Педагогическая деятельность: ее цели и объекты.

Педагогическая деятельность: сущность, функции, структура

Самообразующим фактором педагогического процесс является его цель, понимаемая как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания.

Педагогическая система организуется с ориентацией на цель образования и всецело подчиняется ей. Цель образования носит конкретно-исторический характер.

В современных условиях целью обучения и воспитания является создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности.

Динамической системе «педагог-воспитанник» присущи такие компоненты, как методы и организационные формы педагогической деятельности.

Метод деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно-материальной базы.

Педагогический процесс имеет определенный результат, под которым понимается степень достижения поставленной цели.

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, которая должна обладать всеми его существенными признаками.

Педагогическая задача – это конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее существования.

Педагогические задачи различаются по:

— классам (дидактические, воспитательные);

— типам (оперативные, тактические, стратегические);

— уровням сложности (простые, сложные)

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка в современных социокультурных условиях.

В ее основе лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяются ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершении.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность; ТСО.

Способами передачи опытаобщественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность.

Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Функции педагогической деятельности:

1) развивающая (ведущая функция в деятельности педагога);

2) гностическая (умение накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег);

3) исследовательская (умение определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, проблемно ставить вопросы и т.д.);

4) информационная (умение пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, активизировать детей в процессе усвоения материала и т.д.);

5) побудительная (умение возбуждать интерес, внимание, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т.д.);

6) конструктивно-организаторская (умение планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной деятельности и т.д.);

7) диагностическая (умение определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом);

8) координирующая (умение устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания и т.д.);

9) коммуникативная (умение быть в общении с детьми доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым; иными словами – проявление высоких нравственных качеств и черт характера);

10) материнская (обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка, ответственность за его жизнь и здоровье – как физическое, так и психическое);

11) преобразовательная (проявление творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса).

Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа. В профессиональной школе можно также выделить методическую работу.

ВОПРОС 6.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/2845.html

Происхождение, сущность, специфика, цели педагогической деятельности

Педагогическая деятельность в целом и непосредственно профессия учителя, педагога является одной из древнейших. В ней аккумулирован тысячелœетний опыт преемственности поколений.

Педагог, по своей сути, — это связующее звено между поколениями, носитель человеческого, общественного, исторического опыта.

Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом преемственность поколений во многом обусловлены педагогической деятельностью.

Возникновение педагогической профессии является объективным, так как человеческое общество не могло бы существовать и развиваться, в случае если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать освоение окружающего мира с начала, без того опыта͵ который оно получило.

В глубокой древности, когда еще не было разделœения труда, передача детям опыта͵ накопленного предшествующими поколениями, была включена в трудовую деятельность.

Дети с ранних лет участвовали в ней, усваивали знания о способах деятельности (охота͵ собирательство и др.), овладевали с помощью старших различными умениями и навыками.

Этим люди отличаются от животных, которые могут приобретать навыки, но не передают их своим детенышам.

Совершенствование орудий труда позволило добывать больше пищи, не привлекать к этому больных и старых членов общины, поручив им быть хранителями огня и присматривать за детьми.

Усложнение процессов сознательного изготовления и применения орудий труда также вызвало крайне важно сть специальной передачи трудовых умений и навыков.

При этом важной обязанностью наиболее уважаемых и опытных членов общины стала передача мудрости, навыков, подготовка к жизни подрастающего поколения,

привитие норм социальной жизни и обеспечение их соблюдения. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

С момента возникновения педагогической деятельности ее задачи, меняясь на разных этапах развития общества, были, тем не менее, связаны с обучением, воспитанием, образованием. Передовые мыслители всœех времен отмечали социальную значимость педагогической деятельности, обучения и воспитания.

Своеобразие педагогической деятельности состоит по сути в том, что ею занимаются практически всœе люди, выполняя различные социальные роли: родители и родственники, старшие товарищи и друзья, коллективы, учебные, производственные и другие группы, руководители, должностные лица и др.

При этом это всœе непрофессиональная педагогическая деятельность.

Профессиональная педагогическая деятельность предполагает наличие специального, профессионально-педагогического образования. Она осуществляется в определœенных педагогических системах, является основным источником существования и соответственно оплачивается.

Профессия(от лат. professio — объявляю своим делом) определяется как постоянная специальность: род деятельности, занятий, служащий источником существования. В постоянно меняющемся мире педагогическая деятельность остается неизменной, хотя, конечно, видоизменяются ее содержание, условия труда, состав.

По классификации, предложенной Е. А.

Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человеке Педагогическая деятельность характеризуется повышенным чувством долга и ответственностью ее представителœей.

Главное отличие педагогической деятельности от других профессий типа ʼʼчеловек — человекʼʼ в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.

Педагог должен способствовать становлению, преобразованию личности и в то же время управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования.

Сущность педагогической деятельности состоит в следующем:

· производстве знаний, то есть проведении исследований, поиске нового, осуществлении разработок, проведении экспертизы и т. п.;

· передаче знаний при проведении учебного процесса на всœех уровнях;

· распространении знаний путем разработки и издания учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, научных статей;

· воспитании учащихся, формировании и развитии их личности.

Все эти составляющие педагогической деятельности одинаково важны и выступают в динамической взаимосвязи.

Основное содержание педагогической профессии составляют как специальные, предметные знания, так и взаимоотношения с людьми. Педагогическая профессия требует двойной подготовки — специальной, предметной и человековедческой, психологопедагогической.

За педагогической деятельностью исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и развивающая.

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к требованиям будущей социально-культурной ситуации, жизни, деятельности, а развивающая — с развитием его личности, индивидуальности.

Особенностью педагогической профессии является также то, что она, по своей сути, имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистический характер педагогической профессии обусловлен ее направленностью на воспитание человека, формирование и развитие его как личности, освоение им достижений человечества и тем самым обеспечение продолжения рода человеческого, непрерывной преемственности поколений.

Коллективный характер педагогической деятельности предполагает то, что на обучающегося воздействует не только каждый отдельный педагог, но и весь педагогический коллектив учебного заведения, а также семья и другие источники группового, коллективного воздействия.

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целœей. Вот почему творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью.

Творческий потенциал личности педагога формируется на базе накопленного им социального опыта͵ психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы. Эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на базе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения способен найти новые, оригинальные способы ее решения.

В научной литературе педагогическое творчество принято понимать как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Деятельность педагога трудна, уникальна и неповторима. Она представляет собой систему и последовательность педагогически целœесообразных действий, состоящих в том, чтобы педагогические задачи были решены в определœенный срок и с соблюдением принципов и правил.

Каждому виду профессиональной деятельности должна соответствовать своя оптимальная структура знаний, умений, а также структура личности работающего в этой профессии человека.

Педагогическая деятельность, как и любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Осознанная цель задает импульс деятельности. Цель — это предполагаемый результат деятельности; то, к чему стремятся, что нужно осуществить. Достижение цели порождает глубокое удовлетворение, составляющее основу человеческого счастья, в т.ч. профессионального.

Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся всœе компоненты педагогического процесса.

Читайте также:  Занятие по декоративному рисованию в подготовительной группе

Определœение целœей педагогической деятельности имеет большое теоретическое и практическое значение.

Во-первых, знание целœей непосредственно влияет на разработку педагогической теории. Четкое представление о том, какого человека мы хотим сформировать, сказывается на трактовке сущности самого педагогического процесса.

Во-вторых, определœенные цели педагогической деятельности непосредственно влияют на практическую работу педагога. Педагог должен уметь проектировать (представлять) личность воспитанника, а для этого нужно знать, какой она должна быть и какие качества крайне важно сформировать.

В современной литературе рассматриваются две основные характеристики целœей педагогической деятельности.

Первая характеристика обусловлена психологической природой цели. Цель — это идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью.

Цель объективна в том смысле, что она порождается обстоятельствами, окружающей реальностью. В то же время цель субъективна: она — продукт сознания, рождается в сознании человека и несет в себе всœе особенности сознания каждого конкретного человека.

Часто при заявлении одной и той же цели подразумеваются ее разные варианты.

Второй характеристикой является общий характер цели, который позволяет ей быть реализованной при разных обстоятельствах. Цель педагогической деятельности динамична, так как динамична сама жизнь, изменяются условия.

Наглядно это проявляется в связи с возрастными изменениями. Именно общий характер цели в воспитании, позволяя учитывать преемственность возрастных достижений, сохраняет неизменность конечной цели данного процесса.

В обществе цели образования и воспитания представляют из себяотражение существующих социально-политических и экономических отношений, уровня развития науки, техники и культуры, традиций, наследия.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, цели образования и воспитания в значительной степени определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество, что рождает так называемые традиционные подходы к образованию и воспитанию, ориентированные на эффективность, максимальное использование новых поколений в интересах государства.

Развитие современного общества характеризуется интенсивным совершенствованием производства, повышением его технического уровня, что предъявляет более высокие требования к уровню подготовки членов общества.

Новые задачи перед воспитанием ставит переход к информационному обществу, компьютерная революция, внедрение информационных технологий. Происходят динамичные процессы и в социальной сфере жизни.

Все это приводит к тому, что основной целью, идеалом современного воспитания, образования выдвигается формирование разносторонней и гармонично развитой личности. Эта цель является потребностью развития личности, общества, государства.

Сегодня утверждается понимание чрезмерности постановки цели всœестороннего развития личности с учетом того, что каждый человек развивается как личность не только универсально, как социальное существо, член общества, но и индивидуально, как своеобразная и неповторимая индивидуальность, с присущими каждому своими акцентами в данном развитии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, скорее всœего, нет крайне важно сти пытаться современного человека развить всœесторонне в полном смысле, с учетом многообразия всœех сторон современной жизни. В то же время не следует отказываться от цели педагогической деятельности — достижения того, чтобы человек был разносторонне, многогранно развит как личность.

Содержание понятия ʼʼразностороннее и гармоничное развитие личностиʼʼ как цель педагогической деятельности включает: умственное развитие; физическое воспитание; формирование высокой морали и Нравственности; духовное развитие; выявление склонностей и задатков, развитие способностей; приобщение к современным достижениям науки и техники; воспитание гуманизма, любви к Родинœе, гражданственности, патриотизма, коллективизма.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, главной целью педагогической деятельности в современных условиях является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества и государства.

Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/223385_proishozhdenie_suschnost_specifika_celi_pedagogicheskoy_deyatel_nosti

Цели и задачи педагогической деятельности

Современная педагогическая литература отвечает на вопрос, что такое педагогическая деятельность в качестве особого вида общественно-полезной деятельности людей, которая заключается в сознательной подготовке подрастающего поколения к жизни, реализующая экономические, политические, нравственные, эстетические цели.

Педагогическая деятельность имеет древние исторические корни, накапливает многовековой опыт поколений. Учитель является связующим звеном между поколениями, носителем человеческого, общественного, исторического опыта, во многом обуславливает общественно-культурную целостность народа, цивилизации и в целом преемственность поколений.

Задачи педагогической деятельности

Задачи педагогической деятельности, проходя изменения, охватывали сферу образования, воспитания, обучения. Сама педагогическая деятельность всегда обладала высокой социальной значимостью, по словам передовых мыслителей.

Она характеризовалась важной особенностью: использование методик допускалось всеми людьми в качестве выполнения различных ролей (родителей, родственников, руководителей). В данном случае подразумевалась непрофессиональная педагогическая деятельность.

Профессиональная же осуществляется учителями, имеющими специальное профессионально-педагогическое образование. Такая деятельность может быть реализована в специальных педагогических системах и являться основным источником существования, за который предоставляется заработная плата.

Основные компоненты и содержание педагогической деятельности

Педагогическая деятельность включает в себя основополагающие компоненты, которые важны и представляют собой динамические взаимосвязи:

  • получение знаний (проведение исследований, экспертиз и так далее);
  • передача имеющихся знаний в течение образовательно-воспитательного процесса;
  • распространение знаний (издание учебников, написание научных статей);
  • воспитание учащихся;
  • формирование и развитие личности детей.

Профессия педагога заключается в том, что учителю надлежит использовать специальные предметные знания вместе с разнонаправленными взаимоотношениями с людьми. Существуют требования двойной подготовки такого специалиста – наличие предметных знаний, необходимость в психолого-педагогической подготовке.

Особенность профессии представляется в ее гуманистической, коллективной и творческой направленности.

Наличие трех характеров педагогической деятельности обусловлено ее специфичностью.

  1. Гуманистический характер ориентирован на воспитание человека, формирующийся и развивающийся как личность, происходит осваивание достижений человечества, что способствует продолжению человеческого рода, происходит непрерывная преемственность поколений.
  2. Коллективный характер подразумевает воздействие на обучаемого не только педагогом, но и всем педагогическим коллективом, с помощью других источников, включающих обеспечение группового, коллективного воздействия.
  3. Творческий характер – это важная особенность, отражающаяся в степени использования педагогом своих возможностей для достижения поставленных целей.

Формирование творческого потенциала личности педагога определено накопленным социальным опытом, психолого-педагогическими знаниями, идеями, умениями и навыками, которые позволяют найти и использовать наиболее приемлемое решение, метод.

Деятельность учителя трудная, уникальная, неповторимая, представленная системой и последовательностью педагогически целесообразных действий, направленных на решение определенных задач в обусловленный срок с соблюдением принципов и правил.

Цели педагогической деятельности

Педагогическая деятельность основывается на осознании цели, которая задает импульс деятельности. Цель определяется как результат проведенной работы. Считается, что именно с ее помощью педагог и учащиеся должны суметь предвидеть свои итоги в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.

Определение задачи педагогической деятельности имеет большое теоретическое и практическое значение, которое предопределяется в:

  • Четкой постановке целей, влияющих на разработку педагогических теорий. Ее наличие влияет на понимание определения предпочтения формирования человеческих качеств, отражается на сущности педагогического процесса.
  • Формулировке целей таким образом, чтобы это влияло на осуществление практической деятельности учителя. Проектирование личности – основное профессиональное качество, требующее знаний и определенного характера для ее формирования.

Цели педагогической деятельности основываются на идейных и ценностных установках общества, что способно породить традиционные подходы к образованию и воспитания, ориентированные на эффективность обучения, максимальное использование новых поколений в интересах государства.

Современное общество постоянно совершенствует производство, повышает технический уровень, что в дальнейшем влияет на предъявление высоких требований к уровню подготовленности подрастающего поколения.

Информатизация общества, внедрение информационных технологий, наличие динамичных процессов в социальной сфере жизни приводит общество к формулированию цели деятельности, главным аспектом которой является разносторонняя и гармонично развитая личность.

В понятия «разностороннее и гармоничное развитие личности» вносится необходимость обеспечения умственного, физического, духовно-нравственного развития, выявления склонностей, задатков, развития способностей, приобщения к современным научным достижениям, воспитания гуманизма, патриотизма, коллективизма.

Вывод 1

Главная цель педагогической деятельности в современных условиях – формирование разносторонне развитой личности, которая будет способна реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и общественных, государственных.

Современная педагогическая наука считает основными видами своей деятельности преподавание и воспитание.

Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды, управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности.

Преподавание направлено на обеспечение познавательного интереса и взаимодействия детей. Педагогические деятельность разделяется условно на виды, так как в процессе решаются воспитательные, развивающие и образовательные задачи.

Это позволяет досконально раскрыть понятие «обучения и воспитания».

Чтобы глубже понять и осознать сущность обучения и воспитания, процессы рассматриваются отдельно. Реальная практика включает в себя полное слияние «воспитывающего обучения» и «обучающего воспитания».

Педагогическая деятельность изучает предмет, называемый организацией учебной деятельности, направленной на освоение предметного социокультурного опыта в качестве основы и условия развития.

Средства педагогической деятельности

Основными средствами педагогической деятельности являются:

  • научные знания, способствующие формированию терминологического аппарата учащихся;
  • носители информации – учебная литература или воспроизводимые знания;
  • вспомогательные — технические компьютерные и другие.

Передача опыта осуществляется посредством объяснения, демонстрации, практической деятельности учащихся и так далее.

Определение 1

Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт обучаемого, учитывая совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих.

Оценка производится на итоговых аттестациях и проверках знаний в виде экзамена, зачета.

Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражается в интеллектуальном и личностном совершенствовании, формирование их как личности и субъектов учебного процесса.

Была рассмотрена специфика педагогической деятельности. Она основывается на наличии специальных профессиональных знаний, гуманистичности, коллективности, творческого подхода.

Основная цель – формирование личности, развитой разностороннее и гармонично. Во время своей деятельности педагог применяет преподавание, воспитание, связанные между собой.

Научные знания, носители информации, вспомогательные средства рассматриваются как средства педагогической деятельности.

Источник: https://www.Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/vvedenie-v-pedagogicheskuju-professiju/tseli-i-zadachi-pedagogicheskoj-dejatelnosti/

Педагогическая деятельность и ее характеристики



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Читайте также:  Как правильно заказать курсовую

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Деятельность — это специфически-человеческий способ отно­шения к окружающему миру, целесообразное изменение этого мира в интересах людей, это непременное условие существования самого общества. В ней человек творчески преобразует природу, тем самым делая себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления — объектом своей деятельности.

Деятельность носит предметный (т.е. преобразующий) харак­тер. Осваивая предмет, человек делает его мерой и сущностью своей активности. Деятельность включает в себя цели, средства, резуль­тат и сам процесс.

Специфика педагогической деятельности, как и любой дру­гой, проявляется на уровне объекта, предмета и цели. Уточним значение этих характеристик, их соотношение между собой.

Объект — то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира, на которое направлены по­знавательная и иная деятельность, внимание. Выбор объекта на­мечает границы и пределы деятельности субъекта. В педагогиче­ской деятельности выбор объекта определяет явления, процессы, на которые она направлена, и нормы, которыми педагог при этом руководствуется.

В качестве объекта педагогической деятельности часто назы­вают «процесс становления человека Человеком», т.е. человека как биологического существа — человеком культуры, социокуль­турным существом. Общепризнанно, что образ системы образо­вания восходит к сущностному образу культуры народа или на­ции. Именно в культуре аккумулировано «человеческое качество».

Интересно в связи с этим, что среди прочих значений «культур­ный» означает «выращенный человеком, не дикий». Только в кон­тексте культуры образование поднимает человека над уровнем животного, переводит его из сферы биологического существова­ния в пространство бытия.

В культуре же коренятся истоки сосу­ществования и развития различных подходов, течений, ценност­ных отношений.

Начиная с работ З.Фрейда было показано, что ребенок науча­ется жить в обществе путем уподобления себя вначале родителям, затем национальным, социокультурным символам общества. В даль­нейших исследованиях (Э.Эриксон, Л.С.

Выготский) стало ясно, что уподобление, идентификация — это начальный этап развития человека.

Его детство только закладывает основания для идентич­ности, которая будет развиваться и разворачиваться всю жиз­ненную историю человека во взаимодействии с определенными аспектами социального мира.

Объектом педагогической деятельности является процесс инди­видуально-личностного развития человека, становления человека субъектом социокультурной деятельности, поведения, общения.

Средством формирования социальных сил человека и сферой их реализации выступает культура, во взаимодействии с ней че­ловека можно рассматривать в трех важнейших отношениях (трех аспектах бытия в культуре):

— человек усваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для сво­ей общности, становится личностью, осуществляя социальное бытие;

— человек функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, отстаивая их, выражая свою индивидуальность, воплощая индивидуальное бытие;

— человек создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, будучи сам субъектом культурного творче­ства, реализуя деятельностное (сопричастное) бытие.

Предмет деятельности — зафиксированные в опыте и вклю­ченные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, изменяемые с определенной це­лью в данных условиях и обстоятельствах. Предметом деятельно­сти называют то, на что она направлена, что изменяется в ее процессе.

Предмет педагогической деятельности — закономерности ин­дивидуально-личностного и субъектного становления человека, тенденции этого процесса, определяющие наиболее значимые в социальном отношении черты человека.

Не отдельные факты (поступки, мнения, отношения) харак­теризуют человека и процесс его развития, а именно тенденции, устойчиво повторяющиеся в определенных ситуациях способы реагирования на обстоятельства жизни.

Категория «тенденция» выражает направленность, направление развития, склонность, стремление. Но это также и «замысел, идея какого-нибудь изло­жения, изображения». В этом смысле предметом педагогической деятельности является «замысел себя», т.е.

образ Я воспитанни­ка, его Я-концепция, его жизненная позиция.

Цель — предвосхищение в сознании результата, на достиже­ние которого направлены действия.

В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия, пронизывает прак­тику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю.

Цель, выражая активную сторону человеческого сознания, должна находиться в соответствии с объективными законами, реальными возможностями окружающего мира и самого субъек­та.

Целью педагогической деятельности, в конечном счете, являет­ся управление педагогическими процессами становления и разви­тия целостного человека, а также отдельных его свойств и ка­честв.

Насколько реально (и допустимо) управлять этими процесса­ми? Полезно заметить, что управление совсем не обязательно озна чает подчинение, главенствование.

Под управлением в современ­ной науке рассматривается функция организованных систем, обес­печивающая сохранение их определенной структуры, поддер­жание режима деятельности, реализацию их программ.

Такое по­нимание управления является основой гуманитарной позиции педагога в его профессиональной деятельности.

Задана — конкретизированная в определенных условиях (на­пример, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая дол­жна быть достигнута преобразованием этих условий согласно оп­ределенной процедуре. Задача — это своего рода ступенька на пути достижения цели.

Она включает в себя требования (направлен­ность на цель), условия (их учет) и используемое (что необходи­мо из средств), формулирующееся в ответе на вопрос (что сде­лать? и др.). В соотношении с целью педагогическая задача конкре­тизирует цель деятельности, определяет или этап, или составля­ющую в ее достижении.

Таким образом, решение всей совокупно­сти задач обеспечивает достижение цели деятельности педагога.

Средства педагогической деятельности — это методы обучения и воспитания, создание образовательной среды, воспитательной системы. Средства следует понимать как некий инструмент между педагогом и воспитанником. Применительно к воспитанию выде­ляются средства воспитания, а к обучению — дидактические сред­ства.

Особенность гуманитарной педагогической деятельности про­является в установлении уважительных отношений между педаго­гами и воспитанниками. Это означает, что воспитанник не может выступать средством деятельности педагога.

Гуманитарный под­ход подчеркивает важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, формировании интереса к знаниям, развитии твор­ческих способностей. В его основе лежат категории общения, са­моутверждения, самоактуализации. Средством «усмирения нравов человека» (Я.А.

Коменский), согласования имеющихся различий и интересов в целях общества, государства и человека здесь выс­тупает толерантность как неотъемлемая профессионально-лично­стная черта гуманитарного педагога.

Гуманитарно-ориентированный педагог в своей деятельности исходит из понимания человека как уникальной ценностно-смысло­вой системы, имеющей открытую возможность самоактуализации, а не как чего-то заранее заданного и ограниченного в развитии.

Существуют два аспекта рассмотрения структуры пе­дагогической деятельности — внешний и внутренний.

Внешние компоненты: цель деятельности; средства ее достижения; объект педагогического воздействия (обучаемый, вос­питанник); другие объекты (содержание, педагогический процесс); субъект педагогической деятельности (учащиеся, воспитанники, сам учитель); результат этой деятельности. В таком аспекте она рассмотрена выше.

Внутренние компоненты:

· мотивационный компонент — то, что движет работой учителя: долг, самовыражение, вынужденность, желание передать знания в готовом виде (по учебнику), стремление вызвать интерес у обу­чаемых к предмету, приобщить к самостоятельной поисковой ра­боте, радость созидания;

· содержательный компонент — необходимые для педагога зна­ния. Это учебные дисциплины (предметы), психология учащихся, их индивидуальные особенности, педагогические закономерно­сти, методики преподавания предмета и пр.;

· операционный компонент — необходимые для достижения цели педагогические умения (см. тему 1.6).

· Внутренние компоненты деятельности раскрывают ее как про­явление субъектности педагога, средство творческого самовыра­жения. По этому признаку выделяют различные уровни педа­гогической деятельности:

· репродуктивный компонент (нормативно-репродуктивный) — умение добросовестно поступать только по образцу, шаблону, стан­дарту. Такому учителю трудно дается все новое;

· адаптивный компонент (ситуативно-креативный) — способность педагога приспособиться к новым требованиям жизни, школы, класса, изменить известный сложившийся метод. В определенные моменты возможны спонтанные всплески творчества;

· поисковый компонент (креативный) — когда творчество педаго­га направлено на конструирование стратегий и тактик педагогиче­ской деятельности в конкретных педагогических ситуациях. При этом используются фрагменты известных алгоритмов и собственные при­емы, способы, повышающие результативность деятельности;

· творческий компонент (концептуальный) — нестандартные, необычные действия педагога, которых нет в известном опыте. Предлагает принципиально новые варианты решения профессио­нальных задач.

Первые два уровня необходимы и достаточны для трансляции уже известных культурных образцов воспитания и обучения. И лишь последний порождает подлинную новизну, способность к будущеетворению педагогической реальности, отмечает И. А. Колес­никова.

Педагог, решая те или иные задачи, выявляет себя через ха­рактерный для него стиль педагогической деятельности — непо­вторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздей­ствия и методов взаимодействия, характеризующих в совокупно­сти индивидуальную стратегию и тактику педагога.

В исследованиях А.К.Марковой, А.Я.Никоновой выделяются следующие стили педагогической деятельности:

· эмоционально-импровизационный — педагог строит учебный про­цесс с учетом самостоятельности учеников; не любит заниматься повторением и закреплением; предпочитает работать с яркими учениками и поощряет их;

· эмоционально-методичный — ориентация на процесс и резуль­таты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательной работы, высокая оперативность; определенное преобладание ин­туитивности над рефлексивностью;

Читайте также:  Как научить ребёнка дружить

· рассуждающе-импровизационный — педагог проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы; реже прак­тикует коллективные обсуждения;

· рассуждающе-методичный — четкое структурирование и орга­низация учебного процесса, достаточное управление, педагог обес­печивает хорошее качество знаний, но не всегда стимулирует ак­тивность и инициативу самих школьников.

Другой характеристикой является мастерство как «высший уро­вень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в определенное время педагог достигает оптимального результата» (Н. В. Кузьмина).

Педагогическое мастерство — не врожденное ка­чество, это результат огромного напряжения сил, терпения, вы­держки, работоспособности учителя, умения преодолевать вре­менные трудности, стремления к самосовершенствованию.

Мастерство — это особое состояние, переживаемое каждым из педагогов по-своему, дающее степень профессиональной свобо­ды и определяющее границы возможного и внутренне дозволен­ного на творческом уровне деятельности.

Осознание педагогом концептуальности и глубины смыслов деятельности, своей непохожести и уникальности во взаимосвязи с развитием способностей в итоге обогащает мастерство педагога.

Сравнения педагогов-мастеров друг с другом всегда заканчивает­ся констатацией факта непохожести стилей их деятельности.

В этом случае гуманитарность выступает системообразующим свойством и основой индивидуального стиля педагогической деятельности, так как обеспечивает признание права педагога быть самим со­бой, т.е. быть разным, непохожим на других.

Источник: https://megapredmet.ru/1-3218.html

Педагогическая деятельность, ее аспекты, содержание (функции). — Шпаргалка по дошкольной педагогике

Педагогическая деятельность имеет черты, общие с любой деятельностью, и вместе с тем отличается рядом особенностей.

Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру, внутренние переходы и превращения.

В ней можно выделить следующие компоненты: мотив → цель → предмет→способы осуществления → результат.

От мотивов, побуждающих к педагогической деятельности, во многом зависит ее успех. Они существенно влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду.

Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения, что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя образованию подрастающего поколения.

Мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими (А.Н.Леонтьев).

Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, но у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности.

Например, цель воспитания — разностороннее развитие ребенка — у многих воспитателей дошкольных учреждений конкретизируется как полноценная подготовка к школе, укрепление здоровья, формирование творческих способностей.

Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. В любой деятельности есть субъект (тот, кто ее выполняет) и объект (на кого направлены усилия субъекта).

В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объектавоспитанник (ученик). Объект педагогического воздействия материал, уникальный но своей ценности.

Это развивающаяся личность, которая находится в постоянном изменении.

Характер этих изменений во многом определяется позицией педагога.

Если педагог учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторитетом, то объект педагогической деятельности становится ее субъектом.

В таком случае педагогическая деятельность из субъектно-объектной превращается в субъектно-субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой.

Основные «орудия» педагогического труда — голос (темп, громкость, интонационная окрашенность, выразительность), мимика, пластика, жесты.

Так называемая педагогическая техника — это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их активности. Она выполняет служебную (не смысловую) роль в воспитательном процессе, позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

Особенность педагогической деятельности заключается в том, что воспитателю, учителю, преподавателю не всегда удается пожинать плоды своего труда, воочию наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».

Педагогическая деятельность относился к разряду управленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспитательного процесса (детей, их родителей, коллег и др.).

Педагогическое творчество — непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которой стал ребенок (а не абстрактные дети, как это было в течение десятилетий).

Присутствие творческого начала обусловлено самой сущностью образовательного процесса.

Невозможно предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни воспитанников дошкольного учреждения, учащихся школы, колледжа.

В содержании работы, в подборе средств и методов воздействии на детей не должно быть шаблона и однообразия. Унылая монотонная работа, в которой отсутствует творчество, приводит к преждевременному профессиональному увяданию, даже старению личности, к прекращению интеллектуального роста, к снижению общей активности.

Важнейшие профессиональные функции педагога:

—   создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

—  обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.

Каждая из этих функций воплощается в определенной сфере деятельности педагога.

Реализация первой функции сопряжена с созданием так называемой развивающей среды, т.е. среды, которая побуждает ребенка к активности, к деятельности развивающего характера.

Забота об укреплении здоровья (физическое и психическое) — залог правильного воспитания в дошкольном возрасте, поскольку в этот период развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений.

Например, у детей снижается восприимчивость к воспитательным воздействиям, когда они заболевают, испытывают обиду от грубого обращения, утомлены вследствие неполноценного сна, плохо организованного занятия, развлечения и т.д.

Педагог должен быть внимателен к окружающей обстановке (в помещении детского сада, на участке), предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей.

Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми — основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно-методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе се результатов.

Современный педагог, осознает, что основы личности человека закладываются в семье. Поэтому в интересах воспитанников педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей, обеспечивать согласованность в воспитании ребенка, помогать отдельным семьям в этом процессе.

Поэтому профессиональными функциями современного педагога являются следующие:

—  участвовать в педагогическом просвещении родителем;

— регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и дошкольник) учреждения.

Современным, повышенным в ходе демократизации общественной жизни требованиям к образовательной работе дошкольного учреждения может отвечать педагог, который постоянно пополняет багаж своей общекулътурной и профессиональной подготовки.

В связи с этим обязательно еще одно направление профессиональной деятельности педагога — самообразование. Формы самообразования многообразны: от чтения литературы (специальной, художественной), посещения музеев и т.п. до участия в конференциях, выставках, конкурсах и др.

Цель самообразования — поступательное развитие собственной личности, рост профессионального мастерства.

В последние годы отчетливо проявляется тенденция к обновлению, обогащению воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений. Это делает профессионально необходимым еще одно направление в деятельности педагога — участие в опытной, исследовательской работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения весьма многогранна по своему содержанию, условно делится на ряд направлений (функций).

Сферой педагогической деятельности охвачены дети, их родители, коллеги, сам воспитатель, сознательно совершенствующий и свое мастерство, и свою личность.

Источник: https://students-library.com/library/read/53713-pedagogiceskaa-deatelnost-ee-aspekty-soderzanie-funkcii

§ 1. Педагогическая деятельность

Следуя представленной иерархии (рис. 3), мы начнем исследование не с обучения, а с педагогической деятельности, являющейся видом деятельности, и шаг за шагом, от одного вида к другому виду деятельности перейдем к обучению.

Итак, педагогическая деятельность представляет собой вид деятельности и, следовательно, имеет все компоненты деятельности. Нам предстоит только выделить признаки (особенности) компонентов, которые позволят отличить вид педагогической деятельности от других видов.

Определим, прежде всего, цель, ради которой и осуществляется педагогическая деятельность.

Взрослое поколение граждан всегда стремится передать младшему поколению накопленный духовный и практический опыт человечества – культуру, чтобы общество могло сохраняться и развиваться.

Поэтому человек, владеющий культурой, является одной из главных целей общества. Для достижения такой цели в обществе организуется специальная деятельность – педагогическая.

Но передать всю культуру посредством педагогической деятельности невозможно.

Для этой деятельности отбирается необходимая и обязательная для овладения часть культуры, представляющая некоторую совокупность духовного и практического опыта в форме знаний и умений пользоваться ими, в форме высших нравственных качеств.

Человек, владеющий этой частью культуры, и является целью педагогической деятельности. Результатом завершенной педагогической деятельности должен стать человек, овладевший данной частью культуры.

Педагогическую деятельность может осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели.

Средства, при помощи которых осуществляется педагогическая деятельность, представляют собой, прежде всего, природные свойства и качества, принадлежащие человеку: органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность осознавать, понимать, пользоваться знанием и умением); а также вспомогательные средства: различного рода инструменты, в том числе книги, письменные принадлежности и т. п.

Следующим компонентом педагогической деятельности должна быть совокупность действий, осуществление которой и должно привести к результату, соответствующему цели.

При попытке выделить эти действия выясняется, что компонент деятельности – совокупность действий – представляет собой два вида деятельности, которые могут быть отнесены или названы педагогическими: научная и практическая.

Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности. В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению.

Таким образом, совокупность действий, которыми должна быть выполнена педагогическая деятельность, оказывается не совокупностью действий, а двумя видами деятельности.

Каждый из этих видов педагогической деятельности имеет свои признаки компонентов деятельности, отличающие их друг от друга, но они не выходят за пределы признаков педагогической сферы.

Практическая педагогическая деятельность также представляет собой два вида деятельности.

Источник: http://teoria.ru/glava-2-osnovnye-vidy-pedagogicheskoj-deyatelnosti/p-1-pedagogicheskaya-deyatelnost

Ссылка на основную публикацию