Просвещение мирового уровня

Новое Просвещение: без мяса, но с религией

Один из ведущих интеллектуальных центров современности — Римский клуб — подготовил к своему полувековому юбилею доклад о будущем мира, который вызвал жаркие дискуссии. Однако именно на прогнозы Римского клуба опираются в принятии решений ведущие политические и экономические игроки, поэтому мы изучили тезисы нового доклада, чтобы понять, что ожидает наш мир

Лучший пример – доктрина глобального изменения климата, вызвавшая к жизни Киотский протокол и сопутствующие ему международные документы – а они, в свою очередь, привели к реформам и ограничениям во многих сферах жизни, от сельского хозяйства до транспорта.

Нынешний документ называется длинно: «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты». Под стать юбилею, этот доклад оформлен особенно торжественно и выражает консолидированную позицию всех 100 членов этого “глобального ареопага”.

Документ знаменателен еще тем, что отражает идеологический поворот в кругах глобалистов. Римский клуб критикует современный капитализм и призывает к “новому Просвещению” и планетарной цивилизации. Предлагаем краткий дайджест этого доклада.

Конец «пустого мира»

Современный мир находится на грани катастрофы, причины которой многочисленны, но сводятся к мировоззрению человечества, утверждают авторы доклада.

Для описания проблемы используется концепция «полного мира» американского эколога и экономиста Германа Дэйли: все века своего существования человек открывал свободные, еще не принадлежащие никому и не используемые ресурсы и территории, но сейчас действовать таким образом уже невозможно – мир “заполнен”.

Перспективы дальнейшего открытия новых ресурсов призрачны, нужно использовать то, что мы уже имеем. Но если продолжать пользоваться традиционными институтами, религиями, воззрениями, рассчитанными на «пустой» мир – недалеко до коллапса.

Экономика

Начиная с 1980-х годов можно говорить о вырождении капитализма, утверждают авторы доклада. Самым доходным видом бизнеса в рамках нынешней системы стали финансовые спекуляции, и даже мощный кризис 2008-2009 годов не оздоровил ситуацию.

98% финансовых операций современности – спекулятивные. Огромных размеров достигла оффшорная экономика: в этой “серой зоне” крутится, избегая налогов, от 21 до 32 трлн долларов США.

При этом важнейшие технологии недофинансируются, поскольку им, по сравнению со спекулятивными операциями, недостает доходности.

Еще одна вредная для развития человечества вещь – индекс валового внутреннего продукта (ВВП), считают авторы доклада. На него принято ориентироваться при принятии политических решений – но на деле этот индекс мало того, что показывает лишь абстрактную скорость обращения денег в экономике, но еще и по своей природе требует постоянного роста.

В результате – экономические парадоксы: скажем, разлив нефти и последующие ликвидационные работы «разгоняют» ВВП, то есть «хороши» для статистики, хотя плохи по сути. Выращивание овощей на собственном огороде не найдет отражение в индексе ВВП, а покупка из в супермаркете – найдет.

Иными словами, этот показатель не имеет отношения к благополучию и счастью людей, а потому от него, как от ориентира, пора отказываться.

Ответы на самые актуальные вопросы о российской экономике — в наших лучших материалах минувшего года 

Экология

Крупнейшей проблемой остается экологическая: состояние планеты Земля в наши дни зависит только от деятельности человека. Так, 97% ныне живущих на Земле позвоночных животных – это люди и скот, а на дикую фауну приходится лишь 3%.

Отсюда, в частности, глобальное потепление – проблема планетарного масштаба.

Ради борьбы с изменением климата было в свое время подписано Парижское соглашение и Киотский протокол, но даже полное их соблюдение всеми странами не решит проблему полностью, утверждают эксперты.

Избыточное потребление – одна из ключевых причин глобального потепления, напоминают авторы доклада.

Причем в мире наблюдается жесточайший дисбаланс между богатыми и бедными домохозяйствами: например, 1% богатейших американцев в своей жизнедеятельности выделяет 318 тонн выбросов CO2 , а средний житель Земли – всего 6 тонн.

Десять процентов самых богатых домохозяйств мира дают 45% общего объёма выбросов. А это значит – начинать переход к мировоззрению “полного мира” придется именно “золотому миллиарду”.

Проблему усугубляет продолжающееся перенаселение, полагают члены Римского клуба (эта институция уже много лет в своих докладах настаивает на необходимости сокращения рождаемости).

Но дело не только в численности населения, а в ресурсах, которые теперь расходует каждый человек.

Так, с начала прошлого века население выросло пятикратно, экономический оборот — в 40 раз, потребление топлива — в 16, вылов рыбы — в 35 раз.

Из этого напрямую следует, что человечеству – прежде чем учиться “не размножаться” – определенно следует научиться экономить.

Например, избегать такого сбоя в распределении продовольствия, как сейчас – когда 800 миллионов человек на Земле голодают, а около 2 млрд людей, напротив, страдают от лишнего веса.

А еще, вероятнее всего, придется отказаться от животноводства: как показывают исследования, это слишком затратный в смысле экологических издержек вид сельского хозяйства.

Поскольку урбанизация продолжается, нужно каким-то образом научиться сокращать “экологический след” мегаполисов: сейчас, переезжая из деревни в город, люди начинают потреблять вчетверо больше ресурсов. Причем и это относится, прежде всего, к мегаполисам “золотого миллиарда”: разница между американским и индийским крупными городами по экологическому следу примерно десятикратная.

Еще авторы доклада сильно озабочены дальнейшим сокращением дикой фауны (“шестое массовое вымирание”), возможными побочные эффектами новых технологий и сохраняющейся угрозой ядерного конфликта.

Айфон страшнее атомной бомбы, а России следует развивать направление мистического туризма — Евгений Русак про будущее экологии

Технологии

Помимо экологии, существуют и другие угрозы нынешней цивилизации. Например, развитие цифровых технологий и связанный с ними “техноутопизм”.

Стремительно развивающиеся сервисы типа Uber могут быть здесь и сейчас хороши для пользователей, но они не соответствуют критериям “устойчивости” – а попросту говоря, паразитируют на сложившихся структурах (Uber, например – на дорожной сети и инфраструктуре, созданной для частных водителей), не вкладываясь в их развитие.

Хотя авторы доклада согласны с теми экспертами, которые предсказывают в 2020 – 2025 годах “остановку” закона Мура, то есть прекращение экспоненциального роста вычислительных мощностей – все-таки, считают они, сохраняется опасность неконтролируемого развития и неэтичного использования цифровых сервисов. Отдельно стоит упомянуть психологический эффект техноутопизма: его адепты обещают человечеству экстенсивный путь развития – решение всех застарелых проблем за счет роста производительности техники. Тогда как миру давно пора принимать непростые мировоззренческие решения.

Новое Просвещение

Корни мировых проблем – и их решения – находятся в философской сфере, убежден Римский клуб. Соответственно, чтобы вылечить стремительно заходящую в тупик цивилизацию, необходимо изменить философские основы жизни, отказавшись от ряда привычных взглядов.

Этот пересмотр установок авторы доклада и назвали “новым Просвещением” – по примеру Просвещения XVIII века, которое взамен религиозного мировоззрения предложило материализм и позитивизм. Только в нашем случае отказываться придется уже от примитивного материализма.

На что человечество будет его менять – этому и посвящен второй раздел доклада.

Просвещение прошло через период увлечения утопиями, идеальными образами желаемого будущего, которое очень хочется, но невозможно достигнуть

Перечитать классиков

Мировоззрение современного человека базируется на ограниченном, в общем-то, числе фундаментальных концепций и трудов. Среди важнейших – эволюционизм Чарльза Дарвина, рыночные теории Адама Смита и Давида Рикардо. Эти три «первоисточника», превратно понятые последователями, стали причиной многих проблем современности, утверждают авторы доклада.

Так, теории Адама Смита описывают свободный рынок – но не в вакууме, а в пространстве права, ценностей и морали. В такой системе – существовавшей в традиционном мире – выкладки Смита работают в полной мере, но в современном, глобализированном мире его теории приводят к хищническому капитализму транснациональных корпораций.

Давид Рикардо – автор теории относительных преимуществ – сейчас поднят на знамена либеральными экономистами и глобальными экономическими институциями (такими, как ВТО и МВФ).

Но не стоит забывать, что Рикардо провозглашал эту теорию в эпоху ограниченной мобильности труда и капитала – а в наши дни, когда эта мобильность многократно возросла, преимущество оказывается не относительным, а абсолютным – и только у одной нации-победителя.

Выход авторы доклада видят в защите национальных государств в их битве с транснациональными корпорациями – для последних даже судьба целых регионов значит меньше, чем финансовая прибыль.

Наконец, дарвинизм в значении «пусть выживет сильнейший” – это ложно понятое учение Дарвина. В работах ученого описаны и другие механизмы эволюции – в частности, ограничение конкуренции и защита слабых видов.

От фрагментарного к целостному

Материалистический и аналитический склад современного мировоззрения – это патология современного человечества, считают авторы доклада. Эпоха наивного реализма в философии и позитивизма в науке прошла, для развития сейчас нужно что-то совершенно иное.

Что предлагается в качестве альтернативы? Источниками вдохновения для членов Римского клуба стали ряд философских систем: теория аутопоэза Умберто Матураны и Франсиско Варелы, футуроантропология Грегори Бейтсона, «системное видение жизни» Фритьофа Капры и Пьера-Луиджи Луизи, феноменологическая «биология чуда» Андреаса Вебера.

«Новое Просвещение», по мысли авторов доклада, может (и должно) трансформировать мышление человечества от фрагментарного к целостному.

Баланс – ключевое слово для разрешения всех острых проблем современности, полагают эксперты.

Баланс между человеком и природой (экологическое сознание), между стратегическими и кратковременными интересами, между скоростью и стабильностью (наконец-то предложено не считать изменения и прогресс самоценностью), между индивидуальным и коллективным, между женщинами и мужчинами, между государством и религией, между равенством и справедливым вознаграждением за труд.

Распространение ислама в Европе, секулярность как новая религия и проблемы биоэтики. Прогноз на будущее православия и христианства от Владимира Легойды – председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата

Религия, но не фундаментализм

Особое место в докладе посвящено религии. Даже обсуждение мировоззренческих проблем в документе начинается с анализа одной из энциклик папы Римского Франциска, посвященной экологическим проблемам. Из этого видно, что в религиях мира клуб видит потенциал для достижения искомого баланса и синергии.

В условиях постсекулярности – то есть новой актуальности религий – Римский клуб отрицает фундаментализм и дистанцируется от любых интерпретаций религий, подразумевающих насилие и угнетение.

При этом, авторы доклада поддерживают идею о необходимости включения базовых принципов религий мира в международное право.

Авторам доклада, судя по всему, близки восточные религии, но и христианское и мусульманское богословие вызывает их поддержку.

Что делать

В третьей части доклада содержатся конкретные рекомендациям по выходу человечества из глобального тупика. Она построена на анализе уже воплощенных или намеченных к воплощению экспериментов в экономике, управлении, общественном развитии. Речь идет о сельском хозяйстве, энергетике, урбанистике, экономике и финансах.

Жить единым человечьим общежитьем

Самое заметное положение тут – тезис о неизбежности глобальных правил игры, обязательных для всех стран. Ограничение суверенитета государств – особенно в тех сферах, где последствия могут затрагивать всех соседей по земному шару – дело уже близкого будущего.

В будущем на смену нынешним недостаточно эффективным международным институциям придут более мощные. В частности, авторы доклада одобрительно отзываются о концепциях «Всемирного совета будущего» Якоба фон Икскулля и «Великого перехода» Пола Раскина.

Обе эти концепции – а особенно вторая из них – подразумевают объединение человечества под эгидой мировых органов власти.

Что же касается локальных вопросов, то они должны и будут решаться низовыми органами – такими, как ныне существующая ирландская «Ассамблея граждан».

Нефть останется в земле

Уже в ближайшие десятилетия мировая энергетика должна окончательно перестроиться на «зеленые» способы генерации. Стоимость ветряной и солнечной энергии падает, ее производство ежегодно растет. Рост спроса на нефть, возможно, прекратится уже в 2020 году, а к 2030, по расчетам исследователя из Стэнфорда Тони Сэбы, может произойти полный переход на возобновляемые источники.

Дело идет к тому, что добыча нефти и газа приостановится полностью, обесценив нынешние инвестиции в эти отрасли промышленности. Упущенная прибыль в этом секторе оценивается примерно от 6 до 20 трлн долларов.

В гонку за новой энергетикой включился даже Китай, где компартия провозгласила курс на строительство “экологической цивилизации” на нынешнюю пятилетку.

К середине века КНР планирует 80% энергии получать из возобновляемых источников.

Россия может совершить всемирный переворот в ядерной энергетике, если сделает ставку на торий, уверен академик Евгений Велихов

Экономика устойчивости

Неизбежным становится и переход к альтернативным моделям экономики. Доклад Римского клуба рассматривает несколько из них – разработанные Джереми Рифкиным, Кристианом Фельбером, Джоном Фуллертоном и Гюнтером Паули. У всех этих подходов есть общая составляющая: это модели экономики устойчивости, а не роста, и общего блага, а не частной выгоды.

Читайте также:  Как одеваться при образование за границей?

Из таких моделей, в частности, вытекает отказ от “планируемого старения” вещей в пользу ремонтопригодных и долговечных изделий.

И предпочтение модели услуги и совместного владения старой доброй собственности, даже в сфере недвижимости.

Из линейной – настроенной на постоянный прогресс – логика экономики превращается в круговую, какой она была в традиционной культуре. Главное – устойчивость, чтобы стоять на месте – достаточно крепко.

Разно-образование

Эксперты Клуба считают, что нужно изменить систему образования, чтобы формировать у молодежи “грамотность в отношении будущего” (futures literacy).

Для этого образование должно быть основано на “связности” – то есть на человеческих отношениях между учителями и учениками. А также носить ценностный характер, то есть опираться на универсальные ценности.

Сейчас это означает акцент на благополучии всех живых существ и мира в целом.

Новое образование должно быть сосредоточено на устойчивости – то есть экологии, взаимосвязанности систем и устойчивом развитии. Кроме того, важно формировать интегральное мышление – это нечто большее, чем системное и тем более аналитическое мышление.

Наконец, новое образование должно быть плюралистичным, считают авторы доклада. Нынешние университеты часто продвигают конкретные школы мысли, а в будущем нужно “давать молодым умам весь спектр противоречивых и комплементарных перспектив”. Это залог культурного многообразия, которое так же важно для социальной эволюции, как разнообразие видов для биологической.

Рекомендуем

Источник: http://2035.media/2018/01/15/new-enlightenment/

Экологическое просвещение населения :

Распространение системы экологического просвещения в настоящее время является одной из самых актуальных задач для всех цивилизованных государств. Ведь ее решение представляет собой важнейшее условие в устранении проблем нестабильности природной среды. Кроме этого, экологическое воспитание, образование и просвещение населения способно обеспечить устойчивое развитие общества в целом.

Глобальная проблема современности

В настоящее время во всем мире возникла необходимость в безотлагательном решении экологического вопроса.

Многие исследователи, работающие в различных областях науки, буквально бьют в колокола в попытке донести актуальность проблемы до тех, кто обладает правом принимать решения на государственном уровне.

Но, к сожалению, лишь небольшая часть чиновников осознает, насколько опасно промедление в этой сфере.

А ведь любое неверно принятое государственным деятелем решение способно привести к необратимым последствиям, результатом которых явится природный коллапс.

Уровень экологического просвещения

Что мы имеем на данный момент? Многими учеными признается тот факт, что экологическое просвещение, рассматривается ли оно на уровне политического деятеля или рядового гражданина, все еще остается достаточно низким. При этом человечество пока еще не осознает всей трагедии, находящей свое выражение в стремительном уничтожении природных богатств.

Только те исследователи, которые непосредственно занимаются данной проблемой, до конца понимают всю масштабность надвигающегося кризиса, а также его возможных последствий. Именно поэтому экологическое просвещение столь актуально на всех уровнях социальных слоев общества.

Немного истории

Вопросы экологии интересовали людей с давних времен. Однако только в 20-м в. пропаганда природоохранных мероприятий приобрела свое практическое значение.

Экологическое просвещение исторически прошло несколько этапов. Первый из них взял свое начало по окончании Второй мировой войны. Именно тогда, в 1948 г., возникла новая организация – МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов).

Одной из основных его задач стало распространение знаний о природе, восстановлении и сохранении ее богатств, то есть экологическое просвещение населения.

В уставе МСОП по данному вопросу указано, что Союз поощряет и рекомендует любые международные и национальные мероприятия, способствующие сохранению природы во всех частях света и во всех средах (в воде, почве и в лесах).

При этом МСОП ставит своей целью распространять новейшие технические и научные достижения в области охраны окружающей среды, а также использовать и широко распространять обширные программы пропаганды и экологического просвещения населения, чтобы общественное мнение глубоко осознало идею необходимости защиты природы. Уже к 70-м годам прошлого века подобная деятельность начала охватывать не только развитые, но и другие страны.

Второй этап в экологическом образовании и просвещении населения начался после того, как такими организациями, как ЮНЕП и ЮНЕСКО, была утверждена международная программа, предусматривающая развитие системы получения знаний в сфере окружающей среды. Произошло это в середине 1970-х.

Третий этап внедрения в массы экологической культуры и просвещения берет свое начало в 80-х гг. В это время идея непрерывного всеобщего природоохранного образования все более активно начала проникать в сознание различных слоев населения.

При этом она стала распространяться в развивающихся странах, где еще совсем недавно к просвещению в этой области относились довольно скептически, считая, что проблемы охраны природы существуют только в странах с высоким уровнем экономики.

Стратегия экологического образования

Какие черты характерны для получения знаний в данной области? Экологическое воспитание и просвещение должны осуществляться на протяжении всей человеческой жизни. При этом на сегодняшний день они являются неотъемлемой частью программы общего образования.

Основные задачи экологического просвещения заключены в сосредоточении населения на практических проблемах. Кроме этого, они призваны помочь осознать ценность окружающей среды, производить содействие коллективному благосостоянию, уделяя основное внимание проблеме выживания людей.

Образование в рассматриваемой сфере не должно быть формальным. При этом оно должно объединяться с другими программами просвещения.

Разновидности экологического образования

В 70-е-80-е гг. произошло формирование структуры просвещения природоохранной направленности. Так появилось формальное экологическое образование, которое ограничивалось рамками программ учебных заведений, и неформальное, охватывающее все общество в целом.

Вторая из этих двух систем предусматривает распространение знаний по охране естественной среды планеты, их пропаганду и распространение вне школ и вузов.

Основная цель неформального образования в экологической сфере — охватить все слои общества для изменения отношения населения к среде обитания.

Это позволит повысить ответственность людей в их взаимодействии с природой, а также даст каждому те знания, которые позволят минимизировать ущерб, наносимый человечеством планете.

Уровни неформального образования

Подобный тип просвещения в сфере отношения людей к окружающей среде разграничен определенными этапами. Это уровни неформального образования, которые имеют между собой тесную взаимосвязь.

Так, распространение знаний в экологической области для детей разного возраста и воспитание в них трепетного отношения к животным и растениям сочетается с открытиями соответствующих просветительских центров, с изданием литературы природоохранной тематики и т. д.

Уровни формального образования

Как происходит экологическое просвещение в учебных заведениях? В формальном образовании выделяют 4 уровня.

На первом из них осуществляется пропаганда знаний, тематикой которых служат отношения, возникающие между людьми и природой. Все это происходит в границах дошкольного образования.

В указанный период дети получают необходимые знания в форме игры, приобретая при этом необходимые навыки бережного отношения к живому.

Второй уровень экологического образования рассчитан на школьников. Учащиеся получают знания о природе на специальных уроках, а также при прохождении программ смежных дисциплин. В этот период внимание концентрируется на практических исследованиях, которые закрепляют изученный материал.

Экологическое образование в рамках третьего уровня реализуется в средних учебных заведениях и в высших. В них:

— студенты посещают особые курсы;

— создаются специализированные факультеты;

— усиливается экологическая тематика традиционных курсов;

— происходит специализация в сфере изучения различных сторон проблемы, касающейся взаимоотношений человека с его естественной средой обитания (научно-техническая, политическая, социально-экономическая и т. д.).

На третьем уровне студенты начинают осознавать потребность в устранении экологической безграмотности тех людей, которые принимают решения политического характера.

Четвертый уровень формального образования проходят все лица, повышающие квалификацию на соответствующих курсах специальных факультетов.

Основные задачи

Экологическое просвещение в целом, вне зависимости от его разновидности, призвано:

— воспитать таких членов общества, которые хорошо понимают взаимосвязь природы и человека, а также осознают необходимость сохранения экологического равновесия как на региональном, так и на мировом уровне, и постоянно содействуют этому;

— обеспечить поступление точных данных о состоянии природной среды, что позволит обществу принять самые оптимальные решения по ее применению;

— содействовать распространению навыков, умений и знаний, которые нужны человеку для устранения имеющихся экологических проблем, а также для их недопущения в будущем;

— ориентировать людей на то, что при принятии любого решения в сфере окружающей среды особенно важно не забывать о необходимости равновесия между удовлетворением потребностей общества сегодня и возможных последствий таких действий в будущем;

— дать каждому члену общества осознание его причастности к сохранению природы.

Экологическая культура

Чего позволяет добиться осознание масштабности и остроты проблем с окружающей средой, а также выявление их мирового характера? В совокупности с системой соответствующего просвещения оно создает прекрасные предпосылки для формирования у людей экологической культуры. Она позволяет представить взаимоотношения, которые имеют место у человека с природой, в виде нравственной проблемы.

Экологическая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, а также методов деятельности людей, обуславливающих соответствие социокультурных процессов по сохранению окружающей среды.

Роль политических аспектов

Утверждение экологической структуры неизменно вызывает переход от полученных знаний к осознанию. Оно-то и станет основным мотивирующим фактором, определяющим деятельность любого человека.

Особая роль в условиях надвигающегося экологического кризиса отводится исполнительным структурам человеческого общества, особенно политическим институтам.

В этом случае изучению в первую очередь подлежат политические аспекты, которые имеют непосредственную связь с глобальной динамикой природных изменений. Происходит формирование особого образования. Оно носит название эколого-политологического.

Основной целью такого просвещения является урегулирование решений, принятых органами власти, оказывающих влияние на нарастание мировых проблем окружающей среды.

Роль библиотеки в повышении природоохранных знаний

К сожалению, пока еще большое количество людей не до конца осознает те проблемы, которые существуют на нашей планете применительно к окружающей среде.

Об этом ярко свидетельствуют события, происходящие в последние годы. Среди них вырубка лесов, загрязнение воздуха и т. д.

Все это привело к решению проводить экологическое просвещение населения в библиотеке. Ее роль в этом случае сложно переоценить.

Почему именно библиотека? Да потому, что она представляет собой целое собрание информационной базы, которой нет ни в одном учреждении культуры.

Кроме этого, в библиотеке работают грамотные люди, получившие высшее образование и готовые пропагандировать экологические идеи.

Все эти компоненты в совокупности позволяют сделать данное учреждение незаменимым элементом системы природоохранного просвещения.

Основные направления деятельности

План экологического просвещения в библиотеке предусматривает:

— партнерство с теми организациями, которые заинтересованы в развитии природоохранного образования, считая подобное направление престижным и позволяющим сформировать положительный имидж компании;

— работу по комплексным программам и целевым проектам;

— проведение непрерывного экологического просвещения с формированием гражданской позиции при применении индивидуальных и массовых форм работы;

— осуществление научно-методической деятельности, в процессе которой изучаются потребности населения в информации.

Проводимые мероприятия

Несмотря на имеющиеся проблемы, работа библиотек в области экологического просвещения населения является целенаправленной и разнообразной.

Это становится возможным благодаря программной деятельности, в которую включаются познавательные экскурсии, а также интеллектуальные игры на тему взаимоотношений человека с природой, специальные занятия по данной тематике, участие в народных празднованиях, проведение встреч с интересными людьми.

Мероприятия по экологическому просвещению в библиотеках становятся максимально эффективными благодаря тесному сотрудничеству и взаимосвязям с природоохранными организациями, частными лицами и предприятиями.

Именно поэтому вся работа координируется с различными специалистами. Это и инженеры-экологи, и специалисты отдела культуры, и сотрудники организаций, занимающихся природными ресурсами и охраной окружающей среды и т.

д.

В перечень мероприятий по экологическому просвещению населения включаются:

— видеопрезентации;

— фотовыставки;

— познавательные заочные путешествия;

— экологические акции и лектории;

— открытые просмотры документов и литературы, касающихся проблем экологии;

— проведение бесед и круглых столов, выставок и обзоров по вопросам охраны природы.

Разнообразие форм, применяемых для проведения мероприятий, позволит населению более серьезно подходить к существующим проблемам в сфере экологии.

Источник: https://BusinessMan.ru/ekologicheskoe-prosveschenie-naseleniya.html

Добро пожаловать на образовательный портал «Просвещение»

Всероссийский образовательный портал «Просвещение» — это весьма авторитетное педагогическое сетевое издание, предоставляющее широкий спектр услуг педагогам всех категорий образования.

Вот уже много лет мы помогаем вам реализовывать ФГОС, публикуем ваши авторские материалы, разрабатываем для вас конкурсные мероприятия, выпускаем печатный и электронный журналы, проводим вебинары и т.д.

В нашей редакции трудятся специалисты самых различных областей знаний, в том числе и педагоги высшей квалификационной категории с большим опытом педагогической работы. Все документы, выдаваемые нашей редакцией, имеют официальный статус СМИ, уникальный регистрационный номер, а также печать и подпись главного редактора издания.

Наша непосредственная задача — оказать вам помощь в реализации всех требований ФГОС! Мы стараемся делать свою работу качественно, создавая для вас самые комфортные условия пребывания на сайте, чтобы вам хотелось приходить к нам снова и снова. Надеемся, вам у нас понравится и вы будете рекомендовать образовательный портал «Просвещение» своим коллегам.

Публикация авторского материала на портале

Читайте также:  Как самостоятельно выучить английский язык?

Стоимость авторской публикации на сайте авторитетного педагогического издания «Просвещение» составляет всего 199 руб. Сертификат о публикации (в электронном виде) вы получаете бесплатно, сразу после размещения материала.

Вы также можете заказать свидетельство о публикации (на бумажном носителе). Мы распечатаем для вас свидетельство на плотной профессиональной бумаге, заверим его печатью, подписью главного редактора и отправим заказным письмом службой Почты России.

Образцы обоих документов представлены на странице услуги. Доставка по России бесплатна!

Опубликовать авторский материал на портале

Публикация авторского материала в электронном журнале

Стоимость авторской публикации в электронном журнале авторитетного сетевого педагогического издания «Просвещение» составляет всего 399 руб.

Разместите свой авторский материал за 5 минут! Сертификат о публикации (в электронном виде) вы получаете бесплатно, сразу после размещения материала. Вы также можете заказать свидетельство о публикации (на бумажном носителе).

Доставка по России бесплатна! Образцы обоих документов и дополнительная информация представлены на странице данной услуги. Периодичность выпуска электронного журнала — ежемесячно!

Опубликовать авторский материал в электронном журнале

Участие в обучающем педагогическом вебинаре

Стоимость участия во Всероссийском обучающем педагогическом вебинаре издания «Просвещение» составляет всего 249 руб.

Обретите новые знания на авторитетном портале «Просвещение» не выходя из дома! Сертификат участника (в электронном виде) вы получаете бесплатно, сразу после оплаты оргвзноса за участие в вебинаре. Вы также можете заказать свидетельство участника (на бумажном носителе).

Доставка по России бесплатна! Образцы обоих документов и дополнительная информация представлены на странице данной услуги. Продолжительность — 2 академических часа.

Принять участие в обучающем педагогическом вебинаре

Участие в обучающем педагогическом семинаре

Стоимость участия во Всероссийском обучающем педагогическом семинаре издания «Просвещение» составляет всего 249 руб.

Обретите новые знания на авторитетном портале «Просвещение» не выходя из дома! Сертификат участника (в электронном виде) вы получаете бесплатно, сразу после оплаты оргвзноса за участие в семинаре. Вы также можете заказать свидетельство участника (на бумажном носителе).

Доставка по России бесплатна! Образцы обоих документов и дополнительная информация представлены на странице данной услуги. Продолжительность — 2 академических часа.

Принять участие в обучающем педагогическом семинаре

Участие в дистанционной научно-практической конференции

Стоимость участия в дистанционной научно-практической конференции составляет всего 99 руб. для учащихся и 249 руб. для педагогов. Участвовать в конференции можно в роли докладчика (при наличии доклада) или в роли слушателя (если доклад отсутствует).

Сертификат участника (в электронном виде) вы получаете бесплатно. Вы также можете заказать свидетельство участника на бумажном носителе.

Доставка по России бесплатна! Образцы обоих документов, подробная видео-инструкция, а также необходимая дополнительная информация представлены на странице данной услуги.

Принять участие в дистанционной научно-практической конференции

Участие в конкурсе, викторине или олимпиаде Онлайн

Стоимость участия во Всероссийском конкурсе, викторине или олимпиаде Онлайн составляет всего 99 руб. для дошкольников, 99 руб. для учащихся и 199 руб. для педагогов.

Обретите новые знания на авторитетном портале «Просвещение» не выходя из дома! Диплом победителя (в электронном виде) вы получаете бесплатно, сразу после выполнения конкурсных заданий. Вы также можете заказать диплом победителя на бумажном носителе.

Доставка по России бесплатна! Образцы обоих документов и дополнительная информация представлены на странице данной услуги.

Принять участие в конкурсе, викторине или олимпиаде Онлайн

Участие в экспертной педагогической деятельности

Стоимость участия в экспертной педагогической деятельности на образовательном портале «Просвещение» составляет всего 399 руб.

Станьте экспертом легендарного педагогического издания и повысьте свой личный профессиональный статус в лице ваших коллег! Сертификат участника (в электронном виде) вы получаете бесплатно. Вы также можете заказать свидетельство участника на бумажном носителе.

Доставка по России бесплатна! Образцы обоих документов, подробная видео-инструкция, а также необходимая дополнительная информация представлены на странице услуги.

Принять участие в экспертной педагогической деятельности

Участие в исследовательской педагогической деятельности

Стоимость участия в исследовательской педагогической деятельности составляет всего 99 руб. для учащихся и 199 руб. для педагогов. Педагог может не только организовать исследовательскую деятельность своих воспитанников, но и сам выступить в роли исследователя.

Сертификат участника (в электронном виде) вы получаете бесплатно. Вы также можете заказать свидетельство участника на бумажном носителе.

Доставка по России бесплатна! Образцы обоих документов, подробная видео-инструкция, а также необходимая дополнительная информация представлены на странице услуги.

Принять участие в исследовательской педагогической деятельности

Публикация авторского материала в печатном журнале

Стоимость авторской публикации в печатном журнале авторитетного педагогического издания «Просвещение» составляет всего 199 руб за страницу.

Журнал мы отправляем вам службой Почты России, а сертификат о публикации (в электронном виде) вы получаете бесплатно, сразу после принятия вашей работы в сборник. Вы также можете заказать свидетельство о публикации (на бумажном носителе).

Доставка по России бесплатна! Образцы обоих документов и дополнительная информация представлены на странице данной услуги. Периодичность выпуска печатного журнала — ежемесячно!

Опубликовать авторский материал в печатном журнале

Участие в региональном конкурсном мероприятии

Стоимость участия в региональном конкурсном мероприятии составляет всего 99 руб. для дошкольников, 99 руб. для учащихся и 199 руб. для педагогов.

Обретите новые знания на авторитетном портале «Просвещение» не выходя из дома! Диплом победителя (в электронном виде) вы получаете бесплатно, сразу после оценивания вашей конкурсной работы нашими экспертами. Вы также можете заказать диплом победителя на бумажном носителе.

Доставка по России бесплатна! Образцы обоих документов и дополнительная информация представлены на странице данной услуги.

Принять участие в региональном конкурсном мероприятии

Участие в конкурсном мероприятии с публикацией работы на сайте

Стоимость участия в конкурсном мероприятии с публикацией работы на сайте составляет всего 99 руб. для дошкольников, 99 руб. для учащихся и 199 руб. для педагогов.

Приобретите знания на портале «Просвещение» не выходя из дома! Диплом победителя (в электронном виде) вы получаете бесплатно, сразу после оценивания вашей конкурсной работы нашими экспертами. Вы также можете заказать диплом победителя на бумажном носителе.

Доставка по России бесплатна! Образцы обоих документов и дополнительная информация представлены на странице данной услуги.

Принять участие в конкурсном мероприятии с публикацией работы на сайте

Мы уделяем большое значение качеству образовательного портала «Просвещение».

И именно поэтому, право поделиться своим личным мнением об издании получают только те пользователи, которые в полной мере воспользовались услугами нашего издания и получили документы.

Такие отзывы являются самыми проверенными и честными. А благодаря открытой системе комментариев ВКонтакте — ещё и прозрачными!

Источник: https://prosveshhenie.ru/

Просвещение

Замечание 1

Эпоха Просвещения датируется $17- 18$ веками, после эпохи Возрождения. Эпоха началась в Англии и распространилась на все остальные страны Европы.

Данной эпохе предшествовал огромнейший период, который имел масштабные последствия для мыслительных процессов всего мира, данный период носит названия Реформация.

Реформация началась с того, что известный немецкий деятель и философ Мартин Лютер перевёл Библию. Эпоха Просвещения — одна из основных эпох в истории культуры всей Европы. Данный период представляет собой глобальное развитие научных, философских и общественных мыслей.

Основу данного интеллектуального движения составляли свободомыслие и рационализм.

Рационализм эпохи

Определение 1

Рационализм — философский метод, в основе которого находится теория о познании и действиях людей через призму разума. В переводе с латинского «ratio» означает русское слово «разум».

Термин «просвещение»

Вообще, термин просвещение в русском эквиваленте несёт в себе смысл того, что передаются знания и культурные ценности от одного поколения другому.

Либо ещё по данному пункту можно добавить, что термин просвещение имеет окраску учебно-воспитательской деятельности и знаний, которые обогащаются и приумножаются посредством изучения той или иной культуры, того или иного культурно-художественного произведения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По мнению известного мыслителя и философа Иммануила Канта о просвещённом человеке, можно говорить тогда, когда он вышел из того жизненного тупика, с которым он столкнулся по тем или иным причинам.

Значит, для культуры можно охарактеризовать термин «просвещение» таким образом, что просвещение — это те знания и события, которые позволили культурному наследию развиваться далее, пережив некий кризис, в который была загнана культуры по собственной недальновидности или по любым другим причинам.

Просвещение — это те новые полученные знания, которые дают толчок развиваться далее, вступая в новый этап развития, касается это либо жизни человека, отдельной культуры или всего мирового искусства и мирового наследия.

Направления Просвещения

Различают несколько направлений просвещения. Данными направлениями присуще определённые аспекты, которые основываются на знаниях, где данные знания являются основой к достижению понимания сущности того или иного направления.

Направления просвещения:

  • культурное просвещение,
  • санитарное просвещение,
  • психологическое и педагогическое просвещение,
  • половое просвещение,
  • политическое просвещение.

Культурное просвещение — это то просвещение, которое характеризуется идейными просветительскими понятиями и знаниями в культуре отдельной страны, народности или целого мирового сообщества такого, как мировая культура.

Санитарное просвещение — это та просветительская деятельность, цель которой донести до людей определённые медицинские знания в сфере здравоохранения.

Психологическое просвещение особенно важно в настоящее время, когда человек благодаря быстрому течению модернизации, подвержен психологическим стрессам и депрессиям, это то просвещение, которое направлено на формирование у людей отсутствия страха к психологической помощи со стороны профессиональных специалистов.

Педагогическое просвещение — одна из форм взаимодействия обучающего персонала с родительским составом семьи.

Половое просвещение — органичное воздержание.

Политическое просвещение — знания и аспекты с содержанием политической тематики, которая доносится до широкой публики, либо в узком понимании, компетентность политического деятеля в вопросах политики и политического мышления.

Замечание 2

Данные виды направления были сформированы на основе просветительских мыслей великих деятелей эпохи Просвещения. К философам-просветителям относят Джорджа Локка (Англия), Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д.

Дидро (Франция). Также просветительской мыслью наделены произведения Г. Э. Лессинга, Ф. Шиллера, И.В. Гёте (Германия), Т. Джефферсона, Б. Франклина (США), Н.И. Новикова, А. Н. Радищева (Россия).

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/prosveschenie/

Генри Киссинджер «Как завершается эпоха Просвещения. С философской и интеллектуальной точки зрения общество не готово к наступлению искусственного интеллекта» / «Россия в глобальной политике». Фонд исследований мировой политики

Статья опубликована в журнале The Atlantic (июнь 2018 г.) и публикуется по-русски с официального разрешения редакции.

Три года назад на конференции по трансатлантическим вопросам в повестке дня появилась тема искусственного интеллекта (ИИ). Я собирался уйти с заседания, поскольку этот предмет не входит в сферу моих интересов, но начало презентации заставило меня остаться. Выступавший рассказывал о компьютерной программе, которая вскоре сможет бросить вызов чемпионам мира по игре го.

Я удивился: компьютер способен справиться с го – более сложной игрой, чем шахматы? Каждый из игроков имеет в своем распоряжении 180 или 181 фишку-камень (в зависимости от выбранного цвета) и по очереди расставляет их на пустой доске. Выигрывает тот, кто, принимая эффективные стратегические решения, парализует действия противника и будет контролировать большую территорию.

Выступавший утверждал, что эта способность не может быть запрограммирована. Его машина освоила игру посредством тренировок.

Зная правила, компьютер сыграл бессчетное количество партий сам с собой и учился на собственных ошибках, совершенствуя алгоритмы. В процессе тренировок ему удалось превзойти своих наставников-людей.

Спустя несколько месяцев действительно появилась ИИ-программа AlphaGo, способная обыгрывать сильнейших мастеров го.

Пока я слушал заявления о победе технического прогресса, мой опыт историка и периодически практикующего государственного деятеля заставил меня задуматься.

Как повлияют на историю самообучающиеся машины – те, что приобрели знания с помощью специфических внутренних процессов и могут применить их для целей, недоступных человеческому пониманию? Научатся ли машины коммуницировать друг с другом? Как будет происходить выбор из имеющихся опций? Может ли в истории человечества повториться судьба инков, столкнувшихся с испанской культурой, которая была недоступна их пониманию и вызывала ужас? Стоим ли мы перед новой фазой истории? Осознавая собственную некомпетентность в этой сфере, я организовал ряд неформальных встреч со специалистами по технологиям и гуманитарным наукам. Состоявшиеся дискуссии обеспокоили меня еще сильнее.

Читайте также:  Проявление характера у ребенка, как на это реагировать

До сих пор технологическим прорывом, изменившим ход современной истории, можно было назвать изобретение печатного станка в XV веке.

В результате появился доступ к эмпирическим знаниям, вытеснившим религиозные доктрины, на смену эпохе религии постепенно пришла эпоха разума. Человеческая прозорливость и научные знания заменили веру как основной критерий сознания.

Информация хранилась и систематизировалась в разрастающихся библиотеках. Эпоха разума стимулировала мысли и действия, сформировавшие современный мировой порядок.

Но сегодня этот порядок переживает трансформацию на фоне новой, еще более стремительной технологической революции, последствий которой мы пока не осознаем. В результате может возникнуть мир, опирающийся на машины, управляемые данными и алгоритмами, а не этическими и философскими нормами.

Мы живем в эпоху интернета и уже сталкиваемся с некоторыми вопросами, которые с распространением искусственного интеллекта станут еще острее. Просвещение предоставляет традиционные истины свободному, склонному к анализу человеческому разуму.

Назначение интернета – ратифицировать знания посредством аккумулирования и манипулирования увеличивающимися массивами данных. Когнитивные способности человека утрачивают личностный характер.

Индивидуум превращается в набор данных, и данные начинают доминировать.

Для пользователей интернета важно получение и манипулирование информацией, а не контекст и концептуализация ее значения. Они редко интересуются историей или философией, как правило, им требуются сведения, касающиеся практических нужд.

Алгоритмы поисковиков обретают способность прогнозировать предпочтения конкретных пользователей, результаты можно персонализировать и предоставлять заинтересованным лицам для политических или коммерческих целей. Правда становится относительной.

Информация угрожает пересилить разум.

Через соцсети на пользователей льются потоки мнений большинства, и человек утрачивает способность к рефлексии. В действительности многие технофилы используют интернет, чтобы избежать одиночества, которое их пугает. Все это ослабляет силу духа, необходимую, чтобы выработать собственные убеждения и пройти определенный путь в одиночку – без этого невозможно создать нечто новое.

Воздействие интернет-технологий на политику особенно заметно. Возможность влиять на конкретные микрогруппы разрушила существовавший консенсус по поводу приоритетов – теперь акцент делается на определенных целях или претензиях.

Политические лидеры заняты нишевым давлением, у них нет времени, чтобы задуматься о контексте, и, следовательно, нет потребности расширять мировоззрение.

В цифровом мире приоритетна скорость, что препятствует рефлексии, радикалы получают преимущество перед вдумчивыми людьми, ценности формируются консенсусом субгруппы, а не в процессе размышлений. Несмотря на все достижения, цифровой мир рискует сам себя уничтожить, потому что недостатков больше, чем удобств.

Интернет и повышение мощностей компьютеров облегчили аккумулирование и анализ данных, открылись беспрецедентные ресурсы, которые человеку сложно осознать. Один из самых значительных – искусственный интеллект, т.е. технология, позволяющая решить сложные, казавшиеся абстрактными проблемы с помощью процессов, напоминающих работу человеческого мозга.

Речь идет не только об автоматизации, как мы ее сейчас понимаем. Автоматизация затрагивает средства достижения поставленных целей путем рационализации или механизации инструментов.

Искусственный интеллект, напротив, имеет отношение именно к целям, он ставит собственные задачи. Поскольку его достижения отчасти определяются им самим, искусственный интеллект по своей природе нестабилен.

ИИ-системы в процессе функционирования постоянно меняются: они получают и мгновенно анализируют новые данные, а затем самосовершенствуются на основе этого анализа. В результате искусственный интеллект приобретает способность, раньше считавшуюся прерогативой человека.

Он выносит стратегические суждения о будущем, основываясь на установочных данных (например, правила игры) или данных, полученных им самим (например, сыграв 1 млн игр).

Беспилотный автомобиль демонстрирует различия между традиционными компьютерами, контролируемыми человеком и определяемым программным обеспечением, и вселенной, где будет царствовать искусственный интеллект.

При управлении автомобилем необходимо оценивать множество ситуаций, которые невозможно предвидеть и, следовательно, запрограммировать.

Возьмем известный гипотетический пример: что произойдет, если беспилотному автомобилю придется выбирать между гибелью бабушки и гибелью ребенка? Кого он выберет? Почему? Какие факторы попытается оптимизировать? Будет ли в состоянии объяснить свои действия? Если бы он умел коммуницировать, то, скорее всего, ответил бы так: «Я не знаю (потому что следую математическим, а не человеческим принципам)» или «Вы не поймете (потому что я обучен действовать определенным образом, а не объяснять свои действия)». Между тем через 10 лет беспилотные автомобили будут преобладать на дорогах.

До сих пор ИИ-исследования ограничивались определенными сферами деятельности, но сейчас речь идет о разработке «широко развитого интеллекта», способного выполнять задачи в различных сферах. В обозримом будущем во многих областях человеческой деятельности будут работать ИИ-алгоритмы.

Но они являются математической интерпретацией наблюдаемых данных и не объясняют реалии, которые их обусловили. Парадоксально: мир становится более прозрачным и одновременно более таинственным.

Чем новый мир будет отличаться от привычного нам сегодня? Как мы будем в нем жить? Как будем управлять искусственным интеллектом, совершенствовать его, а в крайнем случае помешаем ему нанести нам вред? Главная проблема заключается в том, что искусственный интеллект осваивает навыки быстрее и увереннее человека, поэтому со временем он может сократить человеческую деятельность, а людей превратить в данные. Искусственный интеллект способен принести невероятную пользу в медицине, обеспечении чистой энергией, в экологии и многих других сферах. Но именно потому, что ИИ принимает решения по поводу пока еще неопределенного будущего, результатам его деятельности присущи неопределенность и неоднозначность. Особое беспокойство вызывают три аспекта.

Во-первых, искусственный интеллект может достичь непредусмотренных результатов. В научной фантастике описывается, как искусственный интеллект атакует своих создателей. Более вероятно, что ИИ неверно интерпретирует инструкции человека из-за отсутствия понимания контекста.

В качестве примера можно вспомнить ИИ-виртуального собеседника Tay, который предназначен для ведения дружеских бесед языком 19-летней девушки.

Но машина не смогла распознать императивы «дружеский» и «разумный», установленные разработчиками, поэтому виртуальный собеседник подавал расистские, сексистские и просто оскорбительные реплики.

Некоторые представители мира технологий утверждают, что эксперимент плохо продуман и неудачно реализован, тем не менее он продемонстрировал базовую неоднозначность.

Насколько ИИ способен понять контекст, определяющий полученные им инструкции? Кто помог бы Tay понять значение слова «агрессивный», если сами люди не могут прийти к единому мнению? Можем ли мы на начальной стадии выявить ошибки и скорректировать ИИ-программу, действующую не так, как мы ожидали? Или у искусственного интеллекта неизбежно возникнут небольшие отклонения, которые со временем могут привести к катастрофическим последствиям? 

Во-вторых, в процессе достижения поставленных целей ИИ может изменить человеческое мышление и человеческие ценности.

AlphaGo удалось обыграть сильнейших мастеров го, предпринимая беспрецедентные стратегические шаги, о которых человек даже не мог подумать и которым пока не научился противодействовать.

Эти ходы находятся за пределами возможностей человеческого мозга? Или люди смогут освоить их, после того как их показал новый мастер го?

До того как искусственный интеллект начал играть в го, игра имела различные многоуровневые задачи. Игрок стремился не только победить, но и освоить новые стратегии, применимые в других жизненных ситуациях. У искусственного интеллекта цель одна – выиграть.

Он «учится» не концептуально, а математически, совершенствуя свои алгоритмы. ИИ научился побеждать, играя не так, как человек, и ему удалось изменить природу игры и ее воздействие.

Можно ли сказать, что такой однобокий подход характерен для искусственного интеллекта в целом?

Другие ИИ-проекты занимаются модификацией человеческого мышления посредством разработки устройств, способных генерировать ответы на запросы человека.

Помимо вопросов относительно фактов (какая температура на улице?), вопросы о природе реальности и смысле жизни поднимают более глубокие проблемы.

Хотим ли мы, чтобы дети узнавали о ценностях посредством бесстрастных алгоритмов? Должны ли мы защищать частную жизнь, ограничивая информацию ИИ о тех, кто задает вопросы? Если да, то как мы будем это делать?

Если искусственный интеллект обучается в разы быстрее человека, можно ожидать, что процесс проб и ошибок (как обычно люди принимают решения) тоже пройдет у него ускоренно. Только ошибки ИИ будут совершаться быстрее и с более серьезными последствиями.

Вряд ли, с этими ошибками удастся справиться путем добавления в программу «этического» или «рационального» просчитывания ситуации, как предлагают ИИ-разработчики. Все научные дисциплины возникли из-за неспособности человечества договориться об определении этих терминов.

Так может ли искусственный интеллект стать арбитром?

В-третьих, ИИ может достичь предусмотренных целей, но ему не удастся объяснить свои выводы. В некоторых сферах – распознавание образов, анализ больших данных, игры – ИИ по своим способностям уже превосходит человека.

Если его вычислительные ресурсы продолжат так же быстро расти, ИИ вскоре сможет оптимизировать ситуации, но совсем не так, как это сделал бы человек.

Но на данном этапе может ли ИИ объяснить, почему его действия оптимальны, чтобы человеку было понятно? Или решения ИИ не поддаются объяснению человеческим языком и поэтому недоступны человеческому пониманию? На протяжении всей истории человечества цивилизации создавали способы объяснения мира: в Средневековье это была религия, в эпоху Просвещения – разум, в XIX веке – история, в XX – идеология. Но самый сложный и важный вопрос по поводу мира, к которому мы движемся, звучит так: что станет с человеческим сознанием, если его объяснительные способности будут уступать искусственному интеллекту и общество уже не сможет интерпретировать существующий мир в терминах, имеющих для него смысл?

Как определить сознание в мире машин, которые ограничивают человеческий опыт математическими данными, интерпретируемыми их собственной памятью? Кто несет ответственность за действия ИИ? Как будет устанавливаться ответственность за его ошибки? Сможет ли правовая система, созданная людьми, контролировать деятельность ИИ, который умнее и потенциально хитрее человека?

В конечном итоге термин «искусственный интеллект» рискует оказаться неверным. Эти машины действительно могут решать сложные, кажущиеся абстрактными проблемы, которые раньше поддавались только человеческому познанию.

Но то, что является их уникальной особенностью, это мышление не на основе того познания и опыта, который приобретен ранее. Скорее речь идет о беспрецедентных возможностях памяти и вычислительных ресурсах.

Учитывая естественное превосходство ИИ в данных аспектах, он всегда будет побеждать в играх. Но для человечества игры – это не только победа, нам важны размышления.

Если мы будем относиться к математическому процессу как к мыслительному, попытаемся его имитировать и безоговорочно примем его результаты, то окажемся в опасности – мы можем потерять способность, являющуюся основой человеческого познания.

Проблемы подобной эволюции демонстрирует недавно разработанная программа AlphaZero, которая играет в шахматы на уровне выше гроссмейстерского и в стиле, прежде не встречавшемся в истории шахмат. За несколько часов игры с собой программа вышла на уровень, для достижения которого человечеству потребовалось 1500 лет.

В программу были загружены только базовые правила игры. Люди и собранные ими данные не использовались в процессе самообучения AlphaZero.

Если программа смогла достичь подобного уровня мастерства так быстро, где будет искусственный интеллект через пять лет? Как это повлияет на когнитивные способности человека? Какова роль этики в этом процессе, который по сути заключается в ускоренном выборе?

Обычно такие вопросы оставляют специалистам по технологиям и интеллектуалам из смежных научных областей. Философы и другие гуманитарии, которые помогли сформулировать концепции мирового порядка, в дискуссию не вступают, потому что им не хватает знаний о механизмах ИИ или его возможности приводят их в ужас.

Научный мир, напротив, готов исследовать технические возможности своих достижений, а технологический мир занят масштабным коммерческим воплощением своих идей. Оба мира стремятся раздвинуть границы открытий, не понимая их.

А власти больше интересует использование ИИ в сфере безопасности и разведки, чем уже начавшаяся трансформация человеческой жизни.

Просвещение началось с философских размышлений, которые распространялись с помощью новой технологии. Наша эпоха движется противоположным путем. Разработана потенциально доминирующая технология, которая нуждается в направляющей философии.

Во многих странах ИИ превратился в национальный проект. Соединенные Штаты пока системно не исследуют весь диапазон возможностей ИИ, его воздействие и не начали процесс совершенствования.

Это должно стать национальным приоритетом с точки зрения взаимосвязи ИИ и гуманистических традиций.

Создатели ИИ, некомпетентные в политике и философии, как я – в сфере технологий, должны задаться вопросами, которые я поднял в этой статье, чтобы встроить ответы в свои инженерные разработки.

Правительству США стоит подумать о создании президентской комиссии из признанных экспертов-мыслителей, которые помогут разработать национальный подход.

Очевидно одно: если мы не начнем эту работу в ближайшее время, очень скоро мы поймем, что уже опоздали.

Источник: http://globalaffairs.ru/number/Kak-zavershaetsya-epokha-Prosvescheniya-19658

Ссылка на основную публикацию