Школьные неврозы

Школьный невроз: виды, причины и профилактика

Уже в первом классе родители и педагоги сталкиваются с такой проблемой как школьный невроз.

Неврологическое расстройство у школьников носит обратимый характер, поэтому, чем раньше приступить к лечению, тем быстрее можно избавить ребенка от неприятных симптомов заболевания.

Неврозы у детей младшего школьного возраста служат первым сигналом возможных серьезных проблем психического состояния в более зрелом возрасте. Родители в подобной ситуации просто обязаны принять меры по устранению заболевания, а не ждать когда все пройдет само по себе.

Причины школьного невроза

Проблемой психологического расстройства у детей, посещающих школу, занялись не только психологи, но и другие детские врачи.

Они отмечают, что в настоящее время рождается ничтожно малое количество абсолютно здоровых детей, у многих уже во внутриутробном развитии наблюдалось то или иное отклонение в развитии нервной системы.

По статистике, многие дети уже приходят в школу с неврозом, приобретенным в саду или дома. Специалисты условно подразделяют учеников младших классов на следующие группы:

  • В первую группу входят дети, у которых наблюдается сильное отклонение в развитии. Их поведение сильно отличается от сверстников: они ведут себя агрессивно по отношению к учителю и одноклассникам, откровенно хамят, могут ходить по классу во время урока. Как правило, какие ученики не могут похвастаться хорошей успеваемостью и знанием школьной программы. При этом самооценка таких детей слишком завышена.
  • Ко второй группе учеников младшего школьного возраста можно отнести так называемых середнячков. Они учатся на 4 и 5, хорошо себя ведут, словом не выделяются из общей массы. Но в один прекрасный момент, родители и педагоги отмечают резкую смену настроения у ученика. Он впадает в депрессию, перестает общаться с одноклассниками, резко ухудшаются учебные показатели. Толчок к психологическому расстройству чаще всего дает чрезмерные нагрузки в школе, дополнительные занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, курсах иностранных языков.
  • Третья группа школьников внешне кажется вполне благополучной. У них хорошие оценки, примерное поведение, но если присмотреться повнимательней, то ребенок эмоционально не устойчив. Он боится выходить к доске, отвечать перед большой аудиторией, боится наказания от родителей за плохую отметку, даже взгляд строгого учителя способен вызвать у него панический страх. Такие дети не любят быть на виду, они легкоранимы, впечатлительны, плохо переносят критику со стороны окружающих. Очень часто такие дети просто отказываются посещать учебное заведение.

Школьный невроз может возникнуть по следующим причинам:

  • Физиологические причины. К ним можно отнести тяжелую беременность матери, осложненные роды, родовые травмы, хронические заболевания центральной нервной системы, слабый иммунитет.
  • Психологические причины. Их может быть несколько: сложная внутрисемейная обстановка, развод родителей, плохое материальное положение и жилищные условия, строгое воспитание, невозможность установить эмоциональный контакт со сверстниками, несоответствие возможностей ребенка с нагрузками в школе и вне ее.

Зачастую родители сами провоцируют у ребенка школьный невроз. Слишком строгое наказание за плохую оценку вызывает у школьника настоящий ужас, он просто боится идти домой. Педагоги также влияют на психологическое состояние своих учеников.

Иногда учитель просто не осознает, насколько велико его воздействие на психику ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией.

Постоянные крики и командирский тон учителя только ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников только негативные эмоции.

Симптомы

Под школьным неврозом понимается психологическое расстройство у ребенка, сопровождающееся определенными симптомами. Врачи подразделяют признаки заболевания по следующему характеру.

Физиологические признаки школьного невроза:

  • Нарушение аппетита. Дети при школьном беспокойстве могут частично или полностью отказываться от еды, их мучает постоянная тошнота, иногда появляется рвота. В результате школьник теряет вес в короткие сроки.
  • Нарушение сна. Школьники часто испытывают сонливость в течение дня, а ночью наоборот, бессонницу. Нередко в ночных сновидениях присутствуют кошмары.
  • Головокружение, частая головная боль.
  • Боли спазматического характера.
  • Сбои в работе желудочно-кишечного тракта, появление запоров или диареи.
  • Повышенная утомляемость, слабость в мышцах.
  • Возникновение судорог в конечностях.

Помимо проблем со здоровьем физиологического характера, у детей, страдающих психологическим расстройством, возникают симптомы психологического свойства:

  • Резкая смена настроения.
  • Раздражительность и агрессивное поведение.
  • Повышенная уязвимость, ранимость.
  • Постоянное подавленное состояние.
  • Возникновение истерических припадков. Школьник может упасть на пол и колотить руками и ногами, нередко в ход идет и голова.

Появление невроза, особенно у младших школьников, можно увидеть по некоторым признакам:

  • Не откликается на свое имя и фамилию с первого раза, хотя прекрасно слышит. Все задания приходится повторять дважды.
  • Рассеянность, ребенок часто забывает школьные принадлежности дома.
  • Привлекает внимание окружающих, пытается шутить и острить, делает это специально.
  • При ответе у доски у школьника меняется тембр голоса, он становится визгливым или вовсе пропадает.
  • По приходу домой, ученик не может толком рассказать про проведенный день в школе, сразу же замыкается в себе и уходит в другую комнату.
  • За несколько часов до занятий, у ребенка потеют ладони, учащается сердцебиение. Он не может сконцентрироваться, роняет предметы на пол.

Лечение и профилактика школьных неврозов

Основная задача по избавлению неврологического расстройства ложится на плечи родителей. Это довольно сложная работа, которая касается не только ребенка, но и самих родителей.

Взрослые редко задумываются о своей роли в психологическом развитии своего чада, а зря. Именно в семье формируются предпосылки возникновения неврозов, а внешние факторы становятся просто «последней каплей».

Чтобы помочь школьнику избавиться от невроза, родители должны обратить внимание на следующие моменты в своем поведении:

  • Наличие эмоциональной связи с ребенком.
  • Не концентрироваться только на своих проблемах и заботах, больше времени проводить с малышом.
  • Приносить определенные жертвы ради детей. Под этим понимаются не только материальные траты, но и жертвование личными интересами.
  • Пересмотреть модель воспитания, возможно в нем присутствует чрезмерная властность и принципиальность.
  • Не конфликтовать с родителями сверстников ребенка.
  • Обратить внимание на собственное поведение, возможно родитель подает плохой пример для своего чада.

Профилактика школьных неврозов заключается в соблюдении следующих правил:

Установить ребенку режим дня

Это означает отход ко сну в одно и то же время, четкое распределение времени труда и отдыха, появляется возможность нормализовать работу нервной системы.

Смена рода деятельности

К примеру, у школьника много времени занимает чтение книг или другие малоактивные занятия. Профилактика невроза заключается в том, чтобы разбавить свободное время ребенка другими видами досуга: прогулками на свежем воздухе, катанием на велосипеде или коньках, и так далее.

Релаксация

Необходимо научить ребенка расслабляться. Это можно сделать с помощью плаванья, упражнений дыхательной гимнастики, общения с животными.

Специалисты отмечают особую роль в лечении школьных неврозов с помощью животных.

Катание на лошадях, плаванье в бассейне с дельфинами показывают положительную динамику в терапии многих психологических расстройств. О возможностях такого лечения написано немало научных книг.

Прием успокаивающих отваров из лекарственных трав

Если ребенок начинает сильно нервничать перед контрольной или экзаменом, отвар из пустырника или валерьяны успокоит нервную систему и поможет успокоиться.

Не допустить развитие школьного невроза у детей является главной задачей родителей и педагогического состава во время обучения. Предупредить болезнь намного легче, чем ее вылечить. Если же ситуация с каждым днем все ухудшается, нельзя откладывать визит к врачу.

Своевременное обращение к специалисту позволит избежать серьезных проблем с психическим здоровьем в будущем. Повышенные требования к успеваемости родителей при ограниченных возможностях ребенка обязательно приведут к нервным срывам и отказ от посещения школьного заведения.

Ребенку сложно одному противостоять внешним негативным факторам, и только забота и внимание родителей помогут ему справиться с любыми проблемами.

Похожие записи

Источник: http://apatii.net/psixicheskie-rasstrojstva/nevroz/shkolnyj

Невроз у школьника: как распознать проблему и помочь ребенку

Школьные неврозы в основном проявляются у детей, обладающих уязвимой нервной системой и психикой. Они представляют собой совокупность психологических проблем, возникающих у школьника при посещении учебного заведения. Крайней степенью такого невроза является отказ ребенка посещать школу и депрессивное состояние с различного рода фобиями.

Определение школьного невроза

Термин «школьный невроз» не единожды упоминается в специальной педагогической литературе. Само понятие возникло в психологии во второй половине прошлого века и описывало состояние, при котором у ребенка возникает множество характерных симптомов, среди них преобладает нежелание посещать школу.

На сегодня не существует научного определения этого психологического состояния, и не всегда ясно, что понимается под школьным неврозом.

Кратко охарактеризовать нервное заболевание можно так: конфликт особенностей личности ребенка и ситуации, сложившейся в учебном заведении.

По существу, школьный невроз – это психологический дискомфорт и перманентный стресс, вызванный негативным отношением к школе. В этом состоянии школьник испытывает тревогу, отвращение, страх, порой возникает стойкая депрессия.

Признаки невроза

Этому состоянию подвержены как дети младшего школьного возраста, так и старшеклассники. Если малышам чаще свойственна дезадаптация, то подростки нередко испытывают трудности с самоутверждением в коллективе, а также экзаменационный стресс.

Симптомы школьного невроза, которые отмечаются дома и в школе:

  • ученик не собран, часто роняет предметы и возится под партой;
  • в классе боится выходить к доске;
  • не в состоянии наладить эмоциональный контакт со сверстниками;
  • ребенок отказывается идти в школу;
  • забывает дома разные школьные принадлежности;
  • трудное задание может вызывать слезы и истерику;
  • скрытен, прячет дневник и тетради от родителей;
  • у него дрожат руки и потеют ладони;
  • присутствуют навязчивые движения (грызет губы, ногти, ручку, теребит волосы, потирает руки, лоб);
  • может возникать тик, непроизвольные гримасы и подергивания;
  • при выполнении домашнего задания лежит на диване, ходит или стоит, а если и сидит за столом, то постоянно отвлекается на посторонние занятия;
  • агрессивен, вымещает злобу на школьных принадлежностях.

Нельзя запускать ситуацию, поскольку это чревато развитием депрессии. Следует обсуждать сложившиеся обстоятельства с ребенком, а при необходимости прибегнуть к помощи детского психолога.

Коррекция состояния

Как и любое другое заболевание, школьный невроз хорошо поддается лечению на начальных этапах. Существуют разные пути коррекции школьных неврозов: обсуждение ситуации с педагогами и классным руководителем, доверительная беседа школьника с родителями, дружественная домашняя атмосфера.

Терапия неврозоподобных состояний у детей проводится следующими специалистами:

  • психолог (помогает установить доверительные отношения в семье, выработать верную тактику воспитания);
  • невролог (проводит обследование и лечение неврологических болезней);
  • психотерапевт (помогает преодолеть навязчивости);
  • специалисты узкого профиля (при необходимости к лечению привлекают врача – эндокринолога, психиатра, кроме того, некоторые виды неврозов можно эффективно лечить при помощи рефлексотерапии, массажа, иглоукалывания).

В большинстве случаев на начальных этапах достаточно простых мер. Если учителя находят подход к детям с подобными проблемами, а родители, в свою очередь, прилагают максимальные усилия, чтобы дети росли более уверенными в себе и своих силах, школа не вызывает у детей отвращение и ужас.

Помощь ребенку

Но как раз психологические проблемы формируются под влиянием социально-бытовых условий, при постоянном воздействии нездорового семейного климата и неправильного воспитания, а внешние обстоятельства становятся тем последним рычагом, запускающим механизм развития патологии. Для того, чтобы улучшить ситуацию, родителям важно проделать определенную работу над собой:

  • Преодолевать негативные черты характера, вредные привычки и стереотипы поведения, которые могут стать примером для подражания.
  • Наладить эмоциональную близость с ребенком.
  • Перестать концентрироваться на своих «взрослых» проблемах и путях их решения. Детские неурядицы имеют такое же значение. Ребенок должен ощущать поддержку и веру родителей в его силы.
  • Перебороть в себе такие негативные стереотипы поведения, как родительская диктатура и излишняя принципиальность.
  • Стараться поддерживать ровные, доброжелательные отношения со всеми членами семьи.

Только при положительных изменениях в поведении родителей можно добиться улучшения в состоянии ребенка, преодолеть тревожность и фобии.

Читайте также:  Программированное обучение

Профилактические мероприятия

Для таких детей важна профилактика неврозов, которая позволит свести к минимуму возможность развития патологии. Существуют правила, которые помогут поддержать психическое здоровье ребенка:

  1. Необходимо придерживаться режима дня, который помогает детям с нестабильной психикой стабилизировать работу нервной системы.
  2. Оптимально распределять учебную нагрузку, не допуская переутомления.
  3. Чередовать физические упражнения с умственной деятельностью.
  4. Наладить благоприятный семейный микроклимат.
  5. При конфликтных ситуациях в детском коллективе привлекать в разрешение проблемы педагогов и детского психолога.
  6. Проводить с ребенком сеансы релаксации, йоги или дыхательной гимнастики. Детей старше 12 лет можно обучить медитации.

Школьный невроз проще не допустить, чем бороться с ним. В тяжелых и запущенных случаях следует без промедления привлекать соответствующих специалистов, а также строго соблюдать все назначенные лечебные мероприятия.

Источник: https://depressia911.ru/nevroz/shkolnyj-nevroz.html

Школьный невроз: причины, симптомы и лечение

«Невроз как психофизиологическое состояние,- писал И. Г. Шульц, немецкий психиатр и психотерапевт,- являет собой комплекс беспорядочных мускульных напряжений, которыми человек вольно или невольно отвечает на раздражение внешней среды».

И не в мышцах кроются причины беспорядочных мускульных напряжений, создающих напряженность, а в подсознании, как оборонительный рефлекс (защитить глаза и голову). Когда дети идут в школу, спектр раздражений этой самой среды значительно расширяется. Вот почему среди детских невропатических патологий школьный невроз занимает отдельную нишу.

Неврозы школьников могут быть как продолжением детских нервных расстройств, вызванных рядом наследственных и социальных причин, таких как тяжелое течение беременности матери и сложные роды, неврологические заболевания кровных родственников. Огромную роль, провоцирующую заболевание, играет неблагополучная атмосфера в семье. Неверное понимание родителями тактики воспитания (излишняя строгость, жестокость или чрезмерное потакание всем прихотям ребенка).

Симптомы

Если с наступлением учебного периода ребенок стал плохо спать, практически потерял аппетит (его довольно часто тошнит, иногда возникает рвота, при этом не связанная с пищевым отравлением), у него наблюдаются спазмические боли, сводит судорогой конечности, случается ночное, а иногда дневное непроизвольное мочеиспускание — энурез), то родители обязательно должны обратить на это пристальное внимание, как на признаки невротического характера.

  • Подавленное, угнетенное настроение или наоборот, повышенная эмоциональность и возбудимость;
  • Раздражительность, порой перерастающая в агрессию;
  • Плаксивость, повышенная уязвимость;
  • Резкая смена настроения;
  • Истерические припадки, с падением на пол, бурными криками и рыданиями,- явные психические признаки проявлений невроза.

А подергивание глазами, потряхивание головой, гримасы, заикание, частое шмыганье носом, привычка грызть ногти и т.п.,-  его соматические симптомы. Эти проявления тесно связаны с личностными особенностями больного, а также типа психотравмирующей ситуации. Истеричность, тревожная мнительность вызывают истерию, неврастению и невроз навязчивых состояний.

Причины

Участившиеся неврозы школьников, прежде всего, прямо пропорциональны изменениям в общеобразовательной системе. Очень усложнилась обучающая программа.

А, значит, возникла потребность в дополнительных занятиях и репетиторах. Помимо этого, ребята посещают всевозможные кружки, спортивные секции.

Школьникам не всегда под силу справится с серьезной умственной, эмоциональной и физической нагрузкой.

Не будем забывать и о межличностных отношениях в школе между сверстниками и педагогами. А также отношениями в семье. Для примера, давайте рассмотрим вариант психотравмирующей ситуации. Ребенок старается хорошо учиться, слушаться преподавателей.

Он получает отличные оценки, его ставят в пример. Что не может не сказаться на отношении к нему менее успевающих одноклассников. «Зубрилка», «шестерка»,- самые мягкие из прозвищ, которыми его награждают. Нередки физические унижения и издевательства.

Если школьник не начнет подстраиваться под сверстников, дальше – хуже. Он станет бояться ходить в школу и на прогулки т.п. Заикание (логоневроз), подергивание мелких мимических черт лица, спровоцированное страхом, обидой, злостью, вызовет еще большую бурю насмешек.

А если он захочет стать «своим» среди однокашников, резко снизит успеваемость, станет хамить учителям, его ждут новые испытания, уже со стороны педагогов и родителей.

Боязнь идти домой, не оправдав ожидания, где ждут насмешки, наказания (психологические и физические) за плохие оценки и поведение.

Это только одна из моделей возможного развития ситуации. Их может быть множество. Наличие или отсутствие модной одежды или гаджетов, социальный статус семьи, физические недостатки или совершенства, могут сделать школьника изгоем, «белой вороной» в стае.

Самооценка ребенка, склонного к неврозу, необъективна, занижена. Или наоборот, завышена. Он считает себя «непризнанным гением».

Диагностика

К сожалению, диапазон перечня неврозов у школьников очень велик, что затрудняет диагностику категории психоневрологических расстройств. Только опытный терапевт – невролог может правильно определить тип недуга и назначить психокорректирующее лечение.

А начинать диагностику, прежде всего, необходимо общения с родителями, выяснить обстановку в семье. Затем, изучить обстановку в школе. Взаимоотношения ребенка с учителями и сверстниками. А в беседе с самим больным, определить его болезненные точки, основные раздражители.

По результатам обследования, включающим лабораторные анализы, консультации нескольких специалистов в данной области, назначается лечение, которое соответствует психосоматическому состоянию невротика.

Лечение

При диагнозе «школьный невроз» есть очень хорошая новость, заболевание носит обратимый характер. Вовремя назначенное комплексное лечение — психологическое, медикаментозное и домашними средствами, покажет быструю, положительную динамику смягчения симптомов и полного исцеления.

Следует отметить, что главную роль в излечении играют психические методы, так как невроз, прежде всего,- психогенное заболевание. Врач помогает родителям разобраться во внутрисемейных отношениях, наладить эмоциональную связь со своим чадом. Принять его таким, какой он есть.

Уделять больше внимание, но не переусердствовать в опеке. Поддерживать, но не решать полностью его проблемы. Обратить внимание на принципы воспитания, убрать диктат и жесткость. Ни в коем случае не выяснять отношений с обидчиками ребенка.

Возможно, изменить что то в своем поведении, служить личным примером.

Иногда отлично помогает гипнотерапия. Во время сеанса гипноза, убираются психотравмирующие моменты, дается установка на адекватную реакцию малыша в стрессовых ситуациях, на его позитивное восприятие жизни.

В медикаментозном лечении применяются витамины, антидепрессанты. В сложных случаях, только по предписанию врача, назначаются транквилизаторы.

Прием успокаивающих отваров из лекарственных трав

В домашних условиях, проконсультировавшись с доктором, рекомендуется давать больному настои и отвары успокоительных лекарственных растений. К ним относятся корни валерианы, пустырника, пиона уклоняющегося. В аптеках продаются специальные травяные лекарственные сборы, нормализующие эмоциональное состояние ребенка.

Установить ребенку режим дня

Строгий режим дня поможет привести нервную систему школьника в порядок. Необходимо, чтобы его отход ко сну приходился на одно и то же время. Не допускайте позднего выполнения домашнего задания, просмотра телевизора, компьютерных игр. После школы, особенно в первые годы обучения, желателен дневной отдых. Обеспечьте сбалансированный, полноценный и своевременный прием пищи.

Смена рода деятельности

Для того чтобы стабилизировать нервную систему школьника, следите за временем, которое он проводит за уроками, чтением книг, компьютером.

Разбавляйте занятия прогулками на свежем воздухе в любую погоду. Играйте, по возможности, вместе с ним в разные, особенно подвижные игры.

Наполните жизнь ребенка впечатлениями от совместных поездок в театр, цирк. В хорошую погоду всей семьей выбирайтесь на природу.

Релаксация

Разгрузке нервной системы школьника очень помогают теплые ванны с добавлением успокоительных эфирных масел. Массажи, лечебная гимнастика, плавание.

Отмечено, что общение с животными оказывает целительный эффект на психику ребенка. Заведите домашнего питомца. Хотя бы небольшой аквариум с рыбками. Наблюдение за их жизнью очень расслабляет, успокаивает. А если нет возможности, ходите в зоопарк. В современных зверинцах детям дают возможность погладить некоторых животных. Катание на лошадях, общение с дельфинами в бассейне творит чудеса.

Профилактические мероприятия

Чтобы не допустить развитие невроза у школьников, семье и учителям важно уделять внимание профилактике заболевания.

Любящие, внимательные родители, замечайте даже незначительные перемены в состоянии ребенка! Не относитесь к нему пренебрежительно, слишком строго.

Ведь растущему человечку очень сложно справляться со стрессами, связанными со сменой привычной обстановки, круга общения, распорядка дня, ответственностью и возросшими психическими и физическими нагрузками. Приглашайте к себе домой и на прогулки друзей ребенка.

Педагоги должны учитывать индивидуальные особенности личности каждого учащегося, и на основании этого корректировать обучающую программу. От педагога зависит и микроклимат в классе, и отношения между детьми.

Учитель с «Большой буквы», обязательно выделит самые сильные стороны каждого ребенка, найдет к его душе свой подход.

 Совместные классные мероприятия (походы в лес, кино, театры), командные игры помогают детям подружиться, что дает отличные результаты в процессе учебы и адаптации в школьном коллективе.

Источник: http://1neurologia.ru/nevroz/shkolnyj/

Школьный невроз

Школьный невроз — это неадекватный способ реагирования ребенка на те или иные проблемы в школе.

Проблемы с обучение в школе и отклонения в поведении детей оказались в центре внимания не только педагогов и психологов, но и врачей.

Врачи бьют тревогу, что в наше время  уже практически не рождается здоровых детей, и поэтому у большинства из них наблюдаются те или иные отклонения от нормы в развитии.

На кафедре нервных болезней Нижегородской медицинской академии ученые провели комплексные обследования последствий перинатального поражения нервной системы у детей.

Было установлено, что четверть школьников страдает депрессивными нарушениями, а некоторые уже пришли в школу из садика или дома с неврозам. Диапазон проявлений школьного невроза достаточно велик.

Можно рассмотреть основные три группы учащихся начальных классов.

Первая группа — это дети с явными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, ходят по классу во время занятий, грубят учителю, неуправляемы, проявляют агрессивность по отношению не только к учителю, но и к одноклассникам. Как правило, учатся плохо, самооценка завышена.

Вторая группа — это относительно успевающие ученики, которые удовлетворительно ведут себя на уроках, но в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг начинают резко меняться буквально на глазах. У них появляется депрессия, апатия.

Родители и учителя отмечают резкие изменения настроения у ребенка, как будто его подменили.

Ребенок теряет контакт с действительностью, интерес к окружающему, погружается в собственные переживания, иногда частично отказывается разговаривать со взрослыми.

А у третьих, при внешнем кажущемся благополучии (хорошая успеваемость, удовлетворительное поведение) наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: они боятся отвечать у доски, говорят тихо, при устных ответах с места заметен тремор (дрожание) рук. Эти дети плаксивы, неуверенны, всегда находятся в стороне. Они очень ранимы, у них наблюдаются беспричинные длительные навязчивые переживания. Боятся быть не готовыми у уроку, боятся строгого учителя. Иногда такие дети даже вовсе отказывается ходить в школу.

По последним рекомендациям ученых врачей-невропатологов дети даже с незначительными поражениями центральной нервной системы должны с трехлетнего возраста постоянно наблюдаться у специалистов и проходить интенсивную коррекционную терапию.

Детские страхи — какие они?

Подверженные страхам дети не склонны к внешнему открытому выражению чувств и переживаний — они все держат в себе, и только близкие — да и то не всегда — могут догадаться о том, что происходит в душе ребенка.

Банальная ситуация: дети играют на детской площадке, а ваш малыш стоит в стороне. Вы видите, что он готов подойти к ребятам, и пытаетесь ему помочь в этом.

Но непонятная внутренняя сила не пускает его к детям, и все ваши уговоры не имеют успеха. Или, другой пример: ребенок не хочет засыпать один, просит посидеть рядом, подержать за руку или включить свет, приоткрыть дверь в его спальню.

До поры до времени вас это не настораживает, вы полагаете, что все пройдет само собой.

Причин такого поведения может быть множество, но одной из основных являются страхи.

Страхи бывают кратковременными, т.е. это защитная реакция организма, вызванная реальной ситуацией. Хронические страхи часто связаны с воображаемыми событиями или явлениями, и они уже связаны с особенностями личности.

Читайте также:  Роль воспитания в развитии личности

Внутренний хронический страх — это постоянная неуверенность, сомнения, сковывающие мышление, которое становиться хаотичным или, наоборот, заторможенным, снижается умственная реакция, падает работоспособность.

Как раковая опухоль, страх постепенно разрастается и заполняет все клеточки маленького человека, вытесняя уверенность, сея сомнения.

По мере возрастания, хронический страх начинает влиять на формирование психики ребенка.

К концу старшего дошкольного возраста дети перестают реагировать на излишние требования родителей, отгораживаются от них стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний. Другие дети устраивают истерики по поводу недостаточного внимания к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными.

Поначалу родители считают, что детские страхи временны, и что как только ребенок подрастет, он станет более контактным, решительным.

Но вот подходит время идти в школу и через несколько месяцев аш ребенок под разными предлогами старается не посещать занятия — вплоть до того, что у него поднимается температура.

Он боится не ответить выученного задания, боится строгого учителя, или у него не сложились отношения со сверстниками. Его контрастное поведение ставит вас в тупик. В школе он тихий, нерешительный, как говорится, рта не раскроет, а дома, наоборот, активен.

Наличие устойчивого страха говорит о неспособности справится со своими чувствами, неумения контролировать их. Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижает жизненный тонус, ведет к возрастанию пассивности и пессимизма.

Родители, которые в свое время не избавились от страхов, передают свои волнения и тревоги своему ребенку. Если мама боялась темноты, собак или ездить в лифте, она старается предостеречь и ребенка, а на самом деле — передает ему все, испытанное ею в детстве.

Без веры в себя, в свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои интересы, у него развивается пораженческая психология.

Иногда в душевных переживаниях ребенка сложно разобраться. Если какие-то моменты в его поведении вас настораживают, вы можете получить профессиональный совет нейропсихолога, который занимается психокоррекцией детей, используя уникальный эффективный метод диагностики и психологической коррекции личности ребенка в целях развития ее лучших качеств. 

Записывайтесь на прием к психологу Елене Васильевне Разумовой по телефонам центра: 8 (495) 911-36-62, 8 (495) 632-70-89.

Источник: http://www.vekzdorovia.ru/lechenie/drugie_zabolevaniya/shkolnyj_nevroz/

Невроз у школьников

Вопреки распространенному мнению, закаливание не требует низкой температуры. Оно требует температурного контраста. Холод ведет к сужению сосудов, тепло вызывает их расширение. И главное в закаливании — тренировка сосудов.

За последнее время учебная программа в школе усложнилась в разы. Помимо школьных уроков дети посещают дополнительные занятия, занимаются с репетитором, учатся в музыкальных школах, ходят в спортивные секции. Ребенок не всегда может справиться с непомерной умственной, физической и эмоциональной нагрузкой.

Невроз у детей школьного возраста может возникнуть по нескольким причинам:

  • Физиологические причины — тяжелая беременность матери, осложнение в родах, родовые травмы, болезни в детском возрасте, общее состояние здоровья;
  • Психологические причины – стресс, конфликты со сверстниками, напряженные отношения в семье, слишком строгое воспитание, чрезмерные нагрузки в школе.

Симптомы невроза 

В зависимости от того, какие причины вызвали невроз, симптомы заболевания могут иметь физиологический или психологический характер.

К физиологическим симптомам можно отнести:

  • Нарушение сна (дневная сонливость, бессонница, ночные кошмары);
  • Нарушение аппетита (тошнота, рвотные позывы, булимия, анорексия);
  • Головная боль и головокружение;
  • Спазматические боли;
  • Слабость, повышенная утомляемость;
  • Судороги, тики, мышечные спазмы, нарушение двигательной функции.

Психологические симптомы невроза:

  • Частые перепады настроения;
  • Ранимость, обидчивость, уязвимость;
  • Страхи;
  • Раздражительность и агрессивность;
  • Угнетенность, подавленность;
  • Истерические припадки с криками и рыданиями, падениями на пол или ударами об стену.

Профилактика и лечение невроза у детей школьного возраста 

Обязанность родителей — внимательно наблюдать за ребенком, отмечать изменения в его физическом и эмоциональном состоянии, чтобы вовремя определить симптомы невроза и предупредить заболевание. Профилактика невроза – это соблюдение несложных правил:

  • Постоянный режим дня помогает упорядочить повседневную жизнь и стабилизировать работу нервной системы;
  • Смена деятельности. Если ребенок много времени проводит за книгами и тетрадями, необходимо «разбавить» умственную деятельность прогулками, физкультурой, спортом.
  • Терапия. Помочь ребенку преодолеть страх, тревожность, раздражительность можно с помощью арт-терапии, музыкальной или игровой терапии;
  • Релаксация. Нужно научить ребенка расслабляться и снимать стресс с помощью ванны с эфирными маслами, плавания, дыхательной гимнастики, медитации и йоги, общения с животными (лошадьми, дельфинами, кошками, собаками);
  • Прием успокоительных препаратов. Препарат Тенотен детский  способствует снижению уровня тревожности и избавлению от повышенной возбудимости. Кроме того, он может помочь снять симптомы вегетососудистой дистонии – головную боль, тошноту, слабость, учащенное дыхание и сердцебиение. Препарат Тенотен детский не имеет побочных эффектов и не вызывает привыкания.

Помните! Невроз у детей школьного возраста легче предупредить, чем лечить. Но если состояние ребенка ухудшается, а симптомы невроза усиливаются, нельзя откладывать визит к врачу. Потребуется комплексное лечение при участии таких специалистов, как психолог, терапевт, невролог, психотерапевт, массажист и другие.   

Источник: https://schoolofcare.ru/articles/nevroz-u-shkolnikov/

Школьный невроз

Все взрослые и родители когда-то были школьниками, но не все хранят в своей памяти теплые и светлые чувства о школьных годах. У некоторых, воспоминания об экзаменах, «провалах» на уроке или отношениях с одноклассниками и учителями окрашены в мрачные тона и ассоциируются с чем-то безрадостным и неприятным, а порою и болезненным.

Школьный невроз – это скорее не медицинский термин в узком смысле, а неадекватный способ реагирования ребенка на те, или иные сложности школьной жизни. Он возникает тогда, когда ребенок сталкивается с требованиями, превышающими его способности соответствовать этим требованиям.

Проявления школьных неврозов разнообразны, но, по сути, все они выражают отклоняющееся от нормы, дезадаптивное поведение.

Наиболее частыми проявлениями школьных неврозов являются: беспричинная агрессивность, боязнь ходить в школу, отказ посещать уроки, страх отвечать у доски, отсутствие интереса к учебе, плаксивость, резкая смена настроения.

Как физическая боль сигнализирует о неполадках в теле, так и это поведение сообщает о психологических проблемах ребенка и предупреждает о том, что что-то идет не так и что-то мешает ребенку учиться.

Так, ребенок может испытывать повышенное беспокойство и волнение в учебных ситуациях, в классе, поскольку находится в постоянном ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников, или боится не оправдать ожиданий родителей.

Из рассказа одного третьеклассника: «Я сижу на контрольной работе и переживаю, как напишу контрольную. Хоть бы не на два и не на три. Я испытываю страх. И чувствую, что напишу на плохую оценку. Мама будет ругать, от папы попадет, подружка скажет, что я – неудачница».

    Как показывает опыт, условно можно выделить три группы детей со школьными неврозами.

  • 1. Дети с явными отклонениями в поведении: они вызывающе ведут себя на уроках, ходят по классу, грубят учителю, неуправляемы, проявляют агрессивность не только к одноклассникам, но и к учителям. Как правило, учатся плохо. Склонны переоценивать свои возможности. Часто бывают невнимательными, непоседливыми, чрезмерно активными и подвижными. Любят пофантазировать.
  • 2. Об этих детях учителя говорят, что их как будто подменили. Они вдруг резко меняются на глазах и превращаются из успевающих и примерных учеников в безразличных, вялых и неразговорчивых. Дети отказываются ходить в школу, начинают грубить, огрызаться. Настроение может быть изменчивым или сниженным. Теряют интерес к окружающему, отказываются разговаривать с взрослыми и погружаются в собственные переживания.
  • 3. Третья группа детей внешне кажется благополучной – они хорошо себя ведут, успешны в учебе. Но за этим «мнимым» благополучием скрывается неблагополучие эмоциональное. Они боятся отвечать у доски и волнуются, отвечая с места. Говорят очень тихо, плаксивы, предпочитают оставаться в стороне. Отличаются повышенной чувствительностью, ранимостью. Самооценка, как правило, занижена. В силу застенчивости и повышенной тревожности, не могут проявить в полной мере свои способности. Постоянно испытывают страх.В основе всех трех описанных вариантов  поведения  лежит стремление детей избавиться от психологического дискомфорта и неприятных переживаний.  Но способы, которые они используют —  агрессивность  в первом случае, апатичность  во втором, скованность и зажатость  в третьем  — носят неадекватный характер. Вместо устранения психологического дискомфорта, они, наоборот, усугубляют его. А проблемы  не решаются, продолжая причинять  немало страданий, и возникают новые трудности.

В последнее время у школьников чаще всего встречаются такие проявления школьного невроза, как тошнота и рвота, повышение температуры, головная боль, непрекращающийся кашель или икота, боли в животе, нарушение сердечной деятельности, затруднение дыхания, заикание, нервный тик, энурез, а ещё – аллергия, гастрит,  частые простуды. У детей, страдающих  школьным неврозом,  нарушаются сон и аппетит, появляется физическая слабость. Они сосредоточенно работают в начале урока, но затем утомляются и отвлекаются; резко снижается работоспособность. Обычно жалуются на то, что стала плохой память, хотя объективных расстройств памяти у них не бывает. Чем больше они повторяют учебный материал, тем больше устают и тем меньше запоминают. Особенно легко школьный невроз возникает у детей физически ослабленных, быстро утомляющихся  и мнительных, педантичных, чересчур ответственных и «совестливых», берущих на себя непосильную нагрузку, тревожных, боязливых, застенчивых.

Порой родители  вносят  свой существенный вклад в развитие неврозов.

Первый вопрос, который обычно задаётся ребёнку, пришедшему из школы: «Какие оценки получил?»  Папы и мамы, как правило, редко задумываются о том, как чувствует себя их родное чадо, ожидая каждый день этот вопрос, особенно если получил не бог весть что? Особенно если за честным ответом об очередной неудачи обычно следует либо упрёк, либо критика, либо многозначительные вздохи, а то и  взбучка на повышенных тонах.

Но чем младше ребенок, тем невротические симптомы менее стойки, чем старше, тем более устойчивыми они становятся.

А чем раньше замечены проявления школьного невроза, тем лучше поддается он коррекции и для этого  потребуется не только работа психолога с ребенком, но и консультации с родителями.

Кроме того, целесообразно проконсультироваться и у невропатолога.
С разрешения авторов, в статье использованы рисунки первоклассников одной из санкт-петербургских школ.

Источник: https://psychologistsinspb.ru/school_stress/

Психическое здоровье школьника. Школьный невроз

Психическое здоровье школьников. Школьный невроз.

Термин «психологическое здоровье» был введен ВОЗ в 1979 году. Определение (четкое) отсутствует до сих пор. Но есть термин «здоровье» — состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношениям к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой. О психологическом здоровье детей можно судить по индивидуально-психологическим особенностям (таким, как школьные неврозы, тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.д.) Часто это не учитывается ни учителями, ни врачами (бессонница, язва, колит, мигрень).

Остановимся подробнее на школьных неврозах. Исследования показывают, что около 28% детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи. «Невроз» понимается здесь не как медицинский термин, а скорее как неадекватный способ реагирования на те или иные сложности в школьной жизни.

Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски. Но это встречается редко. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которое выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

В современной школе деятельность учителя и деятельность ученика имеют мало точек соприкосновения, в то время как именно совместная деятельность педагога и учащихся является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний, снижения тревожности. Цели учителя (учитель должен учить) и ученика (ученик должен учиться) изначально расходятся.

Учителя чаще всего негативно относятся к учащимся с активной позицией, их устраивает молчаливый робот, впитывающий информацию. Редко позволяется ученикам высказать свое мнение (особенно если оно не совпадает с позицией учителя). Учитель подавляет учащихся и гасит в них познавательную активность (если это упущено в начальной школе, то в среднем звене это бывает трудно восстановить).

Читайте также:  Применение компьютеров в учебном процессе

Ребенок перестает быть активным, он боится, у него падает настроение, он боится быть отвергнутым учителем и одноклассниками. Появляется нервно-психическое расстройство, причиной которого является нарушение значимых для ребенка отношений в системе «ученик-учитель», а патогенным фактором может быть неправильное поведение педагога (например, кто-нибудь сказал неосторожные слова в адрес ученика).

Есть дети, предрасположенные к школьным неврозам, а есть – нет

Чрезмерное переутомление, перегрузка учащихся также может являться причиной школьных неврозов.

Успешность обучения ребенка зависит от особенностей воспитания в семье, уровня готовности к школе, и, в первую очередь, от уровня речевого развития, так как непонимание или недостаточное понимание многих слов, которые произносят учитель и одноклассники, невозможность выразить словами свою мысль часто могут быть достаточным поводом для тревожности младшего школьника.

Опыт практической работы показывает, что всех детей можно разделить на 3 группы:

1.Дети с явными отклонениями в поведении, агрессивные.

Вызывающе себя ведут на уроках, грубят учителю. Как правило, плохо учатся. Самооценка завышена. Учителя их относят к педагогически запущенным или даже к умственно отсталым.

2.Успевающие школьники, которые хорошо вели себя на уроках, но в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг начинают резко меняться на глазах.

(Учитель: «Его как будто кто-то подменил, был хороший, стал как…»). Ученик становится трудновоспитуемым.

3.Школьники, у которых при внешнем кажущемся благополучии (успеваемость, поведение хорошее) наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: боязнь отвечать у доски, тремор рук, тихий голос, плаксивость. Самооценка снижается.

Они легко ранимы. Для учителя эти дети неинтересны, так как они не мешают вести урок, прилежны и удовлетворительно учатся. У таких детей невербальный интеллект намного выше, чем вербальный, они способны раскрыться в индивидуальной работе.

Это деление условное. И все эти три вида поведения (агрессивность, апатичность и скованность) являются способами психологической защиты. Характер и проявления психологической защиты при школьных неврозах зависят, прежде всего, от типа высшей нервной деятельности, от особенностей воспитания в семье, от самой психотравмирующей ситуации.

Знания об ученике, учет его психологических особенностей помогают грамотно построить педагогическую и коррекционную работу. Наблюдения показывают, что, если вовремя обращать внимание на школьников с первыми признаками невротичной реакции, можно остановить процесс психогенного формирования личности.

Конечно, главная причина школьных неврозов — нарушение в системе семейных отношений. И мы можем помочь семье (в чем-то) преодолеть какие-либо трудности.

Для этого составляем план воспитательной работы, который должен включать раздел: «Работа с родителями» (не проработка их по поводу плохих оценок или плохого поведения, а вовлечение родителей в жизнь детей, организация совместных праздников (например, «Моя мама – повар», «А ну-ка девочки!», «А ну-ка, мальчики!», «Папа, мама, я – дружная семья!»), встреч со специалистами и т.д.).

Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка. Создать такую обстановку в школе могут учителя и психологи.

Видя «старания» школы, изменить обстановку дома смогут и многие родители.

Ведь какой же маме захочется идти на родительское собрание, где ей при всех родителях скажут, что ребёнок жалуется на плохую обстановку дома.

Источник: https://infourok.ru/psihicheskoe-zdorove-shkolnika-shkolniy-nevroz-542947.html

Возможности профилактики школьных неврозов, что под этим понимается

Школа для ребенка — это новая ступень развития, подразумевающая постоянную физическую и умственную активность, общение со сверстниками. Это новая атмосфера, новый образ жизни, что, несомненно, становится сильным стрессом. Профилактика школьных неврозов дает возможность быстрой адаптации школьника, повысить собственную трудоспособность и найти общий язык с одноклассниками.

Оглавление

  • 1 Определение и причины
  • 2 Классификация и симптомы
  • 3 Профилактика

Определение и причины

Школьный невроз — это постоянный устойчивый стресс, страх и фобии, связанные со школой. Исследования показали, что около 30% детей 7 или 8 лет не могут самостоятельно привыкнуть к новой обстановке, установить контакт с педагогами и другими детьми, они нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Главными причинами подобного стресса являются:

  1. Проблемы с учителями — взрослый человек, несмотря на высшее образование, не смог правильно донести до ребенка собственный предмет, не умеет разговаривать с детьми. С другой стороны сам ребенок изначально не знает элементарных правил поведения;
  2. Семейная обстановка — родители требуют от ребенка только положительные оценки, в противном случае серьезно наказывают. У школьника развиваются комплексы и страх идти домой, особенно в случае получения нехорошей отметки. Большое внимание оказывает отсутствие взаимопонимания, любви и заботы по отношению к младшему члену семьи;
  3. Трудности адаптации — нет возможности привыкнуть к четко установленному режиму, нет усидчивости в течение урока или внимательности и сосредоточенности во время учебного процесса.
  4. Трудности общения — некоторые дети не ходят в детский сад, одни в семье. Именно таким тяжело дается разговор с коллективом, они чувствуют себя некомфортно, как не в своей тарелке.
  5. Бытовые условия — здесь важную роль играют социально-экономические факторы: неудовлетворенность материальными условиями, сравнивая их с другими семьями, отсутствие условий для долгого комфортного отдыха, ускоренный темп жизни.

Влияет также и сам характер ребенка, его темперамент и воспитание. К этим параметрам относят чрезмерную ответственность или, наоборот, безразличие к окружающему миру, нестандартный полет мысли, повышенную обеспокоенность. Все это в совокупности негативно сказывается на дальнейшем поведении, мировоззрении и отношении с другими людьми в обществе.

Детей можно разделить на три категории:

  1. Первая группа включает ребят с явными отклонениями в поведении. Они грубят окружающим, в частности учителям, агрессивно себя ведут по отношению к одноклассникам. Обычно плохо учатся, но собственная самооценка чрезмерно завышена;
  2. Вторая группа — это дети, которые поначалу хорошо трудятся, получают положительные оценки, но со временем из-за перегрузок меняются. Они огрызаются, уходят в себя и становятся необщительными. Очень часто это начинается в возрасте 8 лет, когда в первом классе все было замечательно, но потом из-за увеличения объема материала все резко поменялось.
  3. Третья группа — школьники с постоянным внешним благополучием, правильным поведением и хорошей работой на уроках, но внутри рождается страх выйти к доске, что проявляется дрожанием рук и голоса, плаксивостью, замкнутостью, заниженной самооценкой. Они не способны полностью раскрыть собственный талант в коллективной работе, для них необходимы индивидуальные задания.

Классификация и симптомы

Отечественная классификация делит все школьные неврозы на три большие группы: неврастения, неврастения и невроз навязчивых состояний. Мировое сообщество дополнительно выделяет депрессивный невроз.

На первых порах ребенок просто негативно реагирует на всевозможные вопросы, моральные и физические нагрузки. Постепенно начинают раздражать звук, световое излучение, запахи.

В дальнейшем из-за истощения нервной системы появляются вегетативные расстройства: повышенная потливость ладошек рук, увеличение частоты сердечных сокращений, нарушение сна вплоть до бессонницы, головные боли давящего или пульсирующего характера, слабость и недомогание.

Ученик не может сосредоточиться ни во время урока, ни при выполнении домашнего задания, он становится плаксивым, обидчивым и капризным.

Такое состояние обычно заканчивается благоприятно, если вовремя его диагностировать, предоставить школьнику возможность полноценно отдохнуть и набраться сил. При возникновении осложнений требуется дополнительная помощь специалистов и медикаментозная терапия.

Истерия — это совокупность расстройств психики, нервной системы, отражающаяся на речи и поведении человека. Школьный невроз отличается истерическим бесконтрольным припадком — хаотичными движениями тела в сочетании с криками.

Наблюдаются рыдания, продолжительные по времени, судороги рук и ног, тремор верхних конечностей, приступы удушья, повышение показателей артериального давления и учащение сердцебиения. Подобное состояние можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны истерика становится ярким показателем внутренних переживаний, тяжелого состояния здоровья больного ребенка.

С другой стороны она имеет демонстративный характер, то есть человек старается привлечь к себе внимание и заполнить отсутствие требуемой любви и заботы.

Невроз навязчивых состояний — заболевание, подразумевающее большое количество страхов, фобий, навязчивых идей.

У ученика это в основном боязнь выйти к доске, страх не выучить уроки или казаться глупее своих сверстников, опозориться перед всем классом.

Иногда появляются непреодолимые желания сделать наперекор кому-то, нарушить установленные правила, невзирая на воспитание. Обладает затяжным течением.

Депрессивный невроз — психологическое состояние, сопровождающееся расстройствами вегетативной нервной системы (синдром вегетативной дисфункции). В данном случае сильно выраженная плаксивость, постоянно подавленное настроение. Ребенок с трудом встает утром на занятия, ходит в течение всего дня разбитый и уставший. При усугублении невроза появляются мысли о самоубийстве.

Профилактика

Каждый специалист на вопрос: «В чем Вы видите возможности профилактики школьных неврозов?» отвечает практически одно и то же, исходя из собственных наблюдений.

Для того чтобы избежать неврозов у школьников, нужно изначально понять их причину. С этой целью проводятся опросы среди учащихся 4 — 8 классов.

Практически каждый ребенок заменил бы одного или нескольких педагогов, причем многие мнения сходятся на одном и том же учителе, что дает повод задумать о его некомпетентности по отношению к воспитанию детей и налаживанию контакта с ними.

В данном случае профилактика заключается в более тщательной подготовке и подборе педагогов.

Некоторые ученики говорят об отсутствии комфорта внутри класса, так как число девочек больше чем количество мальчиков или наоборот. Конечно же, с возрастом, в классе 8 или 9, внутренний дисбаланс уходит на нет, но психологическая травма уже может быть заработана. То есть школа изначально должна нивелировать подобные моменты, создавая благоприятные условия в коллективе.

Исследования показали, что в некоторых образовательных учреждениях либо отсутствует психолог, либо его работа сведена к минимуму, что в корне неправильно.

Психолог обязан проводить тесты или занятия в игровой форме среди детей 7, 8 и 9 лет, чтобы лучше узнать детей, заметить некоторые проблемы с адаптацией у некоторых школьников, поговорить с их родителями.

Все перечисленное поможет избежать развитие неврозов еще на самой начальной стадии.

Наиболее тяжелым аспектом профилактики является работа с родителями тех или иных учеников. Очень тяжело донести до взрослого человека с собственными представлениями о воспитании ребенка, что с его мальчиком или девочкой что-то не так, так как они привыкли видеть своё дитя самым лучшим во всем.

Особенно сложно ему доказать, что нарушение психики и нервной системы происходит в условиях дома, в семье.

Поэтому школа должна проводить родительские собрания и индивидуальные беседы с преподавателями и директором не только в рамках образовательного процесса, но и приглашать психолога, способного разъяснить некоторые аспекты, аргументировано объяснить свои опасения насчет поведения определенных детей, дать рекомендации, включающие советы по дальнейшим действиям со стороны родителей.

Для наибольшего эффекта необходимо скорректировать время, отведенное на уроки и отдых, как в образовательном учреждении, так и дома.

Очень редко можно встретить оборудованные спортивные площадки рядом со школой, на которых бы проводились занятия физкультурой, хотя практически всем известно, что смена деятельности и свежий воздух отлично снимает стресс и разгружает головной мозг от умственного перенапряжения.

Стоит сказать о неправильной тактике родителей, заключающейся в выполнении домашних заданий сразу же после учебы. Ребенок должен отдохнуть и отвлечься хотя бы на два часа.

Источник: http://NashiNervy.ru/tsentralnaya-nervnaya-sistema/chto-delat-dlya-profilaktiki-shkolnyh-nevrozov.html

Ссылка на основную публикацию