Педагогика и смежные науки

Отрасли педагогической науки и связь педагогики с другими науками

Современное научное знание имеет тенденцию к дифференциации, к выделению областей изучения. Педагогика делится на ряд отраслей. История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики от древних цивилизаций до современности.

Педагогика средней школы, дошкольная педагогика, педагогика начальной, высшей, профессионально-технической школ, производственная, военная педагогика — эти отрасли выделяются по уровню и содержанию обучения. В теоретической педагогике имеется теория воспитания и теория обучения — дидактика.

Кроме общей дидактики, есть частные дидактики, или предметные методики. Социальная педагогика изучает воспитание, осуществляемое в среде проживания, прежде всего тех, кто подвергается риску и нуждается в поддержке: детей алкоголиков, наркоманов, преступников, растущих в антисоциальном окружении.

Имеется педагогика взрослых и андрогогика — о работе с пожилыми людьми. Дефектологическая педагогика занимается воспитанием слепых (тифлопедагогика), глухих (сурдопедагогика), умственно отсталых (олигофренопедагогика). Сравнительная педагогика занимается анализом образования в разных странах.

Пенитенциарная педагогика изучает вопросы воспитания людей в местах заключения. Такова внутренняя система педагогических наук, развитие новых отраслей которой порождается развитием общества и науки.

Наряду с внутренним делением и связями, педагогика имеет связи с другими науками. По классификации академика Б.М. Кедрова, она входит в группу практических наук вместе с медициной и техникознанием. Педагогика носит интегративный и практико-ориентированный характер. Она использует знания других наук о человеке, природе, обществе в изучении своего предмета — воспитания.

Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию). Социология дает педагогике знание о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях.

Этика и эстетика дают знание о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и художественного воспитания. Экономика обогащает педагогику знанием об экономических, производственных процессах, влияющих на образование.

Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии. Чтобы формировать личность, надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность. Ближе всего к педагогике стоит психология, наука о сознании и поведении человека.

Психология открывает законы развития личности, педагогика учит целенаправленно руководить им.

Кибернетика, теория управления сложными динамическими системами, играет большую роль в развитии педагогики, так как педагогические процессы интерпретируются как процессы управления педагогическими системами.

Информатика – наука о сборе, обработке информации, наряду с кибернетикой, очень важна для педагогики.

Появилось даже научное направление — педагогическая информатика, изучающая информационные методы и технологии в педагогике.

Политология раскрывает для педагогики проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на обучение и воспитание людей.

Этнология позволяет педагогике правильно учитывать национальные и другие особенности людей, которые всегда являются представителями определенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт обучения и воспитания.

Исторические науки показывают педагогам историческое своеобразие развития людей и общества, воспитания и образования и т.д. в различные периоды развития людей и общества.

Педагогика связана и с другими науками. Педагогическое знание носит междисциплинарный характер, ибо человек изучается многими науками, наряду с педагогикой, интегрирующей знание о человеке, использующей данные, теории, методы смежных наук. Однако педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет, систему теорий, понятий.

Источник: https://students-library.com/library/read/56957-otrasli-pedagogiceskoj-nauki-i-svaz-pedagogiki-s-drugimi-naukami

Связь педагогики с другими науками

Педагогика взаимосвязана с другими науками, изучающими человека, его становление и развитие, следующим образом.

Во-первых, педагогика в своих исследованиях при получении нового знания использует теоретические положения смежных наук, прежде всего, философии,  психологии, физиологии человека.

Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общих законах развития общества и человека в нем, задавая определенные исходные позиции, с которых педагогикой ведется поиск собственного научного знания.

Психология, открывая законы и закономерности развития личности, позволяет педагогике разрабатывать теоретические концепты построения процессов обучения и воспитания с учетом открытых закономерностей. Физиология человека открывает новые факты и специфические особенности развития человека, с учетом его пола, возраста, особенностей высшей нервной деятельности.

Во-вторых, педагогика довольно активно использует методы исследований смежных наук. Так, из социологии в педагогику пришел метод интервьюирования, математика привнесла количественные методы исследования и методы математической статистики, информатика (а ранее кибернетика) обогатила педагогику методами работы с информацией.

В-третьих, педагогика довольно активно использует результаты исследований смежных наук для выявления новых факторов, оказывающих влияние на развитие человека, развитие образования.

Так, социология дает педагогике знание о социальной сфере развития личности, группах общества, социальных взаимоотношениях, социокультурном влиянии среды на образование.  Экономика обогащает педагогику знанием об экономических механизмах влияния общества на образованием, экономических эффектах образовательных реформ.

В-четвертых, педагогика объединяет исследовательские возможности со смежными науками для создания новых научных областей исследований. Так, социальная педагогика, исследующая проблемы конкретного человека и способы их решения, фокусирует свое внимание на острых проблемах индивидуальной жизнедеятельности[1].

Педагогическая этика, являясь разделом этической науки, изучает особенности педагогической морали, специфику реализации нравственных принципов в сфере педагогической деятельности, разрабатывает основы педагогического этикета[2].

Педагогический менеджмент является областью исследования принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленных на повышение его эффективности [3]. Этот ряд можно продолжить такими междисциплинарными областями исследований как педагогическая психология, педагогическая валеология, педагогическая антропология.

Все указанные пути взаимосвязей педагогики со смежными науками так или иначе проявляются в процессе ее современного развития. Обратим внимание читателя, что самостоятельной работой, описывающей взаимосвязь педагогики с науками о человеке, является монография В.И. Журавлева[4].

[1] Социальная педагогика – развивающаяся область исследования. – СПб.: VERBA MAGISTRI, 1997, с. 8.

[2] Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика: Кн. для учителя. – Минск: Народна асвета, 1986, с. 25.

Читайте также:  Как справляться с детскими капризами

[3] Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении образовательным процессом. Учебное пособие. – М., 1997, с. 3.

[4] Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: Педагогика, 1990.

Источник: http://kursak.net/svyaz-pedagogiki-s-drugimi-naukami/

Связь педагогики с другими науками

Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие.

Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями.

В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали «полигоном» для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания.

Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.

Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии.

Это более трех столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я.А.Коменский. Он писал, что даже столяр, чтобы изготовить стол, должен знать и учитывать породу дерева, его свойства, способы обработки.

Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным «формовать» его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов воздействия на нее.

Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями выдвигали все выдающиеся педагоги.

Первоначально отношение между педагогикой и психологией представлялось многим очень простым. Если психология раскрывает «механизмы души», то из нее можно напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью образования.

Это объясняется тем, что педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию.

Более того, самые выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами.

В этой связи при анализе связей педагогики с психологией важно различать психологизм как методологическую позицию и психологию как науку, которая была и остается важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса. Психологизм проявляется в том, что психология объявляется единственным научным основанием, направляющим педагогическую практику.

Однако, как отмечал В.В.Давыдов, психология хотя и должна учитываться, но она «не диктатор», поскольку жизнь педагогов и детей обусловлена социально-педагогическими условиями, определяющими и психологические закономерности развития личности.

Эти закономерности носят конкретно-исторический характер, и потому при изменении социально-педагогических условий меняются и закономерности развития личности.

Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Образование как целенаправленно регулируемый процесс социализации не означает игнорирования того, что человек, его развитие зависят от действия природных факторов.

Их влияние оказывается менее заметным потому, что оно опосредовано социальными механизмами регуляции. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека — одна из центральных для педагогики.

Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому неслучайно стали устанавливаться достаточно устойчивые связи педагогики с социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

Читайте также:  Теоретическая готовность педагога.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества.

Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.

Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Выделяют четыре основные формы связи педагогики с другими науками. Наиболее важной из них является использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук.

Так, философские идеи выполняют направляющую роль в процессе разработки педагогической теории, помогают ученым определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений.

Кроме того, заимствованные идеи других наук могут служить основой разработки конкретных педагогических проблем.

Например, идеи психологии широко используются при изучении закономерностей организации различных видов деятельности учащихся, а физиологические идеи об условно-рефлекторной деятельности, двух сигнальных системах, обратной связи помогают понять механизмы приобретения умений, навыков и привычек в процессе обучения.

Вторая форма связи педагогики с другими науками – творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках.

Фактически любой метод теоретическогоилиэмпирического исследования может найти применение в педагогике, поскольку в условиях интеграции наук методы исследования очень быстро становятся общенаучными.

Так, расширению методов экспериментального исследования при изучении педагогических явлений во многом способствуют такие науки с их методами исследования, как психология, социология и др. Математика обогащает педагогику статистическими методами исследования.

Третьей формой связи педагогики с другими отраслями знаний является использование конкретных результатов исследований в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук.

И наконец, четвертая форма связи педагогики с другими науками, приобретающая все большее значение, – ее участие в комплексных исследованиях человека. В организации таких исследований действуют все формы взаимосвязи разных наук.

Обобщая вопрос о связи педагогики с другими науками о человеке, необходимо отметить следующее:

— нельзя вывести из какой-либо одной науки систему педагогических знаний;

— данные других наук необходимы для разработки педагогической теории и практических рекомендаций, но недостаточны;

— одни и те же данные (например, из психологии или физиологии) могут быть использованы различным и даже противоположным образом в зависимости от того, какие цели реализуются в образовательном процессе;

— педагогика не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогический процесс и разработать способы его оптимальной организации.

Источник: https://pdnr.ru/a15999.html

Связь педагогики с другими науками

Педагогика и психология изучают очень близкие, тесно между собой связанные предметы: предметом психологии являются психические процессы и состояния (память, мышление, воля, характер и др.); педагогика изучает процесс, в котором развиваются и формируются память, воля, характер и др.

Можно сказать, что педагогика в известной мере является продолжением психологии. Знание психологии — непременное условие успешности педагогических исследований и практической педагогической работы.

В самом делœе, можно ли эффективно развивать память или исследовать пути и способы развития памяти, не зная сущности процессов, на которых основано свойство нервной системы сохранять и воспроизводить информацию?

Психология изучает особенности развития личности в различные возрастные периоды, психические процессы, протекающие в ходе обучения и воспитания школьников. Это предмет возрастной и педагогической психологии. Естественно, что знание ее основ -крайне важно е условие как практической, так и научной педагогической деятельности.

Характерно, что наиболее значительных успехов в педагогике достигли те ученые, которые строили свои исследования на психологических основах (к примеру, И. Ф. Гербарт, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.). Интересен в данном плане пример научной и практической деятельности известного советского педагога П. П. Блонского.

В статье ʼʼКак я стал педагогомʼʼ он пишет, что к педагогике пришел от психологии и что стремление углубить (уже педологические) исследования заставляет всœе более углубляться в психологию.

Но это, как писал Блонский, не отход от педагогики, а наоборот, это лучше подготовит к педагогике и поможет узнать самый интересный вопрос: что такое воспитание?

Педагогика связана также с этнографией наукой о бытовых и культурных особенностях народов. В свое время К. Д. Ушинский сформулировал как один из важнейших принцип народности в обучении и воспитании.

В теории педагогики до сих пор никто не выдвинул против этого положения принципиальных возражений: всœе признают крайне важно сть учета культурно-национальных особенностей в воспитании, использования национальных традиций. На практике дело обстоит гораздо сложнее.

В учебных книгах по педагогике трудно найти сколько-нибудь последовательные сведения о национальном своеобразии тех или иных педагогических систем в нашей стране и за рубежом, их сравнительный анализ. Сегодня интерес к этническим проблемам в педагогике возрастает. В педагогических вузах преподается предмет ʼʼЭтнопедагогикаʼʼ.

Весьма энергично развивается сравнительная педагогика. Устремление к экономической интеграции стран Западной Европы определяет интерес к объединœению исследований в создании близких или даже общих по структуре и требованиям к подготовке учащихся систем народного образования.

Читайте также:  Как определить возможности памяти ребёнка с помощью методики а.р. лурии "заучивание 10 слов"?

Большое влияние на развитие педагогики оказывают социология, экономика, кибернетика и другие науки.

В частности, социология как наука об обществе, социальных процессах, общественных группах дает для педагогики важные сведения о влиянии социальной среды на человека, о взаимоотношениях людей в группах, что позволяет выявить воспитательные возможности групповых отношений.

Связи педагогики с экономикой выросли в развитие целой научной отрасли — экономики народного образования.

Ее задачами является исследование уровня финансовых и материально-технических затрат на развитие различных типов учебных заведений, определœение оптимального количества средств, необходимых для обучения ученика в школе (путем определœения наполняемости классов, числа учащихся в школах, стоимости оборудования, оплаты труда, определœения экономической эффективности используемых средств и др.).

Повсœеместное внедрение в народное хозяйство кибернетики и открытие возможностей ее использования в учебном процессе обусловили тесную связь с ней педагогики, задача которой, во-первых, определить то, чему можно и нужно в этой области учить детей, готовя их к жизни в условиях современного кибернетизируемого производства; во-вторых, выявить возможности и разработать эффективные методы использования кибернетики в самом учебно-воспитательном процессе (методика использования обучающих машин, создание учебных программ и др.).

Тесно связана педагогика с историей. Вструктуре системы педагогических наук есть даже такая дисциплина — история педагогики, наука об истории развития педагогических идей и теорий.

Связь педагогики с собственно историей предполагает, прежде всœего, обязательный учет исторических особенностей развития общества при исследовании проблем обучения и воспитания, анализе идей и теорий прошлого, определœении возможностей их использования в настоящее время.

Подлинно научная теория, обоснованные научные рекомендации тем и отличаются от прожектерства, что учитывают особенности конкретных исторических условий, в которых изучаемое педагогическое явление происходит и в которых будут применяться научные рекомендации.

Разработки, осуществляемые с учетом исторического опыта͵ по-настоящему жизненны, в наиболее полной мере отражают потребности современности.

Приведенные примеры связи педагогики с другими науками, конечно же, не исчерпывают всœего их многообразия. Фактически нет такой науки, которая не оказывала бы влияния на развитие педагогики (схема 2). С другой стороны, следует отметить и обратное влияние педагогики на развитие других наук.

Фундаментальные педагогические теории (классно-урочной системы, принципов обучения, воспитания в коллективе и др.) оказывали и оказывают существенное влияние на развитие психологии и социологии, философии и истории и других наук, в т.ч. и естественных.

Важнейшие достижения педагогики вошли составной частью в сокровищницу мировой культуры.

Читайте также

  • — ЛЕКЦИЯ № 6. Связь педагогики с другими науками

    Явление взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения различных смежных наук, постоянное совершенствование и развитие педагогической мысли, всестороннее изучение педагогических процессов – все это предполагает необходимую цельную и органичную связь… [читать подробнее].

  • — Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками

    Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины. В систему педагогических наук входят: 1. Общая педагогика,… [читать подробнее].

  • — Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками

    Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины. В систему педагогических наук входят: 1. Общая педагогика,… [читать подробнее].

  • — Связь педагогики с другими науками

    Педагогика является самостоятельной наукой, имеющей связь с другими науками: 1) философией; 2) психологией; 3) гигиеной; 4) социологией; 5) фольклористикой и этнографией. Философиявыполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но… [читать подробнее].

  • — СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

    Педагогика, являясь самостоятельной наукой, не может существовать обособленно от других наук. Поскольку, в центре внимания педагогики находятся проблемы человека, она относится к гуманитарным наукам. Поэтому педагогика прежде всего тесно связана с науками, изучающими… [читать подробнее].

  • — СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

    Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, особенно человековедческими. Как отмечалось выше, педагогика вызрела в недрах философии, отпочковалась от последней. Став самостоятельной наукой, педагогика не порывает связи… [читать подробнее].

  • — Вопрос 2: Раскрыть связь педагогики с другими науками. Описать систему педагогических наук

      В процессе развития в педагогике стали формироваться и выделяться от­дельные научные дисциплины, сложилась целая система педагогических наук. Современная педагогика представляет собой весьма разветвленную си­стему научных дисциплин и отраслей, находящихся на… [читать подробнее].

  • — Вопрос 2: Раскрыть связь педагогики с другими науками. Описать систему педагогических наук

      В процессе развития в педагогике стали формироваться и выделяться от­дельные научные дисциплины, сложилась целая система педагогических наук. Современная педагогика представляет собой весьма разветвленную си­стему научных дисциплин и отраслей, находящихся на… [читать подробнее].

  • — Связь педагогики с другими науками.

    Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Педагогика и социология исследуют пути перевода обобщенных… [читать подробнее].

  • — Связь педагогики с другими науками.

    Основные категории педагогической науки Философия определяет педагогику как категорию вечную и всеобщую: 1 Воспитание, как процесс передачи опыта существует – как мы убедились – и у высших животных. Следовательно. Как тип деятельности воспитание даже старше чем homo… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/pedagogika/view/256805_svyaz_pedagogiki_s_drugimi_naukami

    Ссылка на основную публикацию