Делать ли уроки вместе с ребенком?

Нужно ли делать уроки вместе с ребенком?

А насколько это педагогично, «психологично» и в принципе правильно делать уроки вместе с ребенком или вообще…

Ночью я дописывала очередной текст, легла в четыре. 

Утром заходит Даша. 

— Мам, я не успела сольфеджио сделать, сделаешь за меня?

В тот момент я была согласна на что угодно, лишь бы меня не кантовали.

— Сделаю. Поведу Гришу на трубу, пока буду его ждать, сделаю.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

Музыке я училась давно и 2 года. Максимум, что могу теперь — сыграть одной рукой простенькую мелодию в двух октавах (первой и второй). Басовый ключ — это уже за гранью. Ну что я — не разберусь в сольфеджио 2 класса музыкальной школы? Да фигня! 

Так и не выспавшись, на ватных ногах, забираю Гришу из школы и привожу в музыкалку.

Смотрю задание, открываю рабочую тетрадь. 7 упражнений на одной странице, три на другой и еще одно на третьей. Глаза боятся, башка трещит, а руки делают. Поехали!

Ну, обозначить устойчивые ступени гаммы до мажор — это просто. Ре мажор, соль мажор, фа мажор? — Посложнее, конечно, но выполняемо. На неустойчивых ступенях си бемоль мажор я уже напряглась. 

На задании «обведите синим карандашом ступени мажорных гамм, между которыми образуется полутон» закашлялась и полезла в учебник. 

На этапе транспонирования мелодий из фа мажор в соль мажор и из до мажор в си бемоль мажор ко мне подсела завуч музыкальной школы. 

— Давайте я вам помогу!

— А ничего что я за ребенка задание делаю?

— Ну, вы же потом ему все объясните. 

— Эээ, неудобно как-то. Я себя чувствую застуканной на месте преступления.

— Ничего, ничего, сейчас все быстренько сделаем!

Справились за несколько минут. А тут и Гриша освободился. 

Я встретила его вполне живой, взбодрившейся и довольной собой. 

Но! Надо смотреть правде в глаза: задание было и впрямь пустяковское.

Помнится, недавно я за Дашу упражнения по интервалам делала (превратите большие секунды в малые, поставьте там, где необходимо, диезы, чтобы все терции стали большими, постройте вниз от звуков ДО, РЕ, МИ интервалы: м.2, б.2, м.3 и б.3).

Вот там реально вынос мозга был. А тут что? Безделица.

Тут же встает вопрос, а насколько это педагогично, «психологично» и в принципе правильно делать уроки вместе с ребенком или вообще за него?

Официальный ответ: неправильно. 

Учеба в школе и домашние задания как ее существенная часть — это ответственность ребенка.

Это не такая уж простая, но совершенно посильная для него «работа», поэтому, в идеале, он должен справляться с ней сам (имея, конечно, возможность попросить помочь, если что-то непонятно или трудно).

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

А если не справляется, если не умеет грамотно распределить свои силы и время, пусть идет в школу с невыученными уроками, зарабатывает там свои законные двойки, краснеет, огорчается, делает выводы и исправляет. 

Смысл тут в том, что обучение в школе — дело ребенка, а не родителей. Это важно.

Чем больше родитель берет на себя здесь ответственности и контроля, тем меньше их остается у ребенка, который утрачивает собственную мотивацию, энергию и самоуважение.

И чем больше родители стараются, чтобы их ребенок учился лучше, тем меньше у него на это шансов.

Как и шансов на то, чтобы учиться управлять собой, своей жизнью, отвечать за результаты своей деятельности, ставить собственные цели и достигать их. 

Однако в жизни, как всегда, не все так прямолинейно и однозначно.

Требования современной школьной программы – серьезные.

Существует также жизнь вне школы (всевозможные кружки/секции, в которые реально тянет).

Да и вообще – по-хорошему – еще должно оставаться время на прогулки, игры, книжки, мультики и ничегонеделанье.

В итоге, наш бедный 7-8-9-10-и далее летний ребенок загружен по самую маковку.

Он бы, может, и рад только на гитаре учиться играть. Но его в музыкальной школе пригружают еще нехилым сольфеджио, музыкальной литературой и хором, на которые надо не только ходить, но еще и задания делать.

Это здорово, если у нашего ребенка высоченная мотивация, тяга к знаниям, внутренняя собранность и нервная система сильная, а если нет? 

Так нужен ли рядом с ребенком, делающим домашнее задание, взрослый? Я считаю, да – если речь идет о первых двух (трех) годах начальной школы и по крайней мере первом годе школы средней (т.е. о 5-ом классе, когда появляется кабинетная система, много новых предметов, а главное – учителей с их различными и порой противоречивыми требованиями).

Дело в том, что без взрослого ребенку на первых порах (!) трудно организовать свою работу, следить за временем и управлять своим расписанием.

Ему нужен рядом тот, кто послужит проводником и надежной опорой в этой новой для маленького человека деятельности.

Кто будет замечать достижения, подбадривать и подпитывать веру в его собственные силы. 

Вспоминаем Л.С. Выготского и его закон «зоны ближайшего развития»: в каждом возрасте у ребенка есть определенный круг дел, которые он может делать сам. И другой круг – побольше – тех дел, которые он сам выполнить не в состоянии – только с помощью взрослого.

По мере развития ребенка круг его самостоятельных дел увеличивается за счет тех, что раньше выполнялись вместе с взрослым.

Проще говоря, завтра ребенок САМ будет делать то, что сегодня делал вместе с мамой (whoever) и именно благодаря тому, что мама ему ПОМОГАЛА. 

Но! Помогающий взрослый присутствует в жизни школьника не для того, чтобы нависать над ним зорким критикующим орлом или решать за него задачки, а чтобы объяснить непонятное, задать правильные вопросы, спланировать работу, помочь ее начать, а потом проверить и похвалить. 

По мере того, как ребенок осваивает новые навыки, взрослый постепенно отходит, «отпускает вожжи» (главное — не упустить этот момент, когда пора медленно отходить и отпускать), освобождая ребенку пространство для самостоятельного развития и позволяя испытывать радость и гордость от того, что у него самого многое получается, что он может, способен, успешен. 

И вот после всего так красиво написанного, вы спросите меня – как же так получается, что я делаю за свою 10-летнюю дочь задания по сольфеджио? Это вы еще не знаете, что я за нее и математику делаю, когда она по понедельникам 5 часов в художественном лицее натюрморты рисует. 

Жизнь – она же как река. Не всегда у реки есть правильные, четко очерченные берега. Иногда ее разносит, разливает, иногда тесно сжимает между грубыми скалами. 
 

Я что хочу сказать: умение расставлять приоритеты, быть гибким и действовать по обстоятельствам, не создавать себе тюрьму из жестких, раз и навсегда принятых правил, иногда выходить из берегов, а потом вновь в них возвращаться, оставаясь при этом в русле собственных ценностей и установок, – это неплохо и здорово помогает в жизни. 

Я считаю, что ребенка нужно поддерживать. Не брать на себя ответственность за его учебу, не контролировать каждую букву, нет, а подстраховывать там, где у него вот-вот закончатся ресурсы, и он станет заваливаться, как забор – в неуспех. 

Неуспех, как и физическая усталость, имеет свойство накапливаться и замечательно отравлять существование.

Накапливающая усталость и накапливающийся неуспех опасны тем, что ребенок может надорваться, разувериться в собственных силах и, как следствие, возненавидит учебу и потеряет интерес и стимул к обучению. 

Так что: смотрите на своего ребенка, его способности и возможности, ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми и не упрекайте за промахи, позвольте ему развиваться там, где ему интересно, поддерживайте его самостоятельность, не навязывайте свои представления об успехе, будьте той каменной стеной, на которую всегда можно опереться и если надо – попросить о помощи.

И тогда все будет хорошо!опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Ирина Чеснова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/180943-nuzhno-li-delat-uroki-vmeste-s-rebenkom

Семья учащихся: нужно ли делать уроки вместе с детьми?

Родители первоклассников в один голос признают, что первого сентября и сами становятся школьниками: садятся за парту с детьми и вместе выполняют домашние задания. Смотрят, правильно ли ребенок держит ручку, умеет ли отсчитывать две клеточки, не пропускает строку, выполняет все по образцу.

Но бывает, что совместная учеба затягивается на долгие годы. И вот уже ребенок учится в третьем классе, в пятом, в седьмом, а вопрос «когда начнешь делать уроки?» остается главным на повестке дня. В иной семье к концу первого класса ученик сам выполняет домашние задания, родителям остается их лишь проверить. А у других без напоминаний и крика не обходится ни один вечер.

Дети 6-7 лет еще не в ладах со временем, не всегда могут себя организовать, им больше хочется поиграть, отвлечься – ведь они и так отсидели на уроках полдня. Но в большинстве школ задания на дом все-таки задают.

Проблем не бывает, когда дети изначально заинтересованы в учебе и имеют здоровые амбиции – быть первыми, выполнить задания на отлично.

А что, если с мотивацией пока сложно? Как родителям найти золотую середину между «Папа решает, а Вася сдает» и «Уроки – это дело детей, а не взрослых»?

Ушло время гувернеров, готовивших будущих гимназистов к сдаче экзаменов и занимавшихся с ними базовыми предметами в индивидуальном порядке.

У современного учителя в классе 25-30 человек, и помогать каждому и проявлять индивидуальный подход он просто не успевает. Поэтому педагоги и психологи рекомендуют родителям на первых порах обязательно помогать детям с уроками.

Но для этого вовсе не нужно сидеть за одним столом и контролировать каждую букву.

Родительская помощь состоит в том, чтобы научить детей учиться – сформировать обязательность, выработать ежедневную привычку делать уроки. Несложно объяснить детям, что мы многое делаем каждый день: чистим зубы, заправляем постель, убираем игрушки перед сном, днем взрослые ходят на работу, а дети выполняют домашние задания.

Желательно приучать будущих школьников к систематическим занятиям еще в дошкольном возрасте, занимаясь с ними по развивающим пособиям и выполняя дома задания, выданные на подготовительных курсах.

Дошкольники способны заниматься одним делом в течение 15-20 минут, и, если обучение проходит в доброжелательной атмосфере, у детей вырабатывается положительное отношение к урокам, и они учатся сохранять концентрацию в течение больших отрезков времени. В этой связи важна и физическая и психологическая готовность детей к школе.

Ребенок, которого не отдают в первый класс слишком рано, как правило, может легко научиться делать уроки самостоятельно, без родительского надзора.
Когда в семье относятся к школе как к естественной части жизни, то и домашняя работа воспринимается нормально и дети отлично понимают, что «есть такое слово – надо». В такой семье интересуются делами друг друга.

Дети знают, что по вечерам мама готовит ужин, а папа помогает ей мыть посуду. Взрослые в курсе, что сейчас проходят в школе и что задают на дом, а дети понимают, что уроки – их ответственность, но, если возникнет проблема, они всегда могут обратиться к родителям.

Лучшим временем для приготовления уроков считается 15-17 часов дня. Удобно, если эти часы приходятся на группу продленного дня, где ребенок успевает сделать домашнюю работу и вечером может быть свободным.

Но если продленка в школе не предусмотрена, стоит закрепить это время как начало приготовления уроков дома, пусть оно станет важным пунктом в режиме дня школьника.

Взрослые могут спросить ребенка, что ему задали, в какой очередности он бы хотел приготовить задания, помочь организовать на столе порядок и напомнить, что, если будут какие-то вопросы, он без сомнения может звать на помощь.

Родители, бабушка, дедушка или няня могут быть поблизости, но совсем не обязательно стоять у ребенка над душой и следить за написанием каждой палочки. Оптимально, если сделанную работу ребенок дает взрослым лишь для проверки. Конечно, это получится далеко не с первого дня учебы, но все-таки к этому нужно стремиться.

Проверяя чтение текста или решенную задачу, взрослые видят, хорошо ли дети усваивают материал, а также могут повторить или объяснить то, что дети недослышали или не поняли на уроке.

Занимаясь своими делами, но находясь рядом и зная, какие задания ребенок сегодня выполняет, родители могут заметить проблемы, из-за которых он отстает в учебе.

Может быть, ребенок медлителен, выполняет все тщательно и аккуратно, но позже всех, и, когда учитель начинает объяснять следующую тему, ему приходится бросать то, что не закончено, и ребенок из-за этого расстраивается.

Зная о проблеме, родители могут помочь ускорить темп выполнения уроков.

Ребенок отвлекается и задает не относящиеся к учебе вопросы – мягко скажите ему «Сначала закончи упражнение, а потом поговорим», напомните о пословице «Делу время – потехе час», мотивируйте скорым приготовлением его любимого печенья, перед которым нужно собраться и закончить задание. Потренируйте быстроту реакции и умение концентрироваться в играх на скорость и ловкость.

Читайте также:  Аппликация дикие и домашние животные в подготовительной группе: конспект занятия, ежик в лесу, лиса, белый медведь и прочие звери, в обрывной технике, из скорлупы и других материалов + фото и виде

Зная особенности своих детей, родители могут посоветовать им, как лучше готовить уроки. Некоторым ученикам необходимо два-три часа отдыха после школы, чтобы взяться за домашнюю работу с новыми силами.

А кому-то важно закончить школьные дела побыстрее, чтобы вечер был полностью свободен. Один ребенок предпочитает начинать со сложных заданий и заканчивать легкими, а другой перемежает простое со сложным.

Хорошо, если с домашними заданиями школьнику помогает взрослый, наименее склонный к раздражительности.

Дети теряют интерес к учебе, если их ругают, придираются к мелким помаркам, заставляют по много раз переписывать задание до достижения идеального вида.

Когда родитель чувствует, что готов сорваться, лучше объявить перерыв, устроить физкультминутку и выпустить пар в спортивной игре, но не на ребенка. А вот хвалить лучше почаще – спокойно и объективно, за маленькие достижения и большие победы.

Подбадривать: «Ты обязательно справишься!». Уверить в том, что взрослые придут на помощь: «Не получается перевести диалог? Отложи это задание до моего возвращения с работы, и мы попробуем сделать его вместе». Задавать вопросы: «Значит завтра у тебя диктант. Как ты хочешь учить словарные слова? Прочитать их или записать на листок?» Это будет наводить ребенка на принятие оптимальных решений.

К началу средней школы дети, как правило, уже готовы не только к самостоятельному выполнению уроков, но и к самопроверке.

Но до того как это произойдет, важно, чтобы взрослые своим участием и интересом к школьной жизни научили их быть самостоятельными.

Как говорится в одной пословице: «Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить».

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/semya-uchaschihsya-nuzhno-li-delat-uroki-vmeste-s-detmi.htm

Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение психолога

Сделать выбор — делать или не делать с ребёнком домашнюю работу — в какой-то момент приходится каждому родителю. Мнения экспертов на этот счёт обычно противоречивы, так что «О!» решил посмотреть на тему с разных точек зрения и задал этот вопрос сначала учителю, а потом психологу. Колонку учителя мы опубликовали вчера, а в сегодняшнем материале наш эксперт — психолог.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)

Формальный подход к домашнему заданию: всем вместе сидеть и делать «домашку» или ни за что не сидеть и не делать, пусть учится сам, я считаю не подходящим. Все дети разные, все школы разные, поэтому и образовательная траектория тоже отличается.

Будет ваш ребёнок сам делать домашние задания в школе успешно или не будет, закладывается часто не в первом классе и даже не в подготовительной группе детского сада, а намного раньше. Часто ещё на первом году жизни или вообще с рождения ребёнка. На что-то из этого мамы могут серьёзно повлиять, а что-то не в их власти.

Будущее самостоятельное делание уроков — это, поверьте, не самая существенная способность вашего ребёнка, чьи мозговые функции наращиваются и стимулируются с раннего возраста.

Как это происходит? Для того, чтобы любой человек был биологически успешным, необходимо, чтобы его родители обеспечили безопасность и заботились о нем до тех пор, пока он не сможет постоять за себя. Только имея безопасный сытый тыл, мы можем тратить энергию на развитие, а не на выживание.

С раннего возраста мы чувствуем себя безопасно и спокойно с хорошо знакомыми людьми. Наш пульс и артериальное давление становятся ниже, стрессовая реакция не включается или включается не сильно. Мы все очень чувствительны к тому, что говорят о нас окружающие, чувствительны к чужим настроениям.

Если учительница рассержена, дети начинают себя плохо вести, отражая переживания учительницы. Чтобы кого-нибудь успокоить, вы должны в начале успокоиться сами.

Мы знаем, что мозг человека пластичен. Эта пластичность помогает малышу быстро учиться нежности, любви, языку, но делает его, к сожалению, и очень восприимчивым к негативным воздействиям.

Ранние травматичные события: игнорирование, отвержение близкими людьми, насилие фиксируются мозгом как крайне важная информация о дальнейших возможностях выживания в этом мире.

Если травмы произошли в тот период, когда у ребёнка не было возможности рассказать о своих переживаниях, потому что он ещё не мог говорить или ему было не с кем поделиться, у него может появиться постоянная тревожность, отвращение к прикосновениям, невозможность и страх строить близкие отношения, агрессивность.

Если люди любого возраста попадают в опасную ситуацию, первое, что делает мозг, он блокирует «высшие» области коры. Нам надо срочно спасаться, «бить или бежать», мы теряем способность думать о будущем, чувствовать своё тело, голод и жажду, способность мыслить и говорить.

Если такие опасные ситуации происходят часто, или они хронические, то мозг может включить постоянную блокировку «высших систем». Когда рядом с нами в этот момент есть близкие, любящие люди, заботящиеся о нас, мы восстанавливаемся быстрее.

Теперь представьте, какое сильное воздействие оказывает любовь и забота на малышей, мозг и тело которых может функционировать только в паре со взрослым.

Дети, у которых были травматические события в жизни и отсутствие достаточной заботы, развиты «островками». Где-то всё в порядке, где-то — совершенная пустота. Развиваются только те способности, которые хоть как-то поддерживались взрослыми. На собственную инициативу к развитию у них часто не хватает ресурсов.

Теперь вернёмся к первоначальному вопросу про уроки. Если первые годы прошли у ребёнка в любви, заботе, без травматических событий, то у него будет хватать психических ресурсов на то, чтобы усваивать новое, радовать родителей, учителей и развивать «высшие» мозговые функции.

С такими детьми обычно нет необходимости делать уроки, то есть сидеть рядом, внушать, разбираться, требовать. Они часто в наших школьных системах не «отличники», а, скорее, «хорошисты», так как осознают, что любят делать, а что не очень.

Они готовы немного постараться, чтобы порадовать близких, но знают, что и на свои интересы надо оставить ресурсы.

Если с первыми годами жизни у ребёнка сложилось не благополучно, то возникает вопрос: будет ли сидение с ним за уроками давать лучшие результаты? Возможно, да. Если с ним будет сидеть спокойный, любящий взрослый.

Почему? Потому что он будет восполнять дефицит безопасности и «регулировать мозг», разрешая ему постепенно отключать блокировку «высших» функций. А если с такими детьми будет сидеть тревожный, разозлённый взрослый? Наверное, лучше бы он там не сидел.

Но часто и сам ребёнок в этом случае не в состоянии ничего делать. Ребёнок над вами не издевается, он не тупой, он правда не понимает в этот момент. Мозг не на то настроен.

Кто может помочь? Другой, пусть не родной, но менее эмоционально заряженный человек: учитель, репетитор, соседка. И — спокойствие, только спокойствие — наш главный девиз.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/11354

Делать ли уроки вместе с ребенком? | Мама в теме

Мой сын учится во втором классе.

И вот уже два года у нас в семье нет согласия в вопросе: нужно ли учить уроки вместе с ребенком? С одной стороны, не помогать начинающему школьнику невозможно, во-первых: страшно оставлять маленького человека один на один со всеми наворотами современных образовательных программ, во-вторых, ребенку пока ещё не совсем ясна мотивация (для чего вообще мне это нужно?) и ему трудно сосредоточиться на скучных и неинтересных уроках, особенно, когда в перспективе маячит просмотр мультиков по телевизору, отсюда невнимательность и куча ошибок, а в результате плохо подготовленные уроки и неусвоенный материал. Да и сама школа, как пояснила нам учительница на родительском собрании, теперь ставит задачу не научить, а ознакомить ученика с предметом, и призывает родителей активно участвовать в образовательном процессе. С другой стороны, постоянное сидение с ребенком при выполнении домашнего задания делает из него беспомощного ленивца, который столкнувшись с трудностью, даже не делает попыток самостоятельно с ней разобраться, а тут же вопросительно смотрит на маму и ждет от неё разъяснений и готовых решений. В итоге, мы сами не замечаем, как потихоньку начинаем учиться сначала вместе с ребенком, а потом и за него, тем самым оказывая своему юному ученику медвежью услугу, ведь ребенок гораздо лучше усвоит материал, в котором он разобрался сам, а не воспользовался подсказкой родителя. Вот и возникает вопрос, как тогда вести себя родителям, чтобы ребенок, учась в школе, мог стать самостоятельным и ответственным, научился не пасовать перед трудностями и правильно распределять своё время.

Безусловно, единого рецепта быть не может, очень многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его адаптации к школе, загруженности внешкольными занятиями. Но, на мой взгляд, на первых порах помощь родителей необходима каждому малышу.

Задача родителей помочь своему чаду правильно организовать своё время, сформировать правильную мотивацию и понимание обязательности ежедневного посещения школы и подготовки уроков, организовать рабочее место с достаточным пространством и хорошим освещением, чтобы поблизости не было отвлекающих факторов, таких как работающий телевизор или шумно играющий младший братик, научить правильно сидеть за столом и держать ручку, так как в классе учитель просто физически не успеет проконтролировать всех детей, а неправильный навык быстро закрепится, и самое главное, набраться героического терпения (может даже освоить приемы аутотренинга или дыхательной гимнастики), чтобы от ваших, мягко говоря, замечаний у начинающего ученика не сформировалось негативное отношение к процессу подготовки уроков и к школе в целом. А дальше всё зависит только от ребенка, одному необходимо больше внимания, другой достаточно быстро научится справляться сам. Самое главное, чего, на мой взгляд, делать нельзя — это подсказывать ребенку решение, или что ещё хуже, решать или писать за него, ради получения хорошей оценки. Если наш сын при подготовке домашнего задания обращается за помощью, мы стараемся в первую очередь направить его назад к пройденному материалу, ведь домашнее задание предназначено именно для закрепления того, что уже пройдено, а значит, на уроке разбирали аналогичные примеры. Если он все же не может в чем-то разобраться, то лучше обратится с непонятным вопросом к учителю, который, во-первых, должен иметь правильное представление о том, насколько хорошо дети усваивают материал, а во-вторых, в рамках преподаваемой образовательной программы, гораздо лучше сможет объяснить ребенку, чем родитель, который с трудом вытаскивая из закоулков своей памяти школьные знания, своим: «Не знаю, нас так учили…» совсем запутает и без того перегруженную голову своего отпрыска.

Это что касается помощи, а вот без контроля, на мой взгляд, на этапе начальной школы всё же не обойтись, так как родителям нужно иметь представление, что у ребенка получается хорошо, а что вызывает трудности.

Если вовремя не принять меры, можно упустить момент и небольшие пробелы в знаниях превратятся в целые пустые страницы, ребенок потеряет интерес к изучению предмета, и его успеваемость покатится, так сказать, по наклонной плоскости.

Но проверять лучше уже выполненное домашнее задание и при обнаружении ошибок, сначала выяснить, почему ребенок их совершил (по невнимательности или, что приветствуется, руководствовался своей, пусть и не правильной, но логикой), а затем СПОКОЙНО, НЕ ПОВЫШАЯ ГОЛОС, разобрать с ребенком в чём он был не прав, и сделать работу над ошибками.

Если же домашняя работа выполнена без ошибок, не жалейте слов для похвалы! Ведь малыш не только хорошо постарался, но и сохранил вашу, и так уже пошатнувшуюся с этой учебой, нервную систему.

Конечно, со временем контроль нужно потихонечку ослаблять, в каком классе и в каком возрасте отпускать своё дитятко в свободное плавание каждый родитель должен почувствовать сам. Но если с ребенком делать уроки до старших классов, он так и не научится отвечать сам за себя и полагаться на собственные силы, а эти качества очень пригодятся ему во взрослой жизни. Успехов и терпения!

Юлия Лопина

Источник: http://mamavteme.ru/?p=156

Как делать уроки с ребенком

Инструкция

Настройте себя и ребенка на то, что вы не будете сидеть с ним за уроками вечно. Поговорите с ним о том, что школа — это его дело и его заботы. Конечно, школьные оценки могут порадовать или огорчить родителей, но учится ребенок для себя и для того, чтобы потом получить хорошую профессию. Кроме того, учиться — интересно.

Вы же просто ему помогаете освоиться в новой ситуации. Вполне возможно, что такую беседу придется провести не один раз.Поговорите с учителем — требования дома и в школе должны быть едиными.

Очень хорошо, если вы немного познакомитесь со школьной программой по всем предметам, а также обсудите с педагогом, чему ребенок должен научиться, скажем, в ближайший месяц. Попросите учителя показать вам тетради тех учеников, домашние задания которых выполняются в соответствии со школьными требованиями.

Можно попросить и просто образец задания, если его нет в специальной рабочей тетради.Рассмотрите образец задания. Спросите ребенка, понял ли он, что нужно делать. Поинтересуйтесь, знает ли он, каким способом можно выполнить задание. Если ребенок затрудняется — предложите ему подумать. Только после этого подскажите свой вариант.

Первые дни можно посидеть с ребенком все время, пока он выполняет задание. Наберитесь терпения. Ребенок в любом случае должен сделать уроки сам. Даже если у него что-то не получается — не спешите хватать карандаш.

Лучше просто остановить ребенка и сказать: ты неправильно ведешь линию, поэтому получается криво, постарайся вести ее строго сверху вниз.Через несколько дней, посадив ребенка за уроки и проверив, понял ли он цель задания и методы его выполнения, выйдите на какое-то время из комнаты.

Ведь у вас полно домашних дел, а ребенок достаточно взрослый, чтобы делать уроки самостоятельно. Но периодически подходите посмотреть, как идут дела.На следующем этапе просто напомните ребенку, что нужно делать уроки и спросите, что задано. Посмотрите, правильно ли подготовлено рабочее место.

Выйдите из комнаты или присядьте в кресло с книжкой, чтобы находиться рядом, если ребенок что-то спросит. Если он задает вопрос, на который вы уже отвечали — предложите ему подумать самостоятельно и отвечайте только в том случае, если ребенок действительно прочно забыл. После того, как ребенок выполнил задания, проверьте результат. Это вам придется делать еще долго. На последнем этапе уже можете ничего не напоминать ребенку, а домашние задания — проверять вечером.

Читайте также:  Методика обучения детей математике с помощью блоков з. дьенеша

Обратите внимание

Если вы попросите у учителя тетрадку с образцом домашнего задания и покажете ее ребенку — старайтесь сделать это так, чтобы ребенок не узнал, чья это тетрадка. Ни в коем случае не говорите: «А вот Вася хорошо делает, а ты плохо». Ни к чему, кроме ненависти к хорошему Васе, такой подход не приведет.

Старайтесь говорить, что вот в этой тетрадке задание сделано правильно, ты, если постараешься, тоже сможешь сделать не хуже или даже лучше.Рабочее место лучше оборудовать до начала учебного года. Потом будет меньше хлопот, да и ребенка это настроит на серьезный лад. Мебель должна быть строго по росту.Не дожидайтесь вечера.

Домашние задания лучше делать днем, после прогулки, когда ребенок уже достаточно отдохнул после школы и еще не успел устать от игр. Подготовьте рабочее место. На столе не должно быть лишних предметов, которые будут отвлекать ребенка — а возможно, что и вас. Правильно расположите свет — он должен падать слева. Сами сядьте справа от ребенка.

Убавьте громкость телевизора или радио. Можно оставить только негромкую спокойную музыку.

Помните, что после нескольких заданий нужно сделать перерыв.

Полезный совет

Старайтесь общаться со своим первоклашкой так, чтобы он не стеснялся задавать вам вопросы. Лучше спросить, если что-то непонятно, нежели десять раз переделывать задание.

Если ребенок все-таки не знает, как писать палочки или крючочки и вам приходится водить его рукой — делайте это не в школьной тетрадке, а на отдельном листе. В школьную тетрадь ребенок должен все писать самостоятельно.

Если вы сидите рядом с ребенком — не дергайте его каждую минуту. Задание нужно выполнять спокойно, тогда оно получится быстрее.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-21723-kak-delat-uroki-s-rebenkom

Нужно ли делать уроки с ребенком или нет: личный опыт психолога

Начало нового учебного года… Родители школьников уныло вздыхают, освобождая в своем расписании время для помощи детям с приготовлением уроков. Или нет? Кто отвечает за пятерки в дневнике и должны ли мамы и папы вместе с детьми чертить графики, искать подлежащее и клеить мозаику из осенних листьев?

Рубикон мам младших школьников проходит по принципу: делать или не делать уроки с ребенком. Большинство моих знакомых делают даже не вместе, а вместо. Будто им, а не ребенку в школе оценку ставят. Мои принципы были как скала: тверды и непоколебимы. Учеба ребенка — его дело. В самом деле, я же не прошу ходить вместо себя на работу.

А вот у моей мамы, по совместительству бабушки, были совсем другие убеждения. Но на меня это не действовало. Тоном босса мафии из гангстерского фильма я заявила дочери: «Я тебе верю.

Твои оценки — твоя проблема». То есть почти. Переводя на современный: «Крутись как можешь».

Конечно, если надо, твой волчок подверчу (надеясь, что не надо), но все-таки учись плавать сама, за тебя никто руками и ногами грести не будет.

«Бобер, выдыхай», — вот все, что я могла посоветовать себе, облегченно стекая по стенке после выяснения того факта, что мама-таки состоит в тайном сговоре с моей дочерью. Все то время, пока я преисполнялась гордости от самостоятельности отпрыска, за моей спиной верстался совместный проект бабушки и дочери «Маруся делает уроки на отлично».

Каждый родитель — это немного невротик. Он сам еще не вырос из школы, где ему продолжают формировать чувство вины. Поэтому многие сдались гораздо раньше, чем я. Кто-то научился подделывать каракули ребенка, чтобы переписывать набело домашку, пока отпрыск смотрел мультики или спал.

Мне почему-то совершенно не к месту вспоминалась скандальная история времен студенчества, когда на зачет по немецкому языку вместе с нами пришла дамочка за пятьдесят. «Вы студент?» — спросил строгий профессор, поправляя билеты. «Почти, — выдохнула дама, нервно прижимая сумку к пухлой груди, — Я мать».

На удивленные возгласы она пояснила, что сыну трудно учиться, а еще труднее сдавать экзамены, поэтому на амбразуру лезет она. С трудом уговорили мать-героиню покинуть помещение. Так она не то что до декана — до ректора дошла!

Были и «каменные» родители. Они говорили с учительницей, словно крутые ребята на бандитских разборках.

А поскольку по большому счету этими «крутышами» были домохозяйки, то казалось, что до встречи с классной они несколько раз пересматривали сериалы про «ментов» и заучивали особенно понравившиеся диалоги.

Цель была одна — понять, почему ребенку дают такое задание, которое он выполнить никак не может.

Делать с ребенком уроки или нет

И тут же приходил ответ: «Родителей надо вовлекать в школу». Для меня подобные фразы были сродни репликам из фильмов ужасов. Если я вскрикиваю во сне, значит снится школа. Первый раз эту канитель еще как-то можно было пережить. Хотя бы для того, чтобы встать на школьном выпускном, обняться с подругой и пообещать, что ноги твоей здесь больше не будет. А потом — бац! — вторая смена.

«Как шелковые все родители: и презентации делают, и с анимацией разбираются», — ласково улыбается моя мама (по совместительству бабушка), поглаживая внучку по голове. Мне же при этих словах рисуется картинка с видом на кладбище и надписью «Все там будем».

С воплями и боем я сопротивлялась, как могла, говоря, что пусть презентацию делаю я, но технически, а картинки пусть подбирает дочь. И текст тоже пусть она составляет, потому что не знаю, как учительнице, но мне — точно не интересно было бы слушать доклад, сделанный чужой мамой.

Второй раунд борьбы приверженцев и отрицателей совместной подготовки домашнего задания стартует в старших классах. Ребенок еще и не думал о своем будущем, а родители уже и вузы подбирают, и вектор карьеры начинают просчитывать. В голове подростка: «Как бы не вскочили опять прыщи… У Лиды уже выросла грудь».

А у родителей — корабли бороздят просторы космического океана. Собственный ребенок кажется желторотым щеглом, который не то что летать не умеет, — чирикает со скрипом. В ход идет убойная артиллерия — натаскивание по всем предметам. Особенно по тем, которые нравятся самому родителю.

Именно поэтому в летние каникулы мои собственные родители прививали, как могли, страсть к естественным наукам, не пуская гулять, пока я не прорешаю десяток задач, чем окончательно закрепили отторжение к выбранному ими курсу.

«Формула Кулона?» — внезапно слышалось во время ужина. А я как партизан не выдавала военную тайну. Зато теперь разбуди меня ночью — я выплюну и закон Кулона, и три закона Ньютона кряду. Мне это никогда не пригодилось в дальнейшем.

Но, сдается, что, умирая, прилетевшему ангелу я прошепчу заветные формулы.

Такая чрезмерная забота оборачивалась конфликтами с обеих сторон. «Для твоего же блага», — звенели обидой родительские голоса. «Нет, я не хочу этого для собственной дочери», — решила я. Никакого Кулона, или, в моем случае, Блока с Лермонтовым за ужинами. Если будут проблемы, призову на помощь репетитора.

«Я тебе доверяю, — сказала я Марусе. — Если будут проблемы — обращайся». И продолжаю линию равнодушного мафиозного босса. Бабушка гнет свою. «Тебе все равно?» — ворчит мама. «Мама должна, в первую очередь, быть мамой. Учителя — в школе», — огрызаюсь в ответ, будто это не моей дочери, а мне всего лишь тринадцать.

Хотелось бы закончить фразой дипломатов: в результате напряженных переговоров между всеми заинтересованными сторонами был найден консенсус. Мне так кажется. Хотя, подозреваю, домашнее задание остается совместным проектом. И пока бабушка, поправляя очки, задумчиво листает учебники, Маруся не менее задумчиво изучает вскочивший прыщ.

Евгения Васильева

Смотри видео Михаила Лабковского «Уроки с ребенком делать не надо»:

Больше интересных материалов читай на Clutch!

Источник: https://clutch.ua/deti/obuchenie/nuzhno-li-delat-uroki-s-rebenkom-ili-net-lichnyj-opyt-psihologa

Нужно ли делать уроки вместе с ребенком: мнения и советы астраханских экспертов | КаспийИнфо

Учить или не учить уроки с ребенком – пожалуй, один из вечных родительских вопросов. Практически “быть или не быть”. И у каждого взрослого найдутся свои аргументы за и против.

Мы учим вместе
Нельзя сказать, насколько численно отличается армия родителей, которые делают все уроки вместе с детьми, от той, в которой подготовка домашки – святая обязанность и долг только ребенка. Однако представители и той и другой стороны встречаются довольно часто, особенно на этапе начальной школы.

“Мы все уроки учим вместе с Сашей, — рассказывает Ольга, мама четвероклассника. – Ну, а как иначе? Нагрузки на детей совсем немаленькие, а мы еще в кружки и секции ходим. Иногда он приходит с тренировки в половине восьмого вечера. Тут не знаешь, за что браться: или уроки учить, или ужинать, или презентации с докладами готовить.

Конечно, я помогаю Саше с домашним заданием”. Ольга рассказывает, что иногда, чтобы домашнее задание было выполнено, решает его сама, а сын переписывает в тетрадь. “Да, я понимаю, что это неправильно, но иногда просто нет другого выхода, — делится мама школьника.

– Саша очень переживает, когда учительница в классе делает ему замечания или ставит плохие оценки за невыполненную домашнюю работу”.

И таких примеров немало. Бывает, что родителям легче написать домашнюю работу за ребенка, а не объяснить ему, КАК сделать путем вопросов и побуждения к рассуждению. Конечно, проще решить столбик примеров на порядок действий и заниматься бытовыми делами, чем растолковывать на ночь глядя непонятную тему.

К средней школе, как правило, родительский пыл утихает. Мамы и папы предоставляют ребенку большую самостоятельность. Это связано и с тем, что задания становятся сложнее, а не все родители хорошо помнят школьную программу средней и старшей школы.

Многие творческие задания также ложатся на родительские плечи. В школах нередко требуют подготовки презентаций, сделанных с применением компьютерных программ.

Вряд ли 7-10-летний школьник самостоятельно способен за часок найти нужную информацию и сверстать в Power Point реферат или презентацию. Но ведь и не все взрослые умеют это делать.

Вот и получается – задание дано всему классу, но выполнили его хорошо если половина учеников (читай “родителей”).

Пусть будет самостоятельным
“Когда Алина пошла в школу, я сказала ей, что она теперь совсем большая, а занятия в школе – это ее работа, — рассказывает мама шестиклассницы Альбина. – Такая же работа, как и моя. Поэтому выполнять все задания она должна сама, а я буду только проверять”.

Алина с первого класса делает домашнюю работу самостоятельно. Когда не получалось совсем, откладывала урок и дожидалась маму, чтобы объяснила непонятное. “А сейчас уже и не ждет меня. Открывает интернет и находит видео-уроки с объяснением непонятной темы, — говорит Альбина. – Она у меня не отличница, но мы и не гонимся за пятерками.

Главное, чтобы понимала и знала. Пусть даже тройка будет, но своя, заработанная”.

И педагоги, и школьные психологи рекомендуют не оставлять ребенка, только начавшего школьное обучение, наедине с новой реальностью. Ведь иногда получается так: были-были дочка или сынок маленькими, им во всем помогали и тут… бац!.

. школа. И все, моментально дети стали взрослыми и самостоятельными. Но ведь это совсем не так! Малыши еще продолжают оставаться малышами. Да, сменился их статус, но самостоятельности от этого не прибавилось. Ей еще обучить надо.

По мнению учителя начальных классов Адели Досмухамедовой, в школе первой ступени лучше выполнять домашнюю работу под контролем взрослых. “Конечно, это не означает, что мама должна сидеть и диктовать ребенку, как и что писать, – поясняет она.

– Нужно быть готовым прийти на помощь при затруднении. Нужно объяснить недопонятое на уроке: все-таки программа начальной школы не настолько сложна, чтобы родители не смогли этого сделать.

В конце концов, можно предупредить учителя, что выполнить задание не получается, и тогда педагог сам сделает его с учеником”.

Советы педагога
“В том, что дети бросают учиться, отлынивают, не выполняют домашнее задание, есть вина и родителей – уверена учитель математики Дина Шумакаева. – Контроль нужен на протяжении всего периода обучения в школе.

Особенно не стоит отпускать детей плыть по течению в 7-8 классе. Они взрослеют, появляются новые интересы, учеба отходит на дальний план. Но ведь взрослые прекрасно должны понимать, что два года пролетят и наступит время сдавать экзамены.

И те, кто не учился, не смогут справиться с заданием”.

Читайте также:  Атеизм в школе

Самостоятельность, как любое человеческое качество, воспитывается. Она не берется ниоткуда. Поэтому и не стоит требовать от ребенка того, чему его не научили. Зато чем раньше он усвоит новые правила, тем легче будет ему в будущем.

Например, важно научить ребенка правильно распределять время при подготовке домашнего задания.

В начальной школе на это требуется не более 1,5 часов, в пятом классе – до 2 часов, в 6-8 классах – 2,5 часа, в старшей школе – около 3,5 часов. Поможет и такой прием. На каждый предмет – полчаса времени.

Если за 30 минут задание не выполнено, учебник все равно откладывается и делается следующее задание за те же полчаса. Так дети учатся “чувствовать” время.

Разумеется, никогда не нужно выполнять задания вместо ребенка. Во-первых, учитель видит, когда работа сделана самостоятельно, а когда бездумно “сдута”. Во-вторых, это медвежья услуга – ребенок все равно не усвоил тему. И потом родителям не нужно сдавать ЕГЭ, а вот школьнику это просто необходимо, чтобы иметь шанс продолжать обучение.

Источник: https://kaspyinfo.ru/nuzhno-li-delat-uroki-vmeste-s-rebenkom-mnenija-i-sovety-astrahanskih-jekspertov/

Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя и психолога

Все статьи на Bebeshka.info » Развитие и обучение » Школьники

1967 (194 за неделю) / 10.10.18 10:00

В интернете и книгах есть много довольно противоречивых статей на тему психологии, в которых рассматривается вопрос о необходимости делать уроки с ребёнком, до какого возраста это целесообразно. Если же этого делать не следует, то как бороться с появлением неминуемых, по мнению многих родителей, двоек. Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя и психолога.

Как родителям относиться к домашним заданиям ребёнка?

Одна учительница на родительском собрании откровенно призналась, что её раздражают неправильно выполненные домашние задания, после чего заявила родителям, что даются эти задания не только для детей, но и для родителей.

Иными словами, она уверена, что помогать детям с уроками родители просто обязаны. Подобная позиция преподавателей и приводит к тому, что родителям приходится писать сочинения и стихи, корпеть над презентациями и поделками.

Но так ли нужно творчество, когда им занимается не ребёнок, а кто-то другой?

Возможно, существуют 3 причины, по которым родители выполняют работу вместо ребёнка:

  1. Если сами они перфекционисты, то просто не хотят мириться с тем, что их чадо делает уроки не так аккуратно и хорошо, как бы они сами хотели.
  2. У родителей не хватает времени. Если отец пришёл усталый с работы и ждёт начала футбольного матча, а тут ребёнок с уроками. Вот и предлагает он, что сделает всё быстренько сам, а чадо просто перепишет.
  3. Бывает, что родители просто боятся учителя.

Учителю несложно догадаться, кто выполнил работу – сам ученик или взрослые, ведь он прекрасно знает способности всех детей в его классе. Но такое проще представить в небольших классах, где у учителя во время урока есть возможность проверить, все ли ученики усвоили текущую тему.

Учитель должен следовать важному принципу: задавать на дом тот материал, который был пройден на уроке, ведь домашнее задание является проверкой того, усвоил ли ученик новый материал. Именно в этом и состоит главный смысл домашнего задания, но никак не в том, что поставит учитель и похвалит ли за усердие.

Поэтому выполнение домашнего задания за ребёнка – обманывать самих себя, вредить ребёнку и мешать преподавателю.

Когда помогать ребёнку следует, а когда нет?

По мнению одного преподавателя русского языка и литературы с большим педагогическим стажем, детям в начальных классах (особенно первоклассникам) помощь с уроками необходима.

Пока не ставят отметок, важнее всего даже не выполнить заданную работу, а сформировать умения ребёнка учиться, организовывать свой день, заполнять дневник, складывать портфель.
Но когда дети подрастают, то сидеть с ними за уроками становится уже вредно. Конечно, нельзя отказывать им в помощи.

Предыдущие поколения решали задачи по иным алгоритмам, но также правильно. А проверяя сочинение, они обязательно находят ошибки. Мало что изменилось: сложнее стали лишь точные науки, а привыкшие к компьютерам дети уже не могут сами придумывать красивые фразы и безошибочно писать, поскольку компьютер всё исправит.

Поэтому, если ребёнок сам попросит что-то объяснить, ему нельзя отказывать, ну а в остальных случаях пусть делает уроки самостоятельно.

Как помочь ребёнку одолеть домашнее задание?

Также можно услышать от учителей совет набраться терпения и наблюдать – если ребёнок не просит помощи и щёлкает задачки сам, а учитель не бьёт в набат по поводу качества домашних заданий, то и никакая помощь ученику не нужна. Иногда достаточно просто проверить, сделаны ли все уроки.

Преподаватели обычно комментируют домашние работы, делая записи в тетрадях красной ручкой. На них родителям следует обращать внимание, одновременно проявляя терпение. Можно понаблюдать за работой ребёнка, и если он что-то забыл или сделал неправильно, подсказать ему.
В школе важны аккуратность и оформление работы.

В современных условиях со всеми ОГЭ, ЕГЭ и ВПР требуется предельная внимательность, поэтому детей лучше с первого класса приучать к соблюдению формальностей. Вот в этом родители и могут помочь: какие скобки поставить, сколько клеток пропустить и т. д. Постепенно ученик сам запомнит всю эту казуистику.

Хотя разумный учитель, проверив по сути правильно выполненную работу, но неаккуратно написанную и плохо оформленную, оценку за неё не снизит, но обязательно напишет замечание, особенно тем детям, которые могут писать лучше, но просто поленились.

Заметки учителя не должны пугать родителей, ведь это не характеристика ни самому школьнику, ни его родителям, а всего лишь рабочий момент в процессе обучения. Всё сразу гладко не бывает.

Системный подход к учёбе и выполнению домашних заданий

Родители, больше доверяющие своему ребёнку и меньше испытывающие страх, пробуют разные варианты выполнения домашних заданий. У малышей вначале формируются простейшие алгоритмы действий, впоследствии закрепляющиеся в привычках. Этот порядок действий нужен для получения результата, например:

  • проснулся – умылся, почистил зубы;
  • пришёл с прогулки – вымыл руки;
  • встал с кровати – сразу убрал постель.

Если эти действия выполняются систематически, то начинают делаться автоматически.
Аналогично можно привить ребёнку привычку делать самостоятельно уроки.

К распорядку дня нужно добавить устраивающий всех алгоритм действий, после чего его нужно закрепить повторением.

Результатом будет то, что школьник сам начнёт садиться за уроки без родительских напоминаний и контроля с их стороны. Например:

  • возвращение из школы;
  • обед;
  • послеобеденный отдых;
  • полчаса на игру;
  • выполнение уроков с 10-минутными перерывами.

Чтобы увидеть результат, порядок действий поначалу лучше не нарушать, чтобы ребёнок успел привыкнуть к определённой очерёдности и делал уроки самостоятельно.
Лучше всего начинать вводить такой порядок в первом классе.

Пока ребёнок учится писать закорючки и палочки, потери будут не так страшны, если он заиграется, забудет сделать задание или у него что-то не будет получаться.

Из-за пустяков разумные родители трагедии не сделают, отреагируют правильно, сказав чаду, что всегда готовы ему помочь. Первокласснику очень важна поддержка, его следует поддерживать, поскольку ключ к успеху заложен в уверенности в своих силах.

Самым важным для родителя должно быть эмоциональное состояние школьника, а при правильном подходе ответственность за учёбу быстро станет для него естественной.

Что делать, если домашнее задание не получается?

Игнорировать подобную ситуацию нельзя. Если взрослый ещё помнит тему, то может объяснить её, не давая конечного решения, а подведя к нему наводящими вопросами. Может быть, стоит найти аналогичное, но другое задание.

Нужно избавиться от пособий с готовыми решениями, в которых часто встречаются ошибки. При формальном выполнении домашнего задания, тем более в начальных классах, когда закладываются основы знаний, эти пособия приносят больше вреда.

Если уж совсем ничего не получается, лучше признаться в этом учителю, попросив объяснить, как его следовало делать. Чтобы смириться с необходимостью выполнения уроков ребёнок должен понять, что это важный элемент его обучения, представляющий собой повторение и закрепление нового материала.

А если школьник категорически отказывается от помощи родителей, то им и не следует напрашиваться, а просто радоваться, что так повезло с ребёнком.

Как научить ребёнка делать уроки самостоятельно?

К сожалению, случаи, когда родители не просто помогают ребёнку делать уроки, но делают это вместо него, случаются часто, а ведь это «медвежья услуга». Бывает, сдаст школьник заумный реферат, который потом учитель зачитывает в компании других педагогов, а те и сами ничего там не понимают.

И этот реферат не был скачан из интернета. Вероятно, папа у школьника был доктором наук, решившим потрясти учителей своими знаниями, поэтому написал такие сведения, которые 10-11-летний школьник просто не может постичь.

Папа, конечно, был очень эрудирован, но не очень умён, за что учитель и написал на титульном листе работы, что ставит двойку не ученику, а родителю.
Многие родители убеждены, что стоит ослабить вожжи, как их чадо перестанет делать домашние задания. Напрасно, будет! При этом не вырастет трутнем.

Вероятно, есть рубеж, при пересечении которого, если школьник делал уроки вместе с родителем, то уже не захочет и дальше обходиться без него. При этом образованность родителей и достаток семьи здесь ни при чём.

Матери таких детей продолжают вместе с ними учиться в ВУЗе, а потом и по работе помогают. Но разве этого родители хотят от своих детей? Уж лучше он получит свою заслуженную тройку, чтобы потом взяться за ум.

С точки зрения психологии

Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя и психолога. Плохи оба крайних варианта: делать «домашку» всем вместе или никогда не помогать ребёнку. Ведь дети, да и школы разные, поэтому и процесс обучения неодинаков.

Насколько успешно и самостоятельно будет делать уроки ребёнок – закладывается в глубоком детстве, на первом году жизни, а то и заложено генетически. Кое на что родители ещё повлиять могут, а на что-то нет.

Самостоятельное выполнение уроков не будет основным качеством ребёнка с его растущими с первых дней жизни мозговыми функциями.

Как это происходит? Чтобы любой индивид оказался биологически состоятельным, его родители должны обеспечивать его безопасность и заботу до тех пор, пока он сам не сможет за себя постоять. Лишь имея сытый и безопасный тыл, человек может позволить себе тратить энергию не на выживание, а на развитие.

С детства люди чувствуют себя безопаснее в окружении знакомых людей. Тогда у них в норме держатся пульс и давление, нет нужды реагировать на стресс, которого нет. Однако люди очень чувствительны к мнению о себе окружающих и их настроению. Если сердится учитель, то и класс начинает плохо себя вести, отражая его переживания. Поэтому, чтобы успокоить кого-то, нужно прежде успокоиться самому.

Можно сказать, что большинство функций мозга развиваются на фоне отношений с другими людьми, в первую очередь членами семьи.

Когда эти близкие люди показывают карапузу цифры, буквы и цвета, и при этом ещё держат на руках, гладят, улыбаются, то всё это вместе стимулирует мозговые процессы крохи. При этом сплетёнными вместе оказываются две такие составляющие, как удовольствие и общение.

Но сюда же можно включить математику, искусство, географию, музыку.

Дети, в жизни которых недоставало родительской заботы или случались травматические события, получаются развитыми неравномерно, «островками».

С одним у них всё нормально, а где-то зияет полная пустота. Развитыми у них оказываются лишь те способности, которые хоть частично развивались взрослыми. А ресурсов на инициативу по собственному развитию у них просто не хватает.

Как же это относится к выполнению уроков? Если у малыша первые годы жизни прошли в заботе, любви и без травм, то его психических ресурсов должно хватить на усвоение нового, развитие высших мозговых функций. Именно с такими детьми обычно не приходится вместе делать уроки, сидеть неотступно рядом и разбираться, внушать, требовать. Гораздо чаще в школах встречаются не круглые отличники, а хорошисты, которые уже понимают, что им нравится делать, а что не слишком. Чтобы порадовать родителей, они готовы чуточку постараться, но при этом не забывают, что нужно оставить ресурсы и на собственные интересы.
Если первые годы ребёнка прошли в неблагополучной обстановке, то можно задаться вопросом, а будут ли лучше результаты от сидения с ним за уроками? Возможно, да, если с ним будет заниматься любящий, уравновешенный взрослый, который сможет восполнять у ребёнка дефицит безопасности и регулировать его мозг, постепенно отключая блокировку высших функций. Ну а если взрослый будет разозлённый, нервный, то лучше бы его рядом вовсе не было. Хотя часто такой ребёнок и сам не может ничего делать. При этом он не издевается над взрослым и не является тупым, просто в этот момент он не может понять – мозг настроен на другое. Помочь ему может спокойный в эмоциональном плане человек, неважно кто – репетитор, учитель или соседка. 

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/nuzhno-li-delat-uroki-s-rebenkom-mnenie-uchitelya-i-psihologa/

Ссылка на основную публикацию