Развитие познавательной деятельности детей

Познавательная активность дошкольника: двигатели и стимулы развития

В дошкольном возрасте ребенок стремится узнать окружающий мир и разобраться в его устройстве. Но в зависимости от особенностей типа личности, характера, обстановки в семье степень заинтересованности варьируется.

Развитие познавательной активности у детей такого возраста – важнейший этап становления личности. Обладая желанием и интересом узнавать новое в детские годы, личность открывает множество возможностей в дальнейшем.

 

Познавательная активность как инициативная деятельность ребенка

Важность данной функции активно пропагандируется и популяризируются, но молодым матерям не всегда понятно, что же кроется за сложным психологическим термином.

Чтобы разобраться в том, что такое познавательная активность дошкольников, достаточно понаблюдать за ребенком и его действиями.

Настоятельное стремление к познанию мира вокруг, бесконечные вопросы, уточнения означают нормальную любознательность и активность. Ключевой признак понятия – инициатива ребенка. Именно он инициирует исследование предметов и беседы, самостоятельные поиски ответов и попытки проверить, что получится, если искупать кошку в ванной.

Данные функции становятся возможными при наличии умений к анализу и синтезу. Наблюдая то или иное действие, дошкольник интуитивно анализирует составляющие, а потом пытается применить последовательность в других условиях. Яркий пример – та самая плавающая кошка или живейший интерес к анатомии насекомых или кукол.

Выделяется несколько уровней познавательной активности. Первичная диагностика выраженности интереса и любознательности может быть проведена на основе проявлений детской самоорганизации:

  • О слабости последней свидетельствует отказ от повтора попыток слепить куличик или нарисовать домик после первой же неудачи;
  • Высокая самоорганизация обеспечивает настойчивое стремление добиться успеха и справиться с возникшими трудностями.

Двигатели детской познавательной активности

Специалисты в области возрастной психологии выделяют 3 основных двигателя познавательной активности. Они взаимосвязаны и помогают дошкольнику разбираться с устройством мироздания.

Интерес

Любознательность и интерес – основа познавательной активности. Названные качества формируют потребность к узнаванию неизведанного, исследованию новизны предмета. Данный двигатель особенно ярко проявляется у дошкольников в 3-4 года.

Первые признаки: постоянные вопросы на самые неожиданные темы. Подчас, сферы интереса ставят родителей и воспитателей в тупик, но именно данная фаза наиболее важна. Игнорирование заинтересованности ребенка с высокой долей вероятности приведет к утрате любознательности и затуханию познавательной деятельности.

Основная задача взрослых на этом этапе — не только отвечать на вопросы, но и побуждать малыша на новые, воспитывать и прививать потребность постоянно разбираться с незнакомой информацией.

Самостоятельность

Самостоятельность проявляется у детей с опережающим уровнем развития. Они не ограничиваются выполнением заданий старших. Опередив сверстников, дошкольники сохраняют работоспособность, что побуждает к дополнительной деятельности:

  • Получение новых заданий, особенно творческих;
  • Комментирование собственных действий;
  • Повторение работы при неудачном результате.

Наблюдательность

Наблюдательность ребенка тесно связана с восприятием. Данная функция развивает внимание, воображение, способность запоминать мелочи. В 3-4 года малыш пока не умеет намеренно изучать тот или иной предмет.

Его внимание привязывает то, что кажется интересным: падение снежинок, сильный дождь, брызги луж, яркая одежда на кукле или на человеке.

Поэтому для развития наблюдательности используется игровая деятельность.

При наличии предметов, привлекающих малыша, он заметит именно то, что кажется наиболее важным именно ему: необычную форму игрушки, особенный вкус кубика из дерева, оранжевый цвет апельсина.

Изначально замеченные признаки неотделимы от предмета. Только позже ребенок научится отделять свойство от предмета. Например, брызги воды на улице могут быть потому, что папа поливает огород из шланга, а кубик совершенно не обязательно имеет вкус, да и вообще не относится к съедобным предметам.

Как проявляется активность к познанию в младшем дошкольном возрасте

Согласно мнению возрастных психологов, познавательная активность дошкольника проявляется в виде следующих признаков:

  • Выраженная заинтересованность по отношению к определенному явлению или предмету;
  • Наличие не просто интереса к предмету, а выраженная эмоциональная окраска – изумление, огорчение, радость, удивление;
  • Увлеченность историей, сказкой или игрой;
  • Ярко проявляемое стремление выполнять задания, которые даются взрослыми;
  • Проявление самостоятельности в выборе игры или занятия.

Выявив у детей проявления интереса к окружающему миру, важно применять способы стимулирования активности. Это позволит закрепить имеющиеся результаты и развить новые навыки, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно обучаться в школе.

Дальнейшее стимулирование интереса к познанию обеспечивается:

  • Созданием различных тематических «уголков», предоставляющих ребенку возможность самостоятельно выбирать занятия и игры;
  • Регулярные игры, проводимые родителями или воспитателями, направленные на развитие общения, познания, решения задач определенной сложности – складывание кубиков, картинок из нескольких частей;
  • Предоставление самостоятельности, чтобы малыш обучался выполнять задания без посторонней помощи.

Развитие познавательной активности у детей среднего и старшего дошкольного возраста

В период 5-6 лет ребенок стремится самостоятельно найти ответы на вопросы устройства живой или неживой природы. Все ярче проявляется умение видеть оригинальные образы в обычных предметах и явлениях, развиваются познавательные способности.

Задача взрослого – поддерживать развитие познавательной активности детей дошкольного возраста и создавать условия для того, чтобы они самостоятельно справлялись с проблемно поисковыми ситуациями и находили ответы на свои бесконечные «как» и «почему».

Если взрослый поддерживает любознательность ребенка, то он не будет просто пассивно выполнять задание, а постарается проникнуть за пределы поставленной задачи. Например, раскрашивание картинки трансформируется в попытки придумать историю о том, что было до и после запечатленного на бумаге момента.

Экспериментирование

После достижения пяти лет развитие познавательной активности дошкольников строится поэтапно. Каждая фаза становится базисом для последующей. Первый этап – экспериментирование. Основные признаки данной фазы:

  • Отказ от привычного способа решения задачи;
  • Попытки найти новый инновационный метод достижения поставленной цели.

Часто стадия экспериментирования вызывается уже имеющимся творческим опытом и проверенными способами достижения результата.

В процессе экспериментирования очень важно не просто изучить предмет, но и научиться фиксировать результаты, чтобы полезное занятие не превратилось в обычное баловство. Примеры экспериментирования у дошкольников: преобразования льда в воду, растворение мыла и пускание пузырей, образование пены из шампуня.

Обязательные условия экспериментирования:

  • Формирование «гипотезы», то есть интерес к тому, что получится в результате опыта;
  • Самостоятельно выделяемая детьми последовательность действий;
  • Комментирование самим ребенком каждой манипуляции;
  • Ответы на вопросы: что получилось и почему?
  • Обсуждение: что нового узнал ребенок, что вызвало недоумение, какие вопросы остались?

Дополнительная польза от поисково исследовательского характера этого способа развития – возможность дать ребенку почувствовать себя взрослым, ученым, первооткрывателем.

Коллекционирование

Коллекционирование – один из мощнейших стимулов развития познания дошкольника. Сам процесс предполагает сбор неких предметов и объектов, объединенных признаком или критерием.
В качестве объекта коллекционирования могут выступать:

  • игрушки из сладостей;
  • фигурки различных направленностей;
  • тематические картинки;
  • минеральные камни;
  • пуговицы неожиданных форм и размеров;
  • календарики;
  • магниты.

Прежде всего, создание личных коллекций вызывает соревновательный эффект, что побуждает ребенка изыскивать новые способы пополнения собственных коллекций, определять соответствие нового экземпляра заявленной тематике.

Дошкольники продуктивно распоряжаются своими коллекциями. Они обмениваются равнозначными экземплярами, или могут предложить весь набор взамен на игрушку или другой ценный для них предмет. Путем освоения умения договариваться и обмениваться происходит формирование социальных навыков.

Родителям и воспитателям следует чутко наблюдать за увлеченностью детей коллекционированием. Нередко на основе детских коллекций можно создать интересные тематические выставки. Дошкольники получат новый всплеск интереса, а также условия для применения собственной активности.

Дидактические игры – средство развития познавательного интереса и активности детей

Важность развития познавательной деятельности побуждает взрослых использовать различные методики. Дидактические игры как средство развития активности при уместном применении демонстрируют значительные результаты. Основные принципы данного метода:

  • Активизация познавательных процессов на избирательные явления и предметы;
  • Укрепление познавательного интереса;
  • Формирование потребности в углублении познавания;
  • Воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • Обогащение речи;
  • Стимулирование творческого мышления;
  • Развитие нравственности и эстетической составляющей личности.

Примеры дидактических игр

Сбор в корзину. Игра, направленная на формирование познавательной потребности. Применяются двумерные изображения плодов и корзина.

Цель: освоение порядкового счета, создание условий для формирования любознательности.

В процессе игры дошкольник собирает корзинку (изображения помидоров, огурцов). Сравнение по количеству. Взрослый задает вопрос:

  • Чего получилось больше?
  • Насколько больше?
  • Как сравнять счет?

Время суток. Игра проводится с небольшой группой детей.

Цель: закрепление названий частей суток, стимулирование размышления, проявлений эмоциональности, раскрепощение двигательной активности.

Группа формирует круг. Игра начинается с предложения ведущего показать без слов, что дошкольники делают утром. Дальнейшие варианты: день, вечер, когда опаздывают в детский сад и пр.

Нахождение места. Игра предназначена для старших дошкольников.

Цель: выработка познавательной инициативы, умения пространственного ориентирования.

Перед началом игры взрослый расставляет детей в произвольном порядке. В дальнейшем дается инструкция: «Света, встань за Ирой. Маша, встань так, чтобы Петя был слева от тебя, Игорь подойти ко мне, а Аня встань перед ним». В дальнейшем задания усложняются. Детям предлагают сменить место и назвать самим, где они находятся.

Регулярность подобных дидактических игр помогает формировать новые навыки и закреплять уже имеющиеся. Выполняя задания, дошкольники получают знания, открывают неизвестные им ранее познавательные направления, реализуют потребность в активных действиях.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/poznavatelnaya-aktivnost

Познавательное развитие дошкольников

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию.

Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста.

Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.

К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство.

Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности.

Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.

Воспитатель в первой младшей группе организует работу так, чтобы учитывая непроизвольность внимания, развивать познавательные способности детей. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.

На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают мир.

Сюжетно-ролевые игры позволяют расширить возможности для развития познавательных способностей. Так, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

позволяет получить детям знания о росте волос, о необходимости стричь волосы, вырабатывается модель поведения в парикмахерской.

Ролевые игры «Пора кушать», «Баюшки – баю» вызывает положительные эмоции у детей, т. К. для них это хорошо знакомые ситуации, которые педагог может использовать для расширения знаний детей о предметах быта.

В игре «Купание куклы Кати» дети узнают предметы личной гигиены, учатся последовательности действий при уходе за своим телом.

Игра «Доктор Айболит» учит поведению детей в больнице. Через игру дети овладевают моделью поведения врача и пациента, перестают бояться докторов.

Через ролевые игры дети опробируют модели поведения в той или иной ситуации, что в дальнейшем способствует их ровному эмоциональному состоянию.

Любопытство – первый этап познания, дети проявляют любопытство к предметам, их функциональности, яркости красок, действиям с различными предметами. Познавательное развитие получает благоприятную почву в предметной деятельности, организованной в первой младшей группе на основе парциальной программы Е.О. Смирновой «Первые шаги».

Дети в предметной деятельности знакомятся с действиями предметов в организованных играх: «Игры с кнопками», «Игры с застёжками», «Замочками».

Внимание детей 2-3 лет привлекают игры «Секреты с сюрпризом», «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек». Формируют познавательные способности игры на развитие восприятия и мышления: «Спрячь кубик», «Башня из мисочек», «Найди окошко для фигурки».

Целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности развивают игры «Гараж для машинки», «Собери цветочек»

Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребёнка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик — кубик- кирпичик); величине (большой – маленький); количестве предметов (один – много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определённому признаку, материалам.

Сформированность познавательной деятельности, на первом этапе – любопытство, позволяет ребёнку перейти к следующему этапу познавательного развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в которых игры и другие виды деятельности будут строиться с учётом развития познавательных способностей.

Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира.

На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень.

Ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

Развитие любознательности у детей 3-4 лет можно реализовать через организацию игр «Определи на ощупь», «Назови предмет по описанию», «Объедини», «Куда что положить?», «Что в коробке?», где у ребёнка формируется необходимость мыслить, использовать свой незначительный, но собственный опыт. Активно в игровую деятельность включаются речевые игры: «Назови близких», «Доскажи словечко», «Какая игрушка», игры ситуации «Короб со сказками», «Валя у парикмахера» и др., позволяющие реализовывать стремление к познанию.

Читайте также:  Исследуем возможности кратковременной памяти ребёнка с помощью методики "память на числа"

Дети воспринимают сведения на уровне слов, постигая и усваивая разнообразные знания о нашем мире. При этом новая информация должна основываться на прошлом опыте детей, на их уже имеющихся представлениях об окружающем мире.

Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями.

Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.

Следующей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности.

Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.

Федеральный государственный стандарт ДО определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире.

Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно — следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям.

Благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.

ФГОС ДО рекомендует виды деятельности, обеспечивающие познавательное развитие дошкольников:

— организацию и решение познавательных задач;

— применение экспериментирования в работе ДОО;

— использование проектирования;

в процессе которых ребёнок приобретает навыки исследователя, познаёт свойства, качества предметов и материалов, устанавливает связи и зависимости явлений.

При выполнении познавательных задач под руководством воспитателя получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого.

В ходе проектной деятельности ребёнок учится самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Содержание познавательного развития детей предполагает:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

— формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

— формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

— формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

— Формирование элементарных математических представлений.

— Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

— Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно — пространственная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно — насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.

Целевые ориентиры ФГОС позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.

К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.

Используемая литература:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

2. Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

3. «Основы психологии» Л.Д. Столяренко 4-е изд., Ростов н/Д: «Феникс, 2001.-672с.

4. Выготский Л.С. «Психология развития человека». – М.: Смысл, 2010.-360с.

5. Эльконин Д.Б. «Детская психология».- М.: Педагогика, 2010. – 304с.

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/11335-poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov.html

Развитие познавательной активности дошкольников

Самый юный возраст детей — до 5 лет включительно — принято подразделять на 2 группы: младенческий период и дошкольный. Первый длится с 0 до 3 лет, а второй с 3 до 5.

Как правило, большинство школ и существующих методик по развитию познавательной активности дошкольников рассчитаны именно на этот возрастной период.

Изучение особенностей детского развития значительно отличается от исследовательских программ по изучению деятельности подростков и взрослых людей. Это отчетливо прослеживается в способах проведения работы и методах ее осуществления.

Основной принцип, которому следуют изобретатели диагностических программ — принцип естественности. Он подразумевает под собой минимальное вмешательство старших в обыденную жизнь ребенка.

Чаще всего познавательная активность ребенка провоцируется в игровой форме, в которой учитываются возрастные особенности развития.

Весьма популярны и удобны к применению различного рода шкалы развития, в которых предусмотрено проведение аналитико-статистических наблюдений с последующей фиксацией и сопоставлением данных деятельности с возрастными нормами.

Работа со шкалами требует специализированного опыта и должна проводиться только под наблюдением старших и профильного психолога. В этом кроется существенная трудность, т.к. в присутствии незнакомого человека ребенку сложно показать естественные реакции на раздражитель. В этом случае необходимо ввести активное взаимодействие связки воспитатель-психолог.

Развитие познавательной активности дошкольников — ключевое направление при воспитании дошкольников.

Мальчики более склонны к активным занятиям и познают мир в процессе. Они могут часами наблюдать за работой экскаватора, мусоросборника или заглядывать в кабину водителя.

Для них наиболее актуальной станет стимуляция познавательной деятельности в форме живой игры. Только в этом случае знания будут восприняты полностью и лягут в основу «образного» багажа.
Девочки более спокойны и склонны к усидчивости.

Для них будет гораздо информативнее игра «дочки-матери», которая исподволь заложит необходимые знания для взрослой жизни.

А художественная студия или музыкальная школа поможет развить чувство прекрасного и подарит чувство собственной значимости.

Познавательная деятельность в крови у каждого ребенка и призвана помочь ему приспособиться к жизни во взрослом мире.

Постепенно она трансформируется в стремление к познанию и проявится в поисковых играх. Ребенок будет стремиться к получению новых знаний о жизни более старших людей и свежие впечатления.

С возрастом активность перерастет в любознательность, которая так свойственна старшему поколению.

В ранний период развития происходит зарождение первичного представления об окружающем мире.

Для формирования образа задействованы все доступные средства, которые неразрывно связаны между собой:

  • познавательная деятельность — восприятие мира, мышление, воображение память, внимание;
  • эмоциональная окраска — личная реакция на происходящие события, окружающие предметы и явления;
  • полученная в процессе поисков информация — знания и опыт, как личный, так и старшего поколения.

Познавательное развитие ребенка стимулируется гармоничным сочетанием вышеперечисленных этапов. Воспитатели и родители должны помочь в этом, не забывая о том, что детский процесс познания кардинально отличается от взрослого.

Состоявшийся человек воспринимает окружающую реальность с точки разума, а дети — эмоционально.

Если для первых первичны факты, а отношения и эмоции вторичны, то для дошкольников ситуация с точностью да наоборот.

Правильное формирование развития взрослого мышления включает в себя:

  • познание — в мире много тайн, которые надо раскрыть;
  • бережливость — мир нежен и хрупок, он требует заботы и защиты;
  • созидание — мир прекрасен и я хочу передать это дальше и приумножит.

При планировании познавательного развития следует помнить о возрастных особенностях развития ребенка.

Деятельность 3-летнего дошкольника заключена в простом принципе: смотрю, действую, манипулирую. Именно так он познает мир: рассматривает предметы со всех сторон, пробует, кидает, ощупывает.

С помощью нехитрых действий ребенок ищет ответы на основные вопросы «что, зачем, и почему». Однако, скрытые характеристики предмета 3-летний дошкольник постичь самостоятельно не в силах.

В это же время дети начинают проводить первые параллели и причинно-следственные связи, воспринимать значение предмета и его роль.

В 3-летнем возрасте познавательную деятельность лучше всего направить в русло познания: организовать интересные экскурсии-прогулки (по саду, двору или небольшому скверу), познакомить с домашними животными, растениями, жителями аквариума.

Дети этой возрастной группы очень любят получать подарки от природы: осенние листья, солнечные лучи, колючие снежинки, шишки, каштаны.

Очень полезно проводить информативные празднества — мыльные пузыри, бумажные поделки, семена-летуны, бабочки-фантики.

Здесь же закладывается уважительное отношение к окружающим людям и связка «исправляем-помогаем».

Познавательная деятельность проводится все время в той или иной форме, а не только на занятиях, т.к. имеет колоссальное значение в гармоничном развитии личности ребенка.

Индивидуальные беседы или коллективные игры, наблюдения за окружающим миром, решение загадок или простых головоломок, ежедневный уход за домашними животными или зеленым уголком — это неполный перечень познавательных мероприятий.

К 4 годам организм взрослеет: активизируются физиологические процессы, изменяющие кору мозга головного, совершенствуется нервная система, увеличивается словарный запас и запас впечатлений об окружающей действительности. В этот период познавательная активность малыша претерпевает изменения и переходит на следующую ступень развития.

Деятельность ребенка в это время направлена на путь открытий и накопления знаний. Дошкольник правильно воспринимает полученную вербально информацию и учится ее анализировать. Именно это позволяет увеличить круг общения ребенка и перестать ограничиваться лишь близким кругом.

В 5 лет дошкольник четко и ясно воспринимает окружающую действительность, багаж знаний и опыт предыдущих лет помогает ему в этом. Основная задача взрослого поколения в этот период — организовать предметно-развивающую среду для активизации познавательной деятельности.

Способы познания мира: вербальные, аудиальные, кинетические, визуальные. Познавательная деятельность направлена на получение новой информации, появляется стремление постоянно расширять горизонты и искать дополнительные источники знаний.

Степень психического и интеллектуального развития позволяет начать знакомство с категориями «символ, время, категория». Приветствуются познавательные беседы, обсуждения жизненных ситуаций, просмотренных мультипликационных и видеофильмов, своевременные и правильные ответы на заданные вопросы.

К окончанию возрастного периода «дошкольник» взрослые и воспитатели должны акцентировать внимание упорядочивание информации по какому-либо признаку, поощрить познавательную деятельность в области формирования положительной картинки об окружающем мире по тематическим блокам и областям знаний, установление причинно-следственных связей.

Перед родителями в дошкольный период встает вопрос определения способностей своего ребенка.

С самых юных лет можно проследить тяготение малыша к чему-либо, достаточно лишь внимательно за ним понаблюдать — кто-то танцует, кто-то рисует, а кто-то обожает мастерить.

Если вовремя заметить предпочтения юной личности и предпринять шаги в области развития способностей, то во взрослом возрасте можно получить настоящий талант.

Проблема правильного определения предпочтений ребенка встает достаточно остро, т.к. не все родители способны правдиво оценить достижения собственного чада и часто преувеличивают их.

В этом могут помочь воспитатели и педагоги тематических кружков, секций и студий. Порой ребенок может перепробовать их все, пока не найдет оптимальный для себя вариант проведения досуга.

При правильном развитии и благоприятной окружающей среде дошкольники вырастают в неутомимых оптимистов, любознательных исследователей, фантазеров и мыслителей. Помогите своим детям, направляйте познавательную деятельность по верному пути!

Источник: https://podrastu.ru/deyatelnost/razvitie-poznavatelnoi-aktivnosti.html

Развитие познавательной деятельности дошкольников

Для дошкольного возраста свойственно интенсивное развитие психических и физических процессов, становление характера, воли.

Также в это время продолжается процесс социализации, когда ребенок устанавливает связи с главными сферами жизни: миром людей, вещей и природы.

Происходит знакомство с культурой и общечеловеческими ценностями. То есть дети в этот период активно познают окружающую действительность.

Зачем необходимо познавательное развитие детей дошкольного возраста?

В такой значимый для человека период крайне важно развитие познавательной деятельности, то есть сознательных действий, которые направлены на приобретение определенных знаний и сведений об особенностях и объектах реальной жизни.

Одной из главенствующих задач педагогики является совершенствование познания ребенка. Благодаря такой работе дети:

  • получают информацию об окружающей реальности;
  • усваивают требуемые знания, умения, навыки;
  • развивают любознательность, пытливость, познавательные процессы;
  • накапливают жизненный опыт;
  • формируют интерес к миру;
  • вооружаются навыками по применению полученных знаний.
Читайте также:  Основы обучения ребенка скорочтению

Правильное развитие познавательной деятельности дошкольников вполне может привести к формированию задатков исследователей. Еще Лев Семенович Выготский заметил, что чем больше дети видели, слышали и переживали, тем больше они узнали и усвоили.

Следовательно, их опыт насчитывает большее количество компонентов действительности, позволяющих осуществлять продуктивную творческую и исследовательскую деятельность.

Составные части познавательной деятельности

Познание, как и любое другое занятие, имеет свою структуру. У дошколят сюда входят следующие звенья:

  1. Цель. В данном случае дети стремятся получить знание.
  2. Мотив. Побудительные причины, определяющие действие. Будут зависеть от конкретной ситуации.
  3. Способ. Сюда входит познавательное действие, метод, прием, направленные на осуществление деятельности.
  4. Условия.

    В случае с познанием – это развивающая среда, которая организована так, чтобы способствовать достижению цели.

  5. Результат. Приобретение знаний.

Как пример, можно разобрать такую ситуацию. Мама изготовила бумажный самолетик и запустила летать по комнате. Сын заинтересовался и захотел сделать так же.

Целью здесь будет получение знания о том, как создать поделку из бумаги. Мотивы могут быть разными. Мальчику понравился сам процесс сгибания бумаги, его привлек полет самолетика, а может это просто желание подражать маме (она сделала, и я хочу). Способ – ребенок возьмет бумагу и будет пытаться правильно ее согнуть.

Условия – мама помогает объяснениями и своим примером до тех пор, пока у сына не получится. Результатом станет умение малыша изготавливать поделку.

Развитие познавательной активности дошкольников основывается на интересе и осознанности. Успешное изучение окружающей действительности возможно только тогда, когда ребенок удивлен, заинтригован, увлечен. Поэтому структуру познания следует выстраивать с учетом этих особенностей.

Как развивать познавательную деятельность дошколят?

Дети уже готовы постигать мир. Однако развитие познавательной сферы дошкольника требует определенных усилий со стороны взрослых.

Чтобы ребенок впоследствии стал интеллектуально развитой личностью, следует помнить о таких правилах:

  1. Самостоятельность малыша или совместная с взрослым деятельность. Важно подключать детей к процессу, давать пробовать свои силы. Они не должны быть сторонними наблюдателями.
  2. Разговор, ответы на вопросы. Необходимо общаться с ребенком, рассуждать вслух, разъяснять свои мысли, называть окружающие объекты.

    В этот период все дети почемучки, и от их вопросов нельзя отмахиваться. Если нет возможности пояснить сразу, можно предложить вместе выяснить этот момент попозже.

  3. Интерес к мнению малыша. Следует постоянно задавать ребенку вопрос «Как ты считаешь/думаешь?». Его ответы выслушивать внимательно и без иронии.
  4. Организация совместных опытов и наблюдений.

  5. Разнообразие досуга. С дошколенком желательно больше путешествовать, гулять, посещать различные детские мероприятия. Также важно показывать ему интересные вещи, читать книги, рассказывать истории. Если в дом приходят гости, лучше не отсылать малыша в другую комнату, а разрешить пообщаться с ними.
  6. Эмоциональная поддержка.

    За все начинания и исследования ребенка следует хвалить, а его самостоятельность и инициативу поощрять.

Если следовать этим правилам, а также помнить о важности процесса изучения мира для малышей, то развитие познавательной деятельности дошкольников будет проходить в правильном русле, а интерес к освоению окружающей жизни не пропадет.

И родителям впоследствии не придется переживать из-за того, что у их взрослого чада отсутствует самостоятельность, увлечения и желание чему-то учиться.

Весёлые скрепки: познавательное развитие ребенка — видео

Источник: http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/8425-razvitie-poznavatelnoj-deyatelnosti-doshkolnikov.html

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека с момента его рождения.

Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности.

Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

В основе познавательной активности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.

Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет.

Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от нас взрослых, окружающих ребенка.

Мы, взрослые, должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

На первых ступенях развития ребёнка личный опыт – главный путь познания окружающего мира, но весьма быстро его становится мало.

Считаю, что для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, взрослые должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов.

Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому.

Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.

Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую мелодию.

Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности.

Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

В качестве ситуаций для развития познавательной активности я использую разнообразные формы увеличения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста, а конкретнее познавательные (развивающие) игры.

Так как игровая деятельность – это особенный мир человеческой активности, в которой личность не преследует никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.

С целью формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста я провожу ряд развивающих игр, направленных на развитие познавательного интереса, мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Летает, прыгает, плавает», «Неоконченный рисунок», «Дорисуй картину», «О чем рассказала музыка», а также на формирование таких качеств личности как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность, познавательная самостоятельность, инициативность. Это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Да – нет», «Загадай, я отгадаю», «Что за птица?», «Что за животное?» и др.).

Следует особенно сказать об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Результативны игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Четвертый лишний», «Нужно – не нужно», «Кому что нужно?» и др.).

Интересны детям игры, требующие от них умения отличать реальные явления от нереальных, учу детей делать правильные умозаключения, понимать юмор («Придумай небылицы», «Бывает – не бывает»). Такие игры требует большого умственного напряжения: дети должны одновременно внимательно слушать, сравнивать реальное с выдуманным, запоминать алогизмы и рассказывать о них.

С желанием участвуют дети в играх, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты», «Где мы были, мы не скажем», «Испорченный телефон», «Кто позвал?».)

Для эффективности работы в данном направлении обязательно учитываю требования:

1. Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность заключается в правилах, побуждающих ребенка думать.

Кроме того, широко использую такие игровые элементы, как сговор, жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование.

Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т. п.).

2. Создать условия для умственной и двигательной активности всех играющих детей. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и так далее.

Развивающие игры я провожу как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в свободное время.

На опыте я убедилась, что в игре дети работают без особого напряжения, а общий эмоциональный фон добавляет уверенности, даёт возможность спокойно сосредоточиться на данном в игровой форме учебном задании, на способах использования новых знаний в знакомых и новых условиях, что способствует повышению познавательной активности детей.

Большое значение в работе по данному направлению я уделяю проектной деятельности, так как проекты предоставляют детям возможность приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.

Кроме этого, метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического плана, в основе которого лежит проблема.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.
Для этого я стремлюсь:

1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
2.

Создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к проектной деятельности мы оборудовали в группе «Центр экспериментирования» (или «Детская лаборатория»).

Реализуя проекты, я учитываю то, что проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребёнка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:

– видеть проблемы;

– ставить вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперименты;

– делать умозаключения и выводы;

– структурировать материал;

– готовить собственные мини-доклады;

– объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Непосредственно образовательную деятельность в этой программе я выстраиваю так, чтобы степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастала.

На опыте я убедилась, что правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Чтобы добиться положительного результата в работе, я ориентируюсь на показатели познавательной активности дошкольников:

1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).

2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.

3. Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми.

4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.

5. Использование знаний в самостоятельной деятельности (игре, труде, конструировании).

6. Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательный интерес.

7. Качество знаний и умений.

В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.

Использование перечисленных выше средств педагогического воздействия позволили мне повысить уровень развития познавательной активности моих воспитанников.

Сравнительный анализ результатов развития познавательной активности воспитанников:

УровниВозраст Количество детей в группе Низкий Средний Высокий
Вторая младшая группа 20 15 5
Средняя группа 20 2 12 6

А это значит, методы моей работы выбраны правильно, что предполагает возможность продолжения работы в данном направлении и ориентирует меня на новые, более высокие результаты.

Литература:

1. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста.// Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. – СПб.: Союз, 2007. – 599 с.

2. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М., 2000.

4. Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003.

5. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.

Источник: http://io.nios.ru/articles2/94/10/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

Развитие познавательной активности ребенка

Очаровательный малыш своей маленькой ручкой тянется к симпатичным баночкам и быстро наводит беспорядок на мамином туалетном столике. А что может быть интереснее, чем пересыпать «похищенную» у мамы крупу? Едва научившись ходить, малыш стремится узнать, что скрывается за дверками шкафов. Думаете, малыш хулиганит? Нет! Маленький человечек познает мир. Он исследует, изучает, экспериментирует.

Что же создает в ребенке неудержимую тягу к познанию? У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка. Что же такое познавательная активность? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений.

Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата. Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения.

От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми.

Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество. Поэтому, родители, стимулируя развитие познавательной активности ребенка, вносят существенную лепту в познание юным человечком мира, развитие его способностей и благополучную адаптацию в жизни.

Конечно, мы родители хотим помочь своим детям в развитии. Причем с этим может справиться каждый ответственный и заботливый родитель. Надо лишь вооружиться определенными знаниями и уделить внимание своему ребенку.

Особенности познавательной активности детей – дошкольников

• — Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира. • Ребенок интересуется всем, что его окружает, а не только какой-то одной сферой знаний или каким-то одним видом деятельности. • Дошкольник проявляет познавательный интерес и всеобъемлющую любознательность «Что это?», «Почему?», «Как?», «Хочу все знать!». Ребенка интересует не только один какой-то предмет или явление. Его интересуют устройство, назначение предмета, каким образом и с какой целью его использовать или причины некого нового для него явления. • Ребенок процесс познания, экспериментирования, изучения сопровождает эмоциями, указывающими на его интерес к деятельности. • Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес. • Также интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес. • К концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) появляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности. Ребенок может ставить перед собой цель («соберу из своего конструктора такой кран, который видел на стройке») и находить способ ее выполнить (повторяет попытки сбора, ищет недостающие детали, например, крюк в другом наборе конструктора, тесемку для подвешивания крюка, использует картинку в книжке с нарисованным краном, как пособие). Ребенок сам контролирует процесс «производства крана» и самостоятельно оценивает результат («мама, смотри, какой кран я собрал!» или при неуспехе «кран не получился, попробую в другой раз»).

Как развить у своего ребенка желание и умение познавать мир?

В детском саду и во всевозможных развивающих школах для малышей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, нельзя полностью передоверять развитие своего ребенка садику или школе, даже если в них проводятся великолепные занятия. Роль семьи в познании мира ребенком и его адаптации в жизни огромна в любом случае.

Несмотря на то, что ребенка интересует все и сразу, не стоит обрушивать на него калейдоскоп различной не связанной между собой информации. Нужно стремиться к систематизации получаемых ребенком знаний.

Например, трехлетнему малышу ни к чему забивать голову списком витаминов и полезных веществ, содержащихся в помидорах и ананасах, а заодно рассказывать, как растет манго, которое ребенок не имеет возможности наблюдать в той среде, в которой живет постоянно.

Лучше пусть малыш в этом возрасте знает, что хорошо знакомые огурцы, помидоры, картошка, лук, морковь – это все овощи. Овощи полезно кушать для здоровья, потому что в них много витаминок. И овощи люди выращивают на огородах и полях.

Также надо помнить, что познание лучше всего идет в процессе практической деятельности ребенка, экспериментирования, совершения им открытий. Еще важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку.

Если в семье принято, что родители вечера на пролет проводят за бутылкой пива, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка.

Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре. Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта.

И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.

Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Если изучаем деревья, то говорим о сосне, ели, березе, дубе, клене – о тех деревьях, которые можно наблюдать в парке или во время загородных поездок. Не стоит пытаться запихнуть в голову малыша слишком много информации.

Лучше немного, но то, что легко наблюдать и все эти знания систематизировать. Причем развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.

Первые шаги развития познавательной активности

Ребенку 2-3 года. В этом возрасте у малыша постепенно формируем целый набор представлений. О человеке и конкретно о себе самом. Малышу надо знать свое имя и фамилию, кто он – мальчик или девочка.

О своей семье ребенку надо знать имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, а так же их семейный статус – кто кем приходится ему («Коля мой братик») и кем приходятся члены семьи друг другу («Мама и папа друг другу муж и жена, а бабушка Надя – папина мама»).

Для ребенка постичь семейный статус близких не так просто: порой, малышу очень трудно понять, что бабушка Надя – мама папы и даже еще жена дедушки Пети. На это требуется время и терпение родителей. Иногда на протяжении всего дошкольного детства приходится разбираться, кто кем приходится в семейном лабиринте.

В представлении о человеке малыш должен знать физические особенности человека (у человека есть голова, лицо, руки, ноги, туловище; на лице – глаза, нос, рот и т.п.). У каждого человека есть имя, возраст, каждый мужчина или женщина.

Ребенку надо объяснять физическое и эмоциональное состояние людей, в частности членов семьи: «Бабушка устала, она работала на даче», «Сестренка отдохнула, она поспала», «Маша веселая», «Коля грустный». Со временем ребенку эти знания помогут лучше понимать людей и легче контактировать с ними.

Также у ребенка формируются знания о профессиях людей, различной деятельности, явлениях природы. Сначала простейшие знания, которые затем совершенствуются на протяжении всего детства. Для развития познавательной активности ребенка 2-3 лет огромное значение имеет развитие восприятия знаковой функции мышления и осмысленная предметная деятельность.

В этот период активны органы восприятия – зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения, которые помогают познавать мир малышу.

В этом возрасте ребенка надо познакомить с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый), формами (шар, куб, квадрат, треугольник), размерами (длинный – короткий, широкий – узкий, высоко – низко), а также развивать тактильные ощущения (мягкий – твердый, гладкий – шершавый).

Развитию восприятия прекрасно способствуют двигательная активность и предметная деятельность ребенка. Во время движения, занятий на спортивных детских площадках, спортивных подвижных игр, занятий физкультурой ребенок сталкивается со многими предметами и получает массу впечатлений об их цвете, форме, размерах, весе (тяжелый – легкий), получает тактильные ощущения. Различные по цвету и размеру мячи, гимнастические палки, различные по цвету, размеру и форме детали для подвижных игр, например, «городки» все это прекрасные учебные пособия. Играя с ребенком в простые игры, родитель может закреплять его представления о цвете, форме, размерах. Примеры таких игр можно найти в литературе и Интернете. Так же в процессе подвижных игр ребенок развивает ориентацию в пространстве.

Игры на закрепление основных цветов и форм

«Собери по цвету». По комнате разбрасываются разноцветные кубики или мячики (красные, желтые, синие, зеленые). Так же в комнате расставляются коробки или корзинки с наклейками из цветной бумаги такого же цвета. Ребенок должен собрать кубики или мячики по цвету в коробки.

«Найди свой предмет». Родитель показывает ребенку вырезанные из цветного картона карточки (красные, синие, зеленые). Так же по комнате расположены предметы (кубики, мячики, обручи и др.) такого же цвета. Если родитель показывает зеленую карточку, то ребенок должен подбежать к зеленому предмету и т. д.

«Найди домик». По комнате разбрасываются вырезанные из картона фигурки: круги, квадраты, треугольники. В комнате стоят коробки с наклейками в виде круга, квадрата, треугольника. Ребенок должен собрать разбросанные по комнате фигурки и положить каждую в соответствующую коробку – «домик».

Сюжетно-ролевая игра учит жизни?
Девчушки играют в дочки матери. В их игре есть роли (мама, старшая и младшая дочки) и сюжет (мама кормит младшую дочку, а старшая делает уроки). Это сюжетно-ролевая игра. Зародившись в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) в виде простых сюжетов, она усложняется и достигает расцвета к 6-7 годам. Сюжетно-ролевая игра – это модель общества, в котором живет ребенок. Путем этой игры ребенок познает социальные отношения людей, учится взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила, регулировать свое поведение, решать проблемы и улаживать конфликты. Проигрывая различные роли и сюжеты, ребенок может получать новые знания и осваивать новые модели поведения. С дочкой можно организовать игру в куклы, в процессе которой девочка получит простейшие сведения по уходу за ребенком и тут же их отработает. Так же в процессе этой игры девочка может получить различные бытовые сведения. Сюжетно-ролевая игра может быть средством воспитания ребенка и средством его психологической реабилитации. Ведь можно проиграть проблемную ситуацию и найти ее решение в процессе игры. Родитель может в этом прекрасно помочь ребенку. Проблема многих современных детей – не уменние играть в сюжетно-ролевые игры. Мне пришлось наблюдать, как две девочки играли в дом. В доме одной – оживление, девчушка все время чем-то занята. В доме другой – игра не клеится и девочка, теряя интерес к своему домику, наблюдает за своей приятельницей. Причем игрушки у первой девочки скромнее, чем у второй. Однако первая все время что-то придумывает, а вторая явно не умеет играть, ее фантазия быстро истощается и, соответственно, и действий с игрушками мало. Чтобы научить играть ребенка, сначала его надо снабдить информацией на основе, которой разовьется сюжет, а потом помочь организовать игру. Например, сначала совместный просмотр с сыном книжки с картинками различных машин: грузовых, бетономешалок, экскаваторов и др., простые и краткие объяснения ребенку для чего предназначена каждая из машин. Затем ребенок может со своими игрушками разыграть все, что услышал: грузовик везет кирпичи (маленькие кубики или детали конструктора), экскаватор грузит их, бетономешалка подвозит бетон, а из привезенных материалов строится дом. Если играет компания детей, то возможно разделение ролей: строитель-каменщик, водитель машины и т. д. Также важен подбор игрушек. Они должны быть функциональными. Например, красивая кукла, но без «приданного» из одежек, различных тряпочек и иных предметов, дает значительно меньше возможностей для игры, чем кукла с большим и разнообразным приданным – ее можно переодевать, укладывать спать на постельке, кормить из посуды.«Учим Цвета» тематические карточки по методике Домана

Елена БАЧИКИНА, психолог

Источник: http://www.bambini.by/articles/razvitie-poznavatelnoj-aktivnosti-rebenka/

Ссылка на основную публикацию