Как воспитать самостоятельность в ребенке

Как воспитать в ребенке самостоятельность | Милосердие.ru

Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать? Какие ошибки допускают родители и как их избежать? В этих сложных вопросах поможет разобраться психолог.

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое.

Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное.

Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности.

Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Специалисты определяют самостоятельность таким образом: • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах; • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого; • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности; • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат); • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности; • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Этапы становления
Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1—2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года.

Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого.

Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Подростковый возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, «хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь».

Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.

Наши рекомендации
Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

Ранний возраст 1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам.

Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка. 2.

Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом.

Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий.

Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку.

Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это.

Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки.

Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Дошкольный возраст 1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором.

Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор. 2.

Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть.

Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др. 3.

Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). 4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Подростковый возраст Родителям детей-подростков приходится учиться «отпускать» своих детей, избавляться от привычки руководить их жизнью. Известные зарубежные специалисты по работе с родителями подростков, супруги Байярд рекомендуют использовать программу из трех шагов, которая помогает ребенку стать более самостоятельным и ответственным. 1.

Первый шаг: необходимо составить полный список того, что задевает, беспокоит Вас в поведении Вашего ребенка. Нужно написать то, что беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей. 2. Второй шаг: когда список будет готов, необходимо выделить то, что имеет определенные последствия для ребенка, но никак не влияет на Вас.

Допустим, Вас беспокоит то, что подросток не хочет учиться дальше в школе, а после 9-го класса планирует уйти в колледж, а Вам очень хочется, чтобы он стал дипломированным специалистом и имел высшее образование. Но это влияет, прежде всего, на жизнь Вашего ребенка.

Исключайте эти пункты из своего списка и включайте их в перечень того, что должно заботить теперь вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к Вам. Например, Ваш ребенок стал хуже учиться, скатился на тройки, хотя раньше был хорошистом. Это, прежде всего, его дело, за которое ему придется нести ответственность.

Но если из-за этого Вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать разные неприятные вещи о его учебе и поведении, то это касается и Вас тоже.

3. Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на Вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

Татьяна ВОЛЖЕНИНА,
детский психолог

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/kak-vospitat-v-rebenke-samostoyatelnost/

Как научить ребенка самостоятельности и воспитать чувство ответственности

Самостоятельность ребенка может порадовать родителей, но также может принести множество хлопот. Дело в том, что мы воспринимаем этот термин не совсем правильно. Развитие самостоятельности у детей не должно означать вседозволенность.

Также важно понимать, что нельзя «переборщить» – разрешите слишком многое и ребенок станет капризным. «Затяните ремни» слишком туго, и он вырастет стеснительным и зажатым.

Где же найти ту самую середину? О том, как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность, читайте в нашей статье.

Что нужно знать о самостоятельности ребенка?

Перед тем, как развить в ребенке самостоятельность, нужно понять, что в таком случае нужен индивидуальный подход. В первую очередь, детям важно одобрение родителей.

Ответив слишком резко на самостоятельный поступок, вы можете сделать ребенка зажатым. Если кроха решил подарить маме цветы и сорвал их с клумбы, не стоит жестко критиковать.

Похвалите за знак внимания и только после объясните, что именно он сделал не так.

Вы считаете, что ваш сын слишком замкнут, и думаете, как развить в ребенке самостоятельность? Не спешите, возможно, он весьма ответственный для своего возраста. Психологи утверждают, что у каждого периода в детстве есть своя «ведущая деятельность».

В возрасте 1-3 года – это действия с предметами. От 3-х до 7 лет речь идет об игровом процессе, а уже с 7 до 14 лет можно говорить об учебе.

Если ребенок выполняет самостоятельно действия по соответствующей возрасту сфере, его можно считать вполне ответственным. 

Как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность?

Итак, переходим к действиям. Как научить ребенка самостоятельности?

  • Следите за тем, чтобы ваш ребенок видел возможные последствия невыполнения своих обещаний, а именно, привычной лени. Хорошим примером могут стать обычные незакрытые фломастеры. Не спешите делать это вместо малыша или покупать новую упаковку после того, как кроха обнаружит засохшие цвета. В первую очередь поспешите объяснить, что это результат его поведения.
  • Объясняйте разумно. Не нужно ворчать, поправляя малыша. Он не может воспринять всерьез просьбу о том, что игрушки надо собрать с пола, чтобы бабушка не надрывала спину. Слово «надорвать» непонятно малышу, тем более, что бабуля уже неделю резво помогает в этом деле крохе. Лучше расскажите, что если вы убираете за него, то завтра у вас не будет сил испечь на завтрак блинчики, и семейству придется согласиться на обычную кашу.
  • Не забывайте конкретизировать задачи. Убираться до обеда, съесть кашу до прихода бабушки из ванной и так далее.
  • Не делайте за ребенка то, что он уже научился делать сам. Например, обуваться, собирать игрушки, одеваться на улицу. Не нужно торопить его, просто дайте ему спокойно сделать то, что он стремиться сделать лично. Пусть и в своем ритме, но он осуществит дело самостоятельно — а это важно для его эмоционального настроя. В следующий раз малыш будет делать все быстрее — как говорится, опыт и сноровка.
  • Если у крохи не сразу все получается, не торопитесь помогать ему. Возможно, в чем кроется причина неудачи,он догадается уже через минуту, а может и через 10 минут. Но если ребенок не просит о помощи, значит, ему интересно самому найти решение — а это большой шаг к самостоятельности.
  • Если малыш проявляет инициативу сделать что-то новое, не отказывайтесь. Услышав фразу «мама, я сам» — радуйтесь. Хочет помыть посуду, поставьте стульчик и дайте ему яркую губку.  Не переживайте за пролившуюся воду, вы вытрите ее за 5 минут, а малыш станет более уверенным в себе.
Читайте также:  Делаем ёлочные игрушки с ребёнком

Дорогие родители, помните, что гиперопека — главный враг самостоятельности.

Не спешите ограждать ребенка от мелких неудач, и тогда он будет лучше оценивать свои поступки со стороны, а значит, активнее стремиться к успеху в том или ином маленьком деле.

Для детей равноценно важны в первый раз завязанные шнурки и первая пятерка в школе. Главное, не забывайте о поощрении — каждый ребенок в душе будет рад похвале от мамы и папы, каким бы он самостоятельным не был. 

Источник: https://pandaland.kz/articles/nashi-deti/vospitanie/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnosti

Как воспитать в ребенке самостоятельность: советы и рекомендации

Дети развиваются не по дням, а по часам, поэтому с каждым новым днем у них появляются все новые и новые потребности. Тут-то родитель должен быть во всеоружии и не упустить ни одного важного момента в воспитании своего чада.

Мама и папа – это главные учителя в жизни малыша. Иногда в чрезмерной заботе они забывают, что ребенок – это всего лишь начальный этап развития человека. А что же с ним будет дальше? Пора бы задумываться и о том, когда же начинать воспитывать в ребенке самостоятельность.

Так уж сложилось, что жизнь диктует свои правила и, не придерживаясь их, человек погибает. Для полноценного существования он должен научиться быть ответственным за себя и свои поступки, должен уметь обеспечить тех, за кого он её несет, иными словами — быть самостоятельным. Всё это звенья одной непрерывной цепи под названием «жизнь».

Когда же наступает пора обучать малыша этому нелегкому делу?

В возрасте двух лет малыши начинают интересоваться занятиями родителей и пытаются всё повторять за ними. А к трем годам они уже чувствуют себя личностью и хотят показать это всему окружающему миру.

Но родители не осознают таких важных шагов своего чада и все еще считают его неспособным ко многим поступкам – это главная ошибка.

Она приводит к тому, что постепенно интерес ребенка переключается на абсолютно другие вопросы и его уже трудно будет обучить всем правилам самостоятельности. Поэтому процесс должен начаться как можно раньше.

Как же все-таки правильно привить ребенку самостоятельность?

Стоит отметить, что это понятие распределяется на две ситуации: самостоятельность в бытовых и повседневных делах и самостоятельность в принятии решений к действиям. Для начала стоит научить ребенка самообслуживанию.

Самообслуживание прививает ему многие необходимые навыки: умение одеться и раздеться, почистить зубы, расчесаться, самому убирать за собой посуду и т.д. В доме ребенок должен приучаться к чистоте своей окружающей среды: подметать полы, убирать игрушки, мыть посуду, поливать растения и прочее.

Малышу нужно осознавать, что его дом не просто нужно держать в чистоте, но, главное, самому за ней следить.

А как развить самостоятельность в действиях?

Главным правилом для родителей является общение с ребенком на все темы, которые касаются его самого. Т.е. малыш сам должен выбирать, что для него было бы лучше. Например, нужно спрашивать, как он хотел бы одеться для прогулки.

На подсознании ребенок будет знать, что родители уважают и доверяют его мнению. Если же малыш занят решением каких-то задач, не нужно сразу же идти ему на помощь, пусть он сам пытается найти ответ.

Это формирует чувство уверенности в правильности своих действий.

Зачастую, родители делают все наоборот, считая ребенка слишком маленьким для выполнений таких задач. На пути воспитания – это самые злейшие враги самостоятельности.

Чего же точно не стоит делать?

Нельзя отбирать у своего чада инициативу. Если ребенок чем-то занимается, лучше довериться ему, а не отвлекать или, что хуже, делать самому.

Не стоит постоянно поправлять ребенка. В будущем он будет считать, что все его действия всегда неправильные, а это выльется в боязнь принятия решений.

Не стоит подгонять малыша и требовать быстрого выполнения задач. Дети приспособлены к миру по-другому, они более медлительны, а постоянные упреки могут развить нервозность или вообще отбить желание что-то делать самому.

Гвоздем программы является самая распространенная ошибка всех неопытных родителей – чрезмерная опека. Порой родители видят во всем опасность для ребенка, от этого и не доверяют ему многих дел. Конечно же, нужно понимать, где существуют реальные угрозы, а где сознанием руководят выдумки.

Применяя все эти правила на своем малыше, родитель будет уверен, что воспитывает настоящую самостоятельную личность.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/other/4668-kak-vospitat-v-rebenke-samostoyatelnost

Как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность

Всем привет! Знаете, есть очень странные ситуации. Как говорил мой препод по истории: революция – тогда, когда одни не могут, а другие не хотят жить по-старому.

Но ситуация, о которой мы сегодня поговорим больше похожа на революцию наоборот, в том смысле, что цели обеих сторон совпадают, а вот требований от этого не становится меньше! Одна сторона кричит: «Дайте мне свободу!», другая – «Ну когда же ты станешь более ответственным и серьезным?».

Слышите? Речь ведь об одном и том же! Только с разных сторон «баррикады». А что самое интересное, что такая ситуация может длиться годами, доводя до изнеможения хрупкие отношения родителей и детей.

А потому, на нас, как на взрослых, лежит ответственность развязать этот гордиев узел и понять, как действовать, как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность, не ущемляя его прав, а предоставляя свободу!

А начнем мы с… себя! Давайте подумаем, что для нас быть ответственным человеком? Нарисуем ситуацию, сходную с той, что возникает между детьми и их родителями. И научимся четко показывать крохам, что мы от них ожидаем, чтобы развилось между нами доверие; именно на этом фундаменте мы и будем помогать карапузам строить чувство ответственности.

Это отрывок из книги известного психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер о том, как воспитывать ответственного и самостоятельного ребенка:

«Как это ни парадоксально звучит, но ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Данную истину можно записать как ПРАВИЛО: Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Это правило говорит о том же, что и известная пословица «на ошибках учатся». Нам приходится набираться мужества и сознательно давать детям делать ошибки, чтобы они научились быть самостоятельными.»

А есть ли в природе такое явление, как самостоятельный и ответственный малыш?

Знаете, как-то я поймала себя на мысли, что чужие дети все такие решительные, обязательные. Послушаешь их мам и бабушек, так у них какие-то особые карапузы:

  • все могут,
  • все понимают,
  • думают о последствиях,
  • знают границы дозволенного.

Именно такое определение я даю самостоятельным людям.

Вопрос, а как взрослые этому научили своих малышей? Спрашиваю, и слышу: «и учить не пришлось. Сам такой вырос». И тут я не согласна! Никогда дети не думают о других больше, чем о себе, если их этому не учили! Они не подумают, как их дела или обещания отразятся на ком-то еще, а потому и стремиться не станут, чтобы придерживаться своего слова.

Из этого можно сделать вывод – ответственности можно научить и научиться. А если крохой никто в детстве, не занимался? Ответ прост! Мы разве мало встречаем безответственных людей? К сожалению, они такими могут остаться на всю жизнь.

Тогда вперед, поговорим, что мы можем сделать в такой ситуации, чтобы взрастить у малыша или же, уже у подростка самостоятельность.

Поможем своим крохам, научив их ответственности?

Наглядный пример нам поможет поставить себя на место карапуза. Представьте, вы пришли на новую работу. Вы полны идеями и энергией. Но руководство не пользуется вашим потенциалом.

Почему? Они еще не знают, насколько вам можно доверить серьезные задания. Возможно, пройдет время, они изучат вас, поручат решить пару-тройку малозначимых вопросов и таким образом узнают, насколько вы надежный.

Ведь для руководителя важен не ваш запал, а ваше умение справляться с возложенным на вас доверием.

Пока маленький растет, родители наблюдают за ним. Возможно, видя его старательность в 5 лет, они поручат ему хоть небольшое, но задание. Например, выносить мусор, выгуливать пса, ухаживать за своей одеждой и обувью. Мало? Нет, достаточно для его возраста.

А если возникает недовольство в девочке или в мальчике, ему хочется больше делать? Это нормально! Это говорит о том, что он взрослеет и хочет делать больше. И, если он справляется с тем, что ему было поручено, тогда найдите более серьезные занятия.

Например, если кроха правильно расходует свои карманные средства, почему бы ему не поручить в 8 лет покупать некоторые продукты для семьи? Он умеет уже считать и писать, справится и с тем, чтобы прочитать срок годности и хватит ли ему денег на покупки.

А что, если он не справляется? Как быть родителям? Каждый раз, когда просит кроха о самостоятельности отказывать? Или плюнуть, и разрешить ему все абсолютно? Не люблю советовать, но тут откровенно скажу! НЕ ВПАДАЙТЕ В КРАЙНОСТИ! Найдите ту серединку, которая позволила бы развиваться ответственности у вашего карапуза.

Когда ребенок достаточно взрослый, например, если ему 10 лет, но при этом халатно относится ко всем вашим поручениям, стоит поговорить с малышом. Возможно дело не в безответственности или в лени, и у него есть причины не хотеть или не мочь сделать то дело, которое важно для вас.

Цель такого разговора:

  1. Выяснить, почему нет сдвигов, или они незначительны, в выполнении задания.
  2. Показать, как для вас важно, чтобы карапуз сделал все, что от него ожидают.
  3. Вместе найти выход из положения.
  4. Подобрать те дела, за которые кроха с удовольствием возьмется.
  5. Уверить в своей поддержке и желании помочь.

Что еще вы можете сделать, чтобы у школьника взрастить уверенность в своих силах и решительность в действиях? Самим быть примером и образцом. Поступать так, чтобы ваши слова не расходились с делами!

Знаете, я уверена, что каждая тема, о которой мы с вами говорим, это – шаг навстречу к детям, к семейному счастью и к чувству гармонии внутри себя! Если вы желаете это себе и своим близким, то подписывайтесь сами на новые статьи, и приглашайте друзей оформить подписку и участвовать в обсуждении актуальных для них вопросов.

Прощаюсь! И до новых встреч!

Источник: https://daynotes.ru/kak_vospitat_v_rebenke_samostoyatel_nost_i_otvetstvennost/

Как воспитать в ребенке самостоятельность

Самостоятельность НЕ РОЖДАЕТСЯ САМА ПО СЕБЕ, ОНА ВОСПИТЫВАЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ. Самостоятельность – КАЧЕСТВО СЛОЖНОЕ, ОНО ВЫРАЖАЕТСЯ В СВОБОДЕ ОТ ВНЕШНИХ ВЛИЯНИЙ И ПРИНУЖДЕНИЙ.

Анализ показывает, что самостоятельность у младших школьни­ков имеет относительно ограниченный характер. К примеру, готовя домашние задания, большинство ребят в случае затруднений охотно, без колебаний спешат за помощью к старшим(!). Выполняя обязанности по дому, дети строго следуют полученной установке и не выходят за ее границы.

Миша подметал пол (его попросила учительница), но не стер с доски. На вопрос: «Что же доска осталась грязной?» – мальчик недоуменно ответил: «Мария Александровна об этом мне не говорила».

Причины подобных явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика младших школьников отличается НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ.

Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности,склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостает настойчивости, упорства в преодолении трудностей.

Среди малышей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес.

МНОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО НЕ ОСОЗНАЮТ ВАЖНОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯСТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Например, на вопросы: «Замечаете ли вы у своих детей самостоятельность?», «Учите ли вы их этому?» – родители учащихся младших классов отвечают:

«Нет, особенно не замечаю»,

«Не хотят они никакой самостоятельности»,

«Какая тут самостоятельность – малы еще».

На второй вопрос большинство давали положительный ответ, но тут же добавляли, что делают это они от случая к случаю, несистематически: «Некогда этим заниматься». ОДНОВРЕМЕННО С ЭТИМ ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО СЕТУЮТ, ЧТО ШКОЛЬНИКИ НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫ: «Все их приходится за руку водить», «Все им надо «разжевывать».

Читайте также:  Как определить возможности памяти ребёнка с помощью методики а.р. лурии "заучивание 10 слов"?

Рассмотрим этапы развития самостоятельности:

Первый этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).

Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).

Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).

Проанализируем пример заблуждений родителей по поводу  предъявления требований к самостоятельности детей.

Мама жалуется учителю на свою дочь: «Надя привыкла к тому, что бабушка за нее все выполняла, а теперь дочь требует от меня такого же «сервиса». Но я работаю, не могу за ней ухаживать. И не хочу, потому что она должна чему-то учиться.

Придется ведь ей жить и одной: не всегда будут мама и бабушка». «А чего именно она не умеет?» «Да ничего. Веник в руках держать не может. К розетке не подойдет. Даже спичку зажечь боится.

Вы не представляете, сколько сил затратили, чтобы научить ее зажигать спички! Но все равно, обед сама не разогревает, ждет меня до вечера!»

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ ЗАБЫВАЮТ, что их навыки по самообслуживанию СКЛАДЫВАЛИСЬ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ ИЗ МЕЛЬЧАЙШИХ ОПЕРАЦИЙ.

Мамы и папы этим привычкам не придают значения и думают, что эти навыки – пустяк и ими может овладеть ребенок прямо с пеленок.

 Потому они часто повторяют, обращаясь к ребенку: «Ну, неужели такая мелочь тебе не под силу? Неужели эту чепуху ты не в состоянии был сделать?» А ребенок действительно не в состоянии был справиться с этим «пустяком»: что-то ему мешало, что-то отпугивало. В чем-то он не был уверен, чего-то боялся.

ИТАК, в выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократныеповторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем случае – никакого крика, раздражения, упреков.

 КОГДА ВЫ СРЫВАЕТЕСЬ НА КРИК, ВЫ УНИЧТОЖАЕТЕ ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ВОСПИТАНИЯ, рождаются основания для вражды. Представьте себе, что вы делаете какую-то работу впервые или недавно, а «над душой» кто-то стоит и все время понукает, раздражается и кричит.

Как вы себя будете чувствовать?

Любой ребенок стремится к некоторому максимализму. А родители, как правило, ставят его в положение мальчика на побегушках: «ПРИНЕСИ», «ПОДАЙ», «ВЫЛЕЙ», «ОПОЛОСНИ», «ЗАКРОЙ», «СБЕГАЙ».

В таких условиях трудно стать самостоятельным.

В какое-то время и как можно раньше надо переходить к передаче ребенку целостных функций:убрать всю комнату, приготовить завтрак, подготовить к выходу в детский сад брата.

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?

 Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить.

При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия.

Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам».

 У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий.

Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять.

Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ребёнком, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем.

Иначе – если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку – он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

 Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком.

Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас.

Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

 Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами: это настольные (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды) и подвижные игры.

Игра – это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения.

Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

 Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня.

Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время.

Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на «организацию» ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Итак, больше доверия, больше самостоятельности и поощрения – таковы несложные правила развития самостоятельности ребенка в домашних делах. Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку», что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя работу многократно, он овладеет устойчивыминавыками этой деятельности и будет хотеть заниматься ею самостоятельно.

Источник: https://infourok.ru/kak-vospitat-v-rebenke-samostoyatelnost-680491.html

Как воспитать самостоятельного ребенка

Ребенок, рождаясь уже отдельная личность, и хотя в начале, он очень нуждается в маме и папе, в уходе и внимании, но с каждым днем малыш становится все более самостоятельным. Только от родителей зависит, как научить ребенка самостоятельности, насколько он вырастет зрелой, развитой и независимой личностью.

Как научить ребенка самостоятельности, практические советы

Самостоятельность — это результат воспитания, а не врожденное качество личности. От действий родителей зависит и как воспитать самостоятельного ребенка. Вот несколько советов:

Приглашать ребенка к обсуждению

Необходимо приглашать ребенка к обсуждению семейных дел и решений, тем более что он своим простым языком иногда может подсказать правильное решение.

Как ни странно все решения у нас принимаются за детей, а им не дается право высказать свое мнение в том или ином семейном обсуждении. Родителям проще принять решение единолично, а не выслушивать еще и другое мнение, тем более оно может не совпасть со своим.

Здесь стоит задача или согласиться или переубедить. Ваши доводы должны быть сильными и правильными, тогда ребенок с ними согласится.

Спрашивать советы у ребенка

Спрашивать совета у ребенка в делах, которые его напрямую касаются. Когда малыш был еще совсем маленьким, то все решения за него принимались мамами и они просто привыкают к этому ничего не меняя впоследствии.

Что одеть, куда пойти, чем заняться, что покушать это те вопросы, по которым надо советоваться, естественно принимая во внимание возраст.

При не совпадении мнений, как надо и что хочет ребенок, попробовать объяснить свое мнение, почему нужно сделать именно этот выбор.

Давайте выбор ребенку

Давайте ребенку делать выбор, но следует учитывать, что чем меньше ребенок, тем меньше должен быть выбор, потому что ему еще очень сложно выбрать из большого разнообразия. Рекомендуется делать выбор узкий, две, три позиции, например какой будешь смотреть мультфильм этот или этот. Это приучит к самостоятельности, выработает собственное мнение.

Помогать когда малыш просит

Помогать когда малыш просит, но следует учитывать, что здесь главное слово «когда просит», потому что родители очень любят помогать много и всегда. Как можно воспитать самостоятельного ребенка, если вы все стараетесь сделать за него.

Необходимо сократить количество помощи особенно в тех случаях, когда ребенок умеет делать это сам, если что то не получается тогда научите его просить помощи, проговорите с ним: «мама мне нужна твоя помощь», «как это сделать», «мама у меня не получается» и другие.

Развитие кругозора детей

Развитие кругозора детей, это не просто книжки, а посещение новых мест, разговоры много обо всем и на разные темы. Вокруг нас множество разных предметов, много людей и событий, которые не известны детям и они задают вопросы, эти вопросы взрослым кажутся не важными и их игнорируют.

Создавайте условия ребенку для самостоятельной игры

Давайте время и создайте условия ребенку для самостоятельных занятий и игр, предварительно напитав его своей любовью и заботой, т.е. дать ему дозу внимания, после которой он захочет остаться играть один.

Без этой дозы он будет ходить за вами как хвост в надежде получить это внимание. У детей должно быть свое приватное пространстве, если не личная комната , то по крайней мере собственный угол.

Старайтесь не отвлекать ребенка, если он чем то занят, не стоит лезть к нему с подсказками и помощью, а иначе как научить ребенка самостоятельности.

Позволяйте совершать детям ошибки

Позволяйте совершать детям ошибки, то есть если вы наблюдаете за ребенком и видите, что сейчас что- то может произойти и это не угрожает его безопасности, то позвольте этому произойти. Не нужно бросаться на помощь или лезть своими советами, когда что то не получается, если конечно он сам не попросит помощи.

Как можно воспитать самостоятельного ребенка если не дать ему право на ошибку. Старайтесь не перехватывать инициативу в том, чем занимается ваш ребенок, не пытайтесь спасать его от результатов своей деятельности, пусть он поймет, как и зачем это сделал.

В случае если он сильно переживает за свои действия, плачет, вы можете предложить свою помощь, спросив об этом.

Возможность заниматься ребенку творчеством

Возможность заниматься ребенку творчеством не должно быть исключительно вашим желанием. Родители должны показать ребенку разнообразие, пройдя с ним, какие то тестовые занятия, например танцы, рисование или лепка, то есть показать, чем можно заняться. Малыш сам созреет и выберет то, что ему интересно.

Чтобы научить ребенка самостоятельности, старайтесь выполнять свои обещания

Потому что если вы этого не делаете, то и ребенок берет за правило тоже их не выполнять. Поговорите на эту тему, расскажите, почему люди друг с другом договариваются, дают обещания и что бывает, если они не выполняются.

Читайте: Сколько можно ребенку смотреть телевизор.

Источник: https://vseprodetok.ru/dlya-roditelej/kak-vospitat-samostoyatelnogo-rebenka/

Как воспитать самостоятельность в ребёнке

Самостоятельность это важное качество, которое необходимо каждому человеку. Уже с раннего возраста нужно учить своего ребенка отвечать за свои поступки.

Что может быть приятнее, чем уход за своим ребенком? Когда малыш рождается, он нуждается в матери, которая кормит его, купает, укладывает спать. Но со временем ребенок растет, и наступает момент, когда ему нужно становиться самостоятельным.

Он уже сам учится завязывать шнурки, одеваться, застегивать пуговицы, убирать игрушки. Но для того, чтобы малыш этому научился, также нужна помощь мамы – именно родители берут на себя обязанность по воспитанию самостоятельности в ребенке.

 

Что такое самостоятельность?

Самостоятельность – это свойство личности, которое подразумевает, что человек способен действовать по собственной инициативе, без контроля и помощи выполнять свои дела и отвечать за свои поступки. 

Самостоятельность – это сложное понятие, нельзя привить ее за короткий срок, это длинный этап, который требует много времени и усилий. 

Когда нужно учить ребенка самостоятельности?

Нередко родители начинают бить тревогу перед самой школой, когда выясняется, что их малыш совсем несамостоятелен. Но воспитание детей нужно начинать гораздо раньше, поскольку это процесс длительный. 

Первые признаки самостоятельности у малышей начинают проявляться уже в возрасте от одного года, когда малыш уже сам пытается что-то делать.

В младшем возрасте имеется такой период, когда самостоятельность ребенка особенно сильно проявляется, он называется кризисом 3-х лет или «я сам». В таком возрасте малыш не позволяет родителям помогать ему и предпочитает все делать сам.

Именно в этот период ребенок начинает воспринимать себя как отдельную личность, он хватает ложку, пытается сам застегнуть одежду. 

Как научить ребенка самостоятельности?

Нужно всячески поощрять стремление ребенка делать все самостоятельно. Конечно, бывает сложно ждать, когда малыш сам оденется, особенно, когда вы торопитесь, но нельзя ругать ребенка и делать все за него. В таком случае он сам так и не освоит эти простые действия. Лучше начните собираться заранее, в таком случае ребенок успеет одеться, а вам не придется переживать. 

Читайте также:  Основы обучения ребенка скорочтению

Не нужно постоянно контролировать действия ребенка и его отношения со сверстниками. Малыш должен сам учиться общаться, знакомиться, ссориться и мириться. 

Когда детям исполняется 4 года, у них уже должны быть обязанности. Ребенок должен сам собирать и убирать свои игрушки, мыть руки перед едой, чистить зубы. 

Нередко родители любят вмешиваться и в процесс творчества. Нельзя этого делать. Пусть ребенок сам учится вырезать и лепить фигурки, да, первые работы будут неровными, но постепенно малыш все освоит. Если вы хотите помочь ребенку, то лучше использовать подобный фразы: «Как у тебя красиво получается. Смотри, а если попробовать сделать так, то выйдет по-другому» и т.п. 

Но если ребенок просит о помощи сам, то в таком случае не нужно отказывать ему. Покажите, как нужно поступать в той или иной ситуации, а также терпеливо ответьте на все вопросы. 

Для самостоятельности ребенка важно, чтобы мама не была все время рядом. Отведите его в садик или детский центр развития, там малыш на какое-то время сможет остаться без родителей.

Первое время ему будет тяжело и непривычно, но спустя какое-то время он освоится. Кстати, если ребенок регулярно посещает дошкольные учреждения, ему потом гораздо легче адаптироваться в школе, переход в статус «ученика» является меньшим стрессом.

У таких детей, как правило, гораздо меньше проблем с успеваемостью. 

Развитие самостоятельности – это сложный и длительный процесс. Конечно, родителям сложно отпустить ребенка и позволить ему делать что-то самому, но нельзя все время контролировать его, поскольку в таком случае вырастет человек, не приспособленный ко взрослой жизни.

Источник: http://dc-logos.ru/articles/2016/05/30/articles_52.html

Как воспитать самостоятельность у ребенка?

Если родители хотят, чтобы их ребенок был самостоятельным и ответственным, они должны ему предоставить такую возможность. Другими словами, нужно перестать излишне опекать ребенка. Дети должны иметь возможность самостоятельно принимать решения и совершать какие-либо поступки.

Естественно, родителям необходимо держать ситуацию под контролем, но контроль должен быть незаметным для ребенка. Взрослым надо понимать, что ребенок-школьник может к чему-то стремиться, чего-то хотеть. Можно для развития детской самостоятельности отдать его в такой кружок, где результат деятельности зависит от его усилий.

Но только в том случае, если он этого хочет.

Учим ребенка планировать свои действия

Следующее, что надо сделать — это научить ребенка планировать свои действия. Можно для начала обговаривать каждый вечер предстоящий день. Пусть ребенок расскажет о своих планах после школы, продумает, сколько времени займет выполнение домашней работы, сколько времени он может погулять или поиграть.

И на следующий вечер проанализировать, все ли у него получилось так, как он планировал. Если нет, то почему? Только все это должно быть в спокойном доброжелательном тоне и ненавязчиво. Можно ввести систему поощрения за выполнение графика и штрафов за отступления от графика без уважительной причины.

Не надо бояться давать ребенку поручения. Многие взрослые стараются оградить ребенка от всех забот и домашних дел, считая, что он загружен учебой. Этого делать не надо. У всех в семье должны быть свои обязанности и разовые поручения.

Только не стоит критиковать, когда он что-то сделал, и проявлять недоверие. Это отобьет у него желание вообще что-либо делать.

Наоборот, если ребенок допустил ошибку, то надо поддержать и вселить уверенность, что в следующий раз все получится.

И еще один значимый навык, который просто необходимо развивать у ребенка, — умение делать домашнюю работу самостоятельно. Никто не говорит, что взрослые не должны помогать ребенку в выполнении задания, но это не значит, что надо сидеть с ним, пока он не сделает уроки.

Лучше стремиться к тому, чтобы ребенок самостоятельно сделал уроки в черновике и обратился за помощью к родителям, если остались вопросы, а родители проверили бы выполнение заданий и вместе исправили ошибки. Но это необходимо только в начальной школе, а дальше от родителей только помощь при необходимости и контроль, причем не каждодневный.

Иначе дети привыкают рассчитывать на других и снимают с себя ответственность, что мешает воспитанию самостоятельности.

Ну и еще один важный момент: не стоит постоянно все запрещать ребенку.

Если вы видите, что он чего-то хочет, и вы понимаете, что этого лучше не делать, то сказать об этом ребенку можно, только не в категоричной форме. А решение пусть остается за ним.

Пусть он «набьет себе шишек» и сделает правильные выводы. Потому что учиться на чужих ошибках не всегда получается. На своих всегда нагляднее.

Видео по теме:

Источник: http://kizlady.ru/kak-vospitat-samostoyatelnost-u-rebenka/

Как воспитать в ребенке самостоятельность: 9 правил

Идеальная картинка, которую рисуют в своем воображении родители, часто выглядит так: ребенок все делает сам, быстро и аккуратно. За кадром остается одна важная деталь – он выполняет только то, что ему говорят.

Вставай, умывайся и чисти зубы, иди завтракать – пожалуйста! Но готовность охотно следовать указаниям, каким бы ценными они ни были, никак не самостоятельность, а всего лишь послушание.

Именно привычка «слушаться» взрослых становится одной из главных причин пассивности, безыдейности и безынициативности – психологических проблем, с которыми так часто сталкиваются родители школьников. «Не может толком сказать, чего хочет, и ничего сам не сделает, пока не напомнишь! И в кого только он такой?» – можно услышать сетования взрослых.

На самом деле самостоятельность начинает формироваться достаточно рано. Главное – вовремя это заметить. Уже в 1-2 года у крохи проявляются первые осознанные желания самостоятельных действий. Как только он понимает, что часть своих потребностей может удовлетворить сам (вылезти из кроватки, попить из бутылочки, включить свет), то старается это сделать.

И сразу же слышит первые родительские запреты: не трогай, иначе разобьешь, поставь на место, а то обольешься! Дальше – больше: стой, не ходи туда, положи на место, отдай… В 3-4 года малыш переживает первый серьезный кризис взросления, когда к нему приходит понимание: не только его поступки, но и желания могут отличаться от того, что требуют взрослые.

В детский сад он хочет надеть желтую футболку, но мама натягивает серую – практичнее. Мелочь? Отнюдь! Неусыпный контроль и постоянное давление взрослых не только губят детскую тягу к познанию мира, но и напрочь отбивают охоту к самостоятельным действиям вообще.

Довольно быстро ребенок понимает: прикладывать усилия там, где не хочется, порой и не нужно (взрослые сделают все сами), и начинает этим пользоваться. Как не допустить такого развития событий?

1

Дайте ребенку возможность проявить свою самостоятельность

Годовалый малыш раскидывает игрушки? Не бегите сломя голову подбирать и подавать – пусть ползет к ним сам. С удовольствием размазывает фруктовое пюре по лицу? Не ругайте. Ваша задача – дать маленькому человечку возможность действовать, а значит, чувствовать себя самостоятельным.

Позволяйте ему делать то, что он хочет, даже если результаты сначала будут неудачными. Когда вы не уверены, что ребенок что-то умеет (подносить ложку ко рту, пить из чашки, застегивать кнопки на курточке и т.п.), покажите, как делать это правильно. Не получается – не беда.

Не мешайте его попыткам самостоятельно справиться с проблемой и помогайте только тогда, когда он сам вас об этом попросит! Конечно, обязательно нужно принимать в расчет возраст и уже накопленный опыт.

Действуйте последовательно: пусть сначала малыш учится снимать штанишки, и только потом – надевать, прежде всего, покажите, как орудовать ложкой, а уже затем – вилкой и т.п. Усложняйте задачи постепенно – успешное освоение новых самостоятельных навыков хорошо стимулирует детский интерес к ним.

2

Поощряйте инициативу

Старайтесь по возможности избегать строгих запретов – «Не бегай!», «Брось!», «Стой!», «Не мешай!» – и «предсказаний» вроде «сломаешь», «порвешь», «разольешь». Четырехлетка хочет помочь вам с уборкой? Не выставляйте его из комнаты, а наградите тряпкой.

Желает помыть посуду? Подставьте к раковине табуретку и включите теплую воду. Старайтесь как можно реже категорично отказывать, а объяснять причины отказа и предлагать альтернативные варианты. Чтобы «разбудить» детскую инициативность, предоставьте свободу выбора.

Собираясь на прогулку, спросите, куда кроха хочет пойти гулять – на детскую площадку или в парк? Какую шапку он завтра наденет – красную или синюю? Таким образом малыш будет учиться принимать решения (какими бы незначительными на ваш взгляд они ни были), думать и действовать самостоятельно.

Предоставьте ему пространство, за которое будет отвечать только он – если не собственную комнату, то хотя бы детский уголок в квартире – пусть сам определяет положение вещей и следит за порядком.

Сначала помогайте ему в этом непростом деле, объясняйте, почему лучше складывать игрушки в коробку, а книги – ставить на полку, но не упорствуйте, если малыш с вами не согласен. Он просто хочет сделать по-своему и почувствовать, что его решения тоже имеют вес. Дайте ему это право.

3

Составьте четкое расписание

Жизнь по графику – предсказуема и понятна. Но это именно то, что необходимо детям. Привыкание к определенному распорядку дня (подъем, умывание, уборка кровати, завтрак, прогулка и т.д.) упорядочивает жизнь ребенка.

Когда такого режима нет, он мается (в том числе от безделья), а родителям приходится постоянно стоять над ним, заставляя сделать то или иное. Вы должны понимать, что составленное расписание – это опора, которая поможет малышу быстрее запомнить все то, что нужно сделать.

Визуализируйте режим дня, нарисовав расписание и повесив его на самое видное место.

4

Поручите ему домашние дела

Дети часто проявляют инициативу в этом направлении – не препятствуйте! Найдите ребенку занятие по душе: обожает воду – пусть поливает цветы, любит украшать – сервирует стол.

Непременной обязанностью, посильной даже для двухлетнего малыша, должно стать поддержание порядка в своем «игрушечном уголке».

Обязательно хвалите ребенка за своевременное выполнение его собственных домашних «дел» и подчеркивайте пользу от его труда.

Секция хоккея или кружок современных танцев, иностранный язык или музыкальная школа – главное, чтобы он ходил туда с удовольствием. Это важно не только для физического или умственного развития. Просто воспитание самостоятельности предполагает в том числе и формирование у ребенка умения занять себя на какое-то время без помощи взрослых.

Введите практику получения карманных денег (пусть в самом начале это будут самые копеечные суммы), подарите малышу копилку и позвольте ему самому распределять траты.

На первых порах объясняйте, почему нельзя скопить много, если постоянно тратить. Немного погодя, дайте задание: попросите ребенка заранее просчитать свои «расходы», учитывая запланированные и непредвиденные траты.

Если нужно, помогите, но не навязывайте своего мнения – пусть решает все сам.

Придумывайте спорные ситуации, чтобы показать ребенку разные возможности их решения, и просите его самого решить, как именно лучше поступить. Обсуждайте итоги всех его действий и поступков и позволяйте ему свободно выражать свои мысли. Пусть он открыто говорит о том, что вызывает его непонимание.

В свою очередь, объясняйте, почему вы в конкретной ситуации поступаете именно так, а не иначе. Заключайте соглашения! Договоритесь, например, что вы почитаете сказку на ночь и посекретничаете минут 10 перед сном, если малыш вовремя прекратит вечерние игры и самостоятельно приготовится ко сну.

Предупредите, что если договоренность с его стороны будет нарушена, все запланированное сразу отменяется.

Похвала – один из самых приятных и доступных стимулов. Хвалите и ободряйте всегда, даже если у малыша пока еще не все получается. Он будет чувствовать, что вы цените его усилия и захочет попробовать еще. Не нужно петь дифирамбы и сыпать лестными словечками по любому поводу – похвала должна быть не преувеличенной, а заслуженной.

Терпение – одно из главных качеств, которого потребует от родителей воспитание у ребенка самостоятельности. Даже при нехватке времени не нужно делать за малыша те дела, с которыми он может справиться сам.

Вместо этого почаще говорите своему ребенку, как вы его любите, десятки раз объясняйте самые очевидные вещи, слушайте все, что он говорит, отвечайте на все его вопросы, помогайте ему рассуждать и давайте возможность принимать решения, даже если они вам не совсем по душе.

Откажитесь от гиперопеки, не требуйте от малыша полного подчинения, а будьте ему другом и советчиком.

По материалам Parents.ru

Источник: https://elle.ua/otnosheniya/semya/kak-vospitat-v-rebenke-samostoyatelnost-9-pravil/

Ссылка на основную публикацию