Программированное обучение

Программированное обучение

Программированное обучение – это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).

Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Скиннером (сторонником бихевиоризма) для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники.

Объективно программированное обучение отражает применительно к сфере образования тесное соединение науки с практикой, передачу определенных действий человека машинам, возрастание роли управленческих функций во всех сферах общественной деятельности.

Однако при разработке этого типа обучения одни специалисты опираются на достижения только психологической науки (одностороннее психологическое направление), другие – только на опыт кибернетики (одностороннее кибернетическое). В практике обучения — типично эмпирическое направление, при котором разработка обучающих программ основывается на практическом опыте, а из кибернетики и психологии берутся только отдельные данные.

В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.

Определение понятия программированного обучения

Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.

Особенности программированного обучения

  1. Учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;
  2. Сразу же после сообщения определенной дозы знаний следует контроль над их усвоением;
  3. Предполагает применение алгоритмизированных предписаний, помогающих обучаемым кратчайшим путем находить верные решения определенного круга познавательных задач;
  4. Вырабатывает особый стиль мыслительной деятельности, мышление становится управляемым.

Практика программированного обучения

В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Доза усвоена — переход к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.

В последние годы идеи программированного обучения стали возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компьютерного, или электронного, обучения. Новая техническая база позволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаемого с обучающей системой.

Роль учителя в этом случае состоит в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения.

Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает достаточно высокий уровень не только обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.

Достоинства и недостатки программированного обучения

Достоинства программированного обучения:

  1. Вырабатывает способы рациональных умственных действий;
  2. Воспитывает умение логически мыслить.

Недостатки программированного обучения:

  1. Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;
  2. Требует больших затрат времени;
  3. Применение ограничено алгоритмически разрешимыми познавательными задачами;
  4. Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, и не позволяет получить новые знания;
  5. Чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

Источник: Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология // Сайт института международных программ Российского университета дружбы народов

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/programmirovannoe-obuchenie/

Программированное обучение | Мир Психологии

Программированное обучение (англ. programmed instruction) — составляет систему теоретических представлений и организационных форм, обеспечивающих возможности самостоятельного приобретения знаний и навыков различными категориями уч-ся.

В настоящее время рассматривается как одно из средств самостоятельной работы школьников. Программированное обучение в различных теоретических системах включало решение общей проблемы управления процессом обучения. За рубежом были разработаны след. основные системы П. о.: линейное П. о. (Б.Ф.

Скиннер) и разветвленное П. о. (Н. Краудер)

Каждая из этих систем решала прежде всего вопрос об общем принципе управления, основанном на обратной связи и подкреплении как основных регуляторах процесса усвоения. В указанных системах П. о. принцип обратной связи был реализован в 2 формах: как управление без ошибок (линейное П. о.) и управление на основе типичных ошибок (разветвленное П. о.).

Программированное обучение исходило из необходимости такой максимальной индивидуализации процесса обучения, при которой каждый уч-ся может учиться в соответствии с индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом в обучении и др. В условиях линейной системы индивидуализация разрабатываемых учебных материалов ориентировалась на самых «слабых» учеников, а в системах разветвленного П. о. — на основе допускаемой ошибки и последующего ее исправления «средним» уч-ся.

Для целей П. о. были разработаны системы учебных материалов по различным учебным предметам, в которых процесс управления обучением строился на основе предъявления уч-ся учебного материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения. В системах линейного П. о.

под шагом понималась возможность усвоения минимальной единицы учебной информации в процессе решения элементарной познавательной задачи. В случае неправильного решения в последующем кадре была представлена нужная (правильная) Информация, которая обеспечивала немедленное исправление допущенной ошибки.

В разветвленных системах П. о. учебные задания были более сложные; они составляли более или менее полную учебную задачу. При правильном решении уч-ся получал в след. кадре подтверждение правильности решения и указание о след. учебном задании. В случае неправильного решения учащийся получал в след.

кадре разъяснение допущенной ошибки; ему излагались необходимые знания и давалось указание о повторном выполнении того же или сходного учебного задания. Результатом реализации систем П. о.

явились специально разработанные программированные учебные пособия — «самоучители» по различным учебным предметам, которые могли использоваться для целей учебной работы различными категориями уч-ся.

В зависимости от целей обучения, специфических особенностей учебного материала, возраста уч-ся и т.п. стали разрабатываться различные смешанные формы программированных учебных материалов. Имеются конкретные варианты подготовки программированных материалов для их использования в обучении с помощью различной учебной техники, в т.ч.

с помощью телевидения и ЭВМ. Такие системы получили название автоматизированных обучающих систем (АОС). В большинстве случаев в современном обучении используются отдельные элементы П. о., а обучающая техника используется для решения отдельных учебных задач. Наиболее разработанными вариантами использования элементов П. о.

стали: автоматизация контроля знаний уч-ся, использование учебной техники для консультаций уч-ся; созданы и успешно используются различные типы тренажеров.

К числу современных подходов к разработке новых систем относятся такие направления в решении дидактических вопросов, которые предлагают создание адаптивных систем обучения, использование в принципов проблемного обучения, разработку оптимальных форм диалогового учебного взаимодействия в процессе обучения с помощью ЭВМ (см. Гипертекст).

Разработка и использование П. о. поставили новые теоретические и практические вопросы оптимальных форм управления в обучении, обеспечили более интенсивное использование и создание специальных обучающих устройств.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Программированное обучение (греч.

programma — публичное объявление, распоряжение, указ) — обучение по заранее разработанной программе, в которой полностью предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея П. о.

была предложена в 50-е гг. XX в. американским психологом Б.Ф. Скиннером с целью повысить эффективность управления процессом учения, используя достижения экспериментальной психологии и техники.

Объективно программированное обучение отражает применительно к сфере образования тенденции, появившиеся в ходе научно-технического прогресса: тесное соединение науки с практикой, передача определенного класса действий человека машинам; возрастание роли управленческих функций во всех сферах общественной деятельности. Для повышения эффективности управления процессом учения необходимо использовать достижения всех наук, имеющих отношение к этому процессу и, прежде всего, кибернетики — науки об общих законах управления.

Наиболее известна концепция П. о. Скиннера, опирающаяся на бихевиористскую теорию учения, согласно которой между обучением человека и научением животных нет существенной разницы.

В соответствии с бихевиористской теорией, обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции.

Для выработки правильной реакции используются: принцип разбивки процесса на мелкие шаги и принцип подсказок.

Примером может служить заучивание стихотворения: вначале четверостишие дается полностью, затем — с пропуском одного слова,,двух слов и целой строки. В конце заучивания ученик, получив вместо четверостишия 4 строчки многоточий, должен воспроизвести стихотворение самостоятельно.

Для закрепления реакции используется принцип немедленного подкрепления (с помощью словесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильности ответа и др.) каждого правильного шага, а также принцип многократного повторения реакций. Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на линейные, разработанные Скиннером, и так наз.

разветвленные программы Н. Краудера. Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из них.

В получивших широкое распространение разветвленных программах кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматривают дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности.

Кроме того, эти программы открывают большие возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем линейные, которые ограничивают познавательную деятельность в основном восприятием и памятью.

Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской основе, заключается в невозможности управления внутренней, психической деятельностью учащихся, контроль за которой ограничивается регистрацией конечного результата (ответа). С кибернетической точки зрения эти программы осуществляют управление по принципу «черного ящика», что применительно к обучению человека мало продуктивно, т.к. главная цель при обучении состоит в формировании рациональных приемов познавательной деятельности.

Контролировать познавательную деятельность позволяет деятельностный подход к обучению, который разработан в нашей стране.

Обучение по программам, составленным в соответствии с требованиями кибернетики и деятельностной теории учения, показало высокую эффективность этого пути программирования учебного процесса и возможность управлять процессом учения по ходу егб осуществления. Составление обучающих программ связано с алгоритмизацией учебного процесса, т.е.

с разработкой конструктивных предписаний (алгоритмов), которыми должны руководствоваться как учащиеся, так и обучающие. В условиях массового обучения преподаватель не может реализовать одновременно несколько обучающих программ, учитывающих индивидуальные особенности учащихся; преподаватель не может также обеспечить систематическую обратную связь с каждым обучаемым. Поэтому П.

о. всегда связано с использованием обучающих машин (машинное программированное обучение) и программированных учебников (безмашинное программированное обучение). При этом непосредственное управление процессом усвоения, характерное для традиционного обучения, заменяется управлением опосредованным (с помощью программы, реализуемой обучающей машиной или др.

средствами автоматизации). Сложность учебного процесса, недостаточная изученность его закономерностей не позволяют заранее предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть при его осуществлении.

Следовательно, полная автоматизация обучения невозможна и на определенных этапах его протекания необходимо вмешательство преподавателя, который должен уметь выйти за пределы известных ему предписаний и принять творческое решение относительно специфики дальнейшего обучения того или иного ученика. Эффективность П. о. определяется степенью учета программой требований кибернетики к управлению, а также степенью учета специфических закономерностей учебного процесса при реализации этих требований.

Читайте также:  Аппликация праздничный хоровод в подготовительной группе: конспект занятия, коллективная в том числе с шаблонами, картинками и видео

Программированное обучение не следует отождествлять с автоматизацией учебного процесса с помощью различных технических средств (магнитофонов, кинопроекторов и т.д.

), где предъявление и обработка информации в процессе обучения осуществляется без программы управления процессом усвоения.

Разработка научно обоснованных обучающих программ, реализуемых адекватными им современными техническими средствами, открывает путь для существенного повышения эффективности учебного процесса на всех уровнях образования. Н.Ф. Талызина

Психологический словарь. И. Кондаков

Программированное обучение

  • Словообразование — происходит от греч. programma — предписание.
  • Категория — форма обучения.
  • Специфика — система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным предметам, которыми учащиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание перейти к следующему учебному заданию, а при неправильном решении — разъяснение допущенной ошибки и указание повторить выполнение того же или сходного учебного задания.
  • Виды — были разработаны системы линейного и разветвленного программированного обучения. В настоящее время в программированном обучении используются компьютерные адаптивные системы.
  • Литература Crowder N.A. Automatic training by intrinsic programming // (Eds.) Lumsdaine A.A., Glaser R. Teaching Machines and Programmed Learning. NEA, 1960; Skinner B.F. Teaching Machines // (Eds.) Lumsdaine A.A., Glaser R. Teaching Machines and Programmed Learning. NEA, 1960; Crowder N.A. Simple ways to use the student response for program control // (Eds.) Margulies S., Eigen L.D. Applied Programmed Instruction. N.Y.-L., 1962;Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. Изд. Мос. Унив., 1975, с. 250-318

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Программированное обучение — общий термин, относящийся к применению любой машины или другого устройства в качестве технологической помощи в обучении. Наиболее распространенные из таких средств – программированный текст и компьютер; см. компьютеризованное обучение.

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/programmirovannoe-obuchenie

Программированное обучение

Частично некоторые недостатки традиционного обучения устраняются с помощью программированного обучения, которое зародилось на стыке педагогики, психологии и кибернетики в 60-х г.г. В основе программированного подхода лежат три представления об обучении: 1) как о процессе управления, 2) как об информационном процессе и 3) как о процессе индивидуализированном.

Программированное обучение в своей основе имеет обучающую программу, в которой строго систематизируются: 1) сам учебный материал; 2) действия учащегося по его усвоению; 3) формы контроля усвоения.

Учебный материал разбивается на небольшие по объему логически завершенные учебные дозы, после усвоения каждой дозы учащийся отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный, по его мнению, ответ из некоторого числа заранее заготовленных преподавателем-программистом ответов, либо с помощью заданных символов, букв, цифр конструирует ответ самостоятельно. Если дается правильный ответ, следует очередная учебная доза. Неверный ответ влечет за собой необходимость повторения учебной дозы и новую попытку ответа.

Выделяют линейные и разветвленные программы. В линейных программах каждый учащийся изучает одинаковую для всех, одну и ту же последовательность учебных доз.

Работая по разветвленной программе, каждый учащийся приходит к заданной цели обучения различным путем в зависимости от своих индивидуальных особенностей, так как после каждой учебной дозы в зависимости от характера ответа на контрольный вопрос учащийся переходит или к следующей учебной дозе, или на боковые «ветви» программы.

Боковых ветвей может быть несколько, они со держат разъяснения ошибок, дополнительные пояснения, восполняют «пробелы» знаний. После прохождения той или иной «ветви» учащийся возвращается на основной «ствол» программы. Наиболее сильные учащиеся движутся по основному стволу программы, более слабые — с заходом на боковые ветви.

Адаптивные программы предусматривают возможность перехода на менее или более трудные участки (ветви) программы, причем этот переход происходит на основе учета всех предыдущих ответов и ошибок ученика.

В адаптивную обучающую программу закладывается схема анализа ответов учащихся, серия параллельных подпрограмм, в которых предусмотрена возможность изменения способа подачи информации, уровня трудности, глубины и объема изучаемого материала, характера вопросов и т. п.

в зависимости от индивидуальных особенностей и ответов ученика.

Разработанная обучающая программа может быть реализована с помощью машины — технического устройства, с помощью ЭВМ либо с помощью программированных учебников, построенных по типу «перепутанные страницы» (в зависимости от своего ответа ученик переходит к определенной странице учебника).

Основные принципы и достоинства программированного обучения: 1) дозированность учебного материала, 2) активная самостоятельная работа ученика, 3) постоянный контроль усвоения, 4) индивидуализация темпа обучения, объема учебного материала, 5) возможность использования технических автоматизированных устройств обучения.

Программированное обучение полезно в преподавании дисциплин, основанных на фактическом материале и повторяющихся операциях, имеющих однозначные, четкие формулы, алгоритмы действий. Главная задача программированного обучения — выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений.

Программированное обучение стимулировало развитие и применение технических средств обучения. К техническим средствам обучения (ТСО) относятся различные приспособления, машины и системы в сочетании с учебно-дидактическими материалами, используемые с целью повышения эффективности учебного процесса.

Выделяют: 1) информационные ТСО — технические средства предъявления информации (эпипроекторы, учебное кино, учебное телевидение и т. д.), 2) контролирующие ТСО, 3) обучающие ТСО, которые обеспечивают весь замкнутый цикл управления обучением, представленный обучающей программой, реализуют программированное обучение.

Автоматизированные обучающие системы (АОС) могут реализовать линейные, реже — разветвленные программы. Автоматизация обучения успешнее реализуется с помощью ЭВМ.

АОС на базе ЭВМ ведет процесс обучения в диалоговом режиме, где ЭВМ реализует последовательность учебных доз, контрольных заданий, дополнительных пояснений в зависимости от анализа ответов учащихся на контрольные вопросы.

Источник: https://psyera.ru/4637/programmirovannoe-obuchenie

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Министерство образования и науки Российской Федерации

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

«Программированное обучение»

ВЫПОЛНИЛ:

Студент: Усольцева Н.А.

Группа: ПЗ-4938(б)с

Специальность: Профессиональное

Обучение (дизайн)

Курган 2010г.<\p>

Сущность программированного обучения

Программированное обучение — это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).

Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б.

Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники.

Объективно программированное обучение отражает применительно к сфере образования тесное соединение науки с практикой, передачу определенных действий человека машинам, возрастание роли управленческих функций во всех сферах общественной деятельности.

Для повышения эффективности управления процессом учения необходимо использовать достижения всех наук, имеющих отношение к этому процессу, и прежде всего кибернетики — науки об общих законах управления. Поэтому развитие идей программированного обучения оказалось связанным с достижениями кибернетики, которая задает общие требования к управлению процессом учения.

Реализация этих требований в обучающих программах базируется на данных психолого-педагогических наук, изучающих специфические особенности учебного процесса. Однако при разработке этого типа обучения одни специалисты опираются на достижения только психологической науки (одностороннее психологическое направление), другие — только на опыт кибернетики (одностороннее кибернетическое).

В практике обучения — типично эмпирическое направление, при котором разработка обучающих программ основывается на практическом опыте, а из кибернетики и психологии берутся только отдельные данные.

В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.

Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.) (рис. 1). Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.

Рис1. Программированное обучение: суть, достоинства, недостатки

 

 

В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Доза усвоена — переход к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.

Обычно, при составлении обучающих программ, из кибернетических требований учитывалась лишь необходимость систематической обратной связи, из психологических — индивидуализация процесса обучения. Отсутствовали последовательность реализации определенной модели процесса усвоения. Наиболее известна концепция Б.

Скиннера, опирающаяся на бихевиористскую теорию учения, согласно которой между обучением человека и научением животных нет существенной разницы. В соответствии с бихевиористской теорией обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции.

Для выработки правильной реакции используются принцип разбивки процесса на мелкие шаги и принцип системы подсказок. При разбивке процесса запрограммированное сложное поведение расчленяется на простейшие элементы (шаги), каждый из которых учащийся смог бы совершить безошибочно.

При включении в обучающую программу системы подсказок требуемая реакция вначале дается в готовом виде (максимальная степень подсказки), затем с пропуском отдельных элементов (затухающие подсказки), в конце обучения требуется совершенно самостоятельное выполнение реакции (снятие подсказки).

Примером может служить заучивание стихотворения: вначале четверостишие дается полностью, затем — с пропуском одного слова, двух слов и целой строки. В конце заучивания ученик, получив вместо четверостишия четыре строчки многоточий, должен воспроизвести стихотворение самостоятельно.

Для закрепления реакции используется принцип немедленного подкрепления (с помощью словесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильности ответа, и др.) каждого правильного шага, а также принцип многократного повторения реакций.

 

Типы обучающих программ

Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на:

а) линейные, разработанные Скиннером,

б) разветвленные программы Н. Краудера.

1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. ХХ в. на основе бихевиористского направления в психологии.

· Он выдвинул следующие требования к организации обучения:

o При обучении учащийся должен проходить через последовательность тщательно подобранных и размещенных «шагов».

o Обучение следует построить таким образом, чтобы учащийся все время был «деловит и занят», чтобы он не только воспринимал учебный материал, но и оперировал им.

o Перед тем, как перейти к изучению последующего материала, учащийся должен хорошо усвоить предыдущий.

o Учащемуся необходимо помочь путем деления материала на небольшие порции («шаги» программы), путем подсказок, побуждений и т.д.

o Каждый правильный ответ учащегося необходимо подкреплять, используя для этого обратную связь, — не только для формирования определенного поведения, но и для поддержания интереса к обучению.

Согласно этой системе, обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно, в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте.

После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто. Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз.

Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мысли Б.

Скиннера, обучаемый учится, главным образом, выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучаемого.

Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из них. В силу этого коррекция программ не предусмотрена: все учащиеся получают одну и ту же последовательность кадров (заданий) и должны проделать одни и те же шаги, т.е. двигаться по одной и той же линии (отсюда название программ — линейные).

2. Разветвленная программа программированного обучения. Ее основоположником является американский педагог Н. Краудер.

В этих программах, получивших широкое распространение, кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений.

Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают большие возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем линейные, ограничивающие познавательная деятельность в основном восприятием и памятью.

Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ.

Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы.

Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.

Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано много других, в той или иной степени использующих линейный или разветвленный принцип или оба эти принципа для построения последовательности шагов обучающей программы.

Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской основе, заключается в невозможности управления внутренней, психической деятельностью учащихся, контроль за которой ограничивается регистрацией конечного результата (ответа).

С кибернетической точки зрения эти программы осуществляют управление по принципу «черного ящика», что применительно к обучению человека малопродуктивно, т. к. главная цель при обучении состоит в формировании рациональных приемов познавательной деятельности.

Это означает, что контролироваться должны не только ответы, но и пути, ведущие к ним. Практика программированного обучения показала непригодность линейных и недостаточную продуктивность разветвленных программ.

Дальнейшие усовершенствования обучающих программ в рамках бихевиористской модели обучения не привели к существенному улучшению результатов.

В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975).

В отечественном варианте этот тип обучения базируется на так называемой теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина и теории кибернетики.

Реализация программированного обучения предполагает выделение по каждому изучаемому предмету специфических и логических приемов мышления, указания рациональных способов познавательной деятельности в целом.

Только после этого возможно составление обучающих программ, которые направлены на формирование этих видов познавательной деятельности, а через них и тех знаний, которые составляют содержание данного учебного предмета.

программированное обучение управляемое усвоение

Достоинства и недостатки программированного обучения

Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Однако оно имеет и ряд недостатков, например:

o не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;

o требует больших затрат времени;

o применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;

o обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

· В годы наибольшего увлечения программированным обучением — 60-70-е гг. ХХ в. — был разработан ряд систем программирования и много различных обучающих машин и устройств. Но одновременно появились и критики программированного обучения. Э. Лабэн так суммировал все возражения против программированного обучения:

o программированное обучение не использует положительных сторон группового обучения;

o оно не способствует развитию инициативы учащихся, поскольку программа как бы все время ведет его за руку;

o с помощью программированного обучения можно обучить лишь простому материалу на уровне зубрежки;

o теория обучения, основанная на подкреплении, хуже, чем основанная на интеллектуальной гимнастике;

o в противоположность утверждениям некоторых американских исследователей — программированное обучение не революционно, а консервативно, так как оно книжное и вербальное;

o программированное обучение игнорирует достижения психологии, которая уже более 20 лет изучает структуру деятельности мозга и динамику усвоения;

o программированное обучение не дает возможности получить целостную картину об изучаемом предмете и представляет собой «обучение по крохам».

Хотя не все эти возражения полностью справедливы, но, несомненно, они имеют под собой определенные основания. Поэтому интерес к программированному обучению в 70-80-е гг. ХХ в. стал падать и его возрождение произошло в последние годы на базе использования новых поколений компьютерной техники.

Как уже отмечалось, наибольшее распространение различные системы программированного обучения получили в 50-60-х гг. ХХ в., в дальнейшем стали использовать лишь отдельные элементы программированного обучения, главным образом для контроля знаний, консультаций и тренировки навыков.

В последние годы идеи программированного обучения стали возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компьютерного, или электронного, обучения.

Новая техническая база позволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаемого с обучающей системой. Роль учителя в этом случае состоит в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения.

Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает достаточно высокий уровень не только обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.

Список литературы

2. (http://www.modelschool.ru/index.html Модельная; см. сайт Школы завтрашнего дня),

3. (http://www.kindgarden.ru/what.htm; см. материал «Что же такое Школа Завтрашнего Дня?»).

Размещено на

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=467437

Программированное обучение как основа дистанционного образования — Организация учебного процесса — Сидоров Сергей Владимирович

Анна Ушакова

Факультет Истории и права, 3 курс

В настоящее время компьютерные технологии нашли широкое применение во всех областях жизни человека. Не обошли они и систему образования.

Современная жизнь быстро меняется и для того, чтобы легче приспособиться к новым условиям, человеку нужно постоянно совершенствовать свои знания, умения, навыки, проходить переподготовки, повышать квалификацию и т.д.

В связи с этим в последнее время в школах и высших учебных заведениях вводится дистанционное образование – процесс получения учащимися знаний с помощью различных интерактивных компьютерных технологий. Причиной этого является удобство данной формы образования.

Основой современного дистанционного образования является программированное обучение, которое включает в себя различные методы и средства, основанные на самостоятельном получении знаний обучающимся.

Основоположником данной формы обучения является Б.Ф. Скиннер (далее на фото слева), который разработал свою систему программированного обучения.

Данная концепция заключается в самостоятельном обучении по специально разработанным программам с помощью компьютерных средств обучения. Таким образом, преподаватель следит за эффективностью овладения знаниями, регулирует его учебные действия.

Например, ученик сам проходит учебный материал в виде лекций, практических занятий, а учитель лишь следит за уровнем усвоения учеником знаний. В соответствии с этим существует несколько алгоритмов программированного обучения: линейный, разветвленный, смешанный и т.д.

Рассмотрим их подробнее.

Линейный алгоритм был разработан Б.Ф.Скиннером.

В основе данного алгоритма лежит деление всего материала на небольшие части для того, чтобы обучающийся не тратил много усилий и времени для его усвоения, при этом уровень каждой части должен быть невысокий, для того, чтобы ученик правильно выполнял большинство заданий и тем самым получал положительный настрой на дальнейшее обучение.

Вопросы к пройденному материалу должны быть открытого типа, т.е. ученик должен сам писать ответ, а не выбирать из нескольких предложенных, а затем, после подтверждения своего ответа должен сразу появляться верный ответ. Так, если ученик ответил неверно, то он видит правильный ответ, анализирует его и запоминает.

Все учащиеся проходят материал в удобном для них темпе, но к концу программы все приходят одним путем.

Разветвленный алгоритм в 1960 году разработал Норман Кроудер (на фото справа).Последовательность обучения для каждого обучающегося определяется индивидуально, на основе ответов.

Учебный материал выдается большими частями и ставятся сложные вопросы и, если обучающийся не справляется с поставленными задачами, то он переходит к углубленному и легкому уровню. В каждой части используются вопросы закрытого типа с выбором одного верного ответа. Если ученик ответил неправильно на вопрос, то, как и говорилось выше, он переходит к более глубокому уровню, где ему объясняется непонятый материал. В данном алгоритме каждый ученик пройдет материал разными путями.

При объединении линейного и разветвленного алгоритмов появился так называемый смешанный алгоритм. Его разработали британские психологи из университета в Шеффилде, поэтому второе название алгоритма – Шеффилдский метод.

Здесь деление материала на части зависит от поставленных целей, которых нужно добиться при обучении, особенностей материала, возраста обучающихся и т.д. От дидактической цели зависит и использование открытых и закрытых вопросов.

Например, для того, чтобы облегчить выбор ответа, ученику предлагается самостоятельно вставить пропущенное слово в предложение. Для проверки более сложного материала, ученик должен выбрать один верный вариант ответа из нескольких предложенных.

Пока ученик не овладеет определенной частью материала, он не может перейти к следующей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные принципы, на которых основано программированное обучение:

 1) наличие определенной системы прохождения материала; 2) деление материала на несколько частей для более быстрого и эффективного усвоения материала; 3) наличие проверочных заданий для того, чтобы ученик лучше запомнил информацию, прошел непонятый материал еще раз и т.д.

4) наличие ответов, чтобы ученик увидел то, что не понял и уделил данной теме больше внимания.

Таким образом, можно выделить 2 основных требования для обучения по данной концепции: самообразование и самоконтроль, без которых невозможно программированное обучение. То есть, обучающийся должен надеяться только на свои силы и стремиться к лучшим результатам.

Преимущество программированного обучения состоит в том, что благодаря ей активизируется учебная деятельность обучающихся. Благодаря обязательному прохождению каждого этапа программы, ученик лучше осваивает пройденный материал. Также с помощью индивидуализации прохождения, ученик получает знания в том темпе, который для него удобен.

Так более подготовленный ученик пройдет материал быстрее, а менее подготовленный – медленнее, но все равно освоит весь материал в своем темпе работы. Таким образом, медленный ученик не задерживает быстрого.

Программированное обучение развивает у учеников самостоятельность, так как почти все задания они выполняют индивидуально, без чьей-то помощи. Данный способ предполагает использования различных компьютерных средств обучения, например, Интернет, различные учебные пособия, компьютеры, и т.д., что в настоящее время очень удобно.

Программированное обучение сегодня используют популярные онлайн-ресурсы подготовки к единым государтвенным экзаменам (ЕГЭ) по разным школьным предметам, например, осуществляется дистанционная подготовка к ЕГЭ по английскому языку.

Однако программированное обучение имеет и ряд недостатков, поскольку не весь материал можно подвергнуть программированию, делению на части. Также не всегда возможно придумать проверочные задания. Так, например, нельзя проверить уровень патриотизма, нравственности с помощью контрольных вопросов.

Данный вид контроля знаний хорошо подходит для проверки практических знаний и умений, изучения языков, решении задач и т.д. Также при закрытом типе вопросов возможно простое угадывание правильного варианта ответа, и, следовательно, ученик не поймет пройденный материал. Программированное обучение, в отличие от традиционного, не способствует развитию инициативы и творчества.

Ученику не нужно самому что-то придумывать, вступать в дискуссии с другими обучающимися, просматривать материал, косвенно связанный с темой материала, т.к. в программе даются лишь точные знания без лишней информации. Таким образом, обучающийся получает лишь те знания, которые заложены в программе.

У учеников, которые медленно проходят материал, данный метод обучения занимает достаточно много времени, т.к. им приходится проходить один и тот же материал несколько раз при неправильном выполнении проверочных заданий. Минусом является и то, что не все имеют материальную основу, для обучения таким способом, т.е. не у всех есть компьютеры, выход в Интернет и т.д.

Ну и конечно, никакая программа не заменит настоящего учителя. Общение между учителем и учениками всегда будет приоритетнее.

Программированное обучение – удобный способ получения знаний, который в настоящее время развивается и находит применение как в школах, вузах, так и при повышении квалификации, переподготовке и т.д.

Применение современных компьютерных технологий позволяет эффективно преподносить информацию обучающимся. Программированное обучение имеет большие перспективы развития в ближайшем будущем, но в целом использование данного метода показало, что в настоящее время компьютер не может заметить преподавателя.

Источник: http://si-sv.com/publ/1/programmirovannoe_obuchenie/14-1-0-555

статья 2. Программированное обучение

Суть программированного обучения. Рассмотрим несколько штрихов из истории возникновения программированного обучения. Перед военными США в 1942г.

в связи с подготовкой к открытию второго фронта, возникла проблема массовой, быстрой и качественной подготовки младших офицеров.

Помощь в решении этого вопроса предоставили психологи и педагоги страны, предложив новый вид обучения, которому было дано название — программируемое.

Снова к этому виду обучения в США вернулись после 1957 г., после запуска первого советского спутника, когда под давлением общественности возникла необходимость повысить качество обучения в массовой американской школе.

Необходимо отметить, что и в советской школе, как в общеобразовательной, так и в высшей, профессиональной, находили свое воплощение не только идеи программированного обучения, но и его материальное обеспечение.

Программированное обучение не отменяло классно-урочную систему обучения, а было новым шагом развития. Оно внесло организующее начало в самостоятельную работу тех, кто учился.

В чем же суть основной идеи программированного обучения? Представим себе, что ученик изучает некоторую тему с того или иного учебного предмета. После изучения этой темы (самостоятельно или с учителем, дома или в классе, в учебном кабинете или аудитории), чтобы проверить, как он ее усвоил, предложим ему несколько вопросов, связанных с содержанием данного материала.

На некоторые из них ученик дает правильный ответ, что является сигналом правильного усвоения знаний. А вот на некоторые из задач ученик дает неправильный ответ. Что стало причиной того, что ученик неправильно понял данный материал или вообще его не понял, не может воспроизвести и не может применить.

Проанализировав всю цепь учебных действий ученика, как по содержанию, так и в процессуальном отношении, мы не сможем установить, когда именно, в какой момент процесса обучения, на которой мнении ученик фактически остановился в усвоении нового материала или начал понимать его неправильно.

В конечном результате учебной деятельности (речь идет о отрицательный результат) не заложена информация о том, на каком этапе усвоения и в котором ученик фактически остановился в своем движении от незнания к знанию.

А это означает, что учитель не может ему помочь, следовательно, управление процессом усвоения знаний со стороны учителя мало эффективное или вообще невозможно.

Ведущей идеей программированного обучения является формирование структуры учебного материала, его содержания и объема на основе так называемых элементов информации.

Содержание каждой темы разбивается на отдельные, логически законченные доли учебной информации — элементы информации.

Эти элементы информации размещаются в определенной последовательности, что определяется логикой учебного содержания. Если ученик выполнил определенные учебные действия, направленные на усвоение данного элемента, ему предлагается задание, на которое он должен дать ответ. Это задача по содержанию соответствует только данному элементу информации.

Ученику дается несколько вариантов ответа, среди которых один правильный. Если он выбрал правильный вариант, ему разрешается приступить к освоению следующего элемента информации.

Если выбор ответа был неправильным, то есть если ученик выбрал неправильный ответ, ему предлагают еще поработать над этим элементом или предлагают обратиться к таким источникам информации (учебник, дополнительная литература), которые могут помочь правильно понять данный элемент знаний.

После повторной, но уже правильного ответа, ученик приступает к следующему элементу информации.

Действия ученика относительно усвоения элемента информации, включая и поиск ответа на вопрос, называют шагом. Поэтому программированное обучение за своим характером — это пошаговое обучение.

Учебная программа. Программированное обучение осуществляется на основе учебной программы, которая имеет такой вид:

Таблица 10.1.

№ шага

Содержание элемента информации

Вопрос

Ответ

Следующее действие

Ныне программированное обучение можно организовать на качественно более высоком уровне, поскольку для этого большие возможности имеет современная компьютерная техника. Однако, суть этого вида обучения остается без изменений.

Какие еще особенности программированного обучения? Если каждый ученик имеет учебную программу изучение любой темы, то, работая с ней, он осваивает учебный материал в том темпе, который обусловлен его природными задатками и имеющимся уровнем знаний, умений и навыков с данного учебного предмета. Таким образом, программированное обучение обеспечивает не только самостоятельную проработку материала, но и учитывает индивидуальные особенности каждого ученика. Это означает, что оно открывает исключительно большие возможности для осуществления внутренней дифференциации обучения.

Изучение некоторого объема учебной информации состоит из трех основных процессов: доведение информации до учеников (студентов) — лекция, рассказ, демонстрации; самостоятельного осмысления этой информации (самостоятельное повторение, выяснения, запоминания, решения практических задач, выработка практических навыков); контроля степени усвоения этой информации.

Всем этим процессом руководит учитель (преподаватель). Чем меньше объем переданной информации и чем чаще осуществляется контроль, тем действеннее управления процессом обучения. Однако объем элемента информации не должно быть очень малым.

Он должен дать пищу для самостоятельной работы, для обдумывания сущности переданной информации и возможности собственных выводов. Как утверждают психологи, оптими мально количество шагов при программированном обучении 14 — 15.

Очень большое их количество (60 — 80), как и очень мала (3 — 6), не способствует лучшему усвоению материала.

Внедрение программированного обучения порождает ряд вопросов такого плана: не может ли машинная программа, программированное обучение оттеснить на задний план учителя и, следовательно, свести его роль к мизерной.

Компьютер, будь-яка программируемая машина — это лишь средства, которые помогают учителю организовать учебный процесс, живого учительского общения с учеником никто и ничто не заменит.

Психолого-педагогическая наука утверждает, что программированное обучение является особым видом обучения, которое имеет большие возможности для осуществления индивидуализации учебного процесса и реализации идеи внутренней дифференциации, оно:

• обеспечивает активизации учебного процесса;

■ программируемые пособия вносят организующее начало в самостоятельную работу по усвоению нового материала, особенно большие возможности для осуществления такого вида обучения имеет компьютерная техника;

■ создает большие возможности для организации самостоятельной работы, самоконтроля, самовыражения, самореализации в обучении.

Алгоритмы в обучении. Обучение с применением алгоритмов является разновидностью программированного обучения. Главными принципами такого обучения является определенные модели мысленных процессов или определенные последовательности умственных действий, обеспечивающих успешное решение учебных задач.

При таком обучении усвоения знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.

Одной из задач, которые решает учитель, используя алгоритмы в обучении, является обеспечение усвоения самого алгоритма и обучения учащихся применять его в конкретных учебных ситуациях.

Как свидетельствует психологическая теория, усвоение алгоритма, осмысления его действий и всего алгоритма в целостности происходит одновременно с его применением в конкретной учебной ситуации.

Понятно, что использование алгоритма является оправданным на первых порах усвоения материала — на уровне распознавания и на репродуктивном уровне. На других, высших уровнях усвоения нужны другие методы, другие технологии обучения. Ниже на схеме показано действие алгоритма при изучении одной из грамматических тем.

Итог. Ведущей идеей программированного обучения является формирование структуры учебного материала, его содержания и объема на основе элементов информации. Содержание каждой темы разбивается на отдельные, логически законченные доли информации, элементы информации.

Эти элементы размещаются в определенной последовательности, что определяется логикой учебного содержания. Действия ученика относительно усвоения элемента информации называют шагом. Сделав шаг, ученик отвечает на вопрос, сформулированный для данного шага, путем выбора правильного ответа.

При правильном ответе программа позволяет ему переход к следующему шагу, при неправильном — ученик прорабатывает тот же элемент содержания. Программированное обучение имеет большие возможности для осуществления индивидуализации обучения.

Возможности этого обучения существенно расширились в связи с применением компьютеров в обучении. Отдельным видом программированного обучения является обучение с применением алгоритмов.

Источник: https://banauka.ru/498.html

Ссылка на основную публикацию