Основные понятия и категории педагогики

Основные категории педагогики Образование Основные понятия Основные

Основные категории педагогики. Образование

Основные понятия Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся: • воспитание • обучение • образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями — такими, как развитие и формирование.

Формирование • Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. • Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Развитие • Развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

• Составные компоненты развития: физический, психический, духовный, социальный и другие. • Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

• К педагогическим категориям в некоторых случаях можно отнести и такие достаточно общие понятия, как самовоспитание, саморазвитие, педагогический процесс, педагогическое общение (взаимодействие), продукты педагогической деятельности, социальное формирование, педагогические технологии, учебно-воспитательные инновации и др.

Образование • В буквальном смысле оно означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. • Образование — система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Главные критерии образованности: • системность знаний, • системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» .

• Образованием так же называется целенаправленно организованный процесс управления социализацией*, которое представляет собой сложнейший социальноисторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук. *Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

• Образование как социальное явление – это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.

• Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование» , а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа.

• Исходя из данной трактовки культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности – исторические, художественные, архитектурные и пр.

Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феном.

Социокультурные функции вхождение человека в мир науки и культуры; социализация человека; обеспечение преемственности поколений; обеспечение трансляции культурных ценностей; обеспечение сохранения и развития национальных традиций; • способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни. • • •

Образование как система • Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. • Система образования – это открытая, непрерывно изменяющаяся система, обладающая рядом особых свойств.

Элементы образовательной системы • • цели и содержание образования; средства и способы получения образования; формы организации образовательного процесса; педагогический процесс как единство обучения, воспитания и развития человека; субъекты и объекты образовательного процесса; система управления образовательным процессом; образовательная среда; результаты образования (уровень, качество).

Свойства образовательной системы • эффективность системы образования зависит от того, насколько она современна, соответствует ли стратегии развития общества; • она всегда ориентирована на будущее; • система постоянно обновляется (новое содержание, новые технологии, механизмы управления и т. д. ).

Компоненты содержания образования • основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания; • факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей; • основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности; • теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения явлений данной предметной области; • знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания; • оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.

Принципы • соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности; • единство содержательной и процессуальной сторон обучения; • гуманизация и фундаментализация содержания образования.

Современное мировое образовательное пространство • Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разных типов и уровней, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

Тенденции развития • Первая тенденция – это повсеместное ориентирование большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех. • Вторая тенденция — углубление межгосударственного сотрудничества в области образования.

• Третья тенденция — существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей за счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

• Четвертая тенденция — является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов.

Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Модель образования общеобразовательная школа лицей или колледж институт, университет или академия (бакалавриат, магистратура) аспирантура докторантура

Болонский процесс • 19 июня 1999 г. в итальянском городе Болонья министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования.

Основная цель Болонского процесса заключается в создании общеевропейской системы высшего образования, которая поможет повысить мобильность граждан на мировом рынке труда и усилить конкурентоспособность европейской высшей школы.

В настоящее время абсолютным лидером по части предоставления международных образовательных услуг являются США.

Задачи Болонского процесса • введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр; • внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов о высшем образовании в европейских странах; • создание единой формы учета, обеспечивающей мобильность студентов и преподавателей в европейском образовательном пространстве.

Свойства современного образования • • • гуманизация гуманитаризация дифференциация диверсификация стандартизация многовариантность многоуровневость фундаментализация информатизация индивидуализация непрерывность

Гуманизация это ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на осуществление следующих моментов: • развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; • сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности, а это означает изменение задач, стоящих перед педагогами, методов и приемов работы учителя.

Гуманитаризация это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, ориентирование его независимо от уровня и типа на: • изучение социальных проблем • благо человека • умение его свободно общаться с людьми других национальностей и народов, имеющими любые профессии и специальности • хорошее знание родного языка, истории и культуры • на свободное владение иностранными языками • на юридическую и экономическую грамотность человека • формирование личностной зрелости учащихся.

Дифференциация это ориентирование учебного процесса на учет, удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся.

• Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например группированием учащихся по признаку их успеваемости, разделением учебных дисциплин на обязательные и по выбору, разделением учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии, составлением индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д.

Диверсификация это ориентирование образовательной системы на широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация • ориентирование образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность • создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса для достижения успеха, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления.

Многоуровневость это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе уровня образованности, соответствующего интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе характеризуется качественной завершенностью образования.

Читайте также:  Развивающие игры для детей: значение, виды, рекомендации

Фундаментализация усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовок молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научнотеоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы.

Информатизация это часть процесса информатизации общества, комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с внедрением вычислительной техники и информационных технологий в учреждения образования, в образовательный процесс.

Индивидуализация это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями учащихся.

Индивидуализация обучения позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Непрерывность философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, как непрекращающееся, целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта, самообразование человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

Образовательные учреждения России Государственные Негосударственные Муниципальные

Образовательные учреждения России Дошкольные Общеобразовательные детский сад начальное среднее общее среднее полное Профессионального образования среднеспециальное высшее послевузовское Специальное образовательные Дополнительное образование коррекционные оздоровительные и т. п. специализированные школы кружки студии дома культуры и т. д.

Источник: http://present5.com/osnovnye-kategorii-pedagogiki-obrazovanie-osnovnye-ponyatiya-osnovnye/

Основные категории педагогики — Педагогика Библиотека русских учебников

ГлавнаяПедагогикаПедагогикаПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Педагогика, как и любая наука, имеет свой понятийный аппарат — систему педагогических понятий, выражающих научные обобщения. Эти понятия называют категориями педагогики. К основным категориям относятся вы иховання, обучения и образованийта.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности

В педагогике понятие»воспитание»используется в широком социальном, в широком педагогическом, в узком педагогическом, в предельно узком педагогическом значениях

Воспитание в широком социальном смысле означает формирование личности под влиянием окружающей среды, условий, обстоятельств, общественного порядка. Утверждая»воспитывает жизни», подразумевают воспитание в широком смысле этого слова.

Поскольку действительность нередко бывает противоречивой и конфликтной, то личность может не только формироваться под влиянием среды, но и деформироваться под воздействием антисоциальных явлений, или, наоборот, закаляться в борьбе с трудностями, воспитывать в себе невосприимчивость к нивість до них.

Воспитание в широком педагогическом смысле охватывает формирование личности ребенка под влиянием деятельности педагогического коллектива учебного заведения, которая основывается на педагогической теории, передовом педа агогичному опыт.

Воспитание в узком педагогическом смысле является целенаправленной воспитательной деятельностью педагога, направленной на достижение конкретной цели в коллективе учащихся (например, воспитание здорового общественного мнения и.

Воспитание в предельно узком педагогическом смысле реализуется как специально организованный процесс по формированию определенных качеств личности, процесс управления ее развитием через взаимодействие воспитает эля и воспитанников.

Настоящее воспитание по своей сути глубоко национальным»Национальное воспитание, — писала украинская педагог. София.

Русова (1856-1940), — обеспечивает каждой нации самую широкую демократизацию образования, кол ли ее творческие силы не будут искалечены, а значит, дадут новые оригинальные, самобытные сокровища для всеобщей развития: оно через уважение к своему народу воспитывает в детях уважение к другим народамродів…»

Национальное воспитание — воспитание детей на культурно-историческом опыте родного народа, его традициях, обычаях и обрядах, многовековой мудрости, духовности

Будучи конкретно-историческим проявлением общечеловеческого гуманистического, демократического воспитания, национальное воспитание обеспечивает этнизации детей

этнизации — наполнение воспитания национальным содержанием, что обеспечивает формирование у личности национального самосознания

Процесс етнизации духовно воспроизводит в детях народ, увековечивает в них как специфическое, самобытное, что есть в каждой нации, так и общечеловеческое, общее для всех наций

«Все, что идет вне рамок нации, — предостерегал украинский писатель и общественный деятель. Иван.

Франко (1856-1916) в работе»За пределами возможного», — это или фарисейство людей, которые интернациональными идеалам мы рады бы прикрыть свои соревнования к господству одной нации над другой, или болезненный сентиментализм фантастов, которые рады бы широкими»общечеловеческими»фразами прикрывать свое духовное отчуждение от родных й нациичуження від рідної нації».

Правильно организованное национальное воспитание формирует полноценную, наделенную национальным характером личность, индивидуальность, которая ценит свою национальную и личное достоинство, совесть и честь. Все это является важным фактором социализации человеки.

Социализация человека — превращение человеческого существа на общественный индивид, утверждения ее как личности, привлечение к общественной жизни как активной, действенной силы

На определенной ступени общественного развития составной частью воспитания в широком его смысле становится образование

Образование — процесс и результат усвоения учащимися систематизированных знаний, умений и навыков, формирование на их основе научного мировоззрения, моральных и иных качеств личности, развитие ее творческих сил и зд дибносте.

Основным путем и средством получения образования является обучение, в процессе которого реализуются цели образования

Обучение — целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, в процессе которой происходит усвоение знаний, формирование умений и навыков

В живом педагогическом процессе определенные этими педагогическими категориями феномены взаимосвязаны и взаимообусловлены и в широком социальном, и в широком педагогическом смысле воспитание охватывает учеб. Ання и образование, а закономерностью учебного процесса является воспитывающий характер обученияя.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_fitsula_mm/osnovni_kategoriyi_pedagogiki-1.htm

Педагогика как наука. Основные категории педагогики

Педагогика – от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу.

Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера».

Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».

Постепенно слово ʼʼпедагогикаʼʼ стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства ʼʼвести ребёнка по жизниʼʼ, ᴛ.ᴇ.

воспитывать его и обучать, направлять духовное и телœесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, по праву стоят и имена воспитавших их педагогов.

Со временем накопление знаний привело к появлению особой науки о воспитании детей.

Педагогика становится наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось до середины ХХ в.

В последние десятилетия окончательно утвердилось мнение, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. В связи с этим всё чаще встречается новое название – андрогогика – и антропогогика – наука об образовании взрослых.

Главной задачей науки о воспитании является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Поскольку таких знаний много, они систематизированы и структурированы, то это позволяет называть педагогикунаукой о закономерностях передачи вступающим в жизнь поколениям крайне важно го опыта.

Основная функция педагогики – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой базе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения целœей. Теория вооружает практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей разных возрастных групп. Все новейшие технологии рождаются в педагогических лабораториях.

Предмет педагогики – воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, в т.ч. в семье.

Педагогикаприкладная наука. Она оперативно решает возникающие в обществе проблемы воспитания, образования, обчения. Педагогика выполняет социальный заказ.

Учитывая зависимость отпотребностей и поддержки общества педагогика может развиваться быстрее или медленнее.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная педагогическая практика; данные специи ально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов.

Основные педагогические понятия называют также педагогическими категориями.

ВОСПИТАНИЕ – главная педагогическая категория. Она включает в себя

ОБУЧЕНИЕ и ОБРАЗОВАНИЕ.

Воспитание – базис для более широких категорий, выходящих за рамки педагогики:

ФОРМИРОВАНИЕ

РАЗВИТИЕ

ВОСПИТАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

Воспитание – категория общая и вечная. В широком педагогическом смысле воспитание воспринимается как процесс и результат всœех влияний, изменяющих человека. Это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определœенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.

В узком педагогическом смысле воспитание — ϶ᴛᴏ специально организованное, целœенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателœей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

ОБУЧЕНИЕ. Это работа над собой с целью приобретения знаний. Это непрерывный и постоянный процесс.

В более узком понимании — это специально организованный, целœенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителœей и учеников, направленный на усвоение знаний. Умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основа обучения – знания. Знания — ϶ᴛᴏ отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на базе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Читайте также:  Атеизм в школе

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путём многократных упражнений.

Обучение всœегда имеет воспитывающий характер, как воспитание – обучающий.

ОБРАЗОВАНИЕ – результат обучения. Это система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Учитывая зависимость отполученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности образование подразделяется на основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское.

К числу педагогических категорий отдельные исследователи относят

Самовоспитание,

Педагогический процесс

Педагогическое взаимодействие

Педагогическая деятельность

Педагогические технологии и др.

Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/210317_pedagogika_kak_nauka_osnovnye_kategorii_pedagogiki

Система основных понятий (категорий) педагогики

Часть I

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Глава 1

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Предмет, основные категории и задачи педагогики

Предмет педагогической науки

Педагогику обычно определяют как науку о вос­питании подрастающих поколений и взрослых людей — целенаправленную, специально органи­зованную и непрерывно проводимую деятель­ность, отвечающую общественным потребностям[3].

При этом воспита­ние понимается в широком смысле, включающем многие элементы влияния на личность в целях ее формирования и развития.

Можно встретить и более развернутое определение педагогики как науки, изу­чающей «особую социально и личностно детерминированную, харак­теризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим ру­ководством деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества»[4]. В конечном счете ученые сходятся во мнении, что

педагогика как наука изучает особый вид реальных явлений в жизни людей и деятельности, заключающейся в целенаправленном формировании личности или группы педагогическими средствами с целью усвоения по­колениями людей накопленного обществом социального опыта и культуры, обеспечивающих результативность их жизнедеятельности. Это нау­ка не только об образовании, школе, учителе и учениках, но и о жизни людей, их социализации в сложившихся общественных отношениях.

Принято различать объект и предмет науки, при этом под объ­ектом понимают определенную сферу объективной реальности, а под предметом — ее аспекты, стороны.

Объектом педагогики высту­пает изучение всех сфер жизни общества и государства, оказываю­щих влияние на подготовку человека к выполнению социальных и профессиональных задач, самореализацию личностного потенциала, что способствует в конечном счете процветанию общества.

Пред­мет педагогики — это педагогические реальности в обществе, про­являющиеся в закономерностях этой подготовки, системе отношений, складывающихся в деятельности по включению человека в сферу общественной жизни, его социализации[5].

Предмет педагогики определяет ее основную цель: разработка и создание таких условий жизни, которые способствуют активному формированию у граждан высокого уровня образованности, воспи­танности, обученное™, развитости, профессионализма; проявле­нию творческих способностей, раскрытию личностного потенциала, укреплению веры в свои силы и возможности, утверждению в об­ществе идеалов гуманизма, культуры и права. Это означает, что пе­дагогика востребована везде, где реализуется образование, воспита­ние, обучение и развитие людей, как в специализированных обра­зовательных учреждениях, так и в процессе трудовой деятельности, культурно-досуговой и семейной жизни.

Педагогика как отрасль научного знания находится в непосред­ственной связи с многими науками — она использует, с одной сто­роны, данные этих наук, а с другой — помогает им.

Как и любая наука, педагогика имеет свои философские основы, методологию, теорию, методы, с помощью которых вырабатываются рекомендации для практики.

Она располагает разносторонним эм­пирическим материалом, на основе которого сделаны определенные выводы, научные обобщения, выраженные в законах, концепциях, принципах, понятиях, выдвинуты гипотезы и разработан научный прогноз ее дальнейшего развития.

Система основных понятий (категорий) педагогики

Педагогика располагает системой своеобразных понятий (категории), отражающих ту или иную сторону педагогической реальности и различные виды ее педагогических явлений.

Педагогический процесс — категория, означающая активную взаи­мосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъект-объек­тов педагогической сферы (родителей, учителей, руководителей и др.), и объект-субъектов (детей, учащихся, сотрудников, воинов, пер сонала и т.п.).

Педагогический процесс в различных социальных структурах имеет свою специфику.

Так, например, в высшей школе эта специфика заключается в непосредственной связи педагогиче­ского процесса с государственными интересами, социальным зака­зом; особенностях задач и содержания подготовки специалистов, функциональных обязанностей должностных лиц учебного заведе­ния.

Взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов про­цесса обеспечивается целевой установкой работы преподавателей, научно обоснованными учебными планами и программами, право­выми рамками функционирования образовательного учреждения.

Воспитание — до сих пор во многих педагогических работах оп­ределяется как основополагающая категория педагогики. В научных кругах утвердилось понимание воспитания в широком, социальном, смысле как функции человеческого общества, заключающейся в пе­редаче накопленного социального опыта, духовного наследия обще­ства, его ценностей от поколения к поколению.

С этой точки зрения воспитание рассматривается как категория вечная, социальная, но­сящая исторический характер, и изучается также социологией, фило­софией, политологией, историей и другими гуманитарными науками.

В узком, собственно-педагогическом, смысле воспитание рассмат­ривается как специально организованная, целенаправленная деятель­ность общественных институтов[6] с целью формирования социально значимых качеств человека как гражданина общества, носителя обще­человеческих ценностей, способного к цивилизованному поведению, самореализации.

Это системный процесс целеустремленного создания условий (материальных и духовных) для формирования у человека нравственных идеалов, норм и отношений, совершенствования ум­ственных и физических сил, профессионально-этических качеств, что в совокупности образует мировоззрение, нормы и правила по­ведения.

По существу воспитание — это управление процессом со­циализации личности, охватывающее весь педагогический процесс, результатом которого является воспитанность конкретного человека или социальной общности граждан, их готовность к жиз­ни в обществе и труду. Употребление понятия «воспитание» в обоих смыслах правомерно и практично.

В 90-е годы прошлого столетия справедливо отмечалось ослаб­ление внимания к воспитательной деятельности, в то время как острота самой проблемы воспитания явно усилилась.

У этого явления есть свои причины: с одной стороны, отрицалось воспитание как средство манипулирования личностью (именно так стало понимать­ся «коммунистическое воспитание»), а с другой — произошло осво­бождение от жестких рамок тоталитаризма, породившего не только сомнения в результативности воспитания, но и резкий рост крими­нала, девальвацию нравственных ценностей и тому подобные явле­ния. Сейчас положение выправляется. Так, в Законе РФ «Об обра­зовании» воспитание определяется как ведущее направление по срав­нению с обучением. В последние годы воспитание на новом качест­венном уровне на практике восстанавливает свои позиции.

Обучение в отличие от воспитания есть целенаправленный, спе­циально организованный, систематический процесс взаимодействия обучающих и обучающихся, в ходе которого происходит овладение знаниями, навыками и умениями, которые предусмотрены учебны­ми программами.

Педагоги руководят учебно-познавательной дея­тельностью обучающихся, активизируют ее, прививают умение са­мостоятельно пополнять знания, развивать мышление, память, вооб­ражение, чувства и речь; усваивать опыт старших поколений[7].

Резуль­тат обучения — обученность личности, группы людей.

Образование — процесс усвоения фундаментальных мировоз­зренческих, научных, разносторонних знаний, выработки навыков, умений; развитие интеллекта и его результат, определенный уро­вень теоретической и практической подготовки обучающегося.

В Законе «Об образовании» образованию придается обобщающий по­лифункциональный смысл, оно представляется целенаправленным процессом овладения личностью, группой людей научным понима­нием окружающего мира, отвечающим современному уровню раз­вития общества, научно-технического прогресса.

Образованный че­ловек объективно понимает и оценивает происходящие события в мире, в жизни людей, осознает себя и свое место в обществе, обла­дает духовными ценностями, способствующими творчеству, созида­нию, самосовершенствованию, а также основами культуры отноше­ний и поведения. Образование закономерно связано с воспитанием, обучением и развитием человека.

Результатом образования выступает образованность, профессиональная компетентность, менталитет человека как важная педагогическая особенность (свойство) его личности, не сводимые однозначно к наличию у него дипломов.

Развитие — процесс функционального совершенствования пси­хических процессов, состояний и свойств умственной и физической деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к человеку как созидателю, творцу, профессионалу.

Составляющими этого процесса являются: развитие общих и специальных способно­стей, соответствующих познавательных, деловых и физических ка­честв. Развитость личности или группы, коллектива является интегральным результатом педагогического процесса. Образование, воспитание, обучение закономерно влияют на развитие человека. Влияние многократно усиливается, когда эти процессы носят разви­вающий характер, принимаются специальные педагогические меры, обусловливающие быстрый темп, напряженность умственного и фи­зического труда.

Самосовершенствование личности, включающее в себя самовос­питание как процесс формирования и развития качеств в соответст­вии с требованиями общества и личной программы развития, а так­же самообразование, представляющее собой самостоятельную работу человека по приобретению, углублению и практическому примене­нию знаний, навыков и умений.

В педагогике также активно используются термины: педагогиче­ская система, педагогическое мышление, принципы, средства, методы, формы воспитания и обучения, педагогическое общение и др.

; обще­научные термины: гипотеза, эксперимент, система, элемент, систем­ный подход, структура, функция, модель.

Применяются понятия дру­гих наук: управление, руководство, информация, прямая и обратная связь, оптимизация, интенсификация, культура, мастерство и др.

Источник: https://stydopedia.ru/3×337.html

Основные категории педагогики, их взаимосвязь. — Ответы к госу по дисциплине. Педагогика

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой   науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике.

Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.).

Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности  на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.).

Читайте также:  Развитие познавательной деятельности детей

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологий воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая свой собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Развитие — это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое развитие, социальное развитие, духовное развитие. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Образование — это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека.

Специально организованная образовательная система — это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов.

Все образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно как акт передачи и акт приема опыта. Это ядро образования — обучение.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение — процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс, обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но человек — не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в определенные отношения — воспитательные. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

Источник: https://students-library.com/library/read/57932-osnovnye-kategorii-pedagogiki-ih-vzaimosvaz

Функции и основные категории педагогики

Поиск Лекций

Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний, ее развитие неотделимо от развития общества. Уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил.

Позже эти знания нашли отражение в поговорках, пословицах, мифах, легендах, сказках, составивших содержание народной педагогики. Педагогическая мысль в рамках народной педагогики – это первый этап развития педагогики как науки.

Житейский педагогический опыт развивался и сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и составлял основу научного педагогического знания. Второй этап связан с зарождением педагогических идей в русле религиозных и философских учений.

Третий этап развития педагогического знания представлен формированием педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.

Суть четвертого этапа заключается в переходе от утопических и гипотетических теорий к концепциям и теориям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Указанные этапы не выстраиваются в хронологическом порядке и не имеют четких границ. Все они так или иначе реализуются и в настоящее время.

Современный термин «педагогика» употребляется в нескольких значениях. Выделяют (по Н.В. Бордовской):

· «Бытовое» значение педагогики: каждый человек на протяжении жизни обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе, то есть выступает в роли «педагога».

· Педагогику как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Это педагогическая деятельность, высшее проявление которой называют искусством.

· Педагогику как науку и отрасль человековедения. Педагогика изучает и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, индивидуального и общественного. Педагогика базируется на целостном и системном знании о развивающемся человеке, которое предоставляют ей философия, психология, социология и другие науки о человеке.

· Педагогику как учебную дисциплину, которую изучают студенты, обучающиеся как по педагогическим, так и по непедагогическим специальностям. Включает теоретический и практический аспекты обучения и воспитания человека на различных возрастных этапах его развития. Основная цель этого учебного предмета — подготовка профессионального педагога, специалиста в области образования.

· Педагогику как отрасль гуманитарного знания, имеющую общекультурное значение для развития общества и личности.

Для определения педагогики как науки необходимо осмыслить её объект и предмет исследования. Объектом педагогики является сфера образования, то есть те явления действительности, которые обуславливают развитие, обучение и воспитание человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно реализуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных, культурно-воспита-тельных учреждениях).

Педагогика изучает сущность, закономерности, перспективы, тенденции развития педагогического процесса (образования), являющегося фактором и средством развития человека на протяжении всей его жизни. Можно сказать и так: педагогика изучает процесс развития и формирования личности в условиях воспитания и обучения.

<\p>

Педагогика одновременно является и теоретической, и прикладной наукой. Будучи теоретической наукой, она осуществляет теоретический анализ практики образования, устанавливает функционирующие в ней закономерности педагогического процесса, тенденции и перспективы его развития.

Как прикладная наука, педагогика использует теоретические знания в повседневной педагогической практике, разрабатывая на их основе практические рекомендации. С этим двойственным характером педагогики связаны ее основные функции и соответствующие группы задач (см. схему 3).

Педагогика как любая наука имеет свой категориальный и понятийный аппарат. Понятия и категории педагогики выражаются в терминах.

Большинство современных ученых-педагогов называют в качестве основных категорий педагогики следующие: образование, воспитание, обучение личности.

К основным понятиям педагогики также относят понятия: педагогический процесс, социализация личности, формирование личности, педагогическое общениеи другие. Педагогика оперирует и такими понятиями, как развитие, индивид, личность, индивидуальность, субъект воспитания.

Развитие как универсальное, непрерывное, закономерное свойство природы присуще и человеку.

Это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, групповая деятельность и т.п.

) и внутренних (задатки, собственная активность личности и т.п.), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное стихийное влияние среды) факторов.

Термином «формирование» в педагогике обозначают процесс становления личности в результате влияния наследственности, среды, образования и собственной активности личности.

Схема 3

Процесс развития человека под воздействием социальной среды обозначают термином «социализация».

В ходе социализации происходит усвоение и воспроизводство индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности или группе.

Социализация, происходящая под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий, есть воспитание (в широком социальном значении).

Дать определение такой категории, как воспитание, сложно, так как под воспитанием понимают и социальное явление, и явление общечеловеческой культуры, и педагогический процесс, и воспитательную деятельность (см. схему 4).

С учетом вышесказанного, дадим общее (не строгое) определение воспитания как категории педагогики. Воспитаниеэто процесс целенаправленного, специально организованного взаимодействия старших и младших поколений по передаче, усвоению и воспроизводству социального опыта и общечеловеческой культуры.

Схема 4

Целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение целей и задач образования, называют педагогическим процессом. С категорией воспитания тесно связана еще одна категория педагогики – обучение.

Обучениеспециально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.

Понятие педагогический процесс исполняет роль центрального, стержневого понятия, оно выражает сущность предмета педагогики — образования.

Образование – многозначная категория. Первоначально под образованием понимали передачу важнейших жизненно необходимых сведений и навыков. В современной трактовке образование – это система, процесс и результат воспитания, обучения, развития личности (см. вопрос 2).Один из смыслов понятия «образование» заключается в строительстве человеком своего образа «Я».

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s51909t5.html

Ссылка на основную публикацию