Влияние кинематографа на воспитание

Влияние современного кинематографа на нравственное воспитание подростков



Currently, the movie is the most popular art form among young people. They find themselves in the heroes of movies, using their image of themselves, I copy their behavior and character traits that are not always positive.

Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков.

Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А.

Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [4 с.104].

В кинопроизводстве любой страны создание фильма преследует не только развлекательные, но и воспитательные цели, так как кино является самым массовым видом искусства.

Подростки, пришедшие в кинотеатр или просматривая фильмы в интернете, получают не только удовольствие от просмотра сюжета фильма, но и пример для подражания.

Например, если в театре, спектакль могут просматривать около двух тысяч зрителей, то фильмы могут смотреть миллионы людей одновременно, по всему миру. Именно поэтому кино оказывает очень большое влияние на воспитание людей, в частности и подростков.

В.Крылов в своей статье «Кино и его влияние на человека» пишет: «В узком смысле слова кино это фильмы — всякие ужастики, боевики, приключения, мелодрамы и т. д. Жанры кино можно перечислять очень и очень долго.

Иногда они смешиваются, изменяются, некоторые исчезают навсегда, а на их место «встают» новые. Так что, в «узком» понимании кино — это искусство создавать фильмы разнообразных жанров. В широком же смысле — это нечто большее, чем просто фильмы.

Думаю, никто не будет спорить, что в кино отражаются какие-либо жизненные события, действия или моменты, запечатленные на пленку» [3].

В настоящее время главной проблемой подрастающего поколения является формирования у них нравственного воспитания, так как именно в этот период жизни у человека формируется мировоззрение. Нравственное воспитание подростка формируется под влиянием различных факторов, таких как школа, семья, общение со сверстниками, и конечно же средства массовой информации.

Киноискусство, оказывает большое влияние на подростков. Именно поэтому, в процессе формирования мировоззрения, им необходима определенная ориентация, которая должна решать две задачи: 1 — направлять на подлинные произведения киноискусства, 2 — уберечь от низких, безнравственных фильмов. Так, в своей статье, Кравченко А. А.

пишет: «Кинообразование принципиально отличается от других форм просвещения подростков тем, что ничего им не диктует, не навязывает, а лишь формирует эстетический запрос — потребность в хорошем, серьезном кино.

А, в свою очередь, общение с выдающимися произведениями киноискусства создает предпосылки для противостояния личности социальному, психологическому, моральному кризису общества» [2].

Действие кино на восприятие человека очень разнообразно. Например, при просмотре комедии, мы получаем положительные эмоции, у нас улучшается настроение. Если же мы смотрим фильмы ужасов, у нас возникают такие чувства как страх, негатив, и отвращение. Но стоит отметить, что на детей фильмы влияют гораздо сильнее, чем на взрослых.

Когда ребенок смотрит какой-либо фильм, он выбирает из него положительных и отрицательных героев для себя, девочки представляют себя балеринами, принцессами, и другими положительными героями, мальчики представляют, что они отважные герои, которые спасают людей, и таких примеров достаточно много.

Но в настоящее время проблема стоит в том, что современные фильмы могут влиять как положительно, так и отрицательно на воспитание подростков [1].

Например, в фильме «Хорошие дети не плачут», который был снят Денниисом Ботсом в 2012 году, рассказывается история, главными героями которой являются Экки и Джоэп.

Экки обычная девочка, которая училась в 6 классе, играла в футбол, а Джоэп мальчик задира, которого она считала своим врагом. После окончания 6 класса, Экки и ее друзьям нужно было разойтись по разным школам, и она считала, что это не проблема, и они все равно останутся друзьями.

Но в один момент ее жизнь очень сильно меняется. После драки с Джоэпом у нее начинается сильное кровотечение из носа, и родители везут ее в больницу, где ей ставят диагноз лейкемия. В период долгого лечения ее посещают ее друзья, но Джоэп не согласен идти к ней.

Через какое-то время Джоэп понимает, что должен посетить Экки, и становится для нее лучшим другом, который помогает скрасить последние месяцы ее лечения.

После просмотра данного фильма задумываешься, что иногда нужно отбросить гордость и гнев к человеку, с которым ты не ладил, и если ему нужна моральная поддержка, просто протянуть ему руку помощи. Этот фильм учит ценить жизнь, показывает, что она может измениться в любой момент. Он учит настоящей дружбе, любви, и тому, как, несмотря на разногласия, помогать человеку, который попал в беду.

Еще один фильм, которому хотелось бы уделить внимание, это русский фильм, снятый Андреем Зайцевым в 2015 году, «14+ история первой любви». Главными героями становятся Вика и Леша, 14-летние подростки. Леша неуверенный в себе парень, который влюбляется в Вику, но из-за своей неуверенности не может к ней подойти и постоянно просматривает ее фотографии в интернете.

После он узнает, что Вика учится в соседней школе, в ней же учится главный хулиган района, который тоже положил глаз на Вику. Периодически между их школами происходят драки, и это еще больше влияет на решение Леши заговорить с Викой. На одной из дискотек, он решается подойти к ней, после чего у них возникают взаимные чувства любви.

Однажды после прогулки Леша провожал Вику домой, но около подъезда их ждал тот самый хулиган, и ей пришлось предложить парню пройти к ней домой. Когда Леша уходил, она решила проводить его до лифта, где произошел первый поцелуй.

После этого, когда Леша остался дома один, он приглашает Вику к себе, где все начинается с разговора, после Леша достает из шкафа вишневый ликер, и предлагает Вике выпить. Она соглашается, и, в конце концов, все заканчивается постельной сценой.

После просмотра этого фильма, стало интересно почитать о нем отзывы людей разного возраста.

Как ни странно, одним фильм понравился, и они видят в нем нечто трогательное, милое, и хорошее, не задумываясь над тем, как данный фильм может повлиять на самих подростков.

Другие же пишут, что этот фильм аморален, так как к нем дети употребляют алкоголь, и в 14 лет делают большие глупости, не думая о дальнейших последствиях.

К сожалению, в наше время мы можем видеть очень много случаев ранней беременности в подростковом возрасте и беспорядочных половых связей, что нередко происходит из-за алкогольного опьянения. Из-за отсутствия должного внимания родителей подростки начинают искать ответы на все свои вопросы в интернете, в окружении друзей и подруг.

Нередко подростки совершают необдуманные поступки именно из-за совета своих сверстников. Например, подруги могут посоветовать вступить с половые связи только для того, чтобы сохранить отношения с мальчиком, мальчики могут посоветовать предложить девочке алкоголь, чтобы она вступила с ними в половые отношения.

К сожалению, родители не могут уберечь своих детей от этих необдуманных поступков, но могут предотвратить их, если будут больше уделять время своим детям, а не только работе и своей личной жизни.

В большинстве случаев ранние половые связи происходят в тех семьях, где царит неблагоприятная обстановка для созревания подростковой психики (неблагополучные семьи).

Современным детям очень просто включить телевизор, зайти в интернет, где можно посмотреть любые фильмы, и самое страшное, что они хотят смотреть фильмы, содержащие пошлость и разврат.

Их давно не интересуют добрые, хорошие фильмы, где показывают, как нужно дружить, помогать друг другу, уважать старших. Как же можно уберечь детей от безнравственных фильмов, которые не предназначены для их детской психики? В наше время это сделать будет нелегко.

Когда все покупается и продается, телеканалы, не задумываясь, выпускают фильмы, которые могут неблагоприятно влиять на психику подростка.

Это связанно с тем, что в настоящее время кино является самым распространенным видом искусства среди подрастающего поколения, и именно в фильмах дети ищут себе кумиров, и от них берут различные маски, и формы поведения.

Среди подростков был проведен опрос, включающий в себя следующие вопросы:

1) Сколько тебе лет? 2) Пол? 3) Какие фильмы предпочитаешь смотреть: а) 14+ б) 16+ в) 18+? 4) Какой жанр фильма ты предпочитаешь смотреть: а) Комедия, б) фантастика, в) мелодрама, г) свой вариант? 5) Смотрел ли ты фильмы «хорошие дети не плачут» и «14+ история первой любви»: а) Да б) нет? 6) Если смотрел, что ты о нем думаешь? 7) Какой твой любимый фильм? 8) Кто твой любимый герой? Почему? 9) Разговаривали с тобой родители на тему употребления алкоголя? 10) Разговаривали ли с тобой родители на тему полового созревания?

После обработки результатов, выяснилось: на вопросы отвечали подростки от 14 до 16 лет. В опросе принимало участие 20 респондентов, из которых 70 % были мужского пола, 30 % женского. На вопрос, какие фильмы предпочитаешь смотреть, из всех отпрошенных подростков лишь (53 %) смотрят фильмы 16+, остальные предпочитают фильмы 18+.

Большинство мальчиков (68 %) предпочитают смотреть фильмы ужасов и боевики. Из всех отпрошенных подростков 10 % смотрели фильм «хорошие дети не плачут» и 16 % смотрели фильм «14+ история первой любви».

На вопросы «разговаривали с тобой родители на тему употребления алкоголя» и «на тему полового созревания» подростки ответили так: (57 %) разговаривали на обе темы, (32 %) разговаривали только на тему употребления алкоголя, и (11 %) не разговаривали на эти темы.

Из этого можно сделать вывод, что в настоящее время, у подростков есть легкий доступ к фильмам, даже к тем, которые предназначены для возраста 18+. К сожалению, дети давно стали вести себя, как взрослые: они начинают употреблять алкоголь, вступают в беспорядочные половые связи, рожают детей.

Где же они этому научились? Ответ простой: не последнюю роль в этом сыграли фильмы (18+), которые показывают по телевидению, это социальные сети, в который дети с легкостью заходят, сидят на различных форумах и просматриваю фильмы не для их возраста. К сожалению, причиной такого поведения детей, выступают и родители.

Немногие разговаривают со своими детьми на тему употребления алкоголя и полового созревания, в ходе чего дети ищут всю информацию в сети. По-видимому, это связано с тем, что в наше время родители слишком много времени проводят на работе, и у них нет возможности поговорить со своими детьми.

Но к сожалению, бывают случаи, когда дети воспитываются в неблагополучной семье, где родителей кроме алкоголя ничего не интересует, и дети предоставлены сами себе.

Как бы нам ни хотелось, фильмы всегда будут показывать подросткам разные модели поведения.

К счастью, или к сожалению, прогресс не стоит на месте, и мы не сможем уберечь детей от безнравственных, низких фильмов, мы можем лишь общаться со своим ребенком, объясняя ему, что хорошо, а что плохо, прививать ему только морально-нравственные манеры поведения, быть в курсе того, что с ним происходит и с кем он общается.

Литература:

  1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2000. — 416 с.
  2. Кравченко А. А. Научная статья: Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания подростков. — 2013. — 298–304 с.
  3. Крылов В. А. Кино и его влияние на человека. // http://xquite.ru/life/rub/lkinview.php?id=1.
  4. Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — 884–887 с.
Читайте также:  Создаем микроклимат в детской, а онлайн игры для девочек и мальчиков подождут своего времени!

Основные термины (генерируются автоматически): фильм, ребенок, подросток, употребление алкоголя, родитель, Вика, половое созревание, время, подрастающее поколение, фильм ужасов.

Источник: https://moluch.ru/archive/135/37742/

» Влияние кинематографа на воспитание

Как известно из психологии, любые внешние раздражители, воздействуя на органы чувств человека, способны проникать в сознание. Это свойство человеческого организма широко используется в процессах обучения и воспитания. Преподаватели применяют наглядные пособия, чтобы в доступной форме объяснить изучаемый материал.

Воспитатели используют фонетический материал для психологического воздействия на своих воспитанников. В последнее время получили большую популярность презентации с использованием подборки фотографий, графики, видеоматериала, музыки и речи. Такая комбинация оказывает максимальное воздействие на главные органы чувств ребенка – глаза и уши.

Эту особенность надо учитывать, когда заходит речь о том, какие фильмы следует смотреть детям.

Современный кинематограф обладает мощными средствами воздействия на психику человека. В современных фильмах используются всевозможные трехмерные и четырехмерные эффекты: объемный звук, стереоизображение, вибрация.

Все это создает иллюзию полного погружения в виртуальный мир кино, в результате чего порой совершенно теряется связь с реальным миром. Если речь идет о картинах, которые повествуют о реальных событиях, необходимых для изучения, то в этом нет ничего плохого.

И сказки, рассказывающие о вечной борьбе добра со злом, в определенной степени вполне допустимы для просмотра ребенком дошкольного и школьного возраста. В воспитательных целях старшим школьникам можно даже смотреть фильмы, содержащие в допустимых нормами пределах сцены насилия и эротики.

Но приходится признать, что в последнее время наблюдается некоторая деградация в кино отдельных жанров и направлений. Особенно это касается мультипликационных или, как их называют на Западе, анимационных фильмов.

Казалось бы, эти фильмы, предназначенные в большинстве своем исключительно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, должны содержать в себе элементы воспитания общепринятых норм и традиций. Но, к сожалению, это далеко не так.

Как уже отмечалось многими кинокритиками, большинство современных мультфильмов не предназначено для просмотра детям и людям с неустойчивой психикой. Во многих из них имеются такие элементы, которые, мягко говоря, совершенно не предназначены для просмотра не то что детям, но и их родителям.

Этим «недугом» страдают не только американские анимационные фильмы, но и некоторые российские картины. Если раньше существовали различные школы российских и советских аниматоров, воспитанных на лучших традициях диснеевской школы, то сейчас явно ощущается ориентирование на «ширпотреб».

Буквально все, начиная с сюжетной линии и заканчивая специальными приемами компьютерной графики, копируется из западных источников. Мало того, совместные проекты российских и американских кинематографистов создаются, как правило, на базе и под чутким руководством американских коллег.

Возможно, кинокритики сильно придираются к таким деталям и неадекватно воспринимают художественный замысел таких картин, но с учетом вышесказанного о воздействии видеоматериала на органы чувств, создателям мультфильмов следовало бы быть внимательнее. А уж воспитателям, педагогам и родителям в первую очередь следует обращать внимание на репертуар анимационных фильмов, который предпочитают их дети.

То же самое относится и к фильмам приключенческого и фантазийного жанров. Некоторые из них на первый взгляд довольно безобидны, но при внимательном рассмотрении не выдерживают никакой критики. Не будем сейчас переходить на личности, упоминать конкретные фильмы и давать практические рекомендации.

Каждый педагог должен, во-первых, уметь внимательно, трезво и непредвзято оценивать современные фильмы любого жанра и любой тематики.

А во-вторых, он должен разработать свою собственную стратегию, чтобы правильно растолковать те детали и сцены, которые его воспитанники могли увидеть в картинах и понять неправильно.

Особо следует подчеркнуть то пренебрежительное отношение к вопросу семьи и брака, которое подавляющее большинство американских кинематографистов явно или косвенно изображают в своих фильмах. Также стоит сказать пару слов о так называемых естественных потребностях человеческого организма.

Для чопорных англичан даже упоминание вскользь об этом считалось недопустимым. Впрочем, и для всей Европы вольности американских фильмов кажутся кощунством. Психологию американцев можно понять. Эта страна в своем прошлом была колонией Англии.

После освобождения от влияния английской короны американцы бросили вызов британским традициям и пытались всячески досаждать снобам Туманного Альбиона. Это проявлялось во всем, начиная с манеры общения и заканчивая стилем одежды. Со временем плохие манеры стали нормой и благополучно перешли на экраны кинематографа.

Но российским кинематографистам с их богатыми народными традициями не следует им подражать.

Источник: https://paidagogos.com/vliyanie-kinematografa-na-vospitanie.html

Социальный проект «Влияние современного кинематографа на молодежь»

Министерство культуры Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИИ имени С.А. ГЕРАСИМОВА»

ВГИК VGIK

«Сергиево-Посадский филиал Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова»

Социальный проект

Влияние современного кинематографа на молодежь

Срок исполнения: 20.02.2017-20.03.2017

Автор проекта:

Кучерявая Ирина Витальевна

студентка 1 курса группы 308

Руководитель проекта:

Тимонина Татьяна Евгеньевна

преподаватель Сергиево-Посадского

филиала ВГИК

Сергиев Посад

2017 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……3

Целью исследования………………………………………………………….……4

Проблемы которые подвигли на создание проекта…………………………..….4

Этапы реализации проекта…………………………………………….……….….4

Что такое кинематограф?……………………………………………………………………………..5

Чем кинематограф является для человека?……………………………………………………6

Результаты опроса…………………………………………………….……..…….7

Вывод ……………………………………………………………………………..14

Список литературы, использованной в ходе выполнения исследования…..…15

Введение

Жизнь современного человека невозможно представить без просмотра кинофильмов, сериалов, мультфильмов. Важно помнить, что все они являются не только развлечение, он оказывают серьезное воздействие на психику человека.

Информационное поле, в котором постоянно находится человек, имеет огромное влияние на его состояние, мировоззрение, особенности поведения. Фильмы, которые смотрит молодежь, играют очень большую роль на их развитие.

Актуальность выбранной темы. Считается, что воспитание современной молодежи приходит в упадок: молодые люди в большей степени отдают предпочтение фильмам, а не книгам.

Отдавая предпочтение фильмам молодежь редко выбирает научное, историческое кино, а в большей степени они увлекаются художественными картинами различных жанров, которые нередко вызывают отрицательное психологическое воздействие, как на поведение человека, так и на развитие психики.

Поэтому важной проблемой исследования выступает: воспитание подрастающего поколения на принципах нравственности; преодоление негативного воздействия и пагубного влияния некачественного кино с точки зрения устоев и морали современного киноискусства.

В данной работе выявляются особенности кинопредпочтений молодежи. В исследовании был использован метод анкетирования. Были опрошены студенты Сергиево-Посадского филиала ВГИК.

Как показывают исследования самой киноактивной возрастной группой является молодежь в возрасте 15-24 года. Но несмотря на то, что кинематограф является одним из способов проведения досуга среди молодежи, следует отметить что, в настоящее время, кино не является самым популярным времяпрепровождением.

Цель проекта: выявить кинопредпочтения учащихся, выявить факторы влияния кинематографа на современную молодежь.

Обоснование: что выбирает для просмотров современная молодежь?

Гипотеза: при большом разнообразии кинопродукции, молодежь предпочитает развлекательную тематику и фильмы с элементами насилия.

«Фильм должен заставить забыть зрителя о всех его проблемах, но и попробовать их решить»

Целью исследования является формирование нравственных ценностей современной молодежи, она может быть достигнута последовательным решением следующих задач:

  • изучение литературы по выбранной теме;
  • проанализировать кино с точки зрения формирования нравственных ценностей у молодого поколения;
  • выявить факторы влияния кинематографа на современную молодежь;
  • разработка вопросов анкеты;
  • проведение анкетирования;
  • провести исследование и интерпретировать его результаты.

Проблемы которые подвигли на создание проекта:

1.Негативное влияние фильмов на поведение подростков.
2.Слабо продуманные сюжеты различных фильмов и в том числе их качество.

Этапы реализации проекта

1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач.

2. Обсуждение возможных вариантов исследования, их сравнение, выбор.

3.Самообразование проектировщиков, актуализация знаний при консультативной помощи преподавателя.

4. Продумывание хода деятельности.

5. Исследование.

6. Обработка результатов и выводы.

7. Анализ успехов и ошибок.

Что такое кинематограф?

Кинематограф — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф и кинематогра́фия. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.

В понятие кинематографа входят киноискусство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение. Сами кинофильмы могут сниматься в различных жанрах игрового и документального кино.

Кинематограф занимает значительную часть современной культуры многих стран. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях.

Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет и видеодисков, а с появлением скоростного интернета стало доступным скачивание кинофильмов в форме видеофайлов на специализированных сайтах или посредством пиринговых сетей (что может нарушать права правообладателей кинофильма).

Иногда вы должны окунуться в чужой мир, чтобы понять чего не хватает в вашем.

Чем кинематограф является для человека?

На становление системы ценностей человека влияет множество факторов. Одним из таких факторов, оказывавший весьма существенное воздействие на мировоззрение и систему ценностей человека, является кинематограф.

Кинематограф представляет собой одно из видов искусства, которое с каждым днем уверенно развивается и за всю историю человечеству досталось множество шедевров кинопроката. Действие кино на человека может быть как положительным, так и отрицательным.

И дело не в том, что фильмы оказывают на нас какое-либо влияние — это неоспоримо; а в том, что мы погружаемся в придуманный автором «киномир» и начинаем чувствовать себя подобно героям, которые находятся по ту сторону экрана. Зрительная стимуляция приводит к целому диапазону разнообразных эмоциональных состояний.

То, что человек этому предается не в одиночестве, а в компании множества людей, делает представленный опыт доставляющим удовольствие, а также контролируемым.

На подрастающем поколении негативно сказываются сцены, содержащие сексуальное насилие и жестокость, а также насилие, совершаемое несовершеннолетними. Все большую популярность среди молодёжи получает продукция, содержащая сцены «ужасов», употребления наркотиков и убийства. Эти увлечения сигналят о нарастающей агрессивности подростков, а также о недостатке родительского внимания.

Кино имеет колоссальное значение в развитии мировой культуры, ведь существует множество фильмов с самыми разными жанрами и направлениями. Это могут быть исторические или документальные фильмы, учебные фильмы, которые воссоздают историю, а также рассказывают о важных открытиях и научных исследованиях.

Хорошо известен тот факт, что человек большую часть информации воспринимает через зрение. Поэтому, можно с уверенностью утверждать, что кино способствует развитию образования.

Тем более, что в наше время, большинству из нас не составит труда зайти на какой-нибудь интернет-портал и просмотреть нужный фильм онлайн, а не в кинотеатрах.

Конечно, для кинотеатров это большой минус, но для людей это только удобство. Ведь современные люди всегда в движении, поэтому могут посмотреть свой любимый фильм только в свободное время, которого постоянного не хватает.

Результаты опроса

Да-92,4%

Нет-7,6%

Каждый день-69,3%

Раза два в неделю-21%

Несколько раз в месяц-9,7%

Зарубежное-73,8%

Отечественное-26,2%

1балл-29,9%

2балла-17%

3балла-6,3%

4балла-16,1%

5баллов-30,7%

1балл-7,9%

2балла-11,3%

3балла-20,9%

4балла-29,3%

5баллов-30,6%

Ужасы-19,1%

Кинокомедия-13%

Фантастика-26,9%

Детектив-14%

Боевик-21,6%

Драма-5,4%

Да-94,6%

Нет-5,4%

Отдохнуть-54,1%

Узнать что-то новое для себя-28,2%

Развлечься с друзьями-17,7%

Сюжет-72,3%

Графика-27,7%

У себя дома-67,6%

У своих друзей-19,3%

В кинотеатре-13,1%

Никак-13,8%

Вдохновил на новые идеи и поступки-63,2%

Читайте также:  Просвещение мирового уровня

Негативно-23%

Сюжет-28,6%

Спецэффекты-21%

Эмоциональность героев-18,2%

Качество съемки-32,2%

На последний и очень важный вопрос, такой как : что по вашему мнению необходимо изменить в кинематографе? Большинство участников опроса ответили, что стоит взять во внимание более реалистичные спецэффекты. Так же задуматься о сюжете, пытаясь поменять его более в лучшую сторону.

Существует довольно большое количество фильмов, освещающих темы добра и зла, любви и ненависти, войны и справедливости.

Проведя исследование, выявили то, что в большей степени молодежь увлекается следующими видами жанров кино: ужасы, фантастика и боевики. Но большинство таких кинокартин, не соответствуют нравственным, эстетическими этическим нормам. В них присутствуют сцены насилия, жестокости.

Кинематограф пытается показать обществу, как он считает современный мир. Исходя из этого, молодым людям навязывают другую реальность, и именно здесь идет психологическое воздействие, которое не всегда положительно влияет на развитие личности.

Очень важно, чтобы киноиндустрия, как отечественная, так и зарубежная, выпуская очередной шедевр, помнила не только об интересующих темах и проблемах молодежи, но и воспитании и образовании человека.

Вывод

Безусловно кинематограф играет важнейшую роль в жизни ребенка, подростка и взрослого человека. Если же брать в основу фильм, который иллюстрирует в себе добро и зло, то невольно зритель задумывается о выборе. Зачастую фильм влияет на мировоззрение зрителя и заставляет на время принять себя в роли любимого героя.

Благодаря большому выбору фильмов в различных жанрах, кинематограф дарит удивительные эмоции, что делает день зрителя удивительным и заставляет находиться в эмоциональном состоянии достаточно длительное время. И именно благодаря кинематографу у нас появляется культ на различные вещи, стиль или даже образ.

Кинематограф будет развиваться, но важнее всего то, в какую сторону… Ведь именно он в большинстве случаев способен изменить выбор в жизни зрителя. Важно учитывать все ценности общества и как можно больше двигаться в направлении улучшения сюжета фильма.

Действие кино на человека может быть как положительным, так и отрицательным. Вот, к примеру, когда мы смотрим комедию или выступление юмористов у нас возникают в основном положительные эмоции и улучшается настроение.

Ужасы, триллеры, боевики и многие другие подобного рода жанры, напротив, порождают в нас скорее негатив, нежели что-то положительное.

Как говориться в одном известном бестселлере: «Гнев, страх, ненависть — все это ведет на темную сторону силы…».

И дело не в том, что фильмы оказывают на нас какое-либо влияние — это неоспоримо; а в том, что мы погружаемся в придуманный автором «киномир» и начинаем чувствовать себя подобно героям, которые находятся по ту сторону экрана.

В заключение хочется сказать, что кино — это безграничный и многообразный мир, в котором актеры живут жизнью своих героев, порою увлекаясь так, что забывают про свою личную жизнь. Иногда кино развлекает, поднимает настроение; иногда заставляет задуматься и погрустить, но в любом случае оно делает нашу жизнь ярче, интереснее и, безусловно, краше. Так что смотрите кино и будьте счастливы!

Список литературы, использованной в ходе выполнения исследования

  1. Российский зритель хочет больше разного кино, но с комфортом: — (Электронный ресурс) http://snimifilm.com/post/rossiiskii-zritel-khochet-bolshe-raznogo-kino-no-s-komfortom

  2. Экспансия Голливуда в России: за и против: — (Электронный ресурс) http://snimifilm.com/post/ekspansiya-gollivuda-v-rossii-za-i-protiv

  3. Особенности кинопредпочтений современной молодежи: — (Электронный ресурс) https://nauchforum.ru/node/4919

  4. Влияние кинематографа на психику современной молодёжи: — (Электронный ресурс) http://nasha-molodezh.ru/career/methods/vlijanie_ kinematografa_na_psikhiku_sovremennoj_molodjozhi.html
  5. Влияние кино на воспитание и образование молодежи : — (Электронный ресурс) http://zlngrd.ru/clauses/32840.html
  6. Влияние кинематографа на молодежь: — (Электронный ресурс) http://readbookz.com/articles/article-vliianiie-kiniematoghrafa-na-molodiezh/
  7. Влияние кинематографа на формирование ценностей подростка : — (Электронный ресурс) https://prezi.com/5gxw7pij2ksr/presentation/
  8. Кино, как фактор влияния на людей : — (Электронный ресурс) http://lunchonthegrass.livejournal.com/213924.html

  9. Кино и его влияние на человека: — (Электронный ресурс) http://xquite.ru/life/rub/lkinview.php?id=1

15

Источник: https://multiurok.ru/files/sotsialnyi-proekt-vliianie-sovremennogo-kinematogr.html

Влияние отечественного кинематографа на формирование положительных душевных качеств у человека. Роль и актуальность «доброго кино» в наши дни

Колесник В.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад „Теремок”»

г. Муравленко

В одном из своих выступлений Николай Петрович Бурляев сказал: «От своего рождения, от изобретательных братьев Люмьер до наших дней перед кинематографом, перед режиссёрами всегда был выбор одного из двух путей: либо возвышать и просветлять человеческие души, помогать исполнению Промысла Божьего на земле, либо содействовать грехопадению человека, заниматься «доходным промыслом».

Отечественная кинематография с момента её зарождения  имела огромное значение на формирование личности человека. Черно-белое кино было частью культурной жизни общества того времени, отражая  жизнь людей, человеческие взаимоотношения.

Позже, с появлением звука и цвета, кино ещё теснее интегрировалось в жизнь общества. В фильмах экранизировались  произведения известных отечественных и зарубежных писателей, отображались исторические, политические, социальные  события.

Масштабные, незабываемые «Война и мир», «Анна Каренина», «Братья Карамазовы», «Тихий Дон», «Овод», «Земля Санникова», «Три мушкетера».

Кинематограф играл значимую роль в жизни людей:  он просвещал, воспитывал и информировал, заставлял думать и анализировать события, сравнивать поступки героев, определять, чья позиция ближе лично каждому.

  В качестве одного из важных инструментов коррекции представлений молодых людей о жизненном пути, признанные отечественные киношедевры, играют ключевую роль. Анализ отечественного кино позволяет сделать вывод о том, что при всём разнообразии внешних обстоятельств и жизненных событий базовые сценарии внутренних трансформаций героев достаточно ограничены и могут сводиться к трём основным вариантам:

1)   сценарий с сохранением личностной целостности героя:

Жизненный путь героя складывается таким образом, что он проходит жизненные испытания, сохраняя исходную цельность и целостность своего духовно-личностного строения («Судьба человека» (С. Бондарчук, 1959), «Офицеры» (В. Роговой, 1971);

2)   сценарийс позитивной личностной трансформацией героя:

Жизненный путь героя сопровождается утратой старого Я и постепенным обретением новой, более позитивной с точки зрения традиционных норм и ценностей личной и социальной идентичности («Москва слезам не верит» (В. Меньшов, 1979).

3)   сценарии с негативной личностной трансформацией:

Под влиянием жизненных обстоятельств, главный персонаж приобретает явно «негативную идентичность», при этом его личные жизненные цели и ценности входят в конфликт с общечеловеческими нормами и ценностями («Летят журавли» (М. Калатозов, 1957),«Брат» (А. Балабанов, 1997).

Всё происходящее на экране  имело и имеет  значение, потому что несёт не только смысловую, но и нравственную нагрузку. Почему одни фильмы мы долго помним и всегда с удовольствием пересматриваем, получая эстетическое удовольствие? Иные же, даже до конца не досматриваем, теряя интерес к происходящему с первых кадров.

  Наверно, как правдиво поёт Сергей Трофимов в песне «Я привык улыбаться людям», «…нам ближе то, чем мы сами живём».  Принадлежу к поколению «рождённых в Советском Союзе», наше поколение воспитывалось на отечественных мультфильмах и кинофильмах.

В моей семье все глубоко убеждены: наше отечественное кино – самое духовное, нравственное, патриотичное! Самое  человечное, потому что жизненное.

За прожитых мною полвека я пережила такое множество ярких моментов, искренних чувств,  связанных с  нашим кино! Помню себя с трёх лет: полный дом соседей по вечерам – на нашей улице у нас у первых появился телевизор. Экран был небольшой, но сколько  с его помощью люди смогли увидеть.

Помню, как мои совсем юные родители, хоть и уставшие после работы,  убегали «в широкоформатное  кино»,  а бабушка вместе с нами их ждала, чтобы узнать о фильме главное – добро, победило зло? С упоением слушали рассказы о том,  как «наши победили», «как правда восторжествовала», «справедливость настигла».

Фильмы о войне обсуждались со слезами, ведь мои родители – дети погибших на фронте, оставшихся вечно молодыми  моих дедов. Мы из поколения внуков, видевших своих дедов только на бережно сохранённых, пожелтевших от времени фотографиях.

Невозможно забыть, как пронзительно звенела тишина, когда мы всей семьей смотрели «Балладу о солдате»… Когда мать Алёши бежала через пшеничное поле, то реально все бежали вместе с ней, и рыдали в голос, когда она смотрела вслед машине, увозившей её сына в бессмертие.

  До боли в сердце сопереживали, не сдерживали слёз, когда смотрели «Летят журавли», «Иваново детство», «Судьба человека», «Дом, в котором я живу», «Добровольцы», «Молодая гвардия», «Офицеры», « Горячий снег», «А зори здесь тихие…», «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики».

Что это? Глубокое чувство эмпатии, воспитанное семьёй и обществом? Душа? Генетическая память? Все вместе… Потому что это наше и про нас! Сколько бы ни  смотрели «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Судьба», «Любовь земная» – это настоящий феномен, знаешь весь фильм наизусть, но смотришь, как будто в первый раз! Эпохальное кино! Какие судьбы! Какие характеры! Такое кино настолько близко каждому из нас, что ощущение сопричастности к происходящему не покидает на протяжении всего просмотра! Мы знаем наизусть фильмы: «Чапаев» и «Александр Невский», «Волга – Волга» и « Весёлые ребята», «Рожденная революцией» и «Как закалялась сталь». Чувство гордости за свою страну, вера в справедливость, восхищение силой духа народа своего, вера в победу добра – такие ощущения вызывает отечественное кино того времени.

Будучи детьми, каждую неделю с нетерпением ждали передачу «В гостях у сказки», где демонстрировались наши незабвенные и любимые до сих пор: «Золушка», «Марья-искусница», «Морозко», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Варвара-краса, длинная коса», «Конек-горбунок». Сколько воспитательных моментов, сколько доброты, завораживающего волшебства в этих сказках!

Мультфильмы, это отдельная веха в нашем кинематографе. Это  то, без чего нельзя представить наше детство. Великолепные, высокохудожественные произведения.

Шедевры по произведениям русских  и зарубежных писателей, по  русским сказкам и сказкам народов мира:наполненные добротой и тонким юмором,  настолько притягательные, что моментально становятся любимыми у всех кто, их хоть раз посмотрел. От «Чебурашки» до «Жил-был пёс».

В наших мультфильмах заложено главное: «Если добрый ты, это хорошо, а когда наоборот – плохо!».

Почти тридцать лет работая в дошкольном образовании, констатирую: наши детские фильмы и мультфильмы – мощное воспитательное средство, они помогают воспитывать в детях лучшие качества – доброту, справедливость, смелость, честность, трудолюбие, дружелюбие и любовь к Родине. Это так необходимо нашим детям, внукам, нашему обществу.

Фильмы о любви,моими родителями обсуждались  менее  бурно, но мы замечали, как они нежно смотрели друг на друга, знали все песни из любимых фильмов.

До сих пор в нашей большой семье любимыми остаются: «Девчата», «Разные судьбы», «Приходите завтра!», «Высота», «Алёшкина любовь», «Весна на Заречной улице», «Дело было в Пенькове», «Когда деревья были большими», «Евдоким и Евдокия», «Большая семья», «Дело № 306», «Женщины», «Варькина земля», «Председатель», «Журавка», «Юркины рассветы».

Дороги и незабываемы образы положительных героев из фильмов: «Долгая дорога в дюнах», «Любовь и голуби», «Старшая сестра», «Мачеха», «Школьный вальс», «Калина красная», «Приезжая», «Мужики!», «Не могу, сказать, прощай», «Молодая жена», «Москва слезам не верит», «Двадцать лет спустя», «Вам и не снилось…». Вроде бы простые истории, но как тонко, прописаны образы, какие чувства вызывают поступки героев, какие отклики находят в душах! Чистота высоких отношений! От такого кино тепло на сердце, оно вселяет надежду  на то, что настоящая любовь  есть, и она всегда рядом.

    А  сколько доброты и искрометного  юмора в наших комедиях, лучшие из которых разобраны по цитатам. Искренний смех, до слез, до внутреннего чувства глубокой радости и душевного просветления.

 Высочайший юмор в сочетании с глубокой мудростью – в каждой знакомой нам с детства комедии: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «За двумя зайцами», «Максим Перепелица», «Иван Бровкин», «Иван Васильевич меняет профессию», «Полосатый рейс», «Двенадцать стульев», «Кавказская  пленница», «Королева бензоколонки»,  «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «Операция «Ы» и другие приключения  Шурика», «Джентльмены удачи»,  «Мимино», «Мы из джаза». Классика жанра! Во времена перестройки и после неё, таких светлых и душевных фильмов практически не было, по известным всем причинам. Чуть позже того «безвременья» вспоминаются только достойные фильмы Говорухина, Михалкова, Бондарчука, Тодоровского, Меньшова,  Рязанова, Хотиненко, Сокурова, имеющие духовно-нравственные ориентиры.

Читайте также:  Методика кактус для младших школьников: сущность и примеры использования

Можно ли сейчас в такой превосходной степени говорить о нашем современном кино?  К сожаленью, очень редко. Список таких картин будет коротким. Много чуждого, наносного, много крови, насилия,  откровенной грязи, зла и перебор со «спецэффектами».

Много подражательства и плохих ориентиров в форме  поклонения власти и богатству, грубой силе. В этом бурном потоке, не вся вода темная, есть и светлые струи.  Светлыми струями считаю фильмы «Тарас Бульба», « Остров», «Поп», «Мы из будущего», «Мы из будущего-2», «Туман».

В этих фильмах есть то, что позитивно влияет на формирование личности: способность к самопожертвованию, сила духа и веры, любовь к Родине.

В момент, когда Тарас Бульба в исполнении величайшего актера Богдана Ступки, будучи распятым на кресте и объятым пламенем,  кричит  о великой Руси и  силе православной веры, понимаем, насколько это актуально сейчас.

Или  когда, молодые парни при раскопках в местах сражений,попав в 1942 год, поняли главное – что значит отдать жизнь за Родину.

Очень показательной, воспитывающей сценой является финал фильма, когда один из героев, осознав всё произошедшее, камнем пытается стереть скинхедовскую татуировку на руке, в сознании героев произошёл перелом, они поняли, кому  обязаны  мирной жизнью  и как нужно жить, чтобы не повторились ужасы войны.  Фильм смотрели в кинотеатре, был аншлаг.

В зале никто не хрустел попкорном. Не посмел. Из зала люди выходили притихшие и задумавшиеся, многие, и мы в том числе, пошли ещё на один сеанс, так как хотелось ещё раз  увидеть преображение душ человеческих.  Слёз люди не стеснялись, человек ведь плачет от наличия души…

Отечественный кинематограф всегда шёл от позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда было   и остаётся любимым видом искусства нашего народа. …

Огромную роль оказывало и оказывает кино на воспитание, становление личности человека. Мы нуждаемся в позитивных героях, в настоящих поступках, в настоящей любви. Мы ждём доброго кино, добро должно быть в приоритете.

Мы за нравственные идеалы, за возвышение души человека. Дорогу доброму кино!

Источник: http://yamal-obr.ru/articles/vliyanie-otochestvennogo-kinematografa-n/

Роль кинематографа в становлении субъективной картины жизненного пути личности — Психология образования в XXI веке: теория и практика

Как заметили однажды в своем интервью бельгийские кинорежиссеры ж.-П. и Л. Дарденны, неоднократные обладатели наград Каннского фестиваля и других всевозможных престижных пре­мий, классики современного арт-хауса, кино вряд ли способно изменить человека, но оно должно к этому стремиться.

Один из ведущих теоретиков медиаобразования М. Маклюэн относит кино к «горячим» сред­ствам массмедиа, т. е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием и застав­ляют зрителя идентифицироваться с героями фильма, а иногда и с самой кинокамерой.

Специфи­ка кинозрелища – в его всестороннем воздействии на глубинные пласты сознания, в прорыве к ар­хетипам коллективного бессознательного. Собравшиеся вместе зрители и сегодня погружаются в этот мир сновидений, апеллирующий к бездонной и древней архаике нашего сознания, затрагива­ющий все струны души и одновременно отражающий самые злободневные проблемы современ­ности [3].

Стоит при этом упомянуть так популярные сейчас технологии 3D, полностью погружа­ющие зрителя в виртуальную реальность.

Так что же собой представляет сегодняшний кинематограф и каково его влияние на жизнь современного человека?

Обычно при попытке ответить на этот вопрос сразу вспоминают примеры негативного влия­ния кинематографа, в частности, взаимосвязь кинонасилия и насилия в реальной жизни.

Примеры преступлений, скопированных с медиапродукции, – довольно редкое явление, однако ввиду сенса­ционности подобных происшествий им обычно уделяется чрезвычайно много места и внимания в СМИ.

Различные государственные и негосударственные общественные организации (особенно родительские) как в нашей стране, так и за рубежом постоянно выступают с заявлениями, требую­щими ограничения насилия, буквально льющегося с киноэкранов.

Многие кинодеятели соглаша­ются с этими заявлениями, поддерживают их, что, однако, не мешает некоторым из них (например, Ф. Бондарчуку) производить кинопродукцию с элементами агрессии («Обитаемый остров»). Прав­да, несмотря на бытующее «правильное» общественное мнение, ученые до сих пор не могут отве­тить на вопрос о связи кинонасилия и проявления насилия в реальной жизни. В настоящее время существует несколько основных теорий, описывающих данную проблему:

  • социально-когнитивная теория обучения или теория имитации, которая подразумевает, что зритель (особенно ребенок) при определенных обстоятельствах обучается агрессивному поведе­нию киногероя и перенимает его у него (А. Бандура, Л. Берковец);
  • катарсическая теория, согласно которой просмотр и воображаемое участие в актах наси­лия снижают актуальность его реального применения (С. Фешбах, Р. Зингер);
  • теория десенсибилизации, сторонники которой утверждают, что регулярный просмотр сцен насилия делает кинозрителя все менее восприимчивым к жестокости на экране, в результате чего индивид с большей готовностью принимает насилие в реальной жизни (Р. Драбман, Т. Томас);
  • теория возбуждения, представители которой считают, что просмотр сцен насилия ведет к уси­лению возбуждения, которое в дальнейшем может перейти в агрессию (П. Танненбаум, Д. Зиллман);
  • теория дизингибиции, утверждающая, что по мере привыкания зрителей к сценам насилия и жестокости, особенно насилия, оправданного ситуацией или санкционированного обществом, ослабляется сдерживающее действие социальных санкций, направленных против совершения пра­вонарушений (Л. Берковец, Дж. Алиото);
  • теория стимулирования, базирующаяся на гипотезе, согласно которой просмотр насилия повышает у разочарованного зрителя готовность к агрессии (С. Комсток, Д. Фельсон);
  • теория торможения, подразумевающая, что сцены насилия должны вызывать страх перед собственной агрессивностью; это тормозит реальное агрессивное поведение (Б. Книветон);
  • теория отсутствия влияния, сторонники которой считают: все экспериментальные доказа­тельства того, что между потреблением кинопродукции, содержащей сцены насилия, и реальной агрессивностью есть взаимосвязь, являются очень слабыми (Р. Маквайр, П. Милавски) [1, с. 2].

В то же время возникает вопрос о свободе самовыражения в искусстве. Многие признанные шедевры кинематографа весьма щедро изобилуют убийствами, кровью, агрессией. Так, классиче­ский фильм Л. Бунюэля «Андалузский пес» начинается сценой разрезания глаза бритвой.

Причем эта сцена придумана С. Дали. И как можно исключить из истории кинематографа такие имена, как Ф. Коппола, М. Скорсезе, К. Тарантино, А. Куросава или А. Балабанов и даже С.

Эйзенштейн? Если вдуматься, фильмы этих режиссеров не воспевают насилие, а воспитывают отвращение к нему.

Отдельно стоит обсудить влияние кинематографа на детскую, подростковую и юношескую аудиторию, когда под воздействием просмотренных фильмов дети начинают играть в «Чапая», «Ти­мура и его команду», «Сашу Белого», «Шреков».

Так, агентство «ShanghaiDaily» сообщает, что, следуя примеру «Трансформеров», 14-летний мальчик пил бензин, чтобы стать таким же сильным и мощным, как его любимые герои.

Дети восприимчивы практически ко всевозможным влияни­ям извне, и, конечно же, родителям следует тщательно следить за их медиапросмотром и, в част­ности, кинорационом.

Кроме того, киноиндустрия не стремится идти против общественного мнения. Ассоциация кинопрокатчиков в США, ориентируясь на общество, ввела следующие возрастные кинопрокат­ные категории:

  • g (без возрастных ограничений);
  • Pg (рекомендуется присутствие родителей);
  • Pg-13 (лицам до 13 лет просмотр не желателен);
  • R (лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого);
  • NC-17 (лицам до 17 лет просмотр запрещен).

Сейчас американские кинопродюсеры с целью получения большой прибыли пытаются вклю­чить достаточно взрослые фильмы в детские рейтинги. По опросам российского портала kinopoisk. ru, фильмы категории R являются самыми популярными среди киноманов.

Наверное, бесполезно запрещать просмотр «неправильных» фильмов. Скорее, необходимо находить и преподносить молодежи «правильное» кино, не привносящее в личность и общество тенденции дестабилизации и разрушения, а напротив, выступающее фактором интеграции и лич­ностного развития.

Существуют многочисленные примеры использования кинематографа в реше­нии задач практической психологии. Так, основатель онтопсихологии А. Менегетти разработал про­ективный диагностико-терапевтический метод синемалогии, состоящий в совместном просмотре и обсуждении специально отобранных фильмов. Лондонский психотерапевт Б.

Вудер использовал собственную оригинальную методику для преодоления различных эмоциональных проблем: он ре­комендует своим пациентам смотреть специально подобранные художественные фильмы, в кото­рых герои справляются со сходными проблемами.

Подобным образом кинопродукцию можно ис­пользовать в работе с молодыми людьми, направленную на оказание помощи в личностном и про­фессиональном самоопределении, сопровождении выбора жизненного пути.

Отметим, что в качестве одного из важных инструментов коррекции представлений моло­дых людей о жизненном пути применимы не только признанные отечественные киношедевры, но и современные картины.

Анализ зарубежной и отечественной кинопродукции позволяет сделать вывод о том, что при всем разнообразии внешних обстоятельств и жизненных событий базовые сценарии внутренних трансформаций героев достаточно ограничены и могут сводиться к трем основным вариантам:

1) Сценарий с сохранением личностной целостности героя.

жизненный путь героя складывается таким образом, что он проходит жизненные испыта­ния, сохраняя исходную цельность и целостность своего духовно-личностного строения. Данные сценарии являются основой таких кинопроизведений, как «Форест Гамп» (реж. Р.

Земекис, 1984), «Достучаться до небес» (реж. Т. жан, 1997), «жизнь прекрасна» (реж. Р. Бениньи, 1997), «Проле­тая над гнездом кукушки» (реж. М. Форман, 1975), «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук, 1959), «Офицеры» (реж. В. Роговой, 1971), «Унесенные ветром» (реж. В.

Флеминг, Д. Кьюкор, 1939).

2) Сценарий с позитивной личностной трансформацией героя.

Жизненный путь героя сопровождается утратой старого Я и постепенным обретением новой, более позитивной с точки зрения традиционных норм и ценностей личной и социальной идентич­ности.

К данному типу сценариев, на наш взгляд, можно отнести следующие кинокартины: «Вла­стелин Колец» (реж. П. Джексон, 2001), «Король-лев» (реж. Р. Аллерс, Р. Минкофф, 1994), «Танцы с волками» (реж. К. Костнер, 1990), «Матрица» (реж.

Братья Вачовски, 1999), «храброе сердце» (реж. М. Гибсон, 1995), «Москва слезам не верит» (реж. В. Меньшов, 1979).

3) Сценарии с негативной личностной транформацией.

Под влиянием жизненных обстоятельств/событий главный персонаж приобретает явно «не­гативную идентичность», при этом его личные жизненные цели и ценности входят в конфликт с об­щечеловеческими нормами и ценностями.

В качестве образцов наиболее ярких кинематографиче­ских сценариев с негативной личностной транформацией, на наш взгляд, выступают «Леон» (реж. Люк Бессон, 1994), «Крестный отец» (реж. Ф. Коппола, 1972), «Реквием по мечте» (реж. Д. Аро­нофски, 2000), «Красота по-американски» (реж. С. Мэндес, 1999), «Летят журавли» (реж.

М. Ка­латозов, 1957), «Апокалипсис сегодня» (реж. Ф. Коппола, 1979), «Брат» (реж. А. Балабанов, 1997).

Отметим, что мы отобрали только те примеры медиапродуктов, в которых в явном виде при­сутствует личностная динамика, определяющая тип героя.

Эта динамика, вне зависимости от ее ценностной направленности, может быть достаточно сжатой во времени, например, при возник­новении события, вызывающего эффект быстрой, радикальной трансформации, или же она может выражаться в постепенном раскрытии духовного потенциала личности.

Все эти сценарии, по нашему мнению, являются достаточно наглядными пособиями для мо­лодых людей, планирующих свой жизненный путь, но их использование требует психологическо­го сопровождения, поскольку молодые люди часто просматривают фильмы поверхностно, ориен­тируясь только на внешние эффекты, нередко упуская истинный смысл кинопроизведения, зало­женный авторами.

Часто молодые люди сами признаются в необходимости получения четких кри­териев оценки смысла и содержания медиапродукции, поэтому современная психология должна разрабатывать востребованные сегодня в молодежной целевой аудитории специальные програм­мы формирования целостной субъективной картины жизненного пути личности в контексте осо­знанного выбора медиапродукции.

Источник: http://PsyJournals.ru/education21/issue/54472_full.shtml

Ссылка на основную публикацию