Как научить ребёнка пересказывать текст?

Как научить ребенка пересказывать прочитанное?

Многие родители до самой школы не задумываются о том, чтобы обучать ребенка такому полезному навыку, как пересказ. Причиной этого является ошибочное мнение, что пересказывание необходимо только тогда, когда малыш уже научился читать.

На самом деле пересказывать можно и услышанное, и просмотренное, поэтому рекомендуется начать занятия с ребенком уже в дошкольном возрасте. Это значительно облегчит его дальнейшее обучение чтению и письму.

Чтобы сделать это правильно и помочь малышу в развитии речи, мышления и воображения, необходимо использовать развивающие словесные игры и учитывать рекомендации педагогов.

Кратко о пересказе

Пересказ – это изложение сюжета книги, рассказа, фильма и т. д. своими словами. Это не заучивание оригинального текста и не воспроизведение его в точности до пауз, а умение уловить сюжетные линии, фигурирующих персонажей и рассказать об этом.

Почему позже в школе некоторые дети с трудом пишут изложение? Потому что они не умеют пересказывать. Вместо этого школьники пытаются запомнить текст, заучить его, что крайне трудно. Это еще одна причина, по которой стоит научить ребенка пересказывать уже в дошкольном возрасте.

Важно практиковать совместное чтение с ребенком, чтобы он рассматривал иллюстрации и слышал ваш голос, – так он больше включится в процесс. Читайте вместе даже тогда, когда малыш уже умеет читать самостоятельно. Так вам будет проще обсуждать прочитанное и вы сможете проконтролировать технику чтения ребенка.

Помните, что основа пересказа – это выделение смысловых блоков. Именно на них ориентируется человек, чтобы рассказать о прочитанном или услышанном.

На что стоит обратить внимание?

По прихоти начинать учить пересказу не стоит. Если же вы заметили, что ребенок проявляет интерес к книгам, ему нравится, когда вы ему читаете, тогда можете добавлять небольшие упражнения. Сначала это лучше делать ненавязчиво, задавая наводящие вопросы о прочитанном вами: «О чем мы сейчас прочитали?», «Кто был главный герой?», «А что он сделал, когда …?» и т. п.

Обязательно учитывайте объем: память у детей не так развита, как у взрослых, поэтому отдавайте предпочтение небольшим историям. Когда ребенок будет с легкостью рассказывать, о чем сказка, можете увеличить объем.

Подписывайтесь на бесплатный закрытый эфир

Как развивать ребенка ГАРМОНИЧНО

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ И ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ПЛАН ИГР НА НЕДЕЛЮ

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку персональных данных

Также упражнения по прочитанному стоит выполнять дробно, т. е. разделив текст на смысловые блоки. Сейчас многие детские книжки и пособия по чтению сформированы таким образом: на одной странице завязка истории, на второй наводящие вопросы, и так до самого конца. Это сделано в помощь родителям, чтобы им было проще учить пересказу дошкольников и младших школьников.

Умение пересказывать зависит в том числе и от словарного запаса ребенка. Если вы редко с ним разговариваете, не используете развивающие игры, то и речь его будет бедна.

Он даже может примерно знать, что хочет сказать, а вот как это сделать, какими словами и грамматическими структурами – не понимает.

Поэтому малышу нужно будет помогать: предлагать ему несложные, но правильные конструкции, играть в словесные игры, развивать память.

Этапы пересказа

Для того чтобы ребенок научился правильно излагать содержание прочитанного, необходимо знать основные этапы, на которых строится обсуждение.

  1. Совместное чтение. Если вы занимаетесь с дошкольником, то он, скорее всего, будет отвлекаться и постоянно перебивать вас. Терпеливо отвечайте на его вопросы, плавно возвращая к истории.
  2. Блок наводящих вопросов. Здесь вы спрашиваете, о ком идет речь в истории, что произошло, куда пошли герои? Вопросы должны не только отразить прочитанное, но и подвести к следующему блоку. Сказка может быть совсем небольшой, поэтому блоков может быть один или два. Вы можете задавать вопросы по ходу чтения.
  3. Составление плана. Данный этап очень важен и подходит для детей, умеющих читать. Нужно набросать схему пересказа, состоящую из основных мыслей каждого блока, чтобы по ней ребенок смог пересказать всю историю. Позже он будет справляться и без плана. Главная задача – научить четко определять (одним предложением) главную идею первой части или абзаца, второй, третьей и т. д. Это своеобразный каркас, на который позже будет наращиваться история из слов и предложений.
  4. Обсуждение полного сюжета. Здесь ребенок должен уже не рассказать по частям, о чем вы прочитали, а полностью пересказать сюжет. Вы также можете использовать наводящие вопросы или план пересказа.
  5. Вопросы по личному отношению. Мнение вашего ребенка об истории, о персонажах и их поступках – это дополнительная часть пересказа. Таким образом у ребенка развивается не только речь, но и морально-этические установки, духовные и личностные ценности, воображение и абстрактно-логические мышление.

Словесные игры в помощь

Для того чтобы улучшить навыки пересказа, используйте развивающие словесные игры. Они помогут улучшить память, словарный запас и красноречие, воображение и мышление.

  • «О чем письмо?». Напишите или напечатайте на листе текст письма, положите его в конверт и покажите ребенку. Скажите, что от бабули пришло письмо, и затем прочитайте его вместе с ребенком. Спросите его: «О чем оно?». Потом попросите рассказать о содержании письма папе. Помогайте ему наводящими вопросами.
  • «Где ошибка?». Прочитайте вместе какую-нибудь сказку или посмотрите мультфильм, а затем задавайте ребенку вопросы с ошибкой. Например, в сказке мальчик победил злого дракона и спас принцессу, а вы скажите ребенку: «Как жаль, что мальчик не смог справиться с чудовищем и спасти красавицу-принцессу, так ведь было?» Скорее всего, малыш вас исправит.
  • «Как ты думаешь, о чем?». Покупайте книги с иллюстрациями, и прежде чем начать читать, спрашивайте у ребенка, о чем, по его мнению, будет история? Таким образом вы будете развивать творческое мышление и воображение. А если его предположения оправдаются по ходу сюжета, он еще и будет рад, что догадался.

Заключение

Исключительно от вас зависит, когда вы начнете обучать малыша пересказу, но лучше не затягивать с этим вопросом.

Развитая речь поможет ему не только получать впоследствии хорошие оценки в школе, но и свободно общаться, не бояться публичных выступлений, развернуто выражать свои мысли.

Не упустите момент, когда ребенок сам проявил интерес к чтению и стал задавать вопросы по прочитанному, – поощряйте его любознательность.

Источник: https://Razvivashka.online/chtenie/nauchit-rebenka-pereskazyvat

Как научить ребенка пересказывать текст?

Эта статья будет полезна не только родителям детей, которые собираются поступать в первый класс.

Родители, чьи дети уже учатся в школе – в младших, средних и в старших классах, а также родители детей – студентов, тоже найдут для себя полезную информацию.

Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.

Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами.

Пересказать текст — значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения. Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.

Программа многих школьных предметов (особенно гуманитарного цикла) основана на пересказе. Параграф по истории, географии, биологии легче усваивается тем учеником, у которого развит навык пересказа текста. А лучше справится с изложением или сочинением тот, кому навык этот прививали родители с детства.

С чего следует начать обучение ребенка пересказу?

Прежде всего, с хорошей литературы — со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина. Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны.

Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе. С чего следует начать беседу? Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял».

Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает. Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения.

Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя? Чем он ему запомнился? Тут вы можете ему помочь. Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали.Попросите ребенка своими словами описать героя.

Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?» Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка).

Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста. Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст — понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста).

В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло. Об этом автор и говорит. Рассмотрите иллюстрации. О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя.

Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе. Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его.

Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат.После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово. Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.

Предложите ребенку пересказать текст вместе. Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше.

Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека. Спросите ребенка: «Понравился ли ему ваш совместный пересказ?». Если да, то можете смело говорить о том, что вы о чем-то забыли рассказать.

А вы наверняка что-то упустите. Если не понравился, спросите: «Чем?», «Что было не так?».

И обязательно выразите очень важную мысль – мы же с тобой только учимся! В следующий раз у нас обязательно всё получится!
Если в детстве не получилось научить ребенка пересказывать, с возрастом это превращается в большую проблему и может стать причиной того, что ребенок просто потеряет интерес к учебе, станет учиться хуже, чувствовать себя не уверенно… На наши тренинги приходит много детей разного возраста с 1 по 11 класс и даже взрослые И вот по опыту нашей работы хочу сказать, что неумение пересказывать или рассказывать или связно и внятно отвечать и формулировать свои мысли – это большая проблема для очень многих людей разного возраста. Есть много причин, я перечислю 5 основных:

  • Ребята не понимают, зачем им надо читать этот текст, как они будут применять эту информацию на практике, поэтому они не могут свой мозг заставить сосредоточиться, понять и запомнить материал.
  • Глаза не натренированы на работу с текстом. Читать трудно, поэтому ребята любыми способами избегают чтения. Попытки заменить чтение книг аудио и видео – материалами – знаний в голове не прибавляет. Почему не работает, сейчас раскрывать не буду, потому что тема – большая. Тема для отдельной статьи, которая будет называться – «Как эффективно работать с источниками информации».
  • Словарный запас маленький. Ребята просто не понимают сути базовых понятий, которые лежат в основе любого школьного предмета. Очень сложно запомнить то, что не понимаешь, а уж пересказать – просто невозможно.
  • Ребята не умеют выделять главные мысли, не умеют структурировать и систематизировать информацию. Это приводит к тому, что они делают уроки «все свободное время в сутках», но успеваемость при этом только ухудшается, потому что пересказать или ответить по сути они не могут.
  • Ребята просто не умеют говорить. Они не знают, как готовить выступление, как говорить, как стоять, куда смотреть, куда девать руки…. Поэтому чувствуют себя очень некомфортно и обычно сильно стесняются говорить.
Читайте также:  Ребёнок ругается матом: что делать?

На наших тренингах мы учим детей и взрослых – не только быстро читать и много запоминать, мы учим применять эти навыки в жизни. Мы учим ВОСПРОИЗВОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ в формате устных ответов, пересказов, презентаций, выступлений.

Мы учим ЗНАТЬ материал, по которому надо отвечать или выступать и БЫТЬ УВЕРЕННЫМ в своих знаниях.

Дети дошкольники – на нашем тренинге учатся читать и выступать по книгам, которые читают.

Идет набор детей 6-7 лет на май! Группа стартует 14 мая. Занятия 2 р в неделю – суббота, воскресенье

Узнать подробности и записаться на собеседование можно по телефону 7(347) 266-87-83

или оставить заявку на сайте ufa-turboread.ru/learnread

Дети 1 — 3 классов — тренируются быстро читать, понимать прочитанное, также учатся рассказывать книги, и материал устных предметов.

Идет набор детей 7-9 лет на тренинг на май и на период летних каникул. Дети будут готовы прочитать все книги, заданные им на лето. Не только прочитать, но и рассказать их. Не просто рассказать, а рассказать в формате интересного рассказа. Рассказать так, чтобы всем, кто их слышит тоже захотелось прочитать эту книжку!

Дети 4 — 11 классов – тренируются самостоятельно прорабатывать материал школьных предметов.

Обучаются быстро воспринимать информацию, структурировать, систематизировать, а также — рассказывать содержимое целого учебника. На финальном занятии они в течение 10 минут рассказывают материал целого учебника.

Идет набор детей на тренинг САМ СЕБЕ РЕПЕТИТОР

Группа стартует 10 мая. Время занятий будет определяться на собеседовании.

Дети 9 и 11 класса – учатся осваивать материал целого предмета по нескольким учебникам, а также — рассказывать материал целого предмета, по которому они готовятся сдавать экзамен.

Идет набор детей на тренинг ЕГЭ НАЛЕГКЕ Группа стартует 10 мая. Время занятий будет определяться на собеседовании.

Студенты – не просто учатся осваивать материал предметов по технологии экспресс-обучения, которая позволяет подготовить предмет к сдаче экзамена за сутки или получить образование экстерном. Также учатся выступать по предмету, который им надо сдавать на экзамене и публично защищать свой диплом.

Идет набор на тренинг ДИПЛОМ НА ОТЛИЧНО Расписание и время занятий будет определяться на собеседовании.

Взрослые – прорабатывают целую область знаний до уровня эксперта, и в течение 10 минут рассказывают материал в интересной и увлекательной форме. Рассказывают так, как могут рассказать только эксперты, люди, которые «глубоко в теме»

Идет набор взрослых на тренинг ТУРБОНАВЫК Группа стартует 11 мая. Расписание и время занятий будет определяться на собеседовании. В Уфе работает только 1 класс по методике Шамиля Ахмадуллина. Мы намеренно не увеличиваем количество классов, чтобы сохранить качество результата на должном уровне. Мы — единственная школа скорочтения в Уфе, у которой гарантия результата наших тренингов прописана в договоре.

Узнать подробности и записаться на собеседование можно по телефону 7(347) 266-87-83

или оставить заявку на сайте ufa-turboread.ru

Еще больше вы сможете узнать в нашей группе во ВКонтакте — http://vk.com/ufa_turboread

Источник: https://www.UfaMama.ru/Posts/View/4447

Как научить ребенка пересказывать тексты

Психологов часто спрашивают, как научить ребенка пересказывать тексты. Школьное обучение строится на понимании, запоминании, выучивании, пересказе. И с пересказом параграфов у школьников настоящие проблемы. А на первый взгляд все так просто: прочитал раз-два и рассказал.

Однако выясняется, что школьники не обучены алгоритмам работы с текстом, не владеют методикой пересказа. Хотя кажется таким естественным, что каждый учитель по своему предмету должен дать оптимальные эффективные приемы усвоения информации.

Это может быть план параграфа, краткий конспект, запись главных мыслей, ключевых слов, дат и т.д.

К сожалению, такая работа в школе проводится крайне редко, и ученик остается один на один с огромной лавиной информации, которую он должен каким-то образом усвоить да еще и пересказать, то есть не передать слово в слово, а рассказать своими словами. Поэтому успеваемость класс от класса все больше снижается, так как растет объем параграфов. У учащихся ослабевает мотивация к обучению.

Как же помочь ребенку качественно и без проблем осваивать школьную программу?

Традиционный совет: постоянно развивать и тренировать память, мышление, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать прочитанное, пополнять словарный запас. Такой способ действительно эффективен, но рассчитан на длительное время.

А как помочь любимому чаду не когда-то в отдаленном будущем, когда такая работа даст свои положительные результаты, а сегодня? Как ему уже именно сегодня усвоить конкретно заданную тему так, чтобы суметь пересказать завтра на уроке?

Некоторые школьники зубрят заданное. Конечно, оценится такой ответ на следующий день пятеркой — ведь все верно изложено, важные факты не пропущены. Одна беда — механически выученное быстро забывается, а сам процесс зубрежки нудный, изматывающий.

Может быть, просто отвечать на вопросы, размещенные в конце параграфа? Однако они не являются планом прочитанного, не охватывают всю важную информацию, а потому, ответив на них, еще нельзя быть уверенным в успешном устном ответе на уроке.

Что же посоветовать такому несчастному школьнику? Как подготовиться к уроку, который состоится уже завтра?

Правильно читать текст. Не по диагонали, не бегло, не «взглянуть», выхватив из параграфа несколько словосочетаний, а читать, понимая лексическое значение каждого слова.

Кажется, что этот процесс займет очень много времени, а уроков на завтра великое множество.

Может быть, вначале и будет немного медленнее, однако на это уйдет меньше времени, чем бездумно перечитывать три-четыре раза, а в результате ничего не запомнить.

Далее разделите текст на несколько частей. Психологи рекомендуют ограничиться максимум семью, так как больше хуже усваивается.

Помогите ребенку установить между ними логическую связь, запомнить последовательность подачи информации. Кому-то помогает запись ключевых слов, кому-то образное представление. А можно на листе бумаги графически простейшими символами, иероглифами изобразить прочитанное.

Тогда при пересказе не возникнет проблем логического плана. Как бы распутывается клубок событий.

Например, как получилось, что древляне посмели расправиться с князем Игорем? И тут вспоминается, что он не стал довольствоваться собранной с них данью, а решил еще больше обогатиться за их счет.

Почему же он не справился с ними? Потому что дружину с уже собранной данью отправил вперед, а сам с небольшим отрядом вернулся. И так раскрутить, понять всю заданную тему. При этом получается, что логически одно событие вытекает из другого. И запоминается легче.

Но важен и еще один этап — при пересказе уметь построить правильные предложения, фразы, быстро подобрать нужные слова, к месту употреблять новые важные понятия, определения. Возможно именно эта проблема является причиной неудачных ответов.

Об обогащении словарного запаса уже говорили, как и о необходимости больше читать, учить наизусть — это все долгосрочные планы. Что можно сделать еще прямо сейчас? Положите на видное место на рабочем столе ребенка начерченные схемы простейших предложений.

Если забыли, как они изображаются, посмотрите в учебнике русского языка или в интернете. Простые нераспространенные предложения — это, конечно, не образец для учеников средних и старших классов.

Должны быть предложения распространенные (с определениями, дополнениями, обстоятельствами), сложные, с причастными и деепричастными оборотами.

В тексте предложения непременно должны быть связаны между собой по смыслу, а также грамматически, например, при помощи местоимений, местоименных наречий, союзов, частиц, или лексически (однокоренные слова, повтор одного и того же слова, синонимы, антонимы).

Возможно, сначала придется и выучивать наизусть некоторые предложения, словосочетания, чтобы обогатить свой словарный запас, добиться свободного применения в речи.

Не исключено, что все эти советы, на первый взгляд, требуют времени, которого очень мало, и затраты больших усилий. Но нужно только начать такую работу, и вскоре для ребенка запомнить любую информацию не составит особого труда. А под лежачий камень, как известно, и вода не течет. Начните прямо сегодня, не откладывая, и положительный результат не заставит ждать.

Источник: https://prouchebu.com/kak_pereskazyvat_teksty/

Как ребёнка научить перессказывать текст?

Пересказ – это воспроизведение услышанного или прочитанного текста. Он способствует совершенствованию структуры речи, расширению словарного запаса, развитию памяти, внимания и творческих способностей.

На первый взгляд в нем нет ничего сложного. Большинство детей любят и умеют пересказывать содержание мультфильмов, сказок, рассказов.

Но при этом они не всегда могут изложить верную последовательность различных действий, передать логику событий, а, значит, правильному пересказу все же приходится учиться.

Для самых маленьких

Начать обучение пересказу детей 3-4 лет можно попросив малыша рассказать о своей любимой игрушке. Ребенку можно и нужно помогать, задавая наводящие вопросы: «Кто это такой? Кто его тебе подарил? Какого он цвета? и т. д.».

При этом постарайтесь добиться от него полных, развернутых ответов. Если у малыша с этим трудности, то помогите ему, сформулировав ответ самостоятельно и предложив повторить его.

Когда с описанием игрушек кроха уже освоится, можно переходить к небольшому, легкому тексту, который малышу уже хорошо знаком. Выразительно прочитав его, предложите ребенку пересказать услышанное.

Здесь тоже не нужно оставлять его один на один с пересказом: помогайте правильно выстраивать фразы, задавайте вопросы, которые помогут вспомнить содержание текста, поощряйте развернутые фразы.

Для облегчения задачи можно рассматривать и обсуждать картинки, связанные с сюжетом текста.

Также можно использовать кубики с нарисованными на гранях сюжетами из различных сказок, которые нужно разложить в соответствии с правильной последовательностью событий.

Учимся пересказу в 5-7 лет

Приступая к обучению дошкольников старшего возраста, постарайтесь строить занятия, придерживаясь следующего плана:

  1. Подбор текста, соответствующего возрасту. Рассказ должен быть интересен ребенку, вызывать эмоциональный отклик. В первое время выбирайте истории, которые содержат больше активных действий.

    Позднее, когда ребенок станет уверенно их пересказывать, следует начать тренироваться и на текстах с большим количеством описаний.

  2. Выразительное прочтение. Это того, как взрослый прочитает текст, напрямую зависит, насколько увлеченно ребенок будет его слушать и, соответственно, запоминать.

  3. Выяснение непонятных слов и речевых оборотов, их разъяснение, подбор синонимов. На этом этапе расширяется словарный запас дошкольника, происходит знакомство со словами и выражениями, обладающими переносным смыслом.
  4. Обсуждение героев рассказа, их поступков, мотивов и пр.

    Это позволит ребенку «погрузиться» в атмосферу текста, лучше понять героев и причинно-следственные связи описываемых событий.

  5. Составление плана пересказа. Этот прием научит ребенка выделять ключевые моменты в рассказе, отличать главное от второстепенного.
  6. Пересказ.

    Завершающая стадия вашего занятия, скорее всего, не вызовет особых затруднений у ребенка, при условии, что все предыдущие этапы были пройдены. Однако если ему все еще трудно пересказать текст даже после предварительного разбора, то вам стоит более плотно проработать пункты 3 и 4, т. к.

    сложности с пересказом чаще всего возникают по причине:

  • небольшого словарного запаса;
  • неумения анализировать и понимать текст.

Если же вашему ребенку пересказ дается легко, то вы можете усложнить задачу. Например, предложите ему пересказать историю от имени одного из героев или по ролям.

Рекомендации, изложенные выше, пригодятся и тем родителям, которые только после начала школьного обучения поймут, что их дети испытывают трудности, связанные с пересказом текста.

Ведь часто мы думаем, что научившийся читать ребенок автоматически способен понять, запомнить и пересказать несложный прочитанное.

Однако ни сам факт того, что он умеет читать, ни скорость или техника чтения не нам этого не гарантируют.

Не ждите моментальных результатов от ваших занятий. Вполне возможно, вам не один раз придется перечитывать и анализировать один и тот же текст, прежде чем ребенок справится с его пересказом. Не стоит злиться или нервничать по такому поводу, со временем и этот рубеж будет взят.

Источник: https://9psy.ru/kak-rebyonka-nauchit-peresskazyvat-tekst

Как научить ребенка пересказывать текст

Самая первая ступень подготовки как научить ребенка пересказывать текст – попросить рассказать о своей любимой игрушке. Эта тема близка любому малышу.

Опишите вместе с ним предмет в 3-4 фразах, используя вопросы — помощники: «Кто это? Что это? Какого цвета? Как зовут? Тебе нравится?» Выделяйте характерные черты игрушки и ее свойства. С самого начала заставляйте ребенка давать полный ответ.

Пусть это будет простое нераспространенное предложение, но односложных ответов тут надо избегать.

На втором этапе подберите ребенку текст

В первое время это должно быть хорошо знакомое ему короткое произведение: сказка, рассказ, прибаутка. Прочитайте его с интонацией. Выразительное чтение во многом помогает ребенку запомнить прочитанное. Обсудите текст с малышом.

Задавайте вспомогательные вопросы, помогайте правильно строить предложение. Если вначале малышу трудно, то поощрите его, начиная отвечать, проговаривая начало предложения и побуждая ребенка закончить его.

В данном случае очень важно использовать именно хорошо знакомое произведение. Оно будет служить ребенку шаблоном, которого стоит придерживаться. Постепенно малыш научится, и будет самостоятельно отвечать на ваши вопросы.

К обсуждению текста можно добавить обсуждение и рассматривание картинок, ведь детские книжки имеют яркие красивые иллюстрации, связанные с сюжетом.

На третьем этапе научить ребенка пересказу

надо обратиться к коротким сюжетным и описательным рассказам. Чаще всего используют яркие небольшие произведения Л. Н. Толстого, Бианки, Ушинского, Скребицкого и других русских писателей. Выразительное чтение произведения обязательное условие.

Рассказ должен иметь поучительный характер, быть понятен дошкольнику сюжетно и эмоционально. Обязательной целью становится научить ребенка выделять и характеризовать главных героев, объяснять, почему так названо произведение, выделять главную мысль текста.

Если произведение может быть разбито на части – обсудите это с ребенком. Составьте к каждой части 1-2 вопроса. Спросите, что ребенку понравилось, что запомнилось, что из рассказа близко ему. По мере усвоения, нужно удлинять произведения. Используйте не только сюжеты с активным действием и речью, но и описательные.

Ведь помимо навыка пересказа нужно разнообразить словарный состав языка, научить ребенка использовать их. Постепенно заставляйте дошкольника активней добавлять глаголы и прилагательные. Нужно приучать его строить распространенные предложения.

Здесь важно перед прочтением обязательно объяснить незнакомые слова, выражения, привести примеры, чтобы малыш понял, о чем идет речь. На этом этапе хорошо подключить игры, которые научат ребенка искать синонимы. Например: как по-другому сказать «бегает» — скачет, резвится.

Составление плана

Когда описанные этапы пройдены, нужно добавить составление плана. После достаточно подробного обсуждения рассказа составьте план из 2-3 предложений. Проговорите с ребенком основную суть рассказа, помогая ему и следуя плану. Попросите его повторить еще раз, но уже самостоятельно. Не углубляйтесь в детали.

Нужно научить ребенка отделять существенное от несущественного, главное от второстепенного. Поинтересуйтесь, что понравилось в произведении, а что нет. А как дошкольник поступил бы в описываемой ситуации.

Напоследок вспомните кто главный герой, где происходит действие, почему это случилось, как закончилось.

Обучение пересказу

Наконец можно преступить к последней ступени — как научить ребенка пересказывать. Пересказ — это не механическое воспроизведение исходного текста, это понимание его и осмысление. Помогите ребенку «погрузится» в текст, понять атмосферу действия, представить, увидеть собственными глазами описываемое. Осознавая и представляя прочитанное, ребенку проще пересказать.

Проговорите с ним произведение по смысловым частям. Выделите основное в сюжете и охарактеризуйте главных героев. Потом составьте план, разберите незнакомые слова. Внимательно перечитайте произведение еще раз и можно переходить к пересказу. На первых порах помогайте ребенку, направляйте его вопросами.

Можно использовать сюжетные картинки, помогающие пересказывать, но постепенно от них нужно отойти.

Трудности в пересказе возникают в двух случаях. Во-первых, ребенку не хватает словарного запаса, тогда необходимо развивать речь специальными упражнениями и играми. Во-вторых, у ребенка отсутствует умение анализа и понимание текста, в этом случае надо научить его пересказывать и развивать это умение.

Источник: http://vihra.ru/kak-nauchit-rebenka-pereskazyvat-tekst/

Как научить ребенка пересказывать текст и в каком возрасте начинать обучение

Пересказ — один из ключевых показателей, демонстрирующий, насколько хорошо малыш владеет речью, умеет анализировать текст и формулировать мысли. На пересказывании построена значительная часть предметов школьной программы, и ребенок столкнется с такой особенностью сразу, как только пойдет в первый класс.

Этот навык — не прихоть, а умение, позволяющее школьнику повысить успеваемость. Помогая малышу, заботливые родители с раннего детства уделяют внимание такому вопросу, как научить ребенка пересказывать текст.

Содержание статьи

  • 1 Основные рекомендации
  • 2 Слишком рано или слишком поздно?

Основные рекомендации

Умение пересказывать услышанное или прочитанное не появляется само собой, его нужно развивать. Необходимо пополнять словарный запас.

Скудная речь не способствует богатому воображению. Речь малыша с маленьким багажом слов будет обрывочной и несвязной.

Трудно пересказать суть интересного события, оперируя десятком слов. Какие способы могут использовать родители?

  1. Лучшим словарным источником для ребенка является речь взрослых, ведь большая часть его развития основана на подражании. Чтобы обогащать словарный запас малыша, нужно ввести в привычку изъясняться развернутыми предложениями. Например, вместо короткого «подай чашку», можно попросить ребенка: «Пожалуйста, подай мне вот ту, голубую чашку с золотистой каемочкой, которая стоит возле чайника». Занимаясь с малышом аппликацией, родители могут говорить, указывая жестами: «Солнышко приклей сюда. Теперь сюда приклей травку, а домик приклей тут же». Вряд ли подобное обучение поспособствует развитию словарного запаса. Положительный результат можно получить, если говорить иначе: «Так как солнышко живет на небе, давай приклеим его вверху листа. Трава у нас растет внизу, на земле…»
  2. Замечательным средством, пополняющим словарный багаж, является чтение. Улучшить речь малыша можно, читая ему книги с богатой речью, сложно-подчиненными предложениями, сравнительными оборотами и прилагательными. Хорошей тренировкой для ума станет классика: произведения Пушкина, Бианки, сказки братьев Гримм, а также рассказы Толстого, Пришвина, Носова. Нравятся детям стихи Сергея Михалкова, например, любимый многими «Дядя Степа». Список замечательных, богатых лексикой произведений для детей, можно продолжать на свое усмотрение.
  3. Отличный обучающий прием для развития логического мышления — это вопросы. Способов, как научить ребенка пересказывать с помощью вопросов, много. Прочитав книгу, можно спросить малыша о том, как зовут главного героя? Как он выглядит, какие качества проявляет? Чему могут научить его действия? Если ребенок затрудняется, взрослый должен помочь и показать, как можно пересказать прочитанное. Одеваясь на прогулку, можно спросить: «Куда мы с тобой пойдем? Какие игрушки мы с собой возьмем?» Важно задавать такие вопросы, на которые малыш не мог бы ответить односложное «да» или «нет».
  4. Гуляя на прогулке или лежа в кровати перед сном, можно предложить ребенку вспомнить и пересказать какой-либо сюжет. Это может быть история, произошедшая днем, просмотренный мультфильм или прочитанная книга. Хорошо бы устроить игру — «пересказ по очереди». Взрослый первым начинает рассказ, но потом делает вид, что забыл, и просит малыша продолжить текст.

Слишком рано или слишком поздно?

Слишком рано не бывает. Вышеприведенные советы нужно применять с раннего возраста. Когда ребенок пойдет в первый класс, нагрузка увеличится.

Понятно, что лучше заниматься развитием малыша сразу, не пуская все на самотек.

Если, по каким-то причинам, родители опоздали и не смогли до школы научить малыша связно пересказывать тексты, то в первые школьные годы еще можно успеть все исправить.

Обучение потребует больше сил и внимания, а также хорошей организации времени и целенаправленных занятий. В противном случае ребенок безнадежно отстанет от школьной программы, и будет слишком поздно что-либо предпринимать.

Источник: https://RazvitieMalysha.ru/umeniya-i-navyki/gotovimsya-k-shkole/kak-nauchit-rebenka-pereskazyvat-tekst.html

Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст

С самого раннего детства малыши любят пересказывать взрослым или друг другу смысл прочитанной сказки, просмотренного мультфильма. Но не каждый ребенок, особенно попав в школьный класс, способен быстро сориентироваться и пересказать прочитанное. В этом случае родителям необходимо ему помочь. Как это сделать, мы расскажем в данной статье.

Каких правил придерживаться, обучая ребенка пересказу прочитанного?

Первые книги ребенка должны быть с картинками

Существует несколько методик, которые позволят быстро освоить технику пересказа текста.

  1. Анализируем прочитанное. Совместно с ребенком составьте устный план, в котором текст будет разбит поэтапно. Обсудите главных героев, их поступки, течение действий: вступление, основная часть, вывод. Задавайте малышу вопросы, помогайте ему вспомнить, но не подсказывайте.
    После подробного разбора прочитанного попросите пересказать сам текст. Если малыш уже умет хорошо писать самостоятельно, лучше составить письменный план, выделяя наиболее важные смысловые части. Пункты должны быть короткими, содержать в себе четко сформулированную информацию.
  2. Рисуем то, что прочли. Предложите ребенку по ходу прочтения нарисовать картинки, которые отображают сюжет прочитанного. Когда он будет пересказывать, рисунки послужат ему маленькими подсказками и ориентирами. Такая методика позволяет превратить тяжелое задание в веселую игру. Рисуйте картинки совместно с малышом, стелите из них дорожку. Ребенок будет путешествовать по ней, пересказывая текст.
  3. Первые книги для пересказа должны быть снабжены иллюстрациями. У детей просто отличная зрительная память, а картинки в книге могут послужить основой для дальнейшего пересказа.

Как научить пересказывать младших школьников? Простое, но невероятно полезное упражнение7 Как научить ребенка понимать прочитанноеКак быстро научить ребенка пересказывать параграф?

Конечно, во время школьного урока у ребенка не будет возможности рисовать или запоминать картинки-иллюстрации. Но он овладеет базовой техникой пересказа, будет развивать память и перестанет опасаться того, что что-то не запомнит или не скажет.

Как научить ребенка-школьника пересказу текста: основные ошибки

Пересказывать текст нужно не менее 2 раз

Многие родители торопят ребенка, перебивают по ходу рассказа, сбивая его с мысли. Малыш теряется и может забыть то, что еще минуту назад хорошо помнил. Не стоит так поступать. Помним, что спокойствие родителей – это спокойствие их ребенка.

Подождите, пока пересказ будет закончен. Во время повествования делайте заметки на листочке, записывая, что было забыто, что нужно еще раз перечитать. После мягко объясните своему школьнику, что необходимо еще раз начать все сначала.

Родителям стоит быть готовыми к тому, что пересказывать и анализировать текст понадобится 2, а то и 3 раза. Когда текст будет пересказан на отлично, обязательно похвалите малыша. Для него это очень важно, а теплые слова родителей станут хорошим стимулом для его дальнейших успехов в школе.

Какие объемы информации нужно использовать и как правильно вести беседу?

Пересказ помогает ребенку лучше формулировать свои мысли

Выбирайте несложную литературу – сказки или книги, которые привлекут и заинтересуют юного школьника. Он должен понимать смысл, а понимая, будет легче пересказывать. Начинайте обучение с коротких текстов – 5-10 коротких предложений будет вполне достаточно. По мере освоения ребенком информации длина текста увеличивается на 2-3 предложения.

Поинтересуйтесь его мнением о главных персонажах: кто нравится, кто не нравится, кому больше симпатизирует автор рассказа? Если в книге нет картинок, предложите ребенку самостоятельно описать персонажей своими словами.

Во время прочтения текста объясните ребенку незнакомые или непонятные ему слова.

От владения техникой пересказа напрямую зависит умение ребенка формулировать свои мысли, складывать грамотные предложения, и это отличная тренировка развития речи.

Техника пересказа развивается у малыша с того момента, когда он начинает разговаривать. Техника пересказа прочитанного воспринимается малышом сложнее, требуя постоянной поддержки со стороны родителей. Ко всем возникающим вопросам относитесь с пониманием.

Источник: http://aranetta.ru/materinstvo/psihologiya-i-razvitie/kak-nauchit-rebenka-pereskazyivat-prochitannoe.html

Как научить ребенка пересказывать прочитанное

Здравствуйте дорогие читатели! Как научить ребенка пересказывать текст? Если человек умеет красиво и грамотно излагать свои мысли, это во многом определяет его профессиональную деятельность, а также отношения с другими людьми. Чтобы сформировать связную речь необходимо с раннего детства научить ребенка обыкновенному пересказу прочитанного. Чем раньше вы начнете заниматься этим с малышом, тем лучше.

Что значит правильный пересказ

Под «правильностью» пересказа подразумевают выразительную и связную речь ребенка, который воспроизводит прослушанный или прочитанный ранее текст.

Важно понимать, что простое заучивание не является пересказом. Научите детку заменять слова, но при этом не забывать сохранять содержание рассказа.

В правильном пересказе четко прослеживается сюжетная линия, события следуют в той очередности, в которой они были написаны.

Получается, что в пересказе с одной стороны существуют рамки, которые установил автор текста, этими рамками является сюжет. С другой стороны, есть свобода речи – и здесь необходимо научиться логически мыслить, думать, вспоминать, анализировать, чтобы рассказать услышанное, но своими словами. Существует ряд рекомендаций, которые стоит соблюдать, обучая ребенка пересказу.

Возраст ребенка

Выбирая первые тексты для пересказа, старайтесь прежде всего ориентироваться на возраст вашего чада. Чем меньше малыш, тем сказка должна быть проще и короче.

Для ребенка 4-7 лет тоже не стоит давать рассказы с витиеватыми и длинными предложениями, сложными словами.

Если ребенок мал, то взрослый сам выбирает подходящий вариант для пересказа, а с детками постарше вполне можно обсудить, что ему больше понравится рассказывать самому.

Объем текста

Не более пяти предложений для первого раза будет более чем достаточно. Чем больше чадо будет тренироваться пересказывать, тем большее количество предложений вы сможете ему предлагать в дальнейшем. Если вы видите, что детка не справляется с предложенным объемом, забывает последовательность действий, путается в героях, предложите ему вспомнить лишь начало истории.

Выбор сюжета

Выбирая текст для пересказа, опирайтесь прежде всего на вкусы и предпочтения ребенка, пусть лучше он постарается в красках описать вам сражение драконов или расскажет про космос, чем с безразличием будет пытаться поведать о теме, которая ему не по душе.

Выбор текста

Для пересказа в первую очередь подходят рассказы или сказки, в которых четко прослеживается сюжетная линия. При прочтении выбранного текста вы должны видеть его четкую структуру, хронологию событий. Отлично, если книга будет иметь красочные иллюстрации, так как детям гораздо легче говорить о том, что они видели наглядно на рисунке. Персонажи истории должны быть ярким и запоминающимися.

Статья в тему: Как правильно выбирать лучшие книги для детей

Наводящие вопросы

Во время пересказа не ждите от ребенка, что он будет все говорить с первого раза правильно, не забывая и не путаясь в рассказе. Помогайте чаду наводящими вопросами, если он испытывает затруднение.

Например, спрашивайте: «А кто пришел потом в гости к бабушке?», «После они увидели что-то интересное, что это было?».

Подобными фразами вы помогаете вспомнить малышу, что происходило после по сюжету, и даете ему возможность продолжить рассказ.

Совместное чтение и разбор текста

Невозможно требовать от ребенка качественного пересказа, если предварительно текст не был грамотно прочитан и разобран. Постарайтесь как можно эмоциональнее прочесть выбранный рассказ или сказку, обсудите с малышом незнакомые слова, действия героев, объясните непонятные моменты.

Когда вы поймете, что ребенок понял текст и заинтересовался происходящими сказочными событиями, только тогда можно просить его воспроизвести данную истории. Если детка не будет заинтересован или не поймет половины сказанного, то и рассказать услышанное он тоже не сможет.

Пересказ для ребенка способствует формированию корректного звукопроизношения, развития фантазии, что в последствии понадобится при написании сочинений в школе, а во взрослой жизни пригодится для составления деловых предложений и докладов.

Советуем вам посмотреть видео на эту тему:

Источник: http://PomoshRoditelyam.ru/chtenie/razvivaem-vse-i-srazu-my-blagodarya-rasskazu-ili-kak-nauchit-rebenka-pereskazyvat.html

Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст

Умение устно пересказать прочитанный текст, представляет собой один из навыков, необходимых для успешного усвоения школьной программы. Воспроизводя текст своими словами, ребенок тренирует память, способность к мышлению, развивает свой словарный запас, учится определять главные и второстепенные мысли. Давайте рассмотрим, как научить ребенка пересказывать прочитанный текст.

Основные правила

Готовясь к пересказу, малышу необходимо научиться выделять основные моменты прочитанного, запомнить последовательность основных действий и событий и поведать об этом своими словами.

При этом рассказ будет зависеть от того, насколько у ребенка развита речь и богат словарный запас. Об этом родители обязаны проявить заботу еще до начала школьного периода. С будущим школьником необходимо говорить, петь песни, читать вслух, разучивать стихотворения.

Возможность общаться с родителями хорошо помогает ребенку в развитии речи.

Чтобы процесс воспроизведения текста своими словами не представлял для ребенка особых затруднений, следует применять некоторые методы:

  •  необходимо после прочитанного провести анализ, составить план пересказа, устно обсудить услышанный сюжет, перечислить главных персонажей, основную последовательность событий. Можно задавать наводящие вопросы, на которые ребенок будет давать ответы, одновременно лучше запоминая информацию. После этого пусть малыш попытается пересказать текст самостоятельно;
  •  пересказывать можно по своим зарисовкам. Для этого малыш с помощью взрослых рисует иллюстрации к тексту, по которым он будет воспроизводить услышанное. В таком методе удобным считается текст, имеющий цветные картинки. По ним малыш довольно быстро способен восстановить в памяти всю услышанную только что информацию. Такой пересказ можно проводить в игровых формах, чтобы еще больше увлечь ребенка.

Как не допускать ошибок взрослыми, при обучении ребенка

Более взрослым детям больше подойдет способ, который подразумевает составление письменного плана для пересказа. Для этого необходимо прочитать какой-нибудь рассказ, наводящими вопросами помочь определить главные мысли и записать их в определенной плановой последовательности. Здесь необходимо следить, чтобы пункты плана были не особо длинными, то есть не перегружались информацией.

Не советуем добиваться от ребенка положительного результата с первого раза. Приготовьтесь к тому, что после каждого пересказывания придется перечитывать текст повторно, чтобы ребенок имел возможность сравнить свой рассказ с оригиналом, выделяя при этом допущенные ошибки.

Иногда случается, что чтение проводится более трех раз, прежде чем малыш уловит всю суть и будет способен воссоздать услышанное своими словами.
При этом не стоит злиться, чтобы ребенок не испугался и не замкнулся в себе с мыслью, что не в силах справиться с заданием.

Ведь вполне может так случиться, что определенные слова малыш не смог понять и постеснялся уточнить, что они означают. И только в ходе доверительной беседы с вами он вполне может уточнить все неясные моменты.

В процессе чтения постарайтесь интонацией выделить основные образы, поступки и прочие факты. Для первого раза можно предложить малышу выполнить пересказ вместе. При этом можно слукавить, сделав вид, что забыли некоторые детали.

И если ребенок отреагирует быстро и правильно – похвалите его за сообразительность и память.
Для пересказов необходимо подбирать тексты легкие, хорошо знакомые, со временем переходя на более сложные рассказы.

Если такие упражнения будете выполнять ежедневно, очень скоро ваша помощь малышу в подобных заданиях станет не нужна.

Источник: http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/kak-nauchit-rebenka-pereskazyvat-prochitannyj-tekst.html

Сайт класса Лучики — Как научить ребёнка пересказывать текст

Как научить ребенка пересказывать текст.

Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного текста. Это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем должны присутствовать элементы творчества.

Для детей, пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой.

Чем полезен пересказ?

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильма. Но пересказывая, они часто путают факты и их последовательность, не всегда удерживают логику событий. Поэтому пересказывать надо ребенка научить.

Пересказ является простым заданием. Требуется внимательно текст прочитать запомнить его и своими словами рассказать. Однако многим ребятам эта работа с трудом дается. Можно назвать наиболее распространенные проблемы, которые с этим связаны.

Прежде всего, это непоследовательность рассказа.

Фактические ошибки (здесь имеется в виду искажение имен персонажей и рассказ о событиях, не упоминающихся в тексте).

Смешение подробного и краткого пересказов (одна из частей текста слишком сжато пересказывается, а другая – слишком детально).

Ошибки в речи (неправильное использование слов, тавтология, нарушение в предложениях связи слов)

Цель пересказов – научить ребенка избегать ошибок, разнообразить и обогатить речь, а также приучить его к точности изложения и к последовательности.

В большинстве случаев, учителя почти не инструктируют школьников пересказом, при этом ограничиваясь лишь формулировкой задания. Например: «Пересказать страницы с двадцатой по двадцать первую». Однако у всех ребят совершенно разные уровни развития речи и опыт выступлений.

Также отличаются спецификой память, мышление и восприятие. В результате не каждый ребенок может без помощи подготовить пересказ.

Более того, неудачный опыт, который приобретен на уроке при пересказе, может плохую службу сослужить – вызвать отрицательное отношение к таким занятиям и сомнение в своих возможностях.

В младших классах, как правило, предлагаются для пересказа два типа текстов. Первым является рассказ-описание. В подобных текстах очень мало событий, однако огромное количество эмоционально окрашенных словосочетаний и образных выражений.

Целью подобного пересказа является расширение и обогащение словарного запаса ребенка. В процессе подготовки пересказа такого текста надо обязательно делать акцент на словах, которые в переносном значении употребляются, сравнительных оборотах и многозначных словах.

Для того чтобы полученные знания закрепить, очень полезна такая игра, как «Что похоже на что». Ее самой простой вариацией является сравнение с предметами формы облаков. Сравнительные обороты и образные выражения, которые в тексте пересказа встречались, напоминать можно в повседневной жизни.

Например, на золотые монеты похожи осенние листья, слезы напоминают дождь, а солнышко как будто нам всем улыбается.

Другой тип текстов, которые часто для пересказа предлагаются – это описание определенных событий. Как правило, для пересказов даются такие тексты, в которых число диалогов к минимуму сведено. У школьника имеется возможность, прежде всего, потренироваться передавать речь другого человека.

Также важно правильно рассказывать о последовательности событий. В таких текстах для расширения запаса слов могут понадобиться слова, которые описывают психологическое состояние людей и зверей.

Показать малышу, что полученные навыки пересказа полезны и актуальны, вы можете, предлагая вспомнить ему, к примеру, на кого из персонажей похож внешне какой-либо прохожий, а также предложить самостоятельно составить рассказ о каком-либо запомнившемся событии.

Напоминайте малышу, какие меткие и интересные выражения в пересказываемых текстах он встречал. Дайте ему почувствовать, что словарный запас является очень мощным инструментом, который помогает добиться понимания с окружающими.

Использовать пересказ в качестве средства для развития речи может помочь простая памятка.

Текст памятки надо крупно переписать на карточку. Постарайтесь какое-то время ребенку помогать в выполнении каждого пункта памятки.

Источник: http://luchiki.ucoz.net/index/kak_nauchit_rebjonka_pereskazyvat_tekst/0-52

Ссылка на основную публикацию