В чём суть педагогического приёма «кубик блума»?

» В чём суть педагогического приёма «Кубик Блума»?

В рамках технологии критического мышления выделяется ряд приёмов, которые позволяют детям самим приходить к тем или иным выводам, опираясь на новый материал и предшествующий личный опыт. Одной из таких успешных техник является «Кубик Блума».

Суть универсальной педагогической техники

«Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы. Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджаменом Блумом, автором теории таксономии, предполагающей разделение целей обучения на три блока:

  • когнитивную, то есть «знаю»;
  • психомоторную (или «творю»);
  • аффективную — «умею».

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

  • Назови…
  • Почему…
  • Объясни…
  • Предложи…
  • Придумай…
  • Поделись…

Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в таксономии.

Названия граней затрагивают все уровни познания

Правила применения приёма «Кубик Блума»

Работа с кубиком строится следующим образом:

  1. Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
  2. Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
  3. Если ответ даётся неполный, то одноклассники могут его дополнить и исправить.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят. При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:

  • Воспроизведение знаний. Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Например, необходимо вспомнить героев повести Пушкина «Капитанская дочка». В этот блок заданий на уроке английского языка рекомендуется также включать вопросы, проверяющие понимание текста, которые могут быть оформлены в виде таблицы «Yes/No questions».
  • Выделение причинно-следственных связей. Задание по грани «Почему» позволяет подробно описать процессы или явления. Например, на уроке истории вопрос может звучать так: «Почему Пётр I носил прозвище Великий?».
  • Выяснение всех аспектов поставленной проблемы. Отвечая на вопросы категории «Объясни», ребёнок должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы. Например, можно спросить ученика: «Ты уверен, что после «ж» и «ш» пишется буква «и»?».
  • Предложение своего пути применения изученного на практике.
  • Выработка стратегии мышления. Вопросы, которые формулируются при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание. К примеру: «Придумай, как будет выглядеть планета, если все ресурсы пресной воды исчезнут?»
  • Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы категории «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности. Например: «Почему ты выбрал такую тему для доклада?», «Какие эмоции вызывает у тебя музыка Бетховена?» .

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе.

Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Нюансы составления вопросов в младших классах

Формулировки для младшеклассников лучше упростить

Для учеников начальной школы грани кубика должны быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Методисты предлагают назвать грани фигуры так:

  • Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
  • Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
  • Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
  • Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
  • Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
  • Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Например, таким может быть применение «Кубика Блума» на уроке природоведения по теме «Атмосферные осадки, дождь»:

  • Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.
  • В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко.
  • Грусть.
  • Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях атмосферы.
  • Можно собирать её для полива комнатных растений.
  • Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.

В старших классах приём можно использовать для организации письменных заданий

К слову, в старших классах приём не возбраняется использовать в несколько видоизменённой форме: вместо объёмной фигуры детям предлагается заполнение таблицы с соответствующими вопросами с последующим их обсуждением на уроке. Вот такую схему в рамках приёма Блума можно проработать старшеклассникам в устной или письменной форме:

Примеры использования технологии на различных уроках

«Кубик Блума» может использоваться на уроке любого цикла

Русский язык

«Кубик Блума» можно применять на уроках всех циклов. Например, на занятии, посвящённому знакам препинания в бессоюзном сложном предложении, вопросы могут быть такими:

  • Назови признаки бессоюзного сложного предложения (БСП).
  • Почему эта синтаксическая конструкция называется бессоюзной?
  • Объясни, по какому признаку ставятся знаки препинания в БСП.
  • Предложи примеры из литературного произведения по теме.
  • Придумай собственные на употребление каждого из знаков.
  • Как ты думаешь, можно ли все сложные предложения сделать бессоюзными?

Литература

Использование «Кубика Блума» на уроках литературы, посвящённых теме творчества Пушкина, может быть таким:

  • Назови периоды творчества поэта.
  • Почему произведения Пушкина вызывали негодования со стороны царя?
  • Объясни, как французские поэты повлияли на творчество Пушкина.
  • Предложи примеры из стихотворений, подтверждающие влияние Байрона.
  • Представь 3–4 темы, которые волновали бы Пушкина сегодня.
  • Как ты думаешь, почему произведения А.С. Пушкина не теряют актуальности в наши дни?

История

В процессе работы над темой «Политика Петра I» кубик легко сделать таким:

  • Назови основные направления политики Петра I.
  • Почему во времена Петра I Россия переживала небывалый культурно-экономический подъём?
  • Объясни, какие цели преследовал Пётр, отправляясь в поездки за границу.
  • Предложи аргументы в защиту актуальности политики Петра в наши дни.
  • Придумай 5 аргументов в пользу экономических преобразований Петра.
  • Как ты считаешь, какие направления общественно-политической жизни волновали бы правителя сегодня

Обществознание

Для урока обществознания на тему «Рыночные отношения» примерная формулировка граней для «Кубика Блума» может быть следующей:

  • Назови особенности рынка труда в России.
  • Почему рынок труда так важен для общества и экономики?
  • Объясни связь между доходами государства и рынком труда.
  • Предложи свою стратегию расширения рынка труда в стране.
  • Придумай, как изменится экономика с исчезновением безработицы.
  • Как ты считаешь, можно ли по рынку труда судить о развитии общества в целом?

Информатика

На уроке информатики «Кубик Блума» в рамках темы «Интернет» может применяться следующим образом:

  • Что такое интернет?
  • Почему он называется всемирной сетью?
  • Объясни принцип работы интернета.
  • Предложи способы улучшения сигнала сети.
  • Придумай, как использование интернета может облегчить бытовую сторону жизни каждого человека.
  • Как ты думаешь, в чём основные стратегии развития ИТ и интернета в будущем?

Биология

При изучении курса биологии по теме «Строение и жизнедеятельность грибов» стороны кубика наполняются следующим образом:

  • Что такое гриб?
  • Почему грибы не относятся к классу растений?
  • Объясни, в чём особенность строения грибов.
  • Предложи 4 признака сходства грибов с животными и растительными организмами.
  • Придумай, как изменится жизненный цикл природы, если исчезнут грибы.
  • Как ты считаешь, в чём основное предназначение грибов в природе?

Химия

Для изучения темы «Бытовая химия» учитель-предметник может предложить такой кубик:

  • Что такое бытовая химия?
  • Почему химические вещества так активно используются в быту?
  • Объясни компоненты средств для ухода за посудой.
  • Предложи альтернативные органические средства для мытья полов.
  • Придумай, как можно улучшить состав химических моющих средств.
  • Как ты думаешь, смогут ли современные хозяйки отказаться от бытовой химии?

«Кубик Блума» – это действенный приём, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний, но и выявить степень предметно-эмоционального погружения детей в тему. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия и может использоваться на всех этапах уроках в качестве рефлексии.

Источник: https://paidagogos.com/v-chyom-sut-pedagogicheskogo-priyoma-kubik-bluma.html

Кубик Блума как приём педагогической техники

О замечательном американском педагоге и психологе Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей».

Эта замечательная система для алгоритмизации работы педагога была изложена в его книгах Стабильность и Изменение человеческих характеристик (Stability and Change in Human Characteristics) иКлассификация образовательных целей(Taxonomy of Educational Objectives).

И мало кто отмечает, что Б. Блум является и автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них«Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

  • «Почему»,
  • «Объясни»,
  • «Назови»,
  • «Предложи»,
  • «Придумай»,
  • «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимосформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Легко заметить, что вопросы во многом соответствуют основным идеям книг американского педагога и психолога. Б. Блум считал, что одной из основных задач школы является обучение решению проблем, с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять полученные знания на практике к широкому кругу проблем.

Одним из главных принципов таксономии является то, что она должна быть эффективным инструментом в руках учителя-практика, как при обучении школьников решению проблем, так и при оценке результатов обучения.

Эти идеи реализованы в кубике Блума. К примеру, вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.

Вопросы, начинающиеся со слов “Почему…” соответствуют так называемым процессуальным знаниям.

Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описатьпроцессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

И, конечно же, задания “Предложи…”, “Придумай…”,“Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика.

Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.

Вполне очевидно, что банальная зубрёжка не поможет ученику результативно усвоить учебный материал.

Возможны два режима использования данного приёма.

  • Учитель задаёт соответствующие вопросы.
  • Ученики формулируют вопросы.

Причём можно заметить, что не только гораздо легче ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их.

Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей.

Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…”.

И, конечно, учитель должен по-разному оценивать труд учеников по составлению вопросов-заданий.

Кубик Блума как приём педагогической техники

Источник: https://infourok.ru/user/sugakova-anna-cheslavovna/blog/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoy-tehniki-11159.html

Кубик Блума: педагогическая техника, которая поможет детям развить критическое мышление

Друзья, сегодняшняя статья – “дипломная” работа ещё одной нашей ученицы, молодой мамы, увлекающейся рукоделием и книгами по детской психологии. Знакомьтесь: Кристина Мишарёва из Салавата. Вместе с Кристиной попробуем разобраться в интересной образовательной методике под названием “Кубик Блума”.

Для начала стоит рассказать о том, что же само по себе представляет «критическое мышление», как понимать этот термин. У некоторых людей, вполне возможно, промелькнет ассоциация с чем-то негативным, так как подразумевается конфликт, спор, разногласия.

Хотя, если посмотреть под другим углом, то «критическое мышление» находит отголоски с «аналитическим мышлением», «творческим мышлением», «логическим мышлением».

Психологи, дающие характеристику «критическому мышлению», описывают его как рациональное мышление, направленное на решение того, чему верить и что делать. Техника американского ученого и психолога Бенджамина Блума как раз и направлена на развитие критического мышления.

Называется эта техника – Кубик Блума. Хороша она тем, что опирается на тезис «учить не науке, а учить учиться».

Суть методики Блума

Суть предложенной Бенджамином Блумом теории заключается в том, чтобы сгруппировать все образовательные цели в 3 категории:

  • закрепить и проанализировать определённое количество знаний
  • побудить эмоционально откликаться на полученные знания
  • применить полученные знания на практике

Таким образом, три составные части образовательной цели можно озаглавить блоками «Знаю», “Чувствую”, «Делаю». С помощью этой методики детям предлагается не готовый навык, а проблема, которую ребенок должен суметь решить самостоятельно, используя свои знания, опыт, наблюдательность, логику, творческое мышление.

Пример развертки Кубика Блума

Метод использования Кубика Блума

Для техники развития критического мышления понадобится обыкновенный бумажный куб, на каждой грани которого написаны разные слова, каждое из которых представляет собой либо вопрос, либо задание:

  • Назови
  • Почему
  • Объясни
  • Предложи
  • Придумай
  • Поделись
Читайте также:  История жизненного успеха

Учитель, используя эти слова, составляет список вопросов и заданий в рамках темы урока, чтобы проверить знания учеников. Вопросы и задания удобнее всего составлять, отталкиваясь именно от написанных на гранях кубика слов, с них лучше всего и начинать вопрос.

Учитель подбрасывает кубик, выпавшая грань укажет на то, какого вопрос из списка следует задать вопрос.

Примеры вопросов и заданий

Вся уникальность метода заключается в том, что с помощью него можно составить вопросы самых разных видов.

Здесь ученику предлагается просто назвать термин, предмет, определения, характеристики и т.п..

Например: «Назови признаки правового государства», «Назови главных героев произведения А.П. Чехова «Каштанка», «Назови случаи употребления апострофа в английском языке?», «Назови не меньше трёх определений, характеризующих эпоху Ренесанса».

Тип этих вопросов учит устанавливать причинно-следственные связи, а, проще говоря, думать.

Например: «Почему Иван Грозный был прозван Грозным?», «Почему ты считаешь Евгения Онегина повесой?», «Почему крестьян раскулачивали?», «Почему молоко убегает?».

Ряд этих вопросов нужен для более глубоких уточнений, чтобы помочь детям взглянуть на проблему со всех сторон. Как правило, вопросы из этого блока начинаются со слов: «Объясни свою точку зрения… »

Ученику дают возможность предложить какой-то альтернативный способ решения проблемы.

Например: «Предложи, где и как можно применить знания теории вероятности», «Предложи не менее пяти наук, в которых можно использовать знания латинского языка», «Предложи варианты трактования этого закона с другой позиции»

Данные типы вопросов несут в себе творческий подход, где есть место вымыслу и полету фантазии.

Например: «Придумай, как будут развиваться события, когда наука изобретёт формулу бессмертия», «Придумай свой вариант завершения книги “Война и мир”», «Придумай план выживания на случай, если Солнце начнёт угасать»

Вопросы из этой серии строятся таким образом, чтобы затрагивать эмоциональную сторону учеников.

Например: «Поделись, почему из всех стихотворений Есенина ты выбрал именно это?», «Поделись своими эмоциями от прочтения Анны Карениной», «Какие эмоции у тебя вызвал Плюшкин из произведения «Мёртвые души?»

Кубик Блума для начальных классов

Ученикам младших классов стоит несколько перефразировать грани кубика более простыми словами.

  • Опиши (предмет: форма, цвет, размер, явление, процесс)
  • Сравни (предметы, явления, процессы между собой, чем похожи, чем отличаются)
  • Подумай (на что похож предмет, явление, процесс)
  • Расскажи (из чего сделан предмет и насколько он хорошо сделан, где, когда, при каких обстоятельствах, как часто возникает то или иное явление, какие действия сменяют друг друга в том или ином процессе и т.п.)
  • Объясни (достоинства и недостатки предмета, явления, процесса)
  • Предложи (как и где можно использовать предмет, явление, процесс)

Заключение

Техника развития критического мышления Кубика Блума достаточно универсальна. Ведь она подходит как ученикам начальных классов, так и старшеклассникам и даже студентам. Кубик Блума можно применять на уроках всех видов.

Поскольку данная техника позволяет обширно осветить вопросы пройденной темы, в старших классах её можно преобразовать в таблицу.

Таким образом, каждая пройденная тема может сопровождаться «контрольной точкой» в виде этой таблицы, помогая учителю всесторонне закреплять с ребятами изучаемый материал.

Нужны свежие идеи для преподавания? Читайте наши статьи:

Источник: http://lifeacademy.pearl.pp.ua/kubik-bluma-pedagogicheskaja-tehnika-kotoraja-pomozhet-detjam-razvit-kriticheskoe-myshlenie.html

Приём педагогической техники «Кубик Блума»

Этот приём предназначен автором в основном для педагогов-предметников.

Однако использовать его в работе может и социальный педагог, решая одну из основных задач — обучение решению проблем.

Автор приёма Бенджамин Блум, американский педагог и психолог, который считал, что одной из основных задач школы является обучение решению проблем, с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять на практике к широкому кругу проблем.

На гранях кубика написаны начала вопросов, при этом для каждого вопросительного слова определен смысл:

«Почему» вопросы, которые начинаются с этого слова соответствуют так называемым процессуальным знаниям, выявление причинно-следственной связи, описание процессов, происходящих с определённым предметом или явлением (ситуацией)
«Объясни» позволяют использовать понятия и принципы в новых ситуациях, применять законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрировать правильное применение метод или процедуры
«Назови» могут соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний
«Предложи» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые  (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.
«Придумай»
«Поделись»

Возможны два режима использования данного приёма:

  • педагог задаёт соответствующие вопросы;
  • ребенок формулирует вопросы.

Педагог или ребенок бросает кубик.  Необходимо сформулировать вопрос к материалу по той грани, на которую выпадает кубик.

Причём, можно заметить, что не только гораздо легче ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их.

Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей.

Ещё сложнее сформулировать вопросы-задания, сформулированные со слов «Предложи», «Придумай», «Поделись».[1]

Этот приём предназначен автором в основном для педагогов-предметников.

Однако использовать его в работе может и социальный педагог, решая одну из основных задач — обучение решению проблем.

Как это использовать?

Один из примеров включения приёма «Кубик Блума» в сценарий профилактического мероприятия.

По модели обучения Девида Колба:

I.         Получение опыта Предоставить новый опыт Например, проблемно-ориентированные видео (про алкоголь, СПИД, курение, конфликты,  и проч.)
II.      Осмысление Обсудить полученные впечатления Использовать приём «Кубик Блума»
III.    Теоретическая рефлексия Дать новую информацию Презентация по теме / лекция
IV.   Применение новых знаний Обсудить практические выводы Использовать приём «Кубик Блума»

Источник: http://all4spd.blogspot.com/2015/01/blog-post_24.html

Загадочная история Бенджамина Блума или “Кубик Блума”

На сегодняшний день существует множество технологий развития критического мышления у детей младшего школьного возраста. Многие из них активно используются педагогами, которые к тому же создают и применяют на практике всё новые подходы с учетом имеющихся у детей базовых фоновых знаний. 

Следуя принципу «учить не науке, а учить учиться», мы обращаем внимание на развитие этих навыков, а также на умение пользования классическим инструментарием в вопросе детского дизайн-мышления.

Один из популярных приемов технологии критического мышления разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, о котором сегодня и пойдет речь.

Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих англоязычных стран.

Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение и находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.

Важным компонентом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам может уделяться гораздо больше внимания (!), чем это привычно для отечественной системы образования.

На занятиях Школы Дипломатии по модулю «Развитие критического мышления» мы часто используем разные приемы и подходы, которые развивают когнитивные процессы учащихся. Прием «Кубик Блума» является одним из наших фаворитов, особенно в работе с младшими группами, где на сегодняшний день формируется «точка зрения» и «личностная картина мира».

Кубик Блума: методика использования

Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

— назови

— почему

— объясни

— предложи

— придумай

— поделись

Формулируется тема урока, обозначающая круг вопросов, на которые необходимо ответить.

Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Классификация вопросов

Прием развития критического мышления «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

«Назови» — предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы, где ученику следует назвать предмет, явление и термин. Например, «Назовите главных героев казахского фольклора «Макта кыз» или «Баурсак» или «Назовите три признака подобия треугольников», «Что такое параллельные прямые?».

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить общие знания по теме. К примеру, «Используя Кубик Блума на уроках английского языка, в блок «Назови» можно включать задания на знание текста».

#Пример: Предложите ученикам прочитать текст и заполнить таблицу «Да-Нет» по тексту.

«Почему» — блок вопросов, позволяющий сформулировать причинно-следственные связи: описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: «Почему Абай Кунанбаев великий писатель?», «Почему математику называют «царицей наук»?», «Почему вымерли динозавры?», «Почему Лондон называют Туманным Альбионом» и. т. д.

«Объясни» — блок уточняющих вопросов. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

Ты действительно думаешь, что…

Ты уверен, что…

Например: «Ты действительно думаешь, что реформы Керей и Жанибек Ханов были необходимы»?, «Ты уверен, что во всех случаях после буквы «Ц» пишется буква «И» и.т.д.?

«Предложи» — блок вопросов, где ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило либо предложить свое видение проблемы, свои идеи.

Ученик должен объяснить, как использовать имеющиеся знания на практике, для решения конкретных ситуаций. Например: «Предложи, где и как можно использовать таблицу Д.И.

Менделеева?», «Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?», «Как можно применить мелодию/музыку твоей любимой песни к чему-либо?».

«Придумай» — блок творческих вопросов, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: «Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды», «Придумай рифмы к этому слову (на уроках английского, русского языка или литературы)», «Придумай, как использовался бы этот закон в наши дни?».

«Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам блока  «Поделись» желательно добавлять эмоциональную окраску, гд внимание концентрируется на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой. К примеру,  «Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку Моцарта?», «Поделись, почему ты выбрал именно эту тему?»

Суть универсальной педагогической техники

«Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы. Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджаменом Блумом, автором теории таксономии (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон), предполагающей разделение целей обучения на три блока:

когнитивную (или «знаю»);

психомоторную (или «творю»);

аффективную (или «умею»).

Бенджамен Блум говорил:

Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в таксономии.

Следовательно, обучение – это не работа зрителя, пассивного наблюдателя.

Целью обучения является развитие потребностей обучающихся в умении думать, стимулировать обдумывание и анализ того, как они учатся; развитие ответственности самих учащихся за собственное образование.

Люди не учатся, просто сидя в аудитории и слушая лектора, вспоминая подготовленные задания и выдавая готовые ответы. Они должны говорить о том, что они изучают и чему научились, писать об этом, связывать это с прошлым опытом и применять изученное в повседневной жизни.

P.S. … А мы в свою очередь продолжаем учиться задавать «правильные вопросы» каждые выходные в рамках проекта «Школа Дипломатии».

Тьютор Школы Дипломатии

Тогжан Толеуова  

Источник: http://friendsmg.com/zagadochnaya-istoriya-bendzhamina-bluma-ili-kubik-bluma/

Использование приема «Кубик Блума» для развития критического мышления в начальной школе

Использование приема «КУБИК БЛУМА» на уроках в начальной школе для развития критического мышления.

Почему мой выбор пал на этот прием? Я решила, что данный прием больше всего подходит для детей возраста второго класса, т. к. он вносит элемент игры в урок, соревнования, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка.

Мои ученики с интересом восприняли этот прием, но нужно сказать , что они и столкнулись с трудностями, когда нужно самим придумывать вопросы по их началу. Поэтому я использую этот прием на уроках закрепления темы. Этот прием очень хорошо идет при работе в группах.

Так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. И более слабые ученики не чувствуют себя не востребованными, т. к. им могут поручить выступать от группы, после работы .

А сейчас немного о самом приеме «КУБИК БЛУМА».

Американский педагог и психолог Бенджамин Блум является автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники . Один из них «Кубик Блума».

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

Читайте также:  Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок

1. Опиши это… (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) 2. Сравни это… (На что это похоже? Чем отличается?) 3. Проассоциируй это… (Что это напоминает?) 4. Проанализируй это… (Как это сделано? Из чего состоит?) 5. Примени это… (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

6. Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

Либо на гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему»,

«Объясни»,

«Назови»,

«Предложи»,

«Придумай»,

«Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Б. Блум считал, что одной из основных задач школы является обучение решению проблем, с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять полученные знания на практике к широкому кругу проблем.

К примеру, вопрос, начинающийся со словаНазови…”может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.

Вопросы, начинающиеся со слов Почему…”соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найтипричинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/obobschenie-opytom/177788-ispolzovanie-priema-kubik-bluma-dlja-razvitij.html

Метод “Кубик Блума”

Метод “Кубик Блума”: методика використання
1. Знадобиться звичайний паперовий куб, на гранях якого написано: Назви. Чому. Поясни. Запропонуй. Придумай.

Поділися.

2. Формулюється тема уроку. Тобто тема повинна визначити коло питань, на які доведеться відповідати.
3. Учитель кидає кубик.  Грань, що випала, вказє на те, якого типу питання слід задати. Зручніше орієнтуватися по слову на грані кубика – з нього і має починатися питання.

Класифікація питань Прийом розвитку критичного мислення “Кубик Блума” унікальний тим, що дозволяє формулювати питання  різного характеру.

Назви. Передбачає відтворення знань. Це найпростіші питання. Учневі пропонується просто назвати предмет, явище, термін і т.д. Наприклад, назви компоненти дії додавання.

Даний блок можна урізноманітнити варіативними завданнями, які допомагають перевірити найзагальніші знання по темі.

Наприклад, використовуючи Кубик Блума на уроках української мови, літературного читання в блок “Назви” можна включати завдання на знання тексту. Приклад: Запропонуйте учням прочитати текст і заповнити таблицю “Так-Ні” по тексту.

Чому.

Це блок питань дозволяє сформулювати причинно-наслідкові зв’язки, тобто описати процеси, які відбуваються з зазначеним предметом, явищем.

Наприклад: Чому дану фігуру називають трикутником?

Поясни. Це питання уточнюючі. Вони допомагають побачити проблему в різних аспектах і сфокусувати увагу на всіх сторонах заданої проблеми.

Додаткові фрази, які допоможуть сформулювати питання цього блоку: Ти дійсно думаєш, що …   Ти впевнений, що … Наприклад:  Ти впевнений, що у всіх випадках після букви “м”  перед “я”пишеться буква апостроф?

Запропонуй.

Учень повинен запропонувати свою задачу, яка дозволяє застосувати те чи інше правило. Або запропонувати своє бачення проблеми, свої ідеї.

Тобто, учень повинен пояснити, як використовувати ті чи інші знання на практиці, для вирішення конкретних ситуацій.

Наприклад: Запропонуй, де і як можна використовувати таблицю множення? Для чого тобі може знадобитися знання про текст?

Придумай – це питання творчі, які містять в собі елемент припущення, вигадки.

Наприклад: Придумай, що буде, якщо на Землі зникнуть всі джерела прісної води. Придумай рими до цього слова.

Поділися – питання цього блоку призначені для активації розумової діяльності учнів, вчать їх аналізувати, виділяти факти і слідства, оцінювати значимість отриманих відомостей, акцентувати увагу на їх оцінці.

 Питанням цього блоку бажано додавати емоційне забарвлення. Тобто, сконцентрувати увагу на відчуттях і почуттях учня, його емоціях, які викликані названою темою.

Наприклад, поділися, що ти відчуваєш, коли чуєш музику Моцарта? Або Чому ти вибрав саме цю тему?

Варіанти використання “Кубика Блума” на уроках

Питання формулює сам учитель. Це більш легкий спосіб, який використовується на початковій стадії – коли необхідно показати учням приклади, способи роботи з кубиком.
Питання формулюють самі учні.

Це варіант вимагає певної підготовки від дітей, так як придумати питання репродуктивного характеру легко, а ось питання-завдання вимагають певного досвіду. У четвертому класі кубик Блума можна представити у вигляді таблиці.

Учням пропонують заповнити таблицю питаннями відповідного типу. Потім на занятті вони обмінюються складеними таблицями і аналізують відповіді однокласників. Порада. Питання на гранях кубика можна варіювати за своїм бажанням.

Важливо тільки, щоб вони тлокалися  всіх сторін заданої теми. Наприклад, в початкових класах замість стандартних запитань можна використовувати наступні:

Опиши. Форму, розмір, колір, назви по імені, і т.д.

Порівняй. Тобто, порівняй заданий предмет або явище з подібними, вкажи подібності та відмінності.
Назви асоціацію. З чим асоціюється у тебе даний предмет, явище?
Зроби аналіз. Тобто, розкажи, з чого це складається, як зроблено тощо.
Застосуй. Приведи приклади використання або покажи застосування.
Оціни. Тобто, вкажи всі “плюси” і “мінуси”.
Використання прийому “Кубик Блума” тільки на перший погляд здається важким. Але практика показує, що прийом дуже подобається учням, вони швидко освоюють техніку його використання. А вчителю цей прийом допомагає розвивати навички критичного мислення та в активній і цікавій формі перевіряти знання і вміння учнів.

Розгортка кубика:

Источник: http://www.classwork.in.ua/?p=949

Кубик Блума как приём педагогической техники

Таксономия Блума

Селектор С. Совместные исследования познавательных способностей // Директор школы. — 1998. — № 4. — С. 12 — 13.

О чрезмерных нагрузках школьников говорят учителя, медики, родители. Еще одна серьезная проблема нашей школы – отсутствие у учащихся устойчивой мотивации к учению. Нельзя сказать, что ничего не делается. С целью «со­вершенствования» доволь­но часто пересматривают­ся школьные программы и учебни­ки, однако острота проблемы не снимается.

Возможно, «отече­ственный менталитет» включает в себя некую ценность или уста­новку относительно идеала обра­зования, реализация которой и приводит к повторяемо­сти одной и той же модели обу­чения, в которой основное вни­мание педагогов сосредоточено на усвоении фактологического материала по естественным и ма­тематическим наукам, а оценка достижений учащихся чаще все­го также сводится к контролюзаусвоением определенной суммы знаний.

Но существуют ли иные подхо­ды и иные критерии оценива­ния, позволяющие, уменьшив нагрузку, в то же время сделать процесс обучения более привле­кательным и эффективным? Разу­меется, существуют, но далеко не всегда используются в педагогической практи­ке.

Познакомьтесь с не­которыми данными ис­следования уровня раз­вития познавательных способностей школьни­ков.

В ходе его анализи­ровались материалы, любезно предоставлен­ные администрациями десяти школ из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми, Невинномысска, Конако­ва, Кстова.

Основой оценки в дан­ном исследовании по­служила классифика­ция, предложенная в ре­зультате многолетнего исследования группой американских педагогов и психологов под руко­водством Б.

Блума и со­держащая описание це­лей в области познания. Эта система целей, названная таксономией Б.

Блума, получила широкую международную известность, ее используют при планировании обучения и оценке его результатов, при раз­работке современных тестов школьных достижений. В чем ее суть?

Б. Блум выделяет 6 уровней разви­тия познавательных способнос­тей: знание, понимание, примене­ние, анализ, синтез, оценка. При­ведем примерные формулировки вопросов, актуализирующих каж­дый из уровней.

1. Знание подразумевает запоми­нание и воспроизведение матери­ала любою уровня сложности (фак­ты, понятия,правила).

Ключевые вопросы: назовите.., в каком году.., где происходило.., перечислите….

Цель считается достигнутой, если ученик воспроизводит используе­мые термины, знает конкретные факты, понятия, правила.

2. Понимание означает усвоение материала и способность к его преобразованию и интерпрета­ции.

Ключевые вопросы: закончите фразу.., что вы узнали.., почему.., преобразуйте выражение.., объясните взаимосвязь.., расскажите своими словами….

Цель считается достигнутой, если ученик понимает факты, правила. Интерпретирует схемы, графики. Основываясь на имеющихся дан­ных, предположительно характе­ризует будущие последствия.

3. Применение рассматривается как умение применять правила, теории, методы в конкретных си­туациях и в новых условиях.

Ключевые вопросы: объясните цель применения.., решите данную за­дачу несколькими способами.., какая теория позволяет объяснить данное явление…, проверьте предположения.., гипотезы, выводы….

Цель считается достигнутой, если ученик использует ранее изучен­ные знания не только в стандарт­ных, но и в новых ситуациях и де­монстрирует их правильное при­менение. Кроме того, важно ис­пользование знаний, получаемых в процессе школьного обучения, в практике реальной жизни.

4. Анализ рассматривается как уме­ние выделять отдельные элементы структуры материала, определять взаимосвязь элементов и логику этой взаимосвязи.

Ключевые вопросы: какова струк­тура.., классифицируйте.., что яв­ляется следствием.., сравните.., проанализируйте причины….

Цель считается достигнутой, если ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждения, проводит различия между факта­ми и следствиями, оценивает зна­чимость данных.

5. Синтез предполагает умение объединить элементы в новое це­лое.

Ключевые вопросы: найдите реше­ние.., предложите алгоритм.., най­дите альтернативу.., составьте из элементов.., каковы возможные объяснения.., сделайте выво­ды.., систематизируйте….

Цель считается достигнутой, если ученик пи­шет творческие работы, предла­гает план прове­дения какого-либо экспери­мента, исполь­зует знания из разных облас­тей. Этот уро­вень предпола­гает творческую переработку информации таким образом, что в результате создается новое целое.

Источник: http://4-i-5.ru/text-3/page-14-ref-64173.php

«Кубик Блума» — прием технологии критического мышления. Что это такое и как его использовать?

В наше время практически у каждого человека есть мобильный телефон, а молодое поколение стремится приобрести новые модели, особенно славятся среди молодежи айфоны! Подчеркнуть свою индивидуальность

Купить Духовку Gorenje в КиевеВот уже более чем 50 лет Gorenje (Горение) является одним из крупнейших производителей Словении. Сотрудничество с Великобританией и США с середины 1980-х годов послужило серьезным импульсом для развития

Доска бесплатных объявлений частныхХотите продать или купить квартиру? Арендовать жилье? Подобрать машину или избавиться от старого автомобиля? Предложить свои услуги или найти специалиста? Что бы вы ни хотели сделать, вам стоит добавить

Новости криптовалютКоманда Cryptocoins.group представляет вашему вниманию нашу постоянную рубрику – «Прогноз для Bitcoin Cash на сегодня». Напоминаем, что в этой колонке мы публикуем новости, оказавшие влияние на курс криптовалют

Чехол для телефонаВ современном мире мобильный телефон — это уже давно просто таки неотъемлемая принадлежность нашей жизни. Трудно даже представит себе, как это люди раньше обходились без этих в высшей степени полезных

Woocommerce хостингВсего пару лет назад интернет был не опознанным и бескрайним пространством, разобраться с которым было сложно даже специалистом в данной области. Однако сегодня для большинства молодых людей не составляет

Аренда Виртуального Сервера LinuxВ наше время многие из нас имееют свой собственный сайт, да и бывает так, что и не один, поэтому, как всем нам известно, необходим тот или иной сервер. Но так же, бывает очень часто случается так, что

Составление семантического ядра. Правила и ошибки сбораКак использовать семантическое ядро, правила и ошибки при составлении, пошаговая инструкция по формированию списка поисковых запросов. Все это мы разберем подробно в данной статье. Семантическое ядро

Как посмотреть FPS на компьютереКак включить отображение ФПС в КС ГО ФПС в КС ГО включается консольной командой. Вернее, его можно включить даже двумя разными: Отображение FPS командой cl_showfps 1 Отображение FPS командой cl_showfps

Цены на услуги seo продвижения и оптимизацииОбычно на таких страницах представлены красивые презентации и портфолио за которыми далеко не всегда стоят качественные услуги. Как говорится: «не все то золото, что блестит». Поэтому буду оригинальным

Источник: http://allfacebook.com.ua/quests/20171023/analiz-chto-esli/0-kubik-bluma—priem-tehnologii

Примеры послетекстовых стратегий. Синквейн Приём «Кубик Блума» Приём «ПОПС формула» Приём «Шесть шляп мышления» — PDF

ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум» Использование активных форм, методов и приѐмов обучения студентов Методический кабинет 2015 год Формы организации учебной работы их функции и классификации

Подробнее

Методические рекомендации по организации учебного процесса на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС В рамках введения ФГОС многое в структуре уроков русского языка и литературы изменилось.

Подробнее

Марина Валерьевна Струкова МБОУ «Средняя школа 7» г. Рославль, учитель физики. Работа с текстом, как фактор успешной сдачи ОГЭ. Искусство читать это искусство мыслить с некоторой помощью другого. Эмиль

Подробнее

Реализация междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» в 2013-2014 учебном году Пикус Л.Б., учитель истории и обществознания, руководитель творческой группы ФГОС и стратегия

Читайте также:  Спорт в жизни ребенка

Подробнее

Технологии креативного мышления «Шесть шляп» «Качество мышления основной ресурс успешности» «В способности думать заключена основа человеческой деятельности» Цель и задачи презентации Цель: создать представление

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРУПЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНЯ ШКОЛА» «Адаптирование технологии критического мышления к психофизическим особенностям младших школьников для формирования УУД» подготовила:

Подробнее

Сергеева Екатерина Андреевна ГБОУ Гимназия 1797 «Богородская» Эффективность домашнего задания Проблема домашнего задания учащихся волнует учителей и родителей. Домашнее задание старая проблема, требующая

Подробнее

«Использование технологии критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников» Структура технологии РКМ, разработанная американскими педагогами Куртис Мередит, Чарльзом

Подробнее

УДК 17.51 Филологические науки Бабаджанова Диловар Рабиевна преподаватель Галасинского строительно-транспортного профессионального колледжа Babajanova D. R. teacher at Galaasia building and transport vocational

Подробнее

Технологическая карта урока Ф.И.О. Хитрова Ольга Викторовна Предмет: литература Класс:6 Тип урока: изучение нового материала Тема Стихотворение Николая Рубцова «Звезда полей» Цель Формирование представления

Подробнее

МАСТЕР-КЛАСС Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках физики на основе технологии развивающего обучения. Строгонова Лидия Григорьевна, учитель физики, ВКК, МКОУ «Давыдовская сош» Лискинского

Подробнее

WWW.EKMOB.RU Синтез гуманитарных и онлайнтехнологий в сетевых межрегиональных проектах продвижения чтения Марина Вячеславовна Ивашина, г. Екатеринбург Какие проблемы решают межрегиональные сетевые проекты

Подробнее

Формы и виды самостоятельной работы учащихся Подготовила: Вайцель Т. В., учитель истории и обществознания МОУ «Целинная средняя (полная) общеобразовательной школы 2» Самостоятельная работа по форме может

Подробнее

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа 4» СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ. ПРИЕМЫ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА. ПОЦЕЛУЕВА Е.В., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСС п.березовка,

Подробнее

Виды работы с текстом «Идеальный читатель это тот, кто работает с текстом до чтения, во время чтения и после чтения» Цель: формирование ключевых компетенций при работе с различными видами текста Задачи

Подробнее

учитель начальных классов Васьянова Наталия Валентиновна МОУ «Мгинская средняя общеобразовательная школа» Кировский район Стаж работы: 17 лет высшая квалификационная категория Урок по литературному чтению

Подробнее

Технология продуктивного чтения как средство формирования умения эффективно работать с информацией. Гусейнова Светлана Игорьевна Учитель начальных классов МОУ «СОШ 39 имени Г.А. Чернова» города Воркуты

Подробнее

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы Тосова Н.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 8 В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед прошлым,

Подробнее

Штефан Лилия Равильевна, учитель начальных классов МОУ «НОШ 11» МАСТЕР-КЛАСС Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе. «Критическое мышление» Это американская технология,

Подробнее

Выступление на межшкольной конференции на тему : «Как изменилась роль преподавателя в классе при использовании технологии «Критического мышления»» Что такое критическое мышление? Это результат. Это непринужденный

Подробнее

Рефлексия «Минеральные удобрения. Друзья или враги?» составители: Веремеенко М.Н., Коропатова С.А., Петрачкова Т.Г. 14 группа ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Критическое мышление Мышление, предполагающее

Подробнее

Тема урока: Б.Заходер «История Гусеницы». Цели: учить видеть и понимать окружающую природу, учить представлять черты характера героя, его интересы; развивать воображение, критическое мышление, связную

Подробнее

Оглавление Предисловие… 3 Глава 1. Игра: играя роль мыслителя, вы постепенно в него превратитесь… 6 Глава 2. Примеряем шляпу: очень намеренное действие… 9 Глава 3. Намерение и его реализация… 16

Подробнее

PowerPoint Презентации Особенности работы над презентацией attestat@asou-mo.ru Дженнифер Ротондо, Мак Ротондо ПРЕЗЕНТАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ 8(495)470-35-50 Вы работаете для своей аудитории, на свой имидж

Подробнее

Учение без мысли — напрасный труд. Конфуций «Критическое мышление в современной педагогике является одним из ключевых понятий и потому — актуальных для усовершенствования процессов преподавания и обучения

Подробнее

И.В. Привалова учитель русского языка и литературы, МОУ «Сосновская СОШ» ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Всё наше достоинство в способности мыслить. Только

Подробнее

Мастер-класс «Использование техник формативного оценивания» Учитель начальной школы КГУ Гимназии 38 Третьякова О.А. Цель: Наглядная демонстрация приемов, эффективного использования различных техник формативного

Подробнее

Проект «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Что такое критическое мышление? Не есть критическое мышление: запоминание, понимание, творческое или интуитивное мышление. Многие педагоги

Подробнее

Технология критического мышления «Все наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно в этом основа нравственности».

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Прелестненская средняя общеобразовательная школа» Мастер-класс «Методы и средства раскрытия художественного образа на уроках литературы» Разработала:

Подробнее

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД по этапам урока ПО ТИПОЛОГИИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ЭТАПЫ урока 1. Организационный момент 2. Создание проблемной ситуации, целеполагание Показатели достижения результата — выделять

Подробнее

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии В Ы С Т У П Л Е Н И Е П О Д Г О Т О В И Л А : К О М А Р О В А Г А Л И Н А И В А Н О В Н А, У Ч И Т Е Л Ь Б И О Л О Г И И Урок это зеркало

Подробнее

Выступление на РМО с мастер-классом по теме: Схема рассуждения на уроках литературного чтения Рассуждение Рассуждение логически последовательный ряд умозаключений на интересующую тему. Рассуждение тип

Подробнее

Мастер-класс «Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы». Токмалаева Н.Г., учитель русского языка и литературы. «Не мыслям надобно учить, а мыслить». И.Кант. Форма проведения:

Подробнее

Удина Татьяна Евгеньевна, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа 51». Городской семинар

Подробнее

«Методы и приемы технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы». (выступление на ГМС учителей русского языка и литературы, Оленегорск, февраль,2016г.). Кленова

Подробнее

Проблемное обучение на уроках географии. Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи

Подробнее

Методы обучения Метод обучения это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на

Подробнее

МАСТЕР КЛАСС Учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 22» МО «Город Майкоп» Ли Елена Николаевна Добрый день, уважаемое жюри и моя фокус группа! Я рада вас приветствовать на моем мастер классе.

Подробнее

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Логика в математике» является программой естественнонаучной направленности в рамках образовательной программы ГАОУ ДПО ЦПМ. Данная программа

Подробнее

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе Силина Светлана Вячеславовна, учитель ГБОУ гимназия 622 Выборгского района Санкт-Петербурга Тема урока: «Глагол. Правописание безударных личных окончаний

Подробнее

Аннотация к рабочей программе по курсу «Физика» 11 класс (среднее общее образование) 1. Полное наименование программы Рабочая программа по курсу «Физика, 11 класс» (среднее общее образование). 2. Место

Подробнее

Формирование критического мышления на уроках иностранного языка Линдигрин Е.В., учитель немецкого и английского языков МБОУ «Кормиловская СОШ 1» Требования к педагогу в условиях введения ФГОС: обладать

Подробнее

«Шесть шляп мышления» Эдвард де Боно Современный ученый, писатель, мыслитель, деятель. Обладатель почетных степеней в психологии и физиологии, докторской степени в медицине Его книги переведены на 34 языка

Подробнее

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Учитель: Астахова Наталья Вениаминовна Предмет: Литературное чтение Класс: 4 класс Тема Задачи Планируемый результат Межпредметные

Подробнее

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы ы, и после приставок». Знание только тогда знание, когда оно обретено

Подробнее

Веремей Ольга Юрьевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 45» г. Калуги КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 КЛАСС НА ТЕМУ: «ЗВУКИ, КРАСКИ И «ПОДАРКИ»

Подробнее

Приемы ТРИЗ на современном уроке Головина Татьяна Сергеевна учитель начальных классов МАОУ гимназии 26 г. Томска Не мыслям надо учить, а мыслить. И.Кант Главная привлекательность использования приемов

Подробнее

Сценарий проведения мастер-класса «Методы коммуникации и рефлексивной деятельности в интерактивном уроке» Выполнили слушатели семинара «Интерактивные технологии обучения»: Маркова Лариса Владимировна Паршина

Подробнее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малокамалинская основная общеобразовательная школа 5» Технология развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий

Подробнее

Курс «Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций» «Учусь думать» Пояснительная записка Программа данного курса представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий

Подробнее

Зеленская Светлана Михайловна учитель музыки КГУ СШ 2 с. Есиль, Республика Казахстан РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Аннотация: в статье рассматривается проблема развития

Подробнее

1 «Задания на уроках музыки, направленные на формирование и развитие познавательной деятельности» Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу это требования самой

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа разработана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике (профильный уровень), с учетом требований федерального компонента

Подробнее

Лисакович Елена Петровна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 Сахалинская область, г. Поронайск ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Подробнее

Приложение 24 к ООП НОО Рабочая программа внеурочной по социальному направлению курс «Учимся учиться» 1-4 класс 1. Результаты освоения курса внеурочной Личностные результаты освоения ОП Развитие личностных

Подробнее

Педагогический совет Особенности организации мотивации и рефлексии на учебном занятии в условиях реализации ФГОС НОО «Деятельности без мотива не бывает» Л. Н. Леонтьев Мотивация (от лат. movere) побуждение

Подробнее

Математика 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Петерсон, Л. Г. Математика. 2 класс: учебник Л. Г. Петерсон. М.: Ювента, 2013 Урок 52. Тема: Числовые и буквенные выражения. (часть 2, урок 2) Цели:

Подробнее

Логические игры и упражнения в обучении ребенка математике Что такое «логика» и нужна ли она нашим детям? Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка развитие его ума, формирование таких мыслительных

Подробнее

Молчанова О.В. Г. Пенза, МБОУСОШ 60 г. Пензы olia.mol4anowa2013@yandex.ru Технология развития критического мышления во внеурочной деятельности школьников Еще Л.Н.Толстой говорил: «Знание только тогда знание,

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса математики для 11 классов составлена на основе Примерной государственной программы по математике для учащихся десятых классов общеобразовательных

Подробнее

Обобщение и описание эффективного педагогического опыта Если у двух людей есть по одному яблоку и они ими обменяются, у них так и останется по одному яблоку. А если у них есть по одной идее, в случае обмена

Подробнее

«Технология обучения восприятию и пониманию содержания текста. Приемы формирования умения анализировать художественный текст с учетом авторской концепции и текст публицистического стиля с учетом его проблемной

Подробнее

Использование технологии развития критического мышления при обучении русскому языку и литературе Дадыкина С.А., учитель русского языка и литературы. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Подробнее

«Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал» В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все

Подробнее

Предмет: русский язык, 5 класс. Урок 149. Дата проведения: 5 марта 2014 года. Тема урока. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи» Цели: 1.Образовательные: -обобщить

Подробнее

Аннотация к программе по алгебре для 7-9 классов Рабочая программа по алгебре для 7-9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ

Подробнее

Районный конкурс «Учитель года — 2016» Методический семинар «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках немецкого языка с применением технологии развития критического мышления» Работу выполнила

Подробнее

Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности Основные виды УУД Вид УУД Содержание Виды заданий Личностные Самоопределение: мотивация учения, формирование основ гражданской

Подробнее

Технология развития критического мышления( ТРКМ) на уроках биологии Учитель биологии Переладова Н.А. Соавторы-разработчики В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Джени

Подробнее

ГБОУ СПО СК «Ставропольский базовый медицинский колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ г.ставрополь 2012 Методическая рекомендация по организации научно исследовательской

Подробнее

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ТАПИССЕРИИ Основным психологическим понятием, на котором базируется творческий процесс художника, является воображение. Рассмотрение

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/49550644-Primery-posletekstovyh-strategiy-sinkveyn-priyom-kubik-bluma-priyom-pops-formula-priyom-shest-shlyap-myshleniya.html

Ссылка на основную публикацию