Новаторство как явление в отечественной дидактике конца xx в.

О дидактических взглядах педагогов — новаторов конца xx

О ДИДАКТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ ПЕДАГОГОВ — НОВАТОРОВ КОНЦА XX ВЕКА

НОВАТОРСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДИДАКТИКЕ КОНЦА XX ВЕКА Новатор (от лат. novator — обновитель) это специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой либо области деятельности. Новаторство в отечественной дидактике зародилось в 80 – е годы XX века.

НОВАТОРСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ Технология опорных сигналов ( Виктор Федорович Шаталов) Гуманистическая педагогика ( Ш. А. Амоношвили)

ОБЩЕЕ В СИСТЕМАХ ПЕДАГОГОВ – НОВАТОРОВ: Педагогика сотрудничества Поиск новых, нетрадиционных методов Перспективность дидактических идей Общедоступность опыта

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика; учитель не заставляет принудительными средствами учиться школьника, а создает ему оптимальные условия для учения и развития; пронизана верой в силы и возможности ученика в успешном усвоении знаний, стремлением при необходимости авансировать успех школьника в учебной деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ НА ОСНОВЕ СХЕМНЫХ И ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ВИКТОРА ФЕДОРОВИЧА ШАТАЛОВА Идея: обучение детей с любыми индивидуальными данными гарантирующее успешное формирование знаний, умений и навыков; интенсификация обучения Принципы обучения: Ø принцип успеха и оптимизма; Ø принцип бесконфликтности; Ø принцип целостности; Ø принцип гласности успехов каждого.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА опережающее обучение изучение материала укрупненными единицами алгоритм учебной деятельности (развернутое объяснение учителя; сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам; изучение листов с опорными сигналами; работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях; письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке; ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей).

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ обеспечение учебного процесса оригинальными дидактическими средствами и пособиями: опорные листы и сигналы, конспекты, плашки решаемых задач, открытый лист учета знаний; коллективная познавательная деятельность: взаимная консультация учащихся, взаимопроверка знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими; методические приемы: поиск ошибок в книгах, решение задач по выбору, урок открытых мыслей, творческий конспект и т. д.

СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ПРЕДМЕТА, ФОРМИРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВИЧА ИЛЬИНА Идея: нравственное и эмоциональное воспитание личности; преподавание литературы как искусства.

Принципы обучения: Ø нравственный потенциал книг порождает систему гуманистических знаний убеждений; Ø закон «трех О» : очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем; Ø формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать; Ø демократизм.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА побуждение учащихся к поиску «своей истины», собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем; использование приемов эмоционального воздействия литературных и поэтических произведений на ученика; внимание репликам и вопросам учащихся на уроке. В них выражается поиск, спор, сомнение, возражение, стремление иметь свою точку зрения; артистизм учителя является наивысшим учебным средством.

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС МИХАИЛА ПЕТРОВИЧА ЩЕТИНИНА Идея: гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельно сти человека. Тип учебного заведения: школа комплекс на селе. Он объединял, по сути, 6 разнотипных школ: общеобразовательную, художествен ную, спортивную, хореографическую, музыкальную и учебно производственный комбинат;

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Расписание уроков составляется так, чтобы занятия «речевого» цикла чередовались с занятиями «образного « ( по музыке, изобразительному искусству) и «двигательного» цикла (физическая культура, труд, хореография). организовать занятия методом погружения в учебный предмет; активно действуют органы школьного самоуправления.

ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВУ ИГОРЯ ПАВЛОВИЧА ВОЛКОВА построение процесса обучения направленного на творчество; проведение синтезированных уроков творчества; «Творческая книжка школьника» ; Творческие комнаты.

«ТВОРЧЕСКАЯ КНИЖКА ШКОЛЬНИКА» записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы; срок ведения книжки – 7 лет (50 – 80 уроков); к окончанию проявляется творческие и профессиональный предпочтения учащихся.

ТВОРЧЕСКИЕ КОМНАТЫ В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков.

Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы; в любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года; в творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку; организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА ПАЛТЫШЕВА увидел общую причину учащиеся не имеют общеучебных умений и навыков; абстрактно теоретический курс физики надо пре подходы поэтапной системой обучения, предусматривающей ликвидацию пробелов школьной подготовки учащихся: формирование учебных умений; развитие познавательного интереса к учению; активизация самостоятельной, творческой деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний, умений и навыков превратить в теоретико прикладной;

ГУМАННО – ЛИЧНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АМОНАШВИЛИ Идея: способствовать становлению, воспитанию и развитию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

Облагораживание души и сердца ребенка. Идеал воспитания – самовоспитание.

Обучение строиться по следующей схеме: познавательное чтение; письменно – речевая деятельность; математическое воображение; постижение прекрасного; планирование деятельности и др.

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ: Гуманизм; Индивидуальный подход; Мастерство общение: закон взаимности, «его величество вопрос» , гласность и атмосфера романтики; Формирование учебной деятельности: приемы материализации процесса чтения и письма, литературное творчество детей.

«Использование отметки очень ограничено, ибо отметки – это «костыли хромой педагогики» , вместо количественно оценки – качественное оценивание. Урок ведущая форма жизни детей, вбирающая всю и спонтанную и организованную жизнь детей.

Школа Амонашвили позволяет развивать индивидуальность ребенка, особенно способствует развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сфер. Эта школа создает условия для духовной жизни; осмыслению детьми высоких духовных материй и ценностей, постижению красоты всего окружающего мира.

Источник: http://present5.com/o-didakticheskix-vzglyadax-pedagogov-novatorov-konca-xx/

Традиции и новаторство в эволюции педагогической мысли

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Читайте также:  Доверительные отношения или фамильярность?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….3

Традиции и новаторство в эволюции педагогической мысли……………………….4

Заключение……………………………………………………………………………………………….11

Список использованной литературы………………………………………………………….12

Введение

Педагогика — система научных знаний. Объективность, целесообразность, устойчивость, непротиворечивость — ее основные характеристики. Взаимосвязь традиций и новаторства в ее эволюции – достаточно немаловажный аспект, имеющий место в современной педагогической мысли. Вышесказанным подтверждена несомненная актуальность нашего исследования.

Цель работы – рассмотреть традиции и новаторство в эволюции педагогической мысли. Согласно сформулированной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:

— проработать доступные нам научные и методические источники, посвященные указанной теме исследования;

— представить роль традиций и новаторства в эволюции педагогической мысли.

Методом исследования был выбран описательно-аналитический метод.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Традиции и новаторство в эволюции педагогической мысли

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции на­зывали раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учи­тельствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возни­кновению особой науки о воспитании детей.

Теория очисти­лась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Источники развития и эволюции педагогики во взаимосвязи традиций и новаторства в конечном итоге таковы: многовековой практичес­кий опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традици­ях, обычаях людей, народной педагогике; философские, об­ществоведческие, педагогические и психологические труды; те­кущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

Говоря о традициях в эволюции педагогической мысли, отметим, что педагогике долго пришлось снимать скромный угол в вели­чественном храме философии. Только в XVII в. она выдели­лась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей свя­занной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его главный труд «Вели­кая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., — одна из первых научно-педагогических книг.

Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принци­пы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории.

«В основе обу­чения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучива­ние чужих наблюдений и свидетельств о вещах»; «Слух необхо­димо соединять со зрением и слово — с деятельностью руки»; необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума».

Разве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педагога?

Демократические идеи французских просветителей во мно­гом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827). «О, любимый на­род! — восклицал он. — Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.

В конце XIX — начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно сме­щается центр педагогической мысли.

Не отягощенные догмами инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в со­временном обществе и быстро достигли ощутимых результатов.

Были сформулированы общие принципы, выведены законо­мерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каж­дому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей.

Виднейшие представители американской педагогики — Джон Дьюи (1859—1952), чьи работы оказали заметное влия­ние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874—1949), прославившийся исследова­ниями процесса обучения и созданием хотя бы и прагматиче­ски приземленных, но весьма действенных технологий.

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С.Т.Шацкий (1878—1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР.

Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической шко­лы, были П.П. Блонский (1884—1941), написавший книги «Пе­дагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925), и А.П. Пинкевич (1884—1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы.

Известность педагогике социалистического периода принес­ли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869—1939) концен­трировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, заро­ждающегося пионерского движения. А.С.

Читайте также:  Нужно ли учить альтруизму?

Макаренко (1888— 1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования созна­тельной дисциплины и воспитания детей в семье. В.А. Сухомлинский (1918—1970) исследовал моральные проблемы воспи­тания молодежи.

Многие его дидактические советы, меткие на­блюдения сохраняют свое значение и при осмыслении совре­менных путей развития педагогической мысли и школы.

В нашей стране долгое время господствовала идеологичес­кая установка на воспитание человека в духе коммунистичес­ких идеалов.

Несмотря на всю привлекательность ее положе­ний, несмотря на горячее желание воплощать призывы в жизнь, ее нельзя признать научной, поскольку заложенные в ней положения противоречат объективным данным о природе человека и его развитии.

Сильную и стабильную систему вос­питания можно развивать только на объективном фундаменте установленных наукой и подтвержденных практикой положе­ний.

В этой связи, если говорить о новаторстве в эволюции педагогической мысли, то первым инновационным направлением разви­тия педагогической теории можно назвать возврат к опровергнутым коммунистической идеологией классическим основаниям природосообразной педагогики Я.А. Коменского.

Вторым направлением инновационного про­цесса признаем гуманизацию педагогической системы в трак­товке К. Роджерса. Оба направления не новы для мировой, но представляют большой интерес для отечественной педагогики.

Сделав крюк, многое приобретя, но и многое растеряв, наша педагогика вынуждена возвращаться туда, откуда начинала в 20-х годах, что может быть примером, на наш взгляд, взаимопроникновения традиций и новаторства в эволюции педагогической мысли.

Рассмотрим принцип природосообразности Я.А. Коменскогои его значение для построения объективной педагогической теории.

Он предельно ясен: у детей различные природные особен­ности, ими детерминируются течение и результаты педагоги­ческого процесса.

Я.А. Коменский сформулировал этот принцип просто: «Как у трав, деревьев, животных есть различные природные особен­ности — с одними нужно обращаться так, с другими иначе, и нельзя пользоваться для одних и тех же целей всем одинако­во, — так существуют подобные же природные способности и у людей.

Встречаются счастливцы, которые все постигают, но нет недостатка и в таких, которые в определенных предметах удивительно непонятливы и тупы. Иной — в спекулятивных науках — орел, а в практической мудрости — осел с лирой. Иной в музыке туп, а в остальном способен к обучению. У другого подобное положение имеет место с математикой или поэзией, или с логикой и пр.

Что здесь делать? Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой — напрасное дело…

И если никого из учеников не будут к чему-либо при­нуждать против воли, то ничего и не будет вызывать у учени­ков отвращения и притуплять силу ума; каждый будет идти вперед в том, к чему его (по велению высшего провидения) влечет скрытый инстинкт, а затем на своем месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу» [Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 2005. С. 300-301].

Вторит ему Джон Локк: «Бог наложил определенную печать на душу каждого человека, которая, подобно его внешнему об­лику, может быть немного исправлена, но вряд ли можно ее целиком изменить и превратить в противоположное.

Поэтому тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности при помощи частых испытаний (!), сле­дить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что к ним подходит, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться» [Локк Д. Педагогические сочинения. М., 2003. С. 104].

И.Г. Песталоцци, развивая тему, заявил: «Конечная цель любого научного предмета заключается в основном в том, что­бы совершенствовать человеческую природу, развивая ее в максимально высокой степени.

Не развитие науки, а развитие человеческой природы через науку является… священной зада­чей. Поэтому не человеческая природа должна быть приведена в соответствие с научными предметами, а научные предметы с человеческой природой» [Песталоцци И.Г.

Избранные педагогические произведения. М., 2005. С. 216].

Чего достигает теория, возвращаясь к принципу природосо­образности? Прежде всего, ясного понимания возможностей обучаемых, объективных оснований их качественного обуче­ния.

В этой теории нет места домыслам, нет субъективизма: только тысячекратно подтвержденные опытом положения при­знаются действительными.

Четкая логическая и обоснованная теория укажет путь ставшей уже неуправляемой практике.

Что такое новации и новаторство? Что это — простое от­рицание существующей теории и практики с некоторой отно­сительной новизной? Нет. Новаторство — это обязательно прогрессивные нововведения, продвигающие практику впе­ред. При ином подходе под новаторство могли бы рядиться и прожектерство, и откровенные спекуляции на отрицании всего существующего, что недопустимо.

Является ли новаторство повторением хорошо известно­го старого, допустим методических приемов XIX в.? Нет. Повторение старого не есть новаторство. Это полезные применения известного. И тем более «гальванизация ста­рых методических трупов» не есть рождение нового в мето­дической науке.

Массово ли новаторство, или это удел нескольких из­бранных ученых-практиков? Ответ здесь энциклопедически однозначен. Новаторское движение вообще и учителей в частности — это массовое движение, и есть все возможно­сти сделать его еще более массовым.

На какой основе возникают прогрессивные новации? Как правило, на научной. Случайные находки — исключение из правил. На сугубо эмпирической основе возникают лишь прожектерства, т. е. нереальные для практики предложения, которые не могут пробить себе дорогу.

Читайте также:  Как воспитать самостоятельность в ребенке

Учитель-новатор обязательно в той или иной мере опирается на известные ему теории обучения, берет на вооружение то, что помогает ему в работе, вносит изменения, коррективы, дополнения.

Здесь вновь ярко видна взаимосвязь традиций и новаторства в педагогической мысли, когда, опираясь на уже известные теории, можно создать нечто инновационное, новаторское. Думать, что учитель действует просто как герой кинофильма «Весна» — сел, задумался, открыл теорию, — это значит упрощать смысл связи теории и практики.

Достаточно по­смотреть на сами новации педагогов-экспериментаторов, чтобы увидеть в них опору на теорию мнемонического запо­минания, давно известную в психологии, теорию всесторон­него развития задатков личности, теорию развития коллек­тивной активности, концепцию гуманистического сотрудни­чества учителя и учеников, давно известную в прогрессив­ной педагогике, и пр. И в этом не слабость, а сила новатор­ства. Быть может, именно это необоснованное противопо­ставление науке и мешает некоторым новаторам и будет мешать другим быстро довести свои новации до научно обоснованной системы мер.

Заключение

Подводя итоги, зададим вопрос: какие проблемы чаще всего оказываются объектами иннова­ций? Все те же вечные педагогические беды: как повысить мо­тивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обу­чения; как устранить потери времени и т. д.

Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспи­тания — постоянные области разработки инновационных идей. Если под таким углом зрения посмотреть на инновационные призывы, то окажется, что никаких существенно новых аспек­тов они не содержат.

Зачастую нет и новых «рецептов» решения старых проблем.

По большому счету, подлинно инновационны­ми мы вынуждены признать лишь те идеи, которые основыва­ются на новом знании о процессах человеческого развития и предлагают неиспользовавшиеся ранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, конкретные практические технологии получения высоких результатов, в чем явно проявляется взаимосвязь традиций и новаторства в педагогической мысли.

Список использованной литературы

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 2005. – 665 с.

2. Локк Д. Педагогические сочинения. М., 2003. – 450 с.

3. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. М., 2005. – 580 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. В 2 т. Т. 1. М., М., 2009. – 576 с.

Источник: https://works.doklad.ru/view/I-9eF5lv-Lk.html

Дидактические новации xix — начала xx в

XIX век — этап в истории общемировой, и прежде всего западноевропейской, цивилизации, период, характеризующийся ожесточенной социальной, политической и экономической борьбой, масштаб которой оказал значительное влияние и на развитие образовательной системы.

Именно образование стало ареной существенных преобразований в обществе в условиях промышленного переворота и развития разнообразных политических сил.

Общая эволюция системы образования была связана со значительными различиями, которые характеризовали темп, масштабы и направленность образовательных реформ в различных странах Европы.

Обращение к «школьному вопросу» стимулировалось самыми разнообразными социальными процессами:

  • борьбой за политическую власть в стране;
  • ограничением в праве на образование низших социальных сословий;
  • стремлением либо упрочить, либо разрушить традиционные культурные устои;
  • борьбой за национальное или культурное объединение различных государств и т.д.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость четко представить общие концептуальные подходы к функциям и роли образования в прогрессивном развитии того или иного государства.

Именно школа рассматривалась в различных педагогических концепциях и проектах как залог государственного прогресса и национального процветания. Известный представитель французской школы Ж.

Симон писал: «Народ, который имеет лучшие школы, — первый народ; если он не таков сегодня, он станет таким завтра».

Поэтому возрастание социальной функции образования привело к осознанию потребности в широком реформировании всей школьной системы.

При этом особое внимание уделялось расширению возрастных и социальных границ школьного образования посредством:

  • отделения образования от церкви и его перехода под юрисдикцию государства и общественных организаций;
  • законодательного оформления взаимоотношений между государством и школой;
  • оформления параллельно сосуществующих систем клерикального и светского образования;
  • отказа от сословности при организации различных типов учебных заведений;
  • борьбы за централизацию или децентрализацию школьной системы;
  • установления взаимосвязи между образованием и развитием науки;
  • становления относительно преемственной системы учебных заведений (на ступени начального и среднего образования);
  • признания необходимости организации всеобщего обязательного начального образования;
  • ориентации на использование закрепившихся в социуме культурных и национальных традиций при организации учебной работы.

Данные особенности стимулировали в том числе и необходимость значительных преобразований собственно в учебном процессе, т.е. развитие дидактики как педагогического направления.

Наиболее существенные изменения произошли на ступени начальной и средней школы, так как ломка старых консервативных принципов обучения вела к пересмотру как общих целей, задач, содержания образовательного процесса, так и самой методики обучения.

При этом получило теоретическое обоснование положение, согласно которому в «начальной школе» была признана направленность образовательного процесса на практическое обучение, а «средняя школа» должна была ориентироваться как на «классическую» модель, связанную с получением гуманитарного образования, так и на «современную» модель, опирающуюся на изучение реальных — естественных, физико-математических и социально-политических — дисциплин. Таким образом, перед образованием была поставлена вполне утилитарная задача — подготовка либо руководителей, общественных лидеров, либо религиозно и политически лояльного подрастающего поколения. Для формирования каждого подобного типа личности и существовала соответствующая образовательная модель, реализуемая на ступени начального, среднего и высшего обучения.

Источник: https://didaktica.ru/genezis-didakticheskix-sistem/161-didakticheskie-novacii-xix-nachala-xx-v.html

Ссылка на основную публикацию