Почему проблемы у детей возникают уже в начальной школе

Современный первоклассник. Психолого-социальные проблемы при обучении

Главная → Статьи → Преподавание → Преподавание в начальных классах

С каждым годом в школе появляется все больше и больше неуспевающих детей, которые уже в начальном звене не справляются с программой обучения.

Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание на данном этапе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

А для того чтобы оказывать эффективную помощь и поддержку ребенку, педагогу необходимо знать особенности современных первоклассников и владеть приемами и техниками работы с проблемными детьми.

Да, безусловно, современный ребенок не тот, который был несколько лет, тем более несколько десятилетий тому назад. Современный первоклассник имеет следующие особенности:

  1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
  2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
  3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение, более высокая самооценка.
  4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Нет авторитета.
  5. У современных детей более слабое здоровье.
  6. Они перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие – дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и другие.

Почему существуют проблемы в начальной школе?

Причин, по которым дети не успевают в начальной школе, очень много, они плавно перетекают одна в другую, да еще и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности. Очень условно их можно разделить на биологические, социальные и психологические причины.

Одной из самых распространенных причин ранней неуспеваемости, является тот факт, что часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Это могут быть шестилетние дети, которых родители не захотели больше «держать» в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых на момент поступления в первый класс слегка меньше.

Второй причиной школьной неуспеваемости в младших классах, тяготеющей к «биологической группе» является то, что в школу приходят соматически ослабленные дети. Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но… они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают.

Такие дети, разумеется, должны посещать школу, но нуждаются в специальном режиме и системе реабилитационно-закаливающих мероприятий. Сюда же можно отнести детей с врожденными или приобретенными нарушениями в развитии. Следующая, биологическая причина неуспеваемости в начальной школе – это леворукостъ ребенка.

«Правополушарные» люди обладают особым взглядом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное восприятие действительности. Следующая «околобиологическая» причина – тот или иной неврологический диагноз. Задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер- или гиподинамический синдром, последствия ММД.

Здесь все коррекционные и лечебные мероприятия производятся в тесном контакте с лечащим специалистом. Две причины могут быть условно отнесены к социальной группе. Одна из них – это педагогическая запущенность ребенка. Причем не обязательно речь здесь идет об опустившихся родителях-алкоголиках или детях, выросших в наркоманских притонах.

Педагогически запущенные дети встречаются в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях. Вторая социальная причина – это плохое обучение в школе. Непрофессионализм педагога, его личные проблемы, проецирующиеся на детей. Конфликт между педагогом и родителями, опять же отражающийся на ребенке. Нездоровая атмосфера в классе, также замыкающаяся на педагоге.

Причиной плохой успеваемости может быть и неправильно выбранная программа для обучения. Например, ребенка с очень средними способностями пытаются обучать по программе для одаренных детей или откровенного, художественно одаренного «правополушарника» запихивают в престижную математическую школу.

Следующая социальная (и отчасти эмоциональная) причина плохой успеваемости – это конфликты ребенка с одноклассниками, неумение или нежелание строить с ними адекватные, дружеские отношения. Ребенок нелюдим или чрезмерно застенчив. Имеет какой-то недостаток внешности или слишком вспыльчив и агрессивен. Его дразнят или избегают, ему не дают проходу, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, постоянно испытывает напряжение, переживает – в результате страдает успеваемость.

И последняя, чисто эмоциональная, но довольно часто встречающаяся причина – личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником. Иногда это просто несовпадение темпераментов.

Сейчас одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую отмечают практически все учителя: поведенческие проблемы (агрессивные, тревожные, гиперактивные дети). На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры.

На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

Портрет гиперактивного ребенка:

  • Очень подвижен, вспыльчив, раздражителен и безответственен
  • Ему трудно долго сидеть на одном месте, молчать
  • У него плохая координация или недостаточный мышечный контроль
  • Трудно концентрировать свое внимание, часто задает множество вопросов

Правила работы с гиперактивными детьми:

  1. Работать с ребенком в начале дня. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка
  2. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки
  3. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. Оставаться спокойным
  4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха
  5. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым
  6. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения)
  7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее
  8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции
  9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять сразу же, не откладывая на будущее

Портрет агрессивного ребенка:

  • Нападает на детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки
  • Намеренно употребляет грубые выражения
  • Ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников
  • Очень подозрителен и насторожен
  • Любит перекладывать вину за затеянную ими ссору на других

Правила работы с агрессивными детьми:

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки
  4. Наказания не должны унижать ребенка
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Расширять поведенческий репертуар ребенка
  6. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Развивать способность к эмпатии
  7. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях

Портрет тревожного ребенка:

  • Чрезмерное беспокойство
  • Часто ожидают самого худшего
  • Чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности
  • Высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок

Правила работы с тревожными детьми:

  1. Избегайте состязаний и работ, учитывающих скорость
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими. Обращайтесь к ребенку по имени
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию
  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его
  5. Демонстрируйте образцы уверенного поведения
  6. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований

Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не унижайте ребенка

Конечно, каждый учитель знает таких детей в лицо, но не всегда знает, как себя вести в той или иной ситуации, какие приемы и техники педагогического воздействия можно применить для снятия агрессивности, эмоциональных и мышечных зажимов, повышения уверенности, формирования адекватной самооценки у детей.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник: http://pedsovet.su/publ/179-1-0-3600

Появились проблемы в 1 классе у ребенка. Какие пути их решения?

Начиная с лета, ребенок десятки раз перебирает новые ручки и карандаши, примеряет новый ранец и представляет, как он идет в первый класс.

Наступает долгожданное первое сентября – и малыш, нарядный и с огромным букетом, с гордо поднятой головой вышагивает навстречу первому школьному дню.

Куда же девается это ощущение праздника, почему уже через несколько недель храм науки превращается в царство скуки и какие проблемы в 1 классе встречает ребенок?

Школа – это стресс

Школа выбрана, линейка прошла, с одноклассниками ребенок подружился – вроде бы можно вздохнуть с облегчением. Однако не стоит забывать, что поступление в школу – совершенно новый этап в жизни малыша, даже если до этого он ходил в подготовительную школьную группу.

Ему нужно привыкать к новому режиму, соблюдать школьные правила, каждый день усваивать большой объем новой информации. Все это может привести к переутомлению, нарушению сна, потере веса и изменению поведения крохи. В период адаптации к школьным будням одни детки становятся очень робкими, стараются во всем слушать учителя и очень переживают за каждое замечание.

Другие, наоборот, могут быть слишком шумными, постоянно отвлекаться на уроках, носиться на переменах и даже дерзить старшим. А третьи вообще хотят опять быть маленькими и начинают проявлять интерес к игрушкам и детским книжкам. Неспроста состояние, в котором находится большинство первоклассников, психологи называют периодом острой адаптации.

Конечно, не все дети переживают резкие изменения в их жизни так остро, однако некоторые не могут привыкнуть к школьной жизни даже по окончании первого класса.

Какие проблемы в 1 классе ожидают ребенка

Каждый родитель, отправляя своего ребенка в школу, мысленно представляет, как он будет с удовольствием познавать новое и радовать их своими успехами. Однако на деле многие сталкиваются с прямо противоположной картиной: поход в школу и любые интеллектуальные занятия вызывают у ребенка отвращение. Почему так происходит?

Во-первых, детскому организму сложно резко перестроиться на рабочий лад. Первые 2-3 недели ребенок может жаловаться на бессонницу, головные боли, усталость и другие недомогания. В группе риска, прежде всего, детки со слабым телосложением.

Для них особенно важно соблюдение режима дня, сбалансированное питание и спокойная обстановка в доме. Постарайтесь в первый школьный год оградить ребенка от кардинальных перемен.

В этот период лучше не менять места жительства, не планировать рождения ребенка и даже не заводить домашних животных.

Во-вторых, у расторможенных деток проблемы в 1 классе могут возникнуть из-за сложностей с концентрацией внимания. Зачастую первоклассники не понимают роли учителя и не могут объяснить, зачем они ходят в школу. Для развития внимания педагоги рекомендуют приобщать детей к интеллектуальным играм: шашкам, нардам, го и др.

В-третьих, первоклассникам тяжело долгое время находится в неподвижном состоянии, а выполнение скучных заданий порой кажется им настоящей пыткой. Поэтому родителям, отдавшим своих детей в первый класс, следует позаботиться о развитии у малышей волевых качеств.

При этом не стоит заваливать ребенка домашними делами. У школьника должны быть посильные обязанности по дому. Более того психологи рекомендуют превращать непривлекательную для детей работу в игру.

Так, например, при уборке комнаты можно перевоплотиться в юнгу и отдраить палубу корабля.

В-четвертых, у ребенка может появиться страх перед неуспехом, особенно если он часто слышит от родителей, что он всегда и во всем должен быть первым. Если первоклассник испытывает сложности в учебе, прежде всего, нужно показать ему, что вы его любите не за его успехи, а просто потому, что он есть.

Постарайтесь не делать ребенку критических замечаний, когда он делает уроки.

Фразы типа «Если бы ты внимательно слушал, что говорит учительница, то смог бы решить эту задачу» или «Если бы ты все время не отвлекался, уже давно бы сделал все уроки» никак не способствуют сосредоточенности, зато убивают в малыше уверенность в себе.

И, наконец, в-пятых, у детей не всегда складываются отношения с учителями и одноклассниками. Для деток 6-7-ми лет учитель такой же авторитетный человек, как и родители. Если малыш не чувствует от него благорасположения, для него это настоящая катастрофа.

В случае если первоклассник не может приспособиться к учителю и страдает от этого, психологи настоятельно рекомендуют задуматься о переводе его в другой класс.

Однако такое решение должно быть взвешенным, ведь переход в новый коллектив – огромный стресс для ребенка.

Читайте также:  Преемственность и перспективность в обучении

Иногда проблемы в 1 классе возникают и в общении с одноклассниками. Родителям следует насторожиться, если их школьник постоянно конфликтует и ввязывается в драки с другими детьми. Возможно, малыш просто гиперактивен и не умеет играть спокойно. В этом случае его следует записать в спортивную секцию, где он бы «выпускал пар».

Излишняя агрессивность зачастую свидетельствует о внутреннем неблагополучии ребенка. Подумайте, не слишком ли вы строги со своим чадом, не требуете ли вы от него чрезмерной аккуратности и непомерных успехов. Конфликты между детьми неизбежны. Не пытайтесь очертя голову защищать или отчитывать своего ребенка.

Всегда старайтесь понять обе стороны и подсказать, как бы вы сами поступили в подобной ситуации.

Беспокойство должен вызвать и тот факт, что спустя полтора-два месяца малыш так ни с кем и не подружился или вообще стал предметом насмешек со стороны сверстников.

Психологи рекомендуют еще до школы подготавливать ребенка к тому, что с ним будут учиться разные дети, что, возможно, ему не удастся подружиться с некоторыми из них, но нужно постараться выстроить хорошие отношения со всеми одноклассниками.

Можно вместе разыграть ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в школе, и подумать, как можно из них выпутаться. Если вы заметили, что ваш малыш оказался аутсайдером, подумайте, как можно поднять его авторитет.

Возможно, его не берут в компанию, потому что у него нет «культовых» игрушек. А может над ним смеются, потому что он неопрятный? В этом случае с ребенком следует потренироваться завязывать шнурки, вытирать нос и т.д.

Отметки не главное!

Все родители уверены, что их ребенок обязательно будет отличником! Поэтому проблемы в 1 классе могут вызвать и низкие отметки, а точнее, негативное отношение к ним. Нередко, когда малыш сталкивается с первыми трудностями, у мам и пап появляется чувство разочарования, а на детскую головку нередко обрушивается куча упреков: ты совсем не стараешься, такой неусидчивый, растяпа…

Изначально не только родители, но и сам малыш представляет, как он будет отличником. Поэтому при первых неудачах, как правило, он недоумевает, почему у него ничего не получается. А тут еще самые близкие люди вместо того, чтобы его поддержать, повышают на него голос и наказывают.

У ребенка появляется чувство вины и он начинает сомневаться в любви мамы и папы. Зачастую у деток создается ощущение, что если раньше их любили просто за то, что они есть, то теперь им предстоит заслуживать любовь родителей.

Чтобы этого не допустить, постарайтесь воздерживаться от упреков, когда у вашего чада что-то не получается. А чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе, объясните ему, что в школу ходят ради того, чтобы всему научиться и ничего страшного, если с первого раза что-то не выходит.

Вспомните с ребенком, как он учился кататься на велосипеде или роликах, как вначале он не умел держать равновесие, зато, как было весело, когда он поехал.

Вряд ли найдется родитель, который придя с работы, первым делом бы не спросил: «Что нового в школе? Уроки сделаны?». Мнение о том, что подобные вопросы ускоряют процесс адаптации к школе и делают ребенка более дисциплинированным, ошибочно.

На деле, зачастую эффект получается обратным: дети начинают злиться и делать что угодно, только не уроки. Дело в том, когда родители проявляют повышенный интерес к учебе, школьники намеренно отказываются оправдывать их надежды. Это своего рода протест.

Кроме того из-за этих вопросов у малыша может сложиться ощущение, что для вас его успехи в школе важнее его самого. В этом возрасте в его жизни происходит масса интересных событий, и занятия в школе вряд ли занимают основное место. Постарайтесь не надоедать ребенку с допросами по поводу его успеваемости.

Лучше спросите, что интересного у него произошло за день, все ли ему нравится в школе, что дается труднее или легче всего. Таким образом, вы получите гораздо больше интересующей вас информации, а, главное, покажете своему малышу, что вы с ним заодно и чуть что, всегда готовы ему помочь.

Это очень важно, ведь очень часто нежелание учиться связано не с умственными способностями ребенка, а с несложившимися отношениями с одноклассниками или учителем. Вам будет сложно разобраться в проблеме, если малыш замкнется из-за того, что вы интересуетесь только его успеваемостью.

Чтобы первоклассник стремился к знаниям, ему нужно хорошее настроение и вера в себя. Не акцентируйте внимание на промахах, наоборот, хвалите каждую маленькую победу малыша. Вы должны быть уверены в своем школьнике на все 100%, тогда он ни на секунды не будет бояться промахов и сомневаться, что у него все получится.

Первоклашка – самостоятельный ребенок

Одна из основных задач родителей первоклассников – не перепутать понятия «вместе» и «вместо». Очень часто можно заметить, как мамы, забирая своих малышей со школы, первым делом спрашивают: «Много нам сегодня задали?».

Не нужно превращать домашнее задание в общие задачи. Напротив, ребенку следует сразу объяснить, что у вас есть работа, а у него – учеба, и каждый отвечает за свое дело.

Главный урок, который должен усвоить каждый школьник – самостоятельность.

Первый класс – лучшее время, чтобы позволить ребенку почувствовать себя большим. Конечно, помогать с выполнением домашнего задания нужно, особенно на первых порах, но не стоит вмешиваться в учебу слишком активно. Позвольте крохе испытать удовлетворение от того, что он самостоятельно справился с решением трудной задачки.

В случае если ребенок привыкнет выполнять домашнее задание только вместе с родителями, можно не удивляться, что однажды придя вечером с работы, выяснится, что малыш даже не открывал учебники. При этом объяснение будет простым: взрослых не было дома или непонятно условие задачи.

Такие детки часто невнимательны на уроках, ведь дома мама или папа все объяснят им заново.

С такими успехами в один прекрасный момент, увидев в тетрадке много исправлений, вы рискуете услышать от своего чада аргументы типа «это ты мне не так объяснила» или «ты сама неправильно решила».

Если же ребенок отказывается давать тетрадки на проверку, не настаивайте. Он научится самостоятельно отвечать за свои школьные дела, а это гораздо важнее идеально выполненных домашних заданий под вашим пристальным вниманием.

Разумеется, малышу иногда может понадобиться ваша помощь, но она не должна перерастать в систему, где ответственность за ошибки школьника перекладываются на плечи родителей.

По статистике больше половины учеников, делавших все домашние задания вместе с родителями, не могут избавиться от этой привычки даже в старших классах.

В жизни малыша, пожалуй, нет больше ни одного переломного момента, когда бы так кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Все детки, «домашние» и детсадовские, едва читающие и хорошо подготовленные, в первый школьный год встречают одинаковые проблемы в 1 классе.

И прежде чем малыш осознает, что значит быть школьником, как правило, требуется не один месяц. Насколько легко он приспособится к новому распорядку и как он будет реагировать на возникающие сложности в учебе, во многом зависит от поведения родителей.

Поэтому важно внимательно относиться к любым изменениям в поведении, физическом состоянии и настроении своего малыша и решать все возникающие проблемы как можно быстрее.

Источник: https://zhengazeta.ru/psihologija/deti/problemy-v-1-klasse

Причины неуспеваемости в начальной школе

Неуспеваемость в начальной школе может сформироваться вследствие самых разных факторов. Причинами могут стать частые болезни, смена учителя, врождённая застенчивость или непростая ситуация в отношениях с одноклассниками.

Для удобства выделяют три группы факторов, определяющих появление проблем с обучением у детей в начальной школе: психологические, педагогические и патологические.

За партой не всем легко удается сконцентрироваться на обучении

Первоклассник в школе сталкивается с очень сложной задачей – ученику нужно просидеть на месте целый урок, занимаясь активной познавательной деятельностью.

Он вынужден усваивать информацию не в игровом формате, а с помощью самостоятельного и сосредоточенного анализа.

Зачастую это не всем дается легко: возникают проблемы с обучением, которые психологи объясняют целым рядом причин психологического характера.

Три вида психологических причин

Процесс обучения внешне кажется пассивным, так как школьник сидит на месте, читает, слушает, пишет, что-то говорит.

Тем временем ребёнок пытается задействовать все возможные ресурсы внимания, понимания, памяти и мышления. Не все дети имеют набор перечисленных когнитивных способностей.

И это первая психологическая причина, по которой ребёнок не успевает за остальными.

Второй психологический факторнеумение ребёнка контролировать, регулировать и правильно использовать имеющиеся когнитивные ресурсы в учебной деятельности.

Процесс обучения требует концентрации внимания, умения запоминать конкретные моменты, систематизировать полученные знания, воспроизводить их и при необходимости применять на практике.

При отмеченных у ребёнка нарушениях его внимание и память остаются произвольными, они не поддаются контролю.

Третья причина неуспеваемости – отсутствие, недостаточность или неправильность мотивации. Учёба, как и любой другой вид деятельности, должна поддерживаться побуждающими факторами, внутренними или внешними.

Виды мотивации

  • К внутренней мотивации относится личное стремление ребёнка удовлетворить свой интерес, найти решение задачи и изучить окружающий мир. Потребность узнавать что-то новое изначально заложена в каждом, но насколько в нем будет развита жажда знаний зависит от среды, в которой человек растёт.
  • Внешние мотивы подразумевают участие окружающих в познавательном процессе, а точнее, их реакция на проделанную ребёнком работу. Родители и учителя практикуют порицания и похвалу, разные награды и всевозможные санкции. Немаловажен фактор мнения одноклассников, которое может как занизить детскую самооценку, так и подлить огня в зарождающийся костёр тщеславия.

Недостаток внешних и внутренних мотивов приводит к полному отсутствию заинтересованности ученика в решении задач.

Педагогическая запущенность

Помимо перечисленных психологических факторов неуспеваемости выделяют ещё один – так называемую «педагогическую запущенность». Она является результатом недостаточной социализации ребёнка.

Окружающие взрослые не принимали должного внимания воспитанию малыша, что стало причиной безнадзорности.

В итоге – целый спектр таких специфических качеств, как недостаток мотивов обучения, неспособность к интеллектуальной активности, элементарная неаккуратность.

Педагогические факторы неуспеваемости

Атмосфера в школе и классе не всегда благоприятно сказывается на успеваемости

К педагогическим факторам относят всю систему обучения, которая касается ребёнка на протяжении всей его учебной деятельности в школе. В эту систему входит

  • учебная программа,
  • состав класса,
  • характеры одноклассников,
  • отношения с учителями,
  • количество и продолжительность уроков,
  • первая или вторая смена и т.д.

При нарушениях психического развития успеваемость возможно подтянуть в рамках программы психолого-педагогической коррекции

К объективным причинам неуспеваемости детей в школе относят те или иные нарушения в психическом развитии ребёнка.

Они включают в себя наиболее распространённые отклонения и задержки развития психики и локальные поражения центральной нервной системы, которые приводят к устойчивым отклонениям в письме (дисграфия), чтении (дислексия) и счёте (дискалькулия).

Нарушения в развитии детской психики можно разделить на три основные группы:

  • нарушения познавательной функции;
  • нарушения в личностном развитии;
  • нарушения в сфере отношений с обществом.

В одном ребёнке может развиваться целый комплекс отклонений из всех трёх групп, только проявляться они будут в разной степени.

Грамотная и углубленная диагностика приводит к выявлению основной причины отклонений в психике ребёнка, что, в свою очередь, помогает определиться с наиболее эффективной программой психолого-педагогической коррекции.

Дефекты в познавательной деятельности представляют собой широкий спектр отклонений, начиная с минимальных в функционировании органов чувств, которые воспринимают информацию извне, и заканчивая олигофренией, умственной отсталостью.

Сюда же относятся нарушения, связанные с задержкой психического развития (ЗПР). Отличительной чертой ЗПР является несоответствие интеллектуальных и эмоциональных навыков возрасту ребёнка.

Эти отклонения могут проявляться в следующем:

  • недостаток элементарных знаний об окружающей среде;
  • отсутствие представлений о пространственно-временных понятиях (направление движения, разнообразие цвета, количество, время суток, форма и т.д.);
  • неумение контролировать свою умственную деятельность: концентрироваться на предмете, запоминать, воспроизводить и т.д.);
  • стремление к времяпрепровождению в формате игры, а не в процессе обучения.
Читайте также:  Проблемы в младшей школе

Стоит понимать, в чём заключается главное отличие олигофрении от задержки психического развития. Олигофрения – диагноз детей с поражённым участком головного мозга, а ЗПР поддаётся коррекции и при правильном подходе специалиста вероятна полная «реабилитация» ребёнка.

Заключение

Начальная школа – это всегда непростой этап.

Для детей в эти годы многое меняется – от привычного круга друзей в детском саду и игровой площадке во дворе до совершенно иным образом устроенных будней, в которых ребенку приходится проявлять упорство в постижении различных школьных дисциплин и соблюдать пока еще не совсем органичные для него нормы поведения при общении со сверстниками и учителями. К тому же ситуация может быть «отягчена» факторами, которые мы обозначили в нашем обзоре. Поэтому следует быть более терпимым к проявлениям неуспеваемости ребенком. Прежде чем отругать его или наказать, нужно тщательно разобраться в ситуации и помочь спокойно преодолеть трудности.

Источник: http://defektologpro.ru/obuchenie-i-vospitanie-v-shkole/prichiny-neuspevaemosti-v-nachalnoj-shkole.html

Проблемы, которые могут возникнуть в начальной школе

Ваш ребёнок пошёл в первый класс. Пошёл с радостью и удовольствием. Хорошо, если он не потеряет энтузиазма и интереса к учебе в течение всех школьных лет. Однако не редко у школьников начинаются трудности.

Особенно остро это проявляется в начальных классах и может иметь серьёзные последствия в дальнейшем процессе обучения. Внешне это проявляется по-разному: ребёнок капризничает, отказывается идти в школу, замыкается… Всему этому есть объяснение.

Главное проявить внимание и помочь своим детям вовремя.

Можно выделить три основные проблемы, с которыми сталкиваются ученики начальных классов: повышенная утомляемость, неуспеваемость, проблемы в общении со сверстниками. Все они могут быть взаимосвязаны и привести одна к другой. Разберёмся в причинах их возникновения и попробуем найти решение.

Повышенная утомляемость

Чтобы выработать школьные навыки и умения, ребёнку требуется приложить усилие, ведь они не заложены в человеке от природы. Особенно сложно проходит адаптация к школе у детей, которые не посещали детский сад, какие-то подготовительные занятия к школе, кружки или секции.

Также сильнее других устают дети, которые пошли в школу раньше положенного возраста: в 5 или в 6 лет. В дошкольном возрасте психофизиологическое развитие происходит практически каждый месяц. Поэтому ребёнку в шесть с половиной лет будет в первом классе немного сложнее, чем его семилетним одноклассникам.

Ведь он еще не так хорошо управляет своим вниманием, а значит не так усидчив и не так четко воспринимает инструкции.

Повышенная утомляемость может наблюдаться у первоклассников, которые по жизни скорее флегматичны, а также у тех, кто в последний год перед школой много болел или пережил какие-то сильные перемены в семье. Некоторые трудности в этом плане могут возникнуть и у левшей.

Фрагмент картины В.Васнецова «Аленушка»

Как помочь

Не перегружайте ребёнка дополнительными занятиями, кружками и секциями. В то же время не ограждайте своё чадо от всех бытовых дел и уж точно не выполняете за него все домашние задания. Лучше делайте их вместе, помогайте и поддерживайте. «Домашку» можно выполнять, например, подходами по 20-30 минут с «переменками» на смену вида деятельности (физкультуру, перекус, мультфильм).

Если у вашего первоклассника недостаточно развиты память и внимание, делайте с ним специальные упражнения, но в легкой игровой форме, чтобы не переутомить его.

Давайте ребёнку больше поводов для радости, давайте ему отдых такого вида, который нравится именно ему.

Неуспеваемость

Образовательные программы начальной школы сегодня очень усложнились. Учиться с лёгкостью удаётся, пожалуй, только очень хорошо подготовленным до школы детям.

Однако у неуспеваемости могут быть и другие причины: особенности физического или психического развития (проблемы со зрением, слухом, вниманием, памятью и т.д.), та же повышенная утомляемость (см.

выше), плохие отношения с учителем или одноклассниками.

Фрагмент картины Ф. Решетникова «Опять двойка»

Как помочь

Прежде чем искать средство, стоит определить, в чем именно причина неуспеваемости. И в зависимости от этого ­– решать проблему самостоятельно, найти репетитора или обратиться к психологу или врачу. В любом случае, даже если придётся прибегнуть к помощи специалистов, вы всегда можете сделать что-то сами.

Во-первых, не критикуйте и не сравнивайте своего ребёнка с его одноклассниками или с самим собой в его возрасте. У всех разные возможности и данные, а в «ваше время» программа обучения в начальных классах очень отличалась от нынешней. Хвалите ваше чадо за любые успехи и усилия, и не выражайте сомнений в его способностях.

Во-вторых, проявляйте интерес к тому, что ваш ребёнок проходил на уроках и что ему задали на дом. Проверяете, помогайте и объясняйте, если у него возникают трудности. Только не переусердствуйте с помощью.

В первые недели или месяцы в первом классе рекомендуется посидеть рядом с ребёнком во время выполнения им домашней работы.

Но не для того, чтобы решать за него или упрекать за ошибки, а контролировать вовремя ли он сел за уроки, внимательно ли прочитал задание и правильно ли его понял.

В-третьих, не критикуйте программу обучения, учебники, школу, класс и учителей своего ребёнка в его присутствии! Это не добавит ему положительного отношения к учению.

Проблема в общении со сверстниками

К сожалению, проблемы с учёбой – не единственная трудность, которая может возникнуть у первоклассника. Он приходит в новый коллектив, где могут возникнуть трудности с адаптацией: проблемы в общении и конфликты с одноклассниками, проблемы в общении с учителем. Эта проблема может повести за собой другие, связанные уже с успеваемостью или, например, самооценкой.

Кадр из фильма «Чучело»

Как помочь

Для начала выясните, в чем причина конфликтов и плохих отношений с одноклассниками. Расспрашивайте ребёнка обо всех подробностях учебного дня, но доброжелательно и ненавязчиво. В дружелюбной форме объясните, что не стоит ябедничать и жаловаться учителю по пустякам.

Расскажите о том, как у вас складывались отношениями с одноклассниками (вспомните и плохое, и хорошее). Если ребёнок очень застенчивый, предложите ему «способы» завести друзей в классе: подскажите темы для разговоров, предлоги для телефонного звонка или встречи.

Подбадривайте его, говоря, что он обязательно с кем-нибудь подружиться. Главное – не обвиняйте его в излишней скромности, это только добавить неуверенности. Можно записать своё чадо в продлёнку или кружок, куда ходят одноклассники или ребята из параллельных классов.

Если у ребёнка возник конфликт со всем классом, то не факт, что даже перевод в другую школу поможет решить проблемы. Ребёнок может перенести их туда. В этом случае лучше обратиться к детскому психологу.

Источник: https://moeobrazovanie.ru/problemy_kotorye_mogut_vozniknut_v_nachalnoi_shkole.html

Почему дети плохо учатся в начальной школе?

Как правило, в начальной школе многие дети учатся хорошо, позже начинается переходный возраст, более сложные предметы, увеличивается нагрузка и не все справляются с учебой.  В начальной школе и дети помладше и уроков поменьше.

Еще до недавнего времени я думала, что все дети хотят пойти в 1 класс. Так было со мной, моей сестрой, моими детьми. Дети хотят идти в школу потому, что купили красивый портфель, новые карандаши или просто все подружки идут в школу. Не каждый малыш может сказать, что идет в школу, чтоб получить знания.

У моей знакомой сын вообще отказывается идти в 1 класс. До посещения подготовительных занятий он хотел пойти в школу, а после — отказался. Его мама решила, что все дело в учителе.

Действительно, бывает так что учитель предвзято относиться к ребенку или ребенок показал себя не с лучшей стороны. Учитель тоже человек, со своим характером, возможны конфликты и тогда нужно искать другого.

Но в этом случае проблема была не в учителе, а в семье мальчика.

Часто в семьях где балуют своих детей и родители и бабушки с дедушками, где ребенок центр вселенной и ему все разрешено и дозволено, возникают проблемы с социальной адаптацией.

Ребенок приходит в школу и видит, что он такой, как все, никто не играет по его правилам, слушать надо учителя. Ему становиться не комфортно. Лучше ведь дома, где все как он пожелает.

В этом случае родителям приходиться менять свой стиль поведения и устанавливать свои правила.

Обратной монетой вседозволенности являются чрезмерные ожидания от ребенка. Допустим родители хотят, чтоб ребенок знал хорошо английский. Они записали ребенка в специализированную английскую школу, а ребенок не тянет программу. Не все дети одинаково успешно учатся. Ребенок не понимает, не усваивает материал, родители ругают и у ребенка теряется интерес к учебе.

Скорее всего у ребенка есть талант в другой области. Хорошо бы еще до школы выяснить, к чему малыш склонен, что ему больше нравиться.

В поиске талантов у ребенка родители начинают с 2-3 лет записывать ребенка на все кружки, секции, развивающие школы. Действительно, если до 7 лет не разбудить в ребенке тягу к знаниям, то успешно учиться он не будет. Тут главное не переусердствовать.

Я знаю девочку которую водили с 2 лет на вокал, танцы, плавание, рисование и в развивающую школу. Ребенок гулял по дороге к остановке и обратно. Уже в конце первого класса девочка потеряла интерес к учебе. Она просто устала.

Ведь ко всем кружкам добавились еще и уроки.

Родителям пришлось сделать выбор в пользу 1 любимой секции и все у ребенка наладилось с учебой. Иногда взрослые сами того не понимая, формируют заранее у ребенка нелюбовь к школе.

Малыш собирается в первый класс, а бабушка его уже жалеет: «Бедный ребенок, тяжелый портфель носить надо, уроки делать надо». Дедушка говорит: «О, теперь начнется, двойки начнешь носить!». А старшие братья : «Не иди туда, там кошмар!».

И ребенок уже рисует себе картинку этой страшной новой жизни.

Но и настраивать ребенка только на положительные оценки нельзя. Иначе быстро наступит разочарование. Особенно если ребенок лидер. Если у него не получается, лидер сразу бросает, так как не хочет быть вторым. В этом случае ребенку надо объяснить его сильные стороны и делать уклон на них.

Ребенок часто теряет интерес к учебе, если не понимает зачем учиться. На своем опыте родители должны объяснить ребенку, что тоже учились чтобы была хорошая работа. К сожалению, не все родители могут быть примером для ребенка, тогда нужно выбрать того человека, которого можно поставить в пример ребенку. Пусть этим примером станет учитель или тренер.

Некоторым детям скучно учиться. Моей дочке было скучно и неинтересно учить буквы. Для нее я придумала мотивацию в виде ее любимых наклеек. За каждую выученную букву она получала наклейку. За 10 наклеек приз — кино, парк. Для нее эта мотивация сработала и в первый класс она шла уже хорошо умея читать.

Денежные мотивации для детей не подходят, вы можете испортить отношения с ребенком. Мотивировать с помощью сладостей тоже не хорошо. Все свои победы ребенок будет ассоциировать с едой, что приведет к проблемам с лишним весом, когда все проблемы и победы будут ассоциироваться с тортиками.

Мои девочки когда научились писать и считать, писали списки покупок в магазин и считали сколько денег нужно взять для этого. Начали вести книгу рецептов, так мы практиковали письмо и математику.

Не сравнивайте своих маленьких (и не очень) человечков со сверстниками. Сто процентов в классе есть ребенок который лучше знает толи математику, толи другой какой-нибудь предмет, толи более решительный. Всегда можно подтянуть предмет или попросить преподавателя хотя бы на время снизить нагрузку.

В школе действительно большие нагрузки, многие дети посещают разные секции и действительно устают. Если я вижу, что мой ребенок и правда устал, то редко, но разрешаю остаться дома.

Читайте также:  Художественные и отраслевые переводы

Многие дети невнимательны и из-за этого не усваивают программу. Развить внимательность можно. Для этого подойдут интеллектуальные настольные игры, лото, ребусы и кроссворды, викторины, шашки, шахматы и ребенок никогда не откажется играть с родителями!
Недавно я прочитала историю про Томаса Эдисона, изобретателя.

История меня настолько поразила, что я поняла свои ошибки в воспитании детей. Когда маме Эдисона учительница передала записку, в которой было написано, что ее ребенок не может учиться в школе, потому что он не усваивает информацию, мама решила его учить сама. Через много лет гениальный изобретатель прочел эту записку и расплакался.

Ведь много лет назад его мама эту записку прочитала своему сыну по-другому. Она ему сказала, что он настолько гениален, что нет в школе таких профессиональных учителей, которые бы смогли его обучить. Это и есть пример мамы которая верила в своего сына.

Верьте в своих детей и все у них получится и проблема «ребенок не хочет в школу» исчезнет сама собой!

Источник: https://www.mother-instinct.ru/pochemu-deti-ploho-uchatsya-v-nachalnoj-shkole/

Проблемы детей в начальной школе

Евжения

О курсах подготовки к первому классу. От первого,учительского,лица.

Никогда не говори никогда. Если бы мне на выпускном из универа сказали,что я пойду работать в школу… было бы смешно. Но теперь я учитель начальных классов. И к тому же готовлю шестилеток к школе. Обо всем сразу не получится. Поэтому сначала о системе. Начну с минусов. Вот он,рекомендован министерством образования.

Читать полностью…Tаня

Не делайте уроки вместо ребенка

Вообще я за такой жесткий подход, когда ребенку в первом классе родители говорят: «Смотри, школа не трогает нас, а мы не трогаем тебя. Нас не вызывают, нам все равно сделал ты уроки или нет. Но если это не так, у тебя начинаются проблемы». Обычно с норма…..

Читать полностью…Лариса

устный счет в начальной школе

Добрый день. Хочу еще раз обратить внимание всех родителей на устный счет. Если в 5 классе ребенок плохо знает таблицу умножения, то математические диктанты будут большой проблемой. А это как «знать таблицу умножения»? Ученик, кто хорошо знает таблицу при …..

Читать полностью…Mария

Как обучаются в школе дети с дизартрией?

Помогите, пожалуйста, опытом, сыну через год в школу, диагноз- дизартрия. В связи с этим меня гложут сомнения обычная школа или речевая начальная школа … Как дается обучение в школе детям с речевыми проблемами? На что мне сейчас стоит обратить внимание помимо логопедических занятий?

Читать полностью…

Здравствуй, школа!

Обсудите вашу тему в сообществе, узнайте мнение активных пользователей Бэбиблога

Перейти в сообщество

Alessandro

Выбор среди школ 10 (лицей), 12(лицей), 13 (лицей), 18, 27 на перспективу для 3-х детей

Родители, приветствую! Подскажите, какую из этих школ вы бы рассматривали? Желательно по актуальному состоянию. Живём в Юбилейном, поэтому смотрим эти школы. Все равно в садик на машине возим.

Прописка не проблема, как раз родственники будут переезжать, им весь район годится, готовы помочь. Специфика: детей трое разного возраста, и кидать из началки ребёнка не хочется. Хорошо бы всем в одну ходить. Старшая в след году в школу.

Куда посоветуете? Если знаете и конкретных хороших педагогов начальной школы — вдвойне хорошо. Кстати…

Читать полностью…Лина

Про Кадетскую школу

Часто спрашивают, решила посвятить пост :))) Тем более школа того стоит.

Читать полностью…Елена

Изменения в украинской программе образования для начальной школы.

Наткнулась миркин на пост в СССР и обалдела, если честно. https://www.babyblog.

ru/community/post/kjiflm/3315879 название вообще зашибись))): «На Украине объявили войну таблице умножения и способности мыслить» Может быть, надо было в СССР повесить этот пост, но нет, если честно, желания отбиваться.

Поскольку, на мой взгляд, в нашем сообе аудитория более адекватная и толерантная (хоть и малочисленная), расскажу тут что же на самом деле пытаются изменить в украинской начальной школе.

Читать полностью…Мамуся

Наши дети, школа и их будущее.

Вчера ходила на родительское собрание и нам вдолбили в голову, что хорошего образования в школе не получить, чтобы поступить в ВУЗ. Неужели сейчас всё настолько плохо…..

Читать полностью…Ирина Кленова

Новая частная начальная школа в Измайлово

Для всех, кому актуальны вопросы начального образования! В Измайлово открывается новая частная начальная школа. Подробнее под катом

Читать полностью…Логопед, дефектолог

Логопед-Дефектолог

Опыт работы 10 лет. Провожу консультации детей дошкольного и младшего школьного возраста по проблемам с речью .Провожу лечение следующих нарушений: дизартрия, алалия, общее недоразвитие речи, задержка речевого развития. Постановка (коррекция) речи и звуков у детей и взрослых. Готовлю к школе.

Подхожу индивидуально к каждому ребенку, есть опыт работы как с детьми с ЗПР, так и с двуязычными детьми, одновременно может проводиться постановка звуков у ребенка, сопровождение в начальной школе. Занимаюсь с детьми младшего школьного возраста по школьной программе. Большой опыт работы с…

Читать полностью…Анастасия

уже пора задуматься или рано?

нам 4,6 до школы еще 3 года, но я сейчас хочу записаться на тренинг Ю. Эрц » ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ И ДРУГИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ»

Читать полностью…Логопед, дефектолог

Логопед, дефектолог

Провожу консультации детей дошкольного и младшего школьного возраста по проблемам с речью .Провожу постановку следующих нарушений: дизартрия, алалия, общее недоразвитие речи, задержка речевого развития, заикания, аутизм и.т… Постановка (коррекция) речи и звуков у детей и взрослых. Готовлю к школе.

Подхожу индивидуально к каждому ребенку, есть опыт работы как с детьми с ЗПР, так и с двуязычными детьми, одновременно может проводиться постановка звуков у ребенка, сопровождение в начальной школе.  Составление индивидуальной программы занятий. Провожу дыхательную гимнастику Стрельниковой.

Логопедический массаж. 

Читать полностью…Марина

Дети-трансгендеры: суровая реальность или навязывание образа мыслей нам и нашим детям?

Меня никогда не волновала тема о сексуальных меньшинствах. Мне было совершенно все-равно, что кто-то предпочитает мужчин, кто-то женщин, а кто-то транссексуал. Для меня это всегда были далекие сексуальные проблемы и предпочтения взрослых зрелых людей……

Читать полностью…

Для Кристины))

12 советов родителям от Михаила Лабковского «Как не дать школе сломать вашего ребенка» Михаил Лабковский рассказывает родителям, как выбрать школу, надо ли спорить с учителем и в какой момент от ребенка надо просто отстать Совет 1 Не надо детей до школы ничем нагружать. Никаких шахмат, иностранных языков и прочего интеллектуального развития. До 6-7 лет мозг ребенка физиологически не готов воспринимать большие объемы информации. Вы потеряете деньги, а он — детство. Совет 2 Не ищите для первоклассника крутую школу. В начальной…

Читать полностью…Кристина

Школа рядом с работой

Удобно ли это? Есть возможность отдать ребенка в хорошую школу рядом с работой. Точнее работу (офис) перенести ближе к хорошей школе. Думаю, надо ли? Какие могут быть проблемы у первоклассников на начальном этапе в школе? Это проблемно вообще для родителе…..

Читать полностью…Женственная

Я уговорила сестру покрасить волосы своей дочке.

У моей сестры Ирины есть две дочки. Младшую звать Аня. Ей восемь лет. И она захотела, чтобы мама покрасила ей волосы. Ирина красит волосы часто, раз в три месяца. Дочке конечно неприятно, что маме можно, а ей нельзя.

Объяснения что детям рано красить волосы не помогали, а наоборот, еще более раззадоривали Аню. Моя сестра пыталась объяснить дочке, что краска для волос очень шипит и жжет кожу головы и что у нее запах невыносимый. Но и это не помогло.

Аня сказала…

Читать полностью…Екатерина

В первый раз в первый класс! Проблемы выбора школы…

Девочки, в связи с поступлением дочки в следующем году в школу, очень мучает вопрос, куда отдать дочь (скоро произойдет взрыв мозга)!!! Варианты следующие: престижная (статусная) и сильная гимназия, ходим на подготовку к лучшему учителю данной параллели (будет набирать первый класс преимущественно из тех, кто сейчас у нее занимается) и обычная школа, где просто сильная началка, и где в нашем году будет набирать класс, как говорится » учитель от Бога «( к ней возят детей со всех концов города, дети ее…

Читать полностью…Наталья Бабух

Как адаптировать первоклассника к школе

Девочки, делюсь. Возможно, кому-то пригодиться. Лето, лето, почему ты так быстро пролетаешь? Осталось совсем чуть-чуть и снова нас настигнет хлопотливая учебная пора. Для кого-то это будет очередная школьная ступенька, кому-то остался последний год, а кто-то идет в школу в первый раз. Что делать, чтобы ребенок максимально быстро адаптировался к школе?

Читать полностью…Алёна

Отзыв о Монтессори школе Бугенвиль 6-12 на Аэропорт и мой опыт поиска и выбора альтернативной школы

Хочется поделиться своими впечатлениями и пусть еще совсем небольшим, но, надеюсь, счастливым опытом в выборе начальной Монтессори школы для своей дочки. Сначала хотела рассказать небольшую предысторию, по которой я решила искать именно Монтессори школу…..

Читать полностью…Natalia

Пост временный. Сын в школе..

Мы живём в США , в школу здесь идут с 5 лет, но занятия у них в лёгкой форме, сразу учатся писать , и походу дела учат алфавит, то есть к примеру , они сразу учатся писать имя и потом фамилию — чтобы зрительно он знал как выглядит его имя и фамилия- стра…..

Читать полностью…Татьяна

Уроки сексуального воспитания – добро или зло?

В одной из школ Тюмени выпускников начальной школы обязали посещать уроки сексуального просвещения. На этих уроках детей посвящали в интимные подробности различий женской и мужской физиологии. Более того, ученики четвертых классов должны были подготовить доклады на тему размножения слонов.

Отношение к подобному нововведению в школьную программу оказалось очень противоречивым. Тюменский департамент образования пытался отстоять право учителей давай детям информацию о сексе.

Однако многие родители, а также уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов уверены, что вреда подобные уроки наносят…

Читать полностью…Мэт@

Размышления о школе.

Что мы имеем: 1.Ребёнок, которому в июле будет 6 лет и который уходит из сада и по идее должен идти в нолевой или 1 класс(к чему подготовлен). Костя вообще морально не готов к школе, на мой взгляд, учитывая его проблемы с отставанием в развитии и дифицит внимания( хотя в последний год он стал намного лучше соображать и реже витает в облаках)….

Читать полностью…Ксюня

Менять или нет учителя???

В последнюю неделю у меня опять возникает вопрос, менять или нет учителя/класс. Звонят знакомые, которые были в курсе моей проблемы, удивляются что я оставила все как есть. И я опять начинаю думать, правильно ли я сделала. Итак. В мае я пошла на род.собр…..

Читать полностью…Макивара

Выбор школы.

Сыну сейчас 5,5 лет, в школу пойдет в 6,10, т.е чуть больше года осталось. Пора записываться на подготовку к школе. В какую школу пойти? Мы живем в городе где ни муж, ни я в школы не ходили, поэтому про местные школы я не знаю ничего. После долгих поисков остановилась на 2-х…

Читать полностью…Наталия

Школа,Сентябрь! полевые заметки

Программа » Перспективная начальная школа» Пока не могу сделать каких то определённых выводов,но я любила Петерсона и думаю «Школа 2100» нам бы очень подошла. Здесь я пока с математикой на вы! Упор делаем на русский и литературное чтение-это нам сейчас ближе.

Сам делает окружающий мир-не проверяю. Крючочки ,палочки практически не писали- сразу пишут прописные буквы. По букве каждый день,дома закрепляем. Сказали что бумажные дневники в принципе и оценки в первом классе не законны. У нас они есть и оценки тоже…

Читать полностью…Евгения

Собрание первоклассников))

В общем сходил наш папа вчера на собрание. Пытала потом его долго…

Читать полностью…mamaSveta

Рассеянное внимание.

В общем у нас гиперактивность как следствие рассеяное внимание, что очень мешает ребенку…

Читать полностью…Кристина

Какую школу выбрать для первоклассника: 7 вопросов самому себе

Источник: https://www.BabyBlog.ru/theme/problemy-detei-v-nachalnoi-shkole

Ссылка на основную публикацию