и методические рекомендации по применению автоматизированной обучающей системы по начертательной геометрии в учебном процессе. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. — 72 с.
  2. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. — М.: МЭСИ, 2000. — 141 с.
  3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические основы проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  4. Сарсекеева Ж.Е. Автоматизированная обучающая программа по курсу «Теория и методика воспитательной работы»: Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 134. РК. Опубл. 24.06.05.

Фамилия автора: Сарсекеева Ж.Е., Скакова А.К.

Источник: https://articlekz.com/article/6368

Использование информационных технологий в процессе обучения

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образовательный процесс.

Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов, позволяют проводить дистанционное обучение, развивают систему непрерывного образования, тем самым повышая эффективность образовательного процесса.

В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения тому или иному предмету.

Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.

Несмотря на то, что уже накоплен богатый опыт в области компьютерного обучения, многие преподаватели с осторожностью относятся к возможности применения компьютерных средств обучения. Также, необходимо отметить, что процесс компьютеризация обучения сталкивается с рядом проблем.

Процесс внедрения информационной технологии в обучение достаточно сложен и требует глубокого осмысления. С одной стороны, они играют важную роль в обеспечении эффективности образовательного процесса, с другой — может появиться проблема темпа усвоения учащимися материала с помощью компьютера, то есть проблема возможной индивидуализации обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, индивидуализация, образовательный процесс, качество обучения.

Введение.

В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.

Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания.

Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Читайте также:  Техники нетрадиционного рисования в средней группе

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  1. Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

  2. Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

  3. Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;

  4. Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

  5. Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

  6. Интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса [3].

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Научно-технический прогресс вызвал техническое перевооружение народного хозяйства и обусловил быструю сменяемость применяемой в различных областях техники и технологий. Характерным для настоящего времени становится появление в производстве принципиально новых средств и технологий, базирующихся на непосредственном использовании последних достижений науки и техники.

Изменение в ходе научно-технического прогресса основ современного производства, использование новых машин и технологий приводят к увеличению доли интеллектуального труда, творческой функции рабочего в труде, к его профессиональной мобильности и, естественно, вызывают преобразование системы знаний, умений и навыков, которые должны получить учащиеся в школе.

На современном этапе развития образовательного процесса среди первоочередных стоят задачи резкого повышения качества обучения, мотивации учения, преодоления накопившихся деструктивных явлений. Нам представляется, что это возможно путем сочетания традиционных средств с новейшими достижениями науки и техники.

В условиях модернизации образования все больше последователей находит идея усиления самостоятельного творческого мышления учащихся, их личностной ориентации, усиление деятельностной компоненты в образовании. Важную роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет его активизация, основанная на использовании новых педагогических технологий, в том числе информационных.

Необходимость поиска новых педагогических технологий обусловлена следующими противоречиями:

  • между мотивацией и стимуляцией учения студентов;
  • пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности;
  • психологическим комфортом и дискомфортом;
  • воспитанием и обучением;
  • стандартом обучения и индивидуальным развитием отдельного человека;
  • субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями.

Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего, основаны на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных.

Это позволяет применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффектности и объективности учебного процесса при значительной экономии времена преподавателя по следующим направлениям:

  1. Получение информационной поддержки;

  2. Диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;

  3. Работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);

  4. Организация коллективной работы; осуществление дистанционного обучения.

При работе с учебными материалами ПК предоставляет преподавателю разнообразные виды помощи, которая заключается не только в упрощении поиска необходимых сведении при создании новых учебных материалов за счет использования систем справочно-информационного обеспечения, но и в оформлении материалов для обучения (текстов, рисунков, графиков), а также в анализе существующих разработок.

Автоматический анализ, отбор и прогнозирование эффективности учебных материалов являются важными направлениями использования компьютера в качестве инструмента информационной поддержки деятельности обучающего.

Преподаватель может не только проводить отбор материалов для обучения (составлять лексические и грамматические минимумы, отбирать тексты и упражнения), но также анализировать тексты и целые учебные пособия [1].

Помимо разработки печатных учебных материалов современные компьютерные средства позволяют преподавателям, не занимаясь программированием, самостоятельно создавать новые КОП.

Для этого существует несколько возможностей: модификация и дополнение баз данных открытых КОП использование так называемых авторских или генеративных программ.

Эти программы называют генеративными, поскольку они самодеятельно генерируют компьютерные обучающие программы (КОП) из вводимого преподавателем языкового материала.

По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли:

  1. Преподаватель;

  2. Эксперт;

  3. Партнер по деятельности;

  4. Инструмент деятельности;

Учащиеся могут применять ПК в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах работы и в различных качествах.

Благодаря возможностям реализации функций преподавателя, компьютер часто используется в процессе самостоятельной и домашней работы учащихся, в ходе автономного изучения языка, в целях восполнения пробелов в знаниях отстающими учащимися. В этой ситуации используются тренировочные и обучающие компьютерные программы, специально создаваемые в учебных целях.

Можно сказать, что компьютер из «учителя» превращается в активного помощника преподавателя. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивная лекция имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе ее изложения компьютерных слайдов.

Заранее готовясь к лекции, преподаватель разрабатывает на компьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя.

Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.

Важным условием проведения интерактивной лекции является также наличие специализированной аудитории, оснащенной компьютерной техникой и современными средствами публичной демонстрации визуального и звукового учебного материала. В процессе изложения лекции преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации.

Это способствует лучшему усвоению учебного материала студентами.

Эффективность применения интерактивной лекции в ходе преподавания курса экономической теории в технических вузах объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического профиля.

Это, в сочетании со звуковыми эффектами, элементами анимации и комментариями преподавателя, делает учебный материал, излагаемый на лекции по обще-гуманитарной дисциплине, более доступным для понимания студентами с техническим складом ума.

Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования.

Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

С одной стороны, сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями студентов, улучшает качество ее усвоения.

С другой — оно предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавателя и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой обучаемых, используя современные достижения науки и техники.

Наряду с преимуществами, внедрение информационных технологий может иметь и отрицательные стороны.Ряд проблем, возникающих в процессе применения информационных технологий:

  1. Проблема соотношения объемов информации:

Информация, предоставленная компьютером, может существенно разниться с теми объемами, которые пользователь (студент, ученик) способен мысленно охватить, осмыслить и усвоить.

  1. Возможная индивидуализация процесса обучения:

Суть данной проблемы состоит в том, что каждый человек усваивает материал в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия, а значит, в результате такого обучения уже через 1–3 занятия учащиеся будут находиться на разных уровнях изучения материала.

Это может привести к тому, что преподаватель не сможет продолжать обучение по традиционной системе, т. к. основная задача такого рода обучения состоит в том, чтобы ученики находились на одном уровне знаний перед изучением нового материала и при этом все отведенное время для работы у них было занято.

  1. Различие в «машинном» и человеческом мышлении:

Если машина «мыслит» только в двоичной системе, то мышление человека значительно многостороннее, шире и богаче. Как использовать компьютер, чтобы развить у учащихся человеческий подход к мышлению, а не привить ему некий жесткий алгоритм мыслительной деятельности.

Здесь главной задачей является то, чтобы учащийся не превратился в автомат, который умеет мыслить и работать только по предложенному программистом алгоритму.

Обеспечить это можно путем сочетания информационных методов обучения наряду с традиционными.

Программы должны предоставлять пользователю возможность построения своего алгоритма действий, а не навязывать готовый, созданный кем-то.

  1. Психологическая нагрузка на пользователя:

Программы составляют высококвалифицированные эксперты. Может сложиться такая ситуация, что при получении подсказок, которые в данном случае составлены на высоком научном уровне, у пользователя может сложиться мнение, что его уровень подготовки очень низок и, соответственно, произойдет снижение самооценки и всё сопутствующее этому.

Для достижения положительных результатов использования компьютера в обучении недостаточно просто внедрить их в учебный процесс, целесообразно разработать новые предметные программы, которые предусматривали бы использование компьютерных технологий на протяжении всего процесса обучения.

Программа, в свою очередь, определит методы преподавания и условия осуществления учебного процесса.

И, что наиболее существенно, указывая состав усваиваемых знаний и их связи, программа тем самым проектирует научный стиль мышления, который необходимо сформировать у обучаемых при усвоении предлагаемого им учебного материала с использованием информационной технологии.

Наряду с перечисленными проблемами компьютеризации образования существуют и другие не менее важные.

К ним относятся: информационная культура педагогов; готовность преподавателей к применению информационной технологии в обучении; техническое оснащение вузов и школ и др.

Таким образом, сейчас уже очевидно, что темпы развития компьютерной техники явно опережают исследования и рассмотрение проблем, связанных с ее эксплуатацией [2].

Возможности компьютера выступать в роли обучающего в учебном процессе оцениваются по-разному: от абсолютного их отрицания до утверждения о том, что ЭВМ могут быть переданы все основные и вспомогательные функции обучающего.

Большинство специалистов придерживаются мнения, что компьютер, осуществляя ряд функций обучающего, не сможет полностью заменить преподавателя по ряду причин, главными из которых являются следующие:

  1. На компьютере не могут быть полностью имитированы те аспекты деятельности преподавателя, которые связаны с его воспитательными функциями;

  2. Целью обучения также является развитие коммуникативной способности человека, компьютер не сможет заменить человеческого общения и понять тайну человеческой мысли.

На современном этапе наиболее конструктивным представляется подход, согласно которому компьютер не следует противопоставлять преподавателю, а целесообразно рассматривать его как средство поддержки профессиональной деятельности обучающего.

Литература:

  1. Максимовская М. А. Информационное управление школой // Информатика и образования — 2003. — № 11

  2. Машбис Е. И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., Просвещение, 2006.

  3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В.. Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. — М., Академия, 2000.

Источник: https://moluch.ru/archive/51/6685/

Роль компьютерных технологий в образовательном процессе

«Обучать нужно не тому, что есть, а тому, что будет»

Ю.М. Горвиц

В условиях динамично меняющегося мира, усложнения технологий и непрерывного совершенствования информатизация сферы образования приобретает большое значение.

Современный этап развития общества ставит перед системой образования ряд принципиально новых проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества образования и его доступности, создание оптимальных образовательных систем и усиление связи между различными уровнями образования. Одним из результативных способов решения этих проблем является применение компьютерных технологий.

Появление компьютерных технологий дало возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития и модернизации системы образования. Компьютерные технологии имеют ключевое значение на всех ступенях образовательной системы.

На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и во всех отраслях знаний компьютерные технологии выполняют функции, как инструментов, так и объектов познания. Таким образом, инновации компьютерных технологий обеспечивают революционное развитие образовательного процесса.

Компьютерные технологии относятся к классу инновационных технологий, которые обеспечивают быстрое накопление интеллектуального потенциала, гарантирующего устойчивое развитие общества.

Читайте также:  Декоративное рисование в средней группе на тему «украшение свитера».

Передовая система образования опиралась и опирается на последние достижения в области науки и технологий. Трудно утверждать о результативности образовательного процесса, если использовать устаревшую научно-образовательную информацию, методы организации обучения и технологий.

Объем информации с каждым годом увеличивается, информация становится важным фактором, влияющим на развитие образования, науки и культуры. В настоящее время переход на электронные формы представления, хранения, передачи и обработки научно-образовательной информации стал объективной реальностью.

Использование баз данных на различных носителях или онлайновый доступ через интернет в тысячи раз повышает эффективность работы.

Эффективность использования компьютерных технологий в образовательном процессе, особенно иллюстрированных средств обучения, реализация их дидактических возможностей, несомненно, является важнейшим требованием.

Применение форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и выступают носителями информации, должно способствовать повышению мыслительной активности обучающихся [1]. Таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальные средства и т.д.

являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и играют существенную роль в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности обучающихся [2].

Целесообразность применения компьютерных технологий в образовательном процессе определяется тем, что с их помощью эффективно реализуется такие дидактические принципы как доступность, наглядность, сознательность, активность и т.д.

Компьютерные технологии предоставляют следующие возможности для образовательного процесса:

  • рационально организовывать познавательную деятельность в образовательном процессе;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории обучающихся, которые отличаются способностями и стилем обучения;
  • сделать образовательный процесс более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия обучающихся;
  • обретения и закрепления профессиональных навыков;
  • повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности;
  • обеспечить обучающегося большим количеством знаний;
  • развить интеллектуальные, творческие способности;
  • работать с различными источниками информации;
  • реализовать мировые тенденции в образовании;
  • получить доступ в единое мировое информационное пространство.

Благодаря использованию компьютерных технологий появляется возможность построения открытой системы образования. Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования.

Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многих рутинных процессов, ее реакция на изменения в окружающем мире ускоряется.

Современные методы организации учебного материала повышают эффективность его использования, а внедрение компьютерных технологий дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации образовательного процесса, повышается оперативность и адекватность механизмов управления системой образования.

Компьютерные технологии открывают возможность преподавателям отказываться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождая от изложения значительной части учебного материала. Использование новых технологий дает возможность обучающемуся не только лучше выучить предмет, и научится владеть полученными навыками.

В рамках использования компьютерных технологий в образовательном процессе существуют две тенденции — персонализация процесса обучения и его технологизация.

Персонализация предполагает обратную связь, с использованием техники контакт обучающегося с преподавателем. Вторая — значительное расширение аудитории обучающихся.

Если в контексте персонализации обучения обучающийся выступает активным участником информационного обмена, при включении в масштабные электронные образовательные проекты его роль ограничена потреблением и усвоением информации.

Оба этих подхода встречаются и при очной форме обучения, однако лишь в сочетании с компьютерными технологиями они переходят в другое качество, обретают «вторую жизнь».

Так, лекционный материал можно прослушать не только в аудитории, но и в любом другом месте при наличии соответствующих устройств и каналов цифровой связи.

При этом на смену обычной подаче учебного курса  приходит электронная система изложения материала, в рамках которого основное содержание текста может дополняться заметками и статьями по заданной теме.

Кроме этого существуют другие дистанционные формы общения, все более популярные в наше время: полемики, интеллектуальные и ролевые игры, совместное проектирование, творчество, беседы на форумах образовательных учреждений.

Колоссальное развитие компьютерных технологий привело к тому, что деление «преподаватель-студент» сместился ощутимо в сторону последнего.

Человек, желающий восполнить пробелы в образовании или пополнить личную копилку знаний, в настоящее время практически неограничен в выборе имеющихся в информационной сфере курсов обучения и программ.

Он волен найти доступную и удобную для него форму и методику занятий, планировать собственное время и учитывать возможности. Роль преподавателя, в данном случае, сводится к направлению «подопечного» в нужное информационное русло, диагностике возникающих проблем по усвоению материала.

Однако сколько бы пользы не приносили инновации, нельзя забывать об их минусах:

  • внедрение компьютерных технологий возможно только при соответствующем технологическом оснащении;
  • излишняя автоматизация обезличивает образовательный процесс, отчуждая друг от друга его участников, использование компьютерных технологий приводит к свертыванию социального взаимодействия и общения;
  • образовательный процесс на базе компьютерных технологий не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучающегося на электронную шпаргалку;
  • развивается психологическая зависимость от работы на компьютере.

Определенные сложности и негативные моменты возникают в результате применения современных поисково-навигационных систем. Это, в первую очередь, связано со свободой, которой не так просто управлять.

Нелинейная архитектура найденной информации подвергает обучающегося следовать по предлагаемым ссылкам, что может очень отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

Ещё одна причина – излишек информации, так называемый «информационный мусор», который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет.

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе свертывает живое общение участников образовательного процесса. Активный в речевом плане обучающиеся, надолго замолкает при работе со средствами компьютерных технологий, что особенно характерно для дистанционных форм обучения.

В течение всего срока обучения обучающийся занимается, в основном, тем, что молча, потребляет информацию. Обучающийся не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Без развитой практики диалогического общения не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления.

Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.

Наконец, нельзя также забывать о том, что чрезмерное использование компьютерных технологий негативно отражается на здоровье человека.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  • ​средства компьютерных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения;
  • ​​процесс обучения не может строиться исключительно на информационно-коммуникационных технологиях.
  • компьютерные технологии требуют хорошей материально-технической базы и своевременного обновления оборудования;
  • применение информационно-коммуникационных технологий может иметь негативные последствия;

Итак, каковы же последствия применения компьютерных технологий в образовательном процессе? Мнения будут весьма противоречивыми. Кто-то категорически ответит «против» и, наверное, по-своему будет прав, если учитывать перечисленные выше негативные последствия применения компьютерных технологий.

Однако, не стоит впадать в крайности: быть чересчур консервативным или, наоборот, кардинальным в этом вопросе. Не стоит забывать, что человек XXI века живет в эпоху высоких технологий, невероятных объемов информации и методов ее получения.

И вопрос «за» или «против» использования компьютерных технологий имеет две стороны.

Понятно одно, на современном этапе развития общества, в эпоху глобальной информатизации, игнорировать компьютерные технологии, намеренно преуменьшать их значение в системе образования не возможно.

Главное помнить, что компьютерные технологии — это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого педагога.

Ведь только мастерство преподавателя способно найти золотую середину в использовании компьютерных технологий на занятии, чтобы полюсы не превратились в минусы.

Литература:

  1. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Специальный учебный курс / пер. с англ. Майкл Г.Мур, У.Макинтош, Л.Блэк и др. М.: Издат.дом «Обучение-Сервис», 2006.
  2. Бендова Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного образования: автореф. дис. канд.пед.наук. М., 2006.
  3. К.Г. Митрофанов, О.В. Зайцева, Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции. Вестник, 2009, Выпуск 10(88), с.64-68.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.

Источник: http://www.informio.ru/publications/id2038/Rol-kompyuternyh-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe

Методы и формы компьютерного обучения. Компьютерное обучение — как вид обучения Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования. — презентация

1 Методы и формы компьютерного обучения<\p>

2 Компьютерное обучение — как вид обучения Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно — познавательной активности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно — этических взглядов и убеждений. ( Педагогика : Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич – Мн.: « Соврем. слово », – с.382 ) Исходя из этого определения компьютерное обучение следует рассматривать как организацию процесса подготовки и передачи информации обучаемому с привлечением средств новых информационных технологий. Учитывая то, что обучение в широком понимании – процесс управляемый, обучение с привлечением средств новых информационных технологий предоставляет широкие возможности для обучающих и обучаемых в предоставлении обратной информационной связи.<\p>

3 Отличие компьютерного обучения от традиционного подача материала вопрос ответ подача материала С появлением компьютера педагогические методики изменяются, т. е. процесс обучения рассматривается не как «перекачка» знаний (линейное построение взаимодействия учитель-ученик), а как процесс управления познавательной деятельностью ученика. Компьютерное обучение позволяет, используя информационные ресурсы, электронные средства обучения, возможности телекоммуникаций создать определенную образовательную среду, в которой ученику будет предоставлена возможность для комплексного изучения того или иного явления, процесса. Это приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении. Резкий скачок в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствовал внедрению в учебный процесс таких технологий, как мультимедиа-технологии, Internet-технологии, а их правильное использование содействует комплексному развитию личности и способностей человека.<\p>

4 Система компьютерного обучения ЭСО ТК ИР ТСО Web УМ ЭСО – электронные средства обучения ТСО – технические средства обучения, сопрягаемые с компьютером ИР – информационные ресурсы Web – Интернет- технологии ТК – телекоммуникации УМ – учебный материал<\p>

5 Возможности предоставляемые компьютерным обучением Реализация возможностей средств новых информационных технологий обусловливает введение в процесс обучения принципиально нового ( по педагогическим возможностям ) учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, которое обеспечивает : управление с помощью компьютера объектами реальной действительности ( например, управление учебными роботами, имитирующими технические устройства и механизмы ); моделирование процессов и явлений, которые не могут демонстрированы в учебных условиях ; организация экспериментальной и лабораторной деятельности в рамках учебного предмета ; сбор, обработку и передачу информации о реально протекающем процессе ; автоматизацию процессов обработки результатов учебного эксперимента, в том числе учебной деятельности учащихся ; визуализацию в виде графиков, диаграмм ( динамических, статических иллюстраций ) изучаемых закономерностей ; графические построения ( например, конструирование разнообразных графических форм с помощью графического планшета ).<\p>

6 Возможности предоставляемые для развития личности. развитие интеллектуальной сферы : развитие мышления ( познавательного, творческого ), памяти, внимания, качеств ума ( сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность ), мыслительных навыков ( вычленение, сличение, анализ и пр.), познавательных умений ( видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.), умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков ; развитие мотивационной сферы : формирование потребностей в знаниях, в познании природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания, потребности в овладении способами познания и преобразовательной деятельности, воспитание мотивов учения ( познавательные интересы, смысл изучения предмета и пр.), мотивов достижения и др.; развитие эмоциональной сферы : формирование необходимых навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки ;<\p>

7 Возможности предоставляемые для развития личности. развитие волевой сферы : формирование целеустремленности, умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умений владеть собой, обучение знаниям как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи ; формирование учебной деятельности в целом и основных ее компонентов : управление вниманием обучающихся разъяснение им смысла предстоящей деятельности актуализация необходимых потребностно — мотивационных состояний стимулирование целеполагания создание условий для успешного выполнения учащимися системы исполнительских действий помощь и коррекция деятельности оценивание процесса и результата учебной деятельности обучаемых.<\p>

8 Высокая эффективность компьютерного обучения с достигается за счет : формирования навыков и умений самостоятельной деятельности учащихся ; интенсификации процесса обучения ; комплексного использования различных средств новых информационных технологий ; разнообразия форм учебной деятельности, способов реализации поставленных задач, скорости исполнения.<\p>

9 Технологии компьютерного обучения Под технологией понимается способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под руководством человека. ( Смирнов С. А.) Компьютерное обучение во многом представляет собой самостоятельный участок в структуре учебного процесса. В ходе данного вида обучения у учащихся формируются строго определенные ( далеко не все ) интеллектуальные операции, относящиеся к категории обязательных в соответствии с требованиями содержания обучения. Педагогика : теории, системы, технологии : учебник для студ. Высш. И сред. Уч. Зав е дений / под. Ред. С. А. Смирнова. -6- е изд., переаб. – М.: Издательский центр « Академия », с.<\p>

10 Технологии компьютерного обучения Селевко Г. К. выделяет три варианта компьютерного обучения : I как « проникающая » технология ( применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач ). II как основная, то есть определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. III как монотехнология ( когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера ). Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. — М.: Народное образование, с.<\p>

11 Цели применения компьютерного обучения в педагогической деятельности оперативность : выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и т. п.; по степени охвата учащихся в учебном процессе : возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков ; по реализации индивидуального подхода к учащимся : каждый работает с компьютером с учетом своего темпа и возможностей ; по степени механизации педагогических операций : интенсификация работы учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажера, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно — практических занятиях.<\p>

12 Основные компоненты учебной деятельности при организации компьютерного обучения Грицык В. А. выделяет следующие компоненты учебной деятельности:<\p>

13 Модель компьютерного занятия ( Гребенюк О. С.) Модель компьютерного занятия как дидактическая система включает : номенклатуру целей обучения знаниям и умениям, целей развития основных сфер человека, целей формирования учебной деятельности ; характеристику содержания учебного материала, критерии его отбора для создания программных педагогических средств, связи программного материала с остальным содержанием занятия ; характеристику дидактической структуры занятия ; мотивационное его обеспечение ; указания на формы связи деятельности преподавателя и применения компьютера и связанное с ним сочетание методов обучения. Педагогическая эффективность компьютерного занятия зависит от ряда выше названных факторов и от того, на сколько реализован замысел, представленный в его модели.<\p>

14 Классификация методов компьютерного обучения Содержание необходимых условий, составляющих процесс обучения включает ( Оконь В.): учителей ; учащихся, причем процесс модифицируется в зависимости от усвоения ими знаний, их способностей ; содержание обучения ; воспитательно — дидактическую среду, т. е. условия размещения, материальную обеспеченность школы, в том числе наличие современных новых информационных технологий. В данном случае компьютерное обучение, как и обучение в целом, использует те же методы и формы, но их содержательное наполнение имеет свою специфику. Методы компьютерного обучения рассматриваются с позиций деятельностного подхода в связи с этим правомерно опираться на классификацию М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, где деление методов происходит по принципу зависимости от уровня их включенности в продуктивную, творческую деятельность и складывающегося в виду этого характера познавательной деятельности.<\p>

15 Классификация методов в зависимости от уровня познавательной деятельности Репродуктивная группа Преобразующая группа Творческая группа Объяснительно — иллюстративный Проблемный Частично — поисковый Репродуктивный Исследовательский Специалисты считают одним из наиболее существенных достижений компьютерного обучения возможность, предоставляемую учителю в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время или максимального объема знаний за заданное время. Данный подход позволяет организовать процесс обучения как управляемую деятельность учащегося по комплексному изучению явлений, процессов окружающей действительности в рамках содержания образования.<\p>

16 Режимы управления познавательной деятельностью при компьютерном обучении (По П.И. Образцову): Непосредственное управление : компьютер предъявляет обучаемым учебную задачу, обучаемые могут задавать вопросы, только относящиеся к данной учебной задаче, характер помощи обучаемому определяет компьютер. Опосредованное управление : компьютер не предъявляет учебную задачу, а ставит перед обучаемыми проблему, которую те должны оформить в виде учебной задачи ; в общении с компьютером допускаются игровые ситуации ; в качестве учебных предъявляются задачи на моделирование различных производственных и социальных ситуаций, допускающие множество решений. Динамическое управление : предъявленная компьютером учебная задача решается обучаемым совместно с компьютером ; характер и меру помощи определяют как обучаемый, так и компьютер. Управление, при котором компьютер играет роль средства учебной деятельности обучаемых : учебную задачу ставит обучаемый, характер и вид помощи также определяет он. В случае затруднений обучаемый может передавать управление компьютеру ( последний в процессе диалога уточняет затруднения, которые испытывает обучаемый, и выдает требуемую помощь ).<\p>

17 Характеристика методов обучения Объяснительно- иллюстративный, информационно- рецептивный Репродуктив — ный метод Проблемное изложение изучаемого материала Частично- поисковый (эвристический) метод Исследовательский метод Учитель сообщает готовую информацию разными средствами (в данном случае средствами информационных технологий), а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков. Учитель ставит перед учащимися проблему и показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. Учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван обеспечить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний.<\p>

18 Особенности применения методов при организации компьютерного обучения Объяснительно- иллюстративный, информационно- рецептивный Репродуктивный метод Проблемное изложение изучаемого материала Частично- поисковый (эвристиче — ский) метод Исследователь — ский метод Использование для демонстрации явления, процесса, понятия обучающих систем на базе мультимедиа технологий, построенных с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках. Использование компьютерных обучающих программ и технических средств, включающих в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы для приобретения учащимися определенных навыков и умений. Использование информационно- поисковых программных систем, информационно- справочных средств, в том средств телекоммуникаци и, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д. Распределен — ные базы данных по отраслям знаний. Электронные библиотеки, распределен — ные и центра — лизованные издательски е системы, базы знаний. Необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта при помощи специальных моделирующих программных и технических средств<\p>

19 Формы обучения внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Педагогика : Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич – Мн.: « Соврем. слово », – с.382 К традиционным формам обучения относятся : урок, работа в мастерских, лаборатории, внеурочные занятия : экскурсии, домашняя самостоятельная работа и т. п. По количеству участников выделяют : индивидуальные, групповые, коллективные и пр. формы обучения. При компьютерном обучении формы проведения занятия могут оставаться прежними, но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и применяемых средств новых информационных технологий. В этом случае обучение становится более комплексными и ориентируется прежде всего на активизацию познавательной деятельности обучаемых.<\p>

20 Процессу компьютерного обучения присущи такие свойства как: проблемность, наглядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации, интерактивность.<\p>

21 Формы организации учебной работы при компьютерном обучении Индивидуальная ПарнаяГрупповая Коллективная Дистанционное обучение (для поддержки или организации учебного процесса, организации консультаций для учащихся) Использование онлайн конференций (форумов, чатов) Электронная почта Использование ЭСО в компьютерном классе, предметном кабинете. Использование ЭСО и цифровых технических средств в компьютерном классе, предметном кабинете. Организация проектной деятельности (Интернет- проекты, работы в рамках учебного ЭСО, ТСО). Онлайн уроки Web- экскурсии Интернет-проекты для учащихся Использование ЭСО в компьютерном классе (обобщение и систематизация знаний, контроль навыков, тренаж и пр.)<\p>

22 Литература : 1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, с. 2. Гребенюк О. С. Общая педагогика : Курс лекций / Калинингр. ун — т. — Калининград, Грицык В. А. Виртуальный лабораторный комплекс на базе программных эмуляторов в профессиональной подготовке специалистов в области информационной безопасности – теория и методика профессионального образования / В. А. Грицык.- автореф дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : Лавринович, К. В. Информационные технологии гуманитаризации школьного естественно — математического образования / К. В. Лавринович, А. П. Любцова // Весн i к адукац ii. – – С Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика 1981; Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина С Образцов П. И. Психолого — педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. – Орловский государственный технический университет. — Орел, с. 7. Педагогика : теории, системы, технологии : учебник для студ. Высш. И сред. Уч. Завдений / под. Ред. С. А. Смирнова. -6- е изд., переаб. – М.: Издательский центр « Академия », с. 8. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы ; перспективы использования. – М.: « Школа – Пресс », – 205 с. 9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. — М.: Народное образование, с.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1320075/

Ссылка на основную публикацию