Методические основы образовательной программы «гармония» для начальной школы

Школьный гид

ВНИМАНИЕ!
Актуальная статья Программа «Гармония» (ФГОС НОО 2009г.)

«Гармония» —  это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Комплект был создан в 2000г. (научный руководитель — Н.Б.Истомина, доктор педагогических наук, профессор).

УМК «Гармония» включает в себя учебники по  следующим учебным предметам:   
— Обучение грамоте и чтению (2 линии).
Азбука. Авторы:  Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С..  
Букварь. Авторы:  Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е.

 
— Русский язык. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
— Литературное чтение. Автор  Кубасова О.В..  
— Математика. Автор  Истомина Н.Б..  
— Окружающий мир. Авторы:  Поглазова О.Т., Шилин В.Д..
— Технология. Автор Н.

М. Конышева.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.

Методическое оснащение комплекта «Гармония» прошло экспериментальную проверку в разных масштабах: на уровне дипломных исследований, которыми руководили авторы предметных комплектов, на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ.

Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы (автор Н.Б. Истомина) удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.

В настоящее время ведется работа по созданию УМК по английскому языку, изобразительному искусству и музыке.
Таким образом, комплект «Гармония» будет полностью обеспечивать учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план.

Поэтому одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий: — целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение); — приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания; — активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования; — соблюдение баланса между интуицией и знанием; — разноплановое рассмотрение одного и того же объекта; — опору на опыт ребенка; — параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними; — взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений; — единство интеллектуальных и специальных умений; — создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний. В УМК «Гармония» каждая предметная линия изначально разрабатывалась авторами с особым акцентом на формирование у учащихся именно универсальных учебных действий (которые в авторских концепциях и программах первоначально обозначены как общеучебные умения; в соответствии с принятой на этапе их создания терминологией это понятие следует рассматривать как идентичное УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С.

Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М.

Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.

                                    Программа Гармония отзывы:

УМК «Гармония» очень распространен в школах. Многие родители довольны результатами. По их мнению программа развивает мышление, логику, грамотность. Правда математику считают слабоватой. Решение задач начинается только во 2 классе. При решении задач постоянно требуется построение схем, много логических задач.

Понятие периметра прямоугольника вводится в конце 2-ой четверти в 3 классе после понятия площади прямоугольника. При этом площадь фигуры изучается в начале 1-ой четверти. А итоговые контрольные работы ориентированы на программу «Школа России». Наибольшее недовольство родителей вызывают учебники русского языка М.С.

Соловейчик, особенно для 1-го класса. Вызывает нарекания отсутствие четких правил (ребенок должен сам логически к ним подойти). Большое внимание уделено фонетике в 1-ом классе. Транскрипции сбивают детей с толку, сказываются на грамотности.

Другой особенностью являются поиски «опасных мест при письме», которые выделяются самыми разнообразными способами (черточки, точки), печатание слов с «окошком» вместо «опасных мест» с последующим заполнением этого «окошка».

Авторы учебника предлагают детям при диктанте сначала записывать предложение схематически (черточками) с выделением «опасных мест», затем над черточками писать слова слоговыми дугами и только потом записать предложение словами. (Пример диктанта приведен в разделе «Поурочное планирование»).

Продолжения в средней школе программа не имеет, поэтому детям необходимо время, чтобы «переключиться» на традиционный подход к изучению русского языка.

Некоторые родители отмечают, что при замене учебника русского языка на другой, программа становится очень даже неплохой.

Источник: https://schoolguide.ru/index.php/progs/2.html

Образовательная программа Гармония для начальной школы

Автор: Евгения Климкович

https://www.youtube.com/watch?v=CcH_fiiPKUA

Приветствую вас, дорогие читатели моего блога. Рада вас снова видеть. Если вы открыли эту статью, — значит вам далеко небезразлично, какая школьная образовательная программа будет преподноситься вашему ребёнку. Ведь учиться, пусть даже только и в первое время, придётся по ней и вам тоже, помогая малышу осваивать новые знания.

Сегодня хочу разузнать, что за образовательная программа Гармония для начальной школы, и поближе с ней познакомиться, если вы не против.

В чём воплотили гармоничную программу?

Образовательная программа «Гармония» была идеей доктора педагогических наук профессора Натальи Истоминой, которая долгое время проработала в системе Занкова. Совсем неудивительно, что идея развивающего обучения является стержнем появившегося на просторах начального образования программного продукта.

Проект работает по утверждённому в 2009 году методическому комплекту, соответствующему требованиям ФГОСа и созданному на кафедре начального обучения педагогического университета М. Шолохова, для чего были привлечены практикующие педагоги, имеющие учёные степени:

  • кандидаты педагогических наук профессор М. Соловейчик и доцент Н. Кузьменко – авторы русского языка;
  • кандидат педагогических наук, доцент О. Кубасова разработала учебник литературы;
  • Н. Истомина – вдохновитель программы — является автором учебника по математике;
  • методика преподавания окружающего мира принадлежит кандидату педагогических наук, старшему преподавателю О. Поглазовой;
  • над учебником по труду работала доктор педагогических наук Н. Конышева.

Особенностями своего детища в сфере образовательных программ под названием «Гармония» авторский коллектив считает:

  • преодоление в процессе обучения разделения между традиционной и развивающейся системами, для чего они попытались объединить имеющие жизненный опыт положения с инновациями;
  • направленность процесса обучения на изменение школьного образования в сторону гуманизации.

Отвечая в своей концепции начального школьного образования на вопрос «Как учить детей?», главное внимание авторский коллектив решил уделить комфортности, с чем и связано такое название программы. Комфорт – это очень даже хорошо, только если в ногу со знаниями. А так ли, читаем дальше.

Изначально не вошли в список рекомендуемых для применения в образовательном процессе «Основы культуры народов России» Н. Ворожейкиной и английский «Милли» С. Азаровой, которые являются частью методического комплекта «Гармонии». Но это не самое главное, от чего сразу хочется истерически возмущаться. Всё впереди, следуйте за мной!

Может, для вас это уже и не секрет, но в январе 2016 года абсолютно все учебники комплекта «Гармония» Министерство образования исключило из перечня рекомендованных, оставив право образовательным учреждениям применять их ещё пять! лет. Так что, детей вполне могут чему-нибудь поучить за четыре года начальной школы по сомнительным, по мнению Минобразования, методикам. А вот над этим я бы, как мама, задумалась.

К чему стремиться, обучаясь гармонично?

Создавая свою авторскую образовательную программу, специалисты в области педагогики хотели:

  • научить детей пользоваться методами анализа, аналогии, синтеза, сравнения;
  • помочь применять школьниками при решении задач собственный опыт;
  • дать основы одновременного использования в работе нескольких моделей обучающего процесса со словами, графиками и схемами;
  • воспитать духовные ценности и нравственные приоритеты;
  • привить эстетический вкус;
  • отдать приоритет самостоятельной работы не только дома, но и на уроках.

«Опять сами», — скажете вы, и мне нечего вам возразить. Да, дорогие мои родители, программа «Гармония» предполагает не только самостоятельную работу, но и к моменту начала образования в школе наличие у первоклассника уже какого-то опыта, без которого гармонично, увы, не получится. Ваш ребёнок должен быть заранее подготовленным.

Цель «гармоничных» учебников – не передать готовые знания, их нужно добыть: самим или с учителем, познавая окружающий мир. Хорошо это или плохо – решать вам. Сможете ли вы помочь в запланированной самостоятельности, будем разбираться дальше. Ищем плюсы и минусы.

В «гармонии» есть и мухи, и котлеты

Вообще всё новое, как говорят, — это хорошо забытое старое, и во многих случаях с этим нельзя не согласиться. Только вот когда это нажитое годами, пытаются с чем-то скрестить, привнеся свежую струю, результаты можно ожидать уникальные. А ещё если это первый «блин», то почти всегда «комом».

Так и программа «Гармония», основанная на пережитках школьного образования в советские времена, имеет свои плюсы и свои минусы.

  • В учебниках русского языка и математики авторы заложили, как им кажется, новый логический подход к выдаче материала: каждая последующая тема крепко завязана на предыдущей, обеспечивая так необходимое «повторенье – мать ученья». А что думают про это пользователи?
  • В организации учебного процесса лежит идея добычи нужной информации, она не даётся в готовом виде. Причём, как убеждают авторы, дополнительные методические рекомендации для родителей дают возможность наверстать упущенное в домашних условиях. Но почему же это приводит к возмущениям родителей, желающих помочь своим ученикам:
  • Программа «Гармония» использует новые технологии преподавания, как предполагалось изначально, но родительские отзывы полны недопонимания, как такие новации могут научить грамоте и счёту:
  • Многие хвалят литературу, отмечая интересные задания, но для правильного восприятия некоторых произведений придётся потрудиться, чтобы их правильно понимать. Хотя это и есть задача программы – добывать самим информацию.

Кому нужна «Гармония»?

Школьная программа «Гармония» предназначена для детей с «IQ в норме», но:

  • имеющих развитое наглядное мышление;
  • обладающих навыками логики;
  • способных к быстрому старту;
  • свободно переключающихся с одной задачи на другую;
  • богатых словарным запасом и развитой памятью.

Если к моменту поступления в школу ваш ребёнок обладает такими характеристиками, то добро пожаловать в гармоничный мир, учиться в котором таким детям, скорее всего, будет интересно. Среди обучающихся по программе «Гармония» есть и те, которых не смущают ни «йожыки», ни их «ношки».

В этом случае вам остаётся лишь поддержать детскую инициативу и не быть «тормозящим фактором», время от времени читая специально написанные родителям в методичках весточки авторов с разъяснениями хитростей программы, помогающие избежать ошибок.

Читайте также:  Детский каприз

А давайте заглянем на открытый урок к третьеклассникам, которые как раз и идут по программе «Гармония». Смотрите видео.

На сегодня всё. Плюс ещё одна образовательная программа, разобранная по молекулам, в нашей копилке. Желаю вам успехов и гармоничного подхода к воспитанию детей.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Источник: http://shkolala.ru/zakonodatelstvo-o-shkole/programma-garmoniya-dlya-nachalnoi-shkoly/

О программе «гармония» программа начального образования (1-4) «гармония» является результатом многолетнего научно- методического поиска путей совершенствования. — презентация

1 О программе «Гармония» Программа начального образования (1-4) «Гармония» является результатом многолетнего научно- методического поиска путей совершенствования начального образования. Научный руководитель — Наталья Борисовна Истомина, доктор педагогических наук, профессор.<\p>

2 О программе «Гармония» Данная программа адаптирована к психологическим особенностям современного младшего школьника и методически грамотна. Программа обеспечена полным комплектом учебников и рабочих тетрадей с 1 по 4 класс.<\p>

3 Цели программы: Многостороннее развитие ребенка. Комфортное обучение. Подготовка мыслительного аппарата ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.<\p>

4 Учебно-методический комплект » Гармония» Создан в 2000 г. для 4-летней начальной школы. Все учебники комплекта «Гармония» рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников.<\p>

5 Комплект обеспечивает: целенаправленное формирование приемов умственной деятельности; приоритет самостоятельной деятельности учащихся при усвоении содержания; понимание ребенком изучаемых вопросов;<\p>

6 Комплект обеспечивает: условия гармоничного отношения в системах «учитель — ученик», «ученик — ученики»; деятельность каждого ученика в ситуации успеха.<\p>

7 Обучение грамоте. Н. М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин<\p>

8 Русский язык. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко<\p>

9 Русский язык. Коммуникативный подход к изучению языка — совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Обеспечивает базу для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.<\p>

10 Литературное чтение. О. В. Кубасова<\p>

11 Литературное чтение. Литературное чтение – в лучших традициях нашей литературы. Отобраны произведения духовно- нравственного содержания. Формирует мировоззрение детей. Развивает творческие способности (инсценирование, подбор рифм, сравнений, творческие пересказы). Развивает эмоциональную сферу.<\p>

12 Математика. Истомина Н.Б. УМК удостоен премии Правительства РФ<\p>

13 Математика. Целенаправленная и систематическая работа формирует приемы умственной деятельности: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия и обобщение.<\p>

14 Окружающий мир. О. Т. Поглазова<\p>

15 Окружающий мир. Готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно действуя с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира и разными видами учебной деятельности.<\p>

16 Технология. Н. М. Конышева<\p>

17 Технология. Предлагаемые задания позволяют развивать у детей интеллект и творческие способности. Тетрадь содержит необходимую наглядность, а также готовые материалы для практической работы учеников.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1105946/

Обзор УМК «Гармония» для начальной школы

Образовательная система «Гармония»

«Гармония» —  это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Комплект был создан в 2000г.

Одной из главных задачавторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Методическое оснащение комплекта «Гармония» прошло экспериментальную проверку в разных масштабах: на уровне дипломных исследований, которыми руководили авторы предметных комплектов, на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ.

Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы (автор Н.Б. Истомина) удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.

Комплект «Гармония» уже полностью обеспечивает учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план.

Все авторы учебников – методисты, которые давно работают в школе, связаны со школой. Многие авторы переходят со своими учебниками в среднюю школу, так что соблюдается полностью преемственность со средней школой.

В самой начальной школе через учебники реализуются идеи развивающего обучения.

Учебник русского языка называется «К тайнам нашего языка» (Соловейчик Марина Сергеевна, кандидат пед.наук, профессор кафедры методики начального образования Московского государственного открытого педагогического университетаим. М.А. Шолохова).Авторы пытаются изменить отношение ученика к учебнику.

Русский язык как учебный предмет сложный, дается ребенку не легко, мало кто любит русский язык. Это же очень плохо. Если русский язык относится к самым нелюбимым, то о каком патриотическом, нравственном воспитании можно говорить. Авторы пытаются изменить ситуацию. Ведь ребенок приходит в школу.

уже в некоторой степени, владея русским языком. Не случайно название учебника – К тайнам… — не заново сообщить о каких-либо сведениях, а помочь ребенку открыть устройство языка, помочь понять, как богато и разнообразно он устроен, ну и научить этим пользоваться.

Вот почему основные особенности учебника – это направленность на речь, на развитие речи, на развитие мышления, его языковой интуиции, и очень важно – это развитие учебной самостоятельности.

Сегодня нельзя давать новые знания, сегодня надо научить приобретать новые знания, а как следствие – научить ребенка общаться, пользуясь «тайнами языка», приобретенными знаниями.

Отсюда задания:

  • вопросы, суждения, ошибки персонажей;
  • задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
  • заголовки-вопросы;
  • наблюдения за фактами языка,

Представленные в учебнике «Литературного чтения» Кубасововй Ольги Владимировны произведения помогают выработать у детей литературный вкус, расширить их читательский кругозор.
Система упражнений, вопросов и заданий к текстам позволяет формировать определенные образовательным стандартом читательские знания, умения, навыки; развивать творческие наклонности учащихся.

Основное внимание при изучении данного предмета уделяется литературному образованию детей, наряду с этим продолжается систематическая работа над навыком чтения и общеучебными умениями учащихся, формированию их мировоззрения и любви к чтению.

Комплект книг по «Литературному чтению» красочно оформлен, он поможет учащимся превратить чтение в увлекательное и полезное занятие в школе и дома.

Концепция курса математики Натальи Борисовны Истоминой — Целенаправленное развитие мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова,

Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования,

Автор учебников и учебно-методических пособий по математике

Задачи курса:

  • обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов;
  • создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом;
  • создать для каждого ученика ситуацию успеха в познавательной деятельности.

Особенности УМК по математике:

Автор по-новому подходит к изучению многих математических понятий, свойств, способов действий; богатый набор геометрического материала, По-новому подходит к обучению младших школьников решению задач (задачи рассматриваются в разных ракурсах, глубоко проводится анализ для осмысления, предусматривает вариативность решений); наблюдается новый методический подход в использовании калькулятора; интересным считается включение в учебник диалога между Машей и Мишей – учеников-сверстников, которые ищут пути решения вместе, могут предлагать правильные ответы, могут ошибаться, как реальные дети, и тем самым активизировать самих школьников к поиску решений.

Окружающий мир – Поглазова Ольга Тихоновна

В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории Российского государства.

Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства.

Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений.

В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Источник: https://multiurok.ru/files/obzor-umk-garmoniia-dlia-nachal-noi-shkoly.html

Умк « гармония»

Умк « гармония»

О программе «Гармония»

       Программа начального образования (1-4) «Гармония» является результатом многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования.

       Ведущей идеей комплекта, по мнению авторов, является учебная деятельность младших школьников, ее способы (постановка и решение учебной задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное общение), обеспечивающие комфортные условия развития ребенка в процессе ус­воения знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям Госу­дарственного образовательного стандарта.

       Первой особенностью комплекта «Гармония» является стремление преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и разви­вающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердив­ших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.

        Вторая особенность заключается в том, что в нем нашли методическое воплощение основные направления модер­низации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, диффе­ренциация, деятельностный и личностно ориентированный подход к про­цессу обучения).

       Еще одной особенностью является утверждение, что каждый учеб­ный предмет является источником интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, возможно полно выражать свои мысли.

        Реализованные в учебниках методические подходы создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений педагога с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения.

Среди этих мер авторы учебников отмечают:

·        ориентировку учебных курсов на формирование у младших школьников общих способов действий и усвоение понятий;

·        формирование у младших школьников причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей;

·        использование в учебном процессе различных способов, средств и форм организации учебной работы;

·        включение в учебные курсы систем заданий, которые учитывают одновременно особенности содержания учебного предмета и психологиче­ские характеристики возраста, баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассу­ждением.

     Также специфика содержания учебных предметов находит отраже­ние в методике обучения.

     Комплект обеспечивает: целенаправленное формирование приемов умственной деятельности; приоритет самостоятельной деятельности уча­щихся при усвоении содержания; понимание ребенком изучаемых вопро­сов; условия гармоничного отношения в системах «учитель — ученик», «ученик — ученики»; деятельность каждого ученика в ситуации успеха.

        Особенностью данной программы обучения и воспитания младших школьников является ее направленность на преодоление объективно сложившегося разделения между традиционной и развивающей системами обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.

         Данная программа адаптирована к психологическим особенностям современного младшего школьника и методически грамотна.

Программа обеспечена полным комплектом учебников и рабочих тетрадей с 1 по 4 класс.

<\p>

Комплект «Гармония» для 4-летней начальной школы включает в себя уже известные учителям и методистам учебно-методические комплекты по следующим учебным предметам:  

– Обучение грамоте

        Азбука. Авторы Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин.

        Букварь. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.

– Русский язык. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.

– Литературное чтение. Автор О.В. Кубасова.

– Математика. Автор Н.Б. Истомина.

– Окружающий мир. Авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин.

– Технология. Автор Н.М. Конышева.

       С 2009 года комплект «Гармония» планируется дополнить учебно-методическими комплектами по таким дисциплинам, как:

– Английский язык

– Изобразительное искусство

– Музыка

           Таким образом, комплект «Гармония» будет полностью обеспечивать учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план.

          Все учебники комплекта «Гармония» рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников.

          Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:

  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
  • активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
  • соблюдение баланса между интуицией и знанием;
  • разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
  • опору на опыт ребенка;
  • параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
  • взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
  • единство интеллектуальных и специальных умений;
  • создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Основные положения методик обучения отдельным дисциплинам

Русский язык:

•  создание условий для осознания ребенком себя как языковой личности, формирование у него уважения к языку и к себе как к его носите­лю. Направленность учебной работы на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вопросам речевой культуры посвящены специальные темы курса;

•  непрерывное движение ребенка от практического пользования языком к «открытию» его устройства и осознанному владению им. Изучение языка сопровождается работой над  культурой устной и письменной речи младших школьников;

•  развитие лингвистического мышления и языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка. Системное развитие орфографической зоркости и орфографического самоконтроля у младших кольников. Предусмотрена система обучения особому способу письма —
письму с «окошками».

Математика:

•  умения и навыки, которые необходимы для овладения умениями выполнять этот вид учебных заданий. При этом основное внимание уделяется формированию у школьников умения читать текстовые задачи, усваивать конкретный смысл действий сложения и вычитания, приобретать опыт в соотнесении предметных, словесных, схематических и символических мо­делей;

•        учет особенностей возраста детей: в учебник включены диалоги между Мишей и Машей, с помощью которых ученикам предлагаются для
обсуждения различные точки зрения, комментируются способы действий,
анализируются ошибки. Диалоги привлекают учеников к обсуждению, де­
лают их активными участниками учебного процесса, учат сотрудничать.

 Литературное чтение:

•  общая логика расположения литературного материала и ее соответ­ствие ведущим учебным задачам по курсу представляется следующими направлениями: наработка технической базы чтения (2-й класс); накопление литературных,   идейно-тематических   и   жанровых   представлений   (3-й класс); литературное развитие учащихся на основе упорядочивания лите­ратурных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей (4-й класс);

•  центральная линия курса — формирование навыка чтения и умений работать с текстом;

•  литературное образование младших школьников достигается бла­годаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному виду, роду, жанру литературы;

•  упорядоченное накопление литературных представлений (когда в каждый раздел учебника включены произведения одного литературного жанра) позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ
чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды работ и является непременным условием последующих литературных обобщений;

•  особое внимание уделяется соблюдению преемственности литературного развития и образования учащихся начального и среднего звена школы.

Окружающий мир:

•  группировка учебного материала по трем стержневым линиям изу­чения окружающего мира: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется — наблюдай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни — уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима — знай об этом и береги ее красоту и гармонию;

•  последовательное развитие представлений учащихся об окружающем мире: о многообразии объектов природы (1-й и 2-й классы); об их из­менчивости (3-й класс); дополнение о пространстве и времени (4-й класс).

В процессе обучения по УМК «Гармония» у младшего школьника це­ленаправленно и систематически формируются приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обоб­щение. Учебная деятельность сочетается с коммуникативной.

Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает умение строить собственные высказывания, анализировать суждения других людей.

Источник: http://schoool1902.narod.ru/nachalka/Garmonia.htm

Проект УМК «Гармония»

Балейский филиал

Государственного профессионального образовательного учреждения

«Читинский педагогический колледж»

УМК «Гармония»

(сообщение на МДК 04.01)

Выполнила: Дружинина Е.А.,

студентка 413 группы

Проверила: Юсова В.И.,

преподаватель психолого-

педагогических дисциплин

2014 год

Учебно-методический комплект «Гармония» вступил в работу примерно с 2000 года и действует по сегодняшний день. Создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.

Это одна из новых образовательных программ, ее относят как к традиционному методу обучения, так и к развивающему.

УМК «Гармония» — это учебный методический комплект под ред. профессора Н.Б. Истоминой.

В основе этого УМК лежат принципы проблемного развивающего обучения, авторы этого комплекта другим образом отвечают на вопрос «как учить ребенка?», огромное значение выделяют комфортному обучению (отсюда и название «Гармония»), и что еще очень важно, программа «Гармония» готовит ученика, его способности к мышлению для обучения в дальнейшем.

Одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

 В учебно-методическом комплекте реализованы:

— способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

— способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

— способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

В данной программе есть свои особенности:

— направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения, на основе ограниченного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем;

— методическое воплощение основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, личностно-ориентированного подхода к процессу обучения);

— осуществление преемственности в обучении;

— тщательная проработка концептуальных идей во всех учебниках комплекта и оснащение их методическими рекомендациями, разъясняющими учителю эти идеи, позволяет рассматривать комплект «Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования.

Программа «Гармония» дает ученику:

— интеллектуальное, эмоциональное развитие;

— понимание ребёнком изучаемых вопросов;

— обеспечивает ситуацию успеха, снятие страха перед ошибкой;

— самостоятельность, уверенность, ответственность;

— развитие умения сопереживать, сочувствовать;

— гармоничные отношения с учителем, детей друг с другом.

Программа «Гармония» дает родителям:

— возможность оказывать ребёнку помощь по всем предметам;

— уверенность в успешном будущем обучении ребёнка.

Программа «Гармония» дает учителю:

— формирует новое педагогическое сознание, изменяет взгляд на образовательный процесс и ученика;

— расширяет возможности для творчества;

— помогает выстраивать гармоничные отношения с учениками и их родителями.

Программа «Гармония» содержит свои плюсы и минусы:

Плюсы:

1) Много развивающих, проблемных заданий, много заданий на практику, система дифференцированной работы, яркая наглядность и моделирование в виде слайда, это облегчает и помогает учителю готовиться к уроку, повышает эффективность урока для самого ученика;

2) Представлена модернизация (обновление) школьного образования. Это одна из важных сторон развития общеобразовательной школы, где необходимо не только ориентироваться на усвоение знаний учащимися, но и развивать личность ребенка, его возможности;

3) Методический подход создает условия для понимания учеником изучаемых предметов, для комфортных (гармоничных) отношений между учителем и учениками, между учащимися;

4) Активно используются приемы: наблюдение, выбор, преобразование и конструирование.

5) Соблюдается баланс между интуицией и знанием.

6) Один и тот же объект или предмет при их изучении рассматриваются с разных сторон.

7) Существенная опора на опыт ребенка.

8) Входящие в УМК «Гармония» учебники имеют вспомогательные методики, используя их, родители смогут самостоятельно изучить и объяснить своему ребенку какую-либо тему, если он ее пропустил.

9) В комплекте предлагаются задания для детей с различным уровнем их подготовленности.

10) Формируется ситуация успеха, она же создает в детях здоровую личность.

Минусы:

1) В математике (автора Истомина Н.Б.) задачи решают только во 2-м классе, а контрольные работы для всех классов предоставляются одинаковые. В данное время уже решают вопрос о введении контрольных работ с их соответствием программам.

2) Для того, чтобы учиться по программе «Гармония», ваш ребенок должен быть уже подготовлен заранее. А, например, по «Планете знаний» могут учиться все дети, даже с детсадовской подготовкой.

3) Вне зависимости от системы ученик может получить одни и те же знания, необходимые государственным стандартом. А задания с повышенной трудностью, которые принято считать только для развивающей системы, есть во всех комплектах, но эти задания не предполагаются обязательными при обучении.

4) В русском языке «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик — учебник плохо иллюстрирован, что не привлекает внимания ученика, правила очень теоритизированы и сложны для запоминания.

Нет системы в изучаемом материале. Например, в 3- м классе дана тема — «Падеж существительного», и уделяется на нее 5 часов. Затем эта тема изучается уже подробно в 4-м классе.

Как при этом определять падеж существительного в 3- м классе, это вопрос.

Принципы программы:

-организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

-организация продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

-формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы:

способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Букварь «Мои первый учебник», предназначенный для курса «Обучение грамоте», обеспечивает не только освоение первоклассниками элементарного чтения и письма, но и развитие их мышления, познавательных интересов, чувства языка, формирование фонетического слуха, орфографической зоркости, речевых и читательских умений, введение в мир детских книг, а также накопление опыта работы с учебной книгой.

Курс русского языка, представленный в учебниках «К тайнам нашего языка», обеспечивает формирование у младших школьников языковых и речевых умений, их функциональной грамотности одновременно со становлением у них всего комплекса универсальных учебных действий.

Курс «Литературное чтение» предполагает формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения литературного произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.

Курс математики, представленный в учебнике, в процессе усвоения программного материала целенаправленно формирует все виды универсальных учебных действий (УУД) у учащихся.

Этому способствуют: логика построения содержания курса, разнообразные методические приёмы организации учебной деятельности младших школьников, система учебных заданий, направленных на выполнение учениками различных видов действий.

Особенностями содержания курса «Окружающий мир» являются: интегративный характер предъявления естественнонаучных, обществоведческих и исторических знаний; целенаправленное формирование УУД при освоении предметных знаний и умений.

Основной курс, представленный в учебниках «Технология», является предметная преобразующая деятельность, которая позволяет интегрировать понятийные (умозрительные), наглядно-образные, наглядно-действенные компоненты познавательной деятельности.

Курс музыки, представленный в учебниках «К вершинам музыкального искусства», имеет следующие особенности: развитие музыкального мышления школьников за счет освоения различных жанров музыки; отбор музыкального материала с ориентацией на шедевры мирового музыкального искусства, что помогает ребенку сформировать целостное представление о музыкальной культуре по её эталонным образцам.

Целью учебников «Физическая культура» является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия.

Авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:

— целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);

— приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;

— активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;

— соблюдение баланса между интуицией и знанием;

— разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;

опору на опыт ребенка;

— единство интеллектуальных и специальных умений;

— создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Практическое обоснование:

Вашему вниманию я предлагаю вам посмотреть комплект учебников, методические рекомендации по данной программе и конспекты уроков.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/proiekt-umk-garmoniia

Учебные программы для начальной школы: разбираемся вместе

Все государственные школы нашей страны обучают детей по учебно-методическим программам, которые должны соответствовать ФГОС — Федеральным государственным образовательным стандартам.

Однако само их содержание, впрочем, как и методики преподавания могут значительно отличаться.

«Литтлван» попытался разобраться, как же происходит формирование тех или иных учебных программ для начальных классов, какие из них официально разрешены для применения, и чем они отличаются друг от друга.

Учебные программы: общие положения

Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос, по какой программе будут учиться их дети, и могут ли они как-то повлиять на ее выбор. Согласно действующему законодательству и образовательным стандартам каждая школа вправе создавать собственную.

Однако в ее основе может быть только учебная литература, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253 (с последующими изменениями, последнее — от 21 апреля 2016 года) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Так называемый «федеральный перечень» представляет собой не разрозненный набор учебников, а несколько завершенных предметных линий, которые, в свою очередь, являются составной частью определенных программ — учебно-методических комплексов (УМК). У каждого из них свои принципы и особенности. Создается УМК одним коллективом авторов с конкретным научным руководителем.

Таким образом, выбрать определенную учебную программу родитель может лишь косвенно — заранее узнав, в какой школе обучают по учебникам понравившегося УМК, и, при возможности, записав туда своего ребенка (о правилах приема в 1 класс — мы писали здесь и здесь). Некоторые школы, в которых в параллельных классах обучение идет по разным УМК, проводят тестирование детей для определения более подходящей для них программы.

Какие УМК разрешены сегодня?

На сегодня в федеральном перечне перечислены учебники, которые входят в следующие учебно-методические комплексы:

  • «Школа России»,
  • «РИТМ»,
  • «Перспектива»,
  • «Начальная школа XXI века»,
  • «Перспективная начальная школа»,
  • «Планета знаний»,
  • Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова,
  • «Начальная инновационная школа».

Перечень должен обновляться один раз в три года или чаще. Так, с 2014 года, в том числе и на основании отрицательных заключений экспертов, из него были убраны учебники распространенных ранее во многих школах УМК: «Школа 2000», «Школа 2100», «Диалог», «Гармония». А в развивающей системе обучения Л. В. Занкова сейчас рекомендованы только пособия по изобразительному искусству!

Однако стоит иметь в виду, что все книги и тетради, которые перестают входить в федеральный список, могут быть использованы для обучения еще в течение 5 лет после вступления в силу соответствующих актов.

Кроме того, с течением времени некоторые завершенные предметные линии учебников в рамках одной УМК могут исключаться и заменяться в перечне рекомендованных на новые (издается соответствующий приказ Минобрнауки РФ).

Еще один нюанс. Сами преподаватели начальной школы имеют законное право выбирать, по каким учебникам строить образовательный процесс (и следовать этому выбору все 4 года обучения). При этом они необязательно относятся к одной определенной УМК. Главное, повторимся, чтобы все учебники были перечислены в федеральном перечне.

Особенности

«Школа России»

Этот проект издательства «Просвещение» на данный момент, пожалуй, самая распространенная в российских школах система учебников. УМК существует с 2001 года и с тех пор не раз обновлялась и дополнялась. Его особенность — направленность на формирование универсальных учебных действий у ребенка. В качестве плюсов «Школы России » родители на Littleоne.

ru отмечают простоту, последовательность и «понятность» подачи материала (наличие правил, алгоритмов решения задач), а также то, что она больше всех похожа на то, как учили в «советском детстве». При этом простоту программы, сравнивая с другими УМК, относят и к ее недостаткам.

Некоторые отмечают также со знаком минус то, что во время обучения мало задействовано воображение и собственное логическое мышления. Об авторах и учебниках здесь.

Отзывы форумчан об УМК. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

«РИТМ»

«РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление», что весьма четко определяет особенность этого УМК. Программа интегрирует все предметы начальной школы и строится на принципах раскрытия индивидуальности каждого ученика, привития ему способности мыслить творчески и самостоятельно.

Ее основой является переработанная, дополненная и приведенная в соответствие с ФГОС УМК «Классическая начальная школа» (ранее весьма распространенный, сейчас его учебники исключены из списка рекомендованных). Эта УМК встречается в начальной школе довольно редко сейчас, отзывов по ней немного. Учебники выпускает издательство «Дрофа».

Об авторах и учебниках здесь.

Отзывы форумчан об УМК. 1, 2, 3, 4, 5.

«Перспектива»

Еще один комплекс учебников, издаваемых «Просвещением». С 2010 года научным руководителем этого УМК является Людмила Георгиевна Петерсон, лауреат Премии Президента РФ в области образования.

В отличие от исключенной из федерального перечня «Школы 2000» данный УМК, при некоторых схожих принципах, вызывает бOльшую симпатию родителей. Основу его составляет идея, что учитель лишь подталкивает к знаниям, «открыть» их должен ребенок сам.

При этом некоторые говорят, что программа сложна для среднестатистических детей и во многом рассчитана на интуитивное понимание и самостоятельную внеурочную работу.

Другие же родители, наоборот, относят к плюсам УМК его сложность, направленность на познавательную активность и рекомендуют для детей с математическим складом ума. Об авторах и учебниках здесь.

Отзывы форумчан об УМК. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

«Начальная школа XXI века»

Согласно методике этого УМК каждый ребенок выступает в роли исследователя и является равноправным субъектом процесса обучения (а не «выслушал-запомнил-повторил»). В программе предполагается много заданий на фантазию и смекалку.

Систему учебников выпускает издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ». Она является частью системы УМК «Алгоритм успеха». Родители детей, обучающихся по программе, отмечают в качестве минусов ее запутанность и непоследовательность подачи материала.

Другие относят к плюсам продолжительный период адаптации ребенка к школе, отличие от «советской школы», сильную филологическую составляющую и называют УМК «вполне адекватным и интересным».

Большинство сходятся во мнении, что легче обучаться по программе будет тем детям, кто поступил в 1 класс, уже умея читать, но при этом, не умея писать. Об авторах и учебниках здесь.

Отзывы форумчан об УМК. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

«Перспективная начальная школа»

Идея этого УМК — оптимальное развитие детей на основе поддержки педагогами индивидуальности каждого ученика (возраста, способностей и так далее) в определенным образом организованной учебной деятельности. Здесь часто предполагается работа в малых группах.

Завершенные предметные линии учебников этого комплекса выпускаются издательством «Академкнига/Учебник». Часто к минусам этой системы относят поверхностность изложения и быстрый темп подачи материла, наличие грубых ошибок и нелепых формулировок в учебниках.

Положительным многие родители считают то, что УМК изначально рассчитан на детей разного уровня: есть как легкие, так и более трудные задания. Об авторах и учебниках здесь.

Отзывы форумчан об УМК. 1, 2, 3, 4, 5.

«Планета знаний»

Этот инновационный УМК отличается единством структуры всех учебников (связаны общими темами) и форм учебного процесса. В ходе обучения предполагается выполнение детьми большого количества проектных заданий.

Говоря о положительных сторонах этой программы, родители отмечают, что знания даются детям как бы по спирали: постоянно возвращаются к уже пройденному, наслаивая на это новый материал. К плюсам также относят красивые учебники, доступную и интересную подачу материала.

Те, кто отрицательно отзывается об этом УМК, главным образом, критикуют его за простоту и поверхностность. Учебники выпускаются издательством «Астрель». Об авторах и учебниках здесь.

Отзывы форумчан об УМК. 1, 2, 3, 4, 5.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Освоение учебного материала по предметам в этой развивающей системе начинается с изучения общих способов действия, которые при этом не просто сообщаются ученику в виде какой-то информации, а выстраивается как предметно-практическое действие.

Кроме того, ребенок должен искать самостоятельно способ решения задачи (в любой дисциплине). И если его суждение отличается от привычного (верного), то это считается не совсем ошибкой, а «пробой мысли». Учебники комплекса издаются «ВИТА-ПРЕСС».

Мнения об этом УМК диаметрально противоположны: от восторженных до крайне негативных.

Однако все сходятся в том, что данная программа трудна для восприятия взрослыми, учившимися в свое время по традиционной системе (помощь детям во время обучения со стороны родителей затруднительна), и успешность ее освоения зависит от того, насколько хорошо в ней разбирается сам учитель. Также отмечают, что система подходит детям с хорошо развитым логическим мышлением. Об авторах и учебниках здесь.

Отзывы форумчан об УМК. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

«Начальная инновационная школа»

В федеральный перечень на данный момент входит лишь небольшая часть завершенных предметных линий учебников этого УМК: «Основы религиозных культур и светской этики», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Английский язык (2 класс)». Сегодня эта программа (в рекомендованной части) редко встречается в школах. Комплекты учебников «Начальная инновационная школа» выпускаются издательством «Русское слово». Об авторах и учебниках здесь.

Отзывы форумчан об УМК. 1, 2, 3.

Вообще, говорить, какой УМК лучше или хуже, легче или сложнее, интересней или скучнее неправильно! Все программы разные, со своими достоинствами и недостатками, равно как и сами дети, которые по ним учатся, и учителя, которые по ним работают.

В любом случае, они разрешены Министерством образования, а это значит, что отучившись по любой из описанной выше системе учебников, к окончанию 4 класса ребенок будет иметь обязательный минимум знаний, предусмотренный государственным стандартом.

Благодарим за помощь в написании материала форумчанку Милашка Ольга.

Категория: От 1 до 6 Школьники

6

7573

Источник: https://littleone.com/publication/1739-uchebnye-programmy-dlya-nachalnoy-shkoly-razbiraemsya-vmeste

Ссылка на основную публикацию