Гуманитарии и технари

Гуманитарии и технари — это миф? Не мешает ли он вашему ребенку развиваться?

Увы, многие верят в такое деление всех людей. Мы часто слышим: – «Мой ребенок гуманитарий, математика не для него».

– «Гуманитарный или технический склад ума — это то, что природой заложено. Способности или есть или их нет…»

Примечательно, что «естественники» (люди, с естественнонаучным мировоззрением — биологи, палеонтологи, геологи, медики) вообще остаются за бортом истории. Куда их отнести в этой «однобокой» классификации?

«Откуда дровишки?»

Разберемся, откуда возникло мнение, даже стереотип, что люди делятся на «технарей» и «гуманитариев»? Можно говорить про «бытовое» и «научное» разграничение.

Того, кто больше интересуется «техническими» предметами (математика, физика) и лучше успевает по ним, любит что-то конструировать, создавать причисляют к «технарям». Если же с большей охотой рассуждает о кораблях, бороздящих просторы Вселенной, пишет стихи — значит, «гуманитарий». Прежде ученые считали, что существует некая «карта мозга»: чем лучше развит участок, «отвечающий за определенные способность», тем они выше. На слуху и доказательства генетической предрасположенности к конкретным способностям, и повлиять на ситуацию можно только, если развивать желаемую способность в критически важный период раннего детства.

Куда бы ни уходили корнями наши заблуждения о двуполярном мире, противостоянии гуманитариев и технарей, стереотип очень популярен. Соотнести себя (или своего ребенка) с одной из двух «понятных» групп — это просто! Неудивительно, что забавные картинки-противопоставления в виде репостов разлетаются по соцсетям, как горячие пирожки:

Кто выглядит более наивным?

Кто выглядит умнее?

У кого лучше получается найти подход к ребенку?

Источник иллюстраций: AdMe.ru

Границы мешают развиваться — пора развенчивать мифы!

Бытовое деление на гуманитариев и технарей не выдерживает критики:

  • Любые свойства личности, например, эмоциональность, практичность, могут быть присущи любому человеку. На их выраженность влияет множество факторов.
  • Успешность ребенка в предметах и интерес к ним часто предопределены не способностями, а личностью и талантом педагога, любознательностью ребенка, поддержкой родителей или «заразительным» примером.
  • Людей с естественно-научным мировоззрением и интересами даже с натяжкой не отнесешь ни к гуманитариям, ни к технарям.
  • Довольно много людей успешны и в гуманитарной, и в технической сферах. Так, для изучения иностранных языков, социологии, обществознания, для успешного предпринимательства нужно быть и технарем, и гуманитарием.

Михаил Ломоносов был выдающимся физиком и химиком, и при этом писал оды и стихи, высоко оцененные современниками.

Льюис Кэрролл, преподававший логику и написавший всемирно известную детскую книгу, — гуманитарий или технарь? 🙂

ЛогикЛайк — за осознанный отказ от привычного бытового деления. Правильная жизненная позиция родителей — первый шаг к созданию условий для разностороннего развития ребенка.

Все дети способны расширить свои «базовые границы» и получать пользу от изучения каждого предмета и направления развития.

А есть научное подтверждение, что любой может стать «любым»?

Научное восприятие гуманитариев vs. технарей неоднократно опровергнуто:

  • В 60-х годах прошлого века американские ученые сумели доказать, что мозг, как мышцу, можно накачать. Они назвали эту человеческую особенность нейропластичностью — способностью мозга формировать новые нейронные связи в зависимости от активности человека: действий и сопровождающих их мыслительных процессов.
  • Исследователи не остановились на достигнутом и доказали, что человек обладает еще одной суперспособностью — нейрогенезом, т.е. может буквально «вырастить» и сформировать в своем мозге нейроны нужного свойства и качества. Хотите успевать по математике или стать полиглотом — чаще решайте задачи или заучивайте иностранные слова. Даже если есть ощущение, что технические науки или иностранные языки — «не ваше».
  • Ученые доказали, что математика помогает преуспевать в гуманитарных науках, решать жизненные задачи, а музыка (куда вы, кстати, отнесете ее?) развивает математические способности.
  • Исследователи из Стэнфорда доказали, что в долгосрочной перспективе, если ребенок не сдается, и на нем не ставят клеймо «не способный к математике», со временем он добивается больших успехов и лучшего понимания математики, чем тот, кто когда-то быстро считал в уме.

Как стереотипы влияют на наших детей

Исследователи и педагоги настаивают, что необходимо правильно понимать и оценивать способности к математике (как и способности к другим техническим предметам).

На самом деле они есть у всех: речь не только о таланте или навыке вычитать или умножать, но и обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать и принимать решения. К сожалению, традиционно ребенка считают одаренным по математике, если решения приходят ему в голову быстро.

Фактически же скорость прихода к решению — это врожденный показатель (вроде темперамента), а на способности к решению в принципе он не влияет.

Принципиальная разница между «технарями» и «гуманитариями» не в том, на что эти люди способны (ибо способны практически на все и оба!). Различие в том, к чему люди стремятся, что им ближе, что дается с меньшими усилиями, от какой деятельности они получают больше удовольствия и удовлетворения.

Увы, классификация «гуманитарий-технарь» служит хорошим оправданием для лени или отсутствия мотивации. На самом деле, зачастую «не дано» = «не захотел потратить достаточно времени и сил».

Успевать по школьной математике могут все

Когда ребенок делает первые шаги или пытается заговорить, он раз за разом падает, коверкает слова и смыслы. Но мы не считаем, что «не дано». Аналогичный принцип должен применяться по отношению к любому роду занятий и навыку, который стремится освоить человек.

Математика — один из «языков» современного мира, овладение которым стоит того, чтобы вкладывать время и силы. Математика помогает понимать окружающий мир и влиять на него, но — аналогично изучению иностранных языков — не дается «с лету» почти никому.

Не нужно «технического» склада ума, чтобы разбираться в личных финансах, кредитах, инвестировании, считать причитающиеся премии и бонусы на работе, помогать ребенку с домашними заданиями по техническим предметам. Достаточно понимания математики, а также основ математического мышления и законов логики.

Если вы действительно захотите, то обязательно научитесь думать как математик, и сможете научить этому своего ребенка.

На стыке дисциплин

Есть профессии, которые невозможно по умолчанию отнести к «техническим» или «гуманитарным». Яркий пример — программист. Еще более яркий — профессия будущего: дизайнер виртуальной реальности, виртуальных миров и пространств. С каждым десятилетием примеров все больше, и даже привычные, «древние» профессии, вроде бухгалтера, библиотекаря и врача, становятся все более «междисциплинарными».

Социолог и журналист Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» сформулировал «правило 10 000 часов». Именно это количество часов практики способно сделать любого человека «технарем» (или «гуманитарием»).

Исследователь утверждает, что так называемая «гениальность», «одаренность» может и повлиять, и не повлиять на результаты и успешность в любом занятии. Но упорство влияет положительно всегда. И снова подтверждается банальный, но верный вывод: 1% успеха — способности, 99% — труд.

Цифры эти условные и приведены для наглядности, в жизни все гораздо сложнее.

Так к чему готовить ребенка?

Учите его думать! А именно — рассуждать, анализировать, сравнивать, искать не шаблонные решения. В общем, здравствуйте, занимательные задачи!
Для начала можно просто познакомиться с классическими развивающими заданиями и занимательными головоломками ЛогикЛайк.
Но для достижения заметного результата нужны упорство, дисциплина и регулярность.

Когда в очередной раз у вас появится ощущение, что точные или гуманитарные науки «не даны» вашему ребенку, помните:

  • Не вешайте ярлыки (особенно в присутствии ребенка — дети очень внушаемые).
  • Не торопите ребенка, ответ о способностях и склонностях может прийти не сразу (и прийти совсем не таким, как вы ожидали — «междисциплинарным»).
  • Помните про нейропластичность — стремитесь создать новые связи в мозге ребенка. Постоянно предлагайте ему решать разные виды задач и проблем.

При этом обязательно верьте в него и всячески поддерживайте, а ЛогикЛайк поможет 🙂

Источник: https://logiclike.com/math-logic/interesno-polezno/humanities-and-techies-fable-forget-it

Кто такой гуманитарий, как определить, кто ты — гуманитарий или технарь; противоположность гуманитария

Довольно большое количество школьников старших классов начинают задумываться о своем будущем, мечтают о достижении высот и планируют карьеру. Но надо признать, что еще больше этот вопрос заботит родителей, которые не знают, что посоветовать своему ребенку. Довольно часто определиться с будущей профессией помогает тип мышления, но лишь в том случае, если он хорошо выражен.

Педагоги, которые обучают ребенка, знают о его способностях и без особого труда смогу сказать гуманитарий он или технарь. Что означают эти понятия знает почти каждый.

На сегодняшний день в обществе бытует определенный стереотип, если школьнику по нраву приходятся точные науки (алгебра, геометрия, физика), то он технарь, а вот если у школьника наблюдается предрасположенность к истории, языкам или литературе, то он 100% гуманитарий. В действительности все не так просто, поскольку существуют и смешанные типы. При выборе будущей профессии школьник всегда должен полагаться на свою интуицию.

Человек – гуманитарий: что это значит?

Делать новые открытия в области науки техники, а также вписывать свои имена в историю – это участь технарей. Гуманитарий – это человек, который привык созерцать все происходящее, при этом, не вмешиваясь в него, если нет такой необходимости.

У него нет желания совершать что-то экстраординарное, выделяться и входить в историю, ему больше приходится по нраву изучать работы других ученых, в будущем оперируя ими во время диалогов.

Гуманитарии, в отличие от технарей, осознают, что их мнение не является единственно верным, этим и обусловлено их отсутствие желания вести споры.

Разумеется, что им может не нравиться мнение окружающих людей, но при этом они не настаивают на своем, потому что не видят в этом смысла. Гуманитарии – это, прежде всего, превосходные коммуникаторы, которым удается находить общий язык даже с незнакомцами, умело подбирая слова в любой сложившейся ситуации.

Гуманитарный тип мышления

Каждому человеку присущ определённый тип мышления, но что же это значит? Все ли понимают и осознают тонкую грань между гуманитарием и технарем? В чем заключается их разница? Довольно часто люди ошибочно себя относят к тому или иному типу. Например, человек увлекается кинематографией, музыкой, живописью, любит читать литературу, то значит, он гуманитарий.

https://www.youtube.com/watch?v=wbs0hC9gCrM

В действительности дела обстоят совершенно не так, поскольку предметы увлечения человека не всегда говорят о складе его ума. Не стоит также забывать и о смешанных типах людей, которым хорошо даются все предметы. Но как понять, что ты технарь или гуманитарий?

В данном случае следует руководствоваться тем, что оговариваемый тип мышления позволяет осознать человеку о существовании иной интерпретации, мировоззрения, мышления, смысла и опыта.

Параллельно с этим ему вовсе не обязательно с ним соглашаться, ему вовсе не обязательно относиться толерантно к людям с иной точкой зрения.

Главное – отдавать себе отчет в том, что его слово не является законом, последней инстанцией.

Главное оружие – красивая речь

Как мы уже говорили ранее, люди с гуманитарным мышлением являются превосходными коммуникаторами, из них в большинстве случаев выходят отменные ораторы, психологи и преподаватели. Им с легкостью удается вступить в контакт с малознакомыми им людьми, умеют поддерживать беседу, даже если она им совсем неинтересна.

Читайте также:  Целеполагание в педагогике. цели, задачи и содержание педагогики

Стоит обратить внимание на то, что вражда является тоже способом коммуникации, однако те, кто в нее вмешан, заведомом отодвигают себя на край гуманитарного мира. Гуманитарии по складу своего ума, как правило, признают несовершенство своих мыслей, зависимость различных обстоятельств извне.

Каким бывает гуманитарное образование?

На сегодняшний день выделяют две совершенно разные “гуманитаристики”:

  • Одна из них не заостряет внимание на теоретизации бытия, а просто его преображает. Вследствие этого у человека начинается совершенно новая жизнь.
  • Вторая, наоборот, специализируется на изучении вековых знаний. Именно этот вид гуманитаристики преподают в подавляющем большинстве вузов. Этот вид можно, в свою очередь, условно разделить на три типа: для “исследовательских” специальностей, для массовых профессий, различные курсы, которые разработаны для технарей.

Профессии для гуманитариев

К числу общественных наук относятся юриспруденция, политология, лингвистика, психология, филология, журналистика и история. Люди с гуманитарным типом мышления превосходно в них разбираются, поскольку их склад ума позволяет им виртуозно владеть языком слов и букв. Люди, которые комфортно себя чувствуют в социальной среде могут смело выбирать гуманитарные профессии.

Довольно большой популярностью на сегодняшней день обладает психология. Люди в течение веков изучали происхождение, обычаи, историю и биологическую природу человека. На основании полученных данных, были сформированы определенные психологические закономерности, которые позволяют разбираться не только в медицине, но преподавании, науке, торговле и прочих социальных сферах.

Если вы относите себя к гуманитариям, то вы можете обратить внимание на деятельность, которая связана с политологическими, религиоведческими, философскими, культурологическими знаниями. Если необычайный интерес вызывает история, то можно свою жизнь посвятить и ей.

Ни для кого не секрет, что власть и деньги привлекают огромное количество людей, поэтому люди с гуманитарным типом мышления отдают предпочтение политической деятельности, собирают митинги, ведут переговоры и организовывают политические партии. Если по душе вести различные расследования, первыми узнавать о происходящем, то можно рассмотреть профессию журналиста. Сегодня эта отрасль чрезвычайно развита, поэтому множество изданий нуждается в квалифицированных кадрах.

Технарь и гуманитарий: отличия

Можно ли при необходимости стать гуманитарием или технарем? Ответ довольно сложный, изменить склад ума невозможно, однако развиваться можно всегда.

Понять принадлежность человека к определенному типу можно не с помощью оценок в школе, а по мышлению и мировоззрению.

Довольно часто успеваемость по определенной дисциплине зависит не от способностей школьника, а то множества других факторов, например, умения учителя заинтересовать ребенка.

Особенности гуманитариев:

  • очень эмоциональны;
  • ранимы;
  • любят писать стихи, сочинения и изучать языки;
  • неуверены в себе;
  • развитое образное мышление и воображение.

Что касается технарей, то им присущи следующие особенности:

  • самоуверенные;
  • энергичные;
  • целеустремленные;
  • некоммуникабельные, не любят разговаривать.

Источник: https://obrazovanie.guru/psihologiya/kto-takoj-gumanitarij-kak-opredelit-kto-ty.html

5 причин забыть о шаблоне «гуманитарий» или «технарь»

Современная система образования подразумевает, что школьники в какой-то момент должны четко определиться с профилем своего дальнейшего обучения.

И чуть не с младших классов прозорливые мамы и папы начинают навешивать на детей ярлыки «гуманитарий» или «технарь».

О том, почему не нужно поддаваться общему стремлению обязательно приписать ребенка к тем или другим, рассказывает психолог Татьяна Никитина.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

«Вовка-то наш — чистый технарь. Смотри, как быстро он с новым фотоаппаратом без инструкции разобрался! И пылесос бабушке сам починил!».

«Полине светит дорога только в гуманитарный вуз — она в математике полный ноль, в элементарных примерах ошибается, зато читать любит».

Знакомые и даже заезженные реплики, не правда ли? При этом такие безобидные на первый взгляд шаблоны могут быть очень опасными для ребенка и его будущего. Особенно если бесконечно тиражировать их в присутствии самого «гуманитария» или «технаря».

Однажды промозглым мартовским днем девятиклассник Никита («прирождённый гуманитарий») вернулся домой из школы. В свои четырнадцать он говорил на трёх языках и уже во второй раз перечитывал романы Ремарка. Никита с порога заявил родителям:

— Сегодня у нас в классе проводили профориентацию. В тесте были шкалы «технарь» и «гуманитарий». Так вот, по шкале «технарь» у меня вышло больше баллов, чем по шкале «гуманитарий». Психолог сказала, что я мог бы стать успешным изобретателем.

Он довольно улыбнулся выдержал паузу и спустя некоторое время добавил:

— Она еще много чего мне говорила… О разных профессиях и специальностях; о таких, про которые я даже никогда не думал. Почему вы всегда называли меня гуманитарием?

Мама тоном, означавшим мгновенное окончание разговора, парировала:

— Потому что у тебя по алгебре-геометрии тройки с минусом, а по истории, литературе и языкам пятерки, которые даются тебе без усилий.

Тем не менее на следующий день Никита заявил родителям, что в намеченный иняз поступать не будет, потому что «…мне это скучно, и я всегда это чувствовал, только вам боялся сказать». Состоявшийся в итоге на день позже спор окончился ссорой и скандалом.

После него растерянная мама Никиты бросилась звонить подругам, чтобы выяснить, как же ее сын («прирожденный гуманитарий») вдруг оказался «технарем»? А может, психологи ошиблись?! И если всё-таки нет, то как теперь быть: менять выбранное направление и настраиваться на другой вуз или же постараться убедить сына, что свою «техническую жилку» он сможет применить и будучи переводчиком-синхронистом?

Если вдруг для кого-то это важно, история Никиты и его семьи абсолютно реальная, и даже имена (вопреки расхожей практике) не изменены. Но гораздо важнее, конечно, выводы, которые можно и нужно сделать из этой истории.

В семье заметили, что Никита с детства обожает читать, и другие гуманитарные навыки тоже даются ему легко. Родители тут же (еще в младших классах) «записали» мальчика в гуманитарии.

Ярлык прочно прилип: гуманитарными способностями мальчика восхищались родственники и учителя в гимназии, на будущее рассматривались профессии только из гуманитарной сферы. При этом плохие оценки по математике и физике родителей не волновали.

Еще бы: их сын «гуманитарий», зачем требовать от него невозможное? Все выглядело на первый взгляд логично, но в итоге привело к коллапсу. Главная проблема в уповании на архаичное и вредное деление технарь/гуманитарий. Есть как минимум пять причин о нем забыть.

1. Мир — не чёрно-белый

Чистых «гуманитариев» и «технарей» в природе столь же мало, как и чистых правшей и левшей. Ведущая правая рука вовсе не означает, что ведущими будут и правая нога, и правый глаз, а значит, вы уже не чистый правша.

Точно так же умение быстро считать в уме не всегда предполагает, что этот человек с таким же успехом понимает технические чертежи или совсем не разбирается в литературе. С другой стороны, школьник может с трудом складывать и вычитать в уме в пределах двадцати, но блестяще решать сложнейшие геометрические задачи.

Это связано с особенностями развития тех или иных зон человеческого мозга каждого конкретного человека.

Безусловно, в мире есть люди, которых можно однозначно отнести к одной из категорий. Однако делать подобные выводы относительно детей все-таки не стоит.

Практика показывает, что у многих школьников неплохо развиты как технические, так и гуманитарные навыки.

Более того, различные зоны мозга у подростков развиваются неравномерно, поэтому не удивляйтесь, если ваш «гуманитарий» вдруг ударится в математику.

2. Больше, чем двоичный код

Кроме технического и гуманитарного направлений, существует, например, и естественнонаучное. Застряв в дилемме «гуманитарий/технарь», можно упустить момент для развития естественнонаучных навыков. К тому же сейчас активнее всего развиваются междисциплинарные направления, которые находятся на стыке наук. Куда зачислить экономистов и социологов, архитекторов и технических дизайнеров?

Почти все знакомые удивляются, когда я рассказываю, что на абсолютно гуманитарный на первый взгляд факультет психологии МГУ в мои годы решающим экзаменом была математика. После нее отсеивалось до 70% абитуриентов; а уже потом в университете мы изучали высшую математику, теорию вероятности и статистику.

3. Роль личности в истории (и других предметах)

Огромную роль (а иногда и решающую) в развитии заложенных природой способностей играют педагоги. Талантливый педагог может разбудить в ученике способности, о которых тот даже и не подозревал. Но известны, к сожалению, и обратные примеры, когда новый учитель умудрялся не только отбить интерес к любимому предмету, но и даже вызвать отвращение к нему.

Это очень тонкий момент: родителям нужно понять и почувствовать, когда недовольство учителем — это стандартная защитная реакция подростка, у которого что-то не выходит; а когда справедливый упрек и уместное разочарование.

К сожалению, повлиять на конкретного учителя зачастую практически невозможно, поэтому проблема решается усилиями родителей и/или поиском грамотного (ключевое слово) репетитора.

Причем решается иногда буквально за один-два месяца.

4. Ваши ожидания — его проблемы

Называя своего ребенка «гуманитарием» или же «технарем», родители, сами того не подозревая, оказывают на него перманентное давление.

Чуткие дети улавливают «чего хочет папа» или «о чем мечтает мама» и, стараясь им угодить, нередко делают неверный выбор, предпочитая одно направление другому.

Кроме неизбежных психологических проблем в будущем, это еще и ограничивает развитие личных талантов ребенка в настоящем.

5. Способности и интересы

Рассуждая о выборе направления, очень важно учитывать не только способности ребенка, но и его интересы. Это действительно разные вещи.

Часто бывает, что школьнику очень нравится какой-то предмет, даже если он не до конца его понимает и у него далеко не все получается.

Или же наоборот — учитель не смог заинтересовать предметом, и школьник не хочет прилагать усилий, чтобы разобраться в «неинтересном» материале. Огромная ошибка судить о гуманитарной или технической направленности, оперируя только лишь школьными оценками.

Если соотнести интересы и способности, мы получим несколько различных сценариев.

  1. Сфера интересна и способности развиты — идеальный вариант, можно смело думать о профессиональном развитии в данном направлении.
  2. Сфера неинтересна, но есть к ней есть способности. Здесь задача родителей задуматься, почему эта сфера ребенку неинтересна. Не повезло с педагогами? Нет представления о всем спектре специальностей, входящих в эту сферу? Или же больший интерес к другой сфере?
  3. Сфера интересна, но способности недостаточно развиты. Например, ребенка влечет к конструированию, а вот его способности по пространственному анализу явно не дотягивают до необходимого уровня. В этом случае имеет смысл либо больше заниматься, либо же обратить внимание на междисциплинарные области знаний.
  4. Сфера неинтересна, способностей в ней тоже нет. В этом случае все просто — нужно рассматривать другие сферы.
  5. По направлениям «гуманитарий» и «технарь» как интерес, так и способности средние. Это прежде всего знак того, что «свое» направление нужно искать в других сферах — естественнонаучной, творческой и других.

Очень важно понимать, что ответственность за свой выбор направления (гуманитарного, технического, естественнонаучного) должен нести ребенок и только ребенок. И ни в коем случае не стоит ему мешать, если он «вдруг» захочет это направление сменить.

Всегда лучше сделать это в подростковом возрасте, а не бросив ВУЗ на 4 курсе или, что еще хуже, осознав в 40 лет, что всю жизнь занимался не тем. Важно дать ребенку определиться самому, сделать собственный выбор и нести за него ответственность.

Задача родителей при этом — дать ребенку как можно более полную информацию обо всех существующих областях знаний, а также типах профессий и специальностей. Помочь ребенку с выбором направления может профессиональное комплексное психологическое тестирование (профориентационное).

Оно позволяет оценить и интересы, и успешность в решении задач. Кроме этого, оно может пробудить реальный интерес к профессиональной самореализации и, что очень важно, ощущение ответственности за свой выбор.

Только очень прошу вас: не надо называть профориентационным тестированием веселые развлекательные тесты в интернете.

Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.

Источник: https://mel.fm/mneniye/1037845-ways

Кто такой технарь и гуманитарий

Выбор дальнейшей профессии стоит перед каждым школьником. Сегодня система образования подразумевает, что в определенный момент ваш ребенок должен четко понимать профиль своего дальнейшего обучения.

Практически с младших классов заботливые родители пытаются помочь своим детям раскрыть способности и таланты. Стоит признать, что бывает достаточно трудно дать совет своему ребенку. В таких ситуациях определиться помогает тип мышления.

Преподаватели, обучающие ребенка, знакомы с его талантами. Для них не составит труда подсказать гуманитарий он или технарь. Так что же означают данные понятия?

Сегодня в обществе существуют примерные разделения. Например, если ваш ребенок отдает предпочтение точным наукам, таким как математика, физика, то он технарь. А если у него развивается интерес к языкам, изучению художественной или исторической литературы – гуманитарий. Но на практике, все не так-то просто, поскольку встречаются дети со смешанным типом.

Интересно, что можно определить склад ума ребенка по определенным критериям: манера запоминания информации, признании в социуме, жизненным ценностям и целям.

Читайте также:  Маленькие врунишки

Человек-технарь

Детей с техническим мышлением отличает энергичность, настойчивость и целенаправленность. Их мозг работает с большой скоростью и четкостью. Еще в школе, у них проявляется склонность к алгебре, геометрии и физике, такой ребенок может поладить с любой техникой.

На практике, это профессионалы своего дела. У человека-технаря всегда все четко и по плану, никаких сторонних размышлений быть не может. Телефоны, компьютеры, автомобили, дома и сооружения – то, без чего мы не мыслим нашу жизнь, заслуга этих людей.

Человек-гуманитарий

Учеными давно определено, что склонность ребенка к различным наукам можно выявить еще с раннего детства. О гуманитарном типе мышления может говорить сильно выраженное тактильное и обонятельное чутье. Среди множества увлечений такие дети отдают предпочтение рисованию или рукоделию.

Основные черты характера гуманитария:

  • коммуникабельность
  • интерес к искусству, традициям, истории, философии
  • желание постоянно развиваться и совершенствоваться

Можно назвать целый ряд общественных наук – лингвистика, филология, юриспруденция, политология. Человек – гуманитарий прекрасно в них разбирается, так как благодаря типу мышления способен владеть языком слов и букв

Дети, которые прекрасно адаптируются в социуме, смело могут найти для себя соответствующую профессию.

Способности и интересы

Говоря о выборе профессии, необходимо учитывать не только возможности ребенка, но и его интересы, склонности. В действительности, это различные вещи. Часто случается так, что ребенку может быть очень нравится определенная школьная дисциплина, но он ее до конца не понимает и не во всем разбирается.

Или наоборот, преподаватель не вызвал у школьника интерес к своему предмету, поэтому ребенок не хочет разбираться в “неинтересном” материале.

Первый: интересно направление и присутствуют способности – идеальный вариант, который не подразумевает размышлений о выборе профессии.

Второй: ребенок не проявляет интерес к направлению, но обладает четко выраженными способностями. Тут стоит задуматься, почему ребенок не хочет заниматься в этой сфере.

Быть может проблема в том, что преподавать не разбудил интерес к дисциплине? Или же ребенку просто интересно что-то другое?

Третий: интересно направление, но нет особых способностей. Подумайте, стоит ли в данном случае развивать того, чего нет? Или же просто не было возможности себя проявить? Четвертый: нет интереса к направлению и нет способностей. Здесь все просто – задумайтесь о других направлениях.

И пятый: если присутствует средний интерес как гуманитарным, так и к техническим наукам, обратите внимание на другие направления, например, творческие.

Помощь родителей и преподавателей заключается только в том, чтобы предоставить ребенку полную информацию обо всех возможных сферах знаний. А уже определиться с областью поможет психологическое тестирование, своего рода профориентационное.

Источник: https://fin-gazeta.ru/kto-takoj-tehnar-i-gumanitarij/

Гуманитарий и технарь: а кто ваш ребенок?

Что значит «технарь» или «гуманитарий», наверное, объяснять не нужно. Грубо говоря, это деление на считающих и читающих.

Первые лучше ориентируются в мире цифр и формул, вторые предпочитают размышлять над литературой, писать сочинения и быстро осваивают языки. Значит ли это, что гуманитариям закрыт вход в математику и наоборот? Разумеется, нет.

Это деление не имеет к психологии никакого отношения, оно придумано родителями и учителями. Дети и сами часто подхватывают эти ярлыки. Зачем? Да хотя бы для объяснения трудностей в математике или в грамматике. Я плохо пишу сочинения, потому что я технарь.

Очень удобно, не правда ли?

Но дело в том, что в процессе учебы и взросления многие вещи в жизни меняются. То, что казалось не особенно интересным, можно внезапно открыть для себя в старших классах. В этом случае ярлыки только мешают.

Представьте, что ваш победитель олимпиад по математике и отличник Петенька вдруг заявляет, что хочет стать историком или филологом. Но как? Он же всегда был «технарем» и делал по двадцать ошибок в диктантах!

Просто вы не обращали внимания, вероятно, что в то же самое время сын зачитывался историческими романами и рыскал по интернету в поисках фактов о Войне Алой и Белой Розы. Вы думали, что ваша прелестная Анечка будет поступать в Институт иностранных языков, а она, оказывается, хочет на факультет информатики.

Дело в том, что все-таки чистых технарей или гуманитариев не бывает.

Если человек делает успехи в математике, значит, он сможет осилить и другие науки, хоть точные, хоть гуманитарные.

Конечно, склонность к одному типу наук часто более выражена, чем к другому. И все же интерес может повернуться и в обратную сторону.

Это, кстати, может быть связано с особенностями развития мозга подростка.

Оно неравномерно, одна зона догоняет другую, так что даже если в пятом классе ребенок был увлечен исключительно математикой, это еще не значит, что к одиннадцатому он не переключится на лингвистику.

Сужение угла зрения

Вред шаблона технарь-гуманитарий в том, что ребенок начинает однобоко смотреть на выбор карьеры. В мире огромное количество профессий, которые трудно причислить к исключительно техническим или гуманитарным. Вот, например, юрист. С одной стороны, он должен вдумчиво читать материалы дела, общаться с фигурантами, писать речи для судебных заседаний. Вроде бы гуманитарий.

С другой стороны, юристы должны обладать прекрасным логическим мышлением, чтобы раскрыть дело или найти аргументы в пользу защиты и обвинения. А логика относится уже к области математической. Куда отнести творческие профессии? А естественнонаучные? Чем больше мы ограничиваем угол зрения ребенка причислением его к четко определенному типу, тем уже становится его профессиональный выбор.

Тем более, часто неспособность наших детей к каким-то предметам напрямую зависит от понимания и интереса. Причин вообще может быть несколько. Возможно, не повезло с учителем, который плохо и недоходчиво объясняет предмет. Может быть, ребенок проболел какую-то важную тему и упустил основы. Вероятно, ему нужно было помочь в самых простых вещах, чтобы он легче усваивал сложные.

И здесь появляется прямая связь – если я не понимаю, значит, мне уже неинтересно.

В этом случае внимание переключается на более понятные предметы, и окружающие думают, что перед ними типичный гуманитарий.

А «гуманитарий» просто задвинул математику в угол. Зачем ее оттуда вытаскивать, спросите вы.

Если ребенок уже углубился в гуманитарную область, может, и ладно, бог с ней, с математикой? Возможно, так и будет, но что если именно в области точных наук ребенок найдет профессию своей мечты? Просто нужно дать ему выбор, чтобы он точно понял – это мое, а это нет. А без понимания выбор сделать не так просто.

Как быть родителю?

Задача родителей в том, чтобы увидеть интересы и способности ребенка и постараться добиться их совпадения. Хорошо, если ребенок уже со школьной скамьи знает, кем хочет быть, да еще и проявляет в выбранном предмете недюжинный талант. Но, как показывает практика, чаще всего не все так идеально. Есть интерес, но нет способностей, есть способности – нет интереса…

И что же делать?

Если ребенок проявляет явный талант в одном из направлений (неважно – техническом, гуманитарном, естественнонаучном, творческом), но при этом ему скучно, нужно присмотреться к учителям.

Очень может быть, что ваш талантливый юный физик терпеть не может занудного Иван Иваныча, который монотонно бубнит урок за уроком без всякого желания увлечь класс темой. Попробуйте найти интересные дополнительные занятия, дельного репетитора.

А вдруг ребенок загорится и поймет, что физика – это его будущее?

Если же школьник очень хочет стать, например, журналистом, но с трудом формулирует мысли, подождите записывать его в технари и рушить надежды. В этом случае дополнительные занятия тоже могут помочь.

Люди не сразу становятся профессионалами, к этому ведут долгие годы труда и учебы. Известно, что упорное желание и труд сделали из обезьяны человека, а из человека обязательно получится хороший специалист.

Жизнь предлагает человеку много путей, в том числе и профессиональных. Лучше избавиться от шаблонов и ярлыков, посмотреть на возможности шире. И смело выбирать то, что нравится.

Источник: https://unium.ru/blog/humanists-and-techies/

Гуманитарии и технари: читающие и считающие?

 Я тут проходила тест, хотела узнать, гуманитарий я или технарь. Ответила на 70 вопросов, а потом кликнула не туда, и не узнала результат.
Текст: Дарья ГнездиловаИллюстрация: Анна Классен

Мнения «физиков» и «лириков» — о себе и людях

Людей с разным типом мышления всегда принято было делить на физиков и лириков. Мало что изменилось и сейчас.

Нам по-прежнему кажется, что первые быстро считают в уме и пытаются объяснить все вокруг с точки зрения законов науки.

А вторые могут ни с того ни с сего начать декламировать стихи и исправлять ошибки в любовных письмах. Давайте же узнаем, что думают об этих отличиях сами представители обеих сторон.

Роман Сухов, студент СПбГУАП, факультет вычислительных систем и программирования — У технарей подход к вещам более логичный и практичный. Они представляют, как устроено большинство вещей в этом мире, и это формирует соответствующие направления мысли. То есть на любой процесс, будь то процесс продажи булок в столовой, покупки билетов или оформления загранпаспорта, они подсознательно смотрят, как на некую систему. У гуманитариев, в свою очередь, подход более творческий. И я думаю, они реже задумываются, как работают вещи.
Тимур Мухамедов, единоличный администратор группы «Филологическая дева» ВКонтакте — Да вроде ничем особенным гуманитарии от технарей не отличаются. Такое же строение тела и души. Тем более что хороших и плохих людей везде хватает.
Михаил Ершов, студент МГУ, факультет вычислительной математики и кибернетики — Самое броское отличие — технари любят работать с величинами и абстрактными материями. Задачи, которые ставятся перед технарями, загоняют их в гораздо более жесткие рамки, в то время как у гуманитариев рамок порой почти нет. И количество правильных решений гуманитарных задач очень велико, а порой и бесконечно. Также могу предположить, что технари более практично смотрят на вещи, хотя тут трудно судить. Всюду встречаются разные люди.
Елизавета Лосева, студентка СПбГУ, высшей школы журналистики и массовых коммуникаций — Возможно, технари более рациональны. Хотя, наверное, это очередной шаблон. Наверное, ничем они не отличаются на самом деле. Как говорит Плисецкая: «Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так».

  Психологический подход

Разобраться, отличаются ли все-таки чем-нибудь гуманитарии от технарей, почему есть «женские» и «мужские» факультеты и целые ВУЗы, нам помогла Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель факультета психологии СПбГУ.

Нужно ли делить школьников в старшей школе на классы с углубленным изучением тех или иных предметов? Если школьник с легкостью решает задачи по физике, это еще не значит, что он — технарь.

Если подросток рисует и пишет прекрасные сочинения, но плохо справляется с точными науками, это не значит, что он — гуманитарий. Это очень формальное разделение.

 Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель факультета психологии СПбГУ (фотограф: Михаил Волков) — Знаете же все эти шутки: «Говорят не полный дурак, а человек с гуманитарным складом ума». Это, конечно, не верно. Просто у одних есть способности и желание заниматься одним, а у других —противоположным. И даже любовь к чтению, так активно привязываемая к образу «филологической девы», — это скорее хорошая привычка, идущая от традиций семьи. А способность ясно и красиво выражать свои мысли, возможно, самое важное наследство, которое могут дать своим детям и формируется оно, когда они читают ребенку на ночь сказки, обсуждают с ним события дня, их чувства и эмоции.
Читайте также:  Как научить ребёнка пересказывать текст?

Все люди разные, в этом разнообразии, наверное, и есть радость общения.  

Тяжело в учении

Кому все-таки легче учиться? Казалось бы, читать книги и учить языки проще, чем писать компьютерный код и изучать ядерную физику. Но это только на первый взгляд. Учебный процесс дается быстрее и легче тем студентам и школьникам, которых мы привыкли называть технарями.

Их преимущество состоит в том, что изучая технические науки, для понимания и запоминания материала они используют способы, основанные на обобщении материала, по которым затем систематизируют всю поступающую информацию. Даже историю технарям запоминать иногда легче.

Они смотрят на это поле знаний как бы сверху, выявляя логические связи, понимая масштаб и неотделимость происходящих событий. Технари, кстати, получив отличную базу в технических ВУЗах, совершенно спокойно потом получают второе высшее гуманитарное образование.

А вот гуманитариям стать потом инженерами гораздо сложнее.  

Полезный Сартр

Очевидно, что деятели науки в этом мире сделали много больше полезных для человечества открытий. Но значит ли, что они важнее? «Кто в этом смысле полезнее, Эйнштейн или Кафка?», — Ольга Владимировна задает мне вопрос, на который нет однозначного ответа.

Нет, мне, возможно, ближе Кафка, но физики кажутся мне полезнее. Их вклад очевиден и осязаем, и оспаривать его бессмысленно. В то же время Максвелл с Поповым для большинства людей, равно как и для меня, не участвуют в противостоянии с Достоевским и Сартром.

Лирики дали человечеству не меньше, просто это менее заметно в повседневной жизни.

Все эти люди — части одного целого. И целое это — настоящее, в котором мы живем.  

Кто-то между

Меж тем есть те люди, которых ни физиками, ни лириками однозначно назвать нельзя. Например, люди, которые хороши в том, что касается человеческих эмоций, обладающие способностями к эмпатии. Они не спрашивают у человека, случилось ли что-нибудь, потому что они чувствуют чужие горе или радость.

«А вот медики, например, ближе к технарям или гуманитариям?», — задаю я очередной вопрос. Оказывается, медики — это вовсе не какой-то промежуточный тип. Они по долгу службы должны быть сильны и в точных науках, и в естественных, и в гуманитарных. При всем этом чувствовать людей им тоже необходимо.

В общем, они настоящие герои нашего времени! Психологи, как оказывается, тоже не совсем гуманитарии.

Студенты психологического факультета, например, долго и упорно учат математическую статистику и тоже мыслят взаимосвязанными цепочками, изучая сложные процессы мозга и организма, вроде нервных импульсов.  

Бог на дне стакана

Отрицают ли технари наличие каких-нибудь высших сил, считая их нелогичными? Ольга Владимировна цитирует одного из создателей квантовой механики, физика-теоретика Вернера Карла Гейзенберга.

Ему принадлежит такая фраза: «Первый глоток из стакана естествознания делает атеист, но на дне стакана ожидает Бог». Дело в том, что человек с техническим складом ума понимает физические законы, изучает космос, вселенную, силы Земли и понимает, что наука не всесильна и имеет свои границы.

За этими-то границами и находится то, что ученым объяснить не под силу, что-то, связанное, возможно, с религией.

Но на самом деле, психологи убеждены, что отношение к мистике или религии напрямую не связано с типом мышления человека. И среди гуманитариев, и среди технарей есть люди с «магическим» мышлением, склонные объяснять все происходящее с помощью магии, полагаясь на приметы, суеверия и волшебство.

И тут уже неважно, юрист ты, поэт, спортсмен или политик. Человек может болеть за любимую хоккейную команду, надевая грязную нестиранную футболку с номером любимого игрока только потому, что уверен: когда он в ней, команда выигрывает.

Так актеры сидят за кулисами на новом сценарии, а телевизионщики никогда не говорят «последний эфир», а то мало ли что.  

Институты благородных девиц

Задаю вопрос, который меня, конечно, очень интересует. Почему все-таки журфаки и филфаки превращаются в институты благородных девиц? Почему матмехи и физтехи гораздо чаще привлекают молодых людей? Психолог рисует график нормального распределения.

Про себя отмечаю, что это же «удав, проглотивший слона» (делаем выводы). Так выясняется, что в том месте, где удав раздулся больше всего — показатели многочисленных девушек со средним уровнем интеллекта. Таких большинство.

Голова и хвост удава — малое количество гениальных женщин и женщин с низким уровнем интеллекта соответственно. У мужчин же все наоборот. Среди них мало людей со средними способностями.

Они либо плетутся в группе отстающих в школе, перебиваясь с двойки на тройку, либо оказываются в отличниках, участвуя при этом в олимпиадах и играя в шахматы. И выбирают такие молодые люди факультеты со сложными предметами, которые даются им с легкостью, поступая в лучшие технические вузы.

Девушки же поступают на гуманитарные факультеты, где учеба основывается на запоминании, трактовках и формировании собственного мнения об изученном.

По словам психолога, нельзя также забывать, что женщины — это все-таки будущие матери, которые будут учить детей говорить, думать, развивать воображение, интерпретировать действительность, а для этого нужно уметь делать это самой. Гуманитарные науки во многом этому способствуют.  

Два полушария одного целого

Много говорится и пишется в последнее время о том, что есть левополушарные личности, и наоборот — правополушарные. Одни как будто хорошо считают, строят логические цепочки, формулируют грамматически сложные конструкции и вообще умны, как никто другой.

Люди же с развитым правым полушарием рисуют, поют, сочиняют стихи и большего от них требовать не приходится — творческие личности, что с них взять. На самом же деле раньше в психологии считалось, что левое полушарие отвечает за передвижение, речь, логическое мышление, сложные вычислительные операции и абстрактное мышление.

Правое же — за пространственные передвижения, например, то есть за вещи, сами собой разумеющиеся и незаметные на первый взгляд. «Фактически, людям казалось, что второе полушарие, правое, нужно человеку чуть ли не для симметрии, чтобы голова не перевешивала».

Потом ученые опытным путем поняли, и придерживаются этого до сих пор, что не бывает так называемых правополушарных и левополушарных людей. «Вот есть, к примеру, правши и левши.

Это не значит, что одна из рук у них не работает. Просто парные органы у людей обычно развиты немного по-разному, — говорит психолог, — ведущая рука, нога и даже глаз и ухо.

Ведущей рукой мы пишем, ногой — ступаем с эскалатора, глазом целимся при стрельбе, а ухом — слушаем телефонный разговор в трубке. Так и с полушариями. Кто-то чуть активнее использует левое, кто-то правое.

На самом деле при выполнении сложных процессов, оба полушария всегда работают в паре».  

Вывод до банальности прост: даже если вы причисляете себя к читающим или считающим, физикам или лирикам, гуманитариям или технарям, все это в большей степени стереотип. Ведь на свете не существует даже двух людей, мыслящих одинаково!  

Предлагаем нашим читателям пройти тест, чтобы определить, к каким наукам вы более склонны — гуманитарным или техническим:

1. Вас интересуют биографии ученых?

— да — 1 — нет — 2

2. Вы с удовольствием разбираетесь в любых чертежах?

— нет — 1 — да — 2

3. В поэзии вас привлекает наличие сложных метафор и изысканного языка?

— нет — 2 — да — 1

4. Вы любите головоломки и логические задачи?

— да — 2 — нет — 1

5. Вы можете быстро просчитать скидку в магазине — перевести проценты в реальные рубли?

— нет — 1 — да — 2

6. Вы всегда можете описать, чем вам нравится то или иное произведение искусства?

— да — 1 — нет — 2

7. Вы часто спорили(-те) с учителями по литературе, искусству, музыке?

— нет — 2 — да — 1

8. Нравятся ли вам преподаватели, которые отказываются высказывать свое мнение о предмете и оперируют только голыми цифрами и фактами?

— нет — 2 — да — 1

9. Многое ли вы можете сказать о человеке по его фотографии?

— нет — 2 — да — 1

10. Доставляет ли вам удовольствие разбираться в бытовой технике и принципах ее работы?

— нет — 1 — да — 2

11. Когда вы знакомитесь с человеком, вам важно знать его взгляды на искусство?

— нет — 2 — да — 1

12. В журналах и газетах вам нравятся статьи с таблицами и графиками?

— нет — 1 — да — 2

13. Всегда ли можно определить точную цену любого произведения искусства?

— нет — 1 — да — 2

14. Вы полагаете, что собеседника проще убедить конкретными цифрами, чем эмоциями?

— да — 2 — нет — 1

15. Вы согласны, что выяснить смысл жизни намного важнее, чем решить какую-нибудь математическую задачу?

— нет — 2 — да — 1

Ключ:

15-20 баллов. — скорее всего, вы гуманитарий. Вас больше интересуют литература, философия, искусство и тому подобные предметы. Однако это не значит, что вы совсем чужды точным наукам. Возможно, у вас еще все впереди в освоении математических дисциплин.

21-25 баллов — вы колеблетесь между гуманитарными и точными науками. У вас есть склонность и к тому, и к другому. Вам можно позавидовать: вы уникальный человек с универсальными задатками.

26-30 баллов — скорее всего, вы больше склонны к техническим дисциплинам. Однако вам не стоит совсем забрасывать гуманитарные науки, если к ним имеется хоть какой-то интерес.

Чем большим багажом знаний вы владеете, тем лучше.

Источник: https://ponedelnikmag.com/post/gumanitarii-i-tehnari-chitayushchie-i-schitayushchie

Гуманитарии и технари. Мы такие разные, но все-таки мы вместе

С самого начала времен людям было свойственно разделение на различные группы. Все началось с племен и родовых общин, а дальше пошло-поехало:  масоны, мормоны, хиппи и панки, эмо и готы, металлисты, хипстеры и так далее. Причем, чем больше людей, тем больше этих самых групп.

Помимо прочего, есть мнение,что всех людей можно разделить на две большие категории. Гуманитарии и технари. Причем, частенько в интернете вспыхивают холивары на тему «технари против гуманитариев».

Сразу скажем, мы не склонны вешать шаблоны и ярлыки. Ведь для того, чтобы быть гуманитарием, не обязательно любить читать и сочинять стихи, а знание законов физики еще не делает человека технарем. Все гораздо сложнее. К тому же, мир устроен так, что нужны и те, и другие.

Например, Альберт Эйнштейн, помимо того, что создал Специальную Теорию Относительности, еще и играл на скрипке.

Или, помните, как у Солженицына, младший летейнант  Наделашин восхищался тем, что заключенные (в основном все инженеры) свободно обсуждают мировые произведения искусства, вместо того, чтобы жаловаться на судьбу..

Но к чему мы это? Собственно к тому, что талантливый человек — талантлив во всем, а разделение людей на гуманитариев и технарей — достаточно условная затея. Которая, тем не менее, имеет место быть. Ведь люди мыслят по разному, и это факт.

Отличие гуманитария от технаря

Чем же отличается гуманитарий от технаря?

Гуманитарии  — дипломаты и хорошие коммуникаторы, они легко идут на контакт и предпочитают выбирать профессию, связанную с общением и взаимодействием с другими людьми.

В то время как технари, в силу особенностей своего мышления, ориентированы на решение какой-то конкретной задачи, им гораздо комфортнее сидеть у себя в кабинете и писать код, нежели толпиться на пресс-конференции.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
В чистом, рафинированном виде, гуманитарный и технический типы встречаются очень редко, Как мы уже сказали, классифицировать людей по типу мышления на гуманитариев и технарей — это слишком грубо.

Тем не менее, свои склонности и тип мышления нужно знать. Предлагаем Вам пройти тест на определение своего типа мышления, если Вы его еще не знаете. Гуманитарий Вы или технарь, тест поможет Вам узнать свой тип мышления точнее. А если Вы и так знаете, проверьте, не врет ли тест. Результаты в комментариях приветствуются!

И, напоследок, напоминаем, что если вдруг Вы стопроцентный технарь, а Вам нужно написать реферат по истории, на который ну просто нет никаких сил, Вы всегда можете обратиться за помощью к нашим авторам, всегда готовым оказать Вам помощь. Технари, гуманитарии — мы же все люди, а люди должны помогать друг другу.

Источник: Kate Walker

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/gumanitarii-i-texnari-my-takie-raznye-no-vse-taki-my-vmeste/

Ссылка на основную публикацию