Роль воспитания в развитии личности

Роль воспитания и деятельности в развитии личности ребенка

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Социальная сущность личности………………………………………………4
  2. Понятие о развитии личности…………………………………………………6
  3. Факторы влияющие на развитие личности: среда, наследственность, воспитание, деятельность……………………………………………………….10
  4. Критическая оценка буржуазных теорий развития личности………………13
  5. Роль воспитания и деятельности в  развитии личности ребенка…………..17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы……………………………………………21

Введение

Развитие человека — результат  сложного длительного поступательного  процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психические  и социальные свойства.

Эти изменения  происходят в процессе формирования личности под воздействием ее воспитания и образования. Воспитание оказывает  определяющее влияние на развитие личности.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.

С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности  его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения  в развитии.

Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Актуальность выбранной  темы обуславливается тем, что воспитание – отражает уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности.

Целью данной работы является изучение воспитания и развития личности.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

— рассмотреть социальную сущность личности и изучить понятие о развитии личности;

— охарактеризовать факторы влияющие на развитие личности;

— дать критическую оценку буржуазных теорий развития личности;

— определить роль воспитания и деятельности в  развитии личности ребенка.

  1. Социальная сущность личности

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

 Под «личностью» понимают:

1) человеческого индивида  как субъекта отношений и сознательной  деятельности («лицо» — в широком смысле слова);

2) устойчивую систему  социально значимых черт, характеризующих  индивида как члена того или  иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое  индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее  меру представленности общественных отношений  в индивиде.

 Личность может быть  понята только в системе устойчивых  межличностных связей, которые опосредствуются  содержанием, ценностями, смыслом  совместной деятельности для  каждого из участников. Эти межличностные  связи появляются в конкретных  индивидуальных свойствах и поступках  людей, образуя особое качество  самой групповой деятельности.

 Личность каждого человека  наделена только ей присущим  сочетанием психологических черт  и особенностей, образующих ее  индивидуальность составляющих  своеобразие человека, его отличие  от других людей.

 Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Нет двух одинаковых, людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические  и психологические особенности  человеческого организма, которые  составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:

а) прямая походка как  анатомическая особенность, позволяющая  человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для  труда лучше, чем это могут  сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным  большим пальцем, позволяющие выполнять  сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться  в пространстве;

г) большой мозг и сложная  нервная система, дающие возможность  высокого развития психической жизни  и интеллекта;

Источник: http://student.zoomru.ru/psih/rol-vospitaniya-i-deyatelnosti-v/134375.1048488.s1.html

Роль воспитания в формировании личности дошкольного возраста

Содержание

Введение

Актуальность  исследования. Формирование личности ребенка несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.

С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.

Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы.

Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого  изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей детей  в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.

Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному.

Однако все они сходились в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Целью данной работы является рассмотрение процесса формирования личности детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс формирования личности дошкольника.

Предметом исследования — роль воспитания в формировании личности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игровая деятельность оказывает положительное влияние на формирование личности детей старшего дошкольного возраста, если использовать занятия с использованием игр на социально-личностное развитие, выраженность саморазвития и самооценку  детей дошкольного возраста

Задачи исследования:

— рассмотреть определение понятия «личность» в педагогике;

— изучить развитие личности ребенка в педагогике;

— выявить роль воспитания в формировании всесторонне развитой личности;

— провести исследование по определению уровня развития личности детей дошкольного возраста.

   Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, беседа, анализ и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы развития личности дошкольников

1.1. Определение понятия «личность» в педагогике

Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия «личность». В каком  соотношении находится это понятие  с понятием «человек»? Понятие «личность» выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.

Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности.

Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка.

Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности [5, с.27].

Личность — социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность.

В  процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек — двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.

Личность — это осознание  себя, внешнего мира и места в  нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность — это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Личность — это социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях.

В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д.

Читайте также:  Развитие познавательной деятельности детей

, которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Понятие «личность» употребляется  для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Педагогика должна иметь  научное представление о личности ребенка, поскольку дошкольник — это предмет и одновременно субъект воспитательного процесса.

В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

В науке различаются понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность [17, с.95].

Человек — биологический  вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду.

Индивид — это отдельная  особь, человеческий организм с присущими  только ему особенностями. Индивид  соотносится с человеком, как  особенное с типическим и всеобщим. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».

При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека.

Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности человека, личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Индивидуальность так  же соотносится с понятием личность, отражая особенности конкретной личности.

Личность (центральное  понятие для человековедческих  наук) — это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в  совместной с другими деятельности и общении.

Слово «личность» употребляется  только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим  «личность новорожденного», понимая  его как индивида.

Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего  ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности — отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт.

Но выражение «раздвоение индивида» — бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое — целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся.

Личность относительно поздний продукт социально — исторического и онтогенетического развития человека [20, с.73].

1.2. Развитие личности ребенка в педагогике

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет  раскрытие сущности понятия «развитие».

Развитие личности — одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.

Развитие личности понимается как процесс количественных и  качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств  личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

— физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы  организма),

— психическое развитие (процессы восприятия, мышления и  пр.),

— социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.).

Развитие происходит:

1. В единстве биологического  и социального в человеке.

2. Диалектично (переход  количественных изменений в качественные  преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется [3, с.82].

Человек развивается  непрерывно с момента рождения и  до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.

Каждый человек живет  как бы в постоянно расширяющейся  для него действительности. Вначале сферу жизни для него составляет узкий круг непосредственно окружающих его людей, предметов и явлений.

Но далее в природном и социальном мире для него открываются все новые и новые горизонты, расширяющие поле его жизни и деятельности. Отношения, связывающие его с миром, приобретают не только иной масштаб, но и иную глубину.

Чем больше раскрывается для него действительность, тем более богатым становится его внутренний мир.

Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в системе ее внешних связей и отношений.

В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности.

В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание. Все это приводит к изменениям структуры личности, которая приобретает качественно новое содержание.

Развитие личности может  быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное развитие связано с ее совершенствованием, подъемом на более высокую ступень. Этому способствуют рост знаний и умений, повышение квалификации, образования и культуры, возвышение потребностей и интересов, расширение сферы жизнедеятельности, усложнение форм деятельности и т.д.

Регрессивное развитие, напротив, проявляется в деградации индивида как личности.

Здесь на основе «сужения» потребностей и  интересов происходит утрата индивидом  былых навыков, знаний и умений, снижение уровня его квалификации и культуры, упрощение форм деятельности и т.п.

Жизненное пространство личности и ее внутренний мир могут, таким образом, как расширяться, раздвигать свои границы, так и оскудевать. Этого оскудения можно не замечать, а можно переживать как беду.

Процесс развития личности глубоко индивидуален. У разных людей он протекает по-разному. У одних быстрее, у других медленнее. Зависит это от социально-психологических особенностей личности, ее социального положения, ценностных ориентаций, конкретно-исторических условий бытия.

Свою печать на ход развития личности накладывают конкретные жизненные обстоятельства. Благоприятные условия способствуют течению этого процесса, а различного рода жизненные препятствия, преграды тормозят его. Для развития человек должен быть обеспечен и материальными благами, и духовной пищей.

Без того либо другого полноценного развития быть не может.

1.3. Роль воспитания  в формировании всесторонне развитой  личности

Параметры развития — способности  ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды «могу» и «хочу» (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога — создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:

1. Страх, рождающий  неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;

2. Несправедливые обвинения,  унижения;

3. Нервное напряжение, стрессы; 

4. Одиночество; 

5. Тотальную неуспешность [7, с.81].

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка.

Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию.

Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_16/rol-vospitaniya-v-formirovanii-lichnosti/280875.2302321.page1.html

Процесс воспитания и формирование личности ребенка

Более широким понятием, чем воспитание, является понятие формирование личности. Формирование личности — процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности (Л.И. Божович).

Читайте также:  Непрерывное образование учителя

Важно подчеркнуть, что на формирование личности человека влияют разные факторы, взаимосвязанные и взаимообусловленные: 1) общественное бытие и сознание, утвердившееся в стране; 2) специфические особенности производства, быта, культуры и природы населенного пункта и географического региона в целом, в котором живет и развивается человек; 3) семья, в которой он родился и воспитывается; 4) среда неформального общения: соседи, друзья, знакомые и т.д. 5) общественное воспитание в разных внешкольных учреждениях (спортшколы, кружки и т.п.); 6) школа, в которой учится и воспитывается ученик.

Отметим, что указанные факторы оказывают на ребенка свое влияние не прямо и непосредственно, а лишь преломляясь через внутренние условия самой личности школьника (психические особенности, мировоззрение, внутренние потребности и интересы, ценностные ориентации).

Таким образом, в процессе жизни идет формирование личности человека, требования общества связаны с непрерывным процессом социализации, воспитание же выступает как некоторый механизм управления данными процессами, но не является определяющим в развитии личности конкретного человека. Мы никогда не может с точностью предсказать итог нашего воспитания.

Процесс формирования личности связан с действием стихийных механизмов. Эти механизмы человек не всегда осознает и, следовательно, ими не управляет.

Они действуют наиболее активно в детстве, хотя и в подростковом возрасте продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами «самопостроения».

Стихийные механизмы формирования личности действуют в русле общего, генерального процесса опредмечивания потребности в общении, отмечается Ю.Б. Гиппенрейтер (1996, с.297). Этой потребности последнее время придается все большее значение.

Именно взрослым, воспитывающим детей необходимо учитывать действие этих механизмов.

Первый механизм — сдвиг мотива на цель. В первые годы жизни воспитание ребенка состоит в основном из привития ему норм поведения. У ребенка существует потребность быть с матерью, играть с ней, искать у нее защиты, но у него нет никаких непосредственных побуждений быть аккуратным, вежливым, сдерживать себя и т.п.

Однако мать ласково и настойчиво этого требует и эти требования для ребенка освещены личностным смыслом. Первоначально он выполняет требования, чтобы испытывать радость — общение с матерью. Но со временем его правильные действия сами по себе доставляют ему радость.

Таким образом, ребенок сначала выполнял правильное действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Затем это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом). Важно подчеркнуть, что этот механизм работает только в том случае, если цель длительно и стойко насыщалась положительными эмоциями.

Если же общение со взрослым безрадостно, то механизм не работает, новые мотивы у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.

По мере взросления ребенка расширяется круг его социальных контактов. И социальные мотивы признания, принятия, утверждения порождают новые мотивы, связанные с приобретением навыков, знаний, мастерства, а затем и идеальных мотивов — стремление к Истине, Справедливости, Красоте и т.п.

Второй стихийный механизм формирования личности — механизм идентификации. Прежде всего, дети начинают подражать своим родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, одежда, занятиях.

Одновременно они усваивают и внутренние черты родителей — их вкусы, отношения, способы поведения и чувствования.

Характерной особенностью этого процесса является то, что он происходит независимо от сознания ребенка и также не контролируется в полной мере родителями.

Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1939) в «Лекциях о воспитании детей» писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. …А если вы дома грубы или хвастливы….

вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо…» (А.С.Макаренко,1977, с.12).

На более поздних возрастных стадиях расширяется круг лиц, из которых выбирается объект идентификации. Это может быть сверстник, знакомый взрослый, учитель, литературный или кино герой.

Третий механизм — принятие и освоение социальных ролей. Занимая определенную позицию среди окружающих его людей, человек должен выполнять социальную роль, т.е. осуществлять те действия, которых от него ожидают окружающие. В своей жизни человек задействован в разных ролях.

Освоение все новых социальных ролей влияет на формирование личности: появляются новые мотивы, видоизменяются системы взглядов, ценностей, отношений.

Именно в семье у ребенка могут появиться такие социально-психологические роли, как «помощник», «равноправный участник беседы», «интересный человек» и т.д.

Взрослый человек, анализируя роль различных воздействующих на ребенка факторов, осмысливая действие стихийных механизмов формирования личности, может более оптимально создавать условия развития для ребенка, сознательно выстраивать наиболее подходящую систему отношений.

Источник: https://psyera.ru/process-vospitaniya-i-formirovanie-lichnosti-rebenka_8106.htm

Формирование личности в процессе воспитания

Педагогика – это наука, которая исполняет фундаментальную роль в процессе формирования и воспитания личности. Во время педагогической деятельности осуществляется передача знаний, навыков и опыта более младшему поколению, то есть, пошагово выполняется подготовка обучающихся к независимой, автономной жизнедеятельности.

Педагогика тесно связана с такими дисциплинами, как психология, педиатрия, философия, этика, физиология, социология и социальная педагогика.

Процесс воспитания личности по средствам педагогики невозможен без знания, четкого владения всех перечисленных ученых областей, так как любой педагог обязан учитывать физиологические особенности (темперамент, телосложение, наследственность), личные качества, психотипы, присутствующие социальные факторы, манеры поведения учеников.

Для продуктивного воспитания детей подросткового и младшего возраста важно найти персонализированный подход к каждому обучающемуся. А незнание вышеизложенных основ может привести к психологическому, либо физиологическому нанесению вреда здоровью у школьников/дошкольников.

Развитие индивидуальности

Модификация личности происходит под воздействием двух факторов:

  • индивидуального — персональное восприятие событий, выбор приоритетов и моральных ценностей;
  • социального – становление личности выполняется под влиянием общества, общепринятых норм поведения в социуме, воспитательного процесса.

Целостное формирование и совершенствование индивидуальных качеств, характера, манер поведения напрямую связано с воспитанием. Оно ориентирует, способствует организации развития индивида исходя из приоритетов и целей социума.

Существует две основополагающих концепции, которые, прогностически определяют психологическое и социальное развитие индивидуальности:

  1. Генетическая концепция – предполагается, что все ценности, черты характера, стиль поведения, интеллект передается человеку по наследству при его появлении на свет.
  2. Внешняя (социальная) концепция — если верить данному представлению, то при рождении человека, на биогенетическом уровне в нем не заложено никаких «программ». Его поведение, личные качества, потребности формируются под воздействием окружающего общества, а также жизненных обстоятельств. В воспитательном и жизнедеятельном процессах появляются вынужденные требования, интересы, различные желания, которые со временем трансформируются совместно со взглядом на жизнь и жизненными устремлениями. То есть человек сам выставляет для себя приоритеты или моральные нормы, вступает во внутриличностные конфликты из-за невозможности непременного получения желаемого, либо в силу иных обстоятельств.
Читайте также:  Методика обучения детей математике с помощью блоков з. дьенеша

Читайте еще:  Роль коллектива в воспитании личности

Как воспитание влияет на формирование личности?

Человек формируется в результате непосредственного влияния бесчисленных факторов – суб-, объективных, внешних — внутренних, естественных — общественных, сознательных — несознательных, контролируемых — возникающих непредсказуемо/мгновенно.

При этом, каждый отдельный индивид выступает, как субъект своего персонального формирования, развития, образования. То есть вне зависимости от происходящих вокруг событий, он не отображает их и не воспринимает фотографически. Он формирует на их основе собственное мнение, понятия. Определяет со своей точки зрения их необходимость, правильность и целесообразность.

Процесс целенаправленного формирования личности младшего школьника обеспечивает организованность во время его воспитания. Основной целью этой модели управления является усмирение его необузданности в обществе. Таким способом педагог добивается от обучающего дисциплины, упорядочивания действий, целостного поведения.

В процессе обучения между педагогом и учеником развиваются взаимоотношения социального типа. Педагогической целью является итог взаимодействия учителя — ученика, или иначе продукт их общей деятельности.

Последний показатель служит оценкой к работе педагога, качества организации им учебного курса, получить которую возможно только при воспроизведении анализа интеллектуального/социального совершенствования обучающегося, сдвигов в его развитии, непосредственно личностном становлении.

Воспитание – это дуальное действие, в котором ученик должен принимать активное участие. При этом координирующая роль всегда закреплена за педагогом. Обучающийся же выступает непосредственным участником воспитательных мероприятий, проходя которые он вправе выражать свое мнение, подчиняться или наоборот противостоять рассматриваемым стереотипам и нормам.

Воспитание, как средство к становлению индивидуальности

Воспитание признается основным фактором формирования личности. Во время воспитательного процесса дети активно взаимодействуют с ровесниками, взрослыми людьми и окружающей средой, по-другому – социализируются в обществе.

Составляющие компоненты воспитания

  1. Ребенок – объект воспитания. В период социализации у него развиваются субъективные ценности, устанавливается определенное видение, мировоззрение, появляются привычки, знания, прикладные навыки.

Часто просматривается тенденция копирования поведения взрослых, отдельных индивидов, так как обучающийся находится под постоянным влиянием более старших людей и окружающей среды.

Поэтому взрослые обязательно должны показывать пример корректного поведения!

  1. Взрослые – являются инициаторами воспитательного действия, но одновременно сами подвергаются воспитанию в различных жизненных ситуациях социума.

  2. Общество – коллектив создает условия для самоутверждения, самосовершенствования, удовлетворения эстетических, нравственных потребностей.
  3. Социальная среда – влияет на качество воспитательного процесса в рамках общества, дома, школы.

Читайте еще:  Методы социального воспитания

Роль игры в воспитании личности

Для детей, посещающих ДДУ или школы, в процессе формирования и воспитания личности большое значение имеют игры. В игровой форме легче усваивается информация, дети проявляют свои личные качества, у них развивается стратегическое, образное мышление.

Как игра воздействует на развитие индивида?

  • В период игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, у них формируются навыки общения и поведения в социуме.
  • Развиваются лидерские качества, способность к самостоятельному осуществлению выбора, принятию решений.
  • Кроме того, логические/ролевые игры позитивно влияют на умственное мышление, память. Ребенок учится соответствовать определенной роли, начинает понимать значение установленных норм, правил, старается придерживаться их.
  • Зарождаются такие характерные черты, как – целеустремленность, ответственность, внимательность, дети учатся просчитывать исход жизненных ситуаций.

Анализируя поведение ребенка в игровой деятельности можно определить недочеты его обучения и развития, чтобы затем скорректировать персонализированный подход к нему для поправки данных нюансов.

Источник: https://vospitanie.guru/sotsialnoe/formirovanie-lichnosti

Какую роль в становлении личности играет воспитание

Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.

Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.

Что такое воспитание?

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность.

С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Влияние воспитания на личность

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Особенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Источник: https://vospitannie.ru/vzroslogo/rol-v-stanovlenii-lichnosti-2.html

Ссылка на основную публикацию