Общее понятие о методах обучения

Общее понятие о методах, средствах обучения и их компонентах

Подробная статья о методах, средствах и компонентах обучения.

В педагогике и частных методиках до настоящего времени нет единого определения метода обучения. Слово метод применяется во всех областях деятельности людей. Всегда вместе с выяснением того, что надо делать, требуется установить, как это делать.

Поэтому сущность метода правомерно искать, прежде всего, в свете отношений между категориями цели и средств.

Так, говорят о методах лечения болезней, о методах обработки почвы, о методах научного исследования и т. д.

И везде под методами разумеют средства, способы, пути достижения определенных целей, решения определенных задач.

Но, так как термин средства обучения в дидактике применяется обычно для обозначения предметов учебного оборудования, то для обозначения видов деятельности учителя и учащихся он не употребляется.

В педагогической литературе большинство авторов греческий термин «методос» истолковывают как способ.

Что же включается в понятие методов обучения в настоящее время в отечественной педагогике.

Большинство авторов учебных пособий по педагогике (Огородников И.Т., Ильина Т.А., Щукина Г.И., Бабанский Ю.К., Харламов И.Ф., Сластенин В.А. и др.), дидактике (Есипов Б.П., Сорокин Н.А., Скаткин М.Н., Данилов М.А. и др.

), а также в педагогической энциклопедии дается следующее определение методов обучения: «Методы обучения — это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируются мировоззрения учащихся, развиваются их способности» (Пед. энциклопедия т., 2 стр. 813).

Такая трактовка методов обучения связана с общепризнанным психологическим законом, выражающимся в том, что человек развивается и формируется в деятельности.

В обучении имеет место познавательная и связанная с ней практическая деятельность учащихся, имеющая образовательное и воспитательное значение.

В педагогике до настоящего времени нет более важной категории для развития педагогической теории и образовательной практики, какой является категория «метод обучения».

Метод характеризует деятельность с позиций процесса, поэтому метод — процессуальная характеристика деятельности.

Но не любой процесс есть метод.

Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нужно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач.

В философии обращается внимание на то, что метод — это правила действия, которые стандартны и однозначны. Нет стандарта и однозначности — нет правила, а значит, нет метода.

Однако правила могут быть различного рода. Для решения типовых задач разрабатываются алгоритмические правила. Для решения творческих задач наиболее эффективны эвристические предписания. Возможно, такие правила промежуточного типа.

Различные виды деятельности имеют свои внутренние закономерности, принципы, правила и, соответственно, свои методы.

Обучение включает два вида деятельности: преподавания и учения, проявляющихся в диалектическом единстве.

В связи с этим более правомерным является бинарный подход к разработке методов обучения (методов преподавания и учения), который в отечественной дидактике представлен в работах М.М. Левиной, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой и др.

Такой подход более прогрессивен и потому, что он позволяет реализовать один из важнейших методологических принципов педагогики — принцип личностно-деятельностного подхода к изучению педагогических явлений.

Итак, методы обучения — это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой стороны — учения.

Методы преподавания — это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.

Методы учения — это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.

Данные определения требуют разведения понятий «метод» и «прием», «прием» и «правило».

В педагогической практике границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и изменчивы.

Каждый метод обучения состоит из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами. В свою очередь, прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий.

Например, совокупность рациональных действий, связанных с составлением плана изучаемого материала, применяемого при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.д.

По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер.

Прием и метод соотносятся как часть и целое. С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только её этап, какая-то её часть.

Одни и те же методические приемы могут быть использованы в различных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы обучения и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение.

Беседа, например, является одним из основных методов убеждения, и в то же время она может быть методическим приемом, используемым на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы учителя и учащихся, придают индивидуальный характер деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамического процесса обучения.

Соотнесение понятий «прием» и «правило» приводит к следующему выводу.

Правило — это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности.

Правило поэтому выступает описательной, нормативной моделью приема, а система правил для решения определенного типа задач — это уже нормативно-описательная модель метода.

Источник: http://neudoff.net/info/pedagogika/obshhee-ponyatie-o-metodax-sredstvax-obucheniya-i-ix-komponentax/

Общие методы обучения, Понятие о методах обучения — Педагогика Библиотека русских учебников

ГлавнаяПедагогикаПедагогикаПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Успех обучения зависит как от правильного определения его целей и задач, так и от способов достижения их, т.е. от методов обучения.

Несмотря на то, что методы обучения используются в течение многих веков, с самого возникновения школы разработка теории методов обучения наносила и наносит ученым-педагогам немало хлопот заметил теряя своего обучения в школе, дидактов и методисты обратили внимание на чрезвычайное разнообразие видов внешней деятельности учителя и учащихся на уроке.

Эти виды деятельности и стали называть методами обучения: учитель рассказывает — он использует метод рассказа, дети читают книгу — метод работы с книгой; ученик решает задачи — метод решения задач; учитель вызвал ученика для проверки зна нь — метод устного опроса и т.д. т.д.

Количество таких методов в различных авторов оказывалась слишком большой, а наименования их крайне разнообразными. Возникла необходимость упорядочения этого широкого и многогранного перечня методов.

Для этого в нужно было указать существенные признаки, по которым можно было бы определить, стоит данный вид деятельности учителя и ученика называть методом обучения, это какой-то другой характеристикой обучения.

Читайте также:  Обучение по подписке

При опреде нии сущности методов мнения педагогов разошлись: одни авторы определяли метод как совокупность приемов учебной работы, другие — как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию, третьи — как форму содержания обучения, четвертые — как способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение задач обучения. При этом почти все определения верны. Однако, в какой степени они найсутте. Виши и позволяют осмыслить процесс обучения и организовать его? ритим.

В большинстве учебников по педагогике и в пособиях по дидактике и методике методы обучения классифицируются в зависимости от внешнего выражения образа (формы) деятельности учителя или ученика в процессе обучения, отчасти от средства, что играет в том или ином способе ведущую роль.

Так определяются методы рассказа, беседы, иллюстрации и демонстрации, письменных, графических работ, самостоятельной работы, повторения, лабораторных робе т. и тд. Распространенными методами считаются работа с учебником, решение задач, использование средств искусства.

Однако, нетрудно заметить, что все эти методы не характеризуют познавательную дияльнис ть, которую, с одной стороны, осуществляют ученики, а с другой — организует учитель. Но именно познавательная деятельность учащихся является главным условием усвоения ими учебного материала.

Обучение является познание, но реализует ется оно особым чино чином.

Любой метод является системой осознанных последовательность действий человека, которые способствуют достижению результата, что соответствует определенной цели. Поэтому любой метод предполагает осознанную цель без чего вообще не еможлива целенаправленная деятельность субъекта.

Осознав свою цель, человек осуществляет деятельность, т.е. систему действий, обусловленную средствами, имеющимися в его распоряжении.

Итак, можно сделать вывод, что любой яки и метод в действии предусматриваетає поставленную цель, соответствующую ей деятельность (систему действий), необходимые средства, процесс изменения объекта, достигнутую цель (результат применения метода)

Но метод обучения характеризуется определенными особенностями, обусловленными тем, что ученик, который служит объектом воздействия учителя, является одновременно и субъектом, т.е. личностью, от интересов и воли которой залежи ить ее деятельность в соответствии с действиями учителя.

Если учитель не вызывает у учащихся цели, отвечающая его задачей, то акт обучения не может произойти и метод воздействия не достигнет ожидаемого результат в. При этом цель ученика не обязательно должна совпадать с целью учителя, она должна только соответствовать ей.

Ведь когда учитель дает задание, имея в виду повторить использования какого-либо правила, то в ученика возникает только желание выполнить данное заданиення.

Таким образом, метод обучения предусматривает, прежде всего, цель учителя и его деятельность за счет имеющихся у него средств. В результате возникает цель ученика и его деятельность благодаря наличию соответствующих средств.

Под влиянием этой действие ности возникает и осуществляется процесс усвоения учеником учебного содержания, достигается определенная цель или результат обучения. Этот результат служит критерием соответствия метода целью. Следовательно, любой е тод?.

Ання предусматривает обязательное взаимодействие учителя и ученика, направленную на организацию обучения ученика, а в результате этой деятельности реализуется процесс обучения, усвоения учеником содержания образования.

Если сказать к оротше, тое, то методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения

Распространенным в дидактике является понятие»прием обучения»

. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой или простой по структуре

В процессе обучения методы и приемы используются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях может быть как самостоятельный метод, в других — как прием обучения.

Напр риклад, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения.

Если же они эпизодически используются учителем в процессе практической работы для привлечения внимания учащихся к исправлению ошибок, то объяснение и беседа приобретают значение приема обучения, является составной метода упражнениярав.

Метод обучения — это сложное, многомерное образование бы удалось построить его пространственную модель, то мы увидели бы уникальный кристалл, переливающийся многими гранями и постоянно меняется. Именно т такую ??конфигурацию предлагают и высвечивают. ЭВМ при попытке наглядного моделирования методом обученияня.

В методе обучения проявляются объективные закономерности, цели и задачи, содержание, принципы, формы обучения.

Диалектика взаимосвязи метода с другими категориями дидактики взаимно-обратная: будучи производным ими от целей и задач, содержания, форм обучения, методы, вместе с тем, проявляют обратный и очень мощное влияние на становление и развитие этих категорий.

Ни цели и задачи, ни содержание образования, ни фор мы работы не могут быть реализованы без учета возможностей их практической реализации, а именно такую ??возможность обеспечивают методы. Они обусловливают темп развития дидактической системы — учение о гресуе так быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед используемые метододи.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/zagalni_metodi_navchannya.htm

Тема 8: Понятие о методах и приемах обучения

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение.

Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием.

Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ — это упорядоченная по определенному признаку их система.

В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения (см. таблицу ).

Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и: характеру восприятия информации (Е. Я.Голант, С. И.Петровский).

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО ;

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа

Практические и игровые – упражнение, игровые методы влементарные опыты, моделирование.

Читайте также:  Программированное обучение

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.

С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) — дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

А) Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

Б) Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

В) Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО — в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

Словесные методы и приемы — их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.

; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ — это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал.

Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Рассказ детей — это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/25529.html

Общее понятие о методах, приемах, средствах обучения. Классификация методов обучения. Требования к выбору методов обучения

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации «.

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами.

При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но «эпоха мела и разговора кончилась», в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:

учебно-лабораторное оборудование;

учебно-производственное оборудование;

дидактическая техника;

учебно-наглядные пособия;

технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

компьютерные классы;

организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

Вопрос о классификации методов обучения в педагогической литературе носит крайне дискуссионный характер. На это указывает многочисленность классификаций с разнообразными подходами, выдвинутых педагогами разных лет.

В 30-е годы была разработана и внедрена в практику классификация по источникам подачи и восприятия знаний.

Затем развивается классификация методов обучения по исследовательско-поисковому началу, которая к настоящему времени получила широкое признание.

В 50-е годы на основе работ психологов и педагогов разрабатываются методы обучения с учетом психологических операций и логики познания.

Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.).

а) приобретение знаний;

б) формирование умений и навыков;

в) применение приобретенных знаний;

г) творческая деятельность;

д) закрепления;

е) проверки знаний, умений и навыков.

Из современных классификаций методов известна классификация методов проблемно-развивающего обучения, разработанные М.И.Махмутовым.

Ю.К. Бабанский [2] предложил универсальную классификацию, рассчитанную на все учебные ситуации. Ее методологическое основание — целостный деятельностный подход. Она вобрала в себя классификации, учитывающие мотивацию, источники, поисковые начала, форму обучения, логику изучения, контроль и самоконтроль. В целом это наиболее конструктивная классификация:

1 группа методов методы организации и осуществления учебной деятельности

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятельности мышления По степени управления учебной работой
Словесные- лекция беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой; Индуктивные           Репродуктивные Объяснительно-иллюстративные Под руководством преподавателя
Наглядные лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой; Дедуктивные Частично-поисковые Самостоятельная работа обучаемых
Практические — практические задания; тренинги; деловые игры; лабораторные работы Исследовательские

2 группа методов методы стимулирования и мотивации учения

Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга
Познавательных игр Убеждения в значимости учения
Учебных дискуссий Предъявления требований
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры Поощрения и наказания

3 группа методов методы контроля и самоконтроля

Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля
Индивидуальный опрос Письменные контрольные работы Машинный контроль
Фронтальный опрос Письменные зачеты Контрольно-лабораторный контроль
Устные зачеты Письменные экзамены
Устные экзамены Письменные работы

Объяснительно-иллюстративный метод обучения — метод, при котором учащиеся получают знания на уроке, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде.

Репродуктивный метод обучения — метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.

Метод проблемного изложения в обучении — метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу.

Частичнопоисковый метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога.

Читайте также:  Преемственность и перспективность в обучении

Исследовательский метод обучения — метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.

На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Отметим и то, что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность.

Какой же классификации методов придерживаться учителю? Той, какая более понятна ему и удобна в его работе.

Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую сторону деятельности учителя. В теории и практике сложились следующие критерии этого, которые должны соответствовать:

— целям и задачам обучения и развития;

— специфике учебного предмета;

— особенностям содержания изучаемого материала;

— реальным учебным возможностям школьника (возрастным, интеллектуальным и т. п.);

— имеющимся условиям (наличие кабинетов, физкультурного зала, наглядных и технических  средств и т. п.) и отведенному для обучения времени;

— возможностям самих учителей.

Источник: https://studopedia.net/1_53032_obshchee-ponyatie-o-metodah-priemah-sredstvah-obucheniya-klassifikatsiya-metodov-obucheniya-trebovaniya-k-viboru-metodov-obucheniya.html

Теория обучения

Вопрос о выборе методов проведения учебных занятий — каждодневный, практический. В его решении преподавателю необходимо проявить максимум самостоятельности, ибо никаких «программных указаний» по данному вопросу давать «сверху» нецелесообразно. Слишком разнообразны конкретные ситуации обучения.

Что же такое метод? Как выбрать наиболее рациональные методы для определенного занятия?

Традиционно метод обучения определяют как способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения, или как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения. По существу уже в самом определении метода заложен бинарный (двойственный) подход к его трактовке (М. И. Махмутов, М. М.Левина, Т. И. Шамова), заключающийся в единстве методов преподавания и методов учения. Однако такое определение остается все же абстрактным, оно дает понятие только об общей модели деятельности: педагог рассказывает — учащийся слушает, осмысливает, запоминает (объяснение); педагог задает вопросы — ученики отвечают (беседа). Данный подход не раскрывает характера деятельности, способа руководства, а главное — характера процессов овладения знаниями и развития. Чтобы раскрыть метод более конкретно, нужно рассмотреть его на уровне приемов — конкретных способов организации деятельности обучаемых, учебных действий школьника или студента. Тогда метод обучения, как и метод воспитания, становится «инструментом прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), способом возбуждения и регулирования развивающей деятельности обучаемых.

Специалисты-исследователи насчитывают до 50 различных методов обучения: рассказ, беседа, работа над источниками, демонстрации, упражнения, самостоятельная работа, обучающая игра, диспут и т. д. Но каждый метод в конкретных обстоятельствах

68

реализуется в своеобразных сочетаниях нескольких приемов. Прием чаще всего определяется как составная часть или конкретная разновидность метода. Скажем, метод рассказа в зависимости от целевого назначения и реализующих его приемов может воплощаться в описании, повествовании, объяснении, доказательстве, рассуждении, элементах драматизации.

Беседа может носить характер воспроизведения или эвристического поиска. Но если каждый метод реализуется с помощью даже 2 — 3 характерных приемов или сочетаний, то для выбора оптимального метода или приема обучения реально нужно перебрать более сотни вариантов.

Очевидно, что подобная процедура практически неосуществима, так как человек, по данным психологов, может одновременно держать в своем сознании не более 5 — 7 элементов и оперировать ими. Обоснованных алгоритмов, которые позволили бы передать выбор компьютерным системам, пока не создано.

Вот почему педагог использует нередко стихийный или случайный выбор, определяемый либо границами собственного опыта, либо «модой» на тот или иной подход, либо принципом «всего понемногу».

Для того чтобы осуществить педагогически обоснованный выбор методов, необходимо, видимо, прежде всего знать возможности и ограничения всех методов обучения, понимать, какие задачи и при каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а для решения каких задач они бесполезны или малоэффективны.

На протяжении всей истории педагогики и народного образования и теоретиков, и практиков привлекали два простых и внешне очень заманчивых решения проблемы выбора методов обучения. Первое решение: найти универсальный метод обучения, своего рода педагогическую панацею, «палочку-выручалочку».

Тогда при любом затруднении универсальный метод всегда выручит. В менее категоричном варианте указанный подход выражается в делении методов на эффективные (активные, интенсивные) и неэффективные, причем рекомендуется использовать только эффективные.

Жизнь многократно убеждала педагогов в том, что такое деление ошибочно, что многообразные задачи обучения просто невозможно решить на основе одного или какого-то ограниченного круга методов. Любой же метод, используемый как универсальный, теряет эффективность, дискредитирует себя. Тут нельзя не вспомнить высказывания А. С.

Макаренко о том, что нет методов воспитания вообще плохих или вообще хороших. Все зависит от обстоятельств, места и времени, от той системы, в которой данное средство используется.

Другой заманчивый выход многим виделся в том, чтобы заимствовать лучшие, кем-то отработанные образцы, готовые методики, использовать своего рода методические «шпаргалки». Не отрицая определенной пользы таких методических разработок,

69

готовых вариантов чужого опыта, нужно сказать, что для педагога это только заготовки, полуфабрикаты, материал для анализа, оценки, выбора, переконструирования.

Педагог все равно должен иметь развитое педагогическое мышление, умение самостоятельно оценить предстоящие учебные ситуации, возможности методов и приемов, сделать свой обоснованный выбор.

Получается, что мы вновь возвращаемся к поставленной проблеме.

Есть, однако, два реальных, действительных пути, приводящих к педагогически обоснованному выбору методов и приемов.

Первый путь — укрупнение единиц выбора и ограничение их числа на основе объединения методов в большие группы по заранее выбранным критериям (показателям), иными словами — путь, связанный с классификацией методов и с оперированием результатами классификации.

Подобный путь в целом традиционен (в самом положительном смысле этого термина) и свое наиболее законченное представление получил в теории и методике оптимизации (Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник).

Второй путь связан с обращением к более крупным, целостным дидактическим структурам — типам или методическим системам современного обучения, прежде всего к обучению сообщающему, программированному, проблемному, релаксопедическому. При таком подходе метод не берется изолированно от других элементов системы, а служит средством воплощения определенных целей на основе заранее известных специфических закономерностей и механизмов1.

Рассмотрим оба пути. Причем первый, подробно изложенный в работах Ю. К. Бабанского и его последователей, будет описан более сжато. Второй же путь, на наш взгляд, весьма целесообразный в современной ситуации, разберем несколько подробнее.

70

1 См.: Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987. — С. 105-116; Загвязинский В. И. Дидактика высшей школы. — Челябинск, 1990. — С. 41-59.

Источник: http://artip.ru/book/base/B3165/B3165Part14-68.php

Ссылка на основную публикацию