Целеполагание в педагогике. цели, задачи и содержание педагогики

Раздел 2. Целеполагание в педагогике

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12Следующая ⇒

Тема 2.1. Целеполагание в педагогике

1. Понятие целеполагания в педагогике

2. Иерархия целей в педагогике (этапы целеполагания)

3. Целеполагание в обучении

4. Целеполагание в воспитании

Литература

«Педагогика школы в двух словах». В.В.Воронов http://mgou.h11.ru/index.php?page=r691f2d5&directory=6#p_3

Понятие целеполагания в педагогике

Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности; 2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения.

В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ).

СПЗ – это задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

Иерархия целей в педагогике

Педагогические цели могут быть разного масштаба и составляют некоторую иерархию — ступенчатую систему. Высшая ступень — государственные цели, общественный заказ. Можно сказать, это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах.

Следующая ступень — цели-стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, они отражаются в образовательных программах и стандартах. Например, цели обучения в средней школе и на его отдельных уровнях: начальная, основная, полная средняя школа. Более низкая ступень — цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста.

Наконец, цели отдельной темы, урока или внеурочного мероприятия.
В человеческом обществе многое стандартизируется, особенно в области производства. Образование тоже должно отвечать определенным требованиям, обладать необходимым качеством. Образовательные стандарты — это требования к содержанию и уровню знаний учащихся.

Они описывают минимум знаний, умений, качеств как выпускника общеобразовательной школы, так и специалиста, окончившего профессиональную школу. Стандарты призваны обеспечивать необходимое качество образования в стране и соответствие его международному уровню.

В педагогическом образовании, в подготовке учителей тоже имеются стандарты, определяющие требования к учителю, специалисту по предмету.
На двух последних уровнях цели принято формулировать в терминах поведения, описывая планируемые действия учащихся.

И здесь различают собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ).

СПЗ — это задачи на изменение ученика, перевод его из одного состояния, уровня воспитанности, в другое: был слабым читателем, не интересовался литературой — стал развитым подготовленным читателем, имеющим интерес и навыки анализа и оценки литературы. СПЗ описывается как задача развить такие-то качества личности. ФПЗ — задачи отдельного педагогического акта: например, организовать обсуждение новинок литературы в классе. ФПЗ относится к СПЗ как частное к общему, система ФПЗ, то есть цепь действий ведет к решению СПЗ, формированию заданных свойств учеников.

Целеполагание в обучении

Целеполагание в обучении — это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах.

Цель обучения – это то, к чему оно стремится, на что направлены его главные усилия.

В школьном (вузовском) обучении цели всегда ясны, на их достижения направлены усилия педагогов и обучаемых. Практически во всех моделях обучения целевой компонент занимает главное место. Цели подчиняются содержание, методы, организациолнные формы, технологии.

Цели обучения логически выводятся из целей общества, государства. Везде и всегда общие цели образования определяются уровнем жизни, потребностями производства, возможностями и уровнем развития педагогической системы. Кроме того, цели обучения, общего образования вытекают из целей воспитания, развития и формирования человека и соотносятся с ними как часть с целым.

Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым 12 сентября 2008 года (первое Тип. положение вышло в 1995 г.), на основе которого разрабатывается устав ДОУ. Согласно Типовому положению ДОУ призваны решать комплекс задач:

— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

— обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

— воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

— осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

— взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, Для современных ДОУ характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

Целеполагание в воспитании

Среди задач современного воспитания можно выделить постоянные, которые уже на протяжении длительного времени решаются воспитанием; новые, возникшие сравнительно недавно, в продолжение жизни одного поколения; и новейшие, появляющиеся буквально на глазах.

Новейшие задачи, которые ставит перед воспитанием жизнь, настойчиво теснят и даже вытесняют традиционные.

Поставленные для сегодняшнего дня цели и задачи завтра могут оказаться устаревшими, поэтому мы обязаны обсуждать не столько сегодняшние, сколько завтрашние цели и задачи воспитания.

Напомним, цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания, поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.

При практическом осуществлении ноль выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо определение: цель воспитания — это система решаемых воспитанием задач.

Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек — наивысшая цель воспитания.

Главная цель отечественной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать условия для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха.

Традиционными для отечественной воспитательной системы являются следующие составные части общей цели: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание.

В дошкольном образовании:

Воспитание – целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка и взрослого, в результате которого, решаются задачи умственного, социально-нравственного, трудового, художественно-эстетического и физического воспитания.

Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1x68d4.html

Целеполагание в педагогике. Цель дошкольной педагогики

Целеполагание в педагогике включает в себя три основных компонента:

1) обоснование и выдвижение целей;

2) определение путей их достижения;

3) прогнозирование ожидаемого результата.

На выработку целей воспитания влияют следующие факторы:

— потребности детей, родителей, педагогов, образовательного учреждения, социального окружения, общества в целом;

— социально-экономические условия и условия образовательного учреждения;

— особенности ученического коллектива, индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:

1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;

2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач;

3) организация коллективного целеполагания;

4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:

Читайте также:  Нужно ли учить альтруизму?

а) обоснование и выдвижение целей;

б) определение путей их достижения;

в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание — непрерывный процесс. Нетождествен­ность цели и реально достигнутый результат становятся осно­вой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска не­реализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит харак­тер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их вза­имодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.Целеполагание может быть успешным, если оно осуществ­ляется с учетом следующих требований.

1)Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и коррек­тировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с уче­том возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнес­ти желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3) Преемственность, которая означает:

а) осуществление свя­зей между всеми целями и задачами в воспитательном процес­се (частных и общих, и б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагоги­ческой деятельности.

4) Идентификация целей, которая достигается через вклю­ченность в процесс целеполагания всех участников деятельно­сти.

5) Направленность на результат, «замер» результатов до­стижения цели, что возможно, если четко, конкретно опреде­лены цели воспитания.

ндивидуальных и групповых и т.д.);

69.Цель, задачи и содержание физического воспитания дошкольников.

Физическое воспитание детей раннего возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми путем исследований, охватывающих многообразные стороны физического воспитания ребенка и особенно формирования его двигательных навыков.

Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста, познавая закономерности развития ребенка, выделяя и обосновывая все самое существенное, содействует совершенствованию всей системы физического воспитания. (Кенеман А. В).

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в общей системе Российского воспитания. Этот возраст охватывает период от рождения до семи лет.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность, осуществляется наиболее интенсивный рост и развития важнейших систем организма и их функций, закладывается вся база для всестороннего развития физических и духовных способностей и другое, что необходимо для всестороннего гармонического развития личности. И, как уже было выше сказано, физическое воспитания является основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, т. к. организованные физкультурные занятия в яслях, детских садиках и семьях улучшают деятельность всех физиологических функций организма ребенка, тем самым, повышая устойчивость ребенка к заболеваниям. В связи с этим в системе физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста осуществляется единая цель — подготовка к жизни, труду, овладения определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей из культурно-спортивной деятельности.

Также, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно — волевых черт личности, что также характерно основе всестороннего физического воспитания детей дошкольного возраста. (Пензулаева Л. И.).

Для решения цели физического воспитание детей дошкольного возраста, решаются основные задачи физического воспитания, которые должны решатся в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и этического воспитания. Основными задачами физического воспитания являются:

— укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма;

— достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);

— создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

-формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавание, езда на велосипеде;

— формирований широкого круга игровых действий;

— развитие физических (двигательных) качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;

-содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

— формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах;

— воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней. (Осокина Т. И.).

В дошкольном возрасте осуществляются общие задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные и воспитательные. В данной курсовой работе рассматриваются эти задачи.

Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей, которая относится к общей оздоровительной задаче. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма

Исходя из особенностей развития детского организма, задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: укреплять опорно-двигательный аппарат и формировать правильную осанку; развивать все группы мышц; укреплять дыхательную систему, развивать подвижность грудной клетки; способствовать правильному функционированию внутренних органов; способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, а также совершенствованию двигательного анализатора органов чувств (зрения, слух и др.); способствовать усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и способности приспосабливается к внезапно изменившейся нагрузки; воспитать физические способности (координационных, скоростных и выносливости).

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста также решаются образовательные задачи: формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, прививание навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании.

У детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют её познанию: так, ребенок, поучившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними.

Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов костной системы. Например, умение ребенка правильно метать на дальность способствует лучшему развитию соответствующих групп мышц, связок, суставов.

Сформированные двигательные навыки позволяют экономить физические силы ребенка. Если ребенок выполняет упражнения легко, без напряжения, то он тратит меньше нервной энергии. Благодаря этому создается возможность повторять упражнения большее количество раз.

Использование прочно сформированных двигательных навыков позволяет осмыслить задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях двигательной и игровой деятельности.

Двигательные навыки, сформированные до семи лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе, и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

Детям дошкольного возраста важно сообщать элементарные знания, связанные с физическим воспитанием. Важно, чтобы дети знали о пользе занятий, о значение физических упражнений и других средств физического воспитания, имели представление о правильной осанки, технике движений, о правилах подвижных игр, а также элементарные знания о личной гигиене.

В процессе физического воспитания не менее важно решать широкие воспитательные задачи, Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском учреждении и дома.

У детей необходимо воспитать любовь к занятиям спортом, интерес к их результатам.

Умственное и физическое воспитание тесно связаны между собой. Правильное физическое воспитание создаёт наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. Кроме того, у детей закрепляются знания, а также мыслительные процессы.

Необходимо воспитать у детей умение творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в двигательной деятельности.

В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание.

Подготовка к труду заключается в том, что у детей развивается способность к быстрому овладению двигательными навыками и воспитываются физических качеств, необходимые для труда.

Источник: https://stydopedia.ru/1x7fa.html

Целеполагание в педагогике

СОДЕРЖАНИЕ

1)   Понятие цели воспитания и обучения. 3

2)   Факторы   определения   целей   образования. Историческое   изменение   целей воспитания. 5

3)   Задачи воспитания. 6

Практическое    задание. 7

Литература. 9

1)        Понятие цели воспитания и обучения

Цель представляет собой: желаемое состояние объекта;модель потребного будущего; сознательный образ ожидаемого результата, предполагаемый результат (образ) деятельности (действия), направленного на предмет, при помощи которого субъект намеревается удовлетворить свою потребность.

Читайте также:  Заказать бакалаврскую работу

Под целью в педагогической деятельности понимают мысленное представление конечного результата этой деятельности, допускающее объективную количественную и качественную оценки.

Цели порождаются потребностями субъекта деятельности, вырастают из них.

Потребность — это явление отражения в психике человека необходимых или желательных условий его жизни и развития. Потребность может быть реализована при различных вариантах деятельности, её методов и средств при наличии мотива деятельности.

Поскольку в учебном процессе существует два субъекта деятельности и два вида деятельности (обучающая ОД и учебная УД), необходимо разли­чать цели обучения и цели учения.

Цели обучения обычно задаются извне. Они выражают общественные потребности и ценности, которые по отношению к студенту являются внешними.

Цели же учения определяются выражаемыми в них индивидуальными потребностями и мотивами, сформировавшимися в предшествующем опыте студента.

Цели обучения и цели учения могут совпадать лишь в идеальном случае, когда допускается абсолютное воспроизведение в структуре индивидуальных потребностей системы общественные потребностей и ценностей, что практически исключено.

Поэтому задача обучения состоит в том, чтобы сблизить структуру индивидуальных и общественных потребностей, то есть обеспечить принятие студентами общественно значимых целей в качестве лично значимых целей учения, то есть сформировать мотивы их учебной деятельности.

Мотив является одним из компонентов психологической структуры любой деятельности. Это — побуждение к совершению действия, порождённое системой потребностей человека и в разной степени осознаваемое.

Для каждого человека в каждый определённый период его жизни существует совокупность мотивов, определённых иерархией его потребностей, так называемая мотивационная сфера.

Это тот стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации,, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые каче­ства и другие социально-психологические характеристики.

В зависимо­сти от структуры мотивационной сферы для личности на первом месте ока­зываются мотивы разных групп, что существенно влияет на значение тех или иных потребностей для личности, на характер и способ достижения цели.

В структуре мотива могут присутствовать различные компоненты и их сочетания.

Например, удовольствие от самой деятельности, значимость для личности результата деятельности, значимость вознаграждения за деятельность или её результаты и т.д.

В зависимости от источника формирования цели связь между потребностями, мотивами и целью может быть разной.

Цель в общенаучном смысле понимается как один из элементов поведения, непосредственный мотив сознательной деятельности, характеризуемый предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.

Таким образом, взаимосвязь компонентов  заложена в самом определении цели, и это обстоятельство выводит нас на возникновение такого существенного явления, как обратная связь, наличие которой позволяет говорить об управленческой составляющей деятельности педагога.

Действительно, деятельность педагога, направленная на достижение цели, приводит к определенному результату, который по замыслу учителя должен совпадать с целью. На практике этого почти никогда не случается с первой попытки, т.е. между ожидаемым и достигнутым почти всегда имеется «зазор» и величина этого «зазора» определяет стратегию дальнейшего поведения учителя.

Процесс достижения цели приобретает циклический характер и продолжается до тех пор, пока различия между целью и результатом не примут приемлемую величину.

Цель педагогической деятельности формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности.

Эта общая стратегическая цель достигается в процессе решения конкретизированных задач обучении и воспитания по различным направлениям.

Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития.

В ней (в цели) содержатся в свернутой форме, с одной стороны, потребности и стремления отдельной личности, а с другой — интересы и ожидания различных социальных и этнических групп.

Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко, много сил отдавший изучению проблем целей воспитания, резко выступал против таких аморфных определений целей воспитания, как «гармоническая личность», «человек-коммунист» и т.п.

Цель педагогической деятельности он видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.

Весьма решительно выступал за тщательный, научный подход к целеобразованию В.П. Беспалько.

Он считал, что «будучи системообразующим в педагогической системе, элемент целеобразования и воспитания в зависимости от способа его определения влияет на степень целостности или рыхлости всей ПС…

Необходимое и достаточное требование к формулированию целей функционирования ПС — их диагностичность, т.е.

обеспеченность объективной методикой для определения степени достижения целей образования или воспитания».

Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цель педагогической деятельности — явление не только историческое, но и динамическое.

Возникая как отражение объективных тенденций развития общества и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствии с потребностями общества, она складывается в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели — развитию личности в гармонии с самим собой и социумом.

2)        Факторы   определения   целей   образования.    Историческое   изменение   целей воспитания

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение, как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образования — развитие тех свойств личности,  которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. 

Такая цель образования утверждает отношение к знаниям,  умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного,  гармоничного  развития эмоциональной,  умственной, ценностной,  волевой и физической сторон личности.

Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры.

Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях поэтому не самоцель,  а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.

Человек —  система  динамическая,  становящаяся  личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. 

Следовательно,  с точки зрения структуры содержания образования полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в ее динамике.

Динамика личности как процесс  ее  становления  представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта,  которое и составляет онтогенетическое развитие человека.

Осуществляется оно в процессе деятельности.  Другими словами, деятельность имеет одним из своих продуктов развитие самого  субъекта.  Речь  идет  об учении как ведущем виде деятельности,  обеспечивающем необходимые условия для успешного развития личности и сочетающемся с  другими видами деятельности (трудовой,  игровой, общественной).

Исходя из этого, деятельность личности выступает также детерминантой содержания образования. 

Более того, его можно определить, по В. С. Ледневу,  как содержание особым образом организованной  деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

3)        Задачи воспитания

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности.

Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди — отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями).

Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на «завтрашний день» развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей.

Читайте также:  Готовь сани летом, а егэ весь учебный год…

Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности.

В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности.

Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей — это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов.

Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность.

Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений.

Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой.

Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов — естественно-научному, гуманитарному и т.д.).

Практическое    задание:    Выполните    схему    «Целеобразование    в    педагогической деятельности». Сформулируйте эмоции, которые появились у Вас в результате изучения данной темы

Целью профессиональной деятельности педагога является цель воспитания, которая в настоящее время трактуется как «личность, способная строить жизнь, достойную Человека».

Общий характер цели позволяет педагогу реализовывать ее при самых разнообразных вариациях обстоятельств и требует от него высочайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства.

Достижение цели осуществляется только в деятельности, направленной на решение возникающих задач, которые понимаются нами как часть цели, ступень в общем движении к цели, как промежуточный результат целенаправленной деятельности.

Определяющим компонентом педагогического управления учебным процессом при технологическом подходе к нему является постановка целей обучения.

Именно ею, в конечном счете определяется содержание деятельности, а также формы, методы, средства, приёмы и полученный результат. Это можно выразить следующей схемой:

Д = Ц−СОД−М/ср-ва−Р−R ,

где    Д — деятельность (в данном случае учебная),

Ц — цель,

СОД — содержание,

М/ср-ва — методы, средства, приёмы,

Р — результат.

R -рефлексия (процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний).

Литература

1)        Педагогика: учебное пособие [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2008 — 430с.

2)        Сластёнин, В.А, Педагогика: учебник для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / В.А.  Сластёнин,  И.Ф.  Исаев,  Е.Н.  Шиянов;  под ред.  В.А.   Сластёнина.  — М.: «Академия», 2008. — 576с.

Источник: http://xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai/besplatnye-gotovye-studencheskie-raboty/2016-08-23/tcelepolaganie-v-pedagogike

открытая библиотека учебной информации

Важной проблемой педагогики является разработка иопределœение целœей воспитания. Цель — это то, к чему стремятся, что нужно осуществить.

Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, вих личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть впроцессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целœей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать и, естественно, придает его работе необходимую осмысленность инаправленность.

Из философии известно, что цель неизбежно определяет способ и характер деятельности человека. В этом смысле цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определœению содержания и методики воспитательной работы.

К примеру, когда-то в старой русской школе одной из целœей воспитания было формирование религиозности, послушания, беспрекословного исполнения установленных правил поведения. Вот почему много времени отводилось изучению религии, широко практиковались методы внушения, взысканий и даже наказаний, вплоть до физических.

Сейчас же целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливостии имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует совсœем иной методики воспитательной работы.

В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы иобщества, а методика приобретает всœе более демократический и гуманистический характер, ведется борьба с авторитарным подходом к детям, методы взысканий фактически используются очень редко.

Различныецели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики.Между ними существует органическое единство. Это единство выступает как существенная закономерность педагогики.

Формирование всœесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.

Что же имеют в виду, когда говорят овсœестороннем игармоничном развитии личности? Какое содержание имеет это понятие?

В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всœего физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка правильной осанки исанитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом телœе — здоровый дух.

Ключевой проблемой в процессе всœестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всœестороннего и гармоничного развития личности является техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники.

Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. И это понятно: прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, добросовестным отношением к труду и собственности.

Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщения их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств.

Все это, естественно, требует эстетического воспитания.

Можно сделать вывод об базовых структурных компонентах всœестороннего развития личности иуказать на его важнейшие составные части.

В качестве таких составных частей выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание,которые должны сочетаться сразвитием склонностей, задаткови способностей личностии включением ее в производительный труд.

Воспитание должно быть не только всœесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia — согласованность, стройность). Это означает, что всœе стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой.

Первостепенное значение имеет создание в школе условий для овладения основами современных наук о природе, обществе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера.

Не менее важной задачей является и то, чтобы в условиях демократизации и гуманизации общества, свободы мнений и убеждений молодежь усваивала знания не механически, а глубоко перерабатывала их в своем сознании и сама делала выводы, необходимые для современной жизни и образования.

Неотъемлемой частью образования и обучения подрастающих поколений является их нравственное воспитание и развитие.

Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосœердия, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину.

Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всœего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения.

Важнейшее значение во всœестороннем развитии личности имеет гражданское и национальное воспитание.

Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, уважения к нашим государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, атакже стремление к демократии как форме участия всœех граждан в решении вопросов государственной важности.

Читайте также

  • — Целеполагание в педагогике и педагогические принципы

    Важной проблемой педагогики является разработка иопределение целей воспитания. Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни,… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/850306_celepolaganie_v_pedagogike_i_pedagogicheskie_principy

    Ссылка на основную публикацию