Непрерывное образование учителя

Статья ( класс) по теме: Значение непрерывного образования для личности педагога

Значение непрерывного образования для личности педагога.

В «Российской педагогической энциклопедии» квалификация определяется как «уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник и является его важнейшей социально — экономической характеристикой».

С понятием квалификации тесно связаны понятия профессиональной компетентности и профессионализма.

Основу личности педагога составляет его профессионализм.

Важно отметить, что он не сводится лишь к совокупности профессиональных умений, а определяется еще и уровнем личностно — профессиональных качеств специалистов, направленностью их личности, особенностями мотивации деятельности. Можно сказать, что профессионализм педагога является профессиональная компетентность (от лат. competo — добиваюсь, соответствую, подхожу), имеющая два смысла:

·  Круг полномочий, предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу либо должностному лицу;

·  Знания и опыт в той или иной области, в данном случае в области управления. 

Компоненты компетентности — толерантность, коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, организаторские способности, целеустремленность, объективность, оперативность и др.

Всеми этими качествами необходимо обладать педагогу, а если что-то отсутствует, либо «хромает», то это можно исправить — повысить свою квалификацию, расширив объем своей компетентности.

Согласно пониманию повышения квалификации Щедровицким П.Г., квалификация в деятельности — это надстройка над деятельностью, закрепляющая:

  • Способы и отношения к самой деятельности;
  • Способы организации и реорганизации этой деятельности;
  • Формы подключения этой единичной деятельности к сложным системам коллективной и кооперированной деятельности.

При этом связь т отношения квалификации в деятельности и самой профессиональной и специализированной деятельности и отражается модельным изображением некоторой «трехслойки»: верхний ярус, средний ярус, нижний ярус.

При этом квалификация — управляющая и регулирующая надстройка, обеспечивающая связь профессиональной и специализированной деятельности с тенденциями развития и возможности включения этой деятельности в межпрофессиональные и корпоративные отношения.

«Квалификация тесно связана с рефлексивным и понимающим обеспечением деятельности, контролем и способом трансформации и перестройки деятельности, другими словами, квалификация снимает и отражает способы и формы подключения этой единицы и специализированных знаний к более сложным системам деятельности, комплексом работ».

И возможность такого подключения обеспечивается, прежде всего, за счет рефлексии и понимания. Как уже упоминалось, педагог должен оценивать себя в этой системе, должен рефлектировать необходимые изменения своей собственной профессиональной деятельности в связи с тенденциями развития.

При организации повышения квалификации достаточно часто Институтами ПК РО повышение планируется как разовое мероприятие.

В то же время динамика развития современного общества ставит перед системой образования все новые и все более сложные задачи, требующие практически непрерывного ее реформирования.

В этих условиях образовательным учреждениям, в том числе учреждениям дополнительного образования, как никогда ранее, необходимы педагоги, которые не просто приобретают практический опыт, но и «постоянно обновляют свои теоретические знания, совершенствуют методическое мастерство, глубже овладевают искусством воспитания, проявляют творческий подход к работе с детьми».

Ответ на эту проблему дает идея непрерывного образования.

Согласно А.П. Владиславлеву, непрерывное образование есть — неограниченное ни во времени (по срокам), ни в пространстве, ни, относительно, методов — обучение. Такой подход также поддерживается на Западе.

Но под этим не следует понимать, что такое обучение действует всегда, что оно постоянно непрерывно! Обучение прерывается на некоторый промежуток времени — до возникновения новой образовательной потребности.

После окончания университета, института, нельзя сказать, что это была последняя ступень, после которой ты овладел всеми необходимыми тебе знаниями, умениями. Современные модели постоянного повышения своей квалификации выстроили цепочку непрерывного образования для человека.

Причём ошибочно будет понимать, что повышение своей квалификации обязательно влечёт за собой повышение в должности и продвижение «вверх по карьерной лестнице». Повышение квалификации сейчас необходимо, чтобы соответствовать современным требованиям и запросам общества.

Таким образом, с понятием квалификации тесно связаны понятия профессиональной компетентности и профессионализма. Компоненты компетентности — толерантность, коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, организаторские способности, целеустремленность, объективность, оперативность и др. Всеми этими качествами необходимо обладать педагогу.

В соответствии с планами повышения квалификации учителей один раз в пять лет они проходят специальное обучение в институтах (академиях) повышения квалификации и переподготовки работников образования или на специальных факультативах педагогических образовательных учреждений. Практика показывает, что знания, полученные учителями в специальных институтах и педвузах, нуждаются в практической доводке, в осмыслении и апробации в школе. В этом случае и приходит на помощь специально организованная в школе система методической работы.

Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры. Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в школе определенной инновационной среды.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/04/14/znachenie-nepreryvnogo-obrazovaniya

Непрерывное образование

Непрерывное образование как необходимое условие педагогической деятельности в соответствии с требованиями профстандарта

Открытость противоречивому миру, мобильность, ответственность и самостоятельность в принятии решений — профессиональные качества успешного работника в любой сфере деятельности, включая педагогическую.

До сих пор речь шла о минимуме квалификационных требований к учителю. Развитие технологий, необходимость решать нестандартные задачи — всё это выдвигает новые требования к профессиональному стандарту.

Стандарт подчёркивает, что расширяет свободу педагога.

В противоречие вступает то, что он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации. Ещё в документе заявлено, что педагог должен соответствовать конкретным критериям. Следовательно, о полной свободе учителя речи нет.

Изменился и портрет современного учителя. Согласно новому профстандарту, педагог должен обладать следующими характеристиками:

— мобильный,

— мотивированный,

— открытый,

— креативный,

— способный,

— эффективно взаимодействующий,

— владеющий современными технологиями и т.д.

Кроме того, стандарт прописывает компетенции педагога:

— работа с одаренными учащимися;

— работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования;

— преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

— работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии;

— работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Всем известно, что в стране растёт количество детей с проблемами в развитии, что, в свою очередь, требует преподавания основ коррекционной педагогики учителям любой специальности. Происходят демографические сдвиги, которые приводят к тому, что в одних и тех же классах сидят совершенно разные дети.

Речь идёт о том, что учитель должен быть настолько подготовлен, чтобы уметь решать не только образовательные и воспитательные проблемы, но и психологические, логопедические и многие другие. А ведь это профессиональная деятельность целого ряда специалистов, которых сегодня в школе нет.

Для всех педагогов, стандарт неизбежно становится тем ориентиром, который влечет за собой необходимость качественных изменений в подготовке учителя на всех уровнях. Очевидным фактом является то, что действующая система базовой подготовки учителя и его последующая квалификация не отвечают новым, стоящими перед школой, задачам.

Всё это заставляет практикующего педагога задуматься: как, не имея должного образования и специальных условий осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с профессиональным стандартом?

Понятно, что кадры, выпускаемые из стен педагогических учебных заведений, получат необходимые знания, практику, которые помогут соответствовать требованиям нового профессионального стандарта.

Мы, профессионалы, работающие не одно десятилетие в системе образования, отдаём себе отчет в том, что быстрых результатов в педагогике не бывает.

В связи с этим необходимо решать проблему непрерывного образования целой армии педагогов. На мой взгляд, образование должно соответствовать определённым этапам.

Первым шагом является диагностика затруднений педагогической деятельности в рамках профстандарта. Затем, адресное планирование методических мероприятий. Причём, необходимо учитывать методы, развивающие внутренние ресурсы педагога и учитывающие его особенности. Следующий этап – практическая педагогическая деятельность. В завершении – мониторинг, диагностика результатов.

На мой взгляд, рационально совместить инновационные и традиционные формы образования педагогов. Использовать как индивидуальные маршруты, так и коллективное, групповое обучение. Практиковать как дистанционное, так традиционное общение в процессе обучения.

Необходимо отметить, что педагоги нуждаются не только в методической помощи, но и в самообразовании. Именно самообразование позволит педагогу развивать умение учиться.

Формы обучения разнообразны:

— целевые курсы,

— курсы переподготовки,

— стажировочные площадки,

— участие в мастер-классах,

— дистанционное обучение,

— семинары (с привлечением специалистов-профессионалов),

— вебинары и т.д.

Важное и то, чтобы процесс организации непрерывного образования педагогов вёлся на различных уровнях, в том числе, школьном.

В деле обучения педагогов особое внимание необходимо уделять таким факторам, как:

— систематичность методической деятельности;

— согласованность и координация педагогической деятельности;

— учёт опыта, уровня подготовки педагога;

— выбор форм и методов педагогической работы. [1, с. 68]

Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования, развитие творчества и одаренности в детях, становление личности в целом, что является основной задачей деятельности школьных организаций.

<\p>

Но нельзя забывать, что много зависит от желания учителя идти в ногу со временем. Если человек открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых  условиях   он сможет в более сжатые сроки. [2, с.

510]

Я уверена, что это и есть главный ресурс, без которого не «заработают» новые профессиональные стандарты педагога.

Литература

  1. Кашко, И. И., Конради Н.С., И.А. Рогова Особенности работы с педагогическим коллективом образовательной организации в условиях введения ФГОС начального и основного общего образования [Текст] / И. И. И. Кашко, // Учитель Кузбасса. – 2014. – № 3. – С. 68-71.

  2. Приходько Е. В. Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] / Е. В. Приходько // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 509-511.

Источник: https://multiurok.ru/files/nieprieryvnoie-obrazovaniie.html

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования приоритетной задачей является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Кроме этого в настоящее время происходит постоянное развитие информационно-образовательной среды школ, что требует от педагогов непрерывного развития ИКТ-компетентности.

Традиционная система повышения квалификации ориентирована на периодичность один раз в пять лет, что крайне недостаточно при высоком темпе развития современных образовательных технологий. Таким образом, педагоги испытывают затруднения в использовании информационных технологий в связи с неподготовленностью и отсутствием непрерывной методической поддержки.

Анализ данной ситуации позволил выявить противоречие между существующими моделями повышения квалификации и необходимостью непрерывного развития ИКТ-компетентности педагога внутри школы. Таким образом, традиционная модель повышения квалификации не соответствует требованиям непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов без отрыва от производства.

Однако непрерывное развитие ИКТ-компетентности без отрыва от производства реализуемо, если выполнить следующие условия:

—          создать модель непрерывного повышения квалификации на базе школы;

Читайте также:  Выбираем духи для ребенка

—          в образовательном учреждении создать условия для реализации полученных знаний и умений в педагогическом процессе.

Непрерывное педагогическое образование — это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки учителя, повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и способностей в течение всей жизни.

Непрерывное образование стало, пожалуй, самым большим стимулом для современной школы со времени ее оформления в массовую фабрику трансляции знаний и умений.

Действительно, важнейшей задачей школы сегодня становится не формирование устойчивого набора знаний и умений, которые останутся с человеком до конца его жизни, а прежде всего воспитание способности производить и получать новые знания на протяжении жизни.

К настоящему времени сложилась система непрерывного образования учителя в три этапа: допрофессиональная подготовка, этап образования и последипломное совершенствование.

Принципами непрерывного образования является принцип непрерывности личного опыта и принцип преодоления разрыва между пространственно-временным воздействием социальной среды и процессами воспитания и образования личности, между нравственным опытом народа, отдельных поселений и общин, всего человечества и опытом, знаниями и умениями, приобретенными в учебно-воспитательных учреждениях, между образно-эстетическим, художественным восприятием и освоением мира и умственным развитием учащихся, между культурной традицией народа, запечатлевшей весь исторический путь освоения мира в данных природно-климатических, экологических, экономических, географических и иных условиях и опытом, знаниями, способами освоения деятельности под воздействием современной социально-культурной, политической и иной ситуации.

В настоящее время одной из главных задач современной школы становится непрерывное образование педагогов без отрыва от производства.

На основании изученной литературы была создана модель непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности внутри школы.

Назначением модели является создание условий в образовательном учреждении для развития ИКТ-компетентности.

Цель модели — способствовать развитию ИКТ-компетентности педагогов в школе.

Основные элементы модели информационно-образовательная среда, непрерывное образование, развитие ИКТ-компетентности педагога в ОУ, педагогический процесс, ученик и учебная деятельность, личность педагога.

Основными факторами оказывающие влияния на элементы модели будут социально-экономический, организационный, технологический, профессиональный.

Специфика курса: основные понятия, требования к уровню подготовки, требования к основным умениям, итоговый результат. Условия обучение без отрыва от производства. Мотив слушателей заключается в необходимости использования ИКТ на уроках и требований профессиональной подготовки педагога.

Способы реализации полученных знаний в педагогической деятельности:

—          при подготовке к урокам учитель использует ЭОР и разрабатывает личный дидактический материал на урок;

—          оформление документации в печатном виде.

Структура непрерывного образования в аспекте развития ИКТ-компетентности педагогов ОУ имеет функционально-деятельностный характер.

Деятельностные составляющие структуры представлены общетеоретической, технологической, дидактической и проектировочной деятельностью, реализуемой с непрерывным сопровождением.

Функциональные составляющие описывают зависимость процесса сопровождения от программ развития информационно-образовательной среды ОУ, инновационной деятельности педагогов и реализуемой системы непрерывного образования педагогов.

Пересечение деятельностных и функциональных составляющих порождает свойства модели: 1) соответствие выбранной стратегии развития информационно-образовательной среды ОУ государственному заказу (ФГОСы) на развитие ИКТ-компетентности педагогов; 2) ориентация на насыщение образовательного процесса информационно-коммуникационными технологиями; 3) направленность на непрерывное развитие информационно-образовательной среды ОУ как педагогической системы; 4) рост инновационного потенциала субъектов сопровождения.

Успешность решения методических проблем педагогов обеспечивается педагогическими условиями. Условия реализации модели обеспечивают результативность развития ИКТ-компетентности педагогов ОУ.

Сопровождение педагогов гарантирует успешность решения методических проблем педагогов, при оперировании актуальным состоянием информационно-образовательной среды ОУ, при использовании приёмов конструирования и оптимизации образовательного процесса в информационно-образовательной среде.

Технологические условия формируют технологическую среду непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов, определяют форму ресурсов, технологическое обеспечение каждого этапа и особенности реализации взаимодействия педагогов в зависимости от уровня их ИКТ-компетентности.

Для выявления эффективности описываемой модели непрерывного образования педагогов в аспекте развития ИКТ-компетентности применяется оценка результативности описанной модели.

Эффективность реализации данной модели определяется критериями востребованности ИКТ-компетентности, проявляется в динамике развития личности педагога, он станет более организован, активен, будет обладать таким качеством как ригидность, у педагога появиться инновационный потенциал.

Рис. 1.Модель непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности внутри школы

Непрерывность образования реализуется путем организации непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов внутри школы.

При этом должен быть выполнен ряд условий: определение основной проблемы; определение поля методической деятельности (утверждено положение о проведении курсов, наличие материально-технической базы, сформирована группа участников эксперимента, создана программа курса, определен график работы со слушателями); выбор учебно-методического ресурса и способа его освоения; выбор результата («продукта деятельности педагога»).

Внедрение модели развития ИКТ-компетентности педагогов в деятельность образовательного учреждения требует взаимного сотрудничества и поддержки со стороны администрации и педагогов. Администрация школы создает необходимые условия для сотрудничества и взаимодействия между педагогами, и осознает необходимость внедрения модели развития ИКТ-компетентности педагогов без отрыва от производства.

Реализовать модель развития ИКТ-компетентности педагогов внутри школы нужно для того, чтобы учитель смог повысить свою ИКТ-компетентность.

Модель развития предполагает проведение курсов внутри школы, которые будут способствовать развитию ИКТ-компетентностидля применения ИКТ в педагогической практике.

Достаточно хороший пользовательский уровень учителя-предметника является залогом успешного применения им ИКТ-технологий в своей повседневной работе, но часто именно краткосрочные специализированные курсы повышения квалификации дают учителю-предметнику необходимый толчок, и он уже целенаправленно проходит к выводу, что необходимо непрерывно развивать ИКТ-компетентность.

Для педагогов создается программа курса для развития ИКТ-компетентности. Эта программа начинается с ознакомления с возможностями компьютера в школьном образовании.

За этим следует этап повышения квалификации или модулей переподготовки, в ходе, которого педагог осваивает компьютер в применении к своей профессиональной деятельности и параллельно планирует это применение в информационной среде.

При созданных условиях идет трансформация личности педагога и педагогического процесса с более полной реализацией требований к результатам освоения образовательной программы, задаваемым ФГОС, в том числе — в направлении формирования ИКТ-компетнтности педагога и обучающихся, формирования универсальных учебных действий, повышается эффективность освоения отдельных предметов. Получение знаний в области ИКТ-компетентности во много раз повысят стремление педагогов к самообразованию. Достижение компетентности в вопросах ИКТ-компетентности требует понимания того, что данная совокупность способностей не является чем-то несвойственным для учебного плана, наоборот, это должно быть вплетено в структуру, содержание и результаты учебных планов. Такая интеграция также способствует расширению спектра возможностей для будущего развития и внедрению методов обучения, которые базируются на принципах разрешения проблем, наглядности, исследовательности. Направляемый сопровождающим и использующий различные приложения, педагог усваивает содержание курса на более глубоком уровне, чем, если бы это были просто лекции или чтение дополнительной литературы. Получив полный комплекс знаний, педагог будет чаще использовать свои мыслительные способности для того, чтобы становиться все более продвинутым пользователем информационных ресурсов, независимо от того, где они хранятся, в каком формате представлены. Таким образом, педагог значительно повышает свои возможности в процессе собственного образования.

Для того чтобы реализовать модель, нужно определиться, как и где педагог будет заниматься. Основным условием для осуществления составленного плана является проведение курсов без отрыва от производства, поэтому занятия будут, проводятся в школе без отрыва от производства, после уроков.

Таким образом, для непрерывного образования педагогов выявлена необходимость создания и внедрения описанной модели непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности в деятельность образовательного учреждения через систему учебных занятий с основной целью — создать условия, при которых педагоги повышают свою ИКТ-компетентность без отрыва от производства.

Литература:

1.         Федеральная целевая программа развития образования на 2010–2015 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 N163-р. [Электронный ресурс], режим доступа http://www.mon.gov.ru/edu-politic/priority/2048/

2.         Актуальные проблемы современного образования: учебно-метод. пособие: сборник [Текст] Отв. ред. В. Г. Воронцова, C. B. Алексеев. — СПб.: СПбГУП, 2002. 238 с.

3.         Андреев, A.A., Каплан, C.JI., Кинелев, В. Г. Преподавание в сети Интернет: Учеб.пособие [Текст]Отв. ред. В. И. Солдаткин. М.: Высшая школа, 2003.-792 с.

4.         Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст]В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. -С.3–13.

5.         Вершловский, С. Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена [Текст] монография / С. Г. Вершловский. СПб: СПбАППО, 2008. — 151 с.

6.         Горбунова, JI. H. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система [Текст]JI. H. Горбунова, A. M. Семибратов // Педагогическая информатика, № 3.- 2004.-С. 3–10.

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/5/81/

Непрерывное образование как залог эффективного профессионального саморазвития

Непрерывное образование играет важную роль в развитии и в жизни человека.

Современный человек как активный субъект получая профессиональное и общее образование самообогащается и развивается тем самым реализовывая ценные качества, такие как: творческая свобода, ответственность, потребность искать инновационные решения, компетентность и эффективность в реализации ее действий. Развитие человечества во многом зависит от эффективности и направлении данной системы. 

Глобальные изменения конца ХХ века вызвали принципиально новый подход к образованию вообще и к непрерывному образованию в частности, поэтому одной из важных задач в области образования ХХI века является интеграция национальных образовательных систем в европейское и мировое образовательное пространство.

Тенденция интеграции требует от каждой страны-участницы Болонского процесса развития системы непрерывного образования, создания широкой сети разнообразных учебных заведений, доступных различным социальным, профессиональным и возрастным группам населения. Непрерывное образование занимает важнейшую роль и место в жизни и развитии человека.

Современный взрослый человек как активный субъект обогащения и одухотворения себя через интеграцию профессионального и общекультурного образования актуализирует в себе ценнейшие атрибутивные качества, такие как креативная свобода, переживаемая ответственность, потребность в инновационных поисках нестандартных решений, рефлексивная компетентность и осознание подлинной результативности в своей деятельности. Незадействованность данных механизмов в образовании лишает его свободного и инициативного выбора и снимает всякую внутреннюю ответственность за собственное продуктивное обучение и развитие. От направленности и эффективности этой системы во многом зависят перспективы развития человечества. В частности, в основу развития модели образования положены системные и последовательные изменения в отрасли, требующие повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, обновления содержания учебников и пособий, разработки и реализации методического сопровождения в рамках нового стандарта образования, постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. В настоящее время образование должно включать в себя такие характеристики, как непрерывность, фундаментальность, целостность. На основании этого необходимо прийти к контекстуальному единству формального, неформального и информального образования через всю жизнь, где особое значение придается информальному образованию, поскольку оно организуется и инициируется самим человеком на любых этапах его жизнедеятельности.

Одним из основных направлений стратегии обновления общества, связанного с дальнейшим развитием духовной жизни народа, становится практика непрерывного образования, реализация новой парадигмы «учение через всю жизнь» (lifelong learning), создания на ее основе гибкой системы подготовки кадров.

Личность учителя, его профессиональная компетентность, социальная зрелость и духовное богатство в настоящее время оказываются наиболее важными условиями обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания.

Диалогическое взаимодействие национальных систем подготовки педагогических кадров европейских стран, их коммуникация являются условием их успешного интегрирования в рамках единого образовательного пространства.

Таким образом, феномен непрерывного образования концептуально связывается с доктриной «обучающегося общества», что ведет к объединению всей образовательной деятельности с ресурсами общества и направлено в конечном счете на гармоничное развитие потенциальных способностей личности. И это особенно касается педагогической профессии, которой любой, посвятивший свою жизнь, по сути должен учиться на протяжении всей практической деятельности.

Образование – это важнейший фактор развития современного общества, так как информационный век требует от человека прежде всего знаний во многих областях, а также умения самообразовываться, самосовершенствоваться.

Современный этап развития человеческого общества характеризуется возрастающей динамикой изменений, затрагивающих все сферы его жизни.

В качестве основных факторов, определяющих ускоренные темпы общественного развития, можно назвать следующее:

  • фундаментальные открытия в области естественных и технических наук, обуславливающие быстрый качественный рост материально-производственной сферы жизни общества;
  • интеграционные процессы, охватившие наиболее передовые страны мира, становятся одной из важнейших составляющих, обеспечивающих поступательное и устойчивое развитие;
  • увеличение значения научного прогнозирования и планирования во всех сферах жизни общества.
Читайте также:  Методика обучения детей математике с помощью блоков з. дьенеша

Высшее образование играет важную роль в создании социального единства, сокращении неравенства и подъеме уровня навыков, умения и компетенций в обществе. Поэтому образовательная политика должна быть нацелена на всемерное развитие потенциала людей, их индивидуальности, вклада в функционирование жизнеспособного и демократического общества, основанного на знаниях.

Некоторые элементы гибкого обучения существуют в большинстве стран, однако более систематическая разработка гибких образовательных траекторий для поддержки обучения в течение всей жизни находится пока еще на ранней стадии развития.

Задачи, стоящие перед отечественными вузами в данном направлении:

  • обеспечение всеобщего доступа к получению и обновлению знаний, необходимых для социальной адаптации личности в течение всей жизни;
  • поиск и включение новых механизмов финансирования, расширение спектра источников финансирования, консолидации ресурсного обеспечения;
  • изменение принятых методов обучения, их адаптация к современным условиям, создание нового преподавательского корпуса;
  • развитие системы оценки и аккредитации результатов любой формы образования, приемлемой как для граждан и работодателей, так и для государственной квалификационной системы;
  • развитие наставничества и центров образовательного консалтинга, создание механизмов информационного сопровождения системы непрерывного образования, ориентированных на удовлетворение потребностей любого члена общества;
  • «приближение образования к дому» широкое использование информационных образовательных технологий, развитие систем дистанционного обучения.

Принцип непрерывности выражает временную и пространственную связь уровней, ступеней образования. В процессе педагогической профессионализации непрерывность связана с поступательным овладением новыми знаниями, технологиями, профессионально-значимыми личностными качествами.

Важнейшим механизмом непрерывности в педагогической подготовке является преемственность, предполагающая сохранение на каждом новом этапе базовых компетенций как результата предшествующих этапов и возможность продвижения в профессионально-творческом становлении.

Соблюдение принципа непрерывности и преемственности в процессе становления и развития профессиональной компетентности педагога обеспечивает единство теоретической и практической подготовки.

Содержание теоретических знаний на каждом этапе педагогической профессионализации должно соответствовать приобретаемому практическому опыту и степени готовности к преобразованию в способности и качества личности будущего учителя.

Непрерывность и преемственность формирования профессиональной компетентности педагога достигается за счет построения единого образовательного развивающего пространства в системе педагогического образования от профильных педагогических классов и педагогических колледжей до творческого самосовершенствования в условиях послевузовского профессионального образования и самообразования.

Принцип непрерывности и преемственности образования, его уровней и ступеней позволит реализовать академическую мобильность студентов.

Обучение в течение всей жизни не означает построения новой системы образования.

Это новый подход, расширяющий возможности обучения, но в то же время требующий более гибких форм и структур, реализующих образовательные программы, внедрения системы признания ранее полученных квалификаций, развития модульного и дистанционного обучения, активизации обратной связи между потребителями образовательных услуг и системой образования.

Реализация концепции непрерывного образования актуализирует ряд теоретических проблем и практических задач организации дополнительного образования взрослых. В современных условиях оно становится жизненной необходимостью для каждого социально активного члена общества, поскольку предоставляет человеку возможность осознанной реализации жизненно значимых проектов.

Непрерывное образование не составляет самостоятельного уровня или звена в системе образования и отвечает образовательным потребностям обучающихся, общества, государства, которые не могут быть удовлетворены в рамках законодательно установленных уровней.

В то же время непрерывное образование охватывает все звенья системы образования, являясь его неотъемлемой частью, и представляет собой сферу образовательной деятельности, сопоставимую если пока не по масштабам, то по значению со сферой основного образования.

На первый взгляд, дополнительное образование по-прежнему выполняет компенсаторскую функцию, обеспечивает развитие особенных, «непрофильных» способностей обучающегося за рамками основного образовательного курса.

Однако, неправомерно в нынешних условиях, сводить его роль только к восполнению неудач и недостатков основного образования.

Непрерывное образование следует рассматривать как гарант сохранения и воспроизводства основного образования, придающий ему смысл и определяющий его использование в жизнедеятельности конкретной личности. По мере перехода к непрерывному образованию основное образование, выступающее в форме всеобщего, массового, необходимого и обязательного для каждого члена общества, все больше нуждается в дополнительном.

Для эффективной реализации непрерывного профессионального обучения следует совершенствовать механизмы оценки, особенно для неформального и спонтанного обучения. Растущий спрос на квалифицированных работников и увеличивающейся конкуренции приводят к повышению спроса на сертифицированное обучение.

Основное и дополнительное образование тесно связаны, более того, взаимозависимы. При этом дополнительное образование в большей степени ориентировано на персональные способности обучающегося.

Именно в силу своего «необязательного» характера оно более открыто новшествам, более чувствительно к появлению новых образовательных потребностей и новых способов их реализации.

Виды и формы дополнительного образования взрослых, отвечающие образовательным потребностям, становятся более разнообразными: курсы повышения квалификации, производственные стажировки, консультации по самообразованию, научно-практические конференции, курсы сопряженного образования и др.

Развитие непрерывного образования требует одновременного решения экономических, нормативных и методологических задач. Только в этом случае возможно построение целостной и эффективно действующей системы непрерывного профессионального образования, способной ответить на вызовы времени.

Список литературы:

  1. Ананьев Б.П. Психология и проблемы человекознания. – М.: Воронеж,
  2. Вершловский С.Г. Некпрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена. – СПб.,
  3. Сластенин В.А. Болонское соглашение: курс на интеграцию. – М.,

Фамилия автора: Г.А. Сейдуллаева

Источник: https://articlekz.com/article/18962

Статья «Непрерывное образование как условие развития личности педагога»

Кобзарь И.Н.

учитель начальных классов

Первомайской средней школы

Мендыкаринского района

«НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА»

«Знание – самое превосходное из владений,

все к нему стремятся, само же оно не приходит»

А. Бируни

Динамика развития современного общества ставит перед системой образования все новые и все более сложные задачи, требующие практически непрерывного ее реформирования.

Реформы системы образования в Республике Казахстан, происходившие в течение последнего десятилетия, осуществлялись с целью ее интеграции в мировое образовательное пространство и приближения к международным образовательным стандартам.

В этих условиях образовательным учреждениям необходимы педагоги, которые не просто приобретают практический опыт, «но и постоянно обновляют свои теоретические знания, совершенствуют методическое мастерство, глубже овладевают искусством воспитания, проявляют творческий подход к работе с детьми»[1].

Педагог, как и любой другой субъект общественной деятельности, должен заботиться о своем профессиональном и личностном развитии.

Современный мир не стоит на месте, он постоянно развивается, дополняется, внедряются новые технологии, все это требует от человека приобретения новых знаний и навыков, повышение своей компетентности в том или ином вопросе.

Педагог не исключение, ведь он является носителем информации, что подразумевает постоянное ее обновление.

Происходящие в обществе социальные преобразования диктуют новые требования к профессиональной деятельности педагога его личности и способностям.

Система образования постоянно развивается, в связи с этим новые социальные запросы делают актуальным рассмотрение требований к профессиональному развитию педагогов. Меняются целевые установки в обществе, соответственно происходят изменения в образовательной среде.

Поэтому педагог стремиться формировать у себя качества, требуемые современным обществом. То, насколько полноценным будет развитие учащегося, во многом зависит от профессионализма педагога.

В течении всей педагогической деятельности учитель совершенствует свою квалификацию. Повышение квалификации сейчас необходимо, чтобы соответствовать современным требованиям и запросам общества.

Каждый учитель проходит курсы повышения квалификации в ИПК и ПРО, чтобы пополнить  багаж знаний, необходимый для качественного обучения учащихся.

Пройдя трёхмесячные курсы по Кембриджской системе и изучив 7 модулей обучения, я стала внедрять  новые подходы в учебно-воспитательном процессе. Применяя активные методы обучения на уроках,  у моих учеников поднялся интерес к обучению, повысилась мотивация учиться.

Качество знаний по предметам математика, литературное чтение и познание мира возросло. Учащиеся стали уверенными. С каждым годом всё больше и больше участвуют в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, занимая призовые места.

Конечно, получение дополнительного образования  через прослушивание курсов, обучение в институте для педагога необходимо. Но самостоятельное  повышение своего мастерства, достижение вершин профессионализма наиболее ценно.

Каждый педагог должен построить свой путь достижения этой вершины и стремиться к ней на протяжении всего профессионального, творческого пути. Самообразование педагога является неотъемлемой частью непрерывного образования.

Традиционно самообразованием считается приобретением знаний путем самостоятельных занятий, т. е. как самостоятельное обучение (научение) [2].

Самообразование педагога рассматривается как добровольная, активная, ценностно-смысловая, мотивационная, творческая профессиональная деятельность, направленная на освоение современных педагогических идей и технологий, обеспечивающая личностно-профессиональный рост педагога, повышение качества образования и воспитания воспитанников.

Считаю, что наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога — его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских работ и т.д.

Продолжая самообразование и профессиональное самосовершенствование, я  начала  изучать и осмысливать свой опыт, опыт коллег, а также описанный в литературе.

Выступила  как автор статей в периодической печати, в педагогических изданиях, на сайтах «Коллеги», «Копилка уроков», «Так-то ЕНТ», «Инфоурок», «Учительская копилка»,  пропагандируя   свои   находки, залицензировала 3 работы: учебно-методический комплект «Экономика для начинающих», «Инструментарий проверки грамотности чтения учащихся начальной школы», интеллектуальный конкурс «Умный совёнок».
           Одна из форм  представления мною своего опыта: теоретического и проверенного на практике, является оформление портфолио, которое отражает систему моей работы.  

   Совершенствуя свое мастерство, принимаю участие в районных, областных и республиканских конкурсах.

Являясь руководителем школьного МО моя задача — создать  условия для непрерывного образования педагогов, оказать им методическую, консультативную  помощь в организации самообразования.

В планы работы МО включаю вопросы, способствующие повышению уровня теоретической подготовки, овладению педагогами инновационными технологиями, а также обмен опытом, знакомство с новыми достижениями педагогики, изучение нормативно-правовой документации.

Основными формами работы МО являются: заседания по вопросам методики обучения, воспитания и социализации обучающихся; открытые уроки и внеклассные занятия; доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, мастер-классы; проведение предметных недель, заседания «круглых столов».

Круглый стол

   Являясь наставником молодым учителям, организую работу включающую совместное планирование, взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, их последующий анализ. Это  не только помогает в профессиональном становлении молодого педагога, но и стимулирует меня  взглянуть по-новому на свою деятельность и оценку ее результатов.

Одна из особенностей учительской профессии характеризуется необходимостью непрерывного образования. Учитель до тех пор современный профессионал, пока учится.

Учителя  образно сравнивают с губкой: “Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа,  и  это  лучшее  снова  отдает   детям”.

      И это действительно так: если только отдавать и ничего не добавлять, то прежний багаж знаний скоро истощится.  Прав академик Е. Патон, который призывает самого педагога “учиться до глубокой старости”, если он с пользой хочет   учить  других.[3]

Литература:

1.Жумагулова Г.С. «Проблемы непрерывного экономического образования  в Казахстане»  Институт экономики и статистики  г. Астана, Казахстан

Источник: https://xn—-dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/51623-statya-nepreryvnoe-obrazovanie-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-pedagoga

Непрерывное образование как условие развития личности педагога

Обучение длиною в жизнь, обучение шириною в жизнь, самомотивация к обучению – вот только несколько принципов, положенных в основу непрерывности образования, как процесса роста образовательного потенциала личности педагога.

Читайте также:  Создаем микроклимат в детской, а онлайн игры для девочек и мальчиков подождут своего времени!

Роль учителя во все времена занимала особое место в обществе, так как именно с учителя начинается фундаментальное обучение и воспитание. Какие бы реформы не претерпевала система образования учитель остается основной фигурой, которая занимается обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Неизменным спутником процессов воспитания, обучения и получения образования является педагогика. И в этой связи мы не должны забывать о педагогах, которые помогают своим ученикам добывать знания и применять их в жизни.

Истощение прежних знаний и непрерывно увеличивающийся поток обновленной информации порождает надобность совершенствования педагога в профессиональной деятельности.

Жизнь не стоит на месте, идет своим чередом перестройка отношений в обществе, подвергаются изменениям представления об окружающем нас мире, не остается без внимания реформ система образования, а вместе с ней и школа.

Нам не нужно долго путешествовать в поисках новизны, достаточно взглянуть на перемены в области современного образования. Новые типы профессиональных и общеобразовательных школ, новые идеи и проекты внедряющиеся учебно-воспитательный процесс.

Так, например, еще совсем недавно были актуальны такие вопросы, как оптимизация учебного процесса, проблемное обучение, обобщение педагогического опыта педагогов-новаторов, а сегодня на пике возвышаются вопросы компьютеризации обучения, обновления содержания образования, внедрения критериального оценивания.

Потому педагоги должны быть настоящими профессионалами своего дела, удовлетворяя условиям современного рынка труда.

Современный педагог должен стремиться к новым знаниям, массово использовать в своей практике инновационные педагогические, информационные и компьютерные технологии.

Для подготовки компетентностных педагогов в нашей Республике разработана специальная программа, которая позволит повысить их уровень конкурентноспособности и профессионализма.

Реализуя принципы непрерывного образования, педагог формирует себя как духовно-нравственную, граждански ответственную, активную, созидательную, творческую личность, способную к рефлексии, стремящуюся к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию.

Развиваясь в условиях непрерывного образования, педагог гарантированно совершенствует знание и методику преподаваемого предмета, определяет использование приоритетных педагогических технологий и подходов к организации учебного процесса.

У каждого учителя индивидуальный путь саморазвития и выбирает он его исходя из личного уровня профессионального мастерства и организаторских способностей. А для того чтобы поддержать педагога во всех его начинаниях предпринимается достаточно мероприятий Государством, институтами повышения квалификации педагогических работников, отделами и организациями образования.

Литература:

  1. Владиславлев, Л.П. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы/ Л.П. Владиславлев. М.: Педагогика, 1978. — 175 с.
  2. Закон Республики Казахстан «Об образовании». – Алматы, 2000.
  3. Подласый И.П. Педагогика, М., «Владос», 1999 г., т.1, 2.
  4. Журнал «Вопросы педагогики», №1, 2006 г.

Белова Н.П.,

учитель математики и информатики

Карасуская СШ

Костанайская область, Карасуский район

Источник: http://ru.bilimainasy.kz/?p=3455

Принципы непрерывного педагогического образования

В декабре 2015 года под председательством Президента РФ Владимира Путина в Кремле прошло заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации. Президент говорил, в том числе, и о создании общенациональной системы профессионального роста учителей, выделив в качестве одного из направлений, непрерывный профессиональный рост.

Об этом нужно помнить каждому педагогу и руководителю образовательного учреждения, как необходимо и понимать, каковы же ведущие принципы разработки непрерывного педагогического образования.

Под непрерывностью педагогического образования, как правило, понимают систему, состоящую из трёх этапов, которые последовательно сменяют друг друга:

  • допрофессиональный
  • профессиональный
  • послевузовский

При этом самый продолжительный и значимый из них именно третий, который охватывает всю карьеру педагога после получения диплома. Рассмотрим ведущие принципы непрерывного педагогического образования на этом этапе.

Послевузовский этап образования педагогов

Несмотря на огромное количество работ на данную тему и обилие различных точек зрения, все они имеют очень схожее видение эффективного профессионального развития. В соответствии с этим общим видением можно выделить следующие принципы непрерывного педагогического образования:

  1. Чётко определённая картина эффективного обучения и преподавания во время урока.

Она включает в себя:

  • приверженность идее того, что каждый ученик способен освоить данный предмет;
  • понимание необходимости разного подхода к ученикам в зависимости от культуры, возраста и других факторов;
  • упор на создание условий для поиска информации, решения проблем и применения полученных знаний;
  • углубленное понимание предмета, а не на поверхностную информацию;
  • совместную работу;
  • чётко поставленные цели обучения и контроль всего процесса по их достижению.
  1. Создание возможности для более глубокого познания предмета учителями, освоения ими дополнительных подходов к обучению, что усилит понимание предмета учеником и улучшит сам процесс обучения.

Под этим понимается:

  • вовлечение учителя в процесс постоянного получения новых знаний по предмету, который тот преподает, и в области педагогики в целом;
  • понимание педагогом того, как дети обучаются. Знания только предмета недостаточно, хороший учитель должен уметь слушать ученика, формулировать вопросы, которые способствуют усвоению материала, помогать в решении возникающих проблем. Так же необходимо понимать, какие именно сложности возникают у учеников чаще всего, как они меняются в зависимости от возраста ребёнка;
  • право учителя на выбор учебной литературы и способы её применения. Учителя должны уметь использовать свои знания для улучшения образовательного процесса.
  1. Использование методов обучения взрослых, схожих с применяемыми в обучении детей.

Основные принципы:

  • работа с тем уровнем знаний, который есть у учителя, понимание того, какими навыками он обладает и каковы его личные особенности. Использование только тех методов повышения квалификации, которые будут эффективны для конкретного специалиста;
  • мотивация преподавателя к самостоятельному углублению знаний предмета, улучшению его понимания, а не запоминанию «общепринятого»;
  • создание условий для работы учителей в коллективе, предоставление им возможности перенимать опыт друг друга. Иногда учитель не может оптимально выстроить образовательный процесс из-за того, что его самого не обучали таким образом;
  • создание условий для развития, практики и освоения учителями новых методов. Нужно понимать, что загруженному на 110 % учителю некогда будет думать о новинках в технологиях и методиках. У педагога должно быть свободное время для изучения методической литературы, просмотра вебинаров и посещения тематических семинаров;
  • необходима постоянная поддержка и содействие учителям во время всего процесса их обучения, сопутствующие рекомендации и анализ того, что они изучили;
  • объединение набора курсов по повышению квалификации в один продуманный план. Одноразовые и несистематизированные занятия, как правило, низко результативны. Для повышения эффективности необходимо иметь чётко поставленные цели, должна быть разработана общая стратегия и организована поддержка на всё время обучения.
  1. Необходимо строить или усиливать коллектив преподавателей в целом.

В хорошем коллективе:

  • ценится и продвигается обмен профессиональным опытом. Чаще всего педагоги готовятся к занятиям, разрабатываются рабочие программы, продумывают открытые уроки в одиночку. Это менее результативно, чем коллективная работа. Школа или образовательное учреждение должны мотивировать учителей на взаимообучение, совместное решение возникающих вопросов и проблем, передачу знаний, полученных на различных конференциях и семинарах;
  • у учителя должна быть мотивация и условия для экспериментов, проб и ошибок.Он должен понимать, что от него не требуется знать ответы на все вопросы, но расширение собственного кругозора приветствуется и поощряется;
  • профессиональное развитие в течение всей карьеры – часть норм и порядков учебного заведения. Руководство должно поддерживать идею того, что в образовательном процессе участвуют все (не только ученики), а умение задавать правильные вопросы ценится так же, как знание ответов.
  1. Поддержка и подготовка учителей с выраженными лидерскими качествами, при наличии у них желания.

В процессе того, как педагог становится экспертом в своей области, ему нужна мотивация, чтобы выходить за рамки учебного класса и принимать участие в развитии всего образовательного учреждения и даже больше.

От лидеров коллектива ожидается:

  • планирование и использование возможностей для профессионального обучения для себя и других. Учителя должны играть в этом ключевую роль, а не быть просто участником мероприятий по повышению квалификации;
  • быть нацеленными на перемены. Каждый в школе должен всё время стараться улучшить свою работу. Эта миссия для учителей должна быть частью культуры самой школы;
  • содействие другим учителям. Школа, со своей стороны, может создать атмосферу, подходящую для сотрудничества.
  1. Необходимо выстраивание связи с другими аспектами образовательной системы.

Например:

  • внедрение профессионального развития в другие процессы школы. К примеру, школа получила новый набор учебников, вместе с этим директор или завуч должны предусмотреть дополнительные методические материалы, которые будут нужны учителям для преподавания в новых условиях;
  • следование стандартам. Профессиональное развитие должно помогать учителям понимать и применять стандарты и инициативы, которые приходят к ним с других уровней образовательной системы. Тогда педагоги смогут использовать их для повышения эффективности образовательного процесса;
  • оказание активной поддержки в рамках школы, района, города. Профессиональное развитие, как и преподавание, не может происходить в вакууме. Родители школьников и другие члены общества должны быть в курсе этого развития и иметь возможность для проявления участия и оказания поддержки, если это уместно в конкретной ситуации.

Программы профессионального развития должны постоянно пересматриваться для того, чтобы:

  • определить, насколько они полезны для педагогов, внести корректировки. Как и в обучении внутри класса, так и в педагогическом образовании постоянный мониторинг процесса в целом даёт возможности для повышения его эффективности;
  • быть актуальными. С течением времени содержание образования и методы, применяемые для работы с детьми, меняются. Программы повышения квалификации должны опережать нововведения, готовить учителей к изменениям заранее.

Выводы

Из этих принципов разработки непрерывного педагогического образования следует, что ответственные за него должны:

  • определить, какие именно мероприятия по профессиональному развитию стоит поддерживать и финансировать. Например, отдать приоритет долгосрочным программам, не ограничивающимся пределами школы;
  • обратить внимание на подготовку педагогов в рамках обучения в колледже и ВУЗе, уже на этой стадии нужно формировать ту модель обучения, которая должна использоваться во время работы учителем;
  • выделить время учителям для профессионального развития, даже если придётся уменьшить продолжительность работы с детьми;
  • наладить сотрудничество между людьми, ответственными за разработку учебной программы, и теми, кто отвечает за профессиональное развитие;
  • создать инфраструктуру для непрерывного педагогического образования. Под этим может пониматься создание новых должностей для учителей, которые будут поддерживать идею профессионального развития, а также для специалистов, занимающихся разработкой образовательной программы, профессиональных стандартов;
  • смоделировать эффективную образовательную среду. Руководство может вносить позитивные изменения, отслеживать их результаты, решать возникающие проблемы совместно с подопечными;
  • Оценивать результаты работы учителей, прошедших курсы повышения квалификации. Следить за тем, удовлетворяют ли программы повышения квалификации учителей, получают ли учителя необходимые новые знания, влияет ли это на их работу, улучшается ли обучение детей.

Изучить новые педагогические инструменты и технологии вы сможете на Международной конференции«Современные подходы к обучению одарённых детей и детей с ОВЗ. Работа с педагогами»

Источник: https://academy-prof.ru/blog/printsipi-neprerivnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya-statya

Ссылка на основную публикацию