Методика обучения детей математике с помощью блоков з. дьенеша

Блоки Дьенеша — система логических игр для самых маленьких, детей средней и подготовительной группы

Современным родителям доступно множество дидактических пособий, с помощью которых они могут развивать своих деток с самого раннего возраста.

Большой популярностью пользуются логические блоки Дьенеша – игра с картинками, схемами и специальными альбомами.

Занятия с этим пособием помогают дошкольникам в развлекательной форме познакомиться с основами математики. Узнайте, что из себя представляет материал и как с ним работать.

Что такое блоки Дьенеша

Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:

  1. Цвет. Синие, красные, желтые.
  2. Размер. Маленькие, большие.
  3. Толщина. Толстые, тонкие.
  4. Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Методика

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 3-3 года. Работа с логическими блоками Дьенеша научит кроху:

  1. Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами.
  2. Логически мыслить.
  3. Лучше разговаривать.
  4. Понимать, что такое цвет, толщина, форма и разный размер.
  5. Осознавать пространство.
  6. Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
  7. Настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу.
  8. Выполнять мыслительные операции.
  9. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию , навыки моделирования и конструирования.

Как работать с блоками Дьенеша

Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:

  1. Свободная игра. Цель – научить кроху решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты.
  2. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые».
  3. Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами.
  4. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.
  5. Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.

Логические блоки

Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов.

Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию.

Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.

Карточки

Для занятий применяются изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Это выглядит так:

  1. Цвет обозначается пятном.
  2. Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным.
  3. Контуры геометрических фигур соответствуют форме.
  4. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.
  5. В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая.

Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам.

Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их.

Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.

Альбомы

Таких пособий понадобится приобрести несколько, для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент.

Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать.

Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.

Блоки Дьенеша для самых маленьких

Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Для них разработано много простых игр. Их основная цель – научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу. Ознакомьтесь с несколькими самыми популярными вариантами игр.

Выборки

Это самые простые игры для малышей, которые только знакомятся с набором Дьенеша. Пример:

  1. Разложите перед ребенком элементы Дьенеша.
  2. Пусть он группирует их по разным признакам. Сначала выбирает все одинакового цвета, потом размера и т.д.

Постепенно игра становится более сложной. Предложите ребенку сортировать блоки по двум и более признакам. Например:

  1. Выбери желтые прямоугольные блоки и синие квадратные.
  2. Достань все плоские фигурки одинакового размера.
  3. Выбери тонкие круглые блоки.
  4. Отсортируй все синие треугольные фигуры.

Конструирование

Эту творческую игру обожают все детки без исключения. Она очень простая, но увлекательная. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать:

  • домик;
  • стол;
  • домик с окошкам;
  • елочка;
  • лавка;
  • табурет;
  • диван;
  • стул;
  • ступеньки;
  • кресло;
  • машинка.

Продолжи ряд

Игра направлена на то, чтобы у ребенка закрепились знания о геометрических фигурах, величине, толщине, цвете. Благодаря ей он научится находить закономерности. Варианты заданий:

  1. Выложите на столе перед малышом элементы Дьенеша так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей по одному признаку. Ребенок самостоятельно продолжает этот ряд.
  2. Выкладывайте цепочку из фигур Дьенеша так, чтоб рядом не было одинаковых по двум признакам предметов. Предложите ребенку продолжить этот ряд.
  3. Выложите перед малышом фигуры Дьенеша по цвету: красная, желтая, синяя. Он продолжит ряд, чередуя оттенки в заданной последовательности.

Покорми животных

Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру, медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы. Эта игра напоминает выборки, но дети воспринимают ее значительно лучше. Редко кто из малышей отказывается кормить своих любимцев.

Игры с блоками Дьенеша для старшей группы

Когда ребенок подрастет, упражнения для малышей он сможет щелкать, как семечки, и задания придется усложнить. Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет.

Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение.

Изучите несколько игр для примера, на основании которых можно придумать еще массу упражнений.

Поиск

Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству.

Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру.

Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.

Домино

Эта игра подойдет даже для нескольких детишек. Правила:

  1. Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников.
  2. Первый делает ход любой фигурой.
  3. Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает.
  4. Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход.
  5. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки.
  6. Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.

Найди лишнее

Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила:

  1. Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными.
  2. Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу.
  3. Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.

Найди пару

Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания. Правила:

  1. Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд.
  2. Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству.
  3. Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.
  4. Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.

Художники

Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила:

  1. По эскизам малыши должны «писать» картину.
  2. Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены.
  3. Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.

Магазин

Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила:

  1. Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.
  2. Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой.
  3. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.

Украсим елку

Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила:

  1. Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки.
  2. Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.
  3. Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.

Видео

Отзывы

Источник: https://mosmama.ru/2456-bloki-denesha.html

Методика Дьенеша для раннего развития детей

Каждая из них имеет свои плюсы, но сегодня речь пойдет об одной из них – это замечательная система Дьенеша венгерского педагога, влюбленного в математику и постаравшегося поделиться своим увлечением с большим числом людей. Многие считают этот предмет скучным и трудным, между тем, математика учит человека логическому мышлению, умению абстрагировать и классифицировать, заниматься анализом и синтезом.

Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры

Система Дьенеша наглядно демонстрирует, что даже малыши, при правильном подходе, быстро учатся анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Разумеется, обучение должно происходить в форме игры, которая совмещает и развлечение, и обучение.

Игры, в которых используются блоки Дьенеша, помогают задействовать весь практически неисчерпаемый творческий потенциал ребенка, развивают его речь, стимулируя к построению сложных предложений с использованием союзов и смысловых и формообразующих частиц.

Логические блоки Дьенеша учат самого маленького человечка обозначать различные свойства предмета, видеть разницу и классифицировать ряд объектов по внешним признакам, выделять главные свойства и т. д. По мере усложнения игры происходит переход к основам информатики, в простой форме идет обучение таким понятиям, как кодирование, алгоритмы, логические операции и умозаключения.

Блоки Дьенеша – кубики и фигурки помогают родителям в виде увлекательной игры совершенствовать творческие и интеллектуальные способности ребенка. Педагогическая диагностика подтвердила, что система Дьенеша дает возможность в игровой форме освоить математические понятия от простых к более сложным, и развить важные для малышей психологические процессы.

Методика Дьенеша – изучение математики в шесть этапов

В зависимости от возраста ребенка, методика Дьенеша предлагает поочередные шесть этапов изучения математики – игры начинаются с самых простых понятий и постепенно усложняются.

  • На первой стадии познание математики происходит в виде свободной игры – она заключается в том, что ребенку предлагается задание, которое он решает, перебирая все варианты, т. е. методом проб и ошибок находится правильное решение. Игры на этом этапе немного хаотичны, нет никаких правил, происходит ознакомительный период – малыш изучает фигурки и кубики, привыкает к тому, что они совершенно разные.
  • Постепенно игры становятся сложнее, и на этом этапе начинается непосредственно обучение. Малышу предлагается проводить анализ – сравнить кубики и фигурки по форме, размеру, толщине или форме. Вводятся правила игры, и объясняется, что их нужно соблюдать. На этом этапе ребенок начинает понимать, что, не зная правил, невозможно выиграть.
  • На третьем этапе игры малыш продолжает сравнивать объекты в соответствии с присущими им свойствами. Малыш начинает понимать, что с одними и теми же правилами игры могут использовать различные предметы, для этого одна задача обыгрывается на различных кубиках и фигурках, и ребенок учиться абстрагироваться от предметов, т. е. видеть общую цель.
  • Четвертый этап учит понимать смысл чисел. Игры должны опираться на визуальное восприятие – таблицы, карточки, диаграммы и т. д.
  • Этот этап можно назвать символическим, ребенка в виде игры подводят к пониманию того, что к одному и тому же результату могут приводить разные серии шагов.
  • Заключительная и самая длительная стадия, в ходе которой ребенок учится понимать язык символов. Правила и описания игры усложняются, вводятся понятия теоремы – требующей доказательства, и аксиомы – не требующей доказательства.
Читайте также:  Нетрадиционная техника рисования во второй младшей группе: пальчиками, ватными палочками, ладошками и прочее, изображение различных предметов, конспект занятия с фото и видео

Многие взрослые пугаются и считают, что для ребенка это сложно, но любой опытный педагог подтвердит, что дети очень хорошо мыслят абстракциями и то, что иной раз кажется сложным для восприятия взрослых, ребенок легко и быстро усваивает.

Необходимо только не перегружать его, а двигаться и работать постепенно по ступенькам – от простого к сложному. В результате игры ребенок учится решать достаточно сложные математические задачи.

Логические блоки Дьенеша – как с ними работать, чтобы игры были интересны

Логические блоки Дьенеша состоят из 48 геометрических фигур, среди которых нет одинаковых по форме, цветам, размерам и толщине.

К комплекту прилагается методическое руководство, с которым следует обязательно ознакомиться до того, как приступите к играм.

Самое главное — не забывайте в дополнение к советам применять собственную фантазию, делайте все, чтобы игры увлекали детей и нравились им, только тогда вы с ребенком добьетесь успехов.

Игры в блоки Дьенеша для самых маленьких начинайте с самых простых, используя понятие «как это». Например, предложите найти все фигурки, одинаковые по цвету (все синие треугольники), или по форме — собрать треугольники разных цветов или размеров, и т. д.

Затем усложните игры – возьмите любую фигурку и предложите подобрать к ней разные, «не как это» – к треугольнику найти кружок, квадрат, прямоугольник.

Усложняйте игры, ставя более трудные задачи – выстраивая варианты цепочек из блоков, чередуя разные и одинаковые условия. Учите малыша строить аналогии – выложите один ряд из 5-6 фигур и предложите создать второй, но с различными характеристиками, например, формы те же, а цвет или размер другой.

Игры на развитие умения проводить анализ – аналог домино, когда играют несколько человек и выкладывают цепочку, подбирая к концам соответствующие фигурки, но другого цвета или размера. Предложите разделять фигурки по свойствам между участниками игры, а это могут быть куклы, мишки, зайцы и т. д.

Как видите, вариантов очень много, постепенно вы начнете придумывать что-то еще, чтобы разнообразить задания и сделать их занимательными.

Самое главное, наблюдайте за настроением малыша, ни в коем случае не заставляйте его работать, если он устал и уже не может концентрировать внимание. Игры должны быть интересны ему, а чтобы заинтересовать его, используйте их как поощрение за что-то, например: «Вот съешь кашу, только тогда пойдем играть и возьмем с собой зайца».

Кстати, по отзывам многих, игры в блоки Дьенеша интересны и взрослым, они учат совершенствоваться – ведь это не поздно делать в любом возрасте.

Источник: http://www.e-motherhood.ru/metodika-denesha/

Игры с блоками Дьенеша: картотека лучших вариантов для дошкольников

Ответственные родители придумывают для своего малыша интересные задания, используя многочисленные дидактические пособия – как покупные, так и изготовленные своими руками.

К числу фаворитов, помогающих не только весело провести время, но и улучшить математические навыки и развить логику, относятся игры для детей с блоками Дьенеша.

Они могут смело использоваться в работе с дошкольниками от 2 лет и младшими школьниками (до 10 лет).

Цель, задачи методики

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, направленный на развитие логики малышей. Дополнением набора являются карточки, на которых в схематичной форме представлены свойства, а также отрицание свойств.

Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Задачи использования блоков Дьенеша довольного разнообразны:

  • развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов;
  • улучшение умения сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам;
  • развитие фантазии и творческого начала у детей.

Занятия формируют у малышей настойчивость, стремление решить поставленную задачу, помогут приобрести веру в свои силы, стремление мыслить, принимать решения, догадываться.

История создания

Замечательное пособие для развития математических навыков, мышления и воображения появилось благодаря трудам венгерского исследователя, педагога и математика Золтана Дьенеша, который поставил своей целью сделать постижение точной науки максимально увлекательным для детей.

Основной принцип методики звучит так: обучение должно проводиться не в скучной форме, когда ребенку приходится внимательно слушать пояснения, а после – повторять за учителем, а в процессе увлекательной игры, дающей старт развитию умения мыслить самостоятельно и проявлять фантазию.

Дьенеш изучал специфику протекания познавательных процессов у дошкольников и выявил закономерность – дети хорошо осваивают числа и простейшие арифметические действия, но очень слабо понимают абстрактные категории. Малыши пытаются найти ответ, используя готовый шаблон, что получается отнюдь не всегда. Поэтому педагог и придумал такое пособие, в котором знакомство со сложнейшими понятиями происходит в наглядном виде.

Подписывайтесь на бесплатный закрытый эфир

Как развивать ребенка ГАРМОНИЧНО

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ И ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ПЛАН ИГР НА НЕДЕЛЮ

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку персональных данных

В простой и понятной форме, получая удовольствие, маленький ребенок знакомится с абстрактными категориями и понятиями, что очень пригодится ему и в школе, и в дальнейшей жизни.

Сейчас подобрать для своего малыша, вне зависимости от его возраста, подходящую игру не составит труда. Можно приобрести один из альбомов, занятия с которыми будут очень интересны для дошкольников (это альбом для самых маленьких – детей 2-3 лет, «Давайте поиграем», «Лепим нелепицы» и так далее).

Лучший возраст

Заниматься с блоками Дьенеша могут дети разных возрастных групп.

  • Самые маленькие – от 2 лет – могут использовать элементы набора как замещающие предметы и играть в простейшие увлекательные игры (например, «Покорми животных»).
  • Средняя дошкольная группа. При помощи цветных фигурок ребята могут выстраивать различные картинки, пользуясь готовыми схемами или же подключая собственную фантазию.
  • Старшая дошкольная группа. Блоки становятся отличным способом улучшить математические навыки, научиться считать, получить важнейшие представления о том, что такое «больше» и «меньше».
  • Начальная школа. Многочисленные занятия с блоками Дьенеша позволят в увлекательной нескучной форме проработать моменты, с которыми не удалось разобраться на уроках, а также закрепить свои знания, улучшить способность мыслить логически.

Для каждого возраста разработаны свои упражнения, которые будут интересны и доступны детям. Родители могут воспользоваться уже готовыми вариантами из картотеки или же придумать что-то свое.

Положительное воздействие

Рассмотрим, на какие сферы в развитии ребенка влияет использование данного дидактического пособия. Их несколько:

  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • умение мыслить логически;
  • внимание;
  • аналитические способности;
  • настойчивость, желание справиться с поставленной целью самостоятельно.

Регулярное обращение к блокам Дьенеша способствует также развитию речи. В активный словарь ребенка постепенно начинают входить абстрактные слова, прилагательные, обозначающие цвета, размеры, формы. Реплики малыша становятся более сложными, он начинает приводить доказательства своей мысли, поскольку научился мыслить логически.

Таковы полезные свойства использования блоков Дьенеша. Однако следует отметить и некоторую однобокость методики, которая направлена на развитие в первую очередь математических способностей малыша. Поэтому родителям следует придумать, какие еще пособия они будут задействовать.

Как использовать блоки?

В набор, предназначенный для дидактической игры, входят не только сами блоки (48 геометрических фигур), но и альбомы, и описание игр, которые могут использоваться в организации занятия с детьми.

Сами фигуры различаются по нескольким параметрам, одинаковых элементов нет:

  • есть несколько цветов: желтый, красный, синий;
  • по форме блоки представляют собой геометрические фигуры – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник;
  • размеры также различны, элементы могут быть как большими, так и маленькими.
  • толщина: тонкие и толстые.

Дидактические игры с блоками Дьенеша отличаются разнообразием, и использование той или иной из них зависит от возраста и способностей конкретного ребенка. Причем современные педагоги советуют обращать внимание именно на развитие малыша: некоторые дети могут приступить к овладению новыми знаниями гораздо раньше (или позднее) сверстников, но ничего противоестественного в этом нет.

Создатель методики предложил опираться на несколько этапов работы с пособием.

  1. Свободная игра. Здесь нет каких-либо установленных правил, ребенок сам их придумывает. Таким образом происходит первое знакомство с миром математических фигур.
  2. Игра по правилам. Родители объясняют, что нужно делать, задача ребенка – повторить. Например, «повтори узор» – малыш должен сложить из фигурок набора представленный на рисунке готовый вариант.
  3. Математические игры.
  4. Знакомство с числами.
  5. Использование блоков Дьенеша для выполнения первых арифметических действий.

Игры с малышами

Использовать блоки Дьенеша можно начиная с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

В расписание самых маленьких можно включить следующие увлекательные и полезные игры.

  • Распределение фигурок по группам. Самое простое задание – разложить элементы набора по кучкам в зависимости от цвета. Потом задание усложняется, родитель просит ребенка сгруппировать элементы одного размера, одной формы. Далее – еще интереснее: теперь необходимо найти среди элементов, например, желтый треугольник.
  • «Найди такой же». Родитель показывает ребенку определенную фигурку, например синий треугольник, и просит найти из набора похожий элемент, например треугольник любого другого цвета или же какой-либо желтый элемент. Аналогичным образом выполняется задание «Найди другой», но теперь задача ребенка – обнаружить отличающуюся фигурку (другого цвета, формы, размера).
  • Игры с альбомами. Для этого необходимо приобрести или скачать в интернете специальные красочные картинки, на которых изображены цветы, животные, автомобили из геометрических фигур. Ребенку нужно будет понять, какой именно из элементов набора следует приложить к картинке (например, круг – это колесо машины или лепесток цветка), определиться с цветом и размером и завершить рисунок.
  • «Покормим животных». Отличная игра для малышей, которая научит их распределять фигурки по группам. Родитель создает своеобразный зоопарк, рассаживая за столом игрушечных зверей. Далее дает задание – покормить их, используя в качестве пищи элементы из набора. Но каждый из жителей зверинца ест только свой собственный корм (например, львенку по душе красные фигурки). Задача ребенка – накормить зверей. Постепенно следует усложнять задания. Через некоторое время львенок должен полюбить не просто красные элементы, а именно квадраты.
  • Конструирование. Это очень интересная игра для малышей 3-3,5 лет, позволяющая развивать их творческое начало. Родители просят ребенка создать домик, предмет мебели, лесенку – малыш конструирует предложенные варианты.

Очень интересны и занятия «Продолжи ряд», которые помогают развивать логическое мышление. Оптимальное время для начала тренировок – с 3 лет. Родители могут предложить разнообразные задания.

  • Разложить на столе простую «цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов и предложить малышу продолжить ряд. Его задача – в правильной последовательности распределить цвета.
  • Предложить ребенку продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур (например, круги не располагались один за другим, красные элементы не находились рядом).
  • Самостоятельно придумать ряд так, чтобы рядом оказались фигуры одного размера, но различающиеся по цвету или форме.

Такие задания помогут научиться выделять свойства фигур и проводить анализ.

Занятия в среднем дошкольном возрасте

В 4-5 лет можно продолжать работу с дидактическими играми, которые помогут сформировать у малышей первоначальные математические навыки и подготовить их к целенаправленным тренировкам в 6-7 лет. Родители могут предложить ребятам несколько увлекательных развлечений.

Читайте также:  Методические основы образовательной программы "гармония" для начальной школы

«Магазин»

Мама или папа заранее оформляет магазин, где товарами могут выступать игрушки, сладости, фрукты и тому подобное, а также выдает малышу определенные фигурки из набора, которые будут выполнять функцию денег. Каждый из товаров «магазина» имеет собственную стоимость (которая представлена также одной из фигурок). Задача малыша – разобраться, что именно он может себе позволить, и совершить покупку.

Играть в «Магазин» можно с несколькими детьми, так им будет гораздо интереснее.

«Что изменилось?»

Эта дидактическая математическая игра не только поможет улучшить память дошкольника, но и станет отличным приемом для развития мышления в увлекательной форме.

Перед ребенком выкладывается определенная последовательность фигур, он должен ее запомнить.

Есть два варианта игры.

  1. Одна из фигур убирается, задача дошкольника – вспомнить последовательность, сообразить, какого элемента нет, и вернуть его не место.
  2. Одна фигура заменяется другой, ребенок должен увидеть перемену и восстановить первоначальный ряд, исправить его.

Постепенно можно усложнять задание, поменяв местами несколько блоков или включая в последовательность сразу 2-3 новые фигуры.

«Второй ряд»

Это эффективная тренировка аналитического мышления. Для работы потребуется несколько фигурок из набора.

  1. Родитель выкладывает определенный ряд из блоков, например синий и красный круги. Задача ребенка – догадаться, что следующим должен быть желтый круг, и доложить его.
  2. Второй вариант – взрослый создает другую последовательность, например несколько фигур одного цвета, ребенок должен сообразить, что следующий элемент также должен иметь такую же окраску, и продолжить ряд.

Подсказывать не надо, дошкольник должен сам провести анализ и догадаться, какая фигура следующая.

«Заселяем в домик»

Для работы следует подготовить изображение домика, в котором будет несколько комнат. В каждом помещении следует нарисовать те фигуры, которые там «проживают», а также те, которых быть не должно (для этого рисуется элемент, например, круг, и перечеркивается). От ребенка требуется «поселить» элементы набора в предназначенные для них «помещения».

Задания для старшей дошкольной группы (5-6 лет)

Когда ребенок уже научился считать, можно закрепить этот навык при помощи игр с логическими блоками.

«Украсим елку»

Заранее следует подготовить елку своими руками: вырезать из зеленого картона либо нарисовать и раскрасить.

Также взрослый готовит и карточки-подсказки, на которых изображены сами фигуры, окрашенные в цвета блоков, рядом с ними поставлена цифра – столько элементов следует поместить на елку в виде украшения. Задача ребенка – понять схему и верно украсить елку, используя фигуры из набора.

Занятия с областями

Такие игры помогают сформировать начальное представление о множествах. Для занятия по математике следует нарисовать на листе бумаги два круга – множества, не пересекающие друг друга.

Ребенку необходимо поместить внутрь одного из них синие фигурки, а внутрь другого – красные. Желтые элементы остаются вне пространства.

Упражнение поможет объяснить дошкольнику, что такое «внутри» и «снаружи».

Когда упражнение станет получаться, задание усложняется: теперь два множества пересекаются, в один круг помещаются синие фигурки, во второй – желтые. Задача ребенка – догадаться, что должно находиться в области пересечения. Это могут быть элементы разных цветов, но одного размера и формы, например треугольники.

Цепочка усложненная

Ранее подобное упражнение уже рассматривалось, но детям постарше следует предложить более сложный вариант. Родитель просит создать такую цепочку, чтобы соседние варианты фигур имели сходный признак:

  1. первым кладется желтый круг;
  2. второй фигурой может быть круг любого другого цвета или желтый, но треугольник или квадрат.

Таким образом создается цепочка. Когда упражнение будет получаться легко и без проблем, следует попросить ребенка придумать такую последовательность, чтобы ее элементы полностью отличались друг от друга:

  1. желтый круг – первая фигура;
  2. вторая не должна быть ни кругом, ни любой желтой фигурой. Например, красный треугольник.
  3. третий элемент ряда – не треугольник и не красный.

Чем больше элементов включит в цепочку дошкольник, тем лучше.

Далее задание усложняется еще больше – родитель определяет число фигур, например шесть, ставит первый элемент и последний, от ребенка требуется так расставить блоки, чтобы получился законченный ряд из элементов, не совпадающих друг с другом по всем признакам.

Занятия с блоками Дьенеша помогут подготовить дошкольника к поступлению в первый класс, развить его интеллект и творческий потенциал.

Регулярные упражнения способствуют улучшению логического мышления, самостоятельности, умения анализировать, сопоставлять и противопоставлять.

В доступной форме дети получают информацию о важнейших сложных категориях – цвете, размере, толщине, форме, а также представление о разнообразии предметов, огромном количестве вариантов, которые можно из них сложить.

Источник: https://Razvivashka.online/metodiki/igry-s-blokami-denesha

Логические блоки Дьенеша как одно из средств развития математических представлений детей дошкольного возраста

В статье раскрыта значимость игры для всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Проанализировано значение использования блоков Дьенеша в развитии детей. Особое внимание уделено употреблению логических блоков Дьенеша в дидактических играх с детьми дошкольного возраста.

Все родители мечтают и хотят, чтобы их ребенок был всесторонне и гармонично развит. В свою очередь, все дети хотят играть. Такие ученые и педагоги, как Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори, считают игру основным видом деятельности детей дошкольного возраста [10]. Поэтому большинство развивающих методик совмещают в себе как игру, так и обучение. В.А.

Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий.

Игра – это искра, которая зажигает огонек пытливости и любознательности», показывая значимость игры для всестороннего и гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста [8].

Существует точка зрения, что математическое мышление для ребенка не так важно в обычной жизни и, такое мышление может понадобиться детям лишь на уроках математики, которая, на наш взгляд, крайне неверна.

Способность правильно находить причинно-следственные связи, а также уметь определять параметры, которые связывают разнообразные предметы и явления, навык систематически размышлять – все это одни из главных условий успеха и удачи в профессионально-личностной сфере, а следовательно, и гарантия будущих побед ребёнка в жизни.

Определяя роль игры в математическом развитии дошкольников нельзя не упомянуть такой вид игр, как дидактическая игра. Многие ученые и педагоги считают, что ничто иное как дидактическая игра является основным условием математического развития детей дошкольного возраста. К.Н.

Поливанова определяла дидактическую игру как специально созданную игру, которая реализовывает установленную дидактическую задачу [7]. Дидактическая задача чаще всего «спрятана» от ребёнка игровыми действиями. Большое количество дидактических игр базируется на принципе самообучения. В этом случае сама игра обращает внимание ребенка на освоение определённых умений и знаний.

Не стоит забывать, что дидактическая игра является одним из основных методов обучения дошкольников.

Благодаря игре оказывает влияние на развитие ребенка знакомая любому педагогу дошкольного образования система Золтана Дьенеша (1916 – 2014 гг.).

Известный многим венгерский ученый – математик, психолог и педагог – Золтан Пал Дьенеш задавал следующий вопрос: «Почему многие люди находят математику сложной наукой? Наверное, из детства берут начало корни таких сложностей?».

Несколько лет своей жизни Золтан отдал изучению и преподаванию математики детям различных стран и пришёл к заключению, что лишь использовав творческие возможности ребенка, есть шанс воспитать любовь к математике и достигнуть успехов в процессе её изучения.

Золтан Дьенеш полагал, что для детей один из лучших способов учиться – не сидеть за партой, слушая изречения педагогов, а легко играть и развиваться в игре. В самой игре дети могут постигать сложные математические и логические системы и концепции. Опираясь на данные принципы, Дьенеш разработал свои логические блоки и теорию «новой математики» [4].

Классический вариант логических блоков Дьенеша представляет собой набор из 48 различных фигур: четырех форм (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные); трех цветов (синие, желтые, красные); двух разных видов и размеров (маленькие и большие, тонкие и толстые). В таком наборе нет одинаковых фигур. Любая из геометрических фигур определяется четырьмя важнейшими свойствами – величина, форма, цвет и толщина [4].

Для детей, которые только приступают к работе с блоками Дьенеша, можно предложить набор из 24 геометрических фигур, убрав тонкие или толстые фигуры. В подобном варианте фигуры имеют разницу только по трём признакам: форма, величина и цвет.

Игры с блоками Дьенеша подразделяются на три варианта сложности.

В первую очередь дети пробуют оперировать одним свойством (например, среди всех фигур нужно найти только синие), затем ребёнок овладевает двумя свойствами (например, сложить цепочку из фигур, чтобы каждая следующая фигура была такой же по форме, но другой по цвету), а в третьем варианте ребёнок уже оперирует тремя свойствами.

Большой плюс такой методики – это то, что её можно использовать в обучении детей с самого раннего возраста (с 2-х – 3-х лет). В наборе с блоками Дьенеша всегда имеется инструкция, которая достаточно детально знакомит с методикой данного автора. В свою очередь, существуют различные альбомы и пособия по использованию блоков.

Приведем примеры употребления логических блоков Дьенеша в дидактических играх с детьми дошкольного возраста:

  1. Найди все блоки (фигуры), как эта» по форме (по цвету, размеру). «Найди не такую фигуру, как эта» по форме (по цвету, размеру).
  2. Второй ряд». Необходимо выложить в ряд 5-6 любых фигур. Затем построить под этим рядом второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой первого ряда оказалась фигура любого другого цвета (размера, формы); такого же цвета, но другого размера (формы); другая по размеру и цвету; не такая по цвету, форме и размеру [6].
  3. Домино». В такой игре одновременно могут принимать участие не больше четырех детей. Фигуры делятся поровну между всеми участниками игры. Каждый игрок по очереди делает свой ход. Но если отсутствует фигура, то свой ход игрок пропускает. В итоге, победа у того, кто первым выложит все фигуры. И ходить можно по-разному. Например:
    • фигурами другой формы (размера, цвета);
    • фигурами такой же формы, но другого цвета или такого же цвета, но другого размера;
    • фигурами другой формы и цвета (размера и цвета, толщины и размера);
    • такими же фигурами по форме и цвету, но другого размера (такими же по форме и размеру, но другими по цвету);
    • ход фигурами другой формы, размера, цвета, толщины [4].

Это всё только часть примеров игр с логическими блоками Золтана Дьенеша. Привести весь список подобных игр в контексте одной статьи практически невозможно. В свою очередь, это делает данную тему очень интересной для её дальнейшего изучения.

Применение выше перечисленных блоков в играх с детьми разрешает моделировать такие значимые понятия математики и информатики как логические операции, кодирование информации и алгоритмы; а также образовывать тезисы с такими союзами как «и», «или», частицей «не» и т.д. Таким образом, игры с блоками Дьенеша оказывают воздействие на развитие у детей дошкольного возраста математических способностей, а также простых логических структур мышления, являются пропедевтикой к изучению информатики в школе.

Основная цель применения блоков Золтана Дьенеша – это подготовка, а также обучение детей дошкольного возраста решению логических задач на классификацию.

Одно из основных умений, которое необходимо детям для решения логических задач – это выявление в объектах разнообразных качеств.

Уметь называть такие качества и замечать их отсутствие, а также обобщать и сохранять в памяти одно, два или несколько свойств, классифицировать объекты по одному, двум или трем признакам, учитывая наличие или отсутствие данных признаков [4].

На сегодняшний день в магазинах представлены разнообразные варианты игр с блоками Золтана Дьенеша.

Следует отметить, что для игр с детьми дошкольного возраста необходимо приобретать наборы, в которые кроме фигур (самих блоков Дьенеша) входят и наборы карточек с символами свойств (величина, цвет, форма и толщина) и символами опровержения этих же свойств.

Также в таком наборе может быть комплект с логическими кубиками, на гранях которых нарисованы символы свойств блоков Дьенеша (величина, цвет, форма и толщина) и символы опровержения данных свойств.

Данные логические кубики используются в комплекте с блоками Золтана Дьенеша и карточками — символами. Специфика логических кубиков – это вероятность «случайного» выбора свойств (определяется подбрасыванием кубика), что всегда приходиться по вкусу детям.

В последнее время использование логических блоков Дьенеша завоевывает все большее внимание воспитателей, которые помещают их в развивающую предметно-пространственную среду группы [3], а также среди родителей. В основном этому содействуют книги «Давайте поиграем» [2], «Логика и математика для дошкольников» [5], в которых содержится картотека игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша.

Читайте также:  Как научить ребёнка прыгать через скакалку

Таким образом, анализ научной литературы и прохождение педагогических практик показали, что применение в совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста логических блоков Золтана Дьенеша оказывает благоприятное воздействие на всестороннее развитие детей, в том числе и на математическое, а именно:

  1. Позволяет знакомить детей с основными геометрическими фигурами и учить различать их по форме, цвету и величине.
  2. Содействует развитию у детей логического мышления, аналитических и комбинаторных способностей, а также формированию навыков и умений, которые необходимы детям в дальнейшей школьной жизни для решения логических задач [9].
  3. Помогает развивать у детей умение раскрывать в объектах различные свойства, называть их, а также обозначать словами их отсутствие, рассматривать и сохранять в памяти одновременно два или три свойства объекта и обобщать анализируемые объекты по одному или нескольким свойствам.
  4. Дает детям первое представление о сложных понятиях информатики, таких как логические операции, алгоритмы и кодирование информации.
  5. Оказывает воздействие на развитие речи: дети используют в своей речи фразы с союзами «и», «или», частицей «не».
  6. Помогает развивать психические процессы дошкольников: память, внимание, восприятие, интеллект и воображение.
  7. Развивает творческие способности, творческое воображение и учит детей нестандартно мыслить [1].

Блоки Золтана Дьенеша – это глобальный дидактический материал, который позволяет успешно выполнять задачи не только познавательного развития, но и математического развития дошкольников. Игры с блоками Дьенеша оказывают благоприятное воздействие на изучение детьми основ математики в дошкольном учреждении и способствуют их дальнейшему успешному обучению математике в школе.

Источник: https://novainfo.ru/article/5575

Система Дьенеша для формирования логического мышления у детей

В детском возрасте способность логически мыслить формируется не за счет накопления научных данных, а на основании возникновения образного мышления. А это требует от ребенка умственного напряжения, его высокой мыслительной активности, знания общих признаков объектов и явлений. Не стоит ожидать, пока эти умения у него сложатся сами, начинайте развивать их как можно раньше.

Пока ребенок подойдет к школьному периоду, он должен уже получить все необходимые ему навыки, что послужит надежным фундаментом для приобретения знаний нового уровня. Способность оперировать фактами с помощью логики в уме – это один из основных навыков, который ему пригодится. Овладев навыками логики, последующее обучение ребенка будет гораздо занимательнее и непринужденнее.

Логические блоки Дьенеша

Венгерский математик и опытный психолог З. Дьенеш разработал систему логических блоков, которая заслужила признание педагогов и родителей всего мира.

Разработка этой игры стала результатом его работы в сфере психологических исследований, Дьенеш изобрел систему шести этапов, по которым нужно изучать математику. Логические блоки Дьенеша – это набор из 48 фигурок, которые различаются по форме, окраске, размеру и толщине.

У каждого из предметов можно выделить четыре характерных признака, при этом ни одна единица не повторяется в наборе.

Блоки Дьенеша в процессе игры помогут ребенку:

  1. Логично выстраивать мысль.
  2. Получить представление о понятии «множество», оперировать им.
  3. Развить навык определения свойств предметов.
  4. Понять смысл отрицания свойства предмета (не красный, не маленький, не тонкий, не квадрат и так далее).
  5. Уметь обобщать, группировать блоки по их свойствам.
  6. Подмечать и объяснять различия и сходства между разными предметами.
  7. Формулировать обоснование своих выводов.
  8. Развить фантазию и творческое конструирование.

Логические блоки Дьенеша могут быть применены как в свободной, так и в совместной с кем-либо из родителей забаве, помогая развивать умственные способности ребенка. Система игральных блоков доступна, понятна, наглядна, это допускает использование их в:

  • сюжетном и ролевом взаимодействии (допустим, игра в магазинчик, где блоки будут символизировать деньги, а карточки – цены, либо игра в почтальона, где посылки – это сами кубики, а адреса на домах получателей — карточки);
  • настольных играх по типу «Найди фигурке правильное место» и другие головоломки;
  • в подвижных играх, построенных по принципу квестов, где одна фигура даёт варианты подсказок, какую надо искать следующую.

Такой подход даёт возможность усложнять игры, подключая использование признаков предмета по одному. Но прежде, чем вы начнёте совместные игры с ребенком, позвольте ему самостоятельно изучить кубики Дьенеша по его собственному усмотрению. Дети с удовольствием строят из них. Использование слова «фигурка», «фигура» более уместно для детей, чем слово «блок».

Поэтапное ознакомление ребенка с логическими блоками

Развивая логическое мышление у детей, педагоги разработали полезный метод поэтапного знакомства детей с новой для них игрой в блоки Дьенеша.

  1. Показать игру ребенку, познакомить его с фигурами и кодовыми картами, научить искать предмет по кодовой карте.
  2. Занятия с ребенком используя игры с блоками Дьенеша, которые развивают не только логическое мышление, но и фантазию и мелкую моторику.
  3. Самостоятельная игра ребенка с развивающими блоками.

Опыт российских воспитателей детских садов показал, что использование в играх логических блоков Дьенеша позволяет познакомить дошкольников с базовыми понятиями геометрии, развивает ум и вызывает интерес малышей сравнивать предметы, изучать их, классифицировать по свойствам, обобщать, а так же абстрагировать от определенных, не присущих предмету свойств, кодировать информацию и декодировать ее. Дети усваивают алгоритмы мышления, у них развиваются процессы познания, нарабатывается внимательность, формируется воображение. Даже занятия в краткосрочных группах детей разного возраста имеют высокую эффективность. Для работы с детьми в командах, желательно наличие двух наборов игры блоки Дьенеша.

Сценарии игр для умственного развития детей

В комплект игры входит иллюстрированный материал для помощи взрослым (родителям и педагогам детских садов) с описанием самостоятельных детских игр, а также варианты и направления придумывания игр с блоками с помощью взрослых. Деление групп детей по возрастам весьма символично, так как всё зависит от развития каждого малыша.

Игра «Поиск пары»

Данная игра происходит с карточками. В ходе этой игры дети знакомятся с символично изображенными на карточках свойствами блоков. Карточки раскладываются вверх рубашками, то есть закрыты от ребенка. Малышу предлагается перевернуть первую пару карточек. Если попадаются одинаковые, то он может забрать их себе.

Если они не одинаковые, то задача ребенка – запомнить их местонахождение и вернуть карточки в исходное положение, открыв другую пару карточек. Вспоминая, где лежат одинаковые, открываемые им ранее карты, ребенок собирает их парами. Если играет группа, то выигрывает тот, кто набрал больше парных карт, чем другие.

Игра «Фантазируем…»

Блоки Дьенеша – отличный материал для развития фантазии. Например, маленького размера треугольничек красного цвета может превращаться в рыбку. А кубик синего цвета может стать конфетой или пирожным. Дети сами могут придумать множество игр с логическими блоками.

Игра «Сколько…?»

Целью игры является развитие навыка задавать вопросы, умения выделять одно свойство объекта из ряда свойств. Логические фигуры раскладываются перед ребенком или группой детей, им предлагается придумать вопросы, что начинаются со слова «сколько». Например, сколько фигур больших? Сколько в первом ряду синих фигур? Сколько здесь треугольников? И так далее.

Игра «Садовник»

Предполагается, что у нас есть три клумбы, на которых должны расти цветы, сгруппированные по определенным свойствам. Ребенку предлагается выбрать, на какую клумбу какие цветы он высаживает и рассказать почему. Так же он может дополнительно поведать о свойствах цветов, рассказать, как они цветут, как называются, что они любят.

Игра «Угощаем медвежат»

Для игры нужно девять изображений мишек, либо игрушечные медведи. Играем с карточками со знаками и символичными свойствами. Цель игры – понимать термины «одинаковый», «разный», навык сравнения объектов по 1 – 2 – 3 – 4 родственным качествам. Играем так: мишки зашли к нам в гости, чем будем потчевать гостей? Оказывается, наши гости очень любят разноцветные пряники.

Пряниками будут, конечно, блоки Дьенеша. Угощаем медвежат, раздавая им пряники. Но пряник в левой лапке медведя должен отличаться от пряника в правой его лапке. Если в одной лапе пряник треугольный, то в другой должен быть, например, квадратный. Следующие пряники должны отличаться по цвету, следующие по размеру и так далее.

Можно сочетать сразу несколько свойств, сравнивая пары фигурок.

Есть и другие разновидности игры – медвежатам «раздаются» карточки с изображением характерных черт фигуры. Ребенок должен выбрать из набора и отдать мишке именно те, что «хочет» медведь, то есть те, что изображены на карточке у того или иного медведя.

Можно в одну лапу медведю давать пряник по своему усмотрению, а в другую ту, что мишка «просит». Если играет не один ребенок, а группа, то можно устроить первенство, кто накормит мишек быстрее. Если детей много, то лучше устроить командную игру.

Как уже говорилось, для игры с группой детей рекомендуется иметь два и более наборов логических кубиков.

Игра «Доктор Айболит спасает зверей»

Развивает логическое мышление малышей и следующая игра. С помощью игрушечного доктора Айболита, который пришел в гости к ребенку, либо в коллектив ребят, ведущий (воспитатель) рассказывает, что ему (доктору) пришло письмо от животных Африки. Оно вот такое: воспитатель показывает карточку с зеленым квадратом.

Но письмо еще нужно найти! Что мы ищем? Дети отвечают, что зеленый квадрат и ищут его в комнате. Когда дети находят письмо, педагог читает: «Здравствуй, доктор Айболит! Пишут тебе звери из Африки. Мы заболели, у нас очень болят ушки, животики и лапки.

Только ты можешь нам помочь!» Далее детям задается вопрос: какие звери живут в Африке? Можно показывать цветные распечатки с изображением животных, чтобы дети называли их. Педагог продолжает рассказ о том, что в Африку путь далёкий и непростой, без корабля туда не добраться.

Здесь на помощь приходят блоки Дьенеша, из которых детям предлагается выложить на столе кораблик. Можно подготовить рисунок с проекциями геометрических фигур на нем, чтобы дети подбирали фигурки по схеме и выкладывали их на листе. Далее педагог рассказывает, что моря бывают маленькие и большие, черные и синие, а наш Айболит переплывает синее большое море.

Продолжая развивать образное мышление детей, строим с помощью логических кубиков красную дорогу, зеленую гору, которые преодолеваем вместе с Айболитом. Роли зверей могут исполнить мягкие или другие игрушки. Айболит: «Вот сколько зверей ждут помощи! С чего начнем их лечить? Раздадим им градусники, чтобы измерить температуру.

Сколько у меня градусников? А сколько животных? Хватит ли всем градусников? Чтобы звери выздоравливали, нужно дать им лекарство». Игру о докторе Айболите можно завершить разучиванием отрывка из «Айболита». Затем доктор объявляет, что ему нужно остаться в Африке, чтобы открыть там больницу, а детей он отправляет в обратный путь.

Также можно придумать игру подобную следующим:

  • Логическое мышление детей хорошо развивает игра, в ходе которой детям предлагается не глядя, то есть «вслепую», достать из мешочка одну из фигурок Дьенеша, так же не подсматривая, описать фигурку, определив на ощупь такие ее свойства, как размер, форму и толщину.
  • Очень полезно развивать детское логическое мышление с помощью схем с изображением фигур, к которым им предстоит подобрать соответствующие блоки. Можно составлять изображение зайчика, слона, лисы, черепахи, ракеты, экскаватора, домика и так далее.
  • Одним из упражнений развития логики и наблюдательности как для детей, так и для взрослых, может стать игра, в ходе которой на стол в хаотичном порядке выкладывается несколько логических кубиков, запомнив их, игрок отворачивается. Пока он не смотрит, какие-то кубики забирают. Его задача вспомнить, чего не хватает.
  • Отличной разминкой для мозговой деятельности есть игры типа «Какая фигура лишняя в ряду», отвечать нужно обосновывая, по каким признакам образована группа.

Подводя итог, одной из самых известных систем логического развития детей — есть система логических блоков Дьенеша. Они рекомендуются для детей раннего и младшего школьного возраста. Игра помогает научиться преодолевать проблемы, связанные с нешаблонными решениями, образного мышления, логики и фантазии, сформировать элементарные представления о математике.

Источник: https://myintelligentkids.com/sistema-denesha-dlya-formirovaniya-logicheskogo-myshleniya-u-detej

Ссылка на основную публикацию