Как применять методику незаконченных предложений в младшей школе

Методика «Незаконченные предложения»

Бланк методики «Незаконченные предложения»

Метод «незаконченных предложений»

Проективная психологическая методика, относится к методикам дополнения, и именно — аддитивным методикам, одному из видов проективных методик.

Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным.

Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.

Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г.

Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий.

К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию.

Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 — к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.

Методика «незаконченных предложений» является вариацией техники словесных ассоциаций.

SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов.

Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках.

При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями.

При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция

Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.

Ключ

N п/п Группы предложений №№ заданий
1 Отношение к отцу 1 16 31 46
2 Отношение к себе 2 17 32 47
3 Нереализованные возможности 3 18 33 48
4 Отношение к подчиненным 4 19 34 49
5 Отношение к будущему 5 20 35 50
6 Отношение к вышестоящим лицам 6 21 36 51
7 Страхи и опасения 7 22 37 52
8 Отношение к друзьям 8 23 38 53
9 Отношение к своему прошлому 9 24 39 54
10 Отношение к лицам противоположного пола 10 25 40 55
11 Сексуальные отношение 11 26 41 56
12 Отношения к семье 12 27 42 57
13 Отношение к сотрудникам 13 28 43 58
14 Отношение к матери 14 29 44 59
15 Чувство вины 15 30 45 60

Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:

  • «+2» — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
  • «+1» — положительное отношение;
  • «0» — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
  • «-1» — отрицательное отношение;
  • «-2″ — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении».

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от «+8» до «-8», может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.

Пример. Отношение к семье — утверждения 12, 26, 42, 57.

Ответы испытуемого и их экспертная оценка:

  • (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
  • (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
  • (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
  • (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).

Таким образом сумма баллов по шкале «Отношение к семье» составит: +2+1-1+1=+3

В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов.

Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Бланк методики «Незаконченные предложения»

Источник: http://1-source.ru/diagnostika/metodika-nezakonchennie-predlozheniya.html

Методика незаконченных предложений. Тест Сакса-Леви

Отношений проблемы — этот термин используется для обозначения трудностей в отношениях, которые являются достаточно серьезными, чтобы стать объектом внимания психолога-консультанта.

НАЗНАЧЕНИЕ
Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса SSCT для детей.

Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.

Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравнении с русским переводом оригинала. В нашей редакции устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.

Инструкция — Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты — заканчивать его. — Теперь — внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:

— Каждое утро…

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз.

Можно предложить еще один пример:
— Многое отдал бы за то, чтобы я…

При необходимости объясните правило еще раз. Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка.

Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 секунды и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала.

Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.

Читайте также:  Почему ребёнок плохо запоминает?

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам — к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т. д.

Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту списке, предлагаемом нами для диагностического применения.

Порядок можно менять, но так, чтобы предложении на одну тему распределялись равномерно, а не группировав лись вместе.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Я думаю, что людей больше… 2. Ребенок в семье… 3. Мы любим маму, а… 4. Бываем среди детей, но… 5. Мой брат (сестра)… 6. Я достаточно ловкий, чтобы… 7. Отцы иногда… ^ Дети, с которыми я играю… 9. Чтобы наш папа… 10. Мои близкие думают обо мне, что я… 11. Если бы мой брат (сестра)… 12.

Мои друзья меня часто… 13. Я хочу, чтобы у меня не было… 14. Больной ребенок… 15. Я думал, что мама чаще всего… 16. Если бы не было школы… 17. Я весь трясусь, когда… 18. Когда думаю о школе, то… 19. Если бы все ребята знали, как я боюсь… 20. Был бы очень счастлив, если.бы я… 21. Я самый слабый… 22.

Мой учитель (учительница, учителя)…

23. Всегда мечтаю…

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА
Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (дети говорят об этом довольно часто).

«Наш материал, — пишет автор проективного интервью В. Михал, — представляет собой многократно модифицированный тест Сакса и Леви — SSCT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание». Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи.

Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности.

Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложен ний, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную сомооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста.

Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я…» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты.

В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта.

Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.

https://www.youtube.com/watch?v=pt46eSom9yg

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы последующим категориям: а) отношение к матери — 3, 15, б) отношение к отцу — 7, 9, в) отношение к братьям, сестрам — 5, 11, г) отношение к семье — 2, 10, д) отношение к ровесникам — 4, 8,12, е) отношение к учителям и школе — 23, 16, 18, ж) отношение к людям в целом — 1, з) отношение к собственным способностям — 6, 21, и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19, к) отношение к болезни — 14,

л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24.

Источник: https://psyera.ru/4975/metodika-nezakonchennyh-predlozheniy-test-saksa-levi

Методика

Самосовершенствование 3 апреля 2017

Тест «Незаконченные предложения» в психологии практикуется тогда, когда возникает необходимость выявить и изучить определённые установки человека, причём не только осознаваемые им. Данная методика способна помочь понять, что индивид испытывает по отношению к себе, своим родителям, семье, обществу, жизненным целям. Она эффективна, но имеет кое-какую специфику.

Принципы методики

В основе теста «Незаконченные предложения» лежит концепция свободных ассоциаций.

Именно она позволяет выявить проблемы межличностного и индивидуального характера, определить внутренние переживания человека, его склонности к болезням, имеющим отношения к нервным расстройствам.

А тест сам по себе не представляет никакой сложности. С ним справится даже ребёнок дошкольного возраста. Его можно даже назвать интересным.

Как его проводят? Респонденту выдают бланк с незаконченными предложениями. Стандартно их 60, но может быть и другое количество, если тест составляется индивидуально для какой-либо группы людей или одного человека.

Все незаконченные предложения связаны с определёнными жизненными аспектами, которых всего 15. Это отношение к себе, к прошлому, будущему, подчинённым, друзьям, отцу, матери, семье, вышестоящим лицам, коллегам и представителям противоположного пола. Также к аспектам относится чувство вины, тревоги (страхи), цели, а также интимные отношения.

Если брать стандартный тест, то на каждую «категорию» приходится по четыре незаконченных предложения. И человек, которому предлагается его пройти, должен дополнить начатые фразы в свободной форме и максимально быстро, почти не задумываясь и ориентируясь лишь на свои эмоции и чувства.

Примеры

Понять, что представляет собой тест «Незаконченные предложения», можно после ознакомления с несколькими примерами, взятыми из него же.

Вот две фразы: «Если все против меня, то…» и «Когда мне не везёт, я…». Они отвечают за отношение респондента к самому себе. Фраза «Сделал бы все, чтобы забыть…» имеет отсылку к чувству вины. А вот предложение «Мои опасения не раз заставляли меня…» имеет отношение к страхам и тревогам.

В принципе, оригинальный тест можно провести среди подростков. Только лучше опустить незаконченные предложения сексуального характера, поскольку там есть то, что касается интима («Моя половая жизнь…») и супружества в целом.

Фразы, затрагивающие тему вышестоящих лиц, можно преобразовать. В предложении «Когда ко мне приближается мой начальник…» последнее слово вполне гармонично заменяется на «педагог».

В остальном тест не представляет ничего особенного, так что его можно проводить среди респондентов любых возрастов.

Видео по теме

Выявление суицидальных намерений

Чаще всего именно с этой целью задействуется методика «Незаконченные предложения» среди подростков. К сожалению, в наше время она актуальна.

Чтобы выявить суицидальные намерения у школьников столь нестабильного возраста, необходимо преобразовать стандартный тест и уменьшить количество вопросов. Их может быть 28, среди которых лишь 4 будут тематическими, но завуалированными. Вот, как они могут звучать: «Завтра я…», «Наступит день, когда…», «Я хочу жить, потому что…», «Когда я закончу школу…».

Конечно, вряд ли кто-то перечеркнёт третий вопрос из перечисленных и напишет об отсутствии смысла существования как такового. Но даже по совершенно обычному ответу можно определить, всё ли в порядке у подростка.

Он может написать: «Наступит день, когда я, наконец, стану счастливым». И это станет «звоночком». Если он так сформулировал продолжение фразы, то, скорее всего, его что-то беспокоит. И это нельзя оставить без внимания.

Вариант теста для школы

Как уже говорилось ранее, стандартный вариант может быть изменён. Незаконченные предложения для младших школьников должны звучать максимально упрощённо. Вот пример, какими они могут быть: «В учёбе я вижу…», «В школе я…», «Наш класс…», «Мои одноклассники…». Эти незаконченные предложения для школьников понятны и просты. Но, исходя из их ответов, можно понять личностную специфику каждого.

Допустим, школьник продолжил указанные выше фразы так: «В учёбе я вижу возможность получить новые знания. В школе я слушаю учителя и стараюсь делать задания. Наш класс не очень хороший. Мои одноклассники надо мной любят смеяться».

Что ж, эти ответы позволяют понять – ребёнку нравится ходить на учёбу, так как он видит в этом возможность самосовершенствования и развития своих способностей. Но характером сложившихся с одноклассниками отношений он не доволен.

Возможен дефицит общения и чувство неполноценности.

Что делать с результатами?

Их обработкой и интерпретацией занимается квалифицированный специалист, которому прекрасно знаком тест «Незаконченные предложения». Человеку, впервые столкнувшемуся с данной методикой, будет сделать это несложно, но времени уйдёт немало.

Читайте также:  Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок

А принцип простой. Для каждой категории предложений разработана характеристика, которая определяет рассматриваемую систему отношений как нейтральную, положительную или же отрицательную.

Если в продолжении респондента просматривается позитивное настроение, то напротив ответа ставится ноль. Видно больше нейтральности? Тогда это единица.

А вот продолжения с отрицательным характером помечаются двойкой.

Важно отметить, что методика «Незаконченные предложения» (для подростков и не только) подразумевает интерпретацию ответов по группам. Пусть фразы и перемешаны в бланке, но обрабатывают их по четыре, объединив в единую категорию.

Интерпретация

В качестве примера можно взять категорию предложений, продолжение которых призвано понять отношение респондента к своим собственным способностям. Допустим, подросток ответил так: «Когда обстоятельства против меня, я начинаю трудиться, не покладая рук.

Я считаю себя способным на всё, если мне того захочется. Моя самая большая слабость – бесконечная тяга к новым знаниям. Когда мне не везёт, я упорно добиваюсь желаемого, несмотря ни на что». Такие ответы считаются хорошими.

Если подросток дал подобные продолжения предложенным фразам, значит, он уверен в себе, и он способен преодолевать препятствия.

Стоит привести и пример отрицательной интерпретации. Можно обратиться к группе предложений о целях. Допустим, подросток дал им такое продолжение: «Мне всегда хотелось кого-нибудь убить. Я бы обрёл счастье, став абсолютно одиноким. Моя мечта – уехать на необитаемый остров.

Больше всего от жизни я хочу, чтобы меня никто не трогал». И в данном случае даже метод незаконченных предложений не нужен, чтобы понять враждебную и пессимистичную сущность респондента.

Невооруженным глазом видно, что он — нереалистично мыслящий глубокий интроверт, отвергающий общество.

Что можно выяснить?

Методика «Незаконченные предложения» для подростков и людей других возрастов является способом проявить свою сущность. Главное, чтобы респондент изначально был на это настроен, поскольку доверие и расположенность к тесту – это важно.

По итогам интерпретации результатов удаётся выяснить сферы, в которых преобладают отрицательные, нейтральные и положительные установки.

Также в практике были известны случаи, когда тест помогал выявить наличие у респондента психического заболевания. Это ситуации специфического характера, так как в них подключаются психиатры.

В первую очередь выявляются основные области расстройства и конфликта. Затем определяются взаимосвязи между личностными установками человека. И после этого определяется так называемая структура личности.

Выясняется, какова его степень реагирования, эмоциональная адаптация, зрелость, уровень реальности, конфликтность.

Особенность методики

Всё перечисленное действительно помогает выяснить тест. Почему? Потому что в нём нет заготовленных вариантов и верных или неправильных ответов. Человек отвечает как на духу.

Не задумывается и не анализирует, как бы ему ответить, чтобы скрыть какой-то аспект своей личности. Он становится открытым, и это позволяет психологу понять его сущность. Именно поэтому тест «Незаконченные предложения» для подростков стоит проводить регулярно.

Ведь в школе, в столь сложном возрасте, крайне важно следить за внутренним развитием детей.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/213021/

Диагностика психологической готовности учащихся начальной школы

(вариант для пятиклассников) (модификация методики Л. Солнцевой, Т. Галкиной. Методы исследования особенностей учащихся. – М.

: РАН, 1993)

  1. Я радуюсь, когда…
  2. Если бы я мог (могла)…
  3. В школе я всегда…
  4. Мне интересно…
  5. Я бы хотела (ла)…
  6. Мне неприятно, когда…
  7. Если бы в школе…
  8. Я считаю, что мне мешает…
  9. Будущее представляется мне…
  10. Я чувствую, что…
  11. Я смущаюсь, когда…
  12. Когда меня не понимают…
  13. Мои успехи в школе…
  14. Взрослые всегда…
  15. Больше всего я боюсь…
  16. Когда я стану взрослым…
  17. Моя мечта…
  18. Моя мама считает, что я…
  19. Лучше было бы…

Анкета для родителей по выявлению уровня адаптации ребенка к школе

  1. Охотно ли ребенок идет в школу?
  2. Вполне ли он проспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок?
  3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?
  4. Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?
  5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?
  6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?
  7. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу?
  8. Справляется ли с учебной нагрузкой?
  9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?
  10. Жалуется ли на беспричинные боли, и если да, то как часто?
  11. Когда ложится спать? Сколько часов в сутки спит? изменился ли (если да, то как) по сравнению с прошлым годом характер сна?

АНКЕТА

«Незаконченных предложений»

ДОРОГОЙ УЧЕНИК! Учителя твоей школы хотят узнать твое мнение об учебе в школе. Для этого закончи напечатанные ниже предложения или подчеркни нужный ответ. Пиши как можно подробнее. Правильных или неправильных ответов нет. Твое мнение для нас очень важно.

  1. В нашей школе мне больше всего нравится

Учиться_________________________________________________________ Уроки___________________________________________________________ Учительница_____________________________________________________ наш класс________________________________________________________ столовая_________________________________________________________ спортзал_________________________________________________________ что еще, допиши__________________________________________________

  1. Я больше всего люблю уроки______________________________

_________________________________________________________

  1. Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке

домашних заданий?_______________________________________Напиши, кто тебе помогает_______________________________

  1. Моя учительница часто говорит, что я___________________

________________________________________________________

  1. Мои родители говорят о школе

часто редко никогда

  1. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________

________________________________________________________

  1. Когда я думаю о 5-м классе, то__________________________

________________________________________________________С П А С И Б О!

Обработка результатов

Целесообразно, чтобы данная анкета не была анонимной.

Вопросы 1, 2 дают некоторую информацию о мотивации учения; вопрос 3 – информацию об адекватности помощи ученикам, имеющим проблемы в учении; вопрос 4 – о преобладающем стиле оценочной деятельности педагога относительно данного ученика, а также о самооценке ученика; вопросы 5, 6 – об отношении родителей к школе и их участии в формировании самооценки сына или дочери; вопрос 7 – об эмоциональной готовности к переходу в среднюю школу. Вопросы данной анкеты можно изменять в зависимости от целей исследования. Аналогичная анкета может применяться и в пятом классе, в этом случае 7-й вопрос анкеты может быть изложен в следующем виде: «Когда я вспоминаю 4-й класс, то…».

Опросник «Мой класс»

Методика состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков.

В каждом отдельном блоке из трех вопросов 1-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2-й – степень конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3-й – степень сплоченности класса. Указанные вопросы предъявляются на бланке.

Имеют следующую форму (см. таблицу 7): Таблица 7

Помни, что ты характеризуешь свой нынешний класс, каким он есть сегодня Обведи кружочком свой ответ Для

учителя

1. Ребятам нравится учиться в нашем классе Да нет 3
2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом Да нет 1
3. В нашем классе каждый ученик – мой друг Да нет 1
4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы Да нет 0 1
5. Некоторые дети в нашем классе являются середнячками Да нет 3
6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу Да нет 0 3
7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу Да нет 1
8. Многие дети в нашем классе любят драться Да нет 3
9. Все ученики в нашем классе – друзья Да нет 2
10. Некоторые ученики не любят свой класс Да нет 0 3
11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем Да нет 1
12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу Да нет 3
13. Наш класс веселый Да нет 2
14. Дети в нашем классе много ссорятся Да нет 1
15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья Да нет 3

Суммы баллов:

  • степень удовлетворенности (У) – 10;
  • степень конфликтности (К) – 9;
  • степень сплоченности (С) – 12.

Правила проставления баллов (в колонке «Для учителя») Вопросы, рядом с которыми в колонке «Для учителя» отсутствует символ «0» (обратный), оцениваются баллом «3» при ответе «Да» и баллом «1» при ответе «Нет». Вопросы с символом «0» оцениваются в обратном соотношении (т.е. при ответе «Да» – балл 1, а при ответе «Нет» – балл 3). По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые даны с нарушением правил, выставляется балл 2. Для получения оценки по данному параметру оценки по пяти относяшимся к нему вопросам суммируются. Например, общая оценка по удовлетворенности получается путем суммирования оценок по вопросам 1, 4, 7, 10, 13. В приведенном выше примере показано, каким образом получены общие оценки: 10 – для удовлетворенности, 9 – для конфликтности, 12 – для сплоченности. Данная методика позволяет диагностировать прежде всего отношение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из трех параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического).
Ориентировочные темы психологического просвещения педагогов и родителей

  1. Возрастные особенности детей 10–11 лет.
  2. Проблемы адаптации пятиклассников во 2 звене.
  3. Формирование умения учиться в средней средней школе.
  4. Переход из начальной школы в среднюю, трудности и пути их преодоления.
  5. Типологические особенности личности младшего школьника. критерии оценки и способы общения.
  6. Психологические причины школьной дезадаптации учащихся пятых классов.
  7. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
  8. Развитие учебной мотивации, интересов к учебе у учащихся.
  9. Формирование умения добиться успеха.

Рекомендации педагогам,

работающим в 4–5-х классах

1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремиться обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно ориентированного подхода к каждому школьнику. 2. Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы надо знакомить учащихся с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе. Преподавателям-предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности, проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами. 3. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе. 4. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно строить оценочную деятельность в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер. 5. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям необходимо учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня. 6. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка – учебе – приходит новая ведущая деятельность – общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения). 7. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

ПРОГРАММА

«Я и мы»

Проводится в адаптационный период

для учащихся 5-х классов

Программа рассчитана на 4 дня

Логика развития адаптационного периода 5-классников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности; а поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то ребятам важно предоставить возможность все нормы и правила на новом этапе школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта «здесь и сейчас». Работу целесообразно организовать по принципу тренинговой группы, но так, чтобы у ребят была возможность работать как со всем классом, так и в микрогруппах с постоянно меняющимся составом. Продолжительность работы группы – в течение 4 дней по 1–1,5 часа. Группу может вести практический психолог прошедший подготовку. Первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству учеников друг с другом. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное – в каждом. Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии-поиска. На этом этапе целесообразно партнерское участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях. Во втором этапе адаптационного периода ребятам надо предоставить возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действия сообща. Все правила конструируются в позитивной форме (что делать) без «не», так как иначе неосознанно. Еще одной значимой содержательной частью данного этапа может быть создание портрета настоящего школьника. Ребята определяют качества и свойства личности настоящего школьника и соответствующие этим качествам формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу. Школьники могут иллюстрировать свою аргументацию драматизацией. Третий этап адаптационного периода 5-классников должен быть связан с утверждением и осознанием появления нового сообщества – класса. На этом этапе ребята создают автопортрет своего класса. Это может быть – коллективный рисунок: «живые картинки», устная презентация своего коллектива. Главное, чтобы работа была организована таким образом, чтобы каждый человек внес в общее представление свое индивидуальное видение, участвовал в нем. На этом же этапе распределяются поручения в классе. Заключительный этап происходит уже как мероприятие для параллели 5-х классов, и презентации классов могут быть завершены участием всех классов Эмоциональное переживание за успех своей команды укрепит чувства сопричастности и разделенной ответственности за общее дело.

Рекомендации родителям

  • Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах.
  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений: ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу.
  • Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки. А на полчаса меньше – за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
  • Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
  • Помогайте ребенку сохранить интерес к тому, что преподают в школе (выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе).
  • Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, домашней деятельности.
  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения, переход из начальной школы в среднюю.
  • При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Учебное изданиеКириёнок Галина Николаевна

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ВТОРОЙ СТУПЕНИ

в помощь практическому психологу школыПод редакцией М.И. Лапенок, Е.Е. БойцовойОтветственный секретарь Н.К. ПочтовенкоКорректор – Л.В. Ильина Компьютерная верстка – Т.В. СухотовскаяАдрес редакции: наб. Корнилова, 1, 99011, г. Севастополь. Телефон: (0692) 55-06-51 E-mail: info@smuh.edu.uaПодписано в печать с оригинал-макета 20.06.2007 г. Формат А5. Бумага офсетная.Гарнитура – Times New Roman. Усл. печ. л. – 1,5.Тираж – 120 экз. Распространяется бесплатно. Издательство и типография ООО «Рибэст», Севастополь, ул. Б. Михайлова, 23. Ответственный за выпуск В.В. Федюшкин.Свидетельство о внесении субъекта издательской деятельности в Государственный реестр издателей, изготовителей и распространителей издательской продукции серия ДК № 190 от 20 сентября 2000 года.

Источник: http://zavantag.com/docs/1821/index-12638-1.html?page=5

Ссылка на основную публикацию