Другие технологии обучения

Технологии обучения. развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения (КСО); технологию решения изобретательских. — презентация

1 Технологии обучения<\p>

2 развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения (КСО); технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию «дебаты»; технологию модульного и блочно-модульного обучения лекционно-семинарско- зачетную систему обучения технологию развития «критического мышления»; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно- коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфолио»; технологию дистанционного обучения и др.<\p>

3 Технология — (от греч. «техно» — мастерство, искусство, «логос» — понятие, учение). В широко аспектном определении под технологией понимают совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта.<\p>

4 Педагогическая технология — это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеполагание. содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение умений и формирования личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения (Беспалько В.П.).<\p>

5 ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему методов и средство обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей (Беспалько В.П.) законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности гарантированного результата, чем это имеет место при традиционных методиках.<\p>

6 Показатель технологичности наличие четко и диагностично заданной цели, т.е. конкретно измеримого представления понятий, операций, деятельности учащихся как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели; представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения; наличие достаточно жесткой последовательности, логики определенных этапов усвоения темы, материала и т.д.; указание способов взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе (учителя и ученика, учащихся друг с другом), а также их взаимодействие с информационной техникой: мотивационное обеспечение деятельности учителя и учеников, основанные на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный смысл); указание границ правилосообразной (алгоритмической и творческой) деятельности учителя, допустимого отступления от единообразия правил; применение в учебном процессе новейших средств и способов информации.<\p>

7 Характеристика технологичности результативность; экономичность (в единицу времени эффективно усваивается большой объем учебного материала); эргонометричность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, без перегрузки и переутомления); создание высокой мотивации к изучению предмета<\p>

8 Принципы принцип целенаправленности; гуманизации, гуманитаризации; политехнический принцип; принцип многоуровневости; интегративного подхода; принцип творческой направленности; принцип компьютеризации; научности, систематичности и последовательности; сознательности и активности; доступности и прочности; воспитывающего и развивающего обучения<\p>

9 Критерии оценки цель (диагностируемая и гарантируемая) выражена в конкретных знаниях (понятиях, фактах, законах) умениях и навыках, результатах деятельности; учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с учителем; учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить учащимся минимально необходимый комплект средств, а не только передает учебную информацию; основной акцент делается на организацию видов и форм познавательной деятельности обучаемых.<\p>

10 Технологии активного обучения это организация процесса познания, при которой целеустремленная деятельность учителя направлена на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса. самостоятельности, творческой активности учащегося в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, это организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие познавательном процессе, каждый учащий либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи (Конаржевский Г.М.).<\p>

11 Проблемное обучение Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает готовых знаний, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. В результате последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач и последовательного их разрешения, обучающие активно усваивают знания, развивая при этом познавательную активность и творческую самостоятельность.<\p>

12 Активные методы обучения методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер; методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящегося на диалогах,предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы (Мирежиков В.А.). Интерактивные * методы обучения — специальная форма организации познавательной деятельности, направленная на диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. * Интерактивный — способный действовать или находиться в режиме диалога, беседы.<\p>

13 Адаптивная технология обучения Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности, в развитии и совершенствовании умений самостоятельно добывать знания. На этой основе происходит формирование интеллекта школьника в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся. Основная сущность технологии заключается в одновременной работе преподавателя по: управлению самостоятельной работой учащихся; работе с отдельными учащимися индивидуально; осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей; максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.<\p>

14 Технология коллективного взаимообучения Парная работа используется в трех видах: статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями («учитель» — «ученик»); так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения; динамическая пара: четверо учащихся готовят одно задание, но имеющее четыре части: после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнером), причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарища; вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его. анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. Технология позволяет развивать навыки мыследеятельности, совершенствовать логическое мышление и понимание, способствует более прочному усвоению знаний через активную познавательную деятельность<\p>

15 Технология «учебные портфолио» Технология учебные портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Цель: выявить и зафиксировать дидактический эффект по: конечным результатам; материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности; приложенным усилиям. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов: первый — папка достижений (грамота, благодарственные письма, табель успеваемости и т.д.) второй — рефлексивное портфолио (творческие работы учащегося: рисунки,поделки, видеокассеты) третий — проблемно-исследовательский (доклады, выступления, сообщения); четвертый — тематический (создание материалов в процессе изучения какой-либо большой темы). Портфолио могут представляется как в бумажном, так и в электронном виде. Данная технология прекрасное средство для развития интеллектуальных способностей, углубления и формирования познавательных интересов, формирования мотивации достижения.<\p>

16 Технология обучения в сотрудничестве Цель технологии обучения в сотрудничестве (обучениие в малых группах) — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Идея обучения в сотрудничестве: учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять. учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. В организации обучения в сотрудничестве необходимо выполнение следующих условий: формирование групп происходит до начала занятий учителем, с учетом психологической совместности; группа получает одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками; оценивается работа не одного ученика, а всей группы; учитель сам выбирает ученика, который отчитывается за задание.<\p>

17 Игровая технология Технология игровой деятельности (игровая технология) — представляет собой определенную последовательность действий, операций специалиста (педагога, психолога, игротехника и т.д.) по отбору материала, разработке и подготовке игры, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и содержательных результатов.<\p>

18 Информационные технологии Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.<\p>

19 Метод игрового проектирования Данный метод как разновидность занятий применяется в виде имитационной игры. При этом в отличие от деловой игры, где воспроизводится или имитируется процесс моделируемого или условного объекта, при игровом проектировании в основном производится процесс создания объекта. Характер проектирования, как правило, коллективный. Технология проведения таких занятий разнообразна, но и основе их лежат три элемента: алгоритм разработки проекта, механизм экспертной оценки или игрового испытания проекта, механизм определения ролевых интересов.<\p>

20 Тренинговые технологии Тренинговые технологии — это система деятельности обучаемых по отработке определенных решений. Тренинг — это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки. Принципы построения: диалогизация; постоянная обратная связь; самодиагностика; добровольное участие; конфиденциальность. В основе тренинга лежат упражнения, которые предполагают при их организации: четкую постановку цели, контроль за правильностью выполнения, детальный анализ ситуации, возможность высказать свою точку зрения, поделится своими ощущениями и переживаниями, контроль за эмоциональным состоянием. Виды тренингов: психологические; тренировочные; интеллектуального развития; решения управленческой задачи; решения ситуации; общения; креативности и др.<\p>

21 Технология коллективной мыследеятельности Главная цель педагога-обучение ученика деятельности в коллективной работе. Состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых делится на четыре основных такта:вводе в проблемную ситуацию,работа по творческим микрогруппам,вынос обсуждаемой проблемы на поток,выход на новую проблему.<\p>

22 -Дискуссионные технологии- круглый стол, собрание,ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения.Заключается в коллективном обсуждении к-л вопроса,проблемы и сопоставление информации, идей,мнений,предложений. -Дискуссии: диспут;конференция;дискуссии в печати,по радио,по телевидению;прогрессивная дискуссия. -Используемые методы:вопрос,ответ;метод контрольных вопросов;обсуждение в полголоса;методика «лабиринта»;методика эстафеты;свободно плавающая дискуссия; «аквариум».<\p>

23 Педагогическая студия: Пролог-психологический настрой,интеллектуальная установка. Этюд-иллюстративный метод,обеспечивающий прдъявление того феномена,который изучается на студии. Экспликация-метод аналогии,позволяющий построить логический путь от житейских представлений к научным обобщениям,понятиям. Коррекция-упражнения,содействующие формированию необходимых умений для осуществления педагогического замысла. Рефлексия-завершающая часть,способствующая осмыслению нового опыта.<\p>

24 Педагогические мастерские- специально организованное педагогом развивающее пространство,которое позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению нового знания. Этапы: -индуктор;социализация –работа с материалом,информацией; -обработка информации в виде коллективного творческогопродукта; -представление своих открытий,проектов; -рефлексия-общий анализ пережитого,открытого в себе.<\p>

25 Технология организации активных лекционных форм: Лекция –визуализация(содержание представлено в образе:рисунок,графика,схема. Лекция вдвоем-проблематизация происходит за счет формы и содержания. Лекция –пресс конференция. Лекция – консультация. Лекция –провокация. Лекция – диалог. Лекция с применением дидактических методов: «мозговой атаки», «метод конкретных ситуаций»<\p>

26 Деловая игра. Цель: сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе,выработка стиля поведения. Условия: проигрываются реальные события; приводимые факты должны быть интересными; ситуации – проблемными. Технология деловой игры Этап подготовки : -разработка сценария — плана деловой игры — общее описание игры — содержание инструктажа — подготовка материального обеспечения. -Ввод в игру — постановка проблемной цели — условия, инструктаж — регламент,правила — распределение ролей — формирование групп — консультации. -Этап проведения. Групповая работа над заданием — работа с источником — тренинг — мозговой штурм — работа с игротехником -Межгрупповая дискуссия — выступления групп — защита результата — правила дискуссии — работа экспертов. -Этап анализа и обобщения — вывод из игры — анализ, рефлексия — оценка и самооценка — выводы и обобщения – рекомендации.<\p>

27 Дебаты. Цель:сформировать логическое и критическое мышление,навыки организации своих мыслей,уверенность в себе,способность работать в команде,эмпатию,толерантность. Этапы: -подготовка к игре(тема,тезис,которые провоцируют интерес,затрагивают значимые проблемы). -работа с информацией по теме(активизация знаний,поиск информации,составление кейсов). -выступления(задача склонить судей и зрителей к своей точке зрения). Методы:речь спикера,перекрестные вопросы,тайм-аут,свободные дебаты,симпозиум,эспресс-дебаты и т.д.<\p>

28 Кейс технология. Цель: научить слушателей анализировать информацию,выявлять ключевые проблемы,выбирать альтернативные пути решения,оценивать их и принимать оптимальное решение,формировать программу действий. Этапы: -изучение текста с описанием ситуации,самостоятельно выясняется суть проблемы и определяется собственная позиция по оценке ситуации; -работа в небольших группах,обмен мнениями по кругу проблем; -общегрупповое обсуждение под руководством учителя; Особенностью обсуждения является то,что учитель не дает качественной оценки ответов. Любое высказывание воспринимается как допустимое.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/186488

Технология обучения. Понятие технологии обучения

Понятие технологии обучения (Педагогическая технология) вошло в педагогику с 50-х годов прошлого столетия. Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств.

В связи с этим многие специалисты выделяют современный этап как этап перехода от таких традиционных средств информации, как учебное радио и телевидение к так называемой новой информационной технологии — ЭВМ, компьютеризированные системы хранения информации и каналы связи,  лазерные и микроэлектронные устройства и т.п.

Сторонники механизации учебного процесса видят путь повышения эффективности обучения в широком использовании технических средств обучения.

Параллельно развивалось другое направление педагогической технологии — технология построения учебного процесса или технологии обучения.

Фундаментом для его строительства стало программированное обучение, которое понималось не просто как любой упорядоченный набор дидактических материалов, а как полностью разработанная программа обучения, включающая полный набор учебных целей критерии их измерения и оценки, точное описание условий их обучения.

Педагогическая технология — это выявление принципов и разработки приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применение приемов и материалов, а также средств оценки применяемых материалов.

Сущность технологии обучения заключается в идеи управляемости школы или любого другого образовательного учреждения, прежде всего его основного – учебного процесса.

В  учебниках по педагогике имеются различные определения педагогической технологии. Приведём отдельные из них:

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

Педагогическая технология — продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и поведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология — это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластёнин).

Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:

  1. научный аспект, когда педагогическая технология рассматривается как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  2. в процессуально-описательном аспекте, когда она рассматривается как алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3. в процессуально-действенном аспекте как осуществление технолога – педагогического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств (Г.К. Селевко).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, при меняемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

В образовательной практике педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии), технологии развития (развивающие технологии).

Здесь педагогическая технология выступает как синоним педагогической системы, включающей в себя совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, воспитания и развития, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

Выделяются следующие характерные признаки таких технологий:

  1. технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе его лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
  2. технологическая цепочка педагогических действий операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  3. технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
  4. элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать достижения планируемых результатов (государственного стандарта всеми школьниками);
  5. органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В.Пикан).

Педагогические технологии можно рассматривать и на частно-методическом, т.е. предметом уровне как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения, воспитания и развития в рамках одного предмета, класса, учителя.

Педагогическая технология отличается от методики преподавания и воспитательной работы тем, что в ней больше представлены процессуальный, количественный и расчётный компоненты, в методиках — целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная сторона.

Источник: http://neudoff.net/info/pedagogika/texnologiya-obucheniya-ponyatie-texnologii-obucheniya/

Какие бывают педагогические технологии обучения

13 Октябрь 2014

Педагогические технологии обучения появились относительно недавно. Это произошло примерно 40 лет назад в Америке и Англии. Постепенно обретая популярность, новое течение распространялось и попадало в другие страны. Сейчас оно достигло пика своей популярности, ведь очень хорошо отвечает современному миру. Такие технологии действительно помогут организовать учебную деятельность.

Они охватывают весь диапазон фактов, нужных для освоения нового материала. Также с помощью такой системы учащемуся никогда не будет скучно. Излишнего нервного «взрыва» он также не почувствует. Материал не только запомнится, но и будет действительно полезен.

Что это такое?

За свое появление педагогические технологии обучения должны быть благодарны техническому развитию второй половины ХХ века. Именно появление невиданных ранее устройств и оборудования заставило людей внедрять их и в педагогику. Как результат, популярность приобрели технические средства обучения.

Дальнейшая деятельность исследователей и педагогов позволила говорить об эволюции терминов. Появилось понятие «педагогические технологии». Оно заменило собой первоначальное и означает плодотворную работу во время учебы. Цель педагогических технологий – достичь выполнимой и четко поставленной задачи.

Если быть честным, сделать такое на все 100% нельзя. Ведь даже смешав все направления науки воедино, мы не будем иметь ожидаемый результат. Все люди отличаются друг от друга, и освоить материал за считанные минуты некоторым очень сложно.

Следует отметить, что одной из особенностей педагогических технологий есть то, что здесь тщательно прогнозируется деятельность обеих сторон – как преподавателя, так и и ученика. Говоря о самом термине понятия, надо сказать, что оно имеет два обозначения и значит, что такие технологии обучения следует рассматривать как:

  1. Работа с информацией. Это как её обработка, так и подача, и изменения. Все делается быстро и крайне элементарно
  2. Науку, которая изучает сам процесс влияния информации учителя на ученика. Это очень широкое направление педагогики.

Проанализировав обе стороны, можно сказать, что такие интерактивные технологии обучения существенно помогут сложить все воедино и создать идеальную педагогическую модель занятий. К этому сейчас идут много ученых. Вот почему это направление столь перспективно.

Идеальная компоновка каждой мелочи очень важна, ведь только так можно достичь успеха в такой нелегкой науке, как педагогика.

Что включают в себя педагогические технологии?

После 40 лет развития и совершенствования науки ученым удалось сказать о трех основных видах деятельности направления:

  1. Традиционные технологии. Эта система понятно еще с первого класса школы. Все просто, ведь она предусматривает классно-урочную систему обучения.
  2. Личностно-ориентированные технологии. Здесь главная роль отводится не учителю, а ученику.
  3. Развивающие технологии. Сюда входит широкий спектр педагогического материала.

Среди него не только «статичные», но и игровые технологии обучения.

Применение технологий в ВУЗах

Здесь мы имеем «микс» всех видов технологий (именно это и есть лучшим вариантом для любого обучения). Ведь студенту надо не только выучить материал, но и уметь применять его на практике. Как бы там ни было, в данном вопросе следует выделить основное:

  1. Цели, которые имеют оба участника педагогического процесса.
  2. Содержание занятий.
  3. Формы для организации учебного процесса.
  4. Сотрудничество между преподавателем и студентом.
  5. Результаты проделанной работы

Разумеется, все эти формы взаимозависимы и не могут существовать друг без друга. Поэтому в данном случае важно качество каждого винтика в мощной машине учебного процесса. Настоящий профессионал своего дела сможет легко дать студентам нужные знания, учитывая каждый нюанс в их обучении.

Описанная в статье технология обучения действительно содержит много нового и интересного. Именно она является настоящим путем к идеальной педагогике.

Источник: http://shkola1249.ru/kakie-byivayut-pedagogicheskie-tehnologii-obucheniya.html

Ссылка на основную публикацию