Методика кактус для младших школьников: сущность и примеры использования

Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова)

Цель: методика предназначена для исследования эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста и подростков.

Процедура проведения. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А 4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: • пространственное положение • размер рисунка • характеристики линий • сила нажима на карандаш Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.) • характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

• характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :
• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество.

Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. • Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим. • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа. • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами

• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. • Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов. • Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус. • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса. После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Этот кактус домашний или дикий? 2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 5. Какие у кактуса есть соседи?

6. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Протокол проведения и анализ теста «Кактус»

Ф.И. ребёнка____________, возраст____, группа____ дата провед.

Краткая   обработка графической информации. Вывод
1.             Пространственное положение, размер рисунка
рисунок в центре нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний
крупный рисунок (чем крупнее —   тем более выражено) эгоцентризм, стремление к лидерству, настаивание на своем мнении как единственно верном
маленький рисунок, расположенный внизу листа (чем ниже – тем менее выражено) неуверенность в себе, зависимость
рисунок расположен вверху (чем сильнее — тем более выражено) высокий уровень самооценки
сдвиг влево (чем сильнее -тем более выражено) интровертированность
сдвиг вправо (чем сильнее -тем более выражено) экстравертированность
2.             Характеристики линий и силы нажима на карандаш
сильный нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки (чем больше – тем сильнее выражено) склонность к импульсивности, тревожности, подавленности настроения
форма кактуса простая нет ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону
форма кактуса замысловатая, причудливая и витиеватая (чем больше – тем сильнее выражено) Демонстративность и наигранность характера
расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса скрытность, осторожность, замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность
использование темных цветов в варианте с цветными карандашами тревожность
изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами оптимизм
наличие мягких линий и форм женственность, мягкость
тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность покладистый, мягкий характер личности, чувство юмора, положительный   настрой, открытость
3.             Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
изображение дикорастущего, пустынного,   и окультуренного   кактуса отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества осознанно выбранное или вынужденное
наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. стремление к домашней защите, домашнему уюту, чувство семейной общности
кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа в реальности нет опоры в виде домашнего уюта,   имеет проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности.
наличие на рисунке других кактусов или цветов экстравертированность
на рисунке изображен только один кактус интровертированность
4.             Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
отрывистые линии, сильный нажим. импульсивность
наличие   украшений, цветов женственность, мягкость
наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. демонстративность, открытость
5.            Характеристика иголок (размер, расположение, количество)
наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу (чем сильнее и больше — тем более выражено) высокая степень агрессивности, враждебности
Умеренное количество и длина иголок определенного рода защита от окружающей среды, необходимая для сохранения целостности личности
6.             Наличие «деток» на кактусе
«детки» на кактусе   (чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах) внутрисемейные отношения эмоционально благоприятные, стремление к созданию семьи
7.             Отношение к заданию
интерес к заданию, воодушевление, отдельные радостные реплики ребёнка благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка на момент обследования
наличие мягких линий и форм, украшений, цветов женственность, мягкость
8.             Присутствие дополнительных элементовнадписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т.д.

Вывод: ______________________

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/123-projective-tests-of-personality-research/2665-2018-08-23-13-04-06

«Кактус»: Тест для диагностики личности ребенка

Изначально эта методика диагностики личности была предложена для детей 3-7 лет, но тест подходит и для работы со взрослыми…

Изначально эта методика диагностики личности была предложена М. А. Панфиловой для детей 3-7 лет, но тест подходит и для работы со взрослыми

Для выполнения теста вам понадобится:

  • чистый лист А4 формата,
  • простой карандаш средней твердости, также можно использовать и цветные карандаши.

Инструкция

«Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь».

Дальнейшие вопросы и пояснения излишни – дайте волю своей фантазии!

Далее приводятся варианты интерпретации для детей и взрослых.

Интерпретация детских рисунков

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Толкование цветовой гаммы

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:

  • зелёный символизирует постоянство и уверенность;
  • жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
  • синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
  • красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
  • белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
  • чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

  • Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
  • Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
  • О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
  • Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
  • Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки).

Интерпретация взрослых рисунков

Общие характеристики рисунка:

1. Положение рисунка на листе бумаги. Положение кактуса относительно горизонтальной середины листа говорит об уровне самооценки рисовавшего.

Адекватная самооценка – кактус расположен примерно посередине листа.

Люди с заниженной самооценкой, подверженные комплексам неполноценности, склонны рисовать внизу страницы.

Рисунки тех, у кого самооценка завышена, стремятся к верху.

Если кактус занимает больше левую половину листа, то это человек, скорее всего, любит сосредотачиваться на своем прошлом, предается воспоминаниям.

Люди, устремленные в будущее, с большей вероятностью нарисуют кактус на правой половине листа.

Те, кто сосредоточен на настоящем, изобразят кактус примерно по центру.

2. Размер рисунка тоже может рассказать об уровне самооценки.

Если кактус занимает менее 1/3 страницы, то этот человек, возможно, испытывает комплексы по отношению к себе.

Более 2/3 страницы кактус занимает, наоборот, у тех, кто стремиться выделиться, подчеркнуть свое превосходство, лидерство.

3. Характер линий.

Четкая, практически непрерывная линия свойствена людям с «твердой рукой» — уверенным, решительным.

Если на кактусе Вы видите штриховку, то этот человек может быть подвержен состоянию тревожности и беспокойства.

Об импульсивности может свидетельствовать нечеткая, прерывистая линия.

4. Сила нажима. Обратите внимание и на яркость линий, которыми прорисован кактус. Именно поэтому тест лучше проводить, используя простой карандаш.

Жирная, «с нажимом» линия говорит о напряжении, которое испытывает рисующий.

Обратите внимание, какая именно деталь кактуса особенно выделена? Слабые линии – индикатор низкого жизненного тонуса, упадка сил, усталости.

Особенности кактуса:

5. Иголки, их количество, форма и направление говорят об уровне агрессии.

Большие (по отношению к общим пропорциям кактуса), толстые, длинные, ядовитые, особенно подчеркнутые — такие иголки с большей долей вероятности нарисует человек, испытывающий злость, агрессию, раздражение. Она может быть выражена в его обычном поведении, а может быть и скрыта как неприемлемая форма взаимодействия.

Читайте также:  Роберт рождественский

О направленности агрессии вы можете узнать по направлению роста иголок.

  • Иголки растут вверх – агрессия направлена к людям, стоящим выше человека по статусу (родители, начальство), социальному и материальному положению;
  • в стороны – на ровесников, коллег, «равных»;
  • вниз – на более слабых, зависимых, нижестоящих по социальной иерархии (подчиненных, детей, животных).

6. Форма кактуса.

Кактус необычной формы, «креативный» — это значит, что человеку свойственна некая демонстративность, желание проявить и показать себя.

Если отростки кактуса выступают за пределы основного «тела» — то этот человек довольно открыт к другим людям, общителен.

Если дополнительные отростки сосредоточены внутри, не выступают за контур кактуса – вы имеете дело с довольно замкнутым и осторожным человеком.

7. Где растет кактус.

Домашний кактус, растущий в горшочке обычно рисуют люди, стремящиеся к защите, обретению домашнего тепла и уюта, семьи и близкого окружения.

Если кактус растет в диких условиях (в пустыне) – для таких людей характерно переживание одиночества, сосредоточенность на себе, замкнутость.

Впрочем, если по соседству с «диким» кактусом растут другие кактусы, растения, есть еще живые объекты (животные, люди), это может означать, что человек стремиться к обретению личной свободы, независимости, стремиться стать сильным и самостоятельным.

8. Дополнительные детали кактуса. Украшения, цветы, необычная окраска кактуса проявляется у тех, кто склонен к нарциссизму, проявлению женственности и кокетства.

9. Цвета и «настроение» кактуса проявляют текущее состояние человека.

Темные цвета, мелкая штриховка, общий наклон кактуса вниз (как будто он увядает, или ему не хватает воды) могут сигналить о преобладании негативных состояний, симптомов депрессии.

Радостный, светлый, крепкий кактус, тянущийся к солнцу, скорее всего, нарисует человек позитивный, легкий на подъем, открытый миру.

10. Наличие «деток» на кактусе.

Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем.

Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи.

опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/176335-kaktus-test-dlya-diagnostiki-lichnosti-rebenka

Рисуночный тест «Кактус»

Изначально эта методика диагностики личности была предложена М. А. Панфиловой для детей 3-7 лет. Однако и взрослым будет не лишним узнать о себе немного больше. Вы можете провести этот тест со своим ребенком, другом, близким человеком.

Если Вы захотите проверить себя и сделать тест самостоятельно, то рекомендуется сначала выполнить указания в инструкции, а потом прочитать эту статью дальше.

Для выполнения теста Вам понадобится чистый лист А4 формата, простой карандаш средней твердости, также можно использовать и цветные карандаши.

Инструкция

«Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь». Дальнейшие вопросы и пояснения излишни – дайте волю своей фантазии!

Далее приводятся варианты интерпретации для детей и взрослых.

Интерпретация детских рисунков

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Толкование цветовой гаммы

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:

  • зелёный символизирует постоянство и уверенность;
  • жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
  • синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
  • красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
  • белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
  • чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

  • Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
  • Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
  • О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
  • Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
  • Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки)

Интерпретация взрослых рисунков

Общие характеристики рисунка:

1. Положение рисунка на листе бумаги. Положение кактуса относительно горизонтальной середины листа говорит об уровне самооценки рисовавшего. Адекватная самооценка – кактус расположен примерно посередине листа. Люди с заниженной самооценкой, подверженные комплексам неполноценности, склонны рисовать внизу страницы.

Рисунки тех, у кого самооценка завышена, стремятся к верху. Если кактус занимает больше левую половину листа, то это человек, скорее всего, любит сосредотачиваться на своем прошлом, предается воспоминаниям. Люди, устремленные в будущее, с большей вероятностью нарисуют кактус на правой половине листа.

Те, кто сосредоточен на настоящем изобразят кактус примерно по центру.

2. Размер рисунка тоже может рассказать об уровне самооценки. Если кактус занимает менее 1/3 страницы, то этот человек, возможно, испытывает комплексы по отношению к себе. Более 2/3 страницы кактус занимает, наоборот, у тех, кто стремиться выделиться, подчеркнуть свое превосходство, лидерство.

3. Характер линий. Четкая, практически непрерывная линия свойственная людям с «твердой рукой» — уверенным, решительным. Если на кактусе Вы видите штриховку, то этот человек может быть подвержен состоянию тревожности и беспокойства. Об импульсивности может свидетельствовать нечеткая, прерывистая линия.

4. Сила нажима. Обратите внимание и на яркость линий, которыми прорисован кактус. Именно поэтому тест лучше проводить, используя простой карандаш. Жирная, «с нажимом» линия говорит о напряжении, которое испытывает рисующий. Обратите внимание, какая именно деталь кактуса особенно выделена? Слабые линии – индикатор низкого жизненного тонуса, упадка сил, усталости.

Особенности кактуса:

5. Иголки, их количество, форма и направление говорят об уровне агрессии. Большие (по отношению к общим пропорциям кактуса), толстые, длинные, ядовитые, особенно подчеркнутые — такие иголки с большей долей вероятности нарисует человек, испытывающий злость, агрессию, раздражение.

Она может быть выражена в его обычном поведении, а может быть и скрыта как неприемлемая форма взаимодействия. О направленности агрессии Вы можете узнать по направлению роста иголок.

Иголки растут вверх – агрессия направлена к людям, стоящим выше человека по статусу (родители, начальство), социальному и материальному положению; в стороны – на ровесников, коллег, «равных»; вниз – на более слабых, зависимых, нижестоящих по социальной иерархии (подчиненных, детей, животных).

6. Форма кактуса. Кактус необычной формы, «креативный» — это значит, что человеку свойственна некая демонстративность, желание проявить и показать себя.

Если отростки кактуса выступают за пределы основного «тела» — то этот человек довольно открыт к другим людям, общителен.

Если дополнительные отростки сосредоточены внутри, не выступают за контур кактуса – Вы имеете дело с довольно замкнутым и осторожным человеком.

7. Где растет кактус. Домашний кактус, растущий в горшочке обычно рисуют люди, стремящиеся к защите, обретению домашнего тепла и уюта, семьи и близкого окружения.

Если кактус растет в диких условиях (в пустыне) – для таких людей характерно переживание одиночества, сосредоточенность на себе, замкнутость.

Впрочем, если по соседству с «диким» кактусом растут другие кактусы, растения, есть еще живые объекты (животные, люди), это может означать, что человек стремиться к обретению личной свободы, независимости, стремиться стать сильным и самостоятельным.

8. Дополнительные детали кактуса. Украшения, цветы, необычная окраска кактуса проявляется у тех, кто склонен к нарциссизму, проявлению женственности и кокетства.

9. Цвета и «настроение» кактуса проявляют текущее состояние человека.

Темные цвета, мелкая штриховка, общий наклон кактуса вниз (как будто он увядает, или ему не хватает воды) могут сигналить о преобладании негативных состояний, симптомов депрессии.

Радостный, светлый, крепкий кактус, тянущийся к солнцу, скорее всего, нарисует человек позитивный, легкий на подъем, открытый миру.

10. Наличие «деток» на кактусе. Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи.

Пример интерпретации рисуночного теста «Кактус»

Рисунок девушки 20 лет:Кактус расположен середине листа, занимает примерно 2/3 по высоте — это указывает на адекватную самооценку.Колючки маленькие, но их достаточно много. Со слов девушки, «дотронуться можно, кактус мягкий, но если уколет, будет щипать». То есть девушка дружелюбная, но если обидят — проявит агрессию (будет защищаться).

Кактус округлый, есть выступающие отростки, цветок — это женственность и демонстративность (обратите на меня внимание!).Кактус домашний (в горшке, на салфетке, на подоконнике, рядом занавеска) — высокая ценность семейных отношений. Рядом грустный кот — в данном случае это не сбывшееся пока желание иметь кота.

Однако других живых существ на рисунке нет — это может указывать на некоторую одинокость, неразделенность интересов.По словам девушки, именно такой кактус был у нее в 14 лет и он очень ей нравился. А на рисунке кактус слегка наклонен влево — в прошлое.

Таким образом, тот период в жизни является ресурсным для нее: приятным воспоминанием, из которого можно черпать силы.Доминирующий цвет в рисунке — синий (хотя в наборе было 24 карандаша) — это спокойное и удовлетворенное состояние в настоящий момент.

Читайте также:  История жизненного успеха

«Больше кактус уже не вырастет, он уже взрослый» — ощущение себя взрослой, сформировавшейся личностью. «У него только будут появляться отростки» — это может быть реализация планов, идей или желание завести детей.

Источник: https://psychojournal.ru/tests/1192-risunochnyy-test-kaktus.html

Рисуночный тест-диагностика Кактус для детей — графическая методика М.А. Панфиловой: суть метода, расшифровка

Методика проведения и расшифровка теста Кактус.

Очень часто у детей возникают сложности при общении со сверстниками. Малыш может не успевать в детском саду и быть не готовым к обучению в школе. Определить настроение ребенка и его психологическое состояние, можно при помощи несложного теста.

Рисуночный тест-диагностика Кактус для детей М.А. Панфиловой: суть, что диагностирует?

Очень простой тест. Ребенку просто предлагают нарисовать кактус. Малыш рисует то, как он видит это растение. Никаких уточнений взрослый не дает. Проводится среди детей возрастом 3-6 лет. При этом малыш необязательно должен хорошо рисовать. Художественные способности не имеют никакого значения.

Что диагностирует тест:

  • Отношение малыша к окружающим
  • Свое место в социуме
  • Мировоззрение
  • Психофизиологическое развитие
  • Умственное развитие

Рисуночный тест- диагностика Кактус для детей М.А. Панфиловой: суть, что диагностирует?

Психологический тест Кактус для дошкольников и младших школьников: как проводится?

Методика проведения теста совсем простая. Рисунок может быть цветным или черно-белым. Если ребенок до этого никогда не видел кактус, взрослый просто в повествовательной форме рассказывает об этом необычном цветке.

Инструкция по проведению теста:

  • Ребенку выдается лист бумаги А4 и карандаши. Это могут быть простые или цветные карандашики.
  • Далее, малыша просят представить кактус – странный цветок с колючками. После этого предлагают крохе нарисовать растение.
  • На задание дается не больше чем 30 минут. Ребенку нельзя задавать вопросы, чтобы взрослый никак не мог повлиять на характер изображения.
  • Малыш может рисовать кактус в горшке, в вазе или в пустыне. Но взрослый не должен подталкивать ребенка изобразить домашнее или дикое растение.
  • Дети не должны рисовать рядом и подсматривать. Это может повлиять на изображение и трактовку результатов.

Психологический тест Кактус для дошкольников и младших школьников: как проводится?

Дополнительные вопросы по методике Кактус к рисунку?

Для того чтобы лучше понять малыша, стоит задать наводящие и дополнительные вопросы.

Дополнения к методике:

  • Какой кактус нарисовал (домашний или дикий)?
  • Можно ли его потрогать, колючки очень острые?
  • Кактус любит когда за ним ухаживают, удобряют и поливают?
  • Каким станет растение, когда вырастет. Опиши его размер и иголки в будущем. Каким ты видишь свое растение?

Дополнительные вопросы по методике Кактус к рисунку?

Расшифровка, интерпретация результатов психологического теста Кактус

Существует несколько основных параметров по которым оценивают рисунок.

Параметры оценки:

  • Сила нажатия. Для этого рисунок переворачивается и оценивается обратная сторона. Если с обратной стороны линии очень продавленные и выпуклые, это говорит об агрессии малыша. Если выдавлены конкретные детали – ребенок импульсивный. В случае появления штрихов, можно говорить о беспокойстве. Если линии прерываются время от времени, то это свидетельствует о непостоянстве и ветрености малыша. Если линии четкие со средним нажимом, то можно сказать, что ребенок адекватный и уверенный в себе.
  • Размер кактуса и расположение на листе. Если малыш нарисовал растение внизу, можно судить о заниженной самооценке. Если вверху, то, наоборот. В случае смещения рисунка вправо, можно судить о стремлении крохи в будущее. Если влево, то ребенок склонен к постоянному анализу прошлого. Огромное значение имеет размер рисунка. Если на листе растение занимает меньше 1/3 всей площади, то ребенок страдает комплексом неполноценности. Если рисунок большой, то малыш стремится быть лидером. Хороший сигнал, если растение расположено посередине. Это говорит о постоянстве ребенка и его серьезности.
  • Анализ изображение. Тут берется во внимание как изображен кактус. В виде растения или мультипликационного персонажа. Если растение, то это свидетельствует о серьезности малыша и стремлении оправдать ожидание взрослых. Если мультипликационный персонаж, то это свидетельствует об инфантильности малыша.
  • Дополнительные элементы. Если ребенок рисует цветы или дополнительных персонажей, то это говорит о командной работе. Малышу комфортно в социуме, он любит общаться с детьми.

Расшифровка, интерпретация результатов психологического теста Кактус

Характеристика кактуса, общие сведения:

  • Густые и острые колючки свидетельствуют о злобе малыша.
  • Растение в горшке говорит о том, что ребенок домашний и привык к родительской опеке.
  • Если растение в пустыне – ребенок не любит общество, ему нравится одиночество.
  • Если растение простое и нарисовано толстыми линиями, то малыш демонстративный и любит выделяться.
  • Темные и густые линии свидетельствуют о тревожности малыша.

Цветовая гамма:

  • Зеленый. Малыш постоянный и уверенный в себе
  • Желтый. Ребенок боится быть осужденным обществом
  • Синий. Ребенку комфортно в нынешней ситуации
  • Красный. Кроха возбужден
  • Серый. Кроха безразлично относится ко всему
  • Черный. Малыш привык противоречить своим близким и спорить с ними

Как видите, при помощи несложного теста можно определить отношение к ребенку в семье. А также узнать о восприятии действительности малышом.

ВИДЕО: Тест Кактус для дошкольников

Источник: https://babyben.ru/dosug/risunochnyj-test-diagnostika-kaktus-dlya-detej-graficheskaya-metodika-m-a-panfilovoj-sut-metoda-rasshifrovka.html

Методика «Кактус» — исследование психоэмоционального состояния детей и выявление агрессии

МЕТОДИКА «КАКТУС» ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Попадая в новый коллектив, ребёнок испытывает стресс. И совершенно неважно, с каким настроением малыш начинает ходить в школу или детский сад: желание или нежелание посещать эти учреждения напрямую связаны с тем, как он воспринимает окружающих и как они относятся к нему. Именно в исследовании эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников и помогает методика «Кактус».

Суть методики «Кактус»

Приём, разработанный в 90-е годы ХХ века преподавателем кафедры клинической психологии МГМСУ Мариной Алекандровной Панфиловой, считается одним из самых простых, тем не менее он очень информативен.

Его суть проста: ребёнку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет. При составлении теста автор руководствовался тем, что именно проективные методики, рисуночные в частности, являются наиболее полезными для диагностики детей.

Это связано с тем, что через рисунок малыш неосознанно демонстрирует:

  • отношение к миру;
  • своё место среди окружающих его людей;
  • сформированное мировоззрение;
  • уровень умственного развития;
  • психофизическое состояние.

Методика «Кактус» помогает выявить особенности психоэмоционального состояния испытуемого, определить его устойчивость к стрессу и подверженность агрессии (а также её интенсивность) и понять причины, вызывающие негативные чувства у ребёнка. Проанализировав результаты диагностики, экспериментатор легко сможет сделать вывод, является ли малыш целеустремлённым, импульсивным, эгоцентричным, скрытным или демонстративным.

Английская писательница Айрис Мёрдок говорила: «Искусство — вещь неудобная, с ним шутки плохи. Рисунок выражает единственную правду, которая, в конечном счёте, имеет значение. Только при свете искусства могут быть исправлены дела человеческие».

Процедура проведения диагностики среди младших школьников

Приём можно использовать в работе с детками старше 3 лет, то есть с теми, кто достаточно уверенно держит в руке карандаш.

При этом неважно, насколько хорошо ребёнок владеет пишущим предметом — все штрихи и линии, которые затем будут исследоваться, не требуют художественных навыков.

Желательно проводить тестирование в индивидуальной форме, но в случае необходимости несколько детей можно объединить в небольшую группу (допускается проведение тестирования в малых группах).

Для испытуемого нужно подготовить лист бумаги формата А4, простые и цветные карандаши.

Инструкция для ребёнка:

  1. Представь, что ты увидел красивый кактус.

  2. Запомни все детали этого образа и по сигналу начинай рисовать цветок.

  3. Отвлекаться и задавать вопросы нельзя.

Если малыш до этого момента не видел растение — не беда: взрослому просто необходимо рассказать о существовании цветка с колючками.

На тест выделяется столько времени, сколько нужно ребёнку для создания рисунка, однако период работы над заданием не должен длиться более 30 минут.

Методика допускает создание как чёрно-белого изображения, так и цветного.

Трактовку раскрашенного рисунка рекомендуется проводить с профессиональным детским психологом, так как только он сможет правильно сделать выводы из такого многоуровневого теста.

Для создания более полной картины взрослому после завершения ребёнком рисунка необходимо задать несколько наводящих вопросов:

  • Ты нарисовал домашний кактус или дикий? 
  • Можно ли к нему прикасаться? Он сильно колючий?
  • Приятно ли этому кактусу, когда за ним ухаживают? Поливают, удобряют?
  • Каким станет твой «питомец», когда подрастёт? Опиши размер, иголки, отростки.

Обработка и интерпретация результатов

Анализ манеры рисования

Сила нажима и характер линий

Чтобы оценить первый параметр, следует рассматривать изображение с обратной стороны листа. Если нажим сильный, то это говорит о растущем напряжении ребёнка. Когда твёрдостью подчёркивается какая-то одна деталь — это свидетельство импульсивности испытуемого. А вот слабый, еле заметный нажим говорит об угнетённом состоянии духа, общефизической и душевной слабости. 

Отрывистые линии в рисунке говорят о порывистости в характере ребёнка. Такие дети быстро загораются каким-то делом, но редко доводят начатое до конца.

Если кактус изображён штрихами, то это говорит о том, что маленький художник чем-то очень обеспокоен, неуверен в себе.

 Когда все линии пролегают чётко и равномерно, можно утверждать: испытуемый способен адекватно оценивать ситуацию и не сомневается в своих силах.

Расположение и размер

Если малыш нарисовал растение внизу листа, это явный признак заниженной самооценки. Расположение вверху, наоборот, говорит о слишком высоком мнении о себе. 

Также стоит обратить внимание на сторону, в которую тяготеет изображённый кактус: вправо — ребёнок ориентирован на будущее, влево — испытуемый склонен к постоянному анализу прошлого. Нормой считается рисунок, разместившийся посередине, такое положение сигнализирует о том, что тестируемый сосредоточен на тех событиях, которые происходят с ним в настоящем.

Важной характеристикой является и размер изображения. Если кактус занимает меньше трети листа, значит, у ребёнка самооценка занижена. Рисунок, размер которого составляет более 2/3 листа, свидетельствует о завышенном самомнении.

Кактус получился крупным — можно говорить о том, что малыш стремится к лидерству, а в его характере присутствует зацикленность на самом себе.

 Маленькое растение выдаёт неуверенность, слабость и зависимость испытуемого от мнения окружающих — такой малыш не принимает решения без одобрения взрослого.

Рассмотрение сюжета рисунка

К этой части анализа относится рассмотрение самого кактуса, фона и других возможных персонажей (имеют значение все детали рисунка: размер, цвет кактуса, иголки или их отсутствие и даже то, «помещено» растение в горшок или нет).

При исследовании образа растения принимается во внимание такой момент: похоже ли оно на реально существующий цветок или же изображено в виде мультипликационного героя.

В первом случае можно говорить о том, что у ребёнка очень реалистичный подход к жизни, он знает, где нужно вести себя «по-взрослому», а когда можно остаться малышом.

Например, испытуемый понимает, что если выполнит задание не так, как от него ожидают, то не только расстроит этим родителей, но и может не поступить в школу (или не перейти в следующий класс). Когда кактус нарисован в виде анимационного персонажа, это свидетельствует об инфантильности тестируемого, богатой фантазии.

Читайте также:  Основные понятия и категории педагогики

Условия теста не подразумевают изображение дополнительных персонажей, но они могут присутствовать на рисунке ребёнка. Любые существа, которых малыш добавил к кактусу, а также отростки, цветы или какие-либо предметы свидетельствуют о том, что у испытуемого хорошие отношения с другими людьми, ему комфортно в социуме и тяжело работать в одиночку. 

Специалисты пришли к выводу, что в детских рисунках можно выделить ряд общих черт, которые дают чёткие представления о характере ребёнка:

  • злобность выражается в изображении большого количества иголок, при этом они длинные и торчащие;
  • о демонстративности испытуемого можно говорить, когда цветок простой формы и нарисован жирными линиями с редкими иголками;
  • свидетельство оптимизма тестируемого — крупный кактус с улыбкой до ушей;
  • тревожность проявляется созданием изображения в тёмных оттенках с густыми колючками;
  • незамысловатый и одинокий кактус означает интравертность ребёнка;
  • тестируемый нуждается в домашней защите, если рисует растение в горшке;
  • об одиночестве малыша говорит изображение цветка в пустыне.

Толкование цветовой гаммы

Особенности психики можно определить по тому, какие цвета ребёнок использует для раскрашивания рисунка. Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:

  • зелёный символизирует постоянство и уверенность;
  • жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
  • синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
  • красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
  • белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
  • чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.

Трактовка ответов на дополнительные вопросы

Ответы на вопросы не имеют самостоятельных толкований как таковых, потому что беседа проводится с ребёнком только лишь для того, чтобы подтвердить выводы, которые будут сделаны при анализе рисунка. Например, если ребёнок говорит, что нарисовал дикий кактус, можно с более высокой долей вероятности утверждать: он стремится к одиночеству, самостоятельности, свободе.

 Описание домашнего растения — показатель того, что малышу комфортно в тех эмоционально-психологических условиях, в которых проходит его жизнь. Если, по словам испытуемого, кактус «лысый», то ребёнок полностью открыт для окружающих, а вот повествование о колючем цветке говорит об агрессивности тестируемого.

Осознание того, что за «питомцем» нужно ухаживать, показывает, наоборот, отсутствие злобы и дружелюбность в характере. 

Отзывы о тестировании

Многие педагогические работники дают достаточно высокую оценку методике «Кактус»:

«О, знаю эту методику, на практике с детьми проводила. Из всех моих «подопытных кроликов» столько агрессивных оказалось. Кстати, были дети, которые рисовали без иголок и цветочки на кактусе изображали. Так что не все видели кактусы только с иголками, некоторые дети рисовали вообще без них».

А ряд учителей считает принятую систему интерпретации недостаточной, утверждая, что она содержит мало толкований версий рисунка:

«Попробуйте ради интереса предложить разным людям нарисовать кактус, не объясняя, зачем это нужно, и сами увидите, что бывают кактусы с острыми колючками, мягкими, кудряшками и даже лысые. У меня так дети рисовали, что колючки были внутри.»

«По одному тесту уровень агрессии у детей определять нельзя. Для этого надо провести комплексную диагностику. Так хочется крикнуть психологам: «Господа, будьте грамотными, тогда и общество у нас будет психологически грамотным!».

Методика «Кактус» позволяет сделать вывод об уровне психоэмоционального состояния детей и выявить агрессию. По итогам исследования психолог может рекомендовать ребёнку дополнительные тесты для выявления природы диагностированных проблем и разработать вместе с родителями оптимальный коррекционный план.

Источник: https://multiurok.ru/files/mietodika-kaktus-issliedovaniie-psikhoemotsional-n.html

Результаты диагностики по графической методике «Кактус»

По результатам обработанных данных мы видим что:

агрессивность- 83% (наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу);

Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество.

Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности- выявлено у большинства 5-ти учащихся;
Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим- выявлено у большинства 5-ти учащихся;
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа – у 1-го учащегося;
Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа — выявлено у большинства 5-ти учащихся;
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, необычность форм — у 1-го учащегося;
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса — выявлено у большинства 5-ти учащихся;
Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов- выявлено у большинства 5-ти учащихся;
Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии- присутствует у всех 6-ти учащихся;
Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм — у 1-го учащегося;
Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов — у 1-го учащегося;
Интровертированность — изображен только один кактус- выявлено у большинства 5-ти учащихся;
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса — у 1-го учащегося;
Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус —у 4-х учащихся;

Результаты диагностики по методике «Анкета для педагога» (Г.П. Лаврентьева, Т. М Титаренко):

66% учащихся- высокий уровень агрессивности.

Заключение

Анализ результатов проведенного нами исследования позволяет утверждать, что у большинства детей младшего школьного возраста преобладает высокий уровень агрессивности. Детям с высоким уровнем агрессии чаще всего присуще поведение, которое включает физическую агрессию. Они используют в своем поведении запретные и наказуемые меры по отношению к своим сверстникам.

Для них характерна активная невербальная прямая агрессия, активные вербальные и невербальные действия, направленные на предметы. Следует отметить также, что для этих детей не характерна готовность к сотрудничеству и компромиссу. Они не в силах соблюдать правила игры, поддерживать других.

При усилении конфликта чаще приходят в ярость, отсутствует самостоятельный контроль за своими действиями.

Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие микросоциальная факторы, вызывающие девиантное поведение:

фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

потворствовали ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

чрезмерная стимуляция ребенка — слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;

несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

смена родителей (опекунов);

хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).

Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка.

Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата.

Девиантное поведение закрепляется.

Родители «трудных» детей — это чаще всего взрослые, которые не взяли на себя труд понять своего ребенка. Исходя: из особенностей человеческой природы легче передать ответственность, чем ее принять, поэтому вместо суждения » нам трудно их понять» рождается суждение они «трудные».

Мы продиагностировали испытуемого с точки зрения его сформированность как субъекта общения, самосознания и деятельности и выявили следующие его особенности:

невысокое развитие ребенка как субъекта общения и субъекта самосознания;

малая активность и самостоятельность;

проблемы в учебной деятельности.

В соответствии с результатами диагностики были поставлены цели формирующего эксперимента:

развитие способности к рефлексии (по итогам всех программных занятий);

развитие ребенка как субъекта деятельности (главным образом, учебной);

помощь в социализации.

В качестве коррекционной работы была составлена и реализована программа, включавшая занятия и направленные на достижение поставленных целей.

По окончанию программы был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий получить достоверные данные об изменениях в поведении испытуемого, так как эксперимент учитывает рассмотрение поведения испытуемого с позиции родителей, сверстников, учителя и наблюдателя. По итогам эксперимента были выявлены следующие изменения:

развитие таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность;

развитие испытуемого как субъекта деятельности (повышение активности, особенно в учебной деятельности);

развитие испытуемого как субъекта самосознания (в частности, повышение самооценки и уверенности в себе);

развитие испытуемого как субъекта общения (участились контакты со сверстниками и взрослыми, возросла активность в общении);

наличие тенденции к снижению вспыльчивости .

Таким образом, можно судить о том, что наша гипотеза нашла подтверждение.

Список литературы:

Приложение 1.

Опросник по выявлению неблагоприятных семей и детей с отклоняющим поведением

1. С кем проживает ребенок (мать, отец, приемные родители, мачеха, отчим, бабушка, дедушка, опекун)? 2. Материальное положение семьи (крайне низкое, ниже среднего, среднее, достаточно высокое, высокое). 3. Жилищные условия семьи (отдельная квартира, коммунальная квартира, общежитие). 4.

Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то). 5. Кто из родственников бывает с ребенком в течение дня (отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие родственники, соседи, няня). 6. Продолжительность рабочего дня матери (с _ до __ ; не работает). 7.

Продолжительность рабочего дня отца (с _ до __ : не работает). 8. Посещает ли ребенок секции, кружки, если да, то отводит ли его кто-нибудь или он делает это самостоятельно? 9. Если ребенок заболел и ему необходимо каждый день посещать поликлинику, его кто-нибудь отводит или он делает это самостоятельно? 10. Часто ли ребенок не ночует дома? 11.

Вредные привычки матери (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков). 12. Вредные привычки отца (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков). 13. Часто ли в доме устраиваются праздники (1 раз в месяц. 1 раз в неделю, чаще чем 1 раз в неделю)? 14. Имеет ли мать инвалидность, связанную с ограничением передвижения? 15.

Имеет ли отец инвалидность, связанную с ограничением передвижения? 16. Часто ли ребенок приходит в школу грязный? 17. Приходит ли ребенок в школу с синяками? 18. Часто ли ребенок дерется?

19. Занимается ли ребенок попрошайничеством?


Приложение 2.

Источник: https://cyberpedia.su/3×6072.html

Ссылка на основную публикацию