Духовно-нравственное воспитание школьников

Статья «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников»

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам.

«Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников»

Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Духовно-нравственное воспитание– это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под«духовно-нравственными ценностями»понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Традиционными источниками нравственности являются:

— патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

— социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

— гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

— семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

— труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

— наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

— традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);

— искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

— природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

— человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Сейчас в педагогической науке используют термин духовно-нравственное воспитание. Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей общества.

Зачем же в современном мире нужно духовно-нравственное воспитание? Развитие человека и его восхождение к высшему уровню ду­ховности обусловливается сформированностью и развитостью душевности, ценностных ориентации, духовных идеалов, интересов, потребностей и включенностью личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность. Задача духовного воспитания — научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

Духовно-нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

В работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просве­щения является этическая беседа.

Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач — ситуаций с нравственным содержанием. Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен.

В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях.

Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения.

С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то.

Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, со­вершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возмож­ности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих спе­цифических этических бесед.

Материалом для таких бесед служат разнообразные жизнен­ные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

Рекомендации преподавателям:

Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;

Развитие опыта нравственного поведения;

Корректировка нравственных качеств личности школьников.

Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, гуманистическое мировоззрение, культуру общения

Периодически проводить часы нравственности

Рекомендации родителям детей с низким уровнем духовно-нравственного воспитания:

Развивать командные чувства у ребёнка

Учить уважать чужое мнение

Уменьшить количество трудных, самостоятельных заданий

Развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к другим людям

Воспитывать как социально активного, здорового человека.

Некоторые направления и формы воспитательной деятельности:

— Классные часы по теме “ Государственные символы Российской Федерации ”.

— Уроки России.

— Уроки толерантности.

— Классные часы, посвященные памятным и героическим событиям истории России и подвигам людей.

— Уроки Мужества.

— Уроки нравственности.

— Встречи с интересными людьми.

     — Научно-практические конференции.

     — Путешествия по родному краю ( экскурсии ).

— Чтение и анализ притч, басен, рассказов. Такая работа служит способом использования положительного примера в воспитании.

— Встреча с ветеранами, членами Кавалеров ордена Александра Невского, которые на своём примере рассказывают детям о необходимости в любви к своей Родине, к матери, к человеку, к друг другу.

Здесь важна заключительная часть урока, когда ребятам предоставляется возможность пообщаться с ветераном, задать вопросы.  Слова ветеранов о любви к Родине, к матери, к человеку живы и доступны.

В школе могут проводиться праздники: День знаний, день пожилого человека, день единения и согласия, День Конституции, день толерантности, Рождество Христово, День Защитника Отечества, Масленица, День Победы.

Работа с родителями:

  1. беседы, консультации по проблеме духовно-нравственного воспитания.
  2. проведение тематических родительских собраний.У учащихся появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности.
  3. Такую целенаправленную деятельность надо осуществлять во имя будущего счастья наших детей, во имя будущего России.
  4. Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. За утратой нравственных ценностей как следствие к судьбе своей страны. Такое положение дел привело к острой необходимости позитивного влияния на духовную сферу общества, стремление возродить национальную идею России, изменить сознание граждан.
  5. Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы. Духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/pedagogika/statya-duhovno-nravstvennoe-razvitie-i-vospitanie-shkolnikov

Духовно-нравственное воспитание учащихся — ВашПедагог

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков.

Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше.

О целях и задачах духовно-нравственного воспитания школьников читайте в нашей статье.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.

Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно.

Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее.

Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовные ценности школьников

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Читайте также:  Авторитет ли вы для своего ребенка

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в младшем школьном возрасте.

Воспитание — двусторонний процесс, суть которого — воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе — это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

Всё это — начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта.

Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок.

Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники

Нравственность старшеклассников — одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира.

Вполне нормальным считается гражданский брак, а не семья. Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей.

Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание — любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы: благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

Направления работы классного руководителя

Классный руководитель — человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

Формы духовно-нравственного воспитания

Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, педагог может использовать самые разнообразные формы работы:

  • экскурсии
  • спектакли
  • игры
  • выпуск стенгазет
  • создание проектов
  • просветительская работа и много другое.

Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций, когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода.

Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения.

Изучение литературы — одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

Моделирование ситуаций — ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

Педагогическая культура родителей

Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики.

Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат.

Такие родители являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

Выводы

Духовно-нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

Источник:

Статья «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников»

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам.

«Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников»

Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Духовно-нравственное воспитание– это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под«духовно-нравственными ценностями»понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Источник: https://65-school.ru/metodiki/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchashhihsya.html

Духовно-нравственное воспитание личности

Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет.

В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом.

А уж что такое бескорыстность — редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны.

Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру.

Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это — маяк будущего, опора потомков.

Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга — на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие — внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, — создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

  • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
  • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
  • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
  • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
  • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
  • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
  • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов.

Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.

На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним — образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Ребенок — существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа — идеальное место для этого.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Воспитать ребенка в духе высокой нравственности — задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

  • философско-методологическом;
  • психологическом;
  • непосредственно педагогическом.

Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным.

Читайте также:  Профилактика алкогольной зависимости

Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, — базовых основах общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

Задача философских методик духовно-нравственного воспитания — привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание — максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

  • религии;
  • семье;
  • творчеству;
  • обществу;
  • государству.

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, — членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, —фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание — во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин — близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Заключение

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, — залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/vospitanie.html

Духовно-нравственное воспитание в начальной школе

Забота о нравственном здоровье молодежи – стратегическая задача не только семьи, но и государства, поскольку это основа безопасности страны. В восстановлении традиционной нравственной культуры значимое место принадлежит работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Условия, которые для этого необходимы:

  • развитие в единстве чувств, сознания, поведения детей;
  • усилия воспитателей по приобщению ребят к разнообразной полезной деятельности;
  • содействие развитию в школьном коллективе гуманистических отношений, создание ситуаций, когда воспитанники поставлены перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора.

Значение воспитания нравственности для общества

Морально-нравственная обстановка многих семей, общества в целом оставляет желать лучшего.

Характерными причинами такой ситуации можно назвать отсутствие постоянной культурно-досуговой работы, здоровая физическая подготовка молодежи подменяется псевдонаукой о безопасном сексе, в школе отсутствует патриотическое воспитание, а политика государства скорее разрушает накопленный десятилетиями ценный педагогический опыт.

Процессы усиливаются мощным потоком пропаганды насилия, разврата, алкоголя при полном отсутствии у государственных и правоохранительных органов действенных методов для изменения ситуации.

В современной системе образования духовно-нравственному развитию уделяется чрезвычайно малое внимание. Спасением для страны должно стать восстановление научной, художественной, традиционной религиозной культуры. Гармония и красота, построенные на православно-христианских принципах – главный рычаг в преодолении кризиса в образовании, культуре, внутреннем мире человека.

Основными критериями, позволяющими судить о нравственной воспитанности детей, могут служить:

  • гордость за свою Родину;
  • умение быть полезным, обслуживать себя;
  • стремление к добрым взаимоотношениям, любовь к чтению, труду;
  • умение выбирать друзей, не подводить близких;
  • критическое отношение к своим недостаткам;
  • желание сохранять общественные ценности, родную природу;
  • помощь близким, товарищам, инвалидам;
  • творческое отношение к учебе и самостоятельной работе, участие в общественных мероприятиях.

Роль школы и личности учителя в духовном и нравственном воспитании

Нынешние дети сильно отличаются от школьников, что были даже 10 лет назад.

Они более осведомлены, самоуверенны, чаще бывают склонны переоценивать свою информированность, пренебрегают авторитетами, чужим мнением, для них характерны поверхностные чувства, нежелание задумываться.

Очень часто национальная, гражданская принадлежность для учеников начальных классов мало что значит, значение школьной жизни, образования тоже теряют значение. Литературные герои, известные соотечественники, учителя перестают быть нравственными образцами.

Мысли о будущей профессии мало связаны с бескорыстным служением другим, жизненные ориентации меркантильны, сознание детей направлено на личные интересы, кумирами становятся певцы, футболисты, банкиры, герои из боевиков.

В стенах школы моделируется культурное пространство, где абсолютным приоритетом являются традиционные нравственные начала. Но ценности высокой культуры воспринимаются ребенком только через собственную деятельность.

Урок – это не что-то индивидуальное, а место коллективных переживаний и действий, где детьми накапливается нравственный опыт, они учатся работать самостоятельно, слушать, сопоставлять, отстаивать мнение, помогать другим.

Для младших школьников учитель во многом образец подражания в манерах и отношении к детям.

Если в классе царствует душевность, отзывчивость, преподаватель заботится о своих подопечных, то такими же становятся и взаимоотношения между одноклассниками.

Старшие, как и в семье, должны уделять внимание не только успехам детей в чтении и математике, но и их духовно-нравственному развитию, воспитание и процесс обучения в начальной школе связаны неразрывно.

Читайте еще:  Средства нравственного воспитания

Организация духовно-нравственного развития

По мере взросления детям приходится искать ответы на вечные вопросы о том, что есть семья и Отечество, милосердие, честь, почему необходимо придерживаться правил, уважать закон. Понимание смысла ответов приобретает личностный смысл для ребенка, становится воспитательной задачей школы. Для решения этих задач привлекаются следующие рычаги:

  • общеобразовательные дисциплины;
  • художественные произведения;
  • современные периодические публикации, телепрограммы;
  • фольклор, культура народов, населяющих Россию;
  • традиции, жизненный опыт семьи;
  • личная практика в рамках социальных и культурных мероприятий;
  • различные источники научной информации.

Теоретические основы учебных программ, содержание учебников предполагают использование пласта культурологических знаний, дающих представление о многонациональности российского общества.

Одно из важных условий полноценного духовно-нравственного созревания – соблюдение принципа равноценности детства и социализации, одновременное раскрытие внутреннего и внешнего реального мира. С одной стороны, ребенку необходимо нравственное здоровье личности, с другой – возможность бесконфликтного взаимодействия с другими людьми.

Уроки литературы

Суть работы учителя – организовать полноценное восприятие детьми тех произведений, которые они читают. В процессе обсуждения случаев из жизни героев, рассуждений над их взаимоотношениями с людьми, природой, выяснений важных жизненных вопросов младшие школьники знакомятся с миром посредством искусства, у них формируется должное отношение к людям, труду.

История и краеведение

Учащиеся мало знают о родном крае, его прошлом и настоящем. Организация краеведческой работы поможет осознать свое место в мире, формирует гражданственность. Знания ребят о родном крае, его ресурсах, знаменитых земляках, важных исторических событиях убеждают в необходимости заботливого отношения к природе, уважения к истории.

Знакомство с идеями православия

Согласно православному мировоззрению, смысл жизни человека, его семейного бытия – воплощение высоких духовных установок, хранителем которых всегда была православная церковь. Принципы, которые она проповедует, обладают высокими образовательными, воспитательными возможностями.

Стержень духовно-нравственного воспитания — идеи основных конфессий, что существуют в России. Главной целью учебных предметов, которые представлены в виде изучения истории религии или культуры – помочь детям понять непреходящую актуальность тех мудрых советов, которые противостоят разрушению, помогают встать на путь жертвенности, самоотдачи.

Читайте еще:  Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Внеклассная работа

Основная работа по духовно-нравственному воспитанию во время внеурочной деятельности проводится в форме игр, экскурсий, тематических классных часов, различных занятий клубного типа или рассказов, этических бесед.

Малышам трудно сфокусироваться на большом количестве целей, поэтому лучше выбрать что-то одно.

Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе

Мероприятия лучше разделить по подгруппам:

Познание

Сюда относят различные интеллектуальные игры, работу по заполнению рейтинговых таблиц. Ребятам необходимы беседы, направленные на возбуждение интереса к учебе по таким темам: «О чем не написано в учебнике», «Выдающиеся женщины-ученые», «О людях науки».

Главное не давить на детей, а развить у них интерес к учебе, желание развиваться.

Ценностные ориентиры

Скучные классные часы, сухие беседы не смогут дать должного патриотического воспитания, не научат основам этикета. Гораздо более интересны, познавательны виртуальные путешествия, онлайн-игры.

Читайте также:  Как быть, если ребёнок ведёт себя агрессивно?

Детям полезно услышать подлинные истории о патриотических поступках из уст ветеранов. Правила этикета закрепляются под контролем классного руководителя во время обеда, внеклассных мероприятий с выходом в город или на природу.

Необходимость труда

Осознание важности труда прививается детям во время небольших дежурств, генеральных уборок класса, пришкольной территории. Дополнительным подспорьем выступят классные часы на тему призвания, выбора будущей профессии, посещения местной фабрики, завода, организация школьной ярмарки.

Общественная польза

У этой группы бесед и мероприятий задача помочь осознать каждому ученику, что он должен быть полезен кому-то в реальной жизни. Это может быть шефство над более младшими школьниками, кроликом, котенком. С классным руководителем дети посещают приюты, детские дома, больницы.

Развлечь малышей, рассказать им сказку, помочь больному с обедом – эти занятия не только воспитывают сострадание, но становятся решающим фактором при выборе будущей профессии.

Творческие занятия

Поездки по родному краю, местам боев, тематические вечера на тему прихода осени, Масленицы, показы мод, встречи с поэтами и композиторами развивают у школьников интерес к творческим занятиям.

Укрепление здоровья

Регулярные спортивные состязания и классные часы на тему правил сохранения здоровья – полезное начинание. Чтобы ребятам было интересно принимать участие в играх, поездках в оздоровительные лагеря, походах, к ним тщательно готовят реквизит, плакаты, проводят сравнительную диагностику показателей здоровья «до» и «после».

Свободное время младших школьников может быть посвящено занятиям в тематических кружках, спортивных секциях. Для ненавязчивого контроля учителя могут использовать проведение анкетирования или метод обсуждения. Только здесь важно, чтобы такая «беседа» не превратилась в монолог учителя или разговор исключительно в среде детей.

Источник: https://vospitanie.guru/nravstvennoe/duhovno-mladshih-shkolnikov

Духовно-нравственное воспитание школьников

2218 (21 за неделю) / 07.07.16 10:00

Старшее поколение достаточно хорошо осознаёт, что в стране произошла смена культурной парадигмы, пошатнувшая устоявшиеся у советских людей понятия и общественные ценности.

Это самым прямым и беспощадным образом отразилось на нравственном развитии современной молодёжи, которая стала более жестокой и агрессивной. Жизнь молодого поколения стала определяться, в основном, принципом «каждый за себя», а его невозможно совместить ни с нравственностью, ни с духовностью.

Но в этом не вина детей, причина же в коренных изменениях в государственном устройстве, уменьшения условий для позитивного роста личности. В наше время, к сожалению, немногие заботятся о нравственном воспитании молодёжи, не так было в советское время.

Но даже если этим заняться хоть и с опозданием, то есть надежда, что духовно-нравственное воспитание младших школьников в будущем даст стране «здоровое» поколение.
Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения для родителей и учителей давно стала головной болью.

В большинстве современных семей на первый план выходит финансовое благополучие, родителям приходится, в первую очередь, думать о том, как семью прокормить. Где уж тут до нравственного воспитания, которое задвигается на второй или даже на третий план.

Вот дети и остаются при живых и здоровых родителях беспризорниками, живут своей собственной жизнью, путая, где находится зло, а где добро. Такая проблема есть во всём мире, поэтому учителя везде стремятся уделять нравственному и духовному развитию учеников больше внимания, поскольку те недобирают его дома.

Когда начинать нравственное воспитание?

Воспитание малыша начинается ещё до его первых шагов, когда он только силится понять родителей и пытается им подражать. Чем раньше взрослые вспомнят о необходимости нравственного воспитания подрастающего поколения, тем лучше это будет.

Значительная доля в нравственном и моральном воспитании ложится на учительские плечи.
Духовно-нравственное воспитание призвано поставить в центр духовной жизни молодого человека его «сердечные» качества.

В этом целенаправленном процессе педагог оказывает воздействие на духовно-нравственную сферу личности, в том числе и с привлечением эмоциональной составляющей, и на его внутренний мир. Это воздействие направлено сразу на всё: чувства, мнения и желания личности.

Опорой ему служит заложенная в самом образовании определённая система ценностей, которая актуализируется позицией педагога.

В условия общеобразовательной школы духовно-нравственное воспитание младших школьников осуществляется не только на базе гуманистических ценностей образовательного процесса, но и через систему дополнительного образования, вне классной работы. Ежегодно подготавливаются новые программы, посвящённые нравственному воспитанию, включающие в себя:

  • развитие нравственности;
  • передачу ученикам знаний о предназначении и ценности человека для общества;
  • духовное воспитание;
  • развитие патриотизма;
  • обучение нормам этики;
  • изложение истории своего народа.

Для старшеклассников программа нравственного воспитания дополняется практикой общения со взрослыми и сверстниками, изучением искусства, походами и экскурсиями.

Начинаться духовно-нравственное воспитание младших школьников должно буквально с первого звонка, как только новоиспечённые ученики уселись за парты рядом с пока незнакомыми сверстниками. В руках классного руководителя оказывается поведение учеников, отношение их к учителю и друг к другу.

Но нравственную подготовку младших школьников должны проводить и родители. Если они манкируют этими обязанностями, то дети, став подростками, наверняка окажутся недоступными для перевоспитания.

Как у школьников осуществляется духовно-нравственное воспитание?

Интеллектуальное развитие личности состоит не только из простого накопления знаний, навыков, умений и усвоения социального опыта. Оно отражается также в качественном изменении психической активности индивида, формировании у него определённых черт и качеств характера.

Процесс правового обучения не всегда протекает ровно, без противоречий и конфликтов. Правовое обучение по-разному преломляется сквозь призму личного опыта человека и личного сознания, специфических отношений его к явлениям и предметам окружающего мира и другим членам общества.

Такие воздействия не всегда бывают согласованными, часто действуя в противоположном направлении. Так возникает противоречивость правового воспитания.

Случаи несогласованности взаимодействия различных субъектов правового воспитания, между личными интересами воспитуемого и общественным мнением, возможностью действовать по желанию и желанием поступить правильно, стихийным или целенаправленным воздействием окружающей среды на практике случаются часто.

В процессе формирования личности большое место отводится преодолению подобных противоречий, здесь многое зависит от педагогического таланта воспитателя.

У младших школьников нравственное воспитание идёт на примитивном уровне, посредством логических и развивающих ролевых игр.

В более старших классах игры по-прежнему необходимы, но нужно также добавлять к ним беседы и дискуссии.

Современная школа в плане нравственного воспитания стремится развивать школьников в духе современности. Но специалисты отмечают не всегда эффективное духовно-нравственное воспитание в младших классах. При этом негативное влияние на детей оказывают сами родители. Многие ученики стали игнорировать окружающий мир, проявляя агрессию или, наоборот, замыкаясь в себе. С этой целью организуются ежегодные встречи учителей с родителями, где последних информируют о программе, посвящённой духовно-нравственному воспитанию учеников, запланированных на ближайшее время мероприятиях, а учителя дают советы по правильному воспитанию детей.

Духовное воспитание в школе

Для многих учителей данная тема является особенно деликатной. Родители могут не опасаться, что их детям будут насаждать, как в старые времена, религию. Ведь даже специальных часов для преподавания религии в школьной программе не предусмотрено. Но дети должны знать суть духовной культуры и её ценности.

Поэтому с младших классов детям внушают, что представляет собой религия, когда она возникла и для чего нужна обществу. Школьникам освещают как положительные, так и отрицательные стороны религии, рассказывают об использовании нациями своих религий для достижения целей.

Посвящённые духовному воспитанию занятия и беседы призваны пояснить детям значение религиозной терпимости. Ведь многие народы имеют свои религии, и нет среди них ни худшей, ни лучшей.
Важнейшей в религиозном воспитании детей видится роль родителей. Многие не придают никакого значения духовному воспитанию.

Но есть и такие, которые внушают набожность с раннего детства, неустанно цитируя ребёнку отрывки из библии. Неверны оба подхода. Школьник должен получить лишь общие сведения о религии, а прийти к вере или нет, он сможет сам, когда вырастет.

Мероприятия в рамках духовно-нравственного воспитания

Чтобы воспитать в ребёнке адекватное отношение к религии и нравственность, недостаточно одних бесед. Духовно-нравственное воспитание младших школьников должно опираться, прежде всего, на наглядность.

По этой причине учителя устраивают мероприятия, куда вовлекаются не только ученики, но и их родители.

Благодаря таким мероприятиям, воспитывающим нравственность, школьники смогут лучше разбираться в реальности и пытаться её изменить в лучшую сторону.

Этическая грамматика

Первый этап процесса нравственно-этического воспитания, начинающийся с курса этической грамматики, имеет особенно большое значение. Он разделён на четыре раздела, соответствующие делению учебного года на четверти. В этих разделах отражены разные аспекты отношения человека с окружающим миром: этикет, этика общения, человеческих отношений и отношений внутри коллектива.

  1. В первом разделе ребёнку рассказывается об обилии норм человеческого общения, которые помогают взаимоуважению, взаимопониманию и взаимодействию. Чтобы воспитать в подрастающем члене общества нормы воспитанности, используются разнообразные формы вовлечения его в игру, упражнение, эксперимент или творческую деятельность.
  2. Второй раздел эти нормы развивает и знакомит учеников с этикетом. Они учатся правилам хорошего тона – принятым в данном обществе нормам поведения в разной обстановке (в общественных местах, гостях, со старшими и с младшими, в нетривиальных ситуациях).
  3. Третий раздел посвящён этическим нормам в отношении окружающих людей в широком смысле, и к миру в целом. В процессе его изучения у детей развивается эмоциональная отзывчивость к переживаниям другого человека, воспитывается также и чувство собственного достоинства, самоуважение, выражения чувства эмпатии.
  4. Последний раздел посвящён этике коллективных отношений, ведь практически всегда человек находится в условиях коллектива. В основу взаимодействия в детском коллективе положено стремление сверстников к общению, поэтому методика и содержание данного раздела нацелены на построение морально окрашенных отношений, позволяющих ребёнку реализоваться самому и понять другого.

На этических занятиях с детьми разного возраста требуются свои методы и палитра средств ведения этического диалога, педагогические и психологические приёмы организации контакта.

В случае младших школьников акцент нужно делать на стремлении быть хорошим, которое превалирует в данном возрасте, на свойственное детям внимание к нравственной оценке поступка и стремление дать самому и получить от окружающих моральную оценку своему поступку.

Нужно учитывать склонность детей к яркой фантазии, конкретность детского мышления, игровую направленность и творческую активность. Учитывая это, преподаватель выстраивает диалог в виде сюжета приключения, сказки, открытия тайны, совершаемого путешествия, общего размышления над проблемой или проведения коллективной игры.

Особенно важным становится этический диалог, который предназначается для более старшего возраста. Диалог этот многоплановый, с ориентацией на нравственную рефлексию, которая оказывает подростку помощь в самоопределении, выраженную опосредованно.

Он осознаёт собственные отношения с миром вокруг него, свою личность, гражданственность, ощущает себя человеком, воспитанным нравственно. Достигается это опосредованными методами овладения этическим знанием старшеклассниками и формированием условий для нравственного напряжения и усилия личности по ходу диалога решать конкретную этическую проблему.

В 10-м и 11-м классах на первый план выдвигается необходимость стимуляции альтернативного мышления, на фоне углубления старшеклассников в постижение философских идей из разных эпох, вращающихся вокруг сущности и значимости человеческой жизни и предназначения.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov/

Ссылка на основную публикацию