Как лучше узнать ребёнка с помощью методики «дом, дерево, человек»?

Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для детей и взрослых

Психологический тест: Дом-Дерево-Человек. Как правильно его расшифровать?

Психологический тест — это инструмент, который помогает специалистам разобраться в каком состоянии находится психика взрослого человека или ребенка. Самым простым методом тестирования считается обыкновенный рисунок. Если знать, как правильно его расшифровать, то можно узнать обо всех страхах и проблемах того, кто его нарисовал.

Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для детей

Психологический тест по рисункам для детей

  • Если вы хотите узнать, что на самом деле чувствует ваш малыш, тогда попросите его нарисовать дом, дерево, человека, а затем внимательно осмотрите рисунок, уделяя внимание всем, даже самым мелким деталям. Первое на что стоит обратить внимание, насколько сильно ваша кроха нажимает на карандаш, когда создает свой шедевр. Если линии слабо выражены и еле заметны, то это говорит о том, что у вас растет несмелый и где-то пассивный человек, который старается быть незаметным.
  • Также плохим сигналом является то, что ребенок очень часто использует резинку. Это свидетельствует о неуверенности и излишней тревожности. В случае если сын или дочка рисуют с сильным нажимом, то это указывает на то, что они достаточно сильно напряжены. Помимо этого, обязательно надо обращать внимание на то, какими цветами выполнена картинка. Идеальным вариантом считается использование пастельной гаммы.
  • Как правило, это говорит о том, что вы смогли вырастить личность, которая живет в гармонии со своим окружением. Но все же помните, чтобы моральное состояние деток и дальше оставалось таким, им крайне важно чувствовать вашу любовь, и будет лучше если вы будете проявлять ее тактильно. Для этого будет достаточно пару раз вдень обнять и поцеловать свое чадо.

Расшифровка цветов рисунка

Расшифровка цветов рисунка:

  • Красный. Такая цветовая гамма не должна вас настораживать так, как чаще всего ее используют открытые и непоседливые дети. Да, иногда они могут не слушаться или даже шкодничать, но это говорит скорее об индивидуальных особенностях, а не о психических расстройствах.
  • Синий. Чаще всего такую цветовую гамму предпочитают спокойные, уравновешенные дети, которые любят иногда остаться с собой наедине.
  • Зеленый. Такая цветовая гамма должна насторожить молодых родителей так, как она указывает на то, что вашему малышу не хватает внимания. Если вы не попробуете исправить такое положение дел, то с большой вероятностью можно сказать что ваш ребенок вырастет замкнутым и будет бояться доверять людям.
  • Желтый. Преобладание такой цветовой гаммы указывает на то, что в вашем доме растет мечтательная личность, которая смотрит на окружающий мир через розовые очки.
  • Темные оттенки (черный, коричневый, серый). Использование такой цветовой гаммы говорит о том, что у вашего ребенка есть достаточно серьезные психологические проблемы, которые без надлежащей коррекции могут перейти в довольно тяжелое депрессивное состояние.

Расшифровка местонахождения дома

  • Еще один критерий, на который надо обязательно обращать внимание — это размещение дома, дерева и человека на рисунке. Если предложенные вами фигуры ребенок нарисовал очень большими и громоздкими, это указывает на то, что у вашей крохи достаточно сильно повышена тревожность, и он не может расслабиться даже тогда, когда точно знает, что ему ничего не угрожает. Правда в этом случае существует одно исключение из правил. Если в вашем доме растет гиперактивный ребенок, то такое расположение фигур на листке можно считать вполне нормальным.
  • В случае если дом, дерево и человек расположены в самой верхней части листика (как правило, нижняя часть при этом остается полностью чистой), то это указывает на то, что вы вырастили малыша с очень завышенной самооценкой. В дальнейшем у такого ребенка могут возникать проблемы дома, в садике или в школе. Из-за того, что сын будет считать себя лучше всех остальных, он не сможет найти себе верных друзей и, что самое страшное, не сможет нормально вписаться в детский коллектив.
  • Негативным сигналом являются очень мелкие фигуры, расположенные в нижней части листа. Чаще всего так рисуют детки, которые имеют психологические проблемы. Вполне вероятно у вашего ребенка есть депрессия или у него очень сильно занижена самооценка. В идеале все детали рисунка должны быть нарисованы максимально пропорционально и ни в коем случае не наезжать друг на друга.

Расшифровка рисунка человека

  • Ну и на последнем этапе проведите общий анализ того, что нарисовал ваш малыш. Обязательно обратите внимание на то, каким он изобразил человека и где его расположил. Если человек вышел очень грустный и очень маленький по сравнению с другими объектами, то это говорит о том, что ваше чадо очень одиноко, и чувствует себя никому ненужным. Вполне вероятно вы просто проводите мало времени со своим ребенком и в его подсознании засело мнение что он для вас не так уж и важен.
  • Также плохим сигналом является полное отсутствие мимики у человека. Это говорит о том, что у вашей крохи достаточно плохое эмоциональное состояние, свидетельствующее об ужасном моральном самочувствии. Что касается дома, то он тоже должен быть максимально реалистичным. Конечно же, маленький ребенок вряд ли сможет нарисовать идеальное жилище, но все же потому как он это сделает можно понять насколько комфортно он себя чувствует в семье. Итак, если дом получился очень маленький и размещен как бы вдали, то вполне вероятно ваш малыш чувствует себя отвергнутым или чужим.
  • В случае если дом имеет нормальные размеры и размещен на картинке пропорционально, то это говорит о семейной гармонии и открытости вашей крохи. Также хорошим сигналом является наличие дверей и окон у нарисованного жилища. Поводом насторожиться является дерево, которое как бы прячется за дом. Чаще всего так располагают растительность детки очень строгих и доминирующих родителей, которые пытаются контролировать каждый шаг своего чада.

Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для взрослых

Психологический тест по рисункам для взрослых

Как вы уже, наверное, поняли рисунок может рассказать о человеке многое. Правда в случае со взрослыми больше внимания надо уделять мелким деталям полученной картинки.

В отличие от детей они уже могут контролировать свои эмоции и очень часто пытаются обмануть специалиста, используя правильную цветовую гамму или рисуя с правильным нажимом.

Поэтому первое на что вы должны обратить внимание, есть ли над домом струйка дыма.

Если из дымохода исходит очень тонкая струйка, то это показывает что человек эмоционально истощен и не чувствует тепла и заботы от своих близких. Слишком густой дым, идущий из трубы, сигнализирует о том, что человек находится в очень сильном моральном напряжении. И чем толще и темнее выходящий дым, тем хуже внутреннее состояние человека, проходящего тест.

Расшифровка дома

Расшифровка рисунка дома

  • Если человек нарисовал красивый пропорциональный дом, у которого есть все окна и двери, то это указывает на то, что он находится в гармонии с самим собой и с окружающими. В случае если здание изображено без окон и дверей, это является признаком закрытости человека, которую чаще всего провоцируют достаточно сильные проблемы на работе. Таким образом он пытается показать, что не собирается пускать кого-то в свою жизнь. Также плохим сигналом является наличие ступеней или лестницы, которые расположены не у дверей или окна, а просто у глухой стены. Как правило, таким образом проявляет себя давний конфликт, который требует немедленного решения.
  • Также обратите внимание на то, как прорисованы стены жилища. Если они четкие и хорошо видны, тогда особых проблем у человека нет. Но если линии, обозначающие контур дома очень тонкие, практически прозрачные, значит человек чувствует какую-то опасность и боится, что ему не удастся от нее защититься. Открытые двери дома указывают на то, что человек не имеет проблем ни дома, ни на работе, и всегда рад гостям. А вот если двери слишком большие и занимают большую часть стены, то это указывает на то, что у мужчины или женщины есть проблемы с самооценкой и на данный момент они пытаются показать свою значимость и незаменимость.
  • Еще одним негативным сигналом является замок на двери, особенно если он очень большой. Как правило, таким образом подсознание человека показывает его враждебность, закрытость и агрессивность. Окна тоже могут многое рассказать о человеке. Если они имеют нормальные размеры и на них стоят цветы, то это говорит о том, что у человека нет каких психологических зажимов, мешающих его жизни. В случае если окна практически полностью закрыты занавесками, значит человеку трудно взаимодействовать с окружающим миром, и он пытается от него немного отгородиться.

Расшифровка рисунка человека

Расшифровка рисунка человека

  • Чаще всего на наличие проблем у мужчин и женщин указывают размеры человека, которого они изобразили на рисунке. Чем он меньше и заметнее, тем более неуверенно чувствует себя тот, кто проходит тестирование. В этом случае тоже очень важны пропорции. Ведь если, например, изображенный человечек имеет очень большую голову, то это свидетельствует о стремлении доминировать над другими. Слишком маленькая голова показывает что у человека есть проблемы с интеллектуальным развитием, и он по этому поводу очень сильно переживает. Если мужчина или женщина не любят критики и пытаются дистанцироваться от неприятных слов, то на рисунке будет изображен человек без ушей.
  • Размеры шеи тоже могут рассказать о внутренних психологических проблемах. Широкая, но при этом короткая шея говорит о том, что у представителей мужского и женского пола есть черты характера, которые им не нравятся, но они пытаются от них избавиться. Слишком длинную и тонкую шею, как правило, рисуют люди, склонные к агрессивному поведению, не умеющие держать свои эмоции под контролем. Ну и, конечно же, не забудьте обратить внимание на руки и ноги человека. Если они прорисованы максимально четко, яркими линиями, то это говорит о том, что перед вами находится мужчина или женщина, твердо стоящие на земле и не боящиеся возникновения каких-либо сложностей.
  • Что касается глаз, то они тоже играют огромную роль в расшифровке рисунка. Если человек рисует очень маленькие глаза, это говорит о том, что он слишком погружен в свои внутренние проблемы. Наличие слишком больших глаз указывает на грубость и напористость тестируемого. А вот красивые и пушистые реснички выдают кокетливого человека, любящего внимание противоположного пола.

Расшифровка рисунка дерева

Расшифровка рисунка дерева

  • Чем симметричнее и красивее изображено дерево на картинке, тем гармоничнее чувствует себя человек. В случае же если как-то часть дерева больше или меньше чем надо, то это указывает на наличие психологических проблем. Например, если человек рисует небольшого размера дерево и очень массивные корни, то это верный знак того, что у него есть какие-то проблемы, которые он пытается спрятать от посторонних.
  • Очень часто на рисунке можно увидеть дерево, у которого слабо прорисованы листки, но при этом очень ярко закрашен ствол. Такое положение дел указывает на то, что тестируемый не боится столкнуться с трудностями. Ветви, опущенные вниз, как бы говорят нам что человек опустил руки и даже не пытается бороться с проблемами, которые возникают на его жизненном пути.
  • Особое внимание уделите тому какими линиями прорисовано дерево. Если все линии четкие плавные и нигде не прерываются, то однозначно можно сказать что перед вами находится индивидуум, который не боится жизненных трудностей и всегда идет к поставленным целям. В случае если линии кривые и периодически прерываются, то это является свидетельством нерешительности, трусости и заторможенности.

Описание рисунка по методике дом, дерево, человек: как правильно нарисовать и провести?

Рекомендации по проведению теста

  • Если вы решили провести подобный психологический тест своему ребенку или просто кому-то из взрослых членов семьи помните, что для того чтобы получить максимально точный результат, надо дать человеку полную свободу мыслей. Вы не имеете права подсказывать ему как прорисовывать ту или иную часть рисунка. Также категорически запрещено подталкивать тестируемого к выбору определенного цвета. Все то время пока человек будет справляться с заданием вы должны будете молча сидеть в стороне. А будет еще лучше если вы на некоторое время, вообще, выйдете из помещения. Таким образом вы позволите человеку остаться с собой наедине.
  • Также обязательно позаботьтесь о месте где будет проходить тестирование. Вы должны создать условия, в которых человеку будет максимально комфортно. Это значит, что на столе, на котором он будет рисовать не  должно быть предметов, отвлекающих внимание. В идеале на столе должны лежать только листик бумаги, карандаши и резинка. Если тестирование будет проходить ребенок, то помимо вышеупомянутых вещей можете расположить на столе еще  фломастеры и краски.
  • С их помощью малыш сможет максимально хорошо раскрыть свой внутренний мир. Что касается рисования, то тут каких-то четких правил не существует. Вы просто должны дать человеку задание, а он уже сам должен решить с чего он будет начинать создавать рисунок. Все что от вас будет требоваться в этой ситуации, молча наблюдать и терпеливо ждать, когда он закончит.
Читайте также:  Учитель в обществе, его социальные функции

Рисунок взрослого человекаРисунок ребенка

Пока человек будет проходить тестирование вы должны будете зафиксировать:

  1. Его реакцию на задание
  2. Насколько быстро он сориентировался в том, что от него требуется
  3. Как быстро тестируемый определяется с цветом
  4. За какое время человек справился с заданием

После того как рисунок будет готов вы можете задать ребенку или взрослому человеку вопросы, которые помогут вам получить максимально точный результат. Но помните, делать это вы должны в максимально непринужденной форме. Разговор с малышом, вообще, лучше всего проводить в игровой форме. Ведь чем больше он будет расслаблен, тем более достоверную информацию выдаст его подсознание.

Вопросы по тесту:

  • Кого ты изобразил на рисунке мальчика или девочку (мужчину или женщину)?
  • Это ты или твой родственник?
  • Нравится ли тебе то, что ты нарисовал?
  • Что за дерево ты нарисовал?
  • Чем оно тебе так сильно нравится?
  • Этой твой дом?
  • Из чего построено твое жилище?

В принципе вопросы могут быть разные главное, чтобы они имели отношение к картинке. Например, во время пост-рисуночного опроса вы можете уточнить у тестируемого почему на его рисунке отсутствуют какие-то значимые детали (листья на дереве, окна и двери на доме или уши на голове). Также вас должно заинтересовать не совсем правильное расположение элементов картинки.

Например, косо растущие деревья или очень сильно перекошенные стены дома. Человек обязательно должен попытаться объяснить почему он видит свой мир в слегка искаженном виде. После того как выясните все интересующие вас детали, можете приступать к окончательному анализу того что человек нарисовал.

Видео: Психориунок. Пример анализа рисуночного теста «Дом Дерево Человек»

Источник: https://heaclub.ru/psihologicheskij-test-po-risunkam-dom-derevo-chelovek-rasshifrovka-s-interpretaciej-dlya-detej-i-vzroslyh

Психологический тест: Дом-Дерево-Человек

Тест «Дом — Дерево — Человек» был предложен Дж.Буком в 1948 году и представляет собой проективную методику исследования личности. Он предназначен как для взрослых, так и для детей, также может быть использован при проведении группового обследования.

Испытуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

При использовании теста «Дом — Дерево — Человек» Р.Бернс всегда просил своих обследуемых изобразить дерево, дом и человека в одной происходящей сцене, на одном рисунке. Он считал, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то можно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Инструкция к тесту

«Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы Вы как можно лучше нарисовали дом, дерево и человека. Вы можете рисовать их так, как Вам захочется. Вы можете стирать нарисованное столько, сколько Вам угодно.

Также Вы можете обдумывать рисунок необходимое Вам количество времени. Все это никак не отразится на Вашей оценке.

Постарайтесь нарисовать дом, дерево и человека, как можно лучше, во всех важных, на Ваш взгляд, деталях и подробностях».

Испытуемый может выражать отказ. Такая манера поведения характерна для человека среднего и пожилого возраста. Обычно она сопровождается утверждениями типа: «я не художник», «я не умею рисовать», «в школе у меня не было такого предмета, как рисование», «на рисовании я всегда получал негативные отметки» и т. д.

В таком случае, исследователю необходимо убедить испытуемого, что тест «Дом — Дерево — Человек» — это не тест на художественные способности, что Вас интересуют нечто другое, нежели способности испытуемого к рисованию. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-то подручный предмет, скажи ему, что рисунок необходимо выполнить от руки.

В процессе проведения теста «Дом — Дерево — Человек» важно записывать: 1) все аспекты и нюансы, связанные с фактором времени: а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию; б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования;

в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок;

2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, последовательно пронумеровывая их; отклонения от последовательности изображения деталей обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку может помочь более качественно оценить завершенный рисунок;

3) все спонтанные комментарии, сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека в связке с последовательностью нарисованных деталей; процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, которые, на первый взгляд, совершенно не соответствуют изображаемым объектам, тем не менее, они могут предоставить много полезной информации об испытуемом;

4) любую эмоцию, проявленную испытуемым в процессе выполнения теста в связке с изображаемой в этот момент деталью; процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления и они должны быть записаны.

Чтобы вести записи более успешно, исследователю необходимо сделать так, чтобы наблюдать за процессом рисования можно было свободно и беспрепятственно.

Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение — слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша.

Однако, в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными, это вынудит их скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

Пост-рисуночный опрос к тесту «Дом — Дерево — Человек»
После того, как невербальная фаза теста «Дом — Дерево — Человек» завершается, исследователю необходимо предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и проинтерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Важно учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего времени не мог выразить.

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек», состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой — избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.

Пост-рисуночный опрос не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».

Вопросы пост-рисуночного опроса к тесту

Вопросы к рисунку о человеке: Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)? Ч2. Сколько ему (ей) лет? Ч3. Кто он? Ч4. Это Ваш родственник, друг или кто-нибудь другой? Ч5. О ком Вы думали, когда рисовали? Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?) Ч7.

О чем он думает? Ч8. Что он чувствует? Ч9. О чем Вас заставляет думать нарисованный человек? Ч10. Кого Вам напоминает этот человек? Ч11. Этот человек здоров? Ч12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление? Ч13. Этот человек счастлив? Ч14.

Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление? Ч15. Что Вы чувствуете по отношению к этому человеку? Ч16. Считаете ли Вы, что это характерно для большинства людей? Почему? Ч17. Какая на Ваш взгляд погода на рисунке? Ч18. Кого напоминает Вам этот человек? Почему? Ч19.

Чего больше всего хочет человек? Почему?

Ч20. Как одет этот человек?

Вопросы к рисунку о дереве: Др1. Что это за дерево? Др2. Где в действительности находится это дерево? Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева? Др4. Это дерево живое? Др5. А.

(Если испытуемый считает, что дерево живое) а) Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое? б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно? в) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева? г) Как Вы думаете, когда это произошло? Б.

(Если испытуемый считает, что дерево мертвое) а) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева? б) Как Вы думаете, когда это произошло? Др6. Как Вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину? Др7. Что именно в рисунке подтверждает Вашу точку зрения? Др8.

Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел? Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев? Др10. Когда Вы смотрите на рисунок дерева, как Вам кажется, оно расположено выше Вас, ниже Вас или находится на одном уровне с Вами? Др11. Как Вы думаете, какая погода на этом рисунке? Др12.

Есть ли на рисунке ветер? Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер? Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер? Др15. Если бы на этом рисунке Вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось? Др16. Как Вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе? Др17. О чем заставляет Вас думать это дерево? Др18.

О чем оно Вам напоминает? Др19. Это дерево здоровое? Др20. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление? Др21. Это дерево сильное? Др22. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление? Др23. Кого Вам напоминает это дерево? Почему? Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?

Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть?

Вопросы к рисунку о доме: Д1. Сколько этажей у этого дома? Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь? ДЗ. Это Ваш дом? (если нет, то чей он?) Д4. Когда Вы рисовали этот дом, кого Вы представляли себе в качестве его хозяина? Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был Вашим? Почему? Д6.

Если бы этот дом был Вашим и Вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется: а) Какую комнату Вы бы выбрали для себя? Почему? б) С кем бы Вы хотели жить в этом доме? Почему? Д7. Когда Вы смотрите на рисунок дома, он Вам кажется расположенным близко или далеко? Д8.

Когда Вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше Вас, ниже Вас или примерно на одном уровне с Вами? Д9. О чем Вас заставляет думать этот дом? Д10. О чем он Вам напоминает? Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный? Д12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление? Д13. Считаете ли Вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему? Д14.

Какая, по Вашему мнению, погода на этом рисунке? Д15. О ком Вас заставляет думать этот дом? Почему? Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему? Д17. Куда ведет этот дымоход? Д18. Куда ведет эта дорожка?

Читайте также:  Выбираем духи для ребенка

Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?

Особенности проведения пост-рисуночного опроса

По завершении этапа пост-рисуночного опроса, исследователю предстоит выяснить то возможное значение, которое может иметь для испытуемого наличие необычных или отсутствие «обязательных» деталей в pисунках, соотношение любых необычных пропорциональных, пространственных или позиционных отношений между нарисованными объектами или их фрагментами.

Например, исследователю необходимо узнать у испытуемого о значении таких необычных деталей в рисунке дома, как разбитые стекла, дырявая крыша, обвалившийся дымоход и т.д.; в рисунке дерева — рубцы, тени, сломанные или мертвые ветви и т. д.

Принято считать, например, что рубцы на стволе дерева, сломанные или поврежденные ветви, почти неизменно символизируют «душевные раны» — следствие психологических травм, перенесенных испытуемым в прошлом.

Время, когда произошел травмирующий эпизод, можно определить по расположению рубца на стволе, принимая основание ствола у корней дерева за период раннего детства, верхушку дерева — за настоящий возраст испытуемого, а расстояний между ними — за промежуточные годы.

К примеру, если 30-летний испытуемый нарисовал рубец примерно на высоте одной трети ствола от его основания, то травмирующий эпизод мог предположительно произойти в 9-11-летнем возрасте. Исследователь может спросить: «Что необычного произошло с Вами, когда Вам было около 10 лет?».

Считается, что изображение тени на рисунке имеет большое значение и может представлять собой: 1) символизацию чувства тревоги, переживаемой испытуемым на сознательном уровнe;

2) наличие фактора, который своим постоянным присутствием в психологическом настоящем или в недалеком прошлом, вероятно, препятствует нормальной интеллектуальной работоспособности.

Речь идет о сознательном уровне, потому что обычно тени изображаются на земле, которая символизирует реальность. Ухудшение интеллектуальной работоспособности подтверждается рассеянностью.

Тень предполагает осведомленность испытуемого о существовании другого элемента — солнца, которое обычно забывают нарисовать, это, в свою очередь, и имеет определенное качественное значение.

Исследователю необходимо обратить внимание, на какую поверхность падает тень: на воду, землю, снег или лед…

Исследователю необходимо постараться получить от испытуемого объяснение отсутствия обычных деталей — окон, дверей или дымохода в рисунке дома; ветвей в рисунке дерева; глаз, ушей, рта, ступней и т. д. в рисунке человека — в том случае, если предположение об умственной отсталости испытуемого лишено основания.

Если в рисунке отмечены какие-то необычные позиционные отношения объектов, то необходимо определить, чем это вызвано. Например, если нарисованы покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево или дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек, исследователю необходимо попросить испытуемого объяснить, в чем причина такого положения.

Как уже говорилось выше, в рисунке дерева каждая сторона имеет свое временное значение: правая — это будущее, левая — прошлое, то же самое, хотя и не настолько определенно, можно сказать и о рисунке дома.

Однако оказалось, что на рисунок человека это, как правило, не распространяется, потому что — если говорить о рисунке человека в профиль — правша обычно рисует фигуру, обращенную лицом влево, а левша — обращенную вправо.

Исследователю необходимо попытаться установить причины любого необычного положения рук или ног нарисованного человека.

Если человек нарисован в абсолютный профиль, так, что видна только одна его сторона, и нет никаких признаков существования другой, исследователю необходимо попросить испытуемого oписать: 1) положение невидимой руки, 2) если что-нибудь, есть в этой руке, то что именно, 3) что нарисованный человек этой рукой делает.

Время проведения пост-рисуночного опроса не oграничено. Однако, если обследование затягивается, и его объем превышает объем формальной части (64 вопроса и дополнительный опрос, приведенный выше), то его завершение, вероятно, лучше перенести на следующий сеанс.

Исследователю можно порекомендовать отмечать кружочками номер любого вопроса, ответ на который, как ему кажется, требует дополнительного пояснения в последующей беседе. Также очень полезно дать испытуемому высказать свои ассоциации, касающиеся содержания рисунков и пост-рисуночного опроса.

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек» преследует 2 цели:

  1. создать благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки, олицетворяющие жилище, существующий или некогда существовавший предмет и живущего или некогда жившего человека, мог отразить свои чувства, отношения, потребности т. д.;
  2. предоставить исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков.

Интерпретация признаков теста «Дом — Дерево — Человек»:
Дом — Дерево — Человек: Дом
Дом — Дерево — Человек: Дерево
Дом — Дерево — Человек: Человек

Источник: https://psychologyc.ru/dom-derevo-chelovek/

Методика « дом, дерево, человек »

Цель:Оценка личности испытуемого уровня его развития, работоспособности,

взаимоотношений с окружающим миром.

Материал: Белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий четыре

страницы. Первая страница для регистрации даты обследования и данных

испытуемого, последующие три страницы для рисунков: «Дом», «Дерево»,

«Человек», простой карандаш, ластик. Для дошкольников можно дать

обычный лист бумаги и цветные карандаши.

Инструкция для дошкольников: Нарисуй, пожалуйста, дом, он может быть

любым: тот, в котором ты живёшь, или , который ты видел где-то, может

быть сказочный. Постарайся нарисовать как можно лучше. После того,

как дом нарисован, просим нарисовать дерево и человека.

В протоколе зафиксировать:

— время с момента предоставления инструкции до начала рисования

— длительность любых пауз

— общее время, использованное для рисования

Последовательность изображения деталей каждого рисунка, пронумеровать их.

— Все комментарии ребёнка по возможности дословно

— любые эмоции ребёнка в процессе выполнения теста

Вопросы для беседы:

Для рисунка человека:

— это мужчина или женщина, мальчик или девочка?

— кто он, сколько ему лет?

— это твой родственник, друг или кто-нибудь другой?

— о ком ты думал, когда рисовал?

— что он делает, где он находится?

— о чём думает, какое у него настроение?

— кого тебе напоминает нарисованный человек:

— что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?

— какая погода на рисунке?

— чего больше всего хочет этот человек, почему?

— как одет этот человек?

Для рисунка дерева:

— что это за дерево?

— где находится это дерево?

— сколько лет этому дереву?

— это дерево растёт одно или среди других деревьев?

— оно выше тебя, ниже или вы одинакового размера?

— какая погода на этом рисунке?

— есть ли на рисунке ветер, что это за ветер, в каком направлении он дует?

— что тебе напоминает это дерево?

— это дерево сильное, оно здоровое или больное?

— кого тебе напоминает это дерево, почему?

— чего больше всего хочется этому дереву, почему?

— если бы вместо / птицы, другого объекта на рисунке, не имеющего отношения

к основному дереву /, был бы человек, то кто бы это мог быть?

Для рисунка дома:

— сколько этажей у этого дома?

— этот дом кирпичный, деревянный или ещё какой-нибудь?

— это твой дом / если нет, то чей он / ?

— когда ты рисовал дом, кого ты представлял хозяином?

— тебе бы хотелось, чтобы этот дом был только твоим, почему?

— если бы ты мог распоряжаться этим домом, как хочется, какую комнату ты бы

выбрал для себя, почему, с кем бы ты хотел жить в этом доме?

— когда ты смотришь на рисунок, этот дом далеко или близко от тебя?

— этот дом выше, ниже или одного размера с тобой?

— о чём напоминает тебе этот домик?

— этот дом приветливый, дружелюбный или …?

— как ты думаешь, все ли в этом доме дружелюбные или …?

— какая погода на этом рисунке?

— о ком ты думаешь, когда смотришь на этот дом, почему?

— чего больше всего хочется этому дому?

— для чего нужна труба на крыше, куда ведёт эта дорожка…?

— если бы вместо / куста или любого другого предмета на рисунке / был

человек, то кто бы это мог быть?

Процесс интерпретации заключается в последовательном анализе следующих

групп элементов: детали, пропорции, перспектива, время, качество линий,

самокритичность, отношение к заданию, комментарии.

Интерпретация:

На рисунке дома должны быть изображены: дверь, окно, стены, крыша, труба

или что-то для обогрева дома.

На рисунке дереваобязательны: ствол, хотя бы одна ветка.

На рисунке человекаобязательны: голова, туловище, две ноги, две руки, два глаза,

нос, рот, два уха.

Отсутствие обязательных деталей в рисунках детей, имеющих средний уровень

интеллекта, говорит о снижении этого уровня.

Если рисунок содержит минимум деталей, но хорош с точки зрения пропорций и

перспективы, это может означать ,что ребёнку свойственны:

— склонность к замкнутости

— аномальное игнорирование традиционных вещей

Если минимум деталей при низком уровне качества пропорций и перспективы, то

можно предположить, что у ребёнка снижен интеллект или происходит снижение.

При чрезмерном количестве деталей — беспокойство, связанное с окружающим.

Анализ рисунка дома:

Окна: — это образ визуального контакта. Дом без окон, окно без стёкол, окна со

ставнями, занавесками, закрашенные – этозамкнутый, ушедший в себя ребёнок.

Много окон, украшенный цветами подоконник, круглое чердачное окно – всё это

говорит о ласковом и нежном отношении матери к ребёнку.

Двери: —возможность входа или выхода из дома. Фронтальная дверь – доступность

входа и выхода. Задняя или боковая дверь – бегство от действительности. Большой

замок на двери – замкнутость, необщительность ребёнка.

Труба: наличие трубы – хорошее отношение отца с ребёнком, из трубы идёт дым –

благоприятная атмосфера в семье.

Анализ рисунка дерева:

Деревосимволизирует то, как чувствует себя ребёнок в окружающей действительности.

Дерево с кроной в виде круга или овала – сильные враждебныеимпульсы.

Ствол – символизирует чувства, касающиеся личностного потенциала, способностей.

Крона: показатель степени и стремления к получению удовлетворения от окружающего.

Сломанные, поникшие, мёртвые ветки, рубцы:символизируют психические травмы.

Чувство неполноценности, несостоятельности, бесполезности, вины.

Образ мёртвого дереваплохая приспособленность, адаптация.

Гибкость ветвей, большое количество, размер – адаптивность, ресурсы личности.

Корневая система: представляет силу и качество аспектов личности.

Внешние силы:погодные условия, через них дети выражают свои чувства к миру.

Ветер: символизирует подверженность воздействию внешних сил.

Ветер, дующий снизу вверх, — желание перенестись из реального мира в мир фантазий.

Ветер сверху вниз: левый угол — прошлое, правый – будущее.

Заходящее солнце – может означать депрессивное настроение.

Солнце за облаком: — тревожные, неудовлетворённые отношения / с кем – то… /

Анализ рисунка человека

Руки:прячет за спиной – значит, что-то натворил и не хочет, чтобы об этом узнали.

Ступни – символизируют движение. Без рук и ступней – беспомощность.

Рисунок, имеющий только глаза – излишняя подозрительность, осторожность.

Отсутствие носа, ушей и рта – указывает на нежелание общаться.

Линия земли /лишниедетали / — признак незащищённости вообще.

Облака:— тревожность, связанная с окружающей действительностью.



Источник: https://infopedia.su/15xdf61.html

Тест «Нарисуй дом». Как понять ребенка с помощью рисунка

Тест «Дом, дерево, человек»

Тест «Дом, дерево, человек» придуман психологом Джоном Баком в 1948 году и используется до сих пор. Все просто: испытуемому нужно нарисовать три упомянутые в названии фигуры, после чего психолог сможет оценить его эмоциональное состояние, изучив получившийся триптих.

Чтобы провести исследование по всем правилам, потребуется специальная подготовка и методичка на 350 страниц, но мы не будем столь строги.

Дело в том, что все заявленные в названии фигуры призваны показать одно и то же — внутренний мир автора, а утроение просто позволяет избежать разночтений: характерные признаки повторяются на каждой картинке.

Поэтому пусть ваш ребенок нарисует только дом, а для того, чтобы выявить случайности и закономерности, порасспрашивайте его про наиболее странные детали получившейся картины. Тест годится для детей старше 3 лет.

  1. Приготовьте лист бумаги и цветные карандаши.
  2. Озвучьте задание: «Нарисуй, пожалуйста, дом. И постарайся сделать это как можно лучше».
  3. Понаблюдайте, как ребенок рисует.
  4. Когда шедевр будет готов, проведите с творцом маленькое интервью: «Кто живет в этом доме?», «Это счастливый дом?» и так далее.

Возможно, нормальный дом для вас — панельная двадцатиэтажка или бунгало с бассейном, но у психологов правильным считается примитивное сооружение с парой окон, дверью, остроконечным верхом и трубой.

Читайте также:  Что подарить ребенку на 1 сентября

А вот отсутствие на картинке всех этих деталей, непрорисованное основание дома, незакрашенная крыша, строительные просчеты (окна треугольные, дверь маленькая, а то и вовсе нет ни того, ни другого) — говорят о том, что у художника есть определенные психологические проблемы. Расшифровывая картину, не забудьте сделать скидку на возраст ребенка.

Так, например, труба, торчащая из крыши под углом, наводящем на мысль о нетрезвом печнике, вовсе не означает, что малыш подсознательно стремится угореть. Это нормальная деталь детского рисунка.

Крыша

Чем она выше и оригинальнее, тем богаче детская фантазия. А вот плоская и плохо прорисованная крыша говорит о том, что вам пора заняться с малышом интеллектуальной зарядкой. Не слишком ли много времени он проводит перед телевизором?

Труба

Это символ теплоты отношений. Если ее вообще нет на картинке, значит, вы излишне строги с ребенком и ему явно не хватает банальной родительской ласки.

Труба размером с колокольню Ивана Великого и густым дымом, валящим из нее, говорит о том, что в душе ребенка кипят слишком уж бурные страсти и справиться с ними самостоятельно он не может.

Возможно, вы перегружаете малыша «взрослой» информацией, которую он пока не в состоянии правильно «обработать».

Дверь

Эта деталь рисунка демонстрирует готовность вашего чада к общению. Если она находится в центре дома и гостеприимно распахнута — волноваться не о чем. А вот маленькая боковая дверь (бывает еще и с висящим на ней замком) сообщает о чрезмерной замкнутости. 10 правил общения с ребенком-интроветом.

Окно

Практически зеркало души. Если их нет вообще или они занавешены (закрыты ставнями, забиты досками) — это значит, что малыш большей частью живет в своем внутреннем мире. Несоразмерно высокие окна нарисует маленький мечтатель, которому уютнее витать в облаках, чем ходить по земле.

Тайны пирамид

Размер рисунка и его расположение тоже имеют значение. Психологи тут, как всегда, за золотую середину: аккуратное, не большое и не маленькое строение примерно в середине листа говорит нам об адекватности авторской самооценки.

Скособоченная, покосившаяся хижина — признак слишком критичного отношения к себе. Читайте, как воспитать ребенка уверенным в себе.

Разрозненные домишки вместо целого здания сообщают о желании ребенка отстраниться от кого-то из близких ему людей.

Обычно дети начинают «строить» домик с крыши или основания, а потом прорисовывают детали. Но не уверенные в себе малыши, наоборот, сперва приступают к мелким объектам, а потом с трудом связывают их между собой.

Если архитектор решил раскрасить свое творение, стоит обратить внимание и на выбранный цвет. Монохромность означает, что маляр побаивается эмоций (ну, или вы недокладываете ему карандашей), а «радугу на стенах» нарисует мятущаяся натура.

Большинство детей, по статистике, создают домики с зеленой крышей и коричневыми стенами — именно такое цветовое решение считается нормой. Черная краска говорит о пугливости, красная — означает повышенные уязвимость и потребность в заботе.

А вот желтый дом в этом тесте считается выражением враждебности по отношению к окружающему миру.

Кроме самого дома, на картинке могут оказаться дополнительные детали, и о них специалистам тоже есть что сказать. Кусты, тропинки и двор, окруженный забором? Ребенок хочет отгородиться от какого-то источника тревоги! А вот солнышко в небесах — это хорошо. Скорее всего, это вы.

Источник: https://www.GoodHouse.ru/family_and_children/vospitanije/test-narisuj-dom-kak-ponyat-rebenka-s-pomoshchyu-risunka/

Тест «Дом, дерево, человек»

Данный тест применяется для внутриличностной диагностики ребенка.

Тест впервые предложен Дж. Буком в 1948 г. Первоначально предполагалось рисовать все эти элементы отдельно, однако позже тест был модифицирован другим исследователем – Г. Берни. Он-то и предложил совместить все три объекта в одном рисунке, и именно в таком варианте психологи используют в настоящее время этот тест.

Цель данной методики:

— оценить личность исследуемого, уровень его развития, работоспособности и интеграции;

— получить данные, касающиеся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Для проведения диагностики нам понадобится лист бумаги формата А4, разноцветные карандаши, простой карандаш и ластик.

Инструкция для проведения тестирования:

Психолог. «Вам необходимо нарисовать дом, дерево и человека на предложенном листе бумаги настолько хорошо, насколько сможете. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится.»

Дополнение. На рисунке необходимо соблюдать определенное условие: человек должен быть нарисован в полный рост. Других ограничений в выборе размеров, образов и типов рисунка при проведении данной диагностики нет.

При проведении испытания психолог обязательно должен обратить внимание на такие детали в поведении испытуемого:

— интервал времени с момента предоставления исследователем инструкции до момента, начала рисования;

— наличие и продолжительность пауз в процессе рисования;

— общее время, на рисование;

— в какой последовательности были изображены на рисунке ключевые элементы каждого рисунка (дома, дерева и человека).

— все комментарии (по возможности дословно), самопроизвольно сделанные исследуемым в процессе рисования;

— обратить внимание на любую эмоцию (даже самую незначительную) исследуемого в процессе выполнения теста, а затем связать это эмоциональное выражение с изображенной в этот момент деталью рисунка.

После выполнения рисунка необходимо провести опрос в соответствии с предложенным опросником.

Интерпретация теста дом дерево человек

Интерпретировать данную методику можно двумя путями: общий анализ рисунка и детальная расшифровка каждого элемента рисунка. Общий анализ предполагает

Тест полностью, его интерпретацию и подробную расшифровку каждого элемента можете скачать ниже.

В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что по паре тревожных признаков в данном тестировании нельзя судить полностью о проблемах личности.

Источник: https://psichologvsadu.ru/diagnostika/286-test-dom-derevo-chelovek

Проводим тест «Дом-Дерево-Человек»

Главная страница » Методика «Дом-Дерево-Человек» » Проводим тест «Дом-Дерево-Человек»

Сегодня я расскажу вам об одной из самых известных проективных методик исследования личности. Это рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек». Вы узнаете, почему предлагается изобразить такие элементы, как дом, дерево и человек, и что нужно для того, чтобы пройти тест.

Здравствуйте, дорогой читатель!!!

Впервые тест «Дом-Дерево-Человек» опубликовал в 1948 году  Джон Бак (John N. Buck). Кстати, по поводу перевода фамилии Buck на русский язык. В источниках встречается 2 варианта перевода: Джон Бак и Джон Бук. Я поначалу и сама путалась. Но потом решила разобраться с этим вопросом.

В английском языке буква U в закрытом слоге читается как А (конечно, там немного другая транскрипция, но мы говорим так). И только в нескольких распространенных словах – как У. Поэтому я склоняюсь к мнению, что все-таки правильнее говорить Бак. По большому счету не так уж и важно, но из-за разного перевода можно запутаться – один это человек или два.

Ну ладно, с этим разобрались, продолжаю по теме.

Как провести тест “Дом-Дерево-Человек”

Возможны 2 варианта проведения этого теста:

1 вариант: по Джону Баку

2 вариант: по Р. Бернсу

Рассказываю, чем отличаются эти два варианта.

Чтобы пройти тест «Дом-Дерево-Человек» по Дж. Баку, нужны:

  • Белый лист бумаги формата А4, который нужно сложить пополам. При этом получится 4 страницы размером 15х21 (так называемая рисуночная форма). На первой странице будут необходимые записи об обследуемом (возраст, пол), дата проведения теста и т.д.

    Следующие три страницы нужно озаглавить как дом, дерево, человек (а можно и не подписывать, чтобы не отвлекать внимание обследуемого на другие задания).

  • Простой карандаш марки В или 2В.

Инструкция к тесту «Дом-Дерево-Человек» по Дж. Баку:

“Нарисуй, пожалуйста, дом”. Когда  рисунок будет готов, так же просят нарисовать дерево в следующей рисуночной форме и на последней страничке – человека в полный рост.

Джон Бак считал, что каждый рисунок дома, дерева и человека – это своеобразный автопортрет, элементы  которого имеют личностное значение. По рисунку «Дом-Дерево-Человек» он мог судить об аффективной среде человека (то есть о его примитивных влечениях и сложных формах эмоциональной жизни), его потребностях и уровне его психосексуального развития.

Кроме того, он продемонстрировал возможность использования теста «Дом-Дерево-Человек» не только в качестве проективной ме­тодики, но и для определения уровня интеллектуального развития человека.

Чтобы пройти тест «Дом-Дерево-Человек» по Р. Бернсу, приготовьте:

  • Белый лист бумаги формата А4
  • Простой карандаш марки 2В или В
  • Ластик

Инструкция к тесту «Дом-Дерево-Человек» по Р. Бернсу:

«Нарисуй, пожалуйста, дом, дерево и человека на одном листе бумаги, в одном рисунке».

Такая инструкция используется чаще всего в настоящее время.

Рисунок «Дом-Дерево-Человек» девушки, 19 лет.

Обратите внимание: на многих сайтах пишут “Берне” вместо Бернс, но это ошибка. Р. Бернс – это американский психолог (США, г. Сиэтл,  работал в Институте человеческого развития). Кроме теста «Дом-Дерево-Человек», он также участвовал в разработке рисуночного теста “Кинетический рисунок семьи” и других.

Р. Бернс считал, что взаимодействие между домом, деревом и человеком в одном рисунке представляет собой зрительную метафору. И если при­вести такой рисунок в «действие», то можно увидеть то, что действительно происходит в жизни человека. Поэтому модифика­цию методики Р. Бернса называют «Кинетический Дом-Дерево-Человек».

Вы об этом слышали?

 Загрузка …

Почему же автор теста выбрал именно эти объекты для рисования?

Во-первых, даже малый ребенок знает и сможет изобразить дом, дерево и человека.

Во-вторых, эти объекты наиболее удобны для рисования. Для сравнения – какое-то животное изобразить сложнее, особенно малышу.

В-третьих, считается, что рисунки дома, дерева и человека сти­мулируют более свободные словесные высказывания, чем другие объекты.

Психологи используют тест «Дом-Дерево-Человек», пожалуй, чаще, чем другие рисуночные тесты. А знаете, почему его так «любят»?

  • потому что он прост в использовании
  • является идеальным способом оценки личности людей с разной культурой, национальностью, уровнем образования и умственным развитием
  • может снизить напряженность человека при тестировании

Поэтому чаще всего тест «Дом-Дерево-Человек» назначается первым в комплексном тестировании. Я упоминаю об этом, так как практически все рисуночные тесты являются комплексными, то есть только по одному рисунку нельзя составить полной картины о личности.

Для чего нужно пройти тест «Дом-Дерево-Человек»?

По результатам тестирования можно:

  • определить уровень развития и работоспособности
  • определить особенности взаимоотношений человека с окружающими людьми и тем миром, в котором он живет

Кто может пройти тест «Дом-Дерево-Человек»?

Любой человек – как ребенок, так и взрослый. Но возраст ребенка ограничен. Тест можно предлагать малышу, начиная примерно с 5 лет. Но в англоязычных источниках его применяют уже с 3-х лет. Я думаю, нужно ориентироваться на уровень развития ребенка.

«Дом-Дерево-Человек» Лизы, 6 лет.

Как лучше пройти тест – индивидуально или в группе?

Вообще, конечно же, тест «Дом-Дерево-Человек» желательно проводить индивидуально, так как в этом случае появляется больше возможностей для наблюдения за ходом тестирования и пострисуночного опроса. Тем не менее, допускается и групповое обследование. Например, в школе.

Ну что ж, по-моему, общей информации уже достаточно для понимания сути теста «Дом-Дерево-Человек». Переходим непосредственно к самой процедуре тестирования.

Поэтапная процедура проведения теста «Дом-Дерево-Человек»

1. Расположение листа для рисования перед обследуемым.

  • По Р. Бернсу лист располагают горизонтально.
  • Если тест «Дом-Дерево-Человек» проводится в соответствии с методикой Дж. Бака, то рисуночную форму для первого рисунка располагают вертикально.

2. Человеку дают инструкцию к рисованию.

Об инструкциях я говорила выше.

3. Наблюдают за процессом рисования.

Данные своих наблюдений заносят в протокол.

Особое внимание нужно обратить на порядок, в котором  выполняется задание. Так, если тест проводится по Р. Бернсу, т.е. нет четкого указания, что нарисовать первым: дом, человека или дерево, то отмечается очередность изображения элементов рисунка.

Корни изображены двумя линиями как продолжение расширяющегося книзу ствола дерева.

Также отмечают время, затраченное на рисунок дома, дерева и человека. Желательно отмечать и порядок рисования отдельных деталей в рисунке (например, рисунок дома  выполнен в таком порядке: стены, окна, крыша, дверь, труба на крыше, крыльцо, занавески на окнах), при этом указать, если какую-то деталь рисовали дольше, чем остальные или правили с помощью ластика.

Не забудьте записать и комментарии человека в ходе рисования, которые могут представлять ценность для интерпретации.

4. Проводят обсуждение рисунка с обследуемым, так называемый пострисуночный опрос.

Если тест «Дом-Дерево-Человек» проводят с ребенком (особенно до 12 лет), желательно провести беседу в виде диалога, ориентируясь на стандартный перечень вопросов для этого теста.

Если тест «Дом-Дерево-Человек» проводят со взрослым человеком, то ему по окончании рисования можно предложить заполнить бланк пострисуночного опроса, где он пишет ответы на вопросы. Это более актуально для группового обследования, поскольку все же желателен непосредственный контакт между автором рисунка и человеком, который предложил пройти тест.

5. По завершении опроса проводится обработка рисунка и пострисуночного опроса.

6. На основании данных предыдущего этапа формируется интерпретация рисунка. Это заключительный этап рисуночного тестирования.

Теперь, чтобы пройти тест «Дом-Дерево-Человек», вам нужно будет получить бланк пострисуночного опроса, а чтобы его провести – еще и схему протокола тестирования. Об этом – в следующих статьях.

Не уходите, пожалуйста, просто так, если вам понравилась статья. Ответьте еще на один вопрос.

 Загрузка …

С уважением, Наталия.

Источник: http://detskiefantazii.ru/metodika-dom-derevo-chelovek/kak-proiti-test-dom-derevo-chelovek.html

Ссылка на основную публикацию