Связь педагогики и других наук

Связь педагогики с другими науками — Педагогическая деятельность, педагогический процесс и общие основы педагогики — Сидоров Сергей Владимирович

Педагогика не может успешно развиваться изолированно от других наук о человеке.

Педагогика влияет на развитие всех наук, способствуя совершенствованию образовательного процесса, посредством которого… — новым поколениям передаются накопленные человечеством научные знания; — подготавливаются специалисты для научно-исследовательской деятельности.

Пожалуй, самый очевидный пример взаимосвязи педагогики со всеми науками – это методики преподавания разнообразных учебных дисциплин.

Чтобы спланировать учебный процесс по конкретной дисциплине, нужно изучить её особенности, педагогически адаптировать научные знания (приспособить их для наилучшего усвоения), разработать процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, выстроить систему педагогических способов и средств.

Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками. На схеме показаны лишь некоторые примеры связи педагогики с другими науками.

Тесная связь существует у педагогики с философией, ведь педагогическое знание, долгое время являлось частью философских наук. В настоящее время педагогика использует философские концепции и общенаучные подходы, заимствованную в философии логику построения рассуждений и формулирования умозаключений. Современные базовые педагогические теории основываются на постулатах, разработанных в философии: прагматическая теория воспитания и развития личности – на философии прагматизма, экзистенциалистская – на философии экзистенциализма и т.д.

Роль философских знаний в педагогике так велика, что изучению связей педагогики с философией посвящён целый раздел педагогической науки: философия образования. Конечно, наиболее тесны и многогранны связи педагогики с гуманитарными науками и другими науками о человеке (естественными, социальными).

Так, педагогика связана с этикой и эстетикой.

Благодаря связи педагогики с психологией становится возможным учёт психологических особенностей обучающихся. Можно сказать, что психологические знания о ребенке служат основой для организации педагогического процесса.

Необходимость учитывать в педагогическом процессе физиологические особенности обучающихся разного возраста (например, при определении учебной нагрузки или оптимальных гигиенических условий) требует взаимодействия педагогики с физиологией и гигиеной человека.

Создание особых условий для обучающихся с отклонениями в здоровье и физическом развитии возможно лишь при реализации связи педагогики с медициной.

Определение экономических и социальных потребностей и ресурсов при проектировании развития образования обусловило связи педагогики с экономикой, демографией и социологией.

Под влиянием антропологии (науки о происхождении и эволюции человека) сформировалась педагогическая антропология – наука, объединяющая знания разных наук о человека как развивающемся субъекте и объекте воспитания.

Наряду с науками о человеке и обществе, педагогика устанавливает связи с точными науками, используя математические вычисления для повышения эффективности педагогических изменений.

Обогащению педагогики способствуют также связи со сравнительно новыми науками: кибернетикой, синергетикой, эргономикой и др.

Источник: http://si-sv.com/publ/20-1-0-195

Связь педагогики с другими науками

Большое значение в развитии педагогики имеют ее связи с другими науками. Педагогика постоянно заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы. Вторым аспектом связи педагогики с другими науками является творческое использование их методов исследования.

Характер взаимосвязи педагогики с другими науками определяется тем, что требуется самой педагогике, и содержанием того, что изучает конкретная отрасль знаний.

Психология позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлении и процессов.

Философия и социология (как науки о наиболее общих законах развития окружающей действительности и общества) позволяют педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятельность.

Физиология позволяет педагогике учитывать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека, показывать их роль и значение в обучении, воспитании и развитии людей.

Экономические науки дают возможность педагогике принимать во внимание и учитывать закономерности развития производственных отношений а также четко представлять те экономические процессы, в условиях которых происходит обучение и воспитание людей.

https://www.youtube.com/watch?v=0UQZHSqtcB4

Науки о трудовой деятельности позволяют педагогике правильно формировать У людей качества, необходимые для различных видов профессиональной деятельности.

Политология раскрывает для педагогики проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на обучение и воспитание людей.

Исторические науки показывают педагогам историческое своеобразие развития человека и общества, воспитания и образования и т.д. в различные периоды развития людей и общества.

Методологические основы (общая, специальная и частная методология педагогики) дают возможность педагогике правильно осмысливать предметы и явления окружающей действительности, четко осознавать закономерности их функционирования и связи, существующие между ними и на этой основе строить стратегию и тактику образования, обучения, воспитания, развития и психологической подготовки людей.

Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отметить и ее обратного влияния на эти науки. Например, теоретические идеи о роли воспитательного коллектива в формировании личности, фундаментально разработанные в педагогике, оказали и продолжают оказывать воздействие на развитие исследований по данной проблеме в таких науках, как психология, философия, этика, социология и др.

В целом в настоящее время развитие педагогики обусловлено социально-экономическими условиями общества, потребностями жизнидеятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, логикой трансформации тех феноменов, которые изучаются Поэтому она постоянно видоизменяется, в ней выделяются все новые и новые составные части.

К основным отраслям педагогики относятся следующие: История педагогики — отрасль педагогики, исследующая исторические этапы развития педагогических идей и взглядов.

Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания и обучения человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

Сравнительная педагогика — занимается изучением педагогических проблем в «Сравнениис аналогичными процессами в истории отечественной и зарубежной педагогики.

Возрастная педагогика — изучает особенности обучения и воспитания людей на различных возрастных этапах.

Специальная педагогика — (дефектология), занимающаяся детьми с особенностями развития, включает в.

себя сурдопедагогику, занимающуюся глухими, глухонемыми и тугоухими детьми; тифлопедагогику, занимающуюся вопросами обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей; олигофренопедагогику изучающую, обучающую и воспитывающую умственно отсталых детей; логопедию, занимающуюся вопросами исправления речевых недостатков.

Профессиональная педагогика — занимается вопросами обучения людей, выполняющих определенный вид деятельности (художественная, военная, медицинская, инженерная педагогика и т.д.).

Коррекционная педагогика — отрасль педагогики, занимающаяся обучением и воспитанием людей в интересах коррекции их личности и деятельности.

Прикладная педагогика — занимается вопросами обучения и воспитания людей в определенной отрасли (семейная педагогика, социальная педагогика, этнопедагогика, частные методики (методика преподавания различных предметов: математики, биологии, химии и т.д.).

Методология и теория педагогики — специальная составная часть педагогики, уделяющая главное внимание разработке ее методологических и теоретических проблем.

Различные отрасли педагогики позволяют выявить качественное своеобразие педагогических явлений, их связи с другими общественными феноменами, определить специфику педагогики как науки, ее роль и место в системе отраслей общественных знаний.

Читайте также:  Обучение по подписке

Источник: https://psyera.ru/svyaz-pedagogiki-s-drugimi-naukami-194.htm

Связь педагогики с другими науками

Педагогика имеет очень обширные и прочные связи с различными областями человеческих знаний. В течение всего своего существования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие.

Одни взаимосвязи возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики в самостоятельную науку, другие являются более поздними образованиями.

В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.

Педагогика и философия. Эта связь является наиболее длительной и продуктивной. Философские идеи продуцировали создание новых педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогического поиска и служили методологическим основанием педагогики.

Связь философии и педагогики имеет двойственный характер. Временами педагогику признавали как «полигон» для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию.

С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике. Господство этих тенденций дает о себе знать и в современных представлениях о взаимосвязи педагогики и философии.

Таким образом, на различных этапах развития педагогика то резко обрывала многовековые связи и традиции, то, напротив, настойчиво обращалась к философии, когда требовалась более или менее глубокая теоретическая поддержка. Периоды объединения педагогики с философией сменялись периодами жесткой борьбы. Отмечались также этапы длительного безразличия этих двух наук друг к другу.

Несмотря на неоднозначность отношений педагогики с философией, эта связь все же сохраняется до настоящего времени как одна из наиболее значимых и необходимых.

Современное состояние этих отношений также двузначно.

Среди исследователей-педагогов есть как последовательные приверженцы сохранения связей с философией, так и, напротив, сторонники полного отказа от нее при изучении педагогических явлений и закономерностей.

Такое сосуществование противоположных точек зрения сохраняется уже более столетия, с тех пор как позитивисты (конец XIX в.) откровенно заявили, что нет никакой необходимости применять в педагогике философию. Впоследствии эти крайние позиции стали формулироваться в более «сглаженном» виде.

Однако во многих педагогических категориях и понятиях педагогики легко обнаружить их философское происхождение.

Большинство исследователей-педагогов признают направляющую функцию философии по отношению к педагогике.

Такое отношение является вполне справедливым и обусловливается самой сущностью философского знания, которое решает задачи осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром.

От философской теории (экзистенциальной, прагматической, неопозитивистской, материалистической и др.), которой придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Методологическая (направляющая) функция философии по отношению к любой науке, и педагогике в том числе, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Философия является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.

Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.

Педагогика и психология. Связь между этими науками является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной нау кой и эффективно направлять деятельность педагога, должна знать человека и его особенности. Это более трех столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я.А.Коменский.

Все выдающиеся педагоги говорили о необходимости понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности.

Строить образование (обучение и воспитание) возможно только в соответствии с этими свойствами, потребностями, возможностями.

Первоначально отношение между педагогикой и психологией представлялось многим очень простым. Если психология раскрывает «механизмы души», то из нее можно напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью образования. Однако связи между педагогикой и психологией оказались не такими простыми, как это представлялось ранее.

Педагогика в течение длительного времени наряду с философией использовала в качестве теоретического обоснования результатов педагогических исследований еще и психологию.

Более того, наиболее выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами. Плодотворным результатом взаимосвязи педагогики и психологии было создание педологии (от греч.

paidos — дитя, logos — учение).

Педология — течение в педагогике и психологии, возникшее на рубеже Х1Х-ХХ вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основатели педологии — С. Холл, Дж.М.Болдуин, Э.Киркпатрик, Э.Мейман, В.Прейер и др. Ее содержание составили психологические, биологические и социологические подходы к развитию ребенка.

В России педология получила широкое распространение к концу 20-х годов. Педологическими исследованиями занимались многие известные психологи, физиологи, дефектологи — П.П.Блонский, Л.С.Выготский и др. Учеными, работавшими в области педологии, был накоплен большой эмпирический материал по развитию детей.

Наиболее ценными в педологии являются две позиции: стремление к всестороннему изучению ребенка в процессе педагогических исследований и диагностика психического развития. В 1936 г. постановлением ЦК ВКП (б) педология была объявлена псевдонаукой и прекратила свое существование.

Это затормозило развитие как педагогики, так и психологии.

Наиболее точно определяет связь педагогики и психологии известный психолог В.В.Давыдов. Он утверждает, что психология должна учитываться, но она «не диктатор».

Он объяснял это тем, что жизнь педагогов и детей обусловлена социальными условиями. А закономерности развития человека носят конкретно-исторический характер и потому при изменении социальных условий также меняются.

А следовательно, меняются и закономерности процессов обучения и воспитания.

Говоря о связи педагогики с психологией, следует подчеркнуть их двухсторонность. На протяжении длительного периода эти две науки оказывали взаимное влияние друг на друга. Существенные изменения в одной тотчас начинали оказывать воздействие на другую.

Педагогика и биологические науки. Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, изучающими человека как личность.

Педагогика тесно связана и с биологическими науками, изучающими его как биологический вид. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека) и медицина.

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека — одна из центральных для педагогики, и биология помогает ее решить.

Целый ряд вопросов, ответы на которые может дать только биология, является актуальным для современной педагогики: что в человеке определено наследственностью, какова роль природных факторов в индивидуальном опыте и др. Ответы на эти вопросы расширяют круг задач, относимых к компетенции педагогики, поскольку позволяют определить биологические причины и условия достижения педагогических воздействий.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой и социально-экономическими науками.

Читайте также:  Маленькие врунишки

Педагогика и экономика. Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономические законы, с помощью которых государство планирует развитие всех отраслей хозяйства, распространяются и на образование.

Система экономических мероприятий, проводимых государством, оказывала тормозящее или активизирующее действие на образование и его востребованность обществом, что, в свою очередь, сказывалось на развитии педагогических идей и педагогической науки как самостоятельной дисциплины.

Следовательно, экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Не маловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению таких отраслей знания, как экономика образования и социология образования.

Педагогика и социология. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая заняты планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, воспитанием и развитием человека в различных социальных учреждениях.

Формы взаимосвязи педагогики с другими науками. Выделяют четыре основные формы связи педагогики с другими науками. Наиболее важной из них является использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук.

Так, философские идеи выполняют направляющую роль в процессе разработки педагогической теории, помогают ученым определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений.

Кроме того, заимствованные идеи других наук могут служить основой разработки конкретных педагогических проблем.

Например, идеи психологии широко используются при изучении закономерностей организации различных видов деятельности учащихся, а физиологические идеи об условно-рефлекторной деятельности, двух сигнальных системах, обратной связи помогают понять механизмы приобретения умений, навыков и привычек в процессе обучения.

Вторая форма связи педагогики с другими науками — творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках.

Фактически любой метод теоретического или эмпирического исследования может найти применение в педагогике, поскольку в условиях интеграции наук методы исследования очень быстро становятся общенаучными.

Так, расширению методов экспериментального исследования при изучении педагогических явлений во многом способствуют такие науки с их методами исследования, как психология, социология и др. Математика обогащает педагогику статистическими методами исследования.

Третьей формой связи педагогики с другими отраслями знания является использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук.

И наконец, четвертая форма связи педагогики с другими науками, приобретающая все большее,- ее участие в комплексных исследованиях человека.

В организации таких исследований действуют все формы взаимосвязи разных наук.

Обобщая вопрос о связи педагогики с другими науками о человеке, необходимо отметить следующее:

  • нельзя вывести из какой-либо одной науки систему педагогических знаний;
  • данные других наук необходимы для разработки педагогической теории и практических рекомендаций, но недостаточны;
  • одни и те же данные (например, из психологии или физиологии) могут быть использованы различным и даже противоположным образом в зависимости от того, какие цели реализуются в образовательном процессе;
  • педагогика не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогический процесс и разработать способы его оптимальной организации.

Источник: http://ifreestore.net/4256/3/

Связь педагогики с другими науками и ее структура — Педагогика Библиотека русских учебников

ГлавнаяПедагогикаПедагогикаПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Большое значение для развития педагогики имеют ее связи с другими науками: философией, психологией, физиологией человека, генетикой, этнографией, математикой и др..

Укрепляя и совершенствуя эти связи педагогика заимствует и интерпретирует соответствии с предметом своего исследования идеи других наук, которые помогают глубже проникнуть в суть воспитания и разрабатывать его теоретические основи.

Связь педагогики с философией наиболее длительным и продуктивным. Философские идеи производили педагогические концепции и теории, определяли перспективу педагогического поиска и служили ее методологической основой

Методологическая функция философии относительно педагогики является сегодня общепризнанной. Это обусловлено самой сутью философского знания.

По своей природе оно является мировоззренческим и соответствующим задачам осм мышления места человека в мире, которые длительное время решает человечество. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистского, материалистических и др.

), которых придерживаются дос лидникы педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущности, целей и технологий образовательного процессесу.

На основе знаний анатомии и физиологии о строении и жизнедеятельность человеческого организма как единого целого, о морфологические и функциональные закономерности и особенности возрастного развития нервной, костно-мышечной, эндокринной, сердечно-су удиннои, дыхательной и других систем организма, некоторых органов тела, тканей и клеток, педагогика разрабатывает условия рациональной организации педагогического процесса, правильного режима обучения, воспитания, о мира, содержание и методы физического, трудового воспитания и др.. Учение. Ш. Павлова о высшей нервной деятельности вооружает педагогику пониманием физиологических механизмов усвоения знаний, формирования умений, навичо к, привычек, помогает научно обосновать условия и способы учебной деятельноститі.

На основе знаний генетики о зависимости наследственности ребенка от его генотипа, довольно сложную природу генетической мутации, функционально-направленное действие генов и хромосом, высокую пластичность детского организма педагогика критически переоценивает немало постоянных положений о закономерностях человеческого развития, пытается обосновать оптимальные условия для всестороннего развития каждого ребенка, формирования его личности.

Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологией. Опираясь на знание закономерностей и механизмов психического развития человека, его личностного формирования, психологических связей и завис ценностей, характерных для педагогического процесса, педагогика обосновывает эффективные пути и способы, которые приводят к желаемым изменениям во внутреннем мире и поведении человека.

Каждый раздел педагогики находим во сопротивления в соответствующем разделе психологии дидактика, например, опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности, теория управлять ния учебным заведением — в психологии управления.

Интеграция наук привела к возникновению смежных отраслей — педагогической психологии и психопедагогикиіки.

Для всестороннего научного обоснования педагогического процесса педагогика использует достижения истории и литературы, географии и антропологии, медицины и экологии, экономики и археологии, кибернетики, математики и других нау.

Пройдя долгий путь развития, педагогика превратилась сегодня в разветвленную систему педагогических наук

.

Общая педагогика — базовая научная дисциплина, которая изучает основные закономерности процесса направленного личностного развития, разрабатывает общие основы педагогического процесса в учебных заведениях всех типов. Она состоящий ться из четырех разделов: общие принципы педагогики, теория обучения (дидактика), теория воспитания, теория управления учебными заведениямим.

Относительно раздела педагогических наук по отраслям, то их насчитывается около двадцати. Это самостоятельные науки, имеющие свой предмет, методы исследования, понятийно-категорийный аппарат. Они опираются определенной мер роя на структуру и принципы общей педагогики и есть»дочерними»науками. Таковаами.. Такою є:

Читайте также:  Воспитание предприимчивости в школе

возрастная педагогика — дошкольное, школьное педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания, которые определяют специфику учебно-воспитательной работы с определенными возрастными группами. Возрастная педагогика ох оплюе всю систему общего среднего образования: различные типы общеобразовательных школ, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, вечерние (сменные, заочные) школы;

коррекционная педагогика — специальная наука, исследующая обучения и воспитания детей с определенными недостатками сурдопедагогика (обучение и воспитание глухонемых, глухих и туговухих детей), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых х и слабовидящих детей), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушением речи), исправительно-трудовая педагогика (перевоспитание несовершеннолетних и взрослых преступников)

отдельные методики — предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов в учебных заведениях всех типов;

история педагогики и образования — наука, изучающая развитие педагогических идей и образовательной практики выдающимися отечественными и зарубежными педагогами в разные исторические эпохи;

отраслевая педагогика (высшей школы, военная, медицинская, инженерная, спортивная, производственная и под) — изучает отраслевые аспекты образования, которые определяют специфику учебно-воспитательного процесса в тех или иных условиях, раскрывает его за акономирности;

сравнительная педагогика — наука о сравнении систем народного образования в разных странах (по сравнению с отечественной);

социальная педагогика — наука, изучающая влияние на педагогический процесс конкретных социальных институтов: семьи, школы, подросткового или молодежного объединения, учреждений культуры, спорта и т.д.; рассматривает личность как фокус системы социально-педагогического воздействия, как объект и субъект социальных относи.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_-_moyseyuk_nye/zvyazok_pedagogiki_inshimi_naukami_struktura.htm

3. Связь педагогики с другими науками и ее структура

Большое значение для развития педагогики имеют ее связи с другими науками: философией, психологией, физиологией человека, генетикой, этнографией, математикой и др.

Укрепляя и совершенствуя эти связи, педагогика заимствует и интерпретирует согласно предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникнуть в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы.

Связь педагогики с философией является наиболее длительным и продуктивным. Философские идеи продуцировали педагогические концепции и теории, определяли перспективу педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Методологическая функция философии по отношению к педагогике является сегодня общепризнанной. Это обусловлено самой сущностью философского знания.

По-своей природе оно является мировоззренческим и таким, что отвечает задачам осмысления места человека в мире, которые длительное время решает человечество.

От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивістських, материалистических и других), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущности, целей и технологий образовательного процесса.

На основе знаний анатомии и физиологии, строение и жизнедеятельность человеческого организма как единого целого, о морфологические и функциональные закономерности и особенности возрастного развития нервной, костно-мышечной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, некоторых органов тела, тканей и клеток, педагогика разрабатывает условия рациональной организации педагогического процесса, правильного режима обучения, воспитания, образования, содержание и методы физического, трудового воспитания и др. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности вооружает педагогику пониманием физиологических механизмов усвоения знаний, формирования умений, навыков, привычек, помогает научно обосновать условия и способы учебно-воспитательной деятельности.

На основе знаний по генетике про зависимость наследственности ребенка от ее генотипа, достаточно сложную природу генетической мутации, функционально-направленное действие генов и хромосом, высокую пластичность детского организма педагогика критически переоценивает немало устоявшихся положений о закономерностях человеческого развития, пытается обосновать оптимальные условия для всестороннего развития каждого ребенка, формирования его личности.

Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологией.

Опираясь на знание закономерностей и механизмов психического развития человека, его личностного формирования, психологических связей и зависимостей, характерных для педагогического процесса, педагогика обосновывает эффективные пути и способы, которые приводят к желаемым изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: дидактика, например, опирается на теорию познавательных процессов и умственного

развития; теория воспитания базируется на психологии личности, теория управления учебным заведением — на психологии управления. Интеграция наук привела к возникновению смежных отраслей — педагогической психологии и психопедагогіки.

Для всестороннего научного обоснования педагогического процесса педагогика использует достижения истории и литературы, географии и антропологии, медицины и экологии, экономики и археологии, кибернетики, математики и других наук.

Пройдя долгий путь развития, педагогика превратилась сегодня в разветвленную систему педагогических наук.

Общая педагогика — базовая научная дисциплина, которая изучает основные закономерности процесса направленного личностного развития, разрабатывает общие основы педагогического процесса в учебных заведениях всех типов. Она состоит из четырех разделов: общие основы педагогики, теория обучения (дидактика), теория воспитания, теория управления учебным заведением.

Относительно разделения педагогических наук по отраслям, то их насчитывается около двадцати. Это самостоятельные науки, имеющие свой предмет, методы исследования, понятийно-категориальный аппарат. Они опираются в определенной степени на структуру и принципы общей педагогики и являются «дочерними» науками. Такой есть:

возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания, которые определяют специфику учебно-воспитательной работы с определенными возрастными группами.

Возрастная педагогика охватывает всю систему общего среднего образования: различные типы общеобразовательных школ, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, вечерние (сменные, заочные) школы;

коррекционная педагогика — специальная наука, исследующая обучение и воспитание детей с определенными недостатками: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухонемых, глухих и туговухих детей), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушением речи), исправительно-трудовая педагогика (перевоспитание несовершеннолетних и взрослых преступников);

отдельные методики — предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов в учреждениях образования всех типов;

история педагогики и образования — наука, изучающая развитие педагогических идей и образовательной практики выдающимися отечественными и зарубежными педагогами в различные исторические эпохи;

отраслевая педагогика (высшей школы, военная, медицинская, инженерная, спортивная, производственная и т.п.) — изучает отраслевые аспекты образования, которые определяют специфику учебно-воспитательного процесса в тех или иных условиях, раскрывает его закономерности;

сравнительная педагогика — наука о сравнении систем народного образования в разных странах (по сравнению с отечественной);

социальная педагогика — наука, которая изучает влияние на педагогический процесс конкретных социальных институтов: семьи, школы, подросткового или молодежного объединения, учреждения культуры, спорта и т.д.; рассматривает личность как фокус системы социально-педагогического воздействия, как объект и субъект социальных отношений.

Книга: Конспект лекций Педагогика

СОДЕРЖАНИЕ

На предыдущую

Источник: http://lybs.ru/index-1287.htm

Ссылка на основную публикацию