Принцип связи теории с практикой

Принцип связи теории с практикой

Основой его является главное положение классической философии, согласно которому практика – критерий истины, источник познавательной деятельности. Правильно организованное воспитание вытекает из самой жизни, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной деятельности.

Эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность.

Прочность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, возрастных особенностей учащихся.

Практическая реализация этого принципа основана на творческом соблюдении ряда правил, впитавших в себя теоретические выводы и опыт лучших школьных коллективов:

• общественно-исторической практикой доказывайте необходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте так, чтобы ученик и понимал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходимостью;

• обучая, идите от жизни к знаниям, от знаний к жизни: такая связь необходима;

• рассказывайте детям о современных технологиях, производственных отношениях, прогрессивных методах труда;

• приучайте учеников проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность как источник знаний и область их практического применения;

• не должно быть ни одного урока, на котором бы ученик не знал о смысле своей работы;

• всемерно используйте связь школы и производства. Добивайтесь того, чтобы общение школьников с производственниками продолжало учебно-воспитательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет – производство»;

• составляйте и решайте с учениками задачи и упражнения «жизненного» характера, дополняйте примеры учебника данными из окружающей учеников действительности;

• связывайте обучение с перспективами развития своего поселка, села, города, области, республики, страны. Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспективах развития своего региона;

• проблемно-поисковые и исследовательские задания – лучшее средство связи теории с практикой: широко используйте их в различных сочетаниях;

• воспитывайте у детей сознательное и положительное отношение к труду, общественной и личной собственности, показывайте личный пример такого отношения;

• общественно полезный и производительный труд организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятельными наблюдениями и размышлениями учеников, возбуждал вопросы, стимулировал потребность больше узнать, разобраться в непонятном;

• не забывайте, что общественно полезный труд должен быть подчинен учебным и воспитательным целям;

• внедряйте НОТ (научную организацию труда) в учебный процесс. Помогайте детям овладевать теорией и практикой научно организованного труда, учите их применять наиболее продуктивные и экономные методы, планировать и анализировать свою деятельность;

• развивайте, закрепляйте и переносите на другие виды деятельности успехи учеников в одном виде деятельности: через эпизодический успех – к постоянным достижениям;

• воспитывайте у детей стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивайте соревновательность;

• в учебно-воспитательном процессе соединяйте умственную деятельность с практической, в процессе которой усваивается 80–85 % знаний;

• поощряйте попытки детей что-то усовершенствовать, улучшить, изменить: если позволяют условия, проведите конкурсы юных изобретателей;

• побуждайте учеников к самостоятельной работе по приобретению знаний сначала в полюбившейся им области науки, техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

Мы рассмотрели дидактические принципы и правила их реализации. Будем помнить, что действуют они в системе и требуют реализации не поочередно, не в линейной последовательности, а все сразу, одновременно, параллельно, комплексно.

Нет принципов главных или второстепенных: можно говорить только о требованиях более и менее широких, более или менее общих. Наконец, все принципы взаимосвязаны между собой – нетрудно заметить, что требования одного переплетаются с требованиями других.

Они выполняют направляющую функцию – указывают пути достижения качественных результатов обучения. Гуманизация образования предполагает сохранение физических и умственных возможностей ребенка. Поэтому результат всегда сопоставляется с усилиями, которыми он достигается.

Принципы нормируют возможности, усилия и результаты – если они не нарушаются, можно с уверенностью сказать, что и баланс сохраняется.

Проверьте себя

Что такое принцип обучения?

Что такое правила обучения?

Как рассматривали принципы обучения Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский?

Вспомните сущность системообразующего принципа природосообразности.

Какие принципы входят в систему общепризнанных?

В чем сущность принципа сознательности и активности?

Приведите несколько правил его реализации.

В чем сущность принципа наглядности?

Назовите правила его реализации.

В чем сущность принципа систематичности и последовательности?

Приведите правила его реализации.

В чем сущность принципа прочности?

Какие правила реализации данного принципа вы знаете?

В чем сущность принципа доступности?

Назовите правила его реализации.

В чем сущность принципа научности?

В чем сущность принципа эмоциональности?

Назовите правила его реализации.

В чем сущность принципа связи теории с практикой?

Приведите несколько правил его реализации.

Опорный конспект

Дидактические принципы – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Принцип природосообразности – согласование воспитания с природными возможностями и особенностями развития детей.

Система принципов – сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, эмоциональность, связь теории с практикой.

Правила – 1) основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели; 2) руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения; 3) конкретные действия учителя по реализации требований принципов.

Литература

Баранов С.П. Принципы обучения. М., 1975.

Читайте также:  Кубики чаплыгина: методика обучения и пошаговая инструкция по изготовлению

Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. М., 1993.

Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие. М., 2003.

Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. М., 2003.

Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., 2002.

Живая педагогика. Материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций». М., 2004.

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

Зайцев В.Н. Практическая дидактика: Учеб. пособие. М., 2000.

Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 1998. № 12. С. 25–32.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.

Крылова Н.Б., Александрова ЕА. Очерки понимающей педагогики. М., 2003.

Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987.

Раченко И.Л. НОТ учителя. М., 1982.

Российская педагогическая энциклопедия (2 тома). М., 2003.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. СПб., 2001.

ГЛАВА 8. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает… Вы приготовляете ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны…

К.Д. Ушинский

Понятие о методах

Как учить детей младшего школьного возраста, чтобы при разумном использовании их возможностей и неокрепших сил достичь максимального в данном возрасте усвоения знаний, умений, способов мышления и деятельности, – вечный дидактический вопрос.

Поиски ответа на него выводят нас на категорию методов обучения. Метод обучения (от греч. «путь к чему-либо») – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели (см. рис. 9).

Под дидактическими методами понимают совокупность путей, способов решения задач образования. Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно к педагогу уместно говорить о методах преподавания, а к ученику – о методах учения.

Если же речь идет об их совместной работе, то здесь проявляются методы обучения, в составе которых выделяются приемы.

Прием – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием.

В методах обучения выделяются объективная, т.е. не зависящая от учителя, и субъективная – т.е. зависящая от него, части. Например, рассказ учителя как метод обучения имеет общие свойства, характерные для всех рассказов в исполнении всех учителей.

Общее здесь – объективная характеристика метода. Но рассказ в исполнении конкретного педагога имеет свои характерные особенности, привнесенные его личностью учителя.

Именно наличие в методе постоянной, общей для всех, объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов.

В области методов больше всего проявляется индивидуальное мастерство педагогов, а поэтому они навсегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

Методы обучения выполняют много функций. Главными являются: обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная. С помощью их учителя не только обучают, но и решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, метод обучения – путь к достижению поставленной цели. Методы обучения состоят из приемов – отдельных разовых действий. В методе ярко просматриваются объективная и субъективная части. Там, где педагог вносит конкретные изменения в метод, проявляется его творчество.

Классификация методов

Путей достижения цели обучения много, учитель может выбирать любой из них, но он всегда будет стремиться выбрать наилучший. Чтобы облегчить проблемы выбора, методы необходимо сравнивать по эффективности. А чтобы сравнивать, нужно посмотреть, сколько их есть, объединить в группы. Этому способствует классификация, цель которой – упорядочение методов обучения.

Первые классификации методов описывали видимую часть того, что делают учитель и его ученики на уроках. Ученики слушают, читают, отвечают, решают задачи, пишут и т.д. По этим действиям выделялись методы чтения, письма и т.п.

Вскоре оказалось, что это мало помогает совершенствованию учебно-воспитательного процесса, нужно искать новые основания для классификации методов, которые отражали бы существенные их стороны, помогали их сравнивать и выбирать.

В зависимости от того, какой признак метода берется за основу, появляется та или иная классификация. Метод имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать в системы.

Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения.

1. Классификация методов обучения по источникам знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Петровский и др.).

Так она называется потому, что в качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний, базирующийся на практике, наглядности, слове.

В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последнее время все сильнее заявляет о себе видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.

В данной классификации выделяется пять общих методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из них может выступать в различных модификациях (видоизменениях) (табл.2).

Таблица 2

Источник: https://stydopedia.ru/4xcd0a.html

Принцип эмоциональности, Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, Принцип связи теории с практикой — Основы дидактики Библиотека русских учебников

ГлавнаяПедагогикаОсновы дидактикиПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Этот принцип подразумевает формирование у учащихся интереса к знаниям

Он направлен на развитие внутренних мотивов учения на основе сотворчества и сотрудничества учителя и учащихся

Требования принципа эмоциональности:

воспитывать у детей чувство радости от успеха в учебе;

Читайте также:  Учимся по развивающей системе д.б. эльконина - в.в. давыдова

— средствами обучения формировать у учащихся чувство удивления;

— развивать эмоциональное (заинтересовано) отношение к процессу и способов получения знаний;

— формировать у каждого ученика умение владеть своими настроениями, контролировать свои эмоции

Среди основных путей реализации его требований являются: доброжелательный тон общения, уважение к личности ребенка, оптимистический настрой, использование занимательных дидактически целесообразных примеров, поддержка в веры в собственные возможности.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении

Он направлен на поиск возможностей гармоничного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения, их взаимного дополнения, то есть использование в коллективных формах элементов самостоятельной узнавали ной деятельности учащихся.

Этот принцип современная дидактическая теория связывает с личностно индивидуальной ориентацией обучения, определению индивидуальной траектории развития учения, выбором уровня и методов овладение содержанием учебных программ, адаптацией учащихся с особенностями информационных и компьютерных технологий обученияя.

Этот принцип выдвигает следующие требования:

— учитывать уровень умственного развития учащегося;

— осуществлять анализ опыта учащихся;

— изучать мотивы учения школьников;

— оказывать индивидуальную помощь учащимся в обучении;

— учитывать уровень познавательной и практической самостоятельности ученика;

— учитывать уровень волевого развития ученика;

— объединять в дифференцированные подгруппы учащихся, имеющих одинаковые учебные возможности;

— корректировать содержание и формы обучения, оказывать помощь учащимся без существенного снижение сложности содержания учебного материала;

— исследовать индивидуальную систему деятельности ученика

Принцип связи теории с практикой

Этот принцип направлен на то, чтобы процесс обучения побуждал учеников использовать знания для изучения окружающего мира. Он требует подкрепления теоретического материала примерами и ситуациями из реал льного жизни, изучение не только современных научных теорий, но и определение перспектив развития науки.

Научные знания, отраженные в содержании учебного материала, должны быть цельными, а не расчлененным и на факты, идеи, теории.

Определяющую роль в построении обучения должны играть научные теории, а не практика время для того, чтобы научная теория не стала абстрактной, ее необходимо строить на осн ове накопленного учащимися опыта, развивая йогйого.

Требования этого принципа следующие: — показывать связь развития науки и практических потребностей личности;

— использовать окружающую действительность как источник знаний и сферу применения теории;

— использовать связь школы и производства;

— целесообразно применять проблемно-поисковые и исследовательские задачи;

— сочетать умственную деятельность с практической;

— развивать и переносить успехи учащихся с одного вида деятельности на другие;

— использовать связь обучения с жизнью как стимул для самообразования

Дидактические принципы образуют определенную систему, реализующих гуманистическую направленность обучения, ориентацию на воспитательные и развивающие цели, систему моделирования и прогнозирования педагогического процесса.

Част то принципы обучения внутренне противоречивы время реализация каждого принципа тесно связана с реализацией других: научность и систематичность — с доступностью; доступность — с наглядностью т.п.. Это свидетельствует об их взаимосвязи и взаимодополняемости.

Эффективность обучения и педагогической деятельности зависит от учета основных требований системы дидактических принципеипів.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/osnovi_didaktiki_-_chayka_vm/printsip_emotsiynosti.htm

Принцип связи теории с практикой

Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей.

Проблемы, которые решают различные науки, всегда ставятся именно практикой, и результаты разрешения научных проблем всегда проверяются практикой и внедряются в практику, в общественное производство, в жизнь для того, чтобы совершенствовать ее.

Главной особенностью этого принципа и является то, чтобы учащиеся прежде всего понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности. И, чтобы они умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера, которые возникают перед ними. Такие умения являются одним из важнейших критериев качества знаний обучающихся.

Очень часто важнейшим средством реализации требований данного принципа считается организация уроков трудового обучения в школе. Действительно, трудовая деятельность школьников в процессе обучения имеет не менее существенное значение, чем учебная. Они должны быть единым целым. К тому же и сама учебная деятельность школьников должна рассматриваться как важнейший путь их трудового воспитания.

Данному принципу всегда отводилась самая значительная роль в организации отечественного процесса обучения в массовой школе. Однако с 1937 г. этот принцип стал постоянно нарушаться. Так, например, были отменены уроки трудового обучения в советской школе, против чего выступала Н.К. Крупская (ее письмо к председателю наркомпроса Жданову).

Отмена уроков трудового обучения вполне отвечала идеологии того времени. До 1937 г. в результате репрессий была практически ликвидирована интеллигенция, в том числе и техническая.

Нужно было создать заново «советскую» интеллигенцию, надо было молодежь готовить в вузы и техникумы, развивая умственные способности учащихся, и поэтому было взято направление лишь на интеллектуальную подготовку. Такое положение существовало до 1958 г.

В 1958 г. был принят Закон о связи обучения с жизнью, где этот принцип рассматривался как ведущий принцип советской школы. Было введено одиннадцатилетнее обучение.

Учащиеся 9, 10 и 11 классов два дня в неделю в течение всего учебного года занимались профессиональным обучением.

После окончания школы, помимо аттестата зрелости, каждый получал удостоверение слесаря, столяра, лаборанта, тракториста и т.п.

Серьезное внимание уделялось связи теоретических школьных предметов с профессиональным профилем школьников.

Такая система просуществовала до 1963 г. когда отменили одиннадцатый класс и работа, начатая в 1958 г. стала сворачиваться. Начиная с 1977 г. опять стали создаваться межшкольные мастерские – УПК, которые к середине 90-х гг. также потеряли свою актуальность.

Однако принцип связи теории с практикой остается одним из важнейших, при любых отклонениях в решении вопросов трудового обучения. Особенности содержания учебных предметов, их специфика предусматривают разнообразные формы связи теории с практикой.

Читайте также:  Общее понятие о методах обучения

Традиционными путями связи теории с практикой являются разнообразные экскурсии, выполнение учащимися лабораторных и практических работ, организация различного рода наблюдений за конкретными объектами и явлениями и т.п.

Однако обычно при организации процессе обучения забывают о таком пути, как опора на личный опыт учащихся.

Изучая художественные произведения на уроках литературы, поэзию в частности, учащиеся должны не только воспринимать содержание, запоминать его, но и как бы переносить на себя происходящее с героями литературных произведений.

Точно так же, как и при использовании наглядных пособий в процессе обучения, когда мы говорим о необходимости соблюдать чувство меры, надо ограничивать количество конкретных примеров, раскрывающих связь теоретического материала с практическим, чтобы количество этих примеров «не заслоняло» системы формируемых знаний у учащихся.

Знакомство учащихся с практикой может осуществляться в самом начале изучения какой-то темы, прежде чем они начнут изучение соответствующего теоретического материала, или по ходу изучения темы, или в конце.

Порой принцип связи теории с практикой подменяется так называемым политехническим принципом. Понятие это является более частным по отношению к принципу связи обучения с жизнью и распространяется только на осуществление политехнического образования.

Обучение всегда носит воспитательный характер. Обучение и воспитание это целостный процесс. Воспитанность определяется характером отношений человека к окружающей действительности. Но отношения эти формируются на основе знаний, поэтому так важно применение всех принципов обучения, которые имеют и воспитывающее значение.

Процесс обучения – это процесс передачи знаний о мире, процесс воспитания – это процесс воздействия на систему отношений учащегося к окружающей его действительности.

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/psikhologiya/27284-printsip-svyazi-teorii-s-praktikoj

Библиотека — Подласый И.П. — Педагогика — процесс обучения

Принцип связи теории с практикой

Основой данного принципа является центральное положе­ние классической философии и современной гносеологии, со­гласно которому точка зрения жизни, практики — первая и ос­новная точка зрения познания.

Рассматриваемый принцип опирается на многие философ­ские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика — критерий истины, источник познавательной дея­тельности и область приложения результатов обучения; пра­вильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффек­тивность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержа­ния образования, организации учебно-воспитательного процес­са, применяемых форм и методов обучения, времени, отводи­мого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в кото­рой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адапта­ция к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применя­ются в практике, используются для преобразования окружаю­щих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впи­тывающих в себя теоретические выводы и опыт лучших школь­ных коллективов.

Общественно-исторической практикой доказывайте не­обходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте так, чтобы учащийся и понимал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходимостью.

Обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жиз­ни: связь «знания — жизнь» необходима.

Постоянно, глубоко и убедительно раскрывайте диалек­тическую связь теории с практикой. Покажите, что наука раз­вивается под влиянием практических потребностей, приводите конкретные примеры, раскрывайте перед учащимися страницы борьбы человечества за облегчение труда, роль научных знаний в этом процессе.

Рассказывайте учащимся о новых современных техноло­гиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.

Настойчиво приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действи­тельность и как источник знаний, и как область их практичес­кого применения.

Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на которых бы учащийся не знал жизненного значения своей ра­боты.

Всемерно используйте связь школы и производства. До­бивайтесь того, чтобы общение школьников с производствен­никами продолжало учебно-воспитательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет — производство».

Составляйте и решайте со своими учащимися задачи и упражнения на основе производственных достижений, привле­кайте к их анализу и проверке производственников.

Связывайте обучение с перспективами развития народно­го хозяйства своего города, села, области, республики, страны.

Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспектив­ных разработках.

Проблемно-поисковые и исследовательские задания — лучшее средство связи теории с практикой: широко используй­те их в различных сочетаниях.

  К оглавлению

Источник: http://libbook.net/book_232_page_283

Ссылка на основную публикацию