Страхи ребенка

Детские страхи

Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.

У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых людей (чаще всего родителей), или  самовнушения. Появление такой проблемы у ребёнка – повод задуматься родителям.

Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов.

Причины детских страхов

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

— перенесённая  ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например); — излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;- сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;- частые запреты;- разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);- конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;- разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;

— осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной), чтоб добиться послушания.

Это так называемые возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей.

Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.

Существуют также косвенные причины (предпосылки), которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи, вызывает у ребёнка беспокойство. Плохо действует на ребёнка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей.

  Возраст родителей также оказывает своё влияние – чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства.

Влияет на появление страхов у детей и перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в её семье в период вынашивания ребёнка.

Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.

Страхи у детей разных возрастов

У детей первого года жизни наиболее типичнее страхи связаны с отдалением ребёнка от  матери. Ребёнок также может бояться чужих людей и новой обстановки.
До трёхлетнего возраста дети чаще всего боятся темноты.  Нередко возникает страх остаться одному и ночные страхи.

После трёх лет боязнь темноты всё ещё сохраняется, но и возникают новые переживания – теперь ребенок боится оказаться в замкнутом пространстве, боится сказочных героев и одиночества (в понимании «быть никем»).

Когда ребёнку исполняется 5 лет, он начинает бояться пожара, глубины, страшных снов, смерти, животных. Может возникнуть страх потери родителей, и в то  же время боязнь быть ими наказанным. Нередко ребёнок испытывает страх перед опозданием и перед заражением какой-то болезнью.

С семи лет, когда начинаются школьные годы, могут приходить различные страхи, связанные с учёбой – боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку,  не оправдать ожидания взрослых.

С 10 -11 и до 16 лет ребёнок испытывает страх перед изменением свое внешности и различные страхи межличностного происхождения.

Имеет смысл остановиться на основных видах страхов у детей.

Стах одиночества

Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного.

В таком случае нужно убедить  малыша, что дом – безопасное место, и хотя вам и приходится  уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда  следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени.

  Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.

Боязнь темноты

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сам взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом «У-У-У!» или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения.

Иногда избавиться от этого помогает своеобразное «закаливание» темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в тёмной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может).

Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастёт.

Страх смерти

Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа: «если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть».  Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10 лет.

Однако периодически упоминайте при нём об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где – в разговорах, в сердцах людей, но он не исчезает окончательно.

Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту.

Как избавиться от страхов

Нужно сказать, что если ребёнок правильно развивается и здоров, то к 16 годам всяческого рода страхи у него должны исчезнуть. Однако, заблуждением является мнение, что ребёнок вообще никогда не должен испытывать тревожные чувства.

С увеличивающейся познавательной деятельностью растущего организма, избежать их появления  просто невозможно, а может быть и не нужно.

Но всё хорошо в меру, поэтому, если  страхи мешают ребёнку жить качественно и счастливо, с ними нужно бороться.

Что делать, если страхи у вашего ребёнка возникают очень часто и расшатывают его и без того слабую нервную систему.

Прежде всего, запомните то, чего нельзя делать ни в коем случае:

1. Наказывать ребёнка за его страхи.2. Насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости.3. Не пытаться насильно поместить малыша в этот страх (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится).4. Не позволять бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать книги или журналы со страшными сюжетами. 

Чем родители могут помочь ребёнку:

1. Внимательно выслушать и понять чувства малыша, т.к. для любой страх представляется реальной опасностью его жизни. При этом ребёнок выплеснет свои эмоции, ослабит их, и вы составите полное представление о причинах и картине его переживаний.

Однако нельзя открыто настаивать на том, чтобы ребёнок рассказал причину  своих страхов, так как проблема обострится ещё больше и закрепится. Говорить с ним напрямую можно в том случае, если он сам проявляет инициативу. В противном случае, нужно осторожно наблюдать и задавать наводящие вопросы.  2.

Заверить в том, что вы его очень любите, и если возникнет такая необходимость, то обязательно защитите. 3. Найти  ребёнку дополнительных защитников в лице игрушечных фигурок, фонарика, одеяла.4. Развеять фантазии малыша реальностью, найдя простые объяснения страшным, по его мнению, предметам и явлениям.5.

Рассказать, что если придерживаться определённых правил, то всё будет хорошо.6. Вместе читать истории и смотреть мультфильмы, в которых вначале страшные монстры, а в конце они оказываются всего лишь фантазией (например, мультик про крошку енота, который боялся собственного отражения в реке).

7. Показать ребёнку, как можно «изливать» страхи на бумаге и провести «ритуал» их  уничтожения.

…Если у вас не получается справиться со страхами у ребёнка, не затягивайте, обращайтесь к психотерапевту.  Страхи дошкольного возраста, которые не уходят после 10 лет, служат предрасполагающим фактором к развитию тяжёлых неврозов, а также наркомании и алкоголизма в будущем.

Признаки патологических (невротических страхов):

— Появление необычайно сильного страха,  несоответствие выраженности страха силе вызвавшей его ситуации.- Несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению.- Затяжное течение страха, приводящее к выраженному  нарушению общего состояния (сна, аппетита).

— Характерное поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх.

Профилактика страхов у детей

Запомните, период беременности – это самое неподходящее время для выяснения отношений. Нежелательно в этот период сдавать экзамены, защищать диссертации дипломные работы. Выберите в воспитании ребёнка золотую середину, не превозносите, но и не угнетайте его.

  Способствуйте тому, чтобы ребёнок больше гулял, бегал, что-то мастерил, чаще приглашайте в дом его друзей. Не пугайте слишком часто «бабаем», чужим дядькой, милиционером, волками. Выделяйте больше времени для совместного творчества (лепки, рисования, вырезания и склеивания). Играйте всей семьёй.

Любите своего ребёнка таким, какой он есть. В общем, будьте ему добрым другом и хорошим наставником.

Врач педиатр Сытник С.В.

Источник: https://7gy.ru/rebenok/vospitanie/660-detskie-strahi.html

Страхи у детей. Что делать, когда ваш ребенок боится

В этой статье я дам вам базовые рекомендации, что делать, когда ваш ребенок чего-то боится.

Их можно применять по отношению к большинству тех детских страхов, которые перечислены ниже. (Про страх смерти напишу отдельную статью).

Из многочисленных комментариев моих подписчиков в Инстаграм и других соц. сетях я собрала большой список того, чего боятся дети.

 

Чего же боятся дети?

Дети боятся: пылесоса, газонокосилки, качелей, машины, велосипеда, аттракционов, лифта, высоты, темноты, воды, смерти, врачей, стоматологов, прививок, брать кровь, других детей, оставаться дома одному, спать одному в комнате или с закрытыми дверьми, мыть голову, собак, коров, акул, крокодилов, динозавров, птиц, аниматоров, клоунов, монстров, привидений, роботов, чёрные тени, насекомых (пауков, пчёл, жуков, муравьёв), грома, моря, воды, ветра, громких звуков, своей смерти или смерти близких.

Этот список можно продолжать еще очень долго.   

А вы боялись чего-нибудь в детстве?

Я лично ужасно боялась персонажа «Женщина-Чума» из советского фильма «Сказка странствий» с Андреем Мироновым в главной роли.

Фильм сам по себе замечательный, с прекрасной музыкой, сценарием и актёрской игрой.

Но не для ребёнка 7 лет!

Я мучилась примерно 2 года после этого фильма. Боялась оставаться одна дома, боялась темноты, спать одна, спать с закрытыми дверями…
Приходила после школы домой, открывала дверь своим ключом, громко включала проигрыватель, чтобы слушать пластинки и бодрилась.

Но страшно было ужасно, что вот-вот из-за дивана как ВЫЛЕЗЕТ эта тётка с лохматыми волосами и схватит меня!

Мой детский страх был такой сильный, что иногда я выходила из квартиры и, со слезами на глазах просилась посидеть у соседей ((((

В общем, что такое детский страх я знаю не понаслышке.

И теперь с большим удовольствием помогаю детям справляться с различными страхами, а также обучаю родителей, как помочь в этом своим детям.

Как помогать детям справляться со страхами?

Для ребёнка его страхи – это его реальность и всё по-настоящему. Поэтому логические доводы родителей, типа таких: «Это не страшно», «Такого не бывает», «Это всё твои фантазии» – не помогают ребенку!

Говорите с ребенком про страхи

Говорите с ребёнком про его страхи, расспрашивайте, задавайте вопросы. Пусть ребенок говорит о том, чего он боится, «выпускает» наружу то, что его пугает. Не переубеждайте, а внимательно слушайте.

Уточняйте у ребенка: «И что будет потом?», «И как это происходит», «А откуда они берутся?», «А какие они бывают?», «А где они живут?», «А чего они сами боятся?».

Читайте также:  Делать ли уроки вместе с ребенком?

Нарисуйте то, чего боится ребенок

Пусть ребёнок нарисует то, чего он боится. Символически это означает, что он приобретает над этим контроль. А потом рисунок со страхом можно: зачирикать, порвать (клочки бумаги спустить в унитаз), изрезать ножницами, дорисовать к нему что-то смешное и сделать рисунок комичным.

Можно нарисовать сверху решетку и посадить страх в клетку!

Поиграйте с ребёнком в то, чего он боится

Пусть в ролевой игре он сам побудет своим собственным страхом – станет клоуном, стоматологом, коровой, птицей, муравьём. Пусть ребенок бегает за вами, пугает вас, мычит или гавкает на вас, «берёт у вас кровь» и прыгает на вас из-за угла.

А вы подыгрываете, сначала боитесь, а потом пытаетесь подружиться с ним, найти общий язык и т.д. Потом поменяйтесь местами и дайте ребёнку «победить» вас (свой страх) любыми доступными ему игровыми средствами или подружиться с вами.  

 

Сочиняйте ребенку истории, в которых главные герои различными способами преодолевают страх или начинают с этим страхом дружить (с одиноким монстром) или начинают с удовольствием делать то, чего боялись.

Объясняйте ребенку то, чего он боится

Объясняйте ребёнку суть явлений, которых он боится. Рассказывайте, как работают приборы, как переодеваются и красятся клоуны, как работают стоматологи и т.д
 

Сделайте «защитный» талисман

Придумайте и создайте вместе с ребёнком талисман, который будет его охранять, оберегать и защищать от страха. Это может быть рисунок (ангела, солнышка, доброй феи, мамы, богатыря и т.д.) либо какой-то предмет. Талисман можно повесить в любое место в комнате, носить с собой и брать в кровать.

У детей магическое мышление. Они верят в сказки, верят в добро и зло, верят в чудеса, в добрых и злых героев, поэтому этот способ хорошо «работает».  

Расскажите ребенку про страх с неожиданной стороны

Расскажите ребёнку про персонажа, которого он боится, с неожиданной стороны – покажите его беспомощным, бедным, одиноким, грустным, обиженным, стеснительным, заботливым, добрым – с целью вызвать у ребёнка сочувствие или симпатию.

Примеры:
«У жучка есть маленькие детки, он ищет им еду, они его ждут дома, скучают, он очень заботливый».

«Привидение очень грустит, что его все боятся и никто не хочет с ним дружить, ему одиноко, оно мечтает, чтобы его перестали бояться и чтобы у него появился друг».

«Маленький пылесосик хотел красиво петь, а вместо этого у него получается только громко гудеть. Сколько он не старается, а петь не получается. Но он продолжает учиться».

Придумайте шутки про страх ребенка

Прекрасно помогают весёлые, глупые и даже неприличные шутки про сказочных персонажей, которых боится ребёнок.

«Монстр однажды сам от страха обкакался».
«Когда Бабы Яга чихает, у неё из носа летят смешные сопли и козявки».
«Если роботу сказать «Бу», он от страха громко пукает» и т.д.

Вы не представляете, как звонко и от души смеются дети, когда придумываешь про их страхи такую ерунду. И насколько им становится легче! Потому что то, над чем смеёшься, уже не так страшно.

Продолжение следует…    

P.S. Дорогой читатель, каждая такая статья – это квинтэссенция моего 18-летнего практического опыта детским и семейным психологом. Поэтому мне всегда приятно, когда вы откликаетесь на мои статьи, пишите своё мнение, комментируете, задаёте свои вопросы.

Напишите ниже в комментариях, была ли полезна вам это статья? Применяли ли вы ранее какие-то из перечисленных рекомендаций? Попробуете что-то из предложенного со своим ребёнком? Напишите, что у вас получилось.

Когда я вижу отклик – появляется мотивация писать больше. А если у вас нет времени на комментарии, просто напишите ниже «+» и я буду знать, что вы прочитали эту статью и получили пользу. 

Жду вашу обратную связь!    

Источник: http://ipsyholog.ru/strahi-u-detey-chto-delat-kogda-vash-rebenok-boitsya/

Страхи у детей — причины возникновения, виды, лечение детских страхов

Реакция страха – естественный физиологический механизм, сформировавшийся еще на заре развития цивилизации. Молниеносно возникающая эмоция страха помогала нашим далеким предкам выжить в сложнейших условиях первобытного мира.

Эта универсальная защитная реакция позволяла быстро оценить ситуацию и принять решение «бежать или бороться».

В настоящие дни этот генетически заложенный механизм помогает организму мгновенно перестроиться с долговременной размеренной и ритмичной работы на кратковременное интенсивное функционирование в экстремальных условиях.

В научной среде принято классифицировать все виды страхов на два уровня:

  • обычный (естественный);
  • патологический (фобический).

Естественная реакция носит кратковременный обратимый характер и не требует лечения. Нормальный уровень страха не затрагивает внутренний мир личности, не вызывает изменения характера человека, не влияет на модель поведения, не ухудшает качество социальных взаимоотношений.

▸ Лечение фобий у детей и подростков. Детский гипноз. ◂

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Патологическая боязнь выражается в ярких драматических формах: субъект ощущает ужас, эмоциональный шок. Для фобического страха характерно затяжное, назойливое течения.

Аномальная реакция возникает непроизвольно, при полном отсутствии возможности сознательно управлять своими переживаниями.

Эти патологические проявления отрицательно действуют на характер индивидуума, ухудшают межличностные отношения, не позволяют устанавливать полноценные контакты в социальной среде.

Появление возрастных реакций страха у детей связано с развитием центральной нервной системы. Совершенствование высшей нервной деятельности знаменуется возникновением этой базовой эмоции по разнообразным поводам. При этом существуют определенные закономерности формирования детских переживаний.

Малыш появляется на свет уже наделенным врожденными рефлекторными реакциями. Младенец вздрагивает и проявляет беспокойство, слыша резкие громкие непривычные звуки.

Он жмурится и отворачивает голову при внезапных вспышках яркого света. Он пугается и плачет, если к нему резко приблизился взрослый человек, особенно незнакомый.

Такие рефлекторные акты и выступают первыми проявлениями генетически запрограммированной реакции страха.

Первые проявления настоящего возрастного страха можно заметить уже у шестимесячного малыша.

Чаще всего эта неосознанная реакция проявляется, когда кроха не наблюдает рядом с собой мамы, олицетворяющей для него надежную защиту и эмоциональное благополучие. Уже в полугодовалом возрасте ребенок обладает возможностью сопереживать.

Он чутко реагирует на изменения настроения и переживания его матери. Испуг, волнение, страх, возникающий у родительницы, вызывают такие же эмоции у карапуза.

В норме возрастные детские страхи обычно проходят в течение одного месяца с момента их возникновения. У некоторых малышей и подростков эти специфические реакции закрепляются, трансформируясь в навязчивые фобические переживания, требующие незамедлительного лечения.

Согласно статистическим данным у дошкольников и школьников высокий (патологический) уровень тревоги присутствует почти у 50% представителей этой возрастной группы. Чаще всего патологические реакции возникают у малыша, являющегося единственным ребенком в семьи.

Дети, имеющие старших братьев и сестер, более застрахованы от развития фобий. Реакции патологической тревоги чаще встречаются у девочек. Мальчики менее склонные к тревожным переживаниям.

Негативные ощущения чаще всего наблюдаются у малышей, возраст родителей которых старше сорока лет.

При своевременном проведении психологической коррекции, использовании методов психотерапии и гипноза в подавляющем большинстве случаев удается полностью нейтрализовать аномальные переживания.

Однако при отсутствии квалифицированной врачебной помощи реакция фобической тревоги становится частью разрушительной «программы», записанной на подсознательном уровне. В такой ситуации по мере взросления человека детские страхи не исчезают.

Наоборот, эти нефункциональные переживания приобретают гигантские масштабы, принимая форму фобического тревожного расстройства.

Причины возникновения страхов у детей

Причины, предрасполагающие и провоцирующие факторы патологических страхов детей – многочисленные и разнообразные.

Фундаментом для возникновения фобий может быть неблагоприятная наследственность, подразумевающая наличие в семейном анамнезе случаев фобических тревожных расстройств или иных психотических отклонений.

Почвой для формирования нездоровых реакций психики может быть и врожденные особенности нервной системы – ее слабость и быстрое истощение.

Однако исследователи утверждают, что ведущими причинами патологических страхов у детей выступают неблагоприятные условия взросления и неправильная стратегия родительского воспитания.

Ведущей причиной навязчивой боязни у малышей является демонстрация родителями недовольства, гнева, презрения.

Ребенок, в адрес которого поступают угрозы от взрослых, имеет большие шансы обрести проблемы в психическом статусе.

Конфликтная обстановка в семье, разногласия и ссоры между родителями ухудшают психическое здоровье крохи, который часто возлагает на себя вину за происходящее. Причиной назойливой тревоги часто являются неконструктивные установки, внушаемые близкими людьми, суть которых сводится к тому, что окружающий мир небезопасен и несет угрозу жизни.

Распространенной причиной появления неестественных страхов в детском возрасте выступает регулярное соприкосновение малыша с придуманным миром монстров и чудовищ.

Отрицательные страшные персонажи, заполонившие информационное пространство и ставшие героями игр, воспринимаются крохой как реально существующие объекты.

Не отделяя реальность от вымышленного мира, ребенок начинает бояться сказочных персонажей и мультяшных героев.

Нередко причиной зарождения патологической боязни выступает конкретное событие в жизни человека.

Ситуация, когда малыш чувствовал панический ужас от соприкосновения с каким-то экстремальным фактором, и при этом не получил своевременную поддержку от взрослых, способствует формированию извращенных подсознательных реакций на опасность, в числе которых – аномальная тревога, связанная с предвкушением повторения какого-то случая из прошлого.

О гипнотерапии. Что такое регрессивный гипноз и гипнотерапия? Отзыв о лечении страха темноты

Гипноз: отзыв о лечении страха ездить в метро & псориаз & социофобия

Гипноз: отзыв о лечении гипнозом тахофобии (страх скорости).

Гипноз : отзыв о лечении социофобии и акрофобии (страха высоты).

Виды страхов у детей

Сегодня используются различные варианты классификации патологических страхов. Наиболее распространенным способом подразделения является систематизация данных переживаний в три группы:

  • природные (биологические) – первые страхи, основанные на инстинкте самосохранения и непосредственно связанные с угрозой для жизни;
  • социальные – боязнь и опасения, вызванные ситуациями взаимодействия в обществе;
  • экзистенциальные – тревога, являющаяся результатом размышлений ребенка над вопросами о проблемах жизни и смерти.

Для каждого этапа детского возраста характерны свои доминирующие опасения и тревоги. Первые страхи, свойственные малышам до одного года – естественные биологические реакции, свидетельствующие о нормальном ходе развития психики.

Маленькие карапузы в таком возрасте боятся громких звуков и неожиданных шумов. Они испытывают дискомфорт при появлении незнакомых людей.

Объектами их беспокойства могут быть представительницы женского пола, которые внешне не похожи на маму.

Ребят от одного года до трех лет страшит возможная разлука с родителями. Нередко у них возникает страх перед засыпанием и боязнь кошмарных сновидений. Пугающими объектами представляются герои мультфильмов и сказочные персонажи.

Помимо страшилок, боязнь мультипликационных героев может вызвать чрезмерная строгость и требовательность родителей. У детворы в этом возрасте часто наблюдается боязнь смены обстановки. К двум годам у малыша переживания принимают более осознанный характер. Имея личный опыт болезненных уколов, карапуз может страшиться врачей и медсестер.

Неудачно проведенные стоматологические процедуры могут дать старт панической боязни дантистов.

Для детей в возрасте от трех до пяти лет свойственен страх темноты. Такие переживания часто появляются после тяжелой болезни или смерти близкого родственника. Распространенная причина боязни неосвещенных помещений – пережитое физическое насилие.

Читайте также:  Авторитет ли вы для своего ребенка

Малыши в этом возрасте боятся находиться в одиночестве. Причиной такого страха чаще всего является сильная привязанность к родителям. Может возникать панический ужас при пребывании в замкнутых пространствах.  Сильное беспокойство вызывает у ребенка недостаток внимания со стороны родителей.

У детей с развитым воображением возникает боязнь высоты.

Для дошкольников в возрасте от пяти до семи лет характерным является страх смерти. Такая боязнь связана с осознанием того, что жизнь закономерно оканчивается смертью.

У обследуемых малышей часто фиксируется иррациональная боязнь животных. Нередко возникают страхи, связанные с чрезвычайными ситуациями, например: боязнь пожаров.

Дошкольников могут одолевать переживания сделать что-то неправильно.

Детей в возрасте от семи до девяти лет чаще всего преследует боязнь встретить неодобрение его действий со стороны родителей. Младшие школьники опасаются стихийных бедствий и военных действий.

Для учеников начальной школы характерные переживания – боязнь опоздать либо не успеть выполнить задание вовремя. Ребята такого возраста боятся высоты, глубины, замкнутых и открытых пространств. Нередко их страшит вероятность заболеть каким-то неизлечимым заболеванием.

Они боятся медицинских манипуляций и испытывают панику при виде крови.

Среди подростков в возрасте от десяти до семнадцати лет преобладают социальные страхи. Тинэйджеры испытывают страх перед поражением. Они боятся общественного осуждения и родительского наказания.

Подростков нередко одолевает неприязнь к изъянам внешности человека: они панически страшатся физических уродств. Их волнует вопрос собственных перспектив, пугает невозможность реализовать собственный потенциал.

Преодоление детских страхов: методы лечения

Возникновение детских страхов – естественное природное явление, информирующее о взрослении малыша и прохождении им определенного этапа развития психики. К тем переживаниям малыша, которые соответствуют его возрасту и не зашкаливают по интенсивности, родителям необходимо относится спокойно, мудро и с пониманием.

Однако взрослым нужно бить в набат, если страх принимает патологическую форму: становится навязчивым и мешает полноценной деятельности малыша. Нельзя трактовать переживания ребенка, как несерьезные, надуманные и смешные тревоги. Родители должны осознать, что существование у малыша или подростка навязчивых страхов является реальной проблемой.

При этом разрешить такую ситуацию путем игнорирования проблемы или же уничтожения тревоги кардинальными методами вряд ли удастся. Необходимо помнить: если ребенок страдает от назойливых страхов, помочь ему может только правильная стратегия поведения родителей и незамедлительное обращение за врачебной помощью.

К детям, имеющим иррациональные страхи, психологи советуют относиться очень внимательно и заботливо.

При общении с малышами необходимо следить за своими высказываниями, избегать запугивания и устрашения. Категорически запрещено наказывать ребят за то, что они демонстрируют свою боязнь.

Наоборот, необходимо создать благоприятную обстановку, чтобы кроха мог откровенно поведать о том, что его пугает.

Следует как можно больше времени проводить с малышом, предлагая ему интересные, захватывающие и развивающие задания. Прекрасный способ преодоления страхов – заняться совместным творчеством.

Родители могут предложить ребенку нарисовать на бумаге пугающий сюжет и разместить рядом с объектом страха отважного «героя», способного победить «злодея».

Взрослые могут подтолкнуть малыша к сочинению историй, финалом которой будет безоговорочная капитуляция угрожающего объекта.

К сожалению, не в силах родителей помочь чаду избавиться от переживаний, если его страхи приняли фобическую форму.

При навязчивых патологических реакциях требуется проведение грамотно подобранной программы психологической коррекции, психотерапевтической работы и психосуггестивной терапии.

Следует учитывать, что в детском возрасте медикаментозное лечение фобических тревожных расстройств путем применения транквилизаторов не проводится. Бензодиазепины обладают выраженными побочными действиями и не используются в лечении фобий у пациентов младше четырнадцати лет.

Для преодоления страхов используют проверенные и безопасные методы психологической коррекции – арт-терапия. Музыкотерапия, воздействие на личность через сказки, танцевальная терапия помогает разрешить множество психологических проблем, характерных для дошкольников и школьников.

Однако данные эстетические методы психотерапевтического воздействия способствуют преодолению рациональных составляющих страха.

Методы арт-терапии не обладают возможностью воздействовать на подсознание человека, в котором сберегается вся информация о факторах, вызывающих автоматические эмоциональные и поведенческие реакции.

На данном этапе развития медицины доступ к глубинным пластам психики личности возможен только путем применения техник гипноза.

Лечение посредством гипноза предусматривает две основных манипуляции: введение клиента в состояние гипнотического транса и выполнение словесного внушения.

Транс, возникающий при гипнозе, напоминает собой естественный статус организма – полудремотное состояние. При гипнотическом трансе временно отключается сознательный контроль и управление психоэмоциональными процессами.

Снятие преград, выстраиваемых сознанием, дает возможность отступить от традиционной интерпретации личного опыта за счет нового «проживания» моментов истории своей жизни.

Возврат в прошлое позволяет выявить события и установки, который явились спусковым механизмом для формирования иррациональных страхов у детей.

После обнаружения этих факторов гипнолог проводит внушение – словесное воздействие, помогающее по-иному интерпретировать психотравмирующую ситуацию и позволяющее преобразовать нефункциональные элементы «жизненного сценария» в конструктивные аспекты.

Преодоление фобических детских страхов посредством психосуггестивного лечения имеет ряд очевидных преимуществ.

Гипноз является полностью безопасным, атравматичным методом, исключающим вероятность возникновения побочных действий и нежелательных эффектов.

Сеансы гипноза проводятся в благоприятной атмосфере, способствующей расслаблению и устранению тревожности маленького пациента.

Лечение фобий у детей путем проведения гипнотических сессий не подразумевает значительных финансовых затрат и не требует много времени. Эффект от лечения гипнозом возникает уже после нескольких сеансов.

Следует указать на явное достоинство психосуггестивного лечения: достигнутый результат – полное преодоление навязчивых детских страхов – сохраняется на длительное время, а в большинстве случаев – пожизненно.

Важный аргумент в пользу выбора техник гипноза для преодоления детских фобий – общее улучшение психоэмоционального состояния маленького клиента. В ходе психосуггестивного лечения малыши или подростки избавляются от вредоносных комплексов. Они обретают уверенность в собственных силах, устраняют нерешительность и чрезмерную застенчивость.

Ребята становятся самостоятельными личностями и перестают бояться высказывать свою точку зрения. После сессий гипноза они обретают мотивацию на развитие своей личности и получают стимул для раскрытия своего потенциала в разных сферах жизни.

Гипноз помогает совершенствовать коммуникативные навыки, благодаря которым дети устанавливают более полноценное взаимодействие с социальным окружением.

Формирование дисфункциональных мыслей и убеждений. Когнитивная гипнотерапия.

Сеанс гипноза и гипнотерапии: лечение фобий и психосоматики через поиск психотравм в гипнозе

❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

Оценка статьи:

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://classicalhypnosis.ru/stati-o-gipnoze/strahi-u-detey.html

Детские страхи — Психологос

Детские страхи — эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться.

Важно: детские страхи — это не только сами эмоциональные реакции, это и стоящие за ними (или рядом с ними) интерпретации происходящего, видение чего-то как определенно страшного, наперед заданное отношение (предубеждение) к тому, что будет квалифицироваться как «страшное». Кроме того, в каждом страхе есть и записанная реакция, алгоритм внутреннего поведения.

Детские страхи разнообразны: дети боятся остаться одни в темноте, дети боятся воды или тараканов — склонность бояться у разных детей развита в разной степени. И кто-то боится одного, кто-то другого, кто-то всего понемножку, кто-то почти ничего, кроме одного Самого Страшного Ужаса!

Страхи детей обычно меняются с возрастом: это нормально, хотя лучше всего, если дети, взрослея, будут от страхов освобождаться в принципе. Страхи оправданы в детстве, взрослые люди в опасной ситуации должны уже руководствоваться не чувствами, а разумом.

Если уйти от излишней детализации, то детских страхов всего три: страх как обращение за помощью, честный страх и манипулятивный страх. Конечно, внутри этого можно различать и множество конкретных страхов: ночные страхи, страх воды, страх темноты и тысячи других страхов. Была бы готовность — страхи налипнут.

Откуда у детей берутся страхи? Бывает, что страхи к детям липнут. Бывает, что дети липнут к своим любимым страхам, придумывая и сочиняя их под свои выгоды, нужды и интересы. Кроме этого, дети страхам научаются: если чего-то принято бояться, и бояться таким образом, то дети это скоро осваивают.

Как относиться к детским страхам, как на них реагировать? Очень по-разному, единого рецепта нет. На какие-то страхи ребенка можно и нужно весело рассмеяться, с какими-то страхами нужно серьезно и вдумчиво работать.

Важно учесть, что у мужчин и женщин разные подходы к работе со страхами детей. Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс — отнестись к детскому страху серьезно, начать ребенка успокаивать, с его чувствами разбираться, ребенку сочувствовать и так или иначе начать с страхом у ребенка работать.

Для женщин естественно поговорить с ребенком о его чувствах, чтобы ребенок рассказал о своих страхах, и на этом рассказе показать ребенку, что он достаточно защищен, что бояться нормально, но не в такой степени.

Женщины обычно обращают внимание на чувства ребенка и в малой степени занимаются поведением ребенка, предполагая, что поведение ребенка проистекает из его чувств.

Мужчины к страхам у детей относятся по-другому. По своей природе и в силу своего воспитания мужчины чаще обращают свое внимание не на чувства, а на поведение.

Они в меньшей степени склонны разбираться с чувствами детей, им проще и понятнее реагировать на поведение ребенка: когда-то ребенка поддержать, когда-то пристыдить.

Страхи девочек, которые склонны много рассказывать о своих чувствах, нередко ставят их в тупик, а со страхами мальчиков они разбираются просто: «Кончай бояться, вперед!» Им важно прекратить поведение страха и они требуют поведения смелости.

Если ни мамин, ни папин подход не помогает и ребенок продолжает тревожить родителей своими страхами, ребенка ведут к психологу или психотерапевту, и те начинают работать — иногда с детскими страхами, иногда — с родителями, которые всего боятся и подают плохой пример ребенку.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/detskie-strahi%20?%3E

9 самых популярных детских страхов

Чего боятся дети

В большинстве своем того же, чего боялись и мы их возрасте, а именно: одиночества, чужих людей, врачей, крови, фантастических существ вроде Бабы-Яги, Серого Волка или злобной Буки. Кроме того, во все времена и у всех народов отмечались характерные страхи, обусловленные общими закономерностями развития психики: страх потерять маму, боязнь темноты, ужас перед животными.

Многие современные дети всерьез боятся апокалипсиса (спасибо блокбастерам), маньяков (отдельная благодарность СМИ) и даже экономического кризиса (пугает малышей в основном то, что у родителей нет денег и они постоянно злятся). К приметам времени можно отнести и чрезмерное обособление детей.

Городские ребятишки, как правило, испытывают недостаток общения, и в результате у живущих под неусыпным родительским контролем крох формируются слишком интенсивные страхи одиночества, темноты и сказочных чудовищ.

Этому способствует и слишком ранняя интеллектуализация современных малышей, особенно если в жертву ей приносятся коллективные подвижные игры, развивающие эмоциональную сферу.

Это один их главных детских страхов, пик его приходится на 2−3-летний возраст (причем мальчики боятся одиночества больше, чем девочки).

Страх одиночества основывается на боязни внезапного нападения (когда ты один, ты наиболее уязвим и беззащитен) и страхе перед злыми сказочными персонажами.

Если у ребенка есть возможность полноценно общаться со сверстниками, страх одиночества посещает его гораздо реже. А вот общество чрезмерно опекающих взрослых не позволяет малышу сформировать собственные механизмы психологической защиты.

Что делать?

Читайте также:  Как правильно заказать курсовую

Лучшая профилактика — хорошо налаженное общение малыша с другими детьми. Не обязательно отдавать ребенка в детсад, достаточно регулярных встреч со сверстниками на детских площадках, во дворе и на «развивалках». Ну и, разумеется, постарайтесь не «душить» наследника заботой и контролем.

2. Боязнь фантастических существ

Этап первый. Во сне

Многочисленная «корпорация монстров» донимает деток в возрасте от 2 до 5−6 лет.

Первые кошмары (чаще всего посещают сновидения малышей, у которых непросто складываются отношения с папой) — это, как правило, Волк, Кощей, Бармалей и прочие «мужские персонажи».

Ближе к 3−4 годам появляются женские страшилки — Баба-яга и Ведьма (подобные сны отражают проблемы в отношениях с мамой). Такие страхи характерны для детей строгих, эмоционально холодных или, напротив, «взрывоопасных» и скорых на расправу родителей.

Что делать?

Спокойствие, доброта и родительская ласка — лучшая профилактика ночных кошмаров. Обнимайте и целуйте ребенка перед сном и в течение дня; заботьтесь о том, чтобы у него было достаточно впечатлений, подвижных игр и общения (но не чрезмерно!), а также о том, чтобы малыш поужинал и лег спать не слишком поздно, в хорошо проветренном помещении.

Этап второй. Наяву

В 4−5 лет страшные существа «выходят из сумрака», и ребенок может быть подвержен страхам даже днем. Все эти бяки-буки — словно антиподы родителей (если те добрые и спокойные) или, что бывает чаще, их «тени» — та часть родительских личностей, которую детки признавать не могут и не хотят, ведь любой ребенок по возможности до последнего верит, что мама с папой все-таки хорошие.

Что делать?

В этом возрасте для борьбы со страхами стоит использовать сказкотерапию, рисуночную или игровую терапию. Страшное существо можно нарисовать, чтобы потом «подарить» ему портрет и тем самым задобрить его и подружиться с ним. А можно, напротив, торжественно сжечь рисунок, чтобы окончательно избавиться от незваного гостя.

3. Боязнь чужих людей

Впервые этот страх появляется у ребенка рано — в 8 месяцев. Малыш может разрыдаться при виде чужого человека даже сидя на ручках у мамы. В норме через этот этап проходят все дети, и примерно после года страх утихает — на смену ему приходит интерес к людям.

Но иногда повышенная тревожность при контактах с незнакомцами сохраняется надолго и даже закрепляется как черта характера — например, если мама всегда с опаской смотрит на окружающих. В младшем школьном возрасте, когда круг общения ребенка резко расширяется, проблема страха перед чужими вновь становится актуальной.

В норме ребенок быстро адаптируется к новым условиям, но иногда робость и опасливое отношение к людям становятся стилем общения — как правило, это «заслуга» родителей

Что делать?

В наш неспокойный век совершенно естественным представляется воспитание ра­зум­ной осторожности по отношению к реально существующим опасностям (чужие машины, незнакомые взрослые).

Кто предупрежден, тот вооружен! Но делать это следует без фанатизма и на доступном малышу уровне.

Главное — чувство меры! Мы не должны превратить ребенка в человека с манией преследования, с базовым ощущением, что мир страшен и суров.

Нельзя намеренно пугать малыша реально существующими персонажами — милиционером, например.

Так вы формируете у него искаженную модель правосознания, отрицание правоохранительной системы как таковой и возможности сотрудничества с ее представителями.

Случись что в дальнейшем, обратиться в милицию будет последним, что придет в голову вашему повзрослевшему чаду, тогда как это может спасти чью-то жизнь — и его собственную в том числе.

4. Навязчивые страхи

Существуют страхи, которые свидетельствуют о неблагополучии в детской психике. Желательно распознать их как можно раньше, чтобы успеть скорректировать проблему.

Навязчивые страхи или фобии развиваются при неврозах, а изредка — при шизофрении. Это неподконтрольные состояния, при которых малыш не просто боится — он испытывает ужас.

Наиболее типичные фобии — это боязнь заражения каким-либо заболеванием, страх смерти, открытых или закрытых пространств, публичных выступлений.

Сверхценные страхи — это, например, боязнь темноты, привидений, определенных предметов, собак или насекомых. Ребенок убежден в обоснованности своих страхов: привидение может утащить его в свой мир, а пауки «кусаются».

Вы скажете, что у многих совершенно нормальных детей бывают такие страхи, однако насторожить должен не факт их наличия, а чрезмерная выраженность или слишком большое их количество — когда ребенок одновременно боится и того, и другого, и пятого-десятого.

Как правило, такие страхи появляются при невротических расстройствах.

Бредовые страхи отличаются переживанием скрытой угрозы, сопровождаются постоянной тревогой и настороженностью, а возникают «на ровном месте», без психотравмирующей ситуации.

Такие страхи практически не поддаются коррекции и нередко являются признаком серьезных психических расстройств, в первую очередь — шизо­фре­нии.

Это, например, бред преследования, отравления, нападения механизмов.

Ночные страхи возникают во время сна (ими страдает 2−3% детей).

Спящий ребенок становится беспокойным, плачет, часто зовет маму, но не узнает ее, а утром обычно не помнит о том, что случилось ночью и что же его так напугало.

Причину следует искать в стрессе или страхе, пережитом наяву, однако виновником может оказаться и невроз или какое-либо нарушение в развитии головного мозга (минимальная мозговая дисфункция).

5. Боязнь животных

Страх перед животными, даже самыми безобидными, возникает в 2−3 года, и если к этому времени он не преодолен, то его второй пик придется на 5−7 лет.

Этот страх вызывается либо психотравмирующим опытом (малыша покусала собака), либо внушением (тревожная мама «поделилась» с ребенком своими проблемами).

Внушение может быть прямое («Не подходи — укусит!!!») или косвенное (комментарии к телесюжетам, болтовня мамочек на детской площадке под девизом «Вы подумайте, какой ужас!»).

Что делать?

Трижды подумайте, чего вы на самом деле хотите — воспитать в ребенке разумную осторожность (то есть привить основные навыки безопасного поведения — не дразнить животное, не размахивать руками, не бежать) или вызвать в малыше панический страх перед любым зверем? Ответ, как представляется, очевиден. А если страх уже сформировался, постарайтесь с ним «подружиться»: рисуйте то, что вызывает боязнь, придумывайте про это сказки, играйте в игру, где надо помочь мальчику, который, например, боится собак.

Еще несколько страхов и 5 условий победы над ними

6. Боязнь врачей, боли и крови

В возрасте 2−3 лет этот страх выходит на первое место — с ним сталкивается каждый второй ребенок. Подоплека явления понятна — так проявляет себя инстинкт самосохранения. Наиболее подвержены этой боязни дети тех родителей, которые и сами испытывают трепет перед «людьми в белых халатах».

Что делать?

Не нагнетать обстановку, не заводить разговоров о визите к врачу задолго до события, не обсуждать при ребенке некомпетентность докторов или разнообразные «несчастные случаи».

Обманывать чадо — мол, «тетя доктор ничего тебе делать не будет» — тоже не стоит, ведь в данном случае разумное дитя вправе задать резонный вопрос: «А зачем же мы тогда к ней идем?» Вместо этого спокойно объясняем малышу, что ходить к врачу необходимо, это нормальная часть жизни и так делают абсолютно все.

7. Страх смерти

Главный страх детей старшего дошкольного возраста появляется в возрасте 5−7 лет и чаще всего приходит во сне.

Это отражение осознания жизненного цикла и неотвратимости предстоящих перемен — взросления, старения, исчезновения.

Появление этого страха — своеобразный «маркер» того, что ребенок вырос и его чувства и эмоции приобрели некоторую глубину. Это период щемяще-трогательных фраз вроде: «Мамочка, ты никогда не умрешь!»

Ребенок понимает неизбежность течения жизни, но не принимает ее, не может смириться с тем, что смертен и он сам, и его родные. От невозможности избежать неотвратимого и рождается страх. Малыши видят во сне, что они умерли, им снятся кошмары про похороны и всяческие опасные ситуации, связанные со смертью.

Чуть позже приходят сны, символизирующие осознание своего места в мире и значимости родных, — ребенку может присниться, например, что скончался кто-то из родителей (отголосок страха потери матери).

Вместе со страхом смерти появляются также боязнь хулиганов, войны, стихийных бедствий (ведь всё это — прямая угроза жизни), а также страх перед представителями иного мира, посланниками неизведанного и жуткого небытия.

Что делать?

Разумнее всего переждать этот период, по возможности ограждая ребенка от непосильных для детской психики переживаний — насилия на экране, разговоров о болезнях, смерти и о том, «как страшно жить». Постепенно малыш примет устройство мира, боязнь смерти притупится и уйдет на задний план.

Спокойно говорите с чадом о том, что хотя смерть и случается со всеми людьми, однако придет она еще очень-очень нескоро, и малыш, и все его родные проживут вместе еще много долгих и счастливых лет, а болезни совсем не означают непременной кончины.

Приводите конкретные примеры: «Вот дядя Миша болел недавно, но выздоровел и жив-здоров; и твои друзья в садике болели, как и ты, и все прекрасно живут-поживают дальше».

Ситуация может сильно усложниться, если именно на этот период пришелся факт реальной смерти кого-то из близких или даже домашнего животного. В этом случае вам может понадобиться помощь детского психолога.

8. Страх темноты

Универсальная фобия, которая может появиться в 2 года и продолжаться чуть ли не до подросткового возраста.

Это отражение и продолжение страха смерти, боязни небытия (в темноте можно исчезнуть, раствориться, пропасть), страх перед чем-то неподконтрольным, неосознаваемым и потенциально опасным.

Боязнь темноты часто связана со страхом перед сказочными персонажами — ребенку кажется, что бяки-буки живут в укромных уголках и от них невозможно защититься. Кроме того, темнота ассоциируется с ночью, а в это время карапуз наиболее уязвим, ведь все вокруг спят и помочь ему не могут.

Что делать?

Постарайтесь сделать так, чтобы отход ко сну был для ребенка максимально комфортным. Почитайте добрую сказку — без чудищ, опасных ситуаций, ссор и угроз, обнимите кроху, погладьте, сделайте ему расслаб­ляющий массаж и не уходите из комнаты, пока трусишка не уснет.

9. Страх «несоответствия»

С поступлением в 1-й класс для ребятишек все более важной становится задача «вписаться» в коллектив сверстников и соответствовать требованиям взрослых — родителей и преподавателей.

Иными словами — освоиться с новой социальной ролью школьника (а для малышей, не посещавших сад, в новинку будет и роль члена детского коллектива).

В этом возрасте дети уже способны оценить свои поступки, и это становится дополнительным источником тревог и страхов — ученики боятся, например, опоздать на урок, не выполнить задание и получить двойку.

Что делать?

Важно не «перегрузить» ребенка моральной ответственностью: не «давить» на школяра в случае неудач, но и не способствовать формированию безответственного характера.

Не пугайте первоклашку рассказами о его многочисленных обязанностях и о том, что будет, если он вдруг не справится. Не обсуждайте с ним и при нем недостатки преподавателей и школьной администрации.

Не рассказывайте «жуткие» истории из собственного детства! Словом, ваша задача — не сформировать у детки представление, будто школа — это неотвратимый кошмар.

Не нацеливайте ребенка учиться на одни пятерки — ведь завышенные притязания родителей ведут к тому, что дети испытывают дополнительный страх им не соответствовать.

В случае неудач не ругайте и не запугивайте наследника, лучше разберите ситуацию и по возможности помогите — расскажите, например, что и у вас не все бывало гладко (а это святая правда), но вы все же справились.

Ребенок должен чувствовать, что родители — его надежный тыл и что приключившиеся у него проблемы вовсе не уникальны — у других они тоже есть и справиться с ними реально.

Дети чаще подвержены страхам, если:

  • они растут в психологически неблагополучных семьях, где постоянно происходят конфликты
  • их родители чрезмерно строги, бескомпромиссны и требовательны
  • они единственные наследники гиперопекающих родителей
  • их мамы слишком рано вышли на работу
  • их мамы и папы развелись, когда детям было 5−7 лет — в этом возрасте должна происходить идентификация ребенка с родителем своего пола
  • они «поздние» дети родителей старше 35−40 лет
  • их родители тревожны и сами страдают от каких-либо страхов. Кстати: наибольшее количество страхов отмечается у малышей 3−5 лет, а самые сильные переживания характерны для детей 6−8-летнего возраста

5 условий победы

Учитывайте особенности именно вашего ребенка — его темперамент, условия развития, интересы и склонности и старайтесь сформировать систему адекватных воспитательных мер. Чем жестче и эмоционально холоднее отец и мать или, напротив, если их опека и любовь «удушают», тем труднее приходится крохе.

Общение и эмоции

Создайте малышу условия для полноценного развития и общения со сверстниками. Следите за тем, чтобы он проводил достаточно времени на свежем воздухе. И ни в коем случае не стремитесь к ранней интеллектуализации чада в ущерб его эмоциональному развитию.

Родительские страхи

Ребенок — ваше отражение, и большинство страхов он получает «по наследству». Если родители тревожны, мнительны и не уверены в себе, нет ничего удивительно в том, что дети становятся их маленькими копиями.

Семья

Дорогие мамы и папы, по возможности не расставайтесь с малышом в первые годы его жизни. Сам факт вашего присутствия рядом с деткой — уже надежная страховка от тревог и опасений.

Без насмешек и обвинений!

Маленький человек имеет право бояться и еще не умеет самостоятельно справляться со своими страхами. И это не повод его наказывать, смеяться над ним или сравнивать с другими детьми, которым якобы «ничего не страшно».

Источник: https://www.GoodHouse.ru/family_and_children/vospitanije/samye-populyarnye-detskie-straxi/

Ссылка на основную публикацию