Дошкольник и компьютер: функциональная готовность

Использование компьютера в предматематической подготовке ребенка дошкольного возраста

Использование компьютера в  предматематической подготовке ребенка  дошкольного возраста.

Введение…………………………………………………………………….2

Компьютер: за и против. Требования к условиям для работы с компьютерной техникой………………………………………………………….4

Значение использования компьютерной техники в дошкольном образовании………………………………………………………………………7

Значение использования  компьютера в предматематической подготовке дошкольников…………………………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………….12

Введение

Информатизация общества существенно изменила повседневную жизнь. И педагоги, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.

Компьютеризация школьного  образования в нашей стране уже  имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования. Начинается использование компьютеров на занятиях в детских садах.

 Сегодня многие дошкольные учреждения России оснащаются компьютерными классами, во многих семьях есть компьютеры, при помощи которых дети постепенно входят в мир современных инноваций, играют, знакомятся с окружающим миром.

Но до сих пор отсутствуют  методика использования информационных компьютерных технологий в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.

Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его  в свою деятельность.

Основная идея применения в образовательном процессе информационных компьютерных технологий заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию информационных компьютерных технологий в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

Цель работы — изучить направления применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

-рассмотреть положительное  и отрицательное влияние компьютера  на ребенка.

-изучить значение использования компьютерной техники в дошкольном образовании.

-выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, в частности при обучении математике.

Гипотеза — учебный процесс в детском саду может быть более успешным при использовании компьютера и интерактивных технологий в качестве дидактического средства на примере обучения математике: процесс обучения математике старших дошкольников может быть более эффективным, если при объяснении определенных математических понятий и терминов будут использованы компьютер и интерактивное оборудование, так как: применение цвета, графики, звука, компьютера позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету;

Предмет исследования — формирование элементарных математических представлений старших дошкольников с использованием компьютера.

Компьютер: за и против. Требования к условиям для работы с компьютерной техникой

Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению  с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимыми для гармоничного развития личности.

 
При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм.

Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровьесберегающих технологий.

С тех самых пор, как  впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей  играм по определенным правилам и  азам компьютерной грамотности.

 
Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.

У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая  функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и  координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Озабоченность здоровьем  детей высказывают медики, приводя  немало аргументов «против» раннего  обучения ребят дошкольного и  младшего школьного возраста информатике: воздействие электромагнитного  излучения монитора, сидячее положение  в течение длительного времени  и как следствие этого — появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психического здоровья ребенка, чем полезен. 
Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для растущих малышей или вред? Вопрос остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры — это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина».

А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:  1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах.

В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.  2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II.

Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.  3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.  4.

Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.  5. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора. 

6. Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере — 10-15 минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2 раз в неделю.

Покупая новую игру для  компьютера, обратите внимание:  — на ее совместимость с вашей моделью компьютера, на то, с какой скоростью она будет загружаться и запускаться, как открывается;  — проверьте, соответствует ли она возрасту ребенка, уровню знаний;  — достаточно ли привлекательна по оформлению и содержанию;  — посмотрите, какие именно знания будут приобретаться в ходе игры;  — важно, чтобы этическое содержание игры, типы положительных и отрицательных героев, характер их взаимодействия друг с другом отвечали вашим моральным установкам;  — для ребенка будет иметь значение, чтобы в игре были разные этапы и уровни сложности, чтобы она требовала сосредоточенности, анализа ситуации, способности комбинировать различные элементы и была занимательной;  — хорошо, если игра или задание таковы, что за компьютером может сидеть сразу 2-3 человека, потому что при работе возникает много достаточно скучных пауз, и в эти моменты можно разговаривать друг с другом;  — длительные задания должны чередоваться с краткосрочными; 

— в конце работы необходимо проводить гимнастику для глаз.

Для проведения таких занятий  необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 квадратных метров на одно рабочее  место (стул и стол), оборудованное  с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку.

Ребенок  должен сидеть за компьютером так, чтобы  линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась  на его центральную часть. Оптимальное  расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см.

В данном помещении необходима ежедневная влажная уборка.

Значение использования компьютерной техники в дошкольном образовании

Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в  США, Канаде, Франции, Болгарии. Несмотря на различные подходы к организации  и содержанию деятельности за компьютером, полученные результаты во многом сходятся.

Так, отмечается устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему у детей. Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности; дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач.

У всех старших дошкольников наблюдаются настойчивость и  терпение, не свойственные обычно детям  этого возраста.

Было выделено несколько  типов мотивации к деятельности детей за компьютером:

а) интерес к новому, загадочному  предмету – компьютеру;

б) исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);

в) мотив успешного решения  познавательных задач.

Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость»  – способность человека находить наибольшее число принципиально  различных решений задачи. Развиваются  также способности к антиципации, стратегическому планированию, осваиваются  наглядно-действенные операции мышления.

За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Взрослые только помогают детям советами. Совместные компьютерные игры позволяют  снять ряд трудностей в общении  детей.

Возрастает роль компьютерной игры как инструмента диагностики  и реабилитации: в настоящее время  компьютерные игры используются как  средство помощи детям с нарушениями  навыков письменной речи, в связи  с трудностями обучения счету, для  улучшения координации, диагностики  пространственных способностей. Компьютер  можно эффективно использовать для  коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного  развития. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям  открыто выразить свои проблемы, что  является важным в процессе психотерапии.

Применение компьютерных технологий способствует выявлению  и поддержке одаренных детей.

Значение использования  компьютера в предматематической подготовке дошкольников

Использование компьютерных игр развивает способность ребенка  находить наибольшее количество принципиально  различных решений задачи. Формирование элементарных математических представлений  происходит на основе построения и  использования детьми наглядных моделей.

Педагогами подобрано много компьютерных программ, предназначенных для развития элементарных математических представлений детей 4-7 летнего возраста.

Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (например, кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.).

Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов.

В компьютерных программах этой серии дети упражняются в  прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и  вычитание, определять состав числа (в  пределах 10).

Они внимательно всматриваются  в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах.

При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более  трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают  непринужденный характер, вызывают желание  добиться успеха.

Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы  логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют  умения сосредоточиться на учебной  задаче, запоминать и понимать ее условия, выполнять задание правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым обеспечивая индивидуальный подход к обучению.

Компьютерных математических программ для детей старшего дошкольного  возраста с ролевыми способами решения  необоснованно мало.

Между тем  именно такие программы помогут  привлечь внимание детей к внутреннему  миру другого, побуждает поставить  себя на его место, помочь преодолеть препятствия.

«Все компьютерные программы  для дошкольников должны иметь положительную  нравственную направленность, в них  не должно быть агрессивности, жестокости, насилия» Особый интерес вызывают программы  с элементами новизны, необычности.

Читайте также:  Если ваш ребенок начал болеть

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/ispolzovanie-kompjutera-v-predmatematicheskoj-podgotovke/419030-1448162-page1.html

Следует ли разрешать дошкольнику пользоваться компьютером?

Современное общество и современные технологии диктуют свои условия, и сегодня уже самые маленькие дети могут разбираться в устройстве смартфона и компьютера. Однако хорошо ли это и что полезного можно извлечь из обладания такими навыками?

Современное общество и современные технологии диктуют свои условия, и сегодня уже самые маленькие дети могут разбираться в устройстве смартфона и компьютера. Однако хорошо ли это и что полезного можно извлечь из обладания такими навыками?

Компьютер – это современное устройство, которое заменяет и библиотеку, и кинотеатр, и живое общение, и игровую приставку.

Первоначальное его предназначение – облегчить процесс познания и обеспечить хранение информации. Он и сегодня успешно выполняет эти функции.

Однако для дошкольника, для развития которого нужно непосредственное живое общение, компьютер служит плохую службу.

Как известно, дети познают окружающий мир и приобретают новые знания через игру. Однако те игры, которыми переполнен рынок игр, не все подходят в качестве развивающих.

Положительные стороны компьютера для ребенка

При контроле со стороны родителей за процессом работы дошкольника за компьютером возможно развитие логики и мышление ребенка при помощи компьютерных игр. Они не должны заменять живое общение, но быть частью комплекса мероприятий для развития ребенка.

Включение-выключение компьютера требует определенных навыков и логической цепочки действий, что также является частью развития.
Компьютер является полезным ресурсом по приобретению необходимых знаний. Там можно найти практически любую информацию, что, впрочем, может являться и отрицательной стороной вопроса.

Отрицательные стороны компьютера

Компьютер в доме требует правильной организации рабочего места, при неправильном положении тела могут развиваться нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения.

При несоблюдении режима использования компьютера у дошкольника может формироваться компьютерная зависимость. Обращать на это внимание стали не так давно, но замена всех приоритетов компьютером приводит к деградации и формированию неполноценной личности, которая не может нести ответственность за свои поступки. Выполнение однотипных действий приводит к ограниченности личности.

Рекомендации по оптимальной работе за компьютером

Соблюдение определенных рекомендаций позволит направить работу с компьютером дошкольника в продуктивное русло.

1) Периодичность работы с компьютером должна составлять не более 2-3 раз в неделю, один раз в день, желательно в дневное время. Впечатления от работы за компьютером могут повлиять на сон ребенка, поэтому не рекомендуют поздно заниматься за компьютером.

2) Ребенок старшего дошкольного возраста может находиться за компьютером не более 10-15 минут.

3) Работа с монитором – это напряжение для глаз. Поэтому необходимо проводить гимнастику для глаз, чтобы снять эту нагрузку. Можно поморгать, затем переключиться на какой-либо предмет, например, за окном, сфокусировав на нем взгляд, затем снова поморгать.

Можно сделать и такое упражнение: не поворачивая голову, взглядом медленно обрисовать круг. Можно зажмуриться, досчитать до 4, затем открыть глаза и посмотреть за окно.

Организация компьютерного рабочего места ребенка

Для предупреждения проблем со здоровьем необходимо правильно организовать рабочее место.

Сидеть ребенок должен на стуле, имеющем спинку и опору для ног.

Монитор должен располагаться на верхней части стола, чтобы, сидя ровно на стуле, экран располагался на уровне глаз ребенка. При этом при работе с мышью предплечье должно располагаться на столешнице, а не на весу.

Монитор компьютера располагают против солнца, чтобы солнечный свет не падал на монитор, бликуя на солнце.

Экран компьютера должен располагаться на расстоянии 60-70 см. от глаз дошкольника, чтобы давать меньшую  нагрузку на органы зрения.

Необходимые кабели должны располагаться так, чтобы не контактировать непосредственно с ребенком.

Требования к развивающим играм для ребенка

Дети любят все яркое, и этим пользуются производители компьютерных игр, придумывая обложку для него. Однако приобретая для малыша игру, нужно думать о ее полезности для ребенка и предназначении. Она должна соответствовать определенным требованиям:

Нужно выбирать игру соответственно возрасту ребенка

Помня о времени работы за компьютером, этапы игры должны быть не больше 15 минут, чтобы не вызывать расстройство при прерывании процесса

Это может быть набор мини-игр, в которых требуется мобилизовать внимание и применить сообразительность. Это могут быть серии игр «Баба-Яга», «Лунтик», «Кузя».

Решая, нужен ребенку компьютер, или нет, нужно учесть тот факт, что у ребенка в определенном возрасте просыпаются лидерские задатки. При общении в коллективе для него важно быть не хуже других. На практике это не обозначает, что дети сравнивают модели компьютеров, выбирая, у кого лучше. Просто ребенок в разговоре знает, о чем идет речь и не чувствует себя ущербным.

Правильно поняв ребенка, родители могут направить технический прогресс в правильное русло, помогая ему развиваться. А удалось ли вам найти компромисс с вашим чадом и установить верное взаимодействие ребенка с машиной?

Пишите, нам интересно узнать ваше мнение и истории!

(Пока оценок нет)

Источник: http://infonyanya.ru/doshkolnik/kompyuter-i-doshkolnik-sleduet-li-razreshat.html

Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере

Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере

Всем известно, что ребенок дошкольного возраста редко сталкивается с компьютером. Для его взаимодействия детям требуется большое количество сил и внимания. Существуют дети, которые отказываются работать с компьютером или не могут усвоить начальные навыки.

Часто у детей возникает настороженность к компьютеру. Это может породить страх и недоверие к компьютеру. Это влечет за собой отрицательное воздействие на здоровье и интеллектуальное развитие. Таким образом, напрашивается вывод, что можно поделить всех детей на две группы, а именно способных и неспособных освоить компьютер. Так ли это? Давайте в этом разберемся.

Трудности, которые возникают при общении ребенка с компьютером, связаны с адаптацией организма ребенка к новым видам деятельности. Именно эти особенности являются спецификой развития детей данного возраста. Дети 5 – 6 лет чувствительны к любым воздействиям окружающего мира.

Если нарушить границы выносливости дошкольников, то могут возникнуть отклонения в состоянии здоровья. Сначала у детей могут возникнуть разные неврологические реакции, это выражается в нарушении эмоционального состояния и поведения. Также у детей повышается возбудимость, они часто плачут.

Со временем ребенок начинает приспосабливаться к разнообразным условиям, они спокойно реагируют на новые нагрузки. Когда происходит знакомство ребенка с компьютером, то его эмоциональная система также приспосабливается к ним. Для того, чтобы ребенок быстрее адаптировался к нагрузкам, нужна «зрелость» функций, обеспечивающая успешность овладения этими видами деятельности.

Перед нами возникает вопрос, что же значимо для общения ребенка с компьютером? Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно обратить внимание на его действия и поведение. На первом этапе обучения дети работают с клавиатурой, точно и быстро нажимают на клавиши.

Для этого дошкольник поднимает взгляд с клавиатуры на монитор и обратно. Восемьдесят – сто таких движений ребенок совершает за десять минут. Часто из – за программы дети работают в очень быстром темпе. Они испытывают проблемы в то время, пока ищут нужную клавишу.

Таким образом, для хорошей работы с клавиатурой нужны подвижные нервные процессы, которые определяют скорость действий двигательных функций.

Занимаясь на компьютере, ребенок решает усложняющие логические и пространственные задачи, которые требуют хорошо развитого мышления. Следует отметить, что дошкольник работает с разнообразными программами. Каждая новая программа требует новые двигательные и пространственные реакции, которые связаны с управлением.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/stati/238706-funkcionalnaja-gotovnost-doshkolnikov-k-rabot.html

Компьютер как средство предматематической подготовки дошкольников

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. Н. УЛЬЯНОВА

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Компьютер как средство предматематической подготовки дошкольников

Выполнила:

студентка 4 курса заочного отделения

факультета педагогики, психологии и управления

Адаева Н. А.

Проверила:

Судакова В. Е.

Ульяновск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Использование информационно–коммуникативных технологий в учебно–воспитательном процессе в ДОУ

Глава 1.1 Интерактивное оборудование в ДОУ и требования к организации работы с ним

Глава 2. Требования к педагогу компьютерного класса

Глава 2.1 Организационно – методическая работа в ДОУ

Глава 2.2 Игра – основное условие использования компьютера в ДОУ

Глава 3. Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере

Глава 3.1 Компьютер: ЗА и ПРОТИВ

Вывод

Практическая часть

Список литературы

Введение

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду — в условиях коллективного воспитания.

Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы возрастает связи с переходом казахстанской системы образования на 12-летнее обучение.

Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте.

Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире.

Существующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них.

Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в ДОУ может разрешить это противоречие. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников математике, ИЗО, обучению грамоте является использование информационно-коммуникативных технологий.

Читайте также:  Внеурочная деятельность в начальной школе по фгос, её задачи и направления, программы и пособия с фото и видео

Глава 1. Использование информационно-комуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в ДОУ

В настоящее время тема «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ» актуальна и на данный момент недостаточна изучена.

С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием.

Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.

Цель работы — изучить возможности применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ:

на занятиях по формированию элементарных математических представлений;

Задачи :

изучить отечественный и зарубежный опыт использования компьютерной техники в дошкольном образовании.

выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, в частности при обучении математике,ИЗО.

Гипотеза — учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства на примере обучения математике: процесс обучения математике и ИЗО старших дошкольников может быть более эффективным, если при объяснении определенных математических знаний будет использованы компьютер и интерактивное оборудование, так как:

применение цвета, графики, звука, компьютера позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету;

использование информационно-коммуникативных технологий

Объект исследования — процесс обучения старших дошкольников в детском саду.

Предмет исследования — формирование элементарных математических представлений старших дошкольников с использованием компьютера.

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста.

Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников. С 2007 года процесс обучения в детском саду существенно изменился. Воспитатели и педагоги дополнительного образования детского сада стали использовать информационно-коммуникационные технологии на занятиях.

Большинство педагогов прошли курсы «Основы работы на интерактивной доске» при областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. В ДОУ оборудовали компьютерный класс.

Глава 1.1 Интерактивное оборудование в ДОУ и требования к организации работы с ним

Любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка. Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут.

Многие дети проводят за компьютером гораздо больше времени без каких-либо вредных последствий. Для проведения таких занятий надо оборудовать специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 кв.м.

на одно рабочее место, оборудованное с учетом возрастных и санитарно-гигиенических требований.

Признавая, что компьютер — ново-мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

Источник: http://TopRef.ru/referat/125877.html

Дошкольник и компьютер

Дошкольник и компьютер

В наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Им пользуются все: родители и их дети, бабушки и дедушки. Для кого-то компьютер — это рабочий инструмент, для кого-то источник информации, а для кого-то замечательная игрушка. Редкий дошкольник сейчас не умеет пользоваться компьютером. У многих возникает вопрос: хорошо это или плохо?

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Попробуем выделить положительные и отрицательные стороны в умении дошкольника пользоваться компьютером.

+ моменты — моменты
1. умение работать на компьютере (владение мышью, умение включать, выключить и т.д.) 1. нарушение санитарно-гигиенических требований к организации места ведёт к ухудшению здоровья
2. компьютер – источник информации 2. компьютерная зависимость
3. развитие интеллекта ребёнка через развивающие игры

Так для того, чтобы компьютер стал вашим союзником в воспитании и развитии ребёнка, а не врагом, необходимо строго выполнять ряд требований:

  • Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.
  • Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.
  • После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.

Если вы хотите максимально с пользой для ребенка изучать компьютер, то следует запомнить 5 правил:

  • Компьютер лучше поставить в углу или, чтобы задняя поверхность компьютера была повернута к стене.
  • В комнате, где расположен компьютер, рекомендуется ежедневная влажная уборка.
  • Перед тем как работать на компьютере, протирайте экран тряпочкой.
  • Пусть в комнате, где стоит компьютер, будут комнатные цветы, поставьте рядом кактус.
  • Почаще проветривайте комнату, где стоит компьютер, и следите за влажностью.

Так же ребенка нужно научить делать простую гимнастику для глаз, это очень важно для детского зрения.

Гимнастика для глаз выполняется достаточно просто:

  • Плавно закрыть, потом плавно и широко открыть их. Повторить такие движения несколько раз.
  • Посмотреть на предмет, который рядом, потом посмотреть на предмет, который очень далеко. Так смотреть несколько раз.
  • Голова не поворачивается, только глазами смотрим вокруг в одну сторону, потом в обратную сторону. Повторить так где-то несколько раз.

Упражнения просты и скоро ребенок сможет их выполнять самостоятельно.

Рабочее место — так же очень важный момент. Организовать его не трудно, но оно обеспечит вашему ребенку комфортные занятия за компьютером.

Мебель должна соответствовать возрасту ребенка. Стул лучше выбрать со спинкой. Монитор должен быть на расстоянии около 25-30 см от глаз ребенка.

Если вы прислушаетесь к нашим несложным советам и будете их придерживаться, то ваш ребенок будет познавать компьютер только с пользой.

Источник: http://ds178.ru/?cat=parent/advices/doskolnikikomp

Дошкольник в компьютерной среде: за и против

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дошкольник в компьютерной среде: за и против

Куниченко Ольга Владимировна, 4 курс

Волгоградский государственный педагогический университет

Факультет дошкольного и начального образования,

кафедра педагогики дошкольного образования

В современном мире технический прогресс не стоит на месте. Информатизация общества приводит к тому, что компьютерные электронные системы проникли фактически во все сферы деятельности человека. Охватила она и будущее нашей планеты – детей. В настоящее время ведутся дискуссии и споры, касающиеся вопроса: нужно ли ребёнку дошкольного возраста взаимодействие с компьютером?

Современный ребёнок довольно рано знакомится с компьютером. Многие родители радуются, глядя, как малыш быстро осваивает технику, ведь ребёнок мирно сидит за компьютером, не создавая проблем. Но взрослые не догадываются, что таким образом у малыша развивается психологическая зависимость, при которой единственной ценностью становится электронная машина.

В результате падает уровень психического развития ребёнка, ухудшается его здоровье, проявляются замкнутость и отчуждённость. Такая ситуация привела к тому, что в детской психологии появляется новая проблема – возрастающее количество компьютерных фанатов среди детей дошкольного возраста.

Данная проблема существует уже несколько лет, она активно исследовалась в прошлом столетии. Уже в 1980 году английским психологом Робертом Сабби было выделено 4 стадии развития психологической зависимости от компьютера и компьютерных игр. А в 1988 году А. Г. Шмелёв разработал классификацию компьютерных игр в соответствии со степенью их влияния на психику человека.

Эта шкала применяется психологами и сегодня. Он выделил ролевые игры, когда происходит интеграция человека с компьютерным персонажем, утеря индивидуальности и неролевые игры, при которых формируется мотивация, основанная на азарте и вызывающая зависимость.

1 Современные отечественные психологи и педагоги работают над данной проблемой, разрабатывают методы борьбы с недугом, и это неслучайно, ведь последствия такого пагубного воздействия необратимы.

С точки зрения медицинских наук, зависимость пагубно влияет на несформировавшуюся психику дошкольника. Сегодня врачи включают пристрастие к видеоиграм в список официально диагностируемых умственных расстройств у детей дошкольного возраста.

Также ухудшается физическое, соматическое состояние ребёнка. А, как известно, малейшие отклонения в физическом развитии влекут за собой нарушения психической сферы, меняя обычный ход формирования высших психических функций.

В свою очередь, искажение личности ребёнка будет следствием нарушения структуры совершенствования высших психических функций.

Ребёнок перестаёт играть и общаться со сверстниками, ему достаточно компьютерных игр.

Что уж говорить об играх из серии «стреляй и убивай», которые делают ребёнка жестоким, воспитывают агрессию, показывая мир насилия и ужасов.

Психика ребёнка в дошкольном возрасте настолько уязвима, что последствия от такого пагубного воздействия проявляются уже в скором времени после постоянного провождения ребёнка перед компьютером.

В иерархии потребностей возникает новая — необходимость в компьютере, передвигая все остальные нужды на задний план.

Если малыш не удовлетворяет свою потребность в компьютере, он начинает испытывать дискомфорт, его захватывают негативные эмоции, что может привести к проявлению агрессии, возникновении стресса или депрессии.

Всё это влечёт за собой формирование новых целей, мотивов, что сказывается на общей деятельности ребёнка. Самосознание малыша претерпевает изменения.

Самооценка резко меняется, ребёнок утрачивает представления о себе, теряет свою индивидуальность, непосредственность, своё «Я». В ходе игр, в которых дошкольник побеждает, является главным героем, происходит индивидуализация и ребёнок перестаёт принимать во внимание окружающих его сверстников, а в дальнейшем и близких людей.

У дошкольника нарушается основная функция психики – она начинает отражать не объективную реальность, а виртуальную. Ребёнка постепенно привлекает виртуальный мир, который поглощает время, силы, эмоции и энергетику до такой степени, что малыш оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности.

Читайте также:  Решение школьных проблем

Анализируя вышесказанное, встаёт вопрос: что же делать? Ограничивать доступ детей к компьютеру или остановить технический прогресс? Конечно, нет, ведь внедрение информационных технологий движет общественный прогресс и ребёнок должен осваивать технические новшества. Вопрос стоит в другом, каким способом он это делает. Целесообразно сознательно знакомить дошкольников с компьютером, соблюдая здоровьесберегающие, эргономические, психолого-педагогические требования и условия.

По мнению ряда психологов, самыми приемлемыми для ребёнка дошкольного возраста являются программы, содержащие комплекс развивающих и обучающих заданий. В среде информационных технологий их принято называть компьютерными развивающими программами.

Они, в отличие от развлекательных, азартных, ролевых и стратегических игр благотворно влияют на развитие психики малышей. Программа, созданная по типу развивающих занятий, каждое из которых имеет в своей основе завершённый сюжет, предполагает наличие развивающих целей и задач.

В ходе выполнения таких занятий дети реализовывают их основную задачу, видя при этом результат своей деятельности, и после всего абсолютно без стресса могут прекратить работу на компьютере. Важно также отметить, что на выполнение заданий данных программ ребёнок затрачивает всего 10-15 минут, что соответствует требованиям.

Компьютерные развивающие программы соответствуют уровню развития дошкольника и несут в себе огромный потенциал для его дальнейшего совершенствования.

Информатизация общества привела к тому, что ещё в прошлом столетии в США, Великобритании, Франции, Бельгии создавались и внедрялись государственные проекты введения компьютеров в дошкольные образовательные учреждения.

Самой известной в то время развивающей программой являлась система ЛОГО, разработанная американским педагогом С. Пейпертом. В данной программе ребёнку предоставляется возможность управления графическим объектом, рисующим, конструирующим различные предметы и явления.

С помощью ЛОГО дети развивают психические процессы такие, как мышление, восприятие, воображение, внимание, память, совершенствуют сферу сенсорных представлений. В настоящее время отечественные учёные, такие как Ю. Горвиц, А. Горячев, Д. Зарецкий, А. Дуванов, Ю.

Первин разрабатывают ряд развивающих программ для дошкольников.2

Сейчас наиболее известными компьютерными развивающими программами, используемыми психологами для совершенствования психической стороны личности ребёнка являются:

  1. Программы, направленные на закрепление навыка (развитие сенсорных представлений);

  2. Программы, тренирующие познавательные процессы, зрительную память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление;

  3. Программы, позволяющие диагностировать уровень психического развития.

В ходе выполнения заданий из данного типа программ ребёнок проявляет инициативу, сознательность, саморегуляцию, не ограничивается исполнением команд компьютера, а сам занимает активную позицию по отношению к нему.

Огромное значение имеет также то, что ребёнку предоставляется возможность перенести свою деятельность с компьютера в реальную жизнь. Так, например, при использовании программы на развитие сенсорных представлений и зрительного восприятия в электронном виде ребёнку даётся игра «Найди окошко для фигуры».

Затем по окончании выполнения задания психолог предлагает дошкольнику в игровом помещении выполнить упражнение «Матрица Равена», в котором малыш подбирает нужные фигуры. Таким образом ребенок не уходит от действительности, а просто обогащает свою деятельность новыми способами развития своих возможностей.

Долгое время среди психологов решался вопрос о том, с кого возраста допустимо знакомить ребёнка с компьютером? В ходе многолетних исследований учёными было доказано, что дошкольника приобщать к компьютеру можно только с 5 лет. Психологи утверждают то, что именно к этому возрасту у ребёнка оказываются сформированными основные психические функции и предпосылки к взаимодействию с компьютерной средой.

Таким образом, чтобы дети могли работать на компьютере без пагубных его воздействий, необходимо отдавать предпочтение тем программам, которые развивают ребёнка, а не тормозят и редуцируют его развитие.

Все программы должны являться средством развития и обучения ребёнка, а не его развлечением.

При правильном подборе компьютерных программ у дошкольников развиваются познавательные процессы, проявляется интерес к компьютеру и психологическая готовность к взаимодействию с ним.

Литература

  1. Захарова Т., Медведева С. Игромания. Зависимость от компьютерных игр // Социальная педагогика. – 2008. — № 2.

  2. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание. – 2000. — № 11.

Заявка на участие в конференции

ФИО Куниченко Ольга Владимировна
Место учёбы Волгоград
ВУЗ, факультет, кафедра Волгоградский государственный педагогический университет, Факультет дошкольного и начального образования, кафедра педагогики дошкольного образования
Телефоны Мобильный89270653283 Домашний8(84442)91548
E-mail Shatrova63@
Название статьи Дошкольник в компьютерной среде: за и против.
Название секции Особенности взаимодействия детей и подростков с компьютерной средой
  1. Реферат

    В данной работе я предприняла попытку проанализировать основные этапы школьной реформы и их последствия на значительном историческом отрезке: от реформ ПетраI до реформирования школы на современном этапе.

  2. Документ

    «Как сказала мне одна моя приятельница из Советского Союза в 1988 году, ей было трудно заставить детей делать уроки, поскольку «все знают», что демократия — это значит «можешь делать все, что хочешь».

  3. Публичный отчет

    2.1 Совершенствование организации труда: проведение исследований по выявлению потерь рабочего времени, внедрение нормирования в практику работы, изменение структуры библиотек и др.

  4. Конкурс

    Конкурсные мероприятия Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»

  5. Документ

    В 2009-2010 учебном году в муниципальной системе образования Тайшетского района вся работа велась в соответствии с государственной политикой и социально-экономическими условиями,

Источник: https://refdb.ru/look/2917357.html

Статья на тему «Компьютер и дошкольник»

Никитина Лидия Алексеевна

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном телевизора, компьютера, которые все больше заменяют мамы колыбельные, бабушкины сказки, разговоры с папой. Часто взрослые радуются, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки этой чудо техники.

Ведь это время ребенок не балуется, не бегает по комнате, не пристает, ничего не просит, а спокойно сидит за компьютером и то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современным технологиям. Так, постепенно, экран становится главным воспитателем ребенка, и малыш все больше и больше времени проводит за компьютером, телевизором, просматривая мультфильмы.

Такое времяпровождение устраивает не только детей, но и взрослых.

Установлено, что это, на первый взгляд, вполне безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (нарушение зрения, испорченная осанка и дефицит движения), но и для его психического развития.

В последнее время у детей очень часто наблюдается задержка речевого развития: поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, речь бедна и примитивна.

«Причем здесь телевизор, компьютер?» — спросите вы? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком — родители и герои любимых мультфильмов?»

Разница большая. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает, но и отвечает на речь, адресованную именно ему.

Речь, исходящая с экрана, остается для ребенка набором чужих слов, не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются только выкриками или жестами.

У детей отмечается неспособность к фантазии и творческой активности. Нарушаются внимание и способность к концентрации на каком-либо занятии, что ведет к отсутствию познавательных интересов. Многим трудно воспринимать информацию на слух, дошкольники не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения.

Слышимая речь не вызывает у них каких- либо образов и устойчивых впечатлений. Поэтому детям неинтересны, скучны даже самые хорошие книги.

Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях с другими детьми: им не о чем разговаривать, спорить, им нечего обсуждать. Нарастает внутренняя пустота, так как дошкольник не готов адекватно воспринимать и оценивать происходящее на экране. Часто это ведет к появлению детской жестокости и агрессивности.

Детский возраст- период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности.

А это возможно в его совместной жизнедеятельности, общении со взрослым. Только в живом общении ребенок открывает для себя существующую действительность.

Лишь взрослый может привить малышу определенные представления и ценности, а вместе с этим построить его внутренний мир.

Благодаря взрослым ребенок делает открытия в этом мире, которые входят в его собственный внутренний мир, становятся «своими».

Но все вышесказанное, отнюдь не значит, что следует полностью исключить телевизор и компьютер из жизни ребенка. Они, несомненно, дарят ребенку много незабываемых мгновений, впечатлений, новых открытий, много интересного и необычного.

Телевизор, компьютер, способны помочь развитию ребенка, его интеллектуальной сферы, творческих способностей.

Игровые компьютерные программы развивают не только интеллект, но и моторику. Действия рук сочетаются с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, развивается зрительно- моторная координация.

Чтобы телевизор и компьютер не навредили, очень важно регламентировать время, которое  ребенок проводит у экрана. По санитарным нормам ребенок не может проводить за телевизором, компьютером более 15 минут подряд.

Но не следует при этом прерывать игру ребенка до завершения эпизода, малыш должен покидать экран телевизора, компьютера с сознанием успешно выполненного дела.

Главное — найти «золотую середину».

Источник: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/kompiuter-i-doshkolnik.html

Ссылка на основную публикацию