Исследуем возможности кратковременной памяти ребёнка с помощью методики «память на числа»

Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии

Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов.

Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, кот.

Инструкция. «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю.»

Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке.

Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:

§ если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;

§ зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;

§ «кривая» в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева

Методика предназначена для диагностики памяти у подростков.

Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.

Слова для запоминания:

дождь драка встреча
ответ пожар труд
горе игра собрание
сила утро сосед
театр отряд праздник

Набор карточек для опосредованного запоминания:

умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.

Слова можно давать довольно отвлеченными друг от друга.

Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.

Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

Тест «Объем кратковременной памяти»

Вариант А. Цифровой материал

Ход опыта. Студентам зачитывают ряды чисел с постоянно нарастающим количеством цифр. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.

Числа: 439, 3 953, 42 731, 619 473, 5 917 423, 98 192 647, 382 951 746.

При проверке правильности запомнившихся цифр начисляют баллы: за каждую правильно воспроизведенную цифру на правильном месте присуждается по 1 баллу, за пропущенную или неверную цифру — 1 штрафной балл, за перестановку места правильно воспроизведенной цифры — штраф в 0,5 балла. Определяются баллы по каждому ряду. Находится максимально высокий показатель, достигнутый студентом в любом из предъявленных рядов. Объем кратковременной памяти (ОКП) = мах (максимальному) баллу.

Вариант Б. Словесный материал

Ход опыта. Студентам зачитывают 10 слов. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Оценка правильности воспроизведения в баллах проводится так же, как в варианте А.

Сделать выводы: объем кратковременной памяти 7±2, но эти показатели могут быть повышены, если «куски информации» более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ»; например, при запоминании словесного материала слова: река, серебро, ребенок, утро — могут быть объединены в единый образ и выступать как один целостный «кусок информации».

Методика «Память на образы»

Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.

Методика «Память на числа»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.

Пиктограмма

Методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Как прием экспериментально-психологического исследования была предложена в начале 30-х годов.

Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный, греч. grapho — пишу).

Обычно испытуемому предлагают для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, то есть пиктографически записать ряд понятий.

В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (например, «веселый праздник», «теплый ветер», «обман», «справедливость» и т.д.).

Особенностью инструкции является ориентация испытуемого на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использовать любые буквенные обозначения.

После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения.

Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется.

Если при использовании варианта пиктограммы по А. Н.

Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30 изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Таким образом, характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают тест к проективным методикам.

Другой особенностью, расширяющей интерпретативную направленность методики, является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает как мнемонические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура (С. В. Лонгинова, С. Я.

Рубинштейн, 1972). Отсюда — широкие возможности для исследования мышления, в первую очередь процесса обобщения. (Не случайно первые исследования с применением пиктограм (Г. В. Биренбаум, 1934) были посвящены анализу особенностей мышления больных психическими заболеваниями, т. к.

построение пиктограммы сопряжено со значительными умственными усилиями и недоступно при интеллектуальной недостаточности).

В советской психологии методика использовалась в контексте изучения опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский, 1935). Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым (1935).

Испытуемым предлагали запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, путем установления связи между словом и предъявляемым изображением. Вариант теста, предложенный А. Н. Леонтьевым (1930), требовал более сложной деятельности: выбора для запоминания слова картинки из предлагаемого набора.

Этот вариант теста нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей (А. Я. Иванова, Э. С. Мандрусова, 1970; Л.В.Бондарева, 1969; Л.В.Петренко, 1976).

В настоящее время отмечается тенденция разработки и совершенствования интерпретативной схемы методики, учитывающей разнообразные категории исследуемых показателей и предусматривающей формализацию данных.

Это расширяет возможности методики, допускавшей ранее лишь качественную обобщенную интерпретацию результатов, является основой для стандартизации показателей, что приближает тест к современным психодиагностическим методикам.

Одной из наиболее полных схем анализа данных пиктограммы является интерпретативная схема Б. Г. Херсонского (1988).

Интерпретация складывается из качественного анализа каждого образа с последующей формализованной оценкой на основе отнесения к определенному типу; оценки количественного соотношения образов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов, недоступных формализации (особые феномены), в том числе графических особенностей рисунка.

При качественном анализе учитываются: тематика рисунка, факторы абстрактности (конкретные образы, метафорические образы, геометрические, графические и грамматические символы, индивидуально-значимые образы, формальные образы).

Дополнительно рисунки оцениваются по фактору частоты (стандартные, оригинальные, повторяющиеся) и по фактору адекватности (близость образа и понятия, степень обобщенности, лаконичность изображения). К регистрируемым особым феноменам относятся: ассоциации по созвучию; сверхабстрактность символики; недифференцированные изображения; «шоковые» реакции; употребление буквенных обозначений; стереотипии; высказывания испытуемых и т.д.

Графические особенности рисунка анализируются с учетом расположения на листе бумаги, характера линий, размера, нажима и т.д. Выделяются дифференциально-диагностические критерии оценки риктограм, полученные на основании сопоставления контингентов больных и здоровых лиц. Имеются нормы, которые носят как статистический, так и описательный характер.

Валидность конструктная стандартизированной формы пиктограммы анализировалась на основе сопоставления полученных данных с тестом Роршаха, рисуночными проективными тестами, в частности вербальными методиками исследования мышления. Валидность критериальная (текущая) определялась сопоставлением результатов больных с различными психическими заболеваниями и здоровых.

Пиктограмма относится к числу наиболее широко употребляемых методик изучения познавательной сферы и личности в отечественной клинической психодиагностике.

Анализ

Особенности проведения.

Набор слов

1. Веселый праздник

2. Развитие

3. Тяжелая работа

4. Зимний день

5. Разлука

6. Легкая работа

7. Болезнь

8. Счастье

9. Обман

10. Бедность

Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени.

Источник: https://cyberpedia.su/7xa37a.html

Методика «Память на числа»

Методика «Оперативная память».

Цель: изучение кратковременной памяти.

Материалы и оборудование: бланк методики диагностики оперативной памяти, секундомер, карандаш.

Бланк методики

Диагностики оперативной памяти

№ ряда Сумма № ряда Сумма

Стимульный материал

№ ряда Сумма № ряда Сумма
1. 5, 2, 7, 1, 4 6. 4, 2, 3, 1, 5
2. 3, 5, 4, 2, 5 7. 3, 1, 5, 2, 6
3. 7, 1, 4, 3, 2 8. 2, 3, 6, 1, 4
4. 2, 6, 2, 5, 3 9. 5, 2, 6, 3, 2
5. 4, 3, 6, 1, 7 10. 3, 1, 5, 2, 7

Ключ

№ ряда Сумма № ряда Сумма
1. 6.
2. 7.
3. 8.
4. 9.
5. 10.

Порядок проведения исследования.Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом.

Ваша задача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка.

Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)».

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов — 15 сек.

Интерпретация результатов. Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрослого человека — от 30 и выше.

Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

Исследование объема кратковременной памяти

Цель исследования: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Читайте также:  Обучение по подписке

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Первый набор 5241 96023 254061 7842389 34682538 598374623 6723845207 Второй набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897
Третий набор 1372 64805 725318 0759438 52186355 132697843 3844528716 Четвертый набор 1425 32069 160378 4865329 52583795 576294538 7981562846

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»

Обработка результатов

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

  • ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;
  • наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;
  • количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;
  • коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания
Коэффициент объема памяти /Пк/ Уровень кратковременного запоминания
10 8-9 7 6-5 3-4 очень высокий высокий средний низкий очень низкий

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

https://www.youtube.com/watch?v=Bvz_J1yzTq0

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Методика «Память на числа»

Цель проведения методики: оценка зрительной памяти, её объема и точности.

Материалы и оборудование: секундомер, бланк, карандаш, стимульный материал.

Бланк теста

Испытуемый: ________________

Дата: _______________________

Экспериментатор: ____________

Количество правильно воспроизведенных чисел: _______

Стимульный материал

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек таблицу уберут, и Вы должны будете записать все те числа, которые запомнили».

Процедура исследования: обследуемым демонстрируется в течение 20 сек таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Обработка и интерпретация результатов.Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 чисел и больше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура занимает мало времени.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/4482.html

Online Test Pad

Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. 

Пройти тест

Проверка простейших фра.11 класс учебник Up&Up student's book. Пятнадцать вопросов с краткими ответоами

Пройти тест

Варианты тестовых заданий по дисциплине «Электротехника»

Пройти тест

Тест может быть использован для закрепления темы «Движение воды».

Пройти тест

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.

Пройти тест

Тест состоит из 10 вопросов по заданиям группы В11 ЕГЭ по математике для учащихся 11 класса

Пройти тест

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ГИА 2012 г.

следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.

Пройти тест

Тест для 9 класса по теме: «Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение».

Пройти тест

Тест помогает повторить основыне правила по технике безопасности в кабинете информатики и эргономики при работе за компьютером.

Пройти тест

Тест предназначен для учащихся по профессии Сварщик при изучении ПМ 02 МДК 02.01 (Освоение ручной электродуговой сварки металлов и сплавов) Тест предназначен для контроля знаний по теме: «Оборудование сварочного поста для РДС» Подготовила: Шумилина Л.А.

Пройти тест

Вспомним первый класс. Такие простые были примеры, но если оно так и есть, тогда сейчас проверим. Начнем?

Пройти тест

Тест содержит 13 заданий для проверки знаний по новой истории для учеников 7-х классов по теме «Реформация в Европе».

Пройти тест

Тест направлен на закрепление основных знаний по указанной теме и проверке домашнего чтения

Пройти тест

Тест предназначен для студентов 2 курса. Используется для промежуточного контроля по теме: «Алгоритмизация и программирование».

Пройти тест

Тест создан для учеников 4-го класса.Здесь вы можете проверить как хорошо вы знаете имя существительное.

Пройти тест

Тест составлен для закрепления темы «Длина окружности». Используется при проведении мониторинга в конце урока.

Пройти тест

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности.

У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность.

Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Пройти тест

Промежуточное тестирование по теме «Операционная система»

Пройти тест

Источник: https://onlinetestpad.com/ru/test/1051-metodika-pamyat-na-chisla

Исследование памяти (методики диагностики) — презентация

1 Методики обследования памяти в дошкольный, школьный возраст, у взрослых людей<\p>

2 ПАМЯТЬ — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.<\p>

3 Выделяют процессы памяти: запоминание сохранение воспроизведение узнавание воспоминание припоминание<\p>

4<\p>

5 Методики для исследования памяти Дошкольники Школьники Взрослые люди<\p>

6 Дошкольники<\p>

7 Обследование памяти по временным характеристикам<\p>

8 Диагностика кратковременной памяти Запоминание картинок и предметов Ход проведения: Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе.<\p>

9 Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.<\p>

10 Рисование по памяти ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.<\p>

11<\p>

12<\p>

13<\p>

14<\p>

15 Исследование долговременной памяти В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.<\p>

16<\p>

17<\p>

18<\p>

19<\p>

20<\p>

21 Исследование памяти по преобладающей активности анализаторов<\p>

22 Исследование двигательной памяти Взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев.<\p>

23<\p>

24<\p>

25 Обследование слуховой памяти Методика «10 слов» предложена А.Р. Лурия предназначена для диагностики слуховой памяти Материал для проведения методики: лист бумаги, ручка, 10 слов для запоминания.<\p>

26 Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно, Когда закончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), все вместе, в любом порядке». Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.<\p>

27 Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз». Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними. В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.<\p>

28 После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания). Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.<\p>

29 Количество повторений лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед огонь Спустя час<\p>

30 По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной число правильно воспроизведенных слов.<\p>

31 Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.<\p>

32 Исследование зрительной памяти Методика «Запомни рисунки» Инструкция: «На этой картинке представлены 9 разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».<\p>

33 Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.<\p>

34<\p>

35 Оценка результатов 10 баллов ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек. 8-9 баллов ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. 6-7 баллов ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. 4-5 баллов ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. 2-3 балла ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. 0-1 балл ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.<\p>

36 Выводы об уровне развития 10 баллов очень высокий. 8-9 баллов высокий. 4-7 баллов средний. 2-3 балла низкий. 0-1 балл очень низкий.<\p>

37 Диагностика ассоциативной памяти<\p>

38<\p>

39<\p>

40<\p>

41 Школьники<\p>

42 Обследование памяти по временным характеристикам<\p>

43 Исследование кратковременной памяти Методика «Чем залатать коврик?« В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались.<\p>

44<\p>

45 Оценка результатов 10 баллов ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек. 8-9 баллов ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. 6-7 баллов ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. 4-5 баллов ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. 2-3 балла время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. 0-1 балл ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.<\p>

46 Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий 8-9 баллов — высокий 4-7 баллов — средний 2-3 балла — низкий 0-1 балл — очень низкий<\p>

47 Обследование долговременной памяти Методика «Долговременная память» Методический материал: ряд слов – стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко. Порядок выполнения и инструкция: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней.<\p>

48 Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле: А — общее количество слов, В — количество запомнившихся слов, С — коэффициент долговременной памяти<\p>

49 Результаты интерпретируются следующим образом: % — высокий уровень; 50-75% — средний уровень; 30-50% — низкий уровень; ниже 30% — очень низкий уровень.<\p>

50 Исследование памяти по преобладающей активности анализаторов<\p>

51 Исследование слуховой памяти Методика А. Р. Лурни (проба на запоминание 10 слов) Методика направлена на изучение особенностей механической памяти, ее тренированности. С помощью ее также можно судить об устойчивости и концентрации внимания. Использование этой методики дает информацию о способности ребенка к поддержанию относительно продолжительной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него зрительным материалом или игровой ситуацией.<\p>

52 Для проведения необходимо иметь написанные на отдельном листе 10 слов, желательно 2-3 набора. Слова подбираются таким образом, чтобы между ними было трудно установить какие-нибудь смысловые отношения. Школьнику зачитывается 10 слов, затем просят их воспроизвести. Учитель фиксирует, какие слова были воспроизведены правильно, какие были лишние. Затем снова зачитывают эти слова и снова просят их воспроизвести. Так до тех пор пока ученик не воспроизведет все 10 слов (последовательность не важна). Через мин проводят контрольное воспроизведение, т.е. школьника просят воспроизвести те слова, которые он заучивал.<\p>

53 Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел.<\p>

54 Обследование зрительной памяти Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.<\p>

55 Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона). Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.<\p>

56<\p>

57 Взрослый человек<\p>

58 Обследование зрительной памяти Методика: «память на числа» Процедура исследования: Задание заключается в том, что обследуемому демонстрируется в течении 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.<\p>

59 Задание: обследуемым демонстрируется в течение 20 с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке. Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с. запомнить как можно больше чисел. Через 20 с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».<\p>

60 Инструкция : «Сейчас я хочу проверить как ты умеешь запоминать слова. Я зачитаю тебе 10 слов, а ты постарайся их запомнить… Сейчас я еще раз зачитываю тебе эти слова, запоминай». Примерные наборы слов : 1) гора, пила, роза, мыло, нога, бумага, перо, очки, диван, река; 2) лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, рука, мед, каша; 3) игла, конь, сено, кошка, часы, кино, пальто, книга, дом, пика.<\p>

61 Обработка : При обработке подсчитывается количество повторений слов, которое потребовалось для того, чтобы ученик запомнил весь список. Следует обратить на особенности запоминания: какие группы слов ученик запоминал быстрее, есть ли какая-либо связь между этими словами; какие слова были привнесены в список, есть ли между этими словами и словами из списка какая-либо связь.<\p>

62 К сожалению тестовых норм на эту методику не разработано, поэтому учителю предлагается оценить результаты по своей выборке (т. е. по результатам своих учеников определить низкую, среднюю и высокую запоминаемость детей одной возрастной категории). Обычно нормальный средний школьник запоминает 10 слов после 8-9 повторений. Следует также обратить внимание на повторное воспроизведение : какие слова воспроизведены, сколько, какие забылись<\p>

63 Методика «Пиктограмма» предназначена для изучения индивидуальных особенностей памяти и мышления. Методика рассчитана на людей не младше 14 лет.<\p>

64 Материал для проведения методики: 1. карандаш, 2. бумага, 3. список слов для запоминания. Инструкция: «Этот тест предназначен для изучения зрительной памяти. На листке бумаги можете рисовать слова, которые я называю. Цифры и буквы рисовать нельзя.» В списке для запоминания 18 слов, но можно ограничиться и 10. В этот список можно добавить свои слова.<\p>

65 Список слов и словосочетаний. -Веселый праздник -Тяжелая работа -Развитие -Вкусный ужин -Смелый поступок -Болезнь -Счастье -Разлука -Ядовитый вопрос -Дружба -Темная ночь -Печаль -Справедливость -Сомнение -Теплый ветер -Обман -Богатство -Голодный ребенок<\p>

66<\p>

67 После выполнения задания листочек с рисунками откладывается и в течение часа испытуемого можно занять разговорами или прохождением других тестов. Через 1 час психолог дает испытуемому листок с рисунками, испытуемый должен воспроизвести слова, которые он нарисовал.<\p>

68 Уровень развития опосредованного запоминания Средний показатель: 90-95% (9-10 слов из 10). Память плохая, если испытуемый вспоминает 8 и меньше слов из 10. Слабая память и мышление, если испытуемый вспоминает меньше 2 слов из 10.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1004553/

Особенности памяти дошкольника и младшего школьника

>

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

Б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь — и те, которые запомнишь сейчас. Называть можно в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями просто говорится » Еще раз». После 5-6- кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти слова назовете еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, соответствующей номеру попытки, ставится крестик.

Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Интерпретация результатов.

По полученному протоколу составляется график, «Кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей памяти.

Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут застревать на «лишних» словах.

Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомлённость. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребёнок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем с каждым разом всё меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается).

Кроме того, если исследуемый воспроизводит всё меньше и меньше слов, это может говорить о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», показывает эмоциональную вялость ребёнка, отсутствие у него заинтересованности.

Число слов, удержанных и воспроизведённых час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

2.4 Результаты исследования

ТЕСТ №1. «Память на числа». (зрительная)

Данная методика предназначалась для определения кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Ниже представлены результаты изучения объема кратковременной зрительной памяти на числа у младших школьников.

ТАБЛИЦА 1. Объем кратковременной зрительной памяти на числа у младших школьников.

№ ппКол-во ответовБаллыИнтерпретация1.95Очень хорошо выражена кратковременная память.2.95Очень хорошо выражена кратковременная память.3.42 Слабо выражена кратковременная память.4.42Слабо выражена кратковременная память.5.63 Хорошо выражена кратковременная память.6.63Хорошо выражена кратковременная память.7.

74Хорошо выражена кратковременная память.8.84Хорошо выражена кратковременная память.9.63Хорошо выражена кратковременная память.10.53Хорошо выражена кратковременная память.11.74Хорошо выражена кратковременная память.12.63Хорошо выражена кратковременная память.13.84Хорошо выражена кратковременная память.14.

95Очень хорошо выражена кратковременная память.15.84Хорошо выражена кратковременная память.16.74Хорошо выражена кратковременная память.17.74Хорошо выражена кратковременная память.18.84Хорошо выражена кратковременная память.19.53Хорошо выражена кратковременная память.20.42Слабо выражена кратковременная память.Ср.

зн6,6Стан откл.2,6

Как видно из таблицы у младших школьников средний объем кратковременной зрительной памяти на числа 6,6; у 3 человек _ слабый уровень развития зрительной кратковременной памяти. У 14 человек — хороший, у 3- очень хороший.

Ниже представлены результаты исследования объема кратковременной зрительной памяти у дошкольников.

ТАБЛИЦА 2. Объем кратковременной зрительной памяти на числа у дошкольников.

№ ппКол-во ответовБаллыИнтерпретация1.84Хорошо выражена кратковременная память.2.12Слабо выражена кратковременная память.3.63Хорошо выражена кратковременная память.4.74Хорошо выражена кратковременная память.5.74Хорошо выражена кратковременная память.6.12Слабо выражена кратковременная память.7.

63Хорошо выражена кратковременная память.8.63Хорошо выражена кратковременная память.9.84Хорошо выражена кратковременная память.10.84Хорошо выражена кратковременная память.11.42Слабо выражена кратковременная память.12.74 Хорошо выражена кратковременная память.13.42Слабо выражена кратковременная память.14.

63Хорошо выражена кратковременная память.15.32Слабо выражена кратковременная память.16.74Хорошо выражена кратковременная память.17.53Хорошо выражена кратковременная память.18.42Слабо выражена кратковременная память.19.63Хорошо выражена кратковременная память.20.53Хорошо выражена кратковременная память.Ср.

зн5,4Стан.откл.2,3

Как видно из таблицы, у дошкольников средний объем кратковременной зрительной памяти на числа 5,4; у 6 человек слабый уровень развития кратковременной зрительной памяти, у 14 человек хороший.

ТЕСТ № 2. «Память на числа». (слуховая).

Данная методика предназначалась для определения объема слуховой памяти. Ниже представлены результаты изучения объема слуховой памяти на числа у дошкольников.

память дошкольник заучивание слово

ТАБЛИЦА 3. Объем слуховой памяти на числа у дошкольников.

№ ппКол-во ответовБаллыИнтерпретация1.12Слабо выражена слуховая память.2.42Слабо

Источник: https://www.studsell.com/view/106227/100000

Исследование и развитие объема зрительной и слуховой памяти у детей с 7 до 10 лет

Исследование и развитие объема зрительной и слуховой памяти у детей с 7 до 10 лет.

(на примере учащихся средней школы № 52).

Автор: Кандыба Юлия Игоревна ученица 10 «А» класса МУ «СОШ №52»

Научный руководитель:

Печерских Оксана Владимировна учитель биологии МУ «СОШ №52»

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Все, что происходит с нами, все, что мы видим, говорим, слышим, может, сохранятся долгое время. Внутренний мир человека наполнен образами тех людей, которые окружают его, героями прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, пережитых чувств. Трудно перечислить весь тот багаж, который содержится в человеческом «я» и помогает ему формулировать свои мысли, проявлять себя в своих поступках.

С каждым годом, с каждым новым изучаемым предметом происходит дальнейшее совершенствование нашей личности, улучшается способность понимать себя и других, начинают складываться интересы, появляются желания, формируются идеалы. За хранение информации отвечает наша память.

Память проявляется в способности запечатлевать, сохранять, а в нужный момент узнавать и воспроизводить то, что человек видел, слышал, о чем читал. Память – одно из самых широких психологических понятий. Не зря говорят: потерял память – потерял себя. Благодаря памяти происходит как бы соединение настоящего, прошлого и будущего.

Именно память обеспечивает устойчивость личности, облегчает процесс обучения и развития. Самое короткое определение личности звучит так: личность – это память.

Актуальность данной темы заключается в том, что из-за неправильности запоминания материала у большинства детей снижается уровень успеваемости в школе. Конечно, объем памяти зависит от возраста, пола, индивидуальных особенностей. Например: у одного человека хорошо развита слуховая, у другого – зрительная, у третьего – образная память и т.д. Но ведь память можно развивать, тренировать.

Основываясь на этом была поставлена цель: доказать или опровергнуть утверждение о том, что объем памяти увеличивается при индивидуальном проведении тренинговых упражнений и игр, развивающих память.

Исследование проводилось на зрительную и слуховую память.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теорию памяти.
  2. Выделить из числа учащихся 2-3 классов испытуемые и контрольные группы.
  3. Провести первичную диагностику объема памяти учащихся испытуемых и контрольных групп.
  4. Провести ряд тренинговых упражнений и игр с учащимися испытуемых групп.
  5. Провести вторичную диагностику объема памяти учащихся испытуемых и контрольных групп.
  6. Сравнить результаты первичной с результатами вторичной диагностики и представить сравнение в таблицах.
  7. Сделать выводы.

1.1.Теория памяти

Память – это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком.

Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысление собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд.

Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

Память зависит не только от яркости, необычности представлений – этот процесс гораздо сложнее. Большое влияние оказывает на память отношение человека к тому, что он запоминает. Лучше запоминается то, что вызывает у нас какие-либо чувства, связано с нашими интересами и желаниями.

Память – это, прежде всего работа. Все процессы памяти активно участвуют в переработке, отборе, систематизации, обобщении всего того, что вы ощущаете, воспринимаете, о чем думаете и мечтаете. Чем старше вы становитесь, тем больше требований предъявляется к вашей памяти.

1.2.Структура памяти

Память – это сложный процесс, он включает в себя такие процессы, как запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание. Каждый из них по своему чрезвычайно важен и нарушение даже одного из них ведет к расстройству памяти в целом.

Память бывает двух видов: культурная память (опосредственная, долговременная, произвольная) и природная память (непосредственная, кратковременная, непроизвольная).

Культурная память в свою очередь делится на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую, словесную и образную.

А природная память состоит из следующих типов: двигательная память, эмоциональная память, память на расположение предметов в пространстве, память на имена, память на временные отрезки, память на числа.

1.3. Интересные факты

— Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн говорит, что наше прошлое было бы мертво для будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. Непрерывное учение, которое позволяет нам стать более учеными и более знающими, при отсутствии памяти было бы невозможно.

— Интересно, что незавершенные дела сохраняются в памяти намного прочнее, чем завершенные. Психологи объясняют это тем, что если действие не завершено, то внутреннее напряжение у человека не снимается и забывание происходит медленнее.

Известный немецкий психолог Курт Левин писал, что простые действия не прерываются, а только останавливаются. В простых действиях память не участвует, и их прекращение не вызывает у человека никакого напряжения.

Когда человек нанизывает бусы, то такая работа не будет помниться долго, когда бы ее ни прервали. Однако как только человек узнает, что ему надо не просто нанизывать бусы, а нанизать 300 бусин, то все изменяется.

Память сразу «включается» в работу и начинает «считать». Если эту работу прервать, то останется напряжение, которое запоминается надолго.

— Ученые, долго искавшие ответ на вопрос: что легче запоминается приятное или неприятное, установили, что легко забываются приятные и неприятные события, если они потеряли свою значимость и не ассоциируются с сегодняшними интересами, а также с перспективами на будущее. И, наоборот, мы можем долго помнить как приятные события, так и неприятные, если они связаны с нашей сегодняшней жизнью и с нашими будущими делами.

— Исследования немецкого психолога Германа Эббингауза показали, что наибольшая потеря материала происходит сразу после заучивания, а в дальнейшем процесс забывания замедляется. В 1885г.

Эббингауз построил кривую линию забывания и, выяснилось, что при механическом запоминании и воспроизведении неосмысленного материала через час забывается 50%.

Осмысленный материал сохраняется значительно дольше, но если его время от времени не повторять, он также будет забыт. Смысловая память хранит примерно в 25 раз больше информации, чем механическая.

— Психологи установили, что ученики, которые при подготовке уроков составляют план, имеют более прочные знания. Проверяя память учащихся через 9 дней после заучивания, выяснили, что те, кто использует план, вспомнили 75% материала, остальные – только 55%.

— В мировой истории существует множество примеров различной памяти: великий полководец Александр Македонский, знавший тысячи своих солдат по именам; легендарный президент США Т. Рузвельт, помнивший не только своих помощников, но и членов их семей, хранивший в памяти их имена, проблемы, интересы… Прекрасная зрительная память была у А.С. Пушкина.

Он мог запомнить наизусть большое стихотворение, прочитав его 2 раза. Наполеон помнил своих солдат по именам. Феноменальной слуховой и музыкальной памятью обладал Моцарт, который запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Шахматист А.Алехин мог играть «вслепую» с 40 противниками. Известный советский психолог А.Г.

Лурия в течение 30 лет наблюдал за журналистом С.В. Шеревским, который запоминал все, никогда ничего не записывая. Он запоминал слова, придавая им форму и цвет, запах, а его зрительные образы сопровождались вкусовыми, звуковыми ощущениями.

В исследовании объема зрительной и слуховой памяти приняло участие 49 учащихся 2-3 классов школы № 52, которые были классифицированы на следующие группы:

2А – испытуемый индивидуальный (и.и.): проводилась индивидуальная работа (3 человека);

3А – испытуемый групповой (и.г.): работа проводилась с учащимися всего класса (8 человек);

2Б и 3Б – контрольные (к-1 и к-2): проведение исследование объема памяти на начальном и конечном этапах работы (18 и 20 человек).

Этапы работы:

  1. Первичная диагностика объема зрительной и слуховой памяти учащихся испытуемых и контрольных групп.

Задача: измерить объем зрительной и слуховой памяти учащихся.

Ход работы: проведены две игровые методики.

  • Первая (на зрительную память): каждому ребенку давался лист с изображенными на нем предметами (10 шт.). После чего в объемном формате показывались эти предметы в другом порядке на 30 секунд, затем дети отмечали на листах цифры порядка предметов на формате.
  • Вторая (на слуховую память): диктовалось 10 слов, после чего дети записывали запомнившиеся им слова.

2. Проведение специальных методичных игр и упражнений с учащимися испытуемых групп.

Задача: провести тренинговые игры и упражнения с целью увеличения объема зрительной и слуховой памяти.

Ход работы: проведены три методики на слуховую и четыре на зрительную память с учащимися испытуемых групп.

А) Игра на слуховую память «Единственное и множественное число».

Диктовалось 12 слов в единственном числе, а дети должны были их сказать во множественном числе. После чего, дети записывали запомнившиеся им слова в единственном числе.

Б) Игра на зрительную память: «Кто в чём одет?»

Выбирался водящий, который запоминал, в чём одеты его одноклассники. После он отворачивался, и ему задавались вопросы об одежде одноклассников. Если водящий допускал ошибку, его меняли на другого.

В) Игра на слуховую память: стих – вопрос «Кто живет…».

Был сочинен стих, в котором перечислялись имена и животные ребят, обладающих этими именами. Каждому выдавался лист с перечисленными в одной части именами, в другой – животными. Затем зачитывался стих, и после чего каждый отмечал соответствие имен и животных.

Г) Игра на зрительную память: «16 кружков».

Перед детьми раскладывалось 16-ть кружков разного цвета в виде квадрата (4×4). Дети запоминали расположение кружков. После чего каждый по очереди отворачивался – менялось расположение кружков — ребенок поворачивался и должен был вернуть кружки в первоначальный порядок.

Д) Игра на слуховую память: «Имена, предметы, блюда».

Дети по очереди называли свои любимые имена, школьные предметы, блюда и после чего, каждый должен был назвать, что нравится его однокласснику.

Е) Игра на зрительную память: «Лица, лица».

Каждому выдавался лист с изображенными на нем очертаниями лиц (12 шт.). Затем детям показывали одно из очертаний в увеличенном виде, после чего они отмечали на своих листах это очертание.

Ж) Игра на зрительную память: «Пары».

Перед детьми раскладывалось 10-ть картинок (картинкой вниз), после чего каждый, по очереди, открывал две картинки. Если они совпадали, то оставались перевернутыми, если нет, то их переворачивали обратно и т.д. Самое главное – это запомнить где лежит та или иная картинка.

3. Вторичная диагностика объема зрительной и слуховой памяти учащихся испытуемых и контрольных групп.

Задача: измерить объем зрительной и слуховой памяти у каждого из учащихся данных групп.

Ход работы: проведены две игровые методики, подобные методикам при первичной диагностике (были изменены картинки и слова).

4. Сравнительный анализ.

Задача: сравнить результаты исследования объема памяти первичной диагностики с результатами вторичной, также сравнить результаты испытуемого индивидуального класса с результатами остальных групп.

Ход работы: для вычисления объема памяти использовались следующие формулы:

1) 2)

По данным формулам проводились вычисления объема зрительной и слуховой памяти для первичной и вторичной диагностики, для каждой из методик. Результаты исследования представлены в таблицах.

Работа № 1

Результаты первичной диагностики (ноябрь)

Таблица 1

класс название возраст кол-во

человек

средний объем

памяти (ед.)

средний объем

памяти (%)

Источник: http://dogmon.org/issledovanie-i-razvitie-obema-zritelenoj-i-sluhovoj-pamyati-u.html

Ссылка на основную публикацию