Как помочь ребенку преодолеть трудности пятого класса

» Как помочь ребенку преодолеть трудности пятого класса

Не секрет, как трудно приходится родителям и их детям впервые переступать школьный порог. Для ребенка, прежде всего, – это означает отступление от детства и начало взросления.

Время для беззаботных игр становится все меньше, на смену добрым воспитателям приходят требовательные учителя. Для родителей начало первого учебного года их чада несет за собой наиболее пристальное внимание к ребенку, слежение за выполнением домашних заданий.

 <\p>

А это полбеды! Ведь взрослым необходимо не только психологически подготовить дитя к таким переменам, а также самим приспособиться к этому. Так поход ребенка в начальные классы является волнительным периодом для каждого в семье.

Мамы, папы, дедушки, бабушки стараются уделять ему больше времени, интересуются всем, что  происходит за школьными стенами.

Как правило, почти все родители наизусть знают номер телефона первой учительницы своего ребенка, посещают все мероприятия, организуемые школе. Родители делают все, чтобы школьные годы  для ребенка проходили без проблем. Однако далеко не каждый родитель, можно сказать даже меньшая их половина, сохраняет такой темп на протяжении дальнейших учебных лет.

Потом взрослые начинают привыкать к новому ритму,  меньше вникают в школьную жизнь детей. Они перестают бывать на всяческих собраниях, не знают, какую тему их ребенок изучает по математике, редко проверяют дневник и тетради. Можно, конечно, предположить, что они поступают правильно. Ведь как еще дети смогут научиться самостоятельности?

Но Ребенок растет, не замечаешь — а он окончил уже четыре класса. Тут большинство родителей упускают момент, когда ребенку нужно помочь так же, когда он только пошел впервые учиться. Многие взрослые подумают скептически: «А что тут такого? Те же уроки, все привычное: друзья, обстановка»

Переходя на более высокую школьную ступень, на пути ребенка встречается много нового. Первое, что сбивает с толку вашего сына или дочку, что недавно  был всего один учитель. Теперь почти каждый предмет ведет новый преподаватель. И ребенку нужно запомнить имя каждого.

Требования к урокам, соответственно, у каждого педагога тоже свои. Один учитель любит шумное проведение уроков, другой же, наоборот, начинает кричать, когда раздается шум.

Если раньше занятия проходили постоянно в оном  кабинете, то теперь для каждого предмета отведен отдельный класс. Представляете, сколько всего наваливается на маленького человечка, какой стресс он может испытать от переизбытка такой информации?

Что делать? Не бросайте малыша одного. Больше интересуйтесь его школьной жизнью. Пусть он вам рассказывает о каждом своем учителе, а также как пройти к каждому кабинету,  как он обязан оформлять тетради по каждому предмету. Ведь, рассказывая все вам, ребенок еще раз прорабатывает информацию.

Еще одна проблема пятиклассника – это самооценка. Она может снизиться из-за строгого отношения учителей к знаниям. Многие учителя старших классов не всегда объективно оценивают учеников, а порой не успевают распознать способности каждого школьника.

И не удивительно, если из отличника ваш ребенок превратится в троечника. В данный период он нуждается именно в поддержке родителей. Не порицайте его. Поделитесь собственным опытом, когда вы тоже были пятиклашкой.

Очень часто случается, что на старшей ступени обучения учителя не могут замечать всех учащихся. Как результат, появляются любимчики и ребята, которых не замечают вообще. А малыш еще не отвык от времени, когда один учитель знал каждого в классе.

Преподаватель по конкретному предмету не может запомнить всех учеников, ведь он преподает в четырех-пяти классах одновременно. В результате, многие дети чувствуют себя брошенными.

Выход из плачевного состояния такой: напечатайте  имя ребенка большими буквами на бумаге. Путь он ставит табличку со своим именем  на уроках. Учитель будет замечать такого ученика и обращаться, при этом по имени. Не бросайте ребенка. Тогда вы вместе с легкостью сумеете адаптироваться к переменам.

Источник: https://paidagogos.com/kak-pomoch-rebenku-preodolet-trudno.html

Светлана Эльм.»У тебя все получится!»,или как помочь ребенку преодолеть трудности в обучении

Светлана Эльм

«У тебя все получится! «,

или как помочь ребенку преодолеть трудности в обучении

Двенадцатилетняя девочка, пропустив очередной мяч на корте, бросает ракетку и плачет.

Маленький мальчик, проигрывая более сильному шахматисту, долго сдерживается, но в конце концов тоже разражается слезами.

Попытки успокоить их зачастую встречают упрямое сопротивление и нежелание продолжать обучение.

Такие случаи часто встречаются в письмах родителей, тренеров, и людей, работающих с детьми. Дети очень эмоционально реагируют на малейшие неудачи, и не всегда могут сами выработать правильную стратегию выхода из таких ситуаций.

А между тем, это очень важно научиться не падать духом при столкновении с трудностями.

Если вы поможете ему в этом, научите даже неудачу рассматривать как повод для развития своих способностей, в будущем этот навык пригодится ему в различных жизненных ситуациях.

Вообще следует иметь в виду, что с трудностями в обучении сталкивается практически каждый. И эмоциональная реакция часто даже помогает знаете, здоровая злость или азарт. Однако слезы, вызванные беспомощностью это совсем другое дело. Если ребенок уже приложил усилия, сделал все, что мог но у него все равно что-то не ладится, ему нужна помощь, иначе ощущение «неуспеха » может закрепиться.

Кроме того, не каждый ребенок в состоянии осознать, что ему нужна помощь, а некоторые стесняются попросить ее. Подростки (особенно мальчики) могут отказываться от помощи из ложной гордости, считая, что «достойнее » справляться с трудностями самим.

Как же могут помочь в такой ситуации взрослые? Один из способов поделиться собственным опытом, ведь каждый из нас когда-то прошел через подобные трудности.

Как лучше это сделать?

Ну, например, вот так.

Вопервых, подумайте А как бы вы хотели, чтобы ваш ребенок реагировал в такой ситуации?

Не спешите, подумайте внимательно.

Как вы сами поступаете в ситуации, когда при всем вашем старании что-то никак не получается? Останавливаетесь, анализируете причины и способы изменения ситуации? Или просите кого-то еще объяснить поподробнее или показать вам, как это нужно делать? Или выбираете упражнение попроще, чтобы освоить нужное действие постепенно? Не мешает ли гордость или неуверенность попросить совета? Как действуют ваши знакомые или известные вам люди, которые справляются с подобными ситуациями легко и, с вашей точки зрения, удачно? Стратегий может быть много, вы должны выбрать несколько из них, которые вам действительно нравятся.

Теперь вспомните ситуации из своего опыта, когда вы испытывали те же чувства, что и ваш ребенок.

Выберите из них самую сильную и примерьте к ней все отобранные вами варианты решения. Получается желаемый результат в конце? Не беспокойтесь о том, подойдут ли они ребенку. Ваша задача поделиться с ним лучшим опытом, который вы накопили в жизни, а его подсознание само отберет подходящие для него по возрасту и характеру способы.

Еще раз проверьте себя готовы ли вы описать подробно сам процесс перехода от проблемы к решению в каждом из выбранных примеров? Прочтите материал, описанный в книге Марты Виглсуорт (www.childstories.newmail.ru ) на Шаге 9 и 10 в разделe «Левополушарный подход Шаг за шагом «.

Теперь, если вы готовы предложить ребенку варианты изменения поведения, осталось только выбрать подходящее время. Лучше сделать это в спокойной обстановке, когда вы можете остаться вдвоем и спокойно поговорить. Может быть, вечером перед сном.

Разговор должен быть доверительным и задушевным вы не отчитываете ребенка, и не поучаете его. Он должен увидеть и ощутить, что вы понимаете его чувства, разделяете их и делитесь с ним опытом, чтобы ему стало легче. Например, вы можете сказать чтолибо вроде «Я видел сегодня твою игру на корте.

У тебя хорошо получалась подача. А вот с приемом еще есть куда расти… Знаешь, я очень хорошо понимаю твое огорчение из-за пропуска мяча. Когда мне было 12 лет, я тоже испытывал такое же чувство, когда у меня не получалось … (и дальше вставляете свои воспоминания). Но потом …

(и описываете ваш собственный вариант выхода). А твой дедушка в таких ситуациях учил меня поступать так… (или сам поступал) и т.д., про все варианты.

Следите за реакцией ребенка, отвечайте на возникающие вопросы. Для детей часто бывает неожиданным, что другие тоже испытывали подобные трудности, а тем более столь подсознательно уважаемые люди, как родители.

Примеры успешного решения проблем другими людьми дают ребенку надежду. В любом случае, само ваше участие и поддержка придадут ему такой импульс уверенности, что он обязательно справится со своими трудностями.

В конце беседы покажите ему, что вы верите в него и в его способности справиться с этой проблемой и сейчас, и в будущем.

Желаю вам успеха,

svetlana_elm@mail.ru

источник неизвестен

Источник: http://hr-portal.ru/article/svetlana-elmu-tebya-vse-poluchitsyaili-kak-pomoch-rebenku-preodolet-trudnosti-v-obuchenii

Как помочь ребенку преодолеть школьные трудности?

Школьная пора – самое тяжелое время у детей. Появляется очень много проблем и забот, начиная от успеваемости и заканчивая неподходящей компанией для вашего ребенка.

В этот период особое внимание нужно уделять подросткам переходного возраста и направлять их в нужное русло, показывая будущие и помогая определиться с профессией.

Начинать заниматься нужно с начальной школы, чтобы потом ребенку не было странно, почему вдруг родители им сильно заинтересовались. Хотите, чтобы сын или дочь получали хорошие отметки? Проявляйте внимание и участие!

Будьте рядом

Регулярно интересуйтесь школьными делами и оценками. Если замечаете, что у вашего ребенка проблемы, не оставайтесь равнодушными – помогайте сами, разбирайтесь, попросите помощи более компетентных родственников и знакомых. Постарайтесь ежедневно контролировать выполнение домашних заданий, чтобы была возможность сразу выявить причины неуспеваемости.

А так же своевременный контроль будет держать ребенка в тонусе. Помните, что помогая школьнику, не нужно превращать все в чтение нотаций надзирателем! Между вами должны быть теплые чувства, ребенок должен понимать, что дома он может поделиться своими проблемами и переживаниями, а так же обратиться за помощью.

В противном случае ваше чадо закроется от вас и начнет обманывать.

Похвалите!

Даже если у вашего ребенка что-то не получается, не позволяйте ему думать о себе плохо. Объясните ребенку, что уверенность в себе и стремление к знаниям важнее его отметок.

Поощряйте даже маленькие победы, например, что вышел отвечать у доски или сделал в диктанте 2 ошибки.

Все успехи начинаются с малых, главное, направлять ребенка на совершение этих побед и достижения сами начнут расти.

Правильная мотивация

Ребенок должен знать и осознавать к чему он стремится и для чего все изучает. Ставьте перед чадом для начала небольшие цели и мотивируйте его на их достижение.

Например, нужно исправить «3» по физике, чтобы закончить год без «3». В течение школьного времени цели будут расти до поступления в университет.

Ребенок будет знать, зачем ему получать хорошие отметки, и сам себя будет мотивировать этой целью.

Любимые науки

Надо понимать, что учиться по всем предметам на «5» дано не каждому ребенку. Определите, к каким предметам склонность у вашего школьника. Не надо от него требовать «5» по химии, если ребенок любит английский язык или литературу.

К этим предметам и проявляйте наибольшее внимание. Возможно, именно эти дисциплины сформируют в вашем чаде сильную и уверенную в себе личность, помогут определиться с будущей профессией.

Что касается остальных предметов, то просто следите, чтобы ребенок их не запускал.

Составьте распорядок дня и четко пропишите в нем время для выполнения домашнего задания:

1-3 класс — 1,5 часа;

4-8 класс — 2-2,5 часа;

9-11 класс — примерно 3,5 часа.

Ограничение времени заставит ребенка сосредоточиться и не тянуть с уроками до позднего вечера.

Если же все-таки возникли проблемы в школе, и вас вызвали к классному руководителю или даже к директору, то в первую очередь поговорите с ребенком! Попытайтесь выяснить, что произошло (драка, неуспеваемость и др.), поговорите о причинах такого поведения. Выслушайте сначала точку зрения «виновника» о случившимся.

Плохая успеваемость? Узнайте причину ее снижения (трудная тема, большая загруженность или личная драма). Если вы будете знать, о чем пойдет речь, разговор получится намного разумнее и полезнее. Ваше чадо молчит, а вы и не догадываетесь, о чем пойдет речь? В этом случае продумайте вопросы к учителю, которые волнуют вас.

При встрече с преподавателем настройте разговор на дружелюбное начало. Поблагодарите педагога за готовность встретиться и обсудить проблему. Выразите сожаления, о случившимся инциденте. Если есть проблемы в семье, не скрывайте их, в этом случае педагогу будет проще скорректировать разговор с учеником, учитывая возможные проблемы.

Услышали неприятные вещи о сыне или дочери? Не грубите! Подождите, пока поток обвинений закончится, а затем вернитесь к исходной позиции и своей точки зрения.

В процессе беседы убедитесь, что ребенок действительно вел себя неподобающе. Убедите учителя, что такого больше не повторится. Если у ребенка проблемы с успеваемостью, попросите педагога помочь или посоветовать хорошего репетитора.

Если вам не удается найти общий язык с преподавателем и вы не согласны с его точкой зрения, можно поговорить с завучем или директором. Кроме вас вашего ребенка защищать никто не будет!

Читайте также:  Методика педагогического эксперимента

Проблемы с компанией ребенка

В детском возрасте неподходящие друзья появляются у робких ребятишек. Хулиганы привлекают к себе внимание уверенностью и напористостью.

Чтобы повысить самооценку своему ребенку и сделать его более уверенным в себе, подберите подходящее занятие. Сына запишите на хоккей, а дочку – на танцы.

Занимаясь в этих секциях, ребенок сможет найти новых друзей с общими интересами. А общение с трудными детьми само собой сойдет на нет.

С подростками все обстоит сложнее. В этом возрасте очень сильно развито чувство протеста. Когда ребенку что-либо запрещаешь, он будет еще больше к этому стремиться. Для начала определите, что конкретно не нравится вам в друге вашего чада.

Если друг вашего чада плохо воспитан, ругается матом, пытается обхитрить или выманить что-то у вашего ребенка нечестным путем, то первое возникшее чувство – «немедленно прекратить такую дружбу». НО не стоит торопиться.

В благоприятной обстановке заведите с чадом разговор о его новом друге, поймите, что его привлекает в этом ребенке, как они проводят время. Если заметили в плохом поступке, приведите доказательства.

Можно описать пример из своего детства и пояснить негативные последствия. Возможно, ребенок сделает правильные выводы.

Из неблагополучной семьи? Поймите сначала сами, что это значит?  Вам хочется, чтобы ваш ребенок общался только с детьми из благополучных семей? Не спешите с выводами. Присмотритесь к другу вашего чада.

Если по моральным качествам он заслуживает к себе внимание и доброе отношение, то не следует мешать детской дружбе, ведь и в идеальной семье может вырасти хам и подлец, а в неблагополучной – порядочный и умный человек.

Проводите как можно больше времени с вашими детьми – такой возможности больше не будет. Если в детском возрасте вы будете внимательны к ребенку, то он ответит взаимностью и никогда не забудет навестить вас, когда вырастет. Очень страшно упустить воспитательные моменты в школьные годы и не помочь ребенку в выборе правильного пути.

Источник: https://zhenskiy-otvet.ru/materinstvo/item/249-kak-pomoch-rebenku-preodolet-shkolnye-trudnosti

8 трудностей, с которыми часто сталкиваются дети в 5 классе

Со сложностями адаптации приходится иметь дело не только первоклашкам и тем, кто поменял школу, но и пятиклассникам. Давайте разбираться, как мы можем им помочь.

О том, к чему готовиться пятиклашкам и их родителями, специально для «Летидора» рассказывает Елена Гончарова , педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.

Переход в пятый класс может стать настоящим стрессом для ребенка. И вот с чем ему приходится сталкиваться:

  • новый коллектив одноклассников, где нужно вновь находить «свое место»;
  • многоголосье новых учителей, к которым нужно привыкать отдельно: к темпу речи, манере преподавания, строгости и отрицательным реакциям на нарушение дисциплины во время уроков;
  • кабинетная система образования, вместо одного привычного класса;
  • самостоятельное возвращение домой вместо привычной продленки;
  • необходимость делать уроки без чьей-либо помощи.

К школьным психологам родители пятиклассников часто обращаются с одними и теми же проблемами:

ребенок из отличника скатился до троечника, стал замкнутым, хотя в младших классах был очень общителен и прилежен.

Родители не всегда осознают, что переживает их школьник в момент перехода из начального в среднее звено. Рассмотрим, с какими трудностями ему приходится сталкиваться в период адаптации к новым условиям.

Ваш школьник привык быть первым, вести за собой коллектив. А теперь он чувствует, что помимо него в классе еще есть такие же активные, смелые «звезды». У него возрастает уровень конкуренции вместе с конфликтностью. Это большое испытание для самооценки, которая сильно страдает, если ребенок так и не сумел отстоять свою позицию лидера.

Помощь родителей. Расспрашивайте у своего ребенка, кто из нового класса ему нравится, а кто нет и почему. Пусть он вам попробует описать, чем он похож и чем отличается от тех учеников, о которых он рассказал. Какие есть умения и преимущества у вашего ребенка перед новыми «лидерами», а какие преимущества есть у них перед ним.

Задача родителя — объяснить школьнику, что благодаря сходствам или различиям можно подружиться вместо того, чтобы конфликтовать.

Ребенок может плохо отзываться о каких-то учителях, говорить, что они его не любят и специально занижают баллы. Из-за этого пропадает интерес к учебе и ухудшаются оценки.

Помощь родителей. Необходимо разобраться, насколько ребенок адекватно воспринимает происходящее. Стоит пойти в школу и поговорить отдельно с педагогом. Но не предъявляйте претензий, а интересуйтесь мнением учителя — почему, на его взгляд, такое произошло и как можно улучшить успеваемость.

Узнайте, какие сильные стороны видит педагог в вашем ребенке. Если никаких — это сигнал, что педагог не очень профессиональный.

Главное — не оттягивать этот разговор, пока школьник не вступил в открытый конфликт с учителем или, наоборот, не замкнулся в себе.

Именно поэтому многим родителям пятиклашек приходится отказываться от секций и кружков.

Помощь родителей. Как правило, снижение продуктивности сопряжено с физиологическими особенностями этого возраста.

Необходимо пройти медицинское обследование, чтобы исключить неврологические заболевания, которые на фоне эмоционального стресса могли проявиться в пятом классе.

Если же со здоровьем все в порядке, тогда обратите внимание на организацию режима дня ребенка, попробуйте составить план на каждый день. Попробуйте без фанатизма вписать в него выполнение домашних заданий, прогулки и дополнительные занятия спортом, музыкой или творчеством.

Возможно, какие-то предметы ребенок не понимает, но боится об этом сказать.

Предложите свою помощь в объяснении или обратитесь к репетитору.

Как часто пятиклассники слышат в свой адрес то «ты уже взрослый», то «ты еще мал». Такое отношение к ребенку заставляет его усомниться в их авторитете и вызывает желание вообще перестать кого-либо слушать.

Помощь родителей. Определите вместе с ребенком круг его обязанностей и возможностей. Свои запреты и требования аргументируйте логическими доводами, а не «когда вырастешь — узнаешь».

Договоритесь, какие поощрения и наказания могут повлечь за собой те или иные нарушения договоренностей.

Еще в четвертом классе каждый день он видел одну учительницу — свою «классную маму», которая к каждому ученику имела свой индивидуальный подход. В пятом классе школьники словно «обезличиваются», учителя-предметники нацелены дать знания и проконтролировать их уровень. Классного же руководителя дети видят 2-3 раза в неделю на уроках и классном часе.

Помощь родителей. Объясните ребенку, что за неделю учителя-предметники обучают по 200-300 учеников, поэтому основная их задача — учить. В свою очередь родители допускают ошибку, не помогая делать уроки или решать конфликты, обосновывая это фразой «ты должен учиться самостоятельности».

Ответственность за уроки, собранный рюкзак, выученное стихотворение нужно передавать постепенно еще с начальной школы.

Если первые четыре года вы были помогающим родителем, то в пятом классе резко лишать ребенка помощи нельзя.

Многие родители в связи с переходом в пятый класс покупают сыну или дочке первые собственные компьютеры, дорогие гаджеты, девочкам приобретают дорогую одежду, обувь, бижутерию.

Помощь родителей. Не нужно обесценивать желание вашего ребенка иметь те же вещи, что и у одноклассников. Фразы «Это не главное», «А другим вообще кушать нечего» вряд ли помогут пятикласснику.

Попробуйте честно сказать своему ребенку:

Я понимаю, как тебе хочется иметь дорогой телефон или планшет. Но, к сожалению, мы не можем пока позволить себе эту покупку.

Предложите ему самостоятельно накопить деньги, составить график накопления и определить, из каких ресурсов ему можно начать экономить.

Так бывает, когда в пятый класс ребенок переходит из другой школы и ситуация усложняется переездом: тогда друзей нет не только в классе, но и в параллели.

Помощь родителей. Уже в начале сентября поговорите с классным руководителем о том, чтобы вашему ребенку он выделил ролевую функцию в классе: например, раздавать молоко на перемене или на каждом из классных часов рассказывать по три интересных новости (игра в журналиста).

Предложите ему позвать на выходные в гости одноклассников на мастер-класс по приготовлению пиццы, которую дети сами же и съедят.

Сходите вместе в кино, куда ваш школьник может пригласить кого-то из класса. Попросите его выяснить, когда у понравившихся одноклассников дни рождения. Купите вместе недорогие сувениры, которые ваш ребенок сможет подарить этим ребятам.

Многие родители повышают уровень притязаний к результатам своего ребенка, как только он оказывается в 5 классе. В некоторых семьях ученик несет суровое наказание за тройки или двойки. В итоге каждая контрольная или ответ у доски превращается для него в пытку.

Помощь родителей. Снизьте свои ожидания. Желание иметь ребенка-отличника, как правило, связано с нарциссической склонностью родителя — ребенок, словно продолжение своей мамы или своего папы, должен быть идеальным. Он должен быть тем, кем родители будут гордиться, а еще чаще — хвалиться.

Помните, что страх наказания не мотивирует, а пугает и невротизирует ребенка!

Если для взрослых так важны высокие баллы, тогда нужно вместе с ребенком искать его персональную мотивацию — зачем ему хорошо учиться в школе. А еще надо понимать: кто-то имеет склонность к точным наукам, кому-то легче даются гуманитарные.

Высокие баллы по всем предметам — это огромный труд, который часто лишает детей прогулок, спорта и любимых кружков. А стоит ли оно того?

Трудности, связанные с переходом в пятый класс, — словно «снежный ком»: нарастают друг на друга и в какой-то момент становятся непосильными для ребенка. От нелюбви к предмету, учителю, одноклассникам он может прийти к пониманию: «Я ненавижу эту школу!». А ведь именно в пятом классе у школьника формируется отношение к учебе вплоть до окончания одиннадцатого класса.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/8-trudnostey-s-kotorymi-chasto-stalkivayutsya-deti-v-5-klasse.htm

Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников

Совсем скоро ваши дети станут пятиклассниками. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. 

По мнению психологов, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, в период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения,  характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Наблюдение за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень рассеяны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогом, какие требования обязательны для выполнения, а какие — нет.

Давайте рассмотрим те проблемы, с которыми сталкиваются ребята при переходе в пятый класс.

  • Проблема 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы.

  Кроме этого ребенок должен привыкнуть к новой школьной обстановке, сменив уют своей родной классной комнаты на необходимость постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет.

За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.

  • Проблема 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» — норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
  • Проблема 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей.
Читайте также:  Ребенок и гантели

Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Чаще спрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

При возможности помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).

Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

  • Проблема 4: пробелы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.

Что же делать? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные.

Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяют при выполнении определенных задач.

Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали – все это поможет разбору и усвоению материала. Или обратитесь за этой помощью к школьным психологам.

Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет — это и начало полового созревания.

Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы.

Изменяется тело, ребенок воспринимает себя по-новому, и может быть много проблем, если в силу каких-то причин он не принял себя и не полюбил.

В этот период дети утрачивают ту самооценку, которая была до этого. В младшей школе она складывалась из оценки взрослых и того же учителя. Баллы за ответ на уроке дети воспринимали как оценку своей личности. Младшие школьники на вопрос: «Кто у вас самый лучший в классе?» обязательно назовут отличников.

Но в пятом классе такое представление о «хорошисте» уже начинает меняться. Прибавьте к этому гормональную разбалансировку организма, которая беспощадно «бьет» по нервной системе, и вы поймете, почему ребенок неуравновешен, раздражителен, более утомляем и вообще переживает не самые счастливые дни своей жизни.

На этом фоне совсем по-другому смотрится еще одна проблема: оставаться ли в своей «простой» школе или идти за лучшими (так кажется) знаниями в более престижное учебное заведение. Как ни странно (поскольку такой переход становится тенденцией), большинство специалистов единодушны: переход из школы в школу и даже из класса в класс нежелателен.

Он, утверждают они, приемлем только в том случае, если ребенок не имеет на старом месте нужного статуса. Например, в силу каких-то причин относится к отвергнутым детям: класс его не принял.

И тогда нужно помочь ему занять соответствующий статус на новом месте, потому что в этот период для подростка особенно важно иметь взаимопонимание со сверстниками.

И все же новый коллектив требует напряжения: нужно опять преподнести себя и найти свое место в нем. А если есть какие-то физические или психологические особенности у ребенка, он может получить душевную травму лишь только потому, что… рыжий или слишком худой. И даже если в предыдущем коллективе это тоже имело какой-то негативный оттенок, ребенок уже научился с этим бороться и защищаться.

Поэтому родителям, стремящимся дать детям хорошее образование, нужно в первую очередь помнить о том, что в гимназиях и лицеях — совершенно другие требования и нагрузка.

Готов ли их ребенок к ним (он не глупее, нет!)? Но позволяет ли его физическое и психическое здоровье выдержать такой темп? Насколько адекватна его самооценка? Выработаны ли у него эмоционально-волевые навыки (а у нынешних детей это самая большая проблема)? И если ребенок успешно получает знания в своей школе, не нужно мешать ему: эти знания будут совершенно достойными. К тому же нужно понимать, что нет ни одного учебного заведения, где бы абсолютно все учителя были высочайшего уровня.

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Возникает необходимость  к адаптации – привыкании к новым условиям обучения.

Ее успешность зависит не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и от того, насколько хорошо он умеет общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях..

поэтому среди трудностей школьной жизни можно выделить следующие:

  • возросший темп работы: ученики, не умеющие быстро писать, не успевают;
  • увеличившийся объем работы как на уроке, так и дома;
  • новые требования по оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Свидетельствовать о трудностях адаптации могут следующие признаки:

  • усталый внешний вид школьника;
  • нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
  • стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;
  • нежелание выполнять домашние задания;
  • негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
  • жалобы на события, связанные со школой;
  • беспокойный сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Таким образом, наша с вами единая задача – создать условия для успешной учебы детей в пятом классе. Самое главное – помочь ребенку адаптироваться к новым условиям, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Сколько же длится адаптация к 5 классу?

В среднем один-два месяца. Обычно к началу осенних каникул ребенок уже входит в нормальный рабочий режим: хорошо себя чувствует, достаточно легко встает утром и без проблем засыпает, активен и жизнерадостен в течение дня.

Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела. Ребенок делится своими переживаниями, и вам известно, какие учебные предметы ему нравятся, а какие вызывают трудности.

В начале учебного года будьте предельно внимательными к своему ребенку, замечайте малейшее изменение в его настроении, отношении к школе. Раньше он приходил и охотно рассказывал, что было в школе, а теперь молчит, не рассказывает? Это уже сигнал: ему не комфортно, он что-то пытается скрыть и боится вам рассказать, или он не понимает, что происходит.

Помогите ему, посоветуйтесь со школьным психологом, не останавливайте себя известным: «Да что я побегу с такой маленькой проблемой?». Ведь из маленькой проблемы может получиться большая, а этого допустить никак нельзя. Хотя есть дети, у которых достаточно внутренних ресурсов, чтобы справиться с возникшими трудностями, и этого даже никто не заметит.

Но и других ребят нужно постоянно поддерживать и учить, как преодолевать «подводные течения». Нужно помнить и то, что ребенок дома, на улице и в школе — это три разных человека. И это не значит, что он такой лицемер. Ведь выполняя определенную социальную роль, он научился соответствующим способам поведения.

В роли ребенка знает, как быть послушным, чтобы от мамы с папой что-то получить. Когда он выполняет роль ученика, пытается подстроиться под каждого учителя и опять же делать так, как каждому из них нравится. Поэтому на разных уроках у разных учителей он может вести себя по-разному, методом проб и ошибок выстраивая свои отношения. И «таким» мама его не видит.

Поэтому так желателен в пятом классе контакт педагогов и родителей.

К переходу в пятый класс необходимо готовиться уже в четвертом классе: учителя, которые будут преподавать в этом классе, знакомятся с детьми, присутствуют на уроках, проводят свои фрагменты уроков, получают характеристику на каждого ребенка и рекомендации классного руководителя (совместно со школьным психологом) по работе и подходам к каждому.

Литература:

  1. Андрияхина, Н. Как помочь пятикласснику?/ Н. Андрияхина // Школьный психолог. — № 30. – 2003
  2. Грубкина,Т, Родительский клуб / Т, Грубкина // Школьный психолог. — № 25 .- 2000.
  3. Коблик, Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе / Е.Г. Коблик.- М.: Генезис, 2003
  4. Курбеко, И.В. Ваш ребенок – пятиклассник/ И.В. Курбеко// Пачатковая школа. — № 4 – 2011.
  5. Материалы сети Интернет

Источник: https://www.cheldeti.ru/health/articles/vash_rebenok__pyatiklassnik_trudnosti_adaptacii_pyatiklassnikov.html

Как помочь ребенку преодолеть трудности в школе

Инструкция

Трудности с учебой у школьника могут возникнуть по разным причинам. Одна из самых распространенных – неорганизованность ребенка. Такой ученик постоянно забывает учебники, тетрадки, физкультурную форму и т.д.

Он ходит в школу невыспавшимся и часто путает домашние задания. Результат этого – замечания учителей, плохие оценки, нежелание учиться.

Единственный способ исправить положение – ввести режим дня и строго контролировать его выполнение до тех пор, пока ребенок не начнет делать это сам.

Не заставляйте школьника учиться только на «отлично». Если у него средние способности, ваша настойчивость приведет только к стрессу и нервному срыву.

Чтобы решить проблемы с успеваемостью, развивайте память ребенка, приобретайте игры с обучающим эффектом и стимулирующие интеллектуальное развитие, читайте вместе книги и обсуждайте прочитанное, старайтесь заинтересовать его исследовательской деятельностью.

По возможности, учите уроки вместе с ребенком, но не подсказывайте, а помогайте ему самому найти правильное решение.

Конфликт с учителем – еще одна распространенная проблема во время обучения. Если у вашего школьника не сложились отношения с учителем, необходимо выяснить причину этого сначала у ребенка, а затем поговорить с педагогом. Самое лучшее разрешение такой ситуации – признание своих ошибок виновной стороной и извинения.

Но в жизни, к сожалению, так бывает не всегда. Если конфликт становится затяжным, а вмешательство школьного психолога и директора не помогает, выходом может стать перевод ребенка в другое учебное заведение.

Если у вашего ребенка плохие отношения со сверстниками, его дразнят или игнорируют, это говорит о плохой социальной адаптации в детском коллективе. Чтобы преодолеть эту трудность, нужно выявить причину такого отношения к вашему ребенку. Изгоями в коллективе часто становятся агрессивные и хвастливые дети, плаксы, неряхи, ябеды и т.д.

Иногда причина игнорирования не столь очевидна – ребенок может быть просто слишком застенчивым и поэтому неинтересным для других.

Если вы хотите помочь своему школьнику социально реализоваться, необходимо развивать соответствующие навыки. Ходите в гости к друзьям – путь ребенок учится дружить и общаться на вашем примере.

Приглашайте сверстников сына или дочери в гости. Если вашего малыша дразнят в школе – устраните поводы для прозвищ и научите ребенка игнорировать обидчиков.

Научите ребенка секретам социального успеха. Популярными в любом коллективе становятся те, с кем весело и смешно. Поощряйте развитие чувства юмора ребенка. Это поможет ему не только в школе, но и во взрослой жизни.

Второй секрет социального успеха – готовность прийти на помощь, чуткость и внимание к окружающим, умение работать в команде.

Для развития этих качеств создайте в своей семье культуру взаимопомощи, самоотверженности, сострадания и альтруизма, показывайте на своем примере важность доброго отношения к людям.

Научите своего ребенка быстро и легко вливаться в коллектив – это третий секрет социального успеха. Для этого нужно уметь находить общие интересы с членами группы, быть приветливым и дружелюбным самому, суметь обнаружить такого же человека в коллективе и подружиться с ним.

Радуйтесь даже самым маленьким успехам своего школьника и не сравнивайте его с другими учениками. Не скупитесь на похвалы, улыбки, слова поощрения. Если ваш ребенок будет постоянно ощущать поддержку и любовь родителей, его тревожность снизится, а успеваемость, любознательность и дружелюбность возрастут.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-867629-kak-pomoch-rebenku-preodolet-trudnosti-v-shkole

Классный час (5 класс) по теме: родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассников»

 Родительское собрание в 5 классе:

«Адаптация пятиклассников».

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи:

  • ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;
  • проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;
  • выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
  • выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
  • привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Читайте также:  Живое дистанционное обучение

Ход собрания.

Слово классного руководителя:

Пятый класс открывает новый этап обучения, на котором действует новая форма преподавания: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

Период перехода из начальной школы в среднюю, с психологической точки зрения, совпадает с концом детства. Как показывает практика, большинство детей переживает переход в пятый класс как важный шаг в своей жизни.

Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений становится для них зримым показателем их взросления.

Они с удовольствием рассказывают о «доброй» математичке или «вредном» историке.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Резкое изменение условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями — все это является очень  серьезным испытанием для школьника.

В начале обучения в пятом классе ученики переживают период адаптации к новым условиям обучения.

Дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми.

У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит, часто снижается успеваемость…

 В этот период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей и учителей.

Что же затрудняет адаптацию детей к средней школе?

         Откуда вдруг у ребенка появляются тройки?

Дело в том, что пятиклассник впервые оказывается в ситуации, когда много требований. Каждый учитель ведет урок по-своему, предъявляет свои требования по ведению тетрадей, выполнению домашних заданий и т. д.

В связи с этим ребенок впервые учится  учитывать это разнообразие требований, соотносить их и преодолевать связанные с этим трудности.  

Таким образом, в пятом классе у человека начинает формироваться основной навык  умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в ситуации

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны  с  ощущением одиночества, им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны.

 Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже пристают к ребятам из старших классов.

Пятый класс это ещё ранний подростковый возраст.

Дают о себе знать физиологические факторы в развитии

  • Начинается период бурного роста, повышается утомляемость.  
  • У ребенка начинается перестройка гормональной системы,
  • характерны перепады самочувствия.
  • Он часто становится непослушным, несносным, эгоистом, агрессивным, т.е. в переходный период ребенок теряет психологическое равновесие.

Важным психологическим фактором в жизни пятиклассника становится общение, как в малых группах, так и в больших.

  • В этот период появляется потребность в самоутверждении.
  • Потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении становятся доминирующими.
  • Они могут проявляться в стремлении ребенка к такому положению среди сверстников, которое соответствует его  представлению о себе.
  • Ребенок остро реагирует на отсутствие признания, внимания, уважения со стороны родителей, учителей и сверстников.  

Как же помочь своему ребенку преодолеть все трудности пятого класса? Лучше всего трудности преодолеваются, когда ученики, учителя и родители – друзья и единомышленники. Такую обстановку создает школа, в которой детей любят, понимают, знают их возрастные особенности и весь педагогический коллектив готов к диалогу с родителями.

Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, какие психофизиологические особенности развития  характерны  для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Это период подросткового возраста, за время которого у человека происходит ряд качественных изменений.

Для подростков характерен интерес к себе, и в зависимости от возраста, ребенок рассматривает себя в разных аспектах.

Для детей, обучающихся в 4-5 классах школы, характерно повышенное внимание к тому положению, которое они занимают в классе среди сверстников.

Для подростка по сравнению с младшим школьником характерен более высокий уровень самосознания. У него возникает потребность правильно оценить и использовать имеющиеся возможности. В этом возрасте дети чутки к мнению взрослых и сверстников. Подростки обнаруживают способность контролировать свое поведение, мысли, чувства

В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к учителям. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснить материал, ставят справедливые оценки, не имеют любимчиков, умеют правильно строить отношения с учащимися.

Подростковый возраст – это трудный возраст. Для  психологов, которые работают с детьми, он является лакмусовой бумажкой, которая проявляет все промахи воспитания со стороны учителей и родителей, а также проявляет нерешенные  конфликты в семье подростка, как связанные с самим подростком, так и между другими членами семьи.

Показателем психологического неблагополучия в семье, ошибок воспитания и обучения со стороны учителей становятся, например, следующие ситуации:

  • нежелание или неумение подростка брать ответственность за свои поступки;
  • отсутствие мотивации к обучению;
  •  несформированность общеучебных умений и навыков (ребенок не может концентрировать внимание в течение всего урока, не умеет работать с учебником как с источником знаний, у него отсутствуют межпредметные связи, недостаточно развита память и т. п.).

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами.

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

Рекомендации для родителей:

— необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;

— наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима;

— предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук;

— обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей, организация правильного питания;

— забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.;

— активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка;

— воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

— первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

— обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

— обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;

— недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

— исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

 — учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);

— предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;

— поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);

— развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

«Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению»

Тест «Какой вы родитель?»

(проводит классный руководитель)

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому предлагается этот тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

Вопросы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?!

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, чтобы я без тебя делала.

1

4. И в кого ты только такой уродился?!

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1

6. Не смей этого делать!

2

7. Подумай, может быть можно поступить по-другому

2

8. Я в твое время!

2

9. Ты моя опора и помощник (ца).

1

10.О чем ты только думаешь?!

2

11. Какая ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13. У всех дети как дети, а ты…

14. Какой ты у меня сообразительный!

       Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.)

Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.

Если согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

Моему ребенку нравится учиться в школе.

Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.

Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.

К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

В классе у него много друзей.

В школе мало учителей, которые  нравятся.

Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …

Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:

1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.

8-10 баллов — У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы.

6-7 баллов — В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов — Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла — Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Анализ чувств и формулирование выводов. 

Классный руководитель: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

  • это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться — ни копейки от меня не получишь!»); 
  • морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;
  • критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»); 
  • выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.); 
  • «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
  • а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле — выплёскиваем свои негативные эмоции.

И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/09/20/roditelskoe-sobranie-trudnosti-adaptatsii

Ссылка на основную публикацию