Развивающие игры для детей: значение, виды, рекомендации

Выбираем развивающие игры для дошкольников

Развитие детей дошкольного возраста – дело непростое. Ребенок только начинает свой жизненный путь, а навыков и умений ему нужно получить очень много.

Эта задача целиком лежит на плечах его родителей, а при посещении детского сада – на воспитателе. Но невозможно научить чему-то ребенка простыми объяснениями – ему это будет скучно.

Для того, чтобы дети развивались гармонично и с неослабевающим интересом, разработаны специальные развивающие игры для дошкольников.

Для гармоничного формирования личности в раннем возрасте значение игры неоценимо.

Ребенок учится ставить какие-то цели и стремиться к их осуществлению, у него развиваются произвольные психические процессы – память, внимание и другие.

Эмоциональное поощрение становится для него дополнительным стимулом. В процессе игры легче развивается речь, логика, мелкая моторика, а также образное и абстрактное мышление.

Какие бывают развивающие игры для дошкольников?

Можно условно выделить несколько типов игр для детей раннего возраста:

  • Обучающие (дидактические) игры способствуют развитию памяти, логики, знакомят ребенка с предметами, их свойствами, учат самостоятельно мыслить. К ним относятся настольные игры (паззлы, мозаика, лото), игры, связанные с конструированием, сборно-разборные игрушки. С помощью обучающих игр дети с удовольствием осваивают чтение и счет.
  • Подвижные игры учат детей чувствовать себя частью команды, коллектива, координировать свои действия с другими участниками игры, действовать согласно заведенным правилам. Они развивают физические способности малышей — силу, ловкость, выносливость, быстроту реакции. Необходимость моментально принимать решения и действовать способствует развитию интеллекта, повышает самооценку дошкольника, а обилие совместно пережитых положительных эмоций помогает детям сдружиться. Кроме того, в этих играх обычно есть победители и проигравшие, и дети учатся, с одной стороны, стремиться к победе, а с другой – достойно принимать поражение.
  • Сюжетно-ролевые игры прививают детям социальные навыки. Они представляют собой воспроизведение событий реальной жизни в форме игры. Отождествляя себя с каким-либо персонажем, ребенок воплощает в своей роли все представления о нем, а поведенческие особенности заимствует из реальной жизни. Он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми, сотрудничать с ними. Такие игры совершенной необходимы в раннем возрасте, так как именно в это время происходит социальное становление ребенка, начало формирования его индивидуальности. Кроме того, они стимулируют развитие речи.
  • Компьютерные развивающие игры для дошкольников появились относительно недавно, но уже прочно завоевали сердца наших малышей. Такой формат игр дает массу возможностей для развития у детей памяти, внимания, реакции и логики, а также способствует раннему приобщению ребенка к высоким технологиям, что в наше время немаловажно. Но для того, чтобы такие игрушки не нанесли вред, нужно соблюдать несколько правил: во-первых, ограничить время, проведенное малышом за компьютером, например, шестилетнему ребенку следует разрешить всего полчаса в день; во-вторых, игры нужно выбрать неагрессивные, спокойные, иначе неокрепшая психика малыша может пострадать.

Выбор игр для развития с учетом возраста ребенка

Выбирая развивающие игры для дошкольников, необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторым детям требуется восполнить пробелы в речевых навыках, другие нуждаются в тренировке памяти. Но самый главный критерий – возраст малыша. Для каждого этапа развития есть свои рекомендации по организации игровой деятельности.

  • С 1 года до 3 лет ребенок активно занимается познанием мира, ему нужно обеспечить для этого максимально возможную свободу передвижений и действий. Для этого возраста подойдут различные мозаики и пазлы, игры на развитие мелкой моторики кисти, простые ролевые игры, например «дочки-матери».
  • Ребенок 4-5 лет начинает устанавливать связи между предметами и явлениями, изучать неосязаемые явления, у него обогащается словарный запас. Кроме того, у него появляются личные увлечения, и их нужно учесть при выборе игрушек. В этом возрасте ему нужны игры, развивающие пространственное мышление, способность сравнивать формы и размеры, определять и называть цвета. Они также должны способствовать развитию речи.
  • В возрасте 5-7 лет дети уже активно готовятся к школе. Они должны учиться делать самостоятельные выводы и находить нестандартные решения. Игры должны быть направлены на творчество, выявление закономерностей, прогнозирование тех или иных результатов. Кроме того, в этом возрасте нужно активно совершенствовать устную речь, в этом вам помогут рифмы, поговорки, загадки, стишки.

Специалисты считают, что учить дошкольника писать буквы и цифры совсем необязательно, гораздо важнее развить его творческий потенциал и фантазию, стремление придумывать идеи и воплощать их. Развивающие игры для дошкольников помогут вашему малышу познавать мир с удовольствием и интересом.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/7541-vybiraem-razvivajuschie-igry-dlja-doshkolnikov.html

Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

Игровая деятельность – моделирование различных жизненных ситуаций – является преобладающей для детей дошкольного возраста. Именно в игре развивается личность ребёнка, отрабатываются роли, которые предстоит играть во взрослой жизни, познается способ взаимодействия с окружающим миром.

Обучение новым навыкам, умениям также происходит в игровой форме. Ведущая роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста обусловлена особенностями развития психики малышей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях, особенностях характера.

Игра как важнейшее условие развития

Психология выделяет весь младший возраст как период активной игровой деятельности. Родители зачастую называют детские забавы бесполезным занятием, пустой тратой времени, пытаются заменить их действительно «важными» делами – специальными обучающими упражнениями, уроками по различным модным методикам. Однако роль игры в психическом развитии ребенка – первостепенна.

В чем же заключается значение игры, почему эта деятельность так необходима малышам?

  • Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою реальность: соединяя воедино мечты и знакомую им действительность, у детей активно работает воображение.
  • Происходит познавательное, культурное, социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации, отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои представления о жизни.
  • Совершенствуются волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития.
  • Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются у детей в играх. Формируются чувства, эмоции, появляется опыт самых разнообразных сильных переживаний, преодоления трудностей.
  • Обогащается, структурируется детская речь.

Играя, дошкольник приходит к пониманию общественной сущности всех вещей – каждое действие, манипуляция, слово имеют смысл для какого-то человека. Постепенно у ребёнка складывается понятие о ведущей роли человеческих взаимоотношений.

Педагогика выделяет множество видов игр:

  • Подвижные – тренировка ловкости, быстроты, силы, а также желания побеждать, настойчивости, эмпатии, волевых качеств.
  • Логические – помощь в подготовке к школе, важный этап становления памяти, усидчивости, умения искать нестандартное решение поставленной задачи.
  • Дидактические – пополнение словарного запаса, формирование связной речи, умения формулировать свои мысли, правильное отношение к различным аспектам жизни (природе, Родине, профессиям, людям разных национальностей).
  • Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка стоит на особом месте, являясь эффективным инструментом для формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы.

Игра с младенчества до 7 лет

Совершенствование, развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста происходит постепенно, начинаясь с самых примитивных действий.

  • До полутора лет кроха учится владеть собственным телом, двигаться, прогрессируют моторные навыки. Игра носит функциональный характер, малыш отрабатывает приобретенные умения в сфере контроля своих рук, ног, головы, пальцев, перемещения в пространстве на разных скоростях: прыжки, бег, сопровождаемые заливистым смехом.
  • Примерно с 1,5 до 3 лет на первый план выходят подлинные предметные действия, что приводит к появлению строительных (конструктивных) игр. Карапуз совершает осмысленные, целенаправленные движения, складывая кубики, пирамидки, мисочки, пуговицы. Зарождается ролевая игра – новыми функциями наделяются знакомые предметы, сам малыш примеряет к себе разные роли.
  • Возраст 3-3,5 года – время схематичных, отрывочных сценариев. Сюжетная игра и психическое развитие ребенка идут как бы параллельно — малышу сложно уследить за развитием событий, сопоставить свои действия с чужими. Появляется тяга играть вместе, но пока это сложно осуществить – сюжет меняется быстро, нет устойчивой, логичной, мотивированной связи между детьми. 
  • С четырех до пяти лет (средний дошкольный возраст) игры еще неустойчивы, но уже появляются некоторая оформленность, осмысленные правила, большим значением наделяются роли и правильное их исполнение. Совместная игра может быстро оборваться, однако рождается способность проследить за замыслом друзей и войти в чужую игру.
  • 6-7 летние дошкольники взаимодействуют друг с другом долго, вместе продумывают сюжет, правила, распределяют роли. Процесс развития ребенка через игру происходит быстрее благодаря тому, что игра начинает носить ярко выраженный коллективный характер, играют свою роль и прогрессирующие психические процессы. В этот временной отрезок у детей появляется способность представлять, воображать какие-то события, сосредотачиваться, обрабатывать усвоенную информацию, уяснить логику человеческого поведения. Перед игрой и в процессе дети договариваются о своих ролях, готовят необходимые костюмы, прочие атрибуты.

Поступление в первый класс не прерывает этот путь – значение игры в жизни школьников так же велико вплоть до средних классов. Дети социализируются, овладевают произвольной стороной своей деятельности, моделируют более сложные и длительные сюжеты с большим количеством ролей.

Основные компоненты творческих игр

Основные компоненты игры — содержание, сюжет, роль.

Сюжет представляет собой сферу реальной жизни, которую дети воспроизводят в своей игре. Основные тематики сюжетов детской игры:

  • Быт: семья, поход в магазин, гости, детский садик, приготовление ужина.
  • Производство – здесь прослеживается связь с профессиями: больница, парикмахерская, школа, супермаркет, строительная площадка.
  • Общественно-политический сюжет: «войнушка», пираты, индейцы.

Развитие сюжетно-ролевой игры идет именно в таком порядке – от бытовых ситуаций до наиболее сложных общественно-политических. Это обусловлено обогащением кругозора и способностью понимать более глубокие социальные отношения.

С возрастом меняются условия жизни детей, расширяется кругозор, количество сюжетов для игры увеличивается, некоторые сюжеты теряют свою актуальность и перестают использоваться.

Содержание игры – это наполнение сюжета. То, что дети видят основой отношений между людьми, и как они это моделируют. На протяжении всего детства сюжеты остаются примерно одинаковыми, а содержание меняется по мере приобретения нового опыта, углубления в социальную, эмоциональную, мыслительную сферы.

Выстраивая содержание игры, малыш вкладывает в него то, что является его актуальным окружением. Дети отражают то, что видят и впитывают из своего ближайшего круга. Наблюдая разные вариации поведения в игре «семья», можно увидеть самых разных мам: ругающихся и наказывающих, готовящих кушать и убирающихся, занимающихся работой, читающих книги своим дочкам.

Творческая игра как средство развития ребенка подвергается воздействию со стороны взрослых, однако их реальное влияние заключается в том, чтобы поставлять детям качественный «материал», обеспечить адекватный «первоисточник». Родители и воспитатели предоставляют среду и игрушки, но самый главный вклад в игру детей – работа самих взрослых над собой, поскольку именно их поведение, реакции, эмоции воспроизводят в своих играх дошколята.

Чем взрослее ребенок, тем более выраженными становятся мотивы игр – потребности малыша присоединиться к «большому», взрослому миру, стать полноценным членом общества, занять в нем признанное место, выполнять социально важные, значимые функции.

Как строится детская сюжетно-ролевая игра

Структура игры состоит из следующих компонентов:

  • роли;
  • игровых действия;
  • игровое употребление предметов (замещение);
  • реальные отношения между ребятами.

Роль

Это важнейшая составляющая любой творческой игры – представляет собой определенные действия и высказывания, характерные для какого-то человека. Дошкольник принимает на себя роль взрослого, выстраивает игровое поведение, которое, на его взгляд, присуще этому взрослому. Малыш соответствующим образом разговаривает, двигается, совершает манипуляции с разными предметами.

Дети очень избирательны к ролям. Ребенок наиболее охотно согласится на роль того, кто вызывает у него неподдельный интерес, сильные эмоции, чей поступок впечатлил или восхитил. Значение также имеет формирование отношений данной роли с другими участниками игры – имеет ли фигура вес, как складываются ее взаимодействия с остальными, насколько высока активность персонажа.

Читайте также:  Застенчивые дети

Игровые действия

Реализация роли происходит через игровые действия – все совершаемые ребенком перемещения, высказывания, манипуляции с предметами.

Замещение вещей реальной жизни игрушками или какими-то другими объектами – прием, который постепенно разовьет абстрактное мышление и воображение.

Обычно чем младше ребенок, тем менее требователен он к игрушкам – кроха будет счастлив использовать палки, камни, карандаши, бумагу, подушки с пледами.

Партнерское взаимодействие

Построение партнерского взаимодействия играющих детей включает в себя следующие моменты:

  • Совместное обсуждение, планирование сюжетной линии, проговаривание некоторых действий играющих.
  • Определение роли каждому участнику, выбор игровой атрибутики.
  • Контролирующие действия по ходу развития сюжета.
  • Внесение корректировок в игру.

Чем старше участники игры, тем более прогрессивными являются их реальные функции, выше способность договариваться и придерживаться плана.

Говоря о роли творческих игр в развитии ребенка дошкольного возраста, педагоги и психологи делают упор на естественную социализацию, умение жить интересами команды, приобретение партнерского духа. Игра имеет ведущее значение для формирования детского коллектива.

Малыши учатся слышать друг друга, договариваться, искать компромисс, жертвовать своими интересами ради интересов своих сверстников, применяя следующие инструменты:

  • Планирование – будущие события, сюжет обсуждаются всеми участниками.
  • Обсуждение начального замысла – какие роли будут исполнять друзья, возможно ли поменяться ролями так, чтобы каждый мог побыть основным персонажем.
  • Создание игровой среды – совместно подбираются среда, предметное наполнение.

Для того чтобы организовать игровое, непосредственно сюжетно-ролевое общение внутри выбранного сюжета, дошкольники используют такие приемы:

  • Смена ролей. В процессе игры дети могут неоднократно поменяться ролями, ввести новых персонажей, а от каких-то избавиться.
  • Переход к игровому сотрудничеству. Присматриваясь друг к другу, малыши играют рядом, каждый находится в своем воображаемом поле, и лишь со временем происходит объединение сюжетов и создание общего игрового пространства.
  • Ребята ориентируются на переживания, которые они испытывают по отношению к персонажам. Благодаря такой эмпатии поддерживается интерес к игре, развивается сюжет, обогащается содержание.
  • Драматизация событий – повышенная эмоциональная напряженность, необходимость помогать героям, спасать их – средство оживления игры, придания ей привлекательности, поддержания интереса на высоком уровне.

Роль взрослых в организации игр

Родители и педагоги должны понимать, что роль игры в психическом развитии ребенка – не в том, чтобы обучить определенным сюжетам, моделям поведения, а в создании условий для естественного, свободного овладения умением общаться, сопереживать, дружить.

https://www.youtube.com/watch?v=aEiFbksSg7U

Подходящая для игровой деятельности среда зачастую не требует никаких специальных пространств, заключается в простом наличии сверстников рядом и отсутствии принуждения, контроля со стороны взрослых.

Если по ходу взросления игра усложняется, обогащается новыми способами взаимодействия, появляется умение вводить новых персонажей, развивается способность комбинирования разных ситуаций, совершенствуются диалоги, то можно говорить о росте уровня игры, а значит — и росте числа ее участников.

Воспитатели в детском саду имеют свои методические задачи по организации игровой деятельности:

  • Включаться в детскую творческую игру, на собственном примере демонстрируя приемы игровой деятельности.
  • Корректировать способы развертывания сюжета и игровых действий в соответствии с возрастом.
  • Формировать игровые умения, объяснять их смысл.
  • Следить, чтобы дети в игре отражали приобретенные навыки, представления, усвоенные модели поведения, мягко направляя ребят.
  • Внедрять дидактические игрушки, учить одушевлению, созданию сюжета
  • Знакомить с настольными, подвижными играми, с правилами.

Родителям нужно помнить, что игровая деятельность детей складывается спонтанно, естественно, интуитивно – нет необходимости создавать особый развивающий климат, наполнять среду специальными игрушками.

Постоянная активная включенность родителей в детскую игру может даже навредить – ребенок не сможет самостоятельно, без помощи мамы и папы выбирать и направлять сюжетную линию, наполнять содержание, обогащать ролевое поведение, выстраивать взаимодействие с друзьями.

Позволяя детям играть самим, родители дают им возможность гармонично войти в окружающий мир, найти свои механизмы общения с людьми, научиться строить отношения, адекватно использовать разные предметы и воспринимать реальность.

Играя, дети обретают уверенность в себе, наполняют жизнь интересным, увлекательным содержанием, удовлетворяют свои социальные потребности и интересы.

Свободная творческая игра – важнейшее средство полноценного развития личности малыша.

Источник: https://pups.su/igry/rol-igry-v-razvitii-rebenka.html

Значение игр в развитии дошкольников

Всем известно, что для дошкольника нет деятельности важнее, чем игровая деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы ни взяли, все они берут свое начало именно в игре.

<\p>

И именно через игру, малыш познает мир, который его окружает и учится с ним взаимодействовать.

Именно благодаря играм ребенок обучается таким важнейшим делам, как общение со сверстниками, подчинение своих желаний правилам игры.

Игры для дошкольников.

Также игры развивают целый ряд психических процессов, к числу которых относятся внимание, память, воображение, мышление, речь и восприятие. Также игры формируют первые нравственные ориентиры ребенка.

Для ребенка игры являются своеобразным методом вхождения во взрослый мир. В игре дети репетируют взрослую жизнь, которая подготавливает их к будущему труду и учебе.

Насколько важна для взрослого человека трудовая и профессиональная деятельность, настолько же большое значение имеет для ребенка игра.

Игры — важная составляющая для развития ребенка.

В процессе игры дети познают новое для себя.

Игры развивают детей.

Игры для детей — что выбрать.

Можно не сомневаясь утверждать, что когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре.

Предметы, которые ребенок использует в воображаемом пространстве игры, поначалу замещают ему реальный объекты взрослой жизни. И именно эти предметы станут в дальнейшем опорой для мышления. Со временем ребенок перестает опираться на такие замещающие предметы, начиная действовать в умственном, внутреннем плане.

Именно таким образом игры влияют на развитие образного мышления. Поскольку ребенок берет на себя в игре ту или иную социальную роль, у него начинает развиваться важнейшая мыслительная способность видеть игровой предмет с различных сторон.

Игры учат детей кооперироваться.

Развивающая игра для ребенка.

Важно правильно подобрать игры и игрушки для ребенка.

Развивающая игра для малыша.

Благодаря этому он учится представлять другой, отличный от его собственного, взгляд на происходящее и становиться на другие точки зрения.

Игровые ситуации, которые формируются (и порой неожиданно для самих детей) в процессе игры, требуют от детей наличия определенных речевых навыков и стимулируют их совершенствование. В ходе игрового процесса детям необходимо тем или иным образом объясняться со сверстниками, что, конечно же, оказывает благотворное влияние на развитие связной речи.

Игры для развития детей дошкольного возраста формируют все возможные психические процессы, начиная от самых простых до самых сложных. Также они формируют произвольность поведения.

Игры развивают в ребенка самостоятельность в принятии решения.

В процессе игры дети способны значительно лучше сосредоточиться и заметно больше запомнить, чем по прямому заданию родителей или других взрослых людей.

Ребенок, который игнорирует требования игровой ситуации и не желает запоминать условия игры и подчиняться им, как правило, изгоняется своими товарищами. Соответственно, благодаря своей потребности в общении со сверстниками, жажде эмоционального поощрения, малышу приходится целенаправленно запоминать и сосредотачиваться.

Следует отменить, что существуют и такие игры, которые совершенствуют музыкальные способности детей дошкольного возраста.

В таких играх дети берут на себя различные функции типичные для взрослого мира, моделируют их поведение и отношения между ними. Детей в игре в основном привлекает возможность изобразить другого человека, его мир и его поведение.

Огромное влияние оказывают игры на развитие способности детей общаться со своими сверстниками, поскольку эта способность наиболее полно задействуется именно в процессе совместных игр. Когда дети проводят совместные игры, им приходится учитывать действия других игроков и их желания, строить совместные планы и реализовывать их и отстаивать свою точку зрения.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что деятельность, которую развивает дошкольник в процессе игры, оказывает огромное влияние на речь, мышление, а также умственное и даже музыкальное развитие малыша.

Источник: http://mammypage.ru/znachenie-igr-v-razvitii-doshkolnikov/

Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Заниматься с ребенком очень важно, ведь от этого зависит, с каким багажом знаний он отправится в первый класс. Сейчас уже прошли те времена, когда считалось, что кроха по мере своего взросления сам постигнет основы каких-то базовых знаний.

В современном мире требования к выпускникам дошкольных учреждений достаточно серьезные, ведь несмотря на свой юный возраст, ребенок должен знать счет и буквы, уметь выстраивать рассказы о себе и т.д.

Именно поэтому развивающие игры для детей дошкольного возраста – это основополагающий элемент воспитания будущих школьников.

Виды развивающих игр для дошкольников

На сегодняшний день педагогами разработано большое количество игр, способных развить у малыша логику, мышление, внимание, воображение и память.

В зависимости от того, какие пособия будут применяться для занятий с дошкольниками, а также какого типа будет забава (сюжетно-ролевая, подвижная, дидактическая и т.п.

), развивающие игры для дошкольников можно применять на уроках по русскому языку, математике и т.д. Основные виды забав, которые можно рекомендовать для занятий с детьми, бывают такие:

  • пазлы и конструкторы;
  • развивающие логику и внимание карточки;
  • кубики и магнитные доски с цифрами и алфавитом;
  • сюжетные иллюстрации для составления рассказов;
  • ребусы и загадки;
  • настольные игры (стратегии, домино и т.д.);
  • костюмы и инвентарь для сюжетно-ролевых спектаклей.

Применение развивающих игр в обучении дошкольников

Не секрет, что при помощи забав карапузы лучше и быстрее усваивают новую информацию. Помимо этого игры стимулируют желание к обучению, а сам процесс происходит легко и непринужденно.

  1. Развивающие игры в экологическом воспитании дошкольников. Забавы из этой категории направлены на формирование у детей знаний о природе, воспитание любви к ней, а также желание бороться за ее сохранение. Здесь для обучения отлично подойдут развивающие игры-карточки, которые нацелены на развитие внимания дошкольников и их логики. С их помощью можно обучать ребят «живым» и «неживым» предметам, перелетным и зимующим на одном месте птицам, комнатным растениям и тем, которые произрастают на улице и т.д. Для этого нужно попросить детей разложить карточки по двум разным стопкам, а после, в нескольких словах, прокомментировать свое решение. Помимо этого, с их помощью можно выстраивать цепочки, позволяющие детям тренировать мышление и память. Например, шишка — ель, снег – зима, яблоко — дерево и т.д. Для разнообразного досуга в старших группа ставят сюжетно-ролевые спектакли, которые отлично сказываются на воображении. Для примера можно привести постановку «Кто, что ест?». Ребят одевают костюмы животных, и они должны найти за определенное время спрятанный для них корм: зайка — морковку, коровка — сено, кошка — молоко и т.д.
  2. Развивающие игры по математике для дошкольников. Задача каждого воспитателя детского сада познакомить ребят с цифрами, научить детей считать до 10, рассказать о четных и нечетных числах, а также объяснить им математические действия. Для этого отлично подойдут кубики с цифрами, счетные палочки, ребусы, лото и т.д. Для закрепления счета, развития мышления, логики и внимания можно играть в забаву «Кто за кем?». Дети делятся на команды по 2-3 человека. Им раздаются карточки с цифрами от 1 до 10 или изображениями (например, 2 конфеты, 3 мяча и т.д.) и начинаются соревнования. Побеждает та команда, которая за меньший период времени смогла правильно выстроить цепочку из цифр от 1 до 10.
  3. Развивающие игры по русскому языку и чтению для детей дошкольного возраста. Знать алфавит, понимать разницу между гласными и согласными, уметь читать простые слова, а также свободно составлять рассказ по предложенным картинкам — задача не из легких. Однако с таким багажом знаний ребенок должен отравиться в школу. В этом ему помогут развивающие дидактические игры для детей дошкольного возраста: карточки, картинки и т.д., а для изучения алфавита — кубики.Чтобы простимулировать развитие речевых навыков, логику, мышление и фантазию, с детьми можно поиграть в простую, но в то же время занятную игру «Кто я по профессии?». Для этого ребенку предлагают 4-5 карточек имеющих одну тематику, например, краска – каска – молоток – обои – гвозди. Внимательно изучив изображения, кроха должен составить рассказ о строителе, который в своей работе пользуется этими предметами.
Читайте также:  Влияние кинематографа на воспитание

В заключение стоит отметить, что развивающие игры – это неотъемлемая часть обучения современного дошкольника. С их помощью процесс получения новых знаний становится более интересным и увлекательным для ребенка, что послужит хорошей базой для обучения в дальнейшем.

Источник: https://womanadvice.ru/razvivayushchie-igry-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta

Что такое развивающие игры, какие они?

Что такое развивающие игры, какие они?

«Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру.

А.М.Макаренко

От родителей часто поступают вопросы о том, что такое развивающие игры и какими они должны быть.

С точки зрения психологии развивающие игры имеют огромное значение в воспитании детей, они должны нести в себе несколько функций, которые помогают развивать у ребёнка память, мышление, логику, речь.

Игровая деятельность способствует более активному развитию всех психических процессов.<\p>

Игры необходимы для того, чтобы подготовить дошкольника к тому, что он будет воспринимать новую информацию и качественно работать в школе в дальнейшем.

Существует огромное количество развивающих игр

Игры с предметами, это могут быть куклы, машинки (транспорт), фигурки диких и домашних животных. Играя с игрушками,даже самые маленькие детки начинают знакомиться с миром людей, животных, определяют формы, размеры предметов.

Сюжетно- ролевые игры, режиссёрские, когда ребёнку или группе детей предлагается исполнить роль врача, парикмахера, водителя автобуса и т. д. В случае с режиссёрской игрой — роль придумывает сам ребёнок на основе своих знаний.

Конструкторские , технические являются трудовыми, здесь приходится решать непростые задачи в процессе создания, например, постройки дома из стоительных блоков или сборки машины из деталей конструктора. Ученику необходимо спланировать работу, возможно, нарисовать план; эти действия заставляют включать воображение, память, смекалку.

Интеллектуальные- игры — упражнения, различные тренинги. К ним относятся также многие настольные игры, шашки, шахматы, домино, лото — все они развивают логику, мышление, заставляют думать, анализировать.

Дидактические-(от греческого- поучающие), имеют собственные правила, решающие какие-то определённые педагогические функции.

Например, «Расскажи, что сначала, что потом»- ребёнок по картинке должен определить порядок действия.

Это может быть смена времён года: весна — лето — осень — зима; смена суток :утро- день- вечер- ночь. Такие игры закрепляют знания о природе, об окружающем мире, развивают речь.

Дидактические игры с успехом используются в работе учителей, логопедов, дефектологов.

У каждого ребенка есть свои собственные представления и свой тип реакции на раздражения и новую информацию. Именно поэтому нужно аккуратно попробовать предложить ребенку большой выбор разных вариантов, которые могут его заинтересовать и вызвать у него настоящую активность.

Мы можем узнать активность ребенка по тому, как он начинает сам интересоваться игрой, которая ему была предложена.

Если ребенок отказывается играть в сложные интеллектуальные игры, заставлять его не имеет смысла.

Однако, есть целый ряд игр, которые способствуют не только развитию интеллекта, но и стратегического мышления, способности рассчитывать и оценивать ситуации, находить нестандартные решения.

Это традиционные игры Дальнего Востока — шахматы, шашки и их многочисленные разновидности у разных народов.

Как правило, освоение этих игр требует некоторого времени и специальных усилий, которые даются детям тяжело. Поэтому для того, чтобы ввести ребенка в определенную игру, нужно пользоваться специально разработанными методиками и подготовительными средствами.

Так, для “входа” в практику шахматной игры используются методики и учебники, которые были разработаны и включены в практику множество раз.

Нужно также подбирать игру, которая бы соответствовала психотипу и особенностям восприятия отдельного ребенка.

В шахматы может играть даже холерик, независимо от темперамента, однако, для того, чтобы он действительно заинтересовался игрой, нужно создать специальные условия и задать интересные варианты развития игровой ситуации, например, задать более высокий темп игры с простыми шахматными задачами базового уровня.

Такой задачей может быть задание загнать в угол короля, поставить мат двумя ладьями.

Подобного типа задачи могут быть интересны ребенку, однако, главным препятствием в развивающих играх для ребят становиться то, что им предлагается действовать в условиях ограничивающих правил, о которых нужно помнить.

Это требование держать себя в определенных рамках, заданных другими, может вызывать противодействие и даже возмущение ребенка. Но, тем не менее, нужно следовать последовательно выбранной стратегии – потому что развитие означает, в частности, ограничение, способность мыслить в заданных рамках или в рамках некоторых заданных правил.

Все дети любят играть. Хорошие родители всегда постараются создать для своего сына или дочери хорошую развивающую среду. Играя, дети учатся следовать игровым правилам, учатся не только выигрывать, но и достойно проигрывать.

А родители должны не вмешиваться, дать ребёнку самостоятельно думать, размышлять, строить и выполнять свои планы.

Здесь много  разных игр

Источник: http://detichaik.ru/pedagogicheskaya-kopilka/znachenie-razvivayushhix-igr-v-vospitanii-detej.html

Значение игры для развития ребенка

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) — это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов.

Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев кризис 3-х лет ребенок стремится к самостоятельности.

Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста (одно из принципиальных положений работы), поэтому книга, безусловно, рассчитана на психологов и педагогов, работающих с дошкольниками. Тем не менее и школьному психологу она будет весьма полезна по нескольким причинам.

 Во-первых, по уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, ибо, по мнению автора, основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.

Во-вторых, чтобы понять младшего школьника, нужно знать особенности психической жизни дошкольника.

В-третьих, становление психологического мировоззрения специалиста происходит в результате ознакомления с фундаментальными психологическими исследованиями, к каким относится данное издание.

В-четвертых, игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так называемой игры с правилами появляются в сюжетно-ролевой игре.

      Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра — это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ — доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать.

Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается.

Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним.

Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого.

В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания.

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода — образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом.

Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры — яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик.

Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом — другой.

Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги.

Мы видим, как в ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится средством организации его деятельности, так же, как и в жизни взрослого человека.

Ребенок обычно получает много игрушек, которые являются заместителями реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель, посуда, одежда), машин и так далее. Через подобные игрушки ребенок усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их использования.

Чтобы проследить развитие игры, рассмотрим становление ее отдельных компонентов.

В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и старших дошкольников.

В младшем дошкольном возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих манипуляции с предметами, а состав участников игры может быть ограничен одним-двумя детьми.

Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество участников игры.

Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.

Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью.

Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности.

Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.

В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр.

Так например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет — 50-60 минут.

Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры.

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются ребенком младшего дошкольного возраста, а возникают ситуативно, в зависимости от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, — значит будет играть в дом). Ссоры у детей этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.

Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации.

В игре осуществляются два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые отношения — это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения — это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Читайте также:  Какие игры популярны среди девочек?

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной).

В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Источник: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/11264-znachenie-igry.html

Развивающие игры для детей

Развивающие игры для детей: значение, виды, рекомендации

  Практически всем родителям широко известно мнение психологов и педагогов о том, что лучшая форма обучения и воспитания детей – это игра. Как стимулировать детское развитие? Как гармонично развивать его интеллектуально и физически?

 Развивающие игры: их значение

Современные дети развиваются стремительно. Их потребности уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств.

При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели:  базового опыта, развития познания, эмоционального и языкового развития, физической подготовки, умения общаться, зрительного восприятия, различения и памяти, слуховых способностей, отношения к книгам, общей и психологической готовности.

Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален. Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.

Развивающие игры — самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе.

  Развивающие игры основаны на таких принципах:

-принцип сочетания игры и обучения,      

-принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности,

— принцип поэтапного усложнения игр и заданий,

— принцип активизации умственного развития ребёнка

В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться. Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового.

Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику.

Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка.

Виды развивающих игр

Игры для малышей, раскраски с крупными изображениями и наклейками, мягкие пазлы большого размера, игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды), игры на развитие логики (длина, высота, количество, размер, вес предметов).

Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями. Занимайтесь с детьми с первых дней.

 Познавательные игры (дидактические). Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.

 Игры для развития внимания и памяти. «Ищем пару, «Отличия», «В поисках предмета», «Что не так?», «Лабиринт». Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка.

Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые).

В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.

 Игры для развития мышления и логики. Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр.

«Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит — самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.

Раскраски

Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.

 Пазлы

Пазлы — игра, где картину нужно собрать из частей — это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.

 Загадки и ребусы

Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить.

Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады — это своеобразная гимнастика для ума.

Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.

 Математические игры

 Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста.

В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой. Головоломки, конструкторы, шнуровки. Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно.

 Какие игры для детского развития сегодня родителям доступны в продаже? интерактивные игрушки: они «говорят» с малышом, «поют песенки». Они влияют на развитие музыкального слуха ребёнка, способствуют становлению его эмоциональности, коммуникабельности. Также они могут помочь малышу начать говорить.

Сортеры (вкладыши): отличные помощники по изучению цветов, фигур, и цифр. Объёмные фигуры нужно вставлять в соответствующие отверстия. Вариаций игр с такими игрушками можно придумать множество. Пазлы: собирание картин из отдельных элементов может быть интересно и детям и взрослым.

Кубики: учимся строить дома, изучая фигуры, числа и цвета.

 Тренируем логику и руку для письма. Конструкторы: собираем по образцу или придумываем свой проект. Деревянные, блочные, пластиковые, бумажные или металлические — сейчас большой выбор.

 Настольные игры: домино, шашки, шахматы, лото, настольный баскетбол, футбол, хоккей — развивают логическое мышление и быстроту реакции.

Сюжетно-ролевые игрушки: маленькие и большие куклы, персонажи из мультфильмов, плюшевые игрушки — с помощью их малыш моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, которые являются хорошим тренажёром для социальной адаптации ребёнка. Сенсорно-двигательные (погремушки, карусельки-мобиле, игрушечные музыкальные инструменты) — вводят ребёнка в мир звуков, движения, форм.

Пирамидки: конусообразные и шарообразные, деревянные и пластмассовые, разноцветные и прочие — тренируют первые навыки логического мышления малыша. Счётные столики (абаки): палочки с нанизанными предметами разной формы и цветов — хорошо учат ребёнка счёту, группировке и сортировке предметов, сенсорному восприятию. шнуровки: готовят руку малыша к письму.

Игрушки для активных игр: спортивный инвентарь и предметы повседневного обихода — физически развивают малыша, помогают понять способы действий с предметами. Наборы детского творчества: пластилин, моделирующие глины, аппликации — развивают детское творчество.

 Сегодня на рынке представлено огромное количество развивающих игр.

Совет. При выборе развивающих игр для своего ребёнка лучше проконсультироваться у продавца детского магазина, для какого возраста та или иная игра/игрушка, с какой она целью используется, какие качества ребёнка она развивает.

Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определённых способностей малышей. Если не учитывать эти правила, то вы не достигнете намеченного результата и зря потратите деньги.

 Игры для дошкольников

Перед старшими дошкольниками стоит основная задача — подготовиться к школе. Здесь на первый план выходит подготовка руки к письму, важным является приобретение первых навыков чтения и письма. В этот период предложите ребёнку поиграть в игры, которые помогут укрепить его мелкую моторику детских рук: разнообразные конструкторы, шнуровки, пластилин, мозаика, пазлы.

Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать.

Компьютерные и он-лайн игры

Актуальность в этом возрастном периоде приобретают компьютерные игры, которые тоже могут быть развивающими.

В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и он-лайн игры для детей. Такие игры — абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей.

Позитивные стороны тут тоже присутствуют — например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности. Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся игру на компьютере, тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное.

Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки. И всё происходит в доступной игровой форме.

  При занятиях за компьютером существуют правила:

— Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером.

— Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась.

— Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка.

— Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.

— Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.

Детские компьютерные игры появились не так давно — всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.

Совет. Не рекомендуется усаживать ребёнка за компьютер ранее семи лет.

Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок — индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста.

Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть.

Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет. Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения.

Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.

 
Желаем успехов в воспитании ваших детей!

Источник: https://ds71.edusev.ru/activity/consulting_point/post/308580

Ссылка на основную публикацию