Особенности воспитания в семьях с несколькими детьми

Особенности воспитания в разных семьях

Особенности воспитания 2х-3х детей.

Суще­ственное влияние на развитие лич­ностных качеств и успешность социальной адаптации ребенка оказывает порядок рождения, и взаимоотношения с братьями сестрами могут.

Старший ребенок имеет наилучшую исходную позицию для психического развития, поскольку безраздельная любовь и забота родителей в первые годы жизни придают ему чувство определенной устойчивости. Он с детства осознает свое особое положение в семье и, как правило, у него развито чувство ответственности.

Если родители доверяют ему свои заботы и делят­ся с ним своими планами, это как бы приподнимает ребенка, подтверждает его статус. У второ­го ребенка может наблюдаться развитие непомерного честолю­бия и привычки с боем добиваться своего.

Он может проявить себя в какой-либо специфической сфере деятельности, обойдя старшего, но такая ситуация чревата осложнениями, так как вызывает ревность старшего и опасение, что выскочка потес­нит его в сердцах родителей.

Младший ребенок с детства часто окружен всеобщим обо­жанием, все опекают его, многое делают за него и постоянно поучают и воспитывают. Такое положение может стимулиро­вать его к тому, чтобы доказать, что он может сделать все сам, и он зачастую вырастает человеком, отчаянно стремящимся к превосходству и решившим быть лучше во всем.

Другая группа младших детей не имеет достаточной энергии и уверенности в себе из-за характе­ра взаимоотношений со старшими сиблингами, и тогда стара­ется уклоняться от своих обязанностей, избегает таких опас­ных ситуаций, как проверка его способностей.

Средний ребенок в семье – наиболее сложная позиция. С одной стороны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с другой,- ивелируются все «плюсы» и преимущества обеих позиции.

Старший ребенок В исторические времена, когда общество больше подчинялось авторитетам и следовало суровым жизненным законам, старший сын в семье пользовался особенным уважением только потому, что являлся первенцем. Сегодня ситуация изменилась. Возраст в современном обществе не играет ключевой роли в семье.

Родители стараются делить свою любовь между всеми детьми поровну. Впрочем, есть и такие родители, кто обращается со старшим ребенком более строго, возлагает на него особые надежды. Такое поведение неизбежно ведет к определенным нежелательным последствиям.

Как обеспечить всем детям психологический комфорт?

Сводим на нет вражду и соперничество между детьми. Ведь разумное и здравое разрешение проблем ревности у детей встречается крайне редко. В большинстве случаев это волнующее и неприятное чувство заставляет ребенка вести себя более инфантильно.

Научите детей жить дружно, это даст им возможность избавиться от мелких разногласий, а также в полной мере ощутить радость жизни, радость детства без взаимных обид и зависти, счастье расти вместе с братьями и сестрами. Не взваливаем заботу о младшем на плечи старшего. С практической точки зрения такой подход представляется родителям привлекательным, но успехом он увенчивается редко.

Такой подход портит отношения между детьми, а также мешает старшему ребенку чувствовать себя свободным. Воспитывать ответственность в детях можно и нужно, однако следует соблюдать допустимые границы. Ребенку необходимо играть, ощущать свою свободу, раскованность и непринужденность – настолько, насколько мы можем ему это позволить. Не регламентируем привилегии старших и младших детей.

Нужно всегда быть справедливыми, тогда первенец будет уверен в себе, а младшие дети захотят расти. Приводите детей к мысли также и о месте родителей в этой возрастной иерархии.

Выстраиваем с детьми добрые взаимоотношения. Ребенок должен хотеть быть похожим на родителей. Он будет подражать родителям, если они ему нравятся.

Если же они выглядят в его глазах скучными занудами, ребенок захочет поскорее вырасти, лишь бы стать свободным от родительского общества. Но и во взрослой жизни его будут преследовать досаждающие и раздражающие авторитетные личности. Стать взрослым – это значит жить с родителями в согласии.

Родители могут способствовать этому, если их взаимоотношения с детьми будут добрыми и радостными. Тогда ребенок научится легко находить общий язык с людьми разного возраста, потому что у него будет выработан доброжелательный подход к окружающим.дети, младший ребенок, старший ребенок, брат и сестра

Младший ребенок Обычно с младшим ребенком родители обращаются, как с любимчиком, будучи нежными и ласковыми не только на словах. Они искренне считают младшего ребенка маленьким и долгое время относятся к нему, как к младенцу, даже когда он давно вышел из младенческого возраста.

Особенно часто подобное отношение возникает в семье тогда, когда младший ребенок рождается спустя несколько лет после появления предыдущего. Малыша балуют все – не только взрослые, но и братья-сестры, которые не видят в нем соперника. Младший ребенок радуется окружающей заботе и любви, но становится зависимым.

Он счастлив, пока мал, но, повзрослев, неизбежно столкнется с жизненными трудностями, которые превратят его в беспокойную и мнительную личность. Возможно, такое состояние станет заметно в школьном возрасте или даже позже. В любом случае, ребенок длительное время будет нуждаться в поддержке, станет инфантильным.

Такие проявления нередки и у взрослых людей, когда они гораздо комфортнее и увереннее чувствуют себя, когда за них принимают решения другие. Чтобы уменьшить последствия этой проблемы, следует приложить определенные усилия. Прежде всего, нужно ободрять ребенка, особенно когда он встревожен (например, когда идет в первый класс).

Расскажите ему, как в первый класс отправлялись его старшие братья или сестры.

дети в многодетной семье

Психологические трудности младшего ребенка Если между младшим ребенком и старшими детьми разница достаточно велика, он оказывается сразу перед несколькими авторитетами (родители, старшие братья и сестры). С одной стороны, это может затянуть его детство, с другой – привести к чувствам отчаяния и вражды.

Он неизбежно потерпит поражение, соревнуясь в чем-то со старшими только потому, что у него меньше жизненного опыта.

Родителям очень важно научиться проявлять в воспитании гибкость.

Обращаться одинаково со всеми детьми невозможно, ведь дети все разные, и родители их всех очень любят, но любят по-разному! Но мы не имеем альтернативы, и не следует думать, что существует универсальный ответ на вопросы, которые встают перед нами при воспитании нескольких детей.

Например, когда четырехлетний мальчик расплачется от того, что потерял игрушку, мы утешим его, обняв и поцеловав. Но очевидно, что в похожей ситуации с его 12-летней сестрой следует общаться иначе. Иными словами, свою любовь к детям мы можем выражать различными способами.

Одну и ту же проблему можно решить ласковым жестом и поцелуем в одном случае, терпеливым объяснением – в другом. Конечно, младший ребенок требует больше заботы, ласки. Мы не можем уделять старшим столько же внимания. Главное же – не перестараться. Будет лучше, если прежде родители станут заботиться о старшем ребенке.

Нельзя позволять себе забывать о нем только потому, что он вырос и стал проводить много времени вне дома. Младший ребенок в данном случае отвергнутым себя не почувствует, напротив, он будет стараться занять место старших в семейной иерархии.

Неполная семья

Неполная семья – это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери-одиночки, а также женщины, которая решилась взять ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими психологическими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже – одинокий отец).

Необходимость ухода за ребёнком при отсутствии помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность [3].

Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру.

В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребёнком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребёнка.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема её функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей.

В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца.

Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.

В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

Вследствие отсутствия одного из родителей, другому приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно.

Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца.

Матери редко удаётся сдерживать и скрывать своё раздражение по отношению к нему; её разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребёнка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчёркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребёнок.

При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребёнка [6].

У таких детей хуже успеваемость, они склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениям инфантильности, нередко негативно относятся к родителям.

Отличаются от сверстников нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством непохожести на ровесников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в её повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений её поведения, активным поиском «значимого взрослого».

Немаловажно и то, что при отсутствии одного из родителей ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола.

Так, при отсутствии отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты.

И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью.

В неполной семье отсутствует главное – пример брачных отношений [5]. Поэтому отсутствует для детей – будущих супругов и родителей – определённая возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены.

Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения, или же у них формируется искажённое представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком.

А у будущих жён, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.

Воспитательные возможности в неполной семье ограничены [3]: затрудняется контроль за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития.

Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт. У него не формируется твёрдость характера, дисциплинированность, самостоятельность, решительность.

Девочке общение с отцом помогает в формировании образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым – обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям.

Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

Для маленького ребёнка окружающее общество – это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребёнка. И не имеет большого значения в данном вопросе число окружающих людей. Гораздо важнее качество и интенсивность взаимных отношений.

Ребёнок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребёнок ясно осознаёт, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, от него многого ждёт.

Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.

Единственный ребенок

Существует две наиболее распространенные точки зрения: первая — единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев; вторая — единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры.

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми.

Главная причина тут — неопытность. Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название — тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают — одним словом, носят на руках.

Из — за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется.

Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей — неволей они воспитывают эгоиста.

Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила.

Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: ТОЛЬКО НИКАКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ!

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/513154135-84060765/

Правила воспитания в семьях с несколькими детьми

Современные семьи – это семьи, в которых, как правило, один ребенок. Раньше это было скорее исключением, нежели правилом. В настоящее же время вся семья занимается одним ребенком: родители, бабушки, дедушки, крестные и прочее. Но, такие дети являются ущемленными в плане наличия важной жизненной школы, а также опыта взаимодействия с равными детьми себе в условиях дома.

В тех же семьях, в которых имеется более одного ребенка, ситуация будет очень непростой, а местами, даже сложной.

Читайте также:  Педагогика и смежные науки

Но зато для социального взросления такая ситуация является уникальной и благоприятной для детей.

Ребенок имеет возможность вырастать совместно с сестрами и братьями, что способствует приобретению ценного умения взаимопомощи и умений отдавать и учиться у таких же детей, как и он сам.

Самым главным приобретением является то, что ребенок к такой ситуации научается не быть эгоистом, а уметь делится вниманием взрослых. Более того, в результате у детей должно появиться не только собственное «Я», но и дружное «мы».

Но при всех благоприятных последствиях жизнь такой большой семьи не будет лишена постоянных конфликтов, которые не в любой ситуации будет удаваться правильно решать, как родителям, так и детям.

Основной причиной является ревность всех детей, она обычно бывает взаимной и постоянной. Единственное, что рано или поздно дети между собой способны разобраться и преодолеть неприятное чувство. Обычно это достигается с помощью урегулирования своих непростых взаимоотношений, но это будет достигаться не сразу.

Обычно все проблемы с возникновением чувства ревности создают неразумные родители, которые начинают сравнивать между собой детей, выделяя в той или иной ситуации то одного ребенка, то другого по какому-либо критерию.

Причем, ответственность сваливается на старшего по возрасту ребенка, который, как предполагается, должен быть более разумным и поэтому в любых конфликтах будет виноватым.

Поэтому в том случае, если имеются факты сравнения и постоянные наказания одного ребенка, то у него возникнет чувство протеста и гнева, потому что неправильно относятся.

Основной ошибкой родителей является то, что родители делят поровну сладости, вещи и игрушки, таким образом, считая, что они своих детей уравнивают. Но это основная ошибка, поскольку это все только повод для ссор. Потому что делить поровну нужно не вещи, а обязательно похвалы и признание восхищения. Естественно, это же касается и наказания и ругани.

О роли, которую выбирают часто старшему ребенку, уже было сказано.

Но нужно не ругать и постоянно скидывать на него ответственности, а наоборот его хвалить и постоянно признавать и утверждать авторитет первого ребенка, особенно, в глазах младшего.

В этом случае, у старшего ребенка укрепится чувство его значимости, он будет стараться быть более ответственным, а младший будет слушаться, а не бегать жаловаться родителям.

Но нужно всегда давать свободу старшему ребенку, чтобы он имел собственное пространство, а не забирал постоянно младшего ко всем своим друзьям. Иначе старший сможет затаить обиду и будет постоянно его обижать.

Также родителям нужно понимать, что вмешиваться в каждую ссору детей не стоит, им нужно вести очень дипломатичную тактику.

Более того, никогда не нужно выяснять отношения на глазах у детей, обвиняя друг друга в неправильных тактиках воспитания детей.

Это может привести к тому, что в отношениях появятся группировки, которые будут просто использовать тот или иной конфликт, чтобы просто выяснять отношения между собой. «Погода» в доме тогда станет невыносимой.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/family/3275-vospitanie-v-semyakh-s-neskolkimi-detmi

Особенности воспитания ребенка в семье

В семье закладываются основы личности ребенка, ведь маленький человечек получает свой первый жизненный опыт именно в семейном кругу.

Отношение к окружающему миру, нравственные основы, манеры поведения и привычки, которые человек приобретает в детские годы, могут сопровождать его в течение всей жизни.

Поэтому родителям важно знать об основных особенностях воспитания ребенка в семье и учитывать их.

Какие особенности воспитания ребенка в семье являются наиболее значимыми?

Когда у молодой пары появляется первенец, родители не всегда способны договориться друг с другом о том, какие принципы воспитания будут действовать в их семье. У каждого из них накоплен определенный жизненный опыт, в результате которого формируется более-менее устойчивая система понятий о том, каким должно быть воспитание ребенка.

Если подходы родителей к воспитанию детей значительно разнятся или вовсе противоположны, возникают конфликтные ситуации. Это и является одной из самых важных особенностей воспитания ребенка в семье.

Семейной паре нужно как можно раньше научиться решать подобные конфликты и выбрать единую форму воспитания ребенка в семье, которая будет устраивать обоих.

Другой проблемой современных семей является стремление многих родителей переложить процесс воспитания ребенка на чужие плечи.

Мамы и папы, которые слишком активно занимаются развитием своего чада, отправляя его в спортивные секции и на всевозможные обучающие курсы, часто забывают о важности семейного воспитания. Здесь нельзя обойтись какими-то стандартами и положиться на знания профессиональных педагогов.

Эта сфера требует серьезной работы родителей, в которую они должны вкладывать душу: обоим нужно стараться проводить больше времени с ребенком и строить с ним доверительные отношения.

Еще одной важнейшей особенностью воспитательного процесса является сильная зависимость качества воспитания от психологического климата в семье.

Привить ребенку правильные семейные ценности можно только в комфортной и теплой атмосфере.

Невозможно воспитать в ребенке высокие нравственные качества, если он каждый день видит, что члены его собственной семьи ведут себя агрессивно или неуважительно по отношению друг к другу.

И наконец, важнейшей особенностью семейного воспитания является необходимость индивидуального подхода к ребенку. В этой сфере не существует универсальных рецептов, которые были бы пригодны для каждой семьи и для любого ребенка.

Все детки разные, поэтому в семейной педагогике нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка – его характер, темперамент, способности.

Правильное воспитание основывается на стремлении родителей понимать своего ребенка и на умении строить гармоничные отношения с ним.

Воспитание ребенка в семье и стили семейного воспитания

Стилем семейного воспитания называют систему приемов и методов, с помощью которых родители взаимодействуют с детьми. Психологи выделяют три основных стиля воспитания, кардинально отличающихся друг от друга по характеру эмоционального взаимодействия между родителями и детьми.

Авторитарный стиль. Этот традиционный тип воспитания ребенка в семье предполагает полное и безоговорочное подчинение младших старшим. Родители стремятся во всем контролировать ребенка, требуя от него покорности и послушания.

Они стараются «подогнать» свое чадо под определенные стандарты, соответствующие их собственным представлениям о том, каким должен быть хороший ребенок. Основными воспитательными приемами здесь являются запреты и наказания. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, у них формируются такие качества, как безынициативность, низкая самооценка и пассивность.

Кроме того, ребенок, который воспитывается в авторитарном стиле, обладает невысокими коммуникативными и социальными навыками.

Либеральный стиль. Данная форма воспитания ребенка в семье характеризуется проявлением со стороны родителей заботы, уступчивости и внимания. Она не включает каких-либо строгих мер воздействия на ребенка, а также системы правил и ограничений для него.

По сути, этот стиль можно считать осознанным отказом родителей от воспитательного процесса как такового. Предполагается, что находящийся в атмосфере любви и вседозволенности ребенок самостоятельно усвоит принципы правильного поведения.

Дети, которые воспитываются в таких семьях, становятся импульсивными, безответственными и несамостоятельными, часто у них формируется высокая тревожность и неуверенность в себе.

Им сложно адаптироваться в новых коллективах, так как никто не научил их понимать требования и желания других людей и правильно реагировать на них.

Демократический стиль. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, принимают желания и потребности ребенка, учитывают его мнение, но в то же время стараются деликатно направлять его, прививая ему навыки правильного поведения.

Они вырабатывают у ребенка умение самостоятельно принимать решения и формируют у него адекватную систему жизненных ценностей. Главными инструментами этого типа воспитания ребенка в семье являются личный пример родителей и ненавязчивое внушение, которое основывается на объяснении и убеждении.

Ребенок вырастает ответственным, самостоятельным, открытым и дружелюбным.

Какой-то один из перечисленных стилей редко встречается в чистом виде. Чаще всего в современных семьях наблюдаются комбинации принципов каждого из них. Например, в отдельных сферах жизни родители могут проявлять авторитарность (учеба, нравственность ребенка), а где-то позволяют ребенку действовать по своему усмотрению (отношения со сверстниками, личные увлечения).

Зная принципы основных стилей семейного воспитания и понимая, какое влияние они оказывают на формирование личности ребенка, родителям проще оценивать эффективность системы воспитания, которая действует в их семье.

Но главным фактором качественного семейного воспитания являются гармоничные отношения родителей и детей, при которых взрослые предоставляют ребенку свободу для самовыражения, но в то же время уверенно пользуются своим родительским авторитетом.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/osobennosti-vospitaniya-rebenka-v-seme.html

Воспитание детей в семье — главный фактор развития полноценной личности

С первых минут жизни ребенок, попадая в ласковые и бережные руки мамы, начинает познание мира.

В начале жизненного пути малыш занимает позицию наблюдателя. Он всматривается в окружающую действительность, впитывает то, что видит и слышит, словно губка. Однако анализировать происходящее кроха еще не в силах. Поэтому воспитание в семье готовит детей к дальнейшей жизни.

С помощью родителей начинается познание своего «я» у малыша. Если его любят, жалеют и хвалят, значит, он хороший, красивый и любимый.

А если каждое движение крохи приводит родителей в раздражение, на него постоянно кричат, а то и шлепнуть могут, значит, он плохой, неумелый, некрасивый.

Отношение взрослых к малышам в раннем детстве закладывает их самооценку и служит основой для формирования личности.

Воспитание здорового ребенка

Когда малыш появляется на свет, взрослые тщательно заботятся о его здоровье: кормят по часам, вовремя переодевают, делают необходимые прививки. Однако по мере того, как кроха начинает взрослеть, внимание к соблюдениям правил здорового образа жизни начинает ослабевать.

Вначале часть забот о здоровье своего чада родители перекладывают на дошкольные учреждения. А после того, как ребенок пойдет в школу, и вовсе часто забывают о развитии навыков здорового образа жизни.

Чаще всего это семьи, в которых взрослые сами ведут неправильный образ жизни: не занимаются спортом и имеют вредные привычки.

Отсутствие правильного образа жизни приводит к тому, что ребенок часто болеет простудными заболеваниями. Позже могут возникнуть и более серьезные проблемы.

В детских садах и школах, безусловно, ведется активная работа по привитию навыков здорового образа жизни. Однако она не играет никакой роли, если в семье не считают здоровье главной жизненной ценностью.

Часто взрослые члены семьи не достаточно информированы о том, что такое здоровый образ жизни. Они считают, что здоровье заключается исключительно в отсутствии болезней, забывая, что это совокупность физических и психологических аспектов.

Привычку заботиться о своем здоровье привить может только семья. Вряд ли мама, которая во время лекции о пользе занятий спортом выкуривает сигарету, сможет убедить дитя в правдивости своих слов. Роль семьи в воспитании здорового ребенка огромна.

Ребенок будет ценить собственное здоровье и заботится о нем только тогда, когда это делают его родители! Взрослые должны не только избавляться от вредных привычек, но и заниматься спортом, активно вовлекая в это занятие своих детей.

Только здоровый образ жизни семьи – залог успешного воспитания ребенка.

Нравственный – значит воспитанный

Не нужно воспитывать детей. Они все равно будут похожи на вас. Воспитываете себя.

Как уже отмечалось выше, воспитание детей в семье основывается исключительно на родительском примере. Выступая в роли наблюдателя, малыш внимательно изучает привычки и поведение взрослых, подражая им все больше по мере взросления.

Поведение мамы и папы в конфликтных ситуациях, отношение их друг к другу и другим членам семьи (бабушкам, дедушкам, знакомым и друзьям) находятся под постоянным наблюдением малыша. И то, что он увидит, обязательно отразится в дальнейшей жизни крохи.

Нравственное воспитание детей в семье проходит на всех возрастных этапах. Ребенок уясняет, что такое «плохое» и «хорошее», и усваивает нравственные убеждения.

Рассмотрим их поподробнее.

  • Первая ступень нравственного воспитания – отзывчивость. Отзывчивость начинают прививать как можно раньше. Видя на улице бездомного котенка, собаку с израненной лапой, малыш откликается на их боль. У него возникает желание помочь, облегчить страдания.

Сочувствие к заболевшей бабушке, оказание помощи уставшему отцу – качество, которое поможет сформировать умение заботиться о близких людях.

  • Делай добро! Ребенок усваивает непреложную истину: вредить другим – это плохо.
  • Не стоит долго рассуждать о хороших поступках. Их нужно совершать. Причем совершать эти добрые поступки в первую очередь должен воспитывающий человек. Только в этом случае можно с уверенностью сказать, что воспитываемый усвоит основы нравственной культуры.

Подытожив все сказанное выше, подчеркнем: от того, насколько нравственные качества развиты в самих родителях, они разовьются в детях.

Сможет ли мама привить необходимы мужские качества мальчику или не вызвать ненависти ко всему мужскому полу у девочек, если она одна воспитывает ребенка? Сможет ли отец без женской помощи воспитать малыша? Попробуем в этом разобраться.

Неполная семья

Неполная семья — это семья, в которой воспитанием занимается один из родителей. Причины появления неполных семей разные: гибель одного из супругов, рождение ребенка вне брака или развод. Последняя причина, к сожалению, встречается все чаще.

В этом случае главная задача родителей, которые по каким-то причинам не могут жить вместе, показать детям, что их расставание никак не отразилось на любви к чадам.

Малыши получают серьезную психологическую травму, ведь они не понимают причин, по которым взрослые перестают жить вместе.

Воспитание ребенка в неполной семье накладывает на одного из родителей большую ответственность. Ведь показать правильную модель семейных отношений одному будет значительно сложнее.

В этот момент мамам (как правило, чаще ребенок остается с матерью) очень важно выработать правильную базу семейных отношений и ценностей.

Однако считать, что неполная семья не в состоянии воспитать гармоничную личность, в корне неправильно. В таких семьях часто растут малыши, обладающие яркой одаренностью.

Если развитием крохи постоянно занимаются, предоставляя ему право выбора, возможность к самореализации и самостоятельности, демонстрируя своим примером и примером других родственников правильное восприятие жизни, то из него вырастет достойный человек.

Особенности воспитания детей в неполных семьях состоят в умении компенсировать отсутствие другого родителя путем вовлечения малыша в различные виды деятельности.

Воспитание в неполной семье с несколькими детьми существенно легче организовать. Психологи отмечают, что в таких семьях братья и сестры меньше конкурируют друг с другом. Общая беда сближает их, заставляет заботиться друг о друге, помогая во всем. Это важная особенность способствует привитию чувства сплоченности и взаимовыручки.

Как правило, в дружных семьях, где происходит тесное взаимодействие ее членов, основанное на любви, уважении и понимании, независимо от наличия или отсутствия второго родителя растут одаренные дети. Дополнительная мотивация к саморазвитию здесь не нужна: они уже чувствуют ответственность за свою жизнь.

Существует несколько рекомендаций психологов, которые помогут родителям, воспитывающим малышей без помощи партнера.

  • Будьте всегда рядом с детьми. Выслушивайте их, интересуйтесь тем, как проходит их день, с кем они дружат, что их интересует. Только тесное взаимодействие с ребенком позволит ему почувствовать то, что его любят и ценят, не даст замкнуться в себе, теребя рану от расставания с близким человеком.
  • Не стоит по любому поводу наказывать малышей, проявляя чрезмерную строгость. (Многие мамы пытаются так компенсировать строгость отца). Чаще хвалите своих помощников, говорите, как важна для вас их помощь, как вы рады, что они просто есть.
  • Не запрещайте вспоминать и говорить об отце (матери), а уж тем более видится с ними. Разлад произошел между взрослыми людьми, и обиды не должны переноситься на ребенка. С возрастом малыш сам примет решение по поводу правильности поступка родителей. На сегодняшний же день он должен быть уверен в безграничной любви и папы, и мамы.
  • По возможности расширяйте круг общения малыша через родственные связи, друзей и знакомых. Положительное влияние на формировании личности мальчика, к примеру, успешно может оказать дедушка или родной дядя. Привить черты женственности – бабушка или знакомые семьи. В этот период важно не замыкаться в маленьком коконе семьи.
Читайте также:  Гуманитарии и технари

Малыши должны постоянно расширять круг общения как со сверстниками, так и со взрослыми людьми (естественно, под негласным контролем родителя).

Прекрасным выходом в этой ситуации станет посещение различных секций и кружков, выбора нравственного кумира, жизнь которого станет примером для подражания.

  • Многие женщины сознательно не желают вступать еще раз в брак, мотивируя это разными причинами. Совершенно зря. Новые отношения могут стать отличным примером гармоничной семьи. Новый муж вполне сможет заменить отцовскую любовь и воспитание. Главное в этом вопросе, не ошибиться с выбором.

Дом, наполненный любовью

В конечном счете, для создания семьи, которая способна воспитать полноценную гармоничную личность, не так важно, полная она или нет.

Главным фактором, влияющим на успешность воспитания, является любовь, понимание и внимание родителей к своим крохам.

Ведь первостепенное значение имеет эмоциональное состояние маленьких человечков, их уверенность в том, что их любят, ждут и всегда будут рядом.

Источник: https://vospitannie.ru/rebenka/v-seme.html

Особенности семейного воспитания в семьях с разным количеством детей выполнил: магистрант гр. ипс-22 ростунцева н.а. — презентация

1 ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ Выполнил: магистрант гр. ИПс-22 Ростунцева Н.А.<\p>

2 О СОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ. Существует две наиболее распространенные точки зрения: первая — единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев; вторая — единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры.<\p>

3 О СОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ. Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут — неопытность. Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название — тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают — одним словом, носят на руках. Из — за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется.<\p>

4 О СОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей — неволей они воспитывают эгоиста. Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: ТОЛЬКО НИКАКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ!<\p>

5 С ПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ. В многодетной семье как правило, воспитываются: — разумные потребности и умение считаться с нуждами других; — ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; — больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; — успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка — способность к общению, адаптации, толерантность.<\p>

6 С ПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ. Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей.<\p>

7 С ПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ. Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.<\p>

8 С ПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ БЛИЗНЕЦОВ. Вследствие постоянного тесного контакта, близнецы необычайно чувствительны друг к другу. Настроение одного, тут же передается другому. Взрослым, приходится очень внимательно наблюдать за индивидуальными особенностями поведения детей. Обычно дети начинают говорить, повторяя правильную речь взрослых. Близнецы же часто подражают друг другу, и поэтому ошибки в речи от одного переходят к другому. Иногда между ними устанавливается свой, только им понятный язык.<\p>

9 С ПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ БЛИЗНЕЦОВ. Несмотря на привязанность друг к другу, у близнецов может возникнуть конкуренция, например, за любовь родителей. Никогда не сравнивайте их друг с другом, чтобы не усугубить конкуренцию. Телесных наказаний в их воспитании, не должно быть. Им просто не понять, почему драки друг с другом вы запрещаете, а сами их шлепаете.<\p>

10 С ПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ БЛИЗНЕЦОВ. Главная ошибка родителей, при воспитании маленьких близнецов – воспринимать их, как единое целое. Это совершенно неправильно. Правильное воспитание детей-близнецов – это, в первую очередь, поощрение индивидуальности, каждого из них.<\p>

11 С ПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ТРОЙНИ. Большинство вышеприведенных правил для близнецов идеально подходят для родителей, в семье которых родилась тройня. Между тройняшками очень часто возникает ситуация, когда двое детей объединяются против третьего. В этом случае ваша задача заключается в скорейшем понимании первопричин конфликта и восстановления равенства между детьми.<\p>

12 Благодарю за внимание!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/754002/

Единственный ребенок в семье: особенности воспитания и трудности взросления

Рассмотрим те положительные моменты, которые оказывают благотворное влияние на душевный мир и развитие единственного в семье ребенка.

Благодаря своему особому положению в семье он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоя­тельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви.

Отмечая положительную сторону, такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперниче­ством братьев и сестер. По мнению А.

Адлера, позиция единственного ребенка уникальна — у него нет брата или сестры, с которыми ему при­ходилось бы конкурировать.

Вполне закономерно, что родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка и создают для него самые благоприят­ные условия как в быту, так и в занятиях любым видом деятельности.

Преимущество в формировании единственного ребенка — множество взрослых, занятых уходом за ним, его развитием, воспитанием и обра­зованием (кстати, и финансовым содержанием, что также немаловаж­но в современных условиях).

Поэтому он обычно хорошо успевает и отличается особыми успехами в школе, удачлив в жизни и в большин­стве тестов на проверку знаний и логических способностей показывает самые высокие результаты (по сравнению с детьми с другим порядком рождения).

Постоянно находясь в обществе взрослых, такие дети взрослеют гораздо быстрее своих сверстников, рано приобщаются к серьезным видам интеллектуальной деятельности, обладают высо­ким уровнем самооценки (вполне оправданной) и легко переносят одиночество.

Характерная черта именно единственных детей — стремление к совершенству, доходящее порой до крайности (перфекционизм). По­этому они бывают крайне расстроены, если не преуспевают во всем, чем занимаются.

Исследователи выяснили, что единственные дети в семье чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность. Родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребен­ке и беспокоятся о его физической безопасности.

Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к интеллектуально­му труду, чем к физической активности. К тому же единственный ребе­нок в семье получает больше времени и внимания, чем те, у кого есть братья и сестры.

Кроме того, родители могут обращать его внимание на те области, где возможна престижная карьера, например медицина или юриспруденция.

Вместе с тем следует отметить, что в воспитании единственного ребенка возникает множество проблем, разрешить которые должным образом родителям не всегда удается, что не может не отразиться на их душевном самочувствии и на формировании личности самого ребенка.

За определенные преимущества, которыми наделяется единственный ребенок в семье, ему приходится расплачиваться целым рядом обяза­тельств, которые на него возлагают родители. С другой стороны, и сами родители нередко страдают не меньше своего ребенка, беспокоясь по любому поводу за его самочувствие, успехи, достижения, опасаясь ошибок, промахов и затруднений, с которыми он может столкнуться.

Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновен­но превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью.

Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всег­да стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых.

Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контроли­ровали в детстве, во взрослом возрасте бывают, не способны на смелые, решительные поступки.

Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исклю­чительному положению и становится настоящим деспотом в семье.

Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, суще­ствующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и при­хоти.

Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда наступает кризис, связанный с обостренным чувством взрослости.

Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального развития, но это распространенное заблужде­ние. Единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры.

Им не у кого научиться, не с кем играть, ведь взрослые не могут ему заменить сообщество сверстников, в котором он приобретает доступный его возрасту социальный опыт. А пробел в таких играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе и интеллек­туальном.

Ведь именно такая игра дает маленькому человеку объемное представление о мире.

Единственный ребенок является только воспитуемым в родитель­ской семье, поэтому не знает, что такое заботиться о младшем.

Его малейшее желание сразу же исполняется многочисленными родствен­никами, поэтому он привык только принимать помощь, но не думает о том, что и другие тоже нуждается в ней, поэтому не стремится никому ни в чем помогать.

Став взрослым, он сохраняет позицию единствен­ного, обожаемого ребенка во взаимоотношениях со сверстниками, с коллегами и даже в отношениях со своим брачным партнером.

Сложившуюся в семье позицию превосходства во взаимоотноше­ниях с родителями и другими родственниками единственный ребенок пытается навязать и своему социальному окружению за пределами се­мейной группы. Он долго находился под контролем и защитой любя­щих родителей и ожидает такой же заботы и защиты от других.

Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцен­тризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи, а в дальнейшем как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом и сестрой.

В результате у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

У детей из таких семей совсем другой социальный опыт. При стол­кновении с жизнью за пределами дома такой ребенок часто получает психологическую травму.

Попав в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих.

И когда этого не происходит, сначала огорчается, а затем начинает пере­живать по этому поводу, что далеко не лучшим образом сказывается и на его учебных успехах, и на эмоционально-психическом состоянии.

Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка за­ключаются в том, что он не привык к сложностям других людей, по­этому на протяжении всей жизни наиболее комфортно чувствует себя в одиночестве.

Единственный ребенок — действительно сложная проблема вос­питания. В нем родители дольше склонны видеть малыша, а он до со­вершеннолетия считает собственный инфантилизм, чуть ли не главным своим достоинством, ведь до поры до времени это предоставляет ему в родительском доме немалые привилегии.

Он много времени проводит среди взрослых, нередко принимает участие в обсуждении проблем, которые ему недоступны, ради того, чтобы еще раз услышать восторги окружающих в свой адрес. Ранняя «взрослость» проявляется у него лишь в чрезмерном скепсисе и словесных оценках.

Единственный ребенок в семье часто становится жертвой родительского эгоизма, который выражается в преувеличении его возможностей и достижений.

Даже педагогически подготовленные родители нередко бывают охва­чены родительским тщеславием до такой степени, что наносят прямой ущерб формированию личности ребенка, его своевременной грамот­ной профессиональной ориентации и т.п.

Поскольку единственный ребенок не привык к близкому обще­нию с другими детьми, он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится или выходит замуж.

Он не воспри­нимает «пики» и «спады» в повседневной жизни с другими и поэтому с трудом принимает и понимает нормальные изменения настроения. Он не может свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро будет смеяться и шутить.

Это не значит, что единствен­ный ребенок не любит других людей и не может входить в группу, но наиболее предпочтительна для него собственная компания.

Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, един­ственный ребенок обычно менее игрив и даже в детстве может походить на миниатюрного взрослого. Ранние взрослые разговоры дают ему вы­сокое развитие речевых навыков, но в зрелом возрасте он оказывается наименее разговорчивым.

Легкого подшучивания (и принятия шуток) с социально равными людьми единственный ребенок не понимает.

Од­нако, хотя привыкание к человеку для установления нормальных отно­шений в детстве требует у единственного ребенка значительного време­ни, в период взрослости большинство из них прекрасно адаптируются.

Более чем какой-либо другой ребенок, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Фактически, единственный ребенок может повторять характеристики родителя одного с ним пола, пока не столкнется с трудностями или стрессом, выявляющими собственные свойства единственного ребенка.

Источник: http://www.molodezh79.ru/novosti/item/707-edinstvenniyiy-rebenok-v-semiye-osobennosti-vospitaniya-i-trudnosti-vzrosleniya

Семейное воспитание детей

Характер, здоровье, жизненная успешность, вера в себя у человека начинается с семьи, с его семейного воспитания. С него начинается формирование личности человека.

Оптимистом он станет или пессимистом, эгоистом или альтруистом, будет прятать голову в песок, как страус, или не бояться брать на себя ответственность — все это зависит от воспитания человека и примера его родителей.

Итак, разберемся в тонкостях воспитания в семье здорового ребенка в разные возрастные периоды и воспитания детей не совсем здоровых.

Семейное воспитание детей и его особенности

В наше время задачи семейного воспитания существенно отличаются от периода советских времен.

Если раньше главенствующей и общей задачей семьи и школы было воспитание коллективизма, патриотизма, активности, трудолюбия на благо общества, то сегодня семья и школа воспитывает личность, открывает индивидуальные таланты и способности, никто никого под одну линейку и шаблонно не воспитывает. Сегодня дети знают свои права и нередко цитируют Конвенцию ООН о защите прав ребенка. Возможно ли такое было 30 лет назад?

Вместе с тем, раньше граждане страны все время находились под защитой государства, им гарантировалось право на труд, охрану здоровья, бесплатную учебу и стабильные цены, а сегодня, во времена капитализма и демократии, уже с детства ребенок приучается к тому, что за свое право на полноценную жизнь нужно бороться, завоевывая свое место в обществе, отстаивая себя в жесткой конкуренции. И все это он видит и слышит на примере своих родителей. Именно они доходчиво и систематически демонстрируют необходимость приспосабливаться к требованиям сегодняшнего времени, а иногда и бороться с его вызовами.

Да, такие отношения должны строиться на любви и уважении. И тут очень важно не переступить ту грань любви, которая отделяет истинную любовь от синдрома избалованного ребенка.

На примере многих семей можно наблюдать, как дитя в семье становится кумиром, которому ни в чем не отказывают, у которого есть всегда все самое лучшее, и который диктует папе с мамой, что делать и когда.

Для таких родителей воспитание становится не формированием личности малыша, его жизненного опыта, ограничений и соблюдения моральных правил, а скорее показушностью с преобладанием у собственного чада материальных ценностей с раннего возраста. Такой безотказной и слепой любви не хватает для формирования сильной личности.

Тогда ребенок привыкнет к тому, что за его спиной всегда есть родители, которые „вылезут из шкуры”, но отдадут ему все самое лучшее и сделают все за него. В таких семьях воспитание сводится к тому, что малыш становится центром всех семейных задач, досуга. По сути, семейное воспитание и любовь заменяются присутствием в жизни ребенка всевозможных материальных ценностей.

Но есть и другая форма семейного воспитания, которую выбирают мудрые и современные родители. Это отношения партнерства.

Дитя четко знает, что можно, а что категорически нельзя (при этом для бабушек и дедушек не должно быть исключений); когда можно что-то не делать, а когда выполнение просьб (не приказов) родителей обязательно.

В таких семьях ребенок не будет обманывать, потому что его приучили всегда говорить правду, какой бы она ни была. Он не боится быть наказанным, а скорее переживает за то, что расстроит папу с мамой.

Особенности семейного воспитания сегодня — это умение родителей видеть перспективу в жизни своей крохи.

Это обозначает, что с раннего детства нужно распознать его способности, наклонности, уважать его как личность, формировать веру в себя, свою успешность.

Семейное воспитание в наше время — это умение формировать у ребенка правильные представления о реальной стороне жизни, а не надевать на него „розовые очки” и прятать от проблем за своей широкой спиной.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание в семье начинается с пеленок. Однако много родителей как раз сменой подгузников и удовлетворением физических потребностей своих детей и ограничивается. Все это начинается с периода младенчества. Затем семейное воспитание протекает хаотично, поскольку родителям мешают следующие обстоятельства:

  1. Дефицит времени и усталость. Сегодня родители настолько заняты, что даже в выходные дни не считают нужным (или просто не имеют на это сил) уделять несколько часов ребенку. Походы в зоопарк бывают лишь по праздникам, когда есть дополнительный выходной, или в отпуске. Вечерние семейные прогулки после ужина заменяются отслеживанием на диване ввиду усталости родителей. 
  2. Непонимание важности семейного воспитания и ориентация на воспитание в детском учреждении. К сожалению, многие молодые родители считают, что воспитывать их ребенка должен профессионал — воспитатель, учитель. Такие папа и мама с удовольствием приходят на детские утренники и рьяно интересуются, почему их дитя не в главной роли. Они ”делегируют” свои функции педагогам и поэтому не считают нужным уделять систематически собственное время для прогулок, игр, чтения книг, складывания пазлов, сочинения сказок, рисования. 
  3. Замена родительского воспитания компьютером. Да, сегодня дети прекрасно ориентируются в компьютере, умеют с ним правильно обращаться, и поэтому родители считают, что технические познавательные умения могут дать ребенку знания о мире, развлечь его и вместе с тем не беспокоиться о том, где он, с кем, в какую погоду. Дети проводят время за играми и мультяшками, при этом испытывая дефицит живого общения и, конечно же, развития речи. 

Вот такое неумение родителей воспитывать своих чад в семье с дошкольного возраста приводит к конфликтам в подростковом возрасте, в учебе, социальной адаптации.

Семейное воспитание детей в школе

К началу учебы ребенка в школе уже можно четко проследить за стилями взаимоотношений между родителями и детьми. Их есть несколько:

  1. Генеральский стиль. При таком типе взаимоотношений четко прослеживаются армейские замашки родителей. Альтернатив во взаимоотношениях нет, все сказанное папой и мамой должно четко выполняться. Способы воздействия на чадо при таком стиле отношений — это указания и угрозы, целью которых является тотальный контроль над поведением малышей. 
  2. Психологический стиль. Некоторые родители пытаются анализировать, почему ребенок поступил так, а не иначе. Вопросы и детализация в этом случае направлены на то, чтобы скорректировать его поведение на правильный путь. 
  3. Судейский стиль. Это оценочное поведение родителей, когда ребенка дома ждут чтения морали за низкую оценку, опоздания и другие неправильные поступки. К этому стилю близким является и стиль священника, когда все свои разговоры с чадом родители начинают с фразы ”Ты должен… обязан… надо…”.
  4. Циничный стиль. Это самый опасный стиль взаимоотношений, когда ребенок постоянно слышит насмешки и унижения, даже прозвища. Такие родители всегда демонстрируют свое господство и таким образом не только отчуждают свое дитя, а и формируют в нем комплексы, неуверенность, чувство вины и страх. У таких родителей дети часто грызут ногти, обманывают, боясь быть наказанными. 
  5. Дружественный стиль. Быть другом дочке или сыну — означает уметь выслушать, понять, не ругать и помочь решить ребенку свою проблему самостоятельно, но правильно. Сотрудничество является самым продуктивным типом взаимоотношений между детьми и родителями. Это и самый сложный для родителей тип отношений, когда нужно чувствовать грань, которую переходить нельзя. Как правило, в семье, где царит сотрудничество, детишки хорошо учатся в школе, они всюду успевают, умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Дитя считают личностью и полноценным членом семьи. Поэтому оно и совершает уже в школьном возрасте взрослые и самостоятельные поступки. Обычно при таком стиле взаимоотношений в семье подростковый возраст ребенка проходит более-менее гладко. Ведь понимание и партнерство с родителями не заставляют его искать отдушину вне семьи. Уважение и взаимоподдержка, любовь и ответственность всегда присутствуют в семейном воспитании школьника при дружественном типе взаимоотношений. 

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

Что может быть лучше, чем здоровый и умный ребенок? Но, к большому сожалению, многие родители таким счастьем не обладают. Их детки имеют отклонения в развитии и, конечно, они вынуждены корригировать семейное воспитание. Существуют разные отношения родителей к дефекту их ребенка. Это отношение и определяет методы воспитания:

  1. Охранительное воспитание. Это всегда переоценка дефекта, которая проявляется чрезмерной опекой. Дитя балуют, позволяют буквально все, оберегают от всех. Ему ничего не дают делать, ограничивают даже те функции, которые вполне доступны больному. Такая модель поведения родителей является искусственной изоляцией ребенка-инвалида. Даже если его недуг в развитии и можно исправить, то охранительное воспитание формирует из него эгоиста и потребителя. 
  2. Равнодушное воспитание. Отношение родителей формирует у ребенка чувство собственной неполноценности и ненужности. Дитя становится робким и закомплексованным. У него формируется недоброжелательное отношение к другим деткам, а также к родным и чужим людям. 

Оба типа отношения родителей к ребенку с отклонениями в развитии приводят к формированию у него психической травмы. У таких деток благодаря родителям возникают вторичные отклонения в психическом развитии.

Во избежание этого родители таких детишек на всех возрастных этапах должны консультироваться со специалистами — психологами, врачами, реабилитологами.

Только систематическое взаимодействие с ними поможет не только грамотно формировать ребенка-инвалида как личность, а и адаптировать его к жизни в обществе.

Семейное воспитание детей с нарушением интеллекта

Если зреть в корень, как говорил Козьма Прутков, то в большинстве случаев виноватыми в умственной отсталости детей являются их родители. У одних это безответственное отношение к беременности, у других — наследственность, у третьих — карма.

У 13% таких детей родители — алкоголики, наркоманы и правонарушители. Следует знать, что треть детей с нарушениями интеллекта рождается у родителей — выпускников коррекционных школ. То есть их родители сами имеют определенную форму интеллектуальной недостаточности.

Родители таких деток имеют тот же уровень образования и социальный статус. Подобные семьи чаще распадаются либо функции воспитания в них делегируются бабушкам. Дети с нарушениями интеллекта очень часто воспитываются в интернатах.

И это, конечно же, разрушает их взаимоотношения с родителями.

В таких семьях обычно проявляются тоже два типа взаимоотношений: гиперопека или полное равнодушие. Гиперопека формирует у ребенка поведение страуса. Тогда не может быть и речи о воспитании какой-либо самостоятельности.

Полное равнодушие к умственно отсталому малышу — это дальнейшее его отставание в умственном и психическом развитии.

Когда же родители, а чаще всего это мама, привязаны к ребенку, любят и занимаются с ним, консультируются со специалистами в вопросах развития, то он приобретает уверенность в себе, активно познает мир. Семейная психотерапия с матерями способна существенно облегчить семейное воспитание и развитие такого малышва.

Оказывая помощь маме и такой семье в целом, специалист дает конкретные рекомендации и акцентирует на том, что духовное общение со своим чадом является мощным источником положительных изменений в нем.

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Очень много родителей не понимает, почему же именно их деткам характерны нарушения в развитии речи. Они часто обижены и свое недовольство вымещают на детях. Однако таким родителям следует понимать, что все познается в сравнении.

И нарушение речи по сравнению с тяжелой инвалидностью, умственной отсталостью — не такая уж катастрофа. Сегодня, когда логопедия идет вперед прогрессирующими шагами, родителям нужно найти хорошего специалиста для занятий с ребенком.

И, конечно же, создавать для него в семье такую обстановку, которая бы гармонизировала его развитие.

Терпение, понимание, любовь к крохе должны быть доминирующими принципами семейного воспитания. Ведь иногда именно неправильный стиль взаимоотношений с детьми формирует дефекты речи у последних. Неадекватные родительские установки, авторитарный стиль воспитания являются факторами возникновения речевых нарушений.

Именно поэтому главной задачей учителя-логопеда в работе с такими родителями является оптимизация отношений между родителями и детьми. Работа над дефектами детской речи — это общая задача специалиста и родителей. Если ребенок будет видеть, что с ним занимается и мама, и логопед, он будет больше стараться, а повторения будут только способствовать коррекции речи.

Кроме этого, родительское внимание к ребенку всегда производит должный эффект.

Диагностика речи ребенка, как правило, проводится в детском саду. С детками уже там работают логопеды, и, возможно, они посоветуют родителям определенные направления работы и коррекции.

Речь идет о подрезании уздечки языка, которая иногда мешаетвыговаривать звук «р». Конечно, есть родители, которые инертны к советам специалистов, не имеют времени заниматься этим.

А потом такие детки вырастают с комплексом неполноценности, они зажаты, с них смеются в школе по поводу картавости речи.

Мудрое семейное воспитание — это всегда внимание к ребенку, его радостям, переживаниям, дефектам и проблемам. Нет проблем, с которыми бы не справились любовь и терпение мамы.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Категория: Воспитание и развитие ребенкаКак влияет компьютер на здоровье ребенка? Прогресс всегда имеет свои негативные стороны. Поэтому и в наш скоростной информационный век…Что такое гиперактивный ребенок? О гиперактивности детей не слышали, наверное, только люди, их не имеющие. Сегодня этот термин находится у…Методика Стрельниковой лечит болезни и укрепляет здоровье детей Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Но…Чем кормить ребенка после года, рецепты для детей после года Этот возрастной рубеж считается периодом взрослости. Малыша приучают кушать…Формирование речи ребенка является жизненно важным этапом. Родители в этот период должны создать все условия для того, чтобы их дети могли…Идеальных сыновей и дочерей не существует. Нет и семей, в которых отношения с ними строятся гладко и без проблем. Уже в год происходит…

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/semejnoe-vospitanie-detej.html

Ссылка на основную публикацию