Деятельностный метод обучения в школе

технология деятельностного метода обучения ФГОС

Технология деятельностного метода обучения

в начальной школе

Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью. Даже народная мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, вижу – и понимаю, делаю и умею».

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.

И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать.

Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  • Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  • Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Использование деятельностного метода в начальных классах позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.

Структура уроков введения нового знания:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) —

1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии —

4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

  • Возникновение проблемной ситуации
  • Методы постановки учебной проблемы:
  • побуждающий, подводящий диалоги;
  • мотивирующий приём «яркое пятно» — сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи — 4-5 минут

Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место — шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) —

7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства — алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление — 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)

  • фронтальная работа, работа в парах;
  • комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) —

4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

  • Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
  • Самоконтроль, самопроверка.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение —

7-8 минут.

  • Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

  • Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) — 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

и другие.

Особенность метода — самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов в начальной школе.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предложите ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме.

Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам или учащимся с соседней парты.

Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е.

учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями.

А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Заключение

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.

У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту, а также раскрываются возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли — не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.

Источник: http://sch480c.mskobr.ru/info_edu/standards/tehnologiya_deyatel_nostnogo_metoda_obucheniya_fgos/

Технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»)

Для реализации современных требований общества к образованию педагогами передовых российских школ используется новая авторская педагогическая технология – технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Л.Г. Петерсон.

Эта технология позволяет формировать не только предметные результаты освоения программы, но и развивать у детей деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем.

Этот новый педагогический инструментарий дает возможность организовать образовательную деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода, заявленного фундаментальным основанием ФГОС. В основе ТДМ лежит метод рефлексивной самоорганизации (общая теория деятельности – Г.П.

Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), и вместе с тем, она включает в себя все этапы глубокого и прочного усвоения знаний (П.Я. Гальперин). Благодаря этому, учащиеся имеют возможность на уроках системно тренировать весь спектр УУД, определяющих умение учиться. С другой стороны, ТДМ обеспечивает преемственность с традиционной школой.

Читайте также:  Вводим соки в рацион малыша правильно

Приведем в качестве примера структуру уроков открытия нового знания (ОНЗ) и опорную схему, которая помогает учителям соотнести между собой различные типы уроков и выявить их общую методологическую основу – схему рефлексивной самоорганизации:

1)  Мотивация к учебной деятельности.

2)  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3)  Выявление места и причины затруднения.

4)  Построение проекта выхода из затруднения.

5)  Реализация построенного проекта.

6)  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7)  Самостоятельная работа с самопроверкой.

8)  Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

Анализ технологических требований к каждому этапу уроков ОНЗ показывает, что учащиеся имеют возможность на этапах:

(1)  – тренировать свои способности к самоопределению и планированию сотрудничества с учителем и сверстниками;

(2)  – выполнять пробное учебное действие, фиксировать свое затруднение;

(3)  – выявлять и формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи;

(4)  – учитывать разные мнения, ставить перед собой цель, выбирать способ и средства ее реализации, планировать;

(5) – работать по плану, выдвигать гипотезы, самостоятельно строить способы решения проблем, искать информацию, извлекать из текстов нужную информацию, моделировать, учитывать разные мнения и согласовывать общую позицию;

(6, 8)  –  использовать модели, осознанно и произвольно строить свое речевое высказывание, выполнять действия по алгоритму;

(7)  – выполнять самоконтроль, критериальную самооценку и коррекцию собственных действий;

(9)  – выполнять рефлексию деятельности, осуществлять самооценку ее результатов.

Кроме того, в ходе таких уроков у учащихся активно развиваются познавательные процессы и волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Учащиеся активно включаются в процесс открытия нового знания, становясь субъектами учебной деятельности. Они понимают новые правила и понятия, а не механически заучивают их.

После того как на уроке ОНЗ новое знание (понятие, способ действия) «открыто» учащимися, возникают вопросы: «Как организовать дальнейшую работу, чтобы это знание было усвоено каждым учеником? Как организовать эту работу с пользой для развития личности учащегося? Можно ли достичь этих целей путем формального выполнения энного количества заданий нового типа?» Практика показывает, что нет. Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв ее причину и исправив, ученик способен в дальнейшем избегать этой ошибки при выполнении аналогичных заданий. Приобретенные в ходе этой работы умения самоконтроля, коррекции и самооценки станут теми метапредметными результатами обучения, которые останутся в их арсенале и после школы. Поэтому важно процесс формирования необходимых умений и навыков применения нового знания также строить на основе метода рефлексии, то есть сделать развивающим. При этом на уроках, которые традиционно назывались уроками повторения и закрепления, будут отрабатываться не только предметные умения и навыки, но и одновременно формироваться УУД. Такие уроки в ДСДМ получили название уроков рефлексии.

Помимо уроков ОНЗ и рефлексии в дидактической системе деятельностного метода выделено еще два типа уроков деятельностной направленности.

· уроки развивающего контроля;

· уроки построения системы знаний.

На уроках развивающего контроля учащиеся участвуют в процессе проверки усвоения изученных знаний, контролируют себя и выполняют самооценку. На уроках построения системы знаний – строят маршрут изучения курса, делают обобщения, систематизируют изученные знания, определяют область их применения и намечают пути дальнейшего развития.

Таким образом, ТДМ позволяет педагогу проводить уроки так, что дети сами выполняют полный комплекс УУД, составляющих умение учиться (на дошкольной ступени для проведения занятий используется модификация ТДМ – технология «Ситуация»).

Предложенная технология носит интегративный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой.

Действительно, при реализации шагов 1, 2, 5-9 выполняются требования со стороны технологии демонстрационно-наглядного обучения к организации передачи учащимся знаний, умений и навыков; шаги 2-8 обеспечивают системное прохождение ими всех этапов, выделенных П.Я.

Гальпериным как необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний; завершение 2-го шага связано с созданием затруднения в деятельности («коллизии»), являющегося, по мнению Л.В. Занкова, необходимым условием реализации задач развивающего обучения.

На этапах 2-5, 7, 9 обеспечиваются требования к организации учебной деятельности учащихся, разработанные В.В. Давыдовым.

На нашем сайте в разделе «Методическая копилка» можно познакомиться с примерами сценариев уроков и занятий в ТДМ, разработанными педагогами со всех концов России.

Для курса математики Л.Г. Петерсон «Учусь учиться» разработаны сценарии в ТДМ для всех уроков с 1 по 9 классы.

Далее можно подробнее познакомиться с целями и структурой каждого из типов уроков дидактической системы деятельностного метода обучения.

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Деятельностная цель (направлена на формирование метапредметных результатов освоения программы): формирование умения самостоятельно строить новые понятия и способы действий.

Содержательная цель (направлена на формирование предметных результатов освоения программы): расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Подробнее

Урок рефлексии (Р).

Деятельностная цель: формирование умения фиксировать свои затруднения в деятельности, выявлять их причины, строить и реализовывать проект выхода из затруднений (осуществлять контроль и коррекцию способа действия и его результата).

Содержательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, способов действий, алгоритмов и т.д.

Подробнее

Урок развивающего контроля (РК).

Деятельностная цель: формирование умения осуществлять контрольную и оценочную функцию.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Подробнее

Урок построения системы знаний (ПСЗ).

Деятельностная цель: формирование умения обобщать и структурировать знания.

Содержательная цель: создание ориентировочной основы действий для изучения курса, выявление его теоретических основ и систематизация знаний.

Подробнее

По материалам следующих источников:

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. // Как системно и надежно сформировать умение учиться. – Вестник образования. – № 3. – 2016.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. // Типология уроков деятельностной направленности. – МАНПО – 2016.

 «Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятель-ностного метода обучения «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010.

Грушевская Л.А. Методические особенности подготовки и проведения уроков рефлексии при работе по курсу математики программы «Школа 2000…»// Сборник статей — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.

Источник: https://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

Деятельностный метод обучения.doc — Деятельностный метод обучения

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноВидеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

СЛАЙД 1Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.СЛАЙД 2Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самомсебе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего

развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на

уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.Я использую разные методы и приемы деятельностного подхода на разных этапах урока. Например.СЛАЙД 3На этапе актуализации знаний – (4­5 минут) я использую технологию проблемного диалога.СЛАЙД 4I этап: возникновение проблемной ситуации.

В самом начале учитель предлагает ребятам набор предметов: солнечные илипесочные часы, календарь (хорошо должны быть видны названия 12 месяцев),

буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

– Пользуемся мы в современном мире всеми этим предметами? (Да, постоянно.) – Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?Ученики могут высказать разные предположения: – все современные; – все древние; – некоторые древние, а некоторые современные.СЛАЙД 5Все эти предположения ключевыми словами записать на доску.

ЩЁЛК – Какой у вас возникает вопрос? (Кто из нас прав?)– Сформулируйте основной вопрос урока.

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: ЩЁЛККакими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор? Используя приём «знаем – не знаем», актуализацию можно провести так: – Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры? (Чтобы рассчитывать своёвремя в течение дня, года, чтобы читать, писать и считать.

)СЛАЙД 5– Что такое Древний мир? (Вторая эпоха всемирной истории. Лента времени на с.46.)– Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе? (Нет,так как алфавит, например, нужен для письма, а первобытные люди не зналиписьменности.

) Если дети затруднятся с ответом на этот вопрос, то учитель сам может ихзаверить, что этих предметов в первобытном обществе не было.– Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока? (Какие из этихпредметов могли появиться в эпоху Древнего мира?)– Каких знаний вам для этого не хватает? (Мы ничего не знаем об эпохе Древнегомира.)СЛАЙД 7

– Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»:

ЗнаемНе знаемДля чего служат нам часы, календарь,буквы, цифры.Чем отличается эпоха Древнегомира от эпохи ПервобытногоДревний мир – вторая эпохавсемирной истории. мира?Какие из этих предметов моглипоявиться в эпоху Древнего мира?СЛАЙД 8Методы постановки учебной проблемы я использую разные.

Это может быть:побуждающий, подводящий диалоги; (сейчас мы делали именно это).мотивирующий приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)отрывок из мультфильма «Геркулес».

o Кто герой?o Где живет?o Какие герои есть еще?o Что такое древняя Греция? Была ли она в первобытную эпоху?o О чем сегодня мы будем говорить? Древняя Греция и не только.СЛАЙД 92 прием ­ “Корзина идей”Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальнойстадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта.

Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Работают учителя.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1­2 минуты).2. Обмен информацией в парах или группах.3. Далее каждая группа называет какое­то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

СЛАЙД 10V. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7­8 минутНа данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д.

Читайте также:  Какие игры популярны среди девочек?

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.СЛАЙД 11 Метод активного чтения: маркировка с использованием значков.Маркировочные пометки:Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.

Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует

дополнительных сведений.

После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:“V” ­ знаю “+” ­ новое “?” ­ есть вопросыДанный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.1.

Мир цивилизаций и мир первобытных племён.– Обратите внимание на название темы: «Древний мир – рождение первыхцивилизаций». Значит, какое основное отличие эпохи Древнего мира от эпохиПервобытного мира? (Что в эту эпоху появились первые цивилизации.)СЛАЙД 12– Посмотрите на рисунок на с. 53.

Как вы думаете, что такое цивилизация? Ученики высказывают предположения. Могут заметить, что это болеевысокая ступень развития общества, находят отличия: люди живут в городах,возникают государства, появляется письменность. Проверку предположенийможно провести по тексту учебника.

СЛАЙД 13 поиск ответов на поставленные вопросы.– Рассмотрите карту на с. 54–55.– Что обозначено на карте широкой розовой линией? (Ребята отвечают, читаялегенду к карте.)– Что находится за пределами этой границы? (То, что осталось, – мир первобытныхплемён.

)– Где возникли древние цивилизации: в каком полушарии, в каких частях света?– Кто может вспомнить: какой климат в тех областях, где возникли цивилизации? В конце работы надо сделать вывод: два мира одновременно существовали напланете и обменивались своими достижениями.

В колонку «не знаем» под вопросом «Чем отличается эпоха Древнего мира отэпохи Первобытного мира?» записываем (или вывешиваем готовую карточку)«Цивилизация – новая ступень в развитии общества». СЛАЙД 14

VI. Выражение нового знания.

Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)фронтальная работа, работа в парах;комментирование, обозначение знаковыми символами;Прием «Кластер».Древний мирПервые цивилизацииУ каждой цивилизации своякультураСЛАЙД 15VII. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Прием “Лови ошибку” (тетрадь № 1, самой сделать с ошибками)Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;скрытые, могут использоваться на этапе актуализации или постановки проблемы. Их можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось

выявить в начале урока.

СЛАЙД 16Прием “ Толстые и тонкие вопросы”“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.Тонкие?Кто…? Что…?Толстые?Дайте три объяснения: почему?Когда…? Может…?Объясните: почему…?Почему вы думаете…?Будет…? Могли…?Почему вы считаете…?Как звать…?Было ли…?В чем различие…?Предположите: что будет, если…?Согласны ли вы…

?Что, если…?Верно ли…?По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке ­ вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.СЛАЙД 17VIII. Рефлексия.

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности,

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Прием “Написание синквейна”Синквейн ­ самая легкая форма стихотворений по алгоритму.В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов,с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Заключение.Реализация деятельностного подхода способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, , проведенные среди учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.

У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно­

методическому комплекту.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/deyatelnostnyj_metod_obucheniya-111662/132864

Технология деятельностного метода обучения в начальной школе

Панина Н. А. Технология деятельностного метода обучения в начальной школе // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 615-617. — URL https://moluch.ru/archive/136/38029/ (дата обращения: 12.12.2018).



Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т. е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие; процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.

[2, 546] Деятельностный метод обучения — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Использование деятельностного метода в начальных классах позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Рассмотрим структуру проведения урока [5, 25]:

Таблица 1

/№ Этапы урока Время (мин) Цель
1 Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент) 2–3 мотивирование (самоопределение) учащихся к учебной деятельности
2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии 5–7 − Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи и знаках (эталоны) и обобщение.− Актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Мотивирование к пробному учебному действию («надо» — «могу» — «хочу»), и его самостоятельное осуществление.− Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании.
3 Постановка проблемы 3–4 − Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место — шаг, операцию, где возникло затруднение.− Соотнеси свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4 Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство), «Открытие» детьми нового знания 3–4 Построить проект выхода из затруднения.
5 Первичное закрепление во внешней речи 5-6 − Реализовать построенный проект в соответствии с планом.− Зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона).− Организовать решение исходного задания, данного для пробного действия.− Уточни общий характер нового знания.− Зафиксировать преодоление затруднения.
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10–12 − Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях− Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).
7 Включение в систему знаний и повторение 5–8 − Выявить границы применимости нового знания− Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
8 Рефлексия деятельности (итог урока) 2–4 − Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.− Провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися.− Оценить собственную деятельность на уроке.− Обсудить и записать домашнее задание.

У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту, а также раскрываются возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли — не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь».

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. — М.: 2009. — № 4. — 18 с.
  2. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996. — 546 с.
  3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — М., 2006. – 25 с.
  4. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе // Интернет ресурс: http://festival.1september.ru/articles/527236/

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, внешняя речь, построение нового знания, пробное действие, пробное учебное действие, самостоятельная работа, учебное содержание, учебный процесс.

___ Актуализация и пробное учебное действие.

Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, учебная деятельность, волевая саморегуляция, учебное сотрудничество, этап, знание, построенный проект, пробное учебное действие

самостоятельная деятельность, деятельность, самостоятельная учебная деятельность, ученик, действие, простая деятельность, сам процесс, самостоятельная познавательная деятельность

Ключевые слова: умение, учебное умение, интеллектуальные умения, формирование умений. Сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности является одним из показателей эффективности…

При оценке следует различать четыре возможных уровня выполнения деятельности испытуемыми, или четыре типа (уровня) задач

III уровень (аIII) — продуктивное действие, выполняемое на некотором множестве объектов, подобных изученным учебным элементам.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями.

Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

урок, учитель, треугольник, этап, знание, построенный проект, способ действий, учебная деятельность, исходная задача, внешняя речь, учащийся.

Структура современного урока открытия нового знания» состоит уже из 9 этапов: мотивации, актуализации и пробного учебного действия, выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения, реализации построенного проекта…

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения…

Рефлексия учебной деятельности. Расположение детей, как правило, является точкой возврата, т.е. рефлексию провожу в том же месте, где мы

Самостоятельная работа.

– совершить пробное действие. – зафиксировать затруднение проанализировать свои действия.

___ Актуализация и пробное учебное действие.

Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, учебная деятельность, волевая саморегуляция, учебное сотрудничество, этап, знание, построенный проект, пробное учебное действие

самостоятельная деятельность, деятельность, самостоятельная учебная деятельность, ученик, действие, простая деятельность, сам процесс, самостоятельная познавательная деятельность

Ключевые слова: умение, учебное умение, интеллектуальные умения, формирование умений. Сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности является одним из показателей эффективности…

При оценке следует различать четыре возможных уровня выполнения деятельности испытуемыми, или четыре типа (уровня) задач

III уровень (аIII) — продуктивное действие, выполняемое на некотором множестве объектов, подобных изученным учебным элементам.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями.

Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

урок, учитель, треугольник, этап, знание, построенный проект, способ действий, учебная деятельность, исходная задача, внешняя речь, учащийся.

Структура современного урока открытия нового знания» состоит уже из 9 этапов: мотивации, актуализации и пробного учебного действия, выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения, реализации построенного проекта…

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения…

Рефлексия учебной деятельности. Расположение детей, как правило, является точкой возврата, т.е. рефлексию провожу в том же месте, где мы

Читайте также:  Заказать бакалаврскую работу

Самостоятельная работа.

– совершить пробное действие. – зафиксировать затруднение проанализировать свои действия.

Источник: https://moluch.ru/archive/136/38029/

Использование технологии деятельностного метода обучения Школа 2000 на уроках английско_30657

Использование технологии деятельностного метода обучения « Школа 2000» на уроках английского языка.

Политические и экономические условия, сложившиеся в нашей стране, а так же стремление России сотрудничать с западными странами предъявляют все новые требования к системе образования.

Расширение международных связей существенно повлияло на расширение функции иностранного языка как предмета и привело к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам и, как следствие, разработкам новых педагогических технологий.

Федеральный государственный образовательный стандарт 2 поколения по иностранным языкам предполагает необходимость формирования у молодежи следующих основных компетенций:

— базовые компетенции (чтение, письмо, слушание и говорение)

— мыследеятельностные компетенции (причинно-следственное мышление, принятие решений, критическое мышление)

— личностные компетенции (ответственность, самооценка, коммуникативность, нравственность).

В обучении иностранным языкам существуют различные подходы. На современном этапе наиболее действенным является деятельностный подход.

Деятельностный подход или медод активно начал применятся в 80-х годах прошлого столетия, и имел различные названия, например, «Деятельностное обучение», « системно-деятельностный подход», « Развивающее» или «проблемное обучение».

Тогда работа велась под руководством профессора П. Я. Гальперина и доцента И. И. Ильясова.

Затем исследование актуальных вопросов обучения было проведено в Ассоциации «Школа 2000…» и Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ в 2000-2006 гг. под руководством Л. Г.

Патесон. Изначально эта методика была нацелена на начальную школу и преимущественно на обучение математики, но затем была успешно апробирована и на других предметах, в том числе и иностранном языке.

Исследования по педагогике и психологии, проведенные в рамках этой программы, ставят эффективность обучения в прямую зависимость от мотивации учения.

«Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед каждым педагогом, нет другой более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы к упорной, систематической учебной работе».

Как показывает опыт, долгое время у учащихся наблюдалась и наблюдается низкая мотивация к изучению иностранного языка, так как иностранный язык – трудный предмет, требующий много сил, времени и упорства.

Убежденность в невозможности преодолеть эти препятствия, неверие в свои силы, а порой и нежелание преодолевать определенные трудности, ведет к снижению интереса к иностранному языку. Поэтому главная задача, которая стоит перед преподавателем — раскрыть творческий потенциал учеников, найти такие дидактические средства, которые пробуждали бы мыслительную активность детей и интерес к иностранному языку. Они должны осознать, зачем им нужен иностранный язык, какова его практическая значимость для их будущего.

Применительно к содержанию обучения иностранным языкам необходима проблемная подача материала, демонстрация особенностей нравов, обычаев и культуры людей в нашей стране и в странах изучаемого языка в сопоставлении.

Одним из важных моментов является то, что акцент делается не на сообщение готовых знаний, а на побуждение учащихся к размышлению, к самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям, а также перенос информации во «внутренний план» ребенка (жизненный и речевой опыт учащихся).

Итак, деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Реализация технологии деятельностного метода «Школа 2000» в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой активности.

Благодаря этим принципам деятельностный метод позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют» фронтальные формы работы.

Технология деятельностного метода обучения английскому языку включает в себя систему деятельностных шагов.

Рассмотрим последовательность деятельностных шагов на примере структуры урока введения нового знания, которая имеет следующий вид:

Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1)уроки «открытия» нового знания;

2)уроки рефлексии;

3)уроки общеметодологической направленности;

4)уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1.предъявление контролируемого варианта;

2.наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3.сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

4.оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Одним из эффективных методов деятельностного подхода, который может быть широко использован на уроках английского языка, — метод проектов, который позволяет реализовать наиболее сложную и существенную для методики задачу – создание языковой среды, а на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике.

Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка.

Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.

Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение).

Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы.

Учебники построены так, что здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята с нашей помощью могут сформулировать основной вопрос (проблему) урока и самостоятельно открыть новые знания.

Можно выделить несколько типов проектов: творческие, исследовательские, которые требуют хорошо продуманную структуру; ролево-игровые, где структура только намечается и остается открытой до окончания проекта.

Метод проектов хорош тем, что он предполагает совместное целеполагание учеников и педагога, предоставляет ребятам право выбора, развивает мышление и рефлексию. Учащиеся становятся активными участниками, а педагог направляет их деятельность и помогает им.

Проектная деятельность предполагает рефлексивную деятельность, потому что данный вид деятельности нацелен также и на самостоятельный поиск новых решений и информации.

Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть деятельностный метод обучения английскому языку в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

У деятельностной методики обучения английскому языку много специфических черт.

1. Во-первых, создатели этой методики считают, что обучать навыкам организации самой деятельности и навыкам работы с учебным содержанием следует отдельно. Навыки самой деятельности необходимо формировать до того, как начнется само обучение (т.е.

работа с учебным содержанием). В деятельностной методике разделяют предварительное овладение языковыми средствами и последующее собственно учебное общение.

Создатели деятельностной методики считают неверным обучение языковым средствам в процессе работы с содержанием сообщаемого.

2. Следующей специфической чертой деятельностной методики является выделение так называемых языковых речекоммуникативных единиц.

Так как для полноценной коммуникации при обучении недостаточно только речевого статуса языковых единиц – речевой статус должен сочетаться со свободой их выбора в речи.

Языковые единицы которые обладают речевым статусом и обеспечивают полноценную коммуникацию с точки зрения свободы их выбора, исходя из смысла сообщаемого, называется языковыми коммуникативными единицами.

3. И последней специфической чертой является использование такого приема, как условный перевод, при котором используется не только то, чем ученики уже овладели, но и то, чему их обучают на данном этапе.

Преимущества деятельностного подхода

•У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;

•формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;

•возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

Деятельностной методике присущи следующие положительные стороны.

Во-первых, это формирование навыков выбора языковых средств при речи, исходя не только из смысла сообщаемого, но и из умения построить логическую последовательность.

Второй положительной чертой является возможность построения системы грамматики по данной методике, используя речекоммуникативные единицы.

Эта методика предполагает также обильную речевую практику.

Недостатком деятельностной методики является то, что цели обучения английскому языку (практические, воспитательные, образовательные и развивающие) недостаточно взаимосвязаны между собой, а также то, что процент самостоятельной познавательной деятельности ниже, чем в других методиках.

Литература

1.Дьяченко В.К. Два варианта новейшей педагогической технологии // Коллективный способ обучения http://pedlib.ru/Books/5/0307/5_0307-1.shtml

2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.

3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

4.Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

5.Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода http://omczo.org/publ/393-1-0-2468

«

«

Источник: http://aplik.ru/ref/6013/

Ссылка на основную публикацию