Семейное обучение – польза или вред?

Домашнее обучение: вред или польза?

Домашнее обучение детей в последнее время приобретает все большую популярность. Родители считают, что индивидуальный подход к ребенку, способен дать максимальные результаты. И это, безусловно, так. Но все ли так однозначно, как кажется на первый взгляд? Попробуем разобраться.

Аргументы за домашнее обучение

У каждого ребенка свой уровень способностей, свои таланты и задатки. Кому-то лучше дается математика, кому-то пение, а третий не мыслит свою жизнь без чтения книг. Домашнее обучение позволяет скорректировать темп усвоения знаний, подобрать подходящий именно этому ребенку.

В ситуации с одаренными детьми нет необходимости тратить бесчисленное количество времени на то, что ребенок понимает за пять минут. В этом случае, используя домашнее обучение и ориентируясь на задатки ребенка, можно подобрать необходимый темп урока, способ работы с материалом.

Занимаясь с учеником в домашних условиях, педагог может более корректно определить склонность ребенка к тем или иным предметам, выявить – перед ним человек технического склада ума или прирожденный гуманитарий. Еще один плюс домашнего обучения в том, что имеется больше возможности привить ребенку навыки работы со словарем, дополнительными источниками, показать, как найти нужную информацию в интернете.

Система домашнего обучения позволяет быстрее сориентировать ребенка на выбор направления развития, выявить предпочтение к будущей профессии.

Аргументы против домашнего обучения

Человек по своей природе – существо социальное, и жизнь вне общества чревата проблемами. Если ребенок живет без коллектива, он не получает нужных коммуникативных навыков, отсутствует конкуренция и борьба, что может в будущем сказаться негативно на его жизни.

Несмотря на высокий уровень интеллекта, отсутствие опыта общения, к которому приводит домашнее обучение, может привести к тому, что ребенок окажется не готов к коммуникации с другими детьми, и просто с людьми – представителями разных слоев населения. На выходе в таком случае, к сожалению, мы имеем «городской цветок» — человека, не готового к жизненным трудностям.

Домашнее обучение не редко приводит к тому, что ребенок начинает считать себя лучше, умнее других детей, а это не всегда соответствует действительности. Признать реальное положение вещей будет очень трудно, учитывая, что привыкать к коллективу в более позднем возрасте гораздо сложнее.

Одиночество, отсутствие контактов со сверстниками приводит к различным формам социопатии, сопровождающимися такими чертами, как чрезмерная наивность или наоборот, повышенная агрессия. Иногда это заканчивается трагически – ранняя беременность, попытки суицида, сложности в общении с противоположным полом и прочие нехорошие вещи.

Учитель для домашнего обучения

В случае, когда все перечисленное вас не пугает, и вы все же решились на домашнее обучение своего ребенка, нужно выбрать подходящего учителя.

Учитель – человек, оставляющий огромный след в жизни ребенка. Не просто приходящий работник, с которым не страшно оставить малыша, это наставник, человек, призванный зажечь интерес к знаниями, открыть – как много интересного и необычного в мире вокруг нас, во многом именно от учителя зависит формирование навыка успешного обучения.

Учитель должен адекватно воспринимать ребенка, указывать на его слабые и сильные места, развивать способности, помогать ликвидировать проблемы с непонятным, тяжело дающимся материалом

Думаете, что теперь вы можете спать спокойно, забыв про страшные слова «проверка домашнего задания»? Не расслабляйтесь – полезно иногда осуществлять контроль за знаниями ребенка – неожиданная контрольная, опрос, тест.

Следует помнить, что между учеником и учителем должен соблюдаться принцип субординации. Одновременно нужно, чтобы ученик с доверием относился к своему учителю.

Недопустимо так же использовать учителя в качестве домашней прислуги.

Условия для домашнего обучения

Один из плюсов школьной системы обучения – повышенное внимание к условиям обучения ребенка. Прежде чем вы перейдете к домашнему обучению, предстоит поработать над следующими пунктами.

Первое, на что вы должны обратить свое пристальное внимание – это создание специально оборудованной комнаты для обучения ребенка – очень важен интерьер, в котором малыш будет получать знания. Обратите внимание на освещение, тон стен (давно известно, что есть цвета способствующие концентрации внимания, например, светло-зеленый, а есть мешающие сосредоточиться).

Так же помните, что мебель ребенка должна соответствовать его возрасту. Одежда, в которой ваш ребенок учится, должна быть аккуратной и удобной. А так же соблюдайте тайм-менеджмент. Время обучения всегда должно быть одинаковым, однако, здесь вы можете учитывать биоритмы вашего чада.

Учебники, независимо от того, меняется ваш учитель или нет, так же должны быть одного автора.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/junior-student/6740-domashnee-obuchenie-vred-ili-polza.html

Семейное образование на практике: самый подробный гид от практикующей семьи

Кадр из фильма «Семейка Адамс»

Писать о семейном образовании приятно и интересно, но всегда получаются рассказы о чувствах, возможностях, мнениях, общие философские рассуждения. И у читателей возникает много практических вопросов — как строится обучение, сколько времени занимает, нужны ли репетиторы. Что ж, видимо пора ответить на все эти вопросы внятно и по пунктам.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Мой сын проучился дома два года: 5 и 6 класс. Аттестации прошёл и возвращаться в школу не намерен. Этот текст содержит описание личного опыта нашей семьи и предназначен для людей, которые тоже интересуются семейным образованием.

Терминология

Не стоит путать домашнее обучение и семейное образование. На домашнее обучение уходят только по состоянию здоровья. Тогда образованием ребёнка занимается школа. К нему домой приходят учителя, сами учат, сами проверяют, сами выдают аттестаты.

Семейное образование — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе. Для перехода на семейное образование не нужно никаких причин кроме желания родителей.

Принятие решения

Сначала я сообщила родственникам, что хочу перевести сына на семейное образование. Папа, бабушки и дедушки восприняли эту новость нормально и согласились по мере сил помогать. Дальше у нас состоялся самый важный серьёзный разговор с ребёнком.

Я объяснила ему, что есть возможность не ходить в школу, что эта возможность потребует от нас много сил и решимости, что одна я с этим не справлюсь и основная нагрузка ляжет на него самого. «Ты уверен, что справишься? Даже, когда будет тяжело? Ты готов работать каждый будний день честно и не отлынивать?».

И вот когда он ответил, что готов и справится, решение было принято.

Бюрократия и начало

Мой Сашка учился в начальной школе, где было всего четыре класса, после чего дети выпускались и поступали уже в другие учебные заведения. Так вот, мы решили после выпуска больше в школу не ходить. Я позвонила в среднюю школу, которая находилась недалеко от дома, и договорилась о встрече с директором.

На этой встрече я рассказала, что хочу зачислить своего сына в школу и тут же перейти на семейное образование. Директор выдал мне необходимые бланки для заявлений (о зачислении и переводе на СО), я заполнила их.

Договорились, что сдавать аттестацию ученик будет один раз в год (частоту экзаменов директор школы и родители выбирают произвольно), познакомилась с завучем, который решал для нас организационные вопросы, и всё. Вот мы официально на семейном образовании.

После этого ещё пришлось отнести заявление в департамент образования, но оно носит чисто уведомительный характер. В департаменте мне рассказали о правах и возможностях моего сына и предложили обращаться за помощью, если возникнут какие-нибудь проблемы.

Денежная компенсация

На обучение каждого ребёнка государство тратит определённую сумму. Если ребёнок находится на семейном образовании, то школа этих денег не получает, а должны получать родители.

Здесь, к сожалению, мой опыт полезным не будет. В современных законах о компенсациях написано что-то невнятное, нужно отдельно решать вопрос с департаментом. И я просто не стала этого делать.

Мы простили государству деньги и сосредоточились на учёбе.

Выяснение программы

Внятных списков, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик к концу года, не существует. Программы у разных учителей в разных школах тоже разные. Поэтому определиться с учителями, которые будут проводить аттестацию, следует в начале года.

Ребёнок, находящийся на семейном образовании, имеет право пользоваться школьной библиотекой. Мы взяли учебники и выяснили у учителей, достаточно ли нам будет знаний из книг или нужны дополнительные источники.

Таким образом, у нас появился собственный уточнённый список тем, которые нужно изучить за год.

Подготовка

Я составила календарь на учебный год. Выходные мы назначили себе на воскресенья и понедельники. Осенние и зимние каникулы совпадали со школьными, а весенние пришлось перенести, так как экзамены нужно было сдавать уже в конце апреля.

Общее количество всех тем по всем предметам разделили на количество рабочих дней и получилось, что в среднем за один день нам нужно было проходить 2 новых темы. На это и ориентировались в будущем. В какие-то дни проходили больше (иногда до 8 тем), в какие-то тратили всё время только на закрепление пройденного.

Кроме этого я выдала ребёнку право на три прогула — он мог отказаться от учёбы в любой день, устроив себе выходной, но не больше трёх раз за год.

Расписание

Все предметы разделили на две группы. В первую группу вошли: математика, русский язык, английский язык и технология. Это те предметы, где ученику нужно получить не только знания, но и умения. Во вторую группу попали все остальные дисциплины. Расписание для каждой группы составлялось по-разному. Первые две недели изучали только математику и только в теории.

Затем я готовила практические задания по пройденному материалу на каждый день. Так же поступили с русским языком. Потом уже ребёнок сам выбирал какой предмет изучать следующим. Таким образом, получалось, что каждый день Сашке нужно было проходить теорию по какому-то предмету из второй группы и решать практические задания по предмету из первой группы.

Это два больших урока в день — один теоретический, другой практический.

Процесс обучения

  1. Берём учебник и читаем вслух, иногда читаю я, иногда он. Затем тот, кто читал, пересказывает тему своими словами так, чтобы суть прочитанного стала понятна. Если в процессе возникают дополнительные вопросы, находим ответы на них в интернете.

    Дальше определяем основные мысли и факты, которые следует законспектировать. Первые несколько месяцев я говорила сыну как и что нужно записывать, потом он уже научился решать это сам.

    В зависимости от предмета выбирали форму конспектирования — где-то использовали тетрадь, где-то блокнот, где-то отдельные картонные карточки.

  2. Включаем видео-урок (их в интернете много), смотрим, обсуждаем, конспектируем.

  3. Беру вопросы из учебника (те, что в конце параграфов) или вопросы итоговых тестов. Вручаю эти вопросы ребёнку и он сам ищет на них ответы в интернете. Затем подробно рассказывает мне всё, что узнал. Конспектирует.

Закрепление пройденного

Математика и русский язык закреплялись каждый день с помощью практических заданий. Для других предметов в конце недели я устраивала сыну небольшую контрольную. Иногда вместо контрольной просто пробегались по учебнику, останавливаясь на ключевых фактах и ещё раз проговаривали их вслух.

Репетиторы и помощники

Прибегнуть к помощи со стороны нам пришлось только в изучении английского языка. Предмет специфический, тут нужно произношение, восприятие на слух, разговор.

В пятом классе это были занятия с репетитором, в шестом — посещение курсов. Кроме этого, часть обязанностей по обучению ребёнка я делегировала другим родственникам.

Технологией и физкультурой с ним занимался папа, русским языком — бабушка.

Распорядок дня

Распорядок не нужен. Я работаю на фрилансе, сын на фрилансе учится, так что никаких начальников и чётких сроков у нас нет. Ребёнок просыпается без будильника, завтракает, бездельничает и сам решает, когда он готов приступить к учёбе. Конечно, все развлечения доступны ему только после того, как учебная программа дня будет выполнена.

С чего начать — с теории по одним предметам или практики по другим — он тоже выбирает сам. В процессе обучения допускаются перерывы любой длительности по желанию ученика. Во время уроков можно пить чай, жевать печеньки, закидывать ноги выше головы — что угодно.

Это очень здорово и, по моим наблюдениям, совсем не мешает учёбе, а только помогает.

Экзамены

За месяц до сдачи экзаменов мы просим в школе устроить нам консультации с учителями. Они занимают не больше 15 минут каждая. На консультации учитель рассказывает в какой форме будет проходить экзамен, на каких темах стоит акцентировать внимание.

Оценка, которую получит ребёнок при аттестации, ни коим образом не станет отражением его реальных знаний. Это уж я теперь знаю наверняка. Поэтому мой сын отправляется на экзамены с одной целью — сдать.

Эти экзамены значительно сложнее, чем простое получение оценок в течение года при очном обучении, списать или построить глазки не получится. Программу нужно действительно знать. Но этого тоже не стоит совсем уж бояться.

Если экзамен провален, назначается пересдача, к которой можно будет спокойно подготовиться, уже имея достаточно времени и чёткое представление о требованиях учителя.

Время и деньги

На учёбу каждый день у нас уходило по 2-3 часа. На составление расписания и практических заданий я тратила около получаса в неделю. Деньги экономятся в невероятных количествах, не смотря на оплату работы репетитора.

Тетрадей, альбомов, ручек и карандашей не покупала совсем — в течение двух лет нам хватало того, что осталось не использованным в начальной школе. Пенал, портфель, сменка, рубашки, брюки, пиджаки, жилетки — всё это нам теперь не нужно, а это стоит очень больших денег. Мы же обходимся удобными джинсами и футболками.

Ну и, конечно, нам не приходилось ничего сдавать на шторы, охрану, подарки учителям и все остальные радости школьной жизни.

И напоследок хочу ответить на несколько часто задаваемых вопросов.

«Целыми днями сидеть дома это вредно и скучно. А как же социализация?»

Перейти на семейное образование — это не значит пристегнуть ребёнка к батарее и не выпускать. Наоборот, без школы появляется много свободного времени на кружки, секции, прогулки, друзей, хобби и всё остальное.

«Мама работает?»

Да. На фрилансе при гибком графике. Но это не обязательное условие. Если ребёнок достаточно взрослый, чтобы оставаться дома один, или есть родственники, которые могут приглядеть за ним в течение дня — регулярная работа родителей не станет препятствием для семейного образования. С ребёнком можно заниматься по вечерам, а на день оставлять ему задания для самостоятельной работы.

«А как вы будете выполнять лабораторные работы по физике, химии, биологии, где нужны достаточно серьезные оборудование и материалы?»

В школе, к которой приписан мой сын, нет кабинетов технологии — работу по дереву и шитьё дети изучают только в теории. Оборудования для лабораторных по физике и химии тоже практически нет.

В общем, наш домашний микроскоп, глобус и лобзик — это уже больше, чем могут предложить многие школы. Я думаю, мы решим эти вопросы по мере их возникновения.

Купить сейчас можно практически всё, что угодно.

«Что труднее всего далось?»

Труднее всего придерживаться выбранного графика и не расслабляться слишком сильно. Когда приходит осознание того, что семейное образование значительно проще, чем казалось, это слегка деморализует.

«Были ли у него такие типичные вещи, как лень. Тебе как маме приходилось ему давать „пинка“?»

Были. Приходилось. Но уговорить ребёнка заняться делом достаточно просто, когда он спокойный, счастливый, когда у него нет ненависти к процессу обучения, а у мамы есть достаточно времени и нет раздражения.

«Мне кажется, что при семейном образовании один из родителей должен отказаться от возможности самореализации, разве нет?»

Это совершенно не так. Родители школьников всегда тратят время на занятия с ребёнком, выполнение домашних заданий и прочего. При семейном образовании то же самое время просто тратится иначе. Приносить себя в жертву вовсе не обязательно. А если у родителя нет даже двух часов в день для общения с ребёнком — это уже катастрофа и форма обучения тут не играет роли.

«Такая система требует от кого-то из родителей уверенных знаний школьной программы и хоть какого-то педагогического таланта?»

Особых знаний не нужно. Изучать материал можно одновременно с ребёнком, это даже лучше, веселее и полезнее для ученика, чем подготовленная лекция. Я считаю, что родитель должен иметь способность к творчеству, здравый рассудок и умение структурировать информацию. Этого достаточно для того, чтобы успешно учить ребёнка без школы.

«Боюсь, что не справлюсь сама, что не справится он, боюсь, что ненависть к школе равна ненависти к обучению в целом, как быть тогда?»

Пробовать. Переход на семейное образование — это не дорога в один конец, вернуться в школу можно в любое время посреди учебного года. Небеса не свалятся на землю, если ребёнок не сдаст экзамен.

У него будет несколько возможностей пересдать его.

Если человеку плохо в школе, если он ненавидит учиться, значит самое страшное уже произошло и бояться больше нечего, остаётся только пробовать что-то изменить.

Источник: https://mel.fm/blog/fina-safonova/74593-semeynoye-obrazovaniye-na-praktike-samy-podrobny-gid-ot-praktikuyushchey-semi

Стоит ли делать выбор в пользу домашнего обучения

Индивидуальный подход к ребенку. Кто же знает ребенка лучше, чем его собственные родители? В школах нередка ситуация, когда у ребенка не получается сходу освоить учебный материал, за что он получает двойки и упреки со стороны учителя и родителей.

Вот так пропадает желание учиться. В домашнем обучении замечательно то, что темп обучения и сроки прохождения определенной темы не так жестко ограничены, да и родитель, зная свое чадо лучше всех, обязательно сможет найти нужные слова для объяснения материала.

Упор можно делать именно на интересные ребенку предметы.

Иногда у ребенка нет возможности посещать школу. Это могут быть проблемы со здоровьем, постоянные тренировки, религиозные и политические факторы. Тогда образование на дому является лучшим решением, не причиняющим ребенку физический или психологический дискомфорт.

Домашнее обучение позволяет прислушаться к индивидуальным биоритмам ребенка. Родители могут не заставлять его просыпаться в 6:30, если это причиняет вред самочувствию.

Отношения внутри семьи. Родители и ребенок проводят большую часть времени вместе: общаются, вместе совершают открытия, узнают друг друга лучше. Это сближает родственников и делает семейные узы ещё крепче.

Социальная среда. Ребенку просто необходимо общение со сверстниками. Оставляя ребенка на домашнее обучение, нужно обязательно окружить его «социальными» занятиями: кружки, секции, дружеские отношения с другими семьями.

Педагогические и лидерские способности родителей. Родители, делающие выбор в пользу домашнего обучения, берут на себя огромную ответственность. Поэтому нужно, прежде всего, убедиться, что родителям подходят эти роли.

Важно не только иметь хорошее образование, но и обладать чертами лидера и организатора, быть разносторонним и начитанным человеком, быть терпеливым к ошибкам ребенка.

Если домашнее обучение не приносит результатов, крайне важно пересмотреть свое решение.

Отсутствие конкуренции. Если ребенок учится один, то у него могут возникнуть проблемы с мотивацией. Он может осваивать интересные предметы, а вот к слишком сложным и не очень интересным заданиям будет относиться небрежно. Ведь лучше или хуже, чем он, всё равно никто не сделает, так зачем стараться и равняться на кого-то еще?

Карьера родителей. Разумеется, чтобы проводить так много времени с ребенком, одному из родителей придется пожертвовать своей карьерой. Иногда это может перейти в финансовые проблемы в семье.

Сдача государственных экзаменов. Индивидуальный подход к ребенку поможет ему освоить предметы, к которым у него «лежит душа», но может отрицательно повлиять на сдачу стандартизированных тестов, необходимых для поступления в вуз. Обучая ребенка дома, нельзя забывать о сдаче ГИА и ЕГЭ. 

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-927443-stoit-li-delat-vybor-v-polzu-domashnego-obucheniya

Семейное образование – благо или самодурство?

Семейное образование становится все более популярным в нашей стране. Но далеко не все считают правильным забирать детей из школы и обучать самостоятельно. Кто же прав? Кому семейное образование подходит, а кому нет? Разберемся.

Что это такое? Семейное образование – это форма получения образования вне школы. Аттестация при этом проводится на усмотрение родителей: после 4, 9 и 11 классов или чаще, вплоть до четвертных контрольных. На практике, родителям достаточно аттестовать детей в конце каждого учебного года для того, чтобы убедиться в своевременности освоения программы.

История вопроса. Семейное (домашнее) образование (СО) появилось гораздо раньше привычной нам школы. В допетровские времена детей чтению и письму обучали церковные служители на основе Псалтыри, Евангелия.

После воцарения Петра I в России установилась светская культура и появился повышенный интерес ко всему иностранному.

Тогда стали приезжать иноземные учителя и преподавать светскую культуру, иностранные языки и другие науки, пришедшие к нам из Европы.

Гувернеры и гувернантки, которые обучали детей, были еще и воспитателями, советчиками, компаньонами в путешествиях. В большой степени они заменяли детям родителей.

С приходом коммунизма, долгий и интересный путь семейного образования был прерван. Государство полностью взяло на себя роль учителя и воспитателя. СО запретили.

Теперь же, когда коммунизм канул в лету, семейное образование снова имеет право на существование, но долгий запрет наложил отпечаток на восприятие такого вида обучения. Тем, кто большую часть жизни прожил при Советском Союзе, невыносима мысль, что ребенок может находиться вне школы.

Как оно устроено? Согласно федеральному закону о семейном образовании, «В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)» – ч. 2, ст. 17, п. 1. Таким образом, любой ученик может обучаться самостоятельно или с помощью родителей и репетиторов, по своему усмотрению. В реальности, сейчас появляется много школ и центров, активно поддерживающих семейное образование. Они также проводят фестивали, семинары, конференции, где родители и ученики могут обменяться опытом друг с другом. Ребята, проходящие обучение в семье, имеют возможность посещать большое количество кружков, секций (у них, наконец, есть время на любимые занятия), где заводят друзей и общаются с ними, т.е. социализируются.

Почему семейное обучение становится все более популярным? Ответ на этот вопрос кроется в современной системе образования. В данный момент она построена так, чтобы подтолкнуть тех детей, которые по-настоящему хотят учиться, к поискам альтернативных источников знаний.

В современной школе учитель не имеет права ни воспитывать ученика, ни наказывать.

Стоит ли удивляться возрастающей волне насилия школьников над учителями? Более того, обучающая программа не предполагает активной учебной деятельности в стенах школы, а лишь содержит указание на главы и параграфы, которые ученик должен освоить дома. К тому же, многие учебники пестрят нерешаемыми задачами и некорректными формулировками. Из-за переполненности классов дети становятся нервными и агрессивными.

Попытки перевести ребенка в другую школу, найти более комфортные условия для обучения ведут к двум-трем вариантам. Первый – это более «статусная» школа, входящая в ТОП-300, например, но на деле имеющая только еще большее количество классов и учеников в них.

Второй – условно бесплатная школа, при этом требующая больших материальных затрат на выездные сессии, экскурсии и другие дорогостоящие мероприятия.

Третий вариант – платная школа, с небольшим количеством учеников в классе, хорошими учителями, но с завидным постоянством сотрясаемая скандалами разного рода превышения полномочий учителей и руководства. Все три варианта внимательному любящему родителю подходят мало.

Ему хочется, чтобы его ребенок был нужен – учителям, школе, своей стране. Когда он видит повсеместное равнодушие, не остается никаких причин отводить своего сына или дочь в чужеродную, озлобленную среду.

Кому это подходит? Есть люди, которые категорически отвергают саму возможность остаться дома со своими детьми. В этом нет ничего дурного – взрослый человек испытывает серьезную психологическую нагрузку в современном мире, и всеми силами пытается уберечь себя от дополнительной.

Больше всего семейное образование подходит сканерам – людям, имеющим не одну профессию, а спектр самых различных интересов, где слово «проект» – ключевое.

Так, для родителей-сканеров образование собственных детей может стать интересным квестом, где они и сам ученик будут весело и в удовольствие получать знания не только из учебников, но и практические – на мастер-классах, семинарах и на других интересных мероприятиях. Такие люди умеют выстраивать свой рабочий график и легко смогут научить этому ребенка.

Также, СО подойдет родителям-фрилансерам, когда подросший ученик будет не только осваивать учебный материал, но и втягиваться в профессиональную деятельность с подачи родителей, которые работают тут же, на его глазах.

Конечно, семейное образование может практиковать кто угодно, стоит только внимательно изучить плюсы и минусы этого процесса, ведь всю информацию придется добывать самим, самим же выстраивать учебный процесс и контролировать его.

Когда лучше всего переходить на СО? Если вам не нравится система школьного образования, но вы не уверены, потяните ли семейное, отдавайте ребенка в начальную школу.

Опыт показывает, что лучше ребенка забрать из школы на СО, чем не отдать в первый класс, а привести, например, в 5-й.

В этом случае, кроме того, что он попадает в сложившийся коллектив и входит в него чужаком, в этом ребенке, как правило, отсутствуют навыки коммуникации как с большим количеством детей, так и с другими авторитетными взрослыми – учителями.

Начальная школа не предполагает серьезной нагрузки, хотя и закладывает основы русского языка, математики и так далее. Здесь уже можно понять, как проходит обучение, устраивает ли оно вас и что с этим делать дальше – терпеть или изымать чадо из системы и учить его самостоятельно.

К пятому классу, если родители заинтересованно относятся к образованию, ребенок уже начинает учиться более осознанно, сам, без принуждения, но еще не имеет острой привязанности к друзьям, компаниям и не отпал от родителей. Здесь и нужно принимать решение – школа или СО. Обсудить это вместе, составить таблицу плюсов и минусов, обговорить ответственность.

Ведь сегодня это пятый класс, а через короткое время – девятый, и взрослый человек, который обязан уже отвечать за свои поступки или их отсутствие.

Как учить – самому или нанимать преподавателя?

Это, пожалуй, самый главный вопрос. И ответ на него есть. Самый лучший вариант, если ребенок будет осваивать программу сам. Возможно ли это? Да. Качественный учебник, интересный дополнительный материал и мотивация творят чудеса.

Ребенок сам может освоить и химию, и физику, и биологию, а также алгебру с геометрией, не говоря об «устных» предметах. Годовой учебник по биологии можно изучить за месяц с подробными конспектами и полным погружением в тему.

Потому что никто не мешает, не нужно тратить время на дорогу, выслушивание ответов своих одноклассников и мнение учителя по поводу их знаний.

Второй вариант – когда родители помнят школьную программу достаточно, чтобы пробежав глазами актуальную тему, помочь ребенку, и имеют для этого достаточно времени и желания.

Третий вариант – это найм учителя по тому предмету, который сам ученик не «тянет».

Для многих, кто живет далеко за городом (обычно туда перебираются многодетные семьи и те, кто заботится о здоровом образе жизни своих детей) в этом варианте тоже нет ничего сложного.

Сейчас очень многие учителя работают по Скайпу и договориться можно о том, одну ли тему учитель поможет разобрать ребенку или будет с ним на протяжении полного курса. Все зависит от родителей и детей.

Здесь очень интересна статистика. Большинство детей, находящихся на СО, изучают предметы гораздо быстрее и глубже, затрачивая меньше времени на учебу.

О мнимой и настоящей ответственности. Когда родители решают, что их ребенку будет лучше на семейном образовании, вокруг них часто поднимается буря негодования и непонимания. Старшее поколение приводит уйму доказательств, что это идея бредовая.

«Ребенок должен учиться в школе» – самое простое, что можно услышать. «Ты сломаешь ему жизнь, если заберешь из школы» – также частый довод.

На самом деле, если родитель осознанно подходит к семейному образованию и на вопрос «Зачем ты это делаешь?», не отвечает словами «Пусть дома сидит», а может внятно объяснить свою позицию, то будущее ребенка в надежных руках.

Это значит, что именно нежелание пустить все на самотек, отдать на откуп школе, которая ни за что не отвечает, жизнь своего ребенка, толкает родителей на принятие этого непростого, но в итоге очень правильного решения. Решения жить не навязанной кем-то жизнью, но иметь время проводить ее интересно, качественно и позитивно.

Источник: https://ihappymama.ru/semejnoe-obrazovanie-blago-ili-samodurstvo/

Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы / Православие.Ru

    

Не смогла пройти мимо вопроса домашнего образования, который поднял Андрей Рогозянский. Тема отличная, но очень уж индивидуальная. Я верю, что учить детей дома – здорово, полезно, а иногда и просто – единственный выход. Но мои дети учатся в школе, и школой мы пока что довольны. В нашем случае это, надеюсь, правильный выбор.

Мыслями о семейном обучении я вдохновлялась примерно до трехлетия своей старшей дочери. Позже поняла, что в моей конкретной ситуации это, скорей всего, утопия. Однако я по-прежнему восхищаюсь родителями, решившимися на эксперимент, а мои собственные дети не ходят в садик и дошкольное образование (кроме отдельных направлений) все же получают дома.

Но, имея опыт дошкольного домашнего образования, на данный момент девятилетний (старшая уже в школе, средняя пойдет в сентябре, а младшему «образовываться» дома еще два года), я хочу немного рассказать о «подводных камнях», которые стоит учитывать, принимая решение о месте дальнейшего обучения ребенка.

Не сгореть в «домашнем очаге»

Первое, о чем хотелось бы сказать – это стратегия жизни семьи. «Несадовское» детство и домашнее обучение детей иногда можно совмещать с работой – иногда нет, все зависит от профессии родителей. Поэтому мать (а чаще остается «сидеть» с детьми именно она) должна хорошенько продумать: точно ли она готова оставить работу?

В моем случае все сложилось так, что без отрыва от рождения детей я сначала подрабатывала и закончила вуз, потом продолжила работать по любимой специальности. Но это не я такая «умная», а вуз и дальнейшая специализация позволяли.

И муж с самого начала был настроен на то, что работать мне надо – для поддержания «интереса к жизни».

То есть он был готов к тому, что «работа» временами совсем не приносила дохода – деньги шли на оплату визита няни раз в неделю, а часть домашних хлопот и занятий с детьми он и сейчас берет на себя, освобождая мне время.

Лишь однажды пришлось совсем туго – я сникла и отдала детей в детский сад… на целых два месяца.

После чего поняла, что лучше, случись что, посижу за компьютером ночью, чем буду снова слушать душераздирающий плач сына и скромные вздохи младшей дочери с ее еженедельными попытками спастись от садика в простуде. Потом быт наладился, дети немного подросли, и совмещать семейные дела с профессией вновь стало не слишком сложно.

Но вот у моей знакомой, студентки медицинского вуза, все сложилось иначе – доучиться по выбранной специальности с детьми не удалось, в их альма-матер такие вольности не предусмотрены. Другая знакомая отдала детей в детский сад, так как ее профессия не подразумевает фриланса, а жизнь вне профессии для нее и всей ее семьи – сродни каторге.

Собственно, об этом надо думать без ложного идеализма. Иначе может получиться так, что в пылу «православно-традиционного» вдохновения женщина ринется с головой в «домашний очаг»… А лет через десять обнаружит, что в этом очаге от нее остались одни головешки.

И – что еще хуже – ее самопожертвование окажется толком никому и не нужно.

Ведь муж все чаще будет с тоской вспоминать, что женился вроде не на «наседке», а на талантливом, например, музыканте, дети заразятся беспросветной депрессией мамы, а мама возненавидит всех и вся за свою «испорченную жизнь».

Если вы понимаете, что, как и в моем случае, «домашнее детство» можно совместить с любимой работой – тогда про садик можно забыть. Если уверены, что ваше призвание – именно учительство в кругу семьи, вам можно не ломать голову, в какую школу поступать. Если же дважды ответ «нет» – лучше еще раз оценить силы.

Да, достойное воспитание детей – одна из главных целей для родителя. Но не единственная. В конце концов, каждый из нас не только родитель, но и просто христианин, и супруг, который должен сохранять в себе искры радости и интереса к жизни и своей семье, а не только стиснув зубы «исполнять свой долг».

Да и воспитывать детей можно не только в режиме 24/7. Более того, если нет призвания к роли учителя, то воспитание и образование дома – вообще под угрозой.

Я знакома с одним взрослым мужчиной, который овладел греческим языком и неплохо выучил латынь – зато никак не может освоить хотя бы пять фраз на английском.

Просто в детстве его очень серьезно «натаскивал» на знание английского хорошо владеющий языком отец…

Кстати, я тоже тот еще «учитель английского». Могу наглядно и доходчиво объяснить математику (мне она сложновата, а потому – интересна), спокойно помогаю ребенку делать уроки по русскому (ну это же жуть как захватывает!), но английский… Мне кажется, что это просто, но скучно, и я начинаю вскипать, если дочь «тормозит» над домашним заданием.

Слава Богу, мои педагогические провалы в школе компенсирует учитель! А если бы не?

Эти трудности ждут не всех: есть женщины, чье призвание – именно педагогика, именно домашний уют и творческое налаживание быта. Для них семейное обучение – это воздух, радость и творчество! Так что почему бы не реализовать подобные таланты во всей полноте?

Базовые материнские и педагогические навыки мы все в себе можем раскопать, но вот серьезная, планомерная и многолетняя учительская деятельность – это все-таки отдельное призвание, мне кажется. А если его нет, не опасно ли «браться за гуж»?

Если мама – «авральщик»

Второй, но самый заметный камень преткновения для родителя, чьи дети всегда дома – это режим и самоорганизация. Это одновременно и плюс, и минус домашних занятий с детьми. Плюс в том, что жесткий режим, на самом деле, не так уж хорош для маленького ребенка.

Базовые элементы режима очень важны (отбой в одно время, ежедневная прогулка), а вот чрезмерно регламентированный день – нет.

В свободном графике у дошкольника лучше развиваются творческие способности и умение занять самого себя (вариант «занять себя мультиками» у нас был исключен – смотрим их не чаще двух раз в неделю, игр на планшете не предусмотрено вовсе).

В этом смысле домашнее образование сегодня особенно актуально: условно говоря, садик и школа – это как бы суровая кузница офисных кадров, а домашнее обучение дает хорошую базу для будущего фрилансера и «креативщика».

Но – это в теории. На практике многое в успешной учебе все же зависит от организованности родителей. Увы, я патологический «авральщик». Мне проще и приятнее с горящими глазами да под кофейный допинг «раскидать» за несколько ночей гору дел, чем ежедневно, рутинно и правильно делать все это в час по чайной ложке.

Да, можно мне возразить: займитесь, мол, мамаша, самовоспитанием, и проблема уйдет сама собой… Только вряд ли возможно из разгильдяя быстро стать сверхправильным педантом, оставшись при этом тем же самым человеком. Нет, многому я действительно учусь и продолжу учиться.

Осваиваю посильный «тайм-менеджмент», умение не покупать лишние вещи и не захламлять квартиру, навык организации пространства на родных сорока квадратах… Только у всякого самовоспитания есть потолок и разумные пределы – с некоторыми недостатками, если это не прямые грехи, проще смириться, чем заниматься сизифовым трудом.

С маленькими детьми отсутствие педантизма – это еще не очень страшно: им как раз пока не слишком нужно регулярное «корпение» над тетрадками, зато куда важнее активная деятельность (так формируется наглядно-действенное мышление – база для всех остальных форм мышления) и спонтанная игра. Полем для деятельности может стать любое домашнее дело: утром погонял пылесос, в обед немножко поколол посуду, изучая объемы и формы, пока мама варила суп, помог ей кромсать овощи, вечером с горем пополам помыл тарелки.

Для спонтанной игры дома тоже простор и раздолье.

Не надо тратить время на долгие сборы всей садовской группы на прогулку, не нужно несколько раз в день сидеть на стульчике, пока всех по очереди водят в туалет… Зато можно творить игровую реальность ежеминутно.

С утра ты парикмахер (и ничего, что сестра пищит, хватаясь за волосы), потом повар, воин и плотник. Затем минут двадцать – владелец пластилинового кошачьего приюта, потом ты в ванной адмирал резинового флота…

Из «серьезных» занятий для развития маленьких детей достаточно пару раз в неделю порисовать, полепить (частью дети лепят сами, частью под моим руководством, частью – опять же под руководством «творят» из теста, пока я «вдохновилась» печь ватрушки). Спорт и музыку не упоминаю – все-таки ими дети занимались с профессиональными педагогами вне дома.

Еще малышам нужно чтение – тут уж даже у самой ленивой мамы все равно получится читать вслух куда дольше, чем у воспитателя в детском саду. Обучение чтению и счету можно проводить «на ходу» (а математика на ходу, во время прогулки или готовки обеда особенно полезна – накрепко усваиваются основы не просто счета, но и пространственного мышления).

Но в более старшем возрасте пора вводить прописи и «лабиринты».

Еще нужны графические диктанты, но у моих детей с пространственным ориентированием все получилось «само» – в процессе бытового общения понятия «прямо», «направо» и «налево» используются часто и усваиваются накрепко, так что после обычных домашних игр задания первого класса вроде «отступи две клеточки вправо» – это для ребенка детский лепет.

А вот без прописей все же никуда. Современная школьная программа предполагает, что первоклассник приходит учиться с хорошо «поставленной» рукой. Если это не так, вскоре ему придется туго – уже в середине года нужно писать целые предложения, думая о заглавной букве, точке в конце и правописании «жи-ши»… А ты еще вынужден держать в голове наклон палочек!

Для меня это стало самым суровым испытанием: заниматься в прописях регулярно.

Это вам не ватрушки с детьми «замутить» по вдохновению и не в музей под настроение сходить! Обучение счету и чтению не рассматриваю – у нас оно прошло как-то походя, в процессе бытового общения, и прошло успешно. Но вот прописи – увы.

Я явно не дотянула эту область, и с почерком у старшей до сих пор проблемы. Равно как и вообще – с организованностью в мелочах. Учитель как-то с улыбкой поведала, что моя дочь после уроков собирает портфель на трех партах сразу…

Все эти прекрасные правильные вещи типа «достали тетрадочку – убрали на край парты – положили на полочку, закрыли пенал» прошли по моей вине немного мимо ребенка.

В садике этому специально учат. Учат этому и замечательные аккуратные и организованные матери, коих я знаю немало. У меня же пока с трудом получается «начать с себя». Да, у моих детей множество творческих идей, хороших кругозор и развитая речь – но недостаток педантизма налицо, а это часто служит плохую службу.

Так что если вы обдумываете будущую учебу, оцените беспристрастно: хватит ли лично у вас организаторской жилки и аккуратности для того, чтобы сделать домашнее образование процессом достаточно последовательным.

Ведь если в дошкольном обучении пара вдохновенных занятий в неделю все равно в разы эффективнее, чем групповые «развивающие занятия» в садике, то в начальной школе нужно будет организовывать хотя бы по два хорошо построенных урока в день.

И у вас не будет костылей, Дамоклова меча и «волшебного пинка» в виде домашнего задания – то есть рекомендаций учителя, как это теперь называется.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/106445.html

Семейное обучение: за и против

Несколько лет назад в силу вступил закон, официально разрешающий ученикам забыть о надоевших уроках и нелюбимых преподавателях и набираться ума-разума в домашних условиях. Казалось бы, перспектива более чем заманчивая: никакой вам конкретики и обязаловки: занимаешься, когда хочешь и каким угодно предметом.

С другой стороны, обучая чадо самостоятельно, родителям придется быть строже опостылевших учителей, ведь ответственность на их плечи ложится нешуточная, да и материальные затраты грозят увеличиться в разы: репетиторы – удовольствие недешевое, знаете ли. А результат один – государственный аттестат о среднем образовании. Так стоит ли игра свеч, и как обстоит вопрос с реализацией статьи пятидесятой закона Российской Федерации в действительности?..

Рассмотрим варианты

Мало кто знает, но согласно Положению о получении образования в семье знаменитого закона «Об образовании», любой ребенок имеет право на обучение в домашних условиях.

Семейное образование и другие формы получения знаний предусмотрены ст. 10 ФЗ РФ «Об образовании».

Под таким обучением подразумевается организация образовательного процесса в семье силами родителей, родственников или приглашенных педагогов.

Еще совсем недавно на подобные нововведения имели право лишь инвалиды детства или очень одаренные дети, для которых усредненная общеобразовательная среда недостаточно развита. Сейчас ситуация изменилась коренным образом.

«Согласно закону «Об образовании», существуют две формы получения образования: домашнее обучение и получаемое в семье, так называемое семейное.

Первая форма, при которой ученик приписан к школе и получает на дому услуги преподавателей этой школы в форме тех же уроков, практикуется в основном родителями, у которых дети по медицинским показателям не могут посещать школу.

Школа же продолжает нести ответственность за качество образования этого ребенка. Вторая – это форма, при которой ребенок проходит школьный курс экстерном либо заочно. При этом ответственность за образование лежит на родителях, и они либо ищут педагогов, либо учат детей сами», – поясняет юрист Алла Соснина.

Семейное образование регулируется договором между родителями и учебным учреждением. В это соглашение можно по сути вписать что угодно: типовых обязательств подобного вида на сегодняшний день не существует.

Ребенок считается учащимся школы и имеет все права обычного ученика (пользование библиотекой, консультации учителей, возможность посещения практических и лабораторных работ и тому подобное).

А после прохождения первой аттестации в школе родителям выплачивается денежная компенсации за выбор этой формы обучения, причем действует поправка к закону, согласно которой деньги родителям начисляются «исходя из возможностей местного бюджета», то есть на практике добиться их выплаты будет довольно сложно.

При экстернате отношение между родителями и школой регулируются положением об экстернате в конкретной школе, а экстерн (только так!) учащимся школы не является, иначе говоря, общеобразовательное заведение ответственности за его подготовку не несет.

Поэтому те, кто сознательно идет на экстернат, выбирают специальные школы-экстернаты, которые, кстати, бывают и государственные (бесплатные), где можно получать консультации и сдавать аттестации по предметам по прохождению учебного курса.

Кроме того, школы-экстернаты дают возможности проходить программу ускоренными темпами, например двухгодичный курс – за год.

За и против

«По-моему, плюсы домашнего обучения очевидны, – убеждена мать двоих детей Галина. – Гибкий график, индивидуальные темпы прохождения материала. В школе средний темп – для кого-то слишком быстрый, для кого-то, наоборот, слишком медленный.

Благотворное влияние на здоровье: нет перегрузок, в случае усталости или плохого самочувствия ребенка можно сделать перерыв или перенести занятия на другое время. Остается время для творческих увлечений, к которым у ребенка есть склонность, например в нашем случае – для серьезных занятий музыкой.

Есть возможность организовать поход в музей, театр, на концерт, поездку в другой город и так далее не в каникулы или выходные, когда везде толпы, а в будние дни. Дети учатся работать самостоятельно, ответственно относиться к результатам, что тоже немаловажно». «А мне кажется, что все индивидуально, – опровергает это мнение мать школьницы Маши Ольга.

– Ориентироваться нужно прежде всего на ребенка. Если он коммуникабельный и общительный, ему будет некомфортно в таком вот замкнутом домашнем пространстве. А ранимые и впечатлительные дети, на мой взгляд, идею получения начального образования в домашних условиях воспримут с особым энтузиазмом. Сейчас очень суровое время. Когда мы учились, было намного проще.

У меня сестренка девяти лет, умница, коммуникабельная, к трем годам читать научилась по своему желанию и к школе знала уже много научных вещей. И вот она пришла в класс, где ее, как говорится, «съели». Бывают и в маленьких коллективах отдельные персоны, которые не выносят светлых голов, началась борьба за лидерство.

А сестра – девочка нежная, в итоге нервный срыв, заканчиваем школу на домашнем обучении, при этом в освоении программы она намного опережает сверстников. Сложность одна – заставить сесть за уроки, но мама пока с этим справляется. Мой совет: при принятии решения о форме обучения смотрите на темперамент ребенка».

Между тем психологи апеллируют к здравому родительскому смыслу, призывая последних не совершать поспешных шагов в этом направлении.

«Если мамы и папы настолько опекают ребенка, что готовы отказаться от традиционной формы обучения в пользу семейного образования, можно сказать, у таких родителей куда больше социальных страхов, чем у их отпрысков, – настаивает детский психолог Елена Сыркина.

– Социальные навыки, социальный интеллект, социальный опыт – без этого никак! Я не вижу никакого смысла в обучении на дому: возможности родителей в этом смысле крайне ограничены.

Зазубрить имеющуюся информация по учебникам не значит стать умнее и действительно понять материал! Учитель дает знания богаче и больше, у него специальное образование – и это никак нельзя скидывать со счетов! Школа может предоставить больше примеров и наглядных материалов.

Химическая лаборатория, физическая лаборатория и прочее – все это в домашних условиях недоступно! Да, многие мотивируют тем, что дома возможно чередовать режим труда и отдыха, а в школе таких возможностей нет. Я считаю, что это заморочки родителей или какие-то их нездоровые амбиции.

Учитель обладает методикой преподавания, родитель этими навыками не владеет. Он может заставить выучить школяра по учебнику, но преподать так, чтобы эти знания были интегрированы в общее развитие, – это ему, как правило, не под силу. У школы больше возможностей для развития ребенка. Не просто – повторюсь – зазубривание материала, что, скорее всего, будет дома, а именно для развития интеллектуальных способностей отпрыска. Я считаю, именно поэтому семейное образование не получило у нас развития. Родители прекрасно понимают это и оттого не пользуются».

Де-факто

«Здоровые дети в Челябинске, равно как и в области, у нас на дому, к сожалению, обучаться не могут.

Соответственно, первый документ, которым мы интересуемся, – это справка от врача о том, что ребенку требуется надомное обучение, – комментирует специалист администрации Челябинска по надомному обучению детей-инвалидов Нина Бурмистрова. – Возможны два варианта: когда школьника знакомят с предметами родители или же этим занимаются приходящие учителя».

По словам специалиста, документ от медицинского работника вполне может заменить справка КЭК комиссии (когда ребенок на инвалидности) или бумага, подтверждающая временную нетрудоспособность ученика по медицинским показаниям.

Схема такова: получив такой документ, родители относят его в школу, директор издает приказ об организации надомного обучения, за учащимся закрепляют преподавателей и определяют (в связи с письмом Министерства образования 1988 года «Об индивидуальном обучении больных детей») количество часов для занятий.

В этом случае родители имеют возможность выбрать предметы, по которым они хотели бы обучать «удомашненного» школяра.

Если мама и папа предпочитают обучать больного ребенка самостоятельно, то они вправе получать за это деньги из местного бюджета и приглашать репетиторов. Этой льготой пользуются исключительно дети-инвалиды.

Если ребенок – дошкольник, выплата составляет около трех тысяч рублей, далее – чем старше ученик, тем меньше средств выделяет муниципалитет на организацию его обучения.

Как контролируется то, в каких условиях проходят занятия? «Процесс аналогичен традиционному, – продолжает специалист. – Прежде всего учитель ведет журнал, дает домашнее задание, школьник выполняет его в тетрадях, которые имеет возможность проверять завуч.

Точно так же определяются темы, составляется и утверждается учебный план. Ребенок, находящийся на надомном обучении, закреплен за школой, которая тщательно следит за выполнением образовательных нормативов.

Итоговую аттестацию, естественно, проводит образовательное учреждение».

Учащиеся, которые, по счастью, не имеют проблем со здоровьем, в Челябинске и Челябинской области, конечно, имеют право получать образование там, где и стены помогают, но…

«Да, в законе об образовании есть соответствующая статья, но у нас, к сожалению, в настоящий момент она не реализуется, – просвещает главный специалист министерства образования и науки Челябинской области Елена Тюрина.

– К тому же если раньше имелась практика того, что затраты на обучение здоровых детей в домашних условиях компенсировались, то теперь и этот закон утратил силу.

В этой связи даже если родители захотят обучать чадо самостоятельно, оплачивать этот выбор (найм репетиторов, организацию учебного пространства и прочее) им предстоит самим (Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ). За счет средств областного бюджета общеобразовательное учреждение должно обеспечить обучающегося лишь учебниками, а также определить преподавателей, оказывающих консультационную помощь ребенку, форму и сроки проведения промежуточной аттестации».

Пытаясь понять, какой вид обучения более приемлем для вашего ребенка, следует учитывать еще один момент: время, проведенное в школе, целиком посвящено учебе, пусть порой и неэффективной.

Дома же возникает соблазн использовать старших детей для присмотра за младшими или вовсе привлекать чадо к «внеклассным» домашним делам.

В таких случаях помогает составление и обязательное выполнение расписания, а также ведение дневника ежедневных занятий.

Темпы развития детей очень различны. Нормативы, как правило, условны. В чем-то ребенок, обучающийся дома, будет обгонять среднего школьника, в чем-то – уступать.

В вопросах развития домашняя школа – не панацея, не волшебное средство для взращивания гениев: просто здесь у ребенка больше возможностей развиваться самобытно и свободно.

Но у такой излишней свободы есть и опасная сторона… Хорошо это или плохо, решать вам.

Евгения Грибкова

Сохранить:

Источник: http://www.eduhelp.info/page/semejnoe-obuchenie-za-i-protiv

Ссылка на основную публикацию