Неправильное воспитание

Виды неправильного воспитания

Неправильное воспитание при акцентуациях характера способ­ствует возникновению патохарактерологических реакций и неврозов, формированию психопатических развитий.

Оно же утяжеляет конституциональные и органические психопатии и может играть роль провоцирующего и преципитирующего фактора для эндогенных психических болезней. Некоторые виды не­правильного воспитания, какими они предстают перед психиатром были описаны Н. И. Озерецким (1932), Г. Е.

Сухаревой (1959), О. В. Кербиковым (1971). Нами [Личко А. Е., 1977, 1983] было подчеркнуто значение следующих видов.

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзор­ностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка.

Лишь иногда гипопротекция простирается до такой степени, что под­росток оказывается совершенно заброшенным — ненакормлен­ным, неодетым, живущим в тяжелых бытовых условиях.

Обычно же в наши дни в условиях всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд подростка, а проявляется только недостатком внимания, заботы, руководства. В духовной жизни подростки оказываются пол­ностью предоставленными самим себе.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом.

Подросток чувствует, что старшим не до него, что они несут в отношений его лишь тяжкие для них обязанности, что на деле они бы рады от них освободиться.

Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональ­ным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.

Гипопротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному типам. Такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют там праздный, полный поисков увеселений образ жизни.

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую систему постоянных запретов и неусып­ного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки.

Непрерывные запрещения, невозможность принять когда-либо собственное решение путают подростка, создают у него впечатление, что ему «все нельзя», а его сверстникам «все можно». Гиперпротекция не позволяет с ранних лет учиться на собственном опыте пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности.

Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за подрост­ка все решают и всегда ему указывают, как поступить, то он приходит к убеждению, что он сам может ни за что не отвечать.

У гипертимных подростков доминирующая гиперпротекция еще в младшем или среднем подростковом возрасте приводит к резкому обострению реакции эмансипации. Почувствовав возмужание, такие подростки подымают бунт против «притесне­ния» и в какой-то момент напрочь рвут все родительские запреты и устремляются туда, где, с их точки зрения, «все можно», т, е. в асоциальную уличную компанию.

На подростков с психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуацией доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие — усиливает их астенические черты — несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя и свое дело. Эти недостатки дают себя знать при вступлении в самостоятельную жизнь, т. е. в старшем подростковом и послеподростковом возрасте.

Потворствующая гиперпротекция. В крайнем проявлении речь идет о том, что ребенок и подросток становятся «кумиром семьи». Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей.

Это дополняется восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. Такие дети растут в атмосфере похвал, восторгов и обожания, ими любуются и восхищаются.

Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взгляды, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.

Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя.

Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, пользоваться их вниманием, вызывать у них восхищение, а с другой стороны — полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе, руководить другими.

При истероидной акцентуации потворствующая гиперпротек­ция толкает к психопатическому развитию по этому же типу. Однако она также способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной, реже при шизоидной и эпилептоидной акцентуации характера.

Потворствующая гиперпротекция в случае эпилептоидной акцентуации превращает подростков в жестоких семейных тира­нов, способных избивать родителей (синдром «избитых родите­лей», по Н. Т. Harbin, D. J.

Madden, 1979).

Родители же готовы все прощать, скрывать нанесенные побои, обелять и выгораживать своих тиранов, все изображать в лучшем свете; отцы в таких семьях обычно спокойно взирают, как сын или дочь бьет мать.

Потворствующая гипопротекция. Этот вид неправильного вос­питания описан нашим сотрудником А. А. Вдовиченко (1980 — цит. по А. Е. Личко, 1983) у делинквентных подростков. Здесь сочетается недостаток родительского надзора с некритич­ным отношением к нарушениям поведения у подростка.

Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его проступки, перевалить вину на других. Выгоражи­вают своего сына или дочь, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний.

Такое воспитание культивирует и неустойчивые, и истероидные черты.

Попав в воспитательные учреждения, особенно в условиях строгого дисциплинарного режима, и оказавшись без привычной потвор­ствующей защиты, такие подростки при малейших трудностях и конфликтах обнаруживают склонность к истерическим реакциям (суицидальные демонстрации и т. п.).

Воспитание «в культе болезни». Такое воспитание описано Е. С. Ивановым (1980) у детей и подростков с церебральными параличами. По нашим наблюдениям, его приходится встречать также при хронических соматических заболеваниях (например, при бронхиальной астме) или физических дефектах.

Болезнь ребенка и подростка становится центром, на котором фиксировано внимание всей семьи. Подросток привыкает к мысли, что болезнь дает ему многие права, из-за нее все должны идти навстречу всем его желаниям, от всех неприятностей ограждать, от вполне посиль­ных обязанностей освобождать, проступки прощать и позволять то, что недозволено другим.

Такое воспитание культивирует не только эгоцентризм, но и рентные установки, завышенные при­тязания.

При столкновении с трудностями в жизни наиболее универ­сальной становится истерическая реакция с уходом в болезнь, ипохондризацией.

негармоничная семья – предыдущая | следующая – эмоциональное отвержение

Подростковая психиатрия. Содержание.

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/nepravilnoe-vospitanie/

Причины неправильного воспитания детей

Причины неправильного воспитания детей — весьма различны. Бывает, так складываются определенные обстоятельства в течении жизни семьи, иногда влияет невысокая педагогическая культура мамы и папы. В этой ситуации помочь может разъяснительная работа, внимание, терпение и разумная терапия. Иногда малыша неправильно воспитывают и из-за нарушений в личности самих родителей. Что же делать?

Причины неправильного воспитания детей — весьма различны. Бывает, так складываются определенные обстоятельства в течении жизни семьи, иногда влияет невысокая педагогическая культура мамы и папы. В этой ситуации помочь может разъяснительная работа, внимание, терпение и разумная терапия. Иногда малыша неправильно воспитывают и из-за нарушений в личности самих родителей. Что же делать?

Отклонение в характерах и психике родителей

Они, а также различные психопатии, часто приводят к некоторым нарушениям в воспитании. Если характер родителя – неустойчив, в таких ситуациях мама или папа чаще склоны к тому, чтобы проводить воспитание, которое характеризуется пониженным уровнем требований к малышу.

Родители с такими проблемами могут выбрать достаточно жестокий стиль воспитания. Мама и папа с отклонениями в характере выбирают противоречивый стиль в воспитании ребенка.

Другими словами, они могут демонстративно проявлять свою заботу и любовь к малышу при зрителях и эмоционально отвергать крошку в их отсутствии.

Что делать? В этой ситуации важно выявить отклонение характера у родителей, определить, что же именно играет решающую роль в этом самом возникновении нарушений в воспитании. В случае необходимости, можно обратиться за помощью к психотерапевту, школьному психологу.

Родители решают проблемы за счет малыша…

Часто в этой ситуации лежит какая-то неосознаваемая потребность родителей. Ее мама или папа — пытаются удовлетворить вот таким вот путем, то есть, за счет воспитания ребенка. Важно объяснить родителю неправильность его поведения. Психотерапевт для начала должен выявить личную проблему мамы или папы, помочь им ее осознать.

Такой источник нарушения воспитания может возникнуть тогда, когда супружеские отношения между мужем и женой оказываются нарушенными. Родители хоть этого и не осознают, но для них ребенок становится в этой ситуации чем-то большим, нежели просто малышом.

Мама и папа хотят, чтобы крошка удовлетворял хотя бы какую-то часть их потребностей, то есть тех, которые раньше в семье должны были быть удовлетворены в ходе самих супружеских отношений.

Например, в случае развода, мама может осознано отказаться от повторного замужества. Она хочет отдать сыночку «всю любовь».

 После — такие мамы ревнуют сыночка к его подругам, так возникает масса многочисленных придирок к ним.

Фобия утраты малыша

Неуверенность родителей, преувеличение представлений о нежности и хрупкости «ребенка», боязнь ошибиться, страх болезненности крошки — все это развивается в связи с самой историей рождения малыша.

Например, если его слишком долго ждали, долго пришлось лечить, выхаживать.

Эти страхи заставляют родителей прислушиваться к каждому пожеланию малыша и спешить с его выполнением, а иногда и просто докучно опекать его.

Также, среди причин неправильного воспитания – недоразвитость материнского и отцовского инстинктов, а также – отсутствие опыта. Последний – обязательно придет! Больше интересуйся своим малышом, читай специальную литературу, обменивайся опытом воспитания с другими мамочками и ты найдешь свой подход к воспитанию крошки.

mama.ua

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/prichiny-nepravilnogo-vospitaniya-detejj/

Влияние неправильного воспитания на ребенка

Когда в семье появляется долгожданный ребенок, все родители поневоле становятся педагогами. Однако представления о том, как развивать малыша, у всех разные, поэтому многие взрослые допускают ошибки в воспитании детей.

Приходится признать, что отношение к собственным детям у родителей противоречивое. Они любят их, балуют, восхищаются успехами, но в то же время могут ударить, накричать. Иногда малыши вызывают раздражение своим непослушанием. Связано это с плохим настроением самих взрослых или нежеланием уделять свободное время крохам.

В то же время все родители искренне желают добра своим отпрыскам, постоянно размышляют о том, как сделать их счастливыми.

Данный парадокс сказывается на взаимоотношениях взрослых и детей, приводит к непониманию и конфликтам. Ребенок неосознанно использует средства психологической защиты в той мере, которая ему доступна. Проявляется она в истериках, криках, непослушании.

Нет ни одного малыша, который бы родился с плохими чертами характера. Они приобретаются в процессе воспитания, неправильное влияние которого приводит к столь печальным последствиям для родителей и детей.

Чтобы максимально сблизиться со своим ребенком, помочь ему в преодолении трудностей, а самим не делать ошибок, которые потом будет сложно исправить, необходимо знать основные виды неправильного воспитания.

Холодное равнодушие

Любое общество с осуждением относится к родителям, которые по каким-либо причинам отказались от собственных детей. Однако равнодушие и неприязнь к малышам встречается и в семьях, которые отличаются внешним благополучием. Иногда родители и сами не замечают, что не уделяют достаточно внимания крохам, не показывают, как они их любят.

Читайте также:  Как научить ребёнка дружить

Часто взрослые настолько заняты вопросом о «хлебе насущном», что забывают поговорить с детьми, поинтересоваться их проблемами и тревогами. Пытаясь привлечь к себе внимание, такие малыши устраивают показательные истерики, отказываются выполнять все указания взрослых.

Встречаются семьи, в которых крохи, не оправдав ожидания родителей, вызывают у них раздражение и разочарование. Не понимая, в чем не угодили мамам и папам, дети ищут ласку и любовь у других людей. Или же замыкаются в себе, проявляют агрессию и безразличие.

Ребенок любит родителей всегда, несмотря ни на что. Ему сложно понять, почему такая любимая и близкая мама не хочет ответить на его объятия, не желает выслушать то, что его так волнует.

Дети, которые не получают достаточное количество любви в семье, отличаются от сверстников даже внешне. Психологами давно доказан тот факт, что недолюбленные дети страдают комплексом неполноценности, который проявляется в различных видах становления личности.

Психологи рекомендуют

  • В тот момент, когда вы почувствуете, что ребенок раздражает, постарайтесь найти причину этого. Не стоит думать, что раздражение вызвано непослушанием малыша. Причина в вас и только в вас. Поразмышляйте над тем, когда чувство неприязни возникло впервые. Возможно, это поможет решить проблему.
  • Как только чувство негатива появилось, постарайтесь нейтрализовать его. Выйдите в другую комнату, сделайте несколько активных физических упражнений, разбейте тарелку. Любое активное физическое движение поможет снизить агрессию. Однако следует помнить, что такие способы помогут только снять напряжение, но не решат проблему.
  • В те минуты, когда удастся побыть наедине с собой, найдите свои детские фотографии и всмотритесь в лицо ребенка, которым вы были когда-то. Перенеситесь на несколько лет назад. Эта девочка или мальчик тоже хотели любви и ласки. Вспомните свои детские обиды, все негативные эмоции, которые возникали в то время. Возможно, вам также не хватало любви и ласки своих родителей. Постарайтесь компенсировать их нехватку любовью к своему ребенку.
  • А может, вы просто очень устали? Повседневная жизнь, наполненная домашними хлопотами, неприятностями на работе, желанием заработать больше денег – все это приводит к стрессам и нервным срывам. Остановитесь и подумайте над тем, что важнее в жизни: деньги, карьера или ваш ребенок. Возможно, переоценка ценностей заставит вас взглянуть на своего малыша совсем по-другому.
  • Не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью. Хороший психолог поможет найти причины негатива и устранить их. В этой ситуации важен непредвзятый взгляд со стороны.
  • Если вы все же пришли к выводу, что не в состоянии любить своего ребенка, дайте ему максимум внимания и заботы. Конечно, они не смогут заменить любовь, зато появится возможность избежать серьезной психологической травмы.

Какими бы ни были причины вашего негативного отношения к малышу, помните, что его вины в этом нет. Сдерживайте свой негатив и, возможно, скоро убедитесь в том, что от него не осталось ни следа.

«Люблю больше жизни»

Еще одна распространенная ошибка родителей.

Взрослые своей всепоглощающей любовью буквально «душат» малыша. Они готовы сделать для него и за него все, что в их силах.

Опекая ребенка, пытаясь защитить от трудностей жизни, взрослые лишают малыша возможности развивать свои индивидуальные черты характера, раскрывать творческий потенциал.

Дети, выросшие в таких семьях, не способны к принятию самостоятельных решений, им сложно проявить инициативу. Они привыкли, что все решают за них.

Самостоятельность – залог успешности любого человека. Однако родители не могут «остановиться», перестать опекать своего ребенка даже тогда, когда он становится взрослым. Уже взрослая личность не имеет ни желания, ни возможности действовать самостоятельно. Результатом гиперопеки является зависимость ребенка от взрослых, неумение ставить цели и добиваться их.

Свобода и независимость

Многие современные родители считают, что залог развития успешной личности – в полной и неограниченной свободе малыша. То есть предполагается, что ребенок может делать все, что ему вздумается, методом проб и ошибок определяя, что можно, а что нельзя.

Такая позиция весьма удобна с точки зрения взрослых. Не нужно постоянно заниматься с малышом, играть, развивать. Он всему должен научиться сам. А взрослые тем временем спокойно могут заняться собственными делами.

На первый взгляд может показаться, что дети должны быть в восторге от такой «удобной» позиции взрослых. Однако это совершенно не так.

Ощущая полную свободу действий, малыши чувствуют себя незащищенными и никому не нужными.

Любому маленькому человеку нужно четкое руководство со стороны взрослых. Он не может в силу еще не сформировавшихся психических особенностей самостоятельно разделять понятия добра и зла.

Авторитет взрослых

Родители любят самоутверждаться за счет своих детей. Как правило, это случается с теми взрослыми, кто не смог добиться в жизни тех результатов, на которые рассчитывал.

Постоянно критикуя ребенка, проявляя недовольство от всех его действий, такие люди унижают малыша, заставляют терять уверенность в своих силах, прививают комплексы неполноценности.

В таких семьях родители часто разговаривают с детьми на повышенных тонах, применяют оскорбительные выражения.

Взрослые должны осознать всю серьезность последствий своего поведения и понять, что любовь к ребенку выражается не в критике, а в помощи.

Нужно научиться быть рядом с малышом, предлагая свою помощь, на которую ребенок всегда может рассчитывать.

Родители могут помочь детям в любой сложной ситуации, используя «волшебные» слова: «У меня (папы, дяди, известного спортсмена или ученого) в детстве тоже не получалось это сделать. И тогда я решил, что…»

Для ребенка любого возраста, будь то пятилетний малыш или четырнадцатилетний подросток, эти слова будут самыми важными. Ведь окажется, что он не одинок, испытывая определенные трудности. Более того, есть люди, которые с ними успешно справились.

«У тебя не получится! Я знаю! »

Любой человек, который слышит подобные слова, обидится. У детей параллельно с обидой запустится «программа неудачника». Если самые родные и близкие люди не верят в него, то чего ожидать от остальных?

Многие родители считают, что подобное поведение является воспитательным воздействием. И с его помощью малыши станут стремиться пойти наперекор их мнению. Однако дети – еще не сформировавшиеся личности, и мыслить так, как взрослые, не умеют.

Все, что им нужно, — это поддержка и понимание родителей. Только с их помощью малыши смогут поверить в свои силы, стать самостоятельными и инициативными. Только благодаря вере родителей, формируется вера в себя ребенка.

«Ты станешь лучше всех»

Многие современные родители считают, что развивать ребенка нужно начинать с самых первых лет жизни. И с ними нельзя не согласиться. Однако в своем стремлении научить малыша всему и сразу взрослые порой заходят очень далеко.

Английский язык, танцы, уроки боевого искусства, лепка, рисование – неполный перечень того, чему стараются научить родители своих отпрысков, начиная с 2-3 лет. При этом они совершенно не задумываются о том, нравится ли их детям все эти занятия.

«Ты должен! Старайся! Добейся! » — слышат малыши изо дня в день. А если у них что-то не получается, то разочарование в глазах родителей приводит в состояние растерянности и ужаса. Боясь потерять расположение взрослых, малыши изо всех сил пытаются достигнуть нужного взрослым результата.

Такое неправильное воспитание детей приводит к тому, что у них развиваются неврозы, неуверенность в себе, портятся отношения со сверстниками. Они постоянно чувствуют вину и страх от того, что могут не реализовать возложенные на них надежды.

Таким образом, родители из самых лучших побуждений травмируют психику детей.

Представленные типы неправильного воспитания – неполный перечень ошибок, которые допускают родители. Их намного больше.

Чтобы избежать этих и других заблуждений в воспитании, психологи рекомендуют использовать следующие правила в общении с ребенком:

  • Помните, что нет двух одинаковых детей, поэтому не стоит сравнивать малыша с другими;
  • Нельзя ругать ребенка, когда он плохо себя чувствует или очень устал. Перед сном все ссоры и конфликты должны быть улажены;
  • Найдите время для того, чтобы поговорить с крохой. Для него это важно. Умейте слышать то, что он боится сказать;
  • Не забывайте, что малыш – личность. Поэтому дайте ему возможность проявлять самостоятельность;
  • Не опускайтесь до крика, угроз, телесных наказаний и унижений;
  • Не ограничивайте личное пространство малыша, научитесь доверять ему;
  • Любите его без всяких условностей и критериев.

Правильное воспитание ребенка – это искусство, которому сложно научиться. Однако искренняя любовь и забота помогут родителям воспитать достойного человека, который сможет многого добиться в будущем.

Источник: https://vospitannie.ru/rebenka/durnoe-vospitanie.html

Неправильное воспитание детей. Кто виноват? ⋆ Все о детстве

Правильно ли мы воспитываем своих детей? Каждый родитель хоть один раз в жизни задает себе этот вопрос…А если воспитание детей неправильное? Кто виноват? Не всегда в воспитании детей помогает родительская интуиция, иногда требуются и советы педагогов и психологов. Какие же бывают типы «неправильного» воспитания, которые негативно влияют на психику ребенка и, в конечном итоге, мы получаем очень плачевные результаты …

Первый тип – это гиперопека.

Андрей сидит на скамейке и смотрит, как мальчишки бегают с мячом, как весело смеются… А ему нельзя, он только что переболел, и ему нужно беречь голос, ведь скоро отчетный концерт в студии, где он занимается пением.

Бабушка заботливо поправляет шарфик на нем, а Андрей даже не сопротивляется, он уже привык – ведь он талантлив, родители на него возлагают большие надежды, и он не может их не оправдать… Ему внушают, что он является большой ценностью, если родители его так оберегают.

Ребенка лишают всякой самостоятельности, он постоянно находится под пресс — контролем. Его индивидуальность утрачена, от него требуется только повиновение.

Ребенку внушили, что взрослые знают лучше, как поступать, что делать, что говорить…Ребенок постепенно превращается в робота, выполняющего команды. Родители расписали его жизнь до мелочей, а ослушаться невозможно, слишком велик контроль.

Родители не понимают, что растят безвольного и слабого человека, который даже не стремится к самостоятельности. Возможно, что в подростковом возрасте возникнет бурный протест, что станет большой неожиданностью для родителей. Но самое опасное, что такие дети становятся неудачниками во взрослой жизни, не способными жить в коллективе

Второй тип – гипоопека.

Саша живет с мамой. Мама работает целый день, у нее нет времени заниматься ребенком, а может, нет и желания. Мама часто оставляет его одного дома, он в одиночестве смотрит мультики, ждет маму и ощущает себя ненужным, нелюбимым.

У Саши зависть к другим детям, они лучше накормлены, теплее одеты, обласканы родителями, у них есть игрушки и книжки… Ему кажется, что мама редко вспоминает, что он есть. Ребенок предоставлен сам себе.

Психика ребенка нарушается с самого детства, что является очень опасным – может возникнуть комплекс неполноценности, обида на жизнь, на маму. Часто из таких детей вырастают люди с тяжелой судьбой.

Третий тип – «кумир» в семье.

Читайте также:  Образование в другой стране

Верочка – любимица в семье, ее все обожают, все восхищаются ей, все любят ее, хвалят, целуют и обнимают. Ничего плохого в поцелуях и обнимании, конечно, нет. Но ребенка возвели в ранг божества, которому все в семье поклоняются. Верочка – это центр Вселенной.

Родители, бабушки и дедушки выполняют каждое ее желание, любую прихоть, видят незаурядность во всем. И не удивительно, что ребенок растет очень своевольным и капризным, эгоистичным потребителем.

Вера не любит сама одеваться и обуваться, требует, чтобы это делали взрослые, топает ножкой, если что то не нравится… С детским садом отношения у нее не сложились – она не выполняла элементарных требований воспитателя, не смогла адаптироваться, требовала к себе повышенного внимания. Впереди школа, и впереди огромное количество проблем, и, увы, по вине взрослых людей…

Четвертый тип – «золушка» в семье.

В такой семье для ребенка не существует ласки и любви. Ребенку внушают, что он плохой, ненужный, грубый, неумеха… За свою короткую жизнь Миша слышал эти слова огромное количество раз… Разбил чашку — «неумеха»! и получил подзатыльник..

Порвал случайно рубашку – «на тебя, оболтуса, не напасешься одежды! Миша очень старается быть хорошим, старается угодить, не знает как себя вести, чтобы взрослые не ругали его.

Родители постоянно сравнивают его с другими детьми, которые, по их мнению, хорошие и послушные…Миша этого сравнения боится больше всего.

Гнев и раздражение родителей, постоянные наказания по любому поводу – это и есть Мишино детство… Миша часто мечтает, строит иллюзии, как Золушка из сказки, и эти мечты помогают ему в его детской жизни. Такие дети вырастают с большой обидой на родителей, и часто мстят им за свое такое неласковое и несчастливое детство

Пятый тип – «повышенная моральная ответственность»

Дашины родители возлагают на девочку большие надежды, которые не смогли реализовать сами в своей жизни. Тщеславию родителей нет предела – Даша в 4 года обязана учить два языка, учиться музыке, ходить на гимнастику.

И постоянно слышит от родителей – мы не смогли, а вот ты должна…Непомерное тщеславие родителей тяжелым грузом ложится на плечи ребенка, девочка не по возрасту серьезна, задумчива, боится огорчить родителей.

У таких детей возможны неврозы, так как такая ответственность непосильна для возраста ребенка.

Шестой тип – «культ болезни»

У Алеши хроническое заболевание – астма. Родители трясутся над ним, а он пользуется этим. Он прекрасно усвоил, что у него в семье есть привилегия, особые права.

Про обязанности он и не думает – он же болен…И он добивается своего, ждет сочувствия, сострадания. Результат такого воспитания – растет изнеженный, слабовольный ребенок, не способный ничем пожертвовать (я же болен!).

Приспособиться к реалиям взрослой жизни ему будет трудно.

Седьмой тип — « крон-принц» в семье.

Петины родители очень занятые люди, занимают высокие должности. Семья живет очень обеспеченно, но времени на ребенка у родителей нет, и нехватку времени и минимум общения с сыном они компенсируют дорогими подарками.

У Пети множество вещей и игрушек, не хватает только «птичьего молока»…Родители уверены — Петя счастлив, ведь у него все есть, даже то, что недоступно большинству детей… Только им не понять, что Петя часто грустит, что ему хочется , чтобы сказку на ночь прочитала мама, а не няня .

И прижаться ему хочется к маме, и погулять с мамой, и поплавать в бассейне с папой… Почему его родители не обычные люди, тогда они бы всегда были со мной рядом? – часто думает Петя.

А родителей может ждать полное разочарование, когда их повзрослевший ребенок не оправдал их надежд, вырос нерешительным и слабовольным, ведь они все сделали для его будущей счастливой и обеспеченной жизни!

Восьмой тип – «противоречивость»

Маше 5 лет, она живет в просторной квартире с родителями и с бабушкой и дедушкой. Каждое утро начинается с разногласий — мама требует, чтобы ребенок вставал рано, сам умывался, одевался, завтракал. И это вполне справедливо. Бабушка придерживается других правил – зачем мучить ребенка, пусть поспит.

Иногда в постельку приносят завтрак. Мамины требования игнорируются. Маша не понимает, кого ей слушать, что можно делать, а что нельзя…Ребенок начинает понимать — если мама не разрешит, то бабушка все сделает, как мне хочется. Плоды такого воспитания, когда ребенка тянут в разные стороны, очень плачевны.

Существует множество типов неправильного воспитания детей. Родители должны понимать, что они сами часто виноваты в том, что ребенок вдруг стал почему то неуправляемым, нервным или наоборот, пассивным и безразличным к окружающему миру.

Что, ребенок не может найти себе друзей в садике, в школе, не может адаптироваться к дошкольному учреждению. Не имеет простейших навыков. Не может общаться с детьми.

И почему то вдруг стал яростно протестовать, пребывать в состоянии стресса, психологического дискомфорта… А ведь это мы, родители являемся источником всего этого!

Родители, призадумайтесь – а все ли мы делаем правильно?

С уважением, admin Kotya! С удовольствием отвечу на Ваши вопросы в комментариях!

Источник: http://vsedetstvo.ru/interesnoe-o-detjah/rastem-i-razvivaemsja/nepravilnoe-vospitanie-detej-kto-vinovat.html

Неправильное воспитание

Неправильное воспитание использует преимущественно следующие методы:

Любимейшие ошибки родителей

Кроме того, следующие родительские реакции вызывают в ребенке желание вести себя плохо.

Бытовые обвинения в общении с ребенком — это упреки, выговоры, замечания и прочая необдуманная критика. Смотри

Бессмысленные вопросы типа «Почему ты не убрал в своей комнате?» «Почему ты дразнишь сестренку?» И общее: «Почему ты меня не слушаешься?» См.

См. «Остановитесь на хорошем» в статье

Тревожно-мнительное воспитание

Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Это чувство может проявляться по-разному.

Мама на протяжении трех лет была неразлучна со своим малышом, привыкла вместе с ним засыпать и просыпаться, гулять, играть, научилась одновременно делать домашние дела и занимать ребенка. И вот принято решение отдать ребенка в детский сад.

Мама тешит себя надеждами, что наконец-то без суеты может сделать что-то дома, спокойно пройтись по магазинам, заняться собой.

Но вместо ожидаемого облегчения вдруг замечает, что не способна отдохнуть и расслабиться, все валится из рук и мысли только о ребенке: «Как он там? Не плачет? Все ли съел? Не забыли ли воспитатели надеть на прогулку шарфик?..» Тревога зачастую рушит все мамины планы, и она бежит в садик узнать, все ли в порядке, наблюдает издалека, как ребенок гуляет и, вконец измучившись, забирает свое чадо домой раньше, чем намечала. См.

Эгоцентрическое воспитание, или все для ребенка

Может ли родительской любви быть слишком много? Наверное, нет, но вот ее чрезмерные проявления с одновременным игнорированием интересов окружающих — суть эгоцентрического типа воспитания. Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи. См.

Гиперсоциальное воспитание, или «правильные» родители

Гиперсоциальный тип воспитания в семье не вызывает у окружающих недоумения, напротив, всячески поддерживается и одобряется; народная молва вскоре присвоит им почетное звание «приличная семья».

Соседи, воспитатели, родственники будут восхищаться хорошо воспитанным ребенком: всегда поздоровается и не забудет попрощаться, подаст стул и с готовностью прочитает стишок, никогда не будет докучать криком и беготней, да и белые носочки, надетые с утра, останутся такими же до самого вечера. См.

Воспитание без любви

Ребенок, который является для своих родителей источником разочарования и раздражения, даже внешне отличается от других детей. Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых: заискивающий взгляд, стремление угодить, понравиться, взять взрослого за руку, залезть на колени. Впрочем, бывает и по-другому.

Малыш, с рождения не знающий ласки и нежности, напрочь отвергает что-либо подобное со стороны взрослых. Его отношение к миру враждебно, он агрессивен, замкнут, безразличен. Но все описанное относится к крайним вариантам проявления неприятия.

Его можно наблюдать в социально неблагополучных семьях со стороны родителей, которые не читают статей, подобных этой, и вообще не задумываются о воспитании. См.

Источник: https://psy-space.ru/?page=nepravilnoe-vospitanie

Типология неправильного воспитания

Выделяют несколько типов неправильного воспитания:

Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты.

В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено».

У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.

Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают.

Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.

Воспитание по типу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности.

Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, – писал Л. Толстой, – притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше.

Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Читайте также:  Как применять методику незаконченных предложений в младшей школе

Родителям следует знать и о типичных детских реакциях нарушения поведения.

Реакция отказа (от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, например, когда «домашний ребенок» начинает посещать детсад, когда семья лишается кого-то из близких, и т.п.

Реакция оппозиции проявляется в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).

Реакция непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кинофильма, книги) проявляется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, поступков. И беда, если кумиром оказывается отрицательный субъект.

Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости.

Так, неудачи в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом «занятости» отодвигается на задний план.

Или физически слабый мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным упорством занимается боксом, чтобы доказать свою храбрость, ныряет с высокого моста в реку.

Источник: http://psihogrammatika.ru/?p=1294

Неправильное воспитание

Психология про Неправильное воспитание, а также бесплатные онлайн вопросы психологам в Психологической помощи Дома Солнца.

Вчера в очереди случайно услышал историю женщины, которой она делилась со своей подругой.

Ситуация, пожалуй, банальна: дочке 19 лет, она для нее «все делала», а как только девочке исполнилось 18, она заявила: «Мама, я тебя ненавижу», и пропала из дома.

Прошло уже несколько месяцев, девочка появляется только для того, чтобы постирать вещи, пополнить запасы продовольствия и напомнить маме о своем отношении.

К сожалению, ни подруга, да и никто уже не сможет посоветовать этой женщине что-то…

Вчера я как обычно ехала в маршрутке из университета домой. Передо мной сидела женщина с ребенком, которому было года полтора. Он с интересом разглядывал всё вокруг и переодически останавливал свой взгляд на мне.

Только что я пыталась подобрать эпитет к слову «взгляд», но так и не нашла. Ни один из них не может отразить в полной мере характер этого взгляда.

Наверно потому, что это был взгляд ребёнка, и в тот момент я тоже не могла понять, что я читаю в его выражении глаз. Но меня…

Воспитание в семье как причина наркомании. Одни из характерных черт нашего времени — широчайшая распространенность разнообразных веществ, способных дать человеку временный кайф.

К сожалению, все большая часть современного человечества предпочитает кратковременное легкое удовольствие более трудным и более честным способам радоваться жизни.

Первичной причиной наркотической зависимости является потребность в комплексе циклически повторяющихся эмоциональных состояний, которые являются…

Дорогие, однажды я пришла к терапевту по странной причине. Мне было страшно, что я могу оказаться социопатом. Почему? Я думала, что ЧУВСТВУЮ ЧТО-ТО НЕ ТО.

Мне было 30, я была замужем — и по всем признакам я должна была мечтать о рождении ребенка. Все замужние женщины за тридцать, кажется, мечтают о ребенке. Но мне не хотелось иметь ребенка. Мысли о детях наполняли меня не радостью, а беспокойством.

Тогда я решила: наверное, я — социопат! (и пошла к терапевту, чтобы подтвердить…

Воспитание — это двусторонний процесс. Родители не только чему-то учат детей, но и сами учатся при этом. Поэтому в большинстве случаев им бывает очень интересно воспитывать своего ребенка, наблюдать за его ростом, развитием.

Мать и отец изо дня в день, наблюдая за малышом, учатся у него способности быть счастливым без причины. Ребенок счастлив, когда играет, когда находится рядом с матерью.

Он не думает, как взрослые, о завтрашнем дне или о дне вчерашнем, живет одним мгновением. Именно…

Любая необдуманная мораль «потому, что так все делают» — зло. Мы часто не думаем, поэтому заблуждаемся с выводами, полагая, что именно мораль делает из зверя человека и ограничивает нас в совершении каких-то страшных дел.

Мораль не даёт нам распускаться. Я думаю, что именно слепая бездумная мораль и создаёт большинство разрушений и агрессий.

Наблюдая, как люди воспитывают своих детей, можно с лёгкостью отследить начало этого пути.

«Нельзя, нельзя, нельзя так делать, это очень плохо; ещё…

Уже в небольшой семье достаточно трудно обеспечить мир, согласие и доверие. И чем больше людей собирается вместе, тем труднее обеспечить согласие между ними.

Поэтому главным достоянием нации является её духовность – способность людей сотрудничать и доверять друг другу. Способность к подобному доброжелательному общению определяется воспитанием человека.

Порядочные люди – главное достояние любой нации, они создают представление о справедливом порядке в обществе и поддерживают его, не жалея…

Одним из самых древних занятий человека, наряду с добыванием пищи, было воспитание: обучение детей навыкам и способам существования в той или иной среде обитания.

Девочек и мальчиков обучали раздельно в соответствии с их различным предназначением в жизни.

С течением времени воспитание становилось все более важным в жизни как самого человека, так и общества.

Оно принимало разные формы в зависимости от принадлежности воспитуемых к тому или другому слою общества, различалось по содержанию…

Можно привести много примеров, где проявляется необычайная детская впечатлительность и внушаемость.

Достаточно бывает иногда неосторожно произнесенного при ребенке слова о совершенном убийстве или каком-либо другом тяжелом происшествии, и ребенок будет уже тревожно спать ночью или даже подвергнется ночному испугу или кошмару.

Вот почему обстановка и в особенности окружающая среда всегда оказывает на воспитание ребенка огромное влияние.

Особая впечатлительность детей стоит в тесной связи с…

Человеческий мир можно поделить на мир мужчин и мир женщин. Мир женщин можно поделить так же на два мира – мир счастливых женщин и мир несчастливых женщин. Я не буду обсуждать мир счастливых женщин.

Моя задача — показать несчастливым женщинам путь к счастью.

А мир несчастных женщин можно так же поделить на два мира: мир «папина дочка» и мир «свой парень», как это ни странно, но и тот и другой мир являются проблемными для женщин в плане репродуктивного здоровья. У нас, таким образом, появляется…

Источник: https://www.SunHome.ru/psychology/nepraviljnoe-vospitanie

Родителей будут наказывать за неправильное воспитание детей

Депутаты Государственной думы объяснят согражданам, как надо воспитывать юных россиян. Тех же, кто не усвоит эти правила и не будет их придерживаться, ждёт наказание.

На днях в нижнюю палату парламента поступил законопроект, ужесточающий административную и уголовную ответственность за нарушение прав детей.

Кроме того, впервые вводится понятийный аппарат, с помощью которого власти смогут давать юридическую оценку тому, что происходит в семье или образовательном учреждении.

Внесённый законопроект написан в рамках концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности, подготовленной в Госдуме ещё в прошлом году по поручению президента Дмитрия Медведева. Под ним стоят подписи двух вице-спикеров и председателей шести думских комитетов, членов «Единой России» и «Справедливой России». А это значит, что шансы на принятие у документа очень хорошие.

Для начала авторы предлагают уточнить в действующем законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», что же такое «воспитание» и «надлежащее воспитание». Без этого, по их мнению, трудно говорить о привлечении нерадивых воспитателей к ответственности.

«Существующий механизм уголовно-правовой защиты детей от недобросовестных родителей из-за неопределённости понятия «надлежащее воспитание» практически не работает», – констатирует один из авторов инициативы, глава Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.

Так вот, воспитание, по мысли народных избранников, должно заключаться «в привитии ребёнку навыков поведения, соответствующего духовно-нравственным ценностям и интересам российского общества».

А «надлежащим» предлагается считать воспитание, «основанное на уважении к родителям, к России, её истории, традициям и культуре, к Конституции и законам РФ, на идеалах мира, терпимости, свободы, равенства и справедливости, дружбы между народами, этническими, национальными и религиозными группами».

«Введение новых понятий позволит предъявить новые требования и к процессу воспитания детей в образовательных учреждениях, – говорит г-жа Мизулина. – Сейчас в законе «Об образовании» есть лишь только обезличенная норма о любви к Родине, а не к России как стране проживания ребёнка».

Далее Руководителям учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, светит более суровое наказание – штраф от 2 до 5 тыс. рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до года.

Так, например, пребывание несовершеннолетних в питейных заведениях или нарушение ими «комендантского часа» будет стоить «предкам» от 1 до 2,5 тыс. рублей. Если родители предложили чаду попробовать пива или чего покрепче, им придётся выложить 1–2 тыс.

рублей, а появление ребёнка в возрасте до 16 лет в общественном месте в непотребном виде (пьяным или «под кайфом») обойдётся в 500–1000 целковых. Если же подростки употребляли алкоголь или наркотики прямо на территории школы, то родительский кошелёк похудеет на 1,5–2,5 тыс.

рублей, а директора образовательного учреждения оштрафуют на 3–4 тысячи.

Помимо прочего законопроект направлен на борьбу с «равнодушием к детям, оказывающимся в трудной жизненной ситуации».

В Административном кодексе РФ должна появиться новая статья, наказывающая тех, кто не сообщил куда следует о нарушениях прав или законных интересов несовершеннолетних, о которых им стало известно в силу служебного положения или профессиональной деятельности (например, сотрудников органов опеки и попечительства, милиционеров, врачей или учителей). Сейчас такая ответственность не предусмотрена, хотя порядок сообщения о подобных фактах прописан в том числе в Семейном кодексе РФ. Штраф «за равнодушие» составит от 1,5 до 10 тыс. рублей.

Авторы законопроекта хотят откорректировать и Уголовный кодекс. В нём наконец-то появится уточнение, что следует считать «жестоким обращением с детьми»: «грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с несовершеннолетними, включая физическое или психическое насилие над ними».

Сегодня отсутствие чёткого определения приводит к разному толкованию этого понятия. По данным МВД, лишь в одном случае из пяти удаётся возбудить уголовное дело по статье о жестокости к детям и только каждое третье дело, дошедшее до суда, заканчивается обвинительным приговором.

К примеру, остались безнаказанными работники одной из детских больниц Московской области, где новорождённых малышей-отказников в течение многих месяцев держали привязанными к кроватям.

Максимальное наказание, которое будет грозить жестоким родителям и педагогам, – лишение свободы сроком до трёх лет (но при этом предлагается упразднить штрафы для родителей: наказание рублём, по мнению думцев, «неизбежно сказывается на материальном и нравственно-психологическом состоянии семьи и ещё более ухудшает положение проживающих в ней детей»). А то сейчас, отмечают депутаты, за жестокое обращение с животными можно на два года отправиться за решётку, а за жестокое обращение с детьми максимум, что обещает УК, – это ограничение свободы сроком до трёх лет…

Источник: https://versia.ru/roditelej-budut-nakazyvat-za-nepravilnoe-vospitanie-detej

Ссылка на основную публикацию