Учитель в обществе, его социальные функции

Статья: «Роль педагога в современном обществе»

Бекмурадов Саид Бахтиерович мастер производственного обучения  КГКП «Рудненский горно – технологический колледж» Управления образования акимата Костанайской области

Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества.

Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества.

Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», – писал великий педагог Я.А. Коменский (1592-1670). По словам Я.

Коласа (1882-1956), классика белорусской поэзии и литературы, педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.

Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К.Д.

Ушинский (1823-1870): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

Начну с того, что роль педагога в обществе, т.е. его социальные функции претерпевают изменения вместе с развитием самого общества.

Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же  эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе.

Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наёмного ремесленника до государственного служащего.

Назову основные из социальных функций педагога в современном обществе:

  1. Педагог выполняет роль «двигателя» в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, специалистов, быстро схватывающих всё передовое в разносторонней жизни общества. И, таким образом, в прогрессивном развитии общества. В ускорении этого развития несомненно есть значительная доля сил и многолетнего труда педагога.
  2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим – через молодое поколение. Он, как эстафету, передаёт опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.
  3. Есть специфическая функция педагога – выполнять роль «аккумулятора», накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, он  их  затем передаёт молодому поколению. Значит, здесь роль педагога не сводится лишь к аккумулированию, он одновременно является и главным звеном в механизме передачи накопленного старшими ценностного опыта молодым. По сути, здесь отмечается не одна, а две социальные подцели педагога: накопить, чтобы передать.
  4. Одна из социальных ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к тому времени. Его оценки: есть факторы хорошие и плохие, есть и промежуточные. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен (с субъективной точки зрения) для пользования в воспитательно-образовательной работе с детьми. В этой функции педагог играет не только прогрессивную роль, но иногда и консервативную. Дело в том, что субъективно педагоги старшего поколения собственные юные и молодые годы с вершины прожитого ностальгически переживают как совершенные, почти идеальные, а новые веяния в жизни порой воспринимаются как разрушение прежних устоев (на самом деле это часто так и есть), как крах, а потому – неприемлемые.

Но в целом общественный прогресс определяется, конечно, не только деятельностью педагогов, но и другими факторами, и его не остановить консервативными взглядами отдельных педагогов. И всё же большинство педагогов выбирает новое в детской среде и продвигает это новое в систему общественных отношений.

  1. Назову ещё одну социальную функцию педагога: это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодёжи перед старшим поколением.

Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодёжи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.

  1. И, наконец, ещё одна, едва ли не главная, социальная функция педагога – формирование духовного мира молодёжи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодёжи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит её регулировать своё поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Итак, роль педагога в современном обществе проявляется в вышеперечисленных его социальных функциях. В действительности все эти функции проявляются не отдельно одна от другой, а в общем комплексе, отражая сложные взаимосвязи разных сторон и явлений жизни.

  Список литературы:     

1.http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/01/09/rol-uchitelya-v-sovremennom-obshchestve

Источник: http://dar-uchitelya.ru/?p=1064

Место и функции учителя в современном обществе. Психологические требования к личности педагога

Слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т. е. подчеркиваются две его основные функции – руководство приобретением и реализацией социального опыта учеником и передача накопленных человечеством знаний.

Место и функции учителя определяются огромным значением, которое придает общество делу воспитания подрастающих поколений, развитию и совершенствованию всей системы воспитания и его основного звена – средней общеобразовательной школы.

Школа –это основное учебно-воспитательное учреждение, призванное осуществлять воспитание подрастающих поколений.

Перед школой стоят совершенно определенные, заданные обществом задачи: вооружить школьников системой знаний, умений и навыков; сформировать у них основы мировоззрения и нравственности, определение навык о в общественного поведения. В современных условиях требования общества к школе постоянно возрастают.

Это связано с растущими требованиями к подготовке детей для жизни в обществе. Школе отводится важная роль в решении таких программных задач, как формирование нового человека, всестороннее развитие личности. Учитель в современной школе выполняет ряд функций.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, компетентность в своей области, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие.

Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя.

Общие и специальные способности педагога

Специальные способности педагога:

  • способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;
  • способность самостоятельно подбирать учебный материал определять оптимальные средства и эффективные методы
  • способность по-разному излагать, доступным образом изменять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить понимание и усвоение всеми учащимися;
  • способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний и навыков;
  • способность за сравнительно короткий срок добиваться изучения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;
  • способность правильно строить урок, совершенствуя преподавательское мастерство от занятия к занятию;
  • способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;
  • способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной 'для обучения информации, а также средственное использование в педагогической деятельности
  • способность формировать у учащихся нужную мотивационную структуру учебной деятельности (учения).

Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей:

v. способность к эмпатии.

v. Способность быть примером и образцом для подражания со 1 стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

v. Способность вызывать у ребенка благородные чувства, жела-1ние и стремление становиться лучше, делать людям добро, доби-ваться высоких нравственных целей.

v. Способность приспосабливать воспитательные воздействия к 1 индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

vi. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать (его, стимулировать к самосовершенствованию.

v. Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

v. Способность вызывать к себе уважение со стороны воспиты-[ваемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, [иметь авторитет среди детей.

53) Барьерами общения называют препятствия, возникающие на пути передачи и принятия информации, которые служат причиной непонимания собеседников и, как следствие, могут создавать предпосылки для их конфликтного поведения. Причем препятствия могут носить, совсем разный характер. Существует разделение всех барьеров на коммуникативные, социальные и психологические.

Социальные барьеры. Данные барьеры возникают между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам. Эти различия неустранимы, впрочем, нет необходимости стремиться к их устранению, так как это привело бы к унылой унификации человеческого рода.

Барьеры психологического характера. Своего рода феномен. При развитии негативного отношения к личности говорящего у людей вырабатывается и недоверие к информации, которую озвучивает неприятный собеседник.

Читайте также:  Аппликация в подготовительной группе на тему "птицы": методика проведения и интересные варианты занятий

Механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки и т.д.

В свою очередь защита от информации может проявляться в виде барьеров избегания или барьеров авторитета.

Барьер авторитета. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом. Достоверие и недостоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые и молодые слабо прислушиваются к советам друг друга.

Барьер избегания. Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия,чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).

Психологические барьеры возникают как в процессе вербального, так и невербального общения.

Пример:

 Еще раз так сделаешь — вызову родителей!

 Я тебе за такие слова и «два» могу поставить!

 Я вас всех праздника лишу!

 Я вас старше и умнее!

Коммуникативные барьеры. Данный вид барьеров возникает из-за нарушения структуры речевого общения (неодинаковое знание предмета разговора, различный лексикон и др.) К ним относятся: логический, стилистический, семантический, фонетический.

Фонетический барьер. Возникает из-за препятствий, создаваемых особенностями речи говорящего. Фонетический барьер у слушающего возникает всякий раз, когда у партнера по общению:

Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. Всякий раз, когда партнеры различаются по особенностям мыслительной деятельности и не считают нужным (или не умеют) учитывать специфику партнера по общению.

Стилистический барьер. Действие барьера проявляется в том, что стилевыехарактеристики «упакованной» в словесную форму информации могут препятствовать её восприятию. Возникает при неправильной организации сообщения.

Семантический (смысловой) барьер. Подобные смысловые барьеры являются следствием того, что одно и то же явление, высказывание имеет для коммуникантов разный смысл.

54) Понятия «психологический климат», «социально-психологический климат» или «микроклимат» — это понятия скорее метафорические, чем строго научные.

По аналогии с климатом географическим благоприятный социально-психологический климат означает, что человеку в коллективе с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он может проявить себя, «расцвести» в личностном и профессиональном отношении.

Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с отношениями между людьми, с их настроением, самочувствием, удовлетворенностью в процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики психологического климата важны эмоциональные оценки.

Педагогический коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов. Неслучайно поэтому А. С. Макаренко придавал большое значение мажорному тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.

Функции: Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий, направленных на решение учебно-воспитательных задач.

Стимулирующая функция состоит в создании «эмоциональных потенциалов» коллектива (А.Н.Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности.

Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s19235t9.html

Роль учителя в современном обществе

На протяжении своей долгой истории учительская профессия менялась в количественном и качественном отношении.

Она всё более дифференцировалась, и в ней появлялись учителя для разных типов образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных, специальных, профессиональных), различных уровней общеобразовательных школ (начальной, младшей средней, старшей средней), работники образования со специфическими функциями (руководители образования, учителя-терапевты, консультанты и т.д.).

Лучшие умы человечества всегда рассматривали труд учителя как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества. Ещё Сократ, открывший в Древней Греции академию для молодёжи, утверждал, что более полезен государству тот, кто сделает многих способными управлять государством, чем тот, кто управляет им сам.

Ян Амос Коменский, чешский мыслитель 17-го века, рассматривал школу как «основание государственности», а учителей «садовниками», «образователями» человечества. Глубокое понимание старших и тех, кто учит и воспитывает – стойкая традиция народов Востока, уходящая корнями в глубокое прошлое.

В разработанной великим китайским философом Конфуцием религиозно — философской системе воспитатель относится к категории «цзянь-цзы» — совершенномудрых, благородных людей (XII в. до нашей эры).

Уважение тех, кто воспитывает и учит, является непременным правилом поведения каждого человека. В Японии, культура которой во многом сложилась под влиянием конфуцианства, культ учителя – характерная черта общества.

«Никогда не наступайте даже на тень учителя» — гласит японская пословица.

Для выполнения своих ответственных функций «садовника», «образователя» людей учитель должен обладать высокими человеческими качествами. По мнению Жан Жака Руссо, он «более, чем человек».

Обоснованная Конфуцием модель людей «цзянь-цзы», к которым принадлежат воспитатели, включает лучшие качества – человечность, справедливость, искренность, бескорыстие, уважение к тем, кого воспитывает,  образованность, ясность речи, стремление к самосовершенствованию и, самое главное, к познанию «дао» — вечной истины.

Крупнейший теоретик арабского средневекового мира Ибн Халдун, подчёркивая особую важность учителя в обществе, считал, что главными качествами учителя должны быть мудрость, терпение, любовь к детям и знание их особенностей, поощрение активности и любознательности учащихся.

При разработке «Закона для учителей» Ян Амос Коменский исходил из того, что учителя должны быть «живыми образцами добродетелей, которые они призваны прививать другим».

Учителя, отвечающие высоким требованиям на протяжении веков, были мощным и даже решающим фактором в формировании своих питомцев.

Известны высказывания великих людей – поэтов, писателей, художников, учёных – о роли, которую сыграли учителя в их жизни и творчестве.

Научно- техническая революция, развернувшаяся во второй половине 20-го века, внесла заметные изменения в сферу образования. Одно из них – активная  технологизация учебного процесса.

Как говорилось выше, школы западных стран заполнились обучающими машинами, учебным телевидением, видео- и аудиотехникой,  компьютерами, интеракционными системами. Усиленная технизация школы породила идеи об «отмирании» учительской профессии.

Однако жизнь быстро показала необоснованность подобных заключений. Образование – это, прежде всего общение человека с человеком.

Никакие хитроумные машины не могут заменить учителя, ибо весь его личностный облик – образованность, культура, нравственные ценности, отношения, установки – являются моделью воспитывающей учащихся, и представляет собой необходимое условие эффективности воспитания.

Более того, убыстрение темпов научно-технического прогресса, вызывающего технизацию тех областей жизнедеятельности человека, несёт собой наряду с положительными и негативные явления, снижая, в частности, гуманистический уровень общественной жизни.

В этих условиях, как никогда ранее, возрастает роль учителя. В многочисленных законах и проектах реорганизации школьного образования 70 – 90-х гг.

, приведения его в соответствие с требованиями грядущей эпохи чётко зафиксировано положение «учитель – центральная  фигура в школе».

ЮНЕСКО, отражая общую тенденцию к повышению роли учителя, неоднократно подчёркивала в своих документах первостепенную значимость учителя в современном образовании.

Международная конференция по образованию (35-я сессия, 1975), в качестве одного из главных принципов развития образования записала: «Каковы бы ни были изменения в системе образования, связь между учителем и учащимися остаётся в центре процесса образования» [1].

В странах западной цивилизации учительская профессия традиционно считается преимущественно женской.

В странах восточной и африканской культур, большая часть которых принадлежит к развивающимся, в силу ряда факторов (религиозные ограничения и дискриминация женщин в области образования; традиционное уважение  к тем, кто учит; высокая по сравнению с другими служащими заработная плата; доступность учительской как интеллигентной профессии людям среднего и низшего класса) мужчины составляют большой процент в школах даже на начальном уровне.

В последние десятилетия заметно изменился квалификационный уровень учительства в разных странах. Выявилась чёткая тенденция подготовки учителей для всех типов школ в высших учебных заведениях в течение 4 – 5 лет.

Во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки обеспечение школ квалифицированными учителями – острая и нерешённая проблема. Подготовка учителей не поспевает за быстрыми темпами развития начального и среднего образования.

Достаточное количество учителей в школах – один из главных показателей состояния и качества систем образования.

Современная эпоха, выдвинув в качестве базового положение «учитель – ключевая фигура в образовании», не только стимулировала количественный рост этой категории интеллигенции, но и заметно усложнила и расширила функции и задачи учительской деятельности в школе. Труд учителя никогда не был лёгким и простым. Но в конце столетия он, как никогда ранее, стал многофункциональным, сложным, научно творческим по  своему характеру.

Современный учитель имеет дело с более сложным контингентом школьников, чем его предшественники.

Массовость школы, усиление гетерогенности состава детей требуют учёта разнообразия уровней подготовки к школе, способностей, интересов, психологических особенностей учащихся.

Учитель должен знать методы изучения своих подопечных и применять различные способы и приёмы дифференциации и индивидуализации обучения.

Во многих многонациональных, полиэтнических и поликонфессиональных странах учителю приходится работать в классе, где учащиеся принадлежат к различным культурам. Учитель не может работать эффективно, не принимая во внимание этот фактор.

Читайте также:  Как правильно заказать курсовую

Нравственно-ценностный облик учителя – это человеческая модель, на которую ориентируются учащиеся.

Источник: http://pedagog-social.ru/kontrolnye-raboty/39-uchitel-v-sovremennom-obshhestve-i-shkole/555-rol-uchitelja-v-sovremennom-obshhestve.html

Социальная роль учителя в обществе

Объединяет эти умения то, что в их основе лежит процесс  перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умений до уровня теоретического анализа — одна из важнейших задач  подготовки педагогов к творческой деятельности.

Опыт показывает, что система  целесообразно подобранных упражнений по анализу педагогических фактов и  явлений, направленных на выработку  умений педагогически мыслить и  действовать, неизбежно приводит к  выработке главного, «универсального» умения, обеспечивающего успех в  педагогической деятельности умения решать педагогические задачи. Они имеют  место при реализации учителем всех социально и профессионально  обусловленных функций.

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный  цикл ее решения сводится к триаде «мыслить — действовать —  мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями.

В результате модель профессиональной компетентности учителя может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

: умения ставить педагогические задачи, связанные с «переводом» содержания объективного процесса социализации в конкретные задачи обучения и воспитания: изучение личности и коллектива с целью определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями, отражению педагогических воздействий и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи; умения программировать способы педагогических взаимодействий позволяют построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных и развивающих задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации; умения выполнять педагогические действия предполагают выделение и установление взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания и обучения, приведение их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.) осуществления образовательного процесса; развитие деятельности школьника, превращающей его из объекта в субъект педагогического процесса; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы с окружающей средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

  1. Социальная роль педагогической профессии в современном обществе

Учитель в широком смысле слова это тот человек, который  передает знания, умения, навыки, опыт.

Учитель в узком смысле слова это тот человек, который  получил специальность и обучает  людей в учебных заведениях.

Он воспитывает детей; ведет пропаганду педагогических знаний; обучает подрастающее поколение; развивает  детей умственно, физически, эстетически; воспитывает социально активную личность; организовывает различные  виды деятельности: просветительскую, оздоровительную.

История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе ,сказываются на сфере образования.

Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и Российской Федерацией, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров, рождает у педагогов социальную неуверенность в завтрашнем дне. Или неблагоприятная экологическая обстановка, царящая на планете, разрушающе действует на здоровье человека еще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в одной, то в другой точке планеты, проблемы образования уходят на последний план перед угрозой смертельной опасности, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад.

 С  другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества.

Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Центральное место в структуре системы образования занимает учитель.

Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека — таковы функции современного учителя.

Социальная роль педагога заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.

Для каждого отдельного человека образование имеет более или  менее выраженную личностную ценность.

Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и  одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет  потребности в познании, общении, самоутверждении.

В ходе образования  выявляются и развиваются потенциальные  способности личности, осуществляется её самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования  человек адаптируется к жизни  в обществе, приобретает необходимые  для этого знания и умения.

Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу образования, что с наибольшей отчетливостью  проявилось в падении общественной ценности образования и тесно  связанным с этим падением престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.

В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах социологических опросов и посвященной анализу социального положения учительства, отмечается, что престиж профессии учителя значительно понизился в последние 2-3 года. Во-первых, среди самих учителей paстет доля лиц, скептически оценивающих культурно-образовательные возможности своей профессии.

По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока, некоторых центральных районов, около 40% отрицательно настроены по отношению к своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом.

Мотивация учительского труда, настроенность на созидательный труд также значительно изменились в отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и радостно, 2% отбывают время, 19% — с текучим меняющимся настроением, 19% — с чувством тяжелой повинности, а большая часть 61% — с постоянным беспокойством и тревогой.

Налицо кризис профессии учителя, огромная неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы.

Главная причина такого положения — кризисные явления в экономике, политике, морали и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки школы, которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное — создать условия для социальной востребованности образования и знаний, которые будут способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус учителя.

А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из факторов, важных для успеха в жизни, поставили  образование на предпоследнее — 14-е  место.

Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20 лет, когда и приобретаются  знания, ценность образования стоит  на предпоследнем месте, у родителей  оно на третьем месте от конца  из 14-ти позиций.

Как следствие, около  половины учащихся старших классов  и студентов вузов слабо настроены  на получение знаний. Падение ценности образования в нашем обществе закономерно вызывает и низкий рейтинг  учительской профессии в общественном сознании. Это подтверждают и социологические  опросы. Так, в 1989 г.

при ответе на вопрос, заданный учащимся-старшеклассникам «Как  вы оцениваете престиж профессии  учителя в нашем обществе?» 4,6% признали его «высоким», 61,5% — «средним» и почти одна треть респондентов «низким» и «очень низким» (32,8%). Через два года (в 1991 г.

) эти  оценки снизились: уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж профессии учителя  в обществе «низким» и 21% -«очень  низким». Опросы родителей также  свидетельствуют о резком снижении авторитета учителя в обществе: только 35% считают престиж учительской профессии высоким, около половины, 46% — «средним», а 51% — «низким «и «очень низким».

Заключение

В основных направлениях реформы  общеобразовательной и профессиональной школы говорится: «Успешное решение  сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит  от учителя, профессионального мастерства, эрудиции, культуры».

«Народный учитель – ваятель  духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет  самое дорогое, самое ценное — детей, свою надежду, свое будущее».

Итак, педагог должен обладать сегодня следующими качествами:

  • Общественномировоззренческими (качествами, отвечающими требованиям общества): социальная ответственность; гражданственность; общественная активность; нравственная зрелость (высокая нравственная культура); убежденность учителя (убежденность преподавания своего предмета)
  • Профессионально-педагогическими качествами: высокий уровень образованности; педагогический такт; педагогическая наблюдательность; интерес к ребенку как к личности; творческое отношение к делу; умение обобщать, изучать и перенимать педагогический опыт; педагогические способности (дидактические, организаторские, гностические, коммуникативные, конструктивные, сугитивные)
  • Личностными качествами: справедливость; ответственность; принципиальность; доброта в сочетании с требовательностью; скромность; верность слову; общительность; сдержанность и др.

Переход к новым, демократическим  взаимоотношениям между учителем и  учеником является важнейшим звеном процесса перестройки образования  на гуманистических началах, но это  станет реальностью лишь тогда, когда  общество в целом будет реформировано  на принципах рыночной экономики  и демократические институты  окончательно утвердятся в стране. Только тогда возрастет ценность образования в стране, повысится  престиж учительской профессии, а учащиеся и их родители будут  сознательно ориентированы на получение образования.

Социальная роль педагогической профессии заключается в возможности  оказывать влияние на развитие тех  или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение  к решению глобальных или локальных  проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать  их последствия.

Главные задачи педагогов  на сегодняшний день состоят в  том, чтобы создать благоприятные  условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке  научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1999.
  2. Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика. М., 1986.
  3. Леднев В.С. Содержание образования. М., 1989.
  4. Моисеева А. М. Нововведения во внутришкольном управлении. М., 1998.
  5. Подласый И.П. Педагогика. М., 1999.
  6. Полат Е.С. Новые педагогические технологии/ Пособие для учителей, М., 2000.
  7. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. М., 2001.

Размещено

Источник: http://yaneuch.ru/cat_16/socialnaya-rol-uchitelya-v-obshhestve/304142.2384116.page2.html

Назначение учителя в обществе

Профессия учителя имеет большую историю. Ее возникновение относится к моменту организованного начала обучения и воспитания подрастающего поколения в обществе.

Потребность же в воспитании появилась одновременно с возникновением человеческого общества, одной из главных задач которого всегда была и остается подготовка молодого поколения к жизни, вооружение его необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками общественно-трудовым опытом.

Поэтому воспитание подрастающего поколения представляет одно из главных условий существования и развития человеческого общества, является важнейшей общественной функцией. Без воспитания общество не может существовать. В этом смысле — воспитание является вечной категорией.

Однако по мере развития общества меняются цели и задачи воспитания, а, следовательно, и требования к педагогической профессии, к личности учителя.

Профессия учителя является самой распространенной и массовой профессией в мире, в том числе и в нашем государстве. У нас в стране насчитывается более 1,5мл. учителей и 70 тыс. школ.

Читайте также:  Новаторство как явление в отечественной дидактике конца xx в.

В Брянской области работает 17.729 педагогических работников. Из них 19% мужчин, 10,5% пенсионеров, 77,3% имеют высшее образование.

Учительская профессия насчитывает более 100 специальностей. Только в нашем университете готовятся учителя по 23 специальностям.

Массовость профессии учителя говорит о ее значимости в обществе.

Вместе с тем это требует особой заботы каждого учителя о повышении общественного престижа педагогической профессии.

Учительская профессия находится у истоков всех специальностей и профессий, а их на Земле около 20,000.

Учитель — это человек, устремленный в будущее. Его деятельность ориентирована на формирование человека, чья активность развернется через некоторое время, в изменившихся условиях.

Учитель управляет самым сложным процессом «формированием личности».

Предметом деятельности учителя является ребенок, растущий человек, который постоянно изменяется.

Сложность этого процесса определяется именно постоянным изменением личности воспитанника. Как нельзя ступить в одну и ту же реку дважды, так нельзя подходить с одной и той же меркой к ученику в разное время.

Специфика учительской деятельности состоит в том, что в руках педагога нет измерительных или иных приборов для измерения количества и качества работы, как у многих других специалистов.

Главное в его работе — управление возникающими в процессе обучения и воспитания отношениями.

Учитель должен находить верные педагогические решения в минимально короткое время с учетом многих конкретных условий данной ситуации, что всегда сложно.

В связи с этим общество возлагает на учителя особую ответственность, доверяя ему самое дорогое, что есть у него, своих детей, когда они наиболее податливы на внушение. Учитель формирует знания, умения, привычки, идеалы и жизненные установки ребенка, т.е. в его руках по выражению В.Г. Белинского, действительно участь целой жизни человека.

Еще древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, — граждане будут несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Эти слова не утратили своей ценности до настоящего времени. Столь высокое назначение делает профессию учителя одной из самых ответственных и благородных. Поэтому, чтобы получить право воспитывать детей, необходимо хорошо овладеть педагогической профессией, стать настоящим воспитателем.

А для этого необходимо знать особенности этой профессии.

Источник: http://neudoff.net/info/pedagogika/naznachenie-uchitelya-v-obshhestve/

Педагогическая профессия и личность педагога. Социальные функции педагога, требования к нему

Поиск Лекций

Педагогическая профессия – одна из самых известных в настоящее время и, можно сказать, определяющих другие профессии, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. Необходимость передачи общественного опыта от одного поколения к другому с целью подготовки новых поколений к жизни и труду привела к тому, что обучение и воспитание очень рано выделились в самостоятельную функцию общества.

Учитель – это определенная внутренняя позиция, определенное миропонимание. С одной стороны, он отдает себя другому человеку и служит ему, с другой – имеет свою собственную жизнь и тоже требует себе Учителя. Но такая раздвоенность учителя не есть раздвоенность сознания.

В православии, например, Учителем считали того, кто способен направить ученика на путь духовного самовоспитания и самореализации. Любя и доверяя ученику, он передает ему знания и, в первую очередь, духовные, спасая его от возможных страданий и причинения страдания другим.

Учитель создан не для того, чтобы превратить ученика в автомат, а для того, чтобы вдохнуть в ученика жизнь, завести в нем механизм самовоспитания, самообразования, самообучения. Учитель – посредник между учеником и истиной жизни.

Профессия педагога требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Высоко оценивая профессию учителя, Ян Амос Коменский рассматривал ее как самую почетную, самую превосходную должность, выше которой ничего «не может быть под солнцем».

В наследии великого педагога сформулированы основные требования к учителю. Суть этих требований сводится к следующему.

Учитель должен любить свою профессию и ответственно к ней относиться как всенародному делу; быть образованным и всегда заинтересованным в повышении педагогического мастерства и педагогического такта; глубоко знать психологию своих воспитанников; будучи народным деятелем, учитель должен честно и добросовестно вникать в нужды народа, знать их запросы и интересы; учитель должен стремиться сделать свой опыт достоянием других; учитель не только в школе, но и в повседневной жизни должен быть примером для детей и их родителей.

Педагогическая профессия в самом высоком смысле гуманистична — утверждает отношение к человеку как к высшей ценности. Сознательное выдвижение гуманистического начала труда учителя на первый план характеризует педагогов всех времен.

Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

* — потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

* — тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

* — понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

* — умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

* — знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

* — способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача — выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s57606t5.html

открытая библиотека учебной информации

Во всœе времена выдающиеся деятели науки, искусства, образования высоко отзывались о роли учителя в жизни общества. К примеру, выдающийся педагог К.Д.

Ушинский (1824-1870), характеризуя общественное значение профессии учителя, подчеркивал, что его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом делœе зиждутся государства и им живут целые поколения» (Ушинский К.Д. Собрание сочинœений: В 11 т. — М., 1951. Т.2. — С. 32).

Социальные функции профессии педагога изменяются вместе с развитием общества, но в них можно выделить нечто общее и постоянное для разных исторических эпох (см. схему 5).

Все эти социальные функции проявляются в комплексе и конкретизируются в профессиональных функциях педагога. Профессиональные функции педагога — ϶ᴛᴏ те, которые имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. К ним относятся:

Образовательная (воспитательная и обучающая) функция, которая в свою очередь реализуется через информационную функцию (учитель транслирует ту или иную информацию), развивающую функцию (педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т.д.), ориентирующую функцию (педагог ориентирует учащихся в многообразии информации, ценностях и т.д.).

Коммуникативная функция, выражающая сущностную характеристику педагогической профессии и педагогической деятельности. Педагогическая деятельность невозможна без общения с воспитанниками, их родителями, коллегами и другими участниками педагогического процесса.

Организаторская функция. Педагогическая деятельность предполагает управление деятельностью учащихся, а, значит, и ее организацию. Вместе с тем, педагог организует деятельность коллег, родителœей, собственную деятельность (уроки, внеклассные дела и т.д.).

Исследовательская функция, которая реализуется через умения изучать личность воспитанника, группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности, организовать и осуществить педагогическое исследование.

Коррекционная функция связана с тем, что на основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся.

Конструктивная функция состоит в том, что учитель создает проекты уроков, внеклассных дел, разрабатывает задания учащимся и т.д.

Стимулирующая (мобилизационная) функция, состоит по сути в том, что педагог стимулирует (мобилизует) учащихся на выполнение заданий, упражнений, дел и т.п.

Очевидно, что всœе функции взаимосвязаны, дополняют, проникают друг в друга.

Схема 5

Читайте также

  • — Социальные и профессиональные функции учителя

    Во все времена выдающиеся деятели науки, искусства, образования высоко отзывались о роли учителя в жизни общества. Например, выдающийся педагог К.Д. Ушинский (1824-1870), характеризуя общественное значение профессии учителя, подчеркивал, что его дело, «скромное по наружности, -… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/pedagogika/view/530452_social_nye_i_professional_nye_funkcii_uchitelya

    Ссылка на основную публикацию