Как определить возможности памяти ребёнка с помощью методики а.р. лурии «заучивание 10 слов»?

Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия)

Цель: изучить состояние механической памяти, утомляемости, активности внимания школьников.

Процедура исследования: перед началом экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова необходимо подбирать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый исследователь пользуется каким-либо одним рядом слов.

Однако рекомендуется иметь несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном исследовании очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции, а также тишина: при наличии каких-либо разговоров в помещении исследование проводить нецелесообразно.

Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, стразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, чётко. Когда испытуемый повторяет слова, исследователь ставит в своём протоколе крестики под этими словами (см. таблицу). Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Протокол

Кол-во повторе-ний лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мёд
+ + + + +
+ + + + огонь
+ + + + + +
+ + +
+ + + + + +
Спустя час о о о о

Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их: и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), – все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвёл испытуемый. Затем исследование снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Ещё раз». Если испытуемый называет какие-то лишние слова, исследователь обязательно их записывает рядом с крестиками. А если эти слова повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае если школьник пытается вставлять в процессе исследования какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время исследования допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам. А в конце исследования, т.е. примерно спустя 30–40 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

Анализ полученных результатов. По количественным данным, зафиксированным в протоколе, составляется «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведённых слов.

По форме кривой можно сделать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д. Т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов, при последующих повторениях количество воспроизводимых слов 9–10.

Примечание. Приведённый протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов.

Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвёл одно лишнее слово – огонь. В дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке.

Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям психологов, встречаются при исследовании детей в состоянии расторможенности (гиперактивные дети).

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребёнок по второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает всё меньшее и меньшее количество слов.

В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания.

Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях, дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и те же слов, при этом продуктивность невысока (например, 3–6 слов), т.е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить больше.

Число слов, удержанных и воспроизведённых испытуемым спустя час после повторения, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова.

Методика изучения опосредованной памяти «Пиктограмма» (А.Р. Лурия)

Цель: исследование опосредованной памяти с помощью методики «Пиктограмма».

Ход исследования. Студент-экспериментатор проводит эксперимент с двумя школьниками одновременно. Испытуемым даётся чистый лист бумаги (стандартного формата А4) и предлагается следующая инструкция: «Сейчас я вам буду говорить слова, которые вы должны как можно лучше запомнить.

Слов будет много, но чтобы вам лучше было их запомнить, на листе бумаги можно нарисовать то, что поможет вспомнить эти слова. Не нужно, чтобы рисунки были хорошими. Но они не должны содержать цифр или букв.

Постарайтесь делать рисунки быстрее, но не забывайте, что они должны помочь вам вспомнить нужное слово».

Примечание. Типичной ошибкой при сообщении инструкции испытуемому является предложение «нарисовать слово», а не «что-нибудь, что поможет запомнить слово». Эта инструкция должна строго соблюдаться.

Испытуемого спрашивают, понял ли он инструкцию. При необходимости просят её повторить. А затем начинать диктовать слова: ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК, ТЯЖЁЛАЯ РАБОТА, ВКУСНЫЙ УЖИН, БОЛЕЗНЬ, ПЕЧАЛЬ, СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ, РАЗВИТИЕ, РАЗЛУКА, ОБМАН, ПОБЕДА, ПОДВИГ, ВРАЖДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СОМНЕНИЕ, ДРУЖБА.

В ходе исследования экспериментатор наблюдает за испытуемыми и фиксирует в протоколе особенности их поведения, спонтанные высказывания, вопросы, какие слова вызывали затруднения, потребовали больше времени и т.п.

После окончания эксперимента испытуемого занимают каким-либо делом, беседой и т.п. Воспроизведение происходит через 30–40 минут. Испытуемые должны на своих листках с рисунками написать слова, которые они запоминали (рядом с соответствующим рисунком).

Анализ полученных результатов. Полученные факты анализируются по трём критериям:

1) способность к обобщённой символизации слова, т.е. способность найти обобщённый опосредованный образ, который адекватно выражает соответствующие понятия. Следует различить способность к опосредованию конкретных понятий (например, «вкусный ужин») и абстрактных понятий (например, «подвиг»);

2) способность к установлению адекватных содержательных связей между словом и рисунком. Например, к выражению «весёлый праздник» можно нарисовать цветы или бокал вина. Если к словам нарисованы чёрточки, галочки или другие символы, а также не связанные со словами образы, значит, испытуемый не способен установить такие связи;

3) способность воспроизвести слова с помощью созданных средств-рисунков. Точное воспроизведение слов свидетельствует о сформированности опосредствованности запоминания логическими формами мышления.

Изучение типа памяти

Тип памяти – это характерное для данного человека преимущественное использование в запоминании и воспроизведении какого-либо одного вида памяти (зрительного, слухового, моторного) или одновременно нескольких видов (смешанная память – зрительно-слуховая, слухо-моторная, зрительно-слухо-моторная). Человеку легче запоминать и вспоминать, если материал предъявляется в том виде, который соответствует его типу памяти.

Цель: изучить тип памяти учащегося.

Материалы и оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках размером 20×8 см.

Проведение исследования. Исследование проводится в индивидуальной форме в отдельном помещении без присутствия посторонних лиц.

Испытуемому даётся следующая инструкция: «Сейчас мы проверим, какой способ запоминания для тебя является самым удобным. Вначале я буду читать тебе слова, а ты постарайся их запомнить».

Экспериментатор читает первый ряд слов, делая промежуток в 4–5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает слова и отдыхает 10 минут.

«А теперь я дам тебе карточку, на которой написаны слова. Прочитай эти слова про себя один раз и постарайся запомнить» (зрительное запоминание). Испытуемый читает и затем записывает запомнившиеся слова.

Через 10 минут предъявляется третий ряд: «Я буду читать слова, а ты повторяй их шёпотом и «записывай» в воздухе пальцем». Исследователь демонстрирует пример записывания (моторно-слуховое запоминание). Затем запомнившиеся слова этого ряда записываются на листке бумаги.

С перерывом в 10 минут воспринимаются слова четвертого ряда: «Я буду читать слова, а ты следи за словами зрительно по карточке и повторяй их шёпотом» (зрительно-слухо-моторное запоминание). Запомнившиеся слова этого ряда записываются на листке бумаги.

Список слов для исследования

Слуховое запоминание Зрительное запоминание Моторно-слуховое запоминание Зрительно-слухо-моторное запоминание
Троллейбус Лампа Яблоко Карандаш Гроза Утка Обруч Мельница Попугай Листок Самолёт Чайник Бабочка Ноги Бревно Свеча Тачка Журнал Малина Столб Пароход Собака Парта Сапоги Сковородка Калач Роща Гриб Шутка Сено Волк Бочка Коньки Самовар Пила Весло Загадка Прогулка Книга Трактор

Анализ полученных результатов. Необходимо подсчитать количество правильно воспроизведённых слов в каждом ряду и сделать вывод о том, какой способ запоминания (зрительный, слуховой, моторный или смешанный) наиболее эффективен у данного ученика.

Изучение мышления учащихся

Мышление –обобщенная и опосредованная форма отражения действительности в её связях и отношениях.

Мыслительные операции

· анализ – расчленение объекта на составляющие части;

· синтез – соединение различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое;

· сравнение – установление отношений сходства или различия;

· абстрагирование – мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предметов;

· обобщение – объединение предметов или явлений по определенному признаку;

· конкретизация – переход от общего к единичному, соответствующему понятию.

Виды мышления

1) по используемым средствам установления связей между предметами и явлениями:

Читайте также:  Проблемы в младшей школе

· наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними;

· наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы;

· словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями;

2) по характеру решаемых задач:

· теоретическое

· практическое

3) по степени новизны и оригинальности:

· репродуктивное (воспроизводящее);

· продуктивное (творческое).

Формы мышления

Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Суждение – одна из логических форм мышления, в которой устанавливается связь между двумя понятиями.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключение может выстраиваться двумя основными способами: индуктивным (движение мысли от общего к частному) и дедуктивным (от частного к общему).

Источник: http://lektsia.info/6x640f.html

«Заучивание 10 слов»- методика А.Р. Лурия

Тестирование заключается в выявлении скорости и величины слухоречевого запоминания 10 слов. Методика применяется для определения количества их воспроизведения через некоторый промежуток времени. Результатом исследования становится получение сведений о том, может ли ребёнок долго и целеустремлённо прорабатывать слухоречевой материал.

В чём заключается методика

В исследовании применяются простые односложные или двусложные, частотные, но абсолютно разные по смыслу 10 слов.

Методика предполагает их использование в единственном числе и именительном падеже.

Обычно количество их повторений может достигать пяти, хотя бывает, что нужно повторять слова до совершенного запоминания. Для наглядности результатов после проведения исследования строят кривую.

При этом проводится изучение таких характеристик:

  • объём слухоречевого запоминания;
  • особенности мнестической деятельности;
  • скорость запоминания слов в предоставленном количестве;
  • объём воспроизведения через промежуток времени;
  • особенности слухового восприятия.

Проведение тестирования

А.Р. Лурия предложил методику для определения утомляемости, интенсивности внимания, степени запоминания. Она удобна тем, что не предполагает использования какого-либо специального оборудования.

Единственным условием для того, чтобы получить действительно прозрачный результат, является соблюдение тишины.

Дело в том, что любой шум (особенно если это разговоры) отвлекает и снижает способность к запоминанию слов.

Исследование можно производить с детьми от 7 лет. Здоровые испытуемые обычно запоминают 9-10 слов. Методика предполагает, что отсроченный результат (проверка памяти через промежуток времени) должен показать 80% от полученной ранее словесной цепочки. При работе с детьми до 7 лет используется меньшее количество исходной информации – 5-8 слов.

Примеры цепочек для исследования:

  1. Кот. Рог. Стол. Гриб. Мёд. Луч. Вода. Круг. Мост. Дым.
  2. Хлеб. Вес. Брат. Ход. Лук. Ёж. Усы. Боль. Окно. Чай.
  3. Кит. Зонт. Ром. Бег. Смех. Пёс. Роза. Пень. Кум. Ёрш.

Начало исследования

Перед тем как приступить к тестированию, экспериментатор записывает в одну строку 10 слов. Методика предполагает использование простых наименований, не вызывающих между собой явных ассоциаций.

Чаще всего каждый проверяющий использует какой-либо один словесный ряд. Но если тестирование проводится в группе детей, то нужно подготовить несколько таких цепочек, так как испытуемые могут начать делать друг другу подсказки.

Очень важно в этом эксперименте произносить слова чётко, а также неукоснительно придерживаться инструкции.

Сначала нужно сказать ребёнку подобную фразу: «Я прочитаю 10 слов. Их нужно внимательно слушать. Когда закончу чтение, тебе нужно перечислить те слова, которые помнишь.

Говорить их можно в любой последовательности. Ясно?». Медленно и хорошо проговаривая, экспериментатор читает слова. Когда ребёнок их повторяет, то в протоколе методики, которую предложил А.Р.

Лурия, нужно выставлять крестики.

После этого следует очередная часть работы. Нужно сказать: «Я прочитаю те же слова, что и в первый раз. А тебе нужно повторить те из них, которые ты уже называл(а) и остальные, что тогда пропустил(а)». Затем экспериментатор так же, как и в первый раз, отмечает крестиками слова, которые назвал ребёнок.

Потом нужно сделать несколько повторений этой же процедуры. Объяснения больше не нужны, так как экспериментатору достаточно сказать следующее: «Ещё раз».

Дополнительные уточнения

В тех случаях, когда испытуемым называются дополнительные слова, проверяющий должен отметить их рядом с имеющимися крестиками. Если происходят повторения, то каждый новый раз нужно ставить ещё одну пометку.

Бывает так, что при проведении исследования ребёнок пытается что-либо рассказывать или комментировать. В таких случаях нужно объяснить ему, что этого сейчас делать не нужно. На самом деле отвлекающие внимание разговоры методика «10 слов» (Лурия) запрещает.

По истечении 5-разового повторения экспериментатор начинает заниматься другими тестами. Но через 50-60 минут возвращается к запоминаемому ряду и просит рассказать его ещё раз. Но прочитывания уже использованных 10 слов методика на память больше не предполагает. Именно эти повторения теперь следует отметить кружочками, чтобы избежать возможных ошибок.

Заполнение таблицы и построение кривой запоминания

Протокол при исследовании выглядит так:

Количество повторений Кот Рог Стол Гриб Мёд Луч Вода Круг Мост Дым
1 + + + +
2 + + + + +
3 + + + + + +
4 + + + + +
5 + + + + + + +
Спустя час О О О

В дальнейшем он используется для построения кривой запоминания. Для этого по горизонтали откладываются номера повторений, а по вертикали – количество слов, названных правильно. Наклон кривой может быть различным. У детей от 7 лет, которые здоровы, первые 3 повторения представлены в виде одного из следующих вариантов:

  1. 5, 7, 9.
  2. 6, 8, 9.
  3. 5, 7, 10.

То есть к третьему повторению ребёнок способен назвать 9-10 слов. А при дальнейшем прочитывании ряда количество называемых слов становится равно 9-10.

Заболевания детей, о которых свидетельствует кривая

Умственно отсталым детям свойственно называть малое количество слов. Бывает, что ребёнок произносит лишнее слово. А потом застревает на этой ошибке, вновь повторяя её. Подобные моменты при тестировании демонстрируют дети с органическими заболеваниями мозга. Кроме того, в состоянии расторможенности испытуемые называют много лишних слов.

Также график кривой может свидетельствовать о сильной утомляемости и слабом активном внимании. То есть при повторении ребёнок называет 8-9 слов, а дальше – всё меньшее их количество. Это указывает на рассеянность и забывчивость в жизни, вызываемую преходящей астенией. Кривая может не иметь резкого наклона, а выглядеть зигзагообразно, что говорит о неустойчивости и колебаниях во внимании.

Как свидетельствует методика, запоминание 10 слов в редких случаях сводится к тому, что испытуемые начинают произносить один и тот же неполный ряд. Стабилизация подобного рода говорит об отсутствии интереса в улучшении результата, об эмоциональной вялости. Низко расположенная прямая свидетельствует о слабоумии и безразличии при паралитических синдромах.

Количество слов, перечисляемых испытуемым через час после последнего повторения, говорит о его памяти в буквальном смысле. Поэтому используя различные, но однотипные по сложности словесные цепочки, можно повторять это исследование, чтобы увидеть действенность лечения, оценить течение заболевания.

Источник: http://4u-pro.ru/obrazovanie/samosovershenstvovanie/zauchivanie-10-slov-metodika-ar-luriya

Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия)

· Цель: изучить состояние механической памяти, утомляемости, активности внимания школьников.

· Процедура исследования: перед началом экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова необходимо подбирать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи.

Обычно каждый исследователь пользуется каким-либо одним рядом слов. Однако рекомендуется иметь несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать.

В данном исследовании очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции, а также тишина: при наличии каких-либо разговоров в помещении исследование проводить нецелесообразно.

· Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 …
слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, стразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

· Экспериментатор читает слова медленно, чётко. Когда испытуемый повторяет слова, исследователь ставит в своём протоколе крестики под этими словами (см. таблицу). Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

· Протокол

Кол-во повторе-ний лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мёд
+ + + + +
+ + + + огонь
+ + + + + +
+ + +
+ + + + + +
Спустя час о о о о

· Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их: и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), – все вместе, в любом порядке».

· Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвёл испытуемый. Затем исследование снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Ещё раз». Если испытуемый называет какие-то лишние слова, исследователь обязательно их записывает рядом с крестиками. А если эти слова повторяются, ставит крестики и под ними.

· В случае если школьник пытается вставлять в процессе исследования какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время исследования допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам. А в конце исследования, т.е. примерно спустя 30–40 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

Читайте также:  Как в доме создать тишину?

· Анализ полученных результатов. По количественным данным, зафиксированным в протоколе, составляется «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведённых слов.

· По форме кривой можно сделать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д. Т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов, при последующих повторениях количество воспроизводимых слов 9–10.

· Примечание. Приведённый протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов.

Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвёл одно лишнее слово – огонь. В дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке.

Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям психологов, встречаются при исследовании детей в состоянии расторможенности (гиперактивные дети).

· «Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребёнок по второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает всё меньшее и меньшее количество слов.

В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания.

Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

· В отдельных, сравнительно редких случаях, дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и те же слов, при этом продуктивность невысока (например, 3–6 слов), т.е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить больше.

· Число слов, удержанных и воспроизведённых испытуемым спустя час после повторения, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова.

Источник: http://refac.ru/metodika-zauchivanie-10-slov-a-r-luriya/

Методика, предложена А. Р. Лурия Цель

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ

Методика, предложена А. Р. Лурия

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал: Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющим: между собой никакой связи (таблица 7). Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для ВЗРОСЛЫХ.

Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их

послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых:

а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова; можно в любом порядке».

б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, — и те, которые Вы уже назвали и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5—6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». на каждом этапе исследования заполняется протокол.

Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе.

Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Но полученному протоколу составляется график, «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.

Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или рас­стройствах сознания.

При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов. Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность.

Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8—9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается).

Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Примерный набор слов: Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, камень, лампа, рысь.

  1. Руководство

    Книга включает две самые известные работы выдающегося отечественного ученого, при­знанного авторитета в области патопсихологии Сусанны Яковлевны Рубинштейн (1911—1990).

  2. Документ

    Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей с I по V классы и для выяснения запаса их бытовых знаний используются другие перечни вопросов, которые следуют далее.

  3. Документ

    Для выявления типа темперамента ребенка можно использовать метод, предложенный Б.С. Волковым и Н.В. Волковой. Необходимо ответить на приведенные ниже вопросы теста.

  4. Лекции

    Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям

  5. Автореферат

    Защита диссертации состоится «3» декабря 2009 г. в 1430 час. на заседании диссертационного совета Д 212.280.01 при ГОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» по адресу:

Источник: https://refdb.ru/look/2840219.html

Методика: «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Задание: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Дата: 6 декабря 2012 год

Экспериментатор: Саркисян Милена Айковна

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

кафедра Клинической Психологии

Методика: «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия

Выполнила: студентка 2 курса  группа А2

 специальности «Клиническая  психология» 

очной формы обучения

 Саркисян Милены

Проверила: Доц. кафедры клин.психологии

Ершова Дина Анатольевна

Ставрополь, 2012

Вводная часть: Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.  Может быть использована как для детей (с 5 лет), так и для взрослых.

Методика «Заучивание 10 слов» разработана советским психологом Александром Романовичем Лурия.  Методика проводится по книге: Альманах психологических тестов. М., 2005, С.92-94.

Оборудование: лист бумаги и ручка.

Тестовый материал:  
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень. 

Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.  
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Инструкция испытуемым:  «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же запишите столько слов, сколько запомните. Записывать слова можно в любом порядке».

«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны записать их, – и те, которые Вы уже записывали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без  инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями  экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова запишите еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол.

Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе.

Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Обработка и интерпретация  данных:  На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания.

Так, у здоровых людей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные люди воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.

При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может  указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том  случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается).

Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.

Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_18/metodika-zauchivanie-10-slov-ar/73901.1458580.page1.html

Имени » ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СБОРНИК ЗАДАНИЙ Учебное пособие для студентов Балашов 2009

Методика «Заучивание 10 слов»

Читайте также:  Методика педагогического эксперимента

Цель: исследование непосредственного запоминания.

Материал: стандартный набор слов.

Для запоминания испытуемому предлагают один из следующих наборов не связанных между собой простых слов:

  1. Дом, лес, кот, ночь, окно, сено, мед, игла, конь, мост.

  2. Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, мед, огонь.

  3. Пыль, шар, зима, дом, муха, лист, кольцо, сыр, вода, зонт.

  4. Арбуз, кисть, море, кот, река, мед, кирпич, жук, король, день.

Процедура проведения

Методику желательно проводить в начале обследования, чтобы ребенок не был усталым, так как утомление достаточно сильно сказывается на продуктивности запоминания. В месте проведения эксперимента необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров или посторонних шумов в комнате опыт проводить нецелесообразно.

Слова зачитываются испытуемому, затем его просят повторить слова, которые он запомнил (в случайном порядке), процедура повторяется
5 раз. Примерно через 1 ч испытуемого просят еще раз воспроизвести слова уже без предварительного зачитывания.

Экспериментатор читает слова четко, достаточно громко и не очень быстро (приблизительно одно слово в секунду).

Во время проведения методики экспериментатор ведет протокол.
В протоколе фиксируются правильно (+) и неправильно (–) названные слова, а также слова, добавленные испытуемым.

Протокол выглядит следующим образом:

Форма протокола

Слова

I

II

III

IV

V

Отсроченное

воспроизведение

дом

лес

кот

ночь

окно

сено

мед

игла

конь

мост

Всего

Дополнительные слова

Проведение методики включает в себя несколько этапов.

Вначале экспериментатор дает испытуемому следующую инструкцию: «Сейчас я прочитаю тебе слова. Ты их выслушаешь и постараешься запомнить. Когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые запомнил. Слова можно называть в любом порядке. Сразу же по окончании чтения говорят: теперь повтори слова, которые ты запомнил».

Называемые слова отмечаются в протоколе.

Затем следует продолжение инструкции: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, — все вместе в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае, если испытуемый называет лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

После пятикратного повторения экспериментатор переходит к другим опытам, а в конце исследования, т. е. примерно через 50—60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Обработка данных

На основании полученных данных строится кривая запоминания, т. е. график, на котором по горизонтальной оси откладывается номер повторения, по вертикальной — число воспроизведенных слов.

Интерпретация данных

В норме кривая запоминания носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6, 8, 9, или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10.

Наиболее информативное значение имеет график.

Основные виды графиков следующие: растущий график, когда после каждого следующего чтения воспроизводится все больше слов; допустимо, чтобы в двух (но не более) пробах подряд воспроизводилось одно и то же число слов; график с плато, когда в трех или четырех пробах подряд воспроизводится одно
и то же количество слов; график со спадом, когда после какого-либо из чтений воспроизводится меньше слов, чем после предыдущего (например, после третьего чтения воспроизведено меньше слов, чем после второго) и зигзагообразный график (например, при первом прочтении воспроизводится 7 слов, при втором — 5, при третьем — 8 слов и т. д.).

Растущий график говорит о благоприятной динамике заучивания.

График с плато часто свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в выполнении задания.

График со спадомсвидетельствует обослаблении активного внимания, а также о выраженной утомляемости. В жизни такой человек обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания.

Зигзагообразный график говорит о неустойчивости внимания и его колебаниях.

Устойчивость запоминания проверяется при отсроченном воспроизведении слов. После отсрочки для детей 6—7 лет нормально воспроизведение не менее шести слов (в среднем — восемь), для более старших детей — не менее семи слов (в среднем — восемь-девять).

Методика «Пиктограмма»

Цель: исследование опосредованной памяти.

Материал: лист белой бумаги (стандартный лист формата А4), простой карандаш и набор слов для запоминания (10—16 слов и словосочетаний).

Для диагностики опосредованного запоминания в младшем школьном возрасте обычно применяются следующие наборы из 12 слов и словосочетаний:

  1. Веселый праздник, обман, вкусный ужин, расставание, строгая учительница, развитие, тяжелая работа, слепой мальчик, теплый ветер, страх, болезнь, веселая компания.

2. Веселый праздник, болезнь, тяжелая работа, вкусный ужин, строгая учительница, теплый ветер, дружба, обман, слепой мальчик, сомнение, семья, развитие.

Инструкция: «Сейчас мы проверим, как ты запоминаешь слова. Чтобы тебе легче было их запомнить, сделай к каждому слову какой-нибудь простой рисунок. Он не должен быть хорошим. Надо только, чтобы
потом он напомнил тебе это слово. Слов будет много; надо, чтобы все рисунки поместились на этой странице. Писать слова или буквы нельзя».

Процедура проведения

Ребенку объясняют, что будет проверяться его память. Чтобы запомнить отдельные словосочетания, он должен, ничего не записывая, нарисовать то, что поможет ему вспомнить заданное слово. Испытуемому медленно читаются приведенные выше слова и простые словосочетания. При этом экспериментатор внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок рисовал не буквы, а только определенные изображения.

Выбранные из легких первые выражения могут быть использованы для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции.

Если испытуемый не понимает смысла задания, можно спросить его: «О чем тебе напоминают слова „веселый праздник“?» Предположим, он отвечает: «О елке». Тогда вы говорите: «Вот и нарисуй елку, а потом она напомнит тебе слова „веселый праздник“». Объяснение дается только один раз.

По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка, которые записывают в протоколе. Если ребенок отказывается объяснять (например, говорит: «Просто напомнит»), то не надо настаивать.

Если он дает объяснения сам, то вопрос, естественно, не задается. Какие бы связи и рисунки ребенок ни создавал, не следует высказывать неодобрения.

В подготавливаемых к эксперименту наборах слов и словосочетаний простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: «веселый праздник», «обман», «вкусный ужин», «расставание».

Если ребенок начинает рисовать большие фигурки, занимающие основную часть листа, то ему можно напомнить о том, что лист один и на нем надо будет уместить все картинки. Это напоминание делается один раз, примерно после 2—3-го слова. При необходимости лист можно перевернуть.

Время, отпускаемое на каждый рисунок к слову, с испытуемым не обговаривается. Однако необходимо помнить о том, что оно не должно превышать 1—2 мин. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то экспериментатор должен напомнить, что его не интересует качество картинки, важна только ее связь с произнесенным словом.

После окончания работы экспериментатор или сам испытуемый должны пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. После листок с рисунками откладывают в сторону.

Примерно через час после проведения теста детям предъявляется лист бумаги с их рисунками, глядя на которые их просят припомнить те слова, которые диктовал экспериментатор. Можно назвать слова по рисункам
и сделать подписи к ним.

При воспроизведении фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок, которые были допущены ребенком.

При этом воспроизведение, например, словосочетания «вкусный ужин» как «сладкий ужин» или «разлука» как «расставание» считается правильным.

Обработка данных

Ответы испытуемого фиксируются в протоколе.

Форма протокола

Заданные слова

Рисунок

Объяснение

Воспроизведение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Всего

Интерпретация данных

При интерпретации методик оцениваются следующие показатели.

1. Адекватность ассоциаций

Этот показатель характеризует соответствие изображения смыслу предложенных слов. Существуют различные виды снижения адекватности ассоциаций. Отдаленность или неточность смыслов проявляется
в частичной подмене смысла (например, к словосочетанию «тяжелая работа» рисуется гиря или груз на весах). До 8 лет такие рисунки нормальны, позже могут рассматриваться как негативный показатель.

Использование несущественных смысловых связей проявляется в поверхностности и случайности ассоциаций (например, к слову «дружба» рисуются коньки с объяснением: «мы с моим другом вчера ходили на каток»). Этот признак может рассматриваться как негативный, начиная
с 7 лет.

Серьезный признак нарушения адекватности ассоциаций — опора на звуковую форму слов, а не на их смысл (например, к слову «обман» рисуется тарелка с объяснением: «обман — а тут манная каша»). Этот признак должен настораживать проверяющего независимо от возраста ребенка.

Источник: http://textarchive.ru/c-1711971-p3.html

Ссылка на основную публикацию