Учимся по развивающей системе д.б. эльконина — в.в. давыдова

Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее призвание.

С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения.

Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии.

Система вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов.

В Норвегии, например, развивающее обучение активно внедряется не только в начальном (как в основном сложилось в России), но и в среднем, старшем звене школы, в колледжах и университетах.

Об основателях системы – Д.Б. Эльконине и В.В. Давыдове

Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) с гордостью говорил о том, что он является учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского.

Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии.

Ему принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.

Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, учился в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена.

С 1937 года и до начала Великой Отечественной войны он был учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В этот период Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников (1940 г.).

Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями.

Демобилизовавшись из армии в 1953 г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал сотрудником Института психологии.

В 1962 году он защитил докторскую диссертацию, в 1968 году был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии Московского университета.

Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998 гг.)выдающийся отечественный педагог и психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина.

Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Почетный член Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал».

Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.

На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам.

В своих трудах В. В. Давыдов неоднократно довольно смело высказывался по поводу официальных педагогических догм. «Последней каплей» стала A.C. Арсеньева, Э.В. Бесчеревных, В.В. Давыдова и др.,. После выхода книги «Философско-психологические проблемы развития образования», вышедшей в 1981 году под редакцией В.В.

Давыдова, он  был исключен из партии, снят с должности директора Института общей и педагогической психологии АПН СССР. Однако уже через несколько лет, в 1986 году, награжден премией им. К.Д.

Ушинского за достижения в педагогике, а позднее восстановлен в партии и в 1989 году вновь назначен директором этого же института.

История системы РО Эльконина-Давыдова

Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, имеет уже более 40-летнию историю своего существования:

  • в 1959 году на базе школы № 91 г. Москвы была открыта лаборатория Д.Б. Эльконина «Психология младшего школьника»
  • в 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова вошла в массовую педагогическую практику
  • в 1994 году по инициативе и непосредственном участие В.В.Давыдова была создана Международная Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения
  • в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В. Занкова
  • в 1998 году сотрудники лаборатории Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получили Премию Президента РФ
  • в 1999 году авторы курса «Литература как предмет эстетического цикла» для начальной школы и учителя школы № 91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования
  • в 2000 году был создан Открытый институт «Развивающее образование» на базе которого осуществляется  переподготовка и повышение квалификации работников образования.

Общая характеристика системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Концептуальные положения системы Эльконина-Давыдова

В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями. Ее главные особенности:

  • Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий
  • Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления
  • Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
  • Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний
  • Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов

Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии

Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта

Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями

В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

Система РО Эльконина-Давыдова в начальной школе

Обучение в школе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности.

Школа развивающего обучения Эльконина-Давыдова уже в младшем школьном возрасте:

  • формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
  • воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
  • способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
  • развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

Педагогическая система РО Эльконина-Давыдова дает

учащимся:

  • дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад
  • уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения
  • развитие у детей способностей к анализу, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения
  • развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения
  • активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности
  • все это позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.

учителям:

  • учителя, преподающие по данной системе, при переаттестации получают высшую категорию
  • учитель, работающий в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания.

родителям:

  • умного, самостоятельно мыслящего ребенка.

Недостатки системы

Общий недостаток системы РО Эльконина – Давыдова: она не имеет достойного продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/121.html

Школьный гид

 ВНИМАНИЕ!
Актуальная статья Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (ФГОС НОО 2009г.)

Система  развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова).

УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам:
— Обучение грамоте и чтению (2 линии).
Букварь. Авторы: Репкин В.В,Восторгова Е.В.,Левин В.А.
Букварь. Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А.
— Русский язык (2 линии).
Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В.

, Некрасова Т.В.   
Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
— Литературное чтение (2 линии).
Авторы: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н.    
Автор Матвеева Е.И.
— Математика (2 линии).
Авторы:  Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.
Автор Александрова Э.И. 
— Окружающий мир. Авторы:  Чудинова Е.В.

, Букварева Е.Н.

Все учебники ( кроме окружающего мира ) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.

Комплект учебников по начальной школе является победителем Конкурса учебников нового поколения, проводимого Министерством образования и науки РФ и Мировым банком.

В настоящее время выпущены учебно-методические комплекты для средней школы (5-6 класс) по русскому языку, литературе и математике.

Фундамент системы составляет концепция развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как обучаемый индивид, не как объект обучающих воздействий, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся.

В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями.

В программах для начальных классов комплекта Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова представлена система лингвистических и математических понятий, усвоение которых позволяет ученикам самостоятельно и осознанно находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач.

Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников.

Особенностью урока в этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии.

Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.

Главные особенности системы:

1. Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий2. Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени4. Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний

5. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

В результате обучения по системе Эльконина — Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Школа развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В.

Давыдова уже в младшем школьном возрасте: — формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;- воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;- способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;- развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

Обучение в школе по системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

                     Отзывы о системе Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова

Система сложная (особенно математика) и интересная. Кардинально отличается от традиционной системы.Она подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке умение глубоко и основательно мыслить, а также для тех, кто ориентируется не на результат (полученные знания), а на способы его достижения.

Система Эльконина — Давыдова развивает у детей самостоятельность, инициативность, логическое мышление, умение аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения, нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения, повышает самооценку.
Основной недостаток системы: она не имеет достойного продолжения в основной школе.

Читайте также:  Взаимоотношения между родителями и сыном-студентом

Переход ребенка, занимавшегося ранее по такой системе, в традиционную систему обучения может сопровождаться потерей интереса к обычным урокам и снижением мотивации к обучению.  Кроме того, система Эльконина — Давыдова направлена на развитие теоретического, понятийного мышления у младшего школьника и иногда является сложной для понимания родителями.

Поэтому они не всегда смогут помочь детям. Как и любая развивающая система,  система Эльконина — Давыдова очень сильно зависит от специальной подготовки учителя.

  Если учитель использует именно те подходы, которые заложены психологами — основателями данной программы, то даже слабо мотивированный к обучению ребенок будет ходить в школу с радостью, все понимать (хотя может быть и не с первого раза) и достигнет высоких результатов. Иначе все плюсы идеи развивающего обучения сведутся к нулю.

По материалам сайтов:  www.centr-ro.ru , www.vita-press.ru

Читать по теме:

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (ФГОС)

Учебно-методический комплекс (УМК) системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (ФГОС)

Программы начальной школы

Отзывы о программе на нашей странице ВКонтакте

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:  

Источник: https://schoolguide.ru/index.php/progs/archive/elkonindavydov.html

6 главных вопросов о системе Эльконина-Давыдова

В 2014 году учебные пособия для системы Занкова исключили из перечня тех, которые ФГОС рекомендует использовать в школах.

Получилось, что вот уже четыре года единственной одобренной развивающей программой остается система Эльконина-Давыдова. Она существует уже более 50 лет, но всё ещё вызывает множество вопросов.

Для родителей, готовых к экспериментам, мы ответили на самые распространённые.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

1. Кто такие Эльконин и Давыдов?

Даниил Эльконин — советский учёный, автор теории изучения детства, член-корреспондент Академии психологических наук. Свою работу он начал в Ленинградском государственном педагогическом институте.

Вместе с выдающимся психологом Львом Выготским он занимался проблемами детской игры.

В 1978 году вышла его монография «Психология игры», которая до сих пор остаётся базовой для детской психологии и педагогики.

Но самым большим вкладом Эльконина в советскую и мировую педагогику стала разработка и внедрение новой системы так называемого развивающего обучения. Термин ввёл Василий Давыдов — ученик Эльконина, советский педагог, психолог, вице-президент АПН СССР. Программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам были разработны по его теориями.

Даниил Борисович Эльконин (1904–1984) и Василий Васильевич Давыдов (1930–1998)

Идеи образовательной системы развивающего обучения начали формироваться ещё в конце 1950-х годов. Тогда в педагогическом и психологическом сообществе активно критиковали содержание и методы традиционного обучения, а главной проблемой называли отсутствие связи между обучением и психологическим развитием детей.

В 1959 году в московской школе № 91 была образована лаборатория, где под руководством Эльконина и Давыдова занимались исследованием возможностей младших школьников.

В 1963 году она получила статус экспериментального общеобразовательного учреждения Академии Педагогических наук РСФСР. Сегодня это обычная общеобразовательная школа, но она продолжает оставаться главной площадкой развивающего обучения.

В отличие от других школ (а в Москве их около десятка), здесь учат по системе Эльконина-Давыдова не только с 1 по 4 класс.

2. В чём суть системы?

Главное отличие системы Эльконина-Давыдова от остальных — это содержание обучения. Оно основано на том, что у каждого изучаемого предмета есть своя история развития и ребёнок должен пройти все этапы.

Чтобы создать что-то новое, ребёнок должен сначала освоить всё то, что было разработано, узнано, придумано до него. Система развивающего обучения направлена на то, чтобы он получил этот культурный багаж.

«Школьный предмет в системе Эльконина-Давыдова — это не просто набор правил, это культурная деятельность человека, которая имеет свою историю и базовые понятия. Если ребёнок хочет прийти к культурной деятельности, то это путь.

Независимо от иллюзий родителей по поводу „гуманитариев“, „технарей“, „визуалов“ и „левополушарных“ — всем, кто пройдёт этим путём, будет интересно смотреть на мир глазами химика, биолога, лингвиста», — так объясняет суть Анастасия Лобанова, методист школы № 2101, где ведётся обучение по системе Эльконина-Давыдова.

3. Чем отличается от обычной начальной школы?

Чаще всего знание в школе передаётся в готовом виде. В системе Эльконина-Давыдова учителя предлагают детям такие задания, которые позволяют самостоятельно понять основные принципы предмета, который они проходят.

«Мы стремимся дать ученикам возможность почувствовать себя творцами, когда они открывают для себя, к примеру, принцип построения таблицы умножения или художественной композиции», — так объясняют суть системы родителям, которые решили отдать ребёнка в 91-ю школу.

Очень многое в развивающем обучении рассчитано на то, что задания делаются в паре, в группе. С этим связана одна из главных причин, почему детям из обычной школы бывает сложно влиться в систему Эльконина-Давыдова.

Они часто оказываются не готовы к совместной работе, не умеют работать в группе без постоянного контроля учителя, воспринимают групповую работу как возможность расслабиться.

Бывает, что боятся оказаться неправыми, показать, что не знают что-то.

Детям, которые начали учиться по системе Эльконина-Давыдова, тоже бывает непросто перейти в традиционную школу. Программа начальной школы серьёзно отличается от обычной.

Например, в первом классе очень долгий «добуквенный» период в изучении русского языка и долгий «дочисловой» период в изучении математики.

Когда «обычные» дети складывают и вычитают в пределах десяти и закончили букварь, ученики системы Эльконина-Давыдова ещё сравнивают «больше-меньше» и учат буквы.

Система Эльконина-Давыдова не воспитывает у детей безоговорочного доверия к текстам и суждениям. Она приучает каждое мнение анализировать, задавая вопросы: «Всегда ли это так? Есть ли исключения из этого правила? Может ли быть по-другому?». Тексты в учебниках бывают сложными, неадаптированными.

Среди заданий в учебниках и рабочих тетрадях встречаются «ловушки» — намеренно сделанные ошибки

Они нужны для того, чтобы тренировать бдительность ребёнка и не позволить ему решать задачи по накатанной. Система учит его видеть чужие, а потом и свои ошибки.

Перед учителями стоит задача, чтобы у выпускников начальной школы сформировалась способность к рефлексии.

Именно её считают основой теоретического мышления, которое состоит в умении отличать известное от неизвестного, понимании, каких знаний не хватает для решения задачи, и способности оценить свои действия и мысли со стороны. Учителя стремятся объяснить детям, что их точка зрения не может быть единственно верной.

Если ребёнок это освоил, значит, он обладает важным навыком — умеет учиться.

4. Правда, что в системе Эльконина-Давыдова не ставят оценки?

В школе № 91 до пятого класса детям действительно не ставят оценки в привычном понимании. Они есть в другом виде — это может быть процентная, стобалльная шкала или другие системы. Сами оценки не нужны, чтобы дать обратную связь. «Система оценивания может быть разной, зависеть от школы и педагогов.

Но главное, что критерии должны быть понятны ребёнку, он должен знать, за что он получил ту или иную оценку. Тут не важно количество баллов.

Если дети бегут учителю с вопросом: „Правильно я сделал?“ — значит, они не могу оценить себя и это не очень по-давыдовски», — объясняет Дмитрий Чумаченко, учитель математики школы № 2101.

Система учит ребёнка самостоятельно оценивать свою работу, видеть улучшения, которые происходят изо дня в день. Он сосредоточен не на «тройке» или «пятёрке», а на том, что сегодня стал делать что-то лучше, чем позавчера.

Этому учатся и родители, которым нужно приложить усилия, чтобы перестать мыслить классической пятибальной шкалой. К ней, кстати, относятся и все флажки, звёздочки или утята, которые иногда ставят в начальной школе вместе цифровых отметок.

Грустное лицо вместе привычной «двойки» не делает систему безоценочной.

Хотя оценки до 5 класса ученикам не ставят, перевестись в обычную школу всё равно можно. В таком случае учитель просто проставляет в дневник отметки, руководствуясь принятыми критериями.

5. Кому она подходит?

Девиз системы Эльконина-Давыдова — «мы должны научить всех». Пётр Гальперин, у которого учился Давыдов, считал, что педагог должен создать особые условия для обучения.

Такие, при которых ребёнок не может не приобрести нужные навыки и знания. Поэтому никто не отбирает детей в первый класс по умественным способностям, но учителя стараются встретиться и пообщаться с родителями.

Ведь ценности, которые лежат в основе системы Эльконина-Давыдова, могут расходиться с ценностями семьи.

Система обучения ориентирована на любого ребёнка, но не на любого взрослого

«Родители иногда приходят, опираясь на распространённые иллюзии, и оказываются не готовы к тому, что у нас всё не так, как они привыкли. Мы обязательно проводим дни открытых дверей, мастер-классы, урок для родителей, — рассказывает Анастасия Лобанова.

— Мы можем вообще не знакомиться с детьми, иногда я впервые вижу их 1 сентября. Но на родителей я должна посмотреть, убедиться, что они правильно понимают, как и зачем выстроено развивающее обучение.

Несовпадение ценностей семьи и школы может сделать обучение невозможным».

Считается, что школьники, учившиеся по системе Эльконина-Давыдова, лучше действуют в нестандартной ситуации.

Они могут найти лучший способ решения проблемы, получить нужное знание, спрогнозировать развитие ситуации чаще и быстрее, чем школьники из традиционных школ.

Но в тех областях, которые связаны только с усидчивостью, памятью и длительной работой, они часто показывают средние результаты.

6. За что её критикуют?

Сложность (и одновременно сила) системы Эльконина-Давыдова заключается в том, что в её основе лежат серьёзные психологические и философские основания. Помимо работ её авторов, она опирается на труды Льва Выготского, Алексея Леонтьева, Петра Гальперина, а также диалектику Гегеля и марксизм.

Учителя, привыкшие работать по традиционной системе, должны полностью переучиваться, а главное — пересматривать устоявшихся ценности и приоритеты.

Учителям сложно быть не истиной в последней инстанции, а лишь направлять

Их задача помогать в поиске, действительно стремиться научить ребёнка понимать, а не просто соответствовать формальным требованиям.

Сложно и родителям, им приходится менять свои взгляды. Например, многие современные мамы и папы хотят, чтобы ребёнок учился не сильно напрягаясь, чтобы ему было интересно. Если этого не происходит, родители винят учителя. В системе развивающего обучения считают, что ребёнок должен понимать ценность учёбы.

«Современные порывы родителей к тому, что ребёнку надо непрерывно показывать фокусы, приводят к тому, что дети не готовы к реальному научному методу. Учёба — это не только красивые опыты, когда всё взрывается и искрится.

Это вдумчивое чтение текста, активная работа мысли.

Она может быть интересной с самого начала, но чаще всего она станет интересной только в тот момент, когда ребёнок увидит предмет глазами культурного взрослого», — объясняет методист Анастасия Лобанова.

Ещё одна сложность для родителей — домашние задания. Они пытаются помочь и не могут — их учили по-другому. Но в системе Эльконина-Давыдова дети должны делать домашнее задание сами, это их зона ответственности. Многих родителей этому нужно специально учить.

Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)

Источник: https://mel.fm/obrazovaniye/1620398-elkonin_davydov

В.Т.Кудрявцев. О различиях систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и Л.В. Занкова

В.В. Давыдов и Л.В. Занков
Опубликовано в кн.: Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 17 марта 2016 г.: в II т. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. Т. II.От редколлегии.

Современные антропные образовательные технологии имеют своих предшественников. Еще в 30-е годы прошлого столетия один из основателей педагогической психологии Л.С. Выготский сформулировал концептуальный принцип современного обучения: «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой».

Если первая часть этого положения фиксирует связь психического развития и обучения, то вторая – предполагает и ответ на вопрос, как ведет, каковы психологические механизмы, обеспечивающие развивающую роль обучения. При этом Л.С. Выготский отметил, что развитие ребенка «…

имеет внутренний характер, что это есть единый процесс, в котором влияния созревания и обучения сливаются воедино». В 1960-е гг. XX века был создан научный коллектив под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека.

Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением. Ученые в своем экспериментальной исследовании стремились точно следовать существенным моментам гипотезы Л.С.

Выготского и на широком фактическом материале превратить ее в развернутую теорию развивающего обучения. Это потребовало разработки нескольких вспомогательных теорий, которые конкретизировали и углубили основные моменты гипотезы Л.С. Выготского. Теория развивающего обучения начала формироваться в конце 1950-х – 1970-е годы в работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В.

Давыдова, в трудах которого эта проблема изложена наиболее фундаментально. Термин «развивающее обучение» был введен В.В.Давыдовым для обозначения ограниченного круга явлений, но довольно скоро термин вошел в массовую педагогическую практику и существует по сути дела во всех современных образовательно-обучающих технологиях.

Важно отметить, что, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия. Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач. Обучение проводилось в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне.

Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова и Занкова, способны к самоконтролю и самообразованию. У них складывается особый подход к изучению предмета, они не боятся отстаивать личную точку зрения, умеют самостоятельно мыслить и принимать адекватные решения. Об этом пишет в один из учеников академика В.В.Давыдова, современный эксперт в сфере развития образования, профессор Владимир Товиевич Кудрявцев в своей статье.

Системы развивающего обучения.д.б. эльконина-в.в. давыдова и л.в. занкова: пять различий

Кудрявцев В.Т.Институт психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного

гуманитарного университета

В статье дана сопоставительная характеристика систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.

Ключевые слова: развивающее обучение, традиционное обучение, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков.

D. B. ELKONIN-V.V. DAVYDOVS’ AND L. V. ZANKOV’S SYSTEMS OF THE DEVELOPING TRAINING.: FIVE DISTINCTIONS

Kudryavtsev V. T.
Russion State University for the Humanities

In article the comparative characteristic of D. B. Elkonin-V.V. Davydovs’ and L. V. Zankov’s systems of the developing training is given.

Keywords: the developing training, traditional training, D.B. Elkonin, V. V. Davydov, L.V. Zankov.

Читайте также:  Нужно ли баловать ребенка?

Между системами развивающего обучения, обозначенными в заголовке статьи существует, как минимум, пять принципиальных различий.

Первое различие. В традиционном обучении господствует принцип доступности.

Он предполагает переход от простого к сложному, «от легкого к трудному», от знакомых ребенку конкретных фактов к обобщениям, от элементарных обобщений к обобщениям более высокого порядка.

Практически единственным источником умственного развития учащихся видится абстрактное наращивание сложности (трудности) материала.

В системе Занкова основополагающий принцип — обучение на высоком уровне трудности. Имеется в виду не повышение «средней нормы трудности», а специфическая «трудность, заключающаяся в познании сущности изучаемых явлении» (Занков Л.

В. Дидактика и жизнь. М., 1968. С. 32). Ее преодоление требует реорганизации интеллектуального (и всего психического) потенциала учащегося, «раскрытия духовных сил ребенка». Обучение призвано дать этим силам «простор и направление» (Там же).

Система Эльконина – Давыдова также направлена на преодоление ограничений принципа доступности и ориентирует детей на познание «сущности явлений».

Но в отличие от системы Занкова, она предполагает не реорганизацию наличного интеллектуального потенциала, представленного возможностями эмпирического мышления учащихся, а развитие у них круга принципиально новых способностей, которые связаны с теоретическим мышлением, теоретическим сознанием, теоретическим отношением человека к действительности.

Наряду с этим, в соответствии с позицией В.В.

Давыдова, образ сложного целого в обучении первоначально строится в логически простой, элементарной, «клеточной» форме – в форме исходной абстракции, из которой лишь затем выводится система конкретных знаний и умений, характеризующих учебный предмет как такое целое (восхождение от абстрактного к конкретному). Примерами подобных абстракций могут служить понятие об отношении величин как основе развернутого понимания природы действительных чисел (математика), понятие об отношении звуковой формы слова к его буквенному составу, лежащее в фундаменте конкретных умений чтения и письма (русский язык), образ отношения «автор – художественный текст – читатель», который определяет все многообразие способов творческого осмысления литературных произведений самых разных видов, стилей, жанров и т.п. (литературное чтение).

Второе различие. Традиционное обучение направлено на дидактический тренаж конкретных представлений младших школьников о действительности. Выход за рамки этих представлений, согласно его концептуальным установкам, детям не доступен в силу ограниченности их возрастных возможностей.

Система Занкова выдвигает альтернативу в виде принципа ведущей роли теоретических знаний. Она утверждает приоритетность формирования в начальном обучении понятийных абстракций и обобщений.

Это может протекать в форме усвоения: а) научных терминов и определений; б) зависимостей и законов (например, переместительного закона сложения и умножения – в курсе математики; закономерности сезонных изменений в растительном и животном мире и др.). При этом не умаляется значение овладения младшими школьниками конкретными умениями и навыками.

Это происходит «на основе общего развития, на базе возможно более глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей» (Там же. С. 38).

Формирование теоретических понятий является приоритетным и для системы Эльконина – Давыдова. Но здесь теоретические понятия имеют не столько словесную форму «научных терминов и определений» (как в системе Занкова), сколько форму общих способов решения различных классов задач, которые получают свое выражение в моделях.

Третье различие. В условиях традиционного обучения темпы продвижения учащихся крайне низки. Много времени затрачивается на преимущественно механическое заучивание, повторение и закрепление учебного материла.

В противовес этому, система Занкова базируется на принципе изучения программного содержания быстрым темпом. Речь идет не о форсированном обучении, а об отказе от «топтания на месте», «постоянном движении вперед» (Там же.

С. 34-35). «Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более глубокого осмысления получаемых сведений, поскольку они включаются в широко развернутую систему» (Там же. С. 35).

В поступательном «движении вперед» состоит и смысл развивающего обучения по системе Эльконина — Давыдова (в ином случае такое обучение нельзя было бы назвать «развивающим»).

Тем не менее на этапе освоения исходного отношения учебного материала темпы обучения по необходимости замедляются — он требует особой работы учащихся, в том числе – подготовительной. По сравнению с этим готовое определение формально заучивается легче и быстрее.

Однако по мере освоения исходного отношения учащиеся начинают гибко и оперативно ориентироваться в целостном учебном содержании, не тратя время на решение бесчисленных примеров для закрепления усвоенного и выправления ошибок, неизбежно возникающих по причине формального заучивания и т.д.

А главное, у них возникают тенденции к саморазвитию и самообучению В силу этого отпадает нужда в длительном «дидактическом тренаже», направленном на передачу учащимся конкретных знаний и умения, отработку специализированных навыков.

Четвертое различие. Принцип сознательности учения, провозглашаемый в традиционном обучении, распространяется лишь на усвоение знаний, умений и навыков. Это можно выразить в формуле: «знай (умей, делай) и понимай, что знаешь (умеешь, делаешь)».

Принцип осознания школьниками процесса учения, как он формулируется применительно к системе Занкова, «и близок к общепринятому пониманию сознательности усвоения знаний, и существенно отличается от него» (Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. М., 1975. С. 52). (Это написано в 1975 г.

, а семью годами раньше, в «Дидактике и жизни» автор утверждал, что исходит «из общепринятого дидактического принципа сознательности» /С. 38/). Специфика подхода Л.В.

Занкова в том, что для него осознанию подлежит прежде всего специфическая сторона учения – линии, связующие учебный материал в единую структуру, необходимость заучивания его определенных элементов, источники ошибок при его усвоении и др.

В системе Эльконина — Давыдова речь идет не просто об осознании учения.

Она нацелена на развитие у детей особых рефлексивных способностей — рефлексивного анализа, оценки и контроля, которые обеспечивают выявление общих оснований учебной деятельности и учебных действий.

Их развитие является существенной предпосылкой формирования субъекта учебной деятельности — желающего и умеющего учиться, активно и инициативно участвующего в ее проектировании и преобразовании.

Пятое различие. В традиционном обучении проводится четкое разграничение между сильными и слабыми учащимися. При этом слабым учащимся предоставляется значительно меньше возможностей для интеллектуальной деятельности, чем сильным.

Тем самым суживается перспектива их развития. Это компенсируется значительным объемом сугубо тренировочных упражнений, в частности, на дополнительных занятиях с неуспевающими учащимися.

В тоже время именно неуспевающие, более других учеников, нуждаются в проведении с ними не узко тренировочной, а общеразвивающей работы.

Этому противостоит принцип системы Занкованеобходимость осуществления целенаправленной работы по общему развитию всех учащихся класса.

Это требование выступает на передний план и в системе Эльконина – Давыдова. В ней оно удовлетворяется за счет углубленной индивидуальной работы с каждым ребенком, в том числе — в рамках диалого-дискуссионных (включая групповые) форм учебной деятельности.

В целом, как отмечал В.В. Давыдов, по способам интерпретации основных принципов и их реализации в образовательном процессе дидактическая система Л.В.Занкова существенно не отличается от традиционной, представляет собой лишь ее «косметическое» усовершенствование.

Тем более, что многие позиции Леонида Владимировича Занкова, бесспорно, выдающегося ученого изложены им крайне абстрактно и обтекаемо. Дело здесь не в манере изложения. Это лишь косвенный признак того, что сама система Л.В. Занкова (как и ее теоретическое обоснование) лишена достаточной цельности и целостности.

Более подробная оценка системы Л.В.

Занкова дана В.В. Давыдовым в книге «Теория развивающего обучения» (М., 1996. С. 379-382). Ознакомится с ней принципиально важно, поскольку системы Занкова и Эльконина-Давыдова, редко, но все же иногда рассматриваются две ветви одного и того же дерева. А это не так. Конечно, и Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, а также Н.А.Менчинская являлись учениками Л.С.

Выготского. Последователем Выготского считал себя и продолжатель дела Д.Б. Эльконина В.В. Давыдов. Все они, впитав с младых ногтей тезис Выготского об «обучении, которое должно идти впереди развития», маркировали свои направления термином «развивающее обучение».

Но это не означало отсутствия значительных расхождений между ним по ряду принципиальных вопросов. В том числе, главного вопроса – о сути самого развивающего обучения.

Источник: https://tovievich.ru/book/obrazovanie/7711-vtkudryavcev-o-razlichiyah-sistem-razvivayuschego-obucheniya-db-elkonina-vv-davydova-i-lv-zankova.html

Pазвивающие книги для детей — Издательство «Вита-Пресс»

 Главная  > Статьи > Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова в школах Российской ФедерацииДанная система сложилась и законодательно закрепилась в российском образовании в 70-х годах прошлого века как альтернатива традиционной системе образования (в 1996 году решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем).Система развивающего обучения – новый подход к обучению детей в существующем проблемном мире. Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Система вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов. В Норвегии, например, развивающее обучение активно внедряется не только в начальном (как в основном сложилось в России), но и в среднем, старшем звене школы, в колледжах и университетах.В основу системы развивающего обучения легли результаты исследований, проведенных известным российским ученым Л.С.Выгодским, психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста. Ее главные особенности:

  • введение научных знаний с первого дня обучения в школе;
  • организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний;
  • открытие в детях невидимого мира потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению даже самых незначительных предрасположенностей ребенка к какой-либо сфере в окружающем его мире. Это подтверждается следующими фактами:

  • дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад;
  • уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения (выпускники показывают высокие результаты по ЕГЭ даже в заданиях, рассчитанных на нестандартное мышление);
  • развитие у детей способностей к глубокому анализу и миросозерцанию, умению аргументированно рассуждать и излагать свою точку зрения;
  • развитие и реализация скрытых возможностей, заложенных в ребенке;
  • коэффициент усвояемости нового материала существенно выше, поскольку сама форма обучения не предполагает пассивного восприятия информации от педагога, а приводит к ее усвоению путем серии последовательных логических рассуждений самим учеником. Фактически сам ученик формирует следующую ступень знаний;
  • развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения;
  • активная форма обучения по этой системе развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности;
  • реализация и развитие всех индивидуальных природных данных каждого учащегося, заложенная возможность к принятию нестандартных решений, развитие аналитических способностей и умения аргументированно излагать свою точку зрения позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.

Система обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова способствует развитию не только школьников, но и педагогов. Учителя, преподающие по данной системе, при переаттестации получают высшую категорию. Учитель, работающий в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, – не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания. Обучение в школе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. Школа развивающего обучения уже в младшем школьном возрасте:

  • формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
  • воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
  • способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
  • развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

Вот что говорят выпускники школ развивающего обучения:

  • «За годы обучения в школе я понял уникальность каждого человека, школа научила меня чувствовать ответственность за свои поступки»,
  • «Мы научились быть свободными, хотя и подчиняться общим правилам, не считать, что мнение учителя или того, кто стоит выше тебя, абсолютно»,
  • «Учителя старались развивать в нас личностные качества, а не качества толпы, думать и оценивать ситуацию»,
  • «Школа дала мне понять, что моя жизнь в моих руках».

«ВИТА-ПРЕСС» является ведущим издательством на рынке учебной литературы по подготовке и выпуску учебно-методических комплектов по всем предметам для 1 – 4 классов, работающих по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.Для широкого внедрения данной системы в школы России издательству удалось сформировать уникальные авторские коллективы, по учебникам и пособиям которых уже много лет учатся дети во всех регионах нашей страны. Комплект учебников по начальной школе является победителем Конкурса учебников нового поколения, проводимого Министерством образования и науки РФ и Мировым банком.Учебники для начальной школы прошли экспертизу по новой процедуре и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год.С 2005 года издательство работает над продолжением издания учебной литературы по развивающему обучению для основной школы. Впервые в практике российской школы выпущены учебно-методические комплекты для основной школы по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова по русскому языку, литературе и математике для 5, 6 и 7 классов. Ведется работа по построению полных линий для основной школы.

Источник: http://www.vita-press.ru/255.html

Система развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина

Творческий коллектив под руководством этих психологов предложил свой вариант развивающего обучения, в которой главное место занимает формирование обобщенного способа деятельности.

Давыдов Василий Васильевич (род.1930) – психолог, педагог, академик и Вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, почетный член национальной академии США. Сторонник Л.С.

Выготского, исследовал проблемы теории и истории психологии, возрастной и педагогической психологии, взаимосвязь педагогики и психологии. С Элькониным Д.Б. выявил условия организации развивающего обучения в процессе усвоения учащимися знаний и умений.

Решение задач, по Давыдову, представляет собой выполнение системы учебных действий (моделирование, контроль, оценка и др.) Разработал теорию учебной деятельности с опорой на понятие содержательного обобщения. По программе выпущены учебники и методические пособия.

Разрабатывает методики диагностики определения уровня развития новообразований. Разработал логико–психологическую концепцию о двух типах мышления человека:

· рассудочно – эмпирическом и

· рассудочно – теоретическом.

Эльконин Даниил Борисович (1904-1984), психолог, ч.-к. АПН СССР (1968), д-р. пед. наук (1962), профессор (1965). Ученик Л.С, Выготского. педагогическую деятельность начал в 1922 г. в Дергачевской колонии для малолетних правонарушителей Полтавской обл.

вел научную работу в ЛГПУ (1928), Лен. комм. пед. институте и по совм. В НИИ ОПП (1946 с 1953 на пост. работе). Развивал идеи своего учителя, разработал широкий круг проблем детской и педагогической психологии.

Центральная проблема его исследований – природа детства и глубинные законы психического развития ребенка. Теория психического развития, созданная Элькониным, существенно конкретизировала и уточнила понимание детства, сложившееся в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др.

представителей этой научной школы. Опираясь на понятие ведущая деятельность, разработанное им совместно с Леонтьевым, Эльконин создал развернутую периодизацию психического развития в детском возрасте, описал основные типы ведущих деятельностей от рождения до 17 лет.

Создал теории игровой и учебной деятельности. Эльконин разработал эффективный метод обучения детей на основе звукового анализа слов, составил экспериментальные буквари (1961 ч.1-2, 1969 – 72)

Основные положения дидактической системы В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

Ребенок – не объект воздействий учителя, а самоизменяющийся субъект учения.

?Вспомните, что мы подразумеваем под объектом (на кого направлена деятельность) и под субъектом (тот, кто осуществляет деятельность). Изучая тему «Педагогическая деятельность», мы отмечали, что ученик является не только объектом педагогической, но и субъектом учебно0познавательной деятельности.

Знания – не самоцель, а средство развития учащихся.

Содержание.

Главная задача состоит в выработке и отработке способа решения задач, способе осуществления учебной деятельности, который отрабатывается на каждом предмете:

математика – решение задачи,

чтение – умение составить план рассказа,

письмо – проверка бездарных гласных,

география – раскрытие особенностей территории на основе географической карты.

При этом ребенок усваивает не конкретные способы, а общий принцип построения действий. Для этого необходима система знаний, а не конкретные правила орфоэпии.

Авторы системы кардинально изменили содержание образования: не набор правил, регламентирующих множество способов действий при решении частных задач, а система научных понятий, определяющая общие способы действий в предмете.

Методы обучения.

1. В традиционной системе обучение складывается по общей схеме:

показ – объяснение – контроль.

2. здесь учебная деятельность не воспроизводящего, а творческого типа, поискового характера. На уроке важно создать проблемную ситуацию.

3. Поставить учебную задачу. Если ученик ищет конкретный способ решения задачи, ее результат – то он решает конкретно-практическую задачу. Если ищет общий способ решения задач данного класса – то он выполняет учебную задачу.

4. Организация поисковой деятельности.

5. Организация оценки найденного способа решения (путем видоизменения условий задачи).

Взаимодействие учащихся.

Учитель не может давать готовые рецепты решения, он может варьировать условия задачи, чтобы проанализировав их, ученики могли наметить пути поиска способа. Учитель должен учитывать возможности детей и прогнозировать их.

Учитель не дает готовых рецептов, встает на позицию ребенка, намеренно ошибается, ведь исследовательская деятельность невозможна без оппонента (в этой роли выступает учитель или ученик). При ответах учеников должна звучать аргументация: «Я так думаю. Я так считаю».

Мастерство учителя заключается в умении организовать и поддерживать коллективный учебный диалог.

Целью образования является развитие ученика как субъекта учения.

Посильность. Психические процессы, возрастные особенности младших школьников меняются при изменении содержания и методов обучения. В результате не возникает перегрузок, потому что

-учебный материал носит системный характер,

— вместо запоминания отдельных правил происходит усвоение общих принципов построения учебных действий,

-снижается уровень учебной тревожности.

Мышление. В процессе обучения осуществляется переход от конкретно-наглядного к абстрактно-логическому. В ходе решения задач учащиеся выполняют операции анализа, обобщения и конкретизации, развивая тем самым теоретическое мышление.

Память, воображение, восприятие. Развивается произвольная и непроизвольная память. Не содержательная память, как у дошкольника, а память формы (таблицы, схемы, тексты), логика изложения. Учащиеся эффективно запоминают и избирательно воспроизводят учебный материал на основе анализа связей между содержанием и формой.

Мотивы. Ученик включается в поисковую деятельность, где интерес проявляется не только к процессу решения, но и его результатам. Важна не отметка, а оценка способов и результатов деятельности со стороны учителя и учеников. Развивается самооценка.

Эмоциональная сфера. В процессе решения задач происходит развитие чувств, уважения друг к другу, к его позиции.

Значение. Усвоение и развитие две взаимообусловленные стороны единого процесса изменения ученика.

Вклад в педагогическую науку и практику состоит в разработке теоретической модели развивающего обучения; 2переводе» с языка высокого искусства на язык высокой технологии.

В процессе обучения и воспитания развивается учитель и ученики. При этом учителю необходимо осуществлять творческий подход к делу.

Основой понимания сути развивающего обучения является теория учебной деятельности и ее субъекта. Речь идет не об усвоении человеком знаний и умений вообще, а име6нно об усвоении, происходящем в форме специфической учебной деятельности. Учебная деятельность состоит из учебных потребностей, мотив задачи, действия и операции.

У первоклассников нет целостной структуры учебной деятельности. Они должны систематически решать учебные задачи. При ее решении ученик ищет и находит общий способ (или принцип) подхода по многим частным задачам определенного класса, которые потом решаются «с ходу» (из статьи Василия Васильевича Давыдова «О теориях развивающего обучения» //Магистр.

– 1996. — №1. – С.7-19)

Ознакомьтесь по раздаточному материалу с основными положениями дидактической системы В.В. Давыдова и Д.Б Эльконина.

? В чем вы видите сходства и отличия от традиционной.

Системы развивающего обучения набирали обороты, появлялись новые доктрины, парадигмы образования, концепции, теории.

Одной из таких явилась теория поэтапного формирования умственных действий, предложенная П.Я. Гальпериным.

По раздаточному материалу ознакомьтесь с основными положениями его теории.

Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) – психолог, доктор педагогических наук, ученик Л.С. Выготского. Разрабатывал вопросы теории, методологии, психологии, истории возрастной психологии.

В основе разработанной Гальпериным теории поэтапного формирования умственных действий лежит процесс интериоризации – психический процесс перевода внешней деятельности во внутренний план. Например, выполняя действия со счетными палочками ребенок проговаривает, осознает и переводит во внутренний план – считает про себя.

Чтобы эффективно решать познавательные задачи, ученик должен овладеть ООД – ориентировочной основой деятельности.

Различают III типа ООД и учения.

Неполная ООД. однократный показ без подробного объяснения. Полная ООД, но конкретная, трудно переносится в другие условия Полная ООД в обобщенном виде

! По учебнику под ред. П.И. Пидкасистого, с.157 ознакомьтесь и приведите свои примеры ООД.

Первый тип учения – однократная демонстрация образа и неполное словесное описание. Учение происходит с ошибками, действие остается не полностью осознанным, и перенос действия на новые объекты и задачи затруднен. Например, учитель и ученики по русскому языку дают образцы слов и предложений, демонстрируют какое-либо грамматическое явление, анализируют его и формируют правила написания.

Во втором типе учения дается полная ООД. В этом же примере дается алгоритм применения правила на безударную гласную в корне или написание «нн» — «н» в прилагательном. Усвоение действия протекает без ошибок, но перенос действия на новые задачи ограничен конкретностью ООД.

В третьем типе учения имеется полный состав ООД, ориентиры представлены в обобщенном виде, годном для целого класса явлений. ООД в конкретных случаях составляется учеником на основе известного ему общего знания.

Например, даются готовые общие схемы и алгоритмы, находящие применение во многих случаях: анализ слова по составу и как часть речи, анализ предложения по наличию основы и другим характеристикам.

Учение протекает без ошибок, с уяснением существенных признаков объекта и условий действия с ними, обеспечивается перенос знаний и действий на все конкретные случаи в данной области.

В традиционном обучении выполнение упражнений и задач происходит обычно по первому и второму типу учения. Значение данной теории состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства – ориентировочной основы действий, а следовательно, и управлять самим процессом учения.

Помимо изученных видов и систем обучения, в дидактике выделяют Технологии обучения.

Технология обучения – направление в педагогической науке (50-е годы 20 века), которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектирование учебных процессов.

? Прослушайте мнение педагога о педагогической технологии и выскажите свое мнение согласие или несогласие.

Любая деятельность, отмечал В.П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М., 1989). Любое планирование противоречит экспромту, является началом технологии.

Внедрение педагогических технологий относят к началу 1960-х г.г. и связывают с реформированием американской и европейской школ. (Дж. Кэрролл, Д. Брунер, Д. Хамблин, В.Коскарелли, П.Я. Гальперин, Н.Ф, Талызина, Ю.К. Бабанский, П.М. Эрднев, В.П, Беспалько, М.В. Кларин).

Под педагогической технологией понимают последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса..

если «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла.

Особенности технологии обучения:

1. Разработка диагностично поставленных целей обучения;

2. Ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей;

3. Оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

4. Вопроизводимость обучающих процедур (возможность повторения любым учителем).

«+» Достоинства: учебный процесс складывается из модулей, блоков, наполняется разным содержанием. Благодаря диагностично поставленным целям и измерительным «приборам» — процедурам измерения (тесты), можно говорить об объективной, полной оценке.

«-»Недостатки: педагогическая технология ориентирована на обучение репродуктиного типа, игнорирования внутреннего мира личности, неразработанность учебной мотивации.

Противоположным в этом отношении направлением в дидактике педагогическим технологиям можно рассматривать личностно-ориентированное обучение.

Идеи личностно ориентированного обучения высказывались и осуществлялись достаточно давно: это гуманистическая педагогика, неопрагматизм, экзинстенционализм, неопедоцентризм, свободное воспитание (США, Европа 70-е годы 20 века), педагогика сотрудничества (Россия, 80-е годы 20 века).

Основы личностно-ориентированного обучения составляют идеи Дж. Дьюи в начале 20 века и представителей гуманистической психологии (А. Маслоу и К. Роджерс).

Посмотрите на их портреты и вспомните основные положения их трудов и идей. Дж. Дьюи: «Ребенок – центр учебного процесса, а не учитель и не школьный предмет». Критиковал авторитарную школу, методы, рассчитанные на зубрежку.

Представители гуманистической психологии критиковали программированное обучение, педагогические технологии за манипулирование действиями ребенка, игнорирование его личности. Обучение должно строиться на принципе «развивающей помощи» (не решать проблемы за человека, а разбудить его внутренние силы, его активность, чтобы он сам принимал решения).

Цель – развитие личности, ее самосознания, ее самореализация.

Методы:

Ø постановка проблем,

Ø использование разных источников знания – людей, опытов, книг, аудио-видеотехники,

Ø организация работы в группах разного состава,

Ø организация учения как исследования, эксперимента,

Ø специальные занятия по самопознанию, межличностному взаимодействию.

«+»Достоинства:

Ø поиск новых методов, форм обучения;

Ø внимание к внутреннему миру ребенка.

«-» Недостатки:

Ø снижение академического уровня обучения,

Ø игра становится самоцелью, приобретение знаний уходит на второй план.

Подведем итоги урока.

Какие виды обучения мы рассмотрели?

Перечислите дидактические системы развивающего обучения?

В чем вы видите отличия развивающего обучения от традиционного?

Раскройте основные положения теории П.Я. Гальперина?

Что такое ориентировочная основа деятельности?

Назовите основные характеристики педагогической технологии? В чем проявляется сходство и отличие педагогической технологии о программированного обучения?

На каких принципах основывается личностно-ориентированное обучение?

Д/Зсоставить опорный конспект, условные обозначения по перечисленным системам.

Составить по желанию кроссворд по дидактическим системам и видам обучения.

Подготовиться к семинару №7.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s7150t3.html

Ссылка на основную публикацию