Педагогика доу

Педагогическая деятельность в дошкольном образовании

Программа профессиональной переподготовки

«Педагогическая деятельность в дошкольном образовании»

Продолжительность обучения — 288  часов.

Модуль 1. Общепедагогический модуль

Тема 1. Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования

Тема 2. Роль метолологии, связи с другими науками и методов исследования в развитии педагогики

Тема 3. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания

Тема 4. Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития

Тема 5. Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы

Тема 6. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности

Тема 7. Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике

Тема 8. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования

Тема 9. Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура

Тема 10. Дидактические закономерности и принципы обучения

Тема 11. Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся

Тема 12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения

Тема 13. Дидактические основы уроков различных типов

Тема 14. Другие формы организации обучения

Тема 15. Дидактические основы компьютеризации обучения

Тема 16. Домашняя учебная работа учащихся

Тема 17. Воспитание отношений как процесс личностного развития учащихся и его исследование в педагогике

Тема 18. Общие методы и средства воспитания

Тема 19. Формирование воспитательного коллектива и усиление его влияния на развитие учащихся

Тема 20. Нравственное воспитание

Тема 21. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений

Тема 22. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

Тема 23. Воспитание дисциплины и культуры поведения

Тема 24. Эстетическое воспитание

Тема 25. Физическое воспитание

Тема 26. Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы

Тема 27. Организация самовоспитания учащихся

Тема 28. Совместная воспитательная работа образовательной организации, семьи и общественности

Тема 29. Система образования и тенденции ее развития в различных странах

Модуль 2. Методический модуль

Тема 30. Роль детского сада в воспитании и развитии ребенка

Тема 31. Современное дошкольное образование за рубежом

Тема 32. Педагогические основы организации занятий в малокомплектных детских садах

Тема 33. Организация режима дня в разновозрастных группах детского сада

Тема 34. Организация активного отдыха в дошкольных учреждениях

Тема 35. Теория и методика музыкального воспитания детей

Тема 36. Изобразительное детское творчество

Тема 37. Задачи и средства физического воспитания дошкольника

Тема 38. Современные направления исследований детской речи

Тема 39. Сущность, содержание и задачи экологического образования детей дошкольного возраста

Тема 40. Экологические занятия в детском образовательном учреждении

Тема 41 детский сад и школа в системе непрерывного образования

Модуль 3. Нормативный модуль

Тема 11. Миссия, цели и содержание ФГОС дошкольного образования

Тема 12. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

Тема 13.Особенности проектирования педагогического процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Тема 14. Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной организации

Тема 15. Нормативно-правовые и организационные вопросы формирования безопасной образовательной среды

Тема 16.  Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации

Тема 17. Технологии социального партнерства педагогов с семьями воспитанников

Тема 18. Технологии проектной (исследовательской) деятельности, игровые технологии

Тема 19. Реализация развивающей среды в ДОУ на основе инновационных педагогических технологий

Тема 20. Реализация модели инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении

Тема 21. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении дошкольников

Тема 22. Педагогическое общение. Коммуникация, взаимодействие и общение как психологический и педагогический феномен

Тема 23.  Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДОО

Тема 24. Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями

Тема 25. Психолого-педагогическая коррекция конфликтов в игре

Тема 26. Интеллектуальное развитие дошкольников

Тема 27. Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы дошкольников

Тема 28. Формирование готовности воспитателя к разрешению конфликтов у детей дошкольного возраста

 Итоговая аттестация

Образец выдаваемого документа

Источник: https://xn--80achdsmthemz.xn--p1ai/doc/perepodgotovka/perepodgotovka-doy/perepodgotovka-doy-ped

Электронная библиотека для педагогов ДОУ

Аттестация педагогов города Оренбурга orenedu.ru

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования- http://www.apkpro.ru

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье — http://doshvozrast.ru

Все для детского сада — http://www.ivalex.vistcom.ru/igry.htm

Все для детского сада —http://doshvozrast.ru/

Всё о детях и семье http://7ya.ru/

Все для детского сада- http://ivalex.vistcom.ru/До и после трех —http://azps.ru/baby/

Дошкольная педагогика — http://www.detstvo-press.ru/

Дошкольник — сайт для всей семьи —http://doshkolnik.ru/

Детсад (папки передвижки, плакаты)- http://detsad-kitty.ru/О детстве (портал для детей, «Детский психолог» — http://www.childpsy.ru

Дошкольники- http://doshkolniky.ru/
Дошкольники.орг. — http://doshkolniki.org/index.php

Дошкольное образование- http://pupsik.cenue.minsk.edu.by/

Дошколята — http://www.doshkolyata.com.uaродителей, педагогов) — http://www.o-detstve.ru/

Каталог рефератов —http://referats.allbest.ru/Сайт Воспитатель — http://vospitatel.com.ua/

Логопед — http://www.logoped.ru

Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений-http://dohcolonoc.ru/

Методическая работа в детском саду — http://kuzminaalena.blogspot.ru

Образовательный портал «Методика» раздел Дошкольное воспитание http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm

Образовательный портал. Электронный журнал Экстернат.РФ. http://ext.spb.ru/

Презентации, обучающие игры — http://detsadd.narod.ru/

Раннее развитие детей (сайт детских презентаций)-http://www.danilova.ru/storage/present.htm

Сайт для воспитателей (учебные планы, программы, конспекты НОД, игры, конкурсы) —http://www.maaam.ru/

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru

Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» http://www.udou.ruЖурнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» адресован руководителям дошкольного образования, заведующим и методистам ДОУ.

В журнале публикуются материалы по вопросам дошкольной педагогики, организации работы дошкольного образовательного учреждения, управления коллективом детского сада, нормативные акты, регулирующие деятельность ДОУ, статьи о новейших достижениях педагогической науки и практики.

Дошкольная педагогика: петербургский научно-практический журнал Журнал ориентирован на профессиональные информационные потребности работников дошкольного образования. Популярный характер изложения материала позволяет рекомендовать журнал родителям.

В работе редколлегии принимают участие сотрудники ведущих педагогических учреждений Санкт-Петербурга, а также Комитета по образованию города.

На сайте приведены общие сведения об издании, информация о подписке, анонс ближайшего номера, контактные данные редакции.

Журнал »Справочник старшего воспитателя»

http://vospitatel.resobr.ru/

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.

Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Журнал «Детский сад будущего

» http://www.gallery-projects.com

Журнал включает:

  • опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов;
  • набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;
  • разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков;
  • новые идеи и интересные находки Ваших коллег.

Журнал «Воспитатель ДОУ»

http://doshkolnik.ru

  • это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ;
  • ценнейший опыт лучших ДОУ;
  • четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);
  • не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.

Журнал «Современный детский сад» –

http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad

упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные.

Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

http://www.menobr.ru/products/7/

— авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения.

Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда.


Журнал «Обруч»

http://www.obruch.ru/

— иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды.


Журнал «Детский сад от А до Я»

http://detsad-journal.narod.ru/

— научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства.

На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов.
Газета «Дошкольное образование»

http://best-ru.net/cache/9988/

— электронная версия газеты «Дошкольное образование», выпускаемой издательским домом «Первое сентября».

Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления.

Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.

Дошкольное образование

Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»

http://festival.1september.ru/

http://edu.rin.ru/preschool/

Журнал «Современное дошкольное образование»

http://www.sdo-journal.ru/

Журнал «Дошкольное воспитание»

Читайте также:  Профилактика алкогольной зависимости

http://dovosp.ru/

Литература

А

Б

В

Г

З

И

К

  • Краткая история праздника Дня города Москвы

Л

М

О

П

Р

С

Т

Х

Ч

Э

Ю

Источник: http://orensad145.ru/electronic-library/electronic-library-for-teachers-doe.php

Дошкольная педагогика, воспитатель ДОУ 512 часов — ДПО

Программа профессиональной переподготовки с применением дистанционных технологий обучения открывает возможность освоения новой профессии и структурирования имеющихся знаний для каждого. Инновационный образовательный процесс позволяет слушателям овладеть необходимыми знаниями из любой точки планеты без отрыва от основного вида деятельности.

Планируете повысить свою квалификацию в области обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, обновить и структурировать имеющиеся знания? Только у нас Вы сможете пройти специально разработанную образовательную программу, отвечающую вызовам времени. После прохождения обучения Вы сразу можете приступить к выполнению новых профессиональных задач.

Профпереподготовка по программе «Дошкольная педагогика, воспитатель ДОУ» длится до 6 месяцев. Интенсивность обучения вы контролируете сами, в зависимости от Вашей загруженности и времени, которым располагаете для освоения востребованной на рынке профессии.

По окончании программы и успешной сдачи итоговых испытаний Вам выдается диплом, подтверждающий Вашу квалификацию и компетентность. Кроме того, у Вас будет четкое понимание, что нужно делать на позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Цель программы

Переподготовка (повышение квалификации) руководителей, воспитателей и помощников воспитателей в учреждениях дошкольного образования. Программа будет полезна как начинающим, так и опытным специалистам, а также всем, кто развивает и продвигает собственное дело в области обучения и воспитания детей.

  • Образовательное право
  • Методология и методы психолого-педагогических исследований
  • Психология развивающего обучения
  • Детская психология
  • Теория и технология развития математических представлений у детей
  • Теория и технология развития речи детей
  • Теория и технология физического воспитания детей
  • Технология сотрудничество педагога с родителями
  • Организация дошкольного образования
  • Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности воспитателя
  • Основы специальной педагогики и психологии
  • Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
  • Возрастная анатомия, физиология и гигиена
  • Итого академических часов (Общая трудоемкость*) — 512 часов

*Общая трудоемкость включает лекции, практические занятия, самостоятельную работу слушателей

Современные знания, соответствующие принятым образовательным стандартам и определяемые задачами сложившейся конъюнктуры

Диплом, подтверждающий квалификацию специалиста и удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности

Доступность и системность в обучении с доступом к учебным материалам в любое удобное время из любой точки планеты

Учебный процесс специально построен так, чтобы не отрывать слушателя от основного вида деятельности

Специалисты, обладающие актуальными знаниями и навыками, в настоящее время крайне востребованы и хорошо зарабатывают.

Выпускники с дипломом о дополнительном профессиональном образовании работают в топ-500 компаний России

Программа предназначена для Вас, если Вы

  • Уже имеете высшее или среднее специальное образование и хотите перейти в новую сферу деятельности, возможно планируете обучение «с нуля»;
  • В ваших планах осуществить переход на следующую ступень карьеры: стать воспитателем, помощником воспитателя, педагогом ДОУ;
  • Уже имеете профессиональную подготовку и опыт работы в сфере педагогики, но ощущаете потребность в обновлении, систематизации своих знаний;

Образовательная программа ориентирована
на тех кто уже работает или собирается начать карьеру в сфере педагогики и психологии

Процесс обучения с применением дистанционных технологий рассчитан как на специалистов
с опытом работы, так и на начинающих

Охватывает все ключевые аспекты педагогической деятельности в соответствии с новейшими российскими и международными критериями

Большинство выпускников крайне востребованы, делают успешную карьеру и пользуются уважением работодателей.

Престижный документ об образовании станет весомым дополнением к Вашему резюме.

Источник: http://ipo.msk.ru/doshkolnaja-pedagogika-vospitatel-dou-512-ch

Содержание педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения | Современный детский сад | Сертификаты для воспитателей / Академия дошкольного образования

Конференция: Современный детский сад

Автор: Ильина Евгения Владимировна

Организация: МБДОУ № 52 «Сказка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникли вопросы по аспектам профессиональной педагогической деятельности.

Активная работа в сфере обновления нормативно-правовой базы, содержания дошкольного образования, новшества в методологических положениях сталкивается с проблемой повышения профессиональной психологической компетентности педагога дошкольного образования.

Согласно закону об образовании в Российской Федерации (п. 4.5) дошкольное образование выходит на первый уровень общего образования, что кардинально изменяет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

«Новая» модель выпускника детского сада, в связи изменившимися с требованиями к первокласснику, подразумевает качественное изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, т.е. «развитие в рамках общеобразовательной программы должно выступать как важнейший результат успешности воспитания и образования детей» [6, с.

10].

Если раньше ребенок при поступлении в первый класс должен был обладать определенным набором знаний, умений и навыков, то в настоящее время возникает необходимость формирования компетентной, социально -адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, другими словами, развитие интегративных качеств воспитанников.

Содержание образовательно-воспитательной деятельности педагога дошкольных образовательных учреждений определяется и во вступившем в силу с 1.01.2015 года «Профессиональном стандарте педагога» [47, с. 7]. В «Профессиональный стандарт педагога» включены принципы педагогической деятельности, основными для педагогов воспитателей считаются:

— взаимодействие детей и взрослых, признание ребенка полноправным субъектом образовательных отношений;

— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

— сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьёй;

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, участие в проектной деятельности [47, с. 10].

Согласно ФГОС образовательные дошкольные учреждения руководствуются единой «Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой, которая построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. По мнению А. Н. Леонтьева «деятельность по самой своей природе является предметной» [32, с. 95]. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.

Работа по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой основывается на использовании в педагогической работе воспитателя следующих методов: метод сравнения, элементарный анализ, метод моделирования и конструирования, метод проектной деятельности, метод вопросов — постановка вопросов детям (воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать), метод повторения — важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств, решение логических задач, экспериментирование.

Особенностью содержания педагогической деятельности воспитателей является педагогический мониторинг, который направлен на изучение:

— деятельностных умений ребенка;

— интересов; предпочтений; склонностей ребенка;

— личностных особенностей ребенка;

— поведенческих проявлений ребенка;

— особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

— особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Мониторинг позволяет отследить развитие интегративных качеств, которыми должен обладать воспитанник, показатель успешности в образовательных областях, на основе данных мониторинга составляется план работы по коррекции. Выполняя мониторинг, воспитатель должен руководствоваться принципами педагогической диагностики:

1. Принцип объективности устанавливает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

2. Принцип компетентности устанавливает запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести

ущерб испытуемому, принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку;

3. Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные пути развития, но и отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

4. Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом для оценивания общего уровня развития ребенка.

5. Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии [9, с. 222].

Эффективность реализации воспитательно – образовательной деятельности педагогов ДОУ зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Исследования Л.С. Выготского, Л.С. Лисиной доказывают что, семья является главным институтом воспитания личности детей. [51, с. 434]. Воспитатель использует эффективные формы взаимодействия с родителями:

— на первом месте стоит индивидуальная работа, общие и групповые родительские собрания;

Читайте также:  Как научить ребёнка прыгать через скакалку

— на втором месте стоит форма приобщения и внедрения родителей воспитанников в образовательный процесс: выставки детских работ с участием родителей, дни добрых дел, участие родителей в подготовке к праздникам, работа с родительским комитетом группы, наглядная пропаганда.

Содержание педагогической деятельности получение качества воспитательно-образовательного процесса, реализации основных образовательных программ. Для выполнения этого требования, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу своего учреждения. В программу закладывают

цель, учитывающую специфику образовательного учреждения. Составляют характеристику групп воспитанников, и конечные результаты образования, т.е.

предметные знания, умения и навыки, ключевые компетентности и социальный опыт. По мнению Лазаренко Л.А. успешное выполнение программы зависит от «компетентности педагога, т.е.

от субъектного свойства человека, которое позволяет ему качественно выполнять педагогическую деятельность» [29, с. 67].

Содержание воспитательно-образовательной деятельности предусматривает обязанности воспитателя своевременно и качественно выполнять оформление документации. В документацию входит: план воспитательно-образовательной работы, отчеты, протоколы родительских собраний и т.д.

Вести проектно-исследовательскую деятельность с воспитанниками, как групповую, так и индивидуальную.

Так же согласно требованиям ФГОС, воспитатель должен владеть информационно- коммуникативными технологиями, предполагающие использование в непосредственной образовательной деятельности современных образовательных технологий.

Воспитатель должен обладать основными профессиональными функциями, такими как: воспитательная, образовательная, развивающая, коммуникативная, нормативная, информационная, координирующая, рефлексивная и диагностическая. По мнению Аминова Н.А. «все представленные функции обеспечивают воспитателю личностный рост, который зачастую выражается в стиле педагогической деятельности, ориентированной на развитии детей» [1, с. 27].

Развивающая функция включает в себя совершенствование дидактических знаний и умений воспитателями в педагогической деятельности, за счет чего и происходит одновременное развитие когнитивных профессиональных качеств таких как: мышление, память и речь, педагогические способности, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для

гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Образовательная функция заключается в самостоятельном овладении воспитателями дошкольного образовательного учреждения научными представлениями о воспитании, комплексом знаний, умений, навыков в воспитательно-образовательной деятельности, общественным опытом в интересах личности и общества в целом, информационными знаниями. В прикладном аспекте реализации данной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивается овладение содержательными и организационно — методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников.

Нормативная функция воспитателя позволяет самостоятельно регулировать систему педагогической деятельности. Нормативные знания в педагогической деятельности придают уверенность в безошибочности своих действий воспитателю.

Данная функция позволяет воспитателю в выборе оптимизированных способов деятельности, в утверждении образца и профессиональных преимуществ.

Нормативная функция педагогической деятельности позволяет разрешать противоречия, возникающие в процессе сотрудничества воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, обеспечивают сотрудничество и достижение в совместных действиях по воспитанию детей дошкольного возраста. [36, с. 57].

В работе воспитателя информационная функция представляет собой взаимосвязь всех ее функциональных компонентов.

Согласно данной функции воспитатель должен владеть различными носителями информации, быть осведомленным в психолого-педагогической и методической литературе, обладать средствами компьютерных технологий; работать с информацией при помощи этих средств для осуществления общественных и личных потребностей.

Координирующая функция обеспечивает вариативность содержания учебного образовательного процесса, подбор технологий.

Совершенствование дальнейшей профессиональной деятельности является основой данной функции.

Размышление воспитателя над педагогической деятельностью, личностными качествами, эмоциональными и когнитивными способностями зависит от рефлексивной функции.

Педагогическая рефлексия включает в себя саморефлексию осуществленной деятельности, адекватную оценку полученных результатов деятельности.

Воспитатель должен анализировать ошибки и затруднения, возникающие в воспитательно-образовательном процессе, находить причины успехов и неудач, для того, чтобы внести коррективы в последующую деятельность с целью достижения лучших результатов. По мнению Захаровой Л.Н.

«готовностью будущего педагога к решению диагностических задач разного уровня сложности в динамических условиях профессиональной деятельности в сфере образования является высоким показателем его профессионализма» [18, с. 3].

Диагностическая функция — это комплекс умений и знаний, необходимых для решения на высоком уровне профессиональных задач.

Данная функция позволяет совместно с психологами, музыкальным работником, логопедом осуществлять правильное психолого — педагогическое диагностирование, на его основе осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.

Коммуникативная функция включает в себя способность организовывать качественное взаимодействие с детьми дошкольного возраста, согласовывать воспитательно-образовательный процесс со всеми участниками педагогической деятельности.

Выполнение качественной воспитательно-образовательной работы напрямую зависит от сформированности профессиональных психологических компетенций, личностных качеств, которые приобретаются

с профессиональной подготовкой, с получением теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения и психологические качества, необходимые для ее реализации.

Таким образом, в рамки содержания воспитательно-образовательной деятельности входит реализация современных подходов, положительная динамика индивидуального развития воспитанников, организация работы с родителями, реализация основных общеобразовательных программ, профессиональная реализация. Качественное выполнение всех направлений педагогической деятельности, соответствующих ФГОС, зависит от высокого уровня сформированности профессиональных психологических компетенций, личностных качеств педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Литература:

1. Веракса, Н.Е Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) : метод. пособие / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 368 с.

2. Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание) // Вестник Образования России. – 2013. — № 15. – С. 7.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебник / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 237 с.

4. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учебник для вузов / М.Т. Громкова. М.: ЮНИТИ, 2003. Серия «Педагогическая школа. XXI век». ISBN 5-238-00430-3. — 415 с.

5. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды : учебник / Д. Б. Эльконин. — М. : Педагогика, 1989. — 560 с.

Источник: http://www.adou.ru/conference_notes/57

«Профессионально-педагогическая культура педагога ДОУ»

В настоящее время общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Прошло то время когда одного образования хватало на всю жизнь.

Смена образовательных стандартов, растущая вариативность дошкольного образования, открытость образовательного пространства, приводящая к сосуществованию различных образовательных моделей и технологий – все это достаточно резко меняет представление о значимости профессиональных качеств современного педагога ДОУ.

Новый социальный заказ, обращенный к педагогике, выражается в виде требований к подготовке педагогов, способных к саморазвитию, самостоятельной ориентации в инновационных образовательных процессах в образовании детей дошкольного возраста.

Представления о роли и месте взрослого в формировании ребенка как личности, способной реализовать себя как часть социума, изменились. Сегодня недостаточно прироста у педагога профессиональных знаний, умений и навыков, необходимо изменить профессиональное мышление как показателя его профессиональной компетентности.

Профессиональное мышление проявляется в способности педагога обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня.

Современная практика образования характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми. В связи с чем, основной задачей дошкольного учреждения является повышение квалификации, подготовка специалистов, способных работать в соответствии с современными требованиями.

Организация образовательной деятельности детского сада должна осуществляться на основе тех современных требований к качеству образовательных услуг, которые ставятся перед нами в новых и обновленных нормативно-правовых документах, регулирующих работу ДОУ.

Введение ФГОС ДО в МБДОУ требует тщательного анализа педагогической деятельности, где особое значение в системе работы по активизации профессиональной деятельности заняла методическая работа педагогов.

ФГОС призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Федеральные государственные стандарты делают выбор в пользу ребенка.

Всероссийские конкурсы для педагогов. Тестирование стоит 100 рублей, по времени занимает 10 минут. Тестирование рекомендуется всем педагогам для получения диплома (портфолио).

Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов. Исходя из этого, выделяем задачи методической службы на новом этапе:

  1.  Моделирование основной общеобразовательной программы ДОУ согласно ФГОС ДО.
  2.  Создание развивающей образовательной среды в ДОУ, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
  3.  Формирование в ДОУ коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
  4.  Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
  5.  Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.
Читайте также:  Как определить возможности памяти ребёнка с помощью методики а.р. лурии "заучивание 10 слов"?

Цель методической работы педагогов детского сада «Ромашка» – создать в ДОУ такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован профессиональный потенциал и профессионально-педагогическая культура каждого педагога и всего педагогического коллектива, с целью построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования в условиях реализации ФГОС.

Главное направление методической службы основано на формировании нового типа педагога-профессионала, обладающего современным педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой.

С целью повышения профессионального мастерства и профессиональной педагогической культуры педагогов целесообразно использовать разнообразные технологии, виды и формы организации методической работы в ДОУ, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя и специалиста, что даст им возможность почувствовать свою профессиональную успешность.

Грамотно организованная методическая работа решает следующие задачи:

  • Определить сущность профессиональной культуры педагога;
  • Выделить критерии сформированности профессионального мастерства и профессиональной культуры педагога;
  • Изучить инновационную направленность формирования профессиональной культуры педагога.
  • Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;
  • Создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
  • Способствование профессиональной успешности педагога посредством вовлечения его в различные формы и виды методической работы в ДОУ.

Методическая работа в ДОУ должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности.

Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса.

Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.

Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.

Профессионально-педагогическая культура, по мнению Исаева И.Ф., – это мера и способ творческой самореализации педагога в процессе педагогической деятельности, направленные на создание, освоение и внедрение педагогических ценностей и технологий.

Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения – интегральное качество личности, представленное единством ценностного, когнитивного, инновационно-технологического, личностно-творческого компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную педагогическую деятельность и творческую самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя

И. Ф. Исаев выделяет следующие структурные компоненты профессионально-педагогической культуры: 

  •  ценностный,
  •  когнитивный,
  •  инновационно-технологический
  •  личностно-творческий.

Рассмотрим более подробно каждый из этих компонентов профессионально-педагогической культуры.

Ценностный компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя

В качестве основных педагогических ценностей воспитателя дошкольного образовательного учреждения мы выделили:

  • человеческиеребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала;
  • духовныесовокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка;
  • практическиеспособы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности;
  • личностные: педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.

Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя

Основой профессиональной деятельности воспитателя ДОУ является знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста.

Учитывая их, воспитатель планирует дальнейшую работу: организовывает игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную, изобразительную и др.

Знание возрастных особенностей необходимо при использовании форм, методов и приемов работы с детьми: педагог учитывает закономерности развития познавательных способностей детей разного возраста.

Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Эти знания педагог использует при составлении программы, календарно-тематических и перспективных планов работы с детьми в разных возрастных группах.

Инновационно-технологический компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя

Педагогическая инновационная деятельность в МБДОУ связана с преобразованием, совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных элементов.

Воспитателями разработаны рабочие образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Воспитатель ДОУ должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-дагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами. Развитие когнитивного компонента способствует освоению современных средств, форм, методов и технологий осуществления педагогической деятельности.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры отражает творческое начало личности педагога. Педагогическое творчество требует от педагога наличия таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений.

Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогической способности личности. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е.

воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Важнейшей предпосылкой творческой деятельности служит способность выделить свое профессиональное Я из окружающей педагогической действительности, противопоставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать по поводу своих действий, слов и мыслей.

Творчество определяют как отличительную черту педагогической профессии. В связи с этим обнаруживаются черты, присущие именно педагогическому творчеству:

  • педагогическое творчество более «регламентировано» во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация замысла и оценка) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного к другому;
  •  результаты творческих поисков педагога не сразу поддаются оценке;
  •  сотворчество воспитателя с воспитанниками, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели профессиональной деятельности;
  •  проявление творческого педагогического потенциала педагога зависит от методического, технического оснащения учебно-воспитательного процесса;
  •  педагог должен уметь управлять своим эмоциональным психологическим состоянием и учить этому воспитанников, организовывать общение с ними как творческий процесс, не подавляя их инициативу и изобретательность, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе, для его развития необходимы объективные и субъективные условия.

Одним из важнейших объективных условий развития педагогического творчества является влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического периода, в котором творит педагог.

К другим объективным условиям относят:

  • положительный эмоционально-психологический климат в коллективе, необходимый уровень развития научного знания в психолого-педагогической и социальной сферах;
  • наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная обоснованность методических рекомендаций и установок;
  • материально-техническая оснащенность педагогического процесса;
  • наличие общественно необходимого времени.

Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации педагога. Самореализация выступает сферой приложения индивидуально-творческих возможностей личности.

Таким образом, педагогическое творчество – это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога. Сегодня педагогам предлагаются разнообразные формы повышения квалификации: заочное обучение, дистанционное обучение, курсы повышения квалификации и т.д.

Знания, полученные в процессе обучения, очень быстро теряют свою актуальность, в связи со стремительными изменениями в обществе. Проанализировав возможности нашего учреждения в подготовке педагогов, мы пришли к выводу, что возможным для всех педагогов и единственно эффективным способом повышения квалификации является самообразование.

Исходя из этого, перед администрацией ДОУ встала задача сформировать у педагогов умения и потребность к самообразованию.

Для развития профессионально-педагогической культуры в ДОУ используются разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приёмы:

  • тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; по развитию креативности;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • собеседования в начале учебного года с обсуждением индивидуальной образовательной программы развития педагога в текущем году;
  • открытые просмотры, взаимные посещения занятий;
  • коллективная деятельность в творческих группах с последующей защитой проектов;
  • организация выставок методических разработок, дидактических материалов и обсуждение их значимости;
  • презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс;
  • лекции в форме диалога, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность. 

В заключение необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующим  параметрам:

1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов; 

2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования;

3) повышение профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов; 

4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности; 

5) самореализация педагога в профессиональной деятельности. 

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/18287.html

Ссылка на основную публикацию