Важность и методы экологического воспитания детей всех возрастов

» Важность и методы экологического воспитания детей всех возрастов

Сегодня, в эпоху стремительного прогресса и глобальной техногенной катастрофы, стали невольно задумываться: «Как сохранить планету чистой?» Очевидно, что если мы сами не будем внимательно относиться к миру, в котором мы живем, то можем просто погубить себя. Чтобы этого не произошло, нужно осознать полезность воспитания экологической культуры. И начать с воспитания себя и своих детей.

Знания и хорошие привычки, которые получены ещё в детстве, сформируются в чёткие убеждения. Дети со сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранять природу никогда не нанесут вред ей. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки вокруг нас.

Наши практические рекомендации — для думающих родителей, которым важно, в каком мире будет жить их дети.

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание понимается как формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать её богатства, пониманием важности приумножения природных ресурсов. Сегодня, в современных условиях необдуманного потребления природных ресурсов, экологическое воспитание становится основой процесса гармонизации взаимодействия человека и природы.

Выдающийся французский мыслитель Вольтер писал: «Надо возделывать наш сад». Эта фраза могла бы стать лозунгом экологического воспитания.

Философ говорил о саде внутреннего мира человека, без возделывания которого не стать настоящей, цельной личностью, которая развивается, не нарушая законов природы, а стремясь приумножить её.

Экологическое воспитание и культура занимают ведущую позицию в формировании современной Личности.
Экологическая воспитательная сфера детей широка и базируется на таких компонентах:

  • воздействие семьи, где огромное значение при воспитании принадлежит матери
  • воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, школе
  • влияние СМИ (средств массовой информации)
  • многофакторная и разноплановая сфера стихийного воспитания.

Экологическая культура

От чего зависит уровень экологической культуры? От воспитания, основная задача которого — подготовка детей к жизни. А чтобы стать личностью, способной не уничтожать, а позитивно преобразовывать окружающий мир, нужно овладеть нравственными нормами по отношению к природной среде.

Именно культура приводит в соответствие деятельность человека.
Экологическая культура ребёнка — это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам.

Формирование экологической культуры ребёнка — непростой и длительный процесс, начинающийся практически с рождения малыша и подразумевающий под собой впитывание экологического мировоззрения, целесообразного природопользования, сознательного соответствия экологическим правилам и требованиям, личной ответственности перед человечеством за сохранение окружающей среды. Экологическое сознание, экологическая воспитанность и экологические знания – вот три кита, на которых базируется понятие «экологическая культура».

Опыт стран, в которых высокоразвита экологическая культура общества, показывает, что это ещё и выгодно в экономическом плане. В таком обществе продолжительность жизни людей выше, число заболеваний — улучшаются гораздо меньше, а в целом — экологическая ориентированность граждан способствует значительной экономии и приумножению природных богатств.

В идеале — прививать экологическую культуру проще, если государственная политика нацелена на это, а именно: запущены нормативные и экономические механизмы, глубоко внедрены основы экологического воспитания в систему образования, работают принципы экологического просвещения.

Однако, как показывает педагогический опыт, всё-таки основную роль в воспитании экологически культурного ребёнка играет семья.

Именно ваше отношение к миру, ваши взгляды и ценности формируют вашего ребёнка. Моральные ценности, впитанные с детства, являются основополагающими в дальнейшей жизни малыша.

Легко откреститься от ответственности за воспитание вашего ребёнка и переложить её на государство, детский сад, школу, улицу, бабушек и дедушек.

Помните, что воспитание и закрепление правильных экологических убеждений зависит только от родителей.

Семья является микросоциумом, где его члены самовыражаются, демонстрируя индивидуальное отношение к окружающей среде, идеи, жизненные установки, совершая поступки. Члены семьи взаимодействуют с окружающей природной средой, проявляя в поступках своё отношение к ней.

Родители — большой авторитет для ребёнка. В связи с этим, ребёнок принимает за чистую монету любой поступок мамы или папы, будь то уход за цветами или бездумно брошенная обёртка мимо урны.

Именно потому, что дети склонны наследовать всё, что делают их родители, семейному экологическому воспитанию должна уделяться ведущая роль.

Прививаем культуру детям дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребёнок впервые соприкасается с природой. Не теряйте времени зря – прививайте азы экокультуры с раннего возраста:

  1. Гуляйте пешком как можно дольше. Не обязательно ходить далеко – и во дворе найдётся много интересного.
  2. Обращайте внимание ребёнка на всё, что находится вокруг него: какой текстуры песок, как стучат камешки, как шелестят листья, какой след может оставить палочка на мокрой земле. Изучение такие природных «чудес» — первый шаг познания природы.
  3. Называйте. Просвещайте ребёнка, как называются те или иные природные объекты и явления. Используйте для характеристики стихи, песенки, пословицы и поговорки, загадки. У малыша значительно увеличится объём словарного запаса и сформируется позитивное восприятие природы.
  4. Посадите цветы. Найдите возможность посадить что-то вместе с ребёнком: цветы, садовую зелень или деревце. Малыш увидит, как растут растения – это будет для него открытием и одним из первых шагов осознания экосистемы.
  5. Делайте поделки из природных материалов. Заведите привычку каждую осень заготавливать природный материал для детского творчества: осенние листья, жёлуди, сухоцветы, семена, соломку, каштаны, шишки, бересту и прочее. Из них получаются чудесные фигурки, панно и аппликации!
  6. Читайте. А читая, беседуйте с малышом на нравственную тематику, анализируйте поступки героев сказок и стихов. Так можно воспитать экологически этичную личность.

Развиваем детей школьного возраста

В школьном возрасте экологическое просвещение и воспитание реализуется в процессе изучения основных учебных предметов, факультативных курсов, внеклассной деятельности (клубы, кружки, объединения, секции, тематические лагеря и прочее). Для школьников важно:

  • приобрести опыт творческой деятельности, проектирования и повышения экологической безопасности окружающей среды
  • выработать чёткую экологическую позицию, направленную на сохранение природной среды, экологическое разнообразие и экобезопасность
  • накопить опыт для формирования здорового образа жизни
  • научиться участвовать в дискуссиях по актуальным экологическим проблемам.

В школьный период основными источниками информации в сфере экологического просвещения становятся научная и техническая информация как по общеобразовательным дисциплинам, так и гуманитарного характера (право, культура, этика, взгляды отдельных личностей).

Ведущими видами деятельности у школьника становятся исследования, организационная и коммуникационная работа, творчество, труд, профессиональная ориентация.
Экологическое воспитание в разном школьном возрасте имеет свою специфику, и развивать его необходимо, опираясь на возрастные психологические особенности и на изменение основных видов деятельности.

Выполняя эти рекомендации, можно с самого раннего возраста успешно воспитывать экологически сознательного человека.

Рекомендации по организации экологического воспитания

С чего начать?

  1. Поддерживаем уют в доме. Вместе с детьми сажаем цветы и ухаживаем за ними! Ведь цветы — это не только особая атмосфера домашнего уюта и тепла, но ещё и среда, которая воспитывает ребёнка и сохраняет его здоровье. Красота окружающей среды разовьёт эстетический вкус, воспитает уважение и любовь природе. Вместе делаем уборку, поддерживаем чистоту.
  2. Гуляем всей семьей в лесу. Сколько интересного в лесу: ручейки, растения, причудливой формы колоды, звуки птиц и насекомых. Лесное разнообразие увлекательно: любознательности ребёнка не будет предела. Подготовьтесь основательно: приведите ребёнку интересные сведенья о природе. Разъясните самые правила поведения: не рвать цветы, не мусорить, не разжигать костры.
  3. Читаем книги и журналы о природе. Полезно иметь или брать в библиотеке книги Джеральда Даррелла, Виталия Бианки и Бернгарда Гржимека. Приобретайте периодические издания о нашей планете, её природе и обитателях: “Geo”, “Geoлёнок”, “National Geographic”, «Вокруг света», «Природа и человек», «В мире животных», «Домашний любимец», «Свирель», «Филя», «Юный натуралист» и другие.
  4. Общаемся с животными. Сходите в зоопарк, съездите в деревню к бабушке или заведите собственного питомца. Общение с животными действует успокаивающе, вызывает чувство радость и восторга, а также прививает навыки экологической ответственности.
  5. Смотрим телевизор разумно. Лучше всего, если это будут образовательные передачи природоведческого характера. Но если в них недостаток – можно обсуждать экологические проблемы с ребёнком при просмотре новостей, мультфильмов или детских кинофильмов.

Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов.

Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель.

А воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества школьного и семейного воспитания.

Видео, которое можно использовать как методический материал для занятий или проектов  на экологическую тематику

Источник: https://paidagogos.com/vazhnost-i-metodyi-ekologicheskogo-vospitaniya-detey-vseh-vozrastov.html

Статья на тему: Значение экологического воспитания в развитии дошкольника

Значение экологического воспитания в развитии дошкольника.

Актуальность поднимаемой   проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.

Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.

Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами.

В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.

Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.

При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

 Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Читайте также:  Что можно узнать по детскому рисунку?

Природа окружает ребенка с ранних лет. Это – источник новых знаний различных природных явлений.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.

Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления.

Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений.

Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии.

В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная.

Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности.

Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Установить контакт, взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей.

Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.

Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка. Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.

Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух.

Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения.

 у детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы.

У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы.

Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.

Дети должны знать особенности внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят, где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о содержании и кормлении домашних животных. Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания.

Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.

Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

За время пребывания в детском саду ребенок учиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений.

С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры).

Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными, и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности.

Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

 Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/06/18/znachenie-ekologicheskogo-vospitaniya-v-razvitii

Методы экологического воспитания дошкольников в рамках ДОУ

Экологическое воспитание дошкольников имеет большое значение в современной системе образования. Это связано с рядом глобальных мировых проблем. Научно-технический прогресс не стоит на месте, население планеты стремительно растет, а вместе с этим увеличивается и ресурсная потребность. Все это негативно сказывается на экологии.

Природное равновесие смещается как на глобальном, так и на локальном уровнях.

Разрушение озонового слоя, так называемый парниковый эффект, снижение видового разнообразия растительного и животного мира, техногенные катастрофы, загрязнение атмосферы, низкое качество питьевой воды — все это и еще множество важных проблем стоит перед человечеством.

Сегодня многие недостаточно задумываются о сохранении Земли и, как следствие, не воспитывают в своих детях любовь к природе. Именно в дошкольном возрасте в ребенке закладываются базовые понятия о месте человека в мире. Одна из целей системы образования — формирование экологической культуры у дошкольников.

Задачами экологического воспитания дошкольников являются:

  1. Формирование у детей достоверных представлений о взаимосвязях в природе.
  2. Установление стойкой ассоциации «Природа — наш общий дом», «Человек — часть природы».
  3. Развитие системы знаний и модели экологически правильного поведения, взаимодействия с окружающим миром.

Следуя аспектам экологического образования дошкольников, рекомендованных ФГОС, необходимо в образовательном учреждении создать среду для обеспечения ряда условий:

  • развитие ребенка в форме познания (среда должна отвечать запросам познавательной деятельности, давать возможности для постановки простейших экспериментов, моделирования и наблюдения, побуждать к возникновению у ребенка вопросов и поиску на них ответов);
  • эстетическо-экологическое развитие (умение видеть красоту природы, чувствовать вдохновение, удивляться множеству красок и форм);
  • оздоровительный эффект (озеленение среды, прогулки на свежем воздухе, экоплощадки для игр);
  • формирование гуманности и нравственности;
  • формирование ответственного отношения к природе, наличие эмоциональной составляющей;
  • выстраивание правильной модели поведения по отношению к природе (грамотное природопользование, уход за питомцами, желание заботиться о чистоте окружающей среды);
  • экологизация времяпрепровождения детей (занятия с природными материалами, использование их в творчестве).

Цели и задачи экологического воспитания осуществляются за счет блока взаимодействий:

  1. Теория и методика экологического образования должны отвечать стандартам ФГОС.
  2. Экологическая компетентность педагогического состава.
  3. Наличие экологической среды (возможность ее обеспечения за счет сторонних ресурсов).
  4. Использование форм и методов экологического воспитания дошкольников.
  5. Экологическое развитие и просвещение родительского состава.
  6. Работа в тесном социокультурном взаимодействии.

Работа с детьми в рамках ДОУ является важнейшим этапом для выполнения поставленных задач и осуществляется педагогическим составом. Такая работа включает множество методов, некоторые из которых будут рассмотрены далее.

Ежедневные прогулки

Территории большинства ДОУ включают в себя небольшие экологические тропы с различными природными объектами и их описанием. Такие прогулки несут развивающую, оздоровительную, образовательную и эстетическую функции.

Хвойные и лиственные деревья, мхи и лишайники, грибы, цветы и травы, гнезда, бабочки, муравьи — все это помогает детям лучше узнать окружающий мир. Наблюдая за живой природой, ребенок учится различать растения, познает разнообразие животного мира.

Особое внимание следует уделить разнице между вытоптанными тропками и нехожеными участками, наглядно демонстрируя, как легко изменяется растительный покров под влиянием человека.

Такие тропы превращают обычные прогулки в настоящие уроки экологии для дошкольников. При этом важно интегрировано подходить к занятию: обсуждать, наблюдать, анализировать, делать пометки.

Читайте также:  Как научить ребёнка прыгать через скакалку

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни обеспечивают ежедневные прогулки. Дети наблюдают за сезонными изменениями (смена погодных условий, укорачивание светового дня, увядание растений), знакомятся с физическими свойствами природных материалов (глина, земля, песок, снег).

Экскурсии и природоохранные мероприятия

Большое влияние в воспитании экологической культуры дошкольников оказывают различные экскурсии.

Дети знакомятся с растительным и животным миром, с условиями их обитания, развивают эстетические чувства и наблюдательность.

Такая форма всегда вызывает интерес, будь то ботанический сад, океанариум или прогулка по заповеднику. Полученные впечатления необходимо обсуждать и закреплять в рамках занятий в группах, на уроках пения и рисования.

Важно научить детей трем заповедям для гостей природы (по Л.П. Симоновой)

  • 1 заповедь: не шуметь (чтобы не спугнуть животных и воспринимать слуховую информацию);
  • 2 заповедь: терпение (природа требует длительного наблюдения, не рассказывает о своих секретах сразу);
  • 3 заповедь: внимательность (требуется для поиска взаимосвязей в биоценозе и прогнозирования дальнейшего развития).

Общественные акции с привлечением родителей и различных организаций особо нравятся детям. Пропуская экологические проблемные ситуации через собственный опыт, видя значимость данного мероприятия, ребенок начинает осознавать ответственность перед природой за свои действия.

Примерами акций могут быть:

  • озеленение территории (посадка деревьев и кустарников);
  • «Цветочные краски» (высадка клумб);
  • «Природные доктора» (сбор лекарственных растений);
  • «Чтобы птички не мерзли» (изготовление домиков и кормушек для зимовки птиц);
  • «Чистая планета начинается с садика» (уборка территории ДОУ).

Тематические занятия

Уроки рисования на тему «Солнышко», «Бабочки», «Цветочек для мамы», аппликации «Божья коровка», «Земляника в лесу», лепка «Яблочки», «Гусеница» также помогают экологическому воспитанию дошкольников.

Можно использовать на занятиях записи различных природных звуков и каждый месяц организовывать тематические конкурсы рисунков и поделок из природного материала.

Также в осеннее время можно устроить занятие «Урожай года», куда дети принесут самый большой арбуз, кабачок смешной формы или морковку.

Художественные произведения о природе воспитывают в детях чувство заботы и ответственности. Нужно использовать книги, рекомендованные программой ДОУ: обычно это произведения Ф. Тютчева, В. Бианки, М. Пришвина, А. Пушкина, А. Фета, Н.

Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, Н. Сладкова и др. После чтения с детьми проводят беседу, обсуждают смысл произведения, задают вопросы. У дошкольников сразу появляется сопереживание и сочувствие, развивается экологическая культура.

Словесные методы: составление сказок и рекламы

Пережитый опыт важно закреплять. Одним из таких методов является сочинение с детьми экологических сказок. Это позволяет глубоко прочувствовать важность помощи природе.

Например, небольшой рассказ о рыбке, которая заблудилась в тоннах мусора и не может найти путь домой к маме, а после того, как мальчик с папой почистили берег, она с легкостью уплыла. Примеров таких сказок множество.

Главное, подать ребенку идею. Такой метод позволяет понять направленность детских интересов.

Рекламирование ребенком определенного объекта — достаточно новый метод в образовании, но его эффективность подтверждает важность словесных методов в экологическом воспитании дошкольников. Помимо информации о предмете рекламы, ребенок получает и эмоциональный настрой, учится выделять его особенности.

Дети любят играть в рекламу.

Например, ребенок выбирает любое живое существо и составляет небольшой рекламный буклет, отображающий особенности выбранного животного или растения: «Это — божья коровка, живет на лугах, имеет красивую красную спинку с черными точками, а еще питается вредными насекомыми, спасая тем самым важные растения».

Эксперименты и дидактические игры

Дети по своей натуре всегда исследователи, поэтому особое внимание следует уделить изучению природных явлений через проектную деятельность.

Ребенок учится ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы и проверять их, анализировать и систематизировать полученные результаты. Примерами таких проектов могут служить любые физические и биологические процессы — испарение и замерзание воды, развитие растения под влиянием солнца, рост рыбки от малька до взрослой особи, простейшие химические опыты и пр.

Один из самых действенных методов по экологическому воспитанию дошкольников — проведение дидактических игр. Такие занятия учат ребенка целому комплексу важных компетенций: рассуждение, анализирование, умение запоминать, самостоятельность и др. Формируется экологическая культура.

Примеры игр, применяемых при экологическом воспитании дошкольников:

  1. «Пищевые цепочки». Воспитатель предлагает карточки с изображением животных и растений, дети выкладывают из них пищевые цепи.
  2. «Как вести себя в лесу». Воспитатель по очереди показывает предметы или картинки (спички, рогатка, радио, ружье и т.д.), дети по очереди объясняют, почему нельзя ходить в лес с этими предметами.

Влияние родителей

Полноценное экологическое образование дошкольников подразумевает сочетание методов работы ДОУ с работой семьи, поскольку именно родители дают ребенку первый опыт общения с природой, знакомят с правилами природопользования и показывают на собственном примере отношение к планете.

Аспекты общения семьи с ребенком:

  1. Понятность и доступность информации.
  2. Колоритность природных образов.
  3. Учет интересов ребенка при проведении бесед.
  4. Ответы на вопросы ребенка, объяснение природных явлений.
  5. Создание экологической среды в бытовых условиях.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в домашних условиях производится под влиянием развивающей среды, которая должна включать:

  • зону живой природы (комнатные растения, аквариум с рыбками, хомячки, птички и т.д.), где ребенок самостоятельно или с помощью родителей учится уходу за живыми организмами;
  • наличие природных материалов для поделок и инструментов для работы;
  • фотографии, журналы и книги по экологии, рекомендованные для дошкольного возраста.

Именно блок взаимодействий «родитель — ребенок — воспитатель» в развивающей среде позволит выполнить все задачи экологического воспитания дошкольников.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov.html

Особенности экологического воспитания дошколят

Экологическое воспитание в детском саду

Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения.

Дети нацелены обучаться бережливо относиться к живой природе.

Экологическое воспитание старших дошкольников представляет собой четко организованный и целенаправленный процесс формирования конкретных основ в плане эко-культуры.

В каждом ДОУ разрабатывают и проводят еженедельно специализированные мероприятия.

На них дети приобретают первичные представления о разнообразии природных объектов, учатся ценить и проявлять заботу о живых существах, ухаживать за разными растениями.

Особенности проведения занятий с эко направленностью в ДОУ состоят в их целенаправленности и систематичности. Если на занятии детям дают представления о растениях, то вне занятий малыши поощряются ухаживать за цветами в группе детского сада. Старшие дошкольники поливают их, протирают листочки. Это также ведет к приобретению у дошколят элементарных навыков трудовой деятельности.

В процессе экологического воспитания дети получают массу удивления, радости. Дошкольники восхищаются миром окружающей их природы. Очень часто свои впечатления от увиденного дети изображают в рисунках или творческих рассказах. Поэтому в группе сада организуют интеграцию занятий экологии-изо-деятельности. Так экологизация дошкольников происходит наиболее эффективно.

Наглядно изображая свои наблюдения, дети закрепляют экологические представления.

Экологические представления старших дошкольников — это их отношение к окружающему миру. Дети поощряются обретать точные знания о роли растений и животных на земле. Формирование таких представлений поможет детям научиться взаимодействовать с природой.

Формирование экологической культуры поспособствует ценностному отношению детей к растениям и животным. У малышей будет развиваться познавательная активность к получению знаний об окружающем мире.

Экологическое воспитание старших дошкольников требует наличия в группе необходимого образовательного материала.

Множество растений и цветов в группе укрепит формирование в детях чувства бережливости к растениям. Малыши будут заботиться о них.
В живом уголке всегда бывает большое разнообразие растений. Здесь проходит формирование эко-представлений, проводятся различные опыты над растениями.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста

В программных документах ДОУ проблема по эко-воспитанию решается посредством образования малышей. Под экологическим образованием предусмотрено становление эко-сознания, эко-воспитанности и эко-знаний воспитанников. Здесь же не надо забывать, что эко-знания затрагивают детские представления о взаимодействии всех объектов в мире природы.

С чего же начинается в доу формирование экологического представления у дошкольников?

Прежде всего, надо рассказать детям о самой планете Земля, как она образовалась, какие формы жизни существуют на Земле. Нужно дать детям четкие представления о разнообразии мира растений и животных, отметить их особенности.

Экологическое образование

Дети очень любят, когда им рассказывают. Но еще больше они любят смотреть иллюстрированные книжки. Поэтому формирование экологических основ будет эффективнее, если показывать малышам энциклопедии с иллюстрациями разного вида животных и растений. Так детям легче будет усвоить материал. Наглядно дошкольникам легче будет представить все многообразие животного и растительного окружения.

Можно кратко проанализировать программу «Детство», по которой многие детские садики ведут образование.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста способствует постепенному обучению детей труду в природе, ознакомлению с необходимыми для жизнедеятельности различных растений условиями.

Представленная программа помогает детям приобрести навыки в природе на практическом уровне. Детей учат выкапывать клубеньки или корневища растений. Дошкольники учатся добывать корнеплоды, пропалывать грядки, которые сами помогают засевать.

В этой программе четко прописан объем, отведенный на экологическое образование старших дошкольников.

Другая программа, по которой четко расписаны рекомендации по эко-образованию, программа «Мы» дополнена представлениям и детей о лесных и луговых растениях. Там также представлены описания растений водоемов.

По какой бы программе не велась учебно-воспитательная работа в детском саду, в каждой есть отдельный раздел по экологии. Больше всего внимания в программах уделяется растениям. Дети узнают об особенностях знакомых растений, и знакомятся с незнакомыми им растениями.

Очень хорошо, когда в процессе образования детишек приобщают к труду.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Экологическая культура определяется как степень детского восприятия окружающей среды. К эко-культуре также относится принадлежность ребенка к этому миру, оценивание ребенком себя в живой природе, в мире.

Сейчас, идет глобальный экологический кризис, то приобщение к природе и окружающему миру необходимо начинать уже в детском возрасте. И выходит, что экологическая культура у дошкольников просто необходима в сложившейся в мире обстановке.

Экологическая грамотность детей состоит в следующем. Детишки должны воспринимать себя частью вселенной. Они должны понимать, что человек и природа взаимосвязаны. Человек не может жить и существовать без природы. Общение человека с природой очень ценно, и дети должны это знать. Природа также зависит от того, как человек за ней ухаживает.

Каждый должен научиться сохранять природу. Дети должны не только знать, но и хотеть заботиться о природе. Если понадобится, дети должны уметь ухаживать за живыми объектами. У каждого дошкольника нужно сформировать элементарные навыки природозащитной деятельности.

Дошкольники могут научиться предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.

Воспитанникам полезно объяснять, в чем состоит экологическая проблема. Рассказывать о том, что часто люди необдуманно загрязняют окружающую среду.

Неправильные и необдуманные действия могут нанести непоправимый вред всей планете Земля. Дети должны знать об этом.

Представления детей о факторах загрязнения поможет им осмыслить весь вред такого неправильного поведения. ДОУ призвано воспитывать бережливого человека будущего.

Особенности экологического развития старших дошкольников и формирование правильного отношения к природе благоприятно скажется на всестороннем развитии детской личности. Ведь формирование экологической культуры даст наравне с другими качествами моральное и эстетическое удовлетворение.

Несколько слов о критериях экологической воспитанности старших дошкольников

Критериями экологической воспитанности отмечают следующие компоненты:

  1. Ценностно-мотивационный. Здесь речь идет о понимании детьми всей ценности природы. Немаловажен мотив для проявления интереса и получения знаний о проблеме экологии в мире.
  2. К когнитивному компоненту относим наличие представлений и знаний, осознанных и достоверных по рассматриваемой проблеме.
  3. В эмоционально-чувственном компоненте проявляются чувства ответственности. Дети хотят проявлять заботу о природе. Тут же важно проявление позитивных эмоций к окружающему.
  4. Практико-деятельностный компонент характеризуется наличием практических умений в заботе о природе.

Методы экологического воспитания

В ДОУ формирование у воспитанников экологической культуры считается новым направлением. Необходимость уделять внимание на эту сторону учебно-воспитательного процесса в дошкольном заведении вызывает проблема загрязнения окружающей среды в мире.

Читайте также:  Как научить ребёнка дружить

Раз экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ связано с тем, что у дошкольников идет формирование представления об окружающем мире, то лучшим методом считается наблюдение.

Наблюдения в уголке природы

В природном уголке дети любят наблюдать за ростом растений. Важно проводить наблюдения во время прогулок. Обращать внимание дошкольников на то, что природа изменяется. Одно время года приходит на смену другому, это приводит то к гибели цветов зимой, и возрождению травы и цветов весной.

Но если равнодушные к природе люди начнут без надобности выдергивать растения, ломать веточки, поджигать траву, то это приведет растения к гибели раньше, чем наступит зима. Если не беречь и не ухаживать за растениями, то они могут быстро погибнуть. А ведь растения дают людям чистый воздух.

И это нужно донести до сознания малышей.

Дидактические игры еще один эффективный метод, используемый для формирования экологического представления старшего дошкольника.

Экскурсии в лес, на природу также способствуют экологизации дошкольников. В лесу можно предложить детям послушать, как шумит листва, поют птички. Это даст детям понимание того, что природа живая, ее надо беречь.

Лесная прогулка может научить правилам безопасного поведения в природе, сбору ягод и грибов.

Зимой вокруг здания детского сада воспитатели совместно с дошкольниками развешивают кормушки. Детям предлагают следить, чтобы в кормушках был корм. Если корм заканчивается, то дети могут взять на себя обязанность его туда подсыпать. Так дети учатся заботиться о птицах в то время, когда им трудно найти корм.

В старшем дошкольном возрасте у детей расширяются познавательные интересы. У детей всегда много вопросов об увиденном. Важно отвечать на детские вопросы. На экскурсиях дети просто заваливают воспитателей различными вопросами. Это хороший момент для экологического обучения дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется и другими методами.

Рассмотрим небольшую статистику по методам экологического воспитания старших дошкольников.

Занятия и беседы составляют 33,9%. Играм в ДОУ отводится 9,7%. Опытам и экспериментам — 4,8%. Через наблюдения в природе осуществляется 14,5% экологизации. 1,6% занимают экологические выставки. На досуговых занятиях происходит 10,8% экологического обучения. Экскурсии и прогулки используют в 22,6% случаях. Консультационная работа с родителями — 2,2%.

Вот такие методы используют педагоги в работе со старшими дошкольниками в процессе экологического образования и воспитания.

Каждый из методов экологического воспитания дошкольников имеет свои особенности и преимущества.

Если рассмотреть статистические данные, то можно отметить, что беседам во время экологических занятий в ДОУ и экскурсиям отводят первое место.

Действительно, разговоры с детьми об экологии и непосредственное общение с миром природы во время прогулок быстрее затронет детское восприятие.

У дошкольников разовьется экологическое мышление, и это поможет им осознать и принять к сердцу, что природу нужно любить и беречь. А о животных нужно заботиться.

Научится ли каждый дошкольник экологически мыслить, прочувствует ли он окружающий мир природы — все это будет зависеть от умения воспитателя донести экологические знания до детского сознания. Лишь обучив детей экологическим основам можно сказать с уверенностью, что эти дети будут поступать правильно, и за будущее планеты можно не беспокоиться.

Источник: https://podrastu.ru/vospitanie/ekologicheskoe-vospitanie-detei.html

Методика экологического воспитания (стр. 1 из 14)

Введение

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А.

Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы — оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.

Формированиезнаний в экологическомвоспитании — не самоцель. Они — необходимое условие воспитания осознанно-бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира.

Осознанный характер отношения проявляется в том, что ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность.

Он способен откликаться на красивое и некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих людей к социальной среде.

Исследованиями также доказано, что старшие дошкольники способны овладеть умениями и навыками разнообразной деятельности, имеющей экологически ориентированный характер осознанно-бережного отношения к объектам растительного и животного мира.

Экологическое образование в период детства базируется на двух главных основаниях:

первое заключается в том, что у детей следует формировать осмысленные представления и отношения к окружающему миру;

второе заключается в том, что положительные взаимодействия с окружающим миром являются важной составляющей здорового развития ребенка, они расширяют сферу изучения мира и качество жизни ребенка в течение широкого диапазона времени.

Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важными становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфика.

Идеи формирования представлений о росте и развитии живых существ имеют глубокие корни в педагогической науке.

В трудах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.

В современных исследованиях Р.С. Буре, С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, В.Г. Фокиной и др. отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления.

Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правильно ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы в целом.

Проблема взаимоотношений человека с природой наиболее изучена В.И. Мясницевич. В его работах раскрываются зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к окружающему миру, вступая с ним в контакты, и тем, какой опыт познания мира накапливает человек.

Одной из актуальных проблем экологического воспитания детей выявление особенностей формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ.

В теории и методике экологического воспитания аспектами изучения этой проблемы занимались: Л.С. Игнаткина, которая использовала в работе по формированию динамических представлений о животных в группах детей среднего возраста серии картин, изображающих различные отрезки их жизни и условия их обитания.

Т.В. Христовская разработала систему работы по формированию динамических представлений о росте и развитии на примере растений.

Однако в этих исследованиях мы не нашли ответ на такой вопрос: каковы возможности формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ в комнатных условиях и в природных условиях в старшем дошкольном возрасте, и мы преследуем цель изучить возможность формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ у дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2. Проанализировать документацию педагогического процесса ДОУ по экологическому воспитанию.

3. Разработать диагностику сформированности экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать систему занятий и наблюдений, нацеленных на формирование динамических представлений о росте растений.

5. Проанализировать результаты экспериментальной деятельности.

6. Сделать выводу по проблеме.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ научной, педагогической и методологической литературы.

2. Анализ педагогической документации.

3. Психолого-педагогической эксперимент, включающий:

— диагностику сформированности динамических представлений о росте растений;

— формирующий эксперимент формирования представлений о росте и развитии растений;

— интерпретация и анализ результатов эксперимента.

Цель исследования — изучить возможность формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ у дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Объект — процесс формирования экологических знаний в дошкольном возрасте.

Предмет — особенности формирования у детей динамических представлений о росте и развитии живых существ в условиях дошкольного учреждения.

Анализ психолого-педагогической и методологической литературы по теме исследования позволил сформулировать гипотезу нашего исследования о том, что динамические представления о росте и развитии живых существ в дошкольном возрасте возможно формировать при правильной педагогической организации процесса познания:

— формирование отчетливых представлений о закономерности изменений природных объектов, о протяженности изменений во времени;

— формирования понимания специфики взаимосвязи растущего, развивающего живого существа и внешних факторов, обеспечивающих его выживание;

— создание условий для непосредственного ухода и наблюдения за живыми существами;

— наглядного иллюстрирования динамических изменений в росте и развитии живых существ.

Методологической основой нашего исследования послужила теория познания, которая свидетельствует, что познание окружающего мира происходит в процессе активного взаимодействия субъекта и объекта познания; концепция умственного воспитания и развития познавательных способностей дошкольников (Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и положение (Л.С. Игнаткина и Т.В. Христовская) об особенностях формирования динамических представлений о животном и растительном мире.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что она содержит систему работы по формированию динамических представлений о росте и развитии живых существ и может быть использована практическими работниками в условиях дошкольного учреждения.

ГЛАВА I. Сущность и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Значение экологического воспитания для всестороннего развития личности дошкольника

Определение объема и содержания знаний, обеспечивающих полноценное развитие ребенка дошкольного возраста — одна из традиционных проблем педагогики. Первенство в решении этой проблемы принадлежит Я.А. Коменскому. В книге «Материнская школа» Коменский изложил программу знаний, положив в ее основание принцип энциклопедичности.

Это значит, что нельзя ограничивать познания ребенка дошкольного возраста какими-либо сторонами действительности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными. Я.А.Коменский определил еще одно требования к знаниям для маленьких детей: они должны служить воспитанию.

Оба эти принципа учтены при определении содержания знаний дошкольников, в том числе и природоведческих знаний.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные животные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.

Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу.

В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым — экологическим — взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.

Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.

Экологическое мировоззрение — это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется в виду.

Источник: http://MirZnanii.com/a/174643/metodika-ekologicheskogo-vospitaniya

Ссылка на основную публикацию